Условные раздражители. Раздражители, применяемые при дрессировке собак, дрессировка собак, условные и безусловные рефлексы, наука для кинологов, как подавать команды собакам, какие команды правильные, кинологи учатся подавать команды Зависимость величины

Условным раздражителем может стать любое изменение внешней среды или внутреннего состояния организма, достигшее определенной интенсивности и воспринятое корой больших полушарии.

Звуки (тоны и шумы), интенсивность света, контуры освещенных предметов, цвета, запахи, вкусовые средства, прикосновение к коже, давление, тепловые и холодовыс воздействия, степень напряжения мышц, их сокращение и расслабление, положение тела в пространств.-, состояние внутренних органов, воздействия на их слизистую оболочку, а также изменения обмена веществ и энергии в организме - все эти разнородные по своей природе воздействия делаются при их сочетании с безусловными раздражениями сигналами условных рефлексов . Таким образом, ими могут стать все экстеро-, висцеро- и проприорецептивные раздражения.

Условными раздражителями могут быть не только индифферентные вначале раздражения, но и те, которые вызывают обычно какие-либо реакции организма, в том числе и безусловные рефлексы. Раздражитель, вызывающий какой-либо безусловный рефлекс, становится иногда при сочетании с другим безусловным раздражением условным сигналом второго, иного по своей природе, безусловного, рефлекса.

В произведенных в лаборатории Павлова опытах раздражения, возбуждающие сильный безусловный оборонительный рефлекс, были превращены в условные раздражители пищевого рефлекса. Для этого удары электрического тока, пропускаемого через лапу, сочетались с кормлением животного пищей. В результате ряда подобных опытов раздражение лапы электрическим током вызывало условные пищевые рефлексы, в том числе слюноотделение. Безусловный же оборонительным рефлекс - сгибание лапы - постепенно ослабевал и к моменту упрочения образовавшегося условного пищевого рефлекса целиком исчезал, затормаживался.

В этом случае происходило переключение нервного процесса с центра одного безусловного рефлекса на другие нервные центры; путем образования временной связи между нервными центрами безусловное оборонительное раздражение превращалось В сигнал условного пищевого рефлекса.

Условные следовые рефлексы . Не только действие различных внешних сигналов, но и прекращение их действия, например затемнение освещенной комнаты, прекращение звучания тона или шума может сделаться сигналом так называемого следового условного рефлекса.

Для образования следового условного рефлекса (например, пищевого) необходимо применять безусловный рефлекс не во время действия сигнального агента, а лишь через определенный промежуток времени (через 1-8 минуты) после его окончания. В этом случае сам по себе сигнал не будет вызывать условного рефлекса, но после того, как он прекратится, возникает условнорефлекторное слюноотделение. Это означает, что именно след условного агента в коре больших полушарий приобрел дли животного сигнальное значение.

Условные рефлексы на время. И. П. Павлов доказал, что существуют особые условные рефлексы на время. Если многократно кормить собаку каждые 10 минут, то вырабатывается условный рефлекс, выражающийся в том, что к концу 10-й минуты после предыдущего кормления у животного начинает выделяться слюна и возникает двигательная реакция по направлению к кормушке. Подобным же образом можно выработать у собак условный оборонительный рефлекс сгибания лапы на определенный отрезок времени. Для этого необходимо во время опытов через постоянно одинаковые промежутки времени, например через каждые 5 минут, производить электрическое раздражение лапы.

Могут быть получены условные рефлексы и на гораздо более длительные периоды времени. Так, если ежедневно в определенный час кормить собаку, то к этому часу у нее еще до кормления начинается секреция желудочного сока.

При постоянном режиме труда и быта-при точно определенных часах работы, приеме пищи в одно и то же время, одних и тех же часах сна - различные условные рефлексы на время наблюдаются и у человека.

Механизмы образования условных рефлексов на длинный или короткий отрезок времени различны. При коротком отрезке времени, измеряемом минутами, условные рефлексы образуются на состояние самих нервных центров, на изменение и определенный уровень их позбудпмости, на след от предыдущего раздражения. Условные рефлексы на длительные промежутки времени могут быть поняты как реакции на состояние организма в целом, в частности на состояние и интенсивность обмена веществ и деятельности органов пищеварения.

Зависимость величины условного рефлекса от силы безусловного и условного раздражителей

Величина условного рефлекса у животного при прочих равных условиях зависит как от силы безусловного рефлекса, на базе которого он вырабатывается, так и от силы условного раздражителя . Если, например, сочетать действие звукового агента с очень слабым электрокожным раздражением конечности собаки, то вырабатываемый условный рефлекс оказывается слабым, неустойчивым. Если же силу безусловного раздражения увеличить, то это приводит к возникновению более сильного и стойкого оборонительного рефлекса.

При исследовании зависимости величины условного рефлекса от силы безусловного обнаружилось, что решающее значение имеет не абсолютная сила безусловного стимула, а интенсивность вызываемого им возбуждения. Так, у собаки, накормленной перед опытом, безусловные пищевые реакции ослаблены и соответственно ослабляется величина условного рефлекса.

При постоянной силе безусловного раздражения величина условною рефлекса зависит от физической силы сигнального раздражителя. Чем она больше, тем условный рефлекс сильнее.

Эти данные позволили И. П. Павлову сформулировать закон силовых соотношений, указывающий на существование прямой зависимости величины условного рефлекса от силы условного раздражителя.

«Закон силы», однако, действителен только в определенных пределах - для всякого условного агента существует предел силы, за которым дальнейшее усиление раздражителя ведет к ослаблению условной реакции.

Раздражитель безусловный P., вызывающий безусловный рефлекс.

Большой медицинский словарь . 2000 .

Смотреть что такое "раздражитель безусловный" в других словарях:

    БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС - БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, РАЗДРАЖИТЕЛЬ участвуя в ряде русских медицин, издании. Исследования Б. и его учеников посвящены исключительно вопросам иммунитета и анафилаксии. Они печатались, гл. образ., в «Annales de l Institut Pasteur»,… …

    подкрепление - в учении о высшей нервной деятельности (см. Павлов Иван Петрович) безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула …

    Условный рефлекс это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их… … Википедия

    К. о. называют тж обусловленной реакцией, обусловленным рефлексом, условной реакцией и условным рефлексом. И. П. Павлов был первым, кто широко исследовал его особенности. Огромная работа, проведенная в лаборатории Павлова, показала, что… … Психологическая энциклопедия

    Непосредственная реакция организма на стимул. Примером может служить слезотечение при попадании в глаз пыли или сгибание ноги в ответ на болевое раздражение стопы. Обычно рефлекс носит биологически целесообразный характер: слезы вымывают… … Энциклопедия Кольера

    БЕЗУМИЕ - БЕЗУМИЕ, термин дореволюционного законодательства, означающий врожденную или отмеченную с самого младенчества душевную болезнь, в отличие от сумасшествия, обнимающего собой все остальные формы псих, расстройства. Впервые выражение Б. встречается… … Большая медицинская энциклопедия

    УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ - УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. Условный рефлекс теперь отдельный физиол. термин, обозначающий определенное нервное явление, подробное изучение которого повело к образованию нового отдела в физиологии животных ф и з и о логии высшей нервной деятельности как… … Большая медицинская энциклопедия

    Фактор окружающей или внутренней среды, изменяющий состояние возбудимых структур. Раздражитель адекватный см. Раздражитель специфический. Раздражитель безусловный P., вызывающий безусловный рефлекс. Раздражитель болевой (син. Р. ноцицептивный)… … Медицинская энциклопедия

    условный рефлекс - рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Термин У. р. предложен И. П … Большая психологическая энциклопедия

    высшая нервная деятельность - Категория. Нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. Специфика. В качестве единицы анализа высшей нервной деятельности… … Большая психологическая энциклопедия

Тест по биологии Высшая нервная деятельность человека для учащихся 8 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. В первом варианте — 21 задание, во втором — 20 заданий.

1 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является безусловным?



2. Если в комнате, где у собаки вырабатывается слюноотделительный рефлекс на зажигание лампочки, включается неожиданно приемник, то его звук…




3. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель…

А. Постоянно подкреплять безусловным
Б. Подкреплять безусловным нерегулярно
В. Не подкреплять безусловным
Г. То подкреплять безусловным, то длительно не подкреплять

4. Какой признак характерен для безусловного реф­лекса?



В. Не передается по наследству
Г. Вырабатывается у каждой особи вида

5. К высшей нервной деятельности относят

А. Мыслительную, речевую деятельность и память
Б. Группу ориентировочных рефлексов
В. Инстинкты
Г. Рефлексы, обеспечивающие органические потреб­ности (голод, жажда и др.)

6. Что такое потребность?

А. Сложный комплекс приспособительных двига­тельных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности
Б. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма
В. Внутренний мир человека
Г. Основная форма деятельности нервной системы

7. Какая форма высшей нервной деятельности харак­терна для человека?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Мышление
Г. Элементарная рассудочность

8. Большой вклад в учение о высшей нервной деятель­ности внес

А. И.И. Мечников
Б. И.П. Павлов
В. Луи Пастер
Г. Н.А. Семашко

9.



В. Не меняется вовсе

10. Инстинкт — это

А. Генетически закрепленное поведение
Б. Приобретенный в течение жизни опыт
В. Поведение, обусловленное целенаправленным обучением

11. Что, по И.П. Павлову, является чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга?

А. Рассудочная деятельность
Б. Эмоции
В. Речь

12. Первая сигнальная система



13. Важнейшая функция речи — это

А. Обобщение и абстрактное мышление
Б. Обозначение конкретных примеров
В. Выражение эмоций

14.

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

15. Ухаживание кошки за котятами — это

А. Условный рефлекс
Б. Сложная цепь безусловных рефлексов
В. Сочетание навыков и безусловных рефлексов

16. Сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте

А. Эмоции
Б. Внимание
В. Память

17. Какая из форм торможения передается по наследству?

А. Внешнее
Б. Внутреннее
В. Таких не существует

18. Чего нельзя увидеть в сновидениях?

А. Прошлое
Б. Настоящее
В. Будущее

19. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?

20. Какое значение для организма имеет сон?

21. Чем отличается мышление человека от рассудочной деятельности животных?

2 вариант

1. Какой из перечисленных ниже рефлексов является условным?

А. Выделение слюны при показе пищи
Б. Реакция собаки на голос хозяина
В. Отдергивание руки от горячего предмета

2. Если у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на зажигание электрической лампочки, то пища в этом случае…

А. Является условным раздражителем
Б. Является безразличным раздражителем
В. Является безусловным раздражителем
Г. Вызывает торможение рефлекса

3. Какие формы высшей нервной деятельности наблю­даются у животных?

А. Только безусловные и условные рефлексы
Б. Безусловные и условные рефлексы и элементар­ная рассудочная деятельность
В. Мышление
Г. Только элементарная рассудочная деятельность

4. Условный рефлекс…

А. Характерен для всех особей данного вида
Б. Приобретается в течение жизни
В. Передается по наследству
Г. Является врожденным

5. Какая из форм высшей нервной деятельности соотно­сится с умением решать математические задачи?

А. Условные рефлексы
Б. Безусловные рефлексы
В. Абстрактное мышление
Г. Элементарная рассудочная деятельность

6. В комнате, где у собаки вырабатывается слюноотде­лительный рефлекс на зажигание лампочки, посто­янно включено радио. Радио в этом случае выступает как…

А. Условный раздражитель
Б. Безразличный раздражитель
В. Безусловный раздражитель
Г. Фактор, вызывает торможение рефлекса

7. В период быстрого сна

А. Снижается температура
Б. Замедляется дыхание
В. Происходит движение глазных яблок под закры­тыми веками
Г. Понижается кровяное давление

8. Ответная реакция организма на раздражение рецеп­торов при участии и контроле нервной системы на­зывается

А. Гуморальной регуляцией
Б. Рефлексом
В. Автоматизмом
Г. Сознательной деятельностью

9. Во время сна деятельность мозга

А. Прекращается на все время сна
Б. Прекращается на время медленного сна
В. Не меняется вовсе
Г. Перестраивается, циклически изменяясь на про­тяжении всего сна

10. Прямо перед школьником неожиданно на большой скорости проехала машина. Он остановился как вко­панный. Почему?

А. Сработало внешнее торможение
Б. Сработал условный рефлекс
В. Сработало внутреннее торможение

11. Вторая сигнальная система

А. Анализирует знаковые сигналы, поступающие в виде символов (слов, знаков, изображений)
Б. Анализирует сигналы, идущие из внешней среды
В. Анализирует оба типа сигналов

12. Рассудочная деятельность — это…

А. Высшая форма приспособления к условиям среды
Б. Способность говорить
В. Способность использовать орудия труда

13. Сновидения возникают в период

А. Медленного сна
Б. Быстрого сна
В. В обоих случаях

14. Засыпание человека происходит

А. Только рефлекторно
Б. Под влиянием гуморальных процессов
В. Под влиянием гуморальных и рефлекторных про­цессов

15. Кто первым объяснил рефлекторный принцип рабо­ты головного мозга?

А. И.П. Павлов
Б. А.А. Ухтомский
В. И.М. Сеченов
Г. П.И. Анохин

16. Что И.П. Павлов понимал под названием «сигналы сигналов»?

А. Первую сигнальную систему
Б. Вторую сигнальную систему
В. Рефлекс

17. Переживания, в которых проявляются отношения людей к окружающему миру и к самому себе, назы­ваются

А. Обучением
Б. Памятью
В. Эмоциями

18. Каково биологическое значение торможения услов­ных рефлексов?

19. Что формируется труднее: знания, умения или на­выки?

20. Как по-другому можно назвать цепочку условных рефлексов?

Ответы на тест по биологии Высшая нервная деятельность человека
1 вариант
1-В
2-Г
3-А
4-А
5-А
6-Б
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-В
12-В
13-А
14-А
15-Б
16-Б
17-Б
18-В
19. Безусловные рефлексы пе­редаются по наследству, а условные рефлексы выраба­тываются после рождения в процессе жизни
20. От­дых мозга, активная перестройка его работы, необходи­мая для упорядочивания полученной информации в пе­риод бодрствования
21. Мышление — это способ на основе известных знаний добывать новую информацию, обобщать известные факты. Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды
2 вариант
1-Б
2-В
3-Б
4-Б
5-В
6-Г
7-В
8-Б
9-Г
10-А
11-А
12-А
13-Б
14-В
15-В
16-Б
17-В
18. Позволяет приспособиться к конкретным условиям существования
19. Умение
20. Динамический стереотип

Перед тем как рассматривать безусловные и условные раздражители, поговорим коротко о рецепторах и анализаторах.

Организм животного не может существовать, не получая информацию о своем состоянии, а также о внешних и внутренних изменениях всего организма. В первую очередь рассмотрим, как он реагирует на внутренние раздражители.

Раздражители бывают разные: звуковые, запаховые, световые, механические, тепловые и др. Каждый из них принимается только определенными чуткими нервными окончаниями – рецепторами. Много рецепторов находится в мышцах.

Внутренние органы собаки: сердце, легкие, почки, кровеносные сосуды, кишечник, желудок и другие – тоже снабжены рецепторами. Они очень чутки к химическим, механическим, температурным и другим раздражителям. Рецепторы регистрируют внутренние изменения организма и передают информацию в центральную нервную систему (напр., сокращение мышц, давление, температура и др.) Световые раздражители принимаются рецепторами глаз, звуковые -рецепторами ушей, обоняния – рецепторами носа. Процесс возбуждения передается от рецепторов через сенсорные нервы в ту или иную зону больших полушарий головного мозга. Здесь происходит дифференциация раздражителей, к примеру, устанавливается характер запаха, особенности звука, форма предмета. Органы, принимающие и выделяющие раздражители, И. Павлов назвал анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей. Например, зрительный анализатор образуется из рецептора зрения, зрительного нерва и зрительной зоны коры больших полушарий головного мозга.

В привычных жизненных условиях на организм собаки действую! множество раздражителей. В кору головного мозга поступают сигналы от каждого из них, но реагирует организм только на наиболее важные. Реакция на другие, малозначимые раздражители тормозится. В общем, различные анализаторы помогают организму приспособиться к условиям жизни.

Рецепторы, раздражение которых вызывает в коре больших полушарий головного мозга ощущения, называют органами чувств. В дрессировке собак роль органов чувств нельзя переоценить. Скажем, с помощью органов зрения собака следит за движениями человека, его жестами, мимикой лица, позой, скоростью движений и др. Органы слуха собаки принимают звуковые волны до 40–50 тысяч колебаний в секунду. Особенно развит у собаки нюх. Он в 11500 раз сильнее человеческого. Собака может различать до 500 тысяч запахов.

Все, что действует на органы чувств (рецепторы), и вызывает ощущения, называется раздражителями. Окружающая среда, в которой живет собака, тоже является раздражителем. При изменении этой среды (новое освещение, влажность, температура и т.д.) в организме происходят тоже определенные перемены, и это, в свою очередь, меняет поведение собаки.



Большое влияние на поведение собаки оказывают и внутренние раздражители: при недостатке пищи и воды образуется рефлекс поиска пищи и воды. При половом раздражении собака возбуждается, становится неспокойной. Новые сильные, непривычные раздражители меняют поведение собаки – она перестает реагировать на сигналы дрессировщика. Внешние раздражители, привлекающие внимание собаки, – это животные, птицы, шум, выстрелы, незнакомые люди и т.п. Надо приучить собаку спокойно реагировать на них. К внутренним, привлекающим внимание раздражителям относятся ощущения боли, переутомления, переполнение прямой кишки и мочевого пузыря и др. Эти раздражители всегда будут мешать привычной работе собаки, поэтому дрессировщик не должен об этом забывать и вовремя устранять препятствия.

Раздражители, используемые при дрессировке собаки, бывают безусловные и условные.

Безусловные раздражители – это те, которые вызывают безусловный рефлекс. При дрессировке собак чаще всего используют пищевые и механические безусловные раздражители.Пищевыми раздражителями могут быть кусочки мяса, хлеба и другая любимая собакой пища. Пищевой раздражитель применяется, чтобы закрепить условное действие, к примеру, произносят команду «Сидеть!» и рукой нажимают на поясницу собаки, а как только она садится, ей дают лакомый кусочек. Так собаку обучают брать препятствия, подходить к хозяину, лаять и т.д.

Чтобы пищевой раздражитель действовал сильнее, собаку обычно начинают дрессировать голодной или спустя 3–4 часа после кормления. Лакомые кусочки должны быть одинаковыми по размеру – примерно 2õ2 см. Слишком маленькие кусочки – слабый раздражитель, а крупными собака быстро наедается и работает с ленцой. Обычно, давая собаке лакомство, произносят «Хорошо!» и гладят собаку по груди. Это помогает сформировать условный рефлекс. Когда навыки закрепляются, лакомство дают все реже и в конце концов прекращают совсем, а только одобряют возгласом «Хорошо!» или гладят собаку.



Механические раздражители – это удар прутом, кнутом, нажим рукой на определенную часть тела (поясницу, холку и т.д.), поглаживание, легкое нажатие на шею твердым (с шипами) ошейником, дергание поводка и т.д. Все это помогает воздействовать на поведение собаки, вызывая у нее определенную реакцию. Дрессировщик, используя механические раздражители, должен знать особенности собаки, уметь оценивать силу раздражителя, чтобы собака не начала бояться дрессировщика или кусать его.

Если механический раздражитель использует помощник дрессировщика, он должен пробудить активную защитную реакцию. Собака должна нападать, а помощник, выполнив нападающие действия демонстративно удалиться, этим самым поощряя собаку активно нападать.

Дрессируемая таким образом собака становится злой, смелой и не доверяющей посторонним людям. Очень полезен механический раздражитель в дрессировке собаки – поглаживание вместе с вручением лакомства. Это помогает образовать условный пищевой рефлекс и укрепляет привязанность собаки к хозяину.

Механическими раздражителями надо пользоваться реже, чем пищевыми.

Условные (сигнальные) раздражители вызывают условный рефлекс. В дрессировке собаки используют звуковые (команды), зрительные (жесты), запахи и другие условные раздражители.

Условным раздражителем может быть время, поза собаки и дрессировщика, местность и т.д. Например, если приучим собаку работать по запаху всегда рано утром, то днем или вечером собака будет работать хуже. Если дрессировщик на занятии сначала за каждую выполненную команду будет поощрять собаку лакомством, а в конце прекратит это, то сформируется условная связь времени, и во второй части занятия собака потеряет активность, будет выполнять команды без желания. Если будем учить собаку лаять сидя, то позже, когда сформируется рефлекс, собака, услышав команду «Голос», сначала сядет, а потом залает. В этом случае поза вместе с командой стала условным раздражителем. Если навык лаять по команде формируется в одном помещении, то собака, находясь в другой обстановке, эту команду будет выполнять плохо. В этом случае и окружение стало условным раздражителем. Кроме того, условным раздражителем может стать мимика лица дрессировщика, интонация голоса, быстрота движений и поза.

Дрессировщик использует условные раздражители и на расстоянии, так как впоследствии это может пригодиться.

В дрессировке команды используются как условные раздражители. Это звуковой комплекс. Собака отличает одну команду от другой по составу звуков и их количеству. При изменении команды собака перестает реагировать на нее. Например, если собака приучена подходить к дрессировщику по команде «Ко мне!», то на призыв «Иди сюда!» она не прореагирует. Если дрессировщик, обучая собаку, меняет команды, пустословит, то это только усложняет дрессировку, поскольку собака не понимает смысла этих слов. Слово для собаки – комплекс звуков, звуковой раздражитель. Словесная команда – не простой, а комплексный раздражитель, потому что собака понимает не только состав звуков, но и чувствует интонацию команды. Если команду, произнесенную спокойным тоном, не дополним лакомством, а команду, произнесенную приказным тоном, дополним, то образуется рефлекс только на команду приказным тоном. Дрессировщик, в зависимости от условий труда и целей, произносит команду либо с приказной, либо с угрожающей, либо с простой (нормальной, ласковой) интонацией.

Приказная интонация используется при формировании у собаки различных навыков. Команда произносится твердо (приказным тоном), не слишком громко и закрепляется безусловными раздражителями (пищей, дерганием поводка).

Угрожающая интонация помогает усилить действие команды, заставляя или запрещая выполнять действие особенно тогда, когда собака не реагирует на команду, данную приказным тоном, на которую уже выработался условный рефлекс. Команда произносится неожиданно, повышенным тоном и закрепляется более болезненным действием, нежели команда, произнесенная с приказной интонацией (сильное нажатие, неожиданный рывок поводка, удар прутом, хлыстом и т.д.).

Вырабатывая условный рефлекс на команду, произнесенную с угрожающей интонацией, применяют болезненный раздражитель. С угрожающей интонацией произносится команда «Фу!». Она произносится громко, неожиданно и закрепляется ударом прута, неожиданным рывком поводка, сильным надавливанием на поясницу и т.д. Этой командой прекращаются все нежелательные для дрессировщика действия собаки. Но нельзя использовать угрожающую интонацию там, где это необязательно, иначе собака становится раздраженной, начинает бояться хозяина.

Если собака совершает нежелательное, но не такое значимое действие, то вместо команды «Фу!» рекомендуется использовать команду «Нельзя!», произнесенную с приказной интонацией. Эта команда более подходит собаке, живущей в квартире, поскольку частое повторение команды «Фу!» истощает нервную систему собаки.

Команды снормальной интонацией произносятся очень чувствительным собакам. После выполнения собакой задания, надо спокойно похвалить возгласом «Хорошо!».

Все дрессировочные команды должны быть ясными, короткими, стандартными. Как можно реже нужно пользоваться угрожающей интонацией, поскольку это вызывает у собаки пассивную защитную реакцию, и поэтому труднее вырабатываются условные рефлексы.

Жестами можно без звука управлять собакой на расстоянии. Ими дрессировщик указывает собаке направление движения при обследовании местности, помещений и т.д. Навык работать по жесту обычно считается приобретенным, если собака неплохо выполняет словесные команды. Жесты, как и команды, надо передавать ясно, стандартно.

Раздражители запаха. При помощи обоняния собака узнает хозяина, находит пищу, прячется от врагов, находит охотничью добычу и т.д. Обоняние помогает проявиться половым инстинктам собаки, оценить качество пищи и т.д.

У каждого человека свой индивидуальный запах, по которому собака без особого труда отличает его от другого. Кроме индивидуального запаха человек выделяет еще и другие запахи: обуви, мыла табака, духов, квартиры; запахи, связанные с профессией, и др. 0сновным для собаки является индивидуальный запах человека. Двигаясь, человек потеет, запах пота и составляет пахучий след человека. К этому запаху прибавляются запахи почвы, растений раздавленных насекомых и т.д.

Собака, понюхав вещь, пахнущую человеческим запахом, по пахучему следу, оставленному на земле, находит через какое-то время, за несколько километров, обладателя этого запаха. Чувствительность нюха собаки может ухудшиться по многим причинам (болезни, переутомления, долгое действие запахов на обоняние и т.д.).

Найти «нарушителя» по пахучему следу, обыскать местность, отличить человека по запаху вещи и выполнить другие работы может собака, у которой обоняние в процессе воспитания и дрессировки было хорошо натренировано.

Без твердых знаний теоретических основ дрессировки не может быть хорошего дрессировщика. Однако многие дрессировщики ограничиваются практическим освоением техники дрессировки, игнорируя при этом теорию. Отсюда - многочисленные ошибки, главные из которых - неумение анализировать поведение собак, бесплановость при работе с ними.

Известно, что для выработки у собаки того или иного навыка необходим комплекс целенаправленных воздействий на нее раздражителями. По мере того как в процессе дрессировки вырабатываются первоначальные навыки, задачей дрессировки является их закрепление и усовершенствование. Обычно для полной выработки навыка требуется две недели. Одновременно можно отрабатывать и другие приемы. При правильном планировании и проведении занятий опытный, теоретически и практически хорошо подготовленный дрессировщик затрачивает на отработку приемов общего курса дрессировки (ОКД) 2,5-3 месяца (в зависимости от типа высшей нервной деятельности собаки и интенсивности занятий).

Опыт придет к дрессировщику со временем, а знание теории дрессировки можно получить в сравнительно короткий срок. При этом условии опыт будет приобретаться не за длительный срок путем проб и ошибок, а гораздо быстрее, что поможет избежать в дальнейшем многих просчетов и ошибок в дрессировке.

Бывает, что и без основательного знания теории спортсмены-дрессировщики успешно выступают на соревнованиях со служебными собаками. Действительно, по ОКД и летнему многоборью, т. е. там, где от собаки требуется выполнение сравнительно несложных действий, иногда можно справиться с программой. Но этого нельзя сказать о специальных службах: защитно-караульной (ЗКС), выборке вещи. Ясно, что подчинить себе животное, вступить с ним в хороший контакт легче, чем научить его работать по запаховому следу, где от собаки требуется активный самостоятельный поиск. Практикой доказано, что чем более "порабощена" собака, тем тяжелее ее подготовить по специальной службе.

Дрессировщик должен активно и напряженно работать: вовремя подмечать и поощрять нужные, полезные поведенческие реакции у собаки и заглушать (но без потери собакой активности) в самом начале нежелательные действия. Нужно уметь мгновенно реагировать на соответствующее поведение животного, преследуя при этом главную цель - научить собаку в возможно корот кий срок работать четко, заинтересованно.

Чтобы предугадывать результаты воздействия на собаку различных раздражителей, необходимо знать npoцессы, происходящие при этом в нервной системе животного. Только тогда можно понять, почему собака отказывается от работы, суметь вовремя и правильно заставить ее работать.

Известно, что у собаки имеется пять органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух, вкус). Воздействие на любой из этих органов вызывает возбуждение соответствующих рецепторов, а сами действующие начала (агенты) по отношению к органам чувств являются раздражителями. Например, свет действует на органы зрения, запахи - на органы обоняния, звука на органы слуха. Раздражитель может быть сильным и слабым.) Сильные раздражители приводят нервную систему в повышенное возбуждение или торможение, слабые - мало возбуждают или тормозят ее. Например, если собаке предлагать хлеб и мясо, то на мясо у нее возникает более сильное возбуждение, чем на хлеб.

Все раздражители делятся на безусловные, условные и индифферентные.

Безусловным называется такой раздражитель, первое же воздействие которого приводит к адекватной (соответствующей данному раздражителю) ответной реакции без предварительного научения. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот (пищевая реакция), отдергивание конечности в ответ на укол иглой (оборонительная реакция) и т. д. К безусловным раздражителям, применяемым при дрессировке, можно отнести те, которые вызывают ориентировочную, оборонительную и пищевую реакцию.

Условным называют такой раздражитель, действие которого вызывает неадекватную (несоответствующую данному раздражителю) реакцию, появляющуюся в процессе научения. Чтобы четко разграничить понятия "условный" и "безусловный раздражитель", мы приведем следующий пример.

Если воздействовать на конечность собаки слабым электрическим током, то естественно, что ответная реакция будет адекватна: собака отдернет ногу (оборонительная реакция в ответ на болевой раздражитель). Значит, электрический ток - безусловный раздражитель.

Однако на электрический ток можно выработать и неадекватную, например, пищевую реакцию. Для этого в начале опыта на собаку воздействуют очень слабым, не вызывающим оборонительной реакции электрическим током; подкрепляя это действие лакомством. Впоследствии силу тока увеличивают, не забывая при этом каждый раз удар током подкреплять лакомством. В результате в ответ на воздействие электрическим током определенной силы собака вместо отдергивания лапы будет выделять слюну. Здесь электрический ток будет уже условным раздражителем, так как он вызывает неадекватную реакцию (пищевая реакция на болевой раздражитель) .

Вполне понятно, что сила тока не должна превышать определенного порога, а именно: не грозить организму разрушением, так как в ответ на этот сильный раздражитель у собаки вместо пищевой снова появится оборонительная реакция. При этом ранее выработанный рефлекс может полностью угаснуть и его придется снова вырабатывать, но уже с большим трудом.

К аналогичным результатам приводит неумелая дозировка подкрепления (применения безусловного раздражителя) при выработке навыков у собак в процессе дрессировки, особенно в начальных стадиях. Сильный безусловный раздражитель вызывает сильную адекватную реакцию, но в то же время индуктивно тормозит все более слабые процессы в нервной системе, что, в свою очередь, значительно затрудняет образование временных связей (условных рефлексов), либо приводит к угасанию уже имеющихся условных рефлексов.

Особенно опасно избыточное подкрепление при отработке сложных приемов, требующих тонкой диффереицировки раздражителей (выборка вещи и человека, работа по запаховому следу и др.). В связи с этим нецелесообразно, вырабатывая сложные навыки, использовать подкрепление по доминирующей безусловной реакции (например, игровое подкрепление для излишне возбудимых собак, пищевое - для животных с преобладающей пищевой реакцией). При ослабленном типе высшей нервной деятельности (ВНД) не рекомендуется применять любые механические воздействия. Это правило (вариационного оптимума мотивации) в то же время предусматривает использование по возможности более сильных раздражителей при выработке простых навыков, как, например, запрещения нежелательных действий (команда "фу"); хождения собаки рядом с дрессировщиком и др. Подобные навыки при их выполнении не требуют сложной аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга и образуются тем успешнее, чем больше сила безусловных и условных раздражителей. Но, разумеется, не чрезмерных, вызывающих у собак запредельное торможение и не приводящих к нарушению контакта между дрессировщиком и собакой.

Условные раздражители, применяемые при дрессировке, делятся в основном на звуковые и зрительные.

Индифферентными называются раздражители, которые не вызывают у собак никакой реакции. Практически таких не существует, так как любой, даже самый слабый раздражитель вызывает ответную реакцию: принюхивание, прислушивание, изменение электрической активности мозга. Здесь можно говорить лишь о привыкании собаки к какому-то раздражителю. Например, если на собаку действует определенный раздражитель, не вызывая никаких последствий для нее, то через некоторое время ориентировочная реакция на него исчезает, и он будет для животного совершенно безразличным (индифферентным), т. е. на данный раздражитель собака не будет обращать никакого внимания.

Здесь уместно будет заметить, что часто произносимые команды без подкрепления их воздействием на собаку (лакомство, механическое воздействие, игра, восклицание "хорошо") в конце концов становятся для нее индифферентными или, проще говоря, "пустым звуком".

В процессе общения с собакой человек подает ей звуковые команды (сигналы), производит жесты, передвигается, меняет одежду и др. При этом слова и жесты вначале для собаки являются индифферентными раздражителями, не вызывающими какой-либо специфической реакции. Задача дрессировщика состоит в том, чтобы индифферентный раздражитель (слово, жест) превратить для собаки в условный, используя при этом безусловные раздражители.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что любое слово или жест при первом предъявлении (новый раздражитель) вызывает ориентировочный безусловный рефлекс, который подготавливает организм к возможным соответствующим реакциям на эти раздражители и облегчает образование условного рефлекса. На новые раздражители условнее рефлексы (связи) образуются значительно быстрее, чем на привычные, не имевшие в прошлом для животного биологического значения.

Условный рефлекс можно выработать на простой (одиночный) и сложный (комплексный) раздражители. Чаще всего это сочетание звуковых и зрительных раздражителей.

Практически невозможно создать такие условия, при которых на собаку действует лишь один, простой раздражитель. Ведь у собаки пять органов чувств. Даже при полной изоляции животного от всех воздействий внешней среды (звуки, запахи, свет и т. п.) остается ее внутренняя среда - чувство голода, сытости, наполненности мочевого пузыря и т. п.

В зависимости от особенностей нервной системы одни собаки достаточно легко, без особых усилий дрессировщиков выделяют из всего комплекса основной (ключевой) раздражитель и реагируют на него, другие, напротив, очень быстро связывают весь комплекс раздражителей в одно целое с образованием ситуационного рефлекса, в котором отдельные компоненты не имеют столь существенного значения (в том числе и команда). Наиболее характерным примером ситуационного рефлекса может служить преодоление препятствий. После посадки собаки перед препятствием, она выполнит навык по любому громко произнесенному слову, иногда даже по запрещающей команде.

Зачастую неопытный, начинающий дрессировщик воздействует на собаку недостаточно продумано. Например, при отработке приема "сидеть" дрессировщик на виду у собаки лезет в карман за лакомством, подбирает поводок, останавливается, произносит команду (зачастую вместе с жестом воздействуя поводком и лакомством). Если такие действия повторяются изо дня в день, то у собаки вырабатывается условный рефлекс не на одну команду "сидеть", а на целый комплекс раздражителей (образуется нежелательная связь). Здесь рефлекс может появиться на: 1) одновременное действие раздражителей (жест - команда); 2) цепь раздражителей.

Первый елучай пояснений не требует. Из практики известно, что если условный рефлекс выработан на жест - голос, то на один голос или на один жест собака не работает. Это понятно: одна звуковая команда без жеста или жест без команды воспринимаются животными совершенно раздельно, хотя и знакомо.

При отработке приема "задержание нарушителя" неопытные дрессировщики иногда вырабатывают у собак следующую нежелательную связь: момент наивысшей злобы у животного с выстрелом. При неоднократном таком сочетании у собаки вырабатывается четкая связь: выстрел (очень сильный звуковой раздражитель) - возбуждение. В результате команда "фас" собакой игнорируется, она ждет более сильного звукового раздражителя - выстрела. В то время как к выстрелу собака должна относиться спокойно, он для нее должен быть индифферентным раздражителем. Поэтому на занятиях нельзя сочетать выстрел ни с возбуждением (дачей лакомства сразу после выстрела, посыл вперед, игра), ни с торможением (болевое воздействие). Следует всячески отвлекать внимание собаки от выстрела.

Во втором случае имеются в виду подготовительные действия дрессировщика "на глазах" у собаки. К ним относятся остановка, подбор поводка, извлечение лакомства, наклон к собаке и др. Если эта цепь раздражителей будет неизменной на каждом занятии, у животного возникает нежелательная связь с подготовкой дрессировщика, и если знакомых действий не производится, собака не будет выполнять команды или будет работать вяло.

Одни животные при подготовительных действиях дрессировщика приходят в рабочее состояние, они стимулируют собаку перед следовой работой, буксировкой лыжника и др. У других эти действия приводят к оборонительной реакции, выражающейся в различных формах. Это бывает у неопытных дрессировщиков.

Подготовка к механическому воздействию на собаку должна производиться незаметно от нее, чтобы ощущение, например, боли связывалось с моментом нарушения требований дрессировщика (команды, жесты), а не с предварительными действиями дрессировщика.

Условный рефлекс с самого начала нужно вырабатывать не на комплексный, а на простой раздражитель. Тогда собака будет работать четко. Однако практически невозможно исключить влияние посторонних раздражителей. Поэтому при дрессировке рекомендуем соблюдать следующие условия.

1. Комплекс раздражителей, применяемый дрессировщиком, должен быть все время различным, но в нем постоянно необходимо присутствие одного раздражителя, а именно - команды (жеста). Для этого нужно избегать стандартных построений приемов: посадил - отошел - начал подавать команду. Применять команды следует в различных ситуациях.

2. Надо обязательно подкреплять раздражитель, на который вырабатывается условный рефлекс, оставляя другие раздражители без всякого подкрепления. Сильные отвлекающие раздражители нужно перебивать другими, более сильными.

Особое значение имеет быстрота подкрепления команды. Чем скорее вы заставите выполнить команду (подкрепив ее действием), тем четче собака будет работать в дальнейшем.

3. Работая с собакой, необходимо помнить, что команда должна быть стандартной. Здесь имеется в виду постоянная интонация, ударение и длительность слогов.

Собака не понимает смысла слов и поэтому команды "лежать" и "л-е-е-жать" будут восприниматься ею как две разные. Конечно, можно добиться того, что собака будет выполнять обе команды, но для этого понадобится много времени, а четкости в работе не будет.

по вопросу размещения статей обращаться по: [email protected]

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!