Севастопольские рассказы 3 часть краткое содержание. «Севастопольские рассказы

Севастополь в декабре месяце

"Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря уже сброси-ла с себя сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть ве-селым блеском; с бухты несет холодом и туманом; снега нет - все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка пре-рываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один на-рушает тишину утра... Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах..." Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идет своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужи-ки - сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, вес суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты "будничным делом". Только на бастионах "вы увидите... защитников Севастопо-ля, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища". В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечат-лениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Ра-неные, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельд-шер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть "ужасные, потрясающие душу зрелища... войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и ба-рабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а... войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти..." Молоденький офицер, воевавший на четвертом бастионе (самом опасном), жалуется не на обилие бомб и снарядов, па-дающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция па опасность; он ведет себя слишком смело, развязно и непринужденно. По пути на четвертый бастион все реже встречаются невоенные люди, и все чаще попадаются но-силки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведет себя спо-койно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту разрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало при-слуга, но все же на другое утро он уже опять палил из всех пу-шек. Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую зем-лянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, дви- жениях защитников бастиона видны "главные черты, состав-ляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства". "Чув-ство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого". Когда ядро летит прямо па человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что "есть особая прелесть" в по-добной игре со смертью. "Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу рус-ского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высо-кая побудительная причина - эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, по лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине... Надолго оставит в сии сле-ды эта эпопея Севастополя, которого героем был народ рус-ский..."
Севастополь в мае

Проходит полгода с момента начала боевых действий в Се-вастополе. "Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи - успоко-иться в объятиях смерти". Наиболее справедливым представ-ляется решение конфликта оригинальным путем; если бы сра-зились двое солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат выйдет победителем. Та-кое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого: "одно из двух: пли война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумас-шествие, то они совсем не разумные создания, как у нас поче-му-то принято думать". В осажденном Севастополе на бульваре гуляют военные. Среди них - пехотный офицер (штабс-капитан) Михайлов, высокий, длинноногий, сутулый и неловкий человек. Он недав-но получил письмо от приятеля, улана в отставке, в котором тот пишет, как его жена Наташа ("близкий друг" Михайлова) с увлечением следит по газетам за передвижениями его полка и подвигами самого Михайлова. Михайлов с горечью вспомина- ет свой прежний круг, который был "до такой степени выше oтеперешнего, что когда в минуты откровенности ему случалось рассказывать пехотным товарищам, как у него были свои дрож-ки, как он танцовал на балах у губернатора и играл в карты с штатским генералом", его слушали равнодушно-недоверчиво, как будто не желая только противоречить и доказывать про-тивное". Михайлов мечтает о повышении. Он встречает на буль-варе капитана Обжогова и прапорщика Сусликова, служащих его полка, и они пожимают ему руку, но ему хочется иметь дело не с ними, а с "аристократами" - для этого он и гуляет по буль-вару. "Л так как в осажденном городе Севастополе людей мно-го, следовательно, и тщеславия много, то есть и аристократы, несмотря на то, что ежеминутно висит смерть над головой каж-дого аристократа и неаристократа... Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь наше-го века... Отчего в наш век есть только три рода людей: одних - принимающих начало тщеславия как факт необходимо суще-ствующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющих-ся ему; других - принимающих его как несчастное, но непрео-долимое условие, и третьих - бессознательно, рабски действу-ющих под его влиянием..." Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка "аристократов" и, наконец, отваживается подойти и поздоро-ваться (прежде он боялся подойти к ним оттого, что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его больное самолюбие). "Аристократы" - это адъю-тант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов и рот-мистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается туда-сюда только потому, что знает, что этот знак внимания должен доставить штабс-капитану удовольствие. Но вскоре "аристократы" начи-нают демонстративно разговаривать только друг с другом, да-вая тем самым понять Михайлову, что больше не нуждаются в его обществе. Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чув-ствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка награ-дят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион - его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить - в ногу, в живот или в голову. Тем временем "аристократы" пьют чай у Калугина в краси-во обставленной квартире, играют на фортепиано, вспоминают петербургских знакомых. При этом они ведут себя вовсе не так неестественно, важно и напыщенно, как делали на бульваре, де-монстрируя окружающим свой "аристократизм". Входит пехот-ный офицер с важным поручением к генералу, но "аристокра-ты" тут же принимают прежний "надутый" вид и притворяют-ся, что вовсе не замечают вошедшего. Лишь проводив курьера к генералу, Калугин проникается ответственностью момента, объявляет товарищам, что предстоит "жаркое" дело. Галыдин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдет, потому что боится, а Калугин принимается отговари-вать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдет. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперед, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идет сражение, и ругать их за то, что они отступают.
Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно де-монстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает "трусость" командира батареи, о храбрости которого ходят ле-генды. Не желая напрасно рисковать, полгода проведший на бастионе командир батареи в ответ на требование Калугина осмотреть бастион вместе отправляет Калугина к орудиям вме-сте с молоденьким офицером. Генерал отдает приказ Праскухпиу уведомить батальон Ми-хайлова о передислокации. Тот успешно доставляет приказ. В темноте под обстрелом противника батальон начинает движе-ние. При этом Михайлов и Праскухин, идя бок о бок, думают только о том, какое впечатление они производят друг на друга. Они встречают Калугина, который, не желая лишний раз "себя подвергать", узнает о ситуации на бастионе от Михайлова и поворачивает обратно. Рядом с ними взрывается бомба, погибает Праскухин, а Ми-хайлов ранен в голову. Он отказывается идти на перевязочный пункт, потому что его долг - быть вместе с ротой, а кроме того, за рану ему положена награда. Еще он считает, что его долг - забрать раненого Праскухина или же удостовериться, что тот мертв. Михайлов под огнем ползет обратно, убеждается в гибе-ли Праскухпна и со спокойной совестью возвращается. "Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и же-ланий, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу ча-совни Мертвых в Севастополе; сотни людей - с проклятиями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и сто- пали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, па конках и па окровавленном полу перевязочного пункта; а вес так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул бе-лый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло лазур-ному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая ра-дость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могу-чее, прекрасное светило".

Севастопольские рассказы Л. Толстого.

Севастополь в декабре месяце

Рассказ начинается с рассвета на Сапун-горе. На дворе зима, снега нет, но утром кожу щиплет мороз. Мертвую тишину нарушают лишь шум моря и редкие выстрелы. Думая о Севастополе, каждый чувствовал мужество и гордость, сердце начинало биться чаще.

Город оккупирован, идет война, но это не нарушает мирный ход горожан. Бабы торгуют ароматными булками, мужики - сбитнем. Как удивительно здесь смешалась война и мир! Люди все еще вздрагивают, услышав очередной выстрел или взрыв, но в сущности никто не обращает на них внимания, а жизнь идет своим чередом.

Зрелищно лишь на бастионе. Там защитники Севастополя проявляют самые разные чувства - ужас, страх, грусть, удивление и т. д. В госпитале раненые делятся впечатлениями и рассказывают о своих ощущениях. Так солдат, потерявший ногу, не чувствует боль, потому что не обращает на нее внимания. Здесь лежит женщина, у которой ампутировали ногу, потому что она была ранена снарядом, когда несла мужу обед на бастион.

Пострадавшие с ужасом ожидают своей очереди на операцию, а пока наблюдают за врачами и товарищами, которым удаляют поврежденные конечности. Ампутированные части тел безразлично скидываются в угол. Обычно войну видят, как нечто красивое и блестящее, с великолепными строевыми маршами. На самом деле, это не так. Настоящая война - это боль, кровь, страдания, смерть…

Все это можно было увидеть в бастионах. Самым опасным бастионом был четвертый. Молодой офицер, служивший там, жаловался не на опасность или страх перед гибелью, а на грязь. Его чересчур смелое и развязное поведение легко объяснимо - защитная реакция на все происходящее вокруг. Чем ближе к четвертому бастиону - тем меньше людей мирных. Чаще проходят мимо вас с носилками.

Офицер в бастионе уже привык к войне, поэтому спокоен. Он рассказал, как во время штурма осталось лишь одно действующее орудие и мало людей, но на следующий день он опять задействовал все пушки. Однажды бомба залетела в землянку, где погибло одиннадцать матросов. В защитниках бастиона раскрывались все черты, которые в совокупности составляли силу русского солдата - простота и упорство.

Война придала их лицам новые выражения - злобы и жажды мести за причиненные им страдания и боль. Люди начинают как бы играть со смертью - недалеко пролетевшая бомба больше не пугает, наоборот, хочется, чтобы она упала ближе к вам. Всем русским ясно - Севастополь взять и поколебать дух русского народа невозможно. Люди борются не из-за угроз, а из-за чувства, которое испытывает почти каждый русский, но почему-то его стесняется - любовь к Родине.

Севастополь в мае

Боевые действия в Севастополе идут уже полгода. Кажется, что все кровопролитие совершенно бессмысленно, конфликт мог разрешить более оригинальным и простым путем - от каждой враждующей стороны был бы послан солдат, и выигрывает та сторона, чей солдат одержит победу. Вообще война полна алогизма, как, например, этот - зачем стравливать друг на друга армии в сто тридцать тысяч человек, когда можно устроить бой между двумя представителями стран-противниц.

По Севастополю расхаживают военные. Один из них - штабс-капитан Михайлов. Он высок, несколько сутуловатый, в его движениях читается неловкость. Несколько дней назад Михайлов получил письмо от товарища, военного, вышедшего в отставку, который рассказывал, как его жена Наташа увлеченно читает в газетах о действиях полка Михайлова и его собственных подвигах.

Михайлову горько вспоминать свое прежнее окружение, ведь нынешнее его категорически не устраивало. Михайлов рассказывал о балах в губернаторском доме, об игре в карты со штатским генералом, но его истории не вызывали у слушателей ни интереса, ни доверия. Они не выказывали никакой реакции, будто они просто не хотели вступать в спор. Думы Михайлова занимает мечта о повышении. На бульваре он встречает сослуживцев и не хотя с ними здоровается.

Михайлов хочет проводить время с «аристократами», оттого и гуляет по бульвару. Тщеславие берет верх над этими людьми, даже несмотря на то, что жизнь каждого из них висит на волоске, не зависимо от происхождения. Михайлов долго сомневался, стоит ли подойти и поздороваться с людьми из кружка «аристократов», потому что игнорирование его приветствия больно бы ударило по его самолюбию. «Аристократы» ведут себя высокомерно по отношению к штабс-капитану. Вскоре они перестают обращать на Михайлова хоть сколько- нибудь внимания и начинают беседовать исключительно между собой.

Дома Михайлов вспоминает, что предложил подменить одного заболевшего офицера на бастионе. Ему кажется, на следующий день его либо убьют, либо наградят. Михайлов встревожен - он пытается успокоить себя мыслями, что идет исполнять свой долг, но в то же время думает, куда вероятнее всего могут ранить. «Аристократы», с которыми поздоровался Михайлов, пили чай у Калугина, играли на фортепиано и обсуждали своих столичных знакомых. Они больше не вели себя неестественно «надуто», потому что некому было демонстративно показывать свой «аристократизм».

Гальцин испрашивает совета, пойти ли ему на вылазку, но сам понимает, что страх не даст ему пойти. То же осознает и Калугин, поэтому отговаривает товарища. Выйдя на улицу, Гальцин без особого интереса спрашивает проходящих мимо раненых о ходе сражения, вместе с тем ругая их за то, что они якобы трусливо покидают поле боя. Калугин же, вернувшись на бастион, не пытается прятаться от пуль, занимает пафосную позу верхом, в общем, делает все, чтобы окружающие решили, что он храбрец.

Генерал приказывает Праскухину осведомить Михайлова о предстоящей дислокации его батальона. Успешно выполнив поручение, Михайлов и Праскухин идут под свистом пуль, но они волнуются лишь о том, что они друг о друге думают. По пути им встречается Калугин, который решил не рисковать и вернуться. Неподалеку от них упала бомба, вследствие чего Праскухин погиб, а Михайлов ранен в голову.

Штабс-капитан отказывается покидать поле боя, потому что при ранении положена награда. На следующий день «аристократы» вновь прогуливаются по бульвару и обсуждают минувший бой. Толстой говорит, что ими движет тщеславие. Каждый из них - это маленький Наполеон, способный погубить сотню жизней ради лишней звездочки и надбавки к жалованию. Объявлено перемирие. Русские и французы свободно общаются друг с другом, будто бы они не враги. Ведутся разговоры о бесчеловечности и бессмысленности войны, которые утихнут, как только спрячут белые флаги.

Севастополь в августе 1855 года

Госпиталь покидает поручик Михаил Козельцов. Он был весьма умен, талантлив в нескольких областях и искусен в своих рассказах. Козельцов был довольно тщеславным, самолюбие часто было причиной его поступков. На станции Михаил Козельцов встречает своего младшего брата Володю. Последний должен был служить в гвардии, но за мелкие проступки и по собственной воле отправился в действующую армию. Он был рад, что будет защищать Родину, к тому же, вместе с братом. Володя испытывает смешанные чувства - и гордость, и робость по отношению к брату. Его начал охватывать некий страх перед войной, более того, на станции он уже успел влезть в долги.

Михаил расплатился, и они с братом тронулись. Володя грезит о подвигах и героической красивой смерти. Прибыв в балаган, братья получают много денег. Все дивятся тому, что Володя оставил спокойную жизнь ради воюющего Севастополя. Вечером Козельцовы навестили товарища Михаила, который был тяжело ранен и надеялся лишь на смерть и скорое избавление от мук. Володя и Михаил разошлись по своим батареям.

Володе было предложено переночевать на койке штабс-капитана, которую уже занял юнкер Вланг. Последнему пришлось все же уступить кровать. Володя не может долго уснуть, потому что его пугают предчувствие близкой смерти и темнота. Горячо помолившись, юноша успокаивается и засыпает. Михаил принял командование той ротой, которой он командовал до ранения, что приводит в радостные чувства его подчиненных. Офицеры также тепло приняли вновь прибывшего Козельцова.

Володя на утро начал сближаться с новыми сослуживцами. Особенно приветливыми ему показались юнкер Вланг и штабс-капитан Краут. Когда разговор зашел на тему казнокрадства и воровства на высших должностях, Володя, несколько смутившись, утверждает, что он так никогда не поступит. На обеде у командира идут жаркие обсуждения. Неожиданно приходит конверт, в котором говорится, что на Малахов курган (невероятно опасное место) требуется офицер и прислуга.

Никто не вызывается сам, пока кто-то не указал на Володю. Козельцов и Вланг отправляются исполнять поручение. Володя пытается действовать в соответствии с «Руководством» по артиллерийской службе, но попав на поле боя, понимает, что это невозможно, так как предписания и указания не соотносимы с действительностью. Вланг невероятно перепуган, поэтому больше не в силах сохранять хладнокровие. Володе же и жутко и немного весело одновременно.

Володя знакомится с солдатами в блнидаже. Они надеются, что скоро им придут на помощь, а им предоставят двухнедельный отпуск. Володя и Мельников сидят на пороге, а перед ними падают снаряды. Вскоре Володя окончательно избавляется от чувства страха, все считают его очень смелым, сам же юноша радуется, что безукоризненно исполняет свои обязанности.

Во время французского штурма Козельцов выскакивает на поле боя, чтобы никто не подумал, что он трус. Володя ранен в грудь. Врач осматривает рану, которая оказалась смертельной, и подзывает священника. Володя интересуется, смогли ли русские отбить французский штурм. Ему ответили, что победа осталась за русскими, хотя это было не так. Козельцов счастлив, что он умирает за Отечество и желает брату такой же смерти.

Сборник «Севастопольские рассказы» Толстого, написанный и опубликованный в 1855 году, посвящен обороне Севастополя. В своей книге Лев Николаевич описывает героизм защитников города, а также показывает всю бессмысленность и беспощадность войны.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Севастопольские рассказы» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Михайлов – штабс-капитан, рассудительный, порядочный, амбициозный мужчина.

Михаил Козельцов – поручик, отважный и честный офицер.

Владимир Козельцов младший брат Михаила.

Другие персонажи

Ротмистр Праскухин, подполковник Нефердов – представители военной аристократии.

Никита – верный слуга Михайлова.

Вланг – юнкер, боевой товарищ Володи Козельцова.

Севастополь в декабре месяце

В декабре 1854 года Севастополь все еще не укрыт снегом, « но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами ». Военное утро начинается привычными уже « раскатистыми выстрелами », сменой часовых, суетой на пристани. Воздух наполнен запахами « каменного угля, навоза, сырости и говядины» . Отставные матросы предлагают свои услуги в качестве перевозчика на своих небольших яликах.

При мысли о том, что находишься в Севастополе, душу наполняют « чувства какого-то мужества, гордости ». Местные жители уже давно привыкли к звукам выстрелов, и не обращают на них никакого внимания. Они лишь равнодушно комментируют промеж собой, на каком участке взорвались снаряды, да из какой « батареи нынче палит ».

На набережной вовсю идет оживленная торговля, и тут же на земле, среди торговцев и покупателей, « валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров ». Приезжему человеку сразу бросается в глаза « странное смешение лагерной и городской жизни, красивого города и грязного бивуака ».

В большом зале Собрания расположен госпиталь, при входе в который открывается « вид и запах сорока или пятидесяти ампутационных и самых тяжело раненных больных ».

Старый исхудалый солдат чувствует свою раненую ногу, хотя она уже давно ампутирована. Другой раненый лежит прямо на полу, а из-под одеяла виднеется жалкий остаток перебинтованной руки, от которого исходит удушающий запах. Неподалеку лежит безногая женщина – супруга матроса, которая несла мужу обед и случайно попала под обстрел.

Кругом кровь, страдания и смерть. При взгляде на изувеченных защитников Севастополя, « становится почему-то совестно за самого себя ».

Самым опасным в Севастополе местом является четвертый бастион – « здесь народу встречается еще меньше, женщин совсем не видно, солдаты идут скоро, по дороге попадаются капли крови ». Невдалеке слышится « свист ядра или бомбы », жужжание пуль.

От амбразуры к амбразуре спокойно прохаживается офицер, и рассказывает о том, как после бомбардировки у него в командовании осталось только восемь человек и одно действующее орудие. Однако уже на следующее утро он вновь палил из всех своих пушек.

Матросы, обслуживающие орудия, выглядят не менее внушительно. В их внешнем виде и движениях видны « главные черты, составляющие силу русского » – простоту и упрямство.

Севастополь в мае

Главы 1-3

Война за Севастополь длится уже полгода. За это время « тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи - успокоиться в объятиях смерти ». Дипломаты не в состоянии решить конфликт, но уладить его при помощи военных действий гораздо сложнее. Люди, поддерживающие и разжигающие войну, не могут считаться разумными созданиями, поскольку « война есть сумасшествие ».

По городу прогуливается штабс-капитан Михайлов, на лице которого читается « тупость умственных способностей, но притом рассудительность, честность и склонность к порядочности ». Помимо денег и наград он страстно мечтает войти в круг военной аристократии, и быть на короткой ноге с ротмистром Праскухиным и подполковником Нефердовым.

Подойдя к павильону с музыкой, Михайлов хочет поздороваться с представителями высшего военного общества, но не решается сделать это. Он боится, что «аристократы» попросту проигнорируют его, и тем самым нанесут болезненный укол его самолюбию. Воздух в Севастополе буквально звенит от тщеславия: оно повсюду – « даже на краю гроба и между людьми, готовыми к смерти из-за высокого убеждения ».

Главы 4-9

Придя домой, Михайлов принимается « писать прощальное письмо отцу » – вскоре ему придется идти на бастион, уже в тринадцатый раз. Его терзают дурные предчувствия, и он невольно срывается на старом слуге Никите, которого « любил, баловал даже и с которым жил уже двенадцать лет ».

« Уже сумерками подходя с ротой к бастиону », штабс-капитан успокаивает себя тем, что, если повезет, его только ранят, и он останется жив.

Главы 10-14

Михайлов командует ротой и вскоре получает от генерала приказ о передислокации, который ему передает Праскухин. Во время перемещения роты Михайлов и Праскухин заботятся только о том впечатлении, которое они производят друг на друга.

Во время сильнейшей бомбардировки Праскухин убит « осколком в середину груди », Михайлов же « камнем легко ранен в голову ». Понимая, что с « раной остаться в деле - непременно награда », Михайлов отказывается от госпитализации.

После сражения цветущая долина покрыта сотнями трупов.

Главы 15-16

На следующий день после битвы военные аристократы, как ни в чем не бывало, прогуливаются по бульвару, похваляясь друг перед другом своим героизмом.

Между враждующими армиями « выставлены белые флаги », простые солдаты общаются друг с другом без ненависти. Но, как только прячут белые флаги, « снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия ».

Севастополь в августе 1855 года

Главы 1-5

В конце августа 1855 года по севастопольской дороге едет тележка, в которой сидит поручик Михаил Козельцов. Офицер возвращается в осажденный Севастополь после лечения в госпитале. Козельцов был « неглуп и вместе с тем талантлив, хорошо пел, играл на гитаре, говорил очень бойко ». Но главной чертой его является непомерное самолюбие.

На станции не протолкнуться – нет ни одной свободной лошади или повозки. Многие офицеры оказались совершенно без денег. Им обидно, « что так уже близко, а нельзя доехать ».

Главы 6-7

На станции поручик совершенно неожиданно встречает своего младшего брата, семнадцатилетнего Володю Козельцова. Юноше прочили блестящую карьеру в гвардии, но он предпочел встать в ряды действующей армии. Ему стало « совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество », к тому же он хотел увидеться с братом, которым гордился и восхищался.

Михаил зовет Владимира с собой в Севастополь, но тот начинает мяться. Выясняется, что юноша, как и многие другие военные на станции, не имеет свободных денег, более того – он должен восемь рублей. Старший Козельцов выплачивает долг брата.

Главы 8-18

Братья держат путь на Севастополь. По дороге Володя предается романтическим грезам о том, какие великие подвиги он свершит вместе с Михаилом во благо Отечества.

По приезду в город братья прощаются и расходятся по своим полкам. Володю охватывает страх перед темнотой, перед надвигающейся смертью. Его терзает « мысль, что он трус ». Повсюду раздаются звуки разрывающихся снарядов, и избавиться от сильного внутреннего страха Владимиру помогает только молитва.

Михаил Козельцов, « встретив на улице солдата своего полка », сразу отправляется к пятому бастиону. Михаил оказывается в подчинении у своего давнего товарища, с которым в свое время воевал на равных. Командир не очень доволен приезду старого приятеля, но все же передает ему командование ротой. В казарме Козельцов встречает знакомых офицеров, и сразу становится понятно, что « его любят и рады его приезду ».

Главы 19-24

Володя знакомится с артиллерийскими офицерами, и быстро заводит дружбу с юнкером Влангом. Вскоре молодых людей отправляют на Малахов курган – самый опасный участок на поле брани. Все теоретические знания Козельцова меркнут перед реалиями сражения, однако ему удается не паниковать и выполнять свои прямые обязанности.

Главы 25-27

Во время сражения старший Козельцов, видя страх своих солдат перед наступающими французами, решает показать им пример храбрости, и с саблей бросается на врага. Михаил « был уверен, что его убьют; это-то и придавало ему храбрости ». В бою офицер получает смертельное ранение, но его успокаивает мысль, что он « хорошо исполнил свой долг ».

Володя в приподнятом настроении командует во время штурма. Но французы обходят его с тыла и убивают. Вланг пытается спасти своего друга, но слишком поздно. Вместе с выжившими солдатами он уезжает из Севастополя. Покидая город, почти каждый испытывал тяжелое « чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу »…

Заключение

В своем произведении Толстой разрушает романтические представления о войне, демонстрируя ее во всей правдивой неприглядности. Отбросив ложный пафос и героизм, он описывает будни военных сражений в виде подчеркнуто простого и несколько отстраненного рассказа очевидца.

После ознакомления с кратким пересказом «Севастопольские рассказы» рекомендуем прочесть сборник в полном варианте.

Тест по рассказам

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 344.

Севастополь в декабре месяце

Над Сапун-горой восходит заря. В морской шум вплетены звуки выстрелов. Сменой караула с бренчаньем оружия начинается утро. Автор смотрит на город, на картинах красоты природы его взгляд отдыхает от видов затопленных кораблей, убитых лошадей, следов бомбардировок и пожаров. Боль от страданий, принесенных войной, переходит в восхищение мужеством непобедимого города.

Из города не ушла война, но туда вернулась жизнь, и даже рынок функционирует. Тут лежат товары на продажу и рядом заржавелая картечь, снаряды и бомбы. Люди пытаются работать, закрывая глаза на ужасы войны.

В зале Собраний госпиталь. Раненные солдаты с гордостью рассказывают о том, что им довелось пережить. Общаясь с матросом, потерявшим ногу, автор чувствует себя виноватым за то, что не может найти нужных слов.

Медсестра ведет автора в следующую комнату. Там операции и перевязки. Врачи под остатками хлороформа оперируют израненные тела, а солдаты, которым это предстоит, смотрят на них с ужасом. Фельдшера отбрасывают отрезанную конечность в угол. Здесь вся суть войны – не парады и блеск орудий, а боль и страдания.

Только выйдя на улицу, вдохнув свежий воздух, автор приходит в себя от увиденного.

В трактире юный офицер жалуется не на снаряды и пули, а на грязь под ногами. Оказывается, этот молоденький парень был в четвертом бастионе – самом опасном. Его поведение кажется развязным, но за ним спрятано волнение.

«Черное, грязное, изрытое канавами пространство» – таков первый взгляд на это место.

Офицер спокойно рассказывает ему о боях и ранениях. Куря папиросу, вспоминает, как пятого числа рабочим было лишь одно орудие, но на утро шестого уже все были в строю. Рассказывает он, как бомба, что попала в землянку, убила одиннадцать солдат. И автор понимает, что несломленный дух русского народа не даст сдать Севастополь, ведь защитники города отдали за него жизни.

Севастополь в мае

Прошло шесть месяцев с первых выстрелов. Бои продолжаются. Автор размышляет о войне, как о сумасшествии. «Война есть сумасшествие».

По улице идет невысокий, слегка сутулый офицер пехоты. Лицо его с низким лбом говорит о невысоком интеллекте, но прямоте и честности. Это Михайлов, штабс-капитан. По пути он вспоминает письмо от товарища. Там он рассказывает, как его жена Наташа «большая приятельница» Михайлова, смотрит за новостями о перемещениях полка Михайлова и его делами. Мысли штабс-капитана переходят в мечты, где он представляет, как получит георгиевскую ленту и повышение.

Он встречает капитанов Сусликова и Ожегова. Они рады ему, но Михайлову хочется общения с людьми «высшего круга», например с адъютантом, которому он кланялся. Штабс-капитан размышляет об аристократах и тщеславии, о том, что даже здесь, где караулит сама Смерть, есть место тщеславию.

Михайлов не решается подойти к «аристократам»: адъютантам Калугину и Гальцину, подполковнику Нефердову и Праскухину. Когда он набирается смелости и присоединяется к ним, компания ведет себя надменно. Они здороваются и разговаривают, но вскоре начинают показательно общаться только друг с другом, дав понять Михайлову, что он здесь лишний.

Михайлов возвращается домой и вспоминает, что ему идти в бастион, так как болен один из офицеров. Он думает, что в эту ночь ему суждено погибнуть, а если нет – то получить награду.

В это время, знакомая Михайлову компания «аристократов» пьют чай и непринужденно общаются. Но, когда с поручением к ним заходит офицер, они принимают важный вид и держатся высокомерно.

Калугин получает поручение доставить письмо генералу в штаб и успешно выполняет его. В бою рядом оказываются Михайлов и Праскухин. Но они насколько поглощены тщеславием, что думают лишь о том, как выглядят в глазах друг друга. Батальон Михайлова попадает в самое пекло бомбардировок. Бомба убивает Праскухина, а Михайлов получает ранение в голову, но не идет в госпиталь, а остается со своими людьми.

А утром «аристократы» гуляют по городу, хвалясь тем, как они были храбры в жестоком бою.

Объявляется перемирье.

Севастополь в августе

В бастион возвращается получивший ранение офицер Михаил Козельцов. Он уважаемый человек, поручик, смел и умен.

На станции многолюдно, не хватает лошадей и большинство не может доехать в Севастополь. Среди них множество офицеров, у которых нет даже жалованья, чтобы заплатить за дорогу. Здесь младший брат Козельцова – Володя – красивый и умный юноша, что пошел воевать по своему желанию. А пока он ждет возможности добраться до Севастополя, то проигрывается в карты. Брат отдает долг и забирает его с собой. Они едут на ночевку к обозному офицеру. Там все недоумевают, почему Володя Козельцов оставил спокойную службу и пожелал попасть в Севастополь под облогой. Он наконец попадает в свою батарею. Ночью Володя не может уснуть, хмурые мысли заставляют его чувствовать приближение смерти.

Михаил Козельцов тоже прибывает в свой полк. Солдаты рады его возвращению.

Володя Козельцов получает направление на очень опасный Малахов курган. С ним идет улан Вланг. Володя надеется на свои знания о стрельбе, но на деле убеждается, что бой ведется хаотично, знания тут не важны.

Брат Володи погибает смертью воина, ведя своих бойцов на штурм. Священник на его вопрос, за кем победа, жалеет офицера и говорит что за русскими. Козельцов умирает с радостью, что отдал жизнь не зря.

Володя же, узнав о штурме, ведет своих солдат в бой. Но французы окружают Володю и солдат. Юноша настолько шокирован этим, что упускает момент. Он погибает, а Вланг и несколько солдат спасается. Французы захватывают Севастополь. Рассказ завершается горькой картиной войны: сожженные казармы и жилые дома, окопы, траншеи, погибшие и раненые.

Севастополь в декабре месяце.

Утро. Над Сапун-горой невероятно красивая заря: темное синее море, легкий холодок и туман. Снега уже нет, но мороз еще жжет щеки, а шум моря прерывается выстрелами в городе Севастополь. При взгляде на этот прекрасный город возникает мысль некоего мужества, великой гордости, а кровь будто застывает во всех венах.

В Севастополе все еще бушует война, но если не смотреть на все происходящее, жизнь продолжается, и на рынках продаются различные товары. Здесь давно все перемешалось, люди не обращают ни на что внимания, они заняты своими проблемами. Лишь на бастионах возможно увидеть душераздирающие зрелища.

В больницах раненные делятся своими впечатлениями о боевых действиях и тем, как каждый из них терял свое здоровье. В соседней комнате проводятся операции и перевязывают раненных. Всем очень неловко и страшно, ведь врачи с легкостью удаляют части тела и равнодушно выкидывают их в угол.

Один из офицеров ведет себя очень странно, жалуясь на грязь, а не на падающие на головы бомбы. Но и на это никто здесь давно не обращает внимания, так как люди в шоке. В четвертом бастионе очень много военных и достаточно много раненных. Но, несмотря на это, артиллерист очень спокоен. Офицер-артиллерист делится, что недавно у них оставалось всего одно оружие, а помощников вообще почти не было, но к утру, он, как ни в чем небывало, стоял на пушке. Он рассказал, как умерло 11 человек от одного взрыва.

В лицах солдат отчетливо видно весь русский дух: здесь и упрямство, и злоба, и простота с достоинством. Злоба выражается в мщении врагу. Всем солдатам страшно, но когда над ними летит бомба, это создает чувство завороженности и игры в жизнь и смерть. Но русский народ непоколебим, и ни за что не отдаст врагу свой Севастополь. Любовь к родине побеждает все страхи и сомнения, а все нестерпимые условия меркнут по сравнению со стыдом которое народ испытает, если отдаст свой город Севастополь. И навсегда оставит след в истории героический русский народ этого великого города.

Севастополь в мае

Боевые действия идут уже шесть месяцев. Самый справедливый и оригинальный выход из конфликта был бы, если бы сразились по одному человеку с каждой стороны армий, и тот, кто сможет победить и выиграть, тот бы и всю битву выиграл. Так как этот метод был бы более безопасный для мирных жителей и всех граждан в целом. Войны это совсем не логично и примитивно, считает Толстой. Война это сумасшествие, и люди сами это сумасшествие создают.

По улицам города Севастополь ежедневно блуждают люди в военной форме. Михайлов, являющийся штабс-капитаном, один из них, он высокий сутулый мужчина. Михайлов несколько дней назад получил послание от друга, в нем рассказано, что жена его наблюдает за тем, как передвигается полк офицера и за его достижениями.

Штабс-капитан с грустью вспомнил свой прежний круг друзей. Ведь тогда он был на балах у самого губернатора, перекидывался в карты с генералом, его все уважали, но недоверчиво и равнодушно, и ему приходилось отстаивать свои позиции. Михайлов задумывается, когда его повысят в должности.

Повстречав Обжогова с Сусликовым, которые служат в его полку, он без особого желания пожимает руки, но и дел с ними он давно уже вести не желает. Аристократы очень тщеславны, да не аристократы ведут себя подобным образом, а так как народа в городе великое множество и смерть уже полгода зависает у каждого над головами, то уже и мирные жители стали вести себя с неким тщеславием.

Это, вероятнее всего, на каждой войне так, чтобы как то выживать. В это время существует три вида граждан: только вступающие на путь тщеславия, принимающие его как условие выживания, и стадо которое следует за первыми двумя… Штабс-капитан не желает ни с кем встречаться, но немного походив кругами, он подходит к «аристократам». До этого он побаивался их, так как они могут уколоть в самое «нежное» и больное, да и вообще они могли даже не изволить поздороваться.

«Аристократы» относятся к штаб-офицеру очень высокомерно, Гальцын берет его за руку и ведет его прогуляться из-за того, что хочет доставить Михайлову немного удовольствия. Но немного погодя все перестают обращать на него всякое внимание, и Михайлов понимает, что они ему здесь не очень то и рады.

Михайлов возвращается домой с воспоминанием, что давал обещание выйти к утру на службу, заменяя офицера. Михайлова не покидает ощущение, что он либо умрет, либо его повысят в звании. Он считает, что поступает честно. В дороге он пытается угадать, куда же его ранят.

Все собираются у Калугина выпить чая, поиграть на пианино и вспомнить жизнь до войны. Все они крайне напыщенны, и показывают себя важными личностями, как бы объясняя, что они «аристократы».

Офицер-пехотинец приходит к генералу, что бы сообщить нечто важное, все находящиеся в помещении делают вид, что не видят вошедшего. Как только посыльный уходит, Калугин начинает переживать. Гальцын задает вопрос о выходе, Калугин его отговаривает, зная, что тот не собирается выходить. Гальцын нервничает и начинает ходить кругом, спрашивая у прохожих, как проходит битва.

Штаб-офицер Калугин отправляется к бастиону, по пути демонстрируя окружающим, что он храбрец. Он не замечает пули над головой, принимая различные позы. Он в недоумении от того, что командир боится. Калугин идет осматривать бастион в сопровождении молодого офицера. Праскухин уведомляет батальон штаб-капитана о передислокации.

Михайлов с Праскухиным ночью начинают движение, но каждый из них размышляет о том, как он выглядит в глазах другого. Праскухин умирает, а Калугин ранен в голову. Михайлов не идет на перевязку, так как считает что долг превыше всего. Он еще не знает, что его товарищ мертв, поэтому, несмотря ни на что, ползет обратно. Тучи кровавых трупов, которые совсем недавно были полны желаний и надежд, лежат на цветущем поле. Столько стона и страданий не видели еще стены Севастополя.

А заря все продолжает изо дня в день восходить над Сапун-горой: уже поблекшие звезды, густой туман почти черного моря, разбежавшиеся тучи по ярко-рыжему горизонту, которые все еще обещают прекрасные радостные дни, и мир во всем мире. На следующий день все военные гуляют по аллее, и пересказывают события минувшего дня, показывая окружающим всю свою храбрость.

Все они ощущают себя Наполеонами, так как готовы вновь вступить на тропу боя, что бы иметь возможность поймать звезду и повышенное жалование. Русские с Французами объявляют перемирие, военные с легкостью общаются между собой, и нет в этом абсолютно никакой вражды. Они даже рады подобному общению, подозревая об уме каждого из сторон. Они понимают, насколько бесчеловечна война.

Мальчишка прогуливается по поляне и, не замечая вокруг трупов, собирает полевые цветы. Вокруг белые флаги. Бесконечное количество людей улыбаются окружающим. Все они поклоняются одному богу, все исповедуют одни законы жизни и любви, но все равно они не смогут упасть на колени и просить за смерть близких прощения.

Но флаги сняты. И вновь граждане обеих сторон берутся за ружье, и вновь текут красные реки, и неистовые стоны доносятся из каждого уголка города. Но герой этой повести, прекрасен и мужественен, он смог проявить себя как офицер, достойнее которого не может быть, подобные ему хоть и редки, но все же живут во всех странах и во все времена.

Севастополь в августе 1855года.

После лечения на поле битвы появляется Козельцов, этот глубокоуважаемый офицер независим в своих рассуждениях. Он весьма не глуп и очень талантлив. Умеет составлять казенные бумаги. У него был некий вид самолюбия, который давно уже слился с повседневной жизнью, при нем возможно и унижаться и первенствовать одновременно.

Все повозки с лошадьми пропали, на остановке скопилось довольно много жителей. Часть офицеров совершенно не имеют средств на существование. Здесь же и брат Михаила Козельцева по имени Владимир. Несмотря на планы, он не попал в гвардию и был назначен солдатом. Как и любому новичку, ему нравятся боевые действия.

Владимир горд за своего брата и едет с ним в Севастополь. Владимир несколько смущен, он уже не так рвется в бой, сидя на станции, он проиграл деньги. Его старший брат помогает выплатить долг, и они отправляются в путь. Володя в ожидании подвигов героя, которые как он думает, совершит с Михаилом. Он размышляет над тем, как он будет убит и всех тех упреках, которые он скажет перед смертью людям, которые не умеют ценить жизнь.

Когда они прибывают, их отправляют в балаган. В балагане офицер сидит над кучей денег, которые ему предстоит посчитать. Никто не понимает, почему Владимир приехал в Севастополь. Братья уезжают спать на 5 бастион, но до сна им еще предстоит навестить умирающего друга в больнице. Братья расходятся.

Командир предложил Владимиру переночевать, хотя на кровати у них уже спит Вланг. Он уступает место прибывшему прапорщику. Владимир с трудом засыпает, перед сном его пугает ночь, и он думает о своей гибели. Но все-таки засыпает под свистящие пули. Михаил вступает в распоряжение своего командира, который совсем недавно был с ним в одной должности.

Новый командир возмущен вступление в строй Козельцова. Но все остальные рады его возвращению, он пользуется у всех успехом, и устраивают ему весьма теплый прием. На утро военные действия вновь набирают обороты. Владимир входит в круги офицеров артиллерии. Все ему симпатизируют здесь. Но особое внимание ему уделяет юнкер Вланг. Он пытается всячески ублажить нового прапорщика Владимира.

С войны неожиданно вернулся капитан Краут, по происхождению немец, но излагается на русском языке, как на своем родном, весьма красиво и без ошибок. Между ними начинается беседа о законном воровстве в высоких должностях. Владимир краснеет и уверяет всех, что если он доживет до такой должности, то ни за что так поступать не будет.

Владимир попадает на обед командира. На нем достаточно много интересных разговоров ведется, и даже скромное меню не мешает беседам. Начальник артиллерии присылает письмо, в нем говорится, что на мортирную в город Малахов необходим офицер, но так как это неспокойное место, никто не соглашается. Кто-то предлагает на эту должность Владимира, через некоторое время он соглашается. Вланг отправляется вместе с ним.

Офицер начинает изучать ведение артиллерийского боя. Но как только он прибывает в пункт назначения, все его познания не принимаются, так как война происходит без порядка, а все что описано в книгах, даже близко не похоже на настоящие боевые действия. Даже починить некому боевые орудия. Офицер несколько раз был на волосок от смерти. Юнкеру страшно, он может размышлять только о смерти. Володя ко всему относится с неким юмором. Володе нравится общаться с Мельниковым, ведь он считает, что умрет не на войне. Владимир весьма быстро находит общий язык с командиром.

Солдаты разговаривают, так как вскоре к ним собирается прибыть подмога князя Константина, и они наконец-то смогут немного передохнуть. Володя ведет разговор с Мельниковым до самого утра, на пороге дома, он уже не обращает внимания ни на пули, ни на бомбы. Владимир, позабыв о страхе, искренне рад высокому качеству исполнения собственных обязанностей.

Штурм. Сонный Козельцев выходит на бой, его не смущает его невыспавшееся состояние, гораздо сильнее он переживает за то, чтобы его не посчитали трусом. Выхватив саблю, он несется на французов. Володя сильно ранен.

Священник, чтобы обрадовать перед смертью Володю, говорит, что русские победили. Он очень рад, что смог послужить своей родине, и до последнего вздоха думает о своем старшем брате. Володя продолжает командовать, но через некоторое время понимает, что французские войска обходят их. Недалеко от него лежит труп Мельникова. Вланг все еще бьется, не замечая смерть командиров. Над курганом Малахов появляется знамя французов. Вланг уезжает в безопасное место. Солдаты, наблюдают за брошенным Севастополем…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!