Статьи из журнала научного дети с зпр. Педагогическая работа с детьми с зпр

Томашевич Елизавета Станиславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.
Дата публикации: 11.05.2017
Раздел: дошкольное образование

ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Причины неуспеваемости учащихся в массовой общеобразовательной

школе рассматривались многими педагогами и психологами (М. А. Данилов,

Менчинская,

Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Л. С. Славина, Ю. К. Бабанский и др.).

В качестве таковых назывались: неподготовленность к школьному

обучению,

выступающая

социальная

педагогическая

запущенность;

соматическая

ослабленносгь

результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, не

исправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная

отсталость

(поскольку

значительная

умственно

отсталых

попадает в I класс массовой школы и лишь после годичного безуспешного

обучения

направляется

медико-педагогические

комиссии

специальные

вспомогательные

негативные

взаимоотношения

одноклассниками и учителем. Однако, с каждой из перечисленных причин

трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого

отношению

неуспевающим

школьникам, значительную часть которых (примерно половину) составляют

дети, с задержкой психического развития (ЗПР).

нарушения

развития

анализировались

исследователями, как М. С. Певзнер (1966). Г. Е. Сухарева (1974). М. Г.

Рейдибойм

Лебединская

констатируют связь между ЗПР и резидуальными (остаточными) состояниями

после перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в

раннем детстве слабовыраженных органических повреждений центральной

генетически

обусловленной

недостаточностью

головного

Слабовыраженная

органическая

недостаточность

значительному

замедлению

развития,

о собенно

сказывающемуся на психическом развитии детей. В результате к началу

обучения в школе у таких детей оказывается несформированной готовность к

школьному

обучению.

Последнее

включает

физическую,

физиологическую и психологическую готовность детей к осуществлению

отношению

дошкольного

деятельности,

Психологический

готовности

обучению

подразумевает

сформированность определенного уровня:

1. знаний и представлений об окружающем мире;

2. умственных операций, действий и навыков;

речевого

развития,

предполагающего

владение

довольно

обширным

словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и

элементами монологической речи;

4. познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах

и мотивации;

5. регуляции поведения.

Недостаточное знание детей этой категории и непонимание их

особенностей учителями массовой школы (даже теперь, когда школы для

детей с ЗПР входят в качестве особого типа в систему специальных школ),

неумение справиться с ними нередко приводят к отрицательному отношению

к ним педагогов и, как следствие, одноклассников, считающих таких детей

«тупыми», «бестолковыми». Все это приводит к возникновению у детей с

ЗПР отрицательного отношения к школе и учению и стимулирует их попытки

личностной компенсации в других областях деятельности, что находит свое

выражение в нарушениях дисциплины, вплоть до асоциального поведения. В

результате подобный ребенок не только сам ничего не получает от школы, но

оказывает

отрицательное

одноклассников.

В зарубежных исследованиях причинами нарушений познавательной

деятельности

определяются

влияющая

человека,

неблагополучные

появления

преждевременные

роды, маленький вес или кислородная недостаточность при родах и др.,

расценивались

повышающие

повреждения

головного мозга, а, впоследствии, познавательной активности (Ф. Блум, С.

К е р т и с

др.). При этом, Ф. Блум отмечает, что среда заключает в себе стимулирующий

способствует

интеллектуальному

развитию

компенсировать физиологический ущерб, причиненный в раннем детстве. К

условиям,

обуславливающим

психическое

развитие

недоедание,

отсутствие

медицинской

обращение с детьми и невнимание к их физическим нуждам (ребенок плохо

одет, неопрятен, никто не заботится о его безопасности), психологическая

запущенность (родители не разговаривают с ребенком, не проявляют к нему

теплых чувств, не стимулируют его развитие). На наш взгляд, такой средой

выступить

педагогическая

моделирует

коррекционную

психолого-педагогическую

поддержки

учащегося. Особую роль занимает слово учителя - общение с учащимся. По

справедливому

замечанию

надлежащее

произошло овладение речью, которое действует как пусковой механизм для

становления

корковых

кортикальная

предназначенная

связанных

способностей

подвергнуться функциональной атрофии. Эту взаимосвязь каждому учителю

необходимо учитывать в процессе развития познавательной деятельности

Данные психологических и нейропсихологических исследований

позволили

определенную

иерархию

нарушений

познавательной

деятельности у детей с ЗПР В более легких случаях в ее основе лежит

нейродина-мическая

недостаточность,

связанная

истощаемостью психических функций, что обусловливает низкую активность

познавательной

деятельности.

Снижение

познавательной

активности

опосредованно

развитие

формирование высших психических функций. Так, в исследованиях Т. В.

Егоровой

познавательная

активность

рассматривается

основных

недо ст аточной

п р о д у к т и в н о с т и

н е п р о и з в о л ь н о й

п а м я т и.

По данным А. Н. Цымбалюк (1974), низкая познавательная активность

источник

продуктивности

выполнении

интеллектуальных

отсутствия

интереса,

снижения

необходимого

уровня психического напряжения, сосредоточенности, от чего в значительной

успешность

интеллектуальной

деятельности.

Инертность

мыслительной деятельности детей с ЗПР, низкая активность рассматривается

исследованиях

определяющих

своеобразие

познавательной деятельности младших школьников данной группы.

Педагогическое

изучение

осуществляемое

комплексе

клиническими, патофизиологическими и психологическими исследованиями,

помогает глубже раскрыть закономерности и своеобразие их развития и на

определить

принципы,

средства

коррекционного

воздействия.

Специалисты,

занимающиеся

например Т. А. Власова, М. С. Певзнер (1973), указывают, что эти дети

обладают

отличающих

умственно

отсталых.

Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне

своего возраста, способны воспользоваться оказываемой помощью, умеют

осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи

и выполнить множество других заданий.

В то же время у этих учащихся отмечается недостаточная

познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и

истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро

наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие

чего у учащихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они

удерживают

продиктованное

предложение,

забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, нередко

механически

манипулируют

оказываются

неспособными

результаты

действий,

представления об окружающем мире недостаточно широки. Дети с ЗПР не

сосредоточиться

подчиняться

школьным

правилам, у многих из них преобладают игровые мотивы.

Познавательная активность и обучаемость - свойства личности,

неразрывно

связанные

активности

учащегося

возможно

успешное

усвоение

использованием

эффективных

способов их добывания и применением к решению новых задач. В усвоении

знаний участвуют процессы восприятия, памяти, мышления. Владение этими

психическими процессами опять-таки предполагает в качестве необходимого

проявление

активности

личности

свойства

(неразрывно

связанного

активностью),

называть

саморегуляцией.

Иными словами, овладеть психической деятельностью - это значит научиться

произвольно управлять ею. В исследованиях дефектологов и специалистов в

педагогической

психологии

констатировалась

сниженная

продуктивность детей с задержкой развития, проявляющаяся в различных

видах психической деятельности - в процессах восприятия, запоминания,

мышления (как словесного, так и невербального). Как показало изучение

устойчивой

неуспеваемостью

большинство

инертность мышления проявляется у них в разных формах. При обучении у

формируются

малоподвижные,

ассоциации,

воспроизводимые

неизменном

Подобные

ассоциации

поддаются перестройке. При переходе от одной системы знаний и навыков к

другой дети с ЗПР склонны применять старые, уже отработанные способы, не

видоизменяя их. И даже если они усвоили различные системы знаний и

способы действия с ними, то бывает достаточно повторного решения каких-

продолжали повторять примененные способы (несмотря на то, что новые им

известны).

Подобные

свидетельствуют

трудности

переключения с одного способа действия на другой и могут рассматриваться

с и м п т о м ы

и н е р т н о с т и

м ы ш л е н и я.

Особенно ярко это качество мыслительной деятельности проявляется

при работе с проблемными задачами, требующими самостоятельного поиска

способов решения. Вместо осознания задачи (анализа и синтеза исходных

данных и искомого результата), вместо поиска адекватных способов решения

осуществляется

репродуцирование

наиболее

привычных

способов.

Фактически

происходит

отчетливое

осознание

поставленной

подчинение

выполняемых

действий

является

необходимой предпосылкой саморегуляции. Систематическая подмена задач

привычными)

свидетельствует

отсутствии

школьника

регуляции

собственных

действий,

особенностях его мотивации - стремлении избегнуть трудностей и ошибок.

Неумение мыслить сочетается в этих случаях с нежеланием мыслить, Уход от

решения интеллектуальных задач лишает ребенка возможности упражнять

свой ум, а тем самым отрицательно отражается на его развитии, усиливая

феномен задержки.

Умение осуществлять саморегуляцию, подчинять свою деятельность

поставленной задаче, планировать свои действия на достижение результатов,

непрерывно

осуществлять

самоконтроль,

позволяющем

исправлять

окончания

проверять

правильность

полученного результата-все это показатели познавательной деятельности,

особенности

задержкой

развития

наблюдается

ослабление

регуляции

процесса учения. Если даже задача «принята», то возникают трудности при

ее решении, поскольку не анализируются ее условия в целом, не намечаются

в умственном плане возможные ходы решения, полученные результаты не

подвергаются

контролю,

допущенные

исправляются.

осуществляется самоконтроль и после получения результата. При требовании

произвести

проверку

выполняют

определенные

действия, не соотнося результат и способы его получения с требованиями и

д а н н ы м и

п р е д ъ я в л е н н о й

з а д а ч и.

Как известно, психофизические особенности и своеобразие

познавательной

деятельности

обуславливают

недостаточную

готовность их к обучению в школе. Запас знаний и представлений старших

дошкольников об окружающем мире ограничен. Они плохо осведомлены

даже в отношении тех явлений, с которыми неоднократно встречались в

сезонные

изменения

различные признаки конкретных предметов и др. Дошкольники с ЗПР не

имеют многих элементарных математических знаний, умений и навыков,

необходимых

обучения.

Представления

предметно-

количественных

отношениях,

действия

разнообразными

совокупностями и практические измерительные навыки сформированы у них

недостаточно.

удовлетворяет

потребности

повседневного

нарушений

произношения,

л е к с и к и

г р а м м а т и ч е с к о г о

о д н а к о

отличается

бедностью

синтаксических

конструкций.

недостаточно

фонематический

характерны

затруднения

понимании

художественных

произведений,

причинно-

следственных и других связей.

У подавляющего большинства учащихся к моменту поступления в

наблюдается

элементарных

трудовых

навыков, например, в работе с бумагой, конструктором, в самообслуживании

отмечаются моторные затруднения. Поступающие в школу дети отличаются

физической

ослабленностью,

утомляемостью,

наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки.

Познавательная

деятельность

школьников

опирается

определенный

развития

психических

процессов:

восприятия,

внимания,

особенности.

Недостаточность

восприятия

обусловлена

несформированностью

интегративной деятельности мозга и, прежде всего нескольких сенсорных

систем (зрительной, слуховой, осязательной). Известно, что интегративность

Это взаимодействие различных функциональных систем-является основой

психического развития ребенка. В связи с недостаточностью интегративной

деятельности

затрудняются

узнавании

непривычно

представленных предметов (перевернутые или недорисованные изображения,

схематичные

контурные

рисунки),

соединить

отдельные

детали рисунка в единый смысловой образ. Эти специфические нарушения

восприятия у детей с задержанным развитием определяют ограниченность и

ф р а гм е н т а р н о с т ь

п р ед с т а вл е н и й

о к руж а ю щ е м

Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР

проявляется и в так называемых сен сомоторных нарушениях, что находит

свое выражение в рисунках детей. При рисовании по образцу геометрических

фигур они не могут передать форму и пропорции, неправильно изображают

соединения.

рисунках

диспропорция

некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют.

Единой из основных особенностей у детей с ЗПР является недостаточность

образования

отдельными

перцептивными

двигательными

функциями.

При ЗПР наблюдается выраженное нарушение у большинства из них

функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливающаяся по

выполнения

свидетельствует

повышенной

психической

истощаемости ребенка, Для многих детей характерен ограниченный объем

внимания, его фрагментарность. Эти нарушения внимания могут задерживать

процесс формирования понятий. Одной из частых особенностей нарушения

внимания

является

недостаточная

концентрация

существенных признаках. В этих случаях при отсутствии соответствующей

коррекционной

отмечаться

недоразвитие

мыслительных

операций.

Нарушения

внимания

особенно

выражены

двигательной

расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т. е. у детей с

гиперактивным поведением.

Для многих детей с ЗПР характерна своеобразная структура памяти. Это

проявляется

продуктивности

непроизвольного

запоминания. Однако и она всегда ниже, чем у нормально развивающихся

сверстников, что связано с более низкой познавательной активностью этих

детей. Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значительной

слабостью

регуляции

произвольной

деятельности,

недостаточной

целенаправленностью,

несформированностью

самоконтроля.

Дети с задержкой в развитии отличаются, как правило, эмоциональной

неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу,

им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Группа

детей с ЗПР крайне неоднородна. У одних из них на первый план выступает

замедленность

становления

эмоционально-личностных

характеристик

произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере

выражены

различными

инфантилизма.

Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного возраста

и в начальной школе. У этих детей задержано формирование личностной

готовности

обучению,

формируется

ответственности,

критичности

поведению.

приветливы, общительны, часто повышенно оживлены, крайне внушаемы и

подражательны,

поверхностны

неустойчивы.

Таким образом, анализ исследований показал, что по ряду качественных

количественных

показателей

задержкой

психического

развития

(ЗПР) занимают промежуточное положение между умственно отсталыми и

нормально

развивающимися

психическим

проявлениям

неодинаковы.

характер

зависят от причин, которые обусловили задержку от наличия или отсутствия

органического

поражения

сочетания

первичного

вызванных

отклонений

развитии.

Практически

учащихся, обучающихся в школе для детей с ЗПР, имеется органический

различной

выраженности

этиологии.

Развитие

психических функций у детей с ЗПР происходит замедленно и искаженно.

Наиболее

нарушенными

оказались

характеристики

деятельности

(целенаправленность,

контроль,

совмещение

предметной

деятельности), аффективно-личностная и интеллектуальная сферы. Развитие

познавательной

деятельности

представляет

учащийся

самостоятельно

окружающий

усваивает

получения информации о нем, преобразования и переконструирования. При

обучении

ослабленную

неустойчивое

внимание,

импульсивную,

недостаточно

целенаправленную

деятельность,

этот вопрос становится еще более актуальным.

Список литературы:

1. Границкая, А. С. Научить думать и действовать / А. С. Границкая. - М.,

2. Гузеев, В, В. Лекции по педтехнологии / В. В. Гузеев. - М., Знание, 1992,

3. Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей / М. Доналдсон, - М.:

Педагогика, 1985,

4. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков, - М., 1990.

5. Истомина, 3. М. Развитие памяти в дошкольном возрасте: Автореф. докт.

дис. / 3. М, Истомина. - М., 1975.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Когда речь идет о детях с проблемами в развитии особую важность приобретает проблема развития памяти. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. У таких детей преобладает игровая деятельность. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.

Проблемой изучения особенностей памяти дошкольников с задержкой психического развития занимались ученые Т. А. Власова, Л.С. Выготский, М. С. Певзнер, В.И. Лубовский и другие психологи и педагоги.

Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

У детей с задержкой психического развития происходят те же новообразования памяти, что и у нормально развивающихся дошкольников, но с отставанием на два, три года. Так если у нормально развивающихся детей саморегуляция процессов запоминания и воспроизведения к пяти, шести годам уже сформирована, то у детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процессов запоминания и в младшем школьном возрасте .

Так, в исследованиях Л.С. Выготского отмечено, что у детей с задержкой психического развития замедляется темп запоминания предложенной им новой информации, непрочное сохранение и неточное воспроизведение материала .

В своих работах Т.В. Егорова говорит о том, что у детей непроизвольная, механическая и непосредственная память преобладает над опосредованной, произвольной, логической .

Очень важно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Но не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Не понимая поставленной перед ними задачи, дети с ЗПР не могут применить специальные приемы заучивания (проговаривание вслух, повторное называние, группировка материала), продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию .

На основе теоретического анализа научной теоретической литературы по проблеме нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 56 «Гусельки» города Тамбова. В исследование принимали участие 5 детей. Согласно протоколу городской психолого-медико-педагогической комиссии у всех детей стоял диагноз: задержка психического развития. Дети обучаются в старшей группе. Для изучения памяти у дошкольников с ЗПР был адаптирован комплекс методик. Целью исследования являлось изучение особенностей развития памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Методика «Пять картинок», направлена на исследование формирования образной памяти - узнавание предметных изображений, а также изучение словесной памяти - запоминание слов написанных на карточках.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили, что память у детей с ЗПР имеет свои особенности.

Рисунок 1. Результаты изучения особенностей развития образной памяти детей с ЗПР по методике «Пять картинок»

17% детей получили 1 балл по методике «Пять картинок».

33%детей получили 2 балла по методике «Пять картинок»;

50% детей получили 3 балла по методике «Пять картинок».

Таким образом, по методике «Пять картинок», мы выявили, что дети с ЗПР имеют особенности. Замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии не даёт детям с ЗПР менее точно и длительно хранить наглядный материал. У них возникают трудности словесного опосредования, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов. Кроме того, у таких детей происходит замедление процесса формирования понятий, резко искаженно произношение, ограничен запас слов.

Рисунок 2. Результаты изучения особенностей развития слуховой памяти детей с ЗПР по методике «10 слов»

14%получили 2 балла по методике «10 слов»;
43% получили 3 балла по методике «10 слов»;

43%% получили 4 балла по методике «10 слов».

Таким образом, по методике «10 слов», мы выяснили, что дети с ЗПР не очень хорошо запоминают слова на слух. Они часто называют слова синонимы, не замечая ошибок. Воспроизведение слов по порядку для них так же затруднительна.

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей. Обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети.

Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти. Но зрительная память нарушена в меньшей степени.

1. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003.

2. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. - М.: 1979.

3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления детей, отстающих в развитии. - М.: «Педагогика» 1973.

4. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и мышления детей с пониженной обучаемостью.- М.: «Педагогика» 1971.

Анастасия Влас
Статья «Дети с задержкой психического развития»

Дети с задержкой психического развития представляют собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера.

(сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого -педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций , то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем : развитие мышления , памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня агрессии и тревожности.

1. В сенсорно – перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной, неполноценность зрительно – пространственной, вербально – пространственной ориентированности.

2. В психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушение координации движения.

3. В мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез, снижение уровня логичности и отвлечённости мышления, трудности перехода к абстрактно – логическим формам мышления.

4. В мнемической форме – преобладание механической памяти над абстрактно – логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объёмов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию.

5. В речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

6. В эмоционально – волевой сфере – незрелость эмоционально – волевой деятельности, инфантилизм. Нескоординированность эмоциональных процессов.

7. В мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия. Дезадаптивность побуждений и интересов.

8. В характерологической сфере – усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышения вероятности психопатоподобных проявлений .

К. С. Лебединская выделила следующие типы задержки психического развития :

По типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма ;

Соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма) ;

-психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация );

Церебрально-органического генеза.

Задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизической инфантилизм ): на первый план в структуре нарушения выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей характерны аффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции и т. п. Инфантильность психики ребенка часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от учебной, даже в школьном возрасте. Незрелость психики сочетается с субтильным, гармоничным телосложением. Этим детям рекомендуется комплексная коррекция развития педагогическими и медицинскими средствами.

У детей с ЗПР конституционального происхождения отмечается наследственно обусловленная парциальная недостаточность отдельных функций : гнозиса, праксиса, зрительной и слуховой памяти, речи.

Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с хроническими соматическими заболеваниями сердца, почек, эндокринной системы и др. Эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности. Для детей с ЗПР соматогенного генеза характерны явления стойкой физической и психической астении , что приводит к снижению работоспособности и формированию таких черт личности, как робость, боязливость, тревожность. В условиях гипо- или гиперопеки у детей нередко возникает вторичная инфантилизация, формируются черты эмоционально-личностной незрелости и т. п.

При обследования детей с ЗПР данного типа особое внимание необходимо обращать на состояние психических процессов : памяти, внимания, мышления, а также на физическое развитие (уровень развития общей , тонкой моторики, координированность движений, переключаемость и т. д.). Поскольку ослабленный организм ребенка с ЗПР соматогенного генеза не позволяет ему выполнять работу в ровном, запланированном темпе, педагогам и психологам необходимо выявить момент активности ребенка, определить степень нагрузки, создать оптимальные условия для соблюдения охранительного режима как в дошкольном образовательном учреждении (детском саду, детском доме, так и в условиях семейного воспитания.

Задержка психического развития психогенного генеза . При раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов у ребенка могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере , что приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию личности . В данном случае на первый план выступают нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Дети с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающем миром : не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Однако эти проблемы не носят органического характера, причина, скорее всего, кроется в том, что ребенок этому «не научен» . К данной группе часто относятся дети , воспитывающиеся в условиях депривации.

При обследовании детей с ЗПР психогенного генеза следует обратить особое внимание на поведение, отношение к обследованию, установление контакта, нацеленность на восприятие предлагаемого материала, особенности внимания, памяти и речи.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Для нее характерны выраженные нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. Установлено, что при данном варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и различной степени повреждения ряда психических функций . В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей :

1. Дети с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, то есть в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и недоразвитие познавательной деятельности (выявляется негрубая неврологическая симптоматика) . При этом отмечается недостаточная сформированность , истощаемость и дефицитарность высших психических функций , ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей;

2. Дети со стойкими энцефалопатическими расстройствами, парциальными нарушениями корковых функций. В структуре дефекта у таких детей преобладают интеллектуальные нарушения, нарушения регуляции в области программирования и контроля познавательной деятельности.

Прогноз коррекции ЗПР церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и возрастной динамики их развития (И. Ф. Марковская) . Для детей характерны недоразвитие сложных форм зрительного восприятия, замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации, неспособность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания, бедность и недостаточность сферы образов-представлений, специфические особенности познавательной деятельности. У таких детей отмечается замедленное структурно-функциональное созревание левого полушария, изменение механизмов функциональной специализации полушарий и межполушарного взаимодействия (Л. И. Переслени, М. Н. Фишман) .

По уровню развития наглядных форм мышления данная группа детей приближается к умственно отсталым сверстникам, а имеющиеся у них предпосылки словесно-логического мышления приближают их к возрастной норме (У. В. Ульенкова) .

Задержка психического развития церебрально-органического генеза с трудом преодолевается в дошкольный период. Как правило, дети данной группы продолжают свое обучение в коррекционных школах VII вида.

Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющие генетически обусловленную недостаточность головного мозга.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы деятельности этих детей.

Эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающими детьми. Они не могут полностью охватить предмет со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнавать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Это ограничивает возможности наглядно –образного мышления, что можно увидеть при использовании таких методик как: «Перцептивное моделирование», «Рыбка».

Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти (методика «10 слов»).

У детей с ЗПР снижен интерес к познавательным заданиям. Дети пытаются «уйти» от заданий, заговаривают на другую тему. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности.

Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР – инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

ЗПР встречается значительно чаще других, более грубых нарушений онтогенеза. В результате многочисленных исследований выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых имеет свою структуру и особенности. Различной бывает и степень задержки. Чем раньше она выявляется тем больше возможностей скорректировать имеющие недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для каждого ребенка эта помощь сугубо индивидуальна.

Роль психолога в коррекции психического развития детей, имеющих сочетанные нарушения (речевые и интеллектуальные), очень велика. На него возлагают надежду и воспитатели и логопеды, ожидая конкретной помощи в коррекции умственной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника. Психолог зачастую выступает инициатором объединения усилий всех участников коррекционного процесса (в рамках медико-психолого-педагогического консилиума или другой формы взаимодействия специалистов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с задержкой психического развития.

Психологическое сопровождение детей

с ЗПР.

Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющие генетически обусловленную недостаточность головного мозга.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально – волевой сферы деятельности этих детей.

Эффективность восприятия у детей с ЗПР снижена по сравнению с нормально развивающими детьми. Они не могут полностью охватить предмет со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнавать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Это ограничивает возможности наглядно –образного мышления, что можно увидеть при использовании таких методик как: «Перцептивное моделирование», «Рыбка».

Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного запоминания и небольшим объемом кратковременной и долговременной памяти (методика «10 слов»).

У детей с ЗПР снижен интерес к познавательным заданиям. Дети пытаются «уйти» от заданий, заговаривают на другую тему. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей деятельности.

Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР – инертность. Они с большим трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения – на другой.

ЗПР встречается значительно чаще других, более грубых нарушений онтогенеза. В результате многочисленных исследований выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых имеет свою структуру и особенности. Различной бывает и степень задержки. Чем раньше она выявляется тем больше возможностей скорректировать имеющие недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для каждого ребенка эта помощь сугубо индивидуальна.

Роль психолога в коррекции психического развития детей, имеющих сочетанные нарушения (речевые и интеллектуальные), очень велика. На него возлагают надежду и воспитатели и логопеды, ожидая конкретной помощи в коррекции умственной и эмоционально-волевой сфер личности дошкольника. Психолог зачастую выступает инициатором объединения усилий всех участников коррекционного процесса (в рамках медико-психолого-педагогического консилиума или другой формы взаимодействия специалистов).


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!