Международный журнал экспериментального образования. Программа поддержки семье, имеющей ребенка-инвалида

В России существуют различные виды социальных пособий для незащищенных слоев населения. В нашей статье речь пойдет о такой важной и необходимой сфере деятельности государства, как помощь детям инвалидам, а также их семьям. Мы расскажем Вам о том, какие льготы и социальные привилегии положены инвалидам, а также на какую помощь от государства могут рассчитывать члены их семей.

Социальная помощь детям инвалидам

Прежде всего, следует сказать, что до 1979 года в РФ вообще не было официально признаваемого понятия «ребенок-инвалид. В 1979 году ООН провела акцию под названием «Год ребенка», а в СССР был введен закон, по которому официально признавался статус ребенка-инвалида. До 1991 года список заболеваний, по которым могла быть назначена инвалидность, был весьма ограниченным. Он включал в себя тяжелые травмы и психические неизлечимые болезни. В 1991 году по рекомендации ВОЗ перечень болезней, по которым присваивалась инвалидность, был существенно расширен. На сегодняшний день социальная помощь детям инвалидам является важной частью государственной социальной политики, которая регулируется международными, общегосударственными и местными законами и подзаконными актами.

В общем виде понятие инвалидности у детей подразумевает их существенное ограничение жизнедеятельности, которое приводит к неспособности адаптироваться в социуме вследствие отставания в развитии, а также ограниченной возможности самообслуживания, перемещения в пространстве, ориентации, обучения, общения и трудовой деятельности. Основной документ, регулирующий вопрос о присвоении ребенку статуса инвалида, — это закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и перечень соответствующих медицинских показании. В нашем государстве создан фонд помощи детям инвалидам, из которого выделяются средства на выплату материальных пособий детям-инвалидам, а также их семьям. Кроме того часть денег идет на обеспечение нематериальных льгот.

Кто имеет право на выплату материального пособия по инвалидности. И каковы размеры помощи? Согласно федеральному закону материальная помощь ребенку инвалиду до исполнения ему 16 лет выплачивается в следующем размере:

  • если ребенок относится к 1-й группе инвалидности (см. специальный перечень групп инвалидности), ему полагается пособие в размере 2162 рубля ежемесячно,
  • если ребенок имеет 2-ю группу инвалидности – 1544 рубля,
  • если ребенок относится к 3-й группе инвалидности – 1236 рублей.

Размеры детских пособий полностью совпадают с размерами взрослых пособий по инвалидности. Они подлежат обязательной индексации 1 апреля текущего года в связи с установленными нормами прожиточного минимума и уровня инфляции в стране.

Помимо материальной, существует также адресная помощь детям инвалидам. Она отличается от пенсии по инвалидности тем, что имеет конкретное целевое назначение – на учебу, на проведение операции, на оплату коммунальных услуг и т.п. Выплачивается адресное пособие также из государственного фонда помощи инвалидам.

Для того чтобы оформить материальное пособие ребенку-инвалиду, требуются следующие документы:

  • заявление о начислении материального пособия по инвалидности,
  • подписанное врачом и нотариально заверенное заключение о присвоении ребенку инвалидности,
  • свидетельство о рождении,
  • паспорта, ИНН родителей (опекунов, усыновителей).

Помощь семьям с детьми инвалидами

По закону, помимо материального пособия, дети инвалиды России должны быть обеспечены также и нематериально. К основным нематериальным льготам, на которые могут рассчитывать дети инвалиды, относятся:

  • обеспечение местами в детских садиках, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в привилегированном порядке на бесплатном основании,
  • свободный проезд в общественном транспорте по месту жительства, а также 50% скидки на проезд в любом междугороднем транспорте с 1 октября по 15 мая. Помимо детей инвалидов на такие же скидки могут рассчитывать и сопровождающие лица,
  • бесплатные лекарства по врачебному рецепту в любой аптеке страны до 16 лет,
  • бесплатные кресла-коляски, прогулочные кресла-коляски детям до 3-х лет и средства передвижения (трости, коляски, ходули и т.п.) для инвалидов старшего возраста,
  • полное или частичное освобождение от оплаты стоимости протезов и ортопедических изделий, а также стоимости их последующего ремонта.

Помимо индивидуальных нематериальных благ, на которые может рассчитывать ребенок инвалид, хорошо развита в нашей стране и помощь семьям с детьми инвалидами. Помощь родителям детей инвалидов выражается в следующих льготах:

  • мужчинам, на попечении которых находятся дети инвалиды 1-й или 2-й групп, полагается отсрочка от армейской службы,
  • при выдаче ребенку путевки на санаторное лечение, сопровождающему его лицу также выдают путевку и оплачивают от 50 до 100% стоимости проезда до места оздоровления, весь период санаторного лечения вносится в больничный лист сопровождающего и оплачивается на его работе соответственно,
  • кроме того, взрослый человек, ухаживающий за ребенком инвалидом, может рассчитывать дополнительно на один оплачиваемый выходной ежемесячно,
  • доходы лиц, ухаживающих за детьми инвалидами, не облагаются подоходным налогом,
  • семьи, в которых растут дети-инвалиды, в первую очередь обеспечиваются жильем, а также имеют право на субсидии на оплату коммунальных услуг или на более чем 50% компенсацию расходов на топливо при условии, что семья проживает в помещении без центрального отопления,
  • и наконец, люди в обязанности которых входит оказание помощи детям инвалидам, имеют право на включение всего времени ухода за инвалидом в страховой стаж для начисления пенсии по возрасту.

В этой статье мы затронем такой важный вопрос, как получение социальной помощи от государства семьям, воспитывающим детей-инвалидов и инвалидов детства. Невзирая на трудности, сопутствующие кризису в стране, и дефицит бюджета, правительство в этом году предусмотрело статью расходов, позволяющую получать материальную поддержку данной группе населения.

Дети с ограниченными возможностями, инвалиды детства

Инвалидом признается ребенок, имеющий серьезные врожденные дефекты, пороки развития. Или приобретенные неизлечимые проблемы со здоровьем, возникшие у него вследствие полученной травмы. Конечно, появление на свет или воспитание малыша, нормальная и полноценная жизнедеятельность которого невозможна – это тяжкое испытание для любой семьи. Справиться в одиночку с этим бременем под силу не каждому. Поэтому государство помогает таким семьям в рамках региональных и федеральных программ.

В бюджетах федеральных округов запланированы выплаты:

  • субсидий;
  • ежемесячных пособий;
  • жилищных и транспортных льгот;
  • соцпенсий и др.

Помимо вышеперечисленных выплат, предусмотрена поддержка детей-инвалидов при поступлении их в детские сады, школы, университеты. Финансируется медицинская помощь, в том числе ортопедическая и протезная. А также возможно покрытие стоимости санаторного и курортного отдыха и лечения для самого ребенка и для лица, которое его сопровождает. При устройстве на работу для инвалидов предусмотрены более мягкие условия труда в соответствии группой инвалидности.

Внимание! С 2014 года само понятие «инвалид с детства» в законодательстве упразднено. Но все необходимые выплаты сохранены. Теперь, при оформлении бумаг, необходимо оперировать понятием «ребенок-инвалид» если речь идет о гражданах до 18 лет. Если же человек с ограниченными возможностями более старшего возраста, то следует оформить ту или иную группу инвалидности.

Куда обратиться за получением помощи?

Гражданин, трудоспособный и неработающий, имеющий на попечении инвалида, даже если он не является его кровным родственником, и формально не проживает совместно, имеет право на получение компенсационных выплат. Для их получения необходимо заявить о своем положении в отдел соцзащиты в своем районе проживания.

Размер положенных ежемесячных выплат и субсидий

Размер выплат колеблется в широких пределах. Например, опекун, попечитель, усыновитель получит ежемесячную компенсацию, которая составляет около 5 500 рублей. Для других лиц положенная сумма много меньше, около 1 200 рублей.

Размер социальной пенсии

Социальная пенсия назначается лицам, имеющим первую, вторую и третью группу инвалидности и детям-инвалидам, у которых нет рабочего страхового стажа. Размер пенсии для последних составляет почти 12 тысяч рублей.

Внимание! Северный коэффициент. Для инвалидов, проживающих в районах Крайнего Севера и других, приравненных к ним из-за чрезмерно суровых погодных и климатических условий, правительством РФ устанавливается особый, повышающий коэффициент выплат.

На какой срок оформляются выплаты

Один раз необходимо подать все необходимые документы в Пенсионный фонд РФ в отдел соцзащиты. Все выплаты сохраняются до тех пор, пока лицо имеет статус инвалида. В том числе, помощь может быть назначена бессрочно.

В силу того, что из-за ограничений по состоянию здоровья, получение денежных средств гражданами данной категории может быть затруднено, им на выбор предоставляется несколько вариантов доставки:

  • Почта РФ;
  • на банковскую пластиковую карту;
  • через кассу отделения банка;
  • через службу, доставляющую социальные выплаты на дом.

Квартиры для детей-инвалидов

Трудовые льготы для опекунов

Одному из имеющихся родителей или опекуну детей-инвалидов положено 4 дополнительных выходных дня каждый месяц помимо основных общепринятых. Женщина, воспитывающая такого ребенка, имеет право на неполную рабочую неделю и даже на неполные рабочие дни. И в том и в другом случае с сохранением заработка.

Также один из родителей или опекун ребенка-инвалида может выйти на пенсию ранее законом установленного срока. Условие – его трудовой стаж должен быть не менее 20-ти и 15-ти лет для лиц мужского и женского пола соответственно.

Внимание! Размеры и типы всех выплат могут варьироваться, в зависимости от региона и могут меняться из года в год. Кроме того, для данной категории населения, как для одной из самых незащищенных, существует множество различных пособий и назначений, которые суммируются. Для уточнения полного перечня льгот обратитесь в отделение ПФ вашего района любым удобным для вас способом.

Социальная поддержка детей-инвалидов: видео

В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки программы поддержки родителей, воспитывающим ребенка-инвалида.

Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Цель программы: создание условий для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, их социализации в условиях семьи.

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей - инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационной компетенцией, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов.

3. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям - инвалидам.

4. Усиление координации и повышение эффективности деятельности государственных структур, общественных объединений и групп взаимной поддержки семей. воспитывающих детей - инвалидов, по улучшению положения детей с инвалидностью и их социальной включенности.

5. Формирование в обществе толерантного отношения к детям - инвалидам, популяризация идей содействия их социальной включенности.

Основной целью социальной службы, реализующей данную программу должно стать обеспечение деятельности по осуществлению социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, а также оказание помощи семьям, в которых эти дети воспитываются.

Структура социальной службы включает:

Медицинскую службу, в которую входят врач - педиатр, врач - физиотерапевт, врач - психиатр, медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии;

Социально - педагогическую службу, в которую входят: социальные педагоги, воспитатели, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.

Программа предусматривает следующие формы работы с семьями, имеющими нарушения здоровья:

Педагогический патронаж (социально-педагогическое обслуживание на дому);

Группы кратковременного пребывания ребенка-инвалида с комплексной реабилитацией (медицинской и педагогической);

Группы семейной реабилитации «субботние гостиные», основной целью которых является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации к современному обществу;

Организация кружковой работы, творческих мастерских и клубов.

Обучение и просвещение родителей совместно с заинтересованными организациями.

Программа построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности - социально-педагогическая поддержка рассматривается в комплексе, в тесном взаимодействии всех специалистов.

4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Предполагаемый ход реализации программы:

1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм их самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

Социальное сопровождение семьи социальной службой сопровождения включает телефонные консультации, наблюдение развития ребенка, периодическое приглашение для прохождения курсов реабилитации, участие в мероприятиях и акциях учреждения, в том числе:

Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями и не имеющих возможности посещать центр (или детей раннего возраста) предполагает проведение социальными работниками развивающих занятий с детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями здоровья (которые не посещают ни детские сады, ни школы в силу своего заболевания или возраста) на дому 2 раза в неделю по 2 занятия различной направленности, с обязательным обучением родителей навыкам самостоятельной педагогической работы над развитием своих детей.

Коррекционые занятия в учреждение с детьми проводятся как в условиях группы дневного пребывания несовершеннолетних, так и по индивидуальным маршрутам развития. В зависимости от потребностей детей, необходимо организовать:

Занятия по социальной и бытовой адаптации в группе дневного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и требующие отработки четких инструкций действий.

Индивидуальные коррекционные занятия проводят в зависимости от имеющихся проблем дефектолог, логопед или педагог-психолог.

Подгрупповые занятия по музыке и физкультуре обязательны для всех, отдельно проводятся и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре в соответствии с назначениями врача.

По медицинским показаниям необходимо проводить консультации врачей (педиатр, физиотерапевт, психиатр), по вопросам назначения реабилитационных мероприятий и медицинских процедур: медицинский массаж, физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение, ингаляции). А также индивидуальные занятия по физкультуре; курсы фитотерапии и витаминизации.

Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный маршрут развития, программу занятий, которые согласовываются с родителями. В свою очередь родители получают домашние задания и индивидуальные консультации по динамике развития ребенка.

1.2. Для реализации принципа интеграции детей - инвалидов предлагаем организовать клуб «Здоровый ребёнок». Цель: профилактика заболеваний у детей и содействие формированию здорового образа жизни семьи.

Предполагаем, что в процессе физической активности эффективно решатся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Через систему специальных упражнений и игр дети ознакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), научатся защищаться от микробов. Полученные знания позволят особенным детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в жизни.

Организованная двигательная деятельность связана с чёткой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, игры - эстафеты). Дети смогут оценить своё «Я» по непосредственным усилиям, которые они приложат для достижения поставленной цели. А в связи с развитием самооценки разовьются такие личностные качества как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребёнка - инвалида - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении требуется прилагать волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Таким образом, занятия в клубе «Здоровый ребёнок» будут являться важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка - инвалида и социализации его в обществе.

В целях содействия семье по развитию ребенка-инвалида, возможна организация клуба «Игра - дело серьёзное». Цель: развитие способностей детей через игровую деятельность.

Встречи в клубе проходят по программе для детей с инвалидностью и здоровых детей. Совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и чужими взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства. Театрализованные виды деятельности (исполнение по ролям песенок, потешек, имитация движений и голосов птиц и животных) стимулируют образно-игровые проявления, развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека. В результате дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; дети будут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьют эстетический вкус.

Также, нами предлагается проект творческой мастерской «Оч.умелые ручки» - по обучению детей различным видам творчества: плетению из фольги, конструированию из бумаги, рисованию нетрадиционными способами, лепке из глины и росписью по керамике, что будет способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволит детям развиваться и открывать в себе новые способности.

Возможность реализоваться ребенку-инвалиду представляет творческая мастерская «Музыкальная гостиная», способствующая развитию творческих способностей.

1.3. Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.

Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.

2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов:

2.1. Программа предусматривает проведение диагностики и реализацию консультативной помощи родителям, имеющим детей-инвалидов по их воспитанию и развитию. Для каждой семьи может быть разработан маршрут индивидуальной работы, по которому и будет осуществляться сопровождение.

2.2. Для родителей, имеющих детей-инвалидов может быть реализован проект «Счастливый родитель», основной целью которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида к современному обществу.

Данный проект предполагает проведение совместных занятий с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческих видов деятельности, а также систему групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.

Одним из направлений данного проекта является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и взрослых, что способствует развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.

В результате, родители получат новые знания и освоят практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения в группе.

В целом, можно отметить, что данная реабилитационная работа включает в себя систему социальных, педагогических и лечебно-оздоровительных воздействий, направленных на полное или частичное восстановление оптимального личного и социального статуса, отклонений в развитии и здоровье ребенка, испытывающего трудности в семье, в обучении, в своей микросоциальной среде.

Предполагаемые результаты

1. Программа способствует укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения)

2. Наметится повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

3. Повысится уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.

4. Программа будет способствовать повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

Таким образом, предложенная нами программа будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

На какие выплаты можно рассчитывать при рождении ребенка в Москве. Как оформить единовременную выплату при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком, пособие для молодых семей

  • Как получить помощь для одиноких родителей

    Какие выплаты может получить одинокая мать или отец в Москве. Как оформить выплаты для одиноких родителей

  • Как взять социальную ипотеку

    Как улучшить жилищные условия с помощью социальной ипотеки. Какое жилье можно приобрести с использованием социальной ипотеки. Как определяется стоимость жилья, продаваемого по социальной ипотеке

  • Как использовать сертификат на материнский капитал

    На что можно потратить материнский капитал. Кто может использовать материнский капитал и когда. Какие документы нужны для использования маткапитала

  • Как получить жилье в безвозмездное пользование

    Кто может получить жилье в безвозмездное пользование. Как заключить договор безвозмездного пользования. Каковы последствия заключения договора безвозмездного пользования

  • Как встать на жилищный учет

    Что такое учет нуждающихся в жилых помещениях. Как встать в очередь на получение жилья. Какие документы нужны, чтобы встать на жилищный учет

  • Как оформить право на бесплатный проезд и лекарства для пенсионеров в Москве

    Бесплатный проезд и бесплатные лекарства: кому положены, как оформить, какие документы нужны для оформления

  • Как оформить удостоверение пострадавшего от воздействия радиации

    Кто имеет право на оформление удостоверения пострадавшего от радиации. Какие документы нужны, чтобы оформить удостоверение

  • Как получить помощь для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организации

    Какие выплаты может получить женщина, уволенная в связи с ликвидацией организации во время беременности или отпуска по уходу за ребенком

  • Все для семей с детьми: выплаты, льготы, социальная поддержка
    • Подборка
    • 12 инструкций

    Какая поддержка предусмотрена для семей с детьми. Как оформить детские пособия и получить выплаты при рождении ребенка. На какие выплаты имеют право многодетные семьи. Какая помощь оказывается малообеспеченным семьям с детьми и одиноким родителям. Какие льготы могут получить семьи военных. Какие выплаты получают усыновители, опекуны и приемные родители.

  • Как получить продукты на молочной кухне

    Какие продукты можно получить на молочной кухне. До какого возраста ребенок может получать продукты на молочной кухне. Какие документы нужны, чтобы получать бесплатное питание на молочной кухне

  • Как встать на учет в качестве безработного

    Какие документы нужны, чтобы зарегистрироваться в качестве безработного. Кто может встать на учет в качестве безработного

  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!