Курение в рабочее время: ограничения и запреты. В беларуси готовятся новые меры по борьбе с курением Как можно поощрить работников за отказ от курения

Курение является достаточно распространенной вредной привычкой. При этом редко кто из сотрудников, пристрастившихся к употреблению табачных изделий, способен полностью отказаться от них в рабочее время. Вместе с тем курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест не допускается.

Табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абз. 5 п. 1 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (в ред. от 06.10.2015; далее — Декрет № 28)).

Пункт 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий (далее — Положение о потреблении табачных изделий) налагает запрет на курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
  • в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
  • на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
  • во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иностранными организациями, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся перечисленные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), должны быть созданы либо выделены на этих объектах специально предназначенные для курения места, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства.

Создаем специальное место для курения

Обязанность по созданию мест, специально предназначенных для курения, распространяется на руководителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей.

Требования к специально предназначенным местам для курения

К таким местам, согласно п. 1 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее — Постановление № 23/21), предъявляются следующие требования:

Где запрещено размещать места для курения?

В соответствии с п. 2 Постановления № 23/21 запрещается размещать специально предназначенные для курения места:

Информацию о местах, где запрещено курить, и о местах, специально предназначенных для этих целей, следует включить в программу проведения вводного и первичного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.

Когда и сколько можно курить на работе?

Что касается времени, в которое курить допустимо, то это могут быть перерывы для отдыха, предусмотренные законодательством о труде:

  • для отдыха и питания;
  • для обогревания;
  • для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах;
  • предусмотренные технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом, и др.

Кроме того, наниматель вправе установить и специальные перерывы для курения, закрепив соответствующие нормы в Правилах внутреннего трудового распорядка о периодичности и продолжительности их предоставления (например, по 10 мин через каждые 2 ч рабочего времени).

Наниматель не обязан предоставлять работникам специальные перерывы для курения. Время,
допустимое для курения, фактически может быть сведено к продолжительности перерывов, предусмотренных законодательством о труде.

Возможно ли вообще запретить курение на работе?

Вопрос о полном запрете курения на работе является достаточно спорным. Существует мнение, что такой запрет, закрепленный в локальном нормативном правовом акте, вполне допустим. Вместе с тем из норм Положения о потреблении табачных изделий прямо следует право работника курить в специально отведенных для этой цели местах, а на нанимателя возлагается обязанность такие места создавать.

Однако не стоит забывать еще об одной проблеме, возникающей в случаях, если работа курящего сотрудника предполагает частое и продолжительное общение с посетителями. Некурящему человеку может быть довольно неприятно общаться с работником, от которого пахнет табаком. И если от консультанта или администратора магазина вполне можно удалиться на «безопасное» расстояние, то в случае с курящим парикмахером, мастером по маникюру, врачом-стоматологом, массажистом, косметологом и другими работниками, находящимися в процессе работы в непосредственной близости от клиента, ситуация более проблематична, а ведь от этого зависит не только заработок курильщика, но и имидж организации в целом. В подобных ситуациях курящим сотрудникам имеет смысл задуматься о смене профессии либо оставлении пагубной привычки за пределами работы.

Допустимо ли отказать в приеме на работу курящему кандидату?

Если полностью запретить курить сотрудникам нельзя, возможно, изначально следует отказывать курящим в приеме на работу?

Многим нанимателям, явно отдающим предпочтение некурящим работникам, положительный ответ на этот вопрос помог бы значительно упростить процесс подбора персонала и избавить от решения ряда проблем в процессе дальнейшей совместной деятельности. Вместе с тем не стоит забывать о недопустимости дискриминации в сфере трудовых отношений.

Исходя из ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, под дискриминацией в сфере трудовых отношений следует понимать ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

Таким образом, отказать в приеме на работу только на основании того, что потенциальный сотрудник курит, наниматель не вправе . По этой же причине считать работника, неоднократно замеченного с сигаретой в период предварительного испытания, не выдержавшим указанного испытания, также будет неверно. Личностные и иные качества, не связанные
с рабочей деятельностью и не влияющие на профессионализм сотрудника, не могут служить причиной прекращения с ним трудовых отношений.

Ответственность за курение

За курение в рабочее время, а также в местах, где оно запрещено, наниматель может применить к работнику одну из мер дисциплинарной ответственности, предусмотренную в ст. 198 ТК (замечание либо выговор), либо лишить работника полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев согласно подп. 3.3 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Если работник нарушил правила пожарной безопасности, вследствие чего возник пожар и нанимателю был причинен материальный ущерб, он может быть привлечен к материальной ответственности, установленной гл. 37 ТК.

Кроме того, согласно ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), на лицо, осуществляющее курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, может быть наложен штраф в размере до четырех базовых величин .

В случае если лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, нарушило законодательство о пожарной безопасности и указанное нарушение повлекло возникновение пожара, ему в соответствии
с ч. 2 ст. 23.56 КоАП грозит штраф в размере
от 30 до 50 базовых величин .

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Применение норм административной либо уголовной ответственности не исключает возможность привлечения виновного работника к дисциплинарной и материальной ответственности.

При этом следует учесть, что наложение штрафа за курение в неустановленных местах и нарушение норм пожарной безопасности, установленных законодательством, — прерогатива специально уполномоченных государственных органов. Наниматель не вправе производить удержания сумм указанных штрафов из заработной платы работника-нарушителя.

Как можно поощрить работников за отказ от курения?

Стимулировать отказ от курения и ведение здорового образа жизни возможно путем выплаты денежной премии и (или) предоставления дополнительных поощрительных отпусков за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 160 ТК дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором.

Поскольку продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК, законодательством не ограничена, наниматель вправе самостоятельно определить количество дней отдыха, дополнительно предоставляемых некурящим сотрудникам. 

В целях защиты населения от пагубного воздействия табакокурения и вредных последствий для здоровья в Республике Беларусь в 2002 году был принят закон, запрещающий курить:

  1. В больницах и поликлиниках.
  2. В учреждениях культуры.
  3. В образовательных учреждениях.
  4. На спортивных объектах.
  5. На любых объектах, предназначенных для торговли.
  6. В государственных учреждениях.
  7. На аэропортах и вокзалах.
  8. В подземных переходах и метро.
  9. В городском общественном транспорте.
  10. В поездах, самолетах, на судах.

Собственники и арендаторы всех объектов, попадающих под действие запрета на курение, должны в этих помещениях выделить и оборудовать для курения специальные места.

Запрещена реализация табачных изделий:

  1. В отделах детских товаров.
  2. В детских и диетических местах общепита.
  3. На территориях спортивных сооружений.
  4. В образовательных заведениях.
  5. В детских, лечебных заведениях, а также в заведениях культуры.
  6. В организациях здравоохранения.
  7. В торговых автоматах.
  8. В интернет-магазинах.
  9. Ближе, чем за 100 метров, от организаций образования.
  10. На железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, в метро, в морских и речных портах.
  11. Во всех помещениях и организациях предоставления услуг населению, в том числе в организациях общественного питания.

Закон обязывает производителей наносить на упаковку табачных изделий информацию, предупреждающую о вреде курения. Запрещается реализовывать продукцию без акцизных марок и (или) маркировки о качестве изделий.

Запрещается продавать сигареты поштучно, на вес (исключение составляют сигариллы, продающиеся в индивидуальной упаковке). Запрещена продажа табакосодержащей продукции несовершеннолетним гражданам.

Закон допускает органам местного самоуправления ужесточать запреты и дополнять список мест, в которых запрещено курение. Например, милиционерам и военнослужащим запрещается курить в форме, а здания ОВД и воинских частей являются зонами, свободными от курения.

Штрафы

За курение в запрещенных законодательством местах предусмотрен штраф в размере до 30 базовых величин. Изначально эти цифры составляли от 1/10 до ½ от базовой величины.

Статистика

В 2013 году в Беларуси курили 26% населения в возрастной категории от 16 лет.

Количество курящих мужчин в Беларуси составляет 65%, курящих женщин гораздо меньше, но их количество увеличивается. Среди молодежи около 40% тех, кто пристрастился к курению.

Ежегодно в Республике Беларусь от болезней, обусловленных курением, умирает более 15 тысяч человек. Треть умерших от онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний составляют курильщики.

Пассивными курильщиками в Беларуси являются почти 50% жителей. В основном они подвергаются воздействию табачного дыма на рабочих местах, чаще всего это места общественного питания, гостиницы, игровые заведения.

Цены на сигареты в Беларуси

1 июля 2015 года в Беларуси произошел очередной рост цен на сигареты. Сигареты подорожали на 0,5-17,5% в зависимости от марки и производителя. Бюджетные марки подорожали в среднем на 200-300 рублей, сигареты среднего сегмента стали дороже на 500-600 рублей, за дорогие сигареты придется выложить на 800 рублей больше.

  • Velvet - 11400 рублей.
  • Pall Mall - 12700 рублей.
  • LD - 12700 рублей.
  • Monte Carlo - 12900 рублей.
  • Mild Seven - 18800 рублей.
  • Luckies - 17300 рублей.
  • Vogue - 20800 рублей.
  • Sobranie - 51000 рублей.

Цены и законы актуальны на 19.08.2015 год. Цены взяты из открытых источников.

Сколько сигарет можно ввозить?

Беспошлинно ввезти в республику можно следующее количество табачных изделий (на выбор): 200 сигарет, 50 сигар, 50 сигарилл, 250 г табака. Либо разные табачные изделия, общий вес не должен превышать 250 г. Ввозящему табачные изделия должно быть не меньше 18 лет.

Сегодня на совещании по вопросам оборота и потребления табачных изделий и электронных систем курения президент Беларуси высказался на эту тему. Лукашенко призывает искать новые способы борьбы с проблемой и не ограничиваться запретами, которых недостаточно. В ход должен идти продуманный комплекс мер.

- Мы видим, что люди по-прежнему курят, и одних запретительных мер явно недостаточно, - сказал Лукашенко. - Не секрет, что запретный плод всегда сладок для начинающих. А курильщикам со стажем требуется сильная мотивация для отказа от курения. Пришло время для поиска новых путей решения этой проблемы, которые будут учитывать реальное положение дел и психологию людей.

Президент подчеркнул, что мировой опыт и практика показывают: для достижения результата нужны не тотальные запреты, а продуманный комплекс мер.

- Административные ограничения должны органично сочетаться с различного рода стимулами, поощрениями и информационной работой. Основная роль здесь отводится медикам, журналистам, педагогам, идеологам, - добавил глава государства.

По словам Лукашенко, в стране курит почти половина мужского населения, все чаще этой пагубной привычкой страдает молодежь.

- Более того, появляются новые продукты для имитации курения, наносящие не меньший вред здоровью, чем табак. Речь идет об электронных сигаретах, которые становятся все более популярными. Они привлекают своей необычностью, доступностью, отсутствием информации о вреде их использования. Да и не все соглашаются с тем, что они вредны настолько, насколько вредны традиционные сигареты.

Лукашенко отметил, что поводом для нынешнего разговора стал проект декрета, который внесен на рассмотрение. Декрет, призванный снизить потребление табака жителями Беларуси, был принят еще в 2002 году, и необходимые изменения вносятся в него регулярно.

- Но должного результата, на который мы рассчитывали, пока нет. Поэтому, во-первых, нам следует проанализировать, как исполняются положения декрета в действующей редакции и каких подвижек удалось достичь. Во-вторых (об ответственных за реализацию его норм), насколько эффективно мы отслеживаем результаты проводимой работы?

Новым проектом декрета, в частности, предлагается приравнять электронные сигареты к табачным изделиям и расширить перечень мест, в которых курение запрещается.

- Однако встает вопрос, принесут ли эти меры ожидаемый эффект? - отметил Лукашенко. - Мы должны обсудить, все ли предусмотрено в проекте декрета, есть ли альтернативные пути для снижения табакокурения в Беларуси?

Министр здравоохранения Василий Жарко на совещании рассказал, что потребление табака наносит существенный вред здоровью граждан. По данным министра, в Беларуси на долю неинфекционных заболеваний приходится около 86% всех болезней и 82% смертей.

- В 2015 году смертность мужчин трудоспособного возраста превышала значение аналогичного показателя у женщин в 4 раза. А по отдельным причинам - болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования - до 7 раз. В табачном дыме содержится более 90 известных канцерогенов и около 250 токсических соединений.

Поправки в антитабачный декрет № 28, которые должны были ввести полный запрет на курение в общественных местах, отправлены на доработку. Медики, тем временем, продолжают бить тревогу о вреде курения, особенно пассивного, и начали борьбу с новой проблемой - электронными сигаретами.

Фото firestock.ru

На совещании по вопросам потребления табака 28 июля Александр Лукашенко о необходимости найти новые подходы в борьбе с курением. По его мнению, запретительных мер недостаточно: для начинающих курильщиков «запретный плод всегда сладок, а курильщикам со стажем требуется сильная мотивация для отказа от курения» .

Как сообщила на пресс-конференции 17 августа заведующая отделом общественного здоровья Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Ольга Бартман , в настоящее время над поправками в декрет снова работают «заинтересованные органы госуправления» .

Первоначально поправки предполагали полный запрет на курение на остановках, в лифтах, на балконах общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках, пляжах и в других местах. Владельцы кафе и ресторанов, согласно проекту документа, должны оборудовать внутри помещений изолированные места для курения с системой вентиляции и вытяжки.

Попытки запретить в Беларуси курение в общественных местах предпринимались и раньше. В 2013 году Министерство здравоохранения разработало проект антитабачного закона, который предполагал полный запрет курения в закрытых общественных местах, повышение стоимости табачной продукции, запрет на скрытую рекламу сигарет и другие меры. Законопроект планировалось внести на рассмотрение парламента в 2014 году, однако документ не был включен в план законопроектной деятельности ни на тот, ни на последующие годы.

Некоторые меры по ограничению продажи сигарет все же были приняты: например, запрещена открытая выкладка табачных изделий в магазинах - теперь на кассах можно увидеть только перечень названий с ценами.

15 мая текущего года вступил в силу техрегламент на табачную продукцию, утвержденный Евразийской экономической комиссией. Этот документ вносит новые требования к упаковкам сигарет, которые будут выглядеть одинаково вне зависимости от производителя.

В частности, новая упаковка будет двухцветная - черно-белая. Не менее 50% площади с обеих сторон упаковки будут занимать устрашающие изображения последствий курения. Возможность для производителя обозначить себя остается только в нижней части пачки.

По словам Бартман, новая упаковка должна появиться не позже чем через год после вступления техрегламента в силу.

Для детей опасны даже шторы в накуренной квартире

Координатор программ по общественному здравоохранению странового офиса ВОЗ в Беларуси Валентин Русович считает, что ограничение мест, где разрешено курение, важно не только для потребителей табака, но и окружающих их людей - сотрудников кафе и ресторанов, детей, чьи родители курят.

По данным ВОЗ, ежегодно от курения умирает 6 млн человек, причем 10% из них - от пассивного курения. Причины смерти у них такие же, как и у активных курильщиков - онкологические и сердечно-сосудистые заболевания, отметил специалист.

Разделение залов в ресторанах на зоны для курящих и некурящих не дает должного результата, отметил специалист.

«Технический подход, а именно внедрение систем вентиляции, раздельное пребывание курящих и некурящих не уберегает в полной степени от табачного дыма. Безопасной концентрации табачного дыма не существует», - сказал он.

Даже некурящие сотрудники баров и ресторанов, находясь в помещении, где разрешено курение, за смену вдыхают дым, аналогичный выкуриванию 7-10 сигарет.

Запретить курить, по мнению Русовича, необходимо не только в общепите, но и в гостиничных номерах, чтобы исключить так называемое третичное пассивное курение.

«Даже если в помещении нет табака и дыма, оно накапливает продукты дыма - в шторах и ковровых покрытиях. Все те же канцерогены, но в немножко меньшей концентрации, за счет третичного контакта оказывают свой вред. В бытовом плане третичное пассивное курение наносит огромный вред детям. Многие родители не понимают, что даже если они не курят в присутствии детей в доме, ребенок все равно имеет контакт с продуктами дыма», - рассказал представитель ВОЗ.

По его словам, третичное пассивное курение может влиять на развитие бронхиальной астмы и ухудшение ее течения, возникновение острых средних отитов у детей.

Более высокая распространенность курения среди мужчин, чем среди женщин, обусловливает и существенную разницу в продолжительности жизни - больше 10 лет, отметил Русович. В частности, в прошлом году ожидаемая продолжительность жизни мужчин составила 68,6 лет, женщин - 78,9 лет.

«Смертность от острых инфарктов миокарда, которые во многом обусловлены курением, среди мужского населения в 20 раз больше, чем среди женского», - подчеркнул специалист.

Электронные сигареты могут покупать даже дети

Изменения в декрет № 28 предполагали также запрет на открытую выкладку электронных сигарет и введение ограничений на их продажу, однако пока этот товар находится вне контроля государства.

Одна из немногих ограничительных мер, которая сейчас действует в отношении электронных сигарет - запрет на использование термина «сигареты», при реализации этот товар именуют как «электронные парогенераторы».

«Мы пришли к ситуации, которая касается не только электронных сигарет, но и энергетических напитков, когда они у нас никак не регулируются - их может купить любой ребенок и где угодно. Самое ужасное то, что непонятно что они покупают: в республике не производится ничего. Ароматизаторы, наполнители для электронных сигарет, в основном, завозятся из других стран. Состав их неизвестен, и никакой оценки соответствия мы провести не можем», - отметила консультант управления организации торговли и услуг Министерства торговли Людмила Петрковская .

По ее словам, в настоящее время рассматривается вопрос о возможностях регулирования продажи и использования электронных сигарет, в том числе и проведение оценки их качества.

Между тем медики отмечают, что при курении электронной сигареты пропиленгликоль и никотин с паром сразу попадают в альвеолы легких. У некоторых людей, чаще всего у подростков, при использовании электронных систем курения наблюдались случаи отравления никотином, поскольку человек не дозирует курение.

По словам Ольги Бартман, проект обновленного декрета предполагал введение к продаже электронных сигарет таких же требований, как и к другим табачным изделия. В частности, планировалось запретить открытую выкладку электронных сигарет и их продажу лицам до 18 лет.

«В перспективе, я полагаю, работа будет активно продолжаться», - сказала она.

Все больше магазинов электронных сигарет, или вейп-шопов, открывается в Беларуси. А вместе с этим всё чаще « вейпы» курят в общественных местах, не стесняясь дымить на детских и спортивных площадках, а также в кафе и ресторанах.

Даже если вы не знаете, что такое «вейп», никогда не слышали слов «бакомайзер» и «мехмод», вам наверняка встречались те, кто курит электронные сигареты и кальяны.

И вы точно хотя бы раз оказывались в ситуации, когда стоящий рядом с вами на пешеходном переходе человек преспокойно выпускает клубы дыма. И ему совершенно всё равно, приятно ли вам вдыхать «вкус лимонного пудинга» или «освежающий коктейль из арбуза с апельсином с добавлением маленького кусочка лайма».

Сладкий ли дым?

Проблема заключается в том, что вейперы (или «парильщики») чувствуют себя очень комфортно на вполне законных основаниях — законом не запрещено «дымить» в людных местах. Несмотря на то что на данный момент курение электронных сигарет у нас не запрещено, зачастую оно вызывает недовольство у окружающих.

Кроме того, Минздрав заявляет, что электронные сигареты несут угрозу здоровью, прежде всего подрастающего поколения.
Электронные сигареты продуцируют аэрозоль (пар), который вдыхает пользователь. Основные компоненты используемого в таких устройствах раствора, помимо никотина (когда он присутствует), - пропиленгликоль с глицерином или без него, вода и ароматизаторы. От их процентного соотношения зависят конечный состав жидкости и, следовательно, ее токсические свойства. Фактические данные свидетельствуют, что аэрозоль не является лишь «водяным паром», как часто утверждается в процессе сбыта этих изделий, а создает серьезную угрозу для окружающих путем усиления воздействия никотина и ряда токсичных веществ на организм.

Пока вне закона

На данный момент остаются неурегулированными вопросы распространения среди населения электронных сигарет, в том числе через Интернет, а также о запрете их продажи несовершеннолетним и рекламы. Как пояснил «АиФ» юрист-лицензиат, магистра права Александр ЖУК, в Беларуси в скором времени планируется приравнять « вейпы » к сигаретам. А пока любителей подымить в общественных местах (в кафе, ресторане, на детской площадке, остановке общественного транспорта, в парке) после замечаний находящихся рядом граждан можно оштрафовать за мелкое хулиганство - умышленные действия, нарушающие спокойствие граждан, выражающиеся в явном неуважении к обществу. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 30 базовых величин или административный арест.

В ТЕМУ

В Беларуси запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования и спорта;
  • на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, за исключением помещений с действующей системой вентиляции;
  • в помещении органов государственного управления, исполкомов, организаций;
  • на вокзалах, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метро;
  • в общественном транспорте, вагонах поездов, судах, самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых есть места для курения.

Места, где предлагается ввести полный запрет: лифты, детские площадки, пляжи, производственные помещения, помещения, занимаемые организациями физкультуры, спорта, а также детскими спортивными, оздоровительными и иными лагерями и их территории; остановки, станции метрополитена, общественный транспорт, автомобили и помещения, если в них присутствуют дети в возрасте до 14 лет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!