Сочинение на тему красота природы. Описание природы

Вариант 1. Своеобразна и неописуемо красива природа осенью . Не смотря на то, что дождь и туман достаточно частые явления, выдаются и ясные тихие дни для прогулки в ближайший лес. Присядешь, полюбуешься золотым одеянием леса , вслушаешься в и пение птиц, проводишь взглядом улетающих птиц. Где-то вдалеке прогремел гром. Капля за каплей начался дождь. Спрятавшись под деревом, оглянулся по сторонам. Как же красиво вокруг, нравится мне осенняя природа . Воздух такой свежий! Домой идти совсем не хочется.

Вариант 2. Человек и природа тесно связаны друг с другом. Природа создает все условия для жизни человека, поэтому так важно жить с ней в гармонии. Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота по истине завораживает. Интерес человека к природе безграничен; сколько тайн и загадок несут в себе леса, моря. Очень многое мы еще не знаем о природе . Чтобы наслаждаться красотой природы не нужно ехать далеко, достаточно сходить в парк или лес. Особенно красива природа осенью, когда хочется сидеть на лавочки и впитывать в себя всю ее красоту, наслаждаться ею. Именно тогда чувствуешь, как твоя душу наполняется новыми красками, как она насыщается красотой окружающего мира. В эти моменты осознаешь, как тесно связаны люди с природой.

От умения правильно излагать свои мысли во многом зависит то, как вас будут понимать окружающие. Именно по этой причине русский язык - это один из основных предметов школьной программы. Начинается он с чистописания в первом классе и преподается в течение всего периода обучения. Для многих достаточно проблематично научиться писать без ошибок - об этом говорит культура речи человека, то, как он выражается и разговаривает. Некоторые педагоги считают, что умение правильно говорить во многом определяет грамотность индивида и его умение выражать свои мысли. Именно по этой причине образовательная программа направлена скорее не на заучивание правил русского языка, а на развитие умения стилистически верно построить свои рассуждения. С этой целью в школе проводится большое количество работ, направленных на описание. Примеры их достаточно просты: или, скажем, о том, как ребенок провел каникулы.

Такие задания позволяют ученику развить умение правильно подбирать нужные слова и, как следствие, грамотно выражаться.

Что такое описание

Описанием называется любой отрывок текста или изречение, раскрывающее смысл увиденного или услышанного. По сути, то же описание природы сводится к речевому переносу увиденного на бумагу. Как правило, впервые с таким типом текста человек сталкивается в школе на уроках русского языка. Современные образовательные программы построены таким образом, что младшие школьники среднего звена, а именно пятый-шестой класс, пишут сочинения, в которых требуется сделать, например, описание цветов или человека. На самом деле в таком задании нет ничего сложного или необычного, однако у ребенка могут возникнуть определенные трудности по той причине, что он никогда прежде не описывал что-либо связным текстом.

Виды описания

Вообще, все описания можно условно разделить на две большие группы: живого и неживого. К первому типу следует отнести людей, животных, растения, природу, словом, все, что можно считать одушевленным. Второй тип также достаточно распространен: сюда относят описание города, времен года, вещей, техники. Несмотря на такое разделение, способы ведения повествования могут перекликаться, так как в сочинениях непременно должна присутствовать некоторая литературность изложения, предполагающая использование средств художественного выражения. Конечно, это приходит со временем, и первые сочинения вовсе не будут похожи на идеально написанные тексты. Но при должном уровне начитанности ребенка с течением времени он научится подходящими словами изображать все, что угодно, будь то описание природы или человека.

План описания

Несмотря на то что на уроках преподаватель обязан дать ученикам тот план, по которому следует производить описание, примеры подобных работ могут быть различными. Попытаемся рассмотреть некий универсальный способ написания таких сочинений. Во-первых, нужно выделить для себя основные моменты, на которых будет строиться структура работы, а именно вступление, основную часть, заключение или вывод.

Важно заметить, что в таких работах отсутствует. Это логично, потому что сложно его выделить, если задачей является, например, описание города. Каждая часть имеет свой размер. Вступление - небольшое, пара общих предложений, задающих тон всему сочинению. Основная часть - более развернутая, здесь будут основные моменты. Заключение - это общее впечатление от описанного объекта. Во вступлении следует сказать о том, как был создан объект - если это картина, то кем и когда была написана, если здание, то кто его архитектор. Об основной части будет сказано ниже, а в заключении пишут, как правило, о том, понравился или не понравился объект и почему.

Как выражать свои мысли

При написании подобной работы очень важным является то, как автор будет вести повествование. Одним из наиболее удачных приемов описания считается выбор самых ярких деталей и их подробный разбор. Существует еще один способ, заключающийся в общем обзоре всех имеющихся деталей. Здесь очень важно угадать, если это, например, Художник мог сделать определенный акцент, который нужно уловить. В таком случае описание будет ярким. Еще очень важным моментом является то, что необходимо точно подбирать выражения, дабы читатель работы смог явно себе представить описываемый объект. Конечно, такое мастерство присуще лишь талантливым писателям, но упорным трудом можно добиться неплохих результатов.

Описание в школе

Наиболее острым вопросом являются школьные описания, так как именно здесь обнаруживаются первые трудности. Вообще, в заданиях используют лишь некоторые виды работ, разобрав которые, можно успешно справиться с любой задачей. Тому, как это сделать, и будет посвящена вторая часть статьи. Как правило, задания по описанию базируются на различных картинах известных художников.

Наверняка художественное описание природы - это то, с чем в первую очередь сталкивается каждый ученик. Не нужно этого бояться, ведь существует определенный план, следуя которому, можно без особых трудностей справиться с задачей. Итак, имеется задание, требующее выполнить описание. Примеры рассмотрим ниже.

Описание пейзажа

Во-первых, необходимо в точности следовать плану, который был представлен выше. Нас интересует именно основная часть, так как она вызывает наибольшее количество вопросов. Существует такое правило: при описании любой картины следует двигаться в одном направлении. Что это значит? Все довольно просто. Если имеется пейзаж, то описывать объекты необходимо, например, сверху вниз или наоборот. Это позволит не забыть ни одной детали и составить целостное представление о картине. Далее при движении требуется выбирать любой объект и описывать его положение в общей композиции, не забывая использовать выражения, так как это сделает изложение более литературным.

Также немаловажным моментом считается то, как автор назвал свою картину. Из этого можно сделать вывод о том, на что следует обратить особое внимание. Если, например, он назвал картину «Лето», это значит, что следует обратить внимание на все атрибуты этого времени года и постараться найти их на полотне. В таком случае описание лета будет достаточно успешным. Например, описание подобной картины вкратце может выглядеть следующим образом: "На картине художника N перед нами предстает живописный пейзаж, запечатленный в знойную летнюю пору. Солнце находится в зените, поэтому можно сделать вывод о том, что сейчас полдень. Стоит спокойная погода, ветра нет, не двигаются. Яркие тона на поле подчеркивают, что сейчас июнь - самая сочная пора" и так далее.

Описание людей

Вторым по популярности заданием можно считать описание различных портретов. По сути, оно мало чем отличается от любого другого вида, но принцип здесь немного другой. Если требуется сделать пример можно рассмотреть в любом произведении классической литературы. Автор-профессионал легко «пробегается» по внешнему виду героя, рассматривая его одежду, лицо и останавливая внимание на каких-то отличительных чертах, что позволяет оживить повествование. Такой прием будет очень выигрышно смотреться в любой работе. Но необходимо иметь чувство меры, а именно - не зацикливать внимание на одной детали. Сама суть описания состоит в том, чтобы за минимально короткое время наиболее точно передать главные черты объекта.

Описание растений

Излюбленной темой многих художников является изображение растений, именно поэтому нередко приходится сталкиваться с проблемой их описания. Здесь следует обратить внимание на то, что, как правило, такие объекты небольшого размера, поэтому автор картины акцентирует внимание на деталях.

Описание цветов может служить ярким примером. Если картина - это натюрморт, то придется постараться, чтобы заметить все черты, которые передал художник. Капельки росы, сломанные тычинки или лепестки неправильной формы - все это те важные детали, которые передают настроение картины, и, следовательно, они должны быть отражены в описании. В общем и целом, кардинальных отличий нет. Единственное, на что следует обратить внимание, - это краски. Цвет растения может играть довольно значимую роль, поэтому необходимо обратиться к материалам, которые раскрывают значение цветовых символов.

Другие описания

Помимо пресловутых картин, еще одним типом заданий может явиться описание каникул. Наверное, каждый писал о том, как он провел их, непременно включая в свой рассказ описание лета. Здесь стоит обратить внимание на некоторые общие детали, которые ассоциируются с тем или иным временем года, тем, что легко представит себе любой. Тогда работа будет выглядеть очень выигрышно.

Заключение

Конечно, можно дать массу советов по поводу того, как нужно делать описание. Примеры не будут лишними, однако они могут оказаться При написании любых работ очень важен стиль. Его наличие в большинстве случаев может существенно помочь, даже если человек не владеет информацией. Заимствование чужих мыслей может привести к притуплению писательского таланта, который есть у каждого. А это, в свою очередь, чревато тем, что в старших классах или на экзаменах ученику будет трудно сконцентрироваться и правильно изложить свои мысли. Если ребенок самостоятельно способен выполнить описание того или иного объекта, значит, он не просто умеет правильно выражать свои мысли, но делает это уверенно и быстро. Бесспорно, этому нужно учиться, и здесь будет полезна лишь практика. Знать русский язык - это обязанность каждого гражданина России.

Как описать природу, подобно классикам?

На эту тему написаны учебные пособия, монографии, статьи, в которых приводятся примеры, подробно рассказывается о языковых средствах, приемах, способах изображения природы в литературе, но авторы продолжают задавать вопрос. Почему? Потому что на практике не так-то легко понять, а КАК же все это работает?

На мой взгляд, помочь может «пошаговое» сравнение, к которому я и прибегну в своей статье.

Сразу скажу, писатели, как художники, могут быть портретистами, баталистами, пейзажистами, из пейзажистов – маринистами и т.д. Условно, конечно.

Возможно, вам удаются батальные сцены, тогда не стоит зацикливаться на пейзажных описаниях, вполне можно обойтись точными и понятными характеристиками: «небо потемнело», «начался дождь», «солнечное утро» и прочее. Несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования. Как правило, этого достаточно, чтобы читатель понимал – что, где и при каких обстоятельствах происходит.

Если же вы хотите, чтобы пейзаж был не просто фоном, а «говорящим» фоном, особенным персонажем произведения (возможно, и главным), который может играть особую роль и занимать особое место в сюжете, то, конечно, нужно учиться у классиков.

Я хочу предложить вам игру-исследование , вы поймете принцип и потом сами сможете заниматься пошаговым сравнением.

Итак, перед нами три маленьких отрывка из рассказов известных писателей-пейзажистов – Тургенева , Пришвина , Паустовского .

Отрывки имеют три важные объединяющие вещи:

1. Рассказ ведется от 1-го лица.

2. Одна и та же тема: начинается осеннее утро.

3. Все или некоторые атрибуты осени: особенность света, небо, листопад, ветерок, птицы.

Давайте пока их просто внимательно прочитаем. Можете по ходу чтения отмечать что-то особенное, на ваш взгляд, у каждого автора.

№ 1

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

№ 2


Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: – Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится.

№ 3

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей – от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Наверняка вы заметили интересные сравнения, яркие эпитеты, что-то еще…

Обратите внимание, что, хотя описания даны от 1-го лица, рассказчики выполняют поставленную перед ними задачу. Сравним:

Это хороший прием, не только понять – от какого лица нужно писать, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать идею.

Многие почему-то считают, что в описании природы нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы, но наш пример показывает, что она не просто есть, а должна быть, что и отличает один текст от другого.

Эпитеты, сравнения и пр. – обязательно. Распространено мнение, что осенний пейзаж, его краски нужно передавать «цветовыми» эпитетами, подражая пушкинским «в багрец и золото одетым лесам».

А как же у классиков? А у них вот что:


Как же так? У Паустовского цвета вообще не играют особой роли, хотя цвет вынесен в заглавие. У Пришвина их вообще нет. Даже у Тургенева, где герой – созерцатель и должен передать всю красоту, всего лишь десять раз упоминается цвет, а из десяти – четыре раза белый, два раза цвет передает действие, один выражен существительным, два весьма условны и только «красный» не вызывает никаких сомнений.

При этом читатель ясно и ощущает, и «видит» все краски осени.

У каждого классика свой прием.

Тургенев любит «сквозные» косвенные и прямые сравнения:

● «…из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз».

● «…тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка…»

● «…красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами…»

У Паустовского прямые сравнения часто приближают объект к субъекту, то есть атрибут осени к атрибутам жизни человека:

● «Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы».

● «От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска».

Однако для Паустовского важнее показать внезапность происходящего, неожиданное счастье осеннего пространства, как нового горизонта для человека.

Пришвин же выбирает некий «центр», «ядро», вокруг которого и складывается картина осеннего утра. В данном отрывке это «полёт». Девять раз звучат однокоренные слова, вовсе не являясь тавтологией, а рисуя, создавая узор осеннего быстрого времени.

Посмотрим и на другие, привычные всем, осенние атрибуты у классиков. Вы увидите, что вышеуказанные приемы повторяются и тут.

И.С. Тургенев М.М. Пришвин К.Г. Паустовский
Листья Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Птицы Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и всё кончится. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Классики видят то же, что видят в осени все люди, обязательно берут это общее (стандартное даже), но передают по-своему.

Можно, конечно, не использовать общее, но тогда будьте готовы к тому, что далеко не все читатели воспримут вашу осень, если они вообще ее узнают.

Однако если бы все ограничилось только этим, мы бы с вами не узнали автора по стилю.

Стиль делают особые фишки (их может быть несколько), которые повторяются из рассказа в рассказ, любимы авторами, наполнены особым смыслом – это уже талант.

У Паустовского это конструкции с «не», сами можете подсчитать, сколько частиц и приставок «не» в тексте: «Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный».

Еще оксюмороны: «жгучий иней».

И, конечно, контрасты: листопад /дождь, приход осени / неожиданное счастье и др.

У Пришвина – это внутренний диалог, слияние природы и человека: «…ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь».

«Говорящие» детали, олицетворения: «летящая паутинка лета», «день открывает глаза», лист «летит парашютиком»…

У Тургенева прием «матрешки», когда образы наслаиваются и создают картину:

1) Листва еще зелена… → 2) где-то она побледнела… → 3) из них одно дерево осеннее… → 4) оно-то и вспыхивает от луча… и т.д.

Еще Тургенев часто использует прием «перевертыш» непредсказуемо, но точно.

Здесь это выражено сравнением: «…березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца…»

А здесь метко найденным словом: «Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая , вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце…», – многие сказали бы так про весеннюю березку, а тут про осеннюю – молоденькую, сияющую.

Итак, подведем итоги:

1. Если вам природа нужна лишь как фон, несколькими штрихами обозначьте время года, время суток, место действий, погодные условия и следите за их изменениями по ходу повествования.

2. Важно не только понять – от какого лица нужно писать природу, – но и поставить перед рассказчиком авторскую задачу, чтобы передать только свою идею.

3. Важно знать атрибуты, общее представление об осени, но передавать их, используя методы наблюдения, ассоциации, языковые средства, наполняя образы своим видением, смыслом.

4. Помогает выбор «центра», «ядра», вокруг которого и разворачивается картина природы.

5. Ничто человеческое ничему и никому не чуждо – пейзажу тоже. Не бойтесь человека в описании природы.

6. Ищите свои фишки, не забывайте про них, сразу записывайте слова, фразы, которые внезапно пришли на ум, когда вы гуляли в лесу.

7. Читайте, без этого – никак!

Конечно, приемов и способов передать природу в произведении великое множество. Мы рассмотрели лишь три отрывка. Умение увидеть в книге красивое сравнение, эпитет, олицетворение, оценить его, восхититься им – это хорошо, но мало. Важно еще научиться сравнивать, исследовать и на этой основе искать свое. Удачи.

© Almond 2015

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе

Описание природы

Карнаухова Лариса Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №583
Приморского района Санкт-Петербурга

Цели урока:

Учебные: познакомиться с особенностями текстов описания природы: композиция, стиль речи, языковые средства;

Подготовиться к написанию сочинения, используя в качестве образца произведения мастеров слова (русских поэтов и писателей).

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение анализировать, сравнивать, развивать коммуникативные навыки, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать бережное и ответственное отношение к слову; чувство прекрасного; совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Опираясь на формулировку темы, сформируйте цели урока.

Используйте опорные слова:

1. Познакомиться с ….

2. Учиться....

Проблемные задачи урока:

Как писать сочинение-описание зимней природы(как создавать текст описание, какие средства (языковые) при этом использовать; из каких частей будет оно состоять, в каком стиле будет написано?)

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Лидеры — организуют деятельность групп. Доброе начало — помощник делу.

Работа в группах

1. Познакомиться с особенностями описания природы;

2. Подготовиться к написанию сочинения — описания зимней природы.

Проверка группового задания, выполненного на предыдущем уроке. Каждая группа работала с текстом описания природы по упражнениям.

Что такое пейзаж? Напомните. (Пейзаж — описание природы.)

А с помощью чего, (кроме слов) еще может быть создан пейзаж? (С помощью красок — живопись, звуков — музыка)

Взгляните на репродукцию картины И Грабаря «Февральская лазурь». Художник использовал прозрачные, холодные тона. Вся картина пронизана ощущением свежести, чистоты.

И. Грабарь: «Вся природа праздновала какой-то праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Что объединяет разные виды искусства?

(Любовь писателей, поэтов и художников к родной природе, любование ее прелестями).

Ну а мы должны описать зимнюю природу словами и правильно подобрать их.

Вспомним слова К. Паустовского:

«Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем пишет, то и читатель ничего не увидит за ним. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой стертые слова приобретают новизну, вызывают у него те мысли, чувства, состояние, какие писатель хотел ему передать ».

1 группа работала с понятием текст. (учебник Русский язык 6 класс, Баранова Н.Т, Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А и др. упражнение 277)

(Текст Ивана Бунина)

Данное высказывание является текстом, так как текст — это сочетание предложений, связанных по смыслу и при помощи языковых средств.

То есть здесь сохранены все признаки текста:

1. Предложения взаимно связаны;

2. Имеется смысловая законченность;

3. Имеется интонационная законченность;

4. Делится на части.

Вторая часть — яркие, радостные краски.

В третьей части — описание леса и его красок утром. (Глубокая тень просеки, синяя тень санного следа, зеленые венцы сосен, золотисто — солнечный свет).

Мы назвали текст Ивана Бунина — «Яркие краски зимнего леса».

В сочинении должен быть заголовок, отражающий тему.

2 группа работала с понятием типы речи.

1. Повествование — изображение последовательных действий. Состоит из завязки, развития действия, кульминации (наивысшего момента действия), развязки. Вопросы, которые можно поставить к тексту-повествованию: Что случилось? Как развивались события?

Части речи: преобладают глаголы.

2. Описание — изображение одновременных признаков предмета или явления. Состоит из:

1. Общего представления о предмете;

2. Описания деталей, частей;

Объект описания: природа, человек, животное, помещение.

Вопросы — каков предмет?

Части речи — преобладают прилагательные.

3. Рассуждение — тип речи, в котором излагаются причины явлений или событий, их взаимная связь. Состоит из:

1. Тезиса (мысль, которую надо доказывать);

2. Аргументов (доказательства), примеры;

3. Выводы.

Вопросы, которыеможно задать к рассуждению: почему?

Тип речи данного текста — описание зимнего леса. Основная мысль — как выглядят в заснеженном лесу кусты, пень, ветви. В тексте много прилагательных (жалкий кустик, крошечная полянка, смешные рожи), сравнений (кустик, похожий на веник, хворост похож на кружево, еловые ветки как лапы).

3 группа работала с понятием стили речи.

Разговорный стиль; функция-общение, применяется в разговорах, диалогах.

Особенности: непринужденность, эмоциональность.

Употребляются просторечия, диалектизмы.

Научный стиль; функция-сообщение, применяется в учебниках, научных трудах.

Особенности: точность, ясность.

Официально-деловой: функция-сообщение, применяется в документах, заявлениях, постановлениях, законов.

Особенности: официальность, точность.

Публицистический; функция-воздействие, применяется в газетных или журнальных статьях, выступлениях.

Стиль художественной литературы; функция-эмоциональность;

Применяется — в рассказах, романах, стихотворениях, поэмах.

Особенности: употребляются изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)

Текст — описание зимы в научном стиле.

Зима — одно из четырех времен года.

Самое холодное время, следующее за осенью и предшествующее весне. (Из словарей: Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой и словарь живого великорусского языка В.И. Даля)

Текст - описание зимы в разговорном стиле.

Утром вышел на улицу. Морозище! Ну и холодища! Ох! Бегу в тепло (Просторечия, существительные с оценочными суффиксами.)

В каком стиле вы будете создавать свой текст?

Итак, мы будем учиться создавать текст: описание природы в художественном стиле (то есть пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами).

Задание.

Определите время года по свойствам: долгожданная, волшебная, чудная, ослепительная, завораживающая (зима).

При помощи каких слов мы выделим качества, признаки предметов и явлений?(эпитетов)

Эпитет — художественное, выразительное определение.

Эпитеты передают звуки, смысл, цвет, настроение, впечатление.

Эпитет — это прилагательное в переносном значении.

Задание.

Посмотрим, каждое ли определение является эпитетом. Каждая группа работает с двумя словосочетаниями, делает выводы.

1.Первая группа.

Каменное здание-каменное лицо. (Здание, построенное из камня-лицо, не выражающее никаких эмоций (ничего), застывшее).

Эпитет: каменное лицо, так как в данном случае в переносном значении слово каменное употреблено в этом выражении. Мы думаем, что автор использует этот эпитет, чтобы показать что-то примечательное в лице человека, создать его образ.

2.Вторая группа

Золотое кольцо — золотой огонь. (Золотое кольцо — кольцо, сделанное из драгоценного камня-золота. Слово употреблено в прямом значении. Золотой огонь — красивый, блестящий, сверкающий, похожий на золото. Прилагательное употреблено в переносном значении.)

3.Третья группа

Глубокое озеро — волшебное озеро. (Глубокое озеро — прилагательное обозначает размер по глубине, имеет прямое значение, является простым обозначением). (Волшебное озеро — эпитет обозначает: озеро очаровательное, пленительное, автор употребляет его для создания образа, здесь передается отношение автора к озеру: любование, восхищение, радостное настроение).

Итог

Таким образом, эпитет не только выделяет свойства, признаки предмета, но и создает образ, передает отношение автора, то есть является изобразительно-выразительным средством (языковым).

Задание: Выписать эпитеты из стихотворений, прозаического текста, показать их роль.

Первая группа:

К. Бальмонт: «Снежинка»: описание снежинки с помощью эпитетов:

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается,

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая.

Какая чистая, Какая белая!

Эпитеты К. Бальмонта придают описанию снежинки музыкальность, рисуют образ снежинки, передают авторское восхищение, любование, чувства — радость, удивление, очарование.

Вопрос: Какое настроение возникает у нас? (сказочное, светлое)

Вторая группа

Стихотворение Николая Брауна:

Разве снег, с высот летящий

На леса, поля и чащи,

Разве он, как мертвый мел,

Только бел, бел, бел?

Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно-розов,

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!

Снег описывается с помощью эпитетов: игольчатый снег, нежно-розовый снег, голубой снег, синий снег.

Первый эпитет обозначает сходство снега с иголками по форме, эпитеты нежно-розовый, голубой, синий — это цветовые эпитеты, которые показывают богатство красок зимнего снега, рисуют словами картину зимней природы, дают возможность почувствовать красочность, разноцветность русской природы.

Возникает настроение удивления, торжественное и прекрасное.

Третья группа

Иван Шмелев «Лето Господне»

«Красота-то, какая! Первая звезда, а вон другая... Звезд все больше. А какие звезды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, - голубые, хрустальные, синие и зеленые...

Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-токно. По улице — сугробы, горы. А воздух — синий, серебрится пылью, дымный, звездный.»

Снег — синий, крепкий.

Воздух — дымный, звездный.

Эпитеты в основном цветовые, передают нарядность зимней природы, создают ощущение праздника.

Языковые средства отличаются выразительной силой в передаче мыслей и чувств, передают взволнованность, красочность, эмоциональность — все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину.

Коллективное составление плана.

1. Наступила зима.

2. Снег, деревья, лес, небо, солнце, воздух, узоры — зимняя картина.

3. Зимнее настроение (праздничное, бодрое, жизнерадостное, веселое, теплое)

Какие главные образы помогут вам нарисовать словесный зимний пейзаж?

Воздух — тихий, прозрачный, морозный, серебристый.

Лес — безмолвный, заколдованный.

Зима — сказочная, волшебная, грозная, жестокая, удивительная, чудесная, волшебная, чародейка, колдунья.

Снег — блестящий, новогодний, сказочный, пушистый, серебристый.

Рефлексия.

Мы живем рядом с природой, которая успокаивает, радует, возвеличивает душу.

Природа — источник загадок и тайн, но они открываются только зоркому глазу и чуткому сердцу. Сегодня вы все были именно такими, оставайтесь такими же, и тогда вам откроются все богатства русской природы, которые можно выразить с помощью слов.

Вопросы:

1. Что мы узнали?

2. Для чего пригодятся эти знания?

3. Достигли ли мы цели?

4. Какие трудности возникли?

Среди множества чувств выберите 1-2 (восторг, радость, удивление)

Приложения к уроку.

Правила работы в группе.

1. Слушай партнера внимательно.

2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял.

3. Отмечай прежде всего положительные ответы.

4. При затруднениях проси помощи у партнера, помогая сам, если тебя просят.

5. Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

На уроке использованы следующие образовательные технологии:

Технологии дифференцированного обучения, позволившие учителю учитывать индивидуально — психологические особенности детей по области интересов, по уровню достижений (умственного развития), по личностным типам (типу мышления, характера, темперамента).

Этому способствовало разделение детей для групповой работы, дифференцированные задания (по уровню сложности) для каждой из групп;

Технология сотрудничества, которая помогла обеспечить совместную деятельность учителя и учащихся на основе взаимопонимания, демократизации (работа в группах по выполнению заданий по тексту, стилями речи);

Технология развития критического мышления, которая давала возможность учащимся не только осмысленно воспринимать информацию, но и анализировать ее, выделять главное и второстепенное, делать выводы (сравнительные задания на выявление эпитета и определения).

Технология исследования — поиск, выявление проблем, которые обеспечили мыслительную деятельность учащихся, развивали самостоятельность (например задания на определение проблем и целей урока);

Игровые технологии. На уроке использована занимательная игра: узнай предмет по признаку — определи время года по прилагательному.

Картина утренней летней природы выглядит довольно завораживающе и привлекательно для человеческого глаза. Восходящее солнце освещает всё вокруг своими ласковыми и тёплыми лучами.

Трава, кусты - всё это покрывается прозрачной росой. Иногда над всем нависает лёгкая и прозрачная пелена тумана. Свежая предрассветная прохлада сочетается с редкими порывами утреннего ветерка. Небо ещё не сияет своей привычной голубизной, а временно покрыто небольшими белыми облачками, которые разойдутся сразу же после того, как взойдёт солнце. Ещё нет звенящего всеми мелодиями хора птичьих голосов, а лишь изредка слышны курлыканья ранних голубей. Повсюду тишина, звуков практически нет.

Но вдруг из-за линии горизонта появляются самые первые солнечные лучи, а спустя считаные минуты солнце царственно выходит на небосклон и природа как будто оживает: сразу слышны пения птиц, порывы ветра, расходятся облака и открывается ярко-голубое небо. Картина утренней природы приятна любому человеку и манит его взор своим великолепием.

Несколько интересных сочинений

    В нашей жизни мы встречаем огромное количество учителей. Все они разные, имеют собственные привычки, какие-то черты характера, которые отличают их от других. Но ведь есть самые любимые

  • Сочинение по картине Левитана Лесистый берег 6 класс (описание)

    Картина была написана мастером в конце 19 века на реке Пекше во Владимирской области. Много ли таких по всей России? Много, но каждая из них неповторима.

  • Семья Курагиных в романе Война и мир характеристика членов семьи сочинение

    Семья Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является самой отталкивающей и непредсказуемой своими действиями и поступками.

  • Анализ произведения Солженицына Архипелаг ГУЛАГ

    Тема свободы существовала и существует в истории общества. Добровольное волеизъявление, возможность реализоваться в свободе слова и пера стремление писателей - бунтарей, существовавших в во все века. Вольнодумство часто не устраивало власть.

  • Анализ рассказа Астафьева Людочка

    Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!