Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек. Этикет в отношении инвалидов Типичные ошибки поведения с инвалидом колясочником

Нередко бывает немного не по себе, когда общаешься или взаимодействуешь с теми, кто имеет физические, сенсорные или умственные отклонения. Общение с людьми с ограниченными возможностями не должно отличаться от любых других взаимодействий, но если вы не знакомы с каким-то определенным видом инвалидности, вы, возможно, будете бояться сказать что-то оскорбительное или делать что-то неправильно, предлагая помощь.

Шаги

Часть 1

Понимание надлежащих взаимодействий

    Поймите, что инвалидность является универсальной. Мысль о том, что большинство людей «нормальные», а некоторые нет, некорректна. Подумайте о друзьях или членах семьи, которые имеют ограниченные возможности. Возможно, они больны артритом или другими физическими ограничениями и не в состоянии идти по лестнице. Возможно, у них есть проблемы со слухом, или они сидят на специальной диабетической диете, или из-за нарушения зрения вынуждены носить очки. Инвалидность или недееспособность иного рода, является тем, с чем все мы столкнемся лично, рано или поздно. Таким образом, у всех нас будет время, когда нам понадобится немного помощи и понимания.

    • Не всех инвалидов легко заметить. Например, вы, вероятно, не будет знать, что кто-то глух, болен диабетом или имеет нарушения речи, если просто посмотрите на человека. Не думайте, что человек, с которым вы говорите, «нормальный» только из-за своей внешности.
    • Никогда не думайте, что у кого-то может быть инвалидность. Кто-то может выглядеть не очень, но это может не иметь ничего общего с инвалидностью.
  1. Поймите, что большинство людей с ограниченными возможностями приспособилось к ним. Некоторые являются инвалидами с рождения, другие становятся инвалидами в более позднем возрасте в результате несчастного случая или болезни, но так или иначе, большинство людей научилось адаптироваться и заботиться о себе. Большинство из них в обычной жизни живет вполне независимо, но это требует немного помощи от других. Они могут принять за оскорбление или почувствовать раздражение, если вы предположите, что они не в состоянии сделать какие-то вещи, или если вы постоянно пытаетесь делать что-то за них. Предположите, что человек может сам выполнить любую задачу, если он не просит вас о помощи напрямую.

    • Человеку, который получил инвалидность в результате несчастного случая, в дальнейшей жизни может потребоваться больше помощи, чем тому, кто живет с инвалидностью с рождения. Но вы всегда должны подождать, пока вас попросят о помощи.
    • Не бойтесь попросить помощи у инвалида из страха, что он не в состоянии это сделать. Если это что-то не трудное, и вы уверены, что он справится, вы не должны относиться к нему по-другому.
  2. Поставьте себя на его место. Как вы хотите, чтобы другие относились к вам? Поговорите с человеком с ограниченными возможностями, как будто вы кто-то другой. Поприветствуйте его, если он новичок в вашем классе или на рабочем месте. Никогда не смотрите на него снисходительно или покровительственно. Не зацикливайтесь на инвалидности. Не важно, что у него за проблема. Важно относиться к нему как к равному, поговорить с ним и действовать так, как обычно действуете, если в вашей среде появляется новый человек.

    Не бойтесь спросить, чем человек болеет. Если вы чувствуете, что это может помочь вам разрядить обстановку (например, спросить человека, предпочел бы он поехать с вами на лифте, а не идти по лестнице, если вы видите, что у него проблемы с передвижением), целесообразно задавать вопросы. Скорее всего, он отвечал на этот вопрос миллион раз и знает, как это объяснить в нескольких предложениях. Если инвалидность возникла в результате несчастного случая, или человек считает информацию об этом слишком личной, он, скорее всего, ответит, что предпочитает это не обсуждать.

    • Убедитесь, что ваши вопросы не из чистого любопытства, а полезные и познавательные.
    • Предполагать, что вы знаете ответ на свой вопрос, может быть оскорбительным; лучше спросить, чем предполагать.
  3. Помните, что возраст и инвалидность не должны быть связаны между собой. Молодой человек может иметь инвалидность, а многие старые люди живут без инвалидности. В то время как старение может повлиять на слух, зрение и подвижность, инвалидность имеет гораздо меньше общего с возрастом, чем стереотипные предположения. Кроме того, возрастные инвалиды требуют такого же терпения и заботы, как генетические или инвалиды от несчастных случаев.

    Будьте, прежде всего, почтительны. Просто потому, что кто-то искалечен, не означает, что он достоин меньшего уважения, чем кто-либо другой. Смотрите на людей, как на людей, а не как на инвалидов. Сосредоточьтесь на человеке и на его индивидуальности. Если вы должны поставить метку об инвалидности, лучше спросите, какой терминологии он предпочитает придерживаться. В общем, вы должны следовать золотому правилу: относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам.

    • Многие люди с ограниченными возможностями (но не все) предпочитают, чтобы их имя звучало первым, а уже потом говорилось об инвалидности, которая у них есть. Например, вы могли бы сказать "У Ромы церебральный паралич", "Оксана - слабовидящая» или «Катя использует инвалидное кресло", а не говорить, что человек умственно отсталый/инвалид (произнося это покровительственно) или со ссылкой на "слепую девочку" или "девушку в инвалидной коляске".
    • Рассматривайте человека с инвалидностью, как и любого другого.

    Эту страницу просматривали 7447 раз.

    Была ли эта статья полезной?

Основные правила общения с инвалидами: материал для сотрудников библиотек

Инвалиды – особая группа пользователей библиотек, нуждающаяся в социокультурной и психологической поддержке. Задача библиотекарей создать максимально комфортную обстановку для своих особенных читателей. Сегодня многие библиотеки по мере возможностей приобретают специальную литературу и оборудование, осваивают новые методы и формы работы. Но кроме этого, необходимо подготовить библиотекарей для работы с этой группой населения. Данный материал призван оказать помощь библиотекарям в качественном обслуживании людей с различными видами инвалидности.

Как общаться с инвалидами

Известно, что российские инвалиды живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием. И здесь сами инвалиды приходят на помощь, давая советы, как правильно себя с ними вести.

Общие правила этикета при общении с инвалидами:

Признайте его равным

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

Используйте его возможности

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если вам предстоит контакт с таким человеком, предварительно уточните у его близких, каковы его реальные возможности. Например, многие страдающие детским церебральным параличом прекрасно понимают, что им говорят. Но при этом не могут пошевелить руками или ногами. И если вы будете разговаривать с ними громко и чересчур членораздельно, как с маленькими, то можете их обидеть. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Старайтесь не показывать жалость

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения. Поэтому, находясь в обществе инвалида, уберите жалостливый взгляд. Лучше поднимите ему настроение доброй улыбкой.

Слова. Как мы их называем

Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов. Поэтому во время общения с человеком с ограниченными физическими возможностями любое ваше неосторожное слово может обидеть его и навсегда отбить у него желание общаться с вами. Что же это может быть за слово? Когда инвалида называют «неполноценным», этот человек ощущает сочувствие и жалость окружающих, которые скорее угнетают его, чем поддерживают. А когда человек, который не может самостоятельно ходить, слышит о себе слова «прикован к инвалидной коляске», он чувствует себя обреченным. Поэтому, упомянутые выше слова, а также все другие, похожие на них, следует раз и навсегда исключить из своего лексикона. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. Увы, слишком часто в нашем обществе звучат такие неприемлемые слова и сравнения как «больной – здоровый», «нормальный – ненормальный», «умственно отсталый», «обычный – неполноценный», «даун», «калека» и т.п. Русская «толерантная» терминология в отношении людей с инвалидностью до сих пор не устоялась – даже в среде инвалидов присутствуют разные точки зрения на правомочность употребления тех или иных терминов.

Небольшое исследование 2000-го года показало следующее: на пяти семинарах сотрудники «Перспективы» предлагали участникам (людям с различными видами инвалидности из 20 регионов России) написать, какие чувства и ассоциации вызывает у них то или иное слово и выражение. Вот типичные примеры, выбранные более чем из 120 ответов:

• Очень распространенное выражение «прикован к коляске» – вызывает ощущение «обреченности»;

• Слова «глухонемой», «немой» – невозможность общения, контакта;

• «Больной» – значит, «надо лечить», «беспомощный»;

• Слова «паралитик», «неполноценный», «безрукий», «больной» вызывают сочувствие и жалость;

• Брезгливость вызывают слова «калека», «слабоумный», «даун».

• «Псих», «слабоумный», «ненормальный», «шизик» связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх. Воспитанные люди при любых обстоятельствах избегают таких обобщений.

Выражения «человек с ограниченными физическими возможностями», «человек на коляске», «человек с травмой позвоночника», «человек с инвалидностью», «незрячий» – вызывают вполне нейтральные ассоциации. Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее в определенной степени абстрактным.

Особенности взаимодействия с различными группами инвалидов:

При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайся сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайся сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним. Помните, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если вам разрешили передвигать коляску, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы и как их можно устранить. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Расскажите им, какое в вашей библиотеке есть специальное оборудование для инвалидов, например, подъёмник для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске. Не стесняйтесь показать, где находится туалет для инвалидов, это может помочь им быстрее адаптироваться.

При общении с людьми с плохим зрением и незрячими

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении. Вот основные правила взаимодействия с такими людьми:

• Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

• Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

• Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.

• Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

• Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

• Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».

• Если в вашей библиотеке есть специальная аппаратура, то сообщите об этом посетителям библиотеки с проблемами зрения: «Знаете, у нас есть для Вас специальная аппаратура, можно читать книги, журналы и газеты с помощью электронной лупы».

При общении с людьми с нарушением слуха

Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно, существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко (снижение слуха, как ни странно, часто сопровождается повышением чувствительности к громким звукам).

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

• Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

• Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

• Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

• Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться.

• Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

• Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

• Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

• Сообщите, что в вашей библиотеке может быть ему интересно, например, коллекция фильмов с субтитрами, возможно, это заинтересует слабослышащего посетителя.

При общении с людьми с задержкой в развитии и проблемами общения

Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Не думайте, что вас не поймут. Исходите из того, что взрослый человек с задержкой в развитии имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.

Говоря о задачах или давая инструкцию, рассказывайте все «по шагам». Дайте вашему собеседнику возможность обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.

При общении с людьми, имеющими психиатрические проблемы

Психические нарушения – не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир. Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему. Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающие затруднения в речи

• Не перебивайте и не поправляйте человека, который испытывает трудности в речи. Начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что он уже закончил свою мысль.

• Не пытайтесь ускорить разговор. Будьте готовы к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет у вас больше времени. Если вы спешите, лучше, извинившись, договориться об общении в другое время.

• Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт. Отдайте этой беседе все ваше внимание.

• Не думайте, что затруднения в речи – показатель низкого уровня интеллекта человека.

• Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка.

• Не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали. Не стесняйтесь переспросить. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

• Не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться. Не перебивайте его и не подавляйте. Не торопите говорящего.

• Если у вас возникают проблемы в общении, спросите, не хочет ли ваш собеседник использовать другой способ – написать, напечатать.

При общении с людьми с гиперкинезами (спастикой):

Гиперкинезы – непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП). Непроизвольные движения могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.

• Если вы видите человека с гиперкинезами, не следует обращать на него пристальное внимание.

• При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения вашего собеседника, потому что невольно можете пропустить что-то важное, и тогда вы оба окажитесь в неловком положении.

• Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.

• При гиперкинезах встречаются также затруднения в речи. В данном случае советуем прислушаться к рекомендациям, изложенным в разделе «люди с затруднениями в речи».

Одна из главных проблем инвалидов – это одиночество, невозможность полноценного общения. Однако, в каждом случае трудности свои, и почти всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно быть одиноким. Есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания психологические особенности. Например, больным диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Главное в общении – быть открытым и доброжелательным и у вас все получится!

Материал подготовлен Н.Н. Талызиной,
специалистом Центра психологической поддержки и социальной адаптации молодёжи
Российской государственной библиотеки для молодежи

В этом разделе мы хотим привлечь Ваше внимание к лексике, которую предпочитают люди с ограниченными возможностями, когда речь идет об инвалидах. Корректный язык помогает формировать позитивные отношения в коллективе, в котором трудится человек с инвалидностью. Но дело не только в этом. Некоторые привычные всем слова и фразы - по сути ярлыки и оскорбительные стереотипы. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. И даже если человек считает себя воспитанным и деликатным, не лишним будет прислушаться к рекомендациям о том, что нужно принимать во внимание при общении с людьми, имеющими те или иные формы инвалидности.
Это именно рекомендации, а не правила: не нужно думать, что люди с ограниченными возможностями требуют какого-то специального обхождения. Надеемся, эти советы помогут Вам преодолеть неловкость, которая неизбежно возникает, когда люди сталкиваются с чем-то незнакомым, и наладить контакты в коллективе, где работают инвалиды.
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность - одна из форм социального неравенства. Это именно социальное, а не медицинское понятие. В контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.

Когда вы говорите или пишете об инвалидах

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы: Избегайте слов и понятий, создающих стереотипы:
инвалид; человек, имеющий инвалидность; человек с инвалидностью; человек с ограниченными возможностями; человек с отличающимися возможностями больной; калека; искалеченный; деформированный; неполноценный; дефективный
обычный, типичный человек (про не инвалидов) нормальный, здоровый человек
человек, использующий инвалидную коляску; человек на коляске человек, прикованный к инвалидной коляске
врожденная инвалидность; инвалид с детства врожденный дефект; несчастье
имеет ДЦП (детский церебральный паралич) страдает ДЦП
человек, перенесший полиомиелит; имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате... страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита; жертва полиомиелита
человек с задержкой в развитии отсталый, умственно неполноценный
ребенок с задержкой в развитии; медленно обучаемый ребенок "тормоз", слабоумный
человек с синдромом Дауна; ребенок (дети) с синдромом Дауна "даун"; "монголоид"; даунята
человек с эпилепсией; человек, подверженный эпилептическим припадкам эпилептик; припадочный
душевнобольной человек; человек с психиатрическими проблемами; человек с душевным или эмоциональным расстройством сумасшедший, псих
незрячий; невидящий; слабовидящий; инвалид по зрению слепой как крот, совершенно слепой
человек с нарушением слуха; слабослышащий; человек с остатками слуха; инвалид по слуху глухой; глухая тетеря
человек с трудностями в общении немой

Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, часто употребляемое и ставшее абстрактным.
Некоторые из оборотов кажутся, на первый взгляд, надуманными, неестественными. Скорее всего, не будет широко использоваться «человек с ограниченными возможностями». Во-первых, оборот слишком длинный, а, во-вторых, не вполне точный: по большому счету, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи «человек, имеющий душевные расстройства» или «человек, испытывающий трудности при передвижении», но эти выражения относятся к официальной терминологии и считаются корректными по отношению к людям с инвалидностью.

10 общих правил этикета

Эти правила используются работниками общественных служб Соединенных Штатов. Они составлены Карен Мейер из Национального центра доступности США.

  1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, который присутствует при разговоре.
  2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку - даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку, правую или, что вполне допустимо, левую.
  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснять, к кому Вы обращаетесь и называть себя.
  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите.
  5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми людьми. Называть их по имени и обращаться на ты можно только в том случае, если вы хорошо знакомы.
  6. Опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске - то же самое, что опираться или виснуть на ее владельце. Инвалидная коляска - это часть неприкосновенного личного пространства человека, который ее использует.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы поняли, если на самом деле это не так.
  8. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, и Вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто умеет читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки, закрывающие рот) не мешало.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся», - или: «Вы слышали об этом...?» - тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

Особенности людей с различными видами инвалидности

Люди, испытывающие трудности при передвижении

Общаясь с человеком на инвалидной коляске, не думайте, что необходимость ею пользоваться - трагедия. Для инвалидов это способ свободного (если на пути коляски нет барьеров) передвижения,. Некоторые люди, не утратившие способность ходить и имеющие возможность передвигаться с помощью костылей, трости и т. п., используют тем не менее коляску - чтобы экономить силы и передвигаться быстрее.
Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям. Если Вам разрешили катить коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Всегда необходимо лично выяснять, доступны ли для людей на колясках те места, в которых запланированы мероприятия с участием инвалидов. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы и как их можно устранить. О наличии архитектурных барьеров людей на колясках по возможности нужно предупреждать заранее. Побеспокойтесь о том, чтобы там, где есть барьеры (ступени, двери, пороги и пр.) были люди, готовые помочь. Важно также предусмотреть, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей.
Если Ваш офис, магазин или банк оборудован пандусом, следите за тем, чтобы его не загораживали и не забывали чистить от снега и льда зимой.
Во время беседы лучше расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Люди с плохим зрением и незрячие

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью незрячих людей всего около 10% из категории людей имеющих ограничения по зрению, остальные люди имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это можно выяснить и учитывать при общении.
Не забудьте узнать, в каком виде человек хочет получить информацию: шрифт «по Брайлю», крупный шрифт (16-18), дискета, аудиокассета. Если у Вас нет возможности перевести информацию в нужный формат, отдайте ее в том виде, в котором она есть - это все равно лучше, чем ничего.
Если Вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите его об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если Вас об этом не просят. Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. Не заменяйте чтение пересказом. Если незрячий человек должен подписать документ, обязательно прочитайте его вслух. Инвалидность не освобождает человека от ответственности за свою подпись.
Предлагая свою помощь при передвижении, направляйте человека, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать незрячего человека за руку - она помогает ему сохранять равновесие.
Не обижайтесь, если Вашу помощь отвергли.
Опишите коротко, где вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол». Или: «Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т. п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. (Тем не менее учтите, что не всем это нравится.) Делитесь увиденным.
Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте ими и не играйте.
Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если Вы хотите пожать руку, скажите об этом.
Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его рукой, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть незрячего человека к предмету и брать его рукой этот предмет.
Если за столом вы предлагаете незрячему человеку новое блюдо (или несколько закусок на одной тарелке), можно объяснить ему, что где находится, используя принцип циферблата. Например: «на 12 - кусок сыра, на 3 - салат, на 6 - хлеб».
Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.
Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.
Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
Избегайте расплывчатых определений, описаний и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «стакан находится где-то там на столе, это поблизости от Вас...». Старайтесь быть точным: «Стакан посередине стола», «Стул справа от Вас».
Пытайтесь передать словами то, что часто выражается мимикой и жестами - не забывайте, что привычный жест «там...» незрячий человек не поймет.
Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.

Люди с нарушением слуха

Абсолютно неслышащих людей очень мало. Часто люди слышат отдельные частоты, многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух - это большая проблема для общения, но решить ее можно.
Начиная разговор, привлеките внимание своего собеседника. Если его слух это позволяет, назовите его по имени, если нет - слегка положите ему руку на плечо или похлопайте - но не резко.
Если Вам нужно привлечь внимание группы слабослышащих людей, включите и выключите свет, выдерживая паузу. Однако быстрое мигание света будет ассоциироваться с опасностью.
Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если Вы не знаете, какой предпочесть, спросите.
Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением Вашего лица.
Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень громкости.
Иногда достаточно снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что- то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
Если Вы не поняли, попросите его повторить или записать то, что он хотел сказать. Но избегайте при этом даже намека на снисходительность.
Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, адрес, технический или другой сложный термин, напишите ее, сообщите по факсу, электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: «Ладно, это неважно...».
Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть препятствием в общении.
Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить...»
Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил. Помните:

  1. из десяти слов хорошо прочитываются только три;
  2. нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова - это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности.
  3. нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

В некоторых ситуациях Вам понадобится переводчик. Его участие позволяет:

  1. повысить качество общения и избежать непонимания;
  2. избежать недоразумений и недовольства при разговоре;
  3. сэкономить время;
  4. участники разговора более свободно и богато выражают свои мысли.

Приведем несколько советов при работе с переводчиком.
Задача переводчика - облегчить общение. Обращайтесь при разговоре непосредственно к неслышащему собеседнику, а не к его переводчику. Не говорите: «Спроси его..», «Скажи ей...».
Следуя своей профессиональной этике, переводчик должен переводить все, в том числе не относящиеся к вашей беседе, например, комментарии и посторонние телефонные разговоры. Просить его не делать этого нежелательно.

Люди с проблемами речи

Трудности в речи могут быть самыми разными - слабый голос, затрудненная речь, афазия, при которой человеку сложно произносить отдельные слова.
Главное - будьте терпеливы, разговаривая с человеком с проблемами речи. Не игнорируйте его. Не пытайтесь ускорить беседу. Будьте готовы к тому, что разговор займет больше времени, чем Вы рассчитывали. Не перебивайте и не поправляйте собеседника. Если Вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь пообщаться в другой раз, когда Вы будете располагать временем.
Смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.
Старайтесь задавать такие вопросы, на которые можно дать короткий ответ или просто кивнуть.
Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека.
Не притворяйтесь, если не поняли, что Вам сказали. Скажите, как Вы поняли собеседника, и его реакция Вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Если Вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.
Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять Вас.
Если у Вас возникают проблемы в разговоре, спросите, не хочет ли Ваш собеседник прибегнуть к другому способу общения: можно использовать записки, компьютер, «голосовую машину».

Люди с задержкой в развитии

Люди с задержкой в развитии обучаются новым навыкам и воспринимают новую информацию дольше, чем остальные. Однако все это довольно условно и зависит от многих факторов, в частности, от воспитания, от местных традиций. Очень часто «умственно отсталыми» ошибочно называют людей, которые имеют нарушения речи или слуха и не могут воспринимать информацию так же легко, как другие.
Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу. Если Вам нужно объяснить что-то сложное, разбейте тему на части.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, если Вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком. Избегайте сарказма и намеков.
Говоря, например, о проекте, излагайте информацию «по шагам». Дайте Вашему собеседнику возможность обдумать каждый «шаг» после объяснения. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если с первого раза Вас не поняли.
Исходите из того, что человек с задержкой в развитии имеет определенный опыт, как и любой взрослый человек. Обращайтесь с ним, как с взрослым и обсуждайте с ними то, о чем Вы обычно говорите с другими людьми - последние новости, погоду, планы на выходные дни и т. д.
Помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны и могут подписывать документы и контракты, голосовать, давать согласие на медицинскую помощь и т. д.
Некоторые люди с задержкой в развитии стремятся угодить собеседнику и говорить то, что, как им кажется, от них хотят услышать. Поэтому, чтобы добиться достоверной информации, задавайте вопросы на интересующую Вас тему несколько раз, немного перефразируя их.

Люди с проблемами в обучении

Проблемы в обучении - это скрытая форма инвалидности. Люди, имеющие такие проблемы, испытывают трудности с запоминанием и извлечением из памяти информации, но не с самим мыслительным процессом - нередко у них оказывается очень высокий уровень интеллекта. Нарушение памяти встречается довольно часто и проявляется многообразно. С ним связаны функциональные ограничения слуха, речи, академических способностей, внимания, организованности, координации, восприятия и интеграции информации, гибкости мышления и пр. Нарушение памяти может проявляться следующим образом: проблемы с восприятием текста (дизлексия); неспособность к ручному труду, неспособность воспринимать информацию на слух (или зрительно); прямолинейное, не гибкое восприятие.
Если Вы понимаете, что человек не воспринимает информацию в том виде, в каком Вы ему ее предлагаете, попробуйте другой способ: если он не может читать, объясните ему на словах, если не воспринимает на слух - запишите и т. д. Если затрудняетесь - спросите. Будьте честны со своим собеседником.

Люди с психиатрическими проблемами

Психические нарушения - не то же самое, что задержка в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства, осложняющие их жизнь. У них может быть свой особый, изменчивый взгляд на мир.
Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.
Обращайтесь с людьми, имеющими психические нарушения, как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности. Не следует думать, что люди с психическими нарушениями более других склонны к насилию. Это миф. Если Вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.
Неверно, что люди с психическими нарушениями всегда принимают или должны принимать лекарства.
Неправда, что люди с психическими нарушениями не могут подписывать документы или давать согласие на лечение. Они, как правило, признаются дееспособными.
Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или уровень интеллекта ниже, чем у большинства людей.
Неправда, что люди с психическими нарушениями не способны работать. Они могут выполнять множество обязанностей, которые требуют определенных навыков и способностей.
Не думайте, что люди с психическими нарушениями не знают, что для них хорошо, что плохо.
Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен или начинает испытывать стресс, спросите его спокойно, что Вы можете сделать, чтобы помочь ему. Возможно, нужно будет связаться с кем-то из его близких.
Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения.

Люди с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые обычно свойственны людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникать также у людей с повреждением спинного мозга.
Если Вы видите человека с гиперкинезами, не следует явно обращать внимание на его движения. При разговоре не отвлекайтесь на непроизвольные движения Вашего собеседника, потому что иначе Вы можете пропустить что-то важное.
Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания.
Перед тем, как сесть за стол с человеком, который не может управлять своими руками, поинтересуйтесь, какая сервировка ему удобна. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая тарелка, низкая или высокая чашка и т. д.
Если в магазине человек, который не может управлять руками, попросил Вас достать его кошелек и расплатиться или положить покупки ему в сумку, не бойтесь выполнить эту просьбу. При этом не нужно расплачиваться за него. Это как если бы Вас попросили набрать телефонный номер - при этом совершенно необязательно вставлять в аппарат свою телефонную карту.
При входе в автобус (троллейбус, трамвай), прежде чем предложить свою помощь, спросите, нужна ли она - некоторым помощь посторонних только мешает.
Не бойтесь противоречить человеку с гиперкинезами, чтобы его не разволновать. Позиция «ладно, только не волнуйся» приведет к потере времени и нервов. Спокойно излагайте свои аргументы, даже если видите, что Ваш собеседник нервничает.

Люди маленького роста

Существует около 200 причин, которые приводят к нарушениям роста человека. Очень часто людей маленького роста недооценивают, воспринимая их как детей.
Убедитесь, что человек может достать необходимые предметы и использовать оборудование, например, телефон и т. д.
Разговаривая с человеком маленького роста, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши лица были на одном уровне - можно сесть на стул, на корточки, наклониться.

ВИЧ-инфицированные люди

У людей, живущих с ВИЧ, поражена иммунная система, они легко подхватывают любую инфекцию. Поэтому, если Вам кажется, что Вы заболеваете, не подвергайте собеседника риску и обязательно предупредите о том, что Вам нездоровится.
Заразиться от прикосновения к носителю вируса невозможно. Поэтому Вы вполне можете подать ВИЧ-инфицированному руку.
Если Вы относитесь к инфицированному человеку без предрассудков, дайте ему понять, что Вы принимаете и цените его.

И, наконец...

Пусть Вас не пугает, что список рекомендаций, которые могут быть полезны при общении с инвалидами, настолько обширен. Если Вы сомневаетесь, как правильно себя вести в той или иной ситуации, положитесь на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его: ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Главное, если Вы стремитесь быть понятым - Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, поможет наладить общение и разрядить обстановку.

Относитесь к другому человеку так же, как к самому себе, и точно так же его уважайте. Тогда все будет хорошо.

10 общих правил этикета при общении с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю.

2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.

3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

4.Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.

7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

9.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.

10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.


Инвалиды - это те же люди, только самые, самые...

Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим.
(Елена Дунаева, инвалид I группы)

Информация подготовлена педагогом-психологом МБОУ «СОШ №1» г. Мегиона

Особенности взаимоедйствия с

детьми-инвалидами

и детьми с ОВЗ

Тактика взаимодействия с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Дети, скрывающие проблемы в состоянии своего здоровья: у детей явно сформировано негативное самоотношение и неприятие факта своей физической ограниченности или инвалидности.

Необходимо:

ü Снять чувство страха в общении, вызванное чувством своего несоответствия окружющему миру;

ü Подготовить к возможности некорректного поведения со стороны окружающих, к адекватному восприятию данного поведения;

ü Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности , преодоление трудностей и фиксация на успехах и т. п.);

ü Поддержать ребенка в стремлении к обретению смысла своей жизни, достижению конкретных и реальных жзненных перспектив.

Дети, не скрывающие проблемы в состоянии своего здоровья:

Варианты поведения:

1.Манипулирование окружающими посредством своего состояния здоровья: Позиция: «Мне обязаны все!»

Необходимо:

ü Воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;

ü Научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы;

ü Создавать ситуации успеха;

ü Развить потребность к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

2. Поведение по типу «Я – сам!»

Позиция: во что бы то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности; раздражение, когда к ним относятся как к немощным.

Необходимо:

ü Сформировать реальное отношение к своему состоянию здоровья;

ü Помочь ребенку установить предел допустимых психофизиологических затрат;

ü Научить обращаться за помощью в случае необходимости, при этом не чувствовать ложного стыда.

Дети, не знающие о состоянии своего здоровья

Необходимо:

ü Подготовить к восприятию реальной информации о состоянии своего здоровья и ограничениях, с которыми он встретится;

ü «Не привязывать» его к факту состояния здоровья в процессе дальнейшей с ним деятельности;

ü Определив «точки роста», перспективы его развития с учетом состояния здоровья, целенаправленно создавать ситуации успеха;

ü Сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации – «превращение минусов дефекта в плюсы компенсации» (по).

Особенности общения с ребенком инвалидом — тема сегодняшнего разговора. Современное общество мнит себя цивилизованным: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы: «особый ребенок», или же даже просто ребенок.

Особенности общения с ребенком инвалидом — тема сегодняшнего разговора. Современное общество мнит себя цивилизованным: на смену обреченному «ребенок-инвалид» пришли корректные синонимы: «особый ребенок», или же даже просто ребенок. Правда, с небольшими уточнениями: с особыми потребностями/ограниченными возможностями. Мы научились казаться воспитанными, но вот как быть в общении с подобным человеком, тем более маленьким, до сих пор не знаем.

Аутизм и ДЦП, слепота и глухота, задержки умственного развития и тяжелые генетические нарушения – все это ставит обычных людей в тупик. Что делать: помогать или сочувствовать? Сделать вид, что ничего не происходит или открыто пожалеть? Наконец, быть может, просто пройти мимо, запихнув эмоции в дальний уголок души – и дело с концом?

Инвалид по зрению: тонкости общения

Чтобы на миллионную долю приблизиться к пониманию того, как живет слабовидящий или слепой ребенок, достаточно завязать глаза непроницаемой повязкой и попробовать жить нормальной жизнью. Сразу пропадут мысли о том, чтобы сделать вид, что все как всегда – захочется не только общаться, но и сделать нечто большее. Как?

    расскажите малышу во время прогулки о том, что вы видите, что вас окружает в обычной манере беседы о собственной жизни – просто будьте собой; если идете вместе, не нужно вцепляться в ребенка, словно голодная собака в кость, шагайте в привычной манере, как вы это делаете с обычным малышом; уделяйте особое внимание обращение по имени, особенно если рядом находится несколько человек, ведь дитя не видит взгляда, обращенного к нему; не бойтесь слова «смотри», не нужно виновато замолкать, споткнувшись на нем, не зная, что делать с возникшей паузой. В большинстве случаев люди воспринимают это слово абсолютно адекватно, потому что привыкли видеть «по-своему» – руками; при нахождении в незнакомом месте, дайте время маленькому человеку освоиться, помогайте ему собственными рассказами о местонахождении предметов и ни в коем случае не принуждайте насильно к каким-либо действиям типа «ты лучше посиди здесь»; говорите конкретно, избегайте общих фраз типа: стул стоит «вон там», замените на «он стоит у окна, слева».

Проверка «на слух» души

Разумеется, в зависимости от степени проблемы, существуют свои особенности общения с ребенком инвалидом по слуху. Общие же принципы ведения беседы таковы:

    помните, что слабослышащий или глухой ребенок не всегда может понять, что к нему обращаются. Поэтому прежде, чем что-то сказать, коснитесь плечика малыша или возьмите его за ручку; обязательно смотрите в глаза при разговоре, по вашему выражению лица, мимике, жесту ребенок успешно компенсирует недостающую информацию; старайтесь разговаривать с максимальной ровностью и четкостью, емкими и несложными фразами для того, чтобы малыш научился понимать вас по губам; при разговоре через переводчика, смотрите на говорящего, а не его дублера; главное, как бы парадоксально это ни звучало: не орите, срываясь прямо на визг! Несмотря на потерю слуха, детки могут сохранить повышенную чувствительность к громким звукам.

ДЦП: внимание – обычному общению

Одной из главных проблем, которую испытывает – это отношение к себе, как к «белой вороне», которая обязательно хуже других. Такие дети в большинстве случаев ненавидят жалость, сквозящую в возгласах окружающих типа «несчастное, бедное дитятко». Поэтому самое главное при налаживании контакта с такими малышами – дать им возможность почувствовать себя другими, обычными, самостоятельными людьми, а не жертвами злого рока.

Учитывайте мнение малыша в разных вопросах, не душите его своей помощью на каждом шагу – дайте немного свободы. Совсем закрывать глаза на проблему не стоит, это было слишком категорично. Но постараться просто привыкнуть к ней, как и сам носитель болезни, не воспринимая д диагноз как нечто из ряда вон выходящее – очень нужно. Тогда ребенок почувствует себя хоть и таким же другим, как и до этого, но равным другим собеседникам.

Также один из ключевых моментов: не навязывайте помощь, но при этом не будьте равнодушными. Здесь важно понимать, что ребенок не всегда отказывается от помощи из скромности или, напротив, гордости, просто иногда действительно лучше самому, а рука постороннего может только мешать. Но в любом случае, искреннее человеческое внимание всегда приятно. Для этого, достаточно просто спросить, что именно нужно сделать, но делать это нужно при обязательном участии самого ребенка, без лишних глаз, чтобы избежать смущения.

В общении воспринимайте маленькую личность, а не ее диагноз, обращая внимание на смысл слов, а не неконтролируемые движения. Кстати, о последних. Они никак не связаны с душевным состоянием малыша, поэтому не нужно постоянно говорить что-то типа: успокойся, не нервничай.

Аутизм, проблемы с речью: навстречу гению

Сейчас достаточно много говорят об аутизме, поэтому практически всем известно, что общение с ними – одна из самых сложных проблем ввиду замкнутости таких детей, сосредоточении на своем собственном мире, в который трудно попасть постороннему. Улучшить ситуацию можно только одним способом – стать своим, дав ребенку время привыкнуть к себе. Ни в коем случае не стоит при этом навязываться, предлагайте «себя маленькими порциями», просто будьте рядом, делая крохотные шаги навстречу. Альтернативный способ общения в таких случаях – разговоры картинками, карточками, альбомами или посредством современных мобильных технологий.

Из-за непонимания окружающих, невозможности выразить свои желания или физического дискомфорта, который вызван повышенной сенсорной чувствительностью, ребенок-аутист может проявлять агрессию, срываться на крик и слишком нервничать. В таких случаях лучше оставить его в покое, наедине с собой.

Если рядом ребенок с – будьте терпеливы. Проявляйте терпение, дослушивайте ребенка даже при самых больших трудностях, стараясь не перебивать, не ускорять/замедлять и не стараться закончить фразу за него. При этом очень важен зрительный контакт. Если ребенку проще общаться в письменной форме, не отказывайтесь от подобного варианта.

Подводя итоги, следует отметить, что вне зависимости от диагноза, принципы особого политеса одни: принятие ребенка в качестве полноправного члена общества, у которого в мире своя роль и которому нужно всего лишь преодолеть небольшие стены из физических и психологических барьеров. И задача окружающих в данном случае – помочь в этом. А не строить очередную стену, имя которой – .

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Очень уж и стихи и музыка тронули.

Бывают дни, когда в надрыве,
Тоскует, мечется душа,
И будто на краю обрыва,
Стоишь в смятеньи, не дыша.

Когда весь мир неузнаваем,
И серой краской осенён,
И болью, без конца и края,
Заполнен в миксе с сединой

Когда из рук, добро дающих,
Отчаяньем — лишь пустота,
Из уст, ещё вчера – поющих,
Лишь тишиною — немота…

Тогда найди среди миноров,
Средь сонма музыкальных тем,
Адажио от Альбинони,
И погрузись в волшебный плен…

Изменит этот мир бесцветный
Прекрасных звуков высота,
Раскрасит кистью многоцветной,
Исчезнет боль и пустота…

Адажио от Альбинони –
Волшебных звуков высота…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!