История скорой помощи в россии. Городская скорая помощь: основные формы Служба скорой медицинской помощи осуществляет транспортировку

Смежники
    Личные странички Службы
Учреждения
    Больнички Ведомства
  • История 03
  • История Фельдшер.ру Архив новостей
      Официальное Есть мнение Репортажи Сайт Фельдшер.ру
    Партнеры

    История скорой помощи

    8 декабря 1881 г.

    В Венском театре комической оперы случился пожар.

    Это происшествие, принявшее грандиозные размеры (479 человеческих жертв), представляло ужасающее зрелище. Перед театром на снегу лежали сотни обожженных людей, многие из которых получили также различные травмы во время падения. Пострадавшие более суток не могли получить никакой медицинской помощи, при том, что в Вене в то время находилось множество первоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина потрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди, который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказать пострадавшим действенной помощи. На следующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества. Этим обществом были организованы пожарная, лодочная команды и станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал) для оказания срочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своего существования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим.

    В составе бригад работали врачи и студенты медицинского факультета.

    В середине XIX века бурный рост промышленности оказал большое влияние на приток населения в города. Росло число предприятий, жилых домов, на улицах увеличилось движение транспорта. В связи с этим появились многочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Жизнь в самой резкой форме указывала на необходимость службы, способной немедленно оказывать медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функция легла на плечи добровольных пожарных обществ и Общества Красного Креста. Но возможности их были недостаточны. Нужна была самостоятельная служба, способная решить эти задачи.

    Вскоре, в Берлине профессором Ф. Эсмархом была создана Станция скорой медицинской помощи, подобная Венской. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, что за короткий период в ряде городов европейских государств стали возникать подобные станции.

    1897 г.

    Появилась Станция скорой помощи в Варшаве.

    Затем этому примеру последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове, Петербурге и Москве. Венская станция играла роль методического центра.

    28 апреля 1898 г.

    Появление карет скорой помощи на московских улицах.

    До этого времени пострадавших, которые обычно подбирали полицейские, пожарные, а иногда и извозчики, доставляли в приемные покои при полицейских домах. Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия не проводился. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах, что требовало создания карет скорой помощи.

    Были открыты две первых Станции скорой помощи при Сущевском и Сретенском полицейских участках. На каждой станции было по одной карете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежурили как штатные врачи полиции, так и внештатные врачи. Радиус обслуживания ограничивался территорией, находящейся в ведении полицейской части. Дежурство начиналось в 3 часа дня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналу была выделена комната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале, где указывались паспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи был ему, куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. На квартиры выезды были запрещены.

    В первый месяц своей деятельности обе станции подтвердили неотъемлемое право на свое существование. Увидев необходимость такой работы, обер-полицмейстер города приказал расширить территорию обслуживания этими станциями, не дожидаясь открытия новых.

    Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станций превзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что было затрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое место среди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы, в том числе с ушибами и ушибленными ранами - 8 человек, с переломами конечностей - 4, после падения с высоты 6 и т. д. Своим приказом 212 обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным, находящимся в бесчувствии. Остальных же, по его мнению, надлежало доставлять в приемные покои на извозчиках.

    13 июня 1898 г.

    В истории Москвы была первая катастрофа, обслуженная скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упала строящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всем пострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.

    Май 1908 г.

    По предложению профессора Московского университета П.И. Дьякова состоялось учредительное собрание Добровольного общества скорой медицинской помощи с привлечением частного капитала. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.
    Первая мировая война многое изменила в развитии скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы были переориентированы на фронт и станции скорой помощи прекратили свое существование.

    Октябрь 1917 г.

    После октябрьских событий в 1917 г. Москва еще целых два года оставалась без скорой помощи.

    Июль 1919 г.

    На заседании Коллегии врачебно-санитарного отдела Московского Совета рабочих депутатов, проходившем под председательством Н. А. Семашко, было принято следующее постановление: Организовать в Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скорой помощи.

    В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чего должен быть приглашен заведующий Станцией, коему и поручается организация Скорой медицинской помощи, для обслуживания Станции выделить 15 врачей, из коих должны быть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочий персонал.

    15 октября 1919 г.

    Московская станция скорой медицинской помощи начала работать.


    1 января 1923 г.

    Руководство Московского здравоохранения предложило возглавить Станцию скорой медицинской помощи А. С. Пучкову, который проявил себя незаурядным организатором Горэвакопункта во время эпидемии сыпного тифа в годы Гражданской войны.

    Принявший предложение А.С. Пучков был поражен состоянием дел. Находившаяся без руководства Станция являла жалкое зрелище: побитая санитарная автомашина, три небольшие комнатки, канцелярская книга для записи вызовов и два телефона. Скорая, как это и было намечено при ее создании, выезжала только на несчастные случаи. Внезапные заболевания, случившиеся на дому, как бы тяжелы они ни были, оставались необслуженными. Особенно плохо обстояло дело с тяжело заболевшими в ночные часы. А.С. Пучков со свойственной ему энергичностью сразу принялся за дело. Прежде всего были слиты в единое учреждение Центропункт и Станция скорой помощи под одним названием Московская станция скорой медицинской помощи. Была создана особая система отчетности. Разрабатывались книги, бланки вызовов, листы учета работы машин, и, наконец, сопроводительный лист, возвращаемый обратно на Станцию из стационара для контроля диагнозов врачей скорой помощи. Сейчас этим пользуются все станции страны.

    Под руководством А.С.Пучкова Московская Станция скорой помощи постоянно развивалась, создавала дочерние учреждения срочной медицинской помощи (неотложная помощь на дому, неотложная психиатрическая помощь), организовывала эвакопункт. В течение нескольких лет было открыто несколько подстанций, начато строительство новых, но грандиозные планы развития Скорой помощи не сбылись началась Великая Отечественная война. Жизнь Станции потекла по законам военного времени. В результате блестяще организованной работы она оказалась практически подготовленной к внезапно усложнившейся обстановке. А. С. Пучков моментально перевел себя на казарменное положение и уже не уходил с работы. Под его руководством был организован штаб. Сотрудники Станции работали по двое-трое суток беспрерывно. Полностью оправдала себя схема тактических действий при обслуживании массовых случаев поражения. Она оказалась приемлемой и рациональной в условиях противовоздушной обороны. Московская станция была единственной в стране, работавшей в военное время бесперебойно и с тем же числом бригад, что и в мирное время.

    1960 г.

    Для послевоенной деятельности Станции характерны крупные организационные мероприятия. В начале 60-х годов на Скорой помощи по инициативе ее начальника Л. Б. Шапиро были созданы специализированные бригады по оказанию высококвалифицированной помощи при тяжелых формах инфаркта миокарда.

    Одновременно в ряде крупных московских клинических больниц были организованы специальные палаты, куда бригады Скорой помощи доставляли больных, минуя приемные отделения. Это позволило решить вопрос единой тактики ведения больных и преемственности на этапе скорая - стационар. В эти годы расширился контакт с ведущими клиниками Москвы, проводилась совместная научная работа с академиками В. Н. Виноградовым и Н. К. Боголеповым, с профессорами Д. А. Араповым, Б. А. Петровым, С. Г. Моисеевым, П. Л. Сухининым, В. В. Лебедевым. Это был новый этап развития Московской станции скорой медицинской помощи.

    Стала широко развиваться специализированная служба, ставшая прообразом специализированных бригад, появившихся на станциях скорой помощи бывшего СССР. На Московской станции появились новые типы бригад - неврологическая и педиатрическая, функционально базирующиеся в клиниках и научно-исследовательских институтах.


    В последующем произошло объединение Станции скорой медицинской помощи с районными пунктами неотложной помощи, была реорганизована работа оперативного отдела, введены должности старших диспетчеров и старших эвакуаторов. Большое внимание уделялось укреплению диспетчерской службы подстанции. Для большей оперативности в работе были введены должности вторых диспетчеров. В условиях интенсивного роста Станции развивались такие вспомогательные отделы, как отдел связи, технический отдел, служба ремонта. Общее число подстанций достигло сорока. Московская СиНМП превратилась в одно из крупнейших медицинских учреждений бывшего СССР.

    Где впервые появились кареты скорой помощи? Кто их придумал?

    Люди болеют веками, и веками ждут помощи.
    Как ни странно, пословица "Гром не грянет - мужик не перекрестится" относится не только к нашему народу.
    Создание Венского добровольного спасательного общества началось сразу после катастрофического по последствиям пожара в Венском театре комической оперы 8 декабря 1881 года, в котором только погибших было 479 человек. Несмотря на обилие хорошо оснащенных клиник, многие пострадавшие (с ожогами и травмами) больше суток не могли получить медицинской помощи. У истоков Общества стал профессор Яромир Мунди - хирург, ставший свидетелем пожара.
    В составе бригад скорой помощи работали врачи и студенты-медики. А санитарный транспорт тех лет вы видите на фото справа.
    Следующая Станция скорой помощи создана профессором Эсмархом в Берлине (хотя профессора помнят скорее по его кружке - той самой, которая для клизм...:).
    В России создание скорой помощи началось в 1897 году с Варшавы.
    Кстати, желающие могут открыть большое изображение, кликнув по соответствующей картинке (там где оно есть, разумеется:-)
    Естественно, появление автомобиля не могло пройти мимо этой сферы человеческой жизни. Уже на заре автомобилестроения появилась идея использования самобеглых колясок в медицинских целях.
    Впрочем, первые моторизованные "амбулансы" (а появились они, видимо, в Америке) имели... электрическую тягу. С 1 марта 1900 года госпитали Нью-Йорка используют электромобили Скорой помощи.
    По мнению журнала "Автомобили" (№1, январь 2002, фотография датируется журналом 1901 годом), эта карета Скорой помощи - электромобиль Columbia (11 миль/ч, запас хода 25 км), привезший президента США МакКинли (William McKinley) в больницу после покушения.
    К 1906 году таких машин в Нью-Йорке насчитывается шесть штук.


    Впрочем, не всегда нужна спецальная машина, приспособленная для перевозки лежачих больных. В большинстве случаев врач может вполне успешно лечить больных на дому. Только добираться в эпоху всеобщей автомобилизации удобнее и быстрее стало на машине.
    Это, пожалуй, один из наиболее известных в мире автомобилей - OPEL DoktorWagen.
    Проектируя этот автомобиль, фирма сформулировала несколько условий: машина должна быть надежной, скоростной, удобной, неприхотливой в обслуживании и недорогой. Предполагалось, что владельцы - сельские врачи Германии - будут эксплуатировать машину в жестких условиях, круглогодично, не особенно-то вдаваясь в подробности устройства автомобиля.
    Когда машина была выпущена, она стала одним из первых массовых автомобилей OPEL, заложив основы благосостояния всемирно известной фирмы.

    ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ СКОРОЙ

    МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

    (К 110-летию создания скорой помощи в России, краткий очерк истории)

    Белокриницкий В.И.

    МУ «Станция скорой медицинской помощи им. В. Ф. Капиноса», ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» г. Екатеринбург

    ТОРОПИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

    Ф.П. Гааз.

    Начало развития, зачатки, попытки оказания первой помощи относятся к эпохе раннего средневековья. Во времена самой глубокой древности, как порыв милосердия, у людей возникала потребность оказания помощи страждущему. Это стремление существует и поныне. Именно поэтому люди, в которых сохранилось это светлое стремление, идут работать на скорую помощь. Именно поэтому самым массовым видом оказания медицинской помощи больным и пострадавшим является служба скорой медицинской помощи. К самому древнему учреждению, оказывающему первую медицинскую помощь, можно отнести «к с е н д о к и ю». Это странноприимный дом , множество которых было организовано на дорогах для оказания помощи, в том числе и медицинской специально для многочисленных странников. (Отсюда и название).

    С момента возникновения этот вид медицинской помощи претерпевал и до сих пор претерпевает многочисленные изменения, обусловленные желанием оптимизировать условия оказания экстренной помощи, сократив при этом до минимума финансовые затраты. В 1092 году в Англии был создан орден Иоаннитов. В его задачу входило обслуживание больных в госпитале в Иерусалиме и оказание первой помощи паломникам на дорогах.

    В начале XV века, в 1417 году, в Голландии была организована служба для оказания помощи тонущим на многочисленных каналах, которыми изобилует эта страна (по имени создателя она получила название «Фолк», позже сюда присоединились скорая медицинская и скорая техническая помощь).

    Служба скорой медицинской помощи в нашей стране создавалась очень долго, это был длительный процесс, который занял много лет. Ещё в ХV - XVI веках в России также существовали «странноприимные дома», для больных и инвалидов, где они кроме присмотра (призрения) могли получать и медицинскую помощь. Эти дома оказывали помощь странникам, в том числе паломникам, направлявшимся в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам.

    Следующую ступень развития оказания медицинской помощи можно отнести к XVII веку, когда стараниями и на средства боярина, одного из приближенных царя Алексея Михайловича, Ф. М. Ртищева были построены в Москве несколько домов, назначением которых было, в основном, оказание медицинской помощи, а не просто приют для странников. Команда рассыльных, созданная из его дворовых людей, собирала по улицам «больных и калек» и свозила их в своеобразную больницу. Позже эти дома в народе получили название «больницы Фёдора Ртищева». Сопровождая царя во время польской войны, Федор Михайлович объезжал поля сражения и, собирая в свой экипаж раненных, доставлял их в ближайшие города, где обустраивал для них дома. Это было прообразом военных госпиталей. (см. фото).

    Но всё это не было прообразом скорой помощи в нашем понимании, так как еще не было санитарного транспорта. Помощь оказывалась тем больным, которые сами добирались до больницы, либо их доставлял случайный попутный транспорт. Но если все-таки рассматривать эти учреждения, как прообраз скорой помощи, то только как второй ее этап, а именно - госпитальный. После появления «больниц Фёдора Ртищева», появляются и начальные попытки организовать доставку больных в стационар. Выполняли эту работу специально выделенные люди из числа дворовых, которые ездили по Москве и подбирали немощных, пострадавших и больных для «подачи» (термин тех лет) им первой медицинской помощи. В последующие годы организация скорой помощи, а особенно, доставка пострадавших, была тесно связана с работой пожарной и полицейской службы. Так, в 1804 году графом Ф. Р. Ростопчиным была создана специальная пожарная команда, которая вместе с полицейскими доставляла пострадавших от несчастных случаев в приемные покои, имевшиеся при полицейских домах. (см. фото).

    Несколько позже, известный врач-гуманист, Ф. П. Гааз, главный врач московских тюрем, начиная с 1826 года, добивался введения должности «особого врача для наблюдения за организацией попечения о внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи». Представляя данные о скоропостижных смертях в Москве в течение 1825 года, он указывал: «всего – 176, в том числе от апоплексического кровомокротного удара вследствие грудной водяной болезни – 2). Он резонно полагал, «что смерть у многих последовала вследствие несвоевременно поданной им помощи и даже от полного отсутствия ее». Личность этого человека заслуживает того, чтобы рассказать о нем несколько подробнее. (см. фото).

    Фридрих Йозеф Хаас (Федор Петрович Гааз) родился в 1780 году в маленьком немецком городке Бад-Мюнстеррйфель. В Геттингене получил медицинское образование. В Вене познакомился с русским дипломатом князем Репниным, который убедил его переехать в Россию. На своей новой родине вначале руководил организацией медицинской помощи в Москве, а с 1829 года до самой смерти (1853 г.) – главный врач московских тюрем. Познакомившись с земным тюремным адом, Ф. П. Гааз не только не очерствел душой, но проникся огромной жалостью к заключенным и делал все возможное (и невозможное!), чтобы облегчить их страдания. На его средства была реконструирована тюремная больница, он покупал каторжникам лекарства, хлеб, фрукты. За все годы работы в этой должности он только (один раз!), по болезни пропустил проводы этапа арестантов, которым всегда при выходе из тюремных ворот давал свои неизменные, ставшие легендой среди заключенных - булочки. Он приехал в Россию довольно богатым человеком, затем приумножил свое состояние при помощи обширной практики среди зажиточных пациентов. А похоронен был на средства полицейского ведомства, так как после его смерти в нищенской квартире великого Доктора не нашли средств даже на погребение. За гробом католика шла двадцатитысячная толпа православных москвичей. Судьба доктора Гааза трагична. В эпоху «русского Ренессанса», на фоне таких сверкающих личностей, как Н. И. Пирогов, Ф. И. Иноземцев, М.Я. Мудров, и многих других, совершенно затерялась скромная фигура в потертом сюртуке с оттопыренными карманами, в которых всегда лежали либо деньги, либо яблоки для очередного заключенного. Когда Гааз умер, то был очень быстро напрочь забыт…. Память о докторе Газе исчезла значительно быстрее, чем истлели его кости. Есть предание, что, узнав о смерти Святого доктора, во всех тюрьмах России заключенные зажгли свечи ….

    На все просьбы и обоснованные доводы он получал от генерал – губернатора Москвы, князя Д. В. Голицына один и тот же ответ: «затея эта излишняя и бесполезная, так как при каждой полицейской части есть уже положенный по штату лекарь». Только в 1844 году, преодолев сопротивление московских властей, Федор Петрович добился открытия в Москве (в Мало-Казенном переулке на Покровке), в заброшенном, приходящем в ветхость здании «полицейской больницы для бесприютных», которую благодарное простонародье окрестило «Гаазовской». Но не имея своего транспорта и выездного персонала, больница могла оказывать помощь только тем, кто сам мог дойти до больницы или был доставлен случайным попутным транспортом.

    Страшная Ходынская катастрофа 18 мая 1868 года во время коронации Николая II, унесшая жизни почти 2000 человек явилась ярким доказательством отсутствия в России сколь-нибудь стройной системы оказания экстренной медицинской помощи. Скопившаяся на Ходынском поле (площадью приблизительно в один квадратный километр) полумиллионная толпа, никак и никем не регулируемая, по словам товарища прокурора Московского окружного суда А. А. Лопухина, слившаяся в единую массу, медленно покачивалась из стороны в сторону. (Людям было объявлено, что в честь коронации из специально установленных киосков будут выдавать подарки). Плотность была столь велика, что нельзя было выпростать или поднять руку. Многие, желая спасти своих детей, которых взяли с собой, очевидно рассчитывая получить подарки и на них, отправляли их по головам. В толпе уже несколько часов были сотни погибших в результате асфиксии. Когда же были открыты киоски, люди кинулись за подарками, оставляя после себя кучи бесформенных тел. Только ч е р е з 4 часа (!) удалось собрать в городе медицинских работников, но им, по словам того же А. А. Лопухина, не оставалось «делать ничего, кроме, как руководить разводкой тел». Эта катастрофа способствовала созданию скорой помощи в стране, так как наглядно показала, что такой службы в России - нет. Первая станция в России была открыта в 1897 в Варшаве. Затем города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса, Рига (Тогдашняя Россия). Несколько позже открылись станции в городах Харькове, Петербурге и Москве. Спустя два года после Ходынской катастрофы, в 1898 году, в Москве открываются сразу три станции скорой медицинской помощи при Таганском, Лефортовском и Якиманском полицейском домах. (По данным других авторов, первыми были открыты станции при Сущевском и Сретенском полицейских участках). Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи. В ту пору в Москве существовало Дамское благотворительное общество Великой княгини Ольги. Оно покровительствовало приемным отделениям при полицейских участках, больницах и богоугодных заведениях. Среди членов правления общества была почетная потомственная гражданка, купчиха Анна Ивановна Кузнецова, активная участница этого общества. Она содержала на свои средства гинекологическую лечебницу. На необходимость создания скорой помощи А.И. Кузнецова откликнулась с пониманием и выделила необходимую сумму средств. На ее средства при Сущевском и Сретенском полицейском участках 28 апреля 1898 года были открыты первые Станции скорой медицинской помощи. (Эта дата считается днем основания скорой помощи в России. В 1998 году в Москве торжественно было отмечено 100-летие этой даты, а 2008 год, по предложению коллектива станции скорой помощи г. Волгограда и кафедры скорой помощи Волгоградского медицинского университета, считается годом 110-летия этого события).

    При каждой из открытых станций имелась санитарная конная карета, снабженная перевязочным материалом, инструментарием, медикаментами, носилками. Станциями заведовали местные полицейские врачи. В карете находились фельдшер и санитар, а в некоторых случаях и врач. Больного после оказания помощи отправляли в больницу или на квартиру. Дежурили как штатные врачи, так и сверхштатные, в том числе и студенты-медики. (Интересно отметить, что во многих исторических материалах по скорой помощи традиционно отмечается участие студентов-медиков). Радиус обслуживания ограничивался пределами своей полицейской части. Каждый вызов записывался в специальном журнале. Указывались паспортные данные, объем помощи, куда и в какое время был доставлен. Вызов принимался только на улицы. На квартиры выезды были запрещены.

    В связи с малым количеством частных телефонов, полицейская часть заключала соглашение с их владельцами, о предоставлении возможности круглосуточного вызова скорой помощи, вызвать скорую помощь имели право только официальные лица: полицейский, дворник, ночной сторож. Обо всех чрезвычайных происшествиях докладывали старшему врачу полиции. Уже в первые месяцы своей работы, скорая помощь подтвердила свое право на существование. Понимая необходимость новой структуры, обер-полицмейстер приказал расширить радиус обслуживания, не ожидая открытия новых станций. Результаты работы первых месяцев превзошел все ожидания: (с поправкой на те времена и количество населения в городе) – за два месяца было выполнено 82 вызова и сделано 12 перевозок тяжелых больных в стационары. На это было затрачено 64 часа 32 минуты. Первое место среди нуждавшихся в оказании экстренной помощи составили лица в алкогольном опьянении - 27 человек. А 13 июня 1898 года в истории Москвы произошла первая катастрофа, куда была вызвана скорая помощь. На Иерусалимском проезде упала строящаяся каменная стена. Пострадало 9 человек, выезжали обе кареты, пять человек были госпитализированы. В 1899 году в городе открываются еще три станции - при Лефортовском, Таганском и Якиманском полицейских участках. В январе 1900 года при Пречистенском пожарном депо открывается еще одна станция – шестая по счету. Последняя – седьмая станция была открыта в 1902 году, 15 мая.

    Таким образом, в тогдашней Москве, в пределах Камер-Коллежского вала, включая Бутырские улицы, появилось 7 станций скорой помощи, их обслуживали 7 конных карет. Увеличение количества станций, объема работ требовало повышенных затрат, однако финансовые возможности А. И. Кузнецовой не были безграничны. Поэтому кареты с 1899 года стали выезжать только на очень серьезные вызовы, основная работа стала выполняться только фельдшерами и санитарами. В 1900 году обер-полицмейстер обратился к Городской Думе с просьбой взять на содержание города кареты скорой помощи. Вопрос обсуждался предварительно на комиссии «О пользах и нуждах общественных». Было предложено финансировать кареты из городского бюджета, а ремонт производить на средства А. И. Кузнецовой. Значительным событием 1903 года стало появление в городе специальной кареты для перевозки рожениц при родильном приюте братьев Бахрушиных. Москва росла: росло население, транспорт, промышленность. Карет, которыми располагало, полицейское управление уже не хватало.

    С предложением изменить статус скорой помощи выступил губернский врачебный инспектор Владимир Петрович Поморцов. Он предложил выделить скорую помощь из ведомства полиции. Это предложение поддержали другие общественные деятели, однако оно наталкивалось на препятствия со стороны городских властей. Профессор Московского университета Петр Иванович Дьяконов (1855 – 1908) предложил создать добровольное общество скорой помощи с привлечением частного капитала. В связи с преждевременной кончиной профессора, общество возглавил Сулима. Оно решило применять все передовое, что было накоплено к тому времени в вопросах оказания экстренной помощи. Секретарь общества, Меленевский, был командирован во Франкфурт на Майне, на конгресс скорой помощи. Кроме Франкфурта он посетил Вену, Одессу, другие города, имевшие к тому времени скорую помощь. Заслуживает внимания история скорой помощи г. Одессы. До образования станции население города испытывало трудности в оказании экстренной помощи, особенно, в ночное время. По инициативе декана медицинского факультета В.В. Подвысоцкого были организованы ночные врачебные пункты, адреса которых были известны всем извозчикам и ночным дворникам. Организацию пунктов взяло на себя местное врачебное общество. Сама станция была открыта в Одессе в 1903 году. Возникла она по идее и на средства известного купца и мецената М. М. Толстого, обратившегося в общество с предложением организовать станцию скорой помощи. Предложение энтузиаста было принято, была создана специальная комиссия, председателем которой стал Толстой. Он выезжал на станцию скорой помощи г. Вены, интересовался всеми подробностями, участвовал в выездах – всем этим оказал неоценимую помощь работе комиссии. На постройку здания и оборудования он затратил огромные деньги – свыше 100 000 рублей (!). Кроме этого он ежегодно из своих средств расходовал 30 000 рублей. Одесская станция стала образцовой. Станция проделала большую работу, особенно, в июльские и октябрьские дни 1905 года. Много сделал для развития станции председатель общества одесских врачей – Я. Ю. Бардах. Однако, в 1909 году группа черносотенцев, гласных Одесской городской думы, начала поход против станции скорой помощи. Их мотивировка – общество в основном состоит из евреев, поэтому думцы требовали выделить скорую из состава общества, что было бы равносильно ее ликвидации. Требования черносотенцев поддержал градоначальник Толмачев, который «прославил» себя участием в массовых еврейских погромах. Однако домогательства черносотенцев успехом не увенчались. Позже богатый опыт одесской станции был использован московскими коллегами.

    В Санкт-Петербурге идея создания скорой помощи была высказана надворным Советником Российской Императорской службы, доктором медицины Г. Л. фон Аттенгофером. В 1818 году, задолго до создания скорой помощи в Вене, он предложил «Проект заведению в Санкт-Петербурге для спасения обмирающих скоропостижно или подвергнувших жизнь свою опасности».

    Необходимость создания такого учреждения он мотивировал тем, что в «в Петербурге соединены весьма многие обстоятельства, служащие поводом к таким несчастным приключениям: великое число каналов, весьма холодный климат, скорая езда, жилища чадные зимою – все сие бывает причиной многих бедствий, кои при медленных или неискусных опытах спасения примерно умножают смертность и часто похищают у государства людей, быть может весьма небесполезных»

    Убеждая правительство начать создание этого заведения, Аттенгофер доказывал, что устройство не потребует значительных расходов, так как «для помещения его не нужно иметь особое какое-либо здание, находящиеся в разных концах города съезжие дома представляют для этого все удобства». «Потребных к тому людей можно назначить из числа служителей, и без того получающих от казны жалованье, а если угодно будет им сделать от казны некоторую прибавку или присвоить другие выгоды, то тем большего можно ожидать от них усердия и прилежания». Наконец, даровать им отличие, чтобы их управление и содержание не были стесняемы никакими препятствиями и удалены были от всего столь частного сношения с другими местами или заведениями».

    Проект Аттенгофера содержал наставления по оказанию «пособия со стороны спасательного заведения утопшим, замерзшим, охмелевшим, раздавленным ездою, угоревшим и пострадавшим в других несчастных случаях».

    В этом же проекте содержались инструкции по оказанию доврачебной помощи: «Наставление полицейским стражам» и «Наставления лекарским помощникам». Таким образом, придворный медик не только явился автором замечательной идеи, но и подсказал ценные советы для реализации этой идеи. Проект характеризует автора как знатока вопросов организации и подачи первой медицинской помощи. Кроме исторической ценности, сей документ, с поправкой на время, ценен и нам, потомкам автора, так как соответствует нашим представлениям об организации «подачи» скорой помощи.

    Подтверждением понимания этим прогрессивным человеком значения здравоохранения может служить его высказывание, относящееся к 1820 году: « Просвещенное и мудрое правительство почитает в числе первейших и священнейших своих обязанностей иметь попечение о сохранении здоровья своих сограждан, которое столь тесно соединено с государственным благосостоянием ». Этизамечательные слова не утратили своейактуальности и сегодня.Частичная реализация проекта начала осуществляться только в 1824 году. Именно в этом году, по распоряжению генерал-губернатора Санкт-Петербурга, графа М. А. Милорадовича на Петербургской стороне было устроено «заведение для спасения утопающих». Историк напоминает, что в этом же, 1824 году северная столица пережила страшное стихийное бедствие – наводнение, стоившее жизни многим жителям города. (Свои переживания, связанные с трагедией, А.С. Пушкин описал в своем знаменитом «Медном всаднике»). Весьма вероятно предположить, что эта трагедия и помогла началу реализации замысла доктора Аттенгофера. Заслуживает внимания еще одна дата: 4 декабря 1828 года. В этот день, царь Николай I утвердил Положение Комитета министров «Об учреждении в Санкт-Петербурге заведений для подания скорой помощи внезапно обмирающим и поврежденным людям ».

    У истоков зарождения и становления скорой помощи были известные ученые –хирурги, которые реально понимали значение оказания скорой помощи в возможно короткие сроки от начала несчастного случая (вспомните сегодняшнее понятие – золотой час): это профессор К. К. Рейер – основоположник отечественного метода внутрикостного остеосинтеза с помощью металлического стержня. Большой вклад внесли его ученики – Г. И. Турнер и Н. А. Вельяминов. (см. фото).

    Г. И. Турнер в 1889 году издал «Курс лекций о подании первой помощи при внезапных заболеваниях (до прибытия врача)». Эти лекции читались для широкой аудитории. В 1894 году он же в первом номере «Журнала Русского общества охранения народного здравия» опубликовал доклад «Об организации первой помощи в несчастных случаях и при внезапных заболеваниях». В этой статье автор детально разбирает вопросы профилактики инфицирования ран, варианты остановки наружного кровотечения, транспортной иммобилизации, возможности оживления угоревших, другие вопросы оказания экстренной помощи. Следует особенно указать на тот огромный вклад, который внес Н. А. Вельяминов в дело становления службы скорой помощи не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. При его непосредственном участии в январе – феврале 1899 года в городе были организованы пять станций скорой помощи, проводились работы по набору санитаров, это и было началом создания скорой помощи в г. Санкт – Петербурге. Официальное открытие проходило 7 марта 1899 года в торжественной обстановке. На открытии присутствовала императрица Мария Федоровна. Первым заведующим всеми пятью станциями был профессор Г. И. Турнер.

    В 1909 году Н. А. Вельяминов был назначен Председателем Управления Комитетом Российского Общества Красного Креста по подаче первой помощи в несчастных случаях и пострадавшим от общественных бедствий. В этом же году вышел в свет его отчет о деятельности Комитета - «Первая помощь в Санкт-Петербурге». Этот труд свидетельствует о высочайшем профессионализме автора в вопросах организации и совершенствования скорой помощи. В отчете проанализированы клинико-статистические данные по месяцам, сезонам, годам, по видам повреждений или заболеваний, исходам оказания первой помощи. Впечатляют расчеты, проведенные Н. А. Вельяминовым относительно графиков дежурств медицинского персонала, расходов на зарплату и извозчика. Предвидя рост обращаемости, автор подчеркивает необходимость увеличения числа станций. «Чем больше постов, тем ближе прибытие помощи к месту несчастного случая». Так выдающийся организатор предопределил принципы деятельности современной скорой помощи.

    Отдавая дань глубокого уважения тем, кто стоял у истоков зарождения и создания отечественной скорой помощи, необходимо выделить имена двух талантливых организаторов в период после 1917 года. Это Александр Сергеевич Пучков – главный врач станции скорой помощи г. Москвы и Мейер Абрамович Мессель – главный врач станции скорой помощи г. Ленинграда. Каждый из них руководил станцией в течение 30 лет, практически в одно и то же время: М.А. Мессель – с 1920 по 1950г (включая годы блокады), А.С. Пучков - с 1922 по 1952 г. За годы руководства они превратили свои станции в отлично организованную систему оказания помощи при неотложных состояниях и несчастных случаях. В эти годы на развитие скорой помощи двух крупнейших городов страны оказали огромное влияние видные ученые крупных клиник этих городов. В Ленинграде это бессменный консультант по неотложной терапии профессор М. Д. Тушинский, и талантливый хирург И. И. Джанелидзе (вспомните его слова, ставшие девизом скорой помощи: « В сомнении – госпитализируй, и чем раньше – тем лучше!)

    Большую пользу службе принес дружеский контакт между этими учеными и заслуженным врачом РФ, кандидатом медицинских наук М. А. Месселем. Благодаря творческому контакту этих ученых скорая помощь Ленинграда совершенствовалась, обогащалась элементами научного поиска, без чего невозможно движение вперед. Именно такой контакт привел к созданию в Ленинграде Научно- практического института скорой помощи, которым с 1932 по 1935 руководил М. А. Мессель. Сейчас НИИСМП носит имя И. И. Джанелидзе, который был его бессменным научным руководителем.

    Важным этапом в развитии станций скорой помощи в нашей стране стало создание специализированных бригад, прежде всего – кардиологических Идея была высказана профессором Б. П. Кушелевским на XIV съезде терапевтов в 1956 году. Пионер антикоагулянтной терапии в нашей стране, он как никто другой понимал, что фактор времени (как теперь принято говорить - «золотой час»), при острых проявлениях ИБС играет решающую роль. Поэтому он обратился именно к скорой помощи, как к наиболее мобильному звену нашего здравоохранения. Борис Павлович верил в потенциал скорой помощи. И оказался прав.

    Создание кадиологических бригад в Ленинграде – 1958 год, в Свердловске – 1960, затем в Москве, Киеве, других городах Советского союза - знаменовало собой переход скорой помощи на новый, более высокий уровень – уровень близкий к клиническому. Специализированные бригады стали своеобразными лабораториями по внедрению новых методов оказания помощи, новых форм организации, тактики с последующей передачей этого нового линейным бригадам. Благодаря деятельности спецбригад значительно снизилась летальность от инфаркта миокарда, острых нарушений мозгового кровообращения, острых отравлений, травм. Поэтому вызывают удивление (если не сказать больше), раздающиеся периодически «умные мысли» о нецелесообразности, высокой затратности врачебных бригад скорой помощи, а тем более - специализированных. При этом кивают на «заграницу» в частности, на США, где с работой справляются парамедики. Их задача – довезти больного до приемного отделения, которое у них называется (обратите внимание!)– не «приемный покой», как у нас, а неотложная комната - ER. Но, во-первых, у нас нет данных как им это удается. Во-вторых, мы видим готовность их, этих самых, ER к приему тяжелейших больных, в отличие от наших приемных покоев.

    Наконец – транспортная доступность у них, где машина 911 (а не только президентский кортеж) пользуется беспрепятственным правом проезда. Затратность. Можно сравнивать «затратность» «у них», где парамедик получает 10 – 12 долларов в час, а врач, который в «скорой» не работает – 100!

    У нас врач, не имеющий стажа, может зарабатывать меньше, чем фельдшер со стажем, с категорией. Где экономия? Как бы мы не уважали нашего фельдшера, нельзя с него требовать такую же отдачу, как с врача, потому, что его учили, как фельдшера. Кстати, в европейской скорой помощи многое взято от нашей, в частности, специализированные бригады. Теперь нам предлагают отказаться оттого, что родилось у нас. Ну не парадокс ли?

    Совершенствование врачебного уровня предусматривает анализ проделанной работы, которая, в конечном счете, имеет выход в защиту диссертаций. Так, на Московской станции скорой помощи защищено две докторских и 26 кандидатских диссертаций. Первым доктором медицинских наук стал главный врач станции А. С. Пучков, чье имя сейчас носит станция, на станции защитили свои первые диссертации В. С. Белкин, Е. А. Лужников, В. Д. Тополянский и многие другие. На материале своей работы в Свердловске (Екатеринбурге) защищено 13 кандидатских диссертаций. Подобными достижениями могут гордиться и врачи других городов. Подробнее о станции скорой помощи в г. Екатеринбурге – см. в следующей статье).

    Срочный вызов врача зачастую сопряжен с необходимостью госпитализации больного в стационар. Однако далеко не всегда требуется немедленная доставка пациента в больницу, поэтому многие автомобили с красным крестом выезжают не только на экстренные вызовы. Это может быть и неотложная медицинская помощь на дому.

    Долгое время - с момента появления в России первых станций скорой медицинской помощи (1897 год) и до середины 20-х годов XX века - «кареты скорой помощи» выезжали только на вызовы, поступающие с улиц или промышленных предприятий. Дело было не столько в нехватке транспорта, сколько в сложившихся традициях: на дому пациентов обычно обслуживали доктора, имеющие частную практику, а позже - врачи из различных медицинских учреждений (больниц, пунктов врачебной помощи и поликлиник). Днем медицинскую помощь, во всяком случае, в больших в городах, получить было несложно, а вот ночью, когда большинство медицинских учреждений закрывалось, находившимся дома «острым» больным рассчитывать приходилось исключительно на собственные силы.

    Возникла необходимость в организации службы ночной неотложной медицинской помощи. Пункт неотложной помощи был организован на базе Московской станции скорой помощи в 1926 году по инициативе Александра Сергеевича Пучкова, создателя и начальника Московской скорой. Врачи неотложной помощи работали в вечернее и ночное время - до восьми утра. Они выезжали на вызовы на мотоциклах с коляской, но после нескольких серьезных дорожно-транспортных происшествий, в которых медики получили травмы, транспортом этого подразделения стали легковые автомобили Fiat, Adler и Mercedes-Benz.

    Вызовы на пункт неотложной помощи принимала Центральная станция скорой помощи. Постепенно она перестала справляться с потоком звонков, поэтому с 1933 года неотложная медицинская помощь были выделена из Станции скорой помощи в самостоятельную службу. В каждом из десяти районов города было организовано по одному пункту неотложной помощи. Подчинялись они районным отделам здравоохранения (райздравотделам). Вызовы на дом, поступавшие с 19 вечера до 9 утра, «неотложка» стала принимать самостоятельно.

    При этом каждый пункт обслуживал территорию района, поделенного между несколькими поликлиниками. Если выяснялось, что больной нуждается в срочной госпитализации, врач неотложной помощи сам вызывал бригаду «скорой». С 1928 года на Московской станции скорой помощи по ночам начали дежурить врачи-психиатры, а с 1938 года - и опытные врачи-педиатры, которые оказывали консультативную помощь врачам «неотложки», а в сложных случаях сами выезжали для осмотра больного.

    В Ленинграде история неотложной медицинской помощи сложилась иначе. Ленинградская «неотложка» выросла из так называемых «пунктов квартирной помощи» (ночных врачебных дежурств с 18 вечера до 9 утра). В 1927 году все существовавшие ранее пункты неотложной помощи закрылись, а в каждом районе города при шести районных станциях скорой помощи были организованы новые «штабы», попавшие в прямое подчинение руководи-теля Ленинградской станции скорой помощи Меера Абрамовича Месселя. Для поездок к пациентам врачи ленинградской «неотложки» в первые годы тоже использовали мотоциклы, которые были заменены легковыми автомобилями только в 1934 году. Тогда же была предпринята безуспешная (и бессмысленная) попытка «административно-командным» методом переименовать «неотложную помощь» в «ночную медицинскую помощь». В 1938 году ленинградская «неотложка» была вновь реорганизована на основе принципов работы аналогичной службы в Москве.

    Послевоенные годы знаменательны появлением первых «специализированных» автомобилей для неотложной помощи. «Профессиональная ориентация» этих обычных с виду легковых машин выражалась в нанесении на стекла красных крестов в белом круге и более простой и дешевой отделке салонов - дорогие материалы заменялись быстромоющимся дерматином. Как правило, такие машины имели дефорсированные двигатели, способные работать на низкооктановых сортах бензина.

    Первым в этой линейке стал в 1947 году медицинский «Москвич-400-420М». Впоследствии ни одно поколение московских- малолитражек не обходилось без аналогичной модификации. Интересно, что в комплектацию «Москвича-407М» в качестве «профессионального оборудования» вошла обязательная сегодня для всех автомобилей аптечка. Следует отметить, что такими машинами - седанами с минимальными изменениями - пользовались не только службы неотложной помощи, но и участковые врачи, отправлявшиеся но вызову на дом.

    Кроме машин неотложной помощи, в СССР большими тиражами выпускались легковые автомобили скорой помощи с кузовами седан или лимузин («Победы», ЗиМы и ЗиСы-110), оборудованные для перевозки лежачих больных. Все они обладали одним недостатком: загружать носилки с больным в переоборудованный салон через крышу багажника было неудобно.

    Появление на Горьковском автозаводе универсала на базе 21-й «Волги» позволило создать модификацию скорой медицинской помощи ГАЗ-22, более-менее приспособленную для работы «на линии». Выпуск таких машин начался летом 1962 года. К этому времени уже было освоено производство куда более вместительных и лучше приспособленных для работы в качестве «скорой» микроавтобусов УАЗ и РАФ, но их катастрофически не хватало, поэтому санитарные универсалы горьковского автозавода во многих городах составляли основу автопарка станций и больниц скорой помощи. Однако дефицит специализированных микроавтобусов постепенно сходил на нет, а производство ГАЗ-22 продолжалось. В результате менее востребованные в службе скорой медицинской помощи «Волги» попали в «неотложку».

    В 1970 году семейство ГАЗ-21 уступило место «Волге» следующего поколения, а в 1975 году начался выпуск новой санитарной модификации ГАЗ-24-0З, приспособленной для перевозки одних носилок с больным.

    Ввиду ограниченных финансовых возможностей советской системы здравоохранения и вытекающей отсюда нехватки «узконаправленного» транспорта, четкой специализации у доставшихся лечебным учреждениям автомобилей не было. Где-то врач «неотложки» довольствовался «Москвичом» с красным крестом на лобовом стекле, а где-то участковым педиатрам для плановых посещений захворавших детишек могли выделить «Волгу»-универсал.

    В 1970-х годах районные пункты неотложной помощи в Москве были вновь переданы в структуру Станции скорой медицинской помощи. Объединение сопровождалось целым рядом сложностей: не хватало помещений и транспорта; совершенно разной была стилистика работы специалистов. В конечном итоге, московская «неотложка» перестала существовать. В последние годы предпринимается попытка возродить эту службу. В Санкт-Петербурге скорая и неотложная помощь сохранились как две отдельные службы. Используя практически одинаковый транспорт и оборудование, они отличаются составом бригад (в «неотложке», как правило, только врач и водитель), характером обслуживаемых вызовов, каналами поступления вызовов и администрированием.

    Скорая медицинская помощь является одной из гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам.

    — экстренная медицинская помощь больным и пострадавшим при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях и травмах, которая оказывается на месте происшествия (на улице, в общественных местах, учреждениях, дома и в пути следования заболевшего в больницу).

    Скорая помощь оказывается в случаях острых заболеваний, при массовых катастрофах, стихийных бедствиях, несчастных случаях, родах и нарушении нормального течения беременности, в местах общественного пользования, на улице и на дому.

    Неотложная помощь оказывается больным на дому при обострении хронических заболеваний.

    В нашей стране создана общегосударственная система организации скорой медицинской помощи, в которую входят станции скорой и неотложной помощи, больницы скорой помощи (или отделения экстренной госпитализации общей сети больничных учреждений), санитарная авиация.

    Организация работы станции скорой и неотложной помощи

    Для оказания скорой медицинской помощи предназначены станции скорой и неотложной помощи. Станции скорой медицинской помощи не занимаются систематическим лечением, они предназначены для оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе (см. приказ Минздрава РФ от 26.03.2000 г. № 100). На станциях скорой помощи не выдают больничных листов, справок и других письменных документов больным или их родственникам.

    Госпитализацией больных занимаются больницы скорой помощи и отделения экстренной госпитализации обшей сети больничных учреждений.

    Станции скорой помощи оснащены специализированным санитарным транспортом, оборудованным аппаратурой для проведения срочной диагностики и лечения состояний, угрожаемых жизни. Работа станций скорой помощи организована побригадно. Различают бригады линейные (врач и фельдшер), специализированные (врач и два фельдшера), линейные фельдшерские (обычно используются для целенаправленной перевозки больных). В крупных городах обычно действуют следующие специализированные бригады: реанимационная, неврологическая, инфекционная, педиатрическая реанимационная, психиатрическая и т. д. Вся работа бригад документируется, врачом бригады заполняются карты вызова, которые после дежурства сдаются для контроля старшему врачу смены, а затем на хранение и статистическую обработку в организационно-методический отдел. При необходимости (по просьбе врачей обшей сети, следственных органов и т. д.) всегда можно найти карту вызова и выяснить обстоятельства вызова. Если больной госпитализирован, врач или фельдшер заполняет сопроводительный лист, который остается в истории болезни до выписки больного из стационара или до смерти больного. Отрывной талон сопроводительного листа больница возвращает на станцию, что позволяет вести учет ошибок бригады скорой помощи, улучшая тем самым качество работы бригад скорой помощи.

    На месте вызова бригадой скорой помощи проводится необходимое лечение в максимально доступном объеме (а также в пути при транспортировке больного). В оказании помощи больным и пострадавшим основная ответственность возлагается на врача бригады, который руководит действиями бригады. В сложных случаях врач консультируется со старшим врачом смены по телефону. Чаще всего старший врач смены по просьбе врача линейной бригады направляет к месту вызова специализированную бригаду. Больных, нуждающихся в экстренной помощи, транспортируют на большие расстояния самолетами санитарной авиации, вертолетами.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!