Рождество Предтечи Иоанна: особенности праздника, история и интересные факты. Церковь Рождества Иоанна Предтечи: описание

Прочитав эту статью, вы узнаете про Рождество Иоанна Крестителя, его благочестивое житие и усекновение главы святого Пророка.

Рождество Иоанна Предтечи – Крестителя Иисуса Христа

Архиепископ Аверкий Таушев, www.days.ru

Пророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября - зачатие, 7 июля - рождество, 11 сентября - усекновение главы, 20 января - Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта - первое и второе обретение его главы, 7 июня - третье обретение его главы, 25 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причем во главе одной из них был поставлен Авия. к этой чреде причислялся Захария. Жена его Елисавета происходила также из священнического рода. Хотя оба они отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у Иудеев Божиим наказанием за грехи. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники жребием распределяли между собой обязанности.

Захарии выпал жребий совершить каждение, для чего он вошел во вторую часть Иерусалимского храма, называемую Святое или Святилище, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма – “Дворе”. Войдя во святилище, Захария увидел Ангела, и на него напал страх, м. б. и потому, что по иудейским понятиям, явление Ангела предвещало близкую . Ангел успокоил его, сказав, что молитва его услышана, и жена его родит ему сына, который будет “велик пред Господом”.

Трудно предположить, что Захария, будучи с женой столь старым, да еще в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, молился бы о даровании сына. Очевидно он, как один из немногих лучших людей того времени, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии, и именно об этой его молитве Ангел сказал, что она услышана. И вот молитва его получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал.

Сын его всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Св. Духа. Ему предстоит приготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых, только формально почитавших Иегову, но сердцем и жизнью далеко отстоявших от Него. Для этого ему будет дан дух и сила пророка Илии, на которого он и будет похож своей пламенной ревностью, строгой подвижнической жизнью, проповедью покаяния и обличением нечестия.

Он должен будет воззвать Иудеев из бездны их нравственного падения, возвратив сердцам родителей любовь к детям, а противящихся деснице Господней утвердит в образе мыслей праведников. Захария не поверил Ангелу, так как был слишком стар, чтобы мог надеяться на потомство, как и жена его, и попросил от Ангела знамения, как доказательства истинности его слов. Чтобы рассеять сомнения Захарии, Ангел называет свое имя. Он – Гавриил, что значит: “сила Божия”, тот самый, который благовестил и пророку Даниилу о времени пришествия Мессии, указав сроки в “седминах” (Дан. 9:21-27).

За неверие Захария наказывается немотой, а, видимо, одновременно и глухотой, так как с ним потом объяснялись знаками. Обычно каждение продолжалось недолго и народ удивлялся замедлению Захарии во святилище, но понял, что ему было видение, когда он стал объясняться знаками. Замечательно, что немой Захария не оставил своей чреды, но продолжал служение до конца. Жена его Елисавета, после возвращения его домой, действительно зачала, но пять месяцев скрывала это, боясь, что люди могут не поверить этому и осмеять ее, а сама в душе радовалась и благодарила Бога за снятие с нее поношения. Зачатие св. Иоанна Крестителя празднуется у нас 23 сентября по старому стилю.

Когда Елисавете исполнилось время родить сына, соседи и родственники ее сорадовались ее радости и в восьмой день собрались к ней, чтобы совершить установленный еще при Аврааме (Быт. 17:11-14) и требуемый законом Моисея (Лев. 12:3) обряд обрезания. Чрез обрезание новорожденный вступал в общество избранного народа Божия, и потому день обрезания считался радостным семейным праздником.

При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном. Евангелист подчеркивает нам это обстоятельство очевидно потому, что и оно чудесно: желание Елисаветы назвать младенца Иоанном было плодом внушения Св. Духа. За решением обратились к отцу. Он, испросив дщицу, намазанную воском, написал на ней палочкой, для этого употреблявшейся: “Иоанн будет имя ему”, и все удивились необычайности совпадения желания матери, и глухонемого отца назвать сына именем, которого не было в родстве их. И тотчас, по предсказанию Ангела, разрешились уста Захарии, и он в пророческом вдохновении, как бы предвидя уже наступление царства Мессии, стал прославлять Бога, посетившего народ Свой и сотворившего избавление ему, Который “воздвиг рог спасения в дому Давида”.

Подобно тому, как преступники, преследуемые мстителями, убегали в Ветхом Завете к жертвеннику всесожжения и, ухватившись за его рог считались неприкосновенными (3 Цар. 2:28), так и весь человеческий род, угнетаемый грехами и преследуемый за это Божественным правосудием, находит себе спасение во Христе Иисусе. Это спасение не есть только избавление Израиля от политических врагов его, как думало в то время большинство евреев, особенно книжники и фарисеи, а исполнение завета Божия, данного ветхозаветным праотцам, которое даст возможность всем верным израильтянам служить Богу “преподобием и правдою”.

Под “правдою” разумеется здесь оправдание Божественными средствами, чрез вменение человеку искупительных заслуг Христовых; под “преподобием” – внутреннее исправление человека, достигаемое при содействии благодати усилием самого человека. Далее Захария предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет предтечею Божественного Мессии, указывает и цели служения Предтечи в том, чтобы приготовить людей к пришествию Его, дать уразуметь народу израильскому, что спасение его состоит не в чем ином, как именно в прощении грехов. Поэтому Израиль должен искать не мирского величия, о чем мечтали тогдашние духовные вожди его, а праведности и прощения грехов. Прощение же грехов придет “от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше”, т.е. Мессия-Искупитель, каковым именем Его называли еще пророки Иеремия (25:5) и Захария (3:8 и 6:12).

По преданию слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в Иутту. Захария в то время совершал служение в храме, а Елисавета скрылась с сыном в пустыне. Рассерженный ненахождением младенца Иоанна Ирод послал к Захарии в храм, спросить, где скрыл он своего сына. Захария ответил, что он служит теперь Господу Богу Израилеву и не знает, где его сын. После угроз лишить его жизни, он повторил, что не знает, где его сын, и пал под мечами убийц между храмом и жертвенником, о чем вспоминает Господь в Своей обличительной речи к фарисеям (Матф. 23:35). празднуется у нас 24 июня.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), диакон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Среди Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна занимает особое место. Для верующих разных стран библейские события, связанные с этим святым, имеют огромное значение. Пророку посвящено церковью самое большое количество памятных дат. Это единственный святой, чьё рождество отмечается в церковном календаре как Святыни, связанные с Крестителем, хранятся не только в католических соборах и православных храмах, но даже в мечети. Рождество Предтечи Иоанна широко отмечается во многих странах и является официальным выходным днём.

Праздник рождества Иоанна Предтечи

Рождество Предтечи Иоанна - один из самых значимых праздников христианства. В православной традиции рождение Предтечи и Крестителя Господня отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня - старый стиль).

Иоанн Предтеча - сын священника Захария и праведной Елизаветы, почитаемых православной церковью.

О будущем рождении сына Захария узнал во время служения в храме, когда ему было видение ангела, возвестившего о скором появлении на свет великого Пророка и Предтече Господне. Священник не поверил и попросил знамения. В доказательство и в наказание за своё неверие Захария онемел до момента рождения сына и смог снова говорить только после того, как написал на дощечке имя наречения рожденного младенца.

Проповедал о необходимости покаяния и был предшественником, предтечей Иисуса Христа. Он крестил народ Израиля в реке Иордане и готовил людей к приходу Мессии, его учению. Сам в Иордане у пророка Иоанна.

История праздника

В настоящее время рождество Предтечи Иоанна отмечается во всех христианских странах, в некоторых, имея статус государственного праздника.

Традиция праздновать день рождения Иоанна Предтечи берет своё начало в первых христианских общинах. Уже в третьем веке рождество Предтечи Иоанна широко отмечается как в западном, так и восточном христианстве. С четвертого века дата рождения Крестителя входит в число официальных праздников христианского календаря.

Особенности праздника в России

В России Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна не только напоминает о рождении величайшего пророка, но и переплетается с языческим праздником почитания Ивана Купалы. В этот день на Руси было принято обливаться водой, прыгать через костёр, собирать травы. Особенно старались найти и принести в дом папоротник, считалось, что растение защитит от нечистой силы. Языческие обычаи заменялись христианскими традициями. Но даже в современном обществе в праздник рождества Иоанна Крестителя многие вспоминают о древних ритуалах язычества.

Церковью осуждается проведение любых языческих обрядов, особенно связанных с гаданием, поклонением стихиям природы и разнузданными гуляниями. Многие верующие считают, что само название праздника Рождества Крестителя Господне оскорбляет память святого и возвращает сознание человека к истории язычества с его жертвоприношениями, поклонением множеству богов, невежеством.

Как празднуют рождество Предтечи Иоанна в разных странах

Рождество Иоанна Крестителя - один из самых популярных праздников в католическом христианстве, который отмечается 24 июня и длится весь день, иногда продолжается ночью. Зажигаются факелы, костры, устраиваются фейерверки. Верующие с зажженными свечами или факелами идут в ближайшие часовни на молебны. Во многих регионах Испании принято сжигать старые вещи, разводить костёр и прыгать через него. Такие обычаи объясняются близостью даты праздника ко Дню летнего солнцестояния.

На острове Менорка в честь рождества Иоанна Крестителя устраивается фестиваль, где проходят лошадиные бега, в которых принимают участие представители всех социальных классов и сословий.

Во Франции святой Креститель Иоанн особо почитаем, праздник его рождества длится несколько дней.

Православные традиции праздника

По православному календарю рождество Предтечи и Крестителя Иоанна совпадает с периодом Петрова поста, поэтому верующие воздерживаются от шумных гуляний и обильного застолья. Святой пророк вырос в пустыне и вел аскетический образ жизни, питаясь только мёдом и акридами. Православные христиане, особенно в дореволюционной России, старались отметить рождество пророка Иоанна Предтечи особо строгим постом.

В храмах проходит праздничная служба, на которой не совершаются заупокойные и поминальные моления.

Верующие с радостью и покаянием возносят молитвы на Божественной литургии в Рождество Иоанна Предтечи. Праздник не только позволяет христианам вспомнить об истории библейских событий, но и призывает к очищению от грехов, напоминает, что таинство исповеди является обязательным условием на пути души к Богу.

Молитва Иоанну Крестителю

Молиться святому пророку о помощи нужно в церкви или дома. Храм рождества Иоанна Предтечи можно посетить во многих Российских городах. Существуют тропарь, кондак, величание и специальная молитва Иоанну Крестителю. Считается, что святой помогает при головной боли, заболеваниях, связанных с работой головного мозга. Пророку молятся перед исповедью, он помогает в покаянии и улучшает способность человека ясно мыслить и объективно оценивать ситуацию.

Приложиться к древней чудотворной иконе Крестителя Господне можно в Иоанно-Предтеченском монастыре. Там же находятся и частицы мощей святого.

Помолиться у икон с частицами мощей можно и в других храмах, например, в церкви в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в честь святителя Николая в Пыжах.

Церковь рождества Иоанна Предтечи

В России в честь Крестителя и Предтечи Господне Иоанна во все времена возводилось множество храмов, часовен, основывались монастыри. Среди них есть настоящие памятники культуры и искусства, в некоторых можно прикоснуться к уникальным святыням и древним иконам.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге - памятник архитектуры федерального значения. Здание церкви отличается легкостью и изяществом.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве была основана в 1685 году. Сначала здание храма было деревянное, но в начале 18 века было возведено каменное строение. Церковь всегда была открыта для прихожан, даже в период СССР, благодаря чему сохранились удивительная атмосфера и древние иконы. В храме находится уникальный образ Иоанна Предтечи «Ангел в пустыне» 17 века, на котором у святого за спиной ангельские крылья. Специально для церкви в 1686 году была написана икона Рождества Иоанна Предтечи, которая особо почитается верующими. Внутреннее убранство украшает монументальная живопись В. М. Васнецова, что обнаружилось после мироточения одной из фресок на стене.

Нетленные мощи святого

Креститель был казнён по приказу царя Ирода путём отсечения головы по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи. В настоящее время, по мнению большинства экспертов, подлинная глава Иоанна Крестителя находится в соборе во Франции в городе Амьен. Множество паломников из разных стран приезжают поклониться святыне. Глава хранится под стеклом на специальном блюде из серебра. Над левой бровью - отверстие, след от кинжала, которым Иродиада в приступе гнева проткнула уже отрубленную голову.

Во Франции хранится лицевая часть головы, другая половина находится в мечети в Дамаске.

Другой важной реликвией христианской культуры является десница Иоанна Предтечи. Правая рука святого пророка нетленна и хранится в монастыре в Черногории. В соответствии с библейской историей, святой Иоанн, проводя обряд крещения, возложил правую руку на голову Иисуса Христа, именно поэтому реликвия особо почитаема христианами всего мира.


45 х 100 см.
золочение

икона на доске (липа)
с ковчегом - 15 000 р.
на ровной доске - 10 000 р.



Заказать

Контакты


СВЯТОЙ ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ.
П ророк Иоанн Креститель - после Девы Марии самый чтимый святой. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: "Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн". Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: "Я - Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим". Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение.

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал "играньми, яко песньми" и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы.

Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: "Иоанн имя ему" - и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне - Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние.

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя. Так произошло Первое обретение главы. Но перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, он скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова.

Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи снова была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810 - 820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

За что отец пророка лишился дара речи и почему до тридцати лет святой жил в пустыне. Какой христианский подвиг совершил мученик.

Православный праздник Рождество Иоанна Предтечи отмечается 7 июля, а жизнеописание праведника встречается только у одного библейского летописца. Об этом рассказывается в первой главе Евангелия от Луки.

Святой Иоанн Предтеча (также его называют и Крестителем) является одним из самых почитаемых праведников . Он совершил высокий подвиг самоотвержения и принял мученический венец за имя Христово, явив пример долготерпения и кротости.

Мать пророка

Родительница будущего пророка праведная Елисавета происходила из царского рода и приходилась двоюродной сестрой деве Марии, ставшей матерью Мессии. В иконографии Елисавету принято изображать пожилой женщиной. Ведь она зачала Иоанна, будучи уже в преклонных годах. Ее мужем был священник Захария, который погиб во время избиения младенцев по приказу царя Ирода.

Воины убили Захарию прямо в храме, а Елисавета со своим маленьким сыном бежала в Синайскую пустыню. За ними началась погоня, но скала чудесным образом сдвинулась с места и скрыла беглецов. Праведница умерла в пустыне, когда Иоанн был еще отроком, и присмотр за мальчиком осуществлял ангел-хранитель. Православная церковь проводит памятные службы в честь Елисаветы 5 сентября и 30 декабря (по юлианскому календарю), а Католическая — 23 сентября.

Отец святого

Родителем Иоанна был священник Захария, который вел служение в храме во времена царя Иудейского Ирода. Как и его супруга Елисавета он вошел в преклонный возраст, не имея детей, что считалось у евреев большим несчастьем и позором. Захария постоянно молился о том, чтобы небеса ему даровали наследника и его слова были услышаны.

Однажды когда он кадил в храме, то увидел архангела Гавриила. Тот сообщил ему, что скоро родится сын, который должен получить имя Иоанн. Также священник узнал о том, какая судьба ожидает его чадо и что его сыну уготована миссия подготовить людей к пришествию Иисуса Христа.

Старый священник усомнился в том, что еще способен родить сына. За это архангел покарал его немотой. Дар речи вернулся к Захарии только тогда, когда супруга на восьмой день после рождения ребенка поднесла к нему сына и он начертал на дощечке его имя «Иоанн».

Житие Захарии было составлено евангелистом Лукой на основе византийских легенд, согласно которым земное существование отца Иоанна Предтечи оборвалось в тот момент, когда к нему в храм ворвались воины царя Ирода и стали допрашивать — где скрывается супруга с младенцем. Священник ничего не сказал и был убит. В церковном почитании от упоминается вместе с праведницей Елисаветой.


Житие праведника в пустыне

Рождество Иоанна Предтечи окружено множеством чудес и они продолжились после того, как праведница Елисавета бежала со своим сыном в пустыню, чтобы не быть убитыми воинами царя Ирода. После смерти матери до тридцати лет он продолжал находиться в пустыне, питался саранчой и носил грубую самотканую одежду из верблюжьей шерсти. Такое одеяние — власяница -плохо защищало от дождя, а намокнув, ранило кожу. В довершение ко всему пророк намеренно стягивал живот широким кожаным поясом, чтобы не съесть больше положенного.

Иоанн постоянно совершенствовал свое умение красноречиво проповедовать, за что и получил от пророка Исаия символическое название «Глас вопиющего в пустыне». По достижению тридцати лет он оставил свое уединение и отправился на берег многолюдного Иордана, чтобы призвать людей избавиться от греховности через исповедь и омовение.

Проповеди аскета были столь убедительны, что он превратился в народного любимца и даже сам Иисус Христос пришел на берег реки, чтобы принять Крещение от рук Иоанна. Во время церемонии небеса разверзлись и Святой Дух снизошел в виде голубя, а голос свыше подтвердил, что Иисус является избранным.

Подвиг пророка

Со временем слух о деяниях праведника дошел до царя Ирода Антипы. Он пригласил к себе пророка, внимательно выслушал речь о покаянии и пообещал придерживаться истинных правил. Однако жена Ирода — Иродиада, которая раньше жила с родным братом Ирода Филиппом, — возненавидела Предтечу. Она решила, что ее новый супруг может прогнать ее, ведь Иоанн строго обличал неправедное сожительство. Своими интригами ей удалось заточить пророка в тюрьму.

Затем наступил день рождения Ирода. Царь попросил Саломею, дочь Иродиады станцевать перед собравшейся знатью один из своих танцев. Он был так восхищен умением Саломеи, что при всех пообещал дать любую награду вплоть до половины царства. Посовещавшись с матерью, юная красавица попросила немедленно принести ей на блюде голову пророка.

Царь был опечален, но слово сдержал и послал оруженосцев отсечь голову Иоанна Крестителя и принести ее на драгоценном подносе.

Таким образом, Саломея получила желаемое и тут же передарила голову матери. Ученикам Предтечи досталось его тело, которое захоронили в самарийском городе Севастия.

Голову пророка Иродиада (по библейскому преданию) «хранила в бесчестном месте» до тех пор, пока ее не выкрала жена царского домоправителя по имени Иоанна. Женщина захоронила сосуд с головой на Елеонской горе. Впоследствии мощи несколько раз меняли свое местонахождение. В итоге их прибежищем стал храм в Константинополе.

Все христиане мира знают прославленную пару Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Имена этих двух личностей неразрывно связаны между собой. При этом если историю жизни Иисуса знает практически каждый набожный человек, то о земном пути Иоанна Крестителя известно далеко не всем.

Исторические сведения о Крестителе

Кто такой Иоанн Креститель и какова его роль в христианской религии? К сожалению, документальные свидетельства (кроме Евангелия) и пара жизнеописаний о деяниях этого человека практически не сохранились. Несмотря на это, Иоанн Креститель - это реальная личность, существование которой никто даже не оспаривает. Этот грандиозный по своей значимости человек стал «Предтечей» Иисуса Христа. Многие люди не понимают, что значит это слово. Значение слова «предтеча» в различных источниках трактуется по-разному. Это предшественник, лицо, которое своей деятельностью подготовило путь чему-то или кому-то, событие или явление, подготовившее почву для других деяний. Иоанн Креститель был сыном престарелого первосвященника Захарии, отчаявшегося иметь наследника, и его праведной жены Елисаветы. В библейских писаниях говорится о том, что он родился на полгода раньше Иисуса. О его появлении на свет и служении Господу возвестил ангел Гавриил. Также о его рождении говорили Исайя и Малахия. Крестителем его называли потому, что он совершал ритуал омовения (крещения) человека в водах р. Иордан в качестве его духовного обновления.

Точное место, где родился Иоанн, не указано ни в одном источнике. Считается, что он появился на свет в Эйн-Кареме, предместье Иерасулима. Сегодня на этом месте возвышается францисканский монастырь, посвященный этому Святому. Многие теологи считают, что отца Иоанна Захарию убили в храме по приказу царя Ирода после того, как он отказался указать местонахождение своего новорожденного сына. Мать Крестителя спасла его от убиения во время резни вифлеемских младенцев, укрывшись в пустыне. По преданию, она, услышав о поисках Иоанна, пошла с ним на гору. Громким голосом Елисавета приказала горе укрыть ее и сына, после чего скала разверзлась и впустила ее. В то время их постоянно охранял ангел Господень.

Информация об Иоанне

Все обстоятельства рождения и жизни Иоанна Предтечи подробно описываются в Евангелии от Луки. Свою юность он провел в пустыне. Житие Иоанна Крестителя до момента его явления народу было аскетическим. Он носил одежду, сшитую из грубой шерсти верблюда и подпоясанную кожаным ремнем. Иоанн Креститель питался сушеными акридами (насекомые рода саранчи) и диким медом. Достигнув тридцатилетнего возраста, он начал проповедовать народу в Иудейской пустыне. призывал людей к покаянию в своих грехах и следованию праведной жизни. Его речи были немногословны, но производили сильное впечатление. Одна из его излюбленных фраз звучит так: «Покайтесь, ибо приближается Царствие Божие!» Именно благодаря Иоанну появилось выражение «глас вопиющего в пустыне», поскольку таким образом он выражал свой протест ортодоксальному иудаизму.

Введение в обиход обозначения «Предтеча»

Впервые Иоанна крестителя назвал «Предтечей» гностик Гераклион, живший во II веке. В дальнейшем это обозначение было принято христианским ученым Климентом Александрийским. В православной церкви оба эпитета «Предтеча» и «Креститель» используются одинаково часто, а в католической второе употребляется намного чаще. Иоанну на Руси издавна посвящены два больших почитаемых народом праздника: Ивана Купалы и Ивана Головосека (Усекновение головы).

Влияние Иоанна Крестителя на народ

Проповедовать Креститель начал примерно в 28 году н.э. Он укорял людей за гордыню своим избранничеством и требовал восстановления старых патриархальных норм этики. Сила проповедей Предтечи была столь велика, что население Иерусалима и всех иудейских окрестностей приходило к нему креститься. Посвящение водой Иоанн производил в р. Иордан. При этом он говорил, что при омовении человека Бог отпускает ему грехи. Погружение в воду и покаяние он называл приготовлением к принятию Мессии, который должен был скоро появиться в этих краях. На берегах Иордана Иоанн продолжал проповедовать, собирая вокруг себя все большее число последователей. Есть сведения, что под действием речей Предтечи принять крещение пришли даже фарисеи (религиозная группировка, призывавшая скрупулезно соблюдать Закон) и саддукеи (высшее духовенство и аристократы), однако Иоанн прогнал их без крещения.

Сущность учения Иоанна Крестителя

В начале своей проповеднической деятельности Предтеча сочетал призыв к покаянию с погружением в священные воды Иордана. Эта процедура символизировала очищение от людских грехов и приготовление к приходу Мессии.

Проповеди Иоанна воинам, мытарям и другим людям

Помимо общения с простыми людьми, Креститель много времени посвящал проповедям воинам. Он призывал их не клеветать, не обижать никого, а также довольствоваться своим жалованием. Предтеча просил мытарей не требовать более того, что им определено законом. Всех людей, невзирая на их положение и достаток, он призывал делиться как пищей, так и одеждой. Последователи Крестителя создали общину, называемую «ученики Иоанновы». Среди себе подобных она отличалась чрезвычайно строгим аскетизмом.

Пророчество о Мессии

Святой Иоанн Креститель на вопрос о посланнике Божьем ответил иерусалимским фарисеям: «Я крещу в воде, но стоит среди вас, которого не знаете вы. Он, идущий за мной, но который стоит впереди меня». Этими словами он подтверждает приход на землю Мессии.

Знакомство Иоанна Крестителя с Иисусом

Иисус Христос в числе других израильтян пришел на берега Иордана послушать проповеди Иоанна. Практически сразу он попросил крещения от руки Предтечи, чтобы «исполнить всякую правду». Несмотря на всю свою суровость, Пророк Иоанн Креститель указал народу на Христа как на Агнца Божия. Евангелисты Матфей, Марк и Лука писали об одной встрече Предтечи и Иисуса. В то же время Апостол Иоанн пишет о двух моментах общения этих личностей. Так, в первый раз перед Крестителем предстал незнакомец, в котором Дух в виде белого голубя указал ему на Агнца Божия. На следующий день Христос и Предтеча снова встретились. Именно тогда Иоанн Креститель провозгласил Иисуса Мессией, что и стало, по мнению теологов, его главным подвигом.

Крещение Иисуса

В то время, когда Иоанн Предтеча находился в Вифаваре у к нему пришел Иисус, желающий принять крещение. Поскольку в наши дни точное расположение этого населенного пункта невозможно установить, местом омовения Христа с XVI века считается участок на берегу реки, где расположен монастырь Святого Иоанна. Он находится в километре от г. Бейт-Авары, что восточнее Иерихона на 10 км.

Во время крещения Иисуса «отверзлись небеса, и Святой Дух сошел на Него, как голубь, и глас с неба глаголил: «Ты Мой Сын Возлюбленный, в Тебе благоволение Мое». Таким образом, благодаря Иоанну было засвидетельствовано всенародно мессианское предназначение Сына Божьего. Крещение оказало сильное влияние на Иисуса, поэтому оно рассматривается евангелистами как самое первое важное событие общественной деятельности Мессии. После встречи с Христом Иоанн крестил людей и в Еноне, что расположен близ Салима.

После крещения Иисус стал преемником Иоанна. Он даже речи свои начинал, как Предтеча, с призыва к покаянию и возвещения о приближении Царства Небесного. Теологи считают, что без Христа проповеди Иоанна были бы недейственными. В то же время без Крестителя как Мессии, подготовившего почву для проповедей Иисуса, его чтение не нашло бы такого отклика у народа.

Значение Иоанна Предтечи в христианстве

Несмотря на все свои заслуги, Креститель в религиозных преданиях совсем не приравнивается к Христу. Хотя он и был старшим по возрасту и стал первым проповедовать покаяние и пришествие Царства Божия, он все-таки поставлен ниже, чем Иисус. Иоанна Крестителя часто сравнивают с ветхозаветным который также выступал ревнителем единого Всевышнего Яхве и боролся с ложными богами.

Путь Иоанна Крестителя к казни

Как и у Иисуса Христа, у Предтечи был свой жизненный путь в казни. Он связан с обличением Крестителем палестинского тетрарха (человека, унаследовавшего часть царства отца) Ирода Антипы. Он отказался от общечеловеческих принципов морали и многих религиозных правил. Ирод Антипа женился на жене своего брата Иродиаде, нарушив тем самым еврейские обычаи. Иоанн Креститель открыто осуждал этого правителя. По наущению злобной Иродиады Ирод Антипа примерно в 30 году н.э. заключил Предтечу в тюрьму, но, боясь народного гнева, все же сохранил ему жизнь.

Усекновение главы Иоанна крестителя

Иродиада не смогла простить обиду Иоанну Крестителю, поэтому она дождалась удобного момента, чтобы осуществить свой коварный план мести. В день, когда Ирод Антипа отмечал свое рождение и давал пышный пир для старейшин и вельмож, он пожелал танца Саломеи, дочери Иродиады. Она угодила правителю и его гостям настолько, что он сказал ей, чтобы она просила у него что угодно. По просьбе Иродиады Саломея потребовала голову Крестителя на блюде. Несмотря на свой страх перед народным возмущением, Ирод исполнил свое обещание. По его приказу в темнице отрубили голову Иоанна Предтечи и подали Саломее, которая отдала ее своей коварной матери. Достоверность этого факта подтверждается «Иудейскими древностями», написанными

Образ Иоанна Крестителя в мировом искусстве

Святой Иоанн Креститель привлекал своим образом не только художников и скульпторов, но и композиторов. В эпоху Возрождения многие гении изобразительного искусства обращались к образу и эпизодам жизнеописания Предтечи. Кроме этого, художники изображали и Саломею, танцующую или держащую поднос с головой Крестителя. Свои произведения ему посвятили такие мастера, как Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Тинторетто, Караваджо, Роден, Эль Греко. Всемирно известная картина художника А. Иванова «Явление Христа народу» посвящена встрече Крестителя с Иисусом. В средние века были очень популярны бронзовые и терракотовые фигурки Предтечи.

Значение Предтечи в мировых религиях

Иоанн Креститель почитаем как последний из пророков-предвестников Мессии не только в христианстве. В исламе и таких религиозных течениях, как бахаи и мандеи, ему поклоняются под именем Йалья (Яхья). В некоторых арабских христианских церквях он известен как Юханна.

Место погребения Крестителя

По преданиям, Иродиада несколько дней глумилась над головой Крестителя. После этого она велела закопать ее на свалке. По другим сведениям, голову в глиняном кувшине захоронили на Елеонской горе. Считается, что обезглавленное тело Предтечи захоронено в Севастии (Самарии) около могилы пророка Елисея. Еще апостол Лука хотел забрать его тело в Антиохию, но местные христиане отдали ему только правую руку (десницу) Святого. В 362 году н.э. гробница Иоанна Крестителя была разгромлена отступниками. Его останки были сожжены, а пепел развеян. Несмотря на это, многие считают, что Предтечи было спасено и перевезено в Александрию. Мощи Иоанна Крестителя, представленные его десницей и головой, считаются чудодейственными. Они являются очень почитаемыми святынями. Голова Иоанна Крестителя, по одним сведениям, хранится в римской церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите, по другим - в находящейся в Дамаске. Также известно о таких святынях в Амьене (Франция), Антиохи (Турция), Армении. По православной традиции голова Крестителя была обретена 3 раза. Где на самом деле находится настоящая реликвия, трудно сказать, но прихожане разных церквей верят, что их «глава» и есть подлинная.

Десница Иоанна находится в что расположен в Черногории. Турки утверждают, что она хранится в музее дворца султана Топкапы. Есть сведения о деснице в Коптском монастыре. Даже пустая могила Крестителя до сих пор посещается паломниками, верящими в ее чудодейственность.

Праздники в честь Предтечи

Православная церковь установила следующие праздники, посвященные Иоанну крестителю:

  • Зачатие Предтечи - 6 октября.
  • Рождество Иоанна - 7 июля.
  • Усекновение головы - 11 сентября.
  • Собор Крестителя - 20 января.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!