Как проявляется расстройство мышления. Особенности, виды и характерные признаки нарушения мышления Дезорганизация мышления

По Выготскому: всегда вместе с мышлением нарушается и речь (Выготский «Мышление и речь»). Часто, по речи, как человек говорит, как четко выстраивает свои мысли, мы можем сказать, как он непосредственно и мыслит.

Выделяются в психиатрии:

  1. Расстройства ассоциативного процесса (это способ мышления, который говорит о его целенаправленности, стройности, подвижности).
  2. Содержание мышления - понятийный аппарат (умозаключения и тп).
Расстройства ассоциативного процесса
Включают ряд нарушений способа мышления, выражающееся в изменении темпа, подвижности, стройности и целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены:

1. Первый феномен - ускоренное мышление . Характеризуется обилием и быстротой возникающих ассоциаций, при этом их поверхностностью, отвлекается легко от любой темы (любая ассоциация рождает следующую ассоциацию), речь приобретает непоследовательный характер (так называемый «скачущий»), любое замечание собеседника рождает новый поток ассоциаций и речь приобретает напор (быстрота и напор речи). Иногда это доходит до такой быстроты, то мы слышим отдельные выкрики и это называется «скачка идей». Естественно, это свойственно больным в маниакальном состоянии, при приеме психостимуляторов. И когда это состояние заканчивается (или маниакальная фаза или действие психостимуляторов), то мышление становится обычным для этого человека и возникает критика («Что ж я говорил то?»).

2. Существует всегда некая противоположность это замедленное мышление . Выражается в медленной, односложной речи. Отсутствуют развернутые объяснения и определения. Бедность ассоциаций. Если задаете, какой то «сложный» вопрос («Как зовут и как вы сюда попали?»), возникает с трудом осмысление сложных вопросов. Их речь медленная и бедна ассоциациями. Иногда, из-за того, что они сами понимают, что как-то не так говорят, пациенты могут производить впечатление поглупевших, но это не так. Это характерно для депрессии и это временно обратимый синдром, который, по уходу этой фазы уходит и возникает критика.

3. Патологическая обстоятельность (или вязкость) проявляется в тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью говорит не просто медленно, растягивая слова, но и очень многословно. Останавливается на каждой детали и все время в свою речь вносит несущественные уточнения. Если задать какой-то вопрос, то такой пациент решает, что вы его не поняли и начинает свою речь сначала. И таким образом, сложным сплетением, все таки доходит до той темы, которую он пытается осветить. Это мышление еще называют «лабиринтным». Патологическая обстоятельность или вязкость характерна (и наблюдается) при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии и всегда, в отличие от предыдущих двух феноменов, указывает на длительное течение заболевания и это необратимый симптом. И причина в таком разговоре как раз заключается в том, что пациент не может выделить главное от второстепенного. И тогда эти уточняющие подробности становятся для него также важны.

Подробности, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы, «как-бы», «чтобы», «грубо говоря», - всегда свидетельствует об определенном оскуднении мышления.

4. Резонерство проявляется также многословием, но мышление здесь теряет всякую целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, которые нередко употребляются без понимания и без контекста. При резонерстве абсолютно не важно, слушают ли его и задают ли ему вопросы, он гнет свою линию. Мышление становится аморфным, лишенным четкого содержания, любые житейские вещи рассматриваются с точки зрения философии, религии и тп. Старые психиатры называли такую речь «метафизической интоксикацией». Такой способ мышления свойственен больным шизофренией.

Если в хороших отношениях и очень хотите его выслушать, нужно ему все время говорить «не пойму, не пойму тебя...» . И тогда он может собраться и высказать все нормально. Что совершенно не свойственно при органике.

Вторичное нарушение мышления, тоже резонерство когда нарушена память. Вычурная странная речь возникает здесь не из-за того, что я так мыслю, а из-за того, что пропадают слова. Резонерство здесь как способ мышления будет вторичным, а первичным будет нарушение памяти.

5. Разорванность или шизофазия также свойственна больным шизофренией на очень длительных стадиях. Ассоциации и какие-то слова подобранны пациентом вообще случайно. Интонационно правильная речь, вслушавшись вы понимаете, что это просто набор слов, который логически выстроен.

Креппелин: «Не ищите шизоидов среди народа...»

6. Бессвязность или инкогеррентность - это грубый распад всего процесса мышления. Здесь уже нарушена и грамматическая структура. Нет никаких законченных фраз. Можно услышать только обрывки фраз или быссмысленные звуки. При этом больной вообще не доступен контакту. Как правило, это связано с двигательными вещами, как качание («Жу-жу лежуу, жу-жу лежу...»). Это бывает при аутизме, при кататонической форме шизофрении (кататонический ступор, двигательное расстройство) и на фоне тяжелого расстройства сознания (предсмертный вариант).

7. Речевые стереотипии. сюда относятся стоячие обороты («вот вот», «как бы», «грубо говоря») Это всегда органика и оскуднение мышления. Или отдельные фразы бесконечно повторяются (если развивать тему, то уйдете в лабиринтное мышление и будет еще хуже). Но это всегда органика. К речевым стереотипиям относятся персеверации. Что это такое?

Больную Альцгеймером просят перечислить времена года, она перечисляет. А потом ее просят перечислить пальцы, которые она при этом загибает. И она опять начинает повторять месяца. Вторая задача не усваивается и персеверируется первая (персеверация это замена).

Стоячие обороты это всегда признак снижения или опустошения мышления.

8. Наплыв мыслей выражается тягостным для пациента состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающих в виде приступа. Как будто вся голова лопается от каких-то мыслей. Больной замолкает, какой-то момент сидит и потом говорит: «Фуф, отпустило!» И при этом не может «схватить» ни одной своей мысли. Это отвлекает, он может бросить работу, отвлечься от того, что он делал. Наплыв мыслей очень часто является начальным нарушением при шизофрении (как и обрыв мыслей).

9. Обрывы в мышлении, остановка, закупорка мышления . Здесь наоборот, как будто бы все мысли улетели из головы («Думал-думал и наткнулся в стенку...» ). Если мы ощутим, что у нас мысль есть некая физическая субстанция и мы ощутим ее обрыв. И всегда, что наплыв, что обрыв мыслей носит именно насильственный, неприятный характер, который понимается больным как вторжение в его голову.
Просто пустая голова - астения. А много мыслей - тревога.

10. Аутистическое мышление (в данном контексте, «аутический» употребляется как отрыв от реальности). Выражается в замкнутости, оторванности от реальности. Больные не интересуются практической значимостью своих вещей.

Гегель: «Если мои идеи не складываются с реальностью, тем хуже для реальности».

Зато мир фантазий чрезвычайно развит. Это все больше связано с его рефлексией, с внутренними ощущениями. При этом, он может говорить абсолютно бесцветно, его переживания выходят только на бумагу или, если он к вам расположен, он может дать вам почитать и даже поделится кое-какими мыслями по этому вопросу. Аутистическое мышление свойственно больным шизофренией, но более свойственно шизоидам, как отрыв от реальности. Это не значит, что они не понимают эту реальность, она просто для них не значима.

11. Символическое мышление здесь у нас вообще мышление характерно изобилует неологизмами и выдуманными словами.

12. Паралогическое мышление - нарушение определенное логики, подмена логики. Больные, путем сложных логических измышлений, приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Наблюдается смещение понятий, так называемое «соскальзывание». Подмена прямого и переносного смысла слов, нарушение причинно-следственных взаимоотношений.

Например: Люди умирают и трава умирает. Значит, люди трава.

Паралогическое мышление как переходное к нарушению суждений.

– это группа патопсихологических симптомов, объединяющих нарушения процесса опосредованного и обобщенного познания реальности, формирования суждений и умозаключений. Проявляются расстройством динамики мыслительного процесса – ускорением или замедлением ассоциаций, а также искажением его целенаправленности – разорванностью, бессвязностью, разноплановостью мыслей, обстоятельностью и резонерством. К продуктивным симптомам относятся навязчивые мысли, бред, сверхценные идеи. Специфическая диагностика выполняется при помощи патопсихологических проб. Лечение определяется основным заболеванием, включает фармакотерапию и психокоррекцию, консультирование.

МКБ-10

F22 F42

Общие сведения

Мышление – познавательный психический процесс, реализующий опосредованный способ отражения действительности, формирующий мысль. Включает операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Общую этиологию мыслительных расстройств определить невозможно ввиду того, что они представлены весьма разнородной группой симптомов, различаются по степени выраженности, содержанию, влиянию на эмоциональную сферу и поведение. Преобладающее количество больных с патологией мышления имеют психиатрический и/или неврологический диагноз. Для людей с органическими поражениями ЦНС характерны количественные изменения – снижение обобщений, затруднения абстрагирования. У пациентов с эндогенными психозами часто определяются искажения в виде резонерства, разорванности.

Причины

В основе относительно стойких и глубоких нарушений мыслительных и интеллектуальных процессов лежат биологические факторы – изменения нейрогуморального баланса, сосудистые, травматические и интоксикационные поражения мозгового субстрата. Основанием для обратимых легких и умеренных расстройств могут стать особенности личностного реагирования на стрессовые и психотравмирующие воздействия. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Биохимические изменения в мозге. Патологии кровообращения, интоксикации, дисметаболические болезни влияют на функционирование нервной системы. Нарушается поступление кислорода, гормонов и медиаторов, скорость и направленность нейропередачи.
  • Черепно-мозговые травмы. Мышление изменяется из-за структурных повреждений и функциональных сдвигов в головном мозге. Расстройства формируются в остром и отдаленном периоде ЧМТ .
  • Психозы. Психотические состояния органического, инфекционного и интоксикационного происхождения нередко сопровождаются бредом, бессвязностью мыслительных функций. Для шизофрении характерно резонерство, разноплановость.
  • Дегенеративные болезни ЦНС. Мышление нарушается при деменции , атрофии, старческом слабоумии, болезни Альцгеймера, болезни Пика . Часто определяется снижение уровня обобщения, сложности абстрагирования.
  • Эпилепсия. Выраженность и характер расстройства зависят от тяжести заболевания. У большинства больных эпилепсией мышление становится инертным, обстоятельным.
  • Воспаление ЦНС. Чаще всего местом локализации воспалительного процесса являются мозговые оболочки. Нарушается продукция и отток спинномозговой жидкости, повышается внутричерепное давление. При энцефалитах поражается непосредственно мозговое вещество.
  • Опухоли мозга. Новообразование увеличивается в размерах, раздражающе воздействует на нервные центры, провоцирует атрофию клеток и волокон, ишемию. Выраженность патологии мышления определяется локализацией опухоли головного мозга и стадией болезни.
  • Стрессы, неврозы. Сильное перенапряжение, эмоциональное потрясение, депрессия , тревога изменяют направленность и скорость мышления. Оно становится замедленным, сфокусированным на внутренних переживаниях.

Патогенез

Существует несколько психофизиологических теорий организации мышления. Отечественной наукой признана модель Павлова. Согласно ей, мысль является следствием рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для ее формирования и закрепления необходима слаженная работа нескольких систем мозга. Первую образует подкорковая область, активизируемая безусловными стимулами. Вторую – полушария мозга без лобных отделов и речевых зон. Она начинает функционировать при подключении условной связи к безусловным реакциям. Третья система включает лобные доли и речевые анализаторы. Совокупность этих структур обеспечивает отвлечение от конкретно воспринимаемой информации, обобщение сигналов от нижележащих отделов мозга. Нарушения функционирования любой из систем приводят к расстройствам мышления. Изменения динамики нередко связаны с активностью подкорковых систем, в частности ретикулярной формации. Мотивационно-волевой компонент распадается при поражении лобных долей.

Классификация

Расстройства мышления носят разнообразный характер, не ограничены единственной схемой. Систематизации подвергаются отдельные параметры нарушений, вокруг которых группируются синдромы, встречающиеся у больных психиатрического профиля. Как правило, у одного пациента определяются более или менее сложные сочетания нескольких видов изменений мышления. Согласно общей классификации выделяют три типа расстройств:

  • Нарушения динамического компонента. В норме образование ассоциаций происходит в равномерном и умеренном темпе. При патологиях динамика этого процесса изменяется. Различают ускорение и замедление мышления, ментизм – ускорение образования ассоциаций, происходящее приступообразно, шперрунг – внезапную полную остановку ассоциативного процесса.
  • Нарушения операционального компонента. Основными мыслительными операциями являются обобщение, абстрагирование, синтез и анализ. При мыслительных расстройствах выявляется снижение (невозможность использовать категории) и искажение уровней обобщения (выделение латентных, второстепенных связей, а не существенных).
  • Нарушения мотивационно-личностного компонента. К данной группе относятся расстройства, основанные на снижении саморегуляции, целеполагания, направленности, способности адекватно оценивать ситуацию, вести диалог. Включены нарушения критичности мышления, связанные с невозможностью правильного осмысления ситуации, разноплановость, резонерство, расстройства саморегуляции – расплывчатость и разорванность суждений, обстоятельность, бессвязность, паралогичность.

Симптомы расстройств мышления

Ускорение мышления характерно для состояния мании и гипомании, проявляется быстрым темпом речи, скачками идей, большинство из которых остаются невысказанными. Нарушается целенаправленность и глубина рассуждений – больные говорят быстро и много, не успевают осмыслить собственную речь. При замедленности мышления, характерной для депрессии и астении , уменьшается количество ассоциаций за единицу времени. Снижается темп речи, пациенты испытывают трудности при подборе слов, формировании предложений. Ментизм обнаруживается при шизофрении. Носит характер насильственного симптома, возникает как приступ наплыва разноплановых мыслей, не оформленных в слова. При шперрунге больные ощущают внезапную «пустоту» в голове, отсутствие каких-либо мыслей и идей.

Снижение обобщения коррелирует с общим интеллектуальным развитием. При нулевом уровне пациенты не могут выделять отдельные признаки и свойства предметов. Они воспринимают их цельно, не в состоянии проанализировать: определить назначение, функциональные особенности, принадлежность к классу. Больные с конкретным уровнем обобщения объединяют предметы по внешним и ситуационным признакам. Их мышление привязано к наглядным образам, оперирование понятиями затруднено. Например, они объединяют лопату и собаку – они «на улице», ножницы и предметы мебели – они «в доме». Выделение категории «инструменты» им недоступно. На функциональном уровне обобщения пациенты способны определить характеристики предметов, которые не отображены визуально (действия, манипуляции). Это простой уровень абстрагирования. Пример: автомобиль и трактор объединяются, так как оба «едут», но не называются общим понятием «транспорт».

При изменении плавности и связности мышления наблюдается аморфность суждений. Она проявляется наличием логической связности частей предложения и отдельных предложений между собой, но утратой общего смысла повествования. В беседе создается впечатление, что больные «плывут», затрудняются выразить ключевую мысль. При резонерстве пациенты долго и бесплодно рассуждают по поводу темы разговора, не делают выводов и не отвечают на поставленные вопросы. Тематические соскальзывания – внезапное изменение темы, отсутствие логической взаимосвязи между предыдущим и следующим предложением. При таком симптоме возможна паралогичность мышления – искаженная логика, понятная только больному.

Обстоятельность характеризуется чрезмерным «застреванием» на деталях, вязкостью и тугоподвижностью ассоциаций. Пациенты углубляются в собственные рассуждения, фиксируются на малозначимых подробностях. Инкогерентное мышление – отсутствие связей между словами в предложении, а вергиберации – нарушение связности между слогами. Оба расстройства свойственны тяжелым формам шизофрении. Персеверации и речевые стереотипии – повторы отдельных слов, фраз и предложений. Наблюдаются при органических заболеваниях, тяжелых эндогенных патологиях.

По содержанию мышление подразделяется на аффективное, эгоцентрическое, параноидное, обсессивное и сверхценное. У людей с аффективной формой мышления преобладают эмоционально окрашенные представления, быстрая и непроизвольная изменяемость процесса при воздействии внешних стимулов (значимых и несущественных). При эгоцентрическом мышлении больные фиксированы на идеальности собственной личности, нужности и ненужности, полезности и вреда всего происходящего.

Параноидное мышление представлено бредовыми идеями. Бред – ошибочное умозаключение, формирующееся на патологической основе – измененной логике или аффективных переживаниях. Распространен бред отношения, преследования, величия, ревности, виновности, ипохондрический и эротический бред . У детей параноидная форма мыслительных процессов представлена бредоподобными фантазиями и патологическими страхами (нереальные миры, причудливые создания, боязнь угла комнаты). Сверхценное мышление ориентировано на ведущие личностные тенденции, изменяет направленность жизни больного – идеи организации революции, изобретения вечного двигателя. При обсессивном мышлении возникают стереотипно повторяющиеся мысли, воспоминания, страхи, ритуалы. Они непроизвольны и осознаваемы.

Осложнения

При тяжелых расстройствах мышления пациенты утрачивают способность правильно оценивать окружающую ситуацию, адекватно реагировать на происходящие события, организовывать и контролировать поведение. Становится невозможной продуктивная бытовая и профессиональная деятельность, наступает социальная дезадаптация. Больные нуждаются в постоянном наблюдении и уходе со стороны. Депрессивная направленность мышления, а также ярко выраженные формы бреда могут привести к формированию суицидального поведения, нанесению вреда окружающим.

Диагностика

При расстройствах мышления проводится комплексное обследование, включающее сбор анамнеза врачом-психиатром , психологическое тестирование, осмотр невролога . Дополнительно могут быть назначены инструментальные процедуры – ЭЭГ , МРТ головного мозга , УЗИ сосудов головного мозга . Первичную информацию о симптомах психиатр получает клиническим методом. В ходе беседы и наблюдения он оценивает адекватность реакций больного, способность поддерживать продуктивный контакт, целенаправленность, стройность речи. К специфическим методикам изучения мышления относятся:

  • Классификация. Тест направлен на определение способности мыслить категориями, выявляет недостаточность обобщения. В зависимости от того, какие группы предметов образует пациент, определяется нулевой, конкретный, функциональный или категориальный уровень, наличие искажений.
  • Исключение. Используется словесный и предметный вариант методики. Результат позволяет обнаружить способность к обобщению, склонность к актуализации латентных и второстепенных признаков (искажение).
  • Создание аналогий. Применяется тест «Простые аналогии» и «Сложные аналогии». Оценивается способность выстраивать последовательность суждений, устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Результаты могут указывать на тенденцию к резонерству, инертности.
  • Сравнение и исключение понятий. Для выполнения задания пациенту необходимо проанализировать признаки предметов и явлений, дифференцировать основные признаки от второстепенных, выделить категории. По результатам определяется сложность обобщения, обстоятельность, резонерство.
  • Интерпретация метафор и пословиц. Испытуемому предлагается пояснить переносный смысл фраз. Методика нацелена на диагностику способности к абстрагированию, склонности к паралогии, резонерским высказываниям.
  • Пиктограммы. Исследуются образы, нарисованные пациентом для запоминания слов. Отмечается их эмоциональная окрашенность, абстрактность и конкретность, детализация, схематичность, логичность и адекватность связи со стимулом.
  • Ассоциации. Используется проба на называние 50 слов, парные ассоциации. Результат указывает на темп мыслительной деятельности, обстоятельность, инертность, персеверации.

Лечение расстройств мышления

Терапия лиц с нарушениями мышления определяется характером основного заболевания. Лечебные мероприятия проводятся психиатром и неврологом, коррекционная и реабилитационная работа – клиническим психологом, социальным работником. При комплексном подходе помощь пациенту оказывается следующими методами:

  • Фармакотерапия. Схема лечения составляется индивидуально, выбор препаратов определяется ведущим заболеванием. При психотической симптоматике, в том числе при бреде, психомоторном возбуждении назначаются нейролептики. При нарушениях мозгового кровообращения, последствиях травм и интоксикаций используются ноотропы, сосудистые препараты. Людям с эпилепсией показаны противосудорожные средства.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом ориентированы на восстановление утраченных функций мышления. Применяются когнитивные тренинги , упражнения, требующие анализа ситуаций, сравнения объектов, установления логических последовательностей. Коррекционная работа осуществляется курсами, индивидуально или в группе.
  • Семейное консультирование. Проводится несколько бесед с близкими родственниками пациента. Психолог или врач рассказывает о механизмах происхождения заболевания, особенностях течения. Дает рекомендации по организации отдыха и труда больного, включению его в домашнюю работу, возвращению к профессиональной деятельности.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения нарушений мышления, прогноз выздоровления зависят от характера течения основной болезни. Благоприятный исход наиболее вероятен при невротических расстройствах , стрессовых реакциях. Профилактика заключается в своевременной диагностике неврологических и психических патологий, подборе адекватного лечения и выполнении всех назначений врача. Пациентам из групп риска – пожилым людям, больным с сосудистыми заболеваниями, эпилепсией, лицам, имеющим наследственную отягощенность по психическим расстройствам – необходимо проходить профилактические обследования.

Мышление

Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Мышление тесно связано с другим базисным познавательным процессом – процессом восприятия и необходимо возникло в результате его поступательного эволюционного развития. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала в каждый момент конфликтного взаимодействия конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида. На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.

Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок – переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Таким образом были расширены его временные границы и созданы предпосылки для интенсивного развития других психических функций (долговременная и кратковременная память, воображение, перспективное мышление и др. - то есть сознания и самосознания в широком смысле этого понятия). Параллельно и взаимозависимо с этими процессами возникли и развивались новые сугубо человеческие свойства – символика языка и речи, изобразительного искусства, зачатки религиозного чувства, научного сознания мира и своего места в нем.

Таким образом был осуществлен переход от системы представлений об окружающем мире, которая постепенно складывалась на основе его индивидуального и коллективного восприятия к системе понятий . Последняя отражала самые существенные, позволяющие сделать обобщения признаки явлений и предметов и складывалась в картину понимания окружающего мира. Символика языка как функция коммуникации из средства обозначения реальностей все больше превращалась в средство общения, обмена информацией, формирующее коллективное сознание популяции. Наряду с конкретными понятиями , описывающими отдельные предметы, явления (кошка, стол, пожар) возникли абстрактные, обобщающие конкретные реалии (животные, мебель, стихийные бедствия).

Способность формировать и усваивать смысловые, родообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением. Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.

Мышление нормальных людей организует картины окружающего и внутреннего мира на основе анализа причинно-следственных отношений, подвергая его результаты проверке опытом, и рано или поздно оказывается в состоянии выявить внутренние связи объектов и явлений.

Творческое, или так называемое диалектическое, мышление, являющееся основой профессионально-клинического, как наиболее продуктивная форма опирается на анализ и синтез. Анализ предполагает выяснение того, чем данный объект, предмет, явление в силу своих индивидуальных особенностей отличается от других, внешне похожих. Для того, чтобы это установить, необходимо изучить его структурно-динамическое своеобразие. Применительно к больному это означает необходимость исследования исключительности личностной феноменологии, включая изучение биологического, психического и социального статусов.

Синтез, напротив, означает стремление установить внутренние связи внешне непохожих объектов, что невозможно ни на уровне восприятия, ни на уровне конкретного формального мышления. Иногда эта связь представлена лишь одной характеристикой, которая, тем не менее, является фундаментальной. Если верить преданию, то закон всемирного тяготения открылся Ньютону в тот момент, когда ему на голову упало яблоко. Восприятие внешних признаков указывает лишь на сходство форм. Понимание внутренних связей позволяет рассмотреть в одном ряду совершенно разные объекты, обладающие лишь одним общим качеством – массой. Человеческий разум благодаря этому свойству способен также к экстраполяции известной внутренней связи за пределы опытного восприятия пространства и времени, что делает его возможности практически безграничными. Так происходит осознание человеком законов, управляющих миром, и постоянный пересмотр уже имеющихся представлений.

Так называемое формальное мышление, являющееся атавистическим или имеющее болезненные причины, идет по пути аналогий, которые устанавливаются по признакам внешнего сходства, и уже поэтому не может быть творчески продуктивным. В медицине оно называется фельдшерским, но отнюдь не является прерогативой фельдшеров. Мыслящий подобным образом врач, завершая специальное образование, имеет канонизированные представления о реестре существующих, по его мнению, форм болезней в их описательных характеристиках с соответствующим алгоритмом последующих действий. Диагностическая задача решается чаще всего на основе формальной калькуляции симптомов с отнесением их массива к известной нозологической матрице. Происходит это по принципу ответа на вопрос: на кого больше похожа летучая мышь – на птицу или на бабочку? На самом деле на лошадь (и то, и другое – млекопитающие). Познавательная деятельность, организованная подобным образом, способна лишь клишировать стандартные ситуации в рамках решения самых простых задач. Она нуждается в руководстве, контроле и может быть приемлемой только у претендующих на роль исполнителя.

Расстройства мышления выявляются либо при помощи тестовых процедур (патопсихологически), либо на основе клинического метода при анализе речевой и письменной продукции обследуемого.

Выделяют формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) и так называемые патологические идеи.

Расстройства мышления по форме (расстройства ассоциативного процесса)

Нарушения темпа мышления

Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» - крайняя степень ускоренного мышления.

Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.

Болезненно замедленное мышление. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.

Нарушения стройности мышления

Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т.п.

При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

Нарушение целенаправленности мышления

Резонерство (бесплодное мудрствование, рассуждательство). Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

Символическое мышление . Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

Персеверация мышления . Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

Расстройства мышления по содержанию

Включают в себя бредовые, сверхценные и навязчивые идеи.

Бредовые идеи .

Представляют собой ложные, ошибочные суждения (умозаключения), возникшие на болезненной основе и недоступные критике и коррекции. Заблуждающегося, но здорового человека рано или поздно можно либо разубедить, либо он сам поймет ошибочность своих взглядов. Бред же, являясь одним из проявлений расстройства психической деятельности в целом, может быть устранен только посредством специального лечения. По психопатологическим механизмам бредовые идеи делятся на первичные и вторичные.

Первичный бред, или бред толкования , интерпретации вытекает непосредственно из расстройств мышления и сводится к установлению неправильных связей, неправильному пониманию взаимоотношений между реальными объектами. Восприятие здесь обычно не страдает. Изолированно первичные бредовые идеи наблюдаются при сравнительно легких психических заболеваниях. Болезненной основой здесь чаще всего является патологический характер или личностные изменения.

Вторичный, или чувственный бред представляет собой производное от других первичных психопатологических расстройств (восприятия, памяти, эмоций, сознания). Выделяют галлюцинаторный, маниакальный, депрессивный, конфабуляторный, образный бред. Из сказанного следует, что вторичный бред возникает на более глубоком уровне расстройства психической деятельности. Этот уровень или «регистр», как и генетически связанный с ним бред, называют параноидным (в отличии от первичного – паранойяльного).

По содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи можно разделить на три основные группы: преследования, величия и самоуничижения.

К группе идей преследования относятся бред отравления, отношения, воздействия, собственно преследования, «любовного очарования».

Бредовые идеи величия также разнообразны по содержанию: бред изобретательства, реформаторства, богатства, высокого происхождения, бред величия.

К бредовым идеям самоуничижения (депрессивный бред) относят бред самообвинения, самоуничижения, греховности, виновности.

Депрессивные фабулы обычно сопровождаются подавленностью и предъявляются астенично. Параноидный бред может быть как астеничным, так и стеничным («преследуемый преследователь»).

Бредовые синдромы

Паранойяльный синдром характеризуется систематизированным бредом отношения, ревности, изобретательства. Суждения и умозаключения больных внешне производят впечатление вполне логичных, однако они исходят из неверных посылок и ведут к неверным выводам. Этот бред тесно связан с жизненной ситуацией, личностью больного, либо измененной психическим заболеванием, либо являющейся патологической от самого рождения. Галлюцинации обычно отсутствуют. Поведение больных с паранойяльным бредом характеризуется сутяжничеством, кверулянтскими тенденциями, иногда агрессивностью. Наиболее часто этот синдром наблюдается при алкогольных, пресенильных психозах, а также при шизофрении и психопатиях.

Параноидный синдром. Характеризуется вторичным бредом. К группе параноидных синдромов относятся галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, кататоно-бредовой и некоторые другие синдромы. Параноидные синдромы встречаются как при экзогенных, так и при эндогенных психозах.

При шизофрении часто наблюдается один из наиболее типичных вариантов галлюцинаторно-параноидного синдрома – синдром Кандинского-Клерамбо , который складывается из следующих симптомов: псевдогаллюцинации, психические автоматизмы, бредовые идеи воздействия. Автоматизмами называют явление утраты чувства принадлежности самому себе мыслей, эмоциональных переживаний, действий. По этой причине психические акции больных субъективно воспринимаются как автоматические. Г. Клерамбо (1920) описал три вида автоматизмов:

    Идеаторный (ассоциативный) автоматизм проявляется в чувстве построннего вмешательства в течение мыслей, их вкладывание или отнятие, обрывы (шперрунги) или наплывы (ментизм), ощущение, что мысли больного становятся известны окружающим (симптом открытости), «эхо мыслей», насильственная внутренняя речь, вербальные псевдогаллюцинации, воспринимаемые как ощущение передачи мыслей на расстояние.

    Сенсорный (сенестопатический, чувственный) автоматизм. Для него характерно восприятие различных неприятных ощущений в теле (сенестопатии), чувство жжения, скручивания, боли, полового возбуждения в качестве сделанных, специально вызванных. Вкусовые и обонятельные псевдогаллюцинации могут рассматриваться в качестве вариантов этого автоматизма.

    Моторный (кинэстетический, двигательный) автоматизм проявляется ощущением вынужденности некоторых действий, поступков больного, которые совершаются помимо его воли или вызваны воздействием извне. При этом больные часто испытывают мучительное чувство физической несвободы, называя себя «роботами, фантомами, марионетками, автоматами» и т.д. (чувство овладения).

Объяснение подобных внутренних переживаний при помощи воздействия гипнозом, космическими лучами или различных технических средств называется бредом воздействия и иногда носит достаточно нелепый (аутистический) характер. Аффективные расстройства при этом чаще всего представлены чувством тревоги, напряженности, в острых случаях – страха смерти.

Парафренный синдром . Характеризуется сочетанием фантастических, нелепых идей величия с экспансивным аффектом, явлениями психического автоматизма, бредом воздействия и псевдогаллюцинациями. Иногда бредовые высказывания больных имеют в качестве основы фантастические, вымышленные воспоминания (конфабуляторный бред). При параноидной шизофрении парафренный синдром является заключительным этапом течения психоза.

Помимо описанных выше хронических бредовых синдромов в клинической практике встречаются остро развивающиеся бредовые состояния, имеющие лучший прогноз (острая паранойя, острый параноид, острая парафрения). Они характеризуются выраженностью эмоциональных расстройств, низкой степенью систематизации бредовых идей, динамизмом клинической картины и соответствуют понятию острого чувственного бреда. На высоте этих состояний могут наблюдаться признаки грубой дезорганизации психической деятельности в целом, в том числе признаки нарушения сознания (онейроидный синдром).

Острый чувственный бред также может быть представлен синдромом Капгра (Капгра Ж., 1923), включающим помимо тревоги и идей инсценировки симптом двойников. При симптоме отрицательного двойника больной утверждает, что близкий человек, например, мать или отец, не является таковым, а представляет собой подставную фигуру, загримированную под его родителей. Симптом положительного двойника заключается в убеждении, что незнакомые лица, специально изменившие свой облик, представляются больному в качестве близких людей.

Синдром Котара (нигилистический бред, бред отрицания), (Котар Ж., 1880) выражается в ошибочных умозаключениях мегаломанического, ипохондрического характера по поводу своего здоровья. Больные убеждены в наличии у них тяжелого, смертельного заболевания (сифилиса, рака), «воспаления всех внутренностей», говорят о поражении отдельных органов или частей тела («сердце перестало работать, сгустилась кровь, кишечник сгнил, пища не перерабатывается и из желудка поступает через легкие в мозг» и т.п.). Иногда они утверждают, что умерли, превратились в гниющий труп, погибли.

Сверхценные идеи

Сверхценные идеи – суждения, возникающие на основе реальных фактов, которые эмоционально переоцениваются, гиперболизируются и занимают в сознании больных неоправданно большое место, вытесняя конкурирующие представления. Таким образом, на высоте этого процесса при сверхценных идеях, также как и при бреде, исчезает критика, что позволяет отнести их к разряду патологических.

Умозаключения возникают как на основе логической переработки понятий, представлений (рационально), так и с участием эмоций, организующих и направляющих не только сам процесс мышления, но оценивающих его результат. Для личностей художественного типа последнее может иметь решающее значение по принципу: «если нельзя, но очень хочется, то можно». Сбалансированное взаимодействие рациональной и эмоциональной составляющих называется аффективной координацией мышления. Наблюдающиеся при различных заболеваниях и аномалиях эмоциональные расстройства вызывают ее нарушения. Сверхценные идеи являются частным случаем неадекватно избыточного насыщения аффектом какой-либо отдельной группы представлений, лишающего конкурентоспособности все прочие. Этот психопатологический механизм называется механизмом кататимии . Вполне понятно, что возникающие подобным образом патологические идеи могут иметь не только личностную, болезненную, ситуационную обусловленность, но и содержательно связаны с жизненными темами, вызывающими наибольший эмоциональный резонанс.

Этими темами чаще всего являются любовь и ревность, значимость собственной деятельности и отношение окружающих, собственное благополучие, здоровье и угроза потери того и другого.

Чаще всего сверхценные идеи возникают в ситуации конфликта у психопатических личностей, в дебютных проявлениях экзогенно-органических и эндогенных заболеваниях, а также в случаях их легкого течения.

При отсутствии стойкой дезорганизации эмоционального фона они могут иметь транзиторный характер и при его упорядочивании сопровождаться критическим отношением. Стабилизация аффективных расстройств в процессе развития психического заболевания или хронизации конфликта у аномальных личностей приводит к стойкому снижению критического отношения, что некоторые авторы (А.Б. Смулевич) предлагают называть «сверхценным бредом».

Навязчивые идеи

Навязчивые идеи, или обсессии , - это возникающие спонтанно патологические идеи, носящие навязчивый характер, к которым всегда имеется критическое отношение. Субъективно они воспринимаются как болезненные и в этом смысле являются «инородными телами» психической жизни. Чаще всего навязчивые мысли наблюдаются при заболеваниях невротического круга, однако могут встречаться и у практически здоровых людей с тревожно-мнительным характером, ригидностью психических процессов. В этих случаях они, как правило, нестойкие и не причиняют значительного беспокойства. При психическом заболевании, напротив, концентрируя на себе и на борьбу с ними всю активность больного, переживаются как крайне тягостные и мучительные. В зависимости от степени эмоциональной насыщенности, во-первых, выделяют отвлеченные (абстрактные) навязчивости. Они могут быть представлены навязчивым мудрствованием («мыслительная жвачка»), навязчивым счетом (арифмомания) .

К эмоционально насыщенным навязчивостям относятся навязчивые сомнения и контрастные навязчивости. При них больные могут многократно возвращаться домой, испытывая тревожные сомнения, закрыли ли они дверь, выключили ли газ, утюг и т.п. При этом они прекрасно понимают нелепость своих переживаний, но не в силах перебороть возникающие вновь и вновь сомнения. При контрастных навязчивостях больные охвачены страхом совершить что-то недопустимое, аморальное, противозаконное. Несмотря на всю тягостность этих переживаний, больные никогда не пытаются реализовать возникшие побуждения.

Навязчивые идеи, как правило, представляют собой идеаторный компонент навязчивых состояний и редко встречаются в чистом виде. В структуре их также имеют место эмоциональная составляющая (навязчивые страхи – фобии), навязчивые влечения – компульсии , моторные расстройства – навязчивые действия, ритуалы. В наиболее полном виде эти нарушения представлены в рамках обсессивно-фобического синдрома . Навязчивые страхи (фобии) могут иметь различное содержание. При неврозах они чаще всего носят понятный характер, тесно связанный с ситуацией реальной жизни больного: страхи загрязнения и заражения (мизофобия) , закрытых помещений (клаустрофобия ), толпы и открытых пространств (агорафобия) , смерти (танатофобия ). Чаще всего встречаются навязчивые страхи возникновения тяжелого заболевания (нозофобия ), особенно в случаях, спровоцированных психогенно: кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия, спидофобия .

При шизофрении навязчивые переживания чаще имеют нелепое, непонятное, оторванное от жизни содержание – например, мысли о том, что в употребляемой пище могут присутствовать трупный яд, иголки, булавки; домашние насекомые могут заползти в ухо, нос, проникнуть в мозг и т.п.

Тревожно-напряженный аффект в этих случаях довольно часто послабляется ритуалами – своеобразными символическими защитными действиями, нелепость которых больные также могут понимать, однако их выполнение приносит больным облегчение. Например, чтобы отвлечь себя от навязчивых мыслей о заражении, больные моют руки определенное количество раз, используя при этом мыло определенного цвета. Для подавления клаустрофобических мыслей перед тем, как войти в лифт, трижды оборачиваются вокруг своей оси. Подобные действия больные вынуждены повторять по многу раз при всем понимании их бессмысленности.

Чаще всего обсессивно-фобический синдром наблюдается при неврозе навязчивых состояний. Он также может встречаться в рамках эндогенных психозов, например, при неврозоподобных дебютах шизофрении, а также при конституциональных аномалиях (психастении).

Одним из вариантов обсессивно-фобического синдрома является дисморфофобический (дисморфоманический) синдром . При этом переживания больного сосредоточены на наличии либо мнимого, либо реально существующего физического недостатка или уродства. Они могут носить как характер навязчивых страхов, так и сверхценных мыслей со снижением или отсутствием критического отношения, напряженным аффектом, вторичными идеями отношения, неправильным поведением. В этих случаях больные пытаются самостоятельно устранить имеющиеся недостатки, например, избавиться от веснушек при помощи кислоты, бороться с излишней полнотой, прибегая к изнурительному голоданию, или обращаются к специалистам с целью хирургического устранения имеющегося, по их мнению, уродства.

Синдром дисморфомании может наблюдаться у аномальных личностей в подростковом и юношеском возрасте, чаще у девушек. Также у них часто встречаются близкие к этому синдромы – синдром нервной анорексии и ипохондрический. Бредовой вариант синдрома дисмофомании наиболее типичен для дебютных проявлений параноидной шизофрении.

Навязчивые идеи – непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается и оценивается пациентом.

В зависимости от механизма возникновения:

  1. ситуационные
  2. аутоторные (возникают спонтанно)
  3. ритуальные
  1. идеаторные (навязчивые сомнения, навязчивые абстрактные мысли, контрастные мысли навязчивые воспоминания)
  2. фобические (нозофобия, страх пространств, социофобия)
  3. другие (навязчивые идеи, связанные с волей – навязчивые влечения, действия).

Критерии навязчивости:

  1. возникает непроизвольно
  2. критическая оценка своих навязчивостей
  3. если навязчивость противоречит морально-этическим принципам, то она не осуществляется
  4. присутствует элемент борьбы, для борьбы с навязчивостями используются ритуалы.

Сверхценные идеи – продуктивные расстройства мышления, при которых возникает логически обоснованное убеждение, тесно связанное с особенностями личности, базируется на реальных ситуациях и обладает большим эмоциональным зарядом.

Возникает на реальной почве, логически обоснована, охватывает все сознание и регулирует поведение, поддается коррекции.

Варианты сверхценных идей:

  1. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биологических свойств личности. Могут быть в четырех вариантах.

А) Дисморфофобические сверхценные идеи. Убеждение человека в том, что имеющийся у него косметический или физиологический дефект настолько выражен, что приводит к уродливости, делает человека неприятным в глазах окружающих. Например, у барышни чуть-чуть оттопырены уши, или нос с небольшой горбинкой, в реальности эти особенности в пределах нормы, и возможно даже придают ей какое-то очарование, но она убеждена, что у нее ужасно, ужасно оттопыренные уши, или уродливый нос. От убеждения в своей внешней неполноценности восприятие действительности искажается, трактуется неверно и однобоко, — взгляды людей она воспринимает как то, что «пялятся на мое уродство», в реакциях на других людей преобладает агрессия и обида, все это приводит конечно к соответствующему общему настрою, личная жизнь у девушки не складывается, что только дополнительно убеждает ее в своей правоте. По статистике, среди пациентов пластических хирургов более половины именно таких, с дефектами не косметическими, а психическими.

Б) Ипохондрические сверхценные идеи — преувеличение тяжести имеющегося соматического заболевания. У человека слабо выраженная стенокардия, масштабы ее объективно незначительны. Но у человека образуется убеждение, что он болен смертельно опасным заболеванием, и всю свою жизнь он направляет на страдания от «тяжелой болезни». Он знает все о статистике смертности от сердечных приступов, бесконечно ходит по врачам, он постоянно прислушивается к своим ощущениям и малейшие признаки внутреннего дискомфорта считает начинающимся инфарктом, и т.д. Но в отличие от ипохондрического бреда такие больные не ставят сами себе диагноз, не разрабатывают новых концепций заболевания, не назначают себе лечения, т.е. их мысли и поведение в основе своей рациональны, но однобоко разрослось до совершенно патологических размеров.

В) Сверхценные идеи сексуальной неполноценности. Убеждение в тяжелых медицинских и социальных последствиях незначительных временных или эпизодических неудач в сексуальной сфере.

Г) Сверхценные идеи самоусовершенствования. Какая-либо концепция физических упражнений, либо духовного роста, неважно, общепризнанная или спорная, подчиняет себе всю жизнь человека, становится самоцелью, единственным его родом занятий. То, что мы называем «маньяк» чего-то, «помешанные на». Маньяки культуризма, маньяки йоги, люди, помешанные на разных психологических тренингах, восточной мудрости, околорелигиозных и околофилософских учениях. Процесс улучшения себя вытесняет у них собственную жизнь.

  1. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психологических свойств личности или ее творчества.

А) Сверхценные идеи изобретательтва. Преувеличение больным значимости сделанных им изобретений, рацпредложений и т.п., что сочетается со стремлением к их всеобщему признанию.

Б) Сверхценные идеи реформаторства. Возникают на основе предвзятой, чаще всего дилетантской ревизии существующих научных, экономических, культурных концепций и систем, с болезненной убежденностью в необходимости коренных изменений.

В) Сверхценные идеи талантливости , — убеждение человека в том, что он особо одаренная личность. В силу этого достижение всеобщего признания становится целью его жизни.

  1. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой социальных факторов.

Бывают в трех вариантах.

А) Сверхценные идеи виновности , проявляются преувеличением социальной значимости реальных поступков больного.

Б) Эротические сверхценные идеи. Обычные знаки внимания, кокетство, флирт со стороны лиц противоположного пола расцениваются больными как признаки страстной влюбленности и вызывают соответствующее поведение. Сюда же относят сверхценные идеи ревности.

В) Сверхценные идеи сутяжничества (кверулянтства) определяются тем, что при них возникает убеждение в необходимости борьбы с реальными общеизвестными или малозначимыми недостатками, и эта борьба становится смыслом и целью жизни пациента. Это тип скандалезных людей, которые постоянно пишут жалобы по инстанциям, вечно со всеми судятся и т.д.

Сверхценные идеи могут присутствовать и у здоровых людей.

Бредовые идеи – ошибка суждения, возникающая на патологической почве, охватывающая все сознание больного и определяющая его поведение, не поддается разубеждению и коррекции.

Критерии :

  1. возникает на патологической основе
  2. охватывает все сознание
  3. противоречит окружающей действительности
  4. не поддается коррекции

По структуре, бред:

  1. первичный (систематизинрованный, интерпретационный, логический)
  2. вторичный (несистематизированный: чувств-ый и образный)
Первичный (систематизинрованный, интерпретационный, логический) вторичный (несистематизированный: чувств-ый и образный)
1. страдает вторая стадия процесса познания 1. страдает первая стадия процесса познания
2. возникает как первое проявление заболевания 2. возникает на фоне др. психопат. расстройств, например, эмоциональных расстройств
3. возникает незаметно 3. возникает остро
4. в суждениях больного имеется система доказательств, логика кривая 4. системы доказательств нет, логики нет
5. поведение внешне правильное 5. дезорганизационное поведение
6.Последовательность бредообразования:

1.бредовое предчувствие

2.бредовое восприятия

3.бредовое толкование

4.кристализация и рождение бреда, инкапсуляция

6. —
7. коренным образом меняется личность больного 7. личность в целом не меняется
8. лечению поддается с трудом, инкапсулируется 8. хорошо поддается лечению, под действием лечения исчезает
9. прогноз неблагоприятный 9. прогноз благоприятный

1. персекуторный

Возникает уверенность угрозы из вне.

— бред преследования

— бред физического воздействия (больной говорит, что им управляют, как марионеткой)

— бред психического воздействия (больной чувствует, что ему в голову кто-то вкладывает чужие мысли, что его эмоции, воспоминания, переживания — не его, а подстроены)

— бред отравления(убеждение о добавлении ядов в еду, питье.)

— бред ревности (убеждение в неверности сексуального партнера)

— бред эротического презрения

— бред воздействия (больной уверен, что его облучают специальными лучами, гипнотизируют, зомбируют)

2. экспансивный (Бред с повышенной самооценкой)

Переоценка возможностей, общих положений.

— бред величия

— бред высокого происхождения (убеждение в случайной или преднамеренной подмене родителей в детстве, мысль о рождении от лиц, занимающих высокое положение в обществе)

— бред могущества

— бред богатсва (болезненное убеждение о наличие мнимых богатств)

— бред изобретательства

— бред мессианский (убеждение в возложенной на больного высокой политической, религиозной, научной или иной миссии)

— бред эротический (убежденность во влюбленности определенного лица (лиц) в больного)

3. депрессивный (Бред с пониженной самооценкой)

Болезненное преувеличение имеющихся или мнимых недостатков или неприятностей.

— бред заслуженного несчастья.

— бред самоуничижения (болезненное убеждение об исключительно отрицательных собственных моральных, интеллектуальных, физических качествах, о собственном ничтожестве).

— бред самообвинения (виновности, приписывание мнимых или нелепое преувеличение имевшихся неблаговидных поступков и действий).

Источником настоящего, грядущего или существовавшего в прошлом несчастья является сам больной. Часто он не только источник собственного несчастья, но и причина бедствий, которым подвергаются окружающие - родные, знакомые, сограждане, весь мир. Депрессивный бред обычно беден содержанием, монотонен и однообразен - больной постоянно твердит об одном и том же, в одних и тех же выражениях.

4. смешанные формы.

Сочетание персекуторных идей с бредом повышенной или пониженной самооценки.

Расстройства мышления по формам

Нарушение темпа мышления:

1. Ускорение процесса мышления — увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения. Непрерывно возникающие мысли, суждения, умозаключения становятся более поверхностными, «обусловленными случайными связями. Мышление приобретает крайнюю отвлекаемость с преобладанием образных представлений над абстрактными идеями. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей, вихря мыслей и представлений. Тема мышления непрерывно меняется, часто в зависимости от созвучия произносимых слов, предмета, случайно попавшего в поле зрения. (Маниакальный с-м)

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скачка идей». При этом речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»). Однако позже, когда болезненное состояние проходит, больные иногда могут восстановить логическую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во время психоза.

— Ментизм (наплыв мыслей) — непроизвольно возникающий, непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, «вихрь идей», наплыв «образов, представлений.

— скачка идей – смена тематики речи, в зависимости от случайно попавших в поле зрения предметов.

2. Замедление процесса мышления — замедление возникновения ассоциаций, уменьшение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени. Мысли и представления образуются с трудом, их мало, содержание однообразно, бедно. Замедленный темп речи. Больные жалуются на утрату способности к мышлению, ослабление умственных способностей, интеллектуальное отупение. (Депрессия)

3. Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка мыслей) вызывают ощущение, что «мысли улетели из головы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать. Ментизм и шперрунг — это проявление идеаторного автоматизма, наблюдающегося чаще всего при шизофрении.

Нарушение подвижности:

1. детализация- постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстипенных несущественных подробностей.

2. Обстоятельность мышления — замедление образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих. При этом утрачивается способность отделения главного от второстепенного, существенного от несущественного, что приводит к снижению продуктивности мышления. При изложении чего-либо привлекается масса ненужных деталей, старательно описываются не имеющие никакого значения мелочи. (Органич. заболевания, эпилепсия)

3. Тугоподвижность (торпидность, вязкость) мышления — выраженная затрудненность последовательного течения мыслей, сопровождаемая замедленностью, крайней тягучестью. Торпидными становятся также речь и действия больных. Сужение объема мышления — крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, сужение круга представлений, уменьшение подвижности мыслительных процессов. Исчезает способность к противопоставлению различных мнений, затрудняется переключение с одной темы на другую.

Нарушение целенаправленности:

1. витиеватость- рассуждение с метафорами, цитатами, терминами, которые затрудняют понимание основной мысли. Сохраняется логичность, но приобретаются черты псевдонаучности.

2. со скальзывание- внешне объективно немотивируемые переходы, логические и грамматические подходы одной мысли к другой, но возможен возврат к основной теме разговора.

3 . Резонерство — нарушение мышления при котором больной вместо ясного по содержанию и достаточно четкого по форме ответа на конкретный вопрос или при описании какого-либо определенного события, случая, предмета, явления, прибегает к пространным разглагольствованиям в пределах данной темы, приводит не основанные на фактах доказательства, увлекается бессмысленными рассуждениями в ущерб смыслу говоримого. При резонерство предложения построены грамматически правильно, изобилуют причастными и деепричастными оборотами, вводными словами; речь многословна, но, несмотря на это, больной в своем повествовании нисколько не продвигается. Резонерство бесплодно, так как оно не приводит к познанию. (Шизофрения)

4. разноплановость – постоянная немотивируемая смена основания для построения ассоциаций

5. аморфность – нечеткое использование понятий, при котором грамматически правильно построенная речь остается расплывчатой и мысли не понятны.

6. Разорванность — нарушение ассоциативного процесса при котором отсутствуют связи между отдельными мыслями, предложениями, между понятиями и представлениями. Грамматическая стройность речи при этом не нарушается, словосочетания соединены в отдельные предложения, однако уловить смысл речи больного не удается. (Шизофрения)

Нарушение грамматического строя:

1. Речевые стереотипии – повтор мыслей, фраз, отдельных слов:

1) Персеверация мышления — на фоне общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса длительное преобладание одной какой-либо мысли, одного представления. Так, правильный ответ на первый вопрос больной упорно повторяет и повторяет ряд последующих вопросов иного содержания. (Слабоумие)

2) Вербигероации – расстройства мышления, больные стереотипно, иногда в рифму произносят порой бессмысленные сочетания звуков («лежу
-лежу», «гляжу-гляжу»).

3) Стоячие обороты – стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. (эпилепсия, слабоумие)

2. Бессвязность мышления (инкогеренция) — утрата способности к образованию ассоциативных связей, к соединению восприятии, представлений, понятий, к отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу и синтезу. Мышление исчерпывается хаотически образующимися бессмысленными связями. Речь состоит из беспорядочного набора слов, произносимых без смыслового и грамматического отношения, нередко в рифму. (Аменция)

Шизофазия — распад речи, когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны. Интересно, что при этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура, выражающаяся в речи точным согласованием слов в роде и падеже. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова. Сознание пациента не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

Аутистическое мышление — выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

Символическое мышление — характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Расстройства мышления проявляется его замедленностью, затрудненностью, скудностью или заторможенностью. Больной не может быстро ответить на задаваемый ему вопрос. Подобные проблемы связаны с депрессивными состояниями, апатоабулическим и астеническим синдромом.

Благодаря процессу мышления человек узнает о внешних и внутренних сторонах предметов, если они отсутствуют, может их представлять, мысленно устремляется в собственный мир, планирует, анализирует. Нарушение этих возможностей выбивает человека из колеи.

Психология обозначает мышление как процесс познавательной деятельности человека. Все предметы и явления можно познать с помощью ощущения и восприятия.

Мышление обладает опосредованным характером. Если у пациента нет возможности прямо познать предмет, то он определяет одни свойства через другие, неизвестные через известные. Важную роль в мышлении играет чувственный опыт, приобретенные ранее теоретические знания.

Существует несколько видов мышлений. При конкретно-ситуационном мышлении человек опирается на предметы и явления окружающей среды. При абстрактно-логическом процессе мышления используются абстрагированные понятия, отвлечение.

Также выделяют наглядно-образное мышление – это образ воспринимаемого объекта. Когда человек смотрит на определенный предмет, в его голове происходит формирование мысленного образа объекта. Про наглядно-действенное мышление читайте .

Виды мышления связаны и зависят друг от друга. Какая из них преобладает, такими и будут индивидуальные особенности личности.

Мыслительный процесс подвергается нарушениям при заболеваниях мозга. Мысли становятся непоследовательными, теряют логичность и содержание. Человек страдает от бредовых, навязчивых, сверхценных мыслей.

Может нарушиться и течение мыслительного процесса. Оно становится слишком спокойным, скудным, затрудненным. Больной разговаривает медленно, однообразно, произносит мало слов.

Если у человека наблюдается маниакальное состояние, то происходит ускорение его мышления. У больного быстро меняются идеи, представления, понятия, он много говорит и мгновенно отвлекается.

Если человек страдает эпилепсией или органическими поражениями нервной системы, то его мыслительный процесс будет инертным, тугоподвижным. Больной застревает на мелочах, не может выделить главное и второстепенное.

Многих интересует, какая часть мозга отвечает за мышление. Языковые способности зависят от работы левого полушария. Оно отвечает за контроль речи, способности читать, писать, . Также оно контролирует аналитическое мышление, логику и анализ.

Патология обычно связана с шизофреническими заболеваниями.

Виды

Существуют разные виды расстройств мышления. В зависимости от темпа оно может быть:

  1. Ускоренным. При этом увеличивается количество ассоциаций за единицу времени.
  2. Замедленным. Наблюдается меньше ассоциаций, чем должно быть.
  3. Ментизм. У человека сразу возникает большое количество идей, мышление ускоряется. Это состояние обладает приступообразным характером.
  4. Шперрунг. Ассоциативный процесс внезапно останавливается.

По стройности мышление бывает:

  1. Разорванным. При этом логическая связь нарушается, но грамматическая сохраняется. В легкой степени мышление соскальзывает.
  2. Бессвязным. Наблюдается отсутствие логических и грамматических связей в предложениях.
  3. Инкогерентным. Слога в словах не имеют связи друг с другом.
  4. Вербигерентным. Отдельные слова повторяются.

Расстройство мышления по целенаправленности бывает:

  1. Разноплановым. Суждения формируются под влиянием разных принципов.
  2. Обстоятельным. Преобладают предыдущие ассоциации, что затрудняет процесс появления новых.
  3. Персеверация. Доминирует одна мысль и новые ассоциации образуются с трудом.
  4. Резонерство. Это состояние также называют бесплодным мудрствованием.

Расстройства продуктивности мышления проявляются:

  1. Навязчивостью мыслей. Человек страдает от приступов обсессий. Для этого состояния характерно появление мыслей, являющихся болезненными для него. Он постоянно в чем-то сомневается, вспоминает, боится, чувствует влечение.
  2. Навязчивостью действий. Человек непроизвольно совершает стереотипные движения, пытаясь задержать их усилием воли.
  3. Сверхценностью идей. Больной абсолютно не в состоянии критиковать собственные суждения, которые связаны с реальностью, но значительно преувеличены. Таким симптомом проявляется паранойяльная психопатия.
  4. Бредовыми идеями. Сознанием больного овладевают ошибочные суждения, которые не поддаются критике и коррекции.

Существует разновидность бреда в виде дисморфофобии. В этом случае человек переживает из-за косметического дефекта, физического уродства, дурного запаха.

Клиническая картина

Расстройства мышления в психологии обладают разными проявлениями в зависимости от вида нарушения.

Ускорение

При этом наблюдается беспрерывный поток ассоциаций и речевых выражений. Мысли и слова не имеют связи друг с другом. У человека под воздействием раздражителя или без него. Больной может продолжительное время вести какую-то беседу. Это состояние иногда длится до полной потери голоса, но речь не лишена определенного смысла.

В случае ускоренного мышления у человека:

  • быстро и хаотично появляются ассоциации;
  • он легко отвлекается, спонтанно отвечает;
  • во время разговора усиленно жестикулирует.

Но при этом больной полностью осознает действия, понимает ошибки и сохраняет способности их исправить, анализировать и осмысливать манипуляции.

Инертность

При данном нарушении ассоциативные процессы происходят медленно, мысли могут полностью отсутствовать. У человека возникают трудности с ответом на вопросы, он отвечает кратко, односложно, задерживается речевая реакция, трудно переключиться на новые темы.

Подобные явления наблюдаются при эпилепсии, эпилептоидной психопатии, маниакально-депрессивном синдроме, апатии и астении, легком помрачении сознания.

Непоследовательность

К расстройствам мышления относится неустойчивость суждений. Процесс выполнения ассоциаций чередуется с правильными и ошибочными способами. Но человек остается способным анализировать, обобщать, усваивать инструкции. Подобные состояния наблюдаются при:

  • патологических процессах в сосудах головного мозга;
  • психозах, вызванных депрессивными состояниями;
  • шизофрении в период снижения выраженности проявлений.

Откликаемость

При тяжелом течении заболеваний сосудов мозга больные начинают называть объекты, которые видят. Колеблются умственные достижения, свойства предмета переносят на изображение. Больной с трудом ориентируется во времени и месте, не помнит имена, даты и важные события. Речь становится несвязной, а поведение несуразным.

Соскальзывание

Люди, с диагнозом шизофрения, во время мышления отклоняются от линии рассуждений. Они могут возвращаться к первоначальной теме, но не исправляют ошибки. Эпизоды подобных проявлений возникают внезапно.

Снижение уровня обобщения

При этом нарушении больному трудно обобщить признаки. Возникают трудности с отбором свойств и признаков, которые характеризуют определенное понятие. Вместо обобщений, человек обращает внимание на отдельные признаки, случайные стороны явления, конкретные межпредметные связи.

Это состояние наблюдают у пациентов с олигофренией, эпилепсией, энцефалита.

Искажение обобщения

При этом человек не может установить связь между предметами. Он замечает только второстепенные связи и случайные стороны. Больной объединяет предметы в зависимости от цвета, материала и формы, независимо от назначения и функций.

Данная проблема свойственна шизофрении, психопатии.

Разноплановость

При этом действия пациента не обладают целенаправленность. Он не классифицирует предметы и не выявляет общие признаки, но обладает способностью сравнивать, обобщать, воспринимать инструкции, но не выполнять их. Суждения при этом необъективны.

Резонерство

Человек длительное время бесцельно рассуждает, не подкрепляя свои суждения конкретными идеями. При резонерстве больной постоянно теряет нить рассуждений, мыслит разорвано. Длительные мудрствования не имеют связи между собой, не обладают смысловой нагрузкой. При этом полностью отсутствует объект мысли. Оратор не нуждается во внимании и реакции собеседников, высказывается преимущественно риторически.

Такое расстройство мышления – это один из проявлений шизофрении.

Некритичность

Мышление поверхностное и незавершенное. Мысли человека не движутся целенаправленно. При этом наблюдаются неконтролируемые действия и поступки.

При этом у человека наблюдаются идеи, которые не имеют связи с окружающим миром. Больной пытается уйти от реальности и уходит в бредовое состояние. Ему невозможно доказать, что его идеи ошибочны, он уверен в правдивости своих суждений. Существует множество разновидностей и форм бреда.

Для современного мира актуальной является проблема анорексии, являющейся одной из форм бреда. При этом человеку кажется, что у него лишний вес и беспокоит маниакальное желание от него избавиться.

Бред от здоровых рассуждений можно различить по тому, что у больного присутствует непоколебимое убеждение в правильности своих идей и разубедить его в этом абсолютно невозможно.

Навязчивость

В таком состоянии у человека непроизвольно возникают мысли, переживания и фобии, которые не получается осмысленно контролировать. Это состояние является расстройством личности. Под воздействием навязчивых мыслей больной вынужден выполнять определенные ритуалы. Например, когда ему кажется, что окружающий мир грязный, он постоянно моет руки после прикосновения к чему-либо.

Диагностические методы

Для назначения подходящего варианта лечения человек обращается за помощью к психиатру. Только врач может определить разновидность мыслительного расстройства и причины его возникновения. Многие люди при банальном неврозе, связанным со стрессом или усталостью, подозревают у себя серьезные психические расстройства. Эта мысль не оставляет в покое, поэтому для определения проблемы необходимо пройти тщательное обследование. Для постановки диагноза врач:

  • собирает анамнез жизни и семейный;
  • беседует с ближайшими родственниками пациента;
  • общается с больным;
  • назначает процедуры, которые подтвердят или опровергнут наличие патологий мозга, способных привести к сбоям мыслительного процесса.

На основании результатов этих процедур ставят диагноз и проводят лечение.

Терапия расстройств

После диагностических мероприятий врач занимается составлением комплексного лечения в зависимости от вида, стадии и особенностей заболевания.

Если присутствуют эмоциональные расстройства, то могут прибегнуть к определенным лекарственным препаратам. Больным с такими проблемами рекомендуют применение нейролептиков, медикаментов с седативным действием.

При наличии тяжелого течения заболевания и риска для жизни пациента и окружающих, его госпитализируют в больницу.

Для устранения психических расстройств раньше применяли стволовые клетки. Но сегодня к этой методике не обращаются, так как ее эффективность не доказана.

Независимо от применяемых способов, важной частью процесса выздоровления является забота окружающих.

Многие с расстройствами мышления боятся обращаться к психиатру, так как думают, что их будут считать ненормальными. Поэтому близкие должны убедить больного, что без лечения не обойтись.

Если расстройство вызвано патологическими процессами в головном мозге, то терапия направлена на устранение основного заболевания. Без этого не получится добиться облегчения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!