Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога.

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен - постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия - активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его - нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю - так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

С такими детьми педагогу работать очень сложно, но все же если найти правильный подход, результат будет отличным. Гиперактивные дети хорошо развиты интеллектуально, о чем свидетельствует множество тестов, но им сложно справляться со своим темпераментом.

Гиперактивный ребенок.

Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть спокойно и минуты? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у Вас гиперактивный ребенок.

Симптомы гиперактивности. Как же проявляется гиперактивное поведение? Гиперактивный ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного крохи плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов. Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.

Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных.

Некоторые исследователи предполагают, что гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую гиперактивные детки рождаются в семьях, в которых такой диагноз ставили маме или папе, или другому близкому родственнику. Существуют предположения, что такой диагноз является следствием преперенательных осложнений, тяжелых патологических родов.

Первые признаки гиперактивности, как правило, проявляются еще в раннем дошкольном возрасте. Чаще гиперактивность встречается среди мальчиков.
При неблагоприятном взаимодействии с гиперактивным ребенком, такие нарушения становятся долговременными и могут проявляться вплоть до позднего подросткового периода. У таких подростков повышается степень риска развития антисоциального и агрессивного поведения, более серьезного употребления алкоголя и наркотиков, беспокойства, более частой смены мест работы, супружеских проблем, а также повышенной опасности суицида. Поэтому очень важно как можно раньше диагностировать гиперактивность ребенка и проводить необходимый ряд мероприятий.

Почему это могло произойти?

Осложнения во время беременности и родов (резус – конфликт, инфекционные заболевания, внутриутробная гипоксия, длительные или стремительные роды); болезни самого ребенка (патологии сердца, энцефалит, менингит); генетическая предрасположенность; социальные причины (малообеспеченные семьи, неполные семьи).

Как помочь ребенку?

Работа с такими детьми должна проводиться в комплексе. Необходимо привлекать психологов, психотерапевтов, невропатологов, педагогов и родителей.

Назвать общие конкретные пункты помощи весьма затруднительно.

1. Для начала надо очень внимательно присматреться к гиперактивному ребенку и постараться максимально полно понять его характер, увлечения, привычки. Нет одинаковых детей и нет одинаковых гиперактивных детей. К каждому такому ребенку надо подбирать индивидуальную линию поведения. Например, если у ребенка, который доставляет массу хлопот окружающим своей гиперактивностью, имеются определенные способности, талант, стремления к какому то роду деятельности - надо активно развивать это направление. У ребенка есть слух, хороший голос - отправьте его заниматься пением. Он почувствует, что может себя реализовать и начнет постепенно меняться.

2. Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Находите побольше причин для похвалы такого ребенка. Он должен почувствовать, что он нужен и любим.

3. Практика работы с гиперактивными детьми показывает, что демократические методы воспитания и жесткие методы воспитания, вплоть до физических наказаний, применяемые по отдельности не приносят эффекта. Запреты и замечания должны быть категоричными, но должно быть предложено такому ребенку возможность альтернативная форма поведения. Например: "Нельзя рисовать на парте, но если ты хочешь рисовать, давай дадим тебе лист бумаги". Запретов не должно быть очень много, иначе они потеряют свою эффективность.

4. Надо чаще применять тактильный контакт, например, когда ребенок ложится спать, надо садиться рядом с ним, поглаживать его, произнося при этом тихие и ласковые слова. Это понизит мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка и сделает его менее импульсивным. Тактильный контакт возможно применять и в школьных условиях: посадить гиперактивного ребенка за первую парту, а проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это включает внимание ребенка.

5. Борясь с импульсивностью ребенка, нельзя действовать только жестко и непреклонно. Нельзя требовать невыполнимой для него задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Такой ребенок просто физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Вы хотите, чтобы такой ребенок был и внимательным и усидчивым и сдержанным? Надо тренировать все эти функции постепенно и по очереди (а не одновременно!). Например, тренируя навык усидчивости, поощряйте ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

6. Не подавляйте у ребенка потребность в двигательной активности, лучше направьте её в нужное русло: занятие плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.

7. Не забывайте, что гиперактивный ребенок легче работает в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце. Постарайтесь находить возможность для индивидуальных занятий, т.к. находясь один на один со взрослым, ребенок не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

8. Для гиперактивного ребенка надо создавать возможность делить школьный урок на несколько периодов. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Понятно, что в условиях обычной средней школы, это сделать очень сложно. Надо, по возможности, находить пути индивидуального обучения, в группах с меньшим количеством учеников и с учителями, которые понимали бы проблемы данного ребенка.

9. Школьные программы сейчас очень усложнены и за время урока ученикам приходится сменить род деятельности по нескольку раз. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому преподователь в школе может за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить класс: "Осталось столько-то минут" или использовать не словесные сигналы, а например сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. Это позволит гиперактивному ребенку успеть перестроится.

10. Сделайте так, чтобы гиперактивный ребенок написал сам для себя свод необходиых правил или инструкций и поместил бы его на видном месте. Но не забывайте, что любое правило или инструкция должно быть конкретным и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. Родитель или педагог должен четко предупредить о последствиях несоблюдения правил или инструкций, но при этом давать возможность исправить не преднамеренное нарушение данных правил.

11. Необходимо разработать система поощрений и наказаний для такого ребенка. Она должна быть гибкой, но последовательной. Учитывя гиперактивность ребенка, поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15- 20 минут. Например, за правильное поведение можно давать жетоны, а потом обменивать их на приз (конфету, игрушку и т.д.).

12. Одно из главных правил поведения взрослого по отношению к гиперактивному ребенку: при любом неожиданном действие ребенка (даже носящим провокационный характер) - оставайтесь спокойными и хладнокровными, как бы это не было трудно. Прежде чем среагировать на неприятную ситуацию, попрубуйте сосчитать до десяти. И избежав эмоциональной вспышки, Вы сможете лучше понять ребенка.

13. Родители гиперактивного ребенка не должны впадать в отчаяние, уидев поведение своего чада. Они не должны винить ребенка или себя. Он такой какой есть. Надо без паники стараться выработать модель поведения с ребенком, посоветовавшись с педагогами, детскими психологами. Встречать ребенка из школы надо в любом случае, не упреками, а нежностью и улыбкой.

14. Родители должны хорошо продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

15. Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора, постоянно открывающихся дверей. При выполнении домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

16. Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

17. Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания.

18. Для гиперактивного ребенка надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество. Если Ваш малыш напакостил, поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить причины его поступка. Дайте возможность малышу осознать свою неправоту, попросить прощения и разработать дальнейший план действий. В этот план будут входить способы ликвидации последствий «плохого» поступка (если это возможно). Например, если ребенок разбросал вещи или игрушки по квартире, то помогите ему разработать план уборки и т.д. Так же в этот план будут входить меры наказания в случае повтора рецидива. При этом разработкой плана вы должны заниматься вместе, и он обязательно должен быть согласован и утвержден и Вами и ребенком.

Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности. Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите, и как он Вам дорог.

При взаимодействии с таким ребенком необходимо помнить о том, что ему сложно концентрировать внимание на чем-то одном. Его интерес постоянно «скачет» с одного объекта на другой, он не может закончить начатое дело. Поэтому одной из Ваших первых задач стоит задача обучения ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любых занятий с одной стороны следите за тем, чтобы в каждом элементе игры или действия было логическое завершение, а с другой – следите за вниманием ребенка. При этом Вы должны быть готовы переключаться вслед за интересами ребенка. Но обязательно возвращайтесь к предыдущему занятию и заканчивайте его. Например, Вы рисовали с малышом картинку, и вдруг он вскочил и подбежал к окну. Подойдите к нему, обнимите. Рассмотрите то, что сейчас есть за окном. Обсудите те моменты, которые заинтересовали малыша. После того, как интерес к окну у ребенка пропадет, вернитесь к окончанию недоделанного рисунка и обязательно завершите его.

У ребенка с такими сложностями, как гиперактивность, обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической «разрядки». Такому ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно реагировать. Задача взрослых, которые окружают такого кроху – дать ему возможность такой разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у Вашего малыша было выделено место и время для таких «разгрузок». Это могут быть более частые прогулки, особенно перед сном или любой спокойной деятельностью; личное место в квартире, которое оснащено всевозможными лесенками и горками или посещение активных кружков, например активный спорт или танцы. При этом главное, чтобы выбранное Вами занятие ребенку нравилось и было интересно.

Он не может спокойно посидеть на диване или надолго заиграться. Ему все быстро надоедает, он бывает вспыльчив и агрессивен. Его ни на минуту нельзя оставить одного. Как совладать со сверхактивным ребенком?

Мы уже неоднократно затрагивали эту тему. Но ко мне все больше, и больше обращаются мамы с вопросам: Что делать? Помогите. Итак, общаться со сверхактивным ребенком нужно максимально спокойно, многое повторяя по нескольку раз. Крик только усугубит проблему.

1. Хвали и подчеркивай успехи ребенка, поощряй за достижения, акцентируя внимание не на конечном результате, а на том, сколько усилий пришлось приложить малышу.

2. Установи простые правила: не есть сладкого перед едой, ложится спать не позже девяти вечера и неукоснительно их соблюдай, не тратя время на споры.

3. Любые объемные задания разбивай на части, так как нередко гиперактивный малыш отступает перед серьезными задачами, опасаясь: «Я никогда не смогу это закончить!»

4. Гиперактивным детям очень трудно переключаться с одного задания на другое. И если какие-то увлекательные дела нужно завершить к определенному сроку - предупреждай об этом ребенка заранее и, возможно, не один раз.

5. Переутомление усиливает все негативные проявления синдрома. Поэтому любая нагрузка должна быть адекватна возможностям ребенка. От усталости такие дети становятся еще более возбудимыми.

6. Не ограничивай двигательную активность ребенка. Дома у такого малыша должен быть спортивный уголок. С ним нужно много гулять и заниматься спортом. Гиперактивного ребенка надо постоянно чем-то занимать: дома должно быть много игр, книг.

От родителей в первую очередь зависит, насколько успешно сын или дочь сможет преодолеть свои проблемы. Недопустимо, чтобы ребенок привык считать себя «плохим», неорганизованным, «невыносимым» и заработал комплекс неполноценности.

Не смотря на то, что после 12 лет примерно у половины детей основные симптомы гиперактивности сглаживаются, некорректное поведение родителей и учителей может привести к заниженной самооценке и потере веры в себя.

Нужно понять самое важное: гиперактивные детки особенно нуждаются в любви и защите! В своей жизни они переживают огромное количество неудач и разочарований и поэтому требуют к себе особого отношения.

Их нельзя наказывать за невнимательность (ведь они слышат лишь половину из того, что им говорят), «клеймить» нелицеприятными эпитетами, кричать на них, сравнивать с другими детьми.

Для них особенно важен четкий режим дня, который следует соблюдать с первых месяцев жизни, спортивные развития, спокойная атмосфера в доме и внимание мамы и папы.

Отдавая гиперактивного малыша в детский сад или школу, обязательно предупредите воспитателя (учителя), что твой ребенок слишком подвижен и неусидчив: ему нужно помогать организовывать работу, составлять эффективный план, позволять чаще двигаться.

Дома же ребенка нужно постоянно чем-то занимать: рисованием, конструированием, лепкой, чтением, помня, что любое занятие быстро ему надоедает. Родительское терпение, уважительный диалог с ребенком и искренняя любовь помогут твоему чаду поверить в себя и с годами преодолеть трудности, вызванные гиперактивностью.

Все чаще в последнее время родители жалуются, что дети становятся просто неуправляемы. Они невнимательны, неусидчивы, непослушны, не умеют общаться… Список таких «не» можно продолжать еще долго, но это проблемы не изменит. А суть её заключается в том, что у ребенка наблюдаются симптомы СДВГ – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Такие гиперактивные дети не «лентяи» и не «плохо воспитаны», просто они — другие. К ним нужен особый подход. Характер гиперактивного ребенка осложняет жизнь не только родителям, но и ему самому.

СДВГ – это, пожалуй, самое распространенное на сегодняшний день психоневрологическое расстройство, которое наблюдается не только у детей, но и у взрослых. Обычно дети, имеющие такие отклонения, плохо и школе, страдают от непонимания и, как следствие всего этого, имеют заниженную самооценку. Основными признаками поведения такого ребенка является импульсивность, невнимательность и гиперактивность. Причем если признаки гиперактивности могут с годами постепенно уменьшаться, то невнимательность и импульсивность остаются на всю жизнь, мешая нормальному существованию личности в обществе.

Гиперактивность проявляет себя максимально ярко в дошкольном и младшем школьном возрасте. Такой ребенок неусидчив, суетлив, часто отвлекается, имеет какие-то постоянные признаки двигательного беспокойства. Например, постоянно потирает ладони, поправляет очки, грызет ногти, крутит в руках все, что попадется – от пластилина до закладки в учебнике.

Признаки гиперактивности у ребенка

Поставить ребенку диагноз «гиперактивность» можно только в том случае, если в период не менее 6 месяцев у него постоянно наблюдаются, хотя бы 6 из ниже перечисленных признаков:

1. Если ребенок, сидя на стуле, без конца ерзает и вертится, и наблюдаются беспокойные несознательные движения кистей и стоп.

2. Часто встает в классе на уроках или в другие моменты, когда следует оставаться на месте.

3. Проявляет бесцельную двигательную активность в те моменты, когда это неприемлемо — пытается куда-то залезть, что-то достать, крутится, куда-то торопится.

4. Не может играть в тихие спокойные игры и заниматься в одиночестве и тишине

5. Ведет себя так, как будто у него мотор, как у Карлсона, и его невозможно остановить.

6. Ребенок очень болтлив.

7. Отвечает на вопросы, не задумываясь, и потому часто невпопад.

8. С трудом может дождаться своей очереди в любых ситуациях.

9. Часто назойлив, вмешивается в разговоры и игры других.

Оптимальным возрастом для постановки диагноза считается период 4-5 лет, когда уже можно говорить о расстройстве внимания. Сам диагноз могут поставить только специалисты — невролог и психиатр.

Помощь детям с СДВГ

Дальше важно понимать, что СДВГ — это не болезнь, и его невозможно вылечить при помощи одних только лекарственных препаратов. Надо постараться помочь гиперактивному ребенку научиться жить в мире с обществом и самим собой. Выбор дальнейших действий будет носить индивидуальный характер в зависимости от степени выраженности проявлений СДВГ. Подход должен быть комплексным и включать в себя соответствующую работу с родителями, педагогами, психотерапию, возможно назначение медикаментозного лечения.

Очень много можно делать при лечении гиперактивности у детей , иногда даже помогает сказкотерапия: вы можете не только знакомить ребенка со сказочными персонажами с помощью книги, но и пригласить героя сказок к малышу на день рождения (об этом замечательно написано на этом сайте).

1. Старайтесь всегда сохранять у малыша позитивный настрой – подчеркивайте его успехи, особенно в тех делах, где требуется усидчивость и терпение. Помогите ему обрести уверенность в собственных силах.

2. По возможности исключите из обихода выражения «нет» и «нельзя». Старайтесь просто переключать внимания малыша на что-то другое.

3. Старайтесь придерживаться в разговоре с ребенком мягкого спокойного тона, как бы это ни было вам трудно.

4. Если ребенку надо выполнить несколько заданий, то давайте каждое из них по очереди и точно устанавливайте время, в течение которого он должен его завершить.

5. Поддерживайте строгий распорядок дня.

6. Избегайте большого скопления людей. На малыша с диагнозом СДВГ это действует возбуждающе, и его трудно потом успокоить.

7. Не подавляйте двигательную активность ребенка, просто постарайтесь направить её в нужное русло. Подойдут пробежки и прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, занятия плаванием, танцами.

И самый главный совет родителям детей с диагнозом СДВГ : не замыкайтесь в своей проблеме. Она известна уже достаточно давно, и есть способы бороться с её проявлениями. Ищите как можно больше информации по этой теме и выбирайте то, что наиболее подходит для вас и для вашего гиперактивного ребенка .

«Вечный двигатель», – так отзываются уставшие родители, измученные воспитатели и учителя о гиперактивном чаде. Именно он в младенчестве периодически выпадает из кроватки, а в пять лет его невозможно увлечь интересной сказкой или любимым мультфильмом хотя бы на 20 минут. В начальной школе все проблемы только усугубляются. Откуда же берется чрезмерная активность у детей и как с ней бороться?

Что такое гиперактивность?

По утверждениям специалистов, это состояние проявляется у малышей в виде избыточной активности, непоседливости и множестве лишних движений. Больше всего такое поведение характерно для дошкольников, так как их нервная система еще слишком неустойчива.

Мальчишки страдают от гиперактивности в несколько раз чаще, чем девочки. Медики объясняют это тем, что они обычно крупнее деток женского пола при рождении, что чревато различными повреждениями. Также отделы головного мозга, ответственные за регулирование и контроль, созревают у мальчиков гораздо позже.

В настоящее время количество ребятишек с данным нарушением центральной нервной системы значительно увеличилось. Статистика врачей неутешительна – признаки заболевания наблюдаются примерно у 40 % детей дошкольного возраста и у половины учеников начальных классов. Что, согласитесь, немало!

Проявления гиперактивности

Синдром излишней активности имеет множество симптомов. Перечислим основные:

  • Недостаток внимания

Малыш не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии, которое требует от него определенных усилий: раскрашивание, чтение, просмотр телевизора, решение примеров. Именно из-за невнимательности такие детки часто испытывают сложности с учебой.

  • Импульсивность

Гиперактивные дети часто ведут себя необдуманно, постоянно торопятся, отвечают прежде, чем был задан вопрос. Им сложно дождаться своей очереди и спланировать что-то заранее. Поэтому зачастую отношения с одногруппниками и одноклассниками портятся, а родители посещают школу с той же периодичностью, что и работу.

  • Чрезмерная подвижность

Такого ребенка практически невозможно застать в полном покое – он или бегает, или скачет, или дрыгает ногами, если его попросили присесть на стул. Также гиперактивное чадо можно узнать по богатейшим мимическим проявлениям, бегающим глазам и беспокойным пальчикам. Передвигается он обычно вприпрыжку, вынуждая маму за ним бегать.

  • Перепады настроения

Родителям сложно разобраться в эмоциональном состоянии своих детей. У них непредсказуемое поведение, причем эмоциональные всплески возникают без какой-либо очевидной причины. Кроха может стать агрессивной и даже жестокой в один момент, а через четверть часа уже мило беседовать с мамочкой или сверстниками.

  • Плохая память

Из-за низкой концентрации внимания, импульсивности поступков и чрезмерной отвлекаемости детки, как правило, плохо запоминают и усваивают информацию.

Причины появления гиперактивности

В основе этого заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция, которая нарушает протекание психических процессов и вызывает все вышеперечисленные особенности у ребенка. А вот провоцирующими факторами такого расстройства являются:

  • Протекание беременности

Сильные токсикозы, повышенное давление, гипоксия плода, употребление матерью алкоголя, никотина или наркотиков, воздействие токсических веществ повышают вероятность рождения гиперактивного малыша.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Неблагоприятные роды

К гиперактивности могут привести недоношенность, затяжные или, наоборот, стремительные роды, их искусственная стимуляция, а также применение различных средств родовспоможения (в частности, щипцов).

  • Генетическая предрасположенность

Не стоит удивляться наличию у своего отпрыска подобного заболевания, если вы сами страдали в юном возрасте от импульсивного и расторможенного поведения.

Как помочь ребенку?

Некоторые взрослые, воспитывающие гиперактивных ребятишек, зачастую теряют самообладание и срываются на них, несмотря на всю любовь и заботу. Другие матери и отцы опускают руки, считая, что из их крохи уже ничего хорошего не получится. Третьи же стараются взять малыша в «ежовые рукавицы», вводя самые строгие дисциплинарные меры воздействия.

Конечно, каждый излишне активный ребенок – яркая индивидуальность, а значит, нуждается в особом подходе. Однако знание общих психологических особенностей таких детей позволяет специалистам дать несколько рекомендаций, которые помогут вам найти ключик к своему отпрыску.

  • Четко формулируйте задания

Из-за трудностей с сосредоточенностью и высокой отвлекаемости ставьте перед малышом конкретные задачи. Ваши фразы должны быть короткими, четкими, без лишних подробностей. Постарайтесь избегать перегруженных конструкций.

  • Соблюдайте последовательность

Никогда не выдавайте своему гиперактивному чаду сразу несколько поручений. Как часто вы говорите деткам: «Ну-ка, убери машинки, помой ручки и садись за стол»? Ребенок не сможет сразу воспринять такой объем информации и, пожалуй, не выполнит ни одного задания, а увлечется чем-нибудь другим. Давайте следующие указания по мере выполнения.

  • Корректно формулируйте запреты

Такие детки крайне негативно относятся к слову «нет», поэтому постарайтесь не употреблять его. К примеру, вместо категорического табу «Не ходи по луже» скажите: «Давай лучше гулять по сухой дорожке». И, конечно, в любой конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

  • Устанавливайте временные границы

Маленькие дети вообще имеют слабые представления о времени, так что вам нужно будет самим следить за выполнением вашего задания. Если вы планируете уложить кроху спать, отвлечь его от игры, позвать на ужин, необходимо заранее его предупредить: «Через пять минут мы будем ужинать».

  • Направьте энергию в «мирное русло»

Чтобы ребенок стал более спокойным, постарайтесь гулять с ним на свежем воздухе, запишите его в спортивный кружок, почаще ходите на аттракционы, катайтесь на велосипеде, коньках или играйте в мяч. В общем, найдите тот вид деятельности, который доставит ему искреннее удовольствие.

  • Обеспечьте медикаментозное лечение

Обязательно обратитесь за помощью к невропатологу, который не только поставит верный диагноз, но и сможет подобрать правильный фармакологический препарат. Врачебная статистика говорит, что воздействие лекарств эффективно в 80 % случаях гиперактивности: улучшается поведение, повышается самоконтроль.

Если в вашей семье растет неугомонный ребенок-ураган и вы не понимаете, как поступить, прежде всего, постарайтесь набраться терпения и знайте, что он ни в коем случае не хочет вам досадить. Не бойтесь обращаться за квалифицированной поддержкой к неврологу или психологу, следуйте их рекомендациям и нашим советам. И не забывайте, что ваше чадо ничем не хуже других детишек, и также нуждается в вашей любви и понимании. При соблюдении этих условий у вас получится вырастить из маленького баловника собранного и спокойного подростка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!