Возможные пути решения экологических. Применение комплексного подхода при сохранении окружающей среды

Актуальность проблемы

Мы живем во время технического прогресса, который во многом облегчает жизнь благодаря новым и полезным изобретениям. Но у этих достижений человечества есть и обратная сторона медали - последствия этого прогресса напрямую сказываются на экологической обстановке окружающей среды во всем мире. В современном мире экологические проблемы по своей общественной значимости вышли на одно из первых мест, т. к. в числе причин, влияющих на продолжительность жизни и состояние здоровья населения, экологическая составляющая становится все более заметной и значимой.

Многие заводы, фабрики и другие производственные сооружения постоянно выбрасывают вредные вещества в атмосферу, загрязняют водоемы своими отбросами, а также землю, когда утилизируют свои отходы в землю. И это отражается не только локально в месте выброса отходов, но и на всей нашей планете. Чем дальше движется прогресс, тем больше появляется экологических проблем, и создаются сложности с охраной окружающей среды.

Одна из основных проблем – это загрязнение атмосферы и, соответственно, воздуха. Именно атмосферный воздух первым почувствовал последствия технического прогресса. Вы только представьте себе, что десятки тысяч тонн вредных и ядовитых веществ ежечасно каждый день выбрасываются в атмосферу. Многие промышленности и производства наносят непоправимый и просто ошеломляющий по силе удар по окружающей среде, такие как: нефтяная, металлургическая, пищевая и другие виды промышленностей. Вследствие этого выбрасывается большое количество углекислого газа в атмосферу, из-за чего планета постоянно нагревается. Несмотря на то, что перепады температур незначительны, в более глобальных масштабах это может серьезно сказаться на гидрологических режимах, а вернее на их изменениях. Помимо всего этого, загрязнение атмосферы отражается на погодных условиях, которые уже изменились с приходом технического прогресса. Очень широко распространены сейчас кислотные дожди, которые появляются по причине попадания в воздух оксидов серы. Эти дожди отрицательно воздействуют на многие вещи и наносят ущерб деревьям, растениям, литосфере и верхнему слою земли.



Загрязнение воды. Данная проблема получила особенно широкое распространение в странах Африки и некоторых азиатских странах. Там существует огромный недостаток питьевой воды, так как все имеющиеся водоемы ужасно загрязнены. Эту воду нельзя даже использовать для стирки белья, не говоря уже о ее употреблении в качестве питьевой воды. Это происходит опять-таки по причине выброса отходов в сточные воды многих промышленных предприятий.

Загрязнение земли. Для выбросов отходов многие предприятия используют метод их утилизации в земле. Несомненно, это негативно сказывается на почве, причем не только в зоне захоронения, но и в близлежащих районах. Впоследствии в этой почве выращивают овощи и фрукты не самого высокого качества, которые могут стать причиной многих болезней с летальным исходом.

Пути решения экологических проблем.

2.1 Пути решения экологических проблем в Англии.

В Англии большинство жителей экологически ответственны и любят помогать природе. Каждой семье выдают по два ярких контейнера – синий и красный. Британцы в красный контейнер складывают макулатуру, а в синий – всю пластмассу, стекло и упаковки от различных напитков. Обычный мусор – пищевые отходы и всё, что не перерабатывается, складываются в чёрные пакеты, которые вмещают в себя от 15-40 кг мусора. Средняя семья в Англии заполняет 2-3 таких мешка в неделю, затем на специальных площадках за пределами города вырывают огромные котлованы, в которые городской мусор сваливается в течение нескольких лет. Поскольку все мусорные отходы – органические вещества и при гниении вырабатывают газ (хотя очень тяжёлый, непригодный к немедленному применению), который англичане научились перерабатывать в более лёгкий (газ который можно использовать). Когда котлован заполнен, его бетонируют и сверлят отверстия, затем по всей поверхности слоя проводятся газовые трубы, куда и выходит газ, образовавшийся при гниении отходов. Газ собирается и отправляется на перерабатывающие станции, который впоследствии становится источником электроэнергии. Средняя станция, построенная по такому принципу, обеспечивает энергией около 10 тыс. домов. После того как котлован себя исчерпал, его засыпают и воссоздают на его месте былой ландшафт. Почти вся территория Англии перекопана и заново бережно восстановлена.

2.2 Пути решения экологических проблем в Дании.

Дания и экология - понятия неразделимые. По сути дела, экология превратилась в этом государстве в национальную идею, философию построения экологически дружелюбной страны. Дания показывает пример всему миру, как можно комфортно жить, не загаживая все вокруг. Более того, датчане научились зарабатывать, продавая свои новейшие экотехнологии и оборудование в другие страны. Не случайно климатический саммит и международный экологический форум проводились именно в Копенгагене - самой «зелёной» мировой столице.

Энергетика Дании и экология

Прежде всего, нужно отметить использование энергии ветра. "Ветряки" тут встречаются повсеместно. Если в 1997 году на ветряных электростанциях вырабатывалось 8% электроэнергии, то в 2010 - уже более 20%. А в докладе, выпущенном в 2010 году комитетом по климату Дании, говорится, что к 2050 году страна полностью сможет перевести свою электроэнергетику на ветряные электростанции. В авангарде - маленький остров Эро на юге Дании. Тут ветряки дают уже более 65% всей электроэнергии. Кроме того, здесь расположена и крупнейшая в мире солнечная теплостанция, обеспечивающая островитян горячей водой. Датчане умеют учиться на чужих ошибках. После Чернобыля тут возникло мощное движение против строительства атомных электростанций. Под девизом «Атомная энергия? Нет, спасибо» стали массово возникать кооперативы, закупающие ветротурбины. Департамент природных ресурсов Дании следит за количеством и местами установки ветрогенераторов, чтобы они не портили ландшафт. Такие опасения высказывались, но нам не показалось, что это так. Ветрогенераторы красивы и естественны, как всякое совершенное техническое устройство, они не портят ландшафт так же, как его не портили когда-то ветряные мельницы. Но, конечно, самое главное, что, давая электроэнергию, они не загрязняют окружающую среду.

Утилизация отходов в Дании

Заводы нового поколения по утилизации мусора строят на окраинах датских городов. Отходы здесь рассматриваются, как ресурс: эти заводы не только сжигают мусор, но и вырабатывают тепловую и электрическую энергию. Высокая температура сжигания и большое количество фильтров, улавливающих вредные вещества, позволяют свести к минимуму наносимый среде ущерб. Разумеется, здесь сжигают только тот мусор, который не подлежит никакому вторичному использованию. За счет сжигания мусора обеспечивается 18-20 % тепла, поступающего в дома, и около 3-5 % - электроэнергии. При этом тепло и электроэнергия, полученные за счет сжигания мусора являются «попутными» продуктами и обходятся очень дешево.

Экологическое строительство

Во время своего визита в Данию в 2010 году президент Медведев посетил первое в Дании общественное здание с нейтральным уровнем выбросов углекислого газа. Здание эксплуатируется Копенгагенским университетом и носит характерное название "Зеленый маяк". Главный источник энергии в этом доме - Солнце. Энергия светила используется и для освещения и для отопления здания. При сохранении высокого уровня комфорта энергопотребление этого здания снижено на 75% от стандартных нормативов. Это оказалось возможным благодаря специальной архитектуре, максимально использующей возможности естественного освещения и вентиляции. Были также использованы новейшие технологии геотермального отопления, солнечные коллекторы, рекуперация тепла, системы солнечных батарей, светодиодное освещение и т. д. Опыт эксплуатации здания нового поколения показал, что дома с нейтральным уровнем выброса СО2 - реальность даже в такой относительно северной стране, как Дания. Дом стоит не дешево: его строительство обошлось более чем в 6 млн. долларов. Но датчане считают, что поставленная цель стоит затрачиваемых усилий. Ведь на эксплуатацию зданий в Европе уходит около 40% всей вырабатываемой энергии, поэтому перспективы домов типа "Зеленого маяка" огромны. Самая большая в Европе экологическая деревня также расположена в Дании, недалеко от Копенгагена. Каждый дом в этой деревне потребляет энергии в три раза меньше норм датского строительного кодекса. В домах предусмотрено использование дождевой воды, некоторые жители продают излишки выработанного солнечными батареями электричества энергетической компании. А в Копенгагене, столице Датского королевства, недавно принят план, по которому все городские крыши со скатом менее 30% должны будут озеленяться. Кроме того, что растения на крышах будут выполнять обычную функцию очистки воздуха, такие крыши будут поглощать до 80% осадков и снижать нагрузки на системы отвода воды. Они лучше защищены от ультрафиолета и перепада температур. Наконец, посадки на крышах помогают увеличить срок службы покрытия, гораздо реже придется обновлять кровельный материал.

Экологичный транспорт

Спросите у любого туриста, который был в Копенгагене, что ему запомнилось больше всего. Большинство ответит - огромное количество велосипедов. Автомобильных пробок тут, практически, нет. Воздух чистый, только автомобилистам нужно быть очень внимательными, чтобы случайно не задеть велосипедиста, который здесь "всегда прав". По статистике в Копенгагене до работы на велосипеде добирается 20% жителей. На втором месте в мире с большим отрывом - Женева, в которой только 4% горожан используют для этого велосипеды.

2.3 Пути решения экологических проблем в России.

Как же решаются экологические проблемы в Российской Федерации? Коротко можно ответить так: «применительно к бедности». В условиях экономического кризиса природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу, но на фоне эффектных деклараций. Перспектива реальной разработки и практической реализации эффективной государственной экологической политики кажется достаточно зыбкой, если предположить, что последние административно-управленческие реформы (например, понижение статуса Минприроды РФ, упразднение Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ) отражают подлинное отношение высших эшелонов власти к экологическим проблемам.

Правительство России в определенном смысле оказалось заложником собственного курса на повсеместное внедрение рыночных механизмов в сферу экологии в связи с нехваткой ресурсов и недостаточной отработанностью правовых основ охраны природы. Между тем построение механизмов природоохранной деятельности на базе устаревшей концепции экономического редукционизма, не учитывающей самоценности человеческой жизни и пытающейся свести к стоимостному подходу все факторы, включая и установление «цены жизни человека», уже давно вызывает обоснованную критику отечественных и зарубежных специалистов.

Следует отметить, что конкретные меры, направленные на разрешение экологических проблем, требуют более детальной и всесторонней проработки.

Так, например, установление органами власти технически недостижимых на сегодняшний день загрязнений может привести к тому что предприятию будет выгоднее платить штрафы за выбросы вредных веществ, чем строить и эксплуатировать очистные сооружения, поскольку штрафы неизбежны, а отказ от очистки отходов приносит экономию средств.

Поэтому в осуществлении экологической политики необходимо учитывать такие факторы, как экономическую неэффективность большинства «чистых» производств в условиях рыночной экономики (затраты на очистные сооружения экспоненциально возрастают в зависимости от степени очистки и приближаются к общим капиталовложениям в предприятие): конечную эффективность существующих технологий очистки, отсутствие заметного прогресса в создании «чистых» источников энергии и т. д.

Мнение специалистов-экологов о важности отдельных направлений

Реализации экологической политики можно представить по результатам

опроса экспертов, проведенного в феврале 2008 г. К числу приоритетных мер, способствующих улучшению экологической ситуации в регионах, респонденты отнесли: ужесточение контроля 39 соблюдением природоохранного законодательства (так считают 74% опрошенных); законодательное закрепление максимально возможной компенсации ущерба, наносимого природе предприятиями, организациями и ведомствами (70%); широкое освещение экологической обстановки средствами массовой информации (45%); персональные изменения в руководстве природоохранных органов России (40%); осуществление независимых экологических экспертиз (40%); увеличение централизованных отчислений на проведение природоохранных мероприятий в местные бюджеты (29%); закрытие всех вредных для здоровья людей предприятий (20%).

Эффективная государственная экологическая политика на сегодняшний день не может обойтись без затратных, финансируемых из бюджета направлений. К их числу относятся обеспечение национального выживания в условиях мирового экологического кризиса, т. е. выделение ресурсов на случай развития событий по «пессимистическим сценариям», выполнение мероприятий по достижению устойчивости или приемлемого уровня изменений ключевых экологических систем.

Сложность и важность задачи формирования государственной экологической политики России предполагают участие в ее разработке общественных организаций, в том числе экологических партий и движений. В период острой социально-экологической напряженности установление конструктивного взаимодействия органов власти с этими партиями и движениями может превратиться в одно из необходимых условий сохранения управляемости социально-экологических процессов.

Разработку государственной экологической политики, ее важнейших

направлений (программ, проектов) следует, вероятно, осуществлять таким образом, чтобы: обеспечить формирование экологического мировоззрения населения, включающего духовное и нравственное воспитание, образование, освоение мировых природоохранных стандартов взаимодействия в системе «природа - человек - общество»; добиться конструктивного сотрудничества общества, государства, граждан в деле охраны здоровья человека и окружающей природной среды; обеспечить внедрение экологически приемлемых технологий, рациональное использование природных ресурсов страны; разработать систему экологического правопорядка; превратить эколого-экономические факторы в неотъемлемый компонент управления экономическим и социальным развитием страны: реализовать неотъемлемое право каждого гражданина на благоприятную и безопасную окружающую среду. Научных знаний, технологий, людских и природных ресурсов вполне достаточны, чтобы Россия вышла из экологического кризиса.

3. Оценка решения проблемы.

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два - три поколения неизбежна.

Нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие размеры, что произошло нарушение баланса между природными системами, необходимыми для жизни и демографических потребностей человечества. Современному человеку выпало самое тяжелое испытание за всё время его существования: ему необходимо преодолеть экологический кризис, вызванный ограниченными запасами природных ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых), преодолеть энергетический кризис и одновременно многостороннее загрязнение природной среды, взрыв популяции, голод и множество других проблем. Но как бы ни парадоксально звучало, создателем сегодняшней экологической ситуации в мире является сам человек, его всепреобразующая деятельность.

Определяя круг наиболее актуальных экологических проблем, нельзя остановиться отдельно на нескольких. Как важнейшие, можно выделить, пожалуй, лишь направления, упуская из внимания которые, человечество ставит под угрозу сам факт своего существования. К таким группам можно отнести проблемы, связанные, например, с наиболее жизненно важными природными ресурсами.

Последствия нарушений природных явлений переходят границы отдельных государств и поэтому требуются международные усилия в охране не только отдельных экосистем, но и всей биосферы в целом. Все государства испытывают беспокойство за судьбу биосферы и дальнейшее существование человечества. В 1971 г. ЮНЕСКО, в состав которой входит большинство стран, приняла Международную программу « Человек и биосфера», изучающую изменения биосферы и её ресурсов под воздействием человека. Эти важные для судеб человечества проблемы могут быть решены только путем тесного международного сотрудничества.

Население Земли увеличивается, а значит, увеличивается сила вмешательства человека в природу. Ясно, что такими темпами, как сейчас, природные невозобновимые ресурсы, которые человек так активно использует, скоро исчерпаются. Даже возобновимые ресурсы сейчас в дефиците, так как темпы их потребления опережают темпы их обновления. В процессе своей деятельности человек выбрасывает в окружающую среду отходы, многие из которых не могут быть переработаны и потому загрязняют её. Загрязняя среду, человек в первую очередь лишает места обитания себя самого, а так же лишает его и других видов.

Угрожающий характер глобальных экологических проблем во многом связан с колоссально возросшими средствами воздействия человечества на окружающий мир и огромным размахом (масштабом) его хозяйственной деятельности, который стал сопоставим с геологическими и другими планетарными естественными процессами.

Заключение: для решения современных экологических проблем необходимо изменение индустриальной цивилизации и создание новой основы общества, где ведущим мотивом производства будет удовлетворение существенных человеческих потребностей, равномерное и гуманное распределение природных и созданных трудом богатств. Защита природы непосредственно касается всех. Все люди дышат одним и тем же воздухом Земли, все пьют воду и едят пищу, молекулы которой непрерывно участвуют в бесконечном круговороте вещества в биосфере планеты. Возможно, ещё есть шанс исправить экологическую ситуацию в мире, и мы должны воспользоваться этим шансом, восстановить в биосфере то, что мы нарушили, и научиться жить в согласии с природой.

Список литературы.

1. Алимов А.Ф. Варианты решения экологических проблем // Спасение. – 2003. – № 6.

2. Охрана окружающей среды/ Справочник. Составитель Л. П. Шариков.

3. Эколого-экономический фактор стабилизации общественного развития. - М., 2005.

4. Семенова Л. Организация экологической политики. - Казань, 2005.

5. http://uchebnikionline.com/rps/regionalna_ekonomika_-_maniv_zo/otsinka_suchasnoyi_ekologichnoyi_situatsiyi_sviti.htm

6. Оганисьян Ю.С. Россия перед вызовами глобализации: проблемы идентификации// Россия в глобальных процессах: поиски перспективы М.: Институт социологии РАН, 2008.

7. Оценка экосистем на пороге тысячелетия // Экосистемы и благосостояния человека / Ин-т мировых ресурсов. - Вашингтон(округ Колумбия), 2005.-36с.

Введение

природоохранный экологическая проблема природопользование

Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается значительными выбросами в окружающую среду. Таким образом, оценка результатов природоохранной деятельности является актуальной темой исследования.

Цель работы - оценить положительный результат природоохранной деятельности в Российской Федерации.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

· Рассмотреть проблемы природоохранной деятельности;

· Изучить основы государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования;

· Провести анализ деятельности органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в России и Пермском крае.

В настоящее время многие ученые считают, что собственно экологических проблем не существует, а существуют эколого-экономические проблемы. Парадокс сегодняшнего времени заключается в том, что охранять природу экономически невыгодно. Выгоднее загрязнять ее. Только совершенствование экономических отношений, которое может привести к совершенствованию технологий, позволит в будущем вкладывать достаточные средства в охрану окружающей среды.

Проблемы природоохранной деятельности и пути их решения

Окружающая среда обладает ассимилирующей способностью, т.е. способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Например, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные органические вещества, попавшие в воду в результате загрязнения, полностью уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий. Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение количества сырья и пресной воды, возникновение парникового эффекта, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида. Павлов А.Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности: учеб. пос. [Текст] // Павлов А.Н. - М.: Высшая школа, 2005 - С.19

Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни и достались “в наследство” с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о значительной инерционности экологических процессов. Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России.

Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер осознаны сегодня практически во всех странах мира. Практически во всех развитых странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области охраны окружающей среды: приняты законы и акты, регламентирующие нормы, процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей. Гальперин М.В. Общая экология: учеб. пос. [Текст] // Гальперин М.В. - М.: Инфра-М, 2008 - С. 23

Необходимость государственного регулирования в области охраны окружающей среды обусловлена и тем, что невозможно решить данную проблему только за счет чисто рыночных механизмов. При использовании природных ресурсов возникают экстерналии (внешние эффекты) -- издержки, связанные с устранением ущерба, наносимого окружающей среде, и затратами на его предотвращение. Подобные затраты трудно оценить количественно (дать им денежное выражение). Они не принимаются во внимание субъектами производства и (или) не зависят от них. Как правило, они представляют собой издержки для общества, а иногда и для будущих поколений. Например, народно-хозяйственные издержки на переработку или утилизацию отходов при производстве и потреблении некоторых товаров не всегда полностью учитываются в расчетах расходов и доходов предприятий. В результате товары предлагаются по более низкой цене, нежели та, которая была бы при учете всех расходов, вызванных охраной окружающей среды.

Ценообразование, искаженное внешним эффектом, ведет к ошибкам в управлении производством и потреблением. Соответственно возникает необходимость устранить расхождения между расходами и доходами отдельных хозяйствующих субъектов и расходами (убытками) общества в целом.

Цель государственного регулирования в области охраны окружающей среды в России -- переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений россиян.

Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного управления охраны окружающей среды и природопользования. Платонова Н. А., Шумаева В. А., Бушуева И.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пос. [Текст] // Платонова Н. А., Шумаева В. А., Бушуева И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008 - С.108

Можно выделить следующие пути решения экологических проблем:

* экологизация технологии и производства, т. е. создание таких технологий и оборудования, которые наносили бы минимальный вред природе либо не наносили его вообще;

* административно-правовое воздействие: совершенствование законов и деятельности государственных органов в области охраны природы;

* экологическое просвещение, например, издание специальной литературы, подготовка теле- и радиопрограмм, посвященных проблемам охраны окружающей природной среды, преподавание курса экологических дисциплин в школах и ВУЗах;

* международно-правовая охрана окружающей среды: подготовка, заключение и контроль за выполнением международных соглашений, направленных на решение задач охраны природы.

Анализируя экологическую обстановку можно сказать, что ныне всё человечество стоит перед опасностью планетарного экологического кризиса в качестве нежелательного результата глобализации. Важным аспектом этого кризиса является неконтролируемое изменение живой природы (биоразнообразия) - основного гаранта экологической стабильности на Земле. Поэтому надо срочно находить баланс между дальнейшим социально-экономическим развитием человечества и охраной природы как незаменимой среды его обитания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Размещено на http://www.сайт/

Введение

4. Пути решения экологических проблем.

Заключение

Список литературы

природа экологический проблема

Введение

На рубеже веков и тысячелетий наша страна переживает тяжелый трансформационный кризис. Превращение командно-административной и полутоталитарной системы в рыночную и демократическую проходит тяжело и медленно. Перед страной стоит огромный список проблем. Одна из них - экологическая проблема.

Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создает легкомысленное отношение к окружающей среде. Между тем решение (если оно еще возможно) таких грозных глобальных проблем, как экологические, требует неотложных энергичных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.

Всемирная история свидетельствует о том, что человечество не всегда разумно использовало находящиеся в его распоряжении виды энергии. Оно вело опустошительные войны, неправильно и порой преступно относилась к природе. Не зная многих закономерностей природы, нарушая их, человек часто не представляет губительных последствий своей победы над природой.

Важно подчеркнуть, что в советские десятилетия экологические проблемы попросту игнорировались. В результате десятки и сотни городов и населенных пунктов страны отравлены грязными производствами. Экономический кризис 1990-х гг. в некотором смысле поправил экологическую ситуацию в стране - многие предприятия оказались закрыты, а то и ликвидированы. Но по мере преодоления кризиса в экономике проблема обостряется, тем более что стартовый уровень очень неблагоприятен. Старые советские проблемы в области экологии остаются нерешенными и усугубляются новыми.

В связи с этим и актуально, и необходимо изучение экологической ситуации в России.

1. Природа - источник жизни, материального и духовного благополучия

Человек - часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.

По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.

Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие, включая экологический оптимум для человека. В ее рамках человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы являются непосредственными источниками удовлетворения естественных физиологических потребностей человека - дыхания, утоления жажды, питания. О значении данной функции для человека свидетельствуют следующие данные: человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды - несколько дней, без пищи - около двух месяцев. Состояние природных ресурсов, прежде всего лесов вод, земель, определяет состояние климата и погодных условий, от которых также зависит человек и развиваемая им экономика.

Другая наиболее существенная функция природы - экономическая. Ее сущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, обладают экономическими свойствами, экономическим потенциалом. Если экологическая функция является «вечной» по отношению к человеку, то экономическая появилась, когда человек начал создавать первые орудия труда, строить себе жилье, шить одежду. Природные богатства служат источником удовлетворения разнообразных, все возрастающих по мере развития человека его материальных потребностей.

Эстетическая, рекреационная, научная, культурная функции природы появились гораздо позже экономической, на достаточно высокой стадии развития человеческого общества. В процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные и информационные потребности.

Природа Земли, формировавшаяся в течение миллиардов лет, - богатейший источник разнообразных знаний: о процессах и законах эволюции нашей планеты и ее экологических систем, о механизме функционирования природы, о том, почему появился человек, как он развивался и что его ожидает, если не будет резко ограничена его разрушительная по отношению к остальной природе деятельность. Чтобы строить корректные отношения с природой, человек заинтересован во всей этой информации, но получена она может быть только посредством организации и проведения научных исследований, а затем использована для создания механизмов, в том числе правовых, регулирования своего отношения к природе.

Вопрос о функциях природы по отношению к человеку лежит также в основе понятия «благоприятная окружающая среда», право на которую в соответствии со ст. 42 Конституции России имеет каждый. Очевидно, что благоприятной является такая окружающая среда, которая способна удовлетворять экологические (физиологические), экономические, эстетические и иные потребности человека.

Взгляд на историю взаимоотношений человека и природы позволяет судить об истинном его отношении к своей прародительнице. История развития человеческого общества - это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиления ее эксплуатации. По результатам человеческой деятельности относительно природы можно судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.

Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Потенциально и фактически масштабы таких воздействий зависят от видов удовлетворяемых потребностей. Конечно, наиболее значительными они оказываются вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д.

Соответственно сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.

2. Общая характеристика экологических проблем в России

В одном из наиболее основательных аналитических трудов о современном состоянии окружающей среды в России утверждается, что «человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации». Интересно, что подзаголовок книги - «Россия в экологическом кризисе».

Современный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Он является следствием несоответствия развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе экологическим возможностям окружающей среды. Кризис в природе характеризуется такими основными чертами, как нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности и неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Экологический кризис есть закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления.

Составляющие кризиса разнообразны. Окружающая среда и ее экологические системы истощены. Так, недальновидная политика ведет к деградации сельскохозяйственной ресурсной базы России, что проявляется в эрозии почв, их закислении, сведении лесов и опустынивании в Азии, практически повсеместном загрязнении воды и ее потерях. При этом наблюдалась устойчивая тенденция сокращения площадей продуктивных сельскохозяйственных угодий нашей страны. Ежегодном площадь оврагов увеличивается на 8-9 тыс. га. В составе селхозугодий эрозионноопасные и подверженные водной и ветровой эрозии сельскохозяйственные угодья занимают более 117 млн. га. 42,8% пашни характеризуются низким содержанием гумуса, в том числе критический уровень имеют 15,1% обследованных почв.

Экологическая практика в России и за рубежом показала, что её неудачи связаны с неполным учетом негативных воздействий, неумением выбрать и оценить главные факторы и последствия, низкой эффективностью использования результатов натурных и теоретических экологических исследований при принятии решений, недостаточной разработанностью методов количественной оценки последствий загрязнения приземной атмосферы и других жизнеобеспечивающих природных сред.

Во всех развитых странах приняты законы об охране атмосферного воздуха. Они периодически пересматриваются с учетом новых требований к качеству воздуха и поступления новых данных о токсичности и поведении загрязняющих веществ в воздушном бассейне. В США сейчас обсуждается уже четвертый вариант закона о чистом воздухе. Борьба идет между сторонниками охраны окружающей среды и компаниями, экономически не заинтересованными в повышении качества воздуха. Правительством Российской Федерации разработан проект закона об охране атмосферного воздуха, который в настоящее время обсуждается. Улучшение качества воздуха на территории России имеет важное социально-экономическое значение.

Это обусловлено многими причинами и прежде всего неблагополучным состоянием воздушного бассейна мегаполисов, крупных городов и промышленных центров, в которых проживает основная часть квалифицированного и трудоспособного населения.

Выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, расположенных на территории РФ, составляют около 60% от общего объема выбросов бывшего СССР или 25 млн.т. вредных веществ, в том числе, в млн. т: Выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта в городах России составляют около 21 млн.т.

Радиационная обстановка в России в настоящее время определяется глобальным радиоактивным фоном, наличием загрязненных территорий вследствие Чернобыльской (1986 г.) и Кыштымской (1957 г.) аварий, эксплуатацией урановых месторождений, ядерного топливного цикла, судовых ядерно-энергетических установок, региональных хранилищ радиоактивных отходов, а также аномальными зонами ионизирующих излучений, связанных с земными (природными) источниками радионуклидов.

На территории Российской Федерации проблема загрязнения поверхностных и подземных вод соединениями азота становится все более актуальной. Эколого-геохимическое картирование центральных областей Европейской России показало, что поверхностные и грунтовые воды этой территории во многих случаях характеризуются высокими концентрациями нитратов и нитритов. Режимные же наблюдения свидетельствуют об увеличении этих концентраций во времени.

Сходная ситуация складывается с загрязнением подземных вод органическими веществами. Это связано с тем, что подземная гидросфера не способна к окислению большой массы поступающей в нее органики. Следствием этого является то, что загрязнение гидрогеохимических систем постепенно становится необратимым.

На сельскохозяйственных территориях с высокой агронагрузкой выявлено заметное увеличение в поверхностных водах соединений фосфора, что является благоприятным фактором для эвтрофикации бессточных водоемов. Отмечается также возрастание в поверхностных и грунтовых водах устойчивых пестицидов.

В России многие водоемы оцениваются как экологически неблагополучные. Их хроническое загрязнение привело к серьезному ухудшению условий воспроизводства ценных видов рыб, сокращению их запасов и уловов.

Площадь земель лесного фонда России составляет около 1180 млн. га. Общий запас древесины в лесах - 80 млрд. куб. м. Примерно 90% общей площади вырубок составляют наиболее экологически опасные сплошнолесосечные рубки. Большой ущерб лесному хозяйству причиняют лесные пожары. Площадь сгоревших лесов ежегодно превышает 1 млн. га.

Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения ее биохимических циклов и способности самовосстановления. Человечество расходует сейчас 40% всей продукции, произведенной фотосинтезом на суше. Иными словами, весь XX в. человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу, а следовательно, и себя как неотъемлемую часть биосферы, на грань полной деградации.

Природа деградирует, а вместе с ней деградирует и население нашей страны. «Здоровье населения, безусловно, ухудшается в результате загрязнения, хотя человек, по-видимому, хорошо адаптирован к продуктам сгорания древесины и ископаемого топлива, так как всегда вдыхал их в пещерах, землянках, курных избах, освоив культуру использования огня на самых ранних стадиях существования. Гораздо существеннее влияет на здоровье человека то, что он разрушил свою экологическую нишу на значительной территории суши, а так как нет никаких доказательств того, что биологические законы не распространяются на человека, то очевидно, что идет распад генома человека в результате прекращения действия механизмов, удерживающих распадность вида на определенном уровне в естественной экологической нише.

С оценками отечественных ученых, к сожалению, совпадают и суждения в мире. «Выживаемость русских достигла критической отметки» - так считают авторитетные зарубежные эксперты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения. Они периодически проводят исследования динамики уровня жизни и так называемой жизнеспособности народов в зависимости от социально-экономической политики правительства и экологической ситуации в той или иной стране. Коэффициент жизнеспособности измеряется по пятибалльной шкале - он характеризует возможность сохранения генофонда, физиологического и интеллектуального развития нации в условиях продолжения социально-экономической политики правительства, осуществляемой на момент обследования конкретной страны. При этом учитывается и реальная экологическая обстановка, как бы «сопровождающая» такую политику.

Коэффициент жизнеспособности России в 1998-1999 гг. был оценен в 1,4 балла.

Балл от 1 до 1,4 рассматривается экспертами, по существу, как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию - «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологической и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти поколения не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет способностей к самостоятельному мышлению.

Ниже России - Республика Буркина Фасо, до 80% населения которой является носителем СПИДа. Эта страна, а также Чад, Эфиопия, Южный Судан имеют балл 1,1-1,3. Согласно критериям и разъяснениям ЮНЕСКО-ВОЗ, балл ниже 1,4 указывает на то, что «физиологическая и интеллектуальная агония населения может продолжаться вечно... Нация с таким коэффициентом жизнеспособности уже не имеет внутренних источников поступательного развития и иммунитета. Ее удел - медленная деградация...».

109 млн. россиян из 148 млн. проживают в неблагоприятных экологических условиях. 40-50 млн. человек испытывают влияние 10-кратного превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных различных веществ в окружающей среде, 55-60 млн. - 5-кратного превышения ПДК.

Ученые предсказывают гибель человечества в обозримом будущем. Это произойдет, если мы не сумеем в ближайшее время - последние годы XX в. и в предстоящем XXI в. - сменить доминирующие тенденции мирового развития и наше отношение к природе. Очевидно, что глобальная катастрофа обрушится прежде всего на развитые страны «Севера». К сожалению, Россия пока оказывается едва ли не первой в этой печальной «очереди».

3. Причины кризисного состояния окружающей среды в России

Знание причин экологического кризиса важно как с точки зрения научных, так и практических соображений. С помощью научных знаний можно дать оценку процессов и выработать необходимые рекомендации; практические знания помогают изменить в позитивном плане отношение к природе государства, общества, отдельных социальных групп и граждан.

Специалисты утверждают, что сейчас идет первая волна экологического кризиса. Она охватила в основном промышленно развитые и бывшие социалистические страны, в том числе и Россию. В нашей стране он проявился наиболее остро, т.к. экономически развитые государства смогли на этом этапе найти средства если не для решения кризисных проблем, то для их смягчения.

Если оценивать наиболее общие причины российского как впрочем и глобального экологического кризиса, то в качестве главной называется природопотребительская и природопокорительская идеология человечества.

Некоторые авторы видят причины экологического кризиса «в чрезмерно выросшем населении. Однако едва ли можно рассматривать количественный рост населения в качестве причины экологического кризиса. К примеру, в огромной по территории России проживает лишь 142 млн. человек. Между тем состояние окружающей среды оценивается здесь как катастрофическое.

Причины кризиса, на наш взгляд, в другом. Они имеют субъективные корни, проявляющиеся в отношении человека, общества и государства к природе. Исходя из анализа проводимой государством политики, состояния экологического права, в качестве основных причин существующей экологической ситуации в России можно указать следующие.

а) Важнейшая причина - действовавшая на протяжении советских десятилетий система мобилизационной экономики, для которой проблемы экологии попросту не существовали.

На протяжении почти всего XX века нашей стране пришлось яростно бороться за свое выживание, ее развитие проходило в рамках «железного занавеса». Естественно, что в этих условиях проблемы экологии не рассматривались вообще. Добавим к этому тоталитарный политический режим, бесправие граждан, всесилие номенклатурной бюрократии. Результатом стали десятки и сотни городов с отравленной экологией, разрушенное сельское хозяйство, десятки, сотни и тысячи зон экологического бедствия, начиная от зоны Чернобыльской катастрофы, до бесконечных свалок, окружающих российские города.

б) Отсутствие политической воли государства к последовательному, эффективному осуществлению деятельности по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования. Дефицит воли в отношении необходимого решения экологических проблем характерен не только для социалистического этапа развития государства и общества в России, но и в постсоциалистический период.

В области права эта причина проявилась, в частности, в отсутствии законов и адекватного правового регулирования в ряде экологически значимых сфер (обращение с отходами производства и потребления, с опасными веществами и др.). В то же время хотя в стране принимались законы и иные нормативные акты в сфере природной среды, но со стороны государства при этом не было сделано усилий к тому, чтобы обеспечить их выполнение.

Одним из наиболее ярких примеров может служить факт принятия на общегосударственном уровне более десяти правительственных постановлений и программ, направленных на охрану уникального природного комплекса озера Байкал, ни одно из которых полностью не было выполнено.

Наиболее серьезным проявлением отсутствия или дефицита политической воли явилось и то, что в стране, в которой оказывается мощное антропогенное воздействие на природу, не была выработана целенаправленная научно обоснованная государственная экологическая политика. Процессы взаимодействия между обществом и природой развивались и до сих пор развиваются в значительной мере стихийно, без учета законов развития природы и экологических потребностей человека и общества.

Наконец, о реальном отношении российского государства к решению экологических проблем в стране свидетельствует то, что экологическая обстановка, по оценкам специалистов, является практически неуправляемой.

в) Слабо развитое законодательство и право в области окружающей среды. В системе российского законодательства и права в области окружающей среды до сих пор отсутствуют многие законодательные акты и правовые нормы, принятые в зарубежных экономически развитых государствах 20-25 лет назад. Принимаемые законы страдают серьезными дефектами: обилием декларативных положений; слабым регулированием процедур (экологического нормирования, лицензирования, оценки воздействия на окружающую среду, организации и проведения экологической экспертизы и др.); отсутствием эффективных механизмов реализации нормативных требований.

г) Дефекты организации государственного управления охраной окружающей среды и обеспечением рационального природопользования. Речь идет, прежде всего, о системе специально уполномоченных государственных органов, призванных организовать и обеспечить исполнение требований законодательства в данной сфере. Система органов государственного природоохранного управления в СССР была организована применительно к регулированию использования и охраны отдельных природных ресурсов (земли, недр, вод, лесов и др.) с нарушением принципа разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.

д) В общественном развитии России, как и раньше, предпочтение отдается развитию экономики и удовлетворению экономических интересов без необходимой увязки с экологическими потребностями человека и экологическими возможностями природы. Хотя экономическое развитие является главным фактором отрицательного воздействия на состояние окружающей среды, при разработке государственных планов экономического развития общественные интересы в сохранении и восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, обеспечении неистощительного использования природных богатств или вовсе не принимались во внимание, или принимались в минимальной мере.

е) Ведомственные интересы, удовлетворяемые главным образом за счет игнорирования экологических интересов общества, - одна из серьезнейших причин критического состояния окружающей среды. Ведомственный эгоизм проявился в недалеком прошлом в попытках реализации таких экологически необоснованных проектов, как проект переброски части стока северных и сибирских рек, реализации программы мелиорации земель и др.

Как правило, «сильные» и богатые министерства, а сейчас и предпринимательские структуры имеют мощные лобби в законодательных органах и правительстве. Они «проталкивают» решения, противоречащие требованиям Конституции России и законодательству об окружающей среде. Явление, связанное с удовлетворением ведомственных интересов вопреки требованиям законодательства, весьма характерно.

ж) Дефицит финансирования программ и мероприятий по охране окружающей среды. Традиционно финансирование в данной сфере осуществляется по остаточному принципу. Ситуация усугубляется крайне низкой эффективностью капиталовложений в охрану природы. В частности, это проявляется в том, что при выделении на строительство очистных сооружений немалых средств (иногда до 40% стоимости самого предприятия) они либо эксплуатируются с низким коэффициентом полезного действия, либо не работают вовсе.

з) Дефицит специалистов-экологов: юристов, экономистов, социологов, инженеров и др.

и) Крайне низкий уровень правосознания, экологических знаний и экологической культуры. Низкий уровень общей и экологической культуры, невиданное нравственное падение общества, безнаказанность - общий фон, на котором происходит деградация природы.

Перечень причин критического состояния окружающей среды в России может быть продолжен, и их очередность может быть изменена. Характерно, что все они, на наш взгляд, - основные и взаимосвязанные.

4. Пути решения экологических проблем

Рассмотрим вопрос об основных путях решения экологических проблем с помощью и в рамках права окружающей среды.

а) Формирование нового экологического мировоззрения. Для преодоления экологического кризиса и последовательного решения проблем окружающей среды России необходимо совершенно новое и ценностное мировоззрение. Его научной и философской основой может стать учение о ноосфере, в разработку которого огромный вклад внес русский естествоиспытатель академик В.И. Вернадский. Оно пронизано идеей гуманизма, направлено на преобразование отношений с окружающей средой в интересах свободно мыслящего человечества в целом.

Учению о ноосфере созвучны идеи Альберта Швейцера о возрождении права на почве нового мировоззрения.

Основой формирования нового эколого-правового мировоззрения может стать переосмысление на базе современных естественнонаучных и общественных знаний теории естественного права и естественной справедливости. При этом нуждается в решении проблема восстановления давно утраченной здоровой связи человека с природой и соотношения правовых норм, по которым живет или должен жить человек, с природными императивами, вытекающими из законов развития природы. При воспитании, формировании экологического мировоззрения эти истины должны быть взяты за основу. Признавая свою жизнь высшей ценностью, человек должен учиться ценить все живое на Земле для того, чтобы решительно перестроить условия совместного бытия человечества и природы.

б) Выработка и последовательная, максимально эффективная реализация государственной экологической политики. Эта задача должна решаться в рамках постоянной экологической функции государства.

Важнейшими элементами экологической политики являются цели восстановления благоприятного состояния окружающей среды, стратегия и тактика их достижения. При этом цели должны быть реалистическими, т.е. основанными на реальных возможностях. С учетом указанных целей общество и государство определяют стратегию природоохранительной деятельности, т.е. совокупность действий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач, средства достижения намеченных целей.

в) Формирование современного экологического законодательства. Экологическое законодательство является одновременно продуктом и основной формой закрепления государственной экологической политики. На современном этапе важно обеспечить целенаправленное формирование экологического законодательства, а не его развитие и совершенствование, по двум причинам. Первая и основная связана с тем, что законодательство это создается и будет реализовываться в принципиально новых для России политических, экономических и правовых условиях, требующих нового законодательства. Практика подтверждает, что, по существу, сейчас идет активный процесс его создания. Вторая причина - чрезвычайно слабо развитое экологическое законодательство социалистической России.

г) Создание оптимальной системы органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды с учетом принципов:

* комплексного подхода к решению задач обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;

* организации управления исходя не только из административно-территориального, но и природно-географического районирования страны;

* разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных полномочий специально уполномоченных органов.

д) Обеспечение оптимального финансирования мероприятий по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды и высокой эффективности капиталовложений.

е) Привлечение к природоохранительной деятельности широких слоев населения. Как политическая организация общества государство, в рамках выполнения экологической функции заинтересовано в этом для достижения целей экологической политики. Одна из тенденций последнего времени связана с демократизацией экологического права. Это проявляется в создании организационных и правовых условий для участия заинтересованных общественных формирований и граждан в подготовке и принятии экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений.

ж) Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов. «Только переворот в умах людей принесет желанные перемены. Если мы хотим спасти себя и биосферу, от которой зависит наше существование, все... - и стар и млад - должны стать настоящими, активными и даже агрессивными борцами за охрану окружающей среды» - такими словами завершает свою книгу Уильям О. Дуглас, доктор права, бывший член Верховного суда США.

Переворот в умах людей, который так необходим для преодоления экологического кризиса, сам по себе не произойдет. Он возможен при целенаправленных усилиях в рамках государственной экологической политики и самостоятельной функции государственного управления в сфере окружающей среды. Эти усилия должны иметь целью экологическое воспитание всех поколений, особенно молодых, воспитание чувства бережного отношения к природе. Необходимо формирование экологического сознания, индивидуального и общественного, основанного на идее гармоничных взаимоотношений человека и природы, зависимости человека от природы и ответственности за ее сохранение для будущих поколений.

Одновременно важнейшей предпосылкой решения экологических проблем в стране является целенаправленная подготовка экологов - специалистов в области экономики, техники, технологии, права, социологии, биологии, гидрологии и др. Без высококвалифицированных специалистов, обладающих современными знаниями по всему спектру вопросов взаимодействия общества и природы, особенно в процессе принятия экологически значимых хозяйственных, управленческих и иных решений, достойного будущего у планеты Земля может не быть.

Однако даже обладая организационными, людскими, материальными и иными ресурсами для решения вопросов охраны окружающей среды, люди должны обрести необходимую волю и мудрость, чтобы адекватно использовать эти ресурсы.

Заключение

Экологическую ситуацию в современной России без преувеличения можно назвать критической. Она уже оказывает крайне неблагоприятное воздействие на экономическое развитие, здоровье населения. И, в конечном счете, экологическая проблема выдвигается в число главных проблем современной России.

Вместе с тем, ни в коем случае нельзя говорить о том, что выхода из ситуации нет. Представляется, что Россия входит в число тех немногих высокоразвитых стран мира, которые способны справиться с экологической проблемой не только на своей территории, но и в глобальном масштабе. Как мне кажется, наша страна обладает комплексом факторов, условий, резко отличающим ее в этом смысле от стран Запада. Это и чрезвычайное богатство и разнообразие природы, большая территория, относительно высокий уровень понимания обществом и государством степени важности экологической проблемы. Но, пожалуй, самое важное - особые свойства менталитета россиян, которые могут позволить легче, чем в других странах сформировать новое экологическое мировоззрение и в целом новый облик нового человека - Человека Постиндустриальной эпохи. В России далеко не так как на Западе силен культ Человека-Покорителя-Природы, значительно скромнее потребности людей (по крайней мере, в сравнении). Экономическая эффективность и прибыль не возведены в ранг божеств, и соответственно, представляется, что нашей стране будет в известном смысле легче пойти на экономические жертвы во имя природы.

Конечно, это предположения. Прежде всего, необходимы слаженные усилия общества и государства по решению конкретных экологических проблем в конкретных регионах России. Однако конечной целью должно быть принципиальное изменение отношения к природе. Без этого экологические катастрофы и бедствия неизбежно будут повторяться вновь и вновь.

Список литературы

1. Бобылёв С.Н. Экономика природопользования. М, 1999.

2. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2002.

3. Иванько П.И. Экологическая безопасность. М., 1995.

4. Лосев К.С., Горшков В.Г., Кондратьев К.Я. и др. Проблемы экологии России. M., 1993.

5. Мешанова О.Г., Евстафьев В.В. Эволюция. Основы экологии. М., 1996.

6. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994.

7. Рогожина Н. В поисках ответов на экологический вызов./ / Мировая экономика и международные отношения, 1999 № 9.

8. Чернова М.Н. Основы экологии; М., 2001.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Характеристика экологических проблем и оценка их особенностей в выявлении критериев взаимодействия человека и окружающей среды. Факторы экологических проблем и периоды влияния общества на природу. Анализ взаимосвязи экологических и экономических проблем.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2011

    Особенности влияния на человечество экологических проблем, их виды. Характеристика загрязнений воды и воздуха, последствия техногенных катастроф, особый вред радиоактивных веществ. Причины и результаты экологических проблем, главные пути их решения.

    реферат , добавлен 12.04.2012

    Характер взаимодействия человеческого общества с природой, проблемы сохранения природной среды и целесообразного использования богатств нашей планеты. Исследование глобальных экологических проблем, стоящих перед человечеством; загрязнение атмосферы.

    реферат , добавлен 11.12.2010

    Пути решения экологических проблем города: экологические проблемы и загрязнения воздушной среды, почвы, радиации, воды территории. Решение экологических проблем: приведение к санитарным нормам, уменьшение выбросов, переработка отходов.

    реферат , добавлен 30.10.2012

    Исследование основных экологических угроз современности. Нарушение природного равновесия. Характеристика концепций взаимодействия общества и природы. Изучение подходов к решению экологических проблем. Внедрение новых технологий по утилизации отходов.

    реферат , добавлен 11.04.2015

    Функции природы по отношению к человеку и обществу. Причины кризисного состояния окружающей среды и роль законодательства в регулировании экологических отношений. Государственный статистический учет в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2009

    Решения, обеспечивающие увеличение или уменьшение степени ущерба окружающей среде. Затраты по улучшению состояния окружающей среды Балтийского моря, его проблемы, виды зягрязнений. Международное сотрудничество в области решения экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012

    Источники экологического права, образующие экологическое законодательство Российской Федерации. Основные пути решения экологических проблем с помощью и в рамках права окружающей среды. Экологическое воспитание и подготовка специалистов-экологов.

    презентация , добавлен 12.04.2016

    Краткий обзор экологических проблем человечества. Живые утилизаторы один из вариантов решения экологических проблем. Функцией утилизаторов является очищение окружающей нас природы от загрязнений различного характера. Микроорганизмы и растения утилизаторы.

    научная работа , добавлен 09.02.2009

    Экологические программы Забайкалья и решение экологических проблем Читинской области. Конвенция о сохранении биологического разнообразия природы. Экологическое движение Забайкалья. Воспитание культуры населения для решения экологических проблем.

Билет № 4.

Основные виды загрязнения окружающей среды. Основные пути решения природоохранных проблем. Экологическая политика.

Под загрязнением окружающей среды понимают нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Это загрязнение приводит к вредному воздействию на литосферу , гидросферу, атмосферу, на биосферу, на здания, конструкции и материалы, а в конечном итоге и на самого человека. Главным источником такого загрязнения является возвращение в природу огромной массы отходов, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. Особенно опасно поступление в окружающую среду химических веществ, синтезированных человечеством и ранее не существовавших в природе.


Загрязнение почвенного покрова происходит в результате нерационального природопользования. Это загрязнение может возникать от безграмотного ведения сельского хозяйства, нарушения земель , в процессе строительства и горных выработок. В результате этого возникают мало продуктивные и непродуктивные земли. Важной причиной загрязнения почв могут быть промышленные и сельскохозяйственные отходы, бытовой мусор, неправильное внесение удобрений. Главными загрязнителями являются тяжелые металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества.

Загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря сточных вод. Их общий объем достигает 1 тыс. км3 в год. Для их нейтрализации методом разбавления требуется около 10 тыс. км3 чистой воды. Наиболее загрязнены такие реки как Рейн , Дунай, Сена, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Нил, Ганг.

Растет загрязнение Мирового океана, в который попадает около 100 млн. т отходов. Наиболее загрязнены такие моря, как Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, Японское , Яванское и Карибское. Очень большой вред наносит нефтяное загрязнение. В Мировой океан ежегодно попадает 3-4 млн. т нефти и нефтепродуктов, а по некоторым оценкам, значительно бльше (до 16 млн. т). Считается, что 1/3 поверхности Мирового океана покрыто маслянистой пленкой. Особенно велико нефтяное загрязнение Северного, Средиземного, Карибского морей, Персидского, Мексиканского заливов.

Загрязнение атмосферы происходит прежде всего результате сгорания минерального топлива. Главные загрязнители атмосферы - окислы углерода, серы и азота. Ежегодное поступление в атмосферу жрнистого газа оценивается в 100-150 млн. т. С его выбросами связано образование , так называемых, (ислотных дождей, которые наносят большой вред эастительному и животному миру, снижают урожайность, разрушают сооружения, памятники архитек-гуры, отрицательно сказываются на здоровье люей. Наибольшее распространение кислотные дож-ци получили в Европе и Северной Америке. Например, в Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, в 20 тыс. озер исчезли лосось , форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы и в некоторых регионах России из-за кислотных дождей происходит гибель лесных угодий.

В настоящее время загрязнение окружающей среды достигло такого размера, что необходимо принимать срочные меры. Существует три основных пути решения природоохранных проблем. Первый заключается в создании очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, уничтожении и переработке мусора, строительстве дымовых труб высотой 200-300 м и более, рекультивации земель и т.д. Второе направление преодоления загрязнения окружающей среды состоит в разработке и применении природоохранительной («чистой») технологии производства, разработке оборотных методов водоснабжения и т.д. Этот путь имеет особое значение, так как он не просто уменьшает, а предупреждает загрязнение окружающей среды. Третий путь - это глубоко продуманное , рациональное размещение «грязных» производств, которые оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Экологическая политика

Загрязненность окружающей среды и нерациональное природопользование природных ресурсов препятствует развитию производства и угрожают жизни людей. Поэтому началось массовое движение общественности в защиту природы. Большинство экономически развитых стран и некоторые развивающиеся страны начали проводить государственную экологическую политику. Были приняты природоохранные законы, созданы государственные органы по охране окружающей среды. В результате, в 80-х гг. загрязнение окружающей среды в некоторых регионах мира постепенно уменьшается. Однако в большинстве стран экологическая обстановка продолжает оставаться напряженной. Для проведения экологической политики оказалось недостаточно усилий отдельных стран. Необходимы усилия всего мирового сообщества. В системе ООН существует специальная программа погружающей среде (ЮНЕП) и т.д. В этой работе принимают участие географы многих стран, включая Россию.

Государственный бюджет. Источники доходов и статьи расходов государства. Дефицит государственного бюджета и источники его покрытия.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

 на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

Государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

Трансферты (их стоимость не включается в ВВП);

Выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)

Основными источниками доходов государства являются:

Налоги (включая взносы на социальное страхование)

Прибыль государственных предприятий

Сеньораж (доход от эмиссии денег)

Доходы от приватизации

Виды состояний государственного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета

положительное , что соответствует излишку (или профициту ) государственного бюджета

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю ,

т.е. бюджет сбалансирован

оборот в огромных масштабах «теневого» капитала;

существенной причиной бюджетного дефицита являются огромные

непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.

Безусловно, бюджетный дефицит относится к «отрицательным экономическим

тем - это неотъемлемые элементы экономической системы. И более того , без

них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и развитию.

Необходимо отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает здоровья

экономики.

В экономической теории различают несколько концептуальных подходов к

проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.

Первая концепция основывается на том, что бюджет ежегодно должен быть

сбалансирован. Немного ранее это считалось целью финансовой политики. Но

при более глубоком изучении данной проблемы стало очевидно, что такое

состояние бюджета исключает или значительно уменьшает эффективность

фискальной политики государства , имеющей антициклическую, стабилизирующую

направленность. К примеру, допустим, что наступил длительный период

безработицы. Доходы населения падают; налоговые поступления автоматически

сокращаются. Стремясь во что бы то ни стало сбалансировать бюджет,

правительство должно: или увеличить налоги , или сократить государственные

расходы, или сочетать одно с другим. Но следствием этих мероприятий будет

еще большее сокращение совокупного спроса. Другой пример показывает, как

стремление сбалансировать бюджет может увеличить инфляцию. В условиях

инфляции, при повышении денежных доходов, автоматически увеличиваются

налоговые поступления. Для того, чтобы предотвратить превышения доходов над

расходами, правительство должно: или снизить ставки налогов , или увеличить

правительственные расходы, или сочетать одно с другим. Но следствием этих

мер будет усиление инфляции.

Вторая концепция основывается на том, что бюджет должен быть

сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодного. Такая концепция

предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и

одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой

концепции очень просто: для того , чтобы противостоять спаду, правительство

снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит

бюджета. В период инфляционного подъема правительство повышает налоги и

снижает правительственные расходы. Увеличивается доходная часть бюджета,

которая идет на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким

образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и

одновременно балансирует бюджет.

Основная проблема , возникающая в этой концепции - это то, что спады и

подъемы в экономическом цикле могут быть не одинаковы по глубине и

продолжительности. И в таком случае появление большого дефицита в период

длительного и глубокого спада не покроется небольшим положительным сальдо

бюджета короткого периода подъема, следовательно, будет иметь место

циклический дефицит бюджета.

1. Третья концепция - это концепция функциональных финансов , т.е. целью

государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики,

а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может

сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!