Пол пот и красные кхмеры. Пол Пот: самый кровавый марксист в истории

Красным кхмерам только приписали идеологию коммунизма

Недавно в Камбодже суд отклонил апелляцию и вынес окончательный вердикт по делу бывшего начальника тюрьмы при режиме красных кхмеров, который руководил казнями тысяч людей в 1970-х годах. Как передает Би-Би-Си, Канг Кек Иеу, известный как товарищ Дуч, был приговорен к 35 годам тюремного заключения в 2010 году за преступления против человечности. Он признал, что лично курировал пытки и руководил казнями тысяч мужчин, женщин и детей в печально известной тюрьме «Туол Сленг». Защита и обвинение обжаловали вердикт суда: прокуроры выступали за ужесточение наказания.

Адвокаты Дуча, напротив, уверяли, что он был младшим по званию чиновником, выполняющим приказы под страхом смерти, и должен быть освобожден. Кто на самом деле ответственен за геноцид в Камбодже? Все привычно отвечали: коммунисты-маоисты…

На самом же деле Пол Пот никогда не был коммунистом.
Апологеты капитализма испытывают непрекращающуюся тягу к выдумкам «доказательств» как ужасен коммунизм. В последние годы одна из их излюбленных баек касается массовых убийств в Камбодже якобы «коммунистическими» «красными кхмерами», возглавлявшимися Пол Потом. Множество статей, пара книжек и по меньшей мере один большой фильм «Поля Смерти» («The Killing Fields») посвящены злодеяниям «красных кхмеров». Пол пот почти заместил Иосифа Сталина как №1 в историческом списке ненависти капиталистов.

Но тут есть существенное различие. Товарищ Сталин был великим коммунистом. Пол Пот же никогда коммунистом не был. Некоторые новые книги западных специалистов по Камбодже, основывающиеся на полученных после падения Пол Пота свидетельствах, показывают это со всей ясностью. Этими книгами следует пользоваться осторожно: их авторы либо провьетнамские ревизионисты (Майкл Викери (Vickery), Чандлер (Chandler), Тион (Thion)), либо либеральные империалисты (Шоукросс (Shawcross)). Ценность имеют раскрываемые ими факты, а не их мнения и анализ этих фактов, искаженные их антикоммунистическими воззрениями.


Пол Пот (настоящее имя Салот Сар) (19 мая 1925 — 15 апреля 1998) в молодости

«Красные кхмеры» (кхмеры - это главный этнос Камбоджи) - так прозвали крестьян-повстанцев, возглавляемых Коммунистической партией Кампучии (исходное название Камбоджи). Чтобы разобраться, как КПК превратилась в группу убийц-антикоммунистов, важно чуть-чуть обратиться к истории.

История камбождийских левых. В 1951 году старая Индокитайская коммунистическая партия, в которой главенствовали Хо Ши Мин и вообще вьетнамцы, распалась на вьетнамскую, лаосскую и камбоджийскую группы. Как и все мировое коммунистическое движение того времени, эти группы были поражены национализмом и стремились к компромиссу с «прогрессивными» (антиколониалистскими) капиталистами.

В середине 1950-х старые члены ИКП соединились с множеством воинственно настроенных студентов-националистов, возвращающихся из Франции, включая и будущих вожаков «красных кхмеров» Пол Пота (настоящее имя - Салот Сар), Иенг Сари и Кхиеу Самфана. Компартия Кампучии была сформирована двумя такими группами в 1960 году, но ее существование держалось в секрете до 1977 года, то есть еще долгое время после захвата ею власти. Очевидно, это было беспринципной уступкой антикоммунизму националистов из бывших студентов. Когда против антикоммунизма не борются, он растет, как мы увидим.

Репрессии монархического правительства Сианука вскоре вынудили партию уйти в подполье. Большинство из коммунистов прежней ИКП оставили борьбу, вернувшись в Северный Вьетнам. Осталась только националистическая группа Пол Пота.

Когда в 1967 году начался крестьянский бунт в районе Самлаут у границы с Таиландом, группа Пол Пота присоединилась к нему. Никогда не будучи коммунистами ни по чему, кроме названия, они приняли линию, которую считали наиболее подходящей для привлечения крестьян - все жители городов, включая специалистов, учителей и рабочих, были объявлены врагами…


Иенг Сари - еще один вождь…

Романтическая привязанность к крестьянству как классу давно характеризует буржуазных радикалов. В России самые ранние выступления Ленина (1895 год) были направлены против народников, так называемых «друзей народа». Мелкобуржуазные народники поклонялись крестьянскому «коммунализму» на словах, но практиковали кровавый терроризм. Викери находит другое близкое сходство между «красными кхмерами» и антоновским и тамбовским крестьянскими мятежами на западе России в ходе гражданской войны, которые были направлены против коммунистов и монархистов с равной энергией и душераздирающими расправами.

К этой крестьянской неприязни к городам фракция Пол Пота добавила доходящую до расизма лютую ненависть к любым вьетнамцам. Ненависть к Вьетнаму - националистическое чувство камбоджийской элиты, помнившей конфликты прошлых веков между вьетнамским и камбоджийским королями и изгнание вьетнамскими правителями камбоджийцев из нынешнего вьетнамского региона дельты Меконга.

В 1970 году проштатовская военщина Лон Нола свергла Сианука. Правители США начали массированные бомбежки против северовьетнамских отрядов и путей снабжения в северо-восточной Камбодже. Бомбежки убили многие тысячи крестьян и по-настоящему разрушили деревенскую жизнь.

По мере роста ненависти к США и правительству Лон Нола крестьяне хлынули в армию «красных кхмеров». Но, вернувшись из Северного Вьетнама, чтобы присоединиться к движению, старые члены ИКП обнаружили, что находятся под подозрением и иногда их даже убивает группа Пол Пота. Так что КПК, взявшая власть в апреле 1975 года, была тесным союзом двух отдельных групп. Провьетнамские члены ИКП и фракция Пол Пота имели различные зоны влияния, последние были более сильны на востоке, вблизи Вьетнама. Их солдаты даже носили разные униформы…


«Товарищ Дуч», он же Канг Кек Иеу

Начало массовых убийств. Хотя антикоммунистические писаки изображают эвакуацию городов в апреле 1975 года как зверство, даже буржуазные исследователи признают ее необходимой (напр., Заслофф и Браун в «Проблемах коммунизма», в январе-феврале 1979 года, в журнале, издаваемом Госдепартаментом США и посвященном антикоммунистической пропаганде под «научным» углом). Например, столица Пномпень выросла до 2 миллионов с примерно 600 тысяч из-за крестьян, бежавших от бомбежек США. Как и в Южном Вьетнаме, США полностью разрушили сельское хозяйство, чтобы уничтожить деревню, в которой пышным цветом цвели «красные кхмеры». Пномпень обеспечивался только массовым импортом продовольствия из США, который резко прекратился при падении Лон Нола. Если бы городское население не было эвакуировано, оно бы просто умерло с голоду!

С 1975-го до начала 1977 года ни одна группа в КПК не имела настоящего превосходства. «Эксперты»-антикоммунисты вроде Джона Бэррона и Энтони Пола или Франсуа Пончауда создают впечатление, что весь период 1975-1979 годов был наполнен казнями. На основе сообщений выживших и сотен интервью беженцев и тех, кто оставался в стране, Викери выявил иную картину. Хотя имели место отдельные случаи жестокости по отношению к бывшим горожанам в областях, удерживаемых сторонниками Пол Пота, массовых казней не было до 1977 года, когда Пол Пот укрепился у власти.

Началась кровавая чистка всех подозреваемых в провьетнамских или недостаточно «прокрестьянских» настроениях. В 1978 году оставшиеся провьетнамские силы в КПК устроили мятеж, который был жестоко разгромлен. Затем правительство Пол Пота принялось уничтожать каждого, кто поддерживал эту группу, плюс многих этнических вьетнамцев в Восточной Камбодже. Это привело к вьетнамскому вторжению в 1979 году. У «красных кхмеров» не оказалось поддержки, кроме их армии, и вьетнамцы без труда установили марионеточный режим потерпевшей поражение фракции ИКП, которая правит Кампучией по сей день.


Красные кхмеры не любили города…

Правители США убили больше камбоджийцев, чем «красные кхмеры». Как много людей было убито при этих массовых расправах? Средства информации США вслед за Дит Праном из «New York Times» (на словах которого основан фильм «The Killing Fields») заявляют о трех миллионах. Когда речь идет о «коммунистах», числа меньше миллиона не удовлетворяют буржуазных авторов. Викери показывает, что 300 тысяч - все же ужасающее количество - это примерная верхняя возможная граница. Напротив, Заслофф и Браун пишут о «тяжких потерях», которые «обширные бомбежки США и интенсивность войны» вызвали после 1975 года, и утверждают, что заявления «красных кхмеров» о числе погибших под бомбежками США от 600 тысяч до «более миллиона» заслуживают доверия. Когда дошло до геноцида, Пол Пот сотоварищи были любителями рядом с империалистами США…

Антикоммунизм режима Пол Пота. Сколько бы жертв, однако, ни было, это работа не «коммунистов» какого-либо вида, хотя бы и ревизионистов советского или китайского стиля, а антикоммунистов.

Не каждая группа, называющая себя «коммунистической», является таковой. К примеру, вьетнамские, советские, китайские и прочие реликты старого коммунистического движения - лишь слегка замаскированные капиталисты. Они лишь лицемерно служат марксизму-ленинизму, рабочему классу, пролетарскому интернационализму и потребности в строительстве бесклассового общества.

Напротив, Пол Пот, «красные кхмеры» и КПК открыто отвергли саму идею коммунизма! Это иллюстрируют цитаты краснокхмерских вождей из Викери и Чандлера. Относительно коммунизма: «Мы не коммунисты… Мы революционеры», которые не «принадлежат к общепринятым группам коммунистов Индокитая» (Иенг Сари).

Относительно марксизма-ленинизма: «Первое публичное признание, что эта «революционная организация» имела марксистско-ленинскую ориентацию, имело место на поминальной церемонии в честь Мао Цзэдуна в Пномпене 18 сентября 1976 г.» (Чандлер, с. 55, прим. 28)… Кампучийские представители «заявляют, что КПК - марксистско-ленинская партия, но не говорят ничего о сочинениях этих двоих» (Чандлер).

О необходимости революционной партии: «Самой поразительной особенностью идеи революции, поддерживаемой кхмерскими коммунистами,.. было то, что она была не выражена. В 1960-х оппозиция политике правительства и апелляции к антиимпериализму составили платформу левого крыла… На деле революция и существование революционной партии были не только умалены в пропаганде, они были совершенно сокрытыми истинами, раскрываемыми только немногим просвещенным, которые могли достичь высоких позиций в аппарате», т.е. в основном радикалы из бывших студентов (Тион).


Они красочно праздновали победы

Так было до 27 сентября 1977 года, когда существование «коммунистической партии» было даже публично раскрыто в речи Пол Пота (Чандлер).

Относительно рабочего класса: «Хотя и крошечный, он существовал, рассеянный в городах. Но вместо его культивирования кхмерские коммунисты принялись за его ликвидацию как декадентского наследия прошлого…» (Тион).

Из всего этого мы можем заключить следующее:

Пол Пот сотоварищи не были коммунистами. В этом смысле они не отличались от советских, вьетнамских и китайских ревизионистов, Рональда Рейгана или любого капиталиста. В отличие от советских, вьетнамских, китайских ревизионистов, псевдокоммунистов, Пол Пот сотоварищи хвалились, что они не коммунисты. Влияние провьетнамской фракции приводило к использованию некоторой марксистской терминологии, по меньшей мере до 1977 года. После этого «красные кхмеры» отвергли всякие разговоры о коммунизме.

Полпотовцы также иногда называли себя коммунистами в 1975-1977 годах, в попытке получить китайскую помощь. Например: «…Дань Пол Пота критической роли, сыгранной идеями Мао Цзэдуна в камбоджийской революции, содержавшаяся в пекинской речи 29 сентября 1977 г., не была распространена по пномпеньскому радио» (Чандлер).

Мао и китайская коммунистическая партия привлекли миллионы крестьян на сторону коммунистической, рабоче-классовой линии, в то время как полпотовцы попытались привлечь крестьянство на сторону антирабочей, анархистской линии. За что Китай - и, что так же важно, США - любят Пол Пота сотоварищи, это их подлинная враждебность Вьетнаму, а не лживые похвалы Мао Цзэдуну.


Пол Пот постарел, но так и умер «знаменем»…

«Красные кхмеры» сегодня - поддерживаемые США антикоммунисты. Чтобы ослабить просоветский Вьетнам, правящий класс США поддерживает сейчас коалицию камбоджийских повстанческих сил, в которой полпотовские «красные кхмеры» сильнейшая составляющая. Для штатовских боссов это лишь малая помеха, что группа, которую они сейчас поддерживают на плаву, - та же самая, которую они обвиняют в «коммунистическом» геноциде! В ответ «красные кхмеры» призывают к «демократическим выборам» и реформированному капитализму.

Для мирового рабочего класса уроки полпотовского опыта ясны:

Коммунизм не заменяется борьбой против империализма и капитализма. «Красные кхмеры» пытались построить «новый вид» революции, основанный на мелкобуржуазном радикализме. Вместо этого они погрузили Кампучию в кошмар;

Нельзя верить ничему, что средства информации и правящий класс США говорят о коммунизме! Капиталистов вовсе не заботят сотни и тысячи убитых. Если бы это было не так, почему бы они продолжали поддерживать Пол Пота?

В декабре 1981 года «New York Times Magazine» опубликовал рассказ, в котором автор говорит, как он посетил «красных кхмеров» - «бойцов за свободу», ведущих войну за независимость против вьетнамских оккупантов. Джонс, автор этого рассказа, заявил, что видел Пол Пота, направляющего борьбу, героическую фигуру, силуэтом вырисовывающуюся на фоне неба.


Общий памятник коммунистическим антикоммунистам…

Редакция полагает, что хорошо было напечатать это без проверки, обычно предпринимаемой, когда дается статья незнакомого автора. Оказалось, что Джонс сделал это все, сидя на испанском побережье! Газета столь хотела поверить рассказу, который превращает «красных кхмеров» и Пол Пота - которого они уже назвали массовым убийцей, виновным в геноциде, - в героя-антикоммуниста, что она вывалила это в печать! Ничто не может продемонстрировать более ясно готовность либерального правящего класса взять под крыло любого фашистского убийцу, который может помочь им в борьбе против коммунизма.

По материалам Интернета подготовил Константин Хиценко

Майк Эли (Mike Ely)

Прямой разговор о суде над Пол Потом

В конце июля Эй-би-си распространила отрывки видеозаписи суда над Пол Потом на территории, контролируемой силами Красных кхмеров в западной Камбодже.

Пол Пот долгое время был лидером Красных кхмеров. Вооружённые силы Красных кхмеров захватили власть в Камбодже в 1975 г. после многих лет партизанской войны. Они руководили страной в течение трёх лет. Затем они были отстранены от власти Вьетнамским вторжением 1979 г. и вернулись в сельскую местность.

Герб и флаг демократической Кампучии

Вместе с новостями об аресте и судебном преследовании Пол Пота масс-медиа США повторили свои старые обвинения насчёт «полей смерти» в 1975-79 гг., когда Красные кхмеры Пол Пота правили Камбоджей. Они настаивали, чтобы Пол Пот был передан международному трибуналу, который будет судить его за геноцид.

Нигде не упоминается, что в течение ряда лет США, устроив вторжение, бомбили Камбоджу в попытке поразить антиимпериалистические силы, полностью разрушить экономику страны и наказать камбоджийский народ. Учитывая эту кровавую историю, империалисты США не имеют никакого права говорить, что хорошо для Камбоджи - и никакого права судить тех, кто боролся против них.

{jcomments on}В устах западных масс-медиа история Камбоджи стала примитивной антикоммунистически-нравоучительной басней. Репортёр «Нью-Йорк Таймс» (New York Times) Элизабет Бекер (Elizabeth Becker) недавно снова появилась на ТВ как официальный «эксперт», чтобы сформулировать соответствующую мысль: Камбоджа, говорила она, показала, что попытки воплотить «прекрасно звучащие идеалы» равенства с помощью «социальной инженерии» бедственны для народа.

Чтобы подогнать факты под эту идею, официальное обсуждение вырывает камбоджийские события из всякого узнаваемого контекста. Камбоджа изображается как спокойный, крестьянский край, разрушенный коммунистической революцией. На самом деле, любой серьёзный подход к событиям в Камбодже должен начинаться с империалистического вторжения в Индокитай, устроенного США в 1965 г. и классового характера камбоджийского общества.

Разбой США и задачи Нулевого года

«Традиционная» Камбоджа была жестоким феодальным обществом, нуждавшимся в революции. Около 80% населения было крестьянами, в большинстве чрезвычайно бедными и эксплуатируемыми классом правительственных чиновников, засевших в городских цитаделях. Абсолютная монархия Камбоджи опиралась на военных, неоднократно подавлявших крестьянские восстания. В конце 1800-х страна была колонизирована Францией. В одном известном инциденте на стройках колониального курорта в Бокоре (Bokor) умерли 900 рабочих за девять месяцев тяжёлого рабского труда.

Когда французские империалисты потерпели поражение в Индокитае, контроль перехватили США. В Камбодже США добились влияния через помощь и вооружение правительства принца Сианука, в то же время поддерживая реакционные вооружённые силы в противовес Сиануку.

В 1960-х Красные кхмеры во главе с Ангкой (Angkar - «Организация» на кхмерском языке) начали справедливую революционную вооружённую борьбу, создав сельские базовые области среди крестьян (позже Ангка открыто назвала себя Коммунистической Партией Кампучии). Их цели состояли в свержении феодализма, развитии новой независимой экономики и изгнание из Камбоджи всех сил иностранного господства.

Вход Красных кхмеров в освобожденные районы

Так как революционные силы в Индокитае добивались успеха, в 1965 г. силы США устроили вторжение. В течение нескольких лет 500 000 солдат США находились во Вьетнаме.

Хотя это и мало кому известно, США также начали «тайную войну» массивных бомбардировок соседних стран Камбоджи и Лаоса - нацеливаясь на сельские базовые области партизанских сил. США развернули свою агрессию против Камбоджи. В 1969 г. инспирированный США переворот сверг Сианука и привёл к власти правого генерала Лон Нола. Затем, в 1970 г., президент Никсон отдал распоряжение о вторжении в восточную Камбоджу, чтобы атаковать расположившиеся там вьетнамские освободительные силы. Эта авантюра закончилась поражением для США - их армии были вынуждены отойти. И Красные кхмеры добились значительных достижений.

США ответили одной из наиболее интенсивных и длительных воздушных войн в истории. Между 1970 и 1973 гг. они сбросили на Камбоджу более 500 000 тонн бомб - втрое больше, чем США сбросили на Японию в течение Второй мировой войны. За 160 дней «ковровой бомбардировки» в 1973 г. самолеты США сбросили более 240 000 тонн, сосредоточившись на основных сельскохозяйственных областях по реке Меконг (Mekong).

Это был реальный эпизод геноцида в Камбодже, наложивший свой отпечаток на всё последующее.

В апреле 1975 г., когда отряды Красных кхмеров взяли столицу Пномпень, Ангка и народные массы столкнулись с чрезвычайно трудными условиями. Неспособные выиграть войну, США намеревались разрушить и наказать страну. Сельское хозяйство было в руинах. По крайней мере 500 000 чел. умерли во время войны - многие из-за бомбёжек США. Примерно два миллиона людей - треть населения страны - бежало из сельской местности в Пномпень, где они столкнулись с угрозой голода.

Пномпень в апреле 1975 года

В начале того, что Ангка назвала «Нулевым годом», проблемы были огромны: нужно было воссоздать новую государственную систему, сельское хозяйство и промышленность, фактически на пустом месте, в одной из беднейших стран мира - под постоянной угрозой нового вторжения.

В мае 1975 г. президент США Джеральд Форд организовал так называемый Маягуезский (Mayaguez) инцидент, начал новые воздушные налёты и разрушил единственный завод по очистке нефти в Камбодже.

В этих условиях любое правительство, руководящее Камбоджей, должно было бы предпринять чрезвычайные меры, чтобы обеспечить выживание народных масс. По ходу дела, Красные кхмеры попытались заменить старое полуфеодальное, полуколониальное общество своим видением новой независимой Демократической Кампучии.

Любой серьёзный анализ Красных кхмеров должен начинаться с понимания этих условий - а именно их обычные рассказы о «геноциде Красных кхмеров» пытаются скрыть.

Подтасовки

Западная пресса повторяет стандартную формулу: «по меньшей мере миллион человек умер при Пол Поте». Предполагается, что люди, услышав это, поверят, что один миллион человек был убит Пол Потом.

Бойцы из отрядов Красных кхмеров

Фактически, это количество включает всех, кто умер от голода, болезней и политических казней в период 1975-79 гг. между войнами - и возлагает вину за каждую из этих смертей на новое правительство руководимой Красными кхмерами Демократической Кампучии.

Ноам Чомски (Noam Chomsky) и Эдвард С. Герман (Edward S. Herman) посвятили полезную главу в своей книге «After the Cataclysm: Postwar Indochina & the Reconstruction of Imperial Ideology» («После катаклизма: послевоенный Индокитай и восстановление имперской идеологии») документальному описанию, как с помощью лжи и подтасовок был сконструирован официальный миф о «геноциде Красных кхмеров».

Камбоджа после 10 лет войны, революции, вторжения и бомбардировок, голода и разрухи была усеена массовыми могилами. Многие, а точнее сотни тысяч умерли в годы, когда Красные кхмеры правили Камбоджей. Их черепа и кости предлагаются как доказательство «злодеяний Красных кхмеров». На деле, подавляющее большинство умерших в 1970-х были жертвами войны, бомбардировок, голода и болезней.

Майкл Викери (Michael Vickery) в книге «Cambodia 1975-82» («Камбоджа в 1975-82 годах») объясняет, почему никто не знает, сколько камбоджийцев умерли в течение войн и переворотов 1970-х. Не было никаких надёжных данных о населении перед этим периодом. Ноам Чомски и Эдвард Герман («The Nation» («Нация») за 25 июня 1977 г.) указывают, что по оценке Джона Баррона (John Barron) и Энтони Пауля (Anthony Paul), написавших первую широко известную книгу с обвинениями Красных кхмеров в геноциде, только около 10% умерших в течении жесткого первого года, начиная с 1976 г., были жертвами политических казней. Подсчёт Викери, охватывающий бо́льший период 1975-79 гг., предлагает более высокую порядковую оценку числа жертв казней, но он подчёркивает недостаточную точность, свойственную всем данным и оценкам этого периода.

Бывший служащий дипломатической службы США в Пномпене Дэвид Чандлер (David Chandler) сообщил, что по оценке правительства США, миллион камбоджийцев должен был умереть от голода за год после бомбардировок США. Затем - когда сотни тысяч умерли от голода - медиа-машина США объявляет, что это был «самогеноцид» тех, кто выступал против штатовской агрессии.

Любой серьёзный международный трибунал по геноциду в Камбодже должен был бы предъявить обвинение штатовским агрессорам Ричарду Никсону (Richard Nixon), Генри Киссинджеру (Henry Kissinger), генералу Вестморленду (Westmoreland), министру обороны Мелвину Лэйрду (Melvin Laird), Джеральду Форду (Gerald Ford) и всем остальным.

Основа серьёзного анализа

Защитники капиталистического/империалистического общества исследуют опыт Камбоджи со своей точки зрения - с точки зрения защиты и оправдания капиталистического общества. В этих оценках свержение старого общества само по себе считается преступлением. Факты, что верхнеклассовая элита должна была заниматься ручным трудом при Красных кхмерах, или что молодые мужчины и женщины поощрялись к разрыву с традиционным семейным контролем, или что чиновники старого общества были сняты и зачастую наказаны - изображаются как злодеяния.

Ясно, что исследования, исходящие из этих буржуазных позиций, не могут служивать нашей борьбе за освобождение. Для угнетённых, серьёзный анализ должен подходить к этой практике с совершенно другой точки зрения, используя совершенно иные стандарты - в стремлении к радикальному разрыву в традиционных идеях и традиционных отношениях собственности.

В дискуссии о Камбодже Председатель Авакиан потребовал («Revolution» («Революция»), осень 1990 г.):

«Порвите с этими крайне репрессивными и эксплуататорскими отношениями и традициями, обычаями и культурой путём, который… в основе своей полагается на массы и исходит из понимания, что это они должны выполнить эти общественные преобразования. Это не произойдёт чисто стихийно - необходимо, чтобы массы имели руководство авангардной партии, но авангардная партия твёрдо полагается на массы в проведении преобразований, а не пытается навязать из сверху».

Оценка опыта Красных кхмеров - очень сложная и трудная проблема. Надежная информация и анализ труднодоступны и фрагментарны. Но некоторое начальное исследование указывает несколько важных вопросов, которые следовало бы рассмотреть в ходе любой серьёзной оценки опыта Камбоджи и подхода Коммунистической Партии Кампучии.

Перемещение людей
и восстановление сельского хозяйства

Буржуазная пресса часто обвиняет Красных кхмеров в злодеяниях, так как они немедленно эвакуировали Пномпень, захватив его в апреле 1975 г. Эта эвакуация изображается как иррациональный и жестокий «марш смерти».

На самом деле, у Красных кхмеров были реальные причины опасаться, что США могут начать бомбардировочные налёты на Пномпень и находящихся в нём людей. США сделали это в ходе Тетского (Tet) наступления 1968 г., когда вьетнамские бойцы захватили части Хью (Hue) и Чолона (Cholon).

Кроме того, огромные лагеря беженцев вокруг Пномпеня имели запас продовольствия только на несколько дней. Восемь тысяч людей уже умерли за месяц перед освобождением. Больницы были сильно переполнены, а более половины врачей эмигрировали из страны. Эта объективная ситуация должна быть принята во внимание при оценке решения об эвакуации Пномпеня.

В то же время нужно оценить проводимую линию. Новое правительство Демократической Кампучии поставило всю страну на чрезвычайное основание - и переместило собравшихся людей в крестьянские поселения или необитаемые лесные области, чтобы возделывать рис, строить новые системы ирригации, восстанавливать сельское хозяйство и дороги. По оценке Викери, после свержения Лон Нола Красные кхмеры быстро переместили в сельскую местность более 2.5 миллионов человек.

Несомненно, это был мучительный процесс. Во многих областях люди вынуждены были выкапывать корни и съедобные растения, прежде чем можно было собрать первый урожай. Часто не хватало инструментов и многие из перемещенных людей мало знали о возделывании новых земель. Было много смертей от голода и болезней.

Но селе во времена правления Красных кхмеров

Этот процесс был мучительным и в политическом отношении - в огромных количествах в изолированные деревни помещались незнакомые люди, с ресурсами была напряжёнка - и неизбежно случались острые конфликты по вопросам, кто будет управлять, кто будет владеть землёй, как будут распределяться продовольствие, инструменты и посевное зерно.

Викери сообщает, что предполагалась новая политическая классификация, разделяющая население на три категории: полноправных, кандидатов и свергнутых. «Полноправными людьми были бедные крестьяне, низший слой середняков и рабочие. Кандидатами были верхний слой середняков, состоятельные крестьяне и мелкая буржуазия; свергнутыми были меньшинство капиталистов и иностранцев». Люди, связанные с чиновниками и полицией Лон Нола были, по сообщениям, отнесены к свергнутым.

Викери пишет, что это разделение часто применялось практически, так что «между «новыми» людьми (эвакуируемыми) и «старыми» или «базовыми» людьми…, которые жили в революционных областях до апреля 1975 г. действительно было действующее разделение. Это разделение тем более значимо, так как даже крестьяне из нереволюционных областей классифицировались как свергнутые, и в некоторых случаях делалось различие между свергнутыми основной области (бывшими капиталистами или некхмерами) и «новыми» свергнутыми из города». Некоторые источники сообщают, что беженцы-крестьяне, сбегавшие в города, иногда обвинялись в том, что они «дезертировали» на сторону Лон Нола и поэтому с ними обходились как с политически подозреваемыми. Эти сообщения требуют дальнейших исследований.

Было бы важно лучше понять политику Красных кхмеров в построении новой революционной власти. Создавали ли они революционную диктатуру рабочих и крестьян, и какие классы они считали союзниками? Какова были их политика по лозунгу «земля - земледельцу» и по коллективизации земли? Считали ли они нужным единый фронт во главе с пролетариатом?

Викери и другие источники указывают, что политика реконструкции чрезвычайно варьировалась от области к области и даже между соседними городами. Было бы также важно лучше понять причины различий линии.

Красные кхмеры

Во многих случаях эти новые порядки нужно было вводить с сегодня на завтра - с малым или вообще никаким участием обученных политических кадров. Какая доля практической политики проистекала из стихийных действий и взглядов «основных» крестьян? Камбоджийские селяне питали давнишнюю вражду к городам и горожанам. Некоторые, возможно, сопротивлялись объединению с большим количеством незнакомцев, входящих в их деревни.

В какой степени организационные и политические слабости Ангки способствовали неправильной и неуравновешенной политике? Викери и другие источники сообщают, что централизованная связь Красных кхмеров различных областей была чрезвычайно слаба - и что очень разная политика проводилась в семи главных регионах Красных кхмеров. Это заставляет предположить, что отсутствие сильной партийной организации было в этом движении серьёзной проблемой.

Чтобы понять, что произошло в Камбодже, важно оценить линию, связанную с Пол Потом, которая в конечном счёте появилась вследствие интенсивной внутренней борьбы в Ангке/КПК после захвата власти. Когда единое командование было укреплено, Ангка/КПК попыталась быстро отменить все деньги, систему заработной платы, рынки, религию и частную собственность на землю и производительные силы.

Эта политика часто называется в западной прессе «ультрамаоистской». Но в действительности она весьма сильно отличается от политики Ново-демократической революции, проведённой Мао при освобождении Китая. Мао разработал целую теорию, в которой социалистический переход к коммунизму рассматривался как длительный и волноподобный процесс борьбы за преодоление классового общества с опорой на народные массы.

Викери говорит, что реализация этой новой консолидированной политики совпала с изменением в использовании политических казней. До 1977 г., пишет он, высшая мера наказания использовалась главным образом против офицеров и чиновников, причастных к преступлениям прежнего режима. После 1977 г., полагает он, число казней выросло и включило больше наказаний и «новых», и «основных» людей, вошедших в конфликт с новыми кампаниями и новыми властями. И опять-таки, нужно бы больше исследований, чтобы оценить истинность таких сообщений, и понять степень, в которой неправильные методы использовались для навязывания политики новой власти.

Проблема национализма

Ясно, что политика Красных кхмеров несла яркий отпечаток сильного кхмерского национализма. Были, несомненно, попытки насильственно подавить язык, религию и культуру малых национальностей - таких как мусульманине Чам (Cham). С жившими в Камбодже вьетнамцами, по сообщениям, обходились очень жёстко. Сообщение Викери, что национальные меньшинства в целом были отнесены к категории «свергнутых», говорит, что такая политика не сводилась только к местным ошибкам.

Такой узкий национализм, возможно, также сыграл роль в союзе между Красными кхмерами и идущими по капиталистическому пути в Китае. В годы партизанской войны движение Красных кхмеров развивало с маоистским Китаем тесные связи. Но в сентябре 1976 г., через год после прихода КПК к власти, Мао Цзэдун умер, и его близкие союзники были арестованы в ходе контрреволюционного переворота. В сентябре 1977 г. Пол Пот ездил в Китай в своём первом появлении на публике и, от имени КПК и правительства ДК обнял новых реакционных лидеров Китая.

Буржуазная пресса часто связывает Пол Пота с Великой Пролетарской Культурной Революцией, которую проводил Мао в Китае - но на деле Пол Пот связался с силами вроде Дэн Сяопина, свергнувшего маоистские силы и развернувшего Культурную Революцию вспять.

Лидер движения Красных кхмеров товарищ Пол Пот

Пол Пот и движение Красных кхмеров удерживали всю власть в Камбодже в течение трёх коротких лет. Внутренняя борьба между Пол Потом и силами КПК восточного региона Камбоджи вылилась в открытую военную борьбу - которую Вьетнам использовал как предлог для вторжения в Камбоджу и установления нового, союзного ему правительства. Красные кхмеры были оттеснены назад в сельские основные области в западной Камбодже - где они всё ещё существуют как вооружённая сила. В то время часть населения открыто боролась, чтобы защитить правительство Демократической Кампучии - и в последующие годы значительная часть населения поддерживала Пол Пота за его неподкупную репутацию, его отождествление с крестьянами и неустанную борьбу против иностранного господства.

Правительство Красных Кхмеров

во главе с Пол Потом вновь уходит в партизаны

Любая революционная критика Пол Пота требует намного более глубокого исследования событий и политики этого сложного опыта. А тем временем, недавний суд над Пол Потом в джунглях кажется попыткой сил среди Красных кхмеров сделаться приемлемыми для фракции в камбоджийском правительстве и для мировых империалистических держав.

Пол Пот выгнал империалистов США из Камбоджи. И именно поэтому они ненавидят его. Понося Пол Пота, США пытается поставить крест на всех мечтах об изменении общества - чтобы заявить, что коммунистическая революция и даже национальная независимость для угнетённых стран должны быть отклонены и осуждены. Им нельзя позволить это проделать.

Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище...
Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".
Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.
Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время Второй мировой войны. Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии, разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее многострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название - Страна Ходячих Мертвецов.
Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев. С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом "коврового" бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года Второй мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали непроходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили бомбовые удары американские самолеты.
Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава государства.
Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике карательных воздушных рейдов, проводимых США.
18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал выбор, заключив союз с самим дьяволом.


О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился Сианук. Вместе с вождем "красных кхмеров" они поклялись слить свои силы воедино ради общей цели - разгрома американских войск.
Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кампонггхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и, как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движение. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они, - о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие воображение планы "аграрной революции" подогревали великодержавные амбиции Пол Пота.
По теории Самфана, Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах, не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было воплотиться в чудовищную реальность.
С 1970 по 1975 год "революционная армия" Пол Пота превратилась в Камбодже в мощную силу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, маршируя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через несколько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего нового кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разогнать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профессоров и даже воспитателей детских садов.
Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета министров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновременно убивали врачей из-за их "образованности". Уничтожали все религиозные общины - они считались "реакционными". Затем началась эвакуация городов и деревень.
Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - помогал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот использовал термин "убрать с глаз долой". "Убирали" - уничтожали тысячи и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.
Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели, а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тысячи.
Декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоренение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVII! веке и занимались рыбной ловлей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохранив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религиозные и ритуальные традиции.
Молодые фанатики из "красных кхмеров" как саранча набросились на чанов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие москитами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что категорически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось. При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.
Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.

"Буржуазные" преступники

По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено "симпатиями" к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом.
Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое большое преступление в глазах "красных кхмеров", так как это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.


В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен Второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.
Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством "естественного отбора" избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей.
Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под дубинками жестоких надсмотрщиков.
Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.
На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые "буржуазные элементы", а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных "бойцов революции".
Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, которых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пламя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались "уроки ненависти", когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.
Полпотовцы разорвали дипломатические отношения со всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.
Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и экзекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей "национального возрождения", режим придавал пыткам особое политическое значение.
Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеологизированными принципами. "Руководство по допросам S-21" - один из документов, позже переданных в ООН, - гласило: "Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы
вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить донашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой. Даже во время допросов следует постоянно вести агитационно-пропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен".
Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали палачи из числа "красных кхмеров", наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком. Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны. Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.
Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: "Я - предатель революции!".
Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме "Поле смерти", в котором перед
всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.
"В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар".

Курганы из черепов

Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и соединиться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках опустошенной страны, пережившей страшную трагедию, еще сохранились массовые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышаются курганы из человеческих черепов.
В конце концов благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, выступившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления сообщений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Комиссии ООН по правам человека, но представитель "красных кхмеров" истерично парировал: "Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию".
В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет конфликтовавшие с "красными кхмерами” из-за спорных приграничных районов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступили на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за отсутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на велосипедах.


В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За нисколько часов до этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном "мерседесе". Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставившим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до зубов вьетконговцев.
Когда всему миру стало известно об ужасах режима "красных кхмеров" и о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась помощь. "Красные кхмеры", как в свое время нацисты, были очень педантичны в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в которых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сотни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную документацию о пресловутых "полях смерти". Эти поля, задуманные как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой тирании.
Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, недавно вновь возник на политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многострадальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные допускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а погибшие были "врагами государства". Вернувшись в Камбоджу в 1981 году, на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он заявил, что был слишком доверчив: "Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать".

Ангел смерти

"Недоразумение" ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в нее, - Пол Пот по-прежнему рвется к власти и надеется собрать силы в сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.
Он опять стал крупной политической фигурой и ждет удобного случая снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения ранее начатого дела -своей "великой аграрной революции".
В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр документации под руководством Иенг Сама. Как и бывший узник нацистских лагерей Симон Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру свидетельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в своей стране.
Вот его слова: "Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде - члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники "красных кхмеров", чьи войска принимали участие в массовых убийствах, должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, - продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в Пномпене.
Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость.
Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истощения, не в сипах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни, на которые обрекли камбоджийский народ "красные кхмеры".
Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли нашу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, почему свободные, демократические государства и нации ничего не предпринимают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедливости?"
Но справедливого решения этого вопроса нет и поныне.

Красные кхмеры. История тоталитарного марксистского режима February 11th, 2012

“Красные кхмеры” — неофициальное название крайне левого течения в коммунистическом движении аграрного толка в Камбодже.

Создано в 1968 году и являлось одной из сторон гражданской войны в Камбодже, в которую активно вмешивались Северный Вьетнам, Южный Вьетнам и США. Численность — около 30 тысяч человек. В основном движение пополняли подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев».

17 апреля 1975 года партизаны захватили столицу страны — город Пномпень. Режим Лон Нола был свергнут, а сам он бежал. В течение года формально главой государства считался принц Нородом Сианук, а премьер-министром — Пенн Нут, однако оба находились под домашним арестом и политической роли не играли.

«Красные кхмеры» установили диктатуру. Они объявили о начале «революционного эксперимента» для построения в Камбодже «стопроцентного коммунистического общества».

Государство Камбоджа было переименовано в Демократическую Кампучию. На первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений, преследование буддистских монахов и полный запрет религии, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней.

По всей стране создавались высшие формы кооперативов, в которых согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом.

В условиях Камбоджи создавалась специфическая форма коммунизма, основанная на идеях Пол Пота.

Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. По всей стране были созданы деревенские коммуны из бедного и среднего крестьянства; горожан в целях «эвакуации в связи с угрозой американского наступления» вывозили из городов и размещали в коммунах. За уголовные преступления грозила казнь (в число «преступлений» входили даже такие, как сорванный с дерева коммуны банан, собранный с поля в обход коммуны урожай риса и т. п.), практиковались ограничения и репрессии по национальным и социальным параметрам (из страны эмигрировали этнические китайцы, вьетнамцы, отдельные чамские народы, бывшие представители господствующих классов и даже имеющие высшее образование; большая часть студентов, педагогов, буддийских монахов). Были расстреляны педагоги, врачи, священники. Было запрещено писать и читать. Расстреливали за ношение очков. Из отправленных в одну из тюрем — Туол Сленг (ныне «музей геноцида») — лишь о двенадцати известно, что они выжили. Была введена специфическая лексика, напоминающая новояз, литературные слова, вплоть до слов вроде «мать» или «отец», заменялись диалектными, были отменены стандартные для языков Юго-Восточной Азии формы вежливости.

В результате гражданской войны страна пришла в упадок. Вскоре разразилась война с Вьетнамом, развязанная «красными кхмерами»: уже в мае 1975 года, сразу после окончания боевых действий во Вьетнаме, они провели первое нападение на вьетнамскую территорию (остров Фукуок), а в дальнейшем периодически проводили такие нападения, при этом убивая вьетнамское мирное население.

Вьетнамские войска перешли в наступление, причём на их сторону переходили большие группировки «красных кхмеров». В декабре 1978 года вьетнамские войска полностью заняли Камбоджу. Один из бывших высокопоставленных полководцев, Хенг Самрин, возглавил провьетнамское правительство. Свержение режима Пол Пота вызвало резкое недовольство КНР. После нескольких недель непрерывных пограничных стычек, 17 февраля 1979 г. китайская армия вторглась во Вьетнам. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50 км вглубь Вьетнама. Через месяц вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.

После своего свержения вьетнамскими войсками «красные кхмеры» вели боевые действия против правительства Хенг Самрина — Хун Сена. В 1982 г. в эмиграции было сформировано «коалиционное правительство» Камбоджи, которое представляло Камбоджу в ООН и других международных организациях. Формально правительство возглавил монархист Сон Санн, однако на деле он был декоративной фигурой, приемлемой для Запада.

В 1998 году после смерти руководителя Пол Пота движение продолжило существовать. Формальный лидер движения, Кхиеу Сампхан, фактически лишён власти и живёт в уединении. Один из лидеров «красных кхмеров», Иенг Сари, подписал перемирие с правительством Камбоджи, которое признало его контроль над западными территориями страны. Бывший командующий войсками «красных кхмеров» Сон Сен был убит при попытке перебежать к противнику. Последний радикальный полевой командир «красных кхмеров» Та Мок был арестован в марте 2000 года. На 2005 год отряды «красных кхмеров» активно действуют в районе провинций Ратанакири и Стынгтраенг.

21 июля 2006 года умер последний командир «красных кхмеров» Та Мок. О новом руководстве движения ничего не известно.

19 сентября 2007 года был арестован 80-летний Нуон Чеа по прозвищу «Брат номер два», ему предъявили обвинения в преступлениях против человечности. В 50-е и 60-е годы Нуон Чеа помогал диктатору Пол Поту прийти к власти и затем стал главным идеологом движения. Спустя несколько недель последовали аресты и других ключевых фигур «красных кхмеров», ранее сдавшихся правительству Камбоджи (в том числе Иенг Сари и Кхиеу Сампхана). В настоящее время все они ожидают суда.

Сейчас остатки отрядов «красных кхмеров» продолжают скрываться в джунглях, промышляя разбоем и контрабандой.

В условиях Камбоджи создавалась уродливая форма «казарменного коммунизма», основанная на идее Пол Пота о том, что для строительства «светлого будущего» необходим «один миллион преданных людей». Таким образом, остальные шесть с лишним миллионов жителей, подлежали физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. В результате репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек — точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения — один из самых жестоких режимов в истории человечества.

«Поля смерти» — Мемориал жертв режима «красных кхмеров» в районе населённого пункта Тьэнгъаек вблизи Пномпеня. Здесь проводились массовые казни

Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию.

Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвали-дов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли свое счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.

Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лаборато-рий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтоже-ны 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное коли-чество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота».

В конституции Демократической Кампучии было записано: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии, кампучийскому народу». В соответствии с этой статьей конституции происходило преследование и массовое истребление по религиозному признаку. Одним из первых был убит 18 апреля 1975 г. в пагоде Пранг (округ Удонг, провинция Кампонгспы) верховный глава буддийской организации маханникай Хуот Тат. Лишь немногим из 82 тыс. буддийских бонз удалось спастись. Уничтожались статуи будд и буддийские книги, пагоды и храмы были превращены в склады, не осталось ни одной действующей пагоды из 2800, имевшихся в прежней Камбодже.

С 1975 по январь 1979 гг. были убиты все 60 тысяч христиан Камбоджи, как священники, так и миряне. Все церкви были разграблены, и большинство взорвано. Были зверски убиты после пыток глава мусульман Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Из 20 тыс. мусульман, проживавших в округе Каммпонгсием (провинция Кампонгтям), в живых не осталось ни одного человека. Из 20 тыс. мусульман уезда Кампонгмеас той же провинции в живых осталось лишь четыре человека. Были разрушены и разорены все 114 мечетей, некоторые из них были превращены в свинарники, взорваны динамитом или снесены бульдозерами.

Шестьдесят восьмой год двадцатого века вошёл в нашу историю не только громкими протестами в странах Запада и социалистического лагеря, которые, несомненно, потрясли по-своему, мир, но и одним, на первый взгляд, весьма незначительным событием, но весьма интересным и позже очень раскрученным с разных сторон.

В 1968 году, в Камбодже оформилось неофициальное движение «Красные кхмеры» , которое изначально состояло преимущественно из кхмеров (камбоджийцев), обучавшихся во Франции и там перенявших элементы различных левых идеологий. Затем их ряды стали пополняться в основном подростками 12-15 лет из крестьянских семей, лишившимися родителей и ненавидевшими горожан как «пособников американцев».

Их идеология, с одной стороны, включала абстрактные идеи социальной справедливости и всеобщего равноправия, с другой - мощное неприятие научного прогресса и всего современного. Они всерьёз считали, что спасением страны будет избавление от зла иноземной цивилизации и своеобразный «возврат к корням».
В относительно стабильной обстановке, такая сомнительная группировка имела бы мало шансов для прихода к власти, но в Камбодже тех лет накопилось весьма много факторов, облегчающих приход «красных кхмеров» к власти. Упомянем лишь основные.

Кхмерский народ долгое время обладал неприятием, с одной стороны к соседям - Вьетнаму и Тайланду, из-за постоянных войн с ними, а с другой стороны, к западным странам, превратившим Камбоджу в белку, крутящуюся ради различных западных магнатов. «Красные кхмеры» активно использовали это неприятие для пропаганды своих идей.

В то же время, король Камбоджи Нородом Сианук , поставил целью создать дружеские отношения с Советским Союзом и получать от него финансовую помощь. Камбоджа тех лет представляла государство, где доминируют капиталистические отношения при большом государственном секторе и частично национализированном предпринимательстве. Данный тип экономического уклада он выдавал как сугубо социалистический, что не могло не импонировать тогдашнему руководству Советского Союза. Также, чтобы у СССР не возникло сомнений в дружеских намерениях короля, Сианук разрешил вьетнамским войскам свободное передвижение на территории Камбоджи.

Это, разумеется, вызвало ответную реакцию США и очень скоро, американские B-52 буквально разбомбили каждый километр страны, что породило мощнейшее народное возмущение. Для сравнения - количество бомб, во время операции «Меню», было сопоставимо с количеством бомб, сброшенных на Германию за всю Вторую Мировую.

В 1970 году, власть захватила вооружённая проамериканская группировка во главе с генералом Лон Нолом. Их действия, ориентированные на поддержку США и создание видимости демократизации, невольно способствовали увеличению народной поддержки их противников - движению «красных кхмеров», которые успешно брали рубеж за рубежом. В те годы, «красные кхмеры» отличались особой примитивной агрессивной закрытой структурой и являлись одной из самых непрозрачных организаций в мире. Даже внешность первых лиц движения была долгое время строгой тайной, за нарушение которой ждала неминуемая смерть. Это в свою очередь негативно сказалось впоследствии.

Итогом этой войны стал «великий день 17 апреля» - встреченный ликованием народных масс вход кхмерских войск в Пномпень в 1975 году. Но продолжилось оно недолго. Улыбки соотечественников сменились негодованием, когда прозвучал звук сирен и было выдвинуто жёсткое требование переселиться в т.н. «сельскохозяйственные коммуны».

Последующая жизнь была тяжёлой. Многие не перенесли долгой и голодной дороги в джунгли, тем, кому повезло добраться, пришлось обживаться там. В организованных «коммунах», была введена военная организационная структура, людей посылали расчищать джунгли, возделывать рис, строить дамбы, рыть каналы. Из-за отсутствия оборудования все работы выполнялись вручную. Многие люди, не приспособленные к жизни в джунглях, попросту умирали от тяжёлой работы. Бывшие врачи, химики, журналисты, инженеры были вынуждены работать не по специальности, с трудом привыкать к новым условиям.

Некоторые исследователи Демократической Кампучии говорят, что через несколько лет после создания относительно устойчивого аграрного базиса, предпринимались шаги к индустриализации, вновь стали вводить в обращение денежные знаки. Однако, данные меры вряд ли были сколько-либо значительными, так как особого отражения в каких-либо данных (за исключением пропагандистских материалов ДК) не наблюдается.

В эти годы, антивьетнамские настроения были особенно сильны, как в партии, так и в кхмерском народе. Поэтому, стали учащаться прецеденты чисток этнических меньшинств на территории Кампучии (преимущественно камбоджийских чамов и вьетов). Дело даже дошло до вооружённых столкновений на территории Вьетнама, что спровоцировало масштабный военный конфликт, закончившийся поражением «красных кхмеров» и провозглашением провьетнамской Народной Республики Кампучия.

Пришедшие к власти провьетнамские коммунисты начали курс на индустриализацию и построение социалистического государства, однако, идущий полным ходом процесс окончательного разложения советской системы, спровоцировал резкое ограничения финансовой помощи Вьетнаму и НРК со стороны СССР. Поэтому, процесс построения социалистического государства закончился, едва начавшись. Одним из самых серьёзных шагов по его сворачиванию, стала легализация в НРК частного сектора экономики в 1986 году. Окончательное ослабление Вьетнама уже не могло позволять держать НРК под контролем, и в связи с этим, вьетнамские войска были полностью выведены из НРК в 1989 году.

Освободившуюся страну начали активно брать в свой оборот проамериканские силы, и уже в1993 году были проведены «демократические» выборы, с вполне ожидаемыми результатами. В результате была возвращена монархия и был коронован тот самый Нородом Сианук, который до этого обещал, что никогда больше не займёт королевский престол. В стране началось построение периферийного капитализма, который мы можем наблюдать и сегодня.

Говоря о поражении «красных кхмеров», хочется сказать прежде всего об отсутствии чётких взглядов в партии. Оно породило солянку из анархо-коммуно-националистических предрассудков, что не позволило вести адекватное управление страной. Верхушка ПКК после 17 апреля банально не знала, что делать, и, в связи с этим, предпочла действовать «по накатанной дорожке», превратив страну в один большой партизанский кооператив, хотя воевать уже было не с кем. Через несколько лет, видя плачевную ситуацию, они, возможно, попытались выйти из кризиса, начав попытку индустриализации и ввязывания в военные конфликты, однако поражение в военном конфликте поставило на этом крест.

Почему история Кампучии до сих пор сохраняет актуальность?

Используя радикальные меры «красных кхмеров», а также официальную декларируемость коммунистическим взглядам, очень удобно переносить недостатки и перегибы «кхмеров» на левые взгляды в целом, вдобавок раздувая концепции «полей смерти», окончательно демонизируя всё красное движение. С другой стороны, изредка находятся любители «жёсткого и радикального», которые, наоборот, отстаивают непогрешимость Пол Пота и его сторонников и предлагают нам наступить на те же грабли сегодня.

Мы должны объективно подходить к «красным кхмерам», хотя это далеко не всегда удаётся. Почти все исторические изыскания о них составлены заинтересованными сторонами: либо это материалы Тайланда, США, Вьетнама и СССР, либо это пропагандистские материалы самой Демократической Кампучии. Очевидно, что истина лежит где-то посередине, только остаётся открытым вопрос, ближе к чему эта середина - к «полям смерти» или к «новому Ангкору»? Возможно, мы никогда не найдём ответ на этот вопрос.

1. Самородний О. Пол Пот. Камбоджа - империя на костях? - М.: Алгоритм, 2013. - 320 с.
2. См. Резня в Батюк, нападения на острова Фукуок и Тхо-Чу

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!