Конспекты занятий для детей младшего дошкольного возраста «Наблюдение за аквариумными рыбками. Конспект ОД в старшей группе на тему «Рыбы

Конспект открытого занятия в старшей/подготовительной группе по теме «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная:

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Предварительная работа:

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

(Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

ГБОУ СОШ № 1375

Дошкольное отделение

Структурное подразделение №4

Конспект открытого занятия

в старшей/подготовительной группе

Создание образа аквариума с уникальными рыбками. Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Рыбки в аквариуме»

Воспитатель: Лисицкая Елена Николаевна.

Тип занятия: Обобщение и закрепление знаний и умений.

Вид деятельности: Тематическое занятие.

Цели:

Создание образа аквариума с уникальными рыбками.

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Задачи:

Образовательные : закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие : развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.

Воспитательные : воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.

Беседы о жизни морских и речных рыб.

Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два ».

Уход за аквариумом: промывание растений, камешков.

Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

Зарисовки водорослей и рыб натуры, рисование по представлению; приготовление и дегустация рыбных блюд и блюд из морской капусты.

Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Литература: Т.Г. Казакова, Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. И. А. Лыкова, Программа художественного воспитания, обучение и развитие детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

Музыка: «Аквариум» Сен-Санс.

Материалы и оборудование:

Для педагога: аквариум, иллюстрации с изображениями рыб, детские работы с аквариумами, выполненные различными художественными материалами, мультимедийное оборудование, подборка слайдов диковинных рыб и водных обитателей, доска магнитная, музыкальный центр.

Для детей: мольберты, планшеты, заготовки круглого аквариума формат А4 или А3, прикрепленного к планшету скотчем, гуашь, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры, рыбки, украшенные детьми заранее разных цветов, клей – карандаш.

План:

1. Организационный момент – 2 мин.
2. Эвристическая беседа – 6 мин.
3. Творческая поисково-экспериментальная работа – 10 мин.
4. Динамическая пауза – 2 мин.
5. Итог занятия:
а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.
б) самоанализ – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

П.: Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

2. Эвристическая беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбки плавают в нём?
Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

П.: Дети, а теперь посмотрите сюда. Педагог подводит детей к телевизору и показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую.
А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)
Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,
Не поет, не рычит, не урчит.
Не пойму почему, вот беда.
Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на
другие.

5. Физминутка

Рыбки весело играют
В синей солнечной воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.
Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. (По ходу работы)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которые мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.
Дети приклеивают рыбки на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, давайте подарим их нашим гостям на память о нашем занятии. До встречи на следующем занятии.


Организация: МБДОУ МО «Детский сад № 161»

Населенный пункт: г. Краснодар

Задачи:

Коррекционные:

Расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;

Совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);

Развитие связной речи;

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;

Развитие наблюдательности, мышления;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

Согласование прилагательных с существительными;

Образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

Закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

Повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать

Оборудование:

Магнитная доска, буквы, игра «Магнитные рыбки», картина «Аквариумные рыбки», фланелеграф, плоскостные изображения аквариумных рыб, разрезные картинки с разными рыбами.

Действующие лица: клоун Барбарискин,

Ход занятия:

Логопед: Ребята сегодня к нам пришел в гости добрый и веселый клоун зовут его – «Барбарискин». Он очень хотел познакомиться с вами, но сейчас Барбарискин очень грустный и печальный, потому что у него беда. Его пригласила в гости на день рождения лучшая подруга «Вафелька», ей очень нравятся «аквариумные рыбки». И Барбарискин хочет подарить ей рыбок, да только не знает ничего про них.

Дети давайте поможем «Барбарискину»?.

Дети: Да!

Логопед: Расскажем «Что может делать рыбка?»

Дети по одному называют слово действие и садятся на свое место (плавать, дышать, спать, открывать рот и т.д.).

Логопед: А сейчас отгадайте загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы –

Знаменитые плавцы.

(Картинка аквариума)

Дети: Аквариумные рыбки

Логопед: Кто живет в аквариуме?

Дети: Там живут рыбки.

Логопед: рыбки, которые живут в аквариуме, как называются?

Дети: Аквариумные рыбки.

Логопед: Давайте все вместе перечислим Барбарискину аквариумных рыбок, которых мы знаем. (логопед показывает картинки рыб).

Дети: Меченосец, золотая рыбка, сомик, гуппи и т.д.

Логопед: Ребята, а почему их называют рыбками? Как вы думаете?

Дети: Потому что они живут в воде.

Логопед: Правильно, они живут в воде, у них есть голова, туловище, хвост, плавники, жабры, которыми они дышат под водой, и их тело покрыто чешуей.

Логопед: А почему мы называем их не рыбами, а рыбками?

Дети: Потому что они очень маленькие.

Логопед: А давайте вместе с Барбарискиным сходим в зоомагазин и познакомим его с рыбками.

Дети: Давайте!!!

Логопед вместе с детьми проходят к заранее подготовленному фланелеграфу.

На фланелеграф выставлены картинки (аквариум, рыбки).

Игра «Отгадай рыбку».

Ярко-красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется…… (Меченосец)

(Н.В. Нищева)

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Это рыбка не простая.

Рыбка эта…. (Золотая)

(Н.В. Нищева)

Логопед: Как здорово ребята! Мы с вами узнали и отгадали рыбок, которые находятся в нашем зоомагазине.

Логопед: Нам нужно возвращаться в детский сад, и для того чтобы обратно дорога была веселей физкультминутку выполняй скорей!

Физкультминутка «Аквариум» (Работа над координацией речи и движений, развитие подражательности).

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

Плавные повороты туловища вправо влево и наоборот.

(Н.В. Нищева)

Логопед: А теперь давайте научим Барбарискина как ласково можно назвать рыбку или ее часть:

Игра «Назови ласково».

Например: рыба – рыбка.

Голова, хвост, плавник, ус, чешуя

Логопед: Барбарискин! Сколько рыбок ты хочешь подарить «Вафельке»?

Барбарискин: Одну. Но самую красивую!

Логопед: Наши ребята могут тебе в этом помочь. Посчитать наших рыбок.

Игра «1, 3, 5».

Например: Одна рыбка, три – рыбки, пять – рыбок и т.д.

Рыбка, хвост головка, плавник, ус, сомик.

Барбарискин: Ребята помогите мне для «Вафельки» разобрать слова «Сомик», «Гуппи»»?

Логопед: Конечно Барбарискин мы все вместе поможем тебе. «Сомик» - назовите звук, который стоит в конце этого слова ([к]). Найдите букву в слове «Гуппи» - назовите согласный звук, который стоит в середине слова ([п]). Найдите букву в слове.

Барбарискин: Ой ребята спасибо большое за помощь! Сам бы я не справился с таким сложным заданием. Вы настоящие друзья!

Итог занятия

Дополнительное задание: «Назови рыбку и посели ее в аквариум».

Логопед раздает детям разрезные картинки с разными рыбами (речные, морские, аквариумные). И выставляет на фланелеграф картинку с аквариумом.

Дети выбирают аквариумных рыбок, называют и крепят к картинке «аквариум» на фланелеграфе.

Барбарискин: Ура! Спасибо вам ребятишки. Теперь я точно знаю, какую рыбку я подарю на день рожденья «Вафельке», она очень ей понравится.

Логопед: Если не секрет, а какую рыбку ты хочешь подарить ей Барбарискин?

Барбарискин: «Золотую рыбку». Говорят она еще может желания исполнять. Ну все побежал в зоомагазин. До свиданья ребята.

Список литературы

Список литературы

1.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под редакцией О.С. Ушаковой. – М. ТЦ Сфера, 2004.

2.Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

3.Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия «Вместе учимся, играем»).


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ»

ТЕМА:АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ в речке

Программные задачи: Учить детей лепить рыбок, пользуясь схемой последовательности работы. Формировать умение украшать готовое изделие методом «штамповки». Ориентировать на поиск гармоничных сочетаний форм. Развивать комбинаторские способности. Закреплять навыки аккуратной лепки. Воспитывать эстетические чувства: учить созерцать красоту окружающего мира.

Коррекционно-речевые задачи: Активизировать словарь по лексической теме. Упражнять в подборе однородных определений, составлении эмпатийного рассказа. Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать общую и мелкую моторику.

Материал: Аквариум, изготовленный из пластиковой бутылки, внутри которого камушки, водоросли, улитки из пластилина; пластилин; стеки; штампы из бросового материала; дощечки; дидактическая игра «Аквариум»; схема последовательности работы; геометрические фигуры из цветного картона, музыкальное сопровождение.

I Вводная часть

1. Организационный момент

Педагог: Ребята, отгадайте загадку: На окошке пруд,

В нем рыбешки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков.

Дети: Аквариум.

2. Предварительная беседа

Педагог: Ребята посмотрите что у меДети: Камушки, улитки, ракушки, водные растения.

Педагог: Кого же здесь не хватает?

Дети: Рыбок.

Педагог: Каких аквариумных рыбок вы знаете? (Дети называют, а педагог выставляет названных рыбок в нарисованном аквариуме - игра «Аквариум»)

Педагог: Чем они отличаются от обычных речных рыб?

Дети: Маленькие, яркие, пестрые, на их теле разноцветные пятнышки и полоски.

Педагог: Я уже представила, что в аквариуме плавают маленькие, яркие рыбки. Что же делать?

Дети: Давайте слепим.

II . Основная часть

1. Рассматривание рыбки, припоминание приемов лепки

Педагог: Ну, конечно же. Только для начала вспомним, какие части тела есть у рыбки?

Дети: Туловище, хвост, плавники, чешуя, глаза.

Педагог: Какой формы может быть туловище у рыбки?

Дети: Круглое, овальное, треугольное. (Дети называют, педагог выкладывает названные формы на ковролине).

Педагог: Как сделать круглое туловище?

Дети: Скатать шарик и приплюснуть.

Педагог: Как скатать овальное туловище?

Дети: Скатать шарик, слегка удлинить его и приплюснуть.

Педагог: Посмотрите, на схеме изображено то, о чем вы сказали. (Показываю). А как сделать треугольное? (Показываю с объяснением) Сначала надо скатать шарик. Затем превращаем его в конус, раскатывая между ладонями лишь верхнюю часть шара. Потом приплюснуть. А какие у рыбок могут быть хвосты?

Дети: Длинные, короткие, острые, волнистые, маленькие, большие, широкие.

Педагог: Посмотрите, какие хвостики приготовила я (Выставляю на ковролин хвосты, вырезанные из цветного картона: круглый, из двух кружков и полумесяцем). Кто может сказать, как слепить такой хвост? (Показываю на круглый)

Дети: Скатать шарик и приплюснуть.

Педагог: Шарик по величине отличается от того, из которого мы делали туловище?

Дети: Этот шарик маленький.

Педагог: А как слепить этот хвостик? (Показываю на хвост из двух кружочков).

Дети: Скатать два кружочка, приплюснуть и соединить.

Педагог: А как сделать вот такой хвост (полумесяцем), нам подскажет схема (Показываю и рассказываю). Сначала надо скатать колбаску, потом согнуть ее дугой и приплюснуть. Что же еще схема нам подскажет? (Педагог показывает на схему, а ребенок отвечает)

Ребенок: Надо разделить комочек пополам, скатать маленькие шарики, слегка их удлинить и приплюснуть. (Педагог показывает под диктовку ребенка)

Педагог: Кто расскажет, как сделать глаз?

Ребенок: (Рассказывает по схеме) Надо скатать два шарика: один белый - побольше, другой черный – поменьше, приплюснуть их и наложить один на другой.

Педагог: А теперь надо соединить все детали, сделать ротик и украсить рыбку штампиками: сделать ей чешую и узоры на хвосте и плавниках (Педагог показывает штампы и печатает). Вот и первая рыбка. Поселим ее в аквариум. Улитки сразу заметили рыбку. Давайте и мы превратимся в улиток и представим, что тоже попали в аквариум.

2. Физминутка: речь с движением «Аквариум»

Улитки ползут, Передвигаются по кругу в полуприседе,

Свои домики везут. соединив руки за спиной.

Рогами шевелят, Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков ,

На рыбок глядят. наклоняют голову влево, вправо.

Рыбки плывут, Передвигаются по кругу, опустив руки

Плавничками гребут. И выполняют движения ладонями вперед - назад.

Влево, вправо поворот, Поворачивают туловище влево, вправо.

А теперь наоборот.

3. Лепка рыбок детьми

Педагог: А теперь садитесь за столы, будем делать для рыбки подружек. Только постарайтесь, чтобы ваши рыбки были не похожи друг на друга. Они будут разного цвета, разной формы, с разными хвостами и по-разному украшены. А для того, чтобы вам было легче, смотрите на схему.

(педагог включает спокойную музыку, дети работают. Педагог по необходимости подсказывает, задавая направляющие вопросы, готовых рыбок помещает в аквариум на пластиковую трубочку).

Педагог: Вот как постарались ваши пальчики, каких чудесных рыбок слепили. А теперь они сами превратились в рыбок.

4. Развитие мелкой моторики «Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка .

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком .

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони .

Рыбка спину изогнула, Снова изображают, как плывет рыбка .

Крошку хлебную взяла. Делают хватательные движения обеими руками .

Рыбка хвостиком махнула Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла.

III . Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Педагог: Ребята, мне так понравились ваши рыбки. Предлагаю оставить аквариум в группе, и как только захочется, можно подойти и полюбоваться разноцветными красавицами.

Список использованной литературы

    «Физминутка для малышей» Марина Ищенко, изд. Феникс,2009г.

    «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» изд. Детство-Пресс, 2010г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Светлана Понкратова
Конспект занятия «Аквариум и его обитатели»

Цель :

Уточнить представления детей с ограниченными возможностями о то, что в аквариуме живут рыбы , улитки, растения;

Закрепить знания детей с ограниченными возможностями о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума , растения растут, украшают аквариум , служат некоторым рыбам едой или убежищем);

Развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума .

Материал и оборудование : аквариум в живом уголке , модель рыбы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, музыкальный центр, запись музыки для проведения релаксации.

Ход занятия:

(дети сидят полукругом перед столом, на котором находится накрытый салфеткой аквариум )

Воспитатель : - Ребята, попробуйте отгадать мою загадку :

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы (Аквариум )

(ответы детей)

Воспитатель : - Правильно, аквариум , а какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (Рыбы)

Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.

Игра "Аквариум и его жители "

(воспитатель читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)

1. К нам из сказки приплыла,

Там царицою была,

Рыбка эта не простая –

Рыбка эта – золотая

Длинный острый хвостик носит

И зовется (меченосец)

2. Рыбу хищную с усами

Называем мы … (гурами)

3. У кого под камнем домик?

Он усатый, пестрый (сомик)

4. Как месяц серебристый и грустная на вид,

Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)

5. Маленькая, красивая, шустрая и озорная

Рыбка (гуппи) по воде проплывает.

Воспитатель : - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно :

(обращает внимание детей на модель рыбки)

Тело овальной формы

Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбки плавать в воде)

Хвост (помогает плыть, рулить и поворачивать)

Есть глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет века)

Есть рот (чтобы рыбка питалась)

Есть жабры (с помощью их рыбы дышат под водой)

Тело покрыто чешуйками.

Игра "Наряди рыбку"

(детям раздаются силуэты аквариумных рыбок и чешуек ; дети вставляют чешуйки в прорези на теле рыбы, наряжают свою рыбку и закрепляют название "чешуя")

Воспитатель : - Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме (ответы детей)

Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения .

Воспитатель : - Как вы думаете, рыбы, улитка они живые или нет? (ответы детей)

Воспитатель : - Правильно, рыбки и улитки живые существа.

В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)

Воспитатель : - В чистой воде.

Воспитатель : - Знаете, ребята, аквариумные растения также нужны аквариуму , для красоты. А некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками.

Воспитатель : - Давайте посмотрим, как едят рыбки.

(дети наблюдают за процессом кормления аквариумных рыбок ).

Воспитатель : - А теперь наши рыбки приглашают нас отдохнуть на морском берегу.

Релаксация «Сон на берегу моря»

Звучит спокойная музыка, дети располагаются на ковре : ложатся, глаза закрыты и слушают шум моря. Воспитатель спокойным голосом рассказывает о том, что всем детям снится один и тот же сон. В этом сне, они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой, можно рассмотреть подводный мир : необыкновенные водоросли, диковинных рыб, медуз и весёлых дельфинов (затем пауза) . Тишина, слышен только шум моря и крики чаек.

Но пора просыпаться и снова возвращаться (дети открывают глаза, медленно садятся, а затем встают)

Воспитатель : - На память о сегодняшней встрече с обитателями аквариума давайте вылепим понравившуюся вам рыбку.

(дети занимают рабочие места за столом и под спокойную музыку начинают работать; воспитатель оказывает помощь советом или показом)

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Ваши рыбки очень красивые и обязательно понравятся нашим обитателям аквариума .

Берегите свой красивый дом для рыб, ухаживайте за рыбами, не забывайте, что они живые, что им надо ваше внимание, кормите их, а они будут радовать своей красотой.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Обитатели моря» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» г. Всеволожска КОНСПЕКТ непосредственно.

Конспект занятия «В мире морей и океанов: морские обитатели» Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о планете Земля;.

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Аквариум» Аппликация «Аквариум». Задачи: - Воспитывать дружеские, доброжелательные отношения со сверстниками. - Продолжать учить детей проговаривать.

Конспект интегрированного занятия на «Лесные обитатели» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей о животном мире. Формировать умения описывать животных, выделяя их характерные признаки, правильно.

Конспект комплексного занятия по наблюдение за рыбками-меченосцами и аппликации «Аквариум» Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим «Наблюдение за рыбками меченосцами» и аппликация «Аквариум» Воспитатель: Спиридонова.

Конспект открытого занятия по экологии «Лес и его обитатели» Программное содержание: Формировать умение называть признаки зимы, умение составлять рассказ по картинкам, работать с карточками, схемами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!