Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук. Дидактические игры с крупами для детей подготовительной группы «Крупинки-придумки

Дидактические игры с крупами. Игровой набор «Крупеничка» и вариативные формы работы с ним.


Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Солнышко", г.о. Королёв Московской области.

Игры с крупами - это весёлое развитие ребёнка!

Предлагаю материал по созданию игрового набора "Крупеничка" и возможные варианты детских игр с крупой. Материал может быть полезен воспитателям детских садов и родителям.

Игры с сыпучими материалами прекрасно развивают сенсорное восприятие мира, мелкую моторику детских рук. Известным является тот факт, что развитие мелкой моторики рук стимулирует совершенствование таких систем организма, как зрительная, нервная, мышечная и костная. Это становится возможным, благодаря сложным взаимодействиям всех этих систем при выполнении мелких и точных движений, в чем и есть суть мелкой моторики. Кроме того, любые занятия на мелкую моторику благотворно влияют на умственное развитие, а значит и на процесс познания речи, оказывают успокоительный эффект, развивают воображение.

Описание игрового средства:


Игровой набор «Крупеничка» представляет собой набор из 5-8 пластиковых контейнеров,
заполненных различными видами круп:
- манная
- овсяная
- гречневая
- рисовая
- пшённая
для детей постарше дополнительно могут быть включены:
- перловая
- кукурузная
- ячневая и др.
(к набору прилагаются пластиковые ложечки, ситечки)

Назначение:
Предназначен для ознакомления детей с различными видами круп, сенсорного познания предметов и веществ, для развития мелкой моторики и детского творчества.

Описание развивающих свойств пособия:
Способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, зрительного внимания и ориентировке на плоскости. Активизирует фантазию, творчество. Воспитывает усидчивость.

Возрастной диапазон: адресован детям 4-7 лет.

Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами круп - манная, овсяная, гречневая, пшённая, рисовая, перловая, кукурузная, ячневая;
2. Учить детей отличать одну крупу от другой визуально и на ощупь;;
3. Познакомить через игру с технологией приготовления каши;
4. Развивать творческие способности детей;
5. Активизировать и обогатить словарный запас детей.


- рисование крупой;
- аппликация из крупы;
- дидактические игры с крупой;
- сюжетно-ролевые игры с использованием крупы.

Перечень игровых заданий или упражнений с игровым средством:
- дидактические игры и упражнения: «Составь пару» (крупа + название каши), «Определи на ощупь» (волшебные мешочки с крупой), «Золушка» (разобрать две крупы – например, рис от гречи);

Органолептическая игра «Угадай кашу на вкус» (эту игру можно проводить каждый день за завтраком, детям предлагается съесть кашу и угадать её название, затем найти и показать контейнер с образцом соответствующей крупы).

Сюжетно-ролевые игры «Поварята», «Кукла заболела, в завтрак не поела», «Детский сад», «Магазин», «Я дежурный»;


- творческие задания «Выложи картинку» (предложить ребёнку выложить на цветном листе А4, например, любимую игрушку, зимний лес, фантазийные цветы, цыплёнка, собачку, цифры, буквы и т.д.).


Возможности дополнительного использования:
- можно использовать для индивидуальных занятий по математике для закрепления ориентации на плоскости (например, «Выложи в правом верхнем углу солнышко из пшена, в левом нижнем – дерево из гречи, в левом верхнем – облачко из овсянки, в правом нижнем – домик из манки, в центре – цветок из любых круп);
- можно давать творческие домашние задания для совместного семейного творчества;
- возможно использование для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.


Игры с крупами - это нескучное занятие для детей и родителей!

Крупы очень полезны для развития мелкой моторики рук. А еще, копание в крупе успокаивающе действует на нервную систему ребенка и развивает головной мозг.

Будьте готовы к тому, что ребенок может недоверчиво отнестись к крупам, дети консервативны и настороженно относятся к новому. Не заставляйте ребенка дотрагиваться до крупы насильно, пусть он понаблюдает, как мама играет с новым предметом. Через некоторое время любопытство возьмет верх и он заинтересуется игрой.

Вот для малышей от года до двух лет. Вы можете их дополнять, придумывать что-то свое, игр с крупами можно выдумать огромное количество.

  • Помните, если Вы отвлечетесь от малыша во время занятия, вся крупа быстро окажется на полу. Говорите ребенку, что нельзя сыпать крупу на пол.
  • Занятия лучше проводить последовательно от первого к второму.
  • Прежде чем перейти к следующему занятию сначала освойте предыдущее, позанимайтесь по нему несколько раз.
  • Освоенные занятия можно совмещать.

Занятие 1: Знакомим малыша с манкой

Понадобится :

  • манка — 100 грамм,
  • детская небьющаяся тарелочка.

Насыпьте манку в тарелку и покажите, как можно играть с манкой, нарисуйте на ней что-нибудь и обязательно расскажите ребенку, что это. Потом берите один пальчик поочередно на обеих руках малыша и рисуйте разные узоры. Рисовать можно солнышко, гриб, тучку с дождем, круг, рожицы и все что угодно по желанию.

Покажите крохе как можно брать манку в кулачок и сыпать сверху вниз. Научите, как можно солить пальчиками. Как можно чаще говорите слово «манка «, чтобы ребенок со временем запомнил название крупы.

Занятие 2: Знакомимся с гречкой

Понадобится:

  • гречка — 2 кг;
  • баночка с крышечкой из под витаминов.

Гречка прекрасно массирует ручки ребенка. Опустите ручки малыша в крупу, чтобы кисти полностью погрузились. Сжимайте и разжимайте гречку в кулачок, пропускайте через пальцы, потом осторожно вытаскивайте ручки наружу.

Дайте ребенку баночку пусть он набирает в нее ручками крупу и высыпает назад. Заполните баночку на треть гречкой и закройте вместе с ребенком крепко крышкой. Дайте малышу погреметь баночкой, а потом открутите с ним крышку и высыпьте гречку в кастрюлю.

Не забывайте часто повторять ребенку, что мы играем с гречкой , чтобы он запоминал слово.

Занятие 3: Готовим кашу из манки и гречки

Понадобится:

  • гречка — 1 — 2 кг;
  • манка — 0,5 кг;
  • кастрюля на 5-6 литров или пищевая пластиковая коробка;
  • поднос или пластиковая мелкая тарелка, желательно цветные;
  • маленькое сито;
  • ложка деревянная или пластиковая.

Если Вы часто делали первые два занятия с манкой и гречкой, то ребенок уже научился отличать манку от гречки. Показываем крупы малышу и просим определить где гречка, а где манка. Даем ребенку покопаться в крупах, а потом ложками пересыпаем их в кастрюлю.

Мешаем ложкой крупы — готовим кашу. Кашей можно покормить из ложечки мишку, кукол.

С помощью сита просейте крупы: манка просеится в тарелку (поднос), а гречка останется внутри сита. Пусть малыш тоже попробует просеять манку, а потом пальчиками порисует на ней. Повторяйте слово «сито «, чтобы ребенок запомнил его.

Засуньте ручки малыша в гречку, сжимайте ее в кулачки и разжимайте, пропускайте через пальцы и вытаскивайте наружу.

Занятие 4: Мешочки с крупой

Понадобится:

  • гречка;
  • манка;
  • 2 небольших мешочка прошнурованные у основания, чтобы можно было их туго завязать.

Дайте ребенку насыпать ложкой в один мешочек манку, а в другой гречку. Туго завяжите мешочки, чтобы малыш не мог их развязать.

Просим ребенка определить на ощупь в каком мешочке гречка, а в каком манка. Пусть малыш перекатывает мешочки в ладонях — крупа будет массировать ручки через ткань. Через несколько занятий ребенок будет на ощупь легко отличать крупы друг от друга.

Занятие 5: Знакомимся с фасолью

Понадобится:

  • крупная фасоль — примерно 10 штук;
  • пластиковая прозрачная бутылка объемом 0,5 литра — 1 штука.

Выложите фасоль на тарелочку перед малышом, скажите, что это фасоль. Пусть ребенок потрогает ее, познакомится, следите, чтобы не брал в рот.

Возьмите одну фасолинку и бросьте ее в бутылочку, теперь ребенок пусть берет по одной фасолинке и бросает в бутылочку. Предлагаем малышу закрыть крышечку и показываем, как гремит фасоль в бутылке.

Занятие 6: Волшебные мешочки

Понадобится:

  • мешочки с манкой и гречкой с занятия 4;
  • крупная фасоль — 10 штук;
  • небольшой мешочек, аналогичный мешочкам из занятия 4.

Предлагаем ребенку пересыпать фасоль в мешочек, после этого туго завязываем его. Теперь малышу надо определить в трех мешочках, где манка, гречка и фасоль.

Не убирайте далеко мешочки после занятия, пусть они будут на видном месте, чтобы ребенок при желании перебирал их и развивал свои тактильные ощущения.

Понравилось? Расскажите об этой странице друзьям!

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с крупой на развитие мелкой моторики рук

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребёнком, кроме того способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов.

Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Все эти занятия содержат не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Увлекательные работы получаются с использованием манки, пшена, гречки, кукурузной и пшеничной крупы, фасоли, чечевицы, семечек. При работе с различными крупами дети узнают историю их получения, например, где выращивают гречку, пшено, как получают кукурузную крупу, манку и т.д.

Первое знакомство

Прячем ручки

Возьмите большую миску, высыпьте в неё крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

Искупаемся

Возьмите тазик или детскую ванночку, не большой, но чтобы туда мог сесть и встать ребёнок, насыпьте туда гречку или другую крупу, предложите ребенку сначала походить в тазике, а потом и присесть: «Отличный массаж!». У некоторых детишек такое купание вызывает огромный восторг, поэтому будьте готовы, что содержимое тазика окажется вне его, поэтому часто таким «купанием» в ванной комнате!

Ищем секрет

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!

Сортируем, перекладываем, собираем

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Пересыпаем крупу

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ ребёнку!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребёнку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

Счет, форма, цвет

Возьмите макароны разного цвета, формы (сейчас в магазинах они представлены в изобилие), перемешайте их, а затем предложите ребёнку их разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3 одинаковых макарошки, чтобы у ребёнка сработала ассоциация: «Круглая к круглой, звездочка к звездочке, бантик к бантику или красная к красной, зеленая к зеленой».

Важно знать, что если вы сортируете предметы по цветовому признаку, то все предметы должны быть одинаковой формы, и наоборот, если сортируете по форме, то предметы должны быть одного цвета.

Творчество

Рисование

Возьмите поднос и крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так, же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку.

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

Аппликации

Для выполнения аппликации понадобится плотный картон или дощечка, краски, карандаши, клей ПВА, крупы, семена, подходящие для раскрашивания вашего рисунка.

На картоне нарисуйте или переведите картинку. Можно приклеить вырезанное изображение из раскраски. Намажьте клей по контуру вашей картинки и засыпьте этот участок крупой, лишнее стряхните. Семена, горох приклеивают по отдельности. Чтоб работа дольше сохранилась, нанесите на нее лак для волос.

Полезные советы:

1. Выбирайте для работы плотные материалы в качестве основы. Обычная бумага размокает и деформируется, портит внешний вид будущего изделия.

2. При выполнении работы продвигайтесь в направлении сверху вниз, слева на право, чтобы случайно не смазать готовые фрагменты.

3. Клей не жалейте. Накладывайте слой потолще, чтобы все крупинки надежно приклеились.

Шаблоны для аппликации можно вырезать, тогда получатся отдельные фигурки - корзинки, фрукты, животные. Ими можно украсить уголок, сделать тематическую инсталляцию или большое панно.

Бусы из макарон

Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите ребёнку, как нанизать макароны на шнурок: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше самому заняться этим непростым занятием.

Пластилиновые фантазии

Крупа, бобовые, макароны, орехи – идеально подходят как дополнительные аксессуары для занятий с пластилином. Скорлупки от орехов могут стать шляпками или зонтиками, горох может заменить глазки, пуговки. Можно приготовить пиццу, раскатав пласт из пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить вазочку, предварительно облепив ее пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и получится пушистый снег, макароны необычной формы могут превратиться в цветы.

Найди такой же

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.

Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.

Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики - шумелки , а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай найдем такой же!».

Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дать освоиться и предложить найти такой же.

После игры

Конечно же, после игры вся крупа будет перемешена. Но не выбрасывайте ее, ссыпьте ее в любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующийраз малышу приятно будет отыскать «клад на дне крупяного бассейна».

Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время вместе со своими детьми.


Здравствуйте, дорогие родители!

В этой статье речь пойдет о развивающих играх с крупами с детками в возрасте от 1 годика. Хотя я своему сыну предлагала возится с крупой, когда он еще в возрасте 6-7 месяцев. Он в то время сжимал крупу в кулачок и разжимал. Очень было ему интересно, как крупинки между пальчиков высыпаются. И конечно же, это новые тактильные ощущения. Сейчас нам уже полтора годика, но интерес к крупам у нас не прошел. Используем: и рис, и гречку, манку, фасоль, горох, пшено, перловку — короче все, что дома есть.

При помощи таких игр ребенок развивает координацию своих движений, учится логически мыслить, стимулирует свою речь, и конечно же всеми любимая задействована мелкая моторика.

Если вы впервые решили заняться со своим малышом подобного рода занятием, рекомендую в качестве безопасности, начать сначала с таких круп, как манка. Объясняйте ему, что крупу не нужно тянуть в рот, ей мы только играем.

Потом, когда ребенок освоится, привыкнет, можно использовать рис, гречку или горох. Если ребенок даже нечаянно затянет в рот, ничего страшного не произойдет.

Далее можно будет переходить на фасоль, бобы, перловка. Ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка без присмотра, его руки и рот должны быть у вас всегда на глазах! И конечно же, каждая мамам сама решает, подойдет ли ее ребенку такая игра и такая крупа.

Отведите место для таких игр. Будьте готовы, что ребенок будет как птица — лебедь размахивать руками и кидать крупу за борт. Пусть это будет такое место, где крупу будет несложно подмести, или постелите покрывало и сядьте с малышом в его центр, после игр, просто его соберете и вся крупа останется в покрывале, стряхнете и все. Пусть ребенку будет удобно сидеть и видеть, как вы ему будете показывать.

Что же можно делать с этой самой крупой, давайте посмотрим:

  1. Конечно же, тренируем наши ручки и привыкаем работать большой ложкой, маленькой ложкой. Подойдут и деревянные ложки, всевозможные поварешки. Пусть их будет несколько и разные, так ребенок будет учиться ими пользоваться. И пересыпать с их помощью с одной посудинки в другую.
  2. Используем бутылку, желательно прозрачную. Подойдет и пластиковая с узким горлышком. Складываем туда наши фасолинки, бусинки, макарошки, горошинки.
  3. Учим ребенка зачерпывать крупу детской кружечной и пересыпать из нее например в чашку.
  4. Можно сыпать ложкой в эту же бутылку с применением воронки. Если нет воронки, можно сделать ее самостоятельно. У нас такая воронка приклеена скотчем к бортику.
  5. Ищем в крупе спрятанные секретики. Это могут быть мелкие формочки, игрушки, магнитики для холодильника.
  6. Кормим разных зверьков (сделано из обычной чайной коробочки)
  7. Из плотной бумаги или картона можно сделать скат и сыпать по нему крупу. У нас тоже приклеен скотчем к бортику.
  8. Смешать манку с горохом, и при помощи ситечка просеять, чтобы остались горошины.
  9. Насыпаем крупу в формочки.
  10. Прячем в крупу крупные макаронины. Пусть малыш их отыщет и сложит в отдельную емкость.
  11. Небольшое количество разных круп смешайте, (кроме пшена и манки) и дайте ребенку рассортировать содержимое по разным емкостям.
  12. Можно использовать и спецтехнику, нагрузить самосвал или экскаватор и перевозить грузы. здесь .

Оставшуюся от игр крупу мы используем в последующих занятиях. Наблюдайте за своим ребенком — что-то ему будет интересно, что — то не заинтересует его совсем. Не переживайте, через некоторое время можете предложить ему опять те занятия, от которых он отказался, и возможно, он ими заинтересуется. Учитывайте его настроение и моральный настрой, и кое-что вы точно найдете для него!

Ловких вам ручек! Всего доброго, до новых встреч!

Игры с крупами - изобретение не новое. Но это нисколько не умаляет того полезного развивающего влияния, которое они оказывают на малыша. А ведь такие игры - это еще и невероятно весело! Главное правильно их организовать, чтобы потом не пришлось тратить полдня на уборку квартиры. Убирать, конечно, все равно придется, но мы постараемся минимизировать разрушительные последствия игр с крупой. Для этого станем играть не в комнате, а на кухне. Мисочки и коробочки с крупой будем ставить на большой поднос. Так крупа меньше рассыпается по столу и полу. Пол возле маленького игрока можно застелить большой клеенкой или куском ткани (например, старой простынею).

Встречаются малыши, которые готовы пересыпать крупы и перекладывать макароны из мисочки в мисочку достаточно долго. Другие же ребятишки уже через пять минут начнут все разбрасывать по кухне. Эти особенности маленького игрока нужно учитывать. Если интерес к игре угас, займите малыша чем-то другим, а крупы уберите до следующего раза. Даже игра, которая длится 5-10 минут, принесет пользу для развития малыша. По мере взросления, продолжительность игр можно будет увеличивать.

Приступая к играм с крупами, не забывайте о правилах безопасности. Все игры должны проходить под строгим контролем взрослых. В целях безопасности, для самых маленьких игроков используйте мелкие крупы: манную, ячневую, кукурузную, пшеничную. Если они попадут малышу в рот, ничего страшного не произойдет. С гречкой, рисом, перловкой нужно быть более осторожным. А оставлять малыша один на один с горохом, бобами, сухими макаронами категорически нельзя даже на минутку! Всего несколько секунд - и фасоль может оказаться в дыхательных путях малыша.

Сыплем-насыпаем

Всевозможные забавы с пересыпанием крупы очень полезны для развития тактильной чувствительности малыша, мелкой моторики, координации движений. Это одновременно и игра, и экспериментирование с новым, разнообразным материалом…

1-2 года

Пересыпалки. Поставьте на поднос две мисочки: одну с крупой, другую - пустую. Покажите крохе, как брать крупу щепотками и пересыпать из одной мисочки в другую. Пусть попробует. А потом выдайте крохе ложку, пусть пересыпает крупу с ее помощью.

Цып-цып-цып. Для игры вам понадобится игрушечная курочка или цыпленок и мисочка с пшеном. Скажите малышу: «Давай покормим курочку: цып-цып-цып». Научите малыша брать пшено в щепоть тремя пальчиками и сыпать на стол. Пусть покормит курочку, насыпав ей зерна.

Варим суп. Чтобы пересыпание крупы обрело для малыша какой-то смысл, предложите ему сварить суп для зайки (собачки, куколки). Пусть насыпает крупу в игрушечные кастрюльки и размешивает ложкой. А потом станем «варит кашу для папы» - сыпать крупу в самую настоящую большую кастрюлю.

Дождик. Для этой игры лучше взять горох. Насыпьте его в большую миску или тазик. Покажите крохе, как набрать горох в руку, поднять ее вверх и высыпать. Как будто дождик идет! Можно сыпать горох в пустую металлическую миску. Он тогда будет весело барабанить, как настоящий дождик. Сыпьте с разной высоты - будет разный звук. Командуйте малышу: «Пошел маленький дождик, капает по капельке. А теперь сильный дождь полил!» Можно при этом приговаривать потешку:

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!

Дорожка. Пусть малыш наберет в ладошку мелкой крупы (манка, ячневая, пшено) и сыплет ее на поднос в виде дорожек. Потом можно «походить» по этим дорожкам пальчиками, приговаривая:

Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ, топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ…

2-3 года

Помощник. Смешайте в миске любую мелкую крупу вроде манки с гречкой или рисом, выдайте малышу сито, сквозь отверстия которого манка свободно просыпается, а гречка - нет. Расскажите малышу, что в подвал домика куклы Маши забрались мышки. Они прогрызли мешки с крупой, и все перемешалось. Теперь Маша плачет, не знает, что делать. А мы ей поможем! Покажите крохе, как просеять смесь и без труда отделить манку от гречки. Пусть кроха постарается закончить работу самостоятельно.

Воронка . А теперь будем сыпать крупу через воронку. Это так увлекательно! Сначала пусть малыш просто насыпает сверху крупу и наблюдает, как она высыпается снизу тоненькой струйкой. Потом можно попробовать с помощью нового инструмента сыпать крупу в стаканчики, пластиковые бутылки и другие емкости с узеньким горлышком.

Зарядка для пальчиков

До года

Разминка. Насыпьте в мисочку побольше крупы. Пусть малыш просто перебирает ее в ручках, знакомясь с новыми непривычными тактильными ощущениями.

Ку-ку. На глазах у малыша опустите руки в крупу так, чтобы ладони полностью в ней спрятались. Где мамины ручки? Вот они! Потом спрячем ручки малыша. Где ручки? Пусть кроха сам их отыщет и поудивляется.

Входит и выходит. Заготовьте несколько картонных трубочек (от пакетов, бумажных полотенец и т.п.). Поставьте трубочку под углом, опустите в верхнее отверстие фасолинку и покажите малышу, как она выкатится с другой стороны. Пусть и малыш попробует брать пальчиками фасоль и бросать в трубочку. А что будет, если насыпать в трубочку крупу?

1-2 года

Кучки. Насыпьте на большой поднос разные крупы кучками: кучка гречки, кучка перловки, пшена и т.п. Можно добавить горох, фасоль, разные виды макарон. Пусть малыш сам решит, что со всем этим делать: может брать из каждой кучки по крупинке и складывать в центр подноса, а, может, смешать все ладошкой…

Поиски клада. На глазах у малыша спрячьте в миске с крупой несколько мелких игрушек (из киндер-сюрпризов, брелочки, подвески для телефона и т.п.). Пусть малыш опустит ручки в крупу и найдет спрятанный «клад».

Экспериментатор. Насыпьте крупу или смесь круп в миску, миску поставьте на поднос, выдайте малышу побольше разных емкостей и приспособлений: чашечки и тарелочки из набора детской посудки, большие и маленькие ложки, пластиковые стаканчики и т.п. Пусть малыш сам придумает, что со всем этим можно делать. А мама в игру не вмешивается, а тихонько наблюдает за процессом.

Покорми кошечку. На стенке литровой пластиковой бутылки нарисуйте маркером мордочку кошки. На месте рта прорежьте отверстие, края среза оберните скотчем, чтобы малыш не поранился. Теперь выдайте малышу сухие горох и фасоль и предложите покормить кошечку. Пусть кроха берет по одной фасолинке и проталкивает в бутылку через «рот».

Копилка для макарошек. Макароны-перышки интересно просовывать в горлышко небольшой пластиковой бутылки. Главное, что как попало они в горлышко не пройдут. Их непременно нужно развернуть правильно - в длину. Пусть малыш одновременно тренирует и пальчики, и мышление.

Затонувшие сокровища. А что если нам совместить игры с крупами и водой? Поставьте на большой поднос мисочку с водой, запустите в нее пластмассовый кораблик с грузом гречки и фасоли. На «море» начался шторм, кораблик перевернулся и весь груз высыпался на дно моря. Пусть малыш собирает со дна фасолинки и крупинки гречки и загружает обратно на кораблик. Разный размер «груза» будет требовать совершенно разной работы пальчиков. Будет здорово, если кроха станет доставать со дна «сокровища» не только правой, а и левой ручкой.

2-3 года

Золушка. Прочитайте малышу сказку о Золушке, а потом предложите поиграть. Помните, мачеха дала Золушке одно очень трудное задание: рассортировать смесь круп? Пусть малыш поможет Золушке, чтобы она смогла поскорее попасть на бал. Вариантов сортировки очень много. И всякий раз можно смешивать крупы по-разному. Можно, например, смешать горох и фасоль и рассортировать их по разным чашечкам. Можно насыпать горох в гречку и попросить малыша выбрать из крупы весь горох. Можно перемешать белую и красную фасоль, желтый и зеленый сушеный горох или несколько разных видов макаронных изделий. Для самых продвинутых «золушек» смешайте понемногу гречки и крупного риса. Вот их-то разделить будет действительно непросто…

Веселые узоры. Из круп, гороха, фасоли, макаронин разных форм можно выкладывать на столе всевозможные узоры и картинки: солнышко, собачку, елочку, домик, цветочки и т.п. Сделайте совместно с малышом целую картинку. Особенно хороши для этого цветные макароны разных форм.

Повторялки. Тоже будем выкладывать узоры. Но теперь их придумывает мама, а малыш старается рядышком повторить точь-в-точь. Начните с самых простых. Например, выложите дорожку из макаронин. Когда малыш поймет, что от него требуется и будет легко справляться с простыми узорами, усложните задачу: используйте несколько разных материалов, чередуйте фасолинки и горошинки и т.п.

Цапля. Дайте малышу пинцет и покажите, как можно захватывать им горошинки и фасолины с блюдца и складывать в мисочку. Но прежде рассмотрите с малышом на картинке цаплю. Расскажите, что пинцет - это как будто ее клюв. Малышу понравится идея ловить этим клювом лягушек - фасолинки. Это не простое, но очень полезное упражнение для маленьких пальчиков.

3 года

Парочки. Игра немного напоминает «поиски клада», но цель ее другая. Подберите несколько парных предметов: монеты, крупные пуговицы, карандаши, чайные ложки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, конфетки, маленькие кубики и т.п. Насыпьте в миску побольше крупы и закопайте в ней по одному предмету из парочек. Покажите малышу, например, чайную ложку и попросите отыскать такую же на ощупь.

Веселые затеи

До года

Погремушки. Возьмите несколько небольших пластиковых бутылочек. В каждую до половины насыпьте определенный вид крупы, горох, фасоль. Хорошо закрутите крышки, чтобы кроха не смог их открыть. Для верности можно дополнительно заклеить крышку скотчем. У вас получатся замечательные развивающие погремушки для малыша. Малышу будет интересно трясти бутылочки и наблюдать, как крупа пересыпается внутри. К тому же, каждая погремушка будет издавать свой особый звук.

Чудо-мешочки. Мама-рукодельница легко и просто может смастерить для малыша полезные игрушки, используя самодельные мешочки из прочной хлопчатобумажной ткани и самые разные крупы. В один мешочек насыпаем рис, в другой - манку, в третий горох, фасоль, в четвертый - овсяные хлопья и т.д. Крепко зашиваем мешочки. Мешочек не должен быть слишком полным. Выдаем мешочки малышу, пусть перебирает, мнет их в ручках, стимулируя тактильную чувствительность и развивая моторику. Кстати, вместо мешочков можно использовать яркие детские носочки.

1-2 года

Маракасы. Выдайте малышу несколько маленьких пластиковых бутылочек, горох, фасоль, макароны. Покажите ему, как можно сначала набросать в бутылку фасолин, затем закрыть крышку и превратить бутылку в замечательную «гремелку». Пусть кроха теперь повторит все за вами и сделает свои собственные «маракасы».

Топотушки. Если насыпать горох, фасоль, любую крупу в большой тазик или на дно детской пластмассовой ванночки, получится своеобразный заменитель морского каменистого пляжа. Пусть малыш почаще топчется по крупе ножками, пробует захватывать фасолинки пальцами ног. Все это - замечательный массаж стоп. Он полезен и для укрепления стопы и профилактики плоскостопия, и для стимуляции иммунитета, и для улучшения работы всех внутренних органов и систем, так как на подошвах ног расположено множество биологически активных точек.

2-3 года

Печеньица. Вам понадобятся формочки для печенья в виде разных фигурок (или формочки для вырезания пластилина) и гречка. Положите формочку на стол, пусть малыш заполнит ее гречкой в один слой. Гречку внутри удобно разравнивать пальчиком. Потом очень осторожно поднимаем формочку - и на столе остается фигурка из гречки.

Убираем снег. С крупами интересно придумывать всевозможные сюжетные игры. Например, манная крупа может выступать замечательным заменителем снега. Насыпаем на стол манные сугробы, берем небольшую машинку-грузовичок, загружаем в нее «снег», перевозим и сгружаем его в определенное место. Например, в большую миску. А потом едем за новой порцией. Грузить снег можно рукой, ложкой, совочком…

Творческие игры

1-2 года

Пальчиковое рисование. Нанебольшой поднос насыпьте ровным слоем манку (или кукурузную крупу). Теперь возьмите ручку крохи в свои и его пальчиком рисуйте на манке разные узоры, домики, елочки, солнышко, зверушек. Рисуйте и называйте картинку. А потом пусть малыш попробует нарисовать какие-нибудь свои «каляки-маляки». Для того чтобы пальчики крохи испытывали разные тактильные ощущения, меняйте манку на другую мелкую крупу: гречку, рис, пшено.

Рисуем всем подряд. Рисовать на манке можно не только пальчиком, а и с помощью разных подручных средств: соломинки для коктейля, палочки от мороженого, ватной палочки, не зачиненного карандаша, ложки и т.п. Дайте маленькому художнику разные инструменты - пусть экспериментирует.

Пластилиновые узоры. Намажьте пластилин достаточно толстым слоем на лист картона, выдайте малышу побольше самой разной крупы, фасоль и сушеный горох разных цветов, макароны различных форм. Покажите, как все это можно вдавливать в пластилиновую основу. Пусть малыш создаст свой неповторимый коллаж. Если намазать пластилин на одноразовые картонные или пластиковые тарелочки, а потом украсить их крупами, получится настоящая картина, которая украсит стену детской или станет подарком бабушке.

Украшаем тортик. Чтобы делать узоры на пластилине было интереснее, предложите малышу украсить тортик ко дню рождения любимой игрушки. Тортик слепите из пластилина, массы для моделирования или соленого теста. Пусть теперь малышу украсит его, втыкая в поверхность разные крупы, бобы, макароны.

Готовим пиццу. Надоело украшать тортик? В следующий раз будем готовить пиццу для кукол. Лепим из пластилина большую лепешку и раскладываем на ней горошинки, фасолины, крупинки перловки, макароны-ракушки и т.п. А потом придумаем что-нибудь еще. Например, будем печь пластилиновые пирожки с начинкой из гороха.

2-3 года

Необычные раскраски. Вам понадобятся крупные раскраски для самых маленьких, клей ПВА, кукурузная и манная крупа. Смажьте контур раскраски клеем. Пусть теперь малыш набирает пальчиками кукурузную крупу и сыплет сверху на картинку. Слегка придавим крупу к бумаге, а затем стряхнем лишнее. У вас получится желтый контур. Теперь смазываем клеем саму картинку и точно так же посыпаем ее манкой. Стряхиваем лишнее, даем просохнуть. Получается очень симпатичная картинка! Оказывается, раскрашивать можно не только красками и карандашами, а даже крупой!

Бусины-макаронины. Крупные макаронные изделия (рожки, перышки и др.) - это замечательные бусины для самых юных ювелиров! Если нанизать их на шнурок, получатся замечательные бусы. Бусы можно носить, как украшение, а сам процесс нанизывания - отличная тренировка маленьких пальчиков. Чтобы нанизывать было веселее, можно поискать в магазине цветные макароны. Или покрасить обычные рожки гуашью и хорошенько высушить.

Съедобные бусы. Нанизывать на шнурок можно не только макароны. Для этой цели отлично подойдут и сухие завтраки в виде колечек. Их нанизывать еще легче, чем макароны. И даже можно подкрепиться в процессе игры…

3 года

Крупа-художница. А еще крупой можно рисовать. Возьмите лист картона, смажьте его клеем ПВА. Покажите малышу, как набрать щепотку мелкой крупы, а затем посыпать ею бумагу таким образом, чтобы получился какой-то контурный рисунок. Попробуйте «порисовать» вместе. Например, вы насыпаете окружность-солнышко, а малыш приделывает палочки-лучики. Так можно рисовать геометрические фигурки, разные картинки и даже писать и изучать буквы. Чтобы рисунок из манки или кукурузной крупы были лучше видны, используйте не белый, а цветной картон.

Гороховая мозаика. Половинки сушеного гороха можно использовать как мозаику. На небольшом листе картона нарисуйте контур картинки. Картинку густо смажьте клеем. Теперь будем выкладывать изображение половинками гороха, стараясь располагать горошины как можно ближе друг к другу, чтобы они плотно заполняли картинку.

Можно выложить грибок, елочку, солнышко, домик, кораблик, морскую звезду и т.п. Работа эта кропотливая. Если не удастся сделать всю картинку сразу, можно отложить работу до следующего раза.

Фасолинки-человечки. Вместе с малышом отберите крупные белые фасолины (или бобы). Теперь с помощью тонких маркеров их можно превратить в забавных человечков и зверушек, нарисовав глазки, носики, усы… Смастерите целую коллекцию таких человечков. С ними можно разыграть спектакль на столе. Или создать для них целый городок из спичечных коробков.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!