Современные способы доставки лекарственных средств ингаляционный путь. Особенности сублингвального, ректального, интраназального и ингаляционного путей введения

Для ингаляции лекарственных средств выпускают специальные насадки для использования их как через нос, так и через рот. Они находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через нос (рис. 9-17)

Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат.

I. Подготовка к обучению

1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры, получить его согласие.

3. Вымыть руки.

II. Обучение

4. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику из-под аэрозольного лекарственного средства.

5. Помочь пациенту сесть.

6. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства:

а) снять с ингалятора защитный колпачок;

б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;

в) слегка запрокинуть голову, склонить её к правому плечу;

г) прижать пальцем правое крыло носа к носовой перегородке;

д) сделать глубокий выдох через рот;

е) ввести кончик мундштука в левую половину носа;

ж) сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика;

з) извлечь кончик мундштука из носа, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента);

и) сделать спокойный выдох;

к) при ингаляции в правую половину носа склонить голову к левому плечу и прижать к носовой перегородке левое крыло носа.

Рис. 9-17. Ингаляции лекарственного средства через нос: а - прижимание правого крыла носа к носовой перегородке; б - глубокий выдох через рот; в - проведение ингаляции; г - задержка дыхания на 5-10 с

7. Предложить пациенту выполнить эту процедуру самостоятельно вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.

8. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук необходимо промыть водой с мылом и вытереть насухо.

III. Окончание процедуры.

9. Закрыть защитным колпачком ингалятор и убрать его в специально отведённое место.

10. Вымыть руки.

11. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на неё пациента в медицинской карте.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ ПУТЬ

Энтеральные способы введения лекарственных средств:

Через рот (per os);

Через прямую кишку (per rectum);

Под язык (sub lingua, в некоторых случаях относится к энтераль-ному способу).

ПРИЁМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Применение лекарственных средств через рот наиболее удобно и широко распространено, так как этим способом можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, микстуры и др.).

Однако такой способ введения имеет ряд недостатков:

1) частичная инактивация лекарственного препарата в печени;

2) зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и патологических процессов в организме;

3) медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте. Кроме того, введение лекарственных средств через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в лечебном учреждении во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальная методика

1. Поставить на передвижной столик ёмкости с твёрдыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, ёмкость с водой, ножницы, положить листки назначений.

2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственное средство непосредственно у его постели, согласно листку назначений (средство выдается из упаковки, в которой оно было получено в аптеке).

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:

Внимательно прочитайте лист назначения;

Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

Будьте особенно внимательны при наличии пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получающих одинаковые лекарственные средства.

3. Никогда не давайте лекарственное средство без упаковки. Не прикасайтесь к таблеткам руками, так как это небезопасно для вашего здоровья.

4. Упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку.

5. Пациенту необходимо принять лекарственное средство в вашем присутствии, а также обсудить с вами любые свои сомнения.

6. Жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать.

7. Флаконы с белковыми препаратами при перемешивании нужно осторожно вращать, чтобы не произошла денатурация белка и образование пены; убедитесь, что препарат не изменил цвет; обратите внимание на его срок годности.

Преимущества такой раздачи лекарственных средств очевидны. Во-первых, медицинская сестра контролирует, принял ли пациент препарат. Во-вторых, она может ответить на его вопросы. В-третьих, исключены ошибки при раздаче лекарственных средств. Давая их пациенту, следует предупредить его об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала после его приёма.

Внимание! Пациент имеет право знать название, назначение и дозу лекарственного средства.

Пациенту нужно сообщить, чем запивать лекарственное средство. Необходимо проинформировать пациента об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Через рот и нос

ЧЕРЕЗ РОТ:

Цель: лечебная.

Показания: назначение врача.

Оснащение: карманный ингалятор.

I. Подготовка к процедуре

1) прочитайте название лекарственного препарата.

2) сообщите пациенту необходимую информацию о препарате.

3) объясните пациенту ход процедуры.

4) вымойте руки.

II. Выполнение процедуры

5) продемонстрируйте пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного препарата.

6) усадите пациента (если состояние пациента позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее).

7) снимите с ингалятора защитный колпачок.


Рис. 24. Ингаляция лекарственных средств через нос (а)

8) переверните баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхните его.

9) попросите пациента сделать глубокий выдох.

10) мундштук ингалятора вставьте пациенту в рот, чтобы тот мог плотно обхватить мундштук губами; голова пациента при этом слегка запрокинута назад.

11) попросите пациента сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика.

12) извлеките мундштук ингалятора изо рта пациента, порекомендуйте ему задержать дыхание на 5 – 10 сек.

13) попросите пациента сделать спокойный выдох.

III. Окончание процедуры

14) предложите пациенту самостоятельно выполнить эту процедуру с действующим ингалятором в вашем присутствии.

· Запомните! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

15) закройте защитным колпачком ингалятор и уберите его.



16) вымойте руки.


Б в г

Рис. 24. Ингаляция лекарственных средств через рот(б,в,г)

Парентеральный способ введения лекарственных веществ

НАБОР ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЗ АМПУЛЫ И ФЛАКОНОВ

Цель: выполнение инъекции.

Показания: инъекционные способы введения лекарственных средств.

Оснащение: стерильный шприц, стерильный лоток, стерильный пинцет, лекарственный препарат, пилочка, бикс со стерильным перевязочным материалом, спирт 70°, перчатки, емкость для использованного материала, маска, шапочка.

Алгоритм действий медицинской сестры:

1. Вымыть руки (гигиенический уровень), надеть перчатки.

2. Прочесть на ампуле надпись, убедиться в целостности ампулы, сроке годности лекарственного препарата, а также сроке годности на упаковке шприца.

3. Слегка встряхнуть ампулу, чтобы весь раствор оказался в ее широкой части.

4. Подпилить ампулу пилочкой, ватным шариком, смоченным спиртом, обработать ампулу (на случай, если все-таки игла коснется наружной поверхности ампулы при наборе лекарственного средства), отломить конец ампулы.

5. Взять ампулу так, как показано на рис. 25а, осторожно ввести в нее иглу и набрать нужное количество раствора (набирая раствор, можно постепенно поднимать дно ампулы рис. 25 а).

6. Не извлекая иглу из ампулы, выпустить воздух из шприца. Снять иглу, которой набирали раствор, и надеть иглу для инъекции (если это не одноразовый шприц, вместе с которым упакована одна игла).

7. Надеть на иглу колпачок (если игла однократного использования), соблюдая универсальные меры предосторожности, положить в лоток несколько ватных шариков или салфеток для обработки инъекционного поля (если вы собирали шприц со стерильного стола, положите шприц и ватные шарики в лоток; если инъекция выполняется вами в палате – накройте лоток стерильной салфеткой) (рис.26).



Рис. 25 Набор лекарственных средств из ампулы и флаконов

Рис. 26 Размещение шприца с лекарственным средством в лотке

(салфетка отвернута)

ВНУТРИКОЖНЫЕ ИНЪЕКЦИИ

Цель: Диагностическая.

Показания: Проба Манту на туберкулез, проба Бюрне на бруцеллез, диагностические аллергические пробы, определение чувствительности к медикаментам, для местного обезболивания.

Места введения: Передняя поверхность средней трети предплечья.

Оснащение: Стерильный лоток, ватные шарики, спирт, перчатки, туберкулиновый шприц или шприц 1 мл, игла длиной 15 мм и сечением 0,4 мм, лекарственное средство, стерильный пинцет, пилочка для вскрытия ампул, маска, шапочка.

Алгоритм действий мед сестры:

I. Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и его согласия на инъекцию.

II. Выполнение процедуры

4. Вымыть руки, надеть перчатки.

5. Обработать место инъекции ватным шариком, смоченным спиртом, затем сухим стерильным ватным шариком.

6. Растянуть кожу в месте инъекции, захватив среднюю треть предплечья левой рукой с тыльной (наружной) стороны.

7. Натянуть кожу в месте инъекции.

8. Ввести иглу срезом вверх почти параллельно коже так, чтобы срез иглы скрылся в толще эпидермиса. Переместить большой палец левой руки на канюлю иглы, зафиксировать ее. Правую руку перевести на поршень и ввести лекарственный препарат или после введения иглы перенести на поршень левую руку и ввести лекарственный препарат.

9. Извлечь иглу, не прижимая место инъекции ватным шариком.

10. Сухим ватным шариком убрать след, оставшийся после удаления иглы.

III. Окончание процедуры

11. Объяснить пациенту, что нельзя мыть место после инъекции в течение определенного времени (если инъекция выполнена с диагностической целью).

12. Поместить шприц с иглой в емкость с дезинфицирующим раствором.

13. Снять перчатки, поместить в дезинфицирующий раствор.

14. Вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки.

ПОДКОЖНАЯ ИНЪЕКЦИЯ

Цель: лечебная.

Показания: назначение врача.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость.

Места введения: средняя треть передне-наружной поверхности плеча и бедра, подлопаточная область, передняя поверхность брюшной стенки (латеральнее пупка).

Оснащение: шприц емк. 1-2 мл, лекарственный препарат, стерильные ватные шарики, 70%-ый спирт, стерильный лоток, перчатки, контейнер с дез. раствором, маска, шапочка.

Алгоритм действий медицинской сестры:

I. Подготовка к процедуре

1.Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и получить его согласие на инъекцию.

2. Набрать в шприц нужную дозу лекарственного средства.

3. Помочь пациенту занять нужное положение.

II. Выполнение процедуры

4. Вымыть руки. Надеть перчатки.

5. Обработать место инъекции последовательно двумя ватными тампонами (салфетками), смоченными кожным антисептиком: вначале большую зону, затем – непосредственно место инъекции.

6. Взять кожу в месте инъекции в складку, как показано.

7. Ввести иглу под углом 45° в основание кожной складки на глубину 15 мм (2/3 длины иглы); указательным пальцем придерживайте канюлю иглы.

8. Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное средство, фиксируя шприц правой рукой (профилактика микротравм).

9. Извлечь иглу, продолжая придерживать ее за канюлю; место укола прижать стерильной ватой, смоченной кожным антисептиком.

III. Окончание процедуры

10. Сделать легкий массаж места инъекции, не отнимая ваты (салфетки) от кожи.

11. Спросить пациента о самочувствии.

12.Снять перчатки, вымыть руки.


Рис. 27. Подкожная инъекция

ВНУТРИМЫШЕЧНАЯ ИНЪЕКЦИЯ

Цель: лечебная.

Показания: назначение врача.

Оснащение: шприц 5,10 мл, лекарственный препарат, лоток стерильный, 70%-ый этиловый спирт; перчатки; емкость с дез. раствором, маска, шапочка.

Обязательное условие: соблюдать места введения; пациент должен находиться в положении лежа.

При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыхания - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно по-

лучить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как местного, так и системного воздействия:

Газообразные вещества (кислород, закись азота);

Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

Баллонные дозированные аэрозольные препараты в настоящее время применяют наиболее часто. При использовании такого баллончика больной должен проводить ингаляцию сидя или стоя, немного запрокинув голову, чтобы дыхательные пути распрямились и препарат достиг

бронхов. После энергичного встряхивания ингалятор следует перевернуть баллончиком вверх. Сделав глубокий выдох, в самом начале вдоха больной нажимает на баллончик (в положении ингалятора во рту или с использованием спейсера - см. ниже), продолжая после этого вдыхать как можно глубже. На высоте вдоха следует задержать дыхание на несколько секунд (чтобы частицы лекарственного средства осели на стенках бронхов) и затем спокойно выдохнуть воздух.

Спейсер представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства находятся во взвешенном состоянии в течение 3-10 с (рис. 11-1). Самый простой спейсер пациент может изготовить самостоятельно из свёрнутого трубкой листа бумаги длиной около 7 см.

Преимущества использования спейсера следующие.

Снижение риска местных побочных явлений: например, кашля и кандидоза полости рта при ингаляционном использовании глюкокортикоидов.

Возможность предупреждения системного воздействия препарата (его всасывания), так как невдыхаемые частицы оседают на стенках спейсера, а не в полости рта.

Возможность назначения высоких доз препаратов во время приступов бронхиальной астмы.

Небулайзер. В лечении бронхиальной астмы и хронической обструкции дыхательных путей применяют небулайзер (лат. nebula - туман) - устройство для преобразования раствора лекарственного вещества в аэрозоль для доставки препарата с воздухом или кислородом непосредственно в бронхи больного (рис. 11-2). Образование аэрозоля осуществляется под воздействием сжатого воздуха через компрессор (компрессорный небулайзер), превращающий жидкий лекарственный препарат в туманное облачко и подающий его вместе с воздухом или кислородом, или под

влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер). Для вдыхания аэрозоля применяют лицевую маску или мундштук; при этом больной не прилагает никаких усилий.

Преимущества использования небулайзера следующие.

Возможность непрерывной подачи лекарственного препарата в течение определённого времени.

Отсутствие необходимости в синхронизации вдоха с поступлением аэрозоля, что позволяет широко применять небулайзер при лечении детей и пожилых пациентов, а также при тяжёлом приступе удушья, когда использование дозированных аэрозолей проблематично.

Возможность использования высоких доз препарата с минимальными побочными эффектами.

Паровые ингаляции.

При лечении катарального воспаления верхних дыхательных путей и ангин издавна применяют паровые ингаляции с помощью простейшего ингалятора.

Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачке, выбрасывается по горизонтальной трубке распылителя и разрежает воздух под вертикальным коленом, вследствие чего лекарственный раствор из

стаканчика поднимается по вертикальной трубке и разбивается паром на мельчайшие частицы.

Пар с частицами лекарства попадает в стеклянную трубку, которую больной берет в рот и через неё дышит (делая вдох ртом, а выдох носом) в течение 5-10 мин. В домашних условиях вместо ингалятора можно использовать чайник, в носик которого вводится бумажная или пластмассовая

трубка; вдох проводят через рот. В чайник помещают настои трав, 3% раствор натрия гидрокарбоната (пищевой соды) и/или натуральную минеральную воду «Боржоми».

В паровом ингаляторе частицы лекарства получаются довольно крупные, и поэтому они оседают на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, не достигая лёгких. Чтобы получить аэрозоль с более мелкими частицами (достигающими альвеол), применяют ингаляторы со сложными приспособлениями для распыления, но основанные на том же принципе распыляющего угольника. Для образования аэрозоля вместо пара применяют воздух или кислород, который нагнетают в горизонтальную трубку распылителя под различным давлением, а по вертикальной

трубке поднимается лекарство (например, раствор бензилпенициллина), которое больной вдыхает в течение определённого времени, пока не получит назначенную ему дозу.

В ряде случаев используют «камерный» способ ингаляционного введения лекарственного вещества - когда целая группа пациентов вдыхает препарат, распылённый в помещении ингалятория.

Влажное обтирание

Оснащение: клеенка, пеленка, почкообразный лоток, теплая вода, 6%-ный столовый уксус или спирт, большая салфетка или полотенце, сменное нательное и постельное белье, перчатки.

  1. Установить доброжелательные конфиденциальные отношения.
  2. Вымять руки, осушить, надеть перчатки.
  3. Подстелить под пациента клеенку с пеленкой.
  4. Налить в лоток теплой воды (можно добавить столовую ложку столового уксуса на 1л воды или спирта).
  5. Обнажить верхнюю часть тела пациента.
  6. Смочить салфетку или часть полотенца, слегка отжав.
  7. Протереть пациента в следующей последовательности: лицо, шею, руки, спину, грудь.
  8. Вытереть сухим концом полотенца тело пациента в той же последовательности и прикрыть простыней.
  9. Обтереть таким же образом живот, бедра, ноги.
  10. Подстричь ногти на руках (при необходимости).
  11. Сменить нательное и постельное белье (при необходимости).
  12. Снять перчатки.
  13. Вымыть и осушить руки.

Постановка горчичников

Цель: достичь болеутоляющий и противовоспалительный эффект.

Оснащение: горчичники, лоток с водой (температура 40-45°С), лоток для отработанного материала, полотенце, марлевые салфетки, термометр для измерения температуры воды, часы.

Подготовка к процедуре

  1. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников. Убедиться, что нет противопоказаний: заболеваний кожи, опухолей различной этиологии, аллергических реакций на эфирные масла, гипертермии.
  2. Проверить качество горчичников. Перед применением следует проверить срок годности: пригодный горчичник имеет острый запах горчичного масла и не осыпается.
  3. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (температура 40-45°С). Для горчичных процедур нельзя применять горячую воду, так как она разрушает горчичный фермент и горчичное масло не выделится.

Выполнение процедуры

  1. Смочить горчичник в воде в течение 5 секунд каждый.
  2. Стряхнуть и приложить горчичник на нужный участок кожи горчицей вниз, сверху положить полотенце.

Места постановки горчичников:

А) круговые – на область грудной клетки, кроме грудной железы, сосков;

Б) воротниковые – на область верхнего плечевого пояса при гипертоническом кризе;

В) на область сердца – при болях в сердце у женщин – вокруг грудной железы, у мужчин – кроме сосков, а также на месте проекции боли (чаще на область грудины).

3. Укрыть пациента одеялом.

4. Держать горчичники 10-15 минут.

Окончание процедуры

  1. Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала. При повышенной чувствительности (появление нестерпимого чувства жжения на первой-второй минутах).
  2. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой, вытереть насухо. Исключить аллергическую реакцию и при ее отсутствии между горчичниками и кожей следует проложить смоченную водой и отжатую марлю. Категорически запрещается ставить горчичники на бумагу, так как при этом теряется непосредственное раздражающее действие горчичного масла на кожу.
  3. Помочь надеть белье, уложить в удобное положение.
  4. Укрыть пациента, рекомендовать постельный режим (30-60 минут).

Оксигенотерапия (подача увлажненного кислорода из кислородной подушки)

Цель: повышение кислорода в тканях.

Оснащение: кислородная подушка, содержащая 100% кислорода, воронка (мундштук); марлевая салфетка, сложенная в 4 слоя; емкость с дезраствором (3%-ный раствор хлорамина); вода питьевая или пеногаситель (антифомсилан 10%-ный или этиловый спирт 96%-ный).

Подготовка к процедуре

  1. Заполнить подушку кислородом из кислородного баллона:

Соединить резиновую трубку подушки с редуктором кислородного баллона;

Открыть вентиль на трубке подушки, затем на баллоне.

Наполнить подушку кислородом;

Зарыть вентиль на баллоне, затем на подушке;

Отсоединить резиновую трубку от редуктора баллона;

Подсоединить мундштук к трубке подушки.

2. Смочить салфетку в воде или пеногасителе. Пеногасителем служит 20%-ный этиловый спирт или антифомсилан.

3. Обернуть мундштук (воронку) влажной марлевой салфеткой.

4. Удалить мокроту изо рта и носа пациента тампоном (или электроотсосом) перед процедурой. Необходимо освободить дыхательные пути.

Выполнение процедуры

  1. Держать мундштук (воронку) у рта пациента и открыть кран на подушке. Пациент вдыхает кислородную смесь через мундштук (воронку), а вдыхает через нос. С целью уменьшения потери кислорода в момент выдоха его подача временно прекращается с помощью сжатия трубки пальцами или поворотом крана на трубке.

(Если пациент осуществляет вдох через нос, то выход – через рот!)

  1. Отрегулировать скорость подачи кислорода (4-5л в минуту). Подавать кислородную смесь, содержащую 80-100% кислорода, 15 минут, при необходимости – повторить процедуру через 10-15 минут.
  2. Надавливать на подушку и сворачивать с противоположного конца, пока кислород не выделится полностью.
  3. Менять подушку с кислородом.

Окончание процедуры

  1. Убрать кислородную подушку, отсоединить мундштук (воронку). Наблюдать за состоянием пациента.
  2. Поместить салфетку и мундштук (воронку) в дезинфицирующий раствор. В домашних условиях можно прокипятить в 2%0ном растворе питьевой соды, или протереть мундштук 70%-ным спиртом.

Диета № 11

Показания: туберкулёз лёгких, костей, лимфатических узлов, суставов при нерезком обострении или его стихании, при пониженной массе тела; истощение после инфекционных болезней, операций, травм; во всех случаях – при отсутствии поражений органов пищеварения. Разработаны варианты диеты № 11 с учётом локализации и характера туберкулёзного процесса, состояния органов пищеварения, наличия осложнений.

Цели назначения: улучшение состояния питания организма, повышение его защитных сил, усиление восстановительных процессов в поражённом органе.

Общая характеристика: диета повышенной энергетической ценности с преимущественным увеличением содержания белков, витаминов, минеральных веществ (кальций, железо и др.), умеренным увеличением количества жиров и углеводов. Кулинарная обработка и температура пищи обычные.

Химический состав и энергетическая ценность: белки 110–130 г (60% животных), жиры 100-120 г (20–25% растительных), углеводы 400-450 г; энергетическая ценность 12,6-14,2 МДж (3000-3400 ккал); натрия хлорид 15 г, свободная жидкость 1,5 л.

Режим питания: 5 раз в день; на ночь кефир.

Исключаемые продукты и блюда: очень жирные сорта мяса и птицы, бараний, говяжий и кулинарный жиры; острые и жирные соусы, торты и пирожные с большим количеством крема.

Тесты к теме « »

1. Как называется глубокое шумное редкое дыхание?

а) дыхание Чейн Стокса

б) дыхание Биота

в) стридорозное дыхание

г) дыхание Куссмауля

2. Что такое эмфизема легких?

а) повышение воздушности альвеол

б) снижение эластичности альвеолярной ткани

в) и то, и другое

3. Объясните, почему у больного во время приступа малопродуктивного кашля происходит набухание шейных вен:

а) повышается давление в малом круге кровообращения

б) развивается острая правожелудочковая сердечная недостаточность

в) развивается острая левожелудочковая сердечная недостаточность

г) нарушение венозного притока к сердцу

в результате роста внутригрудного давления

д) развивается относительная недостаточность трехстворчатого клапана

4. Объясните, почему больной "пыхтит" во время приступа малопродуктивного кашля:

а) это приводит к подключению дополнительной дыхательной мускулатуры и облегчению выдоха

б) это приводит к повышению внутрилегочного давления и уменьшению проявлений механизма раннего экспираторного закрытия бронхов

в) это приводит к улучшению отхождения мокроты

г) это способствует уменьшению бронхоспазма

д) это дурная привычка больных, желающих привлечь к себе внимание окружающих

5. КАКАЯ ЛЕГОЧНАЯ ПАТОЛОГИЯ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ПОВЫШЕНИЕМ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ?

а) пневмония

б) плеврит

в) хронический бронхит

6. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) пневмония

б) бронхиальная астма

в) плеврит

7. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ЭКСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) плевриты

б) бронхиальная астма

в) пневмония

8.ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА "РЖАВАЯ МОКРОТА"?

а) бронхит

б) очаговая пневмония

в) крупозная пневмония

9. ХАРАКТЕР МОКРОТЫ У БОЛЬНЫХ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ?

а) в виде "малинового желе"

б) пенистая мокрота

в) бесцветная, вязкая

10. ПРИ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ МОЖЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ БОЧКООБРАЗНАЯ" ГРУДНАЯ КЛЕТКА?

а) хронический бронхит

б) пневмония

в) плевриты

11. КАК МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ ЦВЕТ КОЖИ У ЛЕГОЧНОГО БОЛЬНОГО?

а) гиперемия

б) диффузный цианоз

в) акроцианоз

12. КАКОВА ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ В НОРМЕ

а) 30-40 дыханий в 1 минуту

б) 12-20 дыханий в 1 минуту

в) 6-8 дыханий в 1 минуту

13. ВЫБЕРИТЕ ЖАЛОБЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЕГКИХ:

а) гиперестезия

б) кашель

г) отхождение мокроты

д) повышение температуры

е) судороги

ж) затруднение дыхания

з) одышка

14. ПОЧЕМУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ НЕОБХОДИМО ЗАПРОКИДЫВАТЬ ГОЛОВУ БОЛЬНОГО?

A) Для удобства оказания медицинской помощи.

Б) Чтобы создать хорошую герметизацию между ртом реаниматора и ртом (носом) пациента.

B) Чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей.

Г) В целях создания лучших условий для кровообращения.

Д) Для удобства больного.

15. КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ?

A) Во время проведения искусственного дыхания должен появляться пульс.

Б) Во время проведения искусственного вдоха грудная клетка должна расширяться, а во время пассивного выдоха - спадаться.

B) Во время проведения искусственного вдоха наблюдается «надувание» щёк больного.

Г) Во время проведения искусственного дыхания изменяется окраска кожных покровов.

Д) Всё вышеперечисленное верно.

16. ПРИ ЛЕГОЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ ПОКАЗАНЫ ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КРОМЕ:

A) обеспечения полного покоя больному;

Б) придания полусидячего положения с наклоном в больную сторону;

B) прикладывания грелки к больной стороне грудной клетки;

Г) прикладывания пузыря со льдом к больной стороне грудной клетки;

Д) введения кровоостанавливающих препаратов.

17. НА ОБЩИЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЯЕТСЯ:

A) суточная мокрота;

Б) мокрота, собранная в течение 3 сут методом флотации;

B) свежая утренняя мокрота, собранная в чистую плевательницу;

Г) свежая утренняя мокрота, собранная в чашку Петри с питательной средой;

Д) вечерняя мокрота.

Эталоны ответов к теме « Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания»

1. г 2. в 3. г 4. б 5. б,в 6. а,в 7. б 8. в 9. в 10.а 11. б 12. б 13. б,г,д,ж,з 14. в 15. б 16. в 17. в

Тесты итогового контроля.

(ситуационные задачи)

Задача №1.

В отделение поступил больной К.,41 года, слесарь. Жалобы на кашель с небольшим отделением слизисто-гной­ной мокроты, больше по утрам. Кашель беспокоит больного в течение 4 лет. Год назад перенес воспаление легких.

Курит с 20-летнего возраста по 20-25 сигарет в день.

А) Поражение плевры

Задача №2

В отделение поступил больной Л.,36 лет, рабочий. Жалобы на кашель с выделением мокроты с неприятным гни­лостным запахом (около 250-300 мл в сутки). Кашель уси­ливается в положении больного на правом боку.

При осмотре выявлены положительные симптомы "бара­банных пальцев" и "часовых стекол".

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №3

В отделение поступил больной 0., 32 лет, монтажник. Жалобы на сильные боли в правой половине грудной клетки, усаливающиеся при глубоком вдохе, на повышение темпера­туры тела до 37.9 °С. Больной лежит на правом боку, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №4

В отделение поступил больной Т.,50 лег, инженер. Жалобы на боли в правой половине грудной клетки, усили­вающиеся при дыхании, на тихий сухой кашель, сопровожда­ющийся болью в правой половине грудной клетки, на повы­шение температуры тела до 37.5° С. Положение вынужден­ное - больной лежит на правом боку, прижимая рукой пра­вую половину грудной клетки.

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №5

В отделение поступил больной С, 49 лет, бухгалтер.

Жалуется на приступ удушья, возникший 2 часа назад дома, на кашель с небольшим отделением вязкой стекловидной мокроты.

ОСМОТР: Состояние тяжелое. Положение вынужденное: больной сидит в постели, опираясь на нее руками. Грудная клетка эмфизематозная. Число дыхательных движений - 14 в мин., резко за­труднен выдох. Отмечаются вы­раженный диффузный цианоз, на­бухание шейных вен.

В) Спазм мелких бронхов

Задача №6

В отделение поступил больной Н., 56 лет, рабочий. Жалобы на одышку, возникающую при физической нагрузке (подъем по лестнице, быстрая ходьба). Других жалоб нет. Одышка беспокоит больного в течение 5-6 лет. ОСМОТР: Состояние удовлетворительное. Положение актив­ное. Грудная клетка эмфизематозная. Дыхание симметрично.

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

А) Уменьшение дыхательной поверхности легких (доле­вое воспалительное уплотнение, ателектаз)

Б) Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы

В) Спазм мелких бронхов

Г) Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань)

Д) Механическое препятствие в области трахеи или круп­ного бронха

Задача №7

В отделение поступила больная К., 34 лет, преподава­тель.

Жалобы на одышку в покое, усиливающуюся при физичес­кой нагрузке, на повышение температуры до 37.9 °С, на кашель с небольшим отделением "ржавой" мокроты, на боли в правой половине грудной клетки, связанные с дыханием. При осмотре отмечаются диффузный цианоз, герпес. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Число дыхательных движений - 36 в мин.

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

А) Уменьшение дыхательной поверхности легких (доле­вое воспалительное уплотнение, ателектаз)

Б) Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы

В) Спазм мелких бронхов

Г) Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань)

Д) Механическое препятствие в области трахеи или круп­ного бронха

Задача №8

Больная Р.,68 лет доставлена в клинику с жалобами на кровотечение изо рта. Больная сидит в постели, беспо­койна. Отмечается бледность кожных покровов. С кашлем отделяется умеренное количество алой пенистой крови. Ре­акция кровяных выделений щелочная.

КАКОЙ СИМПТОМ ИМЕЕТСЯ У БОЛЬНОЙ?

Ситуационная задача №9

Пострадавший неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание отсутствует. Пульс на лучевой и сонной артериях не определяется. Действуйте!

Эталоны ответов к задачам:

1. Б

2. В

3. А

4. А

5. В

6. Б

7. А

8. Легочное кровотечение

9. Отсутствие дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что раненый мертв.

14. Список тем по УИРС:

1. Виды оксигенотерапии.

2. Виды ингаляторов и их использование.

15. Литература:

Обязательная:

1. Гребнев А.Л. , Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. М.: Изд-во «Медицина» 2006 г.

2. Ослопов В.Н., Богоявленский О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. –М.: ГОЭТАР-МЕД. 1999г

Дополнительная:

3. Басихина Т.С., Коноплева Е.Л., Кулакова Т.С. и др. /Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела. ГОУ ВУНМЦ Москва – 2003г.

4. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: Медицина, 2002

Методические разработки для студентов:

  • Lt;question1> Какие факторы способствуют возникновению ветровой эрозии? засушливость климата, усиленный ветровой режим переувлажненность почвы
  • Средство измерения не подлежит поверке. Какой способ применим для контроля его метрологических характеристик?"6

  • Введение лекарственного средства в прямую кишку (стандарт)

    Окончание процедуры.

    16. помогите пациенту лечь в удобное положение

    17. снимите перчатки

    18. уберите ширму

    19. объясните пациенту, что он должен находится в положении лежа не менее часа

    20. продезинфицируйте газоотводную трубку и перчатки

    Цель процедуры: Введение лекарственного средства в прямую кишку для местного или резорбтивного действия

    Оснащение: Грушевидный баллон или шприц Жане; газоотводная трубка; шпатель; вазелин; лекарственный препарат (50-100 мл), подогретый до 37-38.°С; туалетная бумага; перчатки; клеенка; пеленка; ширма

    Этапы Обоснование
    1. За 20-30 мин. До постановки лекарственной клизмы сделать пациенту очистительную клизму (см. манипуляцию) Очищение слизистой прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия
    2. Сообщить пациенту необходимую информацию о лекарственном препарате Соблюдение прав пациента
    3. Надеть перчатки. Набрать в грушевидный баллон: 20 – 50 мл - при общей (резорбтивной)клизме 50 – 200 – при местной клизме теплого лекарственного препарата (см технику подогревания лекарственного средства) Обеспечивается инфекционная безопасность Подогретый лекарственный препарат быстрее взаимодействует со слизистой кишечника. При температуре раствора ниже 37 град. С могут возникнуть позывы на дефекацию
    4. Ввести газоотводную трубку на глубину: 3-6 см при резорбтивной (общей) клизме 10-15 см при местной клизме При невозможности уложить пациента на левый бок, клизму ставить в положении пациента « лежа на спине» Обеспечивается введение лекарственного средства на достаточную глубину Допустимое положение для данной процедуры
    5. Присоединить к трубке грушевидный баллон и медленно ввести препарат Предупреждение у пациента неприятных ощущений
    6. Не разжимая грушевидный баллон, отсоединить его от газоотводной трубки, извлечь ее и поместить ее вместе с грушевидным баллоном в лоток Предотвращение возвращения препарата обратно в баллон Обеспечивается инфекционная безопасность
    7. Вытереть туалетной бумагой кожу в области анального отверстия в направлении спреди-назад (у женщин) Предупреждение инфекций мочевыводящих путей
    8. Убрать клеенку и пеленку, снять перчатки. Погрузить перчатки в емкость с дезраствором. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
    9. Накрыть пациента одеялом, помочь ему занять удобное положение, убрать ширму Обеспечение комфорта
    10. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента Обеспечение преемственности сестринского ухода

    Ингаляция - метод введения лекарственных веществ путём их вдыхания. Вдыхать можно газы, легко испаряющиеся жидкости и мелко распыленные вещества (аэрозоли и порошки).



    Кратно из истории: сведения о лечебных ингаляциях встречаются в документах древнейших культур, таких как Китай, Индия, Греция, Рим и Средний Восток. Тогда лечили ароматическими дымами или испарениями, полученных из натуральных растительных экстрактов или горячих органических материалов. Гиппократ, по-видимому, первый описал ингалятор, а именно сырой глиняный горшок для вдыхания горячих паров. До настоящего времени в некоторых странах (Китай, Индия и др.) продолжается использование сигарет как средства ингаляционной терапии (противоастматические сигареты).

    Показания:

    - острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов и лёгких

    Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей, бронхов и лёгких

    Туберкулёз верхних дыхательных путей и лёгких

    Острые и хронические заболевания среднего уха и околоносных пазух

    Бронхоспазм при бронхиальной астме

    Бациллоносительство верхних дыхательных путей

    Грипп и др. острые инфекции верхних дыхательных путей

    Гипертоническая болезнь 1 и 2 ст.

    Ингаляционный путь введения - введение в организм лекарственных средств путём их вдыхания (через дыхательные пути – через рот, нос). Ингаляционно можно вводить в организм газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан), аэрозоли (взвесь в воздухе мельчайших частиц растворов лекарственных веществ).

    Для удобства применения лекарственных средств ингаляционным путем выпускают специальные насадки для ингаляции этих препаратов как через нос, так и через рот. Эти насадки находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

    Преимуществаингаляционного пути введения:

    Действие непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях.

    Попадание в очаг поражения минуя печень, в неизменном виде, что обусловливает высокую концентрацию лекарственного вещества.

    Недостатки ингаляционного пути введения:

    1. При резко нарушенной бронхиальной проходимости плохое проникновение лекарственного вещества непосредственно в патологический очаг.

    2. Возможность раздражения слизистой оболочки дыхательных путей лекарственными веществами.

    Введению лекарственных средств ингаляционным способом медицинская сестра должна обучить пациента, поскольку он выполняет эту процедуру, как пра­вило, самостоятельно.

    V. Заключение

    Медикаментозная терапия – зависимое сестринское вмешательство, направленное на выполнение врачебных назначений по лечению, профилактике, неотложной помощи и реабилитации пациентов.

    Порядок выписывания, получения, хранения и учёта лекарственных средств организует и контролирует старшая медицинская сестра лечебного отделения.

    Механизм действия препаратов определяет путь введения в организм пациента: наружный, внутренний, парентеральный. Наружный путь введения лекарственных средств - через кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути – оказывает местное действие. Внутренний путь введения лекарственных средств – через рот, под язык, через прямую кишку – оказывает резорбтивное действие через слизистые оболочки.



    Медсестра информирует пациента о лекарственном средстве, особенностях применения, эффективности, возможных побочных действиях, способе применения. Медсестра должна точно и аккуратно выполнять врачебные назначения так как это обеспечит пациенту безопасность.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Пути и способы введения лекарственных средств в организм.

    2. Правила выписывания лекарственных средств.

    3. Правила получения лекарственных средств.

    4. Правила хранения лекарственных средств.

    5. Правила учета лекарственных средств.

    6. Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств.

    7. Правила раздачи лекарственных средств.

    8. Особенности наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств.

    Оснащение занятия: учебно-методическое пособие «Пути и способы введения лекарственных средств в организм».

    Домашнее задание

    § учебное пособие «Пути и способы введения лекарственных средств в организм»;

    § материалы учебника Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В.Морозова. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 733 с. : ил. – (Среднее медицинское образование).277-300с.

    Подготовить:

    § презентацию по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике. Пути и способы введения лекарственных средств в организм»;

    § тематический глоссарий.

    Литература

    Основная:

    1. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 12.11.97 № 330

    «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств» (с изменениями от 9 января 2001 г.).

    2. Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 23.08.99 № 328

    «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)» (с изменениями от 9 января 2001 г.).

    3. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2013г.512с: ил.- 309-339с.

    4. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова; под ред. В.В.Морозова. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 733 с.: ил. – (Среднее медицинское образование).277-300с.

    5. Лекция преподавателя.

    Дополнительная:

    1.Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.

    2. Интернет ресурсы: http://www.medpravo.ru/PRICMZ/SubPric/SubR.htm#Standart

    Преподаватель _________________ Н.А.Марычева

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!