Патологически ускоренное мышление (скачка мыслей). Что такое расстройство мышления Эффективные упражнения на развитие быстроты мышления

Здравствуйте, дорогие друзья!

Скорость процесса обработки информации нашим мозгом играет огромную роль, как в вопросе принятия решений, так и в жизни всецело. От того насколько качественно и быстро мы реагируем на внешние факторы и раздражители, зависит наша успешность и благополучие.

Как ускорить реакцию мозга? Ведь он - это суперкомпьютер весом всего несколько фунтов! Но от его умения правильно отдавать сигналы телу, зависит движение человека.

Центр контроля и отдачи команд, управляющих жизнью, также ответственен за отношения с другими людьми, восприятие и эмоциональную оценку происходящего.

Оптимизация реакции мозга - это возможность быть лучше! Именно поэтому для сегодняшней статьи я подобрала несколько советов, что направят вас на увеличение умственных способностей.

1. Физическая нагрузка

Калифорнийские ученые, доказали, что у человека при систематических физических нагрузках, начинают качественней шевелиться извилины, вырабатывая так называемые «серые» клетки в организме.

Так, например в бою, особь должна молниеносно концентрироваться и принимать взвешенные решения. Координация движений тела, оценка угрозы или расстояния к противнику аналогичным образом осуществляется с помощью сигналов мозга.

От того, насколько эффективно выстроена реакция на сигнал, подающийся компьютером, иногда зависит жизнь индивидуума. Поэтому, для развития быстроты мысли и организма всецело, я советую вам однозначно заниматься спортом .

2. Тренировка мышления

В вопросе развития навыка важны не только физические нагрузки. Вы самостоятельно сможете развить нужную область мозга и заставить ее работать более продуктивно.

Как это сделать? Во-первых, стоит заранее понять, какой вид мышления преобладает над вами? Во-вторых, ранее в своих материалах я писала о том, как развить логическое мышление или усовершенствовать левое полушарие мозга, отвечающее за чувства и творчество.

Однако, мне хочется заметить, что сам мыслительный процесс и самостоятельный анализ, отменно помогает развить бездействующие части мозга. Я предлагаю вам открыть для себя новые ощущения.

Попробуйте неизведанные запахи или блюда, экспериментируйте в путешествиях , займитесь ремеслом, доселе вам не знакомым. И обязательно , для открытия новых горизонтов.

3. Простой вопрос «Почему?»

Заведите для себя новую и полезную привычку. Вы наверняка знали о том, что серое вещество предрасположено к нескрываемому любопытству? Так вот именно поэтому, я предложу вам развить пикантный навык задавать вопрос «Почему? »

Задавайтесь этим вопросом не менее 10 раз на день. Сопоставляйте выводы, умозаключения, изучайте новую информацию и развивайтесь. Вы удивитесь, сколько перспектив и возможностей откроется вам при внедрении такого маленького вопроса в свой речевой обиход!

4. Ешьте больше орехов

В орехах содержится масло. Начиная от кедровых, заканчивая грецкими. Раньше его считали полезным только для лечения заболеваний сердца. Но сейчас исследования выявили, что оно прекрасно себя рекомендует в вопросе увеличения скорости работы мозга.

Благодаря орехам происходит увеличение количества кислорода, что поступает в голову, а также обеспечивается его правильная циркуляция. Помимо этого оно способствует более эффективному функционированию мембран в клетках организма.

Именно поэтому люди, которые не ленятся и добавляют в свой рацион много орехов и растительной пищи менее подвержены нервным расстройствам, нарушению внимания и проблемам с памятью.

Также, ради успешного пищеварения, стоит заметить что орехи богаты белками, а значит лучше с углеводами (мёд, изюм, ...) их не смешивать! Таково одно из правил радельного питания, которое вам поможет гораздо более эффективно переваривать и усваивать пищу.

5. Тренируйте память

Методики, помогающие укрепить навык запоминания, полезно сказываются не только на мышлении, но и на памяти физики тела. Практика и упражнения - вот рецепт положительного внедрения в жизнь новой привычки.

Танцы, аэробика, гимнастика, а так же медитации помогают нашему организму наладить все жизненно важные системы регуляции. Запоминая движения, упражнения и позы, вы укрепляете связь между телом и сигналом мозга.

Да и сами химические реакции, что происходят в момент активности, тренируют мышечную память и укрепляют весь организм, а это повышает уровень скорости движения.

Чтение, разгадывание задач и тренировка зрительной памяти наряду с логическими ребусами, отменно рекомендуют себя в становлении человека.

6. Правильное питание

Способны ли вредные жиры сделать личность глупее? Вы не поверите, но это так! Исследователи в Университете Торонто доказали факт негативного влияния жиров на умственные возможности подопытных - то бишь крыс.

Почему так происходит? При отказе от вредной пищи, мозг человека начинает работать легче и быстрее. Когда происходит замена вредоносной животной пищи с огромным количеством жиров на пищу растительного происхождения, то в организме увеличивается поток богатой кислородом крови к мозгу.

А это в свою очередь увеличивает показатели мыслительного процесса и быстроты реакции.

7. Улучшение приобретенных навыков

Конечно же, в нашей жизни полно привычных и обыденных занятий. Среди них можно найти и шитье, и рисование, и кулинарию. Но я посоветую вам разнообразить досуг усложнением домашних дел и приобретенных навыков.

Это поможет простимулировать нейронные связи к дополнительной нагрузке. Начните читать литературу, которая помимо теории несет в себе практическое воплощение. Ознакомьтесь с неведомыми вам стилями рисования, освойте другой вид кроя или шитья. Откройте для себя мир сыроедческой кулинарии и внедряйте изученное в реальности!

Такой подход обязывает вас достигать более высоких показателей, а мозг — быть здоровым и продуктивным.

8. Игры

Активный образ жизни и желание двигаться, а не лежать куличиком на диване, помогает держать серое вещество в тонусе. У вас получилось выделить свободное время? Обязательно проводите его на свежем воздухе в компании деток или друзей!

Игры в теннис, футбол, баскетбол, фрисби и любые силовые нагрузки, отменно подходят для вас! Отправляйтесь походы, достигайте вершины и не поленитесь приобрести гаджет, измеряющий количество шагов в день

Новомодная примочка может быть очень полезной тем людям, которые большую часть времени проводят сидя. А с помощью приложения всегда можно понять идете вы домой пешком или можете позволить себе проехаться в транспорте?

9. Тренируйте уровень концентрации

Концентрация - это панацея для увеличения работоспособности мозга! Но стоит понимать, что ее «пожиратели» не всегда заметны и уловимы. Учитесь видеть, когда именно вы отвлеклись? Что послужило поводом это сделать?

Выполняя одно дело за другим и находясь в состоянии «здесь и сейчас», вы сможете добиться высоких оценок за свои труды в действительности.

10. Ароматерапия и расслабление

Для того, что бы не сжечь все клетки в голове от переизбытка усилий, должное внимание стоит уделить отдыху. Я посоветую вам прибегнуть к ароматерапии для поднятия тонуса или наоборот, релакса.

Вещества, что стимулируют организм, могут нести в себе нотки кипариса и мяты. А вот в случае успокоения воспользуйтесь розой. Также может подойти аромат герани.

Друзья, на этом я поставлю точку.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, каким образом вы ускоряете реакции мозга и какие проверенные упражнения посоветуете?

До встречи на блоге, пока-пока!

Случалось ли вам, прокручивая в голове только что проведенные переговоры или свое участие в бурной дискуссии, с досадой признать, что, к большому сожалению, лишь сейчас, спустя какое-то время, пришли в вашу голову нужный аргумент для партнёров или точная реплика в пику вашему оппоненту? А поезд, как говорится, уже ушел. От чего же зависит скорость принятия решения, и как развить быстроту мышления?

Обратимся к простому сравнению. Вы замечали, как отличается быстрота информационного потока у фильма в кинозале и сериала по телевизору? Режиссеры, снимая фильм, хорошо представляют себе, в какой обстановке его будут смотреть зрители, и в зависимости от этого выбирают подходящую скорость развития сюжета. В кинозале вы полностью вовлечены в то, что происходит на экране.

Темпоритм подачи информации настолько высок, что для облегчения восприятия убирают остальные раздражители, выключая свет в зале. Напротив, дома вы смотрите сериал в размеренном темпоритме, у вас есть возможность добежать до холодильника за чем-нибудь вкусным, отвлечься на телефонный звонок, и при этом все равно оставаться в курсе событий, происходящих на экране.

Мозг у разных людей тоже работает в разных темпоритмах . Кто-то легко ориентируется в информационных потоках, обрушивающихся на него словно кадры фильма-экшена, а кто-то способен перерабатывать лишь скорость темпоритма мыльной оперы. Доступную для человека скорость переработки поступающей информации называют скоростью мышления.

Развитие скорости мышления – одно из направлений развития дисциплинированного ума.

Быстрота мышления определяется скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Это психофизиологические характеристики, и на них не повлиять простым усилием воли. Но что действительно можно сделать, так это с помощью тренировок своего ума добиться возрастания скорости переработки информации.

Итак, перед вами 10 эффективных упражнений для развития скорости мышления .

  1. Сценарий «А что, если…»

Готовясь к сложным переговорам или совещанию, где от вас потребуется оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, заранее продумывайте возможные варианты развития событий. Спросите себя, что вы скажете в ответ на такой-то вопрос, или как будете действовать в такой-то ситуации, или как парируете на реплику оппонента.

Такие тренировки полезны тем, что побуждают вас выстраивать в голове вероятностные модели будущего. Используйте превентивное просчитывание вариантов возможных событий как тренажер, ведь представляя ситуацию, вы можете произвольно ускорять или замедлять скорость своих рассуждений.

До тех пор пока ваш лексикон замусорен этой словесной шелухой, темпоритм ваших мыслей будет медленнее темпоритма, на который вы способны на самом деле.

  1. Упражняйтесь думать на другом языке

Когда выпадает возможность порассуждать вне жестких временных рамок, заставляйте свой мозг рассуждать на иностранном, а не родном языке. Процесс, который вы при этом запускаете, похож на то, как тренируют тибетских монахов. Выполняя различные физические упражнения с нагрузкой, они потом эти же упражнения смогут выполнять без нагрузки во много раз легче и быстрее.

Здесь работает тот же принцип: заставляя мозг выстраивать логику рассуждений на неродном языке, вы тренируете его так, что он сможет делать затем то же самое на родном языке намного быстрее.

  1. Чтение с секундомером

Прочтите главу любой книги как можно быстрее. Засеките время, которое вам понадобилось для прочтения. Теперь снова засеките время и быстро перескажите основную информацию, которую вы только что прочли. Выполняйте это упражнение регулярно, каждый раз стараясь уменьшить и время на прочтение, и время на пересказ прочитанного. Так вы развиваете одновременно быстроту восприятия и быстроту воспроизведения информации.

  1. Скоростной алфавит

Положите перед собой листок с буквами алфавита. Придумывайте как можно быстрее по 3 слова, начинающиеся на каждую букву алфавита: три слова на «а», затем три слова на «б» и так до буквы «я». Постепенно увеличивайте число слов, которые надо придумать, до 10.

Чтобы усложнить это упражнение, снова воспользуйтесь секундомером. Замерьте, сколько времени вам требуется на то, чтобы подобрать 30 слов. Затем старайтесь сокращать это время, ускоряя темпы выполнения задания.

С Викиум вы сможете заниматься упражнениями для развития скорости мышления по индивидуальной программе

  1. Дорогие звонки

Иногда за границей очень быстро уходят деньги за международные разговоры по мобильнику. Представьте, что каждая секунда вашего разговора стоит больших денег. Вспоминая разговор, который у вас только что был с кем-либо, возьмите за правило мысленно повторить его так, чтобы максимально сократить его время. Подумайте, как можно было бы очистить этот разговор от ненужного информационного шума – лишних фраз и вопросов, без которых вполне можно было бы обойтись.

Поупражняйтесь, вступая с кем-либо в деловой диалог, если позволяет ситуация. Представляйте, что говорите по такому телефону, где звонки очень дорогие. Старайтесь ускорить диалог, говорите и думайте быстрее, чем вы делаете это обычно. Сосредоточьтесь только на главном, подбирайте только наиболее точные слова, не отвлекайтесь от темы, говорите и отвечайте быстро.

  1. Определяйте свои приоритеты

Для тренировки быстроты мышления используйте практику расстановки приоритетов. Все, с чем вы имеете дело, вступаете в контакты, вас окружает, вы можете ранжировать от важного до необязательного и бесполезного. Привычка ранжировать структурирует ваше персональное информационное пространство.

Так же как вам легко найти нужные вещи там, где они расположены в определенном известном вам порядке, вам будет легко разыскивать нужную вам для принятия решения информацию. Хотя эту рекомендацию вряд ли можно отнести к развивающим упражнениям, следовать ей означает заранее подготовить свой мозг к быстрым решениям.

  1. Читайте юмористические рассказы

Не только рассказы. Можно также завести правило смотреть юмористические рисунки. Чувство юмора всегда связано с высокой скоростью реагирования на ситуацию. Плюс сюда подключается умение увидеть неочевидное противоречие и обозначить его в максимально ярких и точных формулировках. Все это вместе и являет собой быстроту мышления.

Не просто читайте или запоминайте остроумные анекдоты, но стремитесь понять, в чем соль шутки, почему она вызывает смех?

Не меньшую пользу вашему уму принесет собирание коллекции каламбуров. Накапливая такой необычный опыт реагирования, вы тренируете свой мозг в нужный момент выдать нечто аналогичное.

  1. «Вверх тормашками»

Это упражнение перекликается с упражнением 3, но выполнять его значительно легче. И, к тому же, веселее. Когда вы берете в руки какой-нибудь журнал или книгу, или газету, переверните так, чтобы поменять верх и низ и пролистайте, рассматривая помещенные там рисунки и фотографии.

Старайтесь понять, что там изображено, и делайте это как можно быстрее. Так вы тренируете свой мозг распознавать неочевидные сигналы, ориентироваться в ситуации «перевертышей». А, главное, не удовлетворяться первым же ответом, а углубляться в более глубокую оценку ситуации. Можно разместить «вверх тормашками» сложную замысловатую картинку на рабочем столе своего компьютера.

  1. Меняем скорости

Поскольку речь идет о быстроте мышления, то стоит потренироваться в управлении скоростью своих процессов. Делайте одно и то же дело, меняя скорость его выполнения. Например, можно с разной скоростью чистить зубы, выпить стакан воды, прочесть письмо, полученное по почте. Намеренно, то ускоряя, то замедляя свои действия, вы приучаете свой мозг работать в разных темпоритмах. Медленное выполнение старайтесь постепенно делать еще более медленным. И, напротив, быстрое выполнение то и дело ускоряйте.

Эти упражнения не дадут эффекта, если не будут выполняться регулярно . Выполнение каждый день по одному заданию будет стимулировать ваш мозг к развитию в нужном направлении.

Если вы действительно намерены всерьез подойти к решению задачи, как развить скорость мышления упражнения, предложенные здесь, помогут вам

  • оперативно отреагировать на проблемную ситуацию,
  • не сожалеть, что нужное решение пришло в голову с опозданием,
  • защитить свой мозг от раннего старения и разрушительных болезней, типа болезни Альцгеймера.

Последнее время стал замечать, что не успеваю реагировать, когда что-то происходит вокруг. Нужно как-то воздействовать на окружающую возникшую ситуацию, а в голове как будто тормоз какой-то. Не могу быстро сообразить что делать. Решения приходят только спустя какое-то время, когда они уже не актуальны

Задумался над тем — в чём причина такого и как можно развить скорость мышления

Основная причина потеря скорости

У меня это оказалось — избыток информации. Перегружал свою голову фильмами, лекциями, новыми знаниями, чтением книг… Мозг всё время что-то обдумывал, обрабатывал, оценивал, анализировал как применить, какая польза от применения, стоит ли так делать… Даже когда отдыхал, голова автоматически думала в таком направлении. Таким образом оперативная память головы была регулярно забита, что и привело к падению мыслительной скорости

Как увеличил свою скорость мышления

Чтобы скорость работы мозга стала выше, стал разгружать голову. А именно:

  • Стал меньше смотреть фильмов
  • Стал меньше смотреть образовательных видеолекций
  • Стал больше заниматься спортом

1. Меньше фильмов

Это высвободило голову от обдумывания сюжета, полезных моментов, того что даёт этот фильм, как бы я поступил на месте героя… и похожих мыслей. После просмотра фильмов, пару раз очень точно подмечал: голова после кино как в сонном состоянии, быстрота мышления уменьшается в разы. Становлюсь на овощ похож. Да, кино это приятно, интересно, в чём-то полезно . И при этом оперативность уходит. Внимание потрачено на видео ленту. Запаса внимания нет. К тому же у фильмов есть ещё ряд отрицательных влияний

Соответственно 🙂 Уменьшил количество просматриваемых фильмов. Увеличил запас имеющегося внимания. Что привело к увеличения скорости реагирования, к повышению скорости мышления. Эх, а так хочется посмотреть киношку 🙂 Вот скоро, в 2017 году, выйдет . Ну иногда буду себе позволять. Изредка. Я не железный человек, и быть им не хочу

2. Меньше образовательных лекций

  • Принцип тот же самый. Отличие лишь в том, что после лекций загружался и думал — а как бы это применить, насколько эффективно применять рекомендуемые практики… Думал, думал, думал… Потом опять продолжал смотреть семинары, вебинары, лекции… Снова думал, обдумывал, просчитывал… А результата было очень мало. Ибо на практику почти не оставалось времени и сил
  • Знание без практики ничего не стоит. А знание реализованное на практике — это уже мудрость 🙂 . Чтобы не быть в разряде постоянных учеников, стал меньше внимания уделять знаниям. Больше внимания отводить практике того, что уже знаю
  • Плюс добавляется эффект накопления скорости реакции. Когда ничего не происходит, а голова свободна, мозг настолько переходит в режим «ну пусть хоть что-нибудь случится, я хочу порешать задачи», что когда это что-нибудь случается — мозг чуть ли не пачками начинает давать решения. Очень быстро. Вот что значит запас внимания, запас скорости реакции
  • Лекторы. Есть категория людей — лекторы. Как ни встретишь — сыпят умными цитатами, ссылками, что-то пересказывают, рассказывают… Чтобы от них не было такого же перегруза, как от образовательной программы 🙂 , делаю следующее: не слушаю их 🙂
  • Позволяю себе посмотреть редко. Когда действительно необходимо. И смотрю также лекции или книги читаю, чтобы хоть какой-то минимальный поток информации образовательной был

3. Больше спорта

Особенно на свежем воздухе. Больше стал двигаться. Это прочищает мозги кислородом. Может быть вам знакомо чувство, когда бежишь и о чём-то думаешь. Ощущение, что во время бега скорость мыслей начинает увеличиваться. Много больше успеваешь сообразить, больше ответов приходит

Кислород, свежий воздух, движение. Всё что угодно похожее. Это помогает ускорить мозг. И как вытекающее ускорить способность реагировать, быстро находить ответы и решения

Универсальный механизм повышения скорости мышления и внимания

Состоит из двух действий:

  1. Убрать внимание от лишнего и ненужного
  2. Приложить внимание к первоочередному

Убираю внимание от фильмов, сериалов, второстепенных дел, исключаю лишнее общение, компьютерные игры, бессмысленный сёрфинг в Интернете и подобное

Прикладываю внимание к первоочередному. К тому, что действительно нужно делать, а не откладывать на потом

А что помогает вам ускорить мозг?

Четкое соблюдение режима дня позволяет нашему мозгу функционировать максимально эффективно. Череда ежедневно повторяющихся ритуалов (ранний подъем, полноценный завтрак, работа иди другая деятельность, правильный ритуал отхода ко сну) помогают мозгу в течение дня напрягаться и расслабляться.

Правильная и частая смена напряжения и расслабления мозговой активности помогает улучшить качество мыслительных процессов, ускорить принятие важных решений, найти приемлемую альтернативу и т.д.

Мозговая активность человека, который слишком напрягает свой мозг или чрезмерно расслабляет, значительно снижается, что приводит к заторможенности, быстрой утрате интереса к чему-то, рассеянности, апатии.

Занимайтесь спортом

Занятия спортом на уровне обывателя очень полезны для работы мозга.

Чем активнее человек проявляет себя физически (тренировки в спортзале, индивидуальные или групповые занятия, ежедневная утренняя зарядка), тем активнее работа мозга.


Поэтому, уделяйте время своему физическому развитию! Занимайтесь систематически. Это поможет улучшить память, повысить концентрацию внимания.

Проявляйте интерес к жизни

Известный факт, что чем больше мы напрягаем наш мозг, тем качественнее он работает. Это своеобразная мышца, которая поддается тренировкам. Заведите себе правило. Каждый день задавайте себе по 5 раз вопрос «Почему?»:

  • Почему земля круглая?
  • Почему трава зеленая?
  • Почему дети плачут?

Ответить на такие, казалось бы банальные вопросы, достаточно сложно. Это потребует некоторых усилий и времени. Открыть энциклопедию, прочесть нужную статью, поискать информацию в интернете или спросить у друга. Таким образом, вы не только пополните свой багаж знаний и культурный уровень, но и разовьете скорость своего мышления.

Для развития скорости мышления необходима постоянная пища: подумать, узнать, уточнить, провести анализ и т.д.


Развивайте себя и интересуйтесь пространством вокруг вас! Область знаний, с которой вы работаете не имеет значения. Главное – задавать себе вопросы.

И не забудьте чередовать напряжение и расслабление в работе мозга.

Питайтесь правильно

Соблюдение режима питания. Его качество – чрезвычайно важный фактор в работе мозга.

Растительная пища с минимальной термической обработкой, меньше жиров и холестерина, алкогольных напитков – влияют не только на ощущение бодрости всего организма, но и на работу тех отделов головного мозга, которые отвечают за память и пространственное восприятие.

Ешьте больше фруктов и овощей, нежирное мясо и рыбу, пейте побольше чистой воды и это станет основой для упорядочивания мыслей, увеличения скорости принятия решений.

Кроссворды, задачки

Чудесным способом развития мышления является использование разнообразных логических игр и задач. Найти их в современном жизни онлайн достаточно просто. На любой вкус.

Разгадывание кроссвордов так же стимулирует развитие мозга, как и загадки.

Есть специальные печатные или интернет издания для «умников», где вы можете подобрать себе задание на любой вкус и начальный уровень.

Развивайте мелкую моторику

Развитие мышления напрямую связанно с развитием мелкой моторики. Поэтому в ранних детских учреждениях сегодня так популярны игры и творчество с использованием ручного труда.

Вышивка бисером, лепка из пластилина, разукрашивание мелких деталей рисунка – все эти занятия весьма эффективны.

Меняйте ведущую руку

Очень полезным упражнением для развития мышления и увеличения его скорости является смена ведущей руки.

Если вы правша, попробуйте написать письмо левой рукой. Если вы левша, попробуйте заштопать носок правой рукой.


Разорванность мышления является, по мнению большинства исследователей, одним из наиболее типичных для шизофрении расстройств его. Есть, однако, и иная точка зрения. Так, К. Schneider (1962) считал разорванность малодифференцированным признаком и не относил ее к симптомам I ранга при шизофрении. Разорванность или крайне трудно дифференцируемые с ней расстройства мышления иногда обнаруживаются при органических поражениях головного мозга.

Для обозначения этого типа расстройств мышления пользуются также термином «бессвязность», однако понятие бессвязности применяется в отношении расстройств мышления другого генеза - говорят о бессвязности маниакальной, аментивной. Поэтому предпочтительнее использовать термин «разорванность», традиционно принятый в психиатрии со времен Е. Kraepelin. В равной мере нельзя считать удачным обозначение высокой степени разорванности термином «инкогеррентность», который, как правило, определяет состояние мышления при аменции.

Разорванность относится к наиболее выраженным расстройствам мышления при шизофрении. Клинически она проявляется в неправильном, необычно-парадоксальном сочетании представлений. Отдельные понятия вне всякой логической связи нанизываются друг на друга, мысли текут вразброд. Разорванность мышления отражается в речи, поэтому говорят и о речевой разорванности. Разорванная речь лишена содержания, хотя вследствие сохранения грамматических связей между отдельными элементами фраз кажется внешне упорядоченной. Поэтому разорванность определяется как семантическая диссоциация при известной сохранности синтаксической стороны речи. Грамматический строй речи нарушается в тех случаях, когда разорванность достигает крайней степени выраженности, при этом страдает и логическое построение речи, и ее синтаксическая структура.

К. Займов (1961) писал о возможности выделения показателя степени разорванности, определяемой количеством смысловых разрывов на 100 слов.

Сохранность синтаксической формы речи не дает, однако, оснований говорить об отсутствии грамматических расстройств вообще. Страдает фонетическая сторона речи - замена звуков, появление неправильных ударений, искажение интонаций, модуляций голоса (все это нередко воспринимается как проявление манерности). К грамматическим нарушениям речи при разорванности надо отнести и деструкцию слов, появление неологизмов. На фоне нарастающей фрагментарности речи появляются нелепые искажения обычных слов, бессмысленные словообразования, конгломераты обломков слов: «капитаран», «будздарет», «рупталь», «трамволь». В известной мере такого рода неологизмы, чаще всего бессистемные и лишенные смыслового значения, внешне напоминают литеральные парафазии у больных с моторной и сенсорной афазией, однако существуют четкие различия, помогающие правильно квалифицировать эти речевые расстройства. Такого рода пассивные (в понимании J. Seglas, 1892) неологизмы отличаются большой нестойкостью, вариабельностью.

К. Kleist (1914, 1923, 1925, 1934, 1959) сближал расстройства речи при шизофрении с явлениями моторной и сенсорной афазии, а неологизмы - с парафазиями. Так, при кататонических состояниях К. Kleist чаще всего находил обеднение запаса слов, аграмматизм, характерный для лобной локализации поражения. При параноидной шизофрении автор наблюдал преимущественно парафатические расстройства, напоминающие литеральные парафазии, проявления височного параграмматизма, патологическое словообразование, напоминающее сенсорную афазию. Явления жаргон-афазии, наблюдающиеся при резко выраженной сенсорной афазии, он идентифицировал с шизофазией. Это, очевидно, сыграло известную роль в возникновении утверждения Ф. И. Случевского (1975) об органически-церебральном генезе шизофазии. Психоморфологические воззрения К. Kleist особенно отразились в попытке связать паралогию, которую он рассматривал как очаговый симптом, с поражением области коры большого мозга на стыке затылочной и височной долей слева.

Н. П. Татаренко (1938) собрала большой клинический материал о нарушении употребления и новообразованиях слов при шизофрении. Она описывает фонетическую и семантическую замену слов, сгущение и неправильное образование их, простое искажение. Автор указывала, что существует лишь формальное сходство этих, афазиеподобных, по ее определению, расстройств речи у больных шизофренией с парафатическими и афатическими расстройствами. М. С. Лебединский (1938) четко разграничил с помощью клинико-психологических критериев шизофренические и афатические расстройства речи.

В отличие от литеральных парафазии расстройства речи при шизофрении не зависят от ситуации речевого общения, речь больных лишена целенаправленности. При афазии больной стремится заменить искаженное слово правильным, своей мимикой он обращает внимание собеседника на допускаемые им в речи ошибки и трудность, невозможность для него их исправления. Элементы афатической речи, несмотря на их дефектность, подчинены смысловой задаче, тогда как разорванная речь больного шизофренией демонстрирует преобладание формальной стороны слова, его фонетической структуры при наличии выраженной недостаточности смысловой, семантической стороны речи.

Диагностически важным является то обстоятельство, что разорванность мышления проявляется у больных даже при отсутствии собеседника, при ничем извне не вызываемой спонтанной речи (симптом монолога).

Разорванность обычно отражает остроту течения шизофренического процесса. В начале заболевания она отмечается при наличии общего психомоторного возбуждения. По мере нарастания психического дефекта разорванность также претерпевает изменения - речь становится более фрагментарной, в ней выявляются и приобретают все большее значение стереотипии.

Особенно легко разорванность выявляется в письменной речи больных. Очевидно, это объясняется тем, что письменная речь является более сложным образованием (в ее осуществлении участвует большее количество звеньев функциональной системы речи) и относительно позже приобретаемой в онтогенезе формой речевого общения. Нередко разорванность в письме сопровождается симптомами нарушения моторного компонента письма, обращают на себя внимание витиеватая манерность почерка, склонность больного к довольно стереотипным украшениям, завитушкам, какое-то особое тонирование элементов букв. Так, буква исполняется без нажима, тонкими линиями, а отдельные ее компоненты удваиваются параллельными линиями и т. п.

Разорванность не является стабильным симптомом. Степень ее выраженности у больного может меняться, и без лечения она может исчезать при спонтанной ремиссии. Еще более явной стала ее обратимость в связи с применением в психиатрической практике нейролептических средств. Курабельность разорванности под влиянием этих препаратов подтверждает мнение о том, что этот вид патологии мышления не обусловлен, как думали раньше, органически-деструктивными изменениями.

Приводим пример разорванности мышления.

«Ей-богу, убью первого озверелого бандита святого Владимира из Киевского монастыря и, ей-богу, убью озверетого бандита священника Николая из города Чебоксарского собора. Христа ради, прекратите насмерть отравлять меня, будущего святого Василия Ананьевича Кафтанника (имя, отчество и фамилия не принадлежат больному!) со своей будущей семьей Александр, Варвара и Екатерина и четыре из детдома как Мокеев Михаил Егорович регент русского хора наизусть на четырех голосах этих вышеуказанных озверелых святых бандитов Владимира и Николая живьем сжечь миллиард святых крестов» (далее три страницы заполнены крестиками).

Здесь помимо разорванности отмечается и стереотипное повторение отдельных выражений, оборотов, представлений.

По степени выраженности разорванность также не является однородным психопатологическим феноменом. Начальные проявления разорванности мы видим в соскальзывании мысли, проявляющемся при переходах от одного представления к другому вне естественных логических связей. При нерезкой выраженности расстройств мышления соскальзывания носят эпизодический характер и обнаруживаются на фоне формально правильных суждений. Так, больная шизофренией в письме задает целый ряд вопросов, совершенно оторванных от реальной ситуации и резонерских по своей постановке, отражающих совершенно необъяснимый переход от одного понятия к другому:

«Кто я? Кто ты? Кто они? Кто мы? Что такое счастье? Почему растет трава? Зачем нужно солнце? Где находится луна? Почему она жидкая? Я хотела сказать - вода. Спаси меня, пожалуйста, если ты знаешь, что такое вечность. Что бы еще такое спросить?»

Крайняя степень разорванности обычно определяется как «словесный салат» («словесная окрошка»), речь при этом состоит из совершенно бессмысленного набора ничем не связанных слов и стереотипии. Неправомерно отождествление «словесной окрошки» с шизофазией.

Шизофазия - своеобразное проявление мыслительно-речевых расстройств при шизофрении, близкое к разорванности. Ее феноменологическое и клинико-нозологическое положение до сих пор остается дискуссионным. Е. Kraepelin (1913) считал, что шизофазия - особая форма шизофрении, при которой речевая бессвязность, разорванность и совершенно непонятная речь контрастируют с упорядоченностью, известной доступностью и относительной интеллектуальной и аффективной сохранностью больных, их несколько лучшей, чем при других формах заболевания, работоспособностью. Характерны повышенная речевая активность, «речевой напор», «наплыв слов». Еще более выражен, чем при разорванности, симптом монолога, характеризующийся поистине речевой неистощимостью и совершенным отсутствием потребности в собеседнике. Нередко монолог возникает даже без предшествующей обращенной к больному речи собеседника. Симптом монолога обычно рассматривается как проявление аутистической позиции больного шизофренией, утрачивающего всякую потребность в общении с окружающими. Ф. И. Случевский (1975) подчеркивает, что многоречивость больных шизофазией не зависит от степени общего психомоторного возбуждения. Описаны единичные случаи своеобразного проявления шизофазии только в письме (шизография). Так же, как и разорванность, шизофазия часто обнаруживается в письменной речи раньше, чем в устной.

М. О. Гуревич (1949), придерживаясь в основном концепции Е. Kraepelin о шизофазии как о редкой, недостаточно еще изученной форме шизофрении, в то же время отмечает возможность ее развития в хронической стадии шизофрении, когда она сменяет другие синдромы, чаще кататонические. М. Ш. Вроно (1959) рассматривает шизофазию как вариант течения параноидной шизофрении, тогда как разорванность, по его мнению, является признаком кататонического расстройства мышления.

Представляется наиболее аргументированной точка зрения А. С. Кронфельда (1940), считавшего, что разорванность и шизофазию сближает наличие так называемого динамического компонента (психомоторно-кататонических динамизмов), играющего важную роль в формировании клинической картины заболевания. Синдром шизофазии А. С. Кронфельд понимал как результат кататонической активности речевой моторики при шизофреническом распаде мышления. К психомоторно-кататоническим динамизмам относятся персеверации и стереотипии, шперрунги, манерность, негативизм, итерации, автоматизмы. Однако одних психомоторно-кататонических расстройств недостаточно для возникновения синдрома шизофазии. Для этого необходимо наличие шизофренического распада мышления, включающего по А. С. Кронфельду, диссоциацию мышления, динамическое влияние шизофренического аффекта, параноидных структур.

Шизофазия редко встречается в психиатрической практике, особенно в последние годы, что можно связать с патоморфозом клинической картины заболевания вследствие широкого применения нейролептических средств. По данным Ф. И. Случевского (1975), разорванность мышления (автор пользуется термином «атактическое мышление») отмечалась у 27,5 % наблюдаемых им больных, а шизофазия - только у 4 %.

Явления соскальзывания и разорванности мышления обнаруживаются при клиническом обследовании больного и в условиях патопсихологического эксперимента. Б. В. Зейгарник (1962) указывает, что выявить соскальзывание можно лишь у сравнительно сохранных больных, когда оно еще не перекрывается более грубыми расстройствами мышления. Патопсихологически соскальзывание определяется как временное снижение уровня мыслительной, деятельности - верно выполняя какое-либо задание, адекватно о чем-либо рассуждая, больной внезапно сбивается с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, часто по «слабому», «латентному» признаку, а затем вновь способен продолжать рассуждение последовательно, но не исправляя допущенной ошибки. При этом обычно степень трудности выполняемого задания не имеет значения (В. М. Блейхер, 1965). Следует отметить, что при исследовании мышления у больных шизофренией мы сталкиваемся с неприменимостью к ним обычно складывающейся у психиатра или психолога шкалы трудности, сложности выполняемых заданий. И это естественно, так как, создавая для себя такую шкалу, мы руководствуемся главным образом трудностью этих заданий для психически здоровых и лиц, обнаруживающих интеллектуальную недостаточность различной степени. У больных шизофренией с присущими им нарушениями избирательности объектов мыслительной деятельности (признаков предметов и явлений, мнестического запаса) эти критерии оказываются совершенно иными, их нельзя анализировать как понятные.

Обнаруживаемые при психологическом исследовании у больных шизофренией соскальзывания не связаны с усталостью, не обусловлены повышенной истощаемостью. Они не поддаются коррекции в процессе исследования. Даже после объяснения, как следовало бы выполнить задание, больной по-прежнему отстаивает свое решение, приводя резонерские, паралогические мотивировки.

Разорванность мышления рассматривается как проявление патологии его целенаправленности (А. А. Перельман, 1957; Б. В. Зейгарник, 1962). Б. В. Зейгарник видит в разорванности крайнюю степень разноплановости, заключающейся в том, что суждения больного о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях, как бы в разных руслах. Помимо играющего важную роль в диагностике разорванности отсутствия понятных связей между отдельными элементами высказываний больного Б. В. Зейгарник считает значимыми такие критерии, как независимость речи больного от присутствия собеседника (уже упоминавшийся симптом монолога), отсутствие логики, невозможность обнаружить в речи больного объект мысли, незаинтересованность его во внимании собеседника. Наличием перечисленных моментов и объясняется то, что речь больного при разорванности перестает выполнять функцию общения и становится совершенно непонятной окружающим.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!