Новые тренажеры для расширения угла зрения. Что такое периферическое зрение и как его развить

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Раз­личные физиологические возможности зон зрения показаны на рис. 25.

Широкое поле зрения имеет большое значение для быстрого чтения. Оно существенно сокращает время поиска информативных фрагментов текста.

У некоторых животных, например, поле зрения значительно больше, чем у человека. Исследователи установили, что у тех животных, которые обнару­живают приближение врага или добычи главным образом с помощью зрения, в процессе эволюции выработалось панорамное зрение. Оптические оси их глаз направлены в разные стороны, так что поле зрения охватывает обширное пространство с боков и позади собственного тела. У такого животного поле зрения правого и левого глаз, взятые вместе, иногда составляют угол обозре­ния, близкий к 360°. Впереди эти поля перекрываются лишь на несколько гра­дусов, а могут и совсем не перекрываться. Преимущества панорамного зрения очевидны: чем большая часть окружающего мира непрерывно отображается на сетчатке, тем эффективнее система предупреждения об опасности. Психологи убедительно доказали, что объем фиксации взора и размер опе­ративного поля, с которого происходит съем информации, зависят от обучения.

Нам удалось найти специальный методический инструмент и разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении. Таким инструментом оказались широко известные у психологов тестовые цифровые таблицы Шульте. На вкладыше, приложенном к книге, размещено 8 таблиц Шульте. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре очередной таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку на­растания счета за время не более 25 сек. Таблицы Шульте обычно применя­ются для исследования и развития психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Каждая таблица представляет собой разграфленный на 25 ячеек квадрат размером 20Х20 см со вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. Вам необходимо ис­пользовать все 8 таблиц или изготовить их самим по образцу (рис. 26). Время, затраченное на поиск всего ряда чисел в каждой таблице, замеряется по секундомеру.

Рис. 26. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 60 сек. Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 25-30 сек. По мере тренировок со всем комплек­том таблиц время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11-12 сек., а в некоторых случаях и до 7-8 сек. Причем, как правило, общее время увеличивается только из-за задержки на каком-либо одном из двузначных чисел, все остальные числа отыскиваются быстро, однако затем человек вдруг опять не может найти следующего числа - смотрит на него и не видит, ему подчас даже кажется, что в таблице этого числа просто нет. Такие особенности работы с таблицами Шульте свидетельствуют о неравномерности темпа психической деятельности человека.

У здорового и отдохнувшего человека на каждую таблицу уходит примерно одинаковое время. Увеличение времени на отыскание чисел в последних таб­лицах говорит о том, что человек несколько утомился. По мере тренировок скорость нахождения чисел постепенно возрастает благодаря развитию пери­ферического зрения. Интересно проследить характер изменений движения глаз при работе с таблицами. На рис. 26 показана запись движения глаз человека, не имеющего инструкции о правилах работы с таблицами. Общее время поиска всех цифр-60 сек. Как показано на рисунке, взгляд последовательным пере­бором переходит от цифры к цифре. Такая тренировка практически ничего не дает для развития периферического поля зрения.

Рис. 27. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 15-20 сек.

Рис. 28. Запись движений глаз при работе с таблицей Шульте за 8-11 сек.

Рис. 27 демонстрирует более совершенную технику поиска цифр. Обучающийся стремится удерживать взгляд в центральном поле таблицы, фиксируя боковым зрением все остальные цифры. Это пример эффективной тренировки, обеспечивающей расширение поля зрения. Время работы с таблицами в этом случае составляет 15-20 сек. И наконец, на рис. 28-пример поиска цифр обучающимся, достигшим совершенства в работе с таблицами Шульте. Взгляд фактически неподвижно фиксирует центральную часть таблицы. Время поиска всех цифр 8-11 сек.

При работе с таблицами Шульте следует постоянно помнить, что тренировка здесь не самоцель. Главное - расширение поля зрения, что может быть достигнуто только при аккуратном выполнении правил работы с таблицами, систематическими и осознанными тренировками. Не следует также забывать, что таблицы Шульте-это фактически модель страницы текста. Работа с таблицей включает два этапа: подготовительный и исполнительный. Причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее тре­бование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре. Ставится задача видеть всю таблицу целиком.

Исполнительный этап предполагает последовательный поиск всех цифр от 1 до 25. Если говорить о тренировке периферического поля зрения, то она про­исходит только в те моменты, когда вы фиксируете взгляд в центре таблицы и стремитесь взором охватить ее всю. Именно в этот момент раздражаются пе­риферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля. Иными словами, дальнейшую работу можно и не производить, если качественно и эф­фективно выполнен начальный этап. Фиксируя взгляд в центре таблицы, вы как бы отправляете в матрицу оперативной памяти мозга панораму всей таб­лицы. И дальнейшая деятельность представляет собой уже не поиск цифр, а как бы вспоминание уже известного их расположения в клетках таблицы.

Упражнение 6.1. Развитие периферического зрения

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

1. Для тренировок использовать все 8 таблиц.

2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры указываются только взглядом, для этого обе руки удерживают таблицу в слегка наклонном положении. В ре­зультате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 сек.

3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведен­ные выше рекомендации).

4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстоя­ние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. при­мерно 25-30 см.

5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не сле­дует переутомляться.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте. Следует ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. До­биться считывания любой таблицы за время не более 25 сек.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки». Как было показано во второй беседе (с. 24), это упражнение эффективно решает и задачу расши­рения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое. Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического со­зерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного ана­лизатора. Если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упраж­нение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете «в от­дельные моменты ясного сознания» отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте уси­лить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Еще раз прочитайте раздел второй беседы

(с. 24), Только гар­моничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

Рис. 29. Числовая пирамида для расширения

поля зрения.

Числовая пирамида состоит из двух равно. мерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел (от 1 до 12), расположенных посередине. Осевые центральные числа ориентируют вас во время выполнения упражнения. Тренировка заключается в том. что. фиксируя взгляд на числах центральной от взора линии, необходимо распознавать одновременно и числа, располо­женные в расходящемся ряду .

6.1.4. Чтение ежедневно одной газеты вертикальным движением глаз. " У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

6.1.5. Упражнение с использованием числовой пирамиды (рис. 29).

Упражнение 6.2. Гимнастика для глаз

В процессе вашей учебы в школе основная нагрузка падает на зрительную систему. Как сохранить зрение? Здесь мы рекомендуем вам упражнения, раз­работанные для школьников старших классов учеными Московского НИИ глаз­ных болезней им. Гельмгольиа под руководством профессора Э. С. Аветисова.

6.2.1. Пять золотых правил гигиены зрения:

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.

всегда расстояние от текста до глаз -33 см.

Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для

общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения пред­почтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: фут­бол, хоккей, баскетбол, волейбол, теннис и т. д.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упраж­нений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

6.2.2. Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близо­рукости.

Предлагаемый комплекс упражнений, разработанный профессором Э. С. Аветисовым, рекомендуется выполнять 2-3 мин. в школе в середине каж­дого урока под руководством учителя. Дома вы можете делать эти упражнения самостоятельно в середине выполнения домашних заданий для снятия зритель­ного утомления.

Все упражнения выполняются в положении сидя за партой или письмен­ным столом.

1. Откинуться на спинку парты. Сделать глубокий вдох. Наклониться впе­ред к крышке парты или стола-выдох. Повторить 5-6 раз.

2. Откинуться на спинку парты, прикрыть веки. крепко, как только можете. зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

3. Руки положить на пояс. Повернуть голову направо, посмотреть на ло­коть правой руки. Повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, Вернуться в исходное положение. Повторить 5-б раз.

4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовен стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

5. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.

6. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек. (дома на ваш экран мысленного взора); затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

7. Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указатель­ных пальцев.

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 - 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино ». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» ).

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но... можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк . Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментахпринципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны . Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям , т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.

8 комментариев к записи “Поле зрения при скорочтении”

    Николай, спасибо за полезную информацию! Ваши статьи хочется читать не в сутолоке рабочего дня, а в тишине и на «свежую» голову. Ловлю себя на мысли, что при прочтении профессиональной литературы именно так и воспринимается моим мозгом текст. Но мне сейчас хочется прочитать как можно больше классической литературы. Ведь, согласитесь, что истинное понимание классиков приходит с годами, а не в юности, как бы нам не «разжевывали» в школе. Поэтому для меня важно научиться технике быстрого чтения именно с этой целью. Помню, Вы писали, что техника быстрого чтения не применима для чтения художественной литературы. Возможно, я не правильно поняла Вас. Посоветуйте, пожалуйста.

    • И Вам спасибо Галина за отклик и вопрос!

      Художественная литература. Она ведь тоже разная. Если детектив хочется читать как можно быстрее стремясь к развязке, но как можно быстро читать Паустовского, Пришвина, Нагибина?

      Или пример которой я приводил в серии статей по чтению комедии «Горе от ума» начиная с этой статьи

      Попробуйте прочесть две страницы за минуту.

      Почувствуйте результат. Удалось что-то понять, прочувствовать. В книге 300 страниц — при такой скорости — затратится 2,5 часа. Можно ли выдержать такой темп 2,5 часа? При этом получив удовольствие от чтения и проникнув в атмосферу, созданную писателем.

      Этот простой опыт показывает, что при такой скорости упускаются детали, пропускаем описательную часть. Следим только за сюжетом.

      Но можно читать и так. В своей книге «Как прочитать все самое лучшее» я описывал три стадии прочтения — первая — это только сюжет. Отследили сюжет, далее второе прочтение — это уже детали,атмосфера, третье — более глубокое проникновение в произведение. По другому я слабо представляю чтение, ведь это все таки художественное произведение, а не новости.

      Техника быстрого чтения может быть применена к чтению художественной литературы, но вряд ли от такого чтения можно получить удовольствие, которое автор закладывает в детали и описания, которое при быстром прочтении пропускается.

      Хотя есть вариант быстрого чтения художественной книги, опишу в ближайшей статье.

      А пока у меня к Вам вопрос — как прошел эксперимент с чтением двух страниц за 1 минуту? Если вы ответите, то я возможно смогу помочь советом, какие навыки вам следует развить.

      Кстати три последние статьи направлены на устранение физиологических моментов тормозящих скорость чтения. Даже это позволит повысить скорость до 500 слов при этом не теряя качества погружения. Но для этого нужна длительная тренировка. Вcе ли готовы к этому?

      С уважением, Николай.

      • Осилила только одну страницу (250 слов) за минуту, да и этот темп для меня велик. Вы правы, упускаешь тонкости, детали. Хочется перечитать. Буду благодарна, если дадите конкретный совет. Спасибо.

        • Вот теперь Вы на собственном опыте знаете, что стоит за быстрым чтением художественной литературы. Потеря качества.

          Устранение внутреннего проговаривания, без регрессий и расширив поле зрения. Об этом три моих последних статьи.

          Но... даже такая скорость не дает возможности прочитать все то что хотелось бы.

          Если при скорости 250 слов/минуту книгу в 300 страниц можно прочесть за 5 часов. При скорости 500 — за 2,5 часа. Это свободное время еще можно можно найти в течении дня. Но это дает 1 книгу в день.

          Вас устраивает такой результат? Если да — то стоит освоить обычную технику скорочтения, устранив три ограничения.

          2 книги — 3 часа и тд.

          Все эти сказки про 1 000 слов в минуту и более — относятся к технике извлечения информации из нехудожественных книг. Поэтому не стоит слишком верить различному фоточтению и тд.

          Хотя чисто теоретически можно читать страницу за секунду — но... в таком случае нужно развивать не технику скорочтения, а целостное восприятие. На это могут уйти годы, не меньше. Требуется отработка множества навыков на тысячах объектов.

          Если кратко — то тренируется наблюдательность. В любом объекте без подготовки человек видит с десяток деталей. Задача видеть сотни. Постепенно формируется целостное видение. Постепенно — это годы.

          Результата достигают поистине гении, я по крайне мере таких не встречал. Хотя знаю что они есть — несколько человек, но вряд ли они могут описать технологию. Скорее — это природное свойство.

          Поэтому будем исходить из реалий. Если интересует теоретические возможности — я остановлюсь на них подробнее. Но все же это возможности теоретические.

          Если интересует практические возможности, то одну технику нестандартного чтения я опишу в следующей статье.

          Например по этой технологии я «прочел» буквально вчера книгу Уоррена «Дебри» за 1 час.

          Но все же это одна книга в день. Нужно время и на другие дела.

          С уважением, Медведев Николай.

          • Николай, огромное спасибо за ответ! Для меня достаточно научиться быстрому чтению в 500 слов в мин. Две книги в день — в голове будет каша от прочитанного. Я бралась однажды за освоении техники быстрого чтения по книге О.А. Андреева. Все три принципа мне знакомы. Но применять их на практике так и не получилось: то ли терпения не хватило, то ли внимания, то ли времени. В любом случае, это должно зависеть от меня, моих способностей, возможностей, желания. Буду признательна любому Вашему совету. Если у меня не получается освоить технику самостоятельно, то может попробовать приобрести какие-то он-лайн программы. Какого Вы о них мнения?

            Все школы скорочтения настроены на работу с нехудожественной литературой. Методики по устранению недостатков чтения предполагают длительную практику. Обычно в этих школах даются некоторые алгоритмы рационального чтения, отсюда возникает иллюзия, что стали читать быстрее. На самом деле — стали пользоваться алгоритмами чтения. Влияние базовых недостатков (допустим что их 3) несколько уменьшилось, но не существенно. Поэтому для нехудожественной литературы вроде бы и нормальные результаты.

            Но в отношении с художественной несколько другой результат. За те 2-3 недели от недостатков не избавишься. А для художественной литературы именно они являются ограничением, поскольку текст читается без пропусков фрагментов и требуется банально увеличить скорость, а не рационально искать нужную информацию.

            Для начала нужно определить для себя желаемый уровень извлечения информации из художественной книги. Только сюжет или все же что-то еще.

            Вариант: прочитать книгу со скоростью 1 минута — 2 страницы, улавливая главную нить и делая пропуски деталей. Всю книгу. Затем отложить — подумать, если есть необходимость второго прочтения, то уделить внимание деталям. Большинство книг даже не требует второго прочтения — достаточно сюжета. Если очень понравилась — третье прочтение — получить удовольствие от художественности. Любимые книги — перечитывают всю жизнь.

            Что касается навыков по устранению недостатков, тренировать их следует на практике чтения, а не абстрактно. Курсы уже не нужны — Вы же знаете о них, поэтому читаете и применяете: не проговаривая, не возвращаясь. Время сделает свое дело и результат будет. Это хотя бы для начала. Всего не опишу сейчас — подготовлю отдельную статью.

            С уважением, Николай.

    Николай, большое спасибо! Буду тренировать свою технику чтения. Из Ваших комментариев я поняла, что чтение художественной литературы, во всяком случае для меня, достаточно в том темпе, какой есть. Иначе теряется смысл самого чтения. И все-таки... «нет предела совершенству»! Буду стремиться к нему.

    Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» не эффективно (помню из своего детства). Возможно у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях. Спасибо за участие! Всего Вам доброго!

Большинство из вас узнали о безынструментальной детекции лжи благодаря сериалу «Обмани меня», затем кто-то прочел книгу, а может и книги Пола Экмана, возможно прочли Джо Наварро или Аллана Пиза и посчитали, что немного попрактиковавшись, станут «видеть людей насквозь». Большинство даже не предполагали о существовании графологии, оперативной психодиагностике, холодном и горячем чтении и о черепно-лицевом профиле. Если и знали, то не предполагали, что это все используется для детекции лжи. Кто-то знал формулу необихевиоризма, но не знал, что она так же используется в профайлинге. Одного знания мимики не достаточно для оперативного видения всей картины в целом. Кто-нибудь слышал о таблицах Шульте? А ведь навык развиваемый ими является основополагающим для отслеживания мимических действий.

Таблицы Шульте — таблицы, в ячейках которой хаотично размещена определенная информация, зачастую — последовательно идущие числа. В самом стандартном исполнении это одноцветная квадратная таблица в 25 ячеек с хаотично разбросанными числами. Задача: найти все числа по порядку за максимально короткое время. При грамотном и регулярном выполнении развивается темп восприятия информации и расширяется периферическое зрение. От развитости которого зависит: увидите ли вы напряжение челюсти (желваки)у своего собеседника или же пропустите, потому что смотрите ему в глаза?

Но как и в тренажерном зале, если вам дадут штангу, а вы будете ее ногами по полу катать, сами понимает, толку будет не много. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все цифры, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью. Наибольшего результата вы добьетесь если при тренировке у вас полностью будут отсутствовать горизонтальные и вертикальные движения глазами. Это сложно и, разумеется, поначалу у вас могут возникнуть сложности с выполнением, но с каждой тренировкой ваш навык будет расти, а трудности исчезать. Главное — стабильные занятия; достаточно уделять таблицам по 15-20 минут в день. После двух-трех недель занятий вы, наверное, почувствуете, что эти таблицы слишком просты для вас. Тогда попробуйте уложенные варианты; двухцветные, многоцветные, асимметричные и т.д.

Не стоит преувеличивать свои знания и умения. Да, безусловно, в какие-то простые моменты повседневной жизни вам поможет то знание, которое вы получили из сериалов и научно-популярной литературы, к примеру понять что ваш ребенок слукавил, сказав что ничего не задали. Но для того, чтобы считать себя хотя бы начинающим специалистом нужно посвятить не один год на изучение всех аспектов науки и еще не один год на отработку навыков. Не зря ведь говорят -«Век живи, век учись, а дураком помрешь.»

Узнать больше том как развить свои когнитивные навыки и повысить умственные способности вы сможете из материалов сайта, размещенных в .



У каждого из нас есть два уровня зрительного восприятия – прямое и периферическое (боковое). Прямое зрение отличается тем, что охватывает небольшое поле, на котором сфокусирован взгляд, и при этом позволяет различать даже самые мелкие детали. Периферическому зрению остается все остальное – мы видим множество предметов, находящихся за зоной фокуса, но их очертания размыты.

Но прежде, чем говорить о том, как развить периферическое зрение, давайте выясним, почему оно так важно и зачем вообще нужно.

Прямое и периферическое зрение отвечают за абсолютно разные сферы деятельности животных, в том числе и человека. Прямое зрение нужно для активной деятельности – охоты или поиска. Поэтому у хищников глаза находятся на передней части морды, чтобы фокусироваться на выслеживании и погоне за добычей. У человека такое расположение глаз связано с активной интеллектуальной, созидательной и творческой деятельностью.

А вот у травоядных животных и птиц глаза расположены по бокам – это необходимо для большего угла обзора, чтобы вовремя заметить приближающегося хищника. Но за все нужно платить, и за широкое боковое зрение тоже. Животные, у которых глаза расположены по бокам, намного хуже видят предметы, находящиеся перед ними, чем мы с вами.

Качество периферического зрения человека - не постоянная величина. Оно может ухудшаться и улучшаться в зависимости от того, насколько активно мы им пользуемся. И, конечно же, его можно развить с помощью специальных упражнений.

Но зачем нужно развитие периферического зрения? Во-первых, благодаря ему человек может одновременно охватывать и анализировать большее количество объектов. Расширив границы зрения, можно быстрее сориентироваться в ситуации. Одновременно с боковым зрением мы развиваем и мышление, поскольку заставляем мозг оперировать большим количеством информации.

Развитие периферического зрения может даже спасти жизнь, поскольку благодаря ему мы замечаем опасность раньше и можем вовремя принять решение. Это очень важно для тех, кто водит транспорт, занимается экстремальными видами спорта, живет в быстром ритме. В общем, боковое зрение – крайне полезный инструмент, и им нужно уметь владеть на достаточном уровне, чтобы оно приносило пользу.

Тренировка периферического зрения

Существует множество упражнений для тренировки периферического зрения,здесь приведены лишь самые интересные.Некоторые можно делать прямо на улице по пути на работу или в транспорте, для других понадобится спокойная домашняя обстановка, позволяющая сосредоточиться. Приятно то, что практически все эти упражнения не требуют большого количества времени и особых усилий.

Помните, что с этими упражнениями не нужно слишком усердствовать – уделяйте им по 15 минут в день (кроме упражнения с маской, для него достаточно 1-2 занятий в неделю). Поначалу у вас будут немного болеть глаза, а может, и голова – не стоит бояться. В нашей зрительной системе немало мышц, в том числе и для фокусировки взгляда. Когда мы начинаем тренироваться в спортзале, наше тело сначала отзывается болью, и мы называем это крепатурой. Здесь так же – мы нагружаем разленившиеся мышцы, заставляем их работать, поэтому появляется небольшая боль. Внимательно следите за своим состоянием: небольшой дискомфорт – это нормально. Если же вы чувствуете резь в глазах, появляется слезливость, трудно двигать глазными яблоками, значит, вы все же перестарались. Дайте глазам отдохнуть несколько дней.

Эти предупреждения написаны здесь не для того, чтобы напугать вас – в тренировке глазных мышц нет ничего опасного. Похожие упражнения на изменение фокуса прописывают при близорукости, поэтому, развивая периферическое зрение, вы можете заодно «подтянуть» его общее качество. Зато уже через несколько дней вы начнете замечать, насколько шире стала картина окружающего мира, а через месяц ваши глаза превратятся в широкоформатный экран, на котором вы будете видеть намного больше, чем видели раньше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Периферическое зрение человека обеспечивает более широкий обзор окружающего мира. Способность различать предметы, расположенные вне поля прямого зрения, в минуты опасности может спасти человеку жизнь.

Как можно развить периферическое зрение человека

Человек при восприятии окружающего мира пользуется двумя видами зрения: прямым и периферическим (боковым). Нормальные границы бокового обзора составляют 120°, но у женщин в силу векового отбора порой видимость расширяется до 180°. Развитие периферического зрения можно осуществить с помощью специальных тренировок и упражнений.

С помощью глаз человек ориентируется в пространстве, оценивая 90% поступающей информации. Полная или частичная потеря зрения изменяет уровень жизни людей, повышая риск возникновения травматизма в быту или на производстве.

Как определить стандарт бокового обзора
При фиксации взгляда на определенной точке нормой считается различие предметов, их окраски, формы, предназначения в сторонах, считая от центра глаза:

С внутренней стороны взгляд ограничивается переносицей, поэтому периферическое зрение определяется параметрами, которые составляют 55°, 55°, 50° соответственно.

Как проверить величину поля бокового зрения самостоятельно

Периферийное зрение призвано различать изменения положения объектов, их движение. При этом в сравнении с центральным восприятием предметы видятся не достаточно четко, чем дальше они расположены, тем хуже различаются их цвет и форма.

Простейшая проверка периферического зрения:

  1. взять в обе руки по какому-нибудь яркому предмету;
  2. сфокусировать взгляд прямо перед собой;
  3. развести руки в стороны горизонтально;
  4. если предметы видны в обеих руках, то периферический обзор нормальный;допускается сужение видимой области на 30° (по 15° с каждой стороны).

Если обзор составляет намного меньшую величину, следует обратиться к врачу. Нарушение может свидетельствовать о заболевании глазной сетчатки, недостаточности витаминов в питании, пораженных тканях зрительного нерва, сбое работы центральной нервной системы.

Почему нарушается периферийный обзор

Последствие после различных глазных заболеваний, травмы головного мозга – значительное сужение периферического зрения, характеризуемое в локальном или концентрическом уменьшении видимых участков, возникновении «слепых пятен», на которых видимость отсутствует вообще. Также в сетчатке глаза существуют физиологические ангиоскотомы, образованные по ходу крупных сосудов, препятствующих отражению света.

При значительных патологиях у человека отмечается полная потеря периферического зрения, остается только трубочное восприятие, при котором можно читать, но трудно ориентироваться в пространстве.

Характеристика видов нарушения зрения:

  • Органические нарушения возникают вследствие структурных изменений в тканях глаза, сопровождаются ограничением его функции (катаракта, опухолевые поражения, конъюнктивит, атрофия зрительного нерва, блефарит).
  • Функциональные изменения характеризуются изменением хода поступления световых лучей, которые формируют изображение предметов на сетчатке (дальнозоркость, близорукость, косоглазие, астигматизм, амблиопия).
  • Если утрачивается четкость восприятия окружающих предметов, происходит значительное сужение периферического зрения, ухудшается возможность видеть в темноте.

Как видят предметы на периферии женщины и мужчины

Боковое зрение у мужчин и женщин значительно отличается по причине, заложенной генетически:наследственная информация, трансформирующая работу периферических клеток сетчатки (колбочек) откладывается в Х хромосоме, которых в женском организме две, а в мужском – одна.Поэтому одну и ту же картинку представители обоих полов видят по-разному:

  • женщина отмечает мелкие детали, характеризующие сам объект и то, что расположено вокруг, обращает внимание и запоминает цветовую гамму окружающих предметов;
  • мужчина обращает внимание только на центральную фигуру, не акцентируя внимания на мелочах;
  • сильный пол лучше различает предметы в темноте, но глаза его быстрее устают;
  • женский пол намного аккуратнее водит машину в дневное время, благодаря более развитому периферическому зрению, замечая практически все происходящее вокруг;
  • при работе за компьютером женские глаза устают меньше.

Периферическое зрение у обоих полов резко снижается к 65 годам.Возрастные особенности затрагивают и возможность владеть боковым зрением, достаточно сильно сужая обзор.

Тренировка бокового обзора

Периферическое поле зрения влияет на работу мозга, стимулируя его функциональность. Размер поля может изменяться в большую сторону, если регулярно тренировать свои способности.

Как развить периферическое зрение с помощью гимнастики:

  • Сфокусировать взгляд на определенном месте противоположной стены, расстояние до которой не меньше 3 метров. Вокруг выбранного объекта следует развесить цветные картинки на разном расстоянии от центрального предмета. Стараться четко разглядеть, что нарисовано на картинках, не переставая фокусироваться на выбранном первоначально предмете.
  • Взять в обе руки цветные карандаши и разводить их в разных пространственных направлениях, стараясь разглядеть предметы одновременно.
  • Во время езды в общественном транспорте следует выбрать точку обзора вдалеке. Не отрывая центральный взгляд, рекомендуется рассматривать с помощью бокового зрения окружающие предметы, которые находятся в движении. Постепенно их количество необходимо увеличивать.
  • Найти в газете или журнале вертикально расположенную статью. Разделить ее яркой линией примерно пополам. Пробовать прочитать статью по диагонали, не переводя взгляд на отдельные строчки.
  • Сделать маску на лицо, закрывающую центральную его часть. Заниматься домашними делами, одевая и снимая маску через 20 минут в течение 1 часа.
  • Во время пеших прогулок смотреть вперед, одновременно замечая дефекты дороги под ногами.
    Рекомендуется увеличивать время нагрузки при упражнениях для развития периферического зрения постепенно, начиная с 15 минут. Если глаза устают, следует делать небольшие паузы. Можно поморгать, чтобы снять излишнее напряжение.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!