Спорт для людей с ограниченными возможностями - здоровая россия. Адаптивная физическая культура и спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья Адаптированные виды спорта

Анни Бреггин. Ориентирование по тропам . Целью нашей книги является иллюстрация возможности преодоления физического недуга с помощью участия в таком виде спорта как ориентирование. Книга предназначена как для желающих заниматься этим видом спорта, так и для сопровождающих их лиц. Для обозначения этих лиц в дальнейшем мы будем употреблять слово "сопровождение", подразумевая при этом людей, помогающих нашим спортсменам в их повседневной жизни - родителей, других членов семьи, друзей, учителей, медицинских работников и т. д. Сюда же относятся и люди, предоставляющие необходимый инвентарь, организующие спортивные мероприятия в школах, спортивных клубах или кружках. Читать

Церемония закрытия XII зимних Паралимпийских игр 2018 в Пхенчхане . Зимние Паралимпийские игры-2018, проходившие с 9 по 18 марта в южнокорейском Пхенчхане, официально объявлены закрытыми. Флаг Международного паралимпийского комитета передали делегации Пекина, где в 2022 году следующие Игры. В соревнованиях приняли участие 567 атлетов из 48 стран. Всего было разыграно 80 комплектов наград в шести видах спорта. Российские спортсмены в Пхенчхане выступали в статусе "нейтральных паралимпийских атлетов" (NPA) и в усеченном составе, в количестве 30 человек. Команда выиграла 8 золотых, 10 серебряных и 6 бронзовых наград, заняв второе место в медальном зачете Паралимпиады-2018.

Церемония открытия XII зимних Паралимпийских игр 2018 в Пхёнчхане . В 2018 году на зимнюю Паралимпиаду в Пхенчхан прибыло рекордное количество участников – 597, которые представляют 49 стран. В состязаниях, которые пройдут с 9 по 18 марта, будет разыграно 80 комплектов медалей. Участники будут состязаться в шести видах спорта: сноуборде, биатлоне, лыжных гонках, керлинге, следж-хоккее и горнолыжном спорте. Международный паралимпийский комитет (МОК) утвердил участие в зимних Паралимпийских играх в Пхенчхане 30 спортсменов из России. Они выступят под нейтральным флагом.

Сладкова Н.А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в клубах инвалидов . Книга предназначена для оказания практической помощи руководителям клубов инвалидов в их деятельности по комплектованию групп занимающихся, планированию тренировочного процесса, определению нагрузки тренеров по адаптивной физической культуре и спорту. Читать

Церемония закрытия XV летних Паралимпийских игр 2016 в Рио . XV летние Паралимпийские игры проходили с 7 по 18 сентября 2016 года в бразильском Рио-де-Жанейро. Были разыграны 528 комплектов в 22 видах спорта. Впервые были проведены соревнования по гребле на байдарках и каноэ и по триатлону. Соревнования проходили на тех же площадках, которые использовались для летних Олимпийских игр 2016 года.

Церемония открытия XV летних Паралимпийских игр 2016 в Рио . Летние Паралимпийские игры 2016 пройдут с 7 по 18 сентября 2016 года в бразильском Рио-де-Жанейро. Будут разыграны 528 комплектов в 22 видах спорта. Ожидается, что более 170 стран - членов Международного паралимпийского комитета будут участвовать в Играх 2016 года. Международный паралимпийский комитет (МПК) объявил о решении отстранить от Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро всю сборную России.

Торжественная Церемония закрытия XI зимних Паралимпийских игр 2014 в Сочи. В ходе церемонии, прошедшей на стадионе «Фишт» под девизом «Достигая невозможного», был потушен огонь Паралимпиады, а также состоялась передача паралимпийского флага Пхенчхану, где пройдут Игры 2018 года. Церемония закрытия XI зимних Паралимпийских игр, которая завершает очередной четырехлетний цикл, ставший самым удачным для России с точки зрения побед в зимних видах спорта в новейшей истории. Впервые приняв эти престижные соревнования, Россия смогла их выиграть, установив при этом целый ряд рекордов не только в паралимпийском, но и в олимпийском зачете. Паралимпийские игры в Сочи завершились 16 марта 2014 года триумфом сборной России. За десять дней спортсмены завоевали рекордные 80 наград - 30 золотых, 28 серебряных и 22 бронзовые.

Торжественная Церемония открытия XI зимних Паралимпийских игр 2014 в Сочи . Первые в истории России Паралимпийские игры откроются красочной Церемонией «Ломая лед». Церемония прославляет силу человеческого духа и рассказывает о том, как важно ломать барьеры непонимания между людьми. Лейтмотивом Церемонии станет тема «Вместе», которая поможет зрителю понять, что вместе мы можем преодолеть любые препятствия и открыть новые пути общения.

Церемония закрытия XIV летних Паралимпийских игр в Лондоне . Церемония закрытия XIV Паралимпийских игр прошла на Олимпийском стадионе британской столицы. За представлением следили 80 тыс. зрителей. В рамках церемонии произошла передача паралимпийского флага от Лондона к Рио-де-Жанейро, где состоятся Игры 2016 года. Заключительное слово сказали президент Международного паралимпийского комитета сэр Филипп Крэйвен и глава оргкомитета лондонской Олимпиады и Паралимпиады Себастьян Коу. Огонь Паралимпиады был потушен британскими чемпионами – пловчихой Элли Симмондс и спринтером Джонни Пикоком. Российские паралимпийцы завоевали на завершившихся играх 102 медали – 36 золотых, 38 серебряных и 28 бронзовых – и заняли второе место в общекомандном зачете. На Паралимпиаде в Пекине россияне завоевали 63 награды (18, 23, 22) и финишировали на восьмом месте в неофициальном медальном зачете.

Церемония открытия XIV летних Паралимпийских игр в Лондоне . На Олимпийском стадионе в Лондоне состоялась торжественная церемония открытия XIV летних Паралимпийских игр. Мировые соревнования среди спортсменов с ограниченными физическими возможностями продлятся до 9 сентября. В них примут участие более 4 тысяч человек. В составе паралимпийской сборной команды России 163 спортсмена из 49 субъектов. Представлять нашу страну они будут в 12 видах. Это легкая атлетика, плавание, настольный теннис, дзюдо, пулевая стрельба, стрельба из лука, фехтование на колясках, пауэрлифтинг, волейбол сидя, академическая гребля, велоспорт, футбол инвалидов с заболеванием ДЦП.

Паралимпийские виды спорта . Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создает условия для успешной жизнедеятельности, восстанавливает психическое равновесие, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков. Паралимпийский спорт берет начало в 1880-х годах. Однако только разработка в 1945 году нового режима лечения людей с травмами спинного мозга привела к развитию всемирного спортивного движения для инвалидов, известного сегодня как Паралимпийское движение. Читать

Лисовский В.А., Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов . Физкультура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. В пособии рассматриваются две взаимосвязанные проблемы - восстановления и сохранения здоровья человека, роль факторов риска в этом процессе. Среди последних выделяются и анализируются наследственный фактор, нервный стресс, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, экологический дисбаланс и здоровье человека и другие. Описываются основные принципы и этапы реабилитации, а также её основные виды - медицинская, физическая, психологическая реабилитация, профессиональный аспект реабилитации. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура, а также для широкого круга читателей. Читать

Бастрыкина А.В. Туризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями . уризм в системе реабилитации и социальной интеграции пожилых и людей с ограниченными возможностями. Туризм является уникальным средством рекреации и реабилитации для людей с проблемами здоровья, так как его функции соответствуют реабилитационным задачам, включают различные механизмы адаптации и самоадаптации, при условии активного участия в процессе самого реабилитанта. Читать

Сладкова Н.А. Функциональная классификация в паралимпийском спорте . Книга Функциональная классификация в паралимпийском спорте допущена в качестве рекомендаций для руководителей учреждений адаптив-ной физической культуры; тренеров и врачей, работающих со спортсменами в паралимпийских видах спорта, классификаторов, организаторов соревнований по паралимпийским видам спорта. Читать

Сладкова Н.А. Рекомендации для руководителей физкультурно-оздоровительных клубов инвалидов по организации занятий физической культурой и спортом и распределению спортсменов на группы по степени функциональных возможностей . 2-е изд., перераб. и доп. Рекомендации предназначены для оказания практической помощи руководителям клубов инвалидов в деятельности клубов по комплектованию групп занимающихся, планированию тренировочного процесса, определению нагрузки тренеров по адаптивной физической культуре и спорту. Читать

Сладкова Н.А. Типовая программа спортивной подготовки спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по горнолыжному спорту . Настоящая программа реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в Законе "О физической культуре и спорте в РФ" №329-ФЗ от 04.12.2007 г., приказе Федерального агентства по физической культуре и спорту от 21 июля 2005 г. №448 "О видах спорта, культивируемых среди инвалидов". Программа раскрывает цели и задачи, средства и формы подготовки, систему контрольных нормативов и упражнений, психологическую подготовку, систему восстановительных и воспитательных мероприятий. Читать

Сладкова Н.А. Типовая программа спортивной подготовки спортсменов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по плаванию . Программа реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в Законе О физической культуре и спорте в РФ №329-ФЗ от 04.12.2007 г., приказе Федерального агентства по физической культуре и спорту от 21 июля 2005 г. №448 О видах спорта, культивируемых среди инвалидов. Читать

Международные правила паралимпийского парусного спорта. (Паралимпийский вид спорта). Парусный спорт сравнительно недавно вошел в программу Паралимпийских Игр. В Атланте в 1996 году он был представлен как демонстрационный вид, и уже на следующей Паралимпиаде в Сиднее он был впервые включен в Программу. В этом виде спорта могут принимать участие спортсмены с физическими (но не умственными) недостатками, в том числе с нарушением ОДА, с ДЦП, слабовидящие. Читать

Официальные правила по баскетболу на колясках. (Паралимпийский вид спорта). Настоящие правила для баскетбола на колясках разработаны для соревнований, которые проводятся под юрисдикцией Международной Федерации баскетбола на колясках (IWBF), и были составлены на базе многолетнего опыта работы в области спорта для людей с физическими недостатками. В их основе лежат правила Международной Федерации баскетбола (FIBA), в которые, с одобрения IWBF, включены некоторые изменения и добавления. Поэтому рекомендуется их изучать вместе с правилами по баскетболу для здоровых людей. Читать

Официальные правила по волейболу сидя. (Паралимпийский вид спорта). В 1953 году в Нидерландах был образован первый спортивный клуб для инвалидов. В 1956 году Датский Спортивный Комитет ввёл новую спортивную дисциплину, именуемую волейболом сидя. С тех пор волейбол сидя развился в одну из крупнейших спортивных дисциплин, практикуемую в Нидерландах на соревнованиях как инвалидов, так и «здоровых» игроков волейболистов с травмой лодыжки или колена. Международные соревнования проходили уже с 1967 года, но лишь в 1978 году Международная Спортивная Организация Инвалидов (ISOD) включила волейбол сидя в свою программу. Первый Международный Турнир под эгидой ISOD прошёл в 1979 году в Харлеме (Нидерланды). В 1980 году он был признан Паралимпийским видом спорта с участием семи команд. Развитие этого вида спорта на международном уровне можно назвать бурным. Во всём мире создавались реабилитационные клиники и ежегодно проводились Всемирные, Европейские и региональные чемпионаты. С 1993 года в чемпионатах по волейболу сидя стали участвовать мужчины и женщины. Читать

Официальные правила соревнований по фехтованию. (Паралимпийский вид спорта). Официальные правила соревнований по фехтованию среди инвалидов были впервые составлены лесли вилом для международной федерации спорта и комитета по фехтованию в начале 1970-х. Он возглавлял этот комитет до 1984 года. Эти правила относятся к английской версии, опубликованной английской ассоциацией по фехтованию. Эти правила необходимо соблюдать, если не предусмотрено другого варианта. Правила изменяли и модифицировали. Читать

Правила керлинга для спортсменов с нарушением ОДА. (Паралимпийский вид спорта). В игре принимают участие спортсмены обоего пола с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе атлеты со значительным повреждением функции ног (перелом позвоночника, церебральный паралич, рассеянный склероз, отсутствие обеих ног и т. д.), которые передвигаются в коляске. Управление спортом осуществляется Международной Федерацией по Керлингу (WCF), игра проходит в соответствии с правилами, утвержденными этой организацией. Читать

Правила международного паралимпийского комитета настольный теннис. (Паралимпийский вид спорта). Настольный теннис был включен в Паралимпийскую программу с самой первой Паралимпиады в Риме в 1960 году. К 2009 году этот вид спорта практикуется в более 100 странах. Участие принимают спортсмены-инвалиды всех категорий, за исключением плоховидящих, в двух категориях - стоячие и сидячие. Мужчины и женщины соревнуются индивидуально, в паре и в команде. В программу Паралимпийских игр входят два вида соревнований - индивидуальные и командные. Игра состоит из пяти партий, каждая играется до 11 очков, победителем становится спортсмен или пара спортсменов, выигравшая три из пяти партий. Читать

Правила международного паралимпийского комитета плавание. (Паралимпийский вид спорта). Плавание является одним из главных видов спорта со времен первых Паралимпийских Игр 1960 года в Риме. Также как и на Олимпийских Играх, участники соревнуются в дисциплинах свободный стиль, плавание на спине, баттерфляй, брасс и комплексное плавание. Управляющий орган - Международная Федерация Плавания (FINA). Отправной точкой развития данного паралимпийского вида спорта считается проведение в 1992 г. Паралимпийских Игр в Барселоне. Тогда 25 стран представили свои спортивные делегации на тяжелоатлетические состязания. Их количество более чем удвоилось в 1996 году на Играх в Атланте. Было зарегистрировано 58 стран-участников (из 68 заявленных, 10 из которых неадекватное финансирование помешало выставить свои команды). Начиная с 1996, количество стран-участников неуклонно повышалось, на сегодняшний день 109 стран на пяти континентах принимают участие в паралимпийской тяжелоатлетической программе. Читать

Правила пауэрлифтинга МПК. (Паралимпийский вид спорта). Отправной точкой развития данного паралимпийского вида спорта считается проведение в 1992 г. Паралимпийских Игр в Барселоне. Тогда 25 стран представили свои спортивные делегации на тяжелоатлетические состязания. Их количество более чем удвоилось в 1996 году на Играх в Атланте. Было зарегистрировано 58 стран-участников (из 68 заявленных, 10 из которых неадекватное финансирование помешало выставить свои команды). Начиная с 1996, количество стран-участников неуклонно повышалось, на сегодняшний день 109 стран на пяти континентах принимают участие в паралимпийской тяжелоатлетической программе. Читать

Правила проведения соревнований по адаптивной гребле. (Паралимпийский вид спорта). Адаптивная гребля является самым молодым видом спорта на Паралимпийских играх. Соревнования по гребле были представлены в Паралимпийской программе в 2005 году, и будут впервые проводиться на Паралимпийских Играх 2008 года в Пекине. Читать

Теннис на колясках. (Паралимпийский вид спорта). Брэд Паркс создал новый вид спорта в США в 1976 году. Во время периода реабилитации после несчастного случая на горных лыжах, бывший теннисист осознал потенциал тенниса для инвалидов-колясочников. Впервые новый вид спорта вошел в программу Паралимпийских Игр 1992 в Барселоне. Читать

Правила по следж хоккею (IPC). (Паралимпийский вид спорта). Следж хоккей является паралимпийской версией хоккея на льду. Этот вид спорта был впервые включен в программу Зимних Паралимпийских игр в 1994 году в Лиллихамере, и с этого момента быстро стал одним из наиболее притягательных зрелищ зимних олимпиад. Это скоростная, требующая большого физического напряжения, игра для мужчин с нарушенной двигательной функцией нижней части тела. Читать

Правила и нормы по биатлону и лыжным гонкам МПК. (Паралимпийский вид спорта). Лыжный спорт - один из древнейших видов спорта, зародившийся в северной Европе сейчас стал паралимпийским и включает лыжные гонки и биатлон. Лыжный спорт появился в паралимпийской программе в 1976 году на зимних играх в Швеции. Мужчины и женщины использовали классический стиль бега на всех дистанциях, коньковый стиль был впервые применен в Инсбруке в 1984 году на зимних паралимпийских играх. С тех пор, соревнования были разбиты на две отдельные гонки: классическая и коньковый стиль. Читать

Правила проведения соревнований по ориентированию по тропам . (Не Паралимпийский вид спорта). Ориентирование по тропам является дисциплиной, которую международная федерация спортивного ориентирования рассматривает как спорт для инвалидов. Дисциплина была разработана, для того, чтобы дать возможность всем, в том числе людям с ограниченной подвижностью, участвовать в реальной спортивной конкуренции в ориентировании с помощью карты в естественных условиях местности. В соревнованиях предусмотрена возможность передвижения на ручной или электрической инвалидной коляске, а также пешком с тростью. При этом разрешается оказывать помощь в перемещении коляски, поскольку скорость движения не учитывается при определении результата соревнований. Читать

Правила соревнований по армспорту . (Не Паралимпийский вид спорта). В виде спорта «армспорт» при проведении международных соревнований действуют правила соревнований Всемирной федерации армспорта (WAF). При проведении всероссийских, зональных, региональных и муниципальных соревнований действуют настоящие Правила, разработанные Российской ассоциацией армспорта (РАА). Читать

Правила шахмат ФИДЕ . (Не Паралимпийский вид спорта). Правила игры в шахматы ФИДЕ относятся к игре за шахматной доской. Правила игры в шахматы состоят из двух частей: 1. Основные правила игры и 2. Правила соревнований. Читать

Модельный закон о паралимпийском спорте . Настоящий Закон имеет своей целью установление общих правовых, экономических и социальных основ деятельности в области паралимпийского спорта, а также определение основных принципов законодательства о паралимпийском спорте, осуществляемых в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. Читать

Распределение спортсменов по функциональным классам . Чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами, имеющими различные отклонения и нарушения, в каждой международной спортивной организации инвалидов спортсмены распределяются по классам в соответствии с их функциональными возможностями. Читать

Медицинское обслуживание и врачебный контроль за занимающимися в физкультурно-оздоровительных и спортивных клубах инвалидов . Медицинское обеспечение занимающихся осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 г. N 337 О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры и других нормативных актов, принимаемых федеральным органом управления в сфере здравоохранения. Читать

Интеграция инвалидов через спорт . Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через трудовую деятельность и образование. Занятие инвалидов физкультурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений.

Григоренко В.Г., Глоба А.П. и др. Организация спортивно - массовой работы с лицами, имеющими нарушения функций спинного мозга: методические рекомендации . Пособие, в котором впервые в нашей стране систематизированы рекомендации по организации физкультурно - оздоровительной работы с инвалидами. Для специалистов, методистов, организаторов, инвалидов, желающих самостоятельно заниматься спортом. Читать

Социальные и гигиенические проблемы спорта инвалидов . Дипломная работа студента института физической культуры и спорта Оренбургского государственного педагогического университета. Читать

Индолев Л.Н. "Тем, кто в коляске и рядом с ними". Глава 14. Все в воду! Запомните, что главное условие правильного и легкого плавания состоит в том, чтобы голова постоянно находилась почти вся под водой и выходила на поверхность только для вдоха. Конечно, можно плавать и с гордо поднятой головой, но при этом ноги будут тонуть, и потребуется значительно большее усилие рук, чтобы удерживать тело на плаву и продвигаться вперед. Читать

Информационно-методическое пособие. Физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья . Настоящий информационно-аналитический сборник ставит своей целью восполнение дефицита информации в сфере физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кратко изложена история этой области физической активности, описаны основные учреждения и организации, ответственные за развитие данной области. Сборник не претендует на исчерпывающий охват - в наши дни все большее внимание уделяется адаптивному спорту, возникают все новые ассоциации и федерации инвалидов, появляются даже новые виды спорта для людей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Читать

Индолев Л.Н. "Тем, кто в коляске и рядом с ними". Глава 18. Такова спортивная жизнь . Давайте для затравки я просто перечислю виды спорта и активного отдыха, доступные для колясочников, развитием которых заняты соответствующие ассоциации. Итак: армрестлинг, стрельба из пневматического оружия, стрельба из лука, стрельба из арбалета, баскетбол, боулинг, дартс, футбол (именно так), хоккей, регби для шейников, бадминтон, дорожные гонки, лыже-санный спорт, слалом на колясках, софтбол, плавание, настольный теннис, легкая атлетика, стендовая стрельба, тяжелая атлетика (жим лежа), горнолыжный спорт, фехтование, конькобежный спорт, а также аэробика, спортивная рыбная ловля, ручной велоспорт, авиаспорт, планеризм, гольф. Читать

История и Обзор паралимпийских видов спорта . Возникновение видов спорта, в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гуттмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, ввел спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Читать

Спортивные танцы на инвалидной коляске . Спортивные Танцы на коляске, включенные в Паралимпийские игры, - это танцы в стиле Комби. Стиль Комби (от слова "комбинированный") означает, что в паре участвуют танцор-пользователь коляски и танцор не инвалид. Программа включает классические танцы (вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп) и латиноамериканские - самба, ча-ча-ча, румба, пасо добль и джайв. Читать

Индолев Л.Н. Преодоление препятствий (методика преодоления препятствий на активной коляске) . Методика из книги "Тем, кто в колясках и рядом с ними". Читать

О физической культуре и спорте в Российской Федерации . Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

Инвалидность и спорт… На первый взгляд это два понятия, которые практически исключают друг друга и никак не совместимы или взаимосвязаны. Хотя на самом деле это далеко не так. Занятие физкультурой и спортом – это важное направление восстановления людей с инвалидностью, способствующее интеграции их в общество, наравне с интеграцией с помощью образования или трудовой деятельности.

Такие занятия способствуют реабилитации, пребывание в постоянной активности, обеспечивают социальную занятость инвалидов. Распространение физической культуры и спорта среди людей с ограниченными возможностями, массовость и физкультурно-оздоровительная устремленность являются приоритетом государственной политики каждого государства.

Адаптированные виды спорта

Акцент в физическом развитии инвалидов необходимо делать на адаптированные виды спорта. Занятия лечебной физкультурой для больных с продолжительными и стойкими нарушениями трудоспособности позволяют повысить их мотивацию, а также физическую реадаптацию. Благодаря адаптированным видам спорта удачно сочетаются социальные, психологические и физические воздействия на пациента.

Спортивные игры и соревнования оказывают положительное психологическое влияние на больного. Например, для обычной игры в хоккей необходимы клюшка, а в хоккее для людей с ограниченными способностями – один конёк и две клюшки. А в остальном все также – скорости, броски по воротам и силовая борьба. В последнее время все более популярным становится следж-хоккей.

Польза спортивных занятий

Трудно переоценить пользу от занятий спортом инвалидов. Благодаря таким тренировкам ему легче психологически и социально адаптироваться в обществе, совершенствуется его двигательная активность, повышается уровень социального, психологического и физического благополучия.

Если инвалид систематически занимается физической культурой, то расширяются его функциональные возможности, происходит оздоровление всего организма, улучшается работа сердца и сосудов, дыхательной системы и опорно-двигательного аппарата. У людей с особенными потребностями, занимающихся спортом, наблюдается благоприятное воздействие на психику, мобилизуется их воля, люди с особенными потребностями обретают чувство полезности, а также социальной защищенности. Исходя из этого так важно в программах по социальной защите, интеграции и восстановлению инвалидов определять меры, поддерживающие спортивные движения такой категории населения и параолимпийский спорт.

Популяризация физкультуры и массового спорта среди лиц с физическими недостатками невозможна без решения вопроса доступности для них объектов как оздоровительной, так и физкультурной деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Брянский государственный технический университет

Кафедра "Физическая культура и спорт"

Курсовая работа

Физическая культура для людей с ограниченными возможностями

Преподаватель:

Бодина Г.В.

Студент группы 12-ТиТ

Евсикова Н.Н.

Брянск, 2014г.

Введение

1. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов

2. Основные виды и общие задачи адаптивной физической культуры

3. Характеристика, особенности и основы построения лечебной физической тренировки

4. Средства лечебной физической культуры

5. Формы лечебной физической культуры

6. Примерный набор физических упражнений

Заключение

Список использованной литературы

лечебный физический тренировка инвалид

Введение

Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.

Инвалимд -- человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Инвалидность -- стойкое, длительное или постоянное, нарушение трудоспособности, вызванное хроническим заболеванием или патологическим состоянием (врожденные дефекты сердечно-сосудистой системы, костно-суставного аппарата, органов слуха, зрения, центральной нервной системы, органов кроветворения и др.).

В зависимости от степени потери или ограничения трудоспособности устанавливается соответствующая группа инвалидности -- первая, вторая, третья. Основанием для установления первой (1) группы инвалидности является такое нарушение функций организма, при котором не только полностью утрачена трудоспособность, но и возникает необходимость в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре. Вторая (2) группа инвалидности устанавливается при значительно выраженных функциональных нарушениях, которые не вызывают необходимости постоянной посторонней помощи, ухода или надзора, но приводят к полной длительной или постоянной нетрудоспособности или к такому состоянию, когда для больного могут быть доступны отдельные виды труда только в специально созданных условиях. Третья (3) группа инвалидности устанавливается лицам, которые по состоянию здоровья не могут продолжать труд в своей основной профессии и в профессии, равноценной по квалификации, а также лицам, которые не допускаются к выполнению своей работы по эпидемиологическим показаниям (например, туберкулез легких).

Инвалидность в последнее время все чаще воспринимается как один из возможных социальных статусов и не означает для человека выключенность из жизни, отвергнутость обществом. Многочисленные примеры показывают, что инвалидность не закрывает человеку доступ в театры, парки, даже на спортивные площадки, оставляет возможность для посильной работы. В то же время инвалидность дает определенные права и льготы, которым наше государство уделяет все большее внимание. Меры помощи, оказываемые со стороны государства, со временем приобретали все более значительный характер с тем, чтобы сократить дистанцию, возникавшую между больным человеком и здоровым. Там же, где этого недостаточно, на помощь во все времена приходило людское милосердие.

Адаптивная физическая культура и спорт для инвалидов недостаточно развиты в настоящее время и тому есть ряд причин

1. Отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;

2. Недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и в первую очередь руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;

3. Развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;

4. Полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и прежде всего возможность личного передвижения, а также передвижения в общественном транспорте, нерешённость проблем в градодорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и др.;

5. Отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;

6. Низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом у самих инвалидов.

Социальная интеграция инвалидов? многогранный процесс изменения сферы сознания больного человека от уныния и пассивности к активности и желанию прикладывать максимальные усилия для восстановления своего здоровья и полноценного общения с окружающим социумом.

Выпадение людей с ограниченными возможностями здоровья из культурно и социально обусловленного пространства вследствие нарушения адекватных взаимосвязей со средой объясняется несоответствием социального, психологического и психофизиологического статуса инвалида требованиям социальной ситуации.

У многих больных имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении, усиливает соматические заболевания и психосоциальные отклонения. Эмоциональное неблагополучие затрудняет жизнедеятельность человека, ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на развитие личности.

Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья неразрывно связана с системой комплексной реабилитации инвалидов, основными принципами построения которой являются следующие:

1. Человек с ограниченными возможностями сам по себе не является источником проблем и трудностей: их создает инвалидность.

2. Инвалидность - это не столько медицинская проблема, сколько проблема социальная, проблема неравных возможностей.

3. Не существует панацеи - чудодейственного средства - для преодоления всех проблем, связанных с инвалидностью, поэтому необходимо использовать все доступные резервы общества.

4. Объем личностно ориентированной помощи определяется на основе признания достоинства и ценности каждой личности и зависит от степени ограничения возможностей, а так-же от конкретной ситуации.

В настоящее время реабилитацию людей с ограниченными возможностями стали рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему. Особое место в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов занимает адаптивная физическая культура, которая дает реальный шанс на активное участие в жизни общества.

1. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов

В настоящее время реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья стали рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, включающую разные аспекты: медицинские, физические, психологические, профессиональные, социально-экономические.

Медицинский и физический аспекты реабилитации предполагают восстановление жизнедеятельности больного человека посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого - развитие компенсаторных и заместительных функций.

Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния больного, а также формирование у него позитивного отношения к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий.

Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы обучения инвалида необходимым и допустимым для него трудовым действиям, формирование навыков самообслуживания, профессиональной ориентации и профессионального обучения согласно его возможностям.

Социально-экономическая реабилитация состоит в том, чтобы обеспечить инвалиду экономическую поддержку и социальную полноценность.

Таким образом, реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья - многогранный процесс восстановления их здоровья и интеграции в социальную жизнь. Все виды реабилитации: медицинскую, трудовую, социальную надо рассматривать в единстве и взаимосвязи.

Физическая реабилитация - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, эмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.

Физическая культура -- это особая область культуры, которая выполняет реабилитационную роль путем развития двигательного аппарата, повышения работоспособности, удовлетворения потребности в общении, восстановлении психологического статуса, самореализации при занятиях спортом.

Особое место в восстановлении физических сил инвалидов, оздоровлении, переключении на другой вид деятельности, поддержании физических кондиций, самовоспитании духовных сил и жизнестойкости имеет адаптивная двигательная рекреация, которая преследует следующие цели:

Поддержание гармонического физического и функционального развития;

Развитие двигательных способностей;

Совершенствование и углубление основных двигательных умений и навыков;

Укрепление и расширение знаний по вопросам физической культуры;

Выработка и укрепление положительного отношения к активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности;

Укрепление мировоззренческих взглядов;

Развитие эстетического вкуса к двигательной деятельности;

Развитие творческих способностей;

Закаливание организма, укрепление гигиенических навыков, способностей вести активный образ жизни.

Адаптивная физическая культура позитивно влияет на здоровье и общее психофизическое состояние людей с ограниченными возможностями здоровья и эффективно решает актуальную проблему их социализации.

Адаптивная физическая культура помогает людям с ограниченными возможностями здоровья в решении многих проблем:

Позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни, в частности: нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточное нерациональное питание, добиваться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века»;

Обеспечивает достаточную мышечную активность и стимулирует естественный иммунитет? невосприимчивость организма к болезнетворным воздействиям;

Обеспечивает при выходе человека из повседневных, однообразных и утомительных условий жизни переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности;

Воспитывает чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, жажды преодоления препятствий и другие ценные морально-волевые качества, играющие решающую роль в профилактике нервно-психических заболеваний и расстройств;

Обеспечивает повышение уровня обменных процессов, деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействуют рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимулируют регенеративные процессы.

Адаптивная физическая культура помогает осознать тот факт, что инвалидность, несмотря на всю трагичность, не является приговором для жизни в четырех стенах. Инвалиды видят в занятиях физической культурой активное средство социально-психологической реабилитации, которое раскрывает реальный уровень их жизненных возможностей, помогает обрести уверенность в своих силах и принимать участие в активных спортивных мероприятиях, заставляет больше уважать самих себя, учит недостающей самостоятельности, закаляет организм и дарит здоровые эмоции, помогает преодолеть многие психологические барьеры.

2. Основные виды и общие задачи адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура (АФК) - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Адаптивное физическое воспитание (образование) . Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт . Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах в состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем. Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивная физическая рекреация . Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием. Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Адаптивная двигательная реабилитация . Содержание адаптивной двигательной реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Также адаптивная физическая культура решает ещё несколько проблем комплексной реабилитации инвалидов:

· проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчуждённости, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.);

· коррекция основного дефекта;

· необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;

· всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры.

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

3. Характеристика, особенности и основы построения лечебной физической тренировки

Лечебная физическая культура (ЛФК) -- составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов, предупреждения и лечения болезней, вызванных вынужденной гиподинамией. Средства ЛФК -- физические упражнения, закаливание, массаж, трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных -- стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях.

Лечебная физическая культура как метод лечения имеет ряд особенностей. Одной из самых характерных особенностей данного метода является применение физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе самого больного. Во время занятий лечебной гимнастикой (ЛГ) больной должен активно воспринимать показ упражнений и сопутствующие объяснения. Возникающие у него представления о характере физического упражнения, которое нужно выполнить, позволяют больному сознательно реализовывать и координировать свои движения.

ЛФК является методом естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма -- движения. Функция движения, стимулируя активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, способствуя повышению общей работоспособности больного.

ЛФК -- метод неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения являются неспецифическими раздражителями. Всякое физическое упражнение вовлекает в ответную реакцию все звенья нервной системы.

В результате участия нейрогуморального механизма регуляции функций в ответной реакции организма на физические упражнения ЛФК выступает как метод общего воздействия на весь организм больного. При этом учитываются особенности избирательного влияния физических упражнений на разные функции организма, что, несомненно, важно при «чете патологических проявлений в отдельных системах и органах. Регулярная дозированная тренировка физическими упражнениями стимулирует, тренирует и приспосабливает отдельные системы и весь организм больного к возрастающим физическим нагрузкам, а, в конечном счете, приводит к функциональной адаптации больного.

Одной из характерных особенностей ЛФК является процесс дозированной тренировки больных физическими упражнениями. Известно, что развитие тренированности является непрерывным процессом, в котором следы, оставленные предыдущим тренировочным занятием, взаимодействует с последующим. Суммируясь в результате систематических занятий физическими упражнениями, нейрофизиологические следы обусловливают перестройку всех основных функций на более высокий уровень. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Можно говорить лишь о количественном выражении, уровне и объеме тренированности: тренировка в спорте ставит задачи максимального повышения функциональных возможностей организма и отдельных его систем и органов, а в ЛФК решаются задачи дозированной тренировки, повышающей функциональное состояние больного до уровня здорового человека.

На основании данных современной физиологии мышечной деятельности сформулированы основные принципы достижения тренированности:

1. Систематичность , под которой понимаются определенные подбор и расстановка физических упражнений, их дозировка, последовательность и т. п. Реализация этого принципа в ЛФК осуществляется частными методиками, отличающимися при различных заболеваниях или повреждениях.

2. Регулярность занятий предполагает ритмичное повторение занятий физическими упражнениями и, соответственно, чередование нагрузок и отдыха.

3. Длительность . Эффект от применения физических Упражнений находится в прямой зависимости от длительности занятий. Систематические тренировки обусловливают отчетливое повышение функциональных способностей организма. В ЛФК не могут иметь место какие-либо «курсовые» занятия физическими упражнениями (по аналогии с курсами курортного, физиотерапевтического и медикаментозного лечения). Для получения наилучших результатов больной, начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в условиях лечебно-профилактического учреждения, обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях.

4. Постепенное «повышение нагрузки . В процессе тренировки возрастают функциональные возможности и способности организма -- параллельно им должна повышаться и нагрузка в занятиях физическими упражнениями.

5. Индивидуализация . При тренировках необходим учет индивидуальных физиологических и психологических особенностей конкретно каждого занимающегося, а также варианты течения заболевания.

6. Разнообразие средств . В ЛФК рационально сочетаются, дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений. Этим достигается разнообразное влияние на организм.

В ЛФК следует различать тренировку общую и тренировку специальную. Общая тренировка преследует цель оздоровления, укрепления и общего развития организма больного, она использует самые разнообразные виды общеукрепляющих и развивающих физических упражнений. Специальная тренировка ставит своей целью развитие функций, нарушенных в связи с заболеванием или травмой. При ней используют виды физических упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на область травматического очага или функциональные расстройства той или иной пораженной системы (например, дыхательные упражнения при плевральных сращениях, упражнениядля суставов при артрозах и т. п.).

4. Средства лечебной физической культуры

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, используемые с лечебной целью, и естественные факторы природы.

Физические упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие) и специальные . Общеукрепляющие упражнения направлены на оздоровление и укрепление всего организма. Задача специальных упражнений -- избирательное действие на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата: например, на стопу при плоскостопии или травматическом ее повреждении; на позвоночник при его деформации; на тот или иной сустав при ограничении движений и т. д. Упражнения для туловища по своему физиологическому воздействию на организм являются общеукрепляющими для здорового человека. Для больного, например с заболеванием позвоночника (сколиотическая болезнь, остеохондроз и др.), эти физические упражнения составляют группу специальных упражнений, так как они способствуют решению непосредственно лечебной задачи -- увеличению подвижности позвоночника и укреплению мышц, окружающих его коррекции позвоночника и др.

Различные движения ног входят в число общеукрепляющих при занятиях со здоровыми людьми. Эти же упражнения, применяемые по определенной методике больным после операции на нижних конечностях, являются специальными, так как с их помощью происходит функциональное восстановление конечности.

Таким образом, одни и те же упражнения для одного человека могут быть общеразвивающими, для другого -- специальными. Кроме того, одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут способствовать решению разных задач. Например, разгибание или сгибание в коленном суставе у одного больного может быть применено для развития подвижности в суставе, у другого -- для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), у третьего -- для развития мышечно-суставного чувства (точность воспроизведения заданной амплитуды движения без контроля зрения) и т. д. Обычно, специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.

По анатомическому признаку физические упражнения подразделяют на упражнения для:

а) мелких мышечных групп (кисти, стопы, лица);

б) средних мышечных групп (шеи, предплечья, голени, плеча, бедра и др.);

в) крупных мышечных групп (верхних и нижних конечностей, туловища).

Это деление оправданно, поскольку величина нагрузки зависит от количества мышечной массы, участвующей в упражнениях.

По характеру мышечного сокращения физические упражнения подразделяются на динамические (изотонические) и статические (изометрические). Наиболее распространены динамические движения, при которых происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления мышц, т. е. приводятся в движение суставы конечности или туловища (позвоночного столба). Примером динамического упражнения могут служить сгибание и разгибание руки в локтевом суставе, отведение руки в плечевом суставе, наклон туловища вперед, в сторону и т. д. Степень напряжения мышц при выполнении динамических упражнений дозируется за счет Движения рычага, скорости перемещения сегмента тела и степени напряжения мышц.

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим. Это статическая форма сокращения. Например, если больной из исходного положения (и. п.) лежа на спине поднимает прямую ногу вверх и удерживает ее в течение некоторого времени, то он таким образом выполняет вначале динамическую работу (подъем), а затем статическую, когда мыщцы-сгибатели бедра выполняют изометрическое сокращение Напряжение мышц под гипсовой повязкой довольно широко используется для профилактики мышечных атрофии в травматолого-ортопедических циниках. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что тренировка мышц в изометрическом режиме приводит к интенсивному развитию мышечной силы и массы и имеет в ряде случаев преимущество перед изотонической тренировкой. При этом выполнение изометрических напряжений мышц мобилизующе влияет на мотонейронный аппарат и способствует скорейшему восстановлению нарушенных функций.

Изометрические напряжения мышц используют в виде ритмических (выполнение движений в ритме 30--50 в 1 мин) и длительных (напряжения мышц в течение 3 с и более) напряжений. Ритмические напряжения мышц назначают со 2--3-го дня после травмы или заболевания. Вначале больной выполняет упражнения как самостоятельный методический прием, в дальнейшем их рекомендуется включать в занятия лечебной гимнастики. Оптимальным следует считать 10--12 напряжений в течение одного занятия.

Длительные изометрические напряжения мышц назначают с 3--5-го дня после травмы или заболевания с экспозицией 2--3 с, в дальнейшем увеличивая до 5--7 с. Более длительная экспозиция (свыше 7 с) не дает большого клинического эффекта, а, наоборот, вызывает резкие вегетативные сдвиги, выражающиеся в период мышечного напряжения задержкой дыхания, а в «послерабочее время» -- учащением пульса и частоты дыхания.

Упражнения в произвольном расслаблении мышц применяются в ЛФК достаточно широко и могут быть использованы:

а) в качестве специальных упражнений, способствующих оптимизации функций аппарата циркуляции;

б) в качестве средства, расширяющего диапазон моторных навыков, умений и качеств больного и, наконец,

в) в качестве средства, способствующего снижению уровня общей и специальной нагрузки в процедуре лечебной физкультуры.

Поэтому целесообразно применять упражнения в произвольном расслаблении мышц непосредственно после упражнений, связанных с усилием и напряжением мышечных групп.

По степени активности все физические упражнения могут быть активными и пассивными в зависимости от поставленной задачи, состояния больного и характера заболевания или повреждения, а также создания строго адекватной нагрузки. Активные упражнения могут выполняться в облегченных условиях, т. е. с устранением силы тяжести, силы трения, реактивных мышечных сил (например, сгибание в локтевом суставе с опорой на горизонтальную плоскость стола или отведение нижней конечности, скользя по плоскости постели, и др.). Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора или аппарата, без волевого усилия больного, при этом активное сокращение мышц отсутствует. Пассивно-активными упражнениями называют такие, при которых больной помогает инструктору произвести пассивные движения, а активно-пассивными -- при которых инструктор оказывает сопротивление активно выполняемому больным движению.

Упражнения на растягивание применяют в форме различных движений с амплитудой, обеспечивающей некоторое повышение имеющейся в том или ином суставе подвижности. Интенсивность их специфического действия дозируется величиной активного напряжения мышц, производящих растягивание, болевыми ощущениями, силой инерции, возникающей при быстрых маховых движениях с определенной амплитудой, и исходными положениями, позволяющими удлинить рычаг перемещаемого сегмента тела. Этот вид упражнений применяют при тугоподвижности суставов, понижении эластичности тканей и кожи.

Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также с целью восстановления нарушенных функций (при заболеваниях ЦНС, нарушении мозгового кровообращения, заболеваниях вестибулярного аппарата и др.).

Корригирующие упражнения назначают при некоторых заболеваниях и повреждениях локомоторного аппарата, а также в хирургических клиниках (в частности, при операциях на органах грудной клетки). Задача корригирующей гимнастики -- укрепление ослабленных и растянутых мышц и расслабление контрагированных мышц, т. е. восстановление нормальной мышечной изотонии (например, при сколиозе, остеохондрозе и других ортопедических заболеваниях).

Для упражнений на координацию движений характерны необычные или сложные комбинации различных движений. Они совершенствуют или восстанавливают общую координацию движений или координацию движений отдельных сегментов тела. Эти упражнения имеют большое значение для больных, находившихся на длительном постельном режиме, при расстройствах центральной и периферической нервной системы.

Дыхательные упражнения -- один из важнейших методов реабилитации. Все дыхательные упражнения, в свою очередь, можно подразделить на:

а) динамические

б) статические. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища. Статические (условно) осуществляются только при участии диафрагмы и межреберных мышц.

В зависимости от использования гимнастических предметов и снарядов упражнения бывают:

а) без предметов и снарядов;

б) с предметами и снарядами (палки, мячи, гантели и др.);

в) на снарядах (сюда входит и механотерапия).

В соответствии с характером протекания во времени, т. е. с общей кинематической характеристикой упражнений, последние можно подразделить на циклические и ациклические.

К циклическим упражнениям локомоторного (переместительного) характера следует отнести бег, ходьбу, плавание, греблю, езду на велосипеде. Для данных упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений. При этом относительно постоянны не только общий рисунок движений, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения (в метрах, километрах).

К ациклическим упражнениям относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности (игры, прыжки, гимнастические упражнения и др.).

Все циклические упражнения можно разделить на анаэробные и аэробные . Ведущим качеством при выполнении анаэробных упражнений служит мощность, при выполнении аэробных упражнений -- выносливость.

Естественные факторы природы применяются в следующих видах:

а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания;

б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания;

в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных ваннах, в море.

5. Формы лечебной физической культуры

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде, прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения и др.

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится с использованием раздельного и смешанного методов. Она выводит организм больного после ночного сна из состояния заторможенности физиологических процессов, повышает общий тонус больного, придает ему бодрое настроение, переводя организм в деятельное состояние. Утренняя гигиеническая гимнастика является также важным лечебно-профилактическим средством при условии, что ее применяют регулярно как неотъемлемую часть режима дня.

Основной формой применения ЛФК является процедура лечебной гимнастики (ЛГ), которая проводится с учетом физиологической нагрузки.

Процедуры ЛГ проводят с учетом следующих методических указаний. Общую нагрузку постепенно усиливают, затем снижают. Постепенного нарастания физической нагрузки достигают путем изменения исходного положения (лежа, сидя, стоя), подбора упражнений для мелких, средних и крупных мышечных групп, усложнения упражнений, увеличения амплитуды движений, степени мышечного напряжения, скорости движения, использования дыхательных упражнений и упражнений, направленных на расслабление мышц туловища и конечностей. Наибольший подъем общей нагрузки должен приходиться на середину процедуры.

Каждая процедура ЛГ состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

В вводном разделе используют элементарные физические упражнения для мелких и средних мышечных групп с целью подготовки организма к выполнению общей нагрузки.

Основной раздел занимает от 50 до 80% времени, предназначенного для проведения процедуры. Задача этого раздела -- реализация частной методики ЛФК путем сочетания элементов общей и специальной тренировки.

Заключительный раздел характеризуется снижением общефизиологической нагрузки за счет использования облегченных упражнений в чередовании их с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.

В процедурах ЛГ большое практическое значение имеет дозировка физической нагрузки. Прежде всего необходимо учитывать, что физическая нагрузка должна быть адекватна состоянию больного, вызывать умеренную возбудимость систем организма, как правило, не сопровождаться усилением болей, не приводить к выраженной усталости и ухудшению общего самочувствия больного. Схематически величину физической нагрузки можно разделить на три категории: А -- нагрузка без ограничения с разрешением бега, прыжков и Других сложных и общенагрузочных упражнений; Б -- средняя нагрузка (с ограничением) с исключением бега, прыжков, упражнений с выраженным усилием и сложных упражнений в координационном отношении, при соотношении с Дыхательными упражнениями 1:3 и 1:4; В -- слабая нагрузка, характеризующаяся использованием элементарных физических упражнений, преимущественно в и. п. лежа и сидя, при соотношении с дыхательными упражнениями 1: 1 или 1:2.

Выделяют три метода проведения процедур ЛГ: индивидуальный, групповой и консультативный.

Прогулки могут быть пешеходными, на лыжах, на лодках, велосипедах. Прогулки -- небольшая привычная физическая нагрузка; их целесообразно назначать ослабленным больным (либо после перенесенных хирургических вмешательств, либо выздоравливающих после терапевтических заболеваний). При этом физическую нагрузку увеличивают постепенно, удлиняя дистанцию, темп ходьбы, при обязательном учете рельефа местности.

Дозированные восхождения (терренкур) -- применяют преимущественно в условиях санатория или поликлинического долечивания; при этом используется восхождение под углом от 3 до 10°. Величина физической нагрузки зависит от длины маршрута (обычно 500, 1500 и 3000 м), рельефа местности и угла подъема, количества остановок.

Ближний туризм, состоящий обычно из пешеходных прогулок в течение 1--3 дней, следует рассматривать как средство умеренной тренировки всего организма, его оздоровления и укрепления.

Оздоровительный бег (бег трусцой) рассматривается как разновидность физических упражнений. Как форма ЛФК используется: а) бег трусцой в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями; б) непрерывный и продолжительный бег трусцой, доступный преимущественно лицам молодого и зрелого возраста и достаточно подготовленным.

Игровое занятие используется прежде всего для общеоздоровительного воздействия на больных. Различные игры включают физические упражнения с меньшей или большей нагрузкой. Они активизируют работу различных мышечных групп, повышают деятельность системы кровообращения, дыхания и усиливают обмен веществ. Положительная роль игр заключается в том, что в них нет непрерывности усилия. Периоды относительного напряжения чередуются с отдыхом, вследствие чего, без ущерба для здоровья занимающихся, продолжительность игры может быть удлинена. Радостные и положительные эмоции, возникающие в процессе игры, возбуждают функциональную деятельность организма и создают благоприятные условия для отдыха нервной системы.

Спортивно-прикладные упражнения в ЛФК используют в виде прогулок на лыжах, плавания, гребли, катания на коньках, велосипеде и многого другого, учитывая при этом их общеоздоровительное воздействие на организм.

6. Примерный набор физических упражнений

Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.

Заниматься физическими упражнениями можно в любое время, только не сразу после еды, и, конечно, первые тренировки должны проходить с минимальной нагрузкой. Каждый современный человек знает известный постулат о том, что движенье это жизнь. Поэтому у людей с ограниченным потенциалом движения возникает ощущение непригодности к жизни, и на основании этого человек, прикованный к инвалидной коляске, впадает в депрессивное состояние. Лучшие учёные медики многих стран разработали огромное количество различных физических упражнений, которые помогут активизировать и быстро найти в себе силы продолжать полноценно жить обычной человеческой жизнью и приносить пользу обществу.

Упражнение 1 (10 секунд не больше) Вам нужно развести обе руки в стороны на уровне плечевого пояса и попробовать завести руки медленно и осторожно назад на максимально приемлемое для вас расстояние. Так, чтобы вы не испытывали сильные боли.

Упражнение 2 Сомкните пальцы рук перед собой в замок затем, вытянув руки вперёд, выверните ладони.

Упражнение 3 Переплетя пальцы рук, попытаться как бы достать до потолка.

Упражнение 4 Находясь в положении сидя (можно в коляске), попробуйте завести согнутую руку в область затылка и при помощи другой руки попытаться достать до лопатки. Затем, поменяв руки, сделать тоже самое другой рукой.

Упражнение 5 Медленно делать повороты всего корпуса тела из стороны в сторону с заведённой за плечами гимнастической палкой с постепенной амплитудой увеличения разворотов.

Упражнение 6 Аккуратно сразу обеими руками сделать маховые движения рук влево одновременно с разворотом вашего тела в ту же сторону. Затем повторить то же самое вправо.

Упражнение 7 Взять заранее приготовленный резиновый тренажёр и растягивать его в положении рук вперед и в разные стороны.

Упражнение 8 Постепенно увеличивая скорость, выполнять вращательные движения вперёд, а затем назад.

Упражнение 9 Наклонившись вперёд, опустить руки в свободной позе вниз, почти касаясь пола. В такой позе медленно раскачивать головой влево и вправо, затем вперёд-назад.

Упражнение 10 Поднять руки перед собой и сильно потрясти кистями в расслабленном состоянии.

Упражнение 11 Постараться в ритме напрягать брюшной пресс. Силой втянуть в себя воздух, а затем силой его выдохнуть.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОЛЯСОЧНИКОВ

Упражнения на растяжение можно выполнять лежа на спине или сидя в коляске. Их следует делать медленно, постепенно усиливая нагрузку, но не доводя ее до неприятных и, тем более, болевых ощущений в суставах. Интенсивное растяжение можно выполнять только после тренировки, когда мышцы хорошо разогреты, а легкое растяжение - до тренировки, после небольшой разминки. Каждое упражнение надо выполнять не менее 10 секунд.

Упражнение 1 . а) Лежа на спине или сидя, разведите руки в стороны на уровне плеч или чуть выше; б) развести руки в стороны и вверх под углом 30-45~ выше уровня плеч. Из этих двух положений руки вытягиваются прямо назад. При этом происходит растяжение верхних и нижних пучков больших грудных мышц. Для одновременного растяжения сгибателей кисти надо с силой разогнуть кулаки в запястьях.

Упражнение 2 . "Потягушка". Переплести пальцы перед грудью и, вывернув кисти ладонями кверху, вытянуть руки, пытаясь "достать до потолка".

Упражнение 3 . Служит для растяжения широчайших мышц спины и способствует предотвращению ротации плеча вовнутрь. Лечь на спину, согнуть ноги и положить голени на высокую скамейку. Это делается для максимального расслабления бедер и выравнивания спины. Прямые руки вынести за голову, плечи выворачиваются наружу (большие пальцы направляются через потолок к полу, ладони обращены вниз).

Упражнение 4 . Сидя в коляске, лечь грудью на колени или на стол. Сцепив руки за спиной, поднять их как можно выше.

Упражнение 5 . Сидя в коляске, завести согнутую руку на затылок и лопатку и опустить ее вдоль спины, помогая надавливанием на локоть другой рукой. Затем руки поменять.

Упражнение 6 . Похожее на упражнение 5. Рука, заведенная снизу за спину, захватывается пальцами другой руки, опущенной за лопатку, и тянется ею вверх. Руки меняются местами.

Упражнение 7 . Для растяжения мышц шеи и верхней части спины. Поочередно опустить плечи, держась пальцами за спицы колеса у оси и наклоняя голову в противоположную сторону, как бы пытаясь опрокинуть коляску набок. Потеря эластичности не единственная причина мышечных травм. Другой причиной оказывается слабость сгибающих мышц рук, задних мышц плечевого пояса, шеи и верхней части спины. Для их укрепления специалисты рекомендуют на одно упражнение с усилием, направленным от себя, делать два-три упражнения с усилием, направленным к себе. В общем случае толкательные движения развивают передние группы мышц, а тянущие - задние.

Упражнение 8 . Лежа на узкой кушетке, на груди, поднимать с полу гантели. Локти прижаты к бокам. Движения напоминают греблю. Количество упражнений увеличивайте от тренировки к тренировке. При всех упражнениях не задерживайте дыхание и не напрягайтесь. Особенно за этим должны следить те, кто не подготовлен к высоким нагрузкам, так как повышение внутригрудного давления может привести к нарушениям сердечной деятельности.

Упражнение 9 . Из того же исходного положения поднимите гантели на прямых руках, разводя их в стороны и сводя лопатки, имитируя взмахи крыльями. Упражнение 10 . Похоже на предыдущее, но выполняется с более узкой кушетки или гимнастической скамьи, наклоненной под углом 30-45` к полу. Кисти рук с гантелями под скамьей почти касаются друг друга. Делайте взмахи прямыми руками, направленными в стороны и чуть вперед, сводя лопатки.

Упражнение 11 . Сидя в коляске. Руки с гантелями между ногами, большие пальцы направлены вниз и внутрь. Прямые руки разведите по диагонали в стороны и вверх до уровня плеч.

Упражнение 12 . Сидя в коляске. Одна рука за головой, другая в сторону ладонью кверху. Прогибания с небольшим поворотом туловища в сторону правой руки. Сменить положение рук и проделать то же в обратную сторону. На четыре счета - вдох и основное движение, на следующие четыре счета - выдох и возвращение в исходное положение. Это и каждое последующее упражнение выполняются в течении одной, двух минут.

Упражнение 13 . Круговые движения во всех суставах рук. Сначала кистями, затем в ту же сторону предплечьями и наконец прямыми руками. Потом то же самое, в противоположную сторону. С каждым циклом амплитуда движений увеличивается.

Упражнение 14 . Круговые движения головой, начиная с небольшой амплитуды, как бы постепенно раскручивая голову по спирали, но при этом, замедляя движения так, чтобы при максимальной амплитуде один круг выполнялся на пять счетов. Продолжительность - одна минута.

Упражнения 15 и 16 требуют особого внимания. Сидячий образ жизни способствует появлению так называемой круглой спины, что приводит к выпячиванию брюшной стенки и нарушению работы внутренних органов. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать мышцы спины и развивать способность прогибаться в грудном и поясничном отделах позвоночника. Упражнение 15 . Положите под поясницу валик или сложенную подушку. Энергично поднимая прямые руки вперед и вверх, постарайтесь резко зафиксировать их в плечевых суставах в верхней точке и, не останавливаясь, по инерции продолжайте движения ими назад, но уже только за счет прогибания в груди и пояснице. В руки можно взять нетяжелые гантели для придания движению большей инерции. Колеса коляски заторможены. При работе с гантелями спинкой лучше прислониться к столу. Старайтесь, как можно дольше находиться в коляске с валиком под поясницей и постоянно контролируйте прогнутое положение спины и разворот плеч. Чаще лежите на животе, опершись на локти и подняв голову. Смотрите телевизор или читайте в этой "пляжной" позе. Упражнение 16 . Оттолкнитесь руками от подлокотников коляски или бедер и как можно больше прогнитесь, отведя плечи и голову назад. Прочувствуйте напряжение мышц спины. С каждым разом старайтесь меньше помогать руками. Ритм упражнения: 5 секунд удержания прогиба, 5 секунд расслабления. Начните с минуты, доводя продолжительность всего упражнения до ощутимого утомления мышц спины.

Упражнение 17 . Развороты на коляске противоположно направленными вращениями обручей руками. Выполняйте его сначала спокойно, потом энергичнее и резче, в течении 1 - 2 минут, до заметного утомления мышц.

Упражнение 18. Повороты туловища из стороны в сторону сначала с помощью одних только рук, расставленных в стороны, затем с заведенной за плечи палкой. Постепенно и аккуратно (особенно при свежих травмах) увеличивайте угол разворота от занятия к занятию. Для контроля удобно делать упражнение спиной к стене, пытаясь коснуться ее концами палки.

Упражнение 19. "Лезгинка", или "косьба", также развивает подвижность позвоночника и все мышцы туловища, в особенности косые мышцы живота, что помогает перистальтике кишечника. Упражнение тренирует координацию движений и уверенность в себе, что важно для колясочников-новичков. Обеими руками сделайте резкое маховое движение, скажем, влево, с поворотом туловища в ту же сторону. У кого работают бедра, старайтесь развернуть таз в противоположную сторону, то есть вправо. Коляска при достаточной резкости движения также повернется вправо и сдвинется чуть вперед. Затем такой же резкий взмах с поворотом делается в обратную сторону - коляска смещается вперед и влево. Такими "галсами" вы можете перемещаться довольно быстро, не прибегая к вращению колес. Начинайте с несильного толчка коляски по гладкому полу, со временем это движение получится даже на ковре.

Упражнение 20 . Выполняется с гантелями или бинтом-амортизатором длинной около 3 метров. Бинт сложить вдвое и наехать на него передними колесами или зацепить его за подножки. Растягивайте концы бинта, сгибая руки в локтях за счет работы бицепсов. Отягощение должно быть таким, чтобы его можно было преодолеть не более 8 - 12 раз. Если для вас это слишком легко, перехватите бинт ниже. Аналогичное упражнение делается с гантелями на таком же пределе.

Упражнение 21 . Растягивание бинта поднятыми руками. Руки с бинтом над головой. Разводя руки вниз и в стороны, бинт опускаем за голову на плечи.

Упражнение 22 . Бинт растягивается при положении рук впереди. Руки разводятся в стороны до касания бинтом груди.

Упражнение 23 . Для разгибателей рук - трицепсов. Бинт заводится за ручки или спинку коляски. Руки, сжатые в кулаки, согнуты у плеч. Резина растягивается вперед или вверх только за счет движения предплечий - локти не опускать. С гантелями упражнение делается из положения руки вверх.

Упражнение 24 . Для дельтовидных мышц, поднимающих руки в стороны. Резина под задними колесами растягивается движениями рук в стороны и немного назад. С гантелями руки поднимаются ладонями книзу.

...

Подобные документы

    Сущность и содержание адаптивного физического воспитания. Принципы совершенствования и развития адаптивной физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Современные проблемы и перспективы ее развития.

    реферат , добавлен 22.09.2015

    Особенности организации учебного процесса и занятий физической культурой студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Создание безбарьерной и безопасной среды. Специфика проведения учебных занятий по физической культуре.

    реферат , добавлен 10.06.2016

    Общая характеристика оздоровительной физической культуры, ее описание как средства оздоровления. Анализ методики антистрессовой пластической гимнастики, педагогические основы применения и особенности организации занятий для разных возрастных групп.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2011

    Планирование тренировочного процесса в оздоровительной аэробике. Психологические основы проведения занятий с группой. Музыкальное сопровождение в тренировочном процессе. Управление массой и составом тела, людей занимающихся оздоровительной аэробикой.

    контрольная работа , добавлен 28.12.2011

    Общие основы лечебной, оздоровительной физической культуры и спорта. Фитнес как одна из форм оздоровительной тренировки, экипировка и предварительная подготовка. Основные системы тренировок в фитнес-клубе "ВолгаСпорт". Аэробные тренировки, пилатес.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2012

    Рассмотрение организации и планирования спортивной тренировки футболиста. Общая характеристика циклов и периодов физических упражнений. Планирование нагрузок и отдыха. Методика построения и проведения занятий. Цикличность тренировочного процесса.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Влияние оздоровительной физической культуры на организм. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций.

    реферат , добавлен 01.06.2006

    Совершенствование адаптационно-регуляторных механизмов под воздействием оздоровительной тренировки. Физиологическое обоснование влияния оздоровительной практики цигун. Контроль и самоконтроль за нагрузкой, его роль и значение во время проведения занятий.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2014

    Физическая культура и спорт как компоненты целостного развития личности. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, в структуре профессионального образования. Социально-биологические основы физической культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Уровень здоровья и физического развития современных людей. Средства физической культуры и ее составные части. Степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. Массовая и лечебная физическая культура.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!