Одиночество инвалидов как социальная проблема. Одиночество инвалидов - причины и проблемы

РЕФЕРАТ

Проблема одиночества инвалидов и лиц пожилого возраста

Выполнил обучающийся группы
Проверил преподаватель

Иркутск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ПРИЧИН ОДИНОЧЕСТВА У ИНВАЛИДОВ И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 4
1.1 Виды одиночества 4
1.2 Причины появления одиночества у инвалидов и пожилых людей 5
ГЛАВА2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА У ИНВАЛИДОВ И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 7
2.2 Способы преодоления 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

ВВЕДЕНИЕ
Проблема одиночества остро проявила себя в последние десятилетия, и с каждым годом все больше усугубляется. Мы так боимся одиночества, но сами же обрекаем себя на него. Бежать от этого надо, да некуда.Одиночество – это социально-психологическое состояние, которое характеризуется недостаточностью или отсутствием социальных контактов, поведенческой или эмоциональной неудовлетворенностью индивида, характером и кругом его общения.
Человек чувствует себя одиноким, выкинутым из социума насильственным образом, и страдает от этого. Иногда человек сам осознанно сводит свое общение к минимуму, замыкаясь в своемвнутреннем мире. Интересен факт, что некоторые, с виду общительные, деятельные люди на самом деле страдают от внутреннего чувства страха, зачастую за своей общительностью пряча этот страх остаться одинокими.
Зачастую, одиночество возникает после разочарования в каких-то отношениях (между родителями-детьми, друзьями, возлюбленными). За разочарованием следует страх возобновить подобные отношения, страх душевной боли,которую они снова могут причинить.
Философ и социальный психолог Эрик Фромм считал, что сама натура человека не может быть согласно с изоляцией и одиночеством. Он подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека ужаса перед одиночеством. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причинапреждевременной гибели – страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Это потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность создавать самосознанием и необходимость иметь объект поклонения.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ И ПРИЧИН ОДИНОЧЕСТВА У ИНВАЛИДОВ И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ1.1 Виды одиночества
Чувство одиночества особенно актуально в пожилом возрасте и при инвалидности. Существуют три основных измерения одиночества, касающиеся оценки индивидом его социального положения, типа испытываемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством.
Эмоциональные характеристики – выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких каксчастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких как страх и неизвестность.
Тип ущербности определяет природу недостающих социальных отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Данное измерение одиночества можно поделить на три подкатегории: чувство ущербности, чувство опустошенности, чувство покинутости.
Временная перспектива – третье измерение одиночества.Его также подразделяют на три подкомпонента: степень, до которой одиночество переживается как неизменное; степень, до которой одиночество переживается как временное; И степень, до которой индивид примеряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в своём окружении.
Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых древних времен. Ещё в ветхозаветной книгеЭкклезиаста даны убедительные подтверждения тому, что одиночество остро воспринималось людьми той эпохи как трагедия. «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата, нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством».
В социологии различают три типа одиночества:
1. Хроническое одиночество – развивается тогда, когда в...

Инвалиды являются одной из наиболее социально уязвимых групп населения в Российской Федерации. Общее количество инвалидов в Российской Федерации превышает 13 миллионов человек, 700 тысяч из них – дети.

Российским инвалидам неимоверно трудно получить образование, найти работу, не всегда доступна бесплатная медицинская помощь, у них возникают большие проблемы с передвижением в пределах населённого пункта.

Люди с инвалидностью – не однородная группа, каждый человек – это индивидуальность, отличающаяся от всех остальных. Большую роль играют особенности общения и степень свободы передвижения. Дифференцирована эта группа по полу и возрасту, социальному положению и типу инвалидности, образованию, географии проживания. Больше возможностей имеют инвалиды, проживающие в городах, районных центрах, а инвалиды из сел и маленьких деревень порой и вовсе не пользуются предназначенными для них услугами, кроме пенсии. Вместе с тем в крупных населенных пунктах, мегаполисах люди с инвалидностью чаще испытывают притеснения и обиды от окружающих.

Проблемы, связанные с инвалидностью, в нашем государстве условно можно разделить на пять составляющих:

1. Обеспечение создания доступной среды для свободного передвижения инвалидов и беспрепятственной коммуникации.
2. Получение достойного образования в рамках интегрированных форм обучения.
3. Возможность трудовой деятельности без дискриминации в процессе трудоустройства и дальнейшей работы.
4. Расформирование стационарных учреждений для содержания инвалидов, и перевод финансирования на создание вспомогательных служб, позволяющих людям с инвалидностью жить без отрыва от «социума».
5. Обеспечение возможности беспрепятственного получения реабилитационных услуг и технических средств реабилитации.

Социальные ограничения для инвалидов формируются не только физическими барьерами, но также деструктивными по природе субъективными социальными ограничениями и самоограничениями. Так, стигматизация инвалидов в общественном сознании предписывает им роль несчастных, достойных жалости, нуждающихся в постоянном покровительстве. В то же время некоторые инвалиды усваивают менталитет и поведенческие стандарты ущербной личности, неспособной самостоятельно разрешить хотя бы часть собственных проблем, и возлагают ответственность за свою судьбу на других – на родственников, на сотрудников медицинских и социальных учреждений, на государство в целом.

К числу деструктивных элементов социальной среды, ограничивающих интеграционный потенциал или блокирующих саму возможность интеграции, препятствующих социально типичному, нормативному существованию инвалидов, относятся так называемые «барьеры инвалидности».

Социальные ограничения, порожденные дефектами здоровья, носят комплексный характер и поэтому особенно трудно поддаются компенсации. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными, либо интеллектуально-психическими недостатками, которые мешают ему самостоятельно передвигаться и/или ориентироваться в пространстве.

Второй барьер - это трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет его вовсе. В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам представляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату.

Третьим барьером в жизни инвалидов выступает малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие (которое тоже не может быть достаточным для обеспечения достойного уровня жизни индивида).

Важным и труднопреодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска, специально оборудованный автомобиль), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду.

Вероятно, для всех типов инвалидов важное препятствие представляет информационный барьер, который имеет двусторонний характер. Инвалиды затруднены в получении информации, как общего плана, так и имеющей непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Дефицит информации или ее недостаточная насыщенность могут при вести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей таких лиц.

Эмоциональный барьер также является двусторонним, то есть он может складываться из непродуктивных эмоциональных реакций окружающих по поводу инвалида - любопытства, насмешки, неловкости, чувства вины, гиперопеки, страха и т. д. - и фрустрирующих эмоций инвалида: жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гиперопеки, стремление обвинить кого-то в своем дефекте, стремление к изоляции и т. д. Подобный комплекс является ретардирующим, т. е. затрудняющим социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды.

Комплексный характер имеет коммуникативный барьер, который обусловлен кумуляцией действия всех вышеперечисленных ограничений, деформирующих личность человека. Расстройство общения, одна из наиболее трудных социальных проблем инвалидов, является следствием и физических ограничений, и эмоциональной защит ной самоизоляции, и выпадения из трудового коллектива, и дефицита привычной информации.

Невостребованность молодых инвалидов на рынке труда и их социальная изоляция препятствуют формированию у них активной жизненной позиции. У многих молодых инвалидов не складывается устойчивая положительная самооценка, у части не формируется чувство доверия к миру.

В связи с этим нередко инвалиды детства воспринимают людей как недоброжелательное окружение. Многие подростки и молодые люди, даже не отстающие от здоровых сверстников в интеллектуальном развитии, не живут полной жизнью, у них не формируется достаточная мотивация и навыки общения, результатом чего являются их замкнутость, отгороженность от людей.

Это огромные социально-психологические трудности, выступающие барьерами, которые весьма сложно преодолеть.

У пожилых инвалидов во многих случаях сам факт старения и целый ряд сопутствующих ему сложных жизненных ситуаций, к которым относится и инвалидность, создают условия для нарушения адаптации. Утрата близких людей и проблема одиночества, выход на пенсию, конец профессиональной деятельности, изменение стереотипа жизни и возникшие финансовые трудности, развитие недугов и болезней, ограничивающих физические возможности и вызывающих ощущение немощи, неспособность самостоятельно справляться с бытовыми проблемами, страх перед будущим, осознание неизбежности приближающейся смерти – вот далеко не полный перечень психологических проблем, с которыми сталкивается пожилой человек, и которые усугубляются переживанием инвалидности. Возрастные биологические изменения в организме и социально-психологические факторы способствуют развитию психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте.

В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и других. У молодых людей инвалидность нередко перечёркивает множество возможностей, что является огромной психологической травмой, особенно если инвалидность приобретена в сознательном возрасте вследствие катастроф и иных травмирующих событий. Если молодой человек является инвалидом с детства, он более терпим к ситуации ограниченности возможностей, но, тем не менее, как минимум к 18 годам его потребности будут распространяться на профессионально-трудовую сферу, личностно-семейную, а также образовательную. Ограничения в таких приоритетных сферах могут с большой вероятностью привести к возникновению и обострению психологических проблем, возникновению агрессивности, апатичности, депрессивных состояний, суицидального риска и других негативных проявлений субъективного переживания психологических сложностей, вызванных инвалидностью. Эти сложности в свою очередь вызовут проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми, что и обуславливает возникновение комплекса социально-психологических проблем.

В современной науке социально-психологические вопросы пожилого возраста представляют собой одну из сторон изучения разных личностных изменений у пожилых людей, которые могут приводить к разной степени нарушения их взаимодействия с социальной средой.

Для молодых людей с инвалидностью проблема одиночества связана прежде всего с недостатком общения по причине неуверенности в себе, замкнутости, смущения за какие-либо внешние недостатки и т.д. Молодые инвалиды в первую очередь нуждаются в общении со сверстниками, которые заняты построением семьи, карьеры, учёбой или развлекательной деятельностью, в условиях которой молодые инвалиды нередко ограничены, и именно поэтому по причине несовпадения возможностей, приоритетов и мест посещения, общение между молодыми людьми часто бывает ограничено. Молодому инвалиду сложнее найти партнёра для создания отношений и семьи, и друзей. Их нередко окружают лишь родственники и они «заперты в четырёх стенах», вследствие чего замкнутость и некоммуникабельность культивируется и усугубляется, а молодой человек становится озлобленнее на весь мир, упуская все возможности для компенсации ограниченных возможностей и развития различных навыков.

Таким образом, к проблемам, негативно влияющих на эффективную интеграцию инвалидов в общество, относятся следующие: трудности в получении медицинской помощи, в сфере трудоустройства, образования; негативные социальные установки и стереотипы в отношении к инвалидам; затруднения в культурной жизни и занятиях спортом, а также проблемы их самоидентификации и т.д. Разработка системы гарантий и мер социальной поддержки позволяет смягчить наиболее острые моменты социально-экономического неравенства инвалидов, расширить возможности их социального функционирования.


Для многих инвалидов одиночество становится одной из главных жизненных проблем. Можно привыкнуть к болезненному состоянию, терпеть телесный дискомфорт, внешние неудобства и недостатки, но труднее управлять внутренним состоянием, когда вызываемая обстоятельствами душевная тяжесть усугубляется ощущением одиночества.

Среди инвалидов немало людей, думающих примерно так: никто меня не навещает, поговорить не с кем, нигде не бываю, ничего не вижу, родные меня утомили, государство не обеспечивает безбарьерной средой, работы по силам нет, я одинокий, забытый и никому не нужный. Всё однообразно, уныло, скучно, и, – о ужас! – это на всю жизнь. Кого из пожизненных инвалидов не посещали подобные мысли?

Инвалиды-домоседы часто обижаются на непонимание окружающих, которые надоедают советами, жалобами на или делятся жизненными тяготами. Своих, говорят, проблем хватает, зачем чужими нагружаться? Меня тоже не обошли подобные трудности, но что делать, все мы люди и хотим понимания. Смолоду мое пожизненное заключение в комнате состояло из общества двух соседских бабушек с рассказами о пережитом и естественными жалобами на . Прислушиваясь к их суждениям, я открыла, что они очень мудрые и говорят много полезных вещей, хотя одна была неграмотной. Человека надо просто выслушать, и это будет для него реальная помощь. В общении со старушками думалось, что, возможно, и для такой миссии мне послано одиночество. Ничего напрасного не бывает, и посылается только посильное. Выслушивание других – это школа закалки терпения и выдержки, способ накопления власти над собою, это доброе дело для ближнего без расчета на вознаграждение.

Человеческая душа по природе одинока, потому одиночество не обходит никого, ни больных, ни здоровых. Одиночество можно любить и ненавидеть, одиночества бывает слишком много, но его может и не хватать. Одиночество чаще всего состояние душевное и духовное, а не вещественное, можно быть совершенно одиноким в гуще народа и в обществе близких. Об одиночестве людей из ученой и художественной среды можно прочесть в их письмах и дневниках. Наверное, для этой категории людей одиночество состояние естественное, без пребывания в одиночестве ничего не откроешь и не сотворишь – надо, чтобы не мешали думать. Потому наша земля так прекрасно устроена, что Бог в одиночестве создавал мироздание, никто не мешал творить.

Одиночество не всегда плохо, это еще отдых души, время на любимые увлечения, радость созерцания природы и возможность делать добрые дела. У каждого свои обстоятельства и жизненная позиция, но одно можно сказать уверенно: чтобы не обижаться на судьбу и окружающих, надо любить доставшуюся тебе жизнь, особенно если известно, что изменить ситуацию невозможно и дружить с одиночеством предстоит до конца дней.

Принято считать, что одиночество сглаживается общением. В таком случае, если человеку не с кем общаться, надо дружить с самим собою, учиться быть себе другом. Радость тогда бывает в доме, когда она есть в тебе самом. Никто, кроме самого человека, не сможет его развлечь, прогнать уныние и хандру. Радость, отчаяние, уныние, веселье, хандра, депрессия – понятия душевно-духовного характера, потому и бороться с ними можно духовными путями.

Древние восточные мудрецы и христианские пустынножители покидали мирские удовольствия ради жизни в одиноком аскетизме, где становились умудренными и прозорливыми? Именно к таким людям идут за советами и утешением. Конечно, это были особые люди, избранные, но ведь люди же. Наверное, одинокие тоже в определенной степени избранные. Состояние одиночества может способствовать развитию и накоплению душевного и духовного богатства, создавать ощущение внутренней полноты, которая становится еще полнее, когда человек ею делится. Ситуация каждого индивидуальна – надо думать самому, учиться анализировать события, а не искать готовых ответов.

Когда мне было двадцать лет, друг детства, узнав о моей грустной участи жить в комнатном заточении, бросил ободрительную фразу: «Раз такое дело, читай книжки и повышай свой интеллект!» Он оставил мне большой чемодан книжек с русской классикой, и с этим чемоданом я вступила на дорогу борьбы с одиночеством. За прошедшие с тех пор сорок лет я слышала сотни советов доброжелателей, но совет «читать книги» оказался самым полезным. Это было семя, своевременно брошенное на почву тревог, сомнений и растерянности. Занимаясь рукодельями в поисках дела по душе и по силам, все свободное от практических занятий время я заполняла чтением, чтобы некогда было раскисать и впадать в депрессии, как часто случается с нашим братом.

Серьезное чтение способствует размышлениям и раздумьям. Думающий человек уже не одинок. Место одиночества в душе отнимают думы и плоды раздумий, а думать – это труд и немаленький. Чтение классики и познавательных книг хорошая школа для самообразования. Официальное образование дает профессию, но интеллект и кругозор расширяются чтением, появляется вкус к языку и содержанию, приходит радость от встречи с хорошей книгой. В древности книг в нашем понимании не было, но уже Библия пишет, что книга «проводник разума, источник мудрости, и река знания» (Ездра. 14.48)

В рассказе Чехова «Пари» молодой человек заключил с миллионером пари о том, что пятнадцать лет безвылазно просидит в одной комнате, за что богач выплатит ему большую сумму денег. За годы пребывания в одиночестве парист выучил языки и прочитал много книг. Когда подошло время получения выигрыша, постаревший молодой человек нарушил условия договора, сбежав за пять минут до истечения срока отсидки. Деньги для него утратили значение в сравнении с полученными в одиночестве бесценными знаниями.

Чтобы не быть одиноким, надо занимать одинокое душевное пространство полезной информацией и чаще страдать о других, чем о себе. При думах о других человеку посылается утешение и духовные заряды, достаточные для поддержки внутренней гармонии собственной души и поддержки страждущих. Чем больше в душе сострадания и милосердия, тем больше прибудет сил физических, душевных и духовных, которые можно направить ближним.

В наше время очень распространено впадание в депрессию. Мой опыт позволяет заключить, что депрессия – это неумение дружить со своим внутренним миром и наполнять его полезной информацией, а также нежелание насыщать свободное время добрыми делами. В депрессию впадают, когда не надо думать о хлебе насущном, но хочется нечто такого, чего человек сам не знает. Бедным людям слово депрессия не известно, также занимающиеся благотворительностью состоятельные люди в депрессию не впадают – некогда. Они помнят, что их ждут слабые, бедные, немощные. Такое напряженное ожидание прогонит любую депрессию, только надо этого захотеть. Но хотеть не хочется – лень! Надо просто работать на любых направлениях, и на депрессию не останется времени.

Раздумья и анализ происходящего учат наблюдать за окружающей жизнью, не уходя с головой в свои беды; учат помнить, что у окружающих тоже есть не менее острые горести, просто другие. Болезненная претензия ко всему свойственна не только инвалидам, но и здоровым людям, потребительски относящимся к жизни. Им все должны, они никому ничего. Берущий и ничего не отдающий человек превращается в одинокого раба собственного недовольства и разъедающих сердце глубоких печалей.

Своя рубашка ближе к телу, однако умение ставить собственную рубашку в конец очереди на получение душевного тепла – парадокс! – ведет к получению такого тепла извне. Когда душе заниматься собственными страданиями от одиночества, если память и руки заняты заботой о других?

Никакое одиночество не страшно обладателям любви. Любовь к людям, к родине и своей истории, любовь к природе и всему окружающему миру – разве мало для наполнения любовью души и сердца! Все это есть даже у самого недвижимого инвалида. «Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть», – писал Василий Великий. Всякому человеку можно обрести любовь в разных обстоятельствах. Есть земля, где мы родились, народ, которому принадлежим, есть родина и природа, даже если она выражается маленьким принесенным букетиком или простой травинкой.

Многие могут сказать: родина нас забыла. На родине бывают разные государственные системы, они меняются, но родина никого не забывает, если не забудут её. Полюбите родину, и эта любовь заполнит частицу внутреннего одиночества. Чтобы полюбить родину, надо полюбить её историю, а чтобы полюбить историю, надо её изучать. Знакомство с историей посредством чтения заполнит ещё одну нишу одинокого пространства души. На серьезное вдумчивое чтение уйдет масса свободного времени, и скучная одинокая жизнь заполнится растущими интересами.

Полюбите природу и научитесь радоваться всякой веточке. Размышления о том, как на тоненьком стебельке образуются зеленые листочки и распускается прелестный цветок, или из незаметного зернышка вырастает огромное дерево, обращаются в радостное изумление непостижимым совершенством божьих творений! Ощущение тайны божественного домостроительства усиливает душевную радость, отнимая у невыносимого одиночества еще кусочек пространства.

«Свободен человек тогда, когда он располагает обилием и властен расточить его. Ибо свобода всегда есть власть и сила, и эта свобода есть власть над душою и над вещами, и сила в щедрой отдаче их», – писал выдающийся русский философ Иван Ильин.

«Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, если рука твоя в силах сделать его», – написано в Библии. Следующих этому правилу одиночество не терзает, просто некогда в него погружаться, нуждающиеся всегда найдутся рядом.

Все написанное выше основано на моем житейском опыте, переживаниях и взглядах, сформированных за многие годы одиночества. Заполняя время посильными делами помощи ближним, чтением и размышлениями, позднее творчеством, не позволяя себе хандрить от невозможности изменить обстоятельства, я не ощущала одиночества, хотя жизненная обстановка по существу мало изменялась. Мне полюбилось одиночество и стало его не хватать. Одиночество научило меня думать и слушать других. В долгий период поиска своего дела мое одиночество было заполнено любой работой, которую могла сделать для других. Заставляла себя постоянно быть при деле, только бы не сидеть сложа руки, и душевное одиночество само собой отступало. Наверное, оно боится заботы о ближних, боится того приятного состояния, когда радость ближнего также радует тебя, приносит душевную легкость и внутреннее удовлетворение. Старание сделать свое одиночество полезным для других помогает не попадать в его мутные сети. Одиночество научило меня творческой работе и творческой созерцательности, наполнило душу любовью и благодарностью судьбе за выпавшую земную жизнь.

Еще одиночество научило говорить с Богом на Его языке, ведь молчание – это язык Бога. И слава Богу за все!

Проблема личного одиночества инвалидов практически не освещается. Наталья Барткова, пресс-секретарь самарской общественной организации инвалидов -колясочников «Десница».


-Сколько инвалидов проживает на данный момент в Самарской области?

Боюсь ошибиться, но в губернии проживает около 250.000 инвалидов. Из них около 5000- «колясочники». Но эти цифры условны. Они считаются из 10% +- населения. Как таковой общей статистики нет, в каждом ведомстве ведется своя статистика инвалидов. В среднем, по данным ООН 10% населения любого государства составляют люди с ограниченными возможностями. Но где то это количество может быть12% из-за наличия «горячих точкек», где-то может быть 7,5-8%. Поэтому эта цифра весьма условна.

За последние годы процент инвалидности увеличивается в связи с тем, что идет старение населения, в связи с изменением в различных законодательствах, раньше был один учет, потом другой. Кто-то перешел с одной группы инвалидности на другую, потому что есть проблемы, с которой сталкиваются люди, когда начинают оформлять индивидуальную программу реабилитации, в связи с желанием учиться или работать меняют свою инвалидную группу. Вообще, этот процент быстро меняется в ту или иную сторону в соответствии с мировыми тенденциями: ухудшение экологии, старение населения, увеличение травматизма во взрослом возрасте, «горячие точки». Но оказывает влияние и уровень жизни. Чем он выше, тем больше инвалидов. Если посмотреть на ситуацию, которая сложилась Европе, то там за последние годы процент сердечно-сосудистых заболеваний увеличился.

Есть общая картина того, что процент инвалидов растет и будет расти. Потому что все вышеперечисленные проблемы мировое сообщество не научилось решать в полной мере.

Именно поэтому мы как организация придерживаемся правила: решать проблемы с позиции философии независимой жизни, социального подхода к инвалидам. Это новый взгляд на инвалидность: с принятием международной конвенции инвалиды уравнены со всеми остальными в правах. Потому что, если численность инвалидов будет увеличиваться год от года, то ни одно государство в мире не сможет содержать такое огромное количество людей пенсионного возраста и людей с ограниченными возможностями. Многие государства это поняли, наша страна тоже пытается идти в этом направлении.

-Проблема трудоустройства людей с ограниченными возможностями - насущна?

Это очень большая проблема. Ее нельзя рассматривать однозначно и решить одномоментно. Нельзя устроится на работу без специального, конкурентоспособного образования. Бывает так, что ребенок или молодой человек не успел получить должное образование до болезни или травмы. Или получил взрослый человек специальность, но приобретенная инвалидность не позволяет ему продолжать трудиться по ней, значит, ему необходимо переквалифицироваться. Поэтому проблема трудоустройства очень насущна. Чисто механическая работа, которая позволяла бы работать руками, ее с каждым годом становится все меньше. Я считаю, что человек с инвалидностью никогда не может заработать столько, чтобы прокормить себя и свою семью. Любой труд руками уступает производительности машины.

Поэтому здесь необходимы другие технологии, которые как-то связаны с компьютерным производством и др., то есть то, что поможет задействовать не только физический фактор, но есть другие ресурсы, которые необходимо реализовать для того, чтобы получить образование и специальность.

Но бывает так, что человек получил достойный уровень образования, способен конкурировать на рынке труда с людьми, не имеющими инвалидности. Но среда не позволяет ему реализоваться. Рынок есть рынок. Работодатель - не благотворитель. Бывают редкие случаи, когда принимают людей с ограниченными возможностями. Но сложность заключается и в том, что рабочее место для таких людей нужно специально оборудовать. Кому-то нужно дать возможность выходить из собственного дома, оборудовать въезд на работу, не говоря уже рабочем месте.

Что касается других проблем (недоступная среда, отсутствие соответствующего образования, общественное мнение), то они зиждятся на тех законодательных документах которые у нас есть. Человеку с ограниченными возможностями даже оформиться на работу сложно. При этом, он и так не горел желанием работать, потому что государство постепенно приучило его к тому, что все решается без его участия. Тем самым оно растит, мягко говоря, армию иждивенцев и потребителей.

Когда сегодня человек заявляет том, что он что-то хочет и может, то тот небольшой зазор между пенсиями и компенсациями с него снимается.

Получается так, что еще не известно, доедет ли он до работы, примут ли его туда, а те 600-800 рублей, в зависимости от степени инвалидности, с него снимут прямо сейчас (потому что ему снимут степень ограничения трудовой деятельности). Он еще100 раз подумает, а надо ли ему это или нет.

Мы в своей работе видим, что люди с инвалидностью, особенно это касается молодых людей, которые в недавнем времени получили травму, приучены окружающими и родными к тому, что они никуда не ходят, сидят дома, читают книги и играют в компьютерные игры. Все потому, что у родных нет возможности пристроить инвалида в учебное заведение или на работу, а в свободное время - выходить с ним на улицу.

Потом, когда они приходят к нам в организацию, это очень сложно переломить.

Очень немногие могут самостоятельно принять решение, нести за него ответственность, реализовать себя в жизни, все потому, что за них всегда все решали взрослые.

Правда есть случаи, когда они могут себя реализовать, но это происходит вопреки всему. Те дети, молодые люди, которым родители привили, что они ничем от других не отличаются, добиваются своей цели. Но сколько это будет стоить усилий им самим, близким и окружающим, трудно измерить.

Но мы говорим о том большом проценте людей, имеющих инвалидность, которых не научили налаживать социальные контакты и обеспечивать себя.

Если на образование, согласно конституции, у нас каждый человек имеет право, то трудоустройство - это уже другой вопрос. Человек с ограниченными возможностями может работать, а может и не работать. И это развращает формирующуюся личность, они перестают стремится чего-либо достичь. Раз получили отказ, второй, ну и ладно, буду жить на пенсию и проклинать все на свете. А человек должен преодолевать себя, этому его должны учить с детства. Это очень сильно сказывается при трудоустройстве. Дети, опекаемые своими родителями - большая проблема. Их чада живут по принципу «хочу-не хочу». И во взрослом состоянии это переломить очень сложно. Конечно такое достаточно часто встречается и среди молодежи без инвалидности. Но их заставит жизнь чего-то добиваться.

Но людям с инвалидностью, должны быть даны не только права, но и возможности. Тогда они будут реализовываться как личности.

-Вы наверняка проводите комплекс мероприятий, чтобы изменить ситуацию?

Мы работаем в этом направлении уже 9 лет. Есть две проблемы - изменить отношение общества, включая каждого в отдельности и всех вместе взятых, и изменить отношение инвалидов к самим себе. Это очень сложная работа.

Мы проводим и занятия, тренинги с разными возрастными группами: со школьниками, и государственными чиновниками и представителями муниципальных образований, средств массовой информации. То, как проблема транслируется через СМИ - это важно, вплоть до употребления слов. Слово очень много значит.

-Скажите, как с течением времени, общество стало относиться к людям с ограниченными возможностями?

Я считаю, что изменения налицо. Самара выгодно отличается от других в том плане, что у нас о проблеме инвалидности говорится очень много. Люди в округе изменилось. По личным ощущениям то, что было 10-20 лет назад и то, что мы имеем сейчас - большая разница. Сейчас я вижу совершенно другое отношение.

Порой стоит отъехать в глубинку от Самары и понять, что ты перенесся на некоторое количество времени назад. Совсем необязательно, что тебе буду что-то говорить, достаточно стоять рядом с человеком и чувствовать к себе другое отношение. Я сама изменилась, люди меняются со временем, главное - не останавливаться на достигнутом.

-Это можно связать с уровнем воспитания?

Я бы назвала это немного не так: информированность. В обществе об инвалидности как о социальной проблеме говорят в различной степени. Вот эту информированность я бы назвала и воспитанием, и образованием. Люди, если они часто с этим сталкиваются, начинают естественно воспринимать. Поэтому мы говорим о том, что чем чаще ребенок с инвалидностью будет выходить на улицу и иметь социальные контакты, тем лучше будет для него и для отношения к нему. Вот почему в некоторых районах области вызывает удивление то, что инвалид вышел на улицу?

Люди, которые ездили за границу, приезжали обратно с круглыми глазами. Они говорили, что в западных странах инвалидов больше. Ничуть не больше, говорила я им в ответ. Там инвалиды выходят на прогулку и так далее, а наши сидят дома, потому что выйти не могут. Чем чаще человек общается, тем меньше удивления и страха. Люди чаще всего боятся того, чего не знают.

По мнению многих, люди с ограниченными возможностями ценят жизнь больше, чем люди, не имеющие инвалидности...

Можно сказать и да и нет. Люди с инвалидностью разные. Есть процент людей с ограниченными возможностями, которых научили быть личностями - они ценят жизнь.

Есть такие, которые как и многие другие члены общества, не нашли и не реализовали себя, они точно также сидят дома, переключая каналы телевидения и играя в игры. Вот они обижены на все и вся. Они не понимают, что все в большей степени зависит от них самих.. Для того, чтобы они ценили себя и пытались чего-то достичь, нужно с детства говорить ребенку о том, что он - хозяин своей судьбы. Родителям не нужно бояться говорить своему ребенку «нет». Воспитывать нужно личностей, потому что дети очень сильные манипуляторы. Они - люди, у них есть как положительные качества, так и отрицательные.

-Проблема личного одиночества инвалидов сегодня очень остро стоит?

Это такая проблема, которая практически не освещается. Она тянет за собой все те проблемы, которые я упоминала выше.

У нас сексуальное просвещение молодежи и так идет трудно, а в семье, где растет ребенок с ограниченными способностями, там проблем в 10 раз больше. Родители вообще не знают, с какой стороны к ним подступиться.

В обществе эта проблема как таковая не афишируется, рассматриваются отдельные случаи с хэппи-эндом. Но чего это стоит людям, никто не рассказывает. Очень многим тяжело говорить о своем благополучии, придется пройти через очень жесткое неприятие этой темы всеми, включая собственных родителей.

Общественное мнение на волне тех изменений, которые происходят, признает, что человек с инвалидностью должен учиться, работать, заниматься спортом. Но тема одиночества практически не афишируется.

Потому что проследить всю ту цепочку достаточно сложно, вплоть до того, что если поговорить с женщинами, имеющими инвалидность, и спросить, были ли они на консультации у врача-гинеколога? Они ответят: «Нет». Потому что ни одна клиника/поликлиника в этом плане не приспособлена вообще. Это особенно касается женщин, у которых имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. Еще стоит отметить, что специалисты на дом не ходят и оборудование, которое помогало бы в этом плане и врачу и пациентке - в нашей стране его просто нет. А уж про воспитание и подготовку я речь не веду.

Ведь с детства человеку говорят: «Какая семья, тебя самого по лестницам носить надо». Но нельзя все решать за человека, он сам должен определить, какой будет его жизнь.

Конечно проблема, что индивид не может найти себе пару - зиждется на всех остальных. И решать ее одну, без всего комплекса, наверное, будет неправильно и даже опасно.

В целом, пока на все эти проблемы предпочитают глаза закрывать. Каждое ведомство предпочитает говорить об этом у себя в ведомстве, как о некоей статистике. А всерьез поднять в обществе эти проблемы очень сложно.

  • 6. Философские аспекты теории ср
  • 7. Многосубъектность ср
  • 8. Специалист по ср как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика специалиста по ср
  • 9. Проблема профессиональных рисков в ср
  • 10. Профессионально – этические основы ср
  • 11. Прогнозирование, проектирование и моделирование в ср
  • 12. Нормативно-правовые основы ср
  • 13. Понятие эффективности в ср. Критерии эффективности
  • 14. Модели теоретического обоснования ср: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные
  • 15. Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика
  • 16. Задачи и принципы организации управления в системе ср. Структура, функции и методы управления
  • 17. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно-правовые формы
  • 18. Социальная политика рф: ее цели и основные направления. Взаимосвязь социальной политики и ср
  • 19. Развитие системы социальных служб в субъектах рф
  • 20. Роль общественных организаций в развитии профессиональной ср
  • 21. Технологии ср. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса
  • 22. Методы индивидуальной, групповой и общинной ср
  • 23. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров
  • 24. Методы исследований в ср
  • 25. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  • 26.Девиантное и делинквентное поведение, как проблема социальной работы. Особенности социальной работы с девиантами и делинквентами
  • 27. Наркомания и токсикомания как формы проявления девиантного поведения
  • 28. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения
  • 29. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 30. Инвалидность: Социальная защита и реализация прав инвалидов
  • 31. Пенсионное обеспечение населения в рф
  • 32. Социальное обслуживание населения в рф
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
  • 33. Теория и практика соц. Страхования в России
  • 34. Молодежь как объект социальной работы. Технологии социальной работы с молодежью
  • 35. Семья как объект социальной работы. Технологии социальной работы с семьей
  • 36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления
  • 37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками
  • 38. Гендерный подход в практике социальной работы
  • 39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ
  • 40. Технологии ср по охране материнства и детства
  • 41. Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами
  • 42. Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными
  • 43. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
  • 44. Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев населения
  • 45. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
  • 46. Основы социальной медицины
  • 47. Содержание и методика социально-медицинской работы
  • 48. Сиротство как одна из актуальных проблем современности: причины, последствия, динамика
  • 49. Одиночество как социальная проблема
  • 50. Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций
  • 49. Одиночество как социальная проблема

    Одиночество – это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание связанное с утратой существующих жизненных ценностей или близких людей; постоянное ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.

    Одиночество в старости – неоднозначное понятие, имеющее социальный смысл, это прежде всего отсутствие родственников, а также отдельное проживание от молодых членов семьи, либо полное отсутствие человеческого общения. Это социальное состояние, которое отражает психофизический статус пожилого человека, затрудняющее ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально-экономического характера.

    Изоляция и самоизоляция являются неприменными атрибутами старости (на шестом десятке влечение к одиночеству является нормальным и даже инстинктивным). Одиночество не связано с количеством общественных контактов, а в значительной степени является субъективным психическим состоянием.

    Классификация моделей одиночества:

      Психодинамическая модель (Зимбург), 1938.

    Согласно данной модели одиночество является отражением характерных черт личности. Согласно данному подходу одиночество является результатом ранних детских влияний на личностное развитие.

      Феноменологическая модель (Карл Роджерс), 1961.

    Данная теория сконцентрирована на терапии направленной на личность больного. Согласно Роджерсу поступки индивида, это результат сформировавшихся в обществе образцов, ограничивающих свободу человека социально-оправданными методами. В этой связи создается противоречие между истинным «я» человека и его проявлениями в отношениях с другими людьми. Роджерс считает, что одиночество результат слабой адаптации личности к социально-экономическим условиям. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в несоответствии представления индивида о собственном «я».

      Экзистенциональный подход (Мустафос), 1961.

    В основе данного подхода лежит идея об изначальном одиночестве всех людей. Одиночество – система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения жизненных вопросов, и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество, проистекает из конкретной реальности одинокого существования и столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями переживаемыми в одиночку.

    4. Социологический подход (Баумен) 1955, (Крисмен) 1961, (Слейтор) 1976.

    Баумен выдвинул гипотезу о трех силах ведущих к усилению одиночества:

      ослабление связей в первичной группе;

      увеличение семейной мобильности;

      увеличение социальной мобильности.

    Крисмен и Слейтор связывают свой анализ с изучением характера и анализом способностей общества удовлетворить потребности его членов. Одиночество – это нормативный общестатистический показатель характеризующий общество. В определении причин одиночества особый акцент делается на значении событий происходящих в жизни человека в зрелом возрасте и на социализацию, которая под воздействием некоторых факторов негативно воздействует на личность (СМИ).

    5. Интеракционистский подход (Бейс), 1973.

    Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

    2 типа одиночества:

      эмоциональное (отсутствие тесной интимной привязанности);

      социальное (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

    Бейс рассматривает одиночество как нормальную реакцию.

    6. Когнетивный подход (Пепло), 70е годы.

    Он акцентирует роль познания как фактора, определяющего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Одиночество наступает тогда, когда индивид осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

    7. Интимный подход (Дерлега, Мареулис), 1982.

    Употребляется понятие интимность для истолкования одиночества. Одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремиться к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Данные исследователи считают, что как внутрииндивидуальные факторы, так и факторы среды способны привести к одиночеству.

    8. Системный подход (Ландерс), 1982.

    Он расценивает одиночество как потенциально потайное состояние, которое приостанавливает собой механизм обратной связи, помогающей индивиду и обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов. Ландерс считает одиночество полезным механизмом, который в результате способствует благополучию индивида и общества.

    Выделяет два мотива поведения:

      индивидуальный;

      ситуативный.

    На основе этих мотивов формируются разные степени и типы одиночества. Различия между этими типами проводятся по основаниям касающимся оценки индивида, его социального положения, типа испытанного им дефицита социальных отношений и временной перспективы связанной с одиночеством. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций – страх, неуверенность. Тип ущербности определяет природа недостаточных социальных отношений. Главным является сбор информации о значимых для индивида отношений.

    В древние времена, когда существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым, можно говорить о трех формах одиночества:

    1. Обряды, ритуалы, испытания.

    2. Наказание одиночеством, выражающееся в изгнании из рода и обрекающего наказанного почти на верную смерть.

    3. Добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в отдельный институт отшельничества, который просуществовал не менее 2,5 тыс. лет.

    В философских исследованиях к проблемам одиночества существует несколько подходов:

    1. Оценочная патология (Паркерт, Цимерман).

    Типология Кельбеля, 4 типа одиночества:

      позитивный внутренний тип – гордое одиночество, переживаемое как необходимое средство раскрытия новых форм общения с другими людьми;

      негативный внутренний тип – одиночество, переживаемое как отчуждение от своего «я» и от других людей;

      позитивный внешний тип – преобладает в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски позитивного опыта;

      негативный внешний тип – появляется в том случае, когда внешние обстоятельства ведут к весьма негативным ощущениям.

    2. Социологический подход.

    Типология временной перспективы (Янг, Бег) 1978, три типа одиночества:

      хроническое – характерно для тех людей, которые небыли удовлетворены своими социальными связями и отношениями в течении 2х и более летподряд;

      ситуативное – наступает в результате значимых стрессовых событий в жизни. Ситуационно одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество;

      преходящее.

    Дирсон, Периман, 1979:

      безнадежно одинокие люди, данные люди не имеют супругов, интимных отношений. Отличительная черта: чувство неудовлетворенности связями со сверстниками;

      периодически или временно одинокие, люди связанные социальными отношениями с родственниками, но не привазаны. Отличительная черта: нет близких отношений;

      пассивно или устойчиво одинокие люди, люди смирившиеся со своим положением и считают его неизбежностью.

    Социальная работа с одинокими пожилыми людьми должна способствовать их интеграции в коммуникативную сферу.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!