Условия эффективной реализации экологической политики. Экологическая политика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и значение экологической стратегии организации; система, функции и принципы экологического управления и менеджмента. Характеристика ОАО "АТП" в г. Лесной, разработка экологической политики автотранспортного предприятия, перспективы ее реализации.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Задачи и функции экологического менеджмента электросетевых предприятий. Этапы разработки экологической политики "МЭС Восток". Специфика воздействия электросетевых компаний на окружающую среду. Внедрение элементов системы экологического менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Задачи и функции экологического менеджмента. Экологическая политика предприятия. Общая характеристика деятельности промышленного предприятия. Производственно–экологический контроль состояния природной среды, организация экологического мониторинга.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2010

    Экологический паспорт как документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов и степени воздействия производства на них. Особенности оформления экологического паспорта промышленного и сельскохозяйственного предприятия.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2011

    Сущность Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Принципы создания, компоненты и структура системы экологического управления согласно стандартам ИСО. Формирования экологической политики предприятия и экологическая сертификация.

    реферат , добавлен 23.09.2011

    Концептуальная схема построения системы экологического менеджмента. Правила ведения экологического паспорта предприятия. Механизм управления эколого-экономическими системами. Расчет предотвращенного экономического ущерба в результате снижения выбросов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2012

    Требования по ведению экологического паспорта предприятия. Оценка производства с точки зрения рационального использования природных ресурсов. Разработка декларации безопасности промышленного объекта. Предупреждение чрезвычайных ситуаций на предприятии.

    презентация , добавлен 15.06.2015

    Экологический фактор в жизнедеятельности общества. Характеристика экологической ситуации в Республике Беларусь. Понятие экологической стратегии, ее значение. Механизм формирования экологической стратегии и политики предприятия ГЛХУ "Чаусский лесхоз".

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

в разделах

· Российская федерация

По мере роста экологических проблем, которые приняли характер экологического кризиса, все чаще стали раздаваться требования необходимости ведения экологической политики, т.е. необходимостинаправлять человеческую деятельность в соответствии с природой с помощью и при участии государства и политических партий, для того, чтобы обеспечить сохранение в природе экологического равновесия.

В настоящее время экологические проблемы приняли глобальный характер. Это обусловлено тем,что при планировании и реализации материального прогресса общества не были приняты во вниманиеэкологические основы человеческой жизни и жизни других существ. Поэтому в настоящее время почти всестраны, особенно те, которые относятся к экономически развитым, стараются сформулировать свою экологическую политику, отрегулировать плановое использование природных ресурсов и обеспечить финансовые ресурсы для их восстановления.

Основную роль в обеспечении экополитики осуществляет государство, однако в современномобществе государство не является единственным субъектом экополитики, а лишь одним из них наряду с политическими партиями, научными и профессиональными организациями, хозяйственными субъектами, общественными движениями и т.д.

И все-таки, экологическая политика является важной составной частью политики любогогосударства, и ее осуществление или неосуществление влияет на отношение граждан к органамгосударственной власти.

Экологическая политика - новое и молодое явление, в связи с чем на настоящий момент нетобщепринятого ее определения. Тем не менее, исходя из определения политики вообще и исходя изобщепринятой цели экополитики, можно предложить следующее определение экологической политики:

Экополитика - это система политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, принимаемых для управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны.

В рамках экологической политики можно выделить несколько уровней:

Международная, государственная (национальная), региональная, локальная.

В современных социально-экономических условиях большое внимание уделяется проблеме

формирования и реализации экологической политики на уровне отдельных хозяйственных субъектов,особенно промышленных предприятий, которые вносят основной вклад в загрязнение окружающей среды. В таком случае следует говорить об экологической политике как о «совокупности намерений и принципов в отношении экологических показателей», которая не только провозглашается официально, но и создает основу для дальнейшей разработки природоохранных целей и задач.

Экологическая политика является важной составной частью политики любого государства.Элементами экологической политики являются: принципы, приоритеты, цели, субъекты, механизмыреализации (инструменты).

Под политическими принципами в правовом государстве понимаются принципы демократичности, гласности, добровольности, активности и переговорности. Социально-экономические принципы: соответствие экономического развития и экологических возможностей, использование достижений научно- технического прогресса для решения экологических проблем, регулирование потребления, планирование естественного роста населения. В государствах с различными общественно-политическими системами эти принципы могут варьироваться. Например, для государств тоталитарного типа характерны такие политические принципы, как недемократичность, секретность, принуждение, пассивность, конфронтация. Социально-экономические принципы в тоталитарных государствах основаны на идее неограниченности природных ресурсов, игнорировании экологических возможностейокружающей среды, приоритетности интересов государства перед личными интересами; ростнаселения, как правило, не контролируется.

В сфере ООС и ПП, как ни в какой другой сфере, сильно влияние принципов, согласуемых намеждународном уровне 1 . Этому послужили решения 2-й всемирной конференции ООН по окружающейсреде и развитию (Рио, 1992), подтвержденные и расширенные на Всемирном саммите по устойчивомуразвитию (Йоханнесбург, 2002). К числу этих принципов относятся такие, как «загрязнитель платит»,требования устойчивости развития, предосторожности, применения технологии, наилучшей из доступных и др. Данные принципы вошли в экологическое и природно- ресурсное законодательство большинства стран. Это позволило согласовать национальные механизмы экологической политики.

Целью экологической политики в современных

условиях является создание условий для гармоничного, сбалансированного развития природы, общества иэкономики.

Реализация принципов экологической политики осуществляется при помощи определенных методов (механизмов). Существуют различные подходы в определении методов экологической политики. В социальной экологии выделяются следующие методы:

Административно-контрольные Контроль за соблюдением природоохранного законодательства, стандартизация, экологический мониторинг, лицензирование хозяйственной деятельности, нормирование природопользования, экологическая сертификация, ОВОС, экологическая экспертиза, экологические и ресурсные целевые программы, экологический аудит
Технико-технологические Применение технико-технологических средств и решений для защиты и развития окружающей среды
Экономические Планирование природопользования, создание целевых программ, разработка эколого-экономических систем, система платежей, налогообложения, льгот и других стимулов для природопользователей
Законодательно-правовые Разработка и принятие нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений между обществом и природой
Политические Действия политических и других организаций, направленные на защиту окружающей среды
Воспитательно- образовательные методы Способствуют формированию экологического сознания и моральной ответственности населения - необходимая предпосылка для экополитики

1 Экологический менеджмент / Н.В.Пахомова, А.Эндрес, К.Рихтер. СПб., 2003. С.191.

При формировании механизмов

природопользования важно найти оптимальное сочетание административно-правовых и экономических рычагов и методов. Преобладание тех или иных приводит к неблагоприятным последствиям как для окружающей среды, так и для общества.

Процесс формирования и реализации экологической политики происходит при участии самихприродопользователей или субъектов экологической политики. К субъектам экологической политикиотносятся:

Государство Государство играет важную роль в формировании и реализации экополитики. Функции государства как субъекта экологической политики: установление правил осуществления хозяйственной и иной деятельности; координация деятельности всех субъектов экополитики; контроль за соблюдением природоохранного законодательства
Хозяйственно- экономические субъекты Хозяйст венно-экономические субъект ы (предприятия, организации) обязаны проявлять заботу о сохранении и защите окружающей среды. Такое обязательство обусловлено природоохранными правовыми актами (законами). Правовые акты устанавливают обязанность предприятия учитывать воздействия производственного процесса на окружающую среду, анализироват ь влияние производственных программ на человека и окружающую среду и уст ранят ь возможные вредные последствия
Научно- исследовательские организации Роль научно-исследовательских организаций постоянно возрастает, поскольку результаты научных исследований могут стать и становятся важными инструментом стратегии экономического роста и устойчивого развития, а следовательно, и защиты окружающей среды
Политические партии Полит ические организации (партии) в качестве субъектов экополитики проявляют себя следующим образом: 1. они формулируют свою идеологию (программу) и не могут игнорировать экологические проблемы, особенно в современных условиях 2. через популяризацию своих программных взглядов партии способствуют формированию экологического сознания населения 3. если партия побеждает на выборах, она разрабатывает концепцию экологической политики и реализует ее с помощью правовых документов
Общественные организации Играют важную роль в разработке и принятии экологически значимых решений, осуществлении контроля за выполнением природоохранного законодательства (внештатные экологические инспектора), участвуют в природоохранных мероприятиях, осуществляют экологическое воспитание и просвещение населения
Отдельные граждане Могут выступать с экологическими инициативами, объединяться в группы с целью решения конкретных, как правило, локальных экологических проблем.

В последнее время практикуется также выделение трех секторов в социально-экологическихотношениях - государство, бизнес, общественность. Следует подчеркнуть, что эффективность экополитикизависит от того, насколько налажено взаимодействие всех участников процесса ее формирования иреализации.

Степень участия каждого из субъектов изменяется в зависимости от политических и экономических установок в обществе. Так, в авторитарных и тоталитарных системах государство играет решающую роль в формировании экологической политики, подавляя инициативу других потенциальных участников этого процесса. В демократических обществах, где развита политическая культура и права граждан постояннорасширяются, важную роль играет общественное участие в принятии экологически значимых решений.

В социалистических странах, таких как СССР, реализация идеи прогресса, основанного на быстромразвитии производительных сил и экономическом росте, привела к истощению природных и социальныхресурсов. Ускоренные темпы промышленного развития без учета влияния на окружающую средуспособствовали возникновению экологических рисков. Неразвитость производительных сил, несовершенствотехнологий и «бесплатные» природные ресурсы привели к нарушению экологического равновесия,обострению социальных, санитарно-гигиенических проблем, противоречиям между

природопользователями разных уровней.

Особенности экологической политики неразрывно связаны со спецификой экономического,социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние наэкологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.


Похожая информация.


В данной главе анализируются теоретические основы экологической политики, ее инструментов, компонентов и механизмов. Кроме того, дается описание экономических последствий наличия в стране экологических проблем, а также характеризуются системы управления качеством окружающей среды, контроля и мониторинга ее состояния.

Экологическая политика: понятие, виды, принципы

Экологическая политика - это сравнительно новый вид государственной политики стран мира, а также направление деятельности различных политических, экономических, государственных и негосударственных организаций. На формирование и развитие экологической политики различных государств и регионов оказывает влияние множество факторов, среди которых наиболее значимыми можно считать уровень экономического и социального развития общества, уровень влияние экологических проблем на развитие страны, уровень развития производства и масштабы использования природных ресурсов, а также уровень экологической грамотности и культуры населения. Особенности формирования экологической политики связаны, в первую очередь, с тем этапом развития, на котором страна находится. Процесс формирования региональной экологической политики также зависит от политических установок в обществе и системы государственного устройства.

Мы можем определить экологическую политику, как направление деятельности государственных и общественных организаций, нацеленных на охрану окружающей среды, рациональное природопользование и решение экологических проблем. Однако, необходимо разграничивать понятие «экологическая политика» с точки зрения глобального и регионального уровней. В глобальном масштабе «экологическая политика» - это комплекс мер и акций международно-политических и общественных организаций, основной целью которых является рассмотрение глобальных экологических проблем с точки зрения влияния этих проблем на социально - экономическое развитие всего общества, а также с учетом имеющихся ресурсов и их распределения. Региональная экологическая политика по набору функции схожа с глобальной, однако она рассматривает влияние экологических проблем с точки зрения одного континента, страны или региона.

В современном мире большое внимание уделяется региональной экологической политике, в особенности с точки зрения отдельных хозяйствующих субъектов экономической деятельности, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Региональная экологическая политика является одной из важнейших составляющих государственной политики большинства развитых стран. В данном случае мы можем говорить об элементах государственной экологической политики. Среди них можно выделить цели, механизмы и инструменты реализации, приоритеты и затраты на осуществление. Государственная экологическая политика основывается на экономических и социальных задачах всей государственной политики, а также зависит от степени оказываемого влияния экологическими проблемами и природными катастрофами на развитие страны, уровня научно - технического прогресса и возможностей применения его достижений для решения экологических проблем. Социальная экологическая политика чаще всего рассматривается как комплекс мер, направленных на повышение экологической грамотности населения, и регулирующих отношение населения страны к использованию природных ресурсов и бережному отношению к окружающей среде.

Также необходимо принимать во внимание тот факт, что уровень экономического развития страны и состояние окружающей среды тесно взаимосвязаны. Обеспечение высоких темпов роста без проведения мероприятий по охране окружающей среды приведет к деградации окружающей среды, а также окажет влияние на жизнь и здоровье людей, что в свою очередь, приведет в долгосрочной перспективе к еще более негативным последствиям.

Процесс реализации экологической политики включает в себя три ступени:

  • · Разработка нормативно - правовых актов, административно - контрольных мер, прямого регламентирования со стороны государственных органов;
  • · Создание институтов экологического контроля и мониторинга;
  • · Разработка и внедрение инструментов экономического стимулирования, связанного с развитием различных рыночных механизмов и направленного на экологизацию хозяйственной деятельности экономических агентов.

Основными инструментами экологической политики являются административные и экономические методы. К экономическим методам можно отнести различные способы стимулирования пользователей природных ресурсов к разработке, использованию и усовершенствованию ресурсосберегающих технологий, а также побуждения их к использованию более экологически чистых методов организации и осуществления производственной деятельности. К таким методам непосредственно можно отнести инструменты ценовой и фискальной политики, программы субсидирования государством различных экологических программ, а также продажу прав на загрязнение. К числу административных методов относятся система штрафов, законодательное регулирование, экологические платежи, установление норм предельно допустимых выбросов для различных источников загрязнения окружающей среды, включая электростанции, промышленные предприятия и автотранспорт.

Существует и более детальная классификация методов экологической политики. В социальной экологии выделяют следующие механизмы экологической политики: законодательно - правовые, экономические, политические, образовательные и научно - технические. Законодательно - правовые методы в данном случае рассматриваются как набор законодательных актов и нормативно - правовых документов, которые регулируют отношения между государством, обществом и природой, а также устанавливают штрафы за загрязнение окружающей среды. Под научно - техническими методами понимается набор знаний и технологий, способствующих предотвращению и решению экологических проблем. Под политическими методами понимаются действия политических партий и организаций по благоустройству природоохранных комплексов, заповедников. Особое место занимают образовательные меры, так как их основной задачей является воспитание общества в духе бережного отношения к природе.

Процесс реализации экологической политики осуществляется субъектами экологической политики, к числу которых относятся: государства, экономические агента, политические партии и организации, негосударственный организации и научно - исследовательские и образовательные учреждения.

К целям экологической политики относятся: достижение результатов в области охраны окружающей среды и решение как региональных, так и глобальных экологических проблем, рациональное природопользование, сохранение здоровья населения и уменьшения влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека, применение экологических отношений для решения других задач государственной политики. Для осуществления данных целей необходимо, в первую очередь, решить ряд важнейших задач:

  • · разработка, усовершенствование и освоение населением методов рационального использования природных ресурсов, а также экологически чистых методов производства;
  • · формирование в обществе системы ценности окружающей среды и понимание ограниченности природных ресурсов;
  • · воспитание населения с осознанием стратегии глобального устойчивого развития;
  • · разработка системы безопасной утилизации отходов;
  • · обеспечение продовольственной безопасности и улучшение качества продуктов питания;
  • · снижение риска катастроф природного и техногенного характера.

Для решения выше описанных задач, государству необходимо разработать четкую экологическую политику, а также способствовать финансовому и материальному обеспечению изучения состояния окружающей среды и биологического разнообразия, созданию эффективной системы мониторинга за состоянием окружающей среды и ее компонентов, разработке методов по контролю за производственной деятельностью хозяйствующих субъектов, финансированию и поддержке использованию компаниями энергосберегающих и экологически чистых технологий.

Одним из направлений экологической политики также является уменьшение ущерба, наносимого природной среде от антропогенной деятельности. Такой ущерб можно разделить на исчисляемый и условно - исчисляемый ущерб.

К исчисляемому ущербу относятся экономический и социально - экономический виды ущерба. Экономический ущерб - это затраты государства на ликвидацию последствий природных бедствий и катастроф, потери общества в результате недополучения результатов лесохозяйственной, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, снижение урожайности и как следствие усиление продовольственной проблемы, затраты на поддержание и восстановление равновесия в экосистемах, потери топлива, сырья и материалов.

К социально - экономическому ущербу относятся затраты на сохранение рекреационных ресурсов, увеличение численности людей, страдающих хроническими заболеваниями, а также последствия от миграции населения, вызванной ухудшением состояния окружающей среды.

Условно-исчисляемый ущерб -- это увеличение патологических изменений в человеческом организме, рост числа людей, которые страдают аллергиями с детства, а также эстетический ущерб, наносимый населению, от изменения вида окружающих ландшафтов вследствие загрязнения окружающей среды.

Правильная интерпретация экономического ущерба от экологических проблем необходима практически во всех сферах экономической деятельности. Она позволяет оценить эффективность экономики региона или страны в целом, а также способствует развитию таких рыночных механизмов контроля за состоянием окружающей среды, как экологическое страхование. Отсутствие качественной оценки экологического ущерба приводит к тому, что природопользование исключается из состава факторов, которые определяют общую эффективность экономики.

Экология - очень распространенное понятие. Ее, как правило, называют хорошей или плохой. Она влияет на нашу жизнь, здоровье, самочувствие. Обывательское мнение об экологии тесно связано с загрязнением окружающей среды. Считается, что основная ее задача - сохранить наш мир. Это не совсем так: экология многогранна и имеет множество направлений своей деятельности.

Что такое экология?

Это наука о живых существах, их связях между собой и связях с неживой (неорганической) природой. Точнее, это представление о природе как о системе, изучение ее структуры и взаимодействий между частями этой структуры.

Основные направления экологии:

1. Биоэкология. Является основой, или базой, экологии. Она изучает естественные биологические системы и по степени организации всего живого делится:

  • на молекулярную экологию;
  • экологию тканей и клеток (морфологическую);
  • аутоэкологию (на уровне организма);
  • демэкологию (на уровне популяций);
  • эйдокологию (на уровне видов);
  • синэкологию (на уровне сообществ);
  • глобальную экологию, изучающую биосферу.

2. Геоэкология. Изучает геосферную оболочку Земли как основу биосферы и влияние на нее природных и техногенных факторов.

3. Прикладная экология. Не только научная, но и практическая часть экологии, результатом которой является проект по комплексному преобразованию экосистем. В таких проектах используются последние достижения в области экологии, например новые технологии по очистке воздуха, воды, почв.

4. Экология человека. Предметом исследования является взаимодействие человека и окружающей среды.

Почему же появилась потребность создания такой науки, как экология? Из-за несбалансированной деятельности человечества возникли и достигли угрожающих размеров изменения окружающей среды. Проблемы экологии приобрели глобальный масштаб.

Экологические проблемы

По некоторым подсчетам, за время существования человеческой цивилизации было нарушено около 70 % биологических систем, способных перерабатывать негативные продукты жизнедеятельности человека. По оценкам ученых через 40 лет возможно наступление так называемого необратимого процесса, когда доля загрязнения превысит возможности окружающей среды по нейтрализации вредных выбросов и наступит глобальная экологическая катастрофа.

Уже сейчас состояние окружающей среды характеризуется как глубокий кризис. Экологические проблемы приобретают глобальный, региональный и местный характер. Глобальные проблемы экологии представлены изменением климата, уменьшением озонового слоя, загрязнением Мирового океана, истреблением животного мира, а региональные и местные - загрязнением воды, почвы, воздуха на определенных географических пространствах.

Факторами, оказывающими пагубное влияние на экологию, являются:

  1. Чрезмерное и неконтролируемое расходование природных ресурсов.
  2. Создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое).
  3. Неравномерное экономическое развитие стран.
  4. Отрицательное (антропогенное) воздействие на природу (изменение ландшафта, вырубка леса, осушение болот, производственные выбросы и многое другое).

Для создания экологического равновесия в нашей жизни появилась экологическая политика.

Экологическая политика

В общем смысле экологическая политика - это комплекс политических, экономических, юридических, образовательных и иных мероприятий, направленный на урегулирование воздействия человечества на природу. В более узком смысле это мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическая политика подразделяется на следующие виды (уровни):

  1. Глобальная (международная).
  2. Государственная.
  3. Региональная.
  4. Местная.
  5. Экополитика предприятия.

Экологическая политика имеет свои элементы: принципы, приоритеты, цели, субъекты, инструменты (механизмы реализации).

Принципы подразделяются на политические и социально-экономические. Политические принципы:

  1. Демократичность.
  2. Гласность.
  3. Добровольность.

Социально-экономические принципы:

  1. Соответствие экологии и экономического развития.
  2. Новые пути решения экологических проблем за счет научно-технического прогресса.
  3. Регулирование потребления.
  4. Планируемый прирост населения.

Основной целью экополитики является сбалансированное развитие экономики, общества и окружающей среды.

Глобальная экологическая политика

Основная проблема глобальной экологической политики - выработка единых взглядов и подходов между странами. Попыткам прийти к единому решению проблем мешают экономические интересы некоторых стран, так как речь идет об ограничении или перераспределении природных ресурсов между разными странами. А также часто звучат обвинения в подтасовке фактов, мнения о том, что нет проблем с озоновым слоем, глобальным потеплением климата. Тем не менее международные конференции, где вырабатывается единая экологическая культура, продолжаются. Не последнюю роль играют международные организации по охране окружающей среды.

Были разработаны и внедрены в обращение международные стандарты по экологическому менеджменту и аудиту ISO 1400.

Экологическая политика Российской Федерации

Экологическая ситуация в России значительно лучше, чем в Европе, где природные ресурсы почти полностью использованы. Из 17 млн кв. км общей площади Российской Федерации 9 млн кв. км - нетронутые природные системы, большая часть из которых представлена лесотундрой. Эти экологические системы не только эффективны на территории нашей страны, но и оказывают влияние на мировую экологию.

Но с другой стороны, на территории России имеется множество мест, где экологическое равновесие чрезмерно нарушено. Ведь экономическая политика нашего государства в прошлом характеризовалась показателями производственной эффективности и производительности труда. Показатели экономического развития СССР долгое время были высокими за счет разработки природных ресурсов. Запасы их настолько объемны, что казалось, будто они никогда не закончатся.

Итогом непродуманной сельскохозяйственной деятельности стало ухудшение характеристик почвы и, как следствие, качества и результатов сельскохозяйственной продукции. Производственные выбросы в атмосферу породили такое явление, как кислотные дожди, что также сказалось на сельхозугодьях и на качестве жизни россиян в целом. Неконтролируемое использование водных ресурсов спровоцировало исчезновение Аральского моря, что было классифицировано как экологическая катастрофа.

На настоящий момент природоохранная деятельность и экологическая политика России осуществляются единым государственным органом - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Минприроды, или Министерство экологии, считает своей миссией обеспечение рационального использования природных ресурсов, исключающего их истощение и загрязнение окружающей среды, а также сохранение природного потенциала. Структура Министерства природных ресурсов и экологии включает в себя:

  1. Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
  2. Федеральное агентство по недропользованию.
  3. Федеральное агентство водных ресурсов.
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства.
  5. Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Экологическая политика государства, ее направления и структура

Министерство экологии имеет следующие направления деятельности:

  • административно-контрольное (контроль природоохранного законодательства, лицензирование, создание нормативов по использованию природных ресурсов, экологическая сертификация и экспертиза, стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду);
  • технико-технологическое (рассмотрение новых технико-технологических решений по охране и защите окружающей среды);
  • экономическое (планирование использования ресурсов, разработка и проведение целевых программ, экономических стимулов: льготы, платежи, налоги);
  • законодательно-правовое (разработка и принятие законодательной базы, регулирующей отношения между обществом и окружающей средой);
  • политическое (использование деятельности политических и общественных организаций для защиты природы);
  • воспитательно-образовательное (деятельность, направленная на создание экологических взглядов, мышления, ответственности каждого человека).

Государственная экологическая политика реализуется при участии субъектов экологической политики:

  1. Государство. Его основная функция - установка правил хозяйственной деятельности, координация и контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
  2. Региональные органы по природопользованию и охране природы. Все субъекты Российской Федерации формируют на своей территории региональную экологическую политику.
  3. Хозяйственно-экономические субъекты. Это государственные организации и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса. Законодательство России обязало их осуществлять защиту окружающей среды, использовать щадящие технологии производства, устранять экологически вредные последствия.
  4. Научно-исследовательские организации. Роль таких организаций заключается не только в получении научных исследований, но и в выработке новых путей для устойчивого экономического развития с учетом защиты окружающей среды.
  5. Политические партии. Основная роль партий - в формировании политических программ с учетом экологических проблем, а также в создании у граждан нашей страны экологического сознания.
  6. Общественные организации. Формируют независимое общественное мнение, непосредственно участвуют в мероприятиях по охране природы, проводят просветительскую и воспитательную работу.
  7. Отдельные граждане. Экологическое сознание и высокие требования к чистоте окружающей среды позволяют отдельным людям выступать с новыми инициативами, объединять единомышленников в группы, решать некоторые местные экологические проблемы.

Региональная и местная экологическая политика

Региональная и местная экологическая политика РФ характеризуется организацией природозащитной деятельности на конкретных территориях с учетом географических, геологических, климатических, экономических, социальных особенностей. Иначе говоря, это социально-экологическая политика региона, города, поселка, которая формируется на следующей основе:

  1. Социально-экономический план развития региона.
  2. Оценка текущего состояния природы.
  3. Учет экологической оценки, антропогенного влияния на развитие инфраструктуры.
  4. Нормирование антропогенного влияния с целью стабилизации и устойчивости природной среды.
  5. Разработка и внедрение новых методов экономического анализа результатов отрицательного воздействия на окружающую среду.
  6. Постоянный мониторинг параметров природы, оценка влияния на них отдельных производственных объектов.
  7. Организация оптимальных экологических условий для проживания населения.
  8. Воспитание и развитие экологического сознания.

Субъектами региональной экологической политики также являются хозяйственно-экономические субъекты, научно-исследовательские организации, политические партии, общественные организации, отдельные граждане.

Основные методы воздействия (инструменты)

Почему государственные и региональные органы используют различные методы воздействия? Очень часто экономические и социальные аспекты в развитии регионов противоречат экологической политике. Так, например, расширение производства приносит прибыль и новые рабочие места, но наносит урон окружающей среде. Или внедрение новых экологически чистых технологий, продуктов экономически невыгодно.

Для эффективности экополитики используется около 40 различных инструментов. Они делятся на фискальные и нефискальные. Фискальные инструменты непосредственно связаны с финансами и могут быть связаны:

  • с государственным доходами (налоги и лицензирование);
  • государственными издержками (целевые экологические программы, научно-исследовательская деятельность, экологические инвестиции).

К нефискальным относят образование, нормирование, законодательную базу.

Экологическая политика предприятия

Прежде всего разработанная на основании ISO 1400 экологическая политика предприятия отражена в одноименном документе. Создание предприятием такого документа является заявлением о его намерениях и принципах, направленных на осуществление защиты окружающей среды. Экологическая политика (пример документа) может содержать:


Решение экологических проблем

Пути для решения экологических проблем давно найдены. Они, большие или маленькие, доступны крупным корпорациям и любому отдельному гражданину:

  • использование новых возобновляемых источников энергии;
  • прекращение вырубки тропических лесов;
  • сокращение потребления энергии;
  • уменьшение отходов.

2. Борьба с эрозией почв:

  • использование полей небольших размеров;
  • посадка деревьев и кустарников для борьбы с ветром и разрушающими водными потоками.

3. Борьба с наступлением пустынь:

  • применение орошения как метода борьбы с пересушиванием почвы;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • использование новых сельскохозяйственных технологий, культур.

4. Восстановление популяций животных:

  • организация новых природных парков как среды обитания;
  • строгий контроль численности животных;
  • запрещение охоты на редких и вымирающих животных.

5. Борьба с кислотными дождями:

  • сокращение выбросов химических производств;
  • сокращение использования химических удобрений;
  • использование фильтров и других источников очистки.

Следует помнить: охрана природы - долг каждого, дальнейшее загрязнение планеты может привести к вымиранию очередного вида живых организмов - людей!

1.3 Экологическая политика предприятия

Экологическая политика (политика в области окружающей среды) – заявление предприятия или организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием, как для действий, так и для установления целевых и плановых экологических показателей.

Экологическая политика должна отражать обязательства высшего руководства предприятия соблюдать применяемые законы и постоянно улучшать систему управления окружающей средой. Политика создает основу, с помощью которой предприятие устанавливает свои целевые и плановые показатели. Политика должна быть достаточно четкой, чтобы её могли понять внутренние и внешние заинтересованные стороны. Область применения политики должна быть точно идентифицируемой, должна периодически анализироваться и пересматриваться, с тем, чтобы отражать изменяющиеся внешние условия и учитывать поступающую информацию. Политика предприятия в области окружающей среды должна регулярно контролироваться, чтобы проверить насколько она соответствует принципам и что имеет место постоянное улучшение характеристик окружающей среды.

Высшее руководство предприятия должно определить экологическую политику и обеспечить, чтобы эта политика:

а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности предприятия;

б) включала обязательства в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращала её загрязнение;

в) включала обязательства в отношении выполнения требованиям нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды;

г) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

д) была документально оформлена, внедрялась, поддерживалась и доводилась до сведения всех сотрудников предприятия;

е) была бы доступна для общественности.

Предприятие должно определить собственную экологическую политику и принять на себя обязательства в отношении системы управления окружающей средой. Процесс формирования экологической политики подробно регламентирован ГОСТ Р ИСО 14004и включает в себя три этапа:

1. Принятие экологической стратегии, как обязательства руководства предприятия: её составление входит в функции руководителя предприятия. Должна коротко излагать намерения директора предприятия относительно охраны окружающей среды;

2. Первоначальная оценка воздействия на окружающую среду: рассматривает весь диапазон условий работы предприятия, включая и аварийные ситуации. Результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду должны быть оформлены документально;

3. Принятие экологической политики.

Политика в области охраны окружающей среды означает цели и принципы действия предприятия по отношению к окружающей среде, включающие соответствие всем требованиям нормативно-правовых актов в части охраны окружающей среды.

Экологическая политика должна учитывать следующие вопросы:

1. Задачи решаемые предприятием, взгляды руководства на перспективы развития предприятия;

2. Постоянное улучшение состояния окружающей среды;

3. Предупреждение загрязнения окружающей среды;

4. Координацию решения вопросов охраны окружающей среды с другими аспектами политики организации (например, гигиена труда и безопасность);

5. Конкретные местные или региональные условия;

6. Соответствие действующим нормативно-правовым документам по вопросам охраны окружающей среды.

Кроме соответствия нормативно-правовым документам в области охраны окружающей среды экологическая политика предприятия может устанавливать обязательства в отношении:

· минимизация любых значительных отрицательных воздействий на окружающую среду при внедрении новых технологий;

· разработки процедуры оценки экологической эффективности работы и связанных с ней показателей;

· проектирования выпускаемой продукции таким образом, чтобы минимизировать её воздействие на окружающую среду при производстве, использовании и утилизации;

· предотвращения загрязнения окружающей среды, сокращения отходов и потребления ресурсов;

· повышения уровня образования и подготовки персонала;

· обмена опытом в области охраны окружающей среды;

· поощрения к внедрению систем управления окружающей средой для поставщиков и подрядчиков.

Политика предприятия в области окружающей среды должна регулярно контролироваться.

Цель контроля – проверить насколько политика предприятия соответствует провозглашенным и наблюдается ли при её реализации постоянное улучшение характеристик окружающей среды.


2. Общая характеристика деятельности предприятия

2.1 Организационная структура предприятия

ООО «Сибнефть – Хантос» образовалось 1.01.2005г. на основании приказа ОАО «Сибнефть» от 6.04. 2005г. № 63 на базе ТПДН «Приобский» и ТПДН «Пальяновский»

За восемь месяцев работы было добыто:

· 2007,1 тыс. тонн нефти, что составило 98,5% к плановому объему;

· 14,4 млн. м3 газа, что составляет 91,4% к плану.

Дополнительная добыча нефти от всех проведенных ГТМ составила 1 101,8 тонн. Пробурено 307416 м горных пород (125,2 к плану). Введено 96 новых скважин (112,9% к плану). Проведено 6 ГРП на действующем фонде скважин, дополнительная добыча от ГРП составила 54,9 тыс.тонн.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!