Частые вопросы. Стоматология детского возраста: важные моменты Кто такой детский стоматолог

При посещении врачей детской практики присутствие родителей или законного представителя обязательно. После осмотра ребенка врач будет задавать ряд вопросов, рассказывать о поставленном диагнозе, рекомендованном лечении и профилактических мероприятиях. Но доктор иногда может попросить взрослых покинуть кабинет, или вовсе отказать в лечении малыша в их присутствии.

Когда действия стоматолога оправданы, а когда – нет?

Знакомство со стоматологом

В кабинет стоматолога родители должны заходить вместе с детьми, независимо от их возраста. Единственное исключение – когда ребенок старше 15 лет.

Пациентами детского отделения стоматологии считаются дети и подростки до 18 лет.

Необходимость присутствия матери обоснована несколькими аспектами.

Перед началом лечения стоматолог будет задавать ряд стандартных вопросов:

  • Аллергия на лекарственные вещества и другие негативные реакции при их приеме. Появлялись ли симптомы пищевой или сезонной аллергии.
  • Состояние здоровья ребенка: наличие хронических болезней внутренних органов. Известно о связи болезней внутренних органов и состояния полости рта, которая особенно выражена при заболеваниях пищеварительного тракта.
  • Как протекали беременность и роды. Осложнения беременности, перенесенные болезни, назначаемые лекарственные препараты, погрешности питания отражаются на здоровье зубов и десен малыша.
  • Тип вскармливания. Дети, получающие искусственное вскармливание, относят в группу риска по формированию кариеса и других заболеваний челюстно-лицевой области в целом.
  • Сроки прорезывания зубов.

Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить полное представление о стоматологическом статусе детей. Также они используются для составления плана лечения и профилактических мероприятий.

Кроме того, дети не всегда способны описать симптомы, которые их беспокоят, из-за стеснения, страха, особенностей психического и физического развития, и даже в силу возраста.

Поэтому именно родители — или законный представитель — рассказывают стоматологу о беспокоящих симптомах, помогают малышу отвечать на вопросы:

  1. Беспокоящие жалобы: когда появились, что этому предшествовало. Если речь идет о возникновении боли, длительность ее существования, какие меры были использованы для ее купирования.
  2. Повышение температуры, сопутствующие симптомы.

В зависимости от предполагаемого диагноза, доктор задает ряд наводящих вопросов, от ответов на которые будет зависеть дальнейший ход исследований и лечения.

Если ребенок говорит о том, что на пороге стоматологического кабинета зубная боль прошла, поводов для радости нет. Это говорит не о том, что заболевание прошло самостоятельно, а лишь о том, что оно перешло в осложнения.

После сбора анамнеза и жалоб следует этап непосредственного осмотра, при котором также обязательно присутствие матери.

В ходе этого процесса врач на месте указывает на проблемы в полости рта:

  • : известно, что около 40% пациентов даже не подозревают о наличии проблем и необходимости ортодонтического лечения.
  • Уздечки полости рта: их три, и их укорочение, которое требует хирургической помощи, может спровоцировать развитие различных патологий, прикуса в том числе.
  • Кариес, наличие его осложнений.
  • Изменения слизистой оболочки.
  • Уровень гигиенических навыков.

В дальнейшем стоматолог составляет план лечения, который обязательно согласовывается с родителями, даются рекомендации по посещению других врачей и др.

Лечебные манипуляции

Дети 3 лет должны лечиться исключительно в присутствии взрослых, лишь с некоторыми исключениями, когда требуются условия стерильности.

В стоматологическом кресле малыш находится на руках у матери или отца.

Лечение детей старше 3 лет проходит в присутствии родителей, но со своими особенностями: если речь идет о хирургической операции, то мать может присутствовать в кабинете, но — находиться в отдалении. При некоторых операциях и состояниях присутствие родителей в кабинете запрещено.

Если говорить о терапевтическом приеме, то имеется три варианта нахождения одного из родителей в кабинете:

  1. Мать в кресле с ребенком: такой вид лечения стоматолог может давать исходя из возраста малыша, особенностей его поведения или физического состояния. Один из родителей выступает гарантом адекватного поведения ребенка в кресле, и при необходимости будет сковывать движения ребенка. При лечении детей с диагнозом аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, ДЦП и другие двигательные расстройства лечение проходит с обязательным присутствием матери.
  2. Мать рядом с ребёнком : дети после 5-6 лет могут сидеть в кресле стоматолога самостоятельно, а мама играть роль ассистента стоматолога. Близкое присутствие родителей в кабинете дает малышам ощущение защищенности и безопасности. Конкретное положение мамы и ее роль определяется стоматологом, главное — не мешать лечению.
  3. Мать в кабинете, но — вне поля зрения малыша . Выйти из поля зрения малыша стоматологи могут просить мать при капризном его поведении. В отсутствии «зрителей» истерика прекращается.

Лечение маленьких детей младшего возраста — очень сложное дело. Объясняется это не только физиологическими особенностями — а, скорее, поведенческими. Родители должны помогать врачу, адекватно реагировать на просьбы и замечания.

Лечение детей без присутствия родителей

Лечение зубов у детей без присутствия родителей может осуществляться после 3-5 лет, но при соблюдении нескольких фундаментальных условий:

  • Ребенок самостоятельно отвечает на вопросы врача, его поведение не вызывает нареканий.
  • Стоматолог наблюдает малыша длительное время, между ними сложились доверительные отношения, и отсутствует страх.

Даже учитывая эти факты, переход к самостоятельному приему должен быть постепенным и плавным. В первое время мать контролирует поведение малыша, находясь рядом с креслом, затем – вне поля зрения.

Если ребенок чувствует себя комфортно, можно выходить из кабинета на некоторое время, якобы оформить бумаги или поговорить по телефону, а после и вовсе покинуть кабинет и не возвращаться.

Отказ в лечении ребенка

Согласно Федеральному закону, каждый пациент имеет право выбирать себе врача самостоятельно с целью получения медицинских услуг.

Но иногда родители получают отказ буквально у порога стоматологического кабинета, и этот факт может быть связан с несколькими причинами:

  1. Плотный график работы и отсутствие времени.
  2. Сложное физическое и психическое состояние ребенка: некоторые стоматологи отказывают в лечении детей с диагнозом ДЦП, тяжелыми врожденными патологиями или болезнями, синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра. Но дают направление или рекомендации на лечение в специализированные центры.
  3. Недостаточная квалификация специалиста. Главная задача врача – вылечить, помочь пациенту. Порой приходится сталкиваться со сложными случаями, лечение которых требует опыта и углубленных знаний. Отказ в таком случае выгоден для самих пациентов.
  4. Перенаправление к узким специалистам в области стоматологии. Несмотря на то, что стоматологи проходят обучение по всем специализациям, и даже терапевт знает, как проводить хирургические операции. Иногда требуется лечение и осмотр профильного специалиста;
  5. Неадекватное поведение ребенка.

Если дети в ходе лечения склонны к истерикам, врач может попросить покинуть кабинет. Родители должны использовать это время с пользой: успокоить ребенка — и начать всё сначала.

Если же после нескольких неудачных попыток лечения поведение детей не изменилось, стоматолог может вовсе отказаться от дальнейшего лечения.

Законами РФ определены случаи, когда отказ врача в лечении будет считаться неправомерным.

Статья 124 УК РФ «Неоказание помощи больному»: врач не имеет права отказаться от лечения:

Зубная боль, симптомы стоматитов и даже некоторые виды травм не относятся к состояниям, угрожающим жизни, следовательно — не попадают под данную статью!

Стоматолог не может «бросить» ребенка в ходе лечения. Например, после осмотра был составлен план лечения, врач приступил к его выполнению: лечение периодонтита методикой в нескольких посещений. Но во второе или третье посещение стоматолог отказывается принять маленького пациента — и такие действия неправомерны.

Единственное исключение – особые обстоятельства у стоматолога. Но даже в таком случае, лечением ребенка должен заниматься другой специалист клиники.

Отдельно стоит освятить проблему отказа родителей от лечения

Причин, по которым родители могут отказываться от той или иной методики лечения, довольно много.

  1. Во-первых, это мнимые страхи об опасности той или иной методики лечения или навязывание своей тактики лечения. Самый яркий пример: осложнения кариеса молочного зуба, стоматолог настаивает на лечении с целью его сохранения и профилактики патологий прикуса, родители – на удалении. Конечное решение остается за родителями, врач может только обозначить возможные последствия и дать подписать соответствующие бумаги, снимающие всю ответственность с него.
  2. Вторая, не менее распространенная ситуация — выявление осложнений в процессе лечения. Учитывая анатомо-физиологические особенности зубов у детей, порой сложно провести полноценную диагностику.

Если рассматривать детскую практику, то границы между формами кариеса стерты. У малышей практически отсутствует разница между поверхностным и средним кариесом, а при глубоком кариесе отмечаются первые изменения в пульпе зуба – «начальное» воспаление.

Забота о зубках с мальства

В идеале первая встреча должна произойти не тогда, когда заболит зуб, а гораздо раньше – примерно в год. Сейчас нередко кариес у малышей появляется уже в 8-10 месяцев. Сказываются наследственность, неправильное питание мамы во время беременности, искусственное вскармливание и, конечно, неумение взрослых правильно ухаживать за первыми зубками ребенка. У маленьких детей кариес развивается очень быстро и часто не вызывает боли. Разрушающиеся молочные зубы – большая опасность для зачатков зубов постоянных, и, кроме того, воспалительный очаг в организме. Почему он боится? Маленькие дети, как правило, испытывают страх не перед доктором. Их пугают манипуляции стоматолога в ходе осмотра. Очень важно приучать к ним ребенка с самого раннего возраста. После каждого кормления протирайте младенцу десны, язык, а потом и зубки специальной стоматологической салфеткой или используйте бинт, смоченный в настое ромашки. Примерно в годик познакомьте его с зубной щеткой. Необходимо учитывать, что дети до 8-9 лет не в состоянии самостоятельно вычистить зубы должным образом, поэтому родителям необходимо контролировать этот процесс, и, кроме того, помогать им в этом. Весело и с интересом. Проще всего приучать малыша к уходу за зубками, играя с ним. Например, в крокодильчика:Давай-ка, открывай ротик! Шире-шире, ведь у крокодила такая большая пасть!?Расскажите ребенку, что в природе аллигатору зубы чистят маленькие птички и тому это даже очень нравится. А у вас роль птички будет играть маленькая зубная щетка. После 3 лет ребенок все чаще заявляет: я сам! Используйте этот момент. Предложите ему почистить зубки кукле, потом – маме, а потом – себе. Поиграйте с ним в стоматолога: можно посчитать зубки, дотрагиваясь до них кофейной ложечкой. Пусть малыш осмотрит свои зубы в ручном зеркале, а вы посветите ему маленьким фонариком. А еще можно нарисовать зубки или слепить их из пластилина. А заодно объяснить малышу, что такое кариес, разыграв настоящее представление-сказку: “В царстве-государстве дружно жили белые и красивые зубки. Но однажды на них напал злой Кариес со своим войском – хитрыми бактериями и микробами. Зубки никак не могли победить коварных врагов. К счастью, в царстве появился Добрый Доктор…” Ну и так далее. И, конечно, нужно рассказать ребенку, как важно в обычной жизни ходить к стоматологу, чтобы тот защищал его зубки от Кариеса. Подобные игры помогают малышу безбоязненно воспринимать различные манипуляции во рту. Он начнет адекватно оценивать происходящее, и его уже не будет пугать неизвестность, ожидающая в кабинете зубного врача. Особый случай А как быть, если у ребенка болит зуб или десна и он панически боится идти в клинику? Объясните ему в доступной форме, что стоматолог спасет его от злых микробов, которые грызут зубки, что доктора бояться не надо – вместе с ним вы поймаете и накажете злого Кариеса, и зубы больше болеть не будут. Страх можно одолеть только через детское любопытство.

Хороший врач всегда сумеет заинтересовать малыша и, конечно, убедить его в том, что обязательно нужно прийти снова и довести лечение до конца. Кстати, сейчас даже в запущенных случаях лечить зубы можно без боли. Врач подбирает скорость сверления, систему охлаждения зубной ткани, местные обезболивающие средства. А еще есть смысл купить заранее какую-то маленькую интересную игрушку, которую доктор подарит ребенку, закончив сеанс лечения. Ваш первый визит. С ребенком должен разговаривать тот член семьи, который сам не испытывает страха перед стоматологом. Ребенок очень чуток, он может почувствовать Ваши растерянность и страх, и сам начнет бояться. 1.Собираясь с ребенком к стоматологу, не акцентируйте на этом внимание, не подчеркивайте исключительность и уж тем более неприятность события. И никогда не говорите ребенку, что доктор ничего не будет делать – это обман. 2.Расскажите ребенку о визите к детскому стоматологу, как об интересном, но рядовом событии, например, как о знакомстве с новыми друзьями. 3.Постарайтесь оградить ребенка от лишней для него информации о том, как раньше страшно было лечить зубы. 4.Не обсуждайте при ребенке предстоящее лечение или свой опыт в каком-либо негативном смысле 5.Называйте детского стоматолога по имени, поясните, что это доктор, который посмотрит “какие красивые у тебя зубы”. 6.Сделайте это не более чем за 1-2 дня, тогда у ребенка будет меньше времени, чтобы забеспокоиться или услышать “страшные истории” от сверстников. 7.Выберите утреннее время для первого визита, чтобы ребенок не думал о предстоящем целый день. Кроме того, маленькие дети, как правило, ведут себя лучше в утреннее время. 8.Не обещайте дорогого подарка за хорошее поведение – ребенок может подумать, что ему предстоит сделать нечто очень трудное. 9.Не говорите, чтобы он “не боялся” или, что “не будет больно” или “надо будет потерпеть”. Мысль, что посещение детского стоматолога требует смелости или может причинить боль, могла и не приходить ребенку в голову.

  1. Накормите малыша перед визитом к стоматологу. В порядке исключения можно даже сводить его в детское кафе.
  2. Очень важно, чтобы ребенок не устал от дороги в клинику. Выбирайте лечебное учреждение поближе к дому.
  3. Не стремитесь к тому, чтобы за один визит вылечить два и более зуба. Ребенок не усидит в кресле более 20-25 минут и, устав, начнет капризничать.
  4. Обязательно поддерживайте ребенка психологически. Говорите, что будете сидеть с ним рядом в кабинете доктора и поможете, если это будет необходимо.

14.Не рассказывайте ребенку о том, что ему будут делать, особенно если это касается анестезии, удаления или пломбирования зубов. Ваш детский стоматолог индивидуально определит, что необходимо знать Вашему ребенку перед такой процедурой. 15.Ребенка в клинику должен сопровождать один родитель. Возьмите с собой любимую книгу или игрушку ребенка. Перед тем, как Вас пригласят в кабинет, сядьте вместе и почитайте вслух, просмотрите картинки, поиграйте. Отнеситесь к первому визиту к детскому стоматологу со всей серьезностью. Хорошее впечатление от первого посещения зубного врача может сформировать отношение ребенка к культуре здоровья зубов на долгие годы.

Почему необходимо лечение молочных зубов? Часто родители недооценивают значение ухода за молочными зубами и обращаются в детскую стоматологию, когда у ребёнка что-то заболит. А между тем, состояние молочных зубов напрямую влияет на рост постоянных. Вас должны насторожить любые изменения цвета эмали, пятна, точки (как темные, так и белые) на зубах ребенка, покраснение или припухлость десен. А вот неровности зубного ряда на первых порах можно не пугаться: при пережевывании твердой пищи молочные зубы будут немного сдвигаться и постепенно займут правильное место. Причины появления заболеваний временных зубов не очень отличаются от причин возникновения проблем с постоянными зубами. Это:

  1. недостаточный уход за ними (отсутствие полноценной гигиены),
  2. нарушения режима питания,
  3. подрыв иммунитета вследствие других заболеваний и приема некоторых лекарств.

Остатки пищи также способствуют быстрому размножению бактерий в полости рта. Побочный продукт их деятельности – кислота, она-то и разъедает эмаль молочного зуба, оставляя нежную его основу (дентин) без защиты. Далее дело за малым: микроорганизмы внедряются в дентин и разрушают его. Так протекает кариес. Внешне больной зубик довольно долго может выглядеть нормально: маленькая черная точечка (место поражения) не слишком заметна. Но внутри он уже может быть сильно разрушенным, так как кариес молочных зубов за счет мягкости их тканей развивается гораздо быстрее, чем постоянных. Традиционно кариес молочных зубов лечится “на скорую руку”: маленький ребенок обычно не очень-то хочет терпеть, пока врач лечит его зубки, поэтому доктор старается хоть как-нибудь вычистить поврежденную область и заполнить ее быстрозастывающим материалом. В результате пораженные зубки остаются недолеченными и вскоре могут снова воспалиться или совсем разрушиться. Ошибочно думать, что за молочными зубами можно не слишком тщательно следить на том основании, что они все равно выпадут. Разрушенные, пораженные кариесом зубы являются источником инфицирования окружающих тканей, в том числе и зачатка постоянного зуба. А через костную ткань – всего организма. Больной зуб во рту – это очаг размножения болезнетворных бактерий, которые не только разрушают другие зубы, но и негативно сказываются на пищеварении, лорорганах. Ранняя несвоевременная потеря временных зубов у детей не позволяет малышу полноценно пережевывать пищу, качественно артикулировать звуки. Кроме того, освободившееся место пытаются занять соседние зубы – они сдвигаются. И когда здесь начнет расти постоянный зуб, ему просто не хватит места в зубном ряду и придется расти вбок, провоцируя тем самым патологическое (неверное) формирование постоянного прикуса. Смена временных зубов на постоянные начинается в 5-6 лет, а заканчивается к 13 годам. Временные зубы уступают место постоянным постепенно, таким образом, альвеолярный отросток челюстей не остаётся без поддержки зубов. Тем самым обеспечивается нормальное развитие лицевого скелета. Вот почему следить за молочными зубками, вовремя лечить их нужно обязательно! Имейте в виду, что кариес у детей развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому не откладывайте посещение детского стоматолога при обнаружении “подозрительных пятен” на зубах. А также не пренебрегайте профилактическими визитами детей к своему детскому стоматологу. Только совместная работ детского врача-стоматолога и Вас – родителей сможет обеспечить эффективность профилактики в детском возрасте! Родители! Правильный уход за молочными зубами, а именно: правильная чистка и регулярный профилактический осмотр у детского стоматолога, является фундаментом для здоровья постоянных зубов. Повзрослев, ваши дети будут благодарны вам за свои здоровые и красивые зубы!

Детский стоматолог – врач, который специализируется на осуществлении диагностике, лечении и профилактике заболеваний и нарушений зубов, челюстей и иных органов ротовой полости и челюстно-лицевого аппарата. Заметим, что детский стоматолог принимает детей в возрасте до 14 лет.

Работа детского стоматолога предполагает осмотр ротовой полости, состояния уздечек и губ, выявление каких-либо патологических процессов, проведение оценки гигиенического состояния зубов, наблюдение за прорезыванием зубов, контроль выполнения рекомендаций.

Что делает врач-стоматолог детский?

Преимущественно, детский врач-стоматолог занимается такими заболеваниями и нарушениями, как:

Неправильный прикус;

Если жевательный аппарат ребенка работает недостаточно;

Воспалительные процессы десен и полости рта.

Как происходит формирование зубов?

Прежде всего, необходимо обозначить, что уже на 6-7 неделе беременности у плода происходит врастание эпителия, покрывающего ротовую ямку, в подлежащую ткань, т. н. паренхиму.

Формируется две зубные пластинки, верхняя и нижняя, имеющие вид подковок. Вдоль края этих пластинок формируются колбообразные эпителиальные разрастания, по десять на каждой пластинке, что соответствует числу будущих молочных зубов. На этом этапе возможна детская стоматология без боли.

Из первоначально однородных клеток зубного органа и вросшей в него ткани, получившей название зубного сосочка, дифференцируются качественно различные клеточные элементы. Из внутреннего слоя зубного органа образуются клетки (энамелобласты), участвующие в формировании эмали; из зубного сосочка выделяются одон-тобласты, а в дальнейшем - дентин. Вокруг зубного органа и зубного сосочка из мезенхимы образуется особая оболочка - зубной мешочек.

Молочные зубы начинают прорезываться в полгода. Это болезненный процесс для многих детей. Первыми появляются передние резцы. С шести лет прорезываются постоянные зубы, начиная с моляров. До 25 лет у человека должен быть полный набор зубов.

Края зубного мешочка продолжают разрастаться вглубь, приобретая очертания корня. Этот процесс начинается непосредственно перед прорезыванием и продолжается приблизительно год с момента прорезывания молочных зубов. Как демонстрирует современная детская стоматология, прикус у новорожденных формируют не зубы, а десны. Ребенок рождается, как правило, без зубов; случаи внутриутробного прорезывания наблюдаются крайне редко.

К началу 2-го года жизни ребенок должен иметь 8 зубов. На этом этапе нужна запись к детскому стоматологу - он проверит правильность развития зубов у ребенка. К 2-3 годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Прорезавшись, почти сразу зубы начинают немного разъезжаться в стороны. Это нормальное явление, и объясняется оно ростом челюсти у ребенка и подготовкой к прорезыванию больших постоянных зубов, при этом молочные зубы остаются такими же маленькими.

Законодательная база

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Для успешного функционирования службы детской стоматологии необходимо выполнение требований Законов РФ, приказов и инструкций по оказанию медицинской, в том числе и стоматологической, помощи детям.

К общим законам, регламентирующим охрану здоровья и организацию медицинской помощи населению Российской федерации, относятся:

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
(утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 28.09.2010)

(в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 N 30-ФЗ,
от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 N 139-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ,
от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 151-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 21.12.2005 N 170-ФЗ,
от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 02.02.2006 N 23-ФЗ,
от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 18.10.2007), от 24.07.2007 N 214-ФЗ,
от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ,
от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ,
от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ,
с изм., внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288)


Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан являются основополагающим документом и регулируют отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Приложении № 1 .

Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года

Концепция предусматривает, что одним из приоритетов государственной политики должно быть сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. В задачи концепции входит: создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни; совершенствование системы организации медицинской помощи; конкретизация государственный гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; информатизация здравоохранения и др. Полный текст документа приведен в Приложении № 2 .

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ,
от 27.12.2009 N 363-ФЗ, от 28.06.2010 N 123-ФЗ,
от 27.07.2010 N 204-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,
от 29.11.2010 N 313-ФЗ)


Закон регулирует отношения граждан и государственных органов, юридических и физических лиц, связанные с обработкой персональных данных. Закон направлен на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Полный текст документа приведен в Приложении № 3 .


от 31 декабря 2006 г. N 905

"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи" Приказ регламентирует порядок проверок соблюдения стандартов качества медицинской помощи в государственных и негосударственных организациях, оказывающих медицинскую помощь населению. Полный текст документа приведен в Приложении № 4 .

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. N 48
"Об утверждении СанПиН 2.1.3.2524-09"

Новые санитарные нормы и правила регламентируют санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям, определяют особенности организации стоматологической помощи детям. Текст документа приведен в Приложении № 5 .

Постановление Правительства РФ №913 от 5 декабря 2008 г.
"О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год"

Постановление гарантирует гражданам получение бесплатной первичной медико-санитарной, скорой и специализированной медицинской помощи. Полный текст документа приведен в Приложении № 6 .

Приказ Министерства здравоохранения СССР
от 22 апреля 1988 г. N 318
"Об отраслевой статистической отчетности учреждений, предприятий и организаций Минздрава СССР"
(с изм., внесенными Приказом Минздрава СССР
от 17.04.1989 N 250)

Приказ регламентирует составление статистической отчетности с использованием утвержденных форм учетно-отчетной документации. Руководителям учреждений здравоохранения для оперативного управления предоставляется возможность устанавливать внутриучрежденческую отчетность, представляемую структурными подразделениями. Полный текст документа приведен в Приложении № 7 .

Приказ Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030
"Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения"

Приказ утверждает формы первичной медицинской документации, которые используются также и в детской стоматологии: медицинская карта стоматологического больного (форма 043/у), контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 030/у) и др.

Согласно приложению N 5 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 25 января 1988 г. N 50, в "Перечень форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" введены "Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога …" (форма 037/у-88) и "Сводная ведомость учета работы врача-стоматолога …" (форма 039-2/у-88). Формы "Листок ежедневного учета работы врача- стоматолога…" (форма 0.37/у), "Дневник учета работы врача-стоматолога" (ф. 0.39/2у), "Журнал учета профилактических осмотров полости рта (форма 0.49/у) исключены из "Перечня форм первичной медицинской документации" стоматологических учреждений.

Постановление правительства Российской Федерации
от 21 марта 2007 г. № 172
О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007-2010 годы.

Программа имеет подпрограмму "Здоровое поколение", которая направлена на улучшение здоровья детей и включает меры по формированию здорового образа жизни. Полный текст документа приведен в Приложении № 9 .

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Приказ Минздрава СССР от 12 июня 1984 г. N 670
"О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению"
(с изменениями от 9 декабря 1996 г.)

Приказ предписывает:

  • введение должности врача-стоматолога детского,
  • обеспечение дальнейшего развития сети стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, обратив особое внимание на организацию стоматологических поликлиник, прежде всего, детских;
  • обеспечение организации стоматологических кабинетов во всех высших и средних учебных заведениях с числом учащихся 800 и более;
  • внедрение комплексной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта.
  • обеспечение плановой санации полости рта детям, подросткам;
  • внедрение современных методов местного и общего обезболивания.

Полный текст документа приведен в Приложении № 10 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 14 апреля 2006 г. N 289
"О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации"

Основополагающий документ по детской стоматологии, регламентирующий порядок организации деятельности, структуру и штатные нормативы медицинского персонала детской стоматологической поликлиники, порядок организации деятельности стоматологического кабинета образовательных учреждений, организацию деятельности врача-стоматолога детского и др. Полный текст документа приведен в Приложении № 11 .

Решение коллегии Минздрава РФ
от 21 октября 2003 г.
"О совершенствовании стоматологической помощи детскому населению в Российской Федерации"
(протокол N 14)

В решении коллегии указывается, что повышение качества оказания стоматологической помощи детям - одна из важнейших задач деятельности службы охраны материнства и детства МЗ РФ, органов управления и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации. Рекомендуется доработка модели территориальной комплексной программы "Детская стоматология", разработка клинических протоколов "Ведение детей, страдающих стоматологическими заболеваниями", подготовка дополнений в учетно-отчетную документацию деятельности лечебно-профилактических учреждений и формы федерального государственного статистического наблюдения по оказании стоматологической помощи детям. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ рекомендуется, совместно с органами управления образованием, продолжить развивать сеть школьных стоматологических кабинетов, разработать и принять территориальные программы "Детская стоматология" на основе модели программы, рекомендованной Минздравом России. Полный текст документа приведен в Приложении № 12 .

Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 620
"Об утверждении протоколов "Ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями"

В протоколах приведены схемы ведения детей в соответствии с диагнозом заболеваний по МКБ-10 и нозологической формой заболевания. Указаны необходимые для детей при конкретных стоматологических заболеваниях диагностические мероприятия (процедуры, кратность), лечебные мероприятия, средние сроки наблюдения при осложненном и неосложненном течении заболеваний в стационаре и поликлинике, критерии оценки. Полный текст документа приведен в Приложении № 13 .

Должностная инструкция врача-стоматолога детского
Татарников М.А. "Сборник должностных инструкций работников здравоохранения, госсанэпиднадзора и аптечных учреждений".ИНФРА-М, 2004. 604 с.

Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-стоматолога детского. Указывается, что на должность врача-стоматолога детского назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию по специальности "Стоматология детская". Врач-стоматолог детский должен обладать широким кругом знаний по вопросам законодательства в здравоохранении и нормативных документов в детской стоматологии, организации стоматологической помощи детям, этиологии и патогенеза, клиники, диагностики, профилактики и лечения стоматологических заболеваний, реабилитации и диспансеризации детей.

Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях
(утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. N 207-ВС)

В рекомендациях имеются положения об организации деятельности врача-стоматолога детского (положение III), гигиениста стоматологического (положение IV), медицинской сестры врача-стоматолога детского (положение V), осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательном учреждении. В положениях рассматриваются, преимущественно, обязанности медицинских работников стоматологического профиля. Полный текст документа приведен в Приложении № 15 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 21 апреля 2008 г. N 183н
"О проведении в 2008-2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"
(с изменениями от 1 ноября 2008 г. № 618н)

Приказ утверждает порядок проведения в 2008 - 2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учетные и отчетные формы диспансеризации. Предписывает проводить мониторинг выполнения лечебно-профилактических мероприятий, ежегодный анализ результатов диспансеризации. В диспансеризации детей всех возрастных групп должны участвовать стоматологи детские. Полный текст документа приведен в Приложении № 16 .

Методические рекомендации "Гигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях" (утв. заместителем Главного государственного санитарного врача РФ от 27 апреля 2007 г. N 0100/4443-07-34)

В рекомендациях имеется раздел "Стоматология", разъясняющий особенности показаний к проведению рентгенологического обследования при различных видах стоматологического лечения детей. Текст документа приведен в Приложении № 17 .

Приказ МИНЗДРАВМЕДПРОМА РФ
от 14 марта 1995 г. N 60
"Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов"

Согласно инструкции врач-стоматолог должен осматривать ребенка перед поступлением в детское дошкольное учреждение, за год перед поступлением в школу, непосредственно перед поступлением в школу и т.д. Следует отметить, что данные рекомендации не соответствуют современным требованиям стоматологии. Полный текст документа приведен в Приложении № 18 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 7 июля 2009 г. N 415н
"Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения"

Приказ предусматривает необходимость для врачей-стоматологов детских получения высшего профессионального образования по специальности "060105 Стоматология", послевузовского профессионального образования по специальности "Стоматология" или "Стоматология общей практики", дополнительного образования в клинической ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки по специальности "Стоматология детская". Не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности врач-стоматолог детский должен получать дополнительное профессиональное образование на курсах повышения квалификации. Текст документа приведен в Приложении № 19 .

Приказ МЗ СССР и Гос. Комитета СССР по народному образованию
от 11 августа 1988 года №639/271
"О мерах по улучшению профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах".

Приказ является действующим и не потерял своего значения в настоящее время. В приказе предусмотрено:

  • разработать и утвердить республиканские региональные программы профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах;
  • организовать на базе стоматологических поликлиник и отделений обучение среднего медицинского персонала дошкольных учреждений и школ осуществлению мер комплексной профилактики стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах;
  • обязать руководителей детских дошкольных, интернатных учреждений и школ обеспечить условия для проведения санации полости рта и профилактики стоматологических заболеваний у детей в течение учебного года;
  • обязать педиатрическую службу активно участвовать в организации профилактики стоматологических заболеваний у детей" обеспечить преемственность работы со стоматологической службой;
  • обеспечить в регионах с пониженным содержанием фтора в питьевой воде нормативный прием эндогенных препаратов фтора в организованных детских коллективах
  • рекомендуется пересмотреть нормативно-технологическую документацию на продукты детского питания по дополнительному снижению сахара, расширить выпуск продуктов детского питания со сниженным содержанием сахара, усилить санитарно-просветительную работу, удовлетворить потребность в стоматологическом оборудовании, инструментарии и материалах в школах, интернатных учреждениях, санаториях, разработать и утвердить новые учебные программы школ по вопросам гигиены и профилактики (из расчета 3 часа в год в 1-3 классах и 1 час в год в 4-10 классах), дополнить учебные программы вопросами гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний, вменить в обязанность воспитателей проведение ежедневных гигиенических мероприятий по уходу за полостью рта с 2-3 летнего возраста и ряд других мероприятий.

Полный текст документа приведен в Приложении № 20 .

Приказы министерства здравоохранения, инструкции, методические рекомендации по проблемам стоматологической помощи населению нередко включают разделы, направленные на улучшение стоматологической помощи детям.

Приказ Минздравмедпрома РФ от 6 августа 1996 г. N 312
"Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования"

Приказ предписывает проводить бюджетное финансирование стоматологических учреждений с учетом трудоемкости работы стоматолога, выраженной условных единицах (УЕТ), и фактически выполняемой им работы; компенсировать расходы, не восстанавливаемые бюджетом или ФОМСом, за счет хозрасчетной деятельности в рабочее время; вести отдельный учет и накопление имущества, приобретенного по результатам хозрасчетной деятельности; вести статистический и финансовый учет раздельно по источникам финансирования; в территориальную программу обязательного медицинского страхования включить стоматологическую помощь населению. Полный текст документа приведен в Приложении № 21 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2008 г. N 176н
"О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации"

В номенклатуре специальностей указаны: стоматология, стоматология ортопедическая и стоматология профилактическая. Полный текст документа приведен в Приложении № 22 .

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 23 апреля 2009 г. N 210н
"О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации"

Приказ утверждает номенклатуру специальностей специалистов, в том числе - стоматологического профиля: специальность по окончании вуза - "Стоматология", основная специальность - "Стоматология общей практики", специальность, требующая дополнительного обучения, - "Стоматология детская". Текст документа приведен в Приложении № 23 .

Приказ МЗ СССР
от 25 января 1988 года №50
"О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема".

Приказом введена новая система учета труда врачей, которая основана на измерении объема их работы в условных единицах трудоемкости (УЕТ) и направлена на интенсификацию труда врача. Утверждены нормативы УЕТ врачей-стоматологов и зубных врачей, учетная и отчетная документация врача-стоматолога и инструкция по ее заполнению.

Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации
от 2 октября 1997 г. N 289
"О совершенствовании системы учета труда врачей стоматологического профиля"

В приказе разрешено руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать условные единицы учета трудоемкости работы (УЕТ) врачей-стоматологов и зубных врачей на все виды работ с применением новых технологий их производства, не предусмотренные приказом Минздрава СССР от 25.01.88 N 50 "О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема". Текст документа приведен в Приложении № 25 .

РЕЗОЛЮЦИЯ ХII съезда Стоматологической Ассоциации России
г. Москва, 9 сентября 2009 г.

Резолюция включает рекомендации о широком внедрении лечебно-профилактических стоматологических мероприятий в работу школьных стоматологических кабинетов; обеспечении финансирования профилактических мероприятий в рамках ОМС; интегрировании современной модели функционирования стоматологических кабинетов в систему школьного здравоохранения; о разработке федеральной программы профилактики стоматологических заболеваний для детей с ограниченными возможностями; комплекса профилактических мероприятий для детей, проживающих в сельской местности и малонаселенных городах РФ; о широком привлечении среднего медицинского персонала, в частности, гигиенистов стоматологических, к проведению профилактических мероприятий и др. Полный текст документа приведен в Приложении № 26 .

Интерес представляют и некоторые документы международного уровня:

Конвенция о правах ребенка
Принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения.
Вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49.
Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.
Вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.

Согласно конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Конвенция направлена на уважение и обеспечение всех прав каждого ребенка, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья или рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств. В Приложении № 27 приводится полный текст Конвенции ООН о правах ребенка.

Европейская Хартия Прав Пациентов
Представлена в Брюсселе 15 ноября 2002 года.

Содержит освещение основных прав пациентов на: профилактические меры, доступность медицинской помощи, информацию, согласие, свободу выбора, приватность и конфиденциальность, уважение времени пациента, соблюдение стандартов качества, безопасность, инновации, предотвращение по мере возможности страданий и боли, индивидуальный подход в лечении, подачу жалобы, компенсацию. Предполагает права пациентов на гражданскую активность, участие в формировании политики в области охраны здоровья и т.д. Полный текст документа приведен в

06-10-2009

Разработчики документа надеются, что новые правила позволят обеспечить безопасность пациентам и врачам, и в первую очередь - детям.

Теперь нельзя лечить детей в стоматологических кабинетах для взрослых. Медучреждения обязаны оборудовать для несовершеннолетних отдельные блоки со своей приемной и санузлом.

Лечить детей невыгодно
Однако, по мнению мурманских специалистов, новые санитарные правила ухудшают положение детской стоматологии. У врачей и руководителей медучреждений на сегодняшний день и так нет мотивации, чтобы оказывать стоматологическую помощь детям. Врачу намного проще вылечить взрослого на платном приеме, чем уговаривать малыша не бояться инструмента стоматолога.

Кроме того, из-за отсутствия четкой нормативной базы страховые компании оплачивают медучреждениям только «взрослую» работу врачей, если они имеют диплом стоматолога общей практики.

— Поэтому сегодня с детьми работают только детские стоматологи (их в городе 6) и зубные врачи старой школы, имеющие среднее специальное образование. Но их тоже мало, и многим из них уже за 60, — отмечает главный городской стоматолог Эмма Толмачева. — С другой стороны, подростков 15-17 лет, которые по закону считаются детьми, а значит, обслуживаются в детской стоматологии, вполне можно лечить во взрослых поликлиниках. Ведь юноши и девушки уже физиологически сформированы. Например, к нам приходят спортсмены двухметрового роста, студенты, работающие или даже юные мамы. А обслуживаются они вместе с малышами. У этих ребят уже есть паспорт и право подписывать согласие на медицинское вмешательство. Так почему бы не разгрузить наших детских стоматологов, передав подростков взрослым поликлиникам?

Кстати, теперь принимать детей, возможно, не будут многие платные клиники города — большинство из них не станет оборудовать для детей отдельный кабинет.

Менять пациентов и перчатки
Также в новом документе оговаривается ряд требований к размещению самих клиник, отделке их помещений, оборудованию, микроклимату и освещению. Например, если в одном кабинете расположено несколько стоматологических кресел, они должны быть разделены непрозрачными перегородками высотой не менее полутора метров. По мнению специалистов, эта часть правил выполнима для вновь строящихся клиник. Но не для тех, что работают много лет в приспособленных помещениях.

Кроме того, в стоматологических клиниках у каждого сотрудника должно быть не менее трех комплектов санитарной одежды, а для каждого пациента врач должен использовать новые резиновые перчатки. А еще стоматолог во время лечения больного не должен вести записи, прикасаться к телефону, а также принимать пищу и пользоваться косметикой на рабочем месте.

От зубной боли избавляют… грибы
Большинство мурманчан стараются получить бесплатную стоматологическую помощь не в частных клиниках, где цены достаточно высоки, а в обычных поликлиниках по месту жительства. Чтобы попасть к врачу, пациентам приходится «вылавливать» номерки подчас несколько дней. Как шутят врачи, они могут перевести дух лишь два месяца в году — в августе и сентябре, когда мурманчане заняты заготовкой грибов и ягод.

— Чтобы решить проблему очередей уже сейчас, пришлось бы как минимум увеличить число врачей вдвое, — отмечает Эмма Толмачева. — В существующих условиях это нереально. К тому же сегодня врачам при лечении взрослых пациентов приходится расхлебывать последствия несовершенных технологий 80-90-х годов. Кроме того, государственные стоматологические поликлиники несут социальную ответственность, участвуя в программе льготного зубопротезирования. Так, за 8 месяцев 2009 года такую помощь уже получили 5 852 жителя Мурманска на сумму 43,8 миллиона рублей. Это ветераны войны и труда, труженики тыла, инвалиды, реабилитированные, а также обычные пенсионеры.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!