Инвалидность: понятие, порядок и условия оформления. Инвалидность: понятие, порядок и условия оформления Способность к ориентации

Пенсия по инвалидности является одним из видов пенсионного обеспечения.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1). При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Признание лица инвалидом осуществляют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. К этим учреждениям относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Минтруда России, и главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти. Главные бюро имеют филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правительством РФ. Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

При проведении медико-социальной экспертизы признание лица инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния его организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утвержденных Минздравсоцразвития России. В данных классификациях и критериях даются определения основных категорий жизнедеятельности, при ограничении которых устанавливается инвалидность. Например, способность к самообслуживанию – это способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.



По степени выраженности ограничения каждой категории жизнедеятельности имеют три степени. Так, ограничения способности к самообслуживанию выражаются в следующем:

1 степень – способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень – способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень – неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория "ребенок-инвалид". I группа устанавливается при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности 3 степени, II группа – 2 степени, III группа – при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности (за исключением способности к трудовой деятельности) 1 степени. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности, которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. По общим правилам по истечении установленного срока производится переосвидетельствование инвалида.

Постановлением Правительства РФ установлены случаи, когда группа инвалидности и категория «ребенок-инвалид» до достижения лицом возраста 18 лет устанавливаются без указания срока переосвидетельствования. Например, без срока переосвидетельствования группа инвалидности и категория «ребенок-инвалид» устанавливаются не позднее 2 лет после первичного признания лица инвалидом, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Помимо группы инвалидности при признании лица инвалидом устанавливается также и причина инвалидности, которой может быть общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередного переосвидетельствования.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Минтруда России.

Медико-социальная экспертиза при нарушениях зрения
(Информационное письмо для специалистов учреждений здравоохранения и бюро МСЭ общего профиля)

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Федеральный закон дает определение основным понятиям, связанным с представлениями об инвалидности. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (1, 2, 3), а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (ст. 1).

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст.7).

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационноправовых форм и форм собственности (ст. 8).

В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством РФ, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, Министерством труда и социального развития РФ утверждено Разъяснение Минтруда России от 15.04.2003 № 17 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности» (Разъяснение).

В случае если инвалидность является следствием военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, трудового увечья или профессионального заболевания, устанавливается соответствующая причина инвалидности. При возникновении ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого нарушения зрительных функций в возрасте до 18 лет, причина инвалидности устанавливается с мотивировкой «инвалидность с детства».

При установлении причины инвалидности граждан, ставших инвалидами с детства в результате ранений, контузий, увечий, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, учреждения медико-социальной экспертизы руководствуются «О порядке установления инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями» (далее - Указание).

Указанием было предложено организовать переосвидетельствование во врачебно-трудовых экспертных комиссиях инвалидов с детства с целью уточнения обстоятельств возникновения у них нарушений здоровья и причин инвалидности. В случае документально подтвержденного факта наступления инвалидности вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, причину инвалидности было рекомендовано определять с формулировкой «инвалидность с детства вследствие ранения, контузии или увечья (соответственно), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны».

Таким образом, названная причина инвалидности, в соответствии с действующим законодательством РФ, может быть установлена только инвалидам с детства, при условии установления этой инвалидности по прямым последствиям ранений (контузии, увечий), связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, и подтверждения в установленном порядке обстоятельств получения этих ранений.
В остальных случаях, как правило, устанавливается причина «общее заболевание», в соответствии с пунктом 3

Задачей медико-социальной экспертизы является и определение путей реабилитации инвалидов (система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности). Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество (ст. 9 ).
В каждом случае признания лица инвалидом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11.1 ).

В процессе реабилитации инвалидов по зрению определяющую роль играет рациональное трудоустройство. Так как основную роль дистанционного анализатора у слепых и слабовидящих играет слух, компенсирующий зрительный дефект и способствующий ориентировке слабовидящих и незрячих, производственный шум по возможности должен быть полностью устранен.
При освещении рабочего места наиболее рациональным является применение индивидуальных светильников, позволяющих регулировать световой поток. Учитывая низкую функциональную активность зрительно-нервного аппарата, эти лица могут выполнять зрительную работу грубой точности с объектом размером не менее 5 мм. Инвалидам, имеющим выраженное и значительно выраженное ограничение жизнедеятельности вследствие снижения остроты зрения до возможности только ориентировки на рабочем месте, доступно выполнение рабочих заданий без применения зрения (по слепому методу), что возможно только в специально созданных производственных условиях, в том числе возможна также консультативно-методическая работа с использованием накопленного профессионального опыта и знаний в обычных или специально созданных условиях производства (представители искусства и культуры, юристы, преподаватели, инженерные работники) и др., а также надомный труд, не требующий зрительного контроля.

Больным среднего и пожилого возраста с достаточно сохранными зрительными функциями, имеющими большой профессиональный стаж и сложившийся рабочий стереотип, по возможности рекомендуется трудовое устройство на своем или другом производстве по той же или близкой к ней специальности с учетом противопоказанных факторов условий труда.
В тех случаях, когда снижение зрения наблюдается у лиц молодого возраста с небольшим профессиональным стажем или отсутствием трудового стажа, важное значение в целях профилактики инвалидности приобретает своевременная рациональная профессиональная ориентация, а при необходимости - переобучение с приобретением другой специальности.
В случае стабилизации патологического процесса после хирургического вмешательства в ранней стадии заболевания, положительный клиникотрудовой прогноз позволяет этим больным выбрать специальность из довольно широкого круга доступных им работ.

Профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих для социально-трудовой реабилитации осуществляется в специальных техникумах, профессиональных лицеях и на предприятиях Всероссийского общества слепых. Незрячие дети проходят курс реабилитации в специализированных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование, обучаются письму и чтению по точечной азбуке Брайля (комбинации 6 выпуклых точек создают 63 знака, достаточных для обозначения букв, цифр, знаков препинания и нотных знаков). Все это направлено на социальную адаптацию слепых и слабовидящих.

Существенное значение имеет социально-психологическая адаптация. Инвалиды, длительное время или с рождения лишенные зрения, как правило, работают в специально созданных условиях, в том числе на предприятиях общества слепых. Они не имеют профессий, позволяющих им трудиться в обычных условиях производства. Изменение же сложившегося социального стереотипа требует времени для осуществления ряда восстановительных мероприятий (обучения, приобретения новой профессии, рационального трудоустройства).

В структуре инвалидности по зрению в России наибольшее значение имеет такая патология как: глаукома, последствия травм органа зрения, миопическая болезнь, заболевания сетчатки и зрительного нерва, заболевания хрусталика.

1. Глаукома. При осуществлении трудовой деятельности должны быть исключены вредные вещества, оказывающие нейротропное и ангиотропное действие, ультразвук, вибрация и различные виды излучения выше предельно допустимых норм, а также такие факторы как: тяжелая физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная нервно-психическая нагрузка. Противопоказаны условия «горячего» или «холодного» цехов, при закрытоугольной форме глаукомы - работа в ночное время и работа с длительным наклоном головы вниз. При ограничении поля зрения нельзя работать водителем любого вида транспортного средства, на большой высоте (крановщик, монтажник, кровельщик, пожарный, каскадер и др.).

2. Травмы, реконструктивные операции. Независимо от времени, прошедшего после хирургического вмешательства, и характера предшествующей деятельности всем больным, перенесшим травмы и реконструктивные операции, противопоказана работа, связанная со значительной физической нагрузкой, наклонами туловища, большим зрительным напряжением, воздействием высоких температур, излучений и вибраций, опасностью глазного травматизма у движущихся механизмов, в запыленном помещении и в контакте с токсическими веществами.

3. Близорукость высокой степени является противопоказанием к тяжелому физическому труду, спортивным упражнениям с резким поднятием тяжестей и контактным видам спорта, к работе с сотрясением тела и наклонным положением головы, к зрительной напряженной работе.

4. При заболеваниях сетчатки и зрительного нерва противопоказана работа, связанная с нейротоксическими веществами, опасностью интоксикации ртутью, мышьяком, анилином, метиловым спиртом, никотином и др. Нельзя работать водителями любых транспортных средств и на высоте.

5. Катаракта. Больным с катарактой противопоказан труд, связанный с необходимостью точного зрения, работа среди движущихся механизмов, на высоте. Противопоказана работа в условиях разных видов излучения, вибрацией, токсическими веществами и другими факторами, оказывающими катарактогенное воздействие.

Специальные требования к условиям труда инвалидов вследствие заболеваний органа зрения изложены в п. 6.4 «Гигиенических требований к условиям труда инвалидов» (Санитарные правила СП 2.2.9.250-09), утверждённых постановлением Роспотребнадзора и главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30.

Для инвалидов со слабовидением средней степени рекомендуются виды труда, относящиеся к IV - VI, VIII, "в", "д", "ж", "з" разрядам зрительных работ. Инвалиды со слабовидением высокой степени могут выполнять работы, относящиеся к VI, VIII, "д", "ж", "з" разрядам зрительных работ. Инвалиды с абсолютной или практической слепотой могут выполнять трудовые операции без зрительного контроля, используя анализаторные системы, компенсирующие зрительный дефект (осязание, тактильномышечное чувство, слух).
Гигиенические характеристики условий труда на рабочих местах инвалидов вследствие зрительных нарушений дифференцируются в зависимости от заболевания органа зрения (таблица 1).

В таблице 1 приведены показанные при разных видах офтальмопатологии классы условий труда.
Рабочее место для инвалидов с полной и практической слепотой, а также со слабовидением высокой степени должно быть обустроено системой тифлотехнических ориентиров (осязательных, слуховых, зрительных), обеспечивающих ориентировку этих инвалидов на рабочем месте (в соответствии с "Рекомендациями по устройству систем ориентиров на предприятиях и в организациях ВОС"). Технологическое оборудование данных рабочих мест (от простого инструмента до сложных технических устройств) должно быть оснащено тифлотехническими приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения работы без зрительного контроля и исключающими возможность получения производственной травмы. Освещенность на рабочих местах инвалидов с патологией глаз должна устанавливаться индивидуально с учетом нозологической формы заболевания путем устройства комбинированного освещения. Общее освещение в системе комбинированного должно составлять не менее 20%.

Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня (не более 30%). По мере снижения естественного освещения автоматически должно подключаться искусственное путем ступенчатого включения отдельных групп светильников.
Для снижения резкой неравномерности распределения яркости в поле зрения работающих инвалидов необходимо предотвратить попадание прямых солнечных лучей в помещение с помощью штор или жалюзи, которые, однако, не должны значительно снижать освещенность. Местные светильники должны быть оснащены устройствами для регулирования направления и интенсивности светового потока.

Таблица 1

Окраска поверхностей рабочих помещений и элементов рабочего места инвалидов по зрению должна осуществляться таким образом, чтобы коэффициент отражения световой энергии был близок к максимальному. Наименьшие коэффициенты отражения поверхностей приведены в таблице 2.

Таблица 2

На рабочих местах инвалидов по зрению соотношение между коэффициентами отражения рабочих поверхностей и обрабатываемых изделий должно быть не менее 1:3, что достигается покраской рабочих поверхностей (либо использованием комплектов съемных покрытий) в цвета, подобранные по цветовому контрасту к обрабатываемому материалу:
а) для деталей холодного цвета (сталь, алюминий и т.п.) - теплые цвета (например, кремовый);
б) для деталей теплого цвета (медь, латунь и т.п.) - холодные цвета (например, серо-голубой);
в) для деталей темного цвета - светлые тона. Для инвалидов с врожденной цветоаномалией и с заболеваниями, сопровождающимися нарушением цветовой чувствительности, не следует предоставлять виды работ, требующие различения цветов.

Одиночные рабочие места для слепых следует радиофицировать. При размещении нескольких рабочих мест для слепых в одном помещении радиофицировать следует помещение.
Окраска помещений на предприятиях проводится с учетом широты местности, ориентации окон, имеющегося оборудования и цвета выпускаемых изделий.
Для лучшей ориентировки работников с остаточным зрением следует производить окраску ярких цветовых тонов в виде полос по краям проходов, около контейнеров, др. Дорожки для проходов выделяются в светлые тона на темном фоне.
Для обеспечения достаточной контрастности между обрабатываемой деталью и фоном следует на рабочих местах использовать, когда это возможно по технологии, комплекты съемных покрытий для рабочих поверхностей, подобранные по цветовому контрасту к различным материалам.
Инвалиды с потерей зрения не допускаются к работам с источниками локальной вибрации и шума.

«Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены

Для лиц с заболеваниями и дефектами органа зрения в Федеральном перечне предусмотрены: специальные устройства для чтения «говорящих книг» (на флэш-картах), для оптической коррекции слабовидения (электронный ручной видеоувеличитель, электронный стационарный видеоувеличитель, лупа, лупа с подсветкой), медицинский термометр с речевым выходом, медицинский тонометр с речевым выходом, собака-проводник с комплектом снаряжения.
Обеспечение инвалидов ТСР, не вошедшими в Федеральный перечень, осуществляется на основании ИПР органами социальной защиты населения в соответствии с «Перечнем технических средств реабилитации, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств краевого бюджета» (приложение № 1 к приказу Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 07.02.2013 № 170) (Краевой перечень).

Для лиц с заболеваниями и дефектами органа зрения в Краевом перечне предусмотрены: мини-ноутбук с программами речевого экранного доступа, диктофон цифровой, прибор для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, грифель для письма по Брайлю, бумага специальная для письма по Брайлю, часы наручные механические с рельефными делениями, часы-будильник с термометром электронные "говорящие", нитковдеватель, нож-дозатор, часы-будильник наручные электронные с вибрационным сигналом.
«Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации за счёт средств краевого бюджета» утверждён приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 07.02.2013 № 170.

Заместитель руководителя-главного эксперта
по медико-социальной экспертизе ФКУ ГБ МСЭ по Краснодарскому краю
Т.В.Терещенко

Специалисты бюро медико-социальной экспертизы признали 20-летнюю москвичку Екатерину Прокудину, которая с рождения страдает детским церебральным параличом и не может самостоятельно передвигаться, инвалидом второй группы, фактически лишив ее возможности проходить ежегодное санаторно-курортное лечение, рассказала РИА Новости мама девушки Марина Прокудина.

В соответствии с правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением правительства РФ от 20 февраля 2006 г., признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет категория "ребенок инвалид".

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория "ребенок инвалид".

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, категория "ребенок инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет:

Не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории "ребенок инвалид") гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
- не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории "ребенок инвалид") в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Перечень заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, при которых группа инвалидности (категория "ребенок инвалид" до достижения гражданином возраста 18 лет) устанавливается без указания срока переосвидетельствования :
1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность (неизлечимость) заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).
2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.
3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций и выраженными ликвородинамическими нарушениями.
4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.
5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).
6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций.
7. Наследственные прогрессирующие нервно мышечные заболевания, прогрессирующие нервно мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций (функций глотания), атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.
8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).
9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.
10. Полная слепоглухота.
11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).
12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ III степени и коронарной недостаточностью III IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ III стадии).
13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ III степени.
14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ III степени.
15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.
16. Неустранимые каловые свищи, стомы.
17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).
18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.
19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.
20. Врожденные аномалии развития костно мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры и передвижения при невозможности корригирования.
21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций и тяжелым расстройством функции тазовых органов.
22. Дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый.
23. Дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико социальной экспертизы.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико социальную экспертизу гражданина, в 3 дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Классификации и критерии , используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минздравсоцразвития от 23 декабря 2009 года.

Классификации, используемые при осуществлении медико социальной экспертизы граждан, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико социальной экспертизы граждан, определяют условия установления групп инвалидности (категории "ребенок инвалид").

К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);
- нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной и письменной, вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);
- нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);
- нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;
- нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень - незначительные нарушения,
2 степень - умеренные нарушения,
3 степень - выраженные нарушения,
4 степень - значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

Способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц.

Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально правовых и морально этических норм:

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц.

Способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень - неспособность к обучению.

Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень - неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Медико-социальная экспертиза и инвалидность при нарушениях зрения

Медико-социальные проблемы слепоты, слабовидения и инвалидности вследствие заболеваний органа зрения изучает клинико-социальная офтальмология - наука, исследующая медико-социальные последствия заболеваний органа зрения, приводящих к стойким расстройствам зрительных функций и социальной недостаточности.
В ее задачи входят и проблемы медико-социальной экспертизы.
Все эти вопросы в России регулируются федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с последними изменениями от от 01.07.2011 (N 169-ФЗ).
Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Федеральный закон дает определение основным понятиям, связанными с представлениями об инвалидности.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.04.2008 N 247 от 30.12.2009 N 1121) определяет порядок проведения медико-cоциальной экспертизы.
Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость, в мерах социальной защиты включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. В определенных случаях инвалидность устанавливается бессрочно.
Нарушение зрения относится к основным видам нарушений функций организма (нарушение сенсорных функций). В связи с этим при утрате функции зрения человек может признаваться инвалидом по зрению.
Определение 3 групп инвалидности по зрению основывается на степени снижения зрительных функций и ограничении жизнедеятельности конкретного больного с необходимостью социальной защиты.

Степени нарушения зрительных функций

Определение степеней зрительных нарушений базируется на Международной классификаи болезней (МКБ) X пересмотра (Женева, ВОЗ, 1989 г.), где сформулированы критерии определения степени нарушения функций зрительного анализатора, включающие оценку зрительных функций (остроты и поля зрения); основных электрофизиологических показателей; зрительную работоспособность. В соответствии с ними выделены четыре степени нарушений функций зрительного анализатора (см табл.).

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №1013н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы») к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
Способность к самообслуживанию;
Способность к самостоятельному передвижению;
Способность к ориентации;
Способность к общению;
Способность контролировать свое поведение;
Способность к обучению;
Способность к трудовой деятельности.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека выделяют 3 степени их выраженности.
В качестве примера приведем степени нарушений такой основной категории жизнедеятельности как:
Способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены. Определяются следующие степени нарушений:
1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.
Подобным образом производится оценка нарушений и других категорий жизнедеятельности. Ограничение хотя бы одной основной категории жизнедеятельности у человека, или их сочетание, вызывающее необходимость его социальной защиты является основанием для назначения группы инвалидности.
Степень нарушения зрительных функций и ограничения основных категорий жизнедеятельности, вызывающих необходимость в социальной защите и учитываются при определении групп инвалидности.

Критерии определения групп инвалидности по зрению

I группа инвалидности устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора (см. таблицу) - значительно выраженных нарушениях функций (абсолютная или практическая слепота) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 3 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии IV степени нарушений функций зрительного анализатора.
а) слепота (зрение равно 0) на оба глаза;
б) острота зрения с коррекцией лучшего глаза не выше 0,04;
в) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-0° от точки фиксации независимо от состояния остроты центрального зрения.

II группа инвалидности устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора - выраженные нарушения функций (слабовидение высокой степени), и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии выраженных нарушений функций зрения являются:
а) острота зрения лучшего глаза от 0,05 до 0,1;
б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20° от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.

III группа инвалидности устанавливается при II степени - умеренных нарушениях функций (слабовидение средней степени) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 1 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии умеренных нарушений функций зрения являются:
а) снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40°, но более 20°;

Задачей органов медико-социальной экспертизы является и определение путей реабилитации инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В процессе реабилитации инвалидов по зрению профессор М.И.Разумовский (2005), рекомендует учитывать следующие моменты:
Так как основную роль дистанционного анализатора у слепых и слабовидящих играет слух, компенсирующий зрительный дефект и способствующий ориентировке слабовидящих и незрячих, производственный шум по возможности должен быть полностью устранен. При освещении рабочего места наиболее рациональным является применение индивидуальных светильников, позволяющих регулировать световой поток. Учитывая низкую функциональную активность зрительно-нервного аппарата, эти лица могут выполнять зрительную работу грубой точности с объектом размером не менее 5 мм. Инвалидам, имеющим выраженное и значительно выраженное ограничение жизнедеятельности вследствие снижения остроты зрения до возможности только ориентировки на рабочем месте, возможно выполнение рабочих заданий, без применения зрения (по слепому методу). Им показано трудовое устройство в системе Всероссийского общества слепых.

Возможна также консультативно-методическая работа с использованием накопленного профессионального опыта и знаний в обычных или специально созданных условиях производства (представители искусства и культуры, юристы, преподаватели, инженерные работники) и др., а также надомный труд, не требующий зрительного контроля.

Больным среднего и пожилого возраста и достаточно сохранными зрительными функциями, имеющими большой профессиональный стаж и сложившийся рабочий стереотип, необходимо по возможности рекомендовать трудовое устройство на своем или другом производстве по той же или близкой к ней специальности с учетом противопоказанных факторов условий труда.

В тех случаях, когда снижение зрения наблюдается у лиц молодого возраста с небольшим профессиональным стажем или отсутствием трудового стажа, важное значение, в целях профилактики инвалидности приобретает своевременная рациональная профессиональная ориентация, а при необходимости - переобучение с приобретением другой специальности. В случае стабилизации патологического процесса после хирургического вмешательства в ранней стадии заболевания положительный клинико-трудовой прогноз позволяет этим больным выбрать специальность из довольно широкого круга доступных им работ.

Профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидяцщих для социально-трудовой реабилитации осуществляется в специальных техникумах, профессиональных лицеях и на предприятиях Всероссийского общества слепых.

Незрячие дети проходят курс реабилитации в специализированных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучаются письму и чтению по точечной азбуке Брайля (комбинации 6 выпуклых точек создают 63 знака, достаточных для обозначения букв, цифр, знаков препинания и нотных знаков). Все это направлено на социальную адаптацию слепых и слабовидящих.

Существенное значение имеет социально-психологическая адаптация. Инвалиды, длительное время или с рождения лишенные зрения, как правило, работают в специально созданных условиях на предприятиях обществ слепых. Они не имеют профессий, позволяющих им трудиться в обычных условиях производства. Изменение же сложившегося социального стереотипа требует времени для осуществления ряда восстановительных мероприятий (обучения, приобретения новой профессии, рационального трудоустройства).

В структуре инвалидности по зрению в России наибольшее значение имеет такая патология как: глаукома, последствия травм органа зрения, миопическая болезнь, заболевания сетчатки и зрительного нерва, заболевания хрусталика.
По каждой патологии существует перечень трудовых рекомендаций.
1. Глаукома. При осуществлении трудовой деятельности должны быть исключены вредные вещества, оказывающие нейротропное и ангиотропное действие, ультразвук, вибрация и различные виды излучения выше предельно допустимых норм, а также такие факторы как: тяжелая физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная нервно-психическая нагрузка. Противопоказаны условия «горячего» или «холодного» цехов. При закрытоугольной форме глаукомы работа в ночное время и работа с длительным наклоном головы вниз. При ограничении поля зрения нельзя работать водителем любого вида транспортного средства, на большой высоте (крановщик, монтажник, кровельщик, пожарный, каскадер и др.).
2. Травмы, реконструктивные операции. Независимо от времени, прошедшего после хирургического вмешательства, и характера предшествующей деятельности всем больным, перенесшим травмы и реконструктивные операции, противопоказана работа, связанная со значительной физической нагрузкой, наклонами туловища, большим зрительным напряжением, воздействием высоких температур, излучений и вибраций, опасностью глазного травматизма у движущихся механизмов, в запыленном помещении и в контакте с токсическими веществами.
3. Близорукость высокой степени является противопоказанием к тяжелому физическому труду, спортивным упражнениям с резким поднятием тяжестей и контактным видам спорта, к работе с сотрясением тела и наклонным положением головы, к зрительной напряженной работе.
4. При заболеваниях сетчатки и зрительного нерва противопоказана работа, связанная с нейротоксическими веществами, опасностью интоксикации ртутью, мышьяком, анилином, метиловым спиртом, никотином и др. Нельзя работать водителями любых транспортных средств и на высоте.

5. Катаракта. Больным с катарактой противопоказан труд, связанный с необходимостью точного зрения, работа среди движущихся механизмов, на высоте. Противопоказана работа в условиях разных видов излучения, вибрацией, токсическими веществами и другими факторами, оказывающими катарактогенное воздействие.

Реабилитация инвалидов

Клинико-социальная офтальмология - наука, изучающая медико-социальные последствия заболеваний органа зрения, приводящие к стойким расстройствам зрительных функций и социальной недостаточности.

В задачи клинико-социальной офтальмологии входит и медикосоциальная экспертиза, вопросы которой регулируются федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. ? 181-ФЗ с изменениями от 29 декабря 2004 г.

Терминология и общие положения

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (инвалидность).

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Медико-социальную экспертизу осуществляют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психоло-

гических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Задачи медико-социальной экспертизы

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют:

Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления; потребности инвалида в различных видах соци- альной защиты;

Разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

Изучение уровня и причин инвалидности населения;

Разработку комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвали- дов;

Определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

Определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается пре- доставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы обязательно для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Проведение медико-социальной экспертизы

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. ? 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» определяет порядок проведения медико-социальной экспертизы. Основания для признания гражданина инвалидом:

Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

Ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самооб- служивание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

Необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Степени нарушения зрительных функций

Зрение относят к основным видам функций организма. В связи с этим при утрате зрения человек может быть признан инвалидом по зрению.

Определение степени зрительных нарушений базируется на Международной классификации болезней 10-го пересмотра, где сформулированы критерии нарушения функций зрительного анализатора, включающие оценку зрительных функций (остроты и поля зрения), основных электрофизиологических показателей и зрительной работоспособности. В соответствии с ними выделены четыре степени нарушений функций зрительного анализатора (табл. 21.1).

Таблица 21.1. Степени нарушения зрительных функций

Группы инвалидности

Нарушение зрительных функций и ограничение основных категорий жизнедеятельности, вызывающих необходимость в социальной защите, учитываются при определении трех групп инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливают на 2 года, II и III групп - на 1 год, после чего проводят переосвидетельствование.

I группа инвалидности устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до III степени с необходимостью социальной защиты.

II группа инвалидности устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до II степени с необходимостью социальной защиты.

III группа инвалидности устанавливается при II степени нарушений функций зрительного анализатора и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до II степени с необходимостью социальной защиты.

Реабилитация инвалидов

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер.

Так как основную роль дистанционного анализатора у слепых и слабовидящих играет слух, компенсирующий зрительный дефект и способствующий ориентировке слабовидящих и незрячих, произ- водственный шум по возможности должен быть полностью устранен. При освещении рабочего места наиболее рационально применение индивидуальных светильников, позволяющих регулировать световой поток. Учитывая низкую функциональную активность зрительнонервного аппарата, слабовидящие могут выполнять зрительную работу грубой точности с объектами размером не менее 5 мм.

Инвалидам, имеющим выраженное и значительно выраженное ограничение жизнедеятельности вследствие снижения остроты зрения до возможности только ориентировки на рабочем месте, возможно выполнение рабочих заданий без применения зрения (по слепому методу). Им показано трудовое устройство в системе Всероссийского общества слепых.

Незрячие дети проходят курс реабилитации в специализированных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение письму и чтению производят по точечной азбуке Брайля (комбинации 6 выпуклых точек создают 63 знака, достаточных для обозначения букв, цифр, знаков препинания и нотных знаков).

Инвалидность при отдельных заболеваниях

В структуре инвалидности по зрению в России наибольшее значение имеют такие состояния, как глаукома, последствия травм органа зрения, миопическая болезнь, заболевания сетчатки и зрительного нерва, а также катаракта. По каждой патологии существует перечень трудовых рекомендаций.

Глаукома. При осуществлении трудовой деятельности должны быть исключены вредные вещества, оказывающие нейротропное и ангиотропное действие, ультразвук, вибрация и различные виды излучения выше предельно допустимых норм, а также тяжелая физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная нервно-психическая нагрузка. Противопоказаны условия «горячего» или «холодного» цехов. При закрытоугольной форме глаукомы запрещены работа в ночное время и работа с длительным наклоном головы вниз. При ограничении поля зрения нельзя работать на большой высоте (крановщик, монтажник, кровельщик, пожарный, каскадер и др.), а также управлять любым видом транспортного средства.

Травмы, реконструктивные операции. Независимо от времени, прошедшего после хирургического вмешательства или травмы, и характера предшествующей деятельности всем больным противопоказана работа, связанная со значительной физической нагрузкой, наклонами туловища, большим зрительным напряжением, воздействием высоких температур, излучений и вибраций, опасностью глазного травматизма у движущихся механизмов, в запыленном помещении и в контакте с токсическими веществами.

Близорукость высокой степени служит противопоказанием к тяжелому физическому труду, спортивным упражнениям с резким поднятием тяжестей и контактным видам спорта, к работе с сотрясением тела и наклонным положением головы, к зрительной напряженной работе.

Заболевания сетчатки и зрительного нерва служат противопоказанием к работе, связанной с нейротоксическими веществами,

опасностью интоксикации ртутью, мышьяком, анилиновыми соединениями, метиловым спиртом, никотином и др. Нельзя работать водителем любых транспортных средств и на высоте.

Катаракта. Больным с катарактой противопоказан труд, связанный с необходимостью точного зрения, работа среди движущихся механизмов, на высоте. Противопоказана работа в условиях разных видов излучения, вибрации, в контакте с токсическими веществами и другими факторами, оказывающими катарактогенное воздействие.

Контрольные методы проверки зрения

При определении остроты зрения нередко встречаются случаи симуляции и аггравации. Поэтому врачу необходимо знать ряд контрольных методов для выявления истинной остроты зрения.

Проба на разных расстояниях производится следующим образом. Зрение проверяют с расстояния 5 м, затем 2,5 и 1,25 м; вычисляя остроту зрения для каждого расстояния, выявляют соответствие или несоответствие показаний обследуемого с его первоначальными данными. Результаты этой пробы считаются положительными в тех случаях, когда колебания остроты зрения были не менее чем на 100% (например, от 0,05 до 0,2), или не менее 2-3 рядов (например, от 0,3 до 0,5-0,6), что позволяет считать симуляцию или аггравацию установленной.

Проба с отдельными знаками. Из таблицы Головина вырезают отдельные знаки и по одному наклеивают их на одинакового размера карточки. Обследуемому обычно трудно определить, знаки какой строки ему предъявляют, что позволяет установить истинную остроту зрения.

Проба «нейтрализации» проводится следующим образом: перед глазом испытуемого ставится двояковыпуклое стекло +3,0 дптр, с которым обследуемый, (если он эмметроп), видит плохо даже верхние ряды тестов таблицы. В течение 5-10 мин наступает зрительное утомление, после чего приставляется к первому стеклу второе -3,0 дптр, вследствие чего происходит нейтрализация преломляющей способности обеих линз. При этом обследуемый (если у него была более высокая острота зрения) отмечает улучшение зрения по сравнению с исходным.

Зеркальная проба производится таким образом: обследуемый садится под таблицей, а на расстоянии 5 м перед ним устанавливается

зеркало. Правильная установка зеркала должна проверяться до прихода обследуемого в кабинет. Упуская из виду или не зная о том, что он видит таблицы в зеркале на удвоенном расстоянии, обследуемый читает свою «предельную», например, третью, строку и показывает, таким образом, уже удвоенное зрение, т.е. не менее 0,6.

Таблица Поляка. Изменение таблицы Головина заключается в том, что первый ряд сохранен, так как его отсутствие слишком заметно и демаскирует пробу, но выброшены вторая и четвертая строки (т.е. 0,2 и 0,4) и удвоены восьмая и девятая для сохранения общего количества строк. Таким образом, читающий вторую строку имеет остроту зрения 0,3, раскрывая собственную аггравацию.

Проба Вика заключается в том, что при угадывании направлений разрезов колец в строках, которые действительно не видны, оказывается, что известный процент направлений (а именно - около 25%) исследуемый называет правильно. При обследовании пациент, не желающий показать, что он видит предъявляемые тесты, будет избегать угадывания, так как имеет достаточное зрение для различения их. Последняя строка, в которой он не дает правильных ответов или дает их в очень малом проценте, будет строкой, по которой определяется острота зрения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!