Описание проекта. Проект «Туризм — средство оздоровления и приобретение навыков безопасности

Полное название проекта : «Туризм как средство оздоровления и приобретение навыков безопасности младших школьников».

Вид, тип проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

Место проведения : МБОУ СОШ №20 г.Черногорск Республика Хакасия

Сроки проведения : 2015-2018 учебный год.

Участники проекта : учащиеся 2б

Возраст детей : 7-8 лет.

Форма проведения: коллективный проект.

Партнеры : станция юных туристов, родители 2б класса МБОУ СОШ №20

Обоснование.

«Человек способен насидеть себе болезнь

и набегать здоровье», – гласит известная народная мудрость.

«Здоровый человек есть самое драгоценное

произведение природы» Томас Карлейль

Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации.

Актуальность.

Туристко-краеведческая деятельность является одной из самых доступных и эффективных форм интересного развития ребенка. Туристические занятия, походы, правильно подобранные и хорошо проведенные обогащают детей, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и организуют. Реализация проекта вызвана ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера. Обучение большинства учащихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания. Огромная роль туризма в воспитательной сфере. В осознании истории и культуры своей страны лежит важный аспект патриотической мотивации, воспитания любви к своей Родине и уважению к своей национальной культуре. Актуальным становится вопрос приобщения современного человека к культурно – историческому потенциалу своей страны посредством туристических поездок по родному краю. Для многих семей туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Цель .

Формирование и закрепление навыков безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста.

Задачи проекта:

1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности во время экскурсии

2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного туризма в опасных ситуациях.

3.Сформировать и закрепить навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях

4. Оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у школьников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

В результате проекта обуча ю щийся должен знать:

    виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;

    правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;

    правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;

    принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;

    способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;

    виды туристских узлов и способы их применения;

    "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.

Программа рассчитана на 2 года обучения Программа первого года занятий предусматривают обучение ребят «азбуке» туризма -- сообщениеим начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своем крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения. Зачетный поход - завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. За время похода учащимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

Программа второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы учащиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе Программы- в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов.

Результатом проекта будет создание альбома безопасного туризма

Этапы работы над проектом

I этап. Подготовительный (сентябрь –декабрь 2015 г.)

1.Знакомство и изучение методической и специальной литературы

Инструктор детского и юношеского туризма

2. Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей учащихся по проведению различных форм туристско- краеведческой работы

3.Разработка годового плана проведения мероприятий.

4. Согласование с станцией юных туристов мероприятий различного масштаба

5. Разработка сценариев туристско-краеведческих мероприятий

1. Работа туристско-краеведческого объединения в школе.

2. Проведение спортивных походов (пропаганда здорового образа жизни, занятие туризмом),

3. Проведение мероприятий – туристских уроков, школы туриста, полосы препятствий, спортивных игр, эколого- краеведческих игр, игр на местности с элементами ориентирования

4. Проведение учебно-тренировочных сборов по ориентированию, технике пешеходного туризма, лыжному туризму, оказанию первой доврачебной помощи.

5. Проведение учебно – тренировочных сборов по подготовке к степенным походам

6. Проведение степенных походов по Хакасии

7. Подготовка и проведение учащимися туристско- краеведческих мероприятий

9. Пропаганда туризма, здорового образа жизни через средства массовой информации (публикации в газете.)

III этап. Обобщающий (май- июнь 2018 г.)

1. Обобщение опыта проектной деятельности

2. Анализ результатов деятельности с учётом личностного подхода к воспитанию учащихся, отбора эффективных форм и методов работы.

3.Корректировка программы объединения.

5. Проведение итогового семинара «Здоровый образ жизни через занятия туризмом»,

Новизна проекта: заключается в формировании навыков безопасного туризма

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Снижение заболеваемости учащихся

Увеличение количества детей, соблюдающих режим правильного питания и физической активности;

До 90% детей занимаются подвижными играми на переменах, во внеурочное время;

Увеличение количества семей, использующих рекомендации по организации правильного питания и увеличения физической активности детей;

Улучшение самочувствия, аппетита и сна, уменьшение пропусков занятий по болезни;

Для педагогов:

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

Пересмотр семейных традиций питания в сторону полезных продуктов питания – участников проекта 2 класс.

Уменьшение потребления учащимися рафинированной и консервированной пи -Создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе для учащихся, учителей и родителей – проведение общешкольных праздников совместно с родителями; щи, модифицированных продуктов всеми учащимися школы.

Елена Новикова
Проект «Детский туризм - это интересно!»

Цели проекта для педагогов

: изучение и внедрение туристско

Цели проекта для детей

туристских

Характеристика проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

Участники : дошкольники 5-7лет (старшая и подготовительная к школе группа)

Сроки реализации проекта : 2 года (2015-2017гг)

Проблема : Туристическо -краеведческая деятельность дошкольников как основа духовно-нравственного воспитания недостаточно изучена нашим коллективом педагогов, у дошкольников не сформированы эколого-туристские знания и умения природопользования.

Актуальность.

Социально-экономические и политические условия, сложившиеся в нашей стране, реформы российского образования, “информационный бум”, меняют базовые образовательные ориентиры – от “образования на всю жизнь” – “к образованию через всю жизнь”. В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Следует подчеркнуть, что реализация современных ориентиров образования возможна только на прочном духовно-нравственном фундаменте, в котором чувство любви к Родине, чувство патриотизма играет ключевую роль. Туристско -краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я. А. Каменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям. Существенный вклад в развитие краеведения внес К. Д. Ушинский, теоретически обосновавший “родиноведческий принцип” в обучении и воспитании.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы : Л. А. Гольденберг, М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. И. Лазарев, П. И. Рычков, Н. А. Соболева, М. В. Соловьев, В. Н. Татищев, В. Г. Чекан и др.

Но основа краеведения включает не только историю и природу родного края, но и искусство.

В отечественной педагогике с давних времен (К. Д. Ушинским, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. Т. Сакулиной, Б. М. Неменским и др.) проповедуется главный принцип : воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком , родном искусстве того края, где живет человек.

Что помогает дошкольнику полюбить свою малую Родину, а в дальнейшем и большую Родину – свою Россию?

А что еще, как не прогулки и экскурсии в природу, туристические походы к природным объектам родного края поможет нам в решении стоящей перед нами задачи. Что в целом составляет туристско -краеведческую деятельность детей дошкольного возраста.

Кроме интеллектуального развития детей , туристические прогулки оказывают оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов : солнца, воздуха, воды.

Совершенствуются естественные (жизненно важные) виды движений и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Прыгание через встречающиеся канавы и ручейки, взбирание на пригорки делают детей ловкими, бодрыми, жизнерадостными.

Следовательно, туристско -краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов : физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Цели проекта для детей : Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Цели проекта для педагогов : изучение и внедрение туристско -краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Задачи :

1. Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями г. Мантурово и Мантуровского района, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным объектами природы Костромской области;

2. Средствами туристско -краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка , формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

3. Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию «открытий» .

4. Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании , познакомить с разными видами туризма .

5. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада , города Мантурово; научить работать с компасом; повторить правила поведения в окружающей среде.

6. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу;

7. Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Принципы детского туризма .

Методы :

Формы :

Формы работы :

Этапы работы :

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

Установочный

Сентябрь 2015г Формулирует проблему (цель) .

При постановке цели определяется и продукт проекта .

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу. Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта .

Внедренческий

Сбор и систематизация информации,

Поисковая деятельность

Проведение бесед, игр, экскурсий и др.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Презентационный

Май 2017г Подготовка к презентации. Презентация. Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Планируемые результаты :

Сформированы знания о детском туризме ;

Знают представителей растений и животных Костромской области

Сформированы умения необходимые в туристическом походе . (Умение распределять туристические обязанности ; умение собирать рюкзак, класть в него, только то, что понадобится в походе; умение правильно подбирать лекарственные препараты для аптечки и др).

Сформированы умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану города, на макете детского сада ; умение пользоваться компасом и др).

Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Увеличение доли родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе на туристической тропе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Продукт проекта :

1. Конспекты занятий, совместной деятельности, бесед, экскурсий и т. д.

2. Фотоальбом : «Мы-туристы »

3. Презентация о проекте .

Маршрутный лист – Блок № 1

Маршрутный лист – Блок № 2

Маршрутный лист – Блок № 3

Маршрутный лист – Блок № 4

Перспективный план

Блок Мероприятия цель

Сентябрь

Диагностика (1-2 неделя)

Мой детский сад Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде.

Мой город Мантурово Мой замечательный город (презентация)

Экскурсия на городской стадион в микрорайоне «Юбилейный» Расширять представления детей о спортивной жизни города : спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием

Природа родного края «Осень в родном городе» - пленер

Природа г. Мантурово в фотографиях местных жителей. – презентация.

Путешествие по экологической тропе д\с «Осеннее приключение» Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.

Мы - туристы Диагностическое задание «Что мы знаем о туризме » Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.

Мой детский сад Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной. - Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья,

Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца, постельное белье; закрепить названия бытовых приборов;

Воспитывать уважение к труду взрослых

Мой город Мантурово Экскурсия к Лицею № 1. - Познакомить детей с учебным заведением.

Природа родного края Экскурсия – поход «Река Унжа»

«Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит» - беседа. - Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Унжа.

Закреплять характерные особенности октября.

Знакомить с народным праздником Покровом.

Мы - туристы Совместная деятельность : «Кто такие туристы . Туризм и его разновидности . Правила поведения на прогулке. Правила поведения на привале.

Игра «Угадай и расскажи» , «Мы собираемся в поход» Познакомить с туризмом , видами, разновидностями. Правилами поведения на природе. В играх закреплять полученные знания.

Мой детский сад Экскурсия в горницу. Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием : печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти.

Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

Мой город Мантурово Экскурсия в художественную школу. Познакомить детей с художественной школой. Воспитывать у детей любовь к своей Родине - России, вызвать у них интерес к народному искусству. Закрепить знания о народно – прикладном искусстве. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

Природа родного края «Кто живет в лесах Костромской области» - виртуальная экскурсия по лесам

Синичкин день - беседа

Закреплять знания детей об обитателях лесов Костромской области.

Закреплять знания детей об осени. Познакомить с праздниками Синичкин день и Кузьминки.

Мы - туристы Беседа : «Туристское снаряжение » Рассматривание предметов туристского снаряжения . Игры, эстафеты, практические занятия по использованию туристского снаряжения . Познакомить с туристским снаряжением . Научить самостоятельно пользоваться предметами личного, группового и специального туристского снаряжения .

Мой детский сад Экскурсия в медицинский блок. Встреча со старшей медсестрой.

Познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой) ; показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи

Мой город Мантурово «Полезные богатства края» -экспериментирование.

1. Дать представления о природных богатствах Костромской области, более подробно о торфе.

2. Систематизировать накопленную информацию посредством логических операций (сопоставление, обобщение, анализ, синтез )

Природа родного края Д/и «Растения нашего леса» составление альбома

«Зима – не лето, в шубу одето» - беседа Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Костромской области, в т. ч. на территории ДОУ. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.

Мы - туристы Беседы на тему : «Первоначальное понятие о топографических знаках. Их значение» , «Знакомство с туристскими знаками »

Игра «Турист – следопыт »

Эстафеты соревновательного характера. Познакомить детей с элементарными топографическими и туристскими знаками . Учить их изображать на бумаге.

Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.

В игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.

Мой город Мантурово Знакомство с картой – схемой «Наш – город»

«Пришла Коляда накануне Рождества» - беседа о рождественских праздниках, как празднуют Рождество в нашем городе. Познакомить с картой города Мантурово.

Познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Природа родного края Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

«Зима - не лето, - в шубу одето» - беседа о погодных условиях в Косромской области

Закреплять знания детей о животном и растительном мире Костромской области в игровой форме;

Повторять знания детей о характерных особенностях зимы в Костромской области.

Мы - туристы Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.

Дидактические игры : «Нарисуй игрушки на листе бумаги» , «Где план, а где рисунок?» , «Нарисуй предметы в групповой комнате» , экскурсия по группе с опорой на план, прогулка – поход по территории детского сада .

Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, д\с, на территории д\с) ; познакомить с планом, учить составлять план.

Мой детский сад Экскурсия в музей воинской славы. Рассматривание экспонатов военной техники.

«На героя и слава бежит» - беседа о русских богатырях Продолжать знакомить с экспонатами музея в ДОУ и Лицее № 1. Воспитывать патриотизм.

Знакомить детей с русскими богатырями.

Мой город Мантурово «Дорогая моя столица области» Заочное путешествие по городу Кострома

«Масленица» - беседа, как празднуют масленицу в нашем городе. Фольклорный праздник. Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями областного центра –г. Кострома.

Закреплять знания детей о народном празднике Масленица.

Природа родного края Составление кроссвордов о животных, растениях края : «Что это? Кто это?» .

Закреплять и расширять знание детей о животных Костромской области, учить составлять кроссворд.

Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход » Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.

Мой детский сад Экскурсия в горницу. Экспонаты текстиля.

«Живет в народе песня» - беседа о русских народных песнях. Познакомить детей с рушником, одежда мужская (косоворотка, кафтан, кушак, женская (сарафан, передник, косынка)

Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Мой город Мантурово «Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем. Познакомить детей с историей развития города Мантурово.

Природа родного края Экскурсия в парк. Деревья нашего края. Закреплять и расширять знания детей о деревьях Костромской области.

Мы - туристы Сюжетно-ролевая игра «Туристический поход » - Продолжать закреплять полученные знаний детей о туризме в игре «Туристический поход »

Мой детский сад «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.

Мой город Мантурово проектов

Организовать выставку семейных проектов , продолжать знакомить детей с историей города.

Природа родного края День Птиц – акция «Скворечник»

Виртуальное путешествие в край гусей – Кологривский заповедник.

«День птиц» Викторина.

«Грач на горе – весна на дворе» -беседа Познакомить с русскими обычаями встречи весны.

Познакомить с Кологривским заповедником.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Мы - туристы Экскурсия на реку Унжа – Ледоход. Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять туристические знания на практике .

Мой детский сад Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике.

Мой город Мантурово Экскурсия «Аллея славы у памятника воину - освободителю»

«Традиции нашего народа» праздники, развлечения – альбом

«Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.

«Человек без Родины, что соловей без песни» - беседа Познакомить детей с героями-земляками.

Природа родного края «Край родной, навек любимый» - игра «Поле чудес» . Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края.

Мы - туристы Туристический слет , совместно с родителями. Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Перспективный план – работа с родителями.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное » .

Октябрь Помощь в экскурсии к реке Унже.

Ноябрь Помощь в организации «уголка туриста » туристическим снаряжением

Декабрь Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»

Январь Помощь в организации «птичьей столовой» на участке (кормушки)

Февраль Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах .

Март Участие в фольклорном празднике «Масленица»

Изготовление скворечников.

Апрель Участие в акции «Зеленые ладошки земли»

«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов .

Май Совместный с детьми туристический слет .

Перспективный план – работа с педагогами.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Круглый стол : «Разработка и обсуждение проекта по туристско -краеведческой деятельности в доу»

Проведение диагностики по проекту .

Октябрь Организация экскурсии к реке Унже.

Ноябрь Организации «уголка туриста » в группе туристическим снаряжением : компас, рюкзак, палатка, котелок и др.

Декабрь Консультация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Январь Организация «птичьей столовой» на участке (кормушки)

Февраль Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах .

Март Организация и проведение фольклорного праздника «Масленица»

Изготовление скворечников.

Апрель Организация акции «Зеленые ладошки земли»

«История города в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов .

Май Организация туристического слета .

Проведение диагностики.

Подведение итогов проекта .

Словарь терминов

Деятельность – Занятие, труд.

Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.

Краеведение – Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.

Маршрут – Путь следования.

Перекус – Наскоро закусить.

Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.

Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.

Слёт – Прибывание на одно место с разных сторон. Массовое собрание прибывших из разных мест членов каких-нибудь коллективов.

Топографические знаки – знаки, которые используют для обозначения поверхности и взаимного расположения отдельных пунктов местности.

Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.

Турист – Человек , который занимается туризмом , совершает туристические путешествия .

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» .

Список используемой литературы

1. Большакова Е. Л. Мы – юные туристы / Е . Л. Большакова // Воспитатель. - 2008.- № 4 – С. 83-87

2. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.- 116с.

3. Витушкина Н. А. Туризм и краеведение в детском саду / Н . А. Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

4. Коротковских Л. Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ / Л. Н. Коротковских// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание – СПб.: Детство-Пресс , 2000. – 304 с.:ил.

6. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений- СПб : «Детство-Пресс » , 2001. – 400с, ил.

7. Интернет – ресурсы .

Образовательный проект

«Туризм в школе»

Руководитель проекта: Сангаджи- Горяев Эрдни Бадмаевич, преподаватель- организатор ОБЖ

МКОУ «Бергинская СОШ»

Цель реализации проекта

Пропаганда туризма и здорового образа жизни,

Привлечение учащихся школы к туристской деятельности

Задачи проекта:

Привитие интереса к туризму, через массовые туристские мероприятия;

Достижение физического совершенства;

Организация досуга учащихся;

Воспитание активной жизненной позиции,

Обучение учащихся основам туризма;

Способствовать развитию патриотических чувств, убеждений, через соприкосновение к историческому прошлому своего края.

Ресурсное обеспечение проекта

Наличие в школе спортивной площадки, имеются в наличии палатки.

Сроки реализации : 3 года

Актуальность проекта

Здоровье человека зависит от многих факторов и один из них – физическое развитие. Развитие физических качеств начинается с раннего возраста, и школьный период жизни - самое благотворное время для этого. Но школьных уроков физкультуры не всегда достаточно для физического развития личности, нужна целая система по физическому воспитанию, которая не возможна без внеклассной спортивно-массовой работы. Поэтому многие дети занимаются в спортивных секциях и кружках.

Среди средств, которые эффективно действуют в данном направлении можно назвать туристско – краеведческую деятельность и здоровьесбережение. Туристско- краеведческая деятельность формирует и утверждает здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, в том числе и психическое, помогает достичь физического совершенства

С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться, быстро починить одежду.

В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.

Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.

Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.

II. Форма, цели и задачи туризма в школе.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.

Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медико-биологические, физиологические, геологические и другие исследования.

В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

оздоровительные;

учебные;

спортивные;

познавательные и другие цели.

Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.

Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.

Содержательные цели туризма:

Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.

Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.

Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

III. Спортивное содержание школьного туризма.

Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

К спортивному содержанию похода относятся:

естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),

ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,

автономное жизнеобеспечение, туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

Дети занимаются на школьной спортивной площадке, в спортивном зале. В течении учебного года каждый класс совершает один однодневный поход. Принимает участие в традиционном школьном дне здоровья.

Теоретические и практические занятия

- безопасность путешествия,

- безопасное поведение в степи,

-психологические основы выживания в степи,

- основы ориентирования,

- туристское снаряжение, подготовка и подбор снаряжения в зависимости от времени года,

-организация биваков, типы костров, установка палатки,

- чрезвычайные и экстремальные ситуации, правила поведения,

- стихийные бедствия,

- международные сигналы бедствия,

- лекарственные растения,

- медицинская аптечка,

- оказание первой доврачебной помощи, наложение повязок, переноска пострадавших,

- туристские узлы, применение, вязка узлов,

- организация страховки, страховочные системы,

- прохождение туристской полосы препятствий,

- школьный туристский слёт,

- однодневные походы выходного дня

- соревнования по технике пешеходного туризма,

-«Школа туриста» (обучающая игра по станциям),

- игровые туристские уроки,

- соревнования по ориентированию

IV. Педагогический потенциал туризма.

Педагогический потенциал туризма весьма велик. Коэффициент полезного педагогического действия зависит от подхода и организации туристского похода учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области. Школа использует далеко не весь воспитательный потенциал туризма. Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.

Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации, но не несут оздоровительного фактора, который влияет на физическое и нравственное воспитание школьников.

Для повышения педагогического потенциала туристского похода важен демократический стиль руководства, уважительное отношение участников похода друг к другу.

Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга.

Заключение

Детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его формах и видах.

Список литературы:

1. Сапрунова В. А. Туризм: эволюция, структура, маркетинг М., Ось-89, 1998. – 320 с.

2. Шаповал Г. Д. История туризма. Минск: Эноперспектива, 1999. – 216 с.

3. Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И. В. Зорин, – М.: Советский спорт, 1999.

4. Родионов Д. А. Энциклопедия спорта, Эксмо-Пресс, 2002.

В последнее время интерес к Казахстану, как к туристскому направлению, значительно возрос во всем мире, и соответственно, из года в год увеличивается спектр туристских услуг, предоставляемых местными туроператорами для привлечения большего количества путешественников. Более всего в Казахстане туристов из Германии, Англии, Японии, Кореи, Китая. Немцы и англичане уже разведали туристические маршруты Казахстана, тогда как сами казахстанцы не развивают туризм на должном уровне.

Сегодня в Казахстане представлены практически все существующие виды туризма - познавательный, развлекательный, этнический, экологический и другие. Для туристов предлагается ряд маршрутов путешествий по всей территории Казахстана.

Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики. В реализации положений индустриально-инновационного развития экономики Казахстана ведущая роль принадлежит системе отечественных кластеров. Особое место среди них занимает туристский кластер. Сегодняшние тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучили известнейшие курорты мира, стремятся в страны, где туристический сектор только начинает развиваться. Казахстан - в их числе.

Основной целью развития туризма в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международного сотрудничества в области туризма.

Согласно данным Агентства РК по статистике по итогам первого квартала 2013 года количество обслуженных посетителей составило 4 164,9 тыс. человек, это на 27,1% больше показателя соответствующего периода 2012 года. При этом количество посетителей въездного туризма увеличилось на 21,6% - 1 063,6 тыс. человек; количество посетителей внутреннего туризма увеличилось на 33,3% - 1 254,8 тыс. человек. Однако мы пока еще не достигли высокого уровня и высоких показателей в сфере туризма. Въездной туризм по-прежнему развивается слабо, что ведёт к целому ряду негативных последствий. Выездной туризм представляет собой не что иное, как невидимый импорт. Казахстанские туристы оставляют свои капиталы в другой стране. Известно, что один турист приводит к созданию десяти рабочих мест, и эти места создаются не в Казахстане.

Поэтому для казахстанского туризма в настоящее время актуальной задачей является развитие въездного туризма. В Республике Казахстан 41,4 % всего объема обслуженных туристов приходится на выездной туризм, 39% - на внутренний, 19,6% - на въездной.

Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в том, что туризм в Казахстане является одной из приоритетных отраслей развития несырьевого сектора экономики.

Наш проект направлен на развитие более активного отдыха в Казахстане, так как в современном мире активный отдых становится все более популярным видом туризма. К активному туризму приобщаются люди разных возрастов и профессий, имеющие разное семейное и общественное положение, существенно отличающиеся уровнем культуры и физического развития. Также следует отметить, что РК принимает активное участие в реализации мероприятий, посвященных году туризма в СНГ, что в свою очередь повышает степень значимости и актуальности нашего проекта.

Цели и задачи

бренд туристический разработка

Цель: продвижение национального туристического бренда «Like Lifestyle» как внутри страны, так и за рубежом с применением инструментов инновационного маркетинга.

  • - Создание положительного имиджа Казахстана для роста популярности страны в международном туристическом сообществе.
  • - Пропаганда здорового образа жизни среди граждан Казахстана.
  • - Повышение культурного - образовательного уровня казахстанцев, а также ознакомление иностранных граждан с историей, культурой и бытом нашей страны.
  • - Привлечение иностранного капитала в страну.
  • - Реализация маркетинговых мероприятий в рамках разработки маркетинг-микс.

Объект исследования проекта

Объектом исследования проекта является въездной туризм в Республике Казахстан. В ходе разработки проекта нами исследовались: индустрия туризма в РК, конкурентная туристская среда, основные инновационные инструменты маркетинга, конкуренты - фирмы, предоставляющие пакеты туристических услуг, спрос на экстремальный и экскурсионный виды туризма, потребительский рынок.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

1.1 Актуальность темы

1.2 Основные особенности туризма

2. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ

3.ВЫВОДЫ

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы .

Туризм – одна из крупнейших и стремительно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих странах мира он является основным источником валютных поступлений. Развитие туризма – длительная и экономически выгодная перспектива в будущем, ведь туризм обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на показатели и совокупного экспорта страны.

Казахстан с получением независимости открыл перед собой большие перспективы в развитии туризма. Сейчас республика прилагает усилия по привлечению иностранных туристов, но недостаточно укомплектованная, устаревшая материально-техническая база, низкий сервис и большое количество затрат на туристические услуги отталкивают туристов от нашей стра­ны. Развитие туризма, а в особенности международного, дало бы возможность увеличению притока валюты, пополнению бюджета, сокращению , расширению рынка рабо­чих мест, повышению доходов населения и уровня жизни и, в конечном итоге к процветанию и устойчивому развитию Рес­публики Казахстан.

В настоящее время проявляется интерес к туризму и в Жамбылской области, обладающей большим туристским потенциалом, но занимающей незначительную долю в мировом тури­стском потоке. Интерес в Казахстане к туризму выражается, прежде всего, в форме правового обеспечения государством этой сферы деятельности.

1.1 Основные особенности туризма

В Жамбылской области есть огромный потенциал для развития туризма.

В Жамбылской области можно развивать разнообразный туризм, и особенно экстремальные его виды. «Отроги гор Каратау, Таласского и Киргизского Алатау подходят для альпинизма и экстремального туризма.Можно включить в программу туров прыжки с парашютом, полеты на параплане и тому подобное. Водохранилище Терс-Ащибулак, Алаколь, Биликоль удобны для водных развлечений. На просторах жамбылских степей можно проводить приключенческие туры. В общем, в нашей области можно найти всё - от пустынь до альпийских лугов».

Однако в настоящее время природный потенциал региона практически не находит применения в туристской сфере. Турфирмы региона в основном нацелены на выездной туризм, визовые услуги и продажу авиабилетов. Экскурсиями по области турфирмы занимаются мало, предлагая, как правило, 1-2-дневные туры с посещением исторических или природных достопримечательностей.

«Сегодня туроператоры региона не имеют конкретного представления, какой вид туризма необходимо развивать, а. - Наблюдается слабая маркетинговая составляющая туристических предприятий.

«Превращение Тараза и Жамбылской области в центр туристской индустрии является одной из основных задач. Сфера туризма может наряду с торговлей приносить значительную часть поступлений в областной бюджет. Тем более, что потенциал нашей области в этом направлении неограничен. Для развития внутреннего туризма нужно, в первую очередь, взаимопонимание и сотрудничество туроператоров и государства»

Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм и на регионы: благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только он один и может выполнять эти функции.

Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний пуризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное развитие личности, право человека на уважение его достоинства и индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.

Поскольку туристская деятельность является одной из самых трудозатратных и выступает как регулятор занятости населения, немаловажная роль отводится профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики туристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых тенденций и способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма ориентироваться в конъюнк-туре и динамике туристского рынка. Только образованный, соответствующим образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный продукт и реализовать его на рынке туристских услуг.

2.1 Общая характеристика Жамбылской области

Жамбылская область, расположенная на юге Республики Казахстан, образована в 1939 году. В географическом отношении ее территория в основном равнинная.

Территория области занимает 144,2 тыс. кв. км. Расстояние с севера на юг составляет 360 км, с востока на запад 480 км. В области 10 районов, город областного подчинения - Тараз и 3 города районного подчинения - Каратау, Жанатас, Шу.

10 административных районов включают: Жамбылский, Байзакский, Жуалынский, Сарысуский, Таласский, Мойынкумский, Кордайский, Шуский, Меркенский и район Турара Рыскулова.

В области проживает 1 млн. человек постоянного населения. Население представлено более, чем 100 национальностями и народностями. 65% постоянного населения составляют казахи. Следует, отметить, что территория области заселена неравномерно наиболее густо населены предгорья.

Характерная особенность климата области – значительная засушливость и резкая континентальность.

Флора и фауна природных ландшафтов обширна и разнообразна. Растительный мир области насчитывает более 3 тыс. видов. Общая площадь охотничьих угодий составляет 13,9 тыс.га, в них обитает свыше 40 видов животных.

Рыбохозяйственный фонд, занимающий площадь 27,8 тыс.га, состоит из 81 водоема, из них 59 водоемов пригодны к рыбохозяйственной деятельности. Из крупных водохранилищ выделяются Тасоткельское и Терс-Ашибулакское. Преобладающими промысловыми видами рыб являются толстолобик, белый амур, карп, сазан, судак, лещ, краль, вобла.

На территории области функционируют 3 заказника:

Государственный природный заказник «Урочище «Бериккара» (комплексный) занимает площадь 17,5 тыс.га, где можно встретить более 50 видов особо ценных древесно-кустарниковых и травянистых растений, занесенных в Красную книгу, а из животных - архара, индийского дикобраза, райскую мухоловку;

Государственный природный заказник «Урочище «Каракунуз» (ботанический), общей площадью 3,07 тыс.га, расположен в западных отрогах Заилийского Алатау. Плодовые насаждения яблонь, вишен, алычи, винограда сменяются участками кленового леса, белой акации, шелковицы, грецкого ореха;

Андасайский государственный природный заказник (зоологический), общей площадью 1000 тыс. га, расположенный по правому берегу реки Шу к западу от с. Мойынкум. В растительном покрове преобладают ковыль, типчак, биюргун, редкие эфемеры, саксаул черный, заросли кустарниковых ив. Животный мир представлен архарами, куланами, джейранами, косулями, кабанами, зайцами, фазанами, куропатками.

По своей направленности область является индустриально-аграрной, 23,8% валового выпуска приходится на промышленность, 20,2% - сельское хозяйство, 16,6% - транспорт и связь, 6,5% - строительство 9,2% -торговля, 23,7% - прочие отрасли. В 7 сельских районах области преобладает аграрный сектор, в остальных трех развита промышленность, благодаря наличию крупных горно-рудных комплексов. Значительный вклад в развитие промышленности области вносится предприятиями областного центра – города Тараз.

Жамбылская область является уникальной базой фосфоритового и плавикошпатового сырья. На ее территории сосредоточены 71,9% балансовых запасов фосфоритов республики, 68% плавикового шпата, 8,8% золота, 3% меди, 0,7% урана. Область богата цветными металлами, баритом, углем, облицовочными, поделочными и техническими камнями, строительными материалами.

В пределах Шу-Сарысуской впадины разведано несколько месторождений природного газа. С начала разработки Амангельдинского газового месторождения пробурено 18 скважин, с суточной подачей голубого топлива до 820 тыс.куб.метров. Завершается строительство минизавода по переработке газового конденсата. Население области обеспечивается собственным газом.

Перспективные месторождения свинцово-цинковой минерализации выявлены в Шу-Илийском регионе. Осуществляется добыча медной руды на Шатыркульском месторождении полиметаллов Шуском районе.

Область занимает 3 место в республике по количеству разведанных запасов подземных вод. Выявлено 40 месторождений с утвержденными эксплуатационными запасами 4520,94 тыс.м3/сут.

В пределах Жамбылской области разведано 2 месторождения лечебных минеральных вод: Меркенское, с утвержденными запасами 0,518 тыс.куб. метров в сутки, и Узынбулак-Арасан; установлено более десятка проявлений и участков подземных вод по химическому составу, близких к минеральным.

Область имеет большие возможности для развития туризма, как внутреннего, так и международного. Через нее проходил участок Великого Шелкового пути: с.Сайрам-Тараз-Акшолак-ст.Акыр-тобе-Кулан-Мерке-Шу-Аспара-Кордай, по пути которого расположены интереснейшие памятники истории и культуры.

Область включена в Государственную программу «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма».

В Жамбылской области 1 080 памятников, из них памятников археологии - 844, истории -111, архитектуры - 97, монументального искусства - 28.

2.2 Особенности в развитие туризма Жамбылской области

Учитывая, что область находится на оживленном участке Великого шелкового пути, имеет богатую историю, множество исторических памятников, загадочный городище Акыр-тас, живописный ландшафт, места проведения рыбалки, туристскими фирмами основное внимание уделяется развитию внутреннего и въездного туризма. Туристическими фирмами Жамбылской области, в том числе исторические от древнего до современного Тараза. Экологические - ведь Южный Казахстан - это мир контрастов. Снежные вершины и глубокие каньоны, арчовые леса и широкие степи, горные реки и озера в пустыне, современные поселения и развалины древних городов – все это можно увидеть на сравнительно небольшой территории.

В настоящее время на рынке туристических услуг области, имеющих государственную лицензию и 4 санаторно - курортных здравниц.

Население Южного Казахстана, сохранившее традиционные обычаи, культуры, кухню и ремесла, гостеприимно и доброжелательно. Питание организовывается по желанию туристов в ресторанах и в многочисленных уютных кафе на территории города.

В Жамбылкой области, которые имеют ценность для развития экотуризма, к примеру, Северный регион Западного Тянь-Шаня в Жамбылской области. Уникальная флора и фауна, многие растения, из которых занесены в Красную книгу.

2.3 Природные объекты Жамбылской области

Низовья ущелья «Коксай» и прелегающий к ним каньон Коксай в предгорной долине Жуалынского плата, Таласский Алатау Западного Тянь-шаня.

Низовья ущелья Коксай представляют собой буферную зону заповедника Аксу-Жабаглы, имеющего административного подчинение Южно-Казахстанской области. Эта территория представляет собой ценность лесных биоценозов, представленных тугайными лесами, арчевыми редколесьями, горными субальпийскими лугами и лугостепями. Основные древесные породы тугайных лесов ущелья составляет редкие и исчезающие виды березы таласской и тянь-шаньской, мелколиственной ивы, туркестанской рябины, кустарниковой и древовидной арчи.

Горные степи и луга имеют богатый видовой состав, который является генофондом ценных, декоративных и лекарственных видов, как, например, зверобой, тысячелистник, зезифора, коровяк, тмин самаркандский, кипрей, ромашка пахучая, шалфей мускатный, эфедра хвощовая, различные виды тюльпанов, водосбор темно-пурпурный, ятрышник, аконит таласский.

Каньон и ущелье – одни из самых выдающихся объектов природного наследия населения Жамбылской области. Ущелье и каньон пользуется большой популярностью у иностранных туристов, посещающих республиканских заповедник Аксу-Жабаглы Южно-казахстанской области. Ориентировочная площадь -10 тыс. га.

Район ущелья «Макпал», Киргизский Алатау

Ущелье «Макпал» расположено на северных склонах Киргизского хребта в среднегорной зоне – высоты 2800м. Ущелье уникально своими тугайными лесами из редких эндемичных видов: березы таласской и тянь–шаньской, дикорастущими яблонями Сиверса, груши Регеля, боярышника. Ущелье имеет альпийские и субальпийские луга с богатым видовым разнообразием декоративных и лекарственных трав, среди них краснокнижные и исчезающие виды: пион, тмин, солодка, девясил, горечавка, вероника, ирисы, тюльпаны Грейга, Кауфмана, Альберта и др.

Район ущелья «Бескызыл» Киргизского Алатау.

Ущелье расположено на северных склонах Киргизского Хребта. Высоты ущелья с участками вечных снегов достигает до 3800 м. Уникальность горных лугов ущелья –большое распространение эндемичного краснокнижного растения –эремуруса. Начиная с предгорий, красиво цветущие белые соцветия эремуросов образуют целые поля – незабываемое зрелище, которые мы не встречали более нигде.

Ориентировочная площадь -20 тыс. га.

Административное расположение – Рыскуловский район Жамбылской области.

Район ущелья «Шалсу-Талдысу», Киргизский Алатау.

Район уникален по ландшафтному и биологическому разнообразию. Ущелье имеет крутосклонный рельеф, скальные каньоны, водопады, мореные озера, горные речки с чистой и прозрачной водой.

Ущелье представляют собой ценность как места обитания таких редких животных, как снежный барс, архар, косуля, рысь, медведь.

Живописные ландшафты со снежными вершинами, скальными башнями, целебный воздух арчевых редколесий, чистая горная вода, высокотравные горные луга – все это дает хорошую возможность для проведения познавательных и оздоровительных экскурсий.

Административное расположение – Рыскуловский район Жамбылской области.

Район Ущелий «Кара-Арча» - «Шошкалы», Киргизский Алатау.

Ущелья «Кара-Арча» и «Шошкалы» расположены в среднегорной части Киргизского хребта. Ущелья популярны среди Жамбылских туристов благодаря хорошим подъездным путям, живописности, наличию исторических памятников – у подножия ущелья расположен загадочный и грандиозный историко-археологический памятник городище - Акыртас, который вызывает интерес не только ученных всего мира, но и многочисленных паломников.

В ущелье имеются чистые ручьи с родниковым питанием. Растительный мир характерен для теплого пояса среднегорий – тугайные леса с высокими роскошными ивами, яблоней Сиверса, боярышником, кленом Семенова. Также встречаются редкие и эндемичные виды первоцветов, декоративные и лекарственные травы: различные виды тюльпанов, ирисов, луки пскемский и каратауский.

Ориентировочная площадь -20 тыс. га.

Административное расположение – Байзакский район Жамбылской области.

Каратау – Биликольская природная зона.

Каратау – передовой хребет Западного Тянь-Шаня. Это низкогорная реликтовая страна, сохранившая ценозы третичного периода. На территории Жамбылской области – Беликольская природная зона. Она включает северо - восточные склоны хребта Каратау и прилегающие к ним предгорные равнины со степными озерами. Флора Каратау богата эндемичными редкими ценными видами, что создает ему славу ботанического музея. Например, в верховьях ущелья Беркара растут всего несколько экземпляров тополя беркаринского – дерева, которое не встречается более нигде в мире. Богатое видовое разнообразие растительного и животного мира. Только в Каратау, и более нигде в мире, обитает редкая и исчезающая популяция каратауского архара. В настоящее время на северо-восточных склонах на территории Жамбылской области, включающий 5 ущелий: Саясу, Журунсай, Беркара, Чимырбайсай и Аксакалсай.

Ориентировочная площадь -60 тыс. га.

Административное расположение – Жуалынский район Жамбылской области.

2.4 Культурные и религиозные туристические объекты

Уникальные туристские объекты, характеризующих данный регион.

Всего в Жамбылской области по данным ГУ Дирекция по охране и восстановлению историко-культурных памятников управления культуры акимата Жамбылской области на государственном учете состоит 1 080 памятников, из них памятников археологии - 844, истории - 111, архитектуры - 97, монументального искусства - 28. Из них наиболее туристски привлекательными считаются следующие:

Древний город Тараз. Одним из древнейших городов Казахстана является Тараз, остатки которого скрыты под застройками современного города. Тараз - древний и самый крупный торгово-административный центр по трассе Шелкового пути VII - VIII века, сведения о котором в письменных источниках появляются уже в 568 году н.э.

В настоящее время считается, что древнему городу Таразу более 2000 лет. Город был основан на пути Великого Шелкового пути, благодаря которому получил большое торговое и политическое значение.

Интересны для туристов памятники в самом городе Тараз. Всего на территории города 6 памятников археологии (городища Тараз и Торткуль 1 - 17 вв., усадьба Тонкерис 6 - 12 вв.), 13 памятников истории, 53 памятника архитектуры и градостроительства, отражающих периоды формирования планировочной структуры и застройки исторической части города, 7 - памятников монументального искусства.

Мавзолей Айша-Биби. Уникальный памятник средневековой архитектуры ХІ - ХІІ вв., расположенный в Жамбылском районе на окраине с. Айша биби, в 20 км западнее г. Тараз. Мавзолей Айша-биби - единственный памятник не только на территории Казахстана, но и всей Средней Азии, целиком облицованной резной терракотой. Внесен ЮНЕСКО в список особо ценных историко-архитектурных памятников человечества.

Мавзолей Бабаджа Хатун. Распложен в Жамбылском районе вблизи мавзолея Айша биби, также является уникальным архитектурным памятником ХІ - ХІІ вв. Знаменит своим оригинальным 16-ти ребристым зонтичным куполом двойной кривизны. Зонтичное ребристое покрытие купола не имеет по существу прямых аналогов в современной ему среднеазиатской архитектуре.

Мавзолей Карахана (Аулие – Ата), ХІ в. расположенный в центральной части г. Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра. Мавзолей входит в культово-мемориальный комплекс, сформированный на территории средневекового Тараза. Постройка была возведена в эпоху караханидов в ХІ в.

Мавзолей Дауытбека ХІІІ в. (Шомансура) входит в мемориально-культовый комплекс вместе с мавзолеем Карахана. Мавзолей традиционной портально-купольной формы построен над могилой крупного военачальника ХІІІ в.

Архитектурный комплекс Тектурмас Х – ХIV вв. - одно из древнейших культовых мест, построенное на правом берегу р. Талас в юго-восточной части г. Тараз, на холме, возвышающемся над окружающей местностью. Тектурмас считается местом погребения святого Султан-Махмуда-хана. Комплекс начал формироваться еще в VII – XІ вв., до проникновения ислама.

Дворцовый комплекс Акыртас VIII-IХ вв. (район Т. Рыскулова) - загадочное и интереснейшее сооружение на территории не только Жамбылской области, но и Казахстана. История изучения Акыртаса продолжается более 130 лет, но он продолжает удивлять. Расположен в 40 км, восточнее г. Тараза, 6 км южнее железно-дорожной станции Акшолак, у подножья Киргизского Алатау.

В настоящее время на территории комплекса ведутся археологические раскопки, возглавляемые институтом археологии и этнографии при Национальной академии наук РК. В дальнейшем планируется создание музейного комплекса в рамках республиканской программы «Культурное наследие».

Мечеть Каракожа нач. ХХ в. - многокупольный квадратный комплекс, выстроенный из жженого кирпича. Уникальность этого памятника в том, что арочна - купольная композиция мечети включает девять равновеликих куполов. Мечеть расположена в Таласском районе на окраине с. Сеилбек на открытой ровной местности.

Восточная баня Кали – Юнуса , конец ХІХ в. (г. Тараз). Здание бани построено в конце ХІХ в. жителем г. Аулие - Аты. При строительстве использовались принципы архитектурной композиции и отопительной системы восточных средневековых бань.

Мечеть Абдыкадыра нач. ХХ в., расположена в г. Тараз по ул. Абая, строение 5. Художественную ценность представляет входная часть комплекса, сохранившаяся от первоначальной постройки - единственный на территории области образец монументального сооружения типа «дарбаза».

3.ВЫВОДЫ

Для решения основных проблем в туризме нашего региона нужно решить следующие задачи:

Создание благоустроенных туристско-рекреационных зон в местах традиционного отдыха туристов;

Освоение дополнительных видов туризма, не наносящих урона природным ресурсам (основные туристские маршруты Жамбылской области).

Особое внимание уделяется развитию внутреннего, нацио­нального, туризма.

В связи с этим актуальными являются ха­рактеристика существующей в Жамбылской области материально-техниче­ской базы туризма и анализ современного состояния основных сегментов индустрии туризма Республики Казахстан: транс­портной сети, предприятий гостиниц и ресторанов, различных туристских организаций.Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые го­сударства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.

Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных технологий и процессов.

Велика роль международных, региональных и национальных туристских организаций, которые вносят вклад в развитие туризма и проводят протекционистскую политику в рамках отдельных стран и регионов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анискин Ю. П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. - М.: РМАТ, 1997.

2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999.

3. Бутлерова Н. В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 1999.

4. Гвозденко А. А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Гуляев В. Г. Туристские перевозки (документы, правила, формуляры, технология). - М.: Финансы и статистика, 1998.- С.

6. Квартальное В. А. Мировой туризм на пороге 2000 года: про¬гнозы и реальность. - М.: Финансы и статистика, 1998.-С.

7.Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес / Авт.-сост. И. В. Зорин, В. А. Квартальное. - М.-Афины: ГЫРООКОУР, 1994.

Интернет сайты:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!