Тест несуществующее животное интерпретация для детей. Несуществующее животное расскажет о вашей личности

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Из опыта работы практического психолога

Игорь ЖУКОВСКИЙ,
психолог учреждения юстиции,
г. Калуга

Эти практические рекомендации психологу базируются на сопоставлении данных, полученных при обследовании репрезентативных групп с помощью комплекса психодиагностических методик, в том числе и метода объективного наблюдения. Тест «Несуществующее животное» не являлся основой диагностики - исследование проводилось с использованием теста М. Люшера, теста восьми влечений Сонди и его модификации, других тестов.
В экспериментальную группу входили студенты профессионально-технического училища, военнослужащие срочной службы, клиенты частной психологической практики.
Обследование в основном проводилось в дневное, дообеденное время, при нормальном освещении.
Каждый обследуемый проходил тестирование индивидуально, и за ним велось наблюдение.
Результаты тестирования подтверждены поведением клиента в социуме.
Материал для тестирования: лист бумаги А4 (можно использовать тетрадный двойной листок, близкий по размеру к формату бумаги А4); простой карандаш (цветные карандаши) или шариковая (капиллярная) ручка.

    Можно предложить испытуемому расположить лист бумаги, как ему удобно, - вертикально или горизонтально. Лучше всего вообще не упоминать об этом, а целенаправленно наблюдать за выполнением теста.

    Необходимо помнить, что данный тест эффективнее использовать индивидуально.

Инструкция

    Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем.

    Можно предложить в конце тестирования определить пол животного: «Напишите, какого пола ваше животное, - мужского, женского или среднего?»

Этапы интерпретации

    Общее впечатление.

    Семантическая интерпретация.

    Графологические признаки.

ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно дается характеристика человеку. Обычно рисунок оставляет одно из трех впечатлений: либо человек - агрессор, либо - обижен и ему угрожают, либо - нейтрален. Это первое впечатление. Его результаты используются при первичном ознакомительном обследовании.

Отношение площади, которую занимает рисунок, к общей площади листа отражает степень самораспространенности личности в социуме с точки зрения обследуемого.

Фигура круга или животное, состоящее из окружностей, почти ничем не заполненных, символизируют тенденцию к сокрытию, замкнутости внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

Последнее может иметь несколько причин. Во-первых, нежелание обследуемого общаться с вами: он видит в вас представителя администрации. Выход из ситуации очень прост - разъяснить, кто такие психологи и чем они занимаются. Во-вторых, во многих случаях это может быть связано с некоторыми стереотипами (ассоциации с учителем и т.д.). Если это так, то следует задуматься над тем, кто обследуемого заставил так думать. В-третьих, какие-то серьезные проблемы клиента, вплоть до наличия у него психических отклонений. Тогда необходимы консультация психиатра или повторное обследование с помощью другой, невербальной методики (например, теста восьми влечений Сонди).

В случае, когда клиент хочет уйти от обследования, но после небольших разъяснений все-таки выполняет тест, результат его не очень убедителен. Примерами такого случая могут быть рисунки 1А и1Б.

По рисунку 1А клиенту была дана определенная характеристика. Она подтвердилась в процессе дальнейшего обследования.
Краткая характеристика клиента следующая. Опасается, что ему могут помешать достичь своих целей. Эти страхи приводят его к суетливой, иллюзорной и бессмысленной активности. Имел три крупных нарушения дисциплины в школе. Предполагается, что склонен к употреблению наркотических веществ. Источники стресса: психологическая травма, полученная вследствие развода родителей.
Рисунок 1Б - также пример ухода клиента от обследования. Первоначальная психологическая характеристика подтвердилась. Имеет несколько нарушений, требует постоянного контроля, склонен к неадекватному поведению.
Представители этого типа (особенно мужчины) нередко неплохо разбираются в политике, знают и могут рассказать о недостатках и достоинствах любой известной им политической системы. Помнят, как менялись порядки на протяжении их жизни, могут представить, как они будут изменяться в дальнейшем. В своем умении делать карьеру обследуемый уверен ничуть не меньше, чем в умении делать умозаключения, ведь карьера - это не что иное, как изменение своего положения в иерархии, столь ему понятной. Безукоризненная последовательность, четкая логика приводят к методичности, упорству при достижении целей, твердости и умению управлять ситуацией.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Здесь анализируется положение рисунка на листе, его направленность, общая динамика.
В норме рисунок расположен в центре листа или чуть левее и выше. Однако необходимо помнить, что норма - это понятие относительное.
Если рисунок расположен в верхней части листа, то человек характеризуется высокой самооценкой, неудовлетворенностью своим положением в социуме, считает себя непризнанным окружающими, имеет тенденцию к самоутверждению, претензии на признание, продвижение, предрасположен к конфликтному поведению, агрессии (насилию, хулиганству, притеснению и т.п.).
Если рисунок расположен в нижней части листа, то характеристика имеет обратные показатели: неудовлетворенность собой, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, склонность к фиксации на проблемах; часто это «отверженные», «изгои».
Справа - экстравертированность, акцентированность на будущем, подчеркивание мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией, ориентация на окружающих, агрессивная сексуальность.
Крайне справа - склонность к неподчинению, непредсказуемость, чрезмерная конфликтность, в экстремальных ситуациях - аутоагрессивность.
В результате проведенного обследования было выявлено, что люди, у которых преобладают такие признаки, склонны к лидерству отрицательного характера, а также конфликтны в социуме (см. рис. 2).

Если рисунок расположен слева на листе, то для обследуемого характерны интровертированность, акцентированность на прошлом, выраженное чувство вины, застенчивость.
Обследуемые, у которых проявилась данная характеристика, практически всегда уходили от конфликтных ситуаций.
Маленький рисунок в верхнем левом углу - высокая тревожность; часто встречается у личностей, склонных к суициду (рис. 3).

Клиент - сильно алкоголизированная личность. При первичном обследовании был поставлен психологический диагноз о склонности к самоубийству. При дальнейшем обследовании подтвердился факт совершения суицидального поступка в условиях семьи. Проведена профилактическая и коррекционная работа. Основная причина суицидального поведения: фиксация на подсознательном уровне стереотипа об агрессивности отца по отношению к матери и обоих родителей - к нему.

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Идеомоторный аспект

Интерпретируются прерывность линий и степень нажима. Слабый нажим (паутинообразные линии) - астения. Сильный (жирные линии) - тревожность, импульсивность.
Нужно обращать внимание также на то, какая деталь, какой символ более прорисованы, к чему привязана тревожность.
Наличие штриховки - признак тревожности (рис. 4)

.

Клиент: возраст 18 лет. Обратилась с повышенной тревожностью. В ходе приема выяснилось, что тревожность носит ситуативный характер. Причиной ситуативной тревожности является агрессивная обстановка в семье. После проведения психологических коррекционных мероприятий ситуативная тревожность перестала беспокоить девушку.
Данную характеристику можно использовать только при психологической работе.

Пространственно-символический аспект

Контур фигуры интерпретируется как границы «Я»-образа по отношению к общему пространству листа. Рассматривается направленность линий. Сверху вниз - слабая энергетичность, депрессия, астенизация.
При проведении воспитательной работы уточняется характер депрессивного поведения и его причины. Если нет субъективных причин, то рекомендуется перевод в другой социум. Можно провести работу по изменению условий жизни обследуемого (рис. 5).

Нужно также оценить количество изображенных деталей: изображено ли только необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.), с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем выше энергия обследуемого, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых - экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание (рис. 6).

Голова (или заменяющие ее детали) - центральная смысловая часть фигуры. Увеличенный по отношению к фигуре в целом размер головы говорит о том, что клиент ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.
В практике часто встречаются рисунки с изображением только одной головы или, точнее, черепа с иллюстрацией атрибутики музыкальной субкультуры.
Обратите внимание на изображение на рис. 7.

Характеристика клиента: состоял на учете в детской комнате с 1995 года (он 1981 года рождения), имеет криминальный опыт. Агрессивен, вступал в гомосексуальные отношения, имел черепно-мозговую травму в 1989 году (падение с высоты трех метров на кирпичи). Психологический диагноз: находится в состоянии посттравматического стресса вследствие физической травмы головы на фоне конфликтов в семье.

Интерпретация направленности головы

Вправо: устойчивая тенденция к деятельности - почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно реализует свои планы).
Влево: тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый - «не человек действия». Лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь активного действия. Отсутствуют доминантные черты характера. Дополнительную информацию дает беседа с клиентом после проведения теста, в которой можно выяснить мотивы поведения, а также фобические проявления (рис. 8).

Клиент - девушка, 1983 года рождения, слабохарактерная, нерешительная, боится всего нового и необычного; в результате - низкая степень адаптивности. Психологический диагноз: стресс, вызванный психологической травмой, полученной вследствие фиксации на смерти родителей, которая произошла, когда девушка была еще маленьким ребенком (рис. 9).

Положение фас (голова направлена на рисующего) - эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению).
Как правило, такие обследуемые склонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности (рис. 10).
На рисунке 10 имеются все перечисленные выше признаки. Клиент принадлежит к группе так называемых отверженных, изгоев.

Интерпретация деталей

Глаза - символ присущего человеку страха. Его наличие особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Ресницы - показатель истероидно-демонстративных манер; заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Прорисовка ресниц у испытуемых мужчин говорит о наличии у них женских черт (рис. 11).

Большинство обследуемых, у которых проявляются эти признаки, имеют такую характерную черту - чрезмерную болтливость. Коммуникабельность и высокий уровень интеллекта создают немало трудностей для клиента при адаптации в социуме. Часто данной группе клиентов присуща игровая форма поведения (клоунская, шутливая).

Уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки себя окружающими (рис. 12).

Клиенты с подобной характеристикой, как правило, могут осуществлять положительное влияние на группу. Они разумно оценивают получаемую информацию и легко входят в доверие к собеседнику.

Рот - приоткрытый рот в сочетании с языком (без зубов) - болтливость; в сочетании с подрисовкой губ - чувственность, возможно, наличие сексуальных проблем. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерненный (заштрихованный), - легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание (рис. 13).

Краткая психологическая характеристика клиента данной группы. Хочет производить приятное впечатление. Хочет, чтобы в нем видели необыкновенного человека, поэтому всегда начеку, ему нужно видеть, насколько он в этом преуспевает и как на него реагируют окружающие. Это дает ему ощущение самоконтроля. Чтобы добиться влиятельности и признания, прибегает к различным приемам. Восприимчив к эстетическому или оригинальному. Чувствителен и отзывчив, однако в нем ощущается некоторая напряженность. Нуждается в покое, который может обрести только в обществе близкого человека. Способен получать удовлетворение от сексуальной активности. Насторожен, очень эмоционален. Легко появляются слезы, что говорит о нервно-психической неустойчивости. Склонен к конфликтному поведению, агрессивен.
На голове часто расположены дополнительные детали: рога - защита, агрессия (определять в сочетании с другими признаками агрессии - когтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии - спонтанный или защитно-ответный (рис. 14).

Перья - тенденция к самоукрашению, самооправданию и демонстративности, преобладание женских черт, склонность к гомосексуальному поведению.

Этот клиент (рис. 15) в десятилетнем возрасте имел черепно-мозговую травму. В ходе проведения профилактической работы выяснилось, что у него серьезно нарушена сексуальная ориентация. Среди равных себе проявляет лидерские качества. Обостренно восприимчив, нуждается в эстетическом окружении и понимающем партнере, с которым он мог бы вступать в интимные отношения.

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентация на свою сексуальную роль (рис. 16).

Различного рода аксессуары (бантики, бижутерия, колокольчики) говорят о демонстративности, женственности, стремлении понравиться, манерности.
При интерпретации результатов теста нужно обращать внимание на наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл), прорисовки или затемнений линий контура. Это защита от окружающих:

а) острые шипы (углы, иглы) - агрессивная защита;
б) щиты, двойные линии - подозрительность, недоверчивость;
в) затемнение контурной линии, выступов - страх, тревога.

Направленность защиты:

а) вверх - против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, то есть против старших по возрасту, родителей, начальников, руководителей, лидеров;
б) вниз - против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у подчиненных, боязнь обсуждений;
в) в сторону - недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка в различных ситуациях. То же самое - элементы защиты, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного;
г) в сторону вправо - защита в процессе реальной деятельности;
д) в сторону влево - защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Об агрессивности также говорит наличие орудий агрессии (оружия, рогов, шипов, клыков, когтей).
Клиент (1981 года рождения) имеет криминальный опыт, присутствует стресс, вызванный неправильным воспитанием со стороны отчима, а также соматическим заболеванием. Семья материально обеспечена, интеллектуальный уровень клиента высокий (рис. 17).

На рис. 18Б изображено животное с двумя головами. В процессе работы с обследуемыми были выявлены клиенты, которые изображали животное с таким признаком.
Это может означать, что люди этого типа находятся на перепутье между двумя проблемами, которые не могут сами решить.
На рис. 18А подобная ситуация усугубляется еще эгоцентричностью клиента и тем, что он не признает наличие проблемы вообще.

Общая характеристика данного типа. Настаивает на том, что его надежды и замыслы реальны, но нуждается в подбадривании и поощрении, эгоцентричен и поэтому обидчив. Считает, что в любых ситуациях нужно сотрудничать с другими. Но недостаток понимания и признания заставляет обследуемого думать, что никакой настоящий союз с другими людьми невозможен. Неудовлетворенность делает его повышенно чувствительным. Он хочет чувствовать себя свободным и уверенным. Он хочет освободиться от того, что сейчас представляется ему обузой, и заново восстановить свою индивидуальность.
Считает, что утвердить себя как личность он может только путем постоянного самоконтроля, что только это позволит ему, несмотря на настоящие трудности, сохранить свою позицию.
Причиной такого психологического состояния могут быть плохие семейные отношения, а именно отношения с отцом и сводным братом. Боится активных действий, присутствует отчетливое чувство страха, есть тенденция к самоукрашению. Принимаемые решения обдуманны. Есть способности к творчеству, высокий уровень тревожности, рациональность. Склонен к аутоагрессивному поведению в случаях неправильного воспитательного воздействия. Легко внушаем, легко попадает под влияние других людей.
Опорная часть (ноги, лапы, постаменты) - ощущение стабильности или нестабильности. Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и к форме.
Солидная опора - основательность, удовлетворенность положением, обдуманность решений и рациональность их принятия, опора на существенную и значимую информацию.
В противном случае - поверхностность суждений, легкомысленность выводов, неудовлетворенность положением. При отсутствии или почти отсутствии ног - иногда импульсивность принятия решений.
Однотипность, однонаправленность, повторяемость ног («сороконожка») - конформность суждений и установок, стандартность и банальность при принятии решений.
Разнообразные формы и положения ног - своеобразие установок и суждений, самостоятельность, нонконформизм, творческое начало в норме или инакомыслие (ближе к патологии).
Обратить внимание на характер соединения ног под корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.
Клиенты, создающие подобные рисунки (рис. 19), имеют, как правило, соматические заболевания (травмы головы, олигофрены и т.д.).
Рисунок 19 принадлежит мальчику, которого отец воспитывает один, мать не живет с ними. Такие дети склонны к неадекватному поведению, имеют психические отклонения, могут стать объектом насилия, легко внушаемы и поддаются влиянию других людей.

Руки - коммуникативная сфера личности. Если они прорисованы, человек характеризуется как экстраверт. Если руки не прорисованы, то существуют проблемы в сфере общения. Руки могут замещаться крыльями.

Крылья - самораспространенность человека с возможным ущемлением интересов других людей. Высокий энергетический потенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость мероприятий.
Клиент (рис. 20) лишен контактов со сверстниками, безынициативен, одинок. Любит монотонную работу, требующую аккуратности и тщательности.

Щупальца могут иметь функциональное значение символа ног и рук (выясняется в беседе), потом дается соответствующая интерпретация.

Хвост - выражает отношение клиента к действиям, поступкам, решениям, вербальной продукции (то есть к внутренним и внешним формам деятельности). Если хвост направлен вправо - это отношение к внешним проявлениям (действиям, поступкам); влево - к внутренним (мыслям, решениям). Если хвост направлен вверх - отношение положительное; вниз - отрицательное.
Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно на пышные, длинные, разветвленные (рис. 21).

Для обследуемых данного типа характерны активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя. Часто взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи; их протест всегда действенный (они поступают, а не говорят). Побег из дому, противоправное поведение в группе, алкоголизация - все это обследуемый совершает в компании, где предпочитает быть лидером.
Если обследуемый рисует животное, уподобляя его человеку (постановка животного в положение прямохождения, представление его в человеческой одежде, похожесть морды на лицо, ног и лап - на руки), то это свидетельствует об его инфантилизме, эмоциональной незрелости (рис. 22).

Общая характеристика обследуемых данного типа: при неудачах обвиняют всех, но не себя; с готовностью обещают, но никогда не держат слово. Их протест неосознан, просто они делают, как все (имеются в виду члены компании). Умеют не переутомляться и получать сильные и яркие впечатления от жизни ежедневно. Доверчивы, преданны социуму.
Вмонтирование механических частей в живую ткань (постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепленный к голове винт, вмонтированные в глаза электролампы, в тело и конечности - рукоятки, клавиши, антенны) наблюдается у шизоидных личностей (рис. 23).

В данном случае действия психолога состоят в экспертной оценке состояния (в условиях школы). Остальные мероприятия проводит врач-психиатр.
Обычно изображенное несуществующее животное такого же пола, как и обследуемый. По крайне мере это подразумевается. Если же это не так - у клиента возможны проблемы в сексуальной сфере. Для уточнения пола животного можно задать вопрос, как размножается это животное или где находятся его половые органы. Прорисовка детородных органов (половых органов, вымени, сосков, груди) говорит о сексуальных проблемах (рис. 24).

Клиент за время обучения неоднократно нарушал дисциплину, однако нельзя эти нарушения рассматривать как проявление его желаний, так как все нарушения происходили под давлением других школьников. Он стоит на учете, как склонный к самоубийству. При детальном обследовании было выяснено, что клиент предрасположен к аутоагрессии. Частая смена настроения, нарушение логического хода мысленных процессов, чрезмерная веселость.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СУЩНОСТИ НАРИСОВАННОГО

Домашние животные . Выбор домашних животных для самопредставления свидетельствует о тенденции «приручить» свою жизненную энергию.
Собака - тенденция к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.
Кошка - потребность в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.
Птицы в клетках и рыбы в аквариумах (или животные, похожие на них) - тенденция к подавлению сигналов своего тела, самоподавлению, стремление к подчинению себе своих жизненных проявлений, нередко присутствует самолюбование.
Корова и другие полезные животные, служащие источником питания, - отождествление себя с «кормильцем» или «кормилицей», стремление давать больше, чем получать, оставляя окружающих в роли должников (часто неосознанно).
Вьючное животное - негативное отношение к персонажу («на мне все ездят»). Тенденция к обвинению окружающих, маскирующая неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь, предоставление другим права решать за себя с последующим предъявлением претензий. При позитивном отношении к персонажу - восприятие своих жизненных и телесных проявлений как источника энергии и силы.
Дикие животные . Их образы могут быть выбраны по разным причинам.
Выбором конформного образа , например голубя - «символа мира», обследуемый хочет выразить, что он - очень добрый человек. Можно предположить, что это свидетельствует об его отказе от исследования проблем, связанных с собственными жизненными проявлениями.
Выбор презираемых, подземных и ночных животных (мышей, крыс, червей, пауков и др.) - представление о жизненных проявлениях как средоточии всего негативного и отрицаемого в себе.
Опасные животные (скорпионы, волки и др.) символизируют угрозу для жизни человека, восприятие своих жизненных проявлений как непредсказуемых, угрожающих. Тенденция к самоподавлению.
Животные, символизирующие силу, власть и особые способности (слоны, львы, орлыи др.), - восприятие своих жизненных проявлений как источника позитивной энергии, особых ресурсов и силы.
Животные - сказочные герои (клиенты иногда игнорируют инструкцию) интерпретируются в соответствии с ролью того или иного персонажа.
Стилизованные и фантастические животные - персонажи книг и мультфильмов (Винни-Пух, Чебурашка, Микки-Маус и т.д.) - отказ от анализа своих проблем.
Изображения конкретных животных, принадлежащих человеку . Они интерпретируются в соответствии с теми потребностями человека, которые он удовлетворяет в контакте с данным животным. Следует помнить, что человек, заводящий домашнее животное, удовлетворяет в общении с ним те потребности, которые не может, с его точки зрения, удовлетворить в контакте с окружающими людьми.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАЗВАНИЯ ЖИВОТНОГО

Чебурашка - реальное - конкретность мышления, ориентация на реальные проблемы.
Летучий кот - функциональное - прагматизм, реалистичность.
Хомосапиенслон - латинские (книжно-научные) элементы - демонстративность (разума, эрудиции), акцентированность на деталях.
Чертенок - иронично-шутливое, уменьшительно-ласкательное - соответствующее отношение к окружающему.
Картошка - банально-повторяющееся - инфантилизм.
Громоздилопаук - длинное - абстрактность мышления, склонность к фантазированию.
Бозол - поверхностно-звуковое - легкомыслие.

Спонсор публикации статьи: наркологический центр по лечению наркомании и алкоголизма «АВИС». Воспользовавшись предложением центра, Вы сможете получить такие услуги, как проведение экспресс - тестов на наркотики, кодирование от наркотиков , снятие алкогольной зависимости, профессиональная психотерапевтическая помощь и многое другое. Высокий профессионализм и большой опыт работы врачей компании, обеспечат эффективный и надежный результат лечения. Подробнее ознакомиться с предложением и прочесть полезные статьи и советы на тему наркологии, можно на сайте медицинского центра «АВИС», который располагается по адресу http://www.medavis.ru/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Внимательное изучение теста «Несуществующее животное» убеждает нас в том, что он прост для освоения, что его интерпретация своеобразна и не изобилует психоаналитическими понятиями. Однако этот тест выявляет личностные проблемы подростка.

    Исследование затрагивает глубинные проблемы личности, которые не поддаются сознательному контролю. Некоторые интерпретации могут задевать самолюбие клиента. Поэтому психолог должен так провести послетестовую беседу, чтобы не навредить обследуемому, не вызвать у него негативную реакцию.

    Применение данного теста в сочетании с другими психодиагностическими методиками в контексте имеющихся об обследуемом сведений и в его конкретной ситуации дает дополнительные возможности для раскрытия неповторимой человеческой индивидуальности.

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередки так же боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант - отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.)

Положение анфас, т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств, - уши, рот, глаза.

Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обиду, огорчение), не изменяя своего по ведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему с осуждением, порицанием). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Этот символ присущего переживания страха подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения. Относительно мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко.

Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали, например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда постамент)

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

1) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

2) поверхностность суждений, легкомыслие в вы водах и неосновательность суждений, иногда импульсивность в принятии решения (особенно при отсутствии ног).

Необходимо обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не со единены вовсе - это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Могут быть функциональными или украшающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек кудрей, цветково-функциональные детали).

Это энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали символа - крыльям или щупальцам и т. д.).

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.

Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению.

Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Следует обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируют по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная, если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена.

Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое, если элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей (только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.), с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей).

Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия.

В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность.

Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога). Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. Те же фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка, или птицы, улитки, муравья, или белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему Я, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.).

В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап - на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно значимы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают ограниченное количество данных для анализа.

Обратите внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело животного - постановка животного на пьедестал, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов.

Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (людей, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого смысла («лялие», «лиошана», «Гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответ ственно иронически снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру тру», «лю лю», «кус кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберсинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения детей дало возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом предмете.

Результаты анализа теста «Несуществующее животное»

  • 1. Настя Ф. Рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа и немного смещен книзу, что говорит о правильной самооценке и в то же время о неуверенности в себе, нерешительности, незаинтересованности в своем положении в социуме, об отсутствии тенденции к самоутверждению. Уши слишком маленькие, следовательно, мнение окружающих не столь значимо для нее. Отсутствие ресниц говорит о незаинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться. У животного нет ни рогов, ни когтей, ни игл, ни щетины, что говорит об отсутствии агрессии у этого ребенка. Соединение ног с корпусом небрежное, значит девочке свойственны поверхностность суждений и легкомыслие в выводах. Однотипность и однонаправленность формы ног свидетельствует о стандартности в принятии решений. Хвоста нет, следовательно, она не склонна обращать на себя внимание окружающих. Общая энергия слабая, так как очень малое количество изображенных деталей (всего три: голова, туловище и ноги). В рисунке нет ни одного острого угла, следовательно степень агрессивности низкая. Фигура ничем не заполненного круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим.
  • 2. Полина Т. Рисунок расположен ближе к левому краю листа и немного смещен вниз, что говорит о слегка заниженной самооценке, об отсутствии тенденции к самоутверждению. Положение головы «анфас» трактуется как эгоцентризм. Уши слишком большие, следовательно, мнение окружающих значимо для нее. Рот с зубами говорит о вербальной агрессии, в большинстве случаев защитной. Отсутствие ресниц говорит о незаинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться. У животного есть когти, щетина, значит, ребенок может проявлять агрессию. Лапы небольшие, что свидетельствует о легкомысленности в выводах и неосновательности суждений. Хвост большой, пышный, повернут влево. Это говорит об адекватном отношении к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная окраска этого отношения выражена направлением хвоста вверх. Общая энергия высокая, так как большое количество изображенных деталей (голова, туловище, ноги, хвост, уши, руки) плюс линии штриховки. Животное поставлено в положение прямохождения, что свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости.
  • 3. Богдан С. Рисунок расположен горизонтально, ближе к нижнему краю листа, что говорит о неуверенности в себе, низкой самооценке, подавленности, нерешительности, незаинтересованности в своем положении в социуме, об отсутствии тенденции к самоутверждению.

Голова повернута вправо, что свидетельствует об устойчивой тенденции к деятельности. Маленький размер головы доказывает, что мальчик не ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. Глаз маленький, ресницы отсутствуют, значит ребенок не переживает страхов и не придает значения манере одеваться. В рисунке много дополнительных деталей: рога, клюв, копыта, горб, что указывает на защитно - ответную агрессию. Лапы непропорциональны, что говорит об импульсивности принятия решения. Тоненький хвост поднят вверх, значит, мальчик собой доволен, не сожалеет о сделанном, не сомневается в собственной правоте.

Общая энергия средняя, так как изображенных деталей не очень много.

  • 4. Даша М. Рисунок маленьких размеров расположен в самом низу листа, немного смещен влево, что говорит о неуверенности в себе, очень низкой самооценке, подавленности, нерешительности, незаинтересованности в своем положении в социуме, об отсутствии тенденции к самоутверждению. Положение головы «анфас» трактуется как эгоцентризм. Глаза очень слабо прорисованы, зато сильно выделен рот, что свидетельствует об отсутствии переживаний. У животного нет ни рогов, ни когтей, ни игл, ни щетины, но зато у него угрожающая поза, что говорит о наличии не ярко выраженной агрессии у этого ребенка. Общая энергия средняя, так как изображенных деталей не очень много.
  • 5. Валя Р. Рисунок расположен строго по центру, что говорит о правильной самооценке, об уверенности в себе и в то же время о недовольстве своим положением в социуме, о недостаточности признания со стороны окружающих. Положение «анфас» трактуется как эгоцентризм.На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Уши маленькие, что говорит о заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. Радужка глаза резко прорисована, следовательно, девочке присуще переживание страха. На голове небольшие рога, тело покрыто щетиной, что говорит о проявлении спонтанной или защитно - ответной агрессии. Ноги с корпусом не соединены, это свидетельствует о том, что ребенок не контролирует свои рассуждения, выводы, решения. Это подтверждает и отсутствие хвоста. Линия прорисовки удвоена с боков, что говорит о недифференцированной опасливости и готовности к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. Общая энергия средняя, так как изображенных деталей не очень много.
  • 6. Алена О. Рисунок крупный, расположен по средней линии, начиная от самого низа листа, что говорит о высокой самооценке, о претензии на продвижение, тенденции к самоутверждению, потребности в признании, о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлении к эмоциональному принятию со стороны окружения. Голова слегка повернута влево, что свидетельствует о тенденции к рефлексии, к размышлению. Уши небольшие, следовательно, мнение окружающих не очень для нее значимо. Приоткрытый рот трактуется как большая речевая активность (болтливость). Радужка глаза резко прорисована, следовательно, девочке присуще переживание страха. Отсутствие ресниц говорит о незаинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться. Отсутствие ног свидетельствует о поверхностности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений, иногда импульсивности принятия решения. Отсутствие хвоста подтверждает, что ребенок не контролирует свои рассуждения, выводы, решения. Жирные с нажимом линии говорят о тревожности. Прямые символы агрессии отсутствуют. Общая энергия средняя, так как изображенных деталей не очень много.
  • 7. Настя З. Рисунок расположен горизонтально, ближе к правому краю листа, что говорит о деятельном характере ребенка. Расстояние от верхнего и нижнего края листа одинаковое, что свидетельствует о правильной самооценке. Голова повернута влево, что свидетельствует о тенденции к рефлексии, к размышлению, не всегда ее замыслы реализуются. Уши большие, следовательно, мнение окружающих значимо для нее. Приоткрытый рот трактуется как большая речевая активность. Ресницы подчеркивают то, что девочка придает большое значение манере одеваться, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой. Маленькая голова свидетельствует о том, что она не ценит рациональное начало, эрудицию в себе и окружающих. Передние лапы слишком короткие, следовательно, ребенку иногда может быть свойственна импульсивность принятия решения. В рисунке просматривается творческое начало, так как животное необычной формы. Хвост пышный, повернут вправо, что свидетельствует об адекватном отношении к своим действиям и поведению. Фигура почти вся заштрихована, что говорит о защите своих мнений, убеждений, вкусов. Общая энергия высокая, так как большое количество изображенных деталей (голова, туловище, ноги, хвост, уши, руки) плюс линии штриховки. На задних лапах - когти, в обрисовке хвоста много острых углов, следовательно, ребенок склонен к агрессии.
  • 8. Ярослав М. Рисунок слишком маленький, расположен в нижней части листа по центру, что говорит о неуверенности в себе, низкой самооценке, подавленности, нерешительности, незаинтересованности в своем социальном положении, об отсутствии стремления быть принятым окружением, склонности к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Голова направлена назад, глаза, рот и нос отсутствуют, что свидетельствует о скрытном характере ребенка, его замкнутости, и в то же время - об отсутствии индивидуализма и эгоизма. Уши длинные, следовательно, мнение окружающих значимо для него, однако он ничего не делает для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Отсутствие хвоста подтверждает, что ребенок не контролирует свои рассуждения, выводы, решения. Прямые символы агрессии отсутствуют. Общая энергия слабая, так как изображенных деталей очень мало.
  • 9. Маша М. Рисунок расположен вплотную к правому краю листа и смещен вниз, что говорит о заниженной самооценке, об отсутствии тенденции к самоутверждению. Голова, направленная вправо, свидетельствует об устойчивой тенденции к действию: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Ребенок настроен на реализацию своих установок и намерений. Ушей нет, следовательно, мнение окружающих совершенно для нее не значимо. Открытый рот говорит о недоверии, опасениях и страхах. Глаз обозначен одной точкой, ресницы отсутствуют, это признак того, что девочка не придает большого значения манере одеваться, а также не заинтересована в восхищении окружающих внешней красотой. На спине расположены острые шипы, что свидетельствует о защитно - ответной агрессии. Соединения ног с корпусом небрежное, значит, ребенок не контролитует свои рассуждения, выводы, решения. Однонаправленность формы ног говорит о стандартности, банальности суждений. Хвост направлен влево и опущен вниз, это признак недовольства собой, сомнения в собственной правоте, сожаления о сделанном, сказанном. Общая энергия средняя, так как изображенных деталей не очень много.
  • 10. Арина С. Рисунок расположен в верхней части листа и смещен влево, что свидетельствует о высокой самооценке, неудовлетворенности собственным положением в обществе и недостаточном признании, просматривается претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании, стремление соответствовать высокому социальному стандарту, стремление к эмоциональному принятию со стороны окружения. Положение головы «анфас» трактуется как эгоцентризм. Уши большие, следовательно, мнение окружающих значимо для нее. Ресницы подчеркивают то, что девочка придает большое значение манере одеваться, а также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой. Размер головы большой, это говорит о том, что девочка ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. Правильные симметричные ноги говорят об основательности, обдуманности, рациональности принятия решения, о формировании суждения, опоре на существенные положения и значимую информацию. Ноги тщательно соединены с корпусом, что говорит о том, что девочка контролирует свои рассуждения, выводы, решения. У животного есть только маленькие коготки, что говорит о небольшом проявлении агрессии у этого ребенка. Общая энергия средняя, так как изображенных деталей не очень много.

Выводы.

Проанализировав рисунки всех детей, я пришла к следующим выводам: по наличию сильной, уверенной линии в рисунке у 60% детей наблюдается показатель хорошего контроля аффективности, у 60% детей наблюдается неаккуратность в выполнении рисунка, колеблющиеся, прерывающиеся линии, «запачканные» рисунки, что свидетельствует о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности. У 30% детей прямые символы агрессии отсутствуют. У 30% детей, нарисовавших шипы, панцири, наблюдается защитно - ответная форма агрессии. У 40% детей, нарисовавших когти, рога, щетину, проявляется враждебная агрессия в той или иной степени. По наличию в рисунке большого количества острых углов 20 % детей имеют высокий показатель агрессивности. Кроме того, 80% детей изобразили в рисунке направление головы влево или в анфас, что свидетельствует о тенденции детей к рефлексии, к размышлению и нередко это также нерешительность, страх перед активными действиями, а 20 % детей - направление головы вправо, что говорит об устойчивой тенденция к действию, ребенок настроен на реализацию своих установок и намерений. Ни один ребенок не изобразил орудия нападения. Большая часть рисунков представляет форму «готового» существующего животного, к которому лишь приделываются «готовые детали», чтобы существующее животное стало несуществующим. Это свидетельствует о банальности, отсутствии творческого начала.

По результатам анализа теста «Несуществующее животное» из 10 обследуемых детей выявлено, что у испытуемых преобладают следующие формы агрессии: спонтанная, защитно-ответная (оборонительная), активная (враждебная).

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Теоретические основы

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Процедура проведения

Инструкиця

«Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант)

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п. Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное. Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Обработка и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры

(голова или замещающая ее деталь)

Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры

К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

А) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию; б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Рисунок несуществующего животного – довольно популярный тест, который вы можете провести на себе. Возможно, он даст возможность узнать о вашей личности что-то новое или просто развлечься.

На фото: рисунок несуществующего животного. Источник фото: http://engels.ucoz.hu

Тест «Рисунок несуществующего животного»

Тест «Рисунок несуществующего животного» довольно простой для выполнения и быстрый. Вам не придется вести мучительные подсчеты или копаться в памяти. Достаточно отдаться на волю воображения и не ограничивать свою фантазию рамками.

Для выполнения теста «Рисунок несуществующего животного» вам понадобится всего лишь лист бумаги и карандаш.

Методика теста «Рисунок несуществующего животного»

Методика теста «Рисунок несуществующего животного» проста и не требует много времени. Порядок действий следующий:

  • Нарисуйте животное, которое не существует даже в Чернобыльской зоне. Здесь главное дать волю своей фантазии и избегать любых шаблонов. Чебурашка или курица-мутант в качестве несуществующих животных не подойдут. Вам придется почувствовать себя Творцом и изобрести нечто совершенно новое.
  • Придумайте имя для несуществующего животного. Лучше, если оно тоже будет новым.
  • Придумайте историю животного: где оно живет, чем питается, имеет ли друзей и врагов и так далее.
  • Не читайте статью дальше, пока не закончите рисунок!
  • Закончили? Теперь можете прокручивать колесико мыши и узнавать о себе много нового!

На фото: рисунок несуществующего животного. Источник фото: 2diggers.ru

Рисунок несуществующего животного: интерпретация

Итак, что же вы делали все это время? Попробуем объяснить.

Тест «Рисунок несуществующего животного» относится к проективным (как и «Дом, дерево, человек» или знаменитые «Пятна Роршаха»). «Проективный» означает, что вы проецируете, переносите на то, что делаете (в данном случае, рисуете) особенности собственной личности.

Проще говоря, ваше несуществующее животное – это… вы сами!

А теперь давайте приступим к интерпретации вашего рисунка несуществующего животного.


Кстати, сотрудники сайт тоже нарисовали своих несуществующих животных:

Где вы расположили свое несуществующее животное?

Если ваша зверушка находится в центре листа, значит, вы в ладу с самим собой и ваша самооценка адекватна. Чем выше к верхнему краю листа находится несуществующее животное, тем выше ваша самооценка. Расположение зверя внизу листа говорит о неуверенности в себе и нерешительности.

Если ваше несуществующее животное на рисунке смотрит направо, то ваши планы чаще всего воплощаются в жизнь. Если же голова зверя повернута налево, вы часто занимаетесь самоанализом, прокручиваете в уме давние разговоры, придумывая остроумные реплики, которые не пришли в голову вовремя – в общем, это называется «задним умом крепок». Если же животное изображено анфас – вероятно, вы общительный человек, легко заводящий друзей.

Как выглядит несуществующее животное?

Если ваше несуществующее животное на рисунке одето как человек или напоминает человека, это может говорить о вашей инфантильности.

Есть ли у вашего несуществующего животного орудия защиты или нападения? Если, например, зверя сверху покрывает броня, значит, вы склонны защищаться от тех, кто по рангу находится выше вас. Если же у животного прикрыта нижняя часть – вероятно, вас беспокоят те, кто слабее или равен вам. Орудия защиты (броня, иголки и т.п.) по бокам говорят о готовности защищаться всегда и везде.

Прорисованы ли у вашего несуществующего животного ноги? Если да, вы уверены в себе и принимаете продуманные решения. Если нет, вероятно, вы легкомысленны и склонны к импульсивности. Отсутствие ног – признак неуверенности в себе.

Большую голову несуществующему животному пририсовывают те, для кого важна эрудиция и рациональность. Большие уши говорят о том, что вам важно мнение окружающих. А открытый рот – признак разговорчивости. Если же у вашего зверя «такие большие зубы» - вероятно, вы склонны к вербальной агрессии.

При прорисовке глаз явно выделен зрачок? Вероятно, вас что-то тревожит. А тщательно прорисованные ресницы – признак чрезмерного внимания к собственной внешности.

Рога – признак агрессии. А вот защита это или нападение, вам лучше знать.

Если же вашего несуществующего зверя украшает хохолок или перо, значит, вы стремитесь выделяться из толпы.

Хвост – это ваши незаконченные дела или намерения. Хвост торчком – свидетельство того, что вы своими поступками гордитесь. А вот опущенный или поджатый хвост говорит о сожалениях.

Как зовут ваше несуществующее животное?

Если в имени вашего несуществующего животного соединены две смысловые части, понятные вам (китоконь, рыба-камнеед и т.п.), это говорит о практичности и стремлении придерживаться общепринятых норм.

Название, похожее на научное (котонариус, западно-американский кретарин и т.п.) показывает, что предмет вашей гордости – начитанность и эрудиция.

Набор звуков, не имеющий смысла (брдынепен и т.п.) – свидетельство легкомыслия.

А повторяющиеся слоги или звуки (крю-крю и т.п.) означают инфантильность.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!