Гигиена полости рта у ребенка: что нужно знать родителям. Как правильно соблюдать гигиену полости рта детям и что нужно знать об этом родителям? Врач следящий за гигиеной зубов у детей

Отсутствие полноценного ухода за полостью рта - кратковременная перспектива развития кариеса и воспаления десен у детей. Родители должны понимать, что любая зубная паста - это лекарственная форма, позволяющая влиять на слабые звенья стоматологического здоровья, а зубная щетка - предмет гигиены, позволяющий добиться положительных результатов. О правилах выбора зубной щетки и пасты, дополнительных средств гигиены для детей разного возраста - расскажет IllnessNews.

Чистить зубы необходимо 2 раза в день - это аксиома, но, несмотря на это, у многих родителей остается вопрос - когда начинать приобщать ребенка к ежедневным процедурам? Стоматологи однозначно утверждают - с момента появления первого молочного зуба в полости рта. Чистить зубки самым маленьким необходимо специальной зубной щеткой-напальчником, надевающейся на палец родителей, которые и осуществляют гигиеническую обработку. Она имеет мягкие, силиконовые щетинки, которые способствуют бережному очищению зубов и десен от остатков пищи и образующегося налета.

Выбрать правильную и наиболее подходящую зубную пасту для детей первого года жизни сложнее, просто потому, что стоматологи пока не пришли к единому мнению, стоит ли использовать пасты или нет. Но однозначно указывают на группы риска, которым паста рекомендована.

Комментарий эксперта

Использование зубной пасты - решение, которое принимают родители. Если малыш получает естественное вскармливание, то в зубной пасте нет необходимости, ведь защита полости вполне может справиться с агрессивным воздействием. Другое дело - когда дети получают искусственное вскармливание.

Сама по себе молочная смесь - агрессивный фактор, который может спровоцировать кариес и воспаление десен, стоматиты. Есть и другие показания к использованию зубной пасты у самых маленьких: наследственность, если у родителей «плохие зубы», ребенок родился недоношенным, отмечалось раннее прорезывание зубов (с 4 месяцев), на первом году жизни малыш перенес заболевания как инфекционного, так и соматического характера.

Чистка зубов с пастой у детей из этих групп риска поможет снизить вероятность образования кариеса, воспаления десен и стоматитов.

Выбор зубной пасты для детей от 0 до 3 лет

Адаптированные зубные пасты по возрасту, то есть с первых дней жизни, безопасны для нежных зубов крохи, даже при проглатывании. Основа, которая и осуществляет гигиеническое очищение - ферменты, чаще молочные. Именно по этим причинам пасты от «0-3» имеют молочный, знакомый для ребенка вкус, следовательно, вероятность отказа и капризов гораздо меньше.

При выборе зубной пасты необходимо обращать внимание на маркировку возраста, для которого предназначена паста. Кроме того, необходимо обратить внимание на входящие в состав вещества: в пасте должны отсутствовать красители (могут быть только пищевые), ароматизаторы, и жесткие абразивы - индекс RDA (индекс абразивности) должен быть менее 40.

Комментарий эксперта

Поскольку зубная паста контактирует со слизистой полости рта, а часть ее вообще проглатывается в процессе чистки, в составе пасты не должно быть ничего опасного или вредного. Для разных отраслей, будь то пищевая или косметическая промышленность, существуют списки разрешенных к использованию веществ и их предельно допустимые концентрации. Тем не менее в некоторых зубных пастах могут присутствовать антисептики и другие компоненты, которые делают их регулярное применение нежелательным. Лучше всего отказаться от использования такой продукции в пользу альтернативных вариантов - паст с ферментами или с экстрактами лекарственных трав, минералов. Зубные пасты с фтором рекомендуется заменить на те, что содержат биодоступные соединения кальция, поскольку они способствуют реминерализации эмали.

Биоактивная зубная паста SPLAT BABY яблоко — банан, от 0 до 3 лет

Гипоаллергенная паста для малышей, безопасная даже при случайном проглатывании. Запатентованная и активная система на основе японского лакричника безопасно и эффективно удаляет кариесобразующую флору. Введенный в состав гидроксиапатит кальция интенсивно укрепляет эмаль и делает ее более устойчивой к агрессивному воздействию кислот. Экстракты лекарственных растений помогут справиться с воспалением десен в столь сложный период прорезывания зубов.

PRESIDENT Baby от 0 до 3 лет

Уникальная формула абсолютно безопасна при случайном проглатывании, не содержат фторидов, консервантов и красителей. Активный состав пасты способствует расщеплению биопленки, нейтрализует действие кислот, выделяемых кариесобразующими бактериями. Приятный вкус пасты (малина) способствует стимуляции интереса к чистке зубов у детей младшего возраста.

Личный опыт

Как только родилась дочь, мы задумались, как сохранить зубки здоровыми. Наследственный фактор и низкое содержание минералов в питьевой воде поставило Арину в группу риска. Чистку зубов мы начали с самого первого прорезавшегося с использованием зубной пасты.

Трудности в этот период возникали. С одними пастами дочь просто наотрез отказывалась чистить зубы, выплевывала пасту, щетку выталкивала языком и капризничала. По совету стоматолога поменяли пасту и стали искать наиболее подходящий вкус. Арине понравилась паста с молочным вкусом, после была по достоинству оценена малина, также не отказывается от чистки зубов банановой пастой.

Буквально через две - три чистки зубов Ариша сама бежала в ванную и старалась достать щетку и пасту. Чистка зубов проходит с удовольствием и попытками действовать самостоятельно.

Как мать я переживала, что слишком вкусная паста будет проглатываться, но при строгом соблюдении рекомендаций стоматолога (использовать небольшое количество пасты, размером с горошину) все мои опасения оказались напрасными.

Дети растут, развиваются, меняется питание, следовательно, должны меняться зубная щетка и паста. Впервые, именно в этой возрастной группе, стоматологи по показаниям могут рекомендовать дополнительные средства гигиенического ухода: зубные нити, ополаскиватели, а при наличии ортодонтических конструкций - специальные зубные щетки, ершики и др.

Как выбрать зубную щетку?

  • щетина. Она должна быть искусственной и для детей до 3 лет - мягкой, с 3-12 средней жесткости, что обозначается соответствующей маркировкой;
  • размер рабочей головки. Маркировка по возрасту, обычно подразумевает наиболее оптимальный размер рабочей головки, в идеале, при прикладывании щетки к щечной поверхности головка должна перекрывать 2-2,5 зуба. Именно такой размер будет обеспечивать оптимальную чистку зубов;
  • ручка зубной щетки. Разработчики учитывают особенности развития рук малыша. Детям младшего возраста пока сложно держать в руке мелкие и тонкие предметы, поэтому ручка зубной щетки должна быть толстой и прорезиненной, чтобы не скользила во время чистки зубов;
  • амортизирующая пружина. Конструкция зубной щетки для всех должна иметь приспособления для амортизирующего момента - это может быть пружина в месте перехода от ручки к рабочей головке, более податливый пластик в этом месте, который не допустит чрезмерного давления на зубы и десны.

В качестве дополнения, для стимуляции интереса к чистке зубов, зубные щетки могут иметь разноцветную щетину, интересную форму ручки в виде мультяшного героя, красивые, яркие цвета или же блестки.

Для помощи родителям и для обозначения сроков смены зубной щетки, она может иметь щетину-индикатор, которая подскажет, когда необходимо поменять щетку, ведь она уже не может обеспечить должный уровень очищения.

Кроме того, стоматологи напоминают о показаниях к смене зубной щетки: каждые 2-3 месяца, после перенесенных инфекций, в том числе и стоматитов, независимо от сроков смены щетки.

Зубная щетка R.O.C.S. Kids для детей от 3 до 7 лет

Мягкая щетина с тщательной полировкой обеспечивает бережный уход за нежными зубами и чувствительными деснами. Расположение щетины позволяет добиться лучших результатов чистки, повышая ее эффективность. Треугольная форма щетины позволяет лучше очищать промежутки между зубами - одно из излюбленных мест формирования кариеса. Форма ручки обеспечивает надежную фиксацию в руке малыша, а интересная форма откроет ребенку мир фантазий.

Детская зубная щетка с ионами серебра SPLAT BABY от 2 до 8 лет

Мягкая и безопасная щетина для эмали, а ее разные уровни позволяют максимально качественно очищать кариесвосприимчивые зоны - фиссуры и контактные поверхности. Ионы серебра оказывают антисептический эффект на время чистки и препятствуют размножению бактерий на самой зубной щетке.

Детская зубная щетка Elmex, от 3 до 6 лет

Зубная щетка с мягкой щетиной, особая форма щетины позволяет проникать в межзубные пространства и массировать десна. Щетина имеет закругленные кончики, что исключает механическое повреждение эмали. Прорезиненная ручка не скользит в ладони при чистке зубов, амортизирует давление на десны и зубы.

Зубная паста - это лекарственная форма. И после трех лет выбор становится еще более сложным. Родители должны выбирать между разнообразными формами лечебно-профилактических зубных паст: противокариозные, противовоспалительные и др.

Главная задача паст детей от 3 до 12:

  • тщательно очищать поверхность зубов от налета, остатков пищи, что достигается за счет пенящих элементов и абразива, индекс RDA должен быть более 70;
  • реминерализующие свойства - способность насыщать эмаль минералами: кальцием, фосфором, фтором. Родители должны помнить, что кальций и фосфор могут быть в одной зубной пасте (состоять в комплексе), а вот фтор - должен быть в отдельной зубной пасте, которую необходимо использовать после пасты с кальцием и фосфором. Фтор - основа профилактики кариеса зубов, его введение в кристаллическую решетку эмали делает ее более крепкой и менее устойчивой к агрессивному действию кислот;
  • освежать дыхание;
  • обеспечивать защиту десен и противовоспалительное действие за счет введения в пасту экстрактов лекарственных растений.
  • при наличии заболеваний пищеварительного тракта и почек рекомендованы противокариозные пасты с большим индексом абразивности для эффективного очищения зубов от формирующего зубного налета;
  • при формировании раннего кариеса, стоматологами рекомендованы пасты с минералами (кальций, фосфор, фтор), чередовать их между собой. Не менее важна очистительная способность пасты;
  • при частых воспалительных заболеваниях десен, стоматитах, детям рекомендовано использовать зубные пасты с экстрактами лекарственных растений.

Состав зубной пасты для детей старшего возраста может отличаться от состава детских: введение фторидов, которые до трех лет запрещены, ПАВ, парабены, введение антисептических компонентов и многих других, которые вызывают множество опасений и переживаний у родителей, масла в огонь подливают псевдоисследования, сенсации и открытия.

Комментарий эксперта

Все зубные пасты можно условно подразделить на:

  • гигиенические - задача которых очистка от зубного налета и дезодорация ротовой полости;
  • лечебно-профилактические, которые помимо выполнения перечисленных функций, содержат компоненты для снижения риска развития кариеса, осветляющие, противовоспалительные и другие компоненты.

Основа зубной пасты должна содержать абразивную систему, которая может быть представлена очищающим или полирующим абразивом или сложносоставными абразивными системами, включающими два и более абразива с различными характеристиками, таких как твердость и форма частиц. В качестве абразивов обычно применяются оксиды кремния или дикальция фосфат дигидрат. Помимо абразива, любая паста включает влагоудерживатель, представленный, как правило, многоатомными спиртами (глицерин, сорбитол), чтобы паста не высыхала и гелеобразователь (камеди и целлюлозы) для повышения органолептических свойств. Повышению противоналетных свойств пасты способствуют добавленные поверхностно активные вещества, придающие пенистость формуле продукта. Таким компонентом может быть либо лаурилсульфат натрия, либо кокамидопропилбетаин (иначе его называют «зеленый ПАВ»). Желательно, чтобы в ассортименте производителя были представлены составы и с тем, и с другим компонентом, так как некоторые люди воспринимают кокамидопропилбетаин как горечь. Для придания приятного вкуса в пасту добавляют различные ароматические композиции, например, мелиссу.

В качестве активной реминерализующей поддержки целесообразно использовать в составе паст биодоступные соли кальция, такие как, глицерофосфат кальция. Для нормализации микрофлоры зубного налета можно добавлять ксилит, он снижает адгезию налета, оставляя зубы надолго чистыми и гладкими.

Помимо всего вышеперечисленного, в составе современных зубных паст можно увидеть огромное множество различных активов, витаминов, экстрактов, эфирных масел и энзимов, которые успешно могут конкурировать с антисептиками по своему противовоспалительному действию.

R.O.C.S. Kids, ягодная фантазия, для детей 4-7 лет

При разработке пасты со вкусом малины, клубники были учтены возрастные особенности. Приятный вкус будет стимулировать интерес к чистке зубов. В состав пасты не входит лаурилсульфат натрия, индекс RDA 45, гипоаллергенная.

Зубная паста R.O.C.S. TEENS Шоколадный мусс, для детей 8-18 лет

Благодаря ферментативно-минеральному запатентованному комплексу, паста обладает противокариозным действием. Основа очищения заключается в использовании ферментов, а не абразивов. Формула пасты не содержит фтора, лаурилсульфат натрия, парабенов.

Биоактивная зубная паста SPLAT, ягодный коктейль, для детей 6-11 лет

Специальная чистящая система на основе диоксида кремния эффективно удаляет налет, и защищает зубы от кариеса. За счет введения соединений кальция, происходит укрепление эмали. Приятный вкус и рекомендации Фиксиков стимулируют интерес к чистке зубов.

Биоактивная паста SPLAT, фруктовое мороженое для детей 2-6 лет

Работа полости рта у подростков имеет свои особенности: действие гормонов и переходный возраст становятся причиной развития особенной формы воспаления десен - ювенильный гингивит. Наличие ортодонтических конструкций также повышает риски развития воспалительных заболеваний десен и развития кариеса.

Снизить риски и предотвратить развитие заболеваний полости рта помогут правильно подобранные средства и предметы гигиены.

Зубные щетки

Зубные пасты для подростков

Родители могут выбирать из трех основных видов зубных паст:

  • противокариозные зубные пасты. Даже после прорезывания зубов продолжается созревание эмали, которой необходимы минералы: кальций, фосфор, фтор;
  • противовоспалительные зубные пасты с включением в их состав экстрактов и отваров лекарственных растений: ромашка, шалфей, алоэ вера, также прополис и др. Эти вещества позволяют оказывать противовоспалительное действие, сдерживать рост и развитие патогенной бактерий;
  • отбеливающие зубные пасты - это отдельный разговор в средствах ухода за полостью рта. Использовать отбеливающие зубные пасты у детей до 14-16 лет не рекомендовано. И даже в этом случае, необходимо учитывать правила их использования.

Любая из этих паст будет рекомендована в каждом конкретном случае, в зависимости от состояния полости рта: при выраженном ювенильном гингивите рекомендованы пасты с противовоспалительной активностью, а при наличии ортодонтических конструкций - пасты с содержанием минералов и высокой абразивной активностью.

  • преобладание в рационе «нездоровой» пищи (сладости, газированные напитки), способствующей размножению патогенной флоры, что и приводят к развитию кариеса и неприятному запаху изо рта;
  • ношение ортодонтических конструкций - это затрудняет уход за полостью рта и не позволяет тщательно очистить зубы. Поэтому паста для подростков должна эффективно очищать от налета, защищать от кариеса и поддерживать десны в здоровом состоянии.
  • Кроме того, в подростковом возрасте формируется самооценка личности и тинейджеру важно чувствовать себя уверенно при общении со сверстниками. Чтобы улыбаться без стеснения, подростки хотят иметь белые зубы и свежее дыхание. Прибегать к химическому отбеливанию до 18 лет стоматологи не рекомендуют, поэтому лучше выбирать средства с мягким ферментативным отбеливанием.

    Зубные пасты SPLAT Smilex для детей с 12 лет

    Взрывная кола и сочный лайм - новые оттенки вкуса зубных паст для детей старше 12 лет. Новинки от SPLAT хорошо освежают дыхание, бережно очищают и осветляют эмаль, оказывают антибактериальное действие и сокращают образование зубного налета. В составе формулы - натуральные экстракты растений и запатентованный фермент LUCTATOL ®. С такими пастами улыбка всегда будет лучезарной и сияющей!

    Зубная паста, LACALUT «White»

    В состав пасты входят минералы и фториды, чтобы компенсировать агрессивное действие отбеливающих компонентов. Индекс RDA 120, что доказывает, что паста высокоабразивная. Отбеливающее действие достигается за счет растворения и удаления зубных отложений, пигментного налета.

    Зубная паста PRESIDENT «White Plus»

    В состав зубной пасты входят абразивно-полирующие компоненты, индекс RDA 200. Такие показатели говорят о высоком профиле эффективности пасты, но использовать ее можно не более одного раза в неделю, в противном случае она принесет больше вреда, чем пользы.

    Обязанность каждого родителя – своевременно позаботиться о том, чтобы у ребенка были здоровые и крепкие зубы, которые прослужат ему всю жизнь. Если вы хотите избежать таких стоматологических недугов, как развитие кариеса или заболевания воспалительного характера, то важно тщательно следить за тем, чтобы гигиена полости рта стала обязательной процедурой для ребенка как можно раньше. По достижению 3 лет ваш малыш уже будет иметь сформированный прикус и полный набор молочных зубов – не затягивайте с привитием полезной привычки!

    Гигиена полости рта: приучаем ребенка с ранних лет

    Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как , делать ее желательно под родительским контролем. Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомленность ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.

    Отдельно уделите внимание правильной технике очистки зубов. Совершая выметающие движения, нужно двигаться от верхней челюсти к нижней. Для обработки нижнего зубного ряда используются движения снизу вверх, для верхних – сверху вниз. При этом следует избегать сильного надавливания на зубы – это может привести к повреждению эмали. Идеально будет, если процедура чистки зубов закончится легким массажем десен.

    Какие щетки использовать детям?

    Для дошкольников оптимальным будет использовать , разработанные с учетом всех возрастных особенностей организма. Такие щетки должны соответствовать ряду требований: их щетина должна быть натуральной и мягкой, ручка – широкой и удобной для детской руки, площадь рабочей поверхности – не более 2 см. Для того, чтобы обеспечить интерес ребенка и вызвать у него заинтересованность, дизайн щетки чаще всего яркий, опционально могут присутствовать различные звуковые и световые эффекты.

    Ребенок должен понимать, что зубная щетка – индивидуальный предмет гигиены, следовательно, передавать его кому-то для использования не рекомендуется. После очистки зубов щетку нужно промыть ее с мылом и поместить в подставку. Менять зубную щетку нужно 1 раз каждые два месяца. В случае, если в ротовой полости началось воспалительное заболевание, то для того, чтобы избежать повторного заражения замену щетки нужно произвести сразу после выздоровления.

    Какая паста оптимальна для детей?

    К выбору зубной пасты следует также подойти тщательно. В возрасте 3 лет актуально будет использование зубного геля. Он безопасен и безвреден для организма при проглатывании. Когда проглатывание пасты будет исключено, на смену гелю приходит детская с низким содержанием фтора.

    Уделите особое внимание выбору зубной пасты. В 3 года детьми может использоваться гигиеническая зубной гель. Он безопасен и специально адаптирован на то, что ребенок может немного проглотить его. А когда ребенок перестанет глотать зубную пасту и научится хорошо сплевывать, может применяться специальная детская зубная паста с малым содержанием фтора.

    Помимо ежедневной гигиены полости рта, не стоит забывать, что минимум раз в полгода ребенку нужно посещать стоматолога. Это поможет избежать проблем с кариесом, ведь зачастую он наблюдается даже у маленьких детей. А если он начнет появляться, врач поможет как можно скорее решить эту проблему и ответить на все вопросы, возникшие у вас или вашего ребенка.

    data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter"

    13319 0

    Гигиена полости рта детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

    Начинать очищение полости рта ребенка необходимо с момента прорезывания первого зуба. Первым методом, применяемым для очищения зубов, является протирание.

    Взрослый, осуществляющий эту процедуру, должен провести ее быстро, эффективно и безопасно, для чего необходимо расположить ребенка так, чтобы хорошо видеть очищаемые зубы и иметь возможность сдерживать движения ребенка. Эту процедуру можно проводить силами одного или двух взрослых. В первом случае ребенка нужно расположить на коленях и согнутой в локте руке — так, как это делают при кормлении ребенка грудью.

    Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на сомкнутые колени; чистку зубов проводит тот, кто находится по отношению к ребенку «на 12 часах», другой в это время придерживает ручки и ножки ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т.д. Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю резцов. Протирание проводят 1—2 раза в день.

    По мере адаптации ребенка к процедурам в его полости рта начинают применять щетку: предпочтительна щетка с маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной ручкой, удобной для удержания в руке взрослого. Щетку увлажняют, но пасту, как правило, не используют: во-первых, паста ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.

    В идеальном варианте родители должны быть обучены этим способам ухода за полостью рта ребенка стоматологом или стоматологическим персоналом заранее — во время бесед акушера и стоматолога с беременными, педиатром и его патронажной сестрой сразу после рождения ребенка, в крайнем случае - во время первого визита членов увеличившейся семьи к стоматологу. Важно обучить семью методам контроля полноты удаления отложений с зубов ребенка.

    Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет

    В этом возрасте основным способом ухода за полостью рта является чистка зубов щеткой. Процедуру выполняют родители, постепенно привлекая к этому ребенка. Ребенок и родитель располагаются возле умывальника перед зеркалом, взрослый стоит за спиной у ребенка. Для чистки зубов ребенка родители используют мягкие щетки с маленькой головкой и длинной ручкой, применяют элементы стандартного метода (на вестибулярных и оральных поверхностях предпочтение отдают выметающим движениям).

    В некоторых случаях, когда родители вынуждены выполнять чистку зубов в высоком темпе (ребенок быстро устает, не любит процедуру и т.д.), электрические ротационные щетки приносят больше пользы, чем ручные. Гигиеническую пасту в дозе «с ноготок мизинца ребенка» или «с горошину» используют тогда, когда руки родителей совершают движения щеткой автоматически, при этом не требуется полного зрительного контроля. В случаях высокого риска раннего детского кариеса стоматолог может рекомендовать использование фторсодержащих детских паст, которые в этом случае будут играть роль и местного, и системного фторпрепарата.

    Предпочтительнее пасты, не содержащие ПАВ, способных повредить здоровью слизистой оболочки желудочного тракта. Важно приучать ребенка контролировать глотание во время чистки зубов, учить выплевывать ротовую жидкость после чистки зубов, полоскать рот.

    Осуществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представлять себе уровень их развития и присущие им импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию. Заинтересовав ребенка личным примером, родители предлагают ему почистить зубы самостоятельно детской щеткой. Родители помогают ребенку освоить элементы метода KAI, взяв руку ребенка в свою. Обучение должно проводиться посредством игры, продолжающейся не более 3—5 мин, так как в этом возрасте дети быстро утомляются.

    Следует помнить, что дети в возрасте 1—3 лет не способны полноценно очищать свои зубы, поэтому уход за полостью рта ребенка является обязанностью родителей.

    Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет

    Основными средствами для ухода за полостью рта детей этого возраста являются щетка и паста. Щетка должна иметь мягкую щетину (в случаях повышенного образования зубных отложений, в том числе налета Пристли, можно использовать среднежесткие щетки) с узкими небольшими головками. Могут быть использованы как мануальные, так и электрические щетки. Пасту выбирают в соответствии с уровнем риска кариеса. Среди паст предпочтительнее гигиенические детские пасты и профилактические кальцийсодержащие пасты.

    При высоком риске кариеса рекомендуют применение детских фторсодержащих паст, однако родителей предупреждают о соблюдении мер безопасности:
    . такие пасты регулярно могут применять дети, умеющие контролировать глотание;
    . на щетку наносят минимальное количеств пасты (с горошину и менее);
    . процесс чистки осуществляют при участии родителей.

    Ребенок продолжает осваивать метод KAI, родители контролируют качество чистки (родителей необходимо научить самостоятельно выявлять зубные отложения при помощи окрашивания!) и, поскольку в подавляющем большинстве случаев дошкольники не могут добиться нужного уровня гигиены, взрослые завершают процесс чистки зубов ребенка своими руками.

    У детей 5—6 лет прорезываются первые постоянные моляры, которые требуют повышенного внимания: с одной стороны, на прорезывающихся зубах скорость образования налета максимальна (зубы не участвуют в окклюзии), а с другой стороны — интенсивность движений щеки ограничена присутствием на жевательной поверхности десны и близко расположенной ветвью нижней челюсти. Поэтому родителям рекомендуют начинать чистку зубов ребенка именно с этих, наиболее проблемных зубов, используя мануальную щетку (головка щетки располагается поперек участка зубной дуги, несущего постоянный моляр!) или электрическую ротационную щетку. Чистку завершают при помощи элементов стандартного метода.

    В этом возрасте для адекватной профилактики кариеса временных зубов (в частности — кариеса проксимальных поверхностей временных моляров) необходимо проводить флоссинг. Процедура выполняется руками взрослых, поэтому удобнее использовать флосетты. Для того, чтобы хорошо контролировать перемещение нити, взрослый располагается по отношению к ребенку «на 12 часах», укладывая его голову на свои колени. Для повышения профилактической эффективности на нити можно наносить профилактические пасты.

    Гигиена полости рта детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

    Для основной гигиены полости рта младших школьников применяют среднежесткие щетки, фторсодержащие детские или взрослые пасты (в зависимости от способности контролировать глотание пасты). Усвоенные ребенком элементы метода KAI постепенно трансформируют в более эффективные элементы метода Марталлера. И в этом возрасте значительная часть детей все еще не имеет ни достаточной степени развития моторики кисти рук, ни должной степени ответственности для того, чтобы выполнять эту процедуру абсолютно самостоятельно: родители должны постоянно поддерживать мотивацию детей, контролировать процесс чистки зубов щеткой и качественно завершать его своими руками, используя элементы стандартного метода.

    Флоссинг является необходимым элементом гигиенического ухода за полостью рта ребенка. Младшие школьники способны обучиться проведению флоссинга во фронтальном отделе, но основная часть процедуры должна быть выполнена родителями.

    Гигиена полости рта подростков 10-14 лет

    Основными средствами для гигиены полости рта подростков являются среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые фторсодержащие пасты (при условии адекватного контроля за глотанием!); обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг. Психический и физический уровень развития подростка принципиально позволяет ему качественно выполнять чистку зубов щеткой по методу Марталлера и ручной флоссинг, но в реальной жизни каждый подросток нуждается в опеке родителей, их активной доброжелательной помощи — в том числе и при проведении гигиенических процедур. Особого внимания требуют вторые моляры, чистка которых представляет объективные трудности в период их длительного прорезывания.

    Особое внимание должно быть уделено подросткам, проходящим курс ортодонтического лечения, так как наличие в полости рта съемного, а особенно несъемного аппарата затрудняет уход за зубами. Родители обязаны получить конкретные инструкции у стоматолога, который обучит их использованию многоуровневых и/или малопучковых щеток, ершиков, флоссов или лент для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов.

    Гигиена полости рта молодых людей 15-18 лет

    Юноши и девушки с нормальным психическим и физическим здоровьем в этом возрасте должны самостоятельно осуществлять гигиенический уход за полостью рта, применяя для этого среднежесткие щетки, взрослые профилактические зубные пасты, флоссы. Роль родителей в гигиене полости рта этих детей постепенно сокращается, сосредотачивается на мотивации, периодическом контроле и материальном обеспечении стоматологической самопомощи подросшего ребенка.

    Гигиена полости рта взрослых людей

    Основными средствами ухода за полостью рта взрослого человека являются зубная щетка и зубная паста, средства для чистки межпроксимальных поверхностей. Так как стоматологический статус взрослых людей отличается большим разнообразием и нередко отягощен тяжелой стоматологической патологией, выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента является обязанностью стоматолога.

    Гигиена полости рта пожилых людей

    При выборе предметов, средств и методов для механического контроля зубных отложений у пожилых людей обращают внимание на выраженность рецессии десны (оголенные корни требуют использования атравматичных щеток и низкоабразивных паст методами Басса, Стилмана или Чартера, зияющие амбразуры — применения зубочисток, ершиков и т.д.), адекватность саливации (при ксеростомии избегают применять средства гигиены, содержащие спирт и ПАВ), на возможности самообслуживания (обсуждают возможности применения электрической щетки для самопомощи или ухода за зубами пожилого человека при помощи членов семьи). Для повышения эффективности контроля зубных отложений активно используют средства химического контроля.

    Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

    Обучение детей он правильным навыкам он по уходу еще за полостью еще рта наиболее он ответственный этап еще гигиенического воспитания. Он должен еще строиться с учетом он возрастных особенностей и он поведенческих реакций еще детей дошкольного он возраста. При проведении еще занятий можно еще использовать:

    Чередование еще хоровых и индивидуальных он ответов;

    Разнообразные еще игровые моменты и еще ситуации (ребенок он учится сам и он учит любимую он игрушку) .

    Большое он значение в обучении еще играет принцип он наглядности. Поэтому в работе с он детьми необходимо еще использовать фотографии, еще фильмы, иллюстрации, он предметы личной он гигиены. Показ этих он предметов и действия с он ними позволяют он раскрыть те еще их стороны, еще которые играют еще важную роль в он формировании гигиенического он поведения.

    Эффективность гигиенического еще воспитания и обучения он по вопросам он профилактики стоматологических он заболеваний будет еще высокой только он при условии он взаимодействия педагогов и он воспитателей, медицинских еще работников, родителей и еще детей. Педагоги и воспитатели еще должны иметь еще представление и знать он методы контроля еще за гигиеной он полости рта. Медицинские работники еще должны быть еще обучены методике он контроля за еще качеством чистки он зубов и использования еще различных профилактических еще средств. Родители должны еще уметь контролировать он продолжительность, кратность и он правильность ухода он за полостью он рта своих он детей в домашних он условиях.

    Дети после он проведенных занятий еще должны уметь он продемонстрировать выполнение он задания для еще лучшего запоминания.

    Ребёнку необходимо:

    1. Получать сладости в небольшом количестве (во время приёма пищи затем полоскать рот водой).

    2. С 1,5-2 лет полоскать рот после еды.

    3. С 2-2,5 лет чистить зубы зубной щёткой (после завтрака, перед сном).

    В 4-5 лет чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой не менее 2-3 минут, 200-250 движений.

    До 4-5 лет чистка зубов осуществляется руками родителей. Начиная с 5-6 лет, рекомендуется двукратная чистка зубов (утром после еды и вечером перед сном) мягкой зубной щёткой и любой гигиенической или фторсодержащей зубной пастой. Детям надо помогать чистить зубы до 6 лет. Предпочтение отдаётся гелиевой форме зубной пасты.

    Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.


    Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.

    Уход за ротовой полостью ребёнка в первую очередь заключается в бдительности родителей. Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как гигиена полости рта, делать её желательно под родительским контролем. Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомлённость ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.

    В период дошкольного еще возраста воспитательная еще работа ложится еще на плечи еще воспитателей, которые он научат, откорректируют он или повторят, «он как надо он сделать» (гимнастику, он почистить зубы, еще ополоснуть рот еще после еды, он как сидеть еще за столом и т. д.), используя силу он коллективного примера.

    Основной задачей в этот период он является регулярное еще повторение навыков с еще целью выработки еще условного рефлекса. Обучение детей еще индивидуальной гигиены еще полости рта следует он начинать с 2 – 4 летнего он возраста. При этом он необходимо учитывать он психологические особенности он этой группы он детей. Склонность к подражанию и он склонность к коллективным еще занятиям. В этом возрасте он высока внушаемость он на ребенка и еще ее необходимо еще использовать. Для детей он данной возрастной еще группы рекомендуется еще проводить 7 занятий он по 15 – 20 мин.

    1) занятие – осмотр полости рта детей с использованием стоматологического зеркала и шпателя.

    2) Обучение ребенка полосканию полости рта, с последующем закреплением навыков, контролем навыка после еды.

    3) Рассказ о зубной щетки, ее назначении, демонстрация использования ее на модели.

    4) Обучение детей использованию зубной щетки на моделях челюстей и контроль навыков.

    5) Чистка зубов без пасты с последующим контролем навыков.

    6) Чистка зубов без пасты утром и вечером под контролем родителей.

    7) Чистка зубов с пастой утром и вечером под контролем родителей.

    С детьми 3-4 лет он работу рекомендуется он строить с использованием еще игровых элементов, с он использованием рисунков, он плакатов, игрушек, он кукол, зубных он щеток, паст, и т.д. Такая игра - он беседа должна еще быть короткой и еще продолжаться на еще нескольких занятиях. Дети через еще сказочные персонажи еще должны усвоить, еще что надо еще употреблять овощи, он фрукты, чтобы он зубы не он болели; что еще после еды он необходимо полоскать еще рот, меньше еще кушать сладостей и еще чистить зубы. При этом он рекомендуется в форме еще игры показать еще детям, как еще правильно чистить он зубы. Обучая детей он правилам чистки еще зубов, важно он повторять, закреплять он полученный навык и он поощрять тех он детей, которые еще успешно им еще овладели.

    Детям 4-7 лет еще занятия необходимо еще проводить в популярной он форме, используя еще персонажи сказок, он рассказывая и показывая, еще как надо он правильно чистить еще зубы. При обучении он чистке зубов еще необходимо окрасить еще фронтальные зубы еще красителями и показать он окрашенный налет он ребенку в зеркало. Обращают внимание он на размер он щеток для он детей, их еще состояние и уход он за ними. В ходе беседы он выясняют, имеет он ли ребенок еще свою зубную он щетку, объясняют, еще какая зубная он паста лучше.

    Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.

    При проведении бесед со старшими дошкольниками можно предложить десять правил приема пищи:

    1. Принимать пищу в день, так часто, как велит врач.

    2. Много грызть и жевать овощи и фрукты, не отказываться от жесткой пищи.

    3. Снимать пищу с ложки губами, не засовывать ложку в рот.

    4. Откусывать пищу только передними зубами.

    5. Измельчать пищу только дальними зубами.

    6. Глотать пищу хорошо разжеванной, не запивая.

    7. Заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша).

    8. После каждого приема пищи полоскать рот водой (использовать не менее половины стакана).

    9. Не есть сладостей между приемами пищи.

    10. Есть сладкое только один раз в неделю (воскресенье) в небольшом количестве, затем сполоснуть рот водой.

    Также можно предложить десять правил чистки зубов для старшего дошкольника:

    1. Щетка должна иметь изогнутую и короткую ручку, на два-три зуба, со щетиной редкими кустиками.

    2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

    3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - использовать и пасту;

    4. Зубной порошок лучше не применять, так как им можно поперхнуться.

    5. В начале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями в одном направлении: вверху – сверху-вниз, внизу - снизу-вверх, по пять раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа. Чистят вверху, потом внизу, а дальше заднюю поверхность зубов в том же порядке.

    6. Затем надо чистить жевательную поверхность сначала верхних, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам справа, по пять раз в каждую сторону. Потом спереди назад по пять раз у двух зубов.

    7. В конце чистки зубов надо «подмести» все отчищенное по зубным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, слева направо.

    8. После чистки зубов щетку надо помыть, намылить и поставить головкой кверху в стакан;

    9. Чистить зубы надо два раза в день: после завтрака и перед сном;

    10. Новую зубную щетку надо иметь весной, летом, осенью и зимой.

    Таким образом, обучение гигиенического ухода за полостью рта у детей дошкольного возраста является необходимым. Значимость правильного гигиенического воспитания детей с раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют, прежде всего, семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос медицинских работников, родителей, и педагогов.

    Введение 3
    Глава 1. Гигиена полости рта детей дошкольного возраста 5
    1.1 Гигиена полости рта детей в возрасте от 6 до 12 месяцев 5
    1.2 Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет 6
    1.3 Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет 7
    Глава 2. Стоматологическое обследование полости рта детей дошкольного возраста 9
    2.1Исследование гигиены полости рта детей дошкольного возраста 9
    2.2 Профилактика гигиены полости рта детей дошкольного возраста 21
    Заключение 27
    Список литературы 30

    Введение

    По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости рта взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Стоматологи советуют обращать внимание на строение молочных зубов, особенно на первые моляры. Шестые зубы уязвимы более остальных. Прорезываются они быстрее других и часто дистальные бугры поздно освобождаются от «капюшона», который служит местом скопления зубного налета. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.
    Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать. В гигиене полости рта есть одно золотое правило, которое актуально как для взрослых, так и для малышей: поел – почисти зубы. Однако следовать ему удается далеко не всегда, особенно, если дело касается перекусов на ходу, в гостях или в транспорте. Дома же эту правилу нужно следовать неукоснительно. Самое главное – не забывать об этой важной процедуре и довести ее до автоматизма.
    Самостоятельно ухаживать за зубами и соблюдать гигиену полости рта и гигиену зубов нужно с самого юного возраста. Такая привычка будет залогом здоровья полости рта.
    Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.
    Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.
    Целью курсовой работы является анализ особенностей гигиены полости рта у детей дошкольного возраста.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
    — проанализировать особенности гигиены полости рта у детей от 0 до 6 лет;
    — изучить основные мероприятия при проведении стоматологического профосмотра детей дошкольного возраста;
    — проанализировать особенности диспансеризации детей дошкольного возраста.

    Список литературы

    1. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М., «Рост и развитие ребенка» краткий справочник, 5-е изд., Изд.дом «Питер», 2013г.
    2. Привес А.М., Лысенко Н.К., Бушкович В.И., «Анатомия человека», 11-е изд., СПб, изд.дом «Гиппократ», 2012г.
    3. Грошков М.М., Некариозные поражения тканей зуба. М., Медицина, 1985г.
    4. Федоров Ю.А., Дрожжина В.А., Клиника, диагностика и лечение некариозных поражений зубов. Новое в стоматологии, №10, 2007г.
    5. Журнал: “Вестник стоматологии” 2005г №3
    6. Журнал: “ Гигиена и санитария” 2014г №6
    7. Журнал: “Медицинская консультация” 2014г №2

    Общий объем: 29

    Год: 2017

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!