5. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации
В одном из первых указов Президента России, касающегося формирования российского внешнеполитического ведомства, была поставлена задача создания Службы Государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации. В соответствии с этим Указом была проделана большая работа по разработке протокольных норм новой России, которые должны единообразно применяться на всей территории Российской Федерации.
В начале 1992 г. протокольное подразделение при Президенте было реорганизовано в Службу протокола Администрации Президента, которая в 1995 г. была преобразована в Управление протокола Президента Российской Федерации.
В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола, созданы в аппарате Правительства России, в ряде центральных органов федеральной власти, а также в администрациях субъектов Российской Федерации. 27 июля 1992 г. утверждено «Положение об организационно-протокольном обеспечении международных контактов Российского руководства». Вслед за этим были разработаны соответствующие нормативные документы, определяющие единую практику приема в Российской Федерации глав государств, глав правительств и министров иностранных дел иностранных государств.
Сегодня основные положения российской протокольной практики регулируются указами Президента Российской Федерации. Нормы и принципы этих документов определяют проведение ключевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных делегаций высокого уровня, требуют единообразного применения основных положений государственного протокола при проведении визитов государственных и политических деятелей различных стран.
Наиболее важное место в ходе любого визита занимает его деловая часть. Партнером по переговорам с главой иностранного государства в соответствии с требованиями протокола всегда является Президент Российской Федерации. Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь причинами форс-мажорного характера. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены и беседы один на один, а также подписание совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания совместных документов. Для этих целей используются представительский кабинет Кремлевской резиденции Президента России, Екатерининский и Владимирский залы Большого Кремлевского дворца. В последнее время отдельные мероприятия с участием Президента стали проводиться во вновь отреставрированных Александровском и Андреевском залах Большого Кремлевского дворца.
Официальные лица, участвующие в переговорах и других мероприятиях делового характера также определяются программой визита. В зависимости от характера и формата того или иного визита протокол достаточно четко определяет уровень сопровождения гостя с российской стороны. При государственном визите главу иностранного государства сопровождают заместитель Председателя Правительства и Министр иностранных дел Российской Федерации.
В рамках государственных или официальных визитов глав государств, а также официальных визитов глав правительств и министров иностранных дел зарубежных стран российская протокольная практика предусматривает церемонию возложения венков к могиле Неизвестного солдата. В церемонии возложения венка помимо официальных лиц, определяемых программой, всегда принимает участие Посол России в стране гостя, директор (заместитель директора) Департамента государственного протокола МИД России и военный комендант (заместитель коменданта) Москвы. В зависимости от характера и формата визита разработано несколько сценариев проведения этой церемонии. При государственном или официальном визите главы государства выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил, исполняется государственный гимн страны гостя, рота почетного караула проходит перед гостем торжественным маршем (при официальном визите главы Правительства почетный караул состоит из одного вида вооруженных сил).
Важным элементом программы любого визита является официальное протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраиваемое в честь высокого гостя принимающей стороной. В ходе государственного визита предусматривается проведение торжественного обеда, который, как правило, устраивается в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. При официальных или рабочих визитах высоких зарубежных гостей протокольная практика предусматривает альтернативную возможность проведения обеда или завтрака.
При официальном или рабочем визите главы государства местом организации обеда (или завтрака) становится уже не Георгиевский зал, а Грановитая палата или Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца. Протокольные мероприятия в честь главы правительства устраиваются в Доме приемов на Воробьевых горах или в Доме Правительства, в честь министров иностранных дел - в представительском особняке МИД на Спиридоновке.
При проведении протокольных мероприятий предусматривается обмен речами или краткими тостами.
Состав участников с российской стороны определяется программой визита. На официальное протокольное мероприятие приглашаются, как правило, официальные лица, принимающие участие в переговорах или беседах, а также имеющие прямое отношение к приему гостя. Если гость прибыл с супругой, то основные участники протокольного мероприятия с российской стороны приглашаются с супругами. Рассадка за столами производится в соответствии с протокольным старшинством участников обеда (завтрака). Программой государственного визита после официального торжественного приема или в его ходе может быть предусмотрено проведение концерта мастеров искусств.
В случае пожелания со стороны высокого гостя в программу визита может быть включено посещение театра или какого-либо другого зрелищного мероприятия. В случае официального посещения театра главой государства во время государственного или официального визита предусматриваются соответствующие протокольные почести. В ложе вместе с гостем находится Президент Российской Федерации или его представитель. По обеим сторонам ложи вывешиваются государственные флаги страны гостя и Российской Федерации, перед началом представления исполняются государственные гимны двух стран. После окончания представления на сцену выносятся две корзины цветов с визитными карточками гостя и Президента России. При неофициальном посещении театра, гостя сопровождают представители российской стороны, уровень и персональный состав которых определяется программой визита. Государственные флаги не вывешиваются, гимны не исполняются.
В соответствии с установленными Государственным протоколом Российской Федерации правилами, пребывание иностранной делегации в Москве при государственном визите не должно превышать, как правило, трех-четырех дней, а при официальном визите - двух-трех дней. В случае пожелания со стороны гостя программой визита может предусматриваться поездка по стране, но без повторного заезда в Москву (за исключением возможной технической остановки).
При государственном визите главы государства и при официальных визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел протокольной практикой предусматривается вручение гостю и сопровождающим лицам памятных подарков. В мировой протокольной практике традиционному обмену подарками между главами иностранных делегаций и руководством принимающей стороны всегда уделялось особое внимание. По установившемуся с давних времен ритуалу иностранная делегация высокого уровня никогда не приезжала в гости с пустыми руками. Принимающая сторона в свою очередь всегда отвечала взаимностью. Однако с течением времени характер подарков, и их стоимость претерпели существенные изменения. В вопросе обмена официальными подарками в ходе межгосударственного общения особенно наглядно проявила себя тенденция демократизации протокольных норм в последние десятилетия XX века.
Вопросу о подарках высшим должностным лицам иностранных государств в советский период придавалось особое политическое значение. В качестве так называемых «сувениров» главам дружественных государств и идейным союзникам преподносились самолеты, автомашины представительского класса, прогулочные яхты и катера, новейшие образцы современной сельскохозяйственной техники, собольи меха, усыпанное бриллиантами и редкими драгоценными камнями именное оружие, а зачастую и предметы искусства, являющиеся национальным достоянием - полотна великих русских художников из собраний Третьяковской галереи и Русского музея.
В последние годы подход к этому вопросу в корне изменился. В своем большинстве подарки начинают приобретать действительно сувенирный характер. Россия учла опыт протокольной практики большинства стран, где введены жесткие стоимостные ограничения на вручаемые и получаемые подарки (в Великобритании - 140 фунтов стерлингов, в США - 250 долларов). Наиболее ценные из них передаются на государственное хранение. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене подарками в ходе визитов на высшем уровне обязательно становится предметом специального обсуждения и предварительной договоренности сторон.
Наряду с демократизацией протокольных норм, в последние годы достаточно четко проявляется и тенденция сокращения расходов при проведении визитов на высоком уровне. Между странами Европейского сообщества зафиксирована специальная договоренность по всем вопросам, связанным с размещением делегаций, их обслуживанием, обеспечением транспортом, связью, а также по ряду других компонентов при осуществлении взаимных визитов. Российская сторона при приеме делегаций на высшем уровне не берет на себя расходы по размещению, если высокий гость отказывается от предложенной ему резиденции.
Кроме того, существенно ограничивается число сопровождающих лиц, принимаемых за счет российской стороны. Сейчас практически не предоставляются спецсамолеты для доставки иностранных делегаций в Россию и возвращения на родину. При визитах проездом и частных (неофициальных) визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел все расходы, связанные с их пребыванием в России, полностью несет сторона гостя.
В отличие от государственного или официального визита, рабочие визиты глав государств, глав правительств и министров иностранных дел носят сугубо деловой характер. Церемониальная сторона в ходе таких визитов сводится к минимуму. В программе пребывания гостя основное место отводится переговорам и другим вопросам, связанным с политическим содержанием визита. Такие мероприятия как воинская церемония при встрече в аэропорту, возложение венка, поездка по стране не предусматриваются. Продолжительность рабочего визита обычно не превышает одного- двух дней.
В последние годы в российскую протокольную практику широко вошла новая форма общения президента России с главами зарубежных государств, которая не нашла пока отражения в основных положениях государственной протокольной практики. Это - неформальные встречи лидеров двух стран или, как их еще называют, «встречи без галстуков». Для таких встреч характерна непринужденная, раскованная атмосфера проведения, свободная от большинства протокольных формальностей и создающая благоприятные условия для откровенного доверительного диалога по всем, в том числе самым острым вопросам современной международной жизни и двустороннего сотрудничества.
Особую значимость имеют визиты глав правительств и министров иностранных дел в Российскую Федерацию. По своему формату такие визиты подразделяются на официальные, рабочие, визиты проездом и неофициальные (частные) и также регулируются действующей государственной протокольной практикой.
В программе официального визита главы правительства, наряду с церемонией встречи в аэропорту с воинскими почестями, предусматривается, как правило, встреча с Президентом России, официальные переговоры, встречи и беседы, обед (или завтрак) в честь гостя, возложение венка к могиле Неизвестного солдата, а также организация других мероприятий с учетом пожеланий гостя. Возможна также поездка по стране.
Принципиальное решение о приеме в России главы правительства иностранного государства принимается Председателем Совета Министров Российской Федерации, который определяет время своей встречи с гостем, а также утверждает программу визита и порядок его финансирования. Переговоры глав правительств проводятся в здании Правительства Российской Федерации, официальный обед (завтрак), как правило, в Доме приемов на Воробьевых горах.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. № 804 «Об основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации» и «Положением о Службе протокола Администрации Президента Российской Федерации» были разработаны «Основные положения протокольной практики Совета Министров - Правительства Российской Федерации» 1 . Они регулируют проведение всех мероприятий, связанных с приемом иностранных правительственных делегаций на высшем и высоком уровне, а также визитами руководства российского правительства в зарубежные страны и обеспечивают единый подход в осуществлении принятых организационно-протокольных норм. К визитам на высшем уровне в соответствии с установленными правилами относятся визиты глав правительств, равно как и визиты правительственных делегаций, возглавляемые главами правительств.
Визиты заместителей глав правительств, визиты правительственных делегаций, возглавляемых заместителями глав правительств и визиты специальных представителей глав правительств относят к категории визитов на высоком уровне.
Принципиальное решение о приеме министров иностранных дел зарубежных стран принимается Министром иностранных дел Российской Федерации, который также утверждает программу пребывания гостя или делегации. Организационные вопросы и порядок финансирования визита определяются Распоряжением Правительства Российской Федерации на основе соответствующих предложений МИД. Такое распоряжение, как правило, имеет гриф «Для служебного пользования» и официально не публикуется. При официальном визите министра иностранных дел, воинских церемоний с участием роты почетного караула при встрече в аэропорту и при возложении венка не проводится. В программе визита определяется время переговоров, встреч и бесед, порядок проведения обеда (или завтрака) в честь гостя, организация других мероприятий с учетом его пожеланий, а также персональный состав участников. Переговоры, протокольные мероприятия, а также пресс-конференции или краткие встречи с прессой проводятся в представительском особняке МИД на Спиридоновке.
С точки зрения протокола особняком стоит визит Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. По своему характеру, формату и объему проводимых организационно-протокольных мероприятий визит Генерального секретаря ООН приравнивается действующей российской протокольной практикой к официальному визиту главы правительства иностранного государства.
Важное место в работе протокольных служб занимает подготовка зарубежных визитов высших должностных лиц Российской Федерации. Особое место в протоколе занимают визиты Президента Российской Федерации и главы российского Правительства. Организация таких визитов исключительно ответственное и трудоемкое дело, требующее оперативного решения как политических, так и организационно-протокольных вопросов.
Работа по подготовке зарубежных визитов российских руководителей начинается сразу после принятия соответствующего решения и согласования сроков предстоящего визита по дипломатическим каналам. В подготовительной работе задействованы протокол и пресс-служба Президента, Департамент государственного протокола и другие подразделения Министерства иностранных дел, российское посольство в соответствующей стране, а также целый ряд различных служб и ведомств, решающих вопросы безопасности, административные, финансовые, бытовые и иные практические вопросы, от которых зависит успех предстоящей встречи руководителей двух государств.
На завершающей стадии подготовительной работы, когда сформулирована политическая задача предстоящего визита, определены его характер, формат- и основные параметры, в страну будущего визита направляется подготовительная группа во главе, как правило, с Руководителем протокола Президента Российской Федерации. Группа прорабатывает ключевые элементы программы и церемониальную сторону визита с учетом протокольной практики, обычаев и традиций принимающего государства. В задачу подготовительной группы входит также предварительный осмотр объектов посещения, предусмотренных программой; обсуждение всех вопросов, связанных с размещением, обслуживанием и транспортным обеспечением официальной делегации, сопровождающих лиц и журналистов; составление документов организационно-протокольного характера, необходимых информационно-справочных материалов и протокольной техники.
Примерно за неделю до начала визита Президента или главы Правительства в страну посещения направляется передовая группа, в состав которой входят ответственные сотрудники протокольных подразделений Администрации Президента и Министерства иностранных дел, службы безопасности, информации, связи, Управления делами. Члены передовой группы на месте отрабатывают вплоть до мельчайших деталей весь комплекс вопросов предстоящего визита: проверяют готовность объектов показа, мест посещения, оценивают условия размещения и обслуживания. Наряду с этим проходят встречи по интересам с представителями принимающей стороны, готовятся персональные списки участников по всем мероприятиям программы, проводится необходимый хронометраж, составляется схема формирования кортежа. Одновременно передовой группой готовится развернутая роспись программы визита, в которой в хронологической последовательности с точностью до минуты описывается каждый шаг российской делегации с момента ее прибытия и до отъезда. В росписи указывается также персональный состав официальных сопровождающих лиц, участвующих в каждом отдельном пункте программы визита.
Дипломатический протокол и его нормы, таким образом, играют исключительно важную роль в рамках международного общения. Идет ли речь о приеме иностранных делегаций различного уровня в своей стране или о зарубежных визитах высших должностных лиц, необходимо строго учитывать целый ряд вопросов, затрагивающих достоинство и престиж государства.
Прием иностранных гостей требует неукоснительного соблюдения правил международной вежливости и этикета. Здесь важно все: церемония встречи и проводов, характер приема и проводимых протокольных мероприятий, уровень участия в них принимающей стороны, предоставляемая гостю резиденция и многое Другое.
Работа по приему зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне накладывает исключительную ответственность на каждого служащего, кто участвует в подготовке и проведении визитов глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Она требует глубокого знания дела, широкого политического и культурного кругозора, максимальной оперативности и четкости, творческого подхода, умения быстро и правильно ориентироваться при возникновении неожиданных ситуаций и самых различных проблем.
В дипломатическом протоколе мелочей нет. Чем детальнее все заранее предусмотрено, тем легче работать в ходе визита. При подготовке визитов иностранных делегаций на высшем уровне, исключительно важное значение имеет продуманная организационная сторона этой работы, детальная схема распределения обязанностей, предусматривающая все аспекты практической реализации подготовленной программы и персональную расстановку сил сотрудников всех подразделений министерства и его загранучреждений.
При этом каждый служащий аппарата несет личную ответственность за порученный участок. Такой подход позволяет избежать авральной работы, обеспечивает четкое и слаженное взаимодействие всех звеньев и сотрудников, представляющих различные министерства и ведомства, обеспечивающих подготовку и проведение визита высокого гостя.
Подобная схема подготовки визита на высшем уровне должна включать детально прописанные элементы всех мероприятий осуществляемых в ходе визита: подготовка проекта распоряжения по визиту и проекта программы; составление списков участников; переводческое обеспечение; своевременная проверка и заказ необходимых атрибутов - государственных флагов страны гостя, нот гимна, приветственных транспарантов и лент к венкам, составление схем встречи, проводов, церемонии возложения венка, транспортное обеспечение, подготовка предложений о подарках и сувенирах и необходимой протокольной техники.
Отдельно должна быть подготовлена схема проведения протокольных мероприятий, которая предусматривает такие элементы как персональное оповещение участников с указанием места и времени, заблаговременное уточнение списков и рассылка приглашений, составление схем рассадки, подготовка необходимой протокольной техники (посадочные и кувертные карточки, карточки «Ваше место за столом», именные карточки с указанием титула и должности для церемонии представления).
На первый взгляд может показаться, что такой подход к вопросам подготовки и проведения визитов является чрезмерно заорганизованным, но, как известно, сложности и опасности прячутся в деталях. История протокола полна примеров того, когда из-за пренебрежения той или иной незначительной, на первый взгляд, деталью при подготовке мероприятия может сойти на нет вся проделанная подготовительная работа, нарушена гармония встречи, что в конечном итоге сказывается на атмосфере переговоров и их результатах. Протокол - это не просто свод выработанных веками норм международной вежливости и церемониальных правил, но и важнейший политический инструмент дипломатии.
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
О протокольной практике Республики Башкортостан
(с изменениями на 5 сентября 2011 года)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента РБ от 2 апреля 2007 года №УП-135
Указом Президента РБ
Указом Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288
Указом Президента РБ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В целях дальнейшего развития и совершенствования протокольной практики Республики Башкортостан, содействия развитию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан:
1. Установить, что:
протокольная практика Республики Башкортостан применяется при подготовке и проведении официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан (далее - официальные мероприятия); (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)
протокольная практика Республики Башкортостан основывается на международных договорах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Башкортостан, общих принципах и нормах международного протокола, основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации, опыте проведения органами государственной власти Республики Башкортостан официальных мероприятий, в том числе в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан; (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)
республиканским органом исполнительной власти, координирующим деятельность в сфере протокольного сопровождения официальных мероприятий, является Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан;
совокупность протокольных мероприятий, церемония их проведения и уровень участвующих в них лиц определяются в соответствии с характером международного, внешнеэкономического и межрегионального мероприятия и протокольной практикой участвующих в нем сторон.
2. Утвердить прилагаемое протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 25 мая 2010 года №УП-288)
3. Органам государственной власти Республики Башкортостан осуществлять официальные мероприятия в соответствии с протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Башкортостан при осуществлении официальных мероприятий руководствоваться протокольной практикой Республики Башкортостан. (в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)
Президент
Республики Башкортостан
М.Рахимов
Приложение. Протокольное старшинство должностных лиц Республики Башкортостан применительно к проведению официальных мероприятий, в том числе в рамках международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Башкортостан
Приложение
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 16 июня 2006 г. N УП-270
(в ред. Указа Президента РБ от 3 декабря 2009 года №УП-690)
1. Президент Республики Башкортостан
2. Председатель Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
3. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан
4. Руководитель Администрации Президента Республики Башкортостан
5. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан
6. Государственный советник при Президенте Республики Башкортостан
7. Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан
8. Заместитель Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
9. Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан
10. Заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан
11. Полномочный представитель Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации (в ред. Указа Президента РБ от 05 сентября 2011 года №УП-450)
12. Председатель Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан
13. Председатель постоянного комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
14. Руководитель Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
15. Руководитель Аппарата Правительства Республики Башкортостан - министр Республики Башкортостан
16. Министр Республики Башкортостан
17. Председатель государственного комитета Республики Башкортостан
18. Председатель Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг
19. Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан
20. Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан
21. Секретарь Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан
22. Заместитель председателя постоянного комитета Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
23. Судья-секретарь Конституционного Суда Республики Башкортостан
24. Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан
25. Уполномоченный по правам человека в Республике Башкортостан
26. Заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан
27. Глава Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
28. Начальник управления Администрации Президента Республики Башкортостан
29. Заведующий пресс-службой Администрации Президента Республики Башкортостан
30. Помощник Президента Республики Башкортостан
31. Глава администрации муниципального района (городского округа) Республики Башкортостан
32. Председатель представительного органа муниципального образования
33. Руководитель ведомства Республики Башкортостан
34. Старший референт, референт Администрации Президента Республики Башкортостан
35. Руководитель Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан
36. Первый заместитель Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации
37. Первый заместитель министра Республики Башкортостан
38. Первый заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан
39. Заместитель Полномочного представителя Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации
40. Представители Республики Башкортостан в субъектах Российской Федерации и за рубежом
41. Заместитель министра Республики Башкортостан
42. Заместитель председателя государственного комитета Республики Башкортостан
43. Председатель Совета по делам религий при Правительстве Республики Башкортостан
44. Заместитель руководителя Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
45. Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Республики Башкортостан
46. Заместитель руководителя Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан
47. Заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан
48. Заместитель начальника управления Администрации Президента Республики Башкортостан
49. Заведующий отделом Администрации Президента Республики Башкортостан
50. Заведующий отделом Секретариата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
51. Заведующий отделом Аппарата Правительства Республики Башкортостан
52. Заведующий отделом Секретариата Конституционного Суда Республики Башкортостан
53. Помощники Руководителя Администрации Президента Республики Башкортостан, Секретаря межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан, помощники и советники Председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, помощники Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, помощники Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан
54. Управляющий делами Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации
55. Начальник отдела Полномочного представительства Республики Башкортостан при Президенте Российской Федерации
56. Начальник управления министерства (государственного комитета) Республики Башкортостан
57. Заведующий отделом центрального аппарата Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан
58. Помощники министров Республики Башкортостан, председателей государственных комитетов Республики Башкортостан, судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, глав администраций муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан
59. Лица, замещающие государственные должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан
Примечания:
1. При равенстве должностей приоритет имеют члены Президиума Правительства Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, должностные лица, курирующие вопросы в соответствии со спецификой мероприятия. Также протокольное старшинство определяется исходя из наличия:
государственных наград,
классного чина,
стажа работы и т.д.
В иных случаях должностные лица располагаются пофамильно в алфавитном порядке.
2. Супруга (супруг) имеет протокольное старшинство мужа (жены).
3. Протокольное старшинство духовных лиц, руководителей республиканских общественных организаций и объединений, видных общественных деятелей, представителей деловых кругов, деятелей науки и культуры, отдельных лиц, приглашенных на мероприятие, определяется исходя из его специфики.
4. Протокольное старшинство должностных лиц федеральных органов государственной власти определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" , с протокольным старшинством, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 2004 года N 1183 "Об Основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации", а также с учетом специфики проводимого мероприятия.
Протокол по самой своей природе иерархичен. Любая государственная церемония или дипломатический раут связаны с необходимостью соблюдения определенного протокольного порядка или, другими словами, протокольного старшинства, которое есть у каждого государства и прописывается в законодательстве.
Приглашенным на государственный акт или официальное мероприятие главам дипломатических представительств предоставляется в соответствии с этим принципом приоритетное почетное место в непосредственной близости от главы государства или правительства, если они участвуют в этой церемонии.
Вопрос о том, кто занимает более высокое положение, имеет первостепенное значение для протокольной службы любого государства. В советские времена эта проблема стояла особенно остро, поскольку какого-либо официального норматива, с одной стороны, здесь не существовало, а с другой - при проведении любого мероприятия всегда приходилось учитывать особую иерархию партийной номенклатуры.
Иностранные послы, будучи в соответствии с международным правом, представителями главы своего государства, всегда ревностно относились к вопросам протокольного старшинства и весьма болезненно реагировали на все случаи, когда считали, что их права в какой-то степени ущемлены. Поскольку никакого официального документа о протокольном старшинстве при проведении мероприятий с участием высших должностных лиц не существовало, от дипкорпуса постоянно поступали запросы о порядке старшинства членов правительства и ответственных работников НКИД.
Из устных разъяснений, которые давал на этот счет шеф протокола, протокольное старшинство применительно к международной деятельности выглядело в первые годы после революции следующим образом: Председатель ЦИК, Председатель Совнаркома, Народный комиссар по иностранным делам, прочие наркомы, секретарь ЦИК, зам. Наркоминдел СССР, наркомы РСФСР, другие замнаркомы СССР, члены коллегии наркоматов СССР, члены Реввоенсовета, замнаркомы РСФСР. Среди заведующих отделами Наркоминдела приоритет отдавался зав.политическим отделом, зав. делами данной страны, зав. протокольным отделом, а для остальных руководителей протокольное старшинство определялось длительностью пребывания в соответствующей должности.
Вопрос о протокольном старшинстве, о месте иностранных послов и посланников в церемониальном плане стоял достаточно остро, и до конца 30-х годов здесь возникали постоянные трения между протоколом Наркоминдела и дипкорпусом из-за амбиций ряда глав миссий. Дуайен дипкорпуса германский посол граф Ранцау в 1927 году, ссылаясь на 300-летнюю практику, отстаивал, в частности, точку зрения, что “послы в силу своего исключительного положения” обязаны наносить первые визиты лишь главе государства, главе правительства и руководителю иностранного ведомства, а остальные “даже самые важные сановники страны, включая министров”, должны, мол, первыми наносить визит послам. Такой же принцип, считал он, должен быть положен и в основу рассадки на протокольных мероприятиях. Однако при этом дипкорпус в Москве не всегда учитывал другое правило, закрепленное в протокольной практике, в соответствии с которым, исходя из принципа международной вежливости, послы добровольно уступают свое место главе правительства, министру иностранных дел, а в ряде случаев и другим высшим должностным лицам страны своего пребывания.
В этом отношении представляет интерес прецедент во время поездки наркома Чичерина в Берлин. Протокольный отдел германского МИД в связи с обедом у министра Штреземана в неофициальном порядке запросил советского посла Крестинского, не согласится ли он “уступить свое место наркому и сидеть не справа, а слева от хозяйки”, поскольку имеет право на место перед Министром иностранных дел”.
Тем не менее разный подход к этой норме международной вежливости со стороны глав иностранных миссий в Москве в 30-е годы стал причиной протокольного конфликта. Тот же Крестинский пять лет спустя, возвратившийся к этому времени в Москву и занявший пост заместителя Наркоминдела, оказался “протокольной жертвой” амбициозных представителей московского дипкорпуса. В 1932 году на обеде в британском посольстве ему было предоставлено место за столом только после четырех послов.
Аналогичные казусы возникали не только с послами, но и с иностранными посланниками. В ряде случаев они заявляли протест, если члены коллегии НКИД занимали по сравнению с ними более высокое место, мотивируя это тем, что члены Коллегии представляют только “одно ведомство”, в то время как посланники - свое правительство. Так называемая обеденная проблема к середине 30-х годов приобрела такую остроту, что шеф протокола НКИД поставил перед дуайеном вопрос о ненормальности сложившегося положения с точки зрения норм международной вежливости, когда официальных представителей НКИД в иностранных представительствах в буквальном смысле слова “загоняют в конец стола”.
В этой связи зав. протоколом обратился к дуайену с просьбой не приглашать его на обеды, устраиваемые в иностранных миссиях, “на которых представителю НКИД не может быть предоставлено удовлетворительное место, ибо нынешнее отношение дипкорпуса ставит меня, как шефа протокола, в определенно неудобное положение”.
Отстаивая престиж ведомства иностранных дел и достоинство его руководящих сотрудников, зав. протоколом НКИД обосновывал свой демарш тем, что в столь деликатной проблеме необходимо руководствоваться в первую очередь нормами международной вежливости, а не чисто формальным подходом. “Правила куртуазии” исходят из общепринятого принципа различного отношения к вопросу старшинства между лицами, занимающими одно и то же положение (соответственно дипломатический ранг) при проведении протокольных мероприятий в “своем доме” и в “чужом доме”. “С точки зрения общепринятой практики в иностранных домах при равенстве чинов представителей местного правительства садят во всяком случае выше иностранных, напротив, в местных домах лучшие места предоставляются иностранным дипломатам. В обоих случаях исходят из принципа куртуазии”.
Эту точку зрения отстаивал и признанный авторитет в области протокола Ф.Ф.Молочков, который дважды возглавлял протокольный отдел Министерства иностранных дел. Со ссылкой на автора книги “Дипломатический протокол” Ж. Серре, он в одной из своих работ приводит примеры из протокольной практики Франции и Германии, подтверждающие правомерность именно такого подхода к проблеме старшинства в протокольной практике.
С первых шагов на международной арене НКИД СССР весьма щепетильно относился ко всем вопросам, связанным с соблюдением протокольного старшинства в отношении советских дипломатических представителей за рубежом. Так, например, в феврале 1924 года внимание советского полпреда в Италии было обращено на необходимость строгого соблюдения протокольного правила, в соответствии с которым “послы делают визиты послам, но не посланникам, ожидая визитов последних. Если Вы первыми сделаете им визиты, Вы этим самым до известной степени уменьшите свой ранг в глазах Ваших коллег и Мининдела”.
В ноябре 1933 года в связи с установлением дипломатических отношений с США советским полпредам в Англии, Франции, Германии и Польше было направлено указание завязать контакты с американскими представителями, содержавшие одновременно и практический совет, касающийся соблюдения норм протокола: “Рекомендуем нанесение первого визита разрешать в зависимости от старшинства, а именно, нашим Полпредам и Поверенным в делах надлежит сделать первый визит в тех случаях, когда они младше американца. В противном случае должны ожидать его визита. Если бы, однако, со стороны представителя САСШ такого визита не последовало, целесообразно в зависимости от обстановки дать ему в деликатной форме намек о своевременности подобного визита”.
Таким образом, в отношении одного из важнейших принципов протокола, - теории протокольного старшинства - протокольная практика советского государства с самого начала строилась на основе неукоснительного и строгого соблюдения этой общепризнанной международной норм.
ПРОТОКОЛЬНОЕ СТАРШИНСТВО РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(согласно указам Президента РФ от 12.11.2008 № 1600
и от 06.08.2011 № 1056)
1. Президент РФ
2. Вновь избранный и не вступивший в должность Президент РФ
3. Председатель Правительства РФ
4. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ
5. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ
6. Лица, занимавшие должность Президента РФ
7. Председатель Конституционного Суда РФ
8. Председатель Верховного Суда РФ
9. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ
10. Генеральный прокурор РФ
11. Патриарх Московский и всея Руси
12. Руководитель Администрации Президента РФ
13. Секретарь Совета Безопасности РФ
14. Первые заместители Председателя Правительства РФ, первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ
15. Заместители Председателя Правительства РФ, Заместители Руководителя Администрации Президента РФ
16. Лица, занимавшие должность Председателя Правительства РФ
17. Первый заместитель Председателя СФ ФС РФ, Первый заместитель Председателя ГД ФС РФ
18. Заместители Председателя СФ ФС РФ, заместители Председателя ГД ФС РФ
19. Помощники Президента РФ, помощники Президента РФ – начальники управлений Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ
20. Федеральные министры*
21. Председатель Центральной избирательной комиссии РФ
22. Председатель Счетной палаты РФ
23. Председатель Центрального банка РФ
24. Президент Российской академии наук
25. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах
26. Руководители федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ
26 .1 Председатель Следственного комитета РФ
27. Руководители фракций в ГД ФС РФ, председатели комитетов и комиссий палат ФС РФ
28. Высшие должностные лица субъектов РФ
29. Советники Президента РФ
30. Руководители федеральных служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ
31. Руководители федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам
32. Уполномоченный по правам человека в РФ
32.1 Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
33. Чрезвычайные и полномочные послы РФ в иностранных государствах, постоянные представители РФ при международных организациях*
34. Члены СФ ФС РФ, депутаты ГД ФС РФ
35. Постоянные члены Священного синода Русской православной церкви, руководители других конфессий – члены Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ
36. Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ, кавалеры орденов Св.ап.Андрея Первозванного, Св.Георгия, лица, удостоенные звания Героя РФ, кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве
37. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, первый заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ, первые заместители Председателя Центрального банка РФ
38. Заместители Председателя Верховного Суда РФ, заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместители Генерального прокурора РФ, заместители Председателя Центрального банка РФ, заместитель Председателя Счетной палаты РФ
39. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ
40. Лица, занимающие высшие должности федеральной государственной службы, председатели совещательных и консультативных органов при Президенте РФ
41. Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
42. Аудиторы Счетной палаты РФ
43. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, не занимающие должностей, указанных в настоящем Протокольном старшинстве
ПРИМЕЧАНИЕ:
* Министр иностранных дел Российской Федерации применительно к мероприятиям, относящимся
к международным контактам, занимает позицию после пункта 12
* Чрезвычайные и полномочные послы РФ в иностранных государствах, постоянные представители РФ
при международных организациях применительно к мероприятиям, относящимся к международным контактам, занимают позицию после пункта 19
1. Понятие и принципы дипломатического старшинства.
2. Государственное служебное и протокольное старшинство в Республике Беларусь и других государствах.
3. Церковное старшинство
Старшинство дипломатическое
Одно из основных правил дипломатического протокола
Соблюдается в отношении:
Коллективного старшинства дипломатического корпуса на публичных мероприятиях
Старшинства между главами дипломатических представительств
Старшинства между дипломатическими представителями и официальными лицами страны пребывания
Старшинства дипломатов в дипломатическом представительстве
Старшинство
В дипломатической и консульской практике старшинство определяется классом представителей и датой их вступления в должность (для послов - датой вручения верительных грамот), а также занимаемой должностью.
Личные дипломатические или служебные ранги и звания не учитываются.
Правило старшинства соблюдается:
при рассадке членов дипломатического и консульского корпуса
при участии в официальных мероприятиях.
Важность соблюдения принципа старшинства
Исключается какая-либо субъективность и тем самым возможность нанесения вольно или невольно обиды официальному представителю государства.
Протокольная практика различных стран несколько отличается, поэтому в спорных случаях лучше обратиться за разъяснениями в Протокольный отдел ведомства иностранных дел.
Дипломатические классы
Сложившиеся в дипломатической практике и получившие закрепление в международном праве наименования дипломатических представителей, соответствующие уровню возглавляемых ими дипломатических представительств и определяющие их положение среди дипломатических представителей в стране пребывания.
Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 главы представительств подразделяются на 3 класса
послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;
поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.
Венская конвенция предусматривает, что иначе как в отношении старшинства и этикета не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу.
Дипломатические классы
В соответствии с Конвенцией класс, к которому должны принадлежать главы представительств, определяется по соглашению между государствами.
Порядок, соблюдаемый в каждом государстве при приеме глав представительств, должен быть одинаков в отношении каждого класса.
Как правило, государства обмениваются дипломатическими представителями одного и того же класса.
Дипломатические ранги
особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу внешнеполитического ведомства и дипломатических пре5дставительств за границей.
Определяется внутренним законодательством государства
Ранги: атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, посланника и посла, причем служебные звания дипломатов, как правило, соответствуют их должностям, которые носят аналогичные наименования.
Государственное протокольное старшинство
Определяется занимаемой должностью в органах власти и государственного управления
Государственное протокольное старшинство в Республике Беларусь: правовая основа
Конституция Республики Беларусь
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 июня 2003 г. N 204-З «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» (в ред. Законов Республики Беларусь от 29.06.2004 N 304-З, от 16.05.2006 N 111-З)
Государственная должность
должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Классы государственных служащих в Республике Беларусь
высший класс
12 классов, из которых 12-й класс является низшим
Высший класс государственного служащего соответствует должностям:
Премьер-министра,
Председателя Совета Республики Национального собрания,
Председателя Палаты представителей Национального собрания,
Главы Администрации Президента,
Государственного секретаря Совета Безопасности,
Председателя Комитета государственного контроля
Председателя Правления Национального банка
Управляющего делами Президента,
Заместителей указанных должностей
Председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов
Высший класс государственного служащего может быть присвоен Министрам Республики Беларусь в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.
Президентом Республики Беларусь - в отношении руководящих работников республиканских органов государственного управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом Республики Беларусь
Присвоение классов осуществляется:
Премьер-министром Республики Беларусь - в отношении государственных служащих республиканских органов государственного управления, назначаемых Правительством Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь;
Присвоение классов осуществляется:
Председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов - в отношении председателей городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.
Присвоение классов иным государственным служащим осуществляется на основании заявления государственного служащего или представления его руководителя комиссией по присвоению классов соответствующего государственного органа.
Классы, должности, ранги
Соотнесение классов государственных служащих и государственных должностей устанавливается Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
Дипломатические ранги Республики Беларусь
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 19.12.2001 N 759)
Дипломатическим работникам с учетом занимаемых должностей, присваиваются следующие дипломатические ранги:
третий секретарь
второй секретарь второго класса
второй секретарь первого класса
первый секретарь второго класса
первый секретарь первого класса
советник второго класса
советник первого класса
Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса
Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Присвоение дипломатических рангов
Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника первого класса, Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса присваиваются Президентом Республики Беларусь и являются пожизненными.
Иные дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел на основании рекомендаций комиссии МИД по служебной аттестации, присвоению дипломатических рангов и классов служащих государственного аппарата и при выходе дипломатических работников в отставку или на пенсию сохраняются за ними пожизненно.
Ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла: должности
Министр иностранных дел
Первый заместитель Министра иностранных дел
Заместитель Министра иностранных дел
Посол по особым поручениям
Постоянный представитель при международной организации
Ранг: Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса: должности
Начальник общего секретариата Министерства иностранных дел
Начальник управления или самостоятельного отдела
Министерства иностранных дел
Посланник
Поверенный в делах
Советник-посланник
Заместитель постоянного представителя при международной организации
Протокольное старшинство в РФ
Президент
Председатель Правительства
Председатели палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы)
Председатель Конституционного суда
Председатель Высшего арбитражного суда
Председатель Верховного суда
Генеральный прокурор
Президенты (высшие государственные должностные лица) республик в составе РФ
Первые заместители Председателя Правительства
Руководитель администрации Президента
Первый Помощник Президента
Протокольное старшинство в США
Президент
Вице-президент
Губернатор (если мероприятие проводится на территории его штата)
Спикер Палаты представителей
Председатель Верховного суда
Бывшие президенты США
Государственный секретарь
Чрезвычайные и Полномочные послы иностранных государств в США
Вдовы экс-президентов
Министры и Чрезвычайные посланники, аккредитованные в США
Члены Верховного суда, отставные члены Верховного суда
Члены Кабинета Министров
Протокольное старшинство в Великобритании
Король (королева)
Наследник престола
Младшие сыновья монарха
Внуки, братья, дяди, племянники, двоюродные деды монарха
Архиепископ Кентерберийский
Лорд Верховный канцлер
Архиепископ Йоркский
Премьер-министр
Первый лорд казначейства
Лорд Председатель Совета
Спикер палаты общин
Иерархия в православной церкви
Класс |
Должность |
Сан (белое духовенств) |
Титул |
патриарх |
патриарх |
Ваше Святейшество |
|
Архиепископ, митрополит |
Ваше Высокопреосвященство |
||
управляющий |
Викарий, епископ |
Владыко, Ваше Преосвященство |
|
Пресвитер |
благочинный |
Пресвитер, протопресвитер |
Отец (имя) |
Пресвитер |
Настоятель (приход) |
Иерей, протоиерей |
Отец (имя) |
Иерархия в Католической церкви
Класс |
Должность |
Сан (белое духовенств) |
Титул |
Священник |
Папа Римский |
Папа Римский |
Ваше Святейшество, Святой отец |
Священник |
Митрополит, кардинал |
Ваше Высокопреосвященство |
|
Священник |
Архиепископ |
Архиепископ |
Ваша Эминенция |
Священник |
Ординарий |
Ваша Экселенция |
|
Священник |
Прелат, инфулат, каноник, капитул |
В одном из первых указов Президента России, касающегося формирования российского внешнеполитического ведомства, была поставлена задача создания Службы Государственного протокола, обеспечивающей единую протокольную практику в Российской Федерации. В соответствии с этим Указом была проделана большая работа по разработке протокольных норм новой России, которые должны единообразно применяться на всей территории Российской Федерации. В начале 1992 г. протокольное подразделение при Президенте было реорганизовано в Службу протокола Администрации Президента, которая в 1995 г. была преобразована в Управление протокола Президента Российской Федерации. В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола, созданы в аппарате Правительства России, в ряде центральных органов федеральной власти, а также в администрациях субъектов Российской Федерации. 27 июля 1992 г. утверждено «Положение об организационно-протокольном обеспечении международных контактов Российского руководства». Вслед за этим были разработаны соответствующие нормативные документы, определяющие единую практику приема в Российской Федерации глав государств, глав правительств и министров иностранных дел иностранных государств. Сегодня основные положения российской протокольной практики регулируются указами Президента Российской Федерации. Нормы и принципы этих документов определяют проведение ключевых мероприятий, связанных с приемом всех иностранных делегаций высокого уровня, требуют единообразного применения основных положений государственного протокола при проведении визитов государственных и политических деятелей различных стран. Наиболее важное место в ходе любого визита занимает его деловая часть. Партнером по переговорам с главой иностранного государства в соответствии с требованиями протокола всегда является Президент Российской Федерации. Исключения здесь крайне редки и могут быть вызваны лишь причинами форс-мажорного характера. В ходе визита помимо переговоров в составе делегаций могут быть предусмотрены и беседы один на один, а также подписание совместных документов. В программе визита всегда указывается место проведения переговоров, бесед и подписания совместных документов. Для этих целей используются представительский кабинет Кремлевской резиденции Президента России, Екатерининский и Владимирский залы Большого Кремлевского дворца. В последнее время отдельные мероприятия с участием Президента стали проводиться во вновь отреставрированных Александровском и Андреевском залах Большого Кремлевского дворца. Официальные лица, участвующие в переговорах и других мероприятиях делового характера также определяются программой визита. В зависимости от характера и формата того или иного визита протокол достаточно четко определяет уровень сопровождения гостя с российской стороны. При государственном визите главу иностранного государства сопровождают заместитель Председателя Правительства и Министр иностранных дел Российской Федерации. В рамках государственных или официальных визитов глав государств, а также официальных визитов глав правительств и министров иностранных дел зарубежных стран российская протокольная практика предусматривает церемонию возложения венков к могиле Неизвестного солдата. В церемонии возложения венка помимо официальных лиц, определяемых программой, всегда принимает участие Посол России в стране гостя, директор (заместитель директора) Департамента государственного протокола МИД России и военный комендант (заместитель коменданта) Москвы. В зависимости от характера и формата визита разработано несколько сценариев проведения этой церемонии. При государственном или официальном визите главы государства выстраивается почетный караул трех видов вооруженных сил, исполняется государственный гимн страны гостя, рота почетного караула проходит перед гостем торжественным маршем (при официальном визите главы Правительства почетный караул состоит из одного вида вооруженных сил). Важным элементом программы любого визита является официальное протокольное мероприятие (обед или завтрак), устраиваемое в честь высокого гостя принимающей стороной. В ходе государственного визита предусматривается проведение торжественного обеда, который, как правило, устраивается в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. При официальных или рабочих визитах высоких зарубежных гостей протокольная практика предусматривает альтернативную возможность проведения обеда или завтрака. При официальном или рабочем визите главы государства местом организации обеда (или завтрака) становится уже не Георгиевский зал, а Грановитая палата или Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца. Протокольные мероприятия в честь главы правительства устраиваются в Доме приемов на Воробьевых горах или в Доме Правительства, в честь министров иностранных дел - в представительском особняке МИД на Спиридоновке. При проведении протокольных мероприятий предусматривается обмен речами или краткими тостами. Состав участников с российской стороны определяется программой визита. На официальное протокольное мероприятие приглашаются, как правило, официальные лица, принимающие участие в переговорах или беседах, а также имеющие прямое отношение к приему гостя. Если гость прибыл с супругой, то основные участники протокольного мероприятия с российской стороны приглашаются с супругами. Рассадка за столами производится в соответствии с протокольным старшинством участников обеда (завтрака). Программой государственного визита после официального торжественного приема или в его ходе может быть предусмотрено проведение концерта мастеров искусств. В случае пожелания со стороны высокого гостя в программу визита может быть включено посещение театра или какого-либо другого зрелищного мероприятия. В случае официального посещения театра главой государства во время государственного или официального визита предусматриваются соответствующие протокольные почести. В ложе вместе с гостем находится Президент Российской Федерации или его представитель. По обеим сторонам ложи вывешиваются государственные флаги страны гостя и Российской Федерации, перед началом представления исполняются государственные гимны двух стран. После окончания представления на сцену выносятся две корзины цветов с визитными карточками гостя и Президента России. При неофициальном посещении театра, гостя сопровождают представители российской стороны, уровень и персональный состав которых определяется программой визита. Государственные флаги не вывешиваются, гимны не исполняются. В соответствии с установленными Государственным протоколом Российской Федерации правилами, пребывание иностранной делегации в Москве при государственном визите не должно превышать, как правило, трех-четырех дней, а при официальном визите - двух-трех дней. В случае пожелания со стороны гостя программой визита может предусматриваться поездка по стране, но без повторного заезда в Москву (за исключением возможной технической остановки). При государственном визите главы государства и при официальных визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел протокольной практикой предусматривается вручение гостю и сопровождающим лицам памятных подарков. В мировой протокольной практике традиционному обмену подарками между главами иностранных делегаций и руководством принимающей стороны всегда уделялось особое внимание. По установившемуся с давних времен ритуалу иностранная делегация высокого уровня никогда не приезжала в гости с пустыми руками. Принимающая сторона в свою очередь всегда отвечала взаимностью. Однако с течением времени характер подарков, и их стоимость претерпели существенные изменения. В вопросе обмена официальными подарками в ходе межгосударственного общения особенно наглядно проявила себя тенденция демократизации протокольных норм в последние десятилетия XX века. Вопросу о подарках высшим должностным лицам иностранных государств в советский период придавалось особое политическое значение. В качестве так называемых «сувениров» главам дружественных государств и идейным союзникам преподносились самолеты, автомашины представительского класса, прогулочные яхты и катера, новейшие образцы современной сельскохозяйственной техники, собольи меха, усыпанное бриллиантами и редкими драгоценными камнями именное оружие, а зачастую и предметы искусства, являющиеся национальным достоянием - полотна великих русских художников из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. В последние годы подход к этому вопросу в корне изменился. В своем большинстве подарки начинают приобретать действительно сувенирный характер. Россия учла опыт протокольной практики большинства стран, где введены жесткие стоимостные ограничения на вручаемые и получаемые подарки (в Великобритании - 140 фунтов стерлингов, в США - 250 долларов). Наиболее ценные из них передаются на государственное хранение. В соответствии с общепринятыми протокольными правилами, вопрос об обмене подарками в ходе визитов на высшем уровне обязательно становится предметом специального обсуждения и предварительной договоренности сторон. Наряду с демократизацией протокольных норм, в последние годы достаточно четко проявляется и тенденция сокращения расходов при проведении визитов на высоком уровне. Между странами Европейского сообщества зафиксирована специальная договоренность по всем вопросам, связанным с размещением делегаций, их обслуживанием, обеспечением транспортом, связью, а также по ряду других компонентов при осуществлении взаимных визитов. Российская сторона при приеме делегаций на высшем уровне не берет на себя расходы по размещению, если высокий гость отказывается от предложенной ему резиденции. Кроме того, существенно ограничивается число сопровождающих лиц, принимаемых за счет российской стороны. Сейчас практически не предоставляются спецсамолеты для доставки иностранных делегаций в Россию и возвращения на родину. При визитах проездом и частных (неофициальных) визитах глав государств, глав правительств и министров иностранных дел все расходы, связанные с их пребыванием в России, полностью несет сторона гостя. В отличие от государственного или официального визита, рабочие визиты глав государств, глав правительств и министров иностранных дел носят сугубо деловой характер. Церемониальная сторона в ходе таких визитов сводится к минимуму. В программе пребывания гостя основное место отводится переговорам и другим вопросам, связанным с политическим содержанием визита. Такие мероприятия как воинская церемония при встрече в аэропорту, возложение венка, поездка по стране не предусматриваются. Продолжительность рабочего визита обычно не превышает одного- двух дней. В последние годы в российскую протокольную практику широко вошла новая форма общения президента России с главами зарубежных государств, которая не нашла пока отражения в основных положениях государственной протокольной практики. Это - неформальные встречи лидеров двух стран или, как их еще называют, «встречи без галстуков». Для таких встреч характерна непринужденная, раскованная атмосфера проведения, свободная от большинства протокольных формальностей и создающая благоприятные условия для откровенного доверительного диалога по всем, в том числе самым острым вопросам современной международной жизни и двустороннего сотрудничества. Особую значимость имеют визиты глав правительств и министров иностранных дел в Российскую Федерацию. По своему формату такие визиты подразделяются на официальные, рабочие, визиты проездом и неофициальные (частные) и также регулируются действующей государственной протокольной практикой. В программе официального визита главы правительства, наряду с церемонией встречи в аэропорту с воинскими почестями, предусматривается, как правило, встреча с Президентом России, официальные переговоры, встречи и беседы, обед (или завтрак) в честь гостя, возложение венка к могиле Неизвестного солдата, а также организация других мероприятий с учетом пожеланий гостя. Возможна также поездка по стране. Принципиальное решение о приеме в России главы правительства иностранного государства принимается Председателем Совета Министров Российской Федерации, который определяет время своей встречи с гостем, а также утверждает программу визита и порядок его финансирования. Переговоры глав правительств проводятся в здании Правительства Российской Федерации, официальный обед (завтрак), как правило, в Доме приемов на Воробьевых горах. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. № 804 «Об основных положениях государственной протокольной практики Российской Федерации» и «Положением о Службе протокола Администрации Президента Российской Федерации» были разработаны «Основные положения протокольной практики Совета Министров - Правительства Российской Федерации». Они регулируют проведение всех мероприятий, связанных с приемом иностранных правительственных делегаций на высшем и высоком уровне, а также визитами руководства российского правительства в зарубежные страны и обеспечивают единый подход в осуществлении принятых организационно-протокольных норм. К визитам на высшем уровне в соответствии с установленными правилами относятся визиты глав правительств, равно как и визиты правительственных делегаций, возглавляемые главами правительств. Визиты заместителей глав правительств, визиты правительственных делегаций, возглавляемых заместителями глав правительств и визиты специальных представителей глав правительств относят к категории визитов на высоком уровне. Принципиальное решение о приеме министров иностранных дел зарубежных стран принимается Министром иностранных дел Российской Федерации, который также утверждает программу пребывания гостя или делегации. Организационные вопросы и порядок финансирования визита определяются Распоряжением Правительства Российской Федерации на основе соответствующих предложений МИД. Такое распоряжение, как правило, имеет гриф «Для служебного пользования» и официально не публикуется. При официальном визите министра иностранных дел, воинских церемоний с участием роты почетного караула при встрече в аэропорту и при возложении венка не проводится. В программе визита определяется время переговоров, встреч и бесед, порядок проведения обеда (или завтрака) в честь гостя, организация других мероприятий с учетом его пожеланий, а также персональный состав участников. Переговоры, протокольные мероприятия, а также пресс-конференции или краткие встречи с прессой проводятся в представительском особняке МИД на Спиридоновке. С точки зрения протокола особняком стоит визит Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. По своему характеру, формату и объему проводимых организационно-протокольных мероприятий визит Генерального секретаря ООН приравнивается действующей российской протокольной практикой к официальному визиту главы правительства иностранного государства. Важное место в работе протокольных служб занимает подготовка зарубежных визитов высших должностных лиц Российской Федерации. Особое место в протоколе занимают визиты Президента Российской Федерации и главы российского Правительства. Организация таких визитов исключительно ответственное и трудоемкое дело, требующее оперативного решения как политических, так и организационно-протокольных вопросов. Работа по подготовке зарубежных визитов российских руководителей начинается сразу после принятия соответствующего решения и согласования сроков предстоящего визита по дипломатическим каналам. В подготовительной работе задействованы протокол и пресс-служба Президента, Департамент государственного протокола и другие подразделения Министерства иностранных дел, российское посольство в соответствующей стране, а также целый ряд различных служб и ведомств, решающих вопросы безопасности, административные, финансовые, бытовые и иные практические вопросы, от которых зависит успех предстоящей встречи руководителей двух государств. На завершающей стадии подготовительной работы, когда сформулирована политическая задача предстоящего визита, определены его характер, формат- и основные параметры, в страну будущего визита направляется подготовительная группа во главе, как правило, с Руководителем протокола Президента Российской Федерации. Группа прорабатывает ключевые элементы программы и церемониальную сторону визита с учетом протокольной практики, обычаев и традиций принимающего государства. В задачу подготовительной группы входит также предварительный осмотр объектов посещения, предусмотренных программой; обсуждение всех вопросов, связанных с размещением, обслуживанием и транспортным обеспечением официальной делегации, сопровождающих лиц и журналистов; составление документов организационно-протокольного характера, необходимых информационно-справочных материалов и протокольной техники. Примерно за неделю до начала визита Президента или главы Правительства в страну посещения направляется передовая группа, в состав которой входят ответственные сотрудники протокольных подразделений Администрации Президента и Министерства иностранных дел, службы безопасности, информации, связи, Управления делами. Члены передовой группы на месте отрабатывают вплоть до мельчайших деталей весь комплекс вопросов предстоящего визита: проверяют готовность объектов показа, мест посещения, оценивают условия размещения и обслуживания. Наряду с этим проходят встречи по интересам с представителями принимающей стороны, готовятся персональные списки участников по всем мероприятиям программы, проводится необходимый хронометраж, составляется схема формирования кортежа. Одновременно передовой группой готовится развернутая роспись программы визита, в которой в хронологической последовательности с точностью до минуты описывается каждый шаг российской делегации с момента ее прибытия и до отъезда. В росписи указывается также персональный состав официальных сопровождающих лиц, участвующих в каждом отдельном пункте программы визита. Дипломатический протокол и его нормы, таким образом, играют исключительно важную роль в рамках международного общения. Идет ли речь о приеме иностранных делегаций различного уровня в своей стране или о зарубежных визитах высших должностных лиц, необходимо строго учитывать целый ряд вопросов, затрагивающих достоинство и престиж государства. Прием иностранных гостей требует неукоснительного соблюдения правил международной вежливости и этикета. Здесь важно все: церемония встречи и проводов, характер приема и проводимых протокольных мероприятий, уровень участия в них принимающей стороны, предоставляемая гостю резиденция и многое Другое. Работа по приему зарубежных делегаций на высшем и высоком уровне накладывает исключительную ответственность на каждого служащего, кто участвует в подготовке и проведении визитов глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Она требует глубокого знания дела, широкого политического и культурного кругозора, максимальной оперативности и четкости, творческого подхода, умения быстро и правильно ориентироваться при возникновении неожиданных ситуаций и самых различных проблем. В дипломатическом протоколе мелочей нет. Чем детальнее все заранее предусмотрено, тем легче работать в ходе визита. При подготовке визитов иностранных делегаций на высшем уровне, исключительно важное значение имеет продуманная организационная сторона этой работы, детальная схема распределения обязанностей, предусматривающая все аспекты практической реализации подготовленной программы и персональную расстановку сил сотрудников всех подразделений министерства и его загранучреждений. При этом каждый служащий аппарата несет личную ответственность за порученный участок. Такой подход позволяет избежать авральной работы, обеспечивает четкое и слаженное взаимодействие всех звеньев и сотрудников, представляющих различные министерства и ведомства, обеспечивающих подготовку и проведение визита высокого гостя. Подобная схема подготовки визита на высшем уровне должна включать детально прописанные элементы всех мероприятий осуществляемых в ходе визита: подготовка проекта распоряжения по визиту и проекта программы; составление списков участников; переводческое обеспечение; своевременная проверка и заказ необходимых атрибутов - государственных флагов страны гостя, нот гимна, приветственных транспарантов и лент к венкам, составление схем встречи, проводов, церемонии возложения венка, транспортное обеспечение, подготовка предложений о подарках и сувенирах и необходимой протокольной техники. Отдельно должна быть подготовлена схема проведения протокольных мероприятий, которая предусматривает такие элементы как персональное оповещение участников с указанием места и времени, заблаговременное уточнение списков и рассылка приглашений, составление схем рассадки, подготовка необходимой протокольной техники (посадочные и кувертные карточки, карточки «Ваше место за столом», именные карточки с указанием титула и должности для церемонии представления). На первый взгляд может показаться, что такой подход к вопросам подготовки и проведения визитов является чрезмерно заорганизованным, но, как известно, сложности и опасности прячутся в деталях. История протокола полна примеров того, когда из-за пренебрежения той или иной незначительной, на первый взгляд, деталью при подготовке мероприятия может сойти на нет вся проделанная подготовительная работа, нарушена гармония встречи, что в конечном итоге сказывается на атмосфере переговоров и их результатах. Протокол - это не просто свод выработанных веками норм международной вежливости и церемониальных правил, но и важнейший политический инструмент дипломатии. Контрольные вопросы 1. Что такое «дипломатический протокол»? 2. Что такое «международная вежливость»? 3. Дипломатические приемы и их виды. 5. Основные элементы подготовки визита на высшем уровне. 6. Программа визита, структура и ее основные параметры. 7. Департамент Государственного Протокола: структура, основные задачи и функции. 8. Функциональные обязанности руководителя Департамента Государственного Протокола. Каким качествам должен отвечать сотрудник протокольной службы? Литература 1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. 2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 194-212. 3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. Документы и нормативные акты. М., 1997. С. 213-251. 4. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М., 1999. 5. Вуд Д., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М., 1976. 6. Государственная служба: Культура поведения и деловой этикет /Под ред. Е.В.Охотского. М., 1998. 7. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995. 8. Камбон Ж. Дипломат. М., 1946. 9. Карягин В.В. Дипломатическая жизнь за кулисами и на сцене. М., 1994. 9. Квасов O.K. Государственные визиты на высшем уровне. М., 1998. 10. Ковалев А.Г. Азбука дипломата. М., 1988 11. Колоколов Б.Л. Профессия дипломат. М., 1998. 12. Левин Д.В. Дипломатический иммунитет. М., 1949. 13. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика. М., 1979. 14. Протокол Российской Федерации. М., 2000. 15. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961. 16. Холопова Т.И., Лебедева М.Р. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995. Глава 5.4. Похожая информация. Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Поделиться в Facebook
Читайте также
Наверх
|