Страны с абсолютной монархией. Современная монархия: особенности, виды, примеры

В современном мире существует более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской Короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своём принадлежат третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам являются очень НЕУСТОЙЧИВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например в Ираке. Они охвачены непрекращающимися комфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в число передовых государств.

Сегодня МОНАРХИЯ-это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапозоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной.

ЕВРОПА

АНГЛИя -как мы все знаем, королева Елизавета.

АНДОРРА - со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес -и-Сисилья (с 2003)

БЕЛЬГИЯ -король Альберт II (с 1993)

ВАТИКАН-папа римский Бенидикт XVI (с 2005)

ДАНИЯ-королева Маргрете II (с 1972)

ИСПАНИЯ - король Хуан Карлос I (с 1975)

ЛИХТЕНШТЕЙН -князь Ханс-Адам II (с 1989)

ЛЮКСЕМБУРГ - великий князь Анри (с 2000)

МОНАКО - князь Альберт II (с 2005)

НИДЕРЛАНДЫ - королева Беатрикс (с 1980)

НОРВЕГИЯ - король Харальд V (с 1991)

ШВЕЦИЯ - король Карл XVI Густав (с 1973)

АЗИЯ

БАХРЕЙН - король Хамад ибн Иса аль - Халифа (с 2002, эмир с 1999 - 2002)

БРУНЕЙ - султан Хассанал Болкиах (с 1967)

БУТАН - король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)

ИОРДАНИЯ - король Абдалла II (с 1999)

КАМБОДЖА - король Нородом Сиамони (с 2004)

КАТАР - эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)

КУВЕЙТ - эмир Сабах аль - Ахмед аль Джабер ас-Сабах

МАЛАЗИЯ - король Мизан Зайнал Абидан (с 2006)

Обьединённые Арабские Эмираты ОАЭ - президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)

ОМАН - султан Кабус бен Саид (с 2005)

ТАЙЛАНД - король Пумилон Адульядет (с 1946)

ЯПОНИЯ - император Акихито (с 1989)

АФРИКА

ЛЕСОТО - король Летсие III (с 1990 -1995 в первый раз, затем с 1996)

МАРОККО - король Мухаммед VI (с 1986)

СВАЗИЛЕНД - король Мсвати III (c 1986)

ТОНГА - король Джордж Тупоу V (с 2006)

ДОМИНИОНЫ

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх великобретании, представленный генерал-губернатором.

АМЕРИКА

АНТИГУА И БАРБУДА

БАГАМСКИЕ ОСТРОВА БОГАМЫ

БАРБАДОС

СЕНТ-ВИНСЕНТ и ГРЕНАДИНЫ

СЕНТ-КИТС и НЕВИС

СЕНТ-ЛЮСИЯ

ОКЕАНИЯ

АВСТРАЛИЯ

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ

СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА

ПЕРВОЕ МЕСТО по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малазия и Обьеденённые Арабские Эмираты. А ещё Тайланд, Камбоджа, Бутан.

ВТОРОЕ МЕСТО принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др). но и абсолютной формой правления - в государствах - "карликах". Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

ТРЕТЬЕ МЕСТО- в странах Полинезии, и четвётрое за Африкой, где в настоящее время сохранились три полноценные монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколькл сотен туристических.

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных монархических или родоплеменных образований. и даже закреплять их право в конституции. К ним можно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны, как Индия и Пакистан, упразнившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раждей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных, религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

СТАБИЛЬНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ..

Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может представить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спещат избавиться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важен для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была а priori ЗАКРЕПЛЕНА В ОДНИХ РУКАХ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРУГИ НЕ ВЕЛИ ЗА НЕЁ ПРОТИВОСТОЯНИЕ, а работали во имя интересов всей нации.

Боле того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения постоенны именно в монархических государствах. И речь идёт не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант "социализма с человеческим лицом". Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жёсткой, порой абсолютистской политической системы, при отсутсвии параментаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданых ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились вполне самостоятельных граждан.

Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно провести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в любой клинике мира!. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем заведении мира(Комбоджа, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жильё. МОНАРХИИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА ЯВЛЯЮТ СОБОЙ ПОДЛИННО СОЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА, в которых все условия для поступательного роста благосостояния!!!

Обратившись из цветущего КЮВЕЙТА, БАХРЕЙНА и КАТАРА на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительные отличия во внутреннем климате этих государств.

КТО СКРЕПЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДА?

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с МОНАРХИЕЙ. Это мы видим в прошлом, на примере РССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режиму, как это было в Югославии и Ираке, уже не обладают тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразнение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соеденённому Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малазии, Саудовской Аравии. Так, 2007-й год явно показал, что условия парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство её народа скрепляют всего три вещи - пиво, шоколад и король! Тогда как отмена монархического стоя в 2008 году в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния.

Вторая половина XX столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример - это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правовую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место в семье европейских народов. Другим примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), в Индонезии, которая, после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоящий монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два десятилетия, после того, как был уничтожен голландцами.

Рестовраторские идеи довольно сильны в Европе, прежде всего этот относится к Балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по этому поводу, в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, находящимся в изгнании. Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в своей стране вооружённый переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона II, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер - министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство.

Продолжение следует..

1) форма государства; 2) форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха и передастся по наследству.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

от греч. monos- один, arche - начало) - форма правления, при которой функции главы государства передаются по принципу наследования.

Считается, что монархия как форма правления появилась в древнейших родовых обществах одновременно с изменением способа наследования тотемного знака - более древний способ наследования по женской линии сменился передачей по мужской линии, на что указывают некоторые мифы, а также исследования социального устройства некоторых современных племен, стоящих на самых низких ступенях общественного развития.

Монархия является древнейшей формой правления. В основе монархического правления изначально лежала сакральная возможность общения монарха с потусторонним миром и прочие табуированные (священные, запретные) возможности, а древнейшая монархическая власть сводилась не к управлению в нынешнем понимании, а к выполнению определенных ограничений, носящих ритуальный характер и порой весьма жестких. Так, в Древнем Египте во времена первых династий главной обязанностью фараонов было участие в ритуальных шествиях, а главной функцией - оповещение о начале разлива Нила; в XI–XIV вв. император Японии должен был каждое утро несколько часов сидеть в тронном зале совершенно неподвижно, ибо малейшее его движение грозило нарушением гармонии в государстве, войнами, наводнениями, пожарами и прочими бедствиями. Целый ряд ограничений, особенно во время военных действий, налагался и на ирландских королей, а в Камбодже, где имелись король огня и король воды, ограничения, накладываемые на них, были так тяжки, что в течение XVI–XIX вв. (т. е. все время, пока этот процесс наблюдали различные миссионеры-колонизаторы) монархов назначали буквально силой. То же самое происходит и в наши дни в некоторых племенах экваториальной Африки.

Именно непомерность налагаемых на монарха ограничений привела к разделению сакральной и управленческой функций, причем, перейдя к жреческому сословию, сакральная функция поставила жрецов выше в социальном отношении, чем монархов, о чем свидетельствует, например, кастовое строение индийского общества, где каста брахманов стоит над кастой кшатриев, или формальное главенство Папы над королями средневековой Европы.

Однако частично сакральная функция монархической власти сохранилась и по сей день, о чем свидетельствует связанный с ней повсеместно определенный ритуал (протокол), изначально созданный для препятствия непосредственного общения простых людей с монархами (табу и угроза жизни) и допускающий лишь общение через посредников (жрецов, министров). Достаточно вспомнить существовавший в русском обществе способ непосредственного обращения к монарху в виде «челобитной», который осуществлялся при строгом соблюдении церемониальных (защитных) действий, как то: падение на колени, склонение головы до земли в знак великого страха перед возможными последствиями и, собственно, «битье челом».

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

Родовая монархия - вероятно, одна из самых древних разновидностей монархического устройства, поскольку несет в себе наибольшее количество черт, связанных с архаической сакральной функцией. Смысл ее сводится к тому, что монархом может стать только член определенного рода, обладающего известной сакральной силой, т. е. фактически обладающего большим авторитетом. Подобный уклад был свойствен доколумбовым государствам Центральной и Южной Америки, а также многочисленным племенам Африки, Австралии и Океании. Отчасти подобный вид монархии существовал и в Древней Греции, ив Древней Руси.

Династическая монархия возникла, вероятно, в древнем Египте. Она характеризуется передачей власти от отца к сыну или к другому близкому родственнику (например, к брату, как это было в Древней Руси). Это самый распространенный тип монархии, который сохранился и до сих пор существует, например, в Великобритании, Монако, Дании, Швеции, Японии (где династическая ветвь Микадо не пресекалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю страны) и в некоторых других странах.

Возникновение выборной монархии связывают с отказом претендентов на добровольное занятие места монарха, во всяком случае, именно в таком виде (когда монарха избирают советом старейшин зачастую насильно) она существует в некоторых племенах Африки и Полинезии. Впрочем, выборная монархия время от времени практиковалась в античной Греции, в Древнем Риме, в Византии, в Польше и даже на Руси, где несколько раз избирали монархов (неоднократно в Новгороде и затем дважды в смутное время в Москве).

Однако данный способ престолонаследия показал себя нежизнеспособным. Подобные монархии, вовсе лишенные сакральной составляющей, либо тяготеют вновь обрести ее, приобретая династические черты (как это было в Древнем Риме, где консульский способ правления привел к реставрации некогда утраченного династического строя), либо, наоборот, уступают место демократии, где принадлежность правителя к определенной крови не имеет решающего значения (как в Новгороде, где монарх избирался в основном на время войны или из других тактических соображений). Франция Наполеона I и Наполеона III являет нам прекрасный пример обоих процессов.

К историческим разновидностям монархий относят монархии патриархальные, или традиционные (характерные для традиционных обществ); сакральные монархии, или теократии (где первенствующие функции монарха - жреческие или духовные: напр. Древний Египет, исламский Халифат); деспотические монархии, складывающиеся в военизированных обществах (Ассирия, Древняя Армения, Монгольская орда); сословные и сословно-представительные монархии (напр. допетровская Русь); абсолютные монархии, основанные на делегировании власти чиновничеству в отсутствие аристократических и демократических институтов (Франция в XVII в.); конституционные монархии, реализующие принципы «общественного договора» и разделения властей и ограничивающие власть короля конституцией; самодержавные, или автократические монархии, при которых монарх абсолютно суверенен и является единоличным источником законов, а государство функционирует во взаимодействии и содружестве (симфонии) с Церковью (Византия, Российская империя).

Как и всякий другой способ правления, монархия обладает своими достоинствами и недостатками. К числу достоинств монархии следует отнести независимость монарха (ведь в случае выборности глава государства обязан своим избранием силовой или финансовой группировке, а значит, в период правления будет отстаивать интересы этой группировки, а не народа в целом, чего нет при монархии). Кроме того, особое юридическое положение монарха, позволяющее быстро принимать важные решения, например, быстро отменить вредный закон, помиловать осужденного и т. п. (А. Пушкин в этой связи говорил, что «должен быть в государстве один человек, стоящий выше даже закона»).

Надзаконность (суверенитет) монарха - качество особенно ценное в периоды войн и др. кризисов. Единоначалие является в таких случаях безусловным благом. Следует впрочем отметить, что почти все государства с демократическим устройством обладают механизмом делегирования чрезвычайных полномочий президентам или иным уполномоченным лицам в такие особые моменты.

Важнейшим достоинством монархии является ее символическая составляющая. Монарх как символ единства нации, как ее совесть, искупитель и защитник, как лицо, обладающее высшим авторитетом и доверием, несет огромный идеологический смысл и тем самым открывает путь для важных общегосударственных свершений, для массового энтузиазма, для патриотизма, для подвига.

И. А. Ильин пишет о фундаментальном основании доверия подданных к монарху - их уверенности в том, что монарх «сам ставит себя перед лицо Божие и сам измеряет свои дела и решения критериями божественного откровения». В этом доверии царь и народ соединяются воедино, ставя себя на суд истории.

Важным инструментом объединения и символом единства монархия является, в т. ч., в силу ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного. В России, даже обращаясь «на вы» к помещику (как того требовала привнесенная в конце XVIII - начале XIX вв. французская форма), русский мужик продолжал обращаться к царю «на ты». В отличие от демократий, для которых характерна частая сменяемость властей, монархия предполагает, что лицо, облеченное верховной властью, будет руководствоваться в своих действиях не заботой о приближающихся выборах, а ответственностью перед Богом, историей и народом.

Еще одна важная функция монарха, как лица, стоящего над законом - функция высшего судии, который может наказать, но может и помиловать, причем, невзирая на тяжесть преступления. Эта, на первый взгляд незначительная, функция оказалась такой важной, что исключительные полномочия миловать вошли в компетенцию многих избранных президентов республик. Ее отголоски можно найти в разделении английского права фактически на 2 ветви: Суд Короля и Суд Чести, что является следствием попытки противопоставить суд «по закону» (суд чести) суду «справедливости» (суд короля).

Достоинством монархии является и возможность эффективного выдвижения наиболее талантливых людей на руководящие посты. В республиканских системах глава государства неизбежно будет опасаться конкуренции со стороны талантливого министра или генерала, а стало быть, его придерживать. Монарх же в силу своего положения не участвует в отношениях конкуренции, а кроме того, сам заинтересован в выдвижении талантливых людей для сохранения династии и страны. Более того, монарх является и гарантом наличия в обществе оппозиции. Ему нечего опасаться «свобод народа», так как ему они ничем не угрожают. Если они не посягают на смену самого монархического строя, то критика правительства может расцениваться как важная позитивная функция, и оппозиция всегда может найти у монарха защиту против использования правительством «административного ресурса».

Монарх - это еще и мерило идеализированных представлений общества о чести и достоинстве, о верности и долге, о высших ценностях, приверженность которым является признаком высокодуховной жизни человека. Что касается отрицательных черт монархии, то главный ее недостаток в ней самой, в ее основном принципе - принципе престолонаследия. Ибо если демократия подразумевает хотя бы теоретическое обладание главой государства выдающимися качествами, то монарх не обязательно может ими обладать. И это при том, что он облечен верховной властью, которая не только тирана и узурпатора, но и обычную посредственность превращает в великое бедствие для народа.

Надзаконное и надсословное положение монарха, являясь непреложным благом в период войн и прочих потрясений, в мирный период может стать для граждан государства источником зла. Византийский историк Михаил Пселл сообщает о том, что сводный брат Василия II, тоже Василий, был кастрирован собственным братом, дабы упредить возможные притязания родственника на престол. Историк сообщает это так, что у нас не возникает сомнений в том, что действия императора были продиктованы высшими государственными соображениями, поскольку нет для монархии важнейшего государственного соображения, чем сохранить трон.

Впрочем, противопоставление династических интересов интересам государства имело в истории и более серьезные последствия: достаточно вспомнить династические войны в Древнем Китае и Древнем Риме, фронду и революцию во Франции, революцию и реставрацию в Англии (не говоря уже о столетней войне и войне Алой и Белой роз). Именно примат династических интересов над интересами народа привел к вовлечению России в Первую мировую войну и к последующему падению империи.

Монархию часто сравнивают с «сильной президентской властью». Однако при всем сходстве (широкие полномочия, право помилования, верховное главнокомандование) между монархией и президентской республикой есть ряд весьма существенных различий.

Президент не стоит над законом и, являясь одним из источников права, теоретически обладает такими же правами, что и другие граждане. Президент не является объектом сакральной сферы и потому как бы делегирует часть функций обратно народу, создавая поле для большей свободы: свободы деятельности или свободы совести.

Президент не является мерилом благородства и морали, оставляя решение этических вопросов на совесть каждого гражданина и превращая их в личные.

Временность пребывания президента у власти как бы переносит акцент его деятельности с правотворческой в правоприменительную, воплотительскую. А возможность каждого стать во главе государства или, по крайней мере, принять участие в выборах, а также их регулярность делает политические процессы не такими болезненными. Ведь единственная возможность народа избавиться от короля - это бунт, а бунт - это высшее бедствие для государства.

Вероятно в силу перечисленных недостатков монархия, особенно в ее абсолютных проявлениях, в наши дни уступает место республиканскому способу правления.

Приблизительно 40 государств мира (около 20% всех государств) являются монархиями. Однако в силу своих достоинств, в конституционных формах она все еще существует во многих развитых странах (в т. ч. таких как Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Нидерланды, Бельгия и др.), где берет на себя функции, утрачиваемые в силу многих причин местными религиозными институтами, т. е. выполняя церемониально-символическую роль, призванную служить воплощением идеальных общественных представлений о морали и нематериальных ценностях, о патриотизме.

В России число сторонником восстановления монархии неуклонно растет. По последним данным, около 20% россиян считают такую меру благом для страны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Монархическим государством или, по-другому, монархией называется государство, власть в котором, полностью или частично, принадлежит одному человеку – монарху. Это может быть царь, король, император или, например, султан, но любой монарх правит пожизненно и передает свою власть по наследству.

Сегодня в мире существует 30 монархических государств и 12 из них – это монархии в Европе. список стран-монархий, расположенных в Европе, которых приводится ниже.

Список стран-монархий в Европе

1. Норвегия – королевство, конституционная монархия;
2. Швеция – королевство, конституционная монархия;
3. Дания – королевство, конституционная монархия;
4. Великобритания – королевство, конституционная монархия;
5. Бельгия – королевство, конституционная монархия;
6. Нидерланды – королевство, конституционная монархия;
7. Люксембург – герцогство, конституционная монархия;
8. Лихтенштейн – княжество, конституционная монархия;
9. Испания – королевство, парламентская конституционная монархия;
10. Андорра – княжество, парламентское княжество с двумя соправителями;
11. Монако – княжество, конституционная монархия;
12. Ватикан – папское государство, выборная абсолютная теократическая монархия.

Все монархии в Европе – это страны, формой правления в которых является монархия конституционная, то есть такая, при которой власть монарха существенно ограничена выборным парламентом и принятой им конституцией. Исключением является лишь Ватикан, абсолютное правление в котором осуществляет выборный Римский папа.

Читая исторические романы с неизменным присутствием государств, управляемых королями, императорами, фараонами, шахами, султанами, великими князьями и герцогами, думается, что это все далекое прошлое. Поколениями воспитанные на атеистической, социалистической и непонятно какой сейчас идее, граждане России забыли, что по всему миру еще сильна монархия – власть от Бога. В разных государствах она , но по-прежнему легитимна, уважаема большинством своего народа. В каких странах сохранилась монархия, как крепко она удерживает власть в изменившихся условиях, расскажет эта статья.

Властители Европы, Ближнего Востока

Несомненным лидером монархов всего мира по авторитету, длительности срока нахождения на троне, мощи своей страны с доминионами по всей планете, над которой по-прежнему не заходит Солнце, является королева Великобритании, глава Британского Содружества наций Елизавета II. Она правит с 1952 года.

Интересный факт, что представитель правящей династии является не только верховным главнокомандующим, но и главой англиканской церкви. По-видимому, монархи из Виндзоров железной рукой решают не только мирские проблемы, но и дела религиозного толка, не оставляя ничего без своего контроля.

Невзирая на авторитарность Елизаветы II, вопрос – в каких странах абсолютная монархия - к ней не относится. В Великобритании - парламентская монархия, когда в данном случае власть королевы ограничена конституцией, она выполняет, в основном, представительские функции. Вот только что-то верится в это с трудом.

Парламентский вид конституционной монархии также в Дании – с 1972 года королева Магрете II, Швеции – с 1973 года король Карл XVI Густав.

Короли правят также:

  • Испанией – Филипп VI (с 2014 г.).
  • Нидерландами – Виллем-Александр (с 2013 г.).
  • Бельгией – Филипп (с 2013 г.).
  • Норвегией – Харальд V (с 1991 г.).

В Монако с 2005 года правит князь Альбер II. Любопытная ситуация в Андорре - здесь два соправителя: князь Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья с 2003 года и президент Франции Франсуа Олланд с 2012 года.

В целом хваленая европейская демократия на фоне торжества монархического строя, пришедшего из глубины веков, производит довольно странное впечатление. Невзирая на наличие парламентов, других выборных институтов власти, монархи многих государств Европы являются не декоративными, а реальными правителями, уважаемыми, любимыми своими народами.

В каких странах абсолютная монархия? В основном, это страны Ближнего Востока, такие как:

  • Оман;
  • Катар;
  • Саудовская Аравия.

Здесь монархи обладают поистине неограниченной властью подобно властителям прошлого, обладая возможностью казнить и миловать, руководить страной, сообразуясь только с собственным мнением. Наверное, для придания намека на новые демократические веяния, в некоторых из этих стран народ иногда может выражать свои чаяния через совещательные организации.

Монархи Нового Света

Форма правления во многих странах, открытых европейцами и названных Новым Светом, давно и часто раньше государств Старого Света, уже управлялась единолично местными раджами, султанами, эмирами, а также королями и императорами.

В каких странах сохранилась монархия сегодня:

  • Япония. Император Акихито. Правит с 1989 года. Хочет сложить с себя полномочия в связи с состоянием здоровья.
  • Малайзия. Король Абдул Халим Муадзам Шах.
  • Камбоджа. Правит король Нородом Сиамони.
  • Бруней. Султан Хассанал Болкиах.

Тем, кто побывал в Таиланде, известно, с каким почтением и любовью жители страны относятся к своему монарху. Когда была попытка законодательно ограничить его власть, в стране разразился политический кризис, едва не закончившийся гражданской войной. Недавно, в октябре 2016 года король Пумипон Адульядет, правивший Таиландом с 1946 года, скончался, в стране был объявлен годовой траур.

Ответы на вопрос – в каких странах сохранилась монархия - зачастую очень неожиданные, дают пищу для размышлений. Оказывается, половина мира живет под «гнетом» единоличных правителей, но не только не создает марксистские кружки, печатая прокламации, призывающие свергнуть тиранов, а искренне любит своих монархов, членов правящих династий. Например, в Великобритании, Таиланде, да и .

На протяжении многих веков практически во всем цивилизованном мире власть была организована по типу монархии. Затем существующий строй был свергнут революциями или войнами, но до сих пор сохранились государства, которые считают такую форму правления приемлемой для себя. Итак, какие существуют виды монархии и чем они отличаются друг от друга?

Монархия: понятие и виды

Слово «μοναρχία» существовало еще в древнегреческом языке и означало «единовластие». Несложно догадаться, что монархия в историческом и политическом смысле - это форма правления, при которой вся власть или большая ее часть сосредотачивается в руках одного человека.

Монарх в разных странах называется по-разному: император, царь, князь, король, эмир, хан, султан, фараон, герцог и так далее. Передача власти по наследству - характерная черта, которой отличается монархия.

Понятие и виды монархий - интересный предмет для изучения историками, политологами и даже политиками. Волна революций, начиная с Великой французской, во многих странах свергла подобный строй. Однако в XXI веке современные виды монархии успешно продолжают существовать в Великобритании, Монако, Бельгии, Швеции и других государствах. Отсюда многочисленные споры на тему, ограничивает ли монархический строй демократию и может ли вообще подобное государство интенсивно развиваться?

Классические признаки монархии

Многочисленные виды монархии отличаются друг от друга целым рядом признаков. Но есть и общие положения, которые присущи большинству из них.


Есть в истории примеры, когда некоторые виды республики и монархии настолько близко граничили между собой по политическому устройству, что сложно было придать государству однозначный статус. Например, во главе Речи Посполитой стоял монарх, но он избирался сеймом. Некоторые историки называют неоднозначный политический режим РП - шляхетской демократией.

Виды монархии и их признаки

Существует две больших группы монархий, которые сформировались:

  • согласно ограничениям монархической власти;
  • с учетом традиционного устройства власти.

Прежде чем подробно разобрать признаки каждой из форм правления, необходимо определить существующие виды монархии. Таблица поможет сделать это наглядно.

Абсолютная монархия

Absolutus - с латинского переводится, как «безусловный». Абсолютная и конституционная - это основные виды монархии.

Абсолютная монархия - это форма правления, при которой безусловная власть сосредотачивается в руках одного человека и не ограничивается никакими государственными структурами. Такой способ политической организации похож на диктатуру, поскольку в руках монарха может оказаться не просто вся полнота военной, законодательной, судебной и исполнительной власти, но и даже религиозной.

В эпоху Просвещения право одного человека на единоличное распоряжение судьбой всего народа или государства богословы стали объяснять божественной исключительностью правителя. То есть монарх - это помазанник Божий на престоле. В это свято верил религиозный народ. Известны случаи, когда к стенам Лувра приходили в определенные дни неизлечимо больные французы. Люди верили в то, что приложившись к руке Людовика XIV, они получат желаемое исцеление от всех своих болезней.

Существуют разные виды абсолютной монархии. Например, абсолютная теократическая - это разновидность монархии, в которой глава церкви является одновременно главой государства. Самая известная европейская страна с такой формой правления - Ватикан.

Конституционная монархия

Эта форма монархического правления считается прогрессивной, поскольку власть правителя ограничивается министрами или парламентом. Основные виды конституционной монархии - дуалистическая и парламентарная.

В дуалистической организации власти монарху предоставляется исполнительная власть, но ни одно решение не может быть принято без одобрения соответствующего министра. За парламентом остается право вотировать бюджет и принимать законы.

В парламентарной монархии все рычаги правления фактически сосредоточены в руках парламента. Монарх утверждает кандидатуры министров, однако номинирует их всё равно парламент. Получается, что наследственный правитель просто является символом своего государства, но без одобрения парламента не может принять ни одного государственно важного решения. В отдельных случаях парламент даже может диктовать монарху, по каким принципам он должен строить свою личную жизнь.

Древневосточная монархия

Если подробно разбирать перечень, описывающий виды монархии, таблица начиналась бы с древневосточных монархических образований. Это первая форма монархии, которая появилась в нашем мире, и она имела своеобразные черты.

Правителем в таких государственных образованиях назначался лидер общины, который управлял религиозными и хозяйственными делами. Одной из главных обязанностей монарха было служение культу. То есть он становился своеобразным жрецом, и организовывать религиозные церемонии, толковать божественные знамения, хранить мудрость племени - это были его первоочередные задачи.

Поскольку правитель в восточной монархии был в сознании народа напрямую связан с богами, то полномочия ему предоставлялись достаточно широкие. Например, он мог вмешиваться во внутриродовые дела любой семьи и диктовать свою волю.

К тому же древневосточный монарх следил за распределением земель между подданными и сбором налогов. Он устанавливал объем отработок и повинностей, руководил войском. У такого монарха обязательно были советники - жрецы, знатные люди, старейшины.

Феодальная монархия

Виды монархии как формы правления со временем трансформировались. После древневосточной монархии первенство в политической жизни заняла феодальная форма правления. Она делится на несколько периодов.

Раннефеодальная монархия появилась в результате эволюции рабовладельческих государств или первобытнообщинного строя. Как известно, первые правители таких государств были общепризнанными военными начальниками. Опираясь на поддержку войска, они устанавливали свою верховную власть над народами. Чтобы укрепить своё влияние в отдельных регионах, монарх отправлял туда своих наместников, из которых впоследствии и формировалось дворянство. Правители не несли никакой юридической ответственности за свои деяния. Практически институтов власти не существовало. Под это описание подходит древнее славянское государство - Киевская Русь.

После периода феодальной раздробленности стали формироваться вотчинные монархии, в которых крупные феодалы передавали в наследство своим сыновьям не только власть, но и земли.

Затем некоторое время в истории существовала сословно-представительская форма правления, пока большинство государств не превратились в абсолютные монархии.

Теократическая монархия

Виды монархии, отличающиеся по традиционному устройству, включают в свой перечень и теократическую форму правления.

В такой монархии абсолютным властелином является представитель религии. При этой форме правления духовному лицу в руки переходят все три ветви власти. Примеры подобных государств в Европе сохранились только на территории Ватикана, где Папа Римский - и глава церкви, и государственный правитель. А вот в мусульманских странах современных теократическо-монархических примеров немного больше - Саудовская Аравия, Бруней.

Виды монархии в наши дни

Пламени революции не удалось искоренить монархический строй во всем мире. Подобная форма правления сохранилась в XXI веке во многих уважаемых странах.

В Европе в маленьком парламентском княжестве Андорра по состоянию на 2013 г. правили сразу два князя - Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья.

В Бельгии с 2013 года на трон взошел король Филипп. Маленькая страна, в которой населения проживает меньше, чем в Москве или Токио, не просто конституционная парламентская монархия, но еще и федеративный территориальный строй.

С 2013 года Ватикан возглавляет папа Франциск. Ватикан - это город-государство, в котором до сих пор сохранилась теократическая монархия.

В знаменитой парламентской монархии Великобритании правит с 1952 года королева Елизавета II, а в Дании - с 1972 года королева Маргрете II.

Кроме этого, монархический строй сохранился в Испании, Лихтенштейне, Люксембурге, Мальтийском ордене, Монако и многих других странах.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!