Издательский бизнес почти с нуля. Как открыть свое издательство

Говорят, что издательская индустрия находится в тотальном кризисе. На эту тему есть статистика закрытых или поглощенных издательств, это иллюстрируется малыми продажами в книжных магазинах и совершенно ничтожными авторскими гонорарами. Казалось бы, что в 2017 году организовывать собственное издательство будет либо чертовски преданный книжному миру человек, либо человек, который знает то, чего не знаем мы, либо просто сумасшедший. И если придерживаться такого мнения, то BroDude не стал бы тебе рекомендовать обращать внимание на эту сферу бизнеса, но ты все-таки читаешь этот материал, а значит, мы думаем, что не всё потеряно с книгами в нашей стране, просто книжный рынок переживает трансформацию, и из нее можно извлечь прибыль. Каким образом? Об этом расскажет Валерий Воронов, директор по развитию независимого издательства Эдитус - франшизы, которая занимается изданием книг исключительно для людей.

Порядок вещей в мире книг

Книжная индустрия действительно не первый год в кризисе. Если процент продаж электронных книг повышается (незначительно), то процент продаж реальных книг падает. Это не значит, что книга исчезнет вовсе, но, скорее всего, она переходит в другую форму - снова становится развлечением не для масс, как это уже было когда-то. Цены на книги уже стали дороже, причина в том, что тиражи упали, а чем меньше тираж, тем дороже каждый отдельный экземпляр книги - это накладывает отпечаток на дистрибуции книжной продукции, а многие крупные оптовики книг свернули свой бизнес. Мы это понимали и, разумеется, не хотели идти на дно, так и не начав бизнес, поэтому построили бизнес-модель по иному принципу, который отлично работает и по сей день: а) небольшие тиражи; б) привлечение средств авторов. И тут нет ничего плохого, потому что большинство наших заказчиков издают книги не с целью заработать - они это делают ради себя, близких, ради развития своего творчества или писательских навыков. Можно сказать, что мы относим наш продукт к категории кастомизированных подарков, как следствие - затраты на издание чего-либо значительно снижены без потери в качестве.

Процесс изготовления книг упростился, но лишь отчасти. К примеру, подготовка макетов - это относительно простая работа за счет программного обеспечения. Но качество всё равно достигается за счет профессионализма команды и высокотехнологичного оборудования, ведь при ограниченных ресурсах добиться идеального корешка и идеальных страниц практически невозможно. В основе издательской деятельности всегда лежит ручной человеческий труд.

Полностью автоматизированное издательство, которое выпускает хорошие книги - это миф. Роботы не смогут заменить творческие профессии, они не смогут заменить корректора, дизайнера, редактора, печатника. Сейчас множество ресурсов предлагают сервисы по проверке правописания онлайн, но разве можно считать исправленный роботом текст грамотным? Сомневаемся.

Каким должен быть книгоиздатель?


Если вы намереваетесь стать издателем, то нужно понимать, что для организации издательства полного цикла нужна собственная типография, штат дизайнеров-верстальщиков, редакторов и корректоров, художников-иллюстраторов, не говоря уже об отделах маркетинга, ИТ, финансов и бухгалтерии, логистики. Всё это требует огромных финансовых вложений, а также многолетнего опыта, который будет состоять не только из побед, но и из полнейших провалов, каждый из которых может стать последним.

Однако, если речь идет о франшизе, то весь процесс значительно упрощается. Самое важное - франшиза требует гораздо меньше денег. Если франчайзи вложит 300 тысяч рублей, то он получит готовую бизнес-модель и всестороннюю помощь от издательства Эдитус . Мы заинтересованы в прибыли и очень дорожим своей репутацией, поэтому к выбору партнеров относимся ответственно. Это не сеть бургерных, и в нашем деле нужно обладать набором стартовых навыков, поэтому потенциальный партнер в обязательном порядке должен иметь представления об издательском деле и полиграфическом бизнесе. И, конечно же, он должен просто любить книги.

При этом с франчайзи снимается головная боль по поводу подготовки макетов (при необходимости), производства, логистики и маркетинга. Его основные функции - это продажа услуг издательства и сопровождение заказов. Всё остальное мы берем на себя. В паушальный взнос входят образцы книжной продукции по каждому виду, образцы бумаги и переплетного материала (в общей сложности до 100 образцов), обучение франчайзи и маркетинговые мероприятия по открытию офиса.

Отдельно заметим, что наш партнер может не заниматься холодными звонками. Весь поток обращений обеспечивает маркетинговый отдел издательства: на федеральном сайте размещается информация с контактами офиса франчайзи, создается региональная посадочная страница в поддомене общего сайта, а также обеспечивается рекламная кампания в регионе. Франчайзи предоставляется доступ к CRM и лицензии ПО для обработки заявок.

То есть всё, что мы делаем - это предоставляем помощь в открытии бизнеса и постоянное сопровождение для тех людей, которые действительно намерены заработать деньги. Партнеру нужно только влиться в наши бизнес-процессы, которые уже работают и приносят свои плоды.

Что будет дальше?

Цифровой переворот на книжном рынке сделал свое дело. Можно утверждать, что в настоящее время у небольших традиционных издательств есть перспективы развиваться в узкоспециализированных жанрах литературы. Но в целом бумажные книги стали модным персонализированным подарком, и у вас есть все возможности встать в авангарде издательств, которые создают новые правила игры.

По данным нашего маркетингового исследования, большая вероятность успеха у издательства нашего типа есть в любом городе, чье количество населения приближено или выше 1 миллиона человек. Поэтому мы предусмотрели эксклюзивность нашей франшизы на каждый город-миллионник. не делает конкурентами своих партнеров, она помогает им заработать деньги.

В выборе ниши частного бизнеса определяющую роль зачастую играет необходимая сумма первоначальных инвестиций. У издательского бизнеса такая сумма относительно невелика: печать одной книги тиражом в тысячу единиц обойдётся в бюджет, доступный практически любому.

Небольшая сумма для входа на новый рынок, бесспорно, заманчивая, и весь путь построения издательского бизнеса ошибочно может обрисоваться предельно простым, легким и понятным: найти автора, сделать заказ типографии, заключить договор с сетью книжных магазинов и после осуществления нехитрого алгоритма получить выручку. Однако на деле этот самый алгоритм скрывает ряд серьезных проблем и множество мелких трудностей.

Печатная продукция

Книги и средства массовой информации являются наиболее популярными продуктами издательского бизнеса. Причем популярными со стороны читателей и издательских домов в равной степени. Именно поэтому представителям малого бизнеса, только покоряющим рынок книг, газет и журналов крайне проблематично найти свою целевую аудиторию.

Чтобы преуспеть в книгоиздательстве и выйти на предполагаемый уровень, необходимо учесть массу тонкостей. Первое, и, определенно, главное - выбор конкретного автора и его произведения. Понадобится начитанность, подкованность в вопросах литературных направлений и жанров, данные о современных читательских предпочтениях и даже прогнозы об их возможной смене. И даже помощь известных культурных критиков или просто знакомых книголюбов вовсе не гарантирует успех и прибыльность дела. К этому самому выбору стоит подойти со всей тщательностью и осторожностью: изучить книжный рынок и предложения конкурентов; самостоятельно ознакомиться с трудами писателей-новичков и оценить их со стороны читателей.

За переиздание уже существующих произведений можно браться только при наличии иллюстратора и дизайнера. Печатать новинки художественной литературы - занятие очень рискованное и как показывает практика, в большинстве провальное и малоприбыльное. Оптимальным вариантом для частных и индивидуальных предпринимателей станет печать узкоспециализированной литературы: пособия для животноводов и домохозяек, книги о растениеводстве и туризме, сборники кулинарных и житейских рецептов. Оставаться в этом направлении совсем необязательно; продажа подобных изданий даст шанс для полного погружения в издательский бизнес без огромных затрат и потерь. Кроме того, именно в таких узких сегментах можно воспользоваться возможностями малотиражной полиграфии и т.н. "печати по требованию", не рискуя вкладываться в тираж в несколько тысяч экземпляров - благо что поставщиков такого оборудования (как, например, Техно ЗИП) или непосредственно мини-типографий и сервисов печати по требованию (как, например, холдинг Т9) сейчас хватает.

С печатной периодикой все намного проще в выборе тематики и сложнее в осуществлении. Популярность и прибыльность газеты предопределит актуальность и информативность статей, быстрая печать и тиражирование, грамотное расположение точек продаж. У глянцевых изданий, в отличие от газет, больше возможностей для заработка: контекстная реклама, объявления и прямые продажи. Но наполнение журнала требует больших затрат: без пары корреспондентов, фотографа, дизайнера и редактора уж точно не обойтись. И рынок СМИ конкурентоспособен в такой же степени, как и книг. Поэтому к контенту периодических печатных изданий относиться стоит не менее серьезно. К тому же в каждом сегменте журналов и газет - бизнес, спорт, культура, а в особенности новости и мода - среди читателей уже закрепились свои «любимчики», и сместить их с этой ступени будет очень непросто.

Электронные форматы

Главные различия между книгой печатной и электронной для издателя - пути распространения и способ продажи. Чтобы настроить рабочий канал между предлагаемым электронным продуктом и читателем, нужно еще меньше шагов и инвестиций: затраты на типографию и издательский офис отсутствуют, поиск магазинов сводится к запросу в поисковой системе и получению массы выгодных вариантов. Однако и число любителей электронных книг меньше, хоть и разница не критична. А вот разница в стоимости как раз ощутима: книга электронного формата в среднем стоит в два - три раза дешевле печатного. Да и риск банкротства однозначно присутствует в этом виде издательского дела.

Совсем молодой продукт издательской деятельности - мини-игры и приложения для различного рода гаджетов и сайтов. Схема создания продуктов этого сегмента гораздо сложнее: разработка сюжета и персонажей, работа программистов в осуществлении идеи, размещение в онлайн-каталогах и интернет-магазинах. Разбираться в предпочтениях потенциальных пользователей надо не хуже, чем в случае с книгами - прибыль в основном зависит от задумки, и только потом от качества ее технических и графических характеристик и стоимости. Знание рынка электронных продуктов и компьютерных технологий в этом случае намного важнее предпринимательского чутья, опыта в продвижении и рекламе товаров и запредельной мотивации.

Издательский бизнес полон возможностей для развития и получения желаемой прибыли, как и подводных камней и трудноразрешимых проблем. Впрочем, как и любой другой вид предпринимательской деятельности. Однако поговорка о риске и последующей возможности насладиться бокалом шампанского как нельзя лучше демонстрирует высокие, но в то же время преодолимые вершины бизнеса.

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Реформа образования и повальное занятие коммерческой деятельностью привели к тому, что людям сначала просто не хватало времени на чтение, затем интерес к литературе сам собой угас, и издательский бизнес с нуля перестал быть таким популярным. Действительно, жизнь не так давно была настолько суматошной, что сил у человека еле-еле хватало на то, чтобы съесть полуфабрикат и упасть в постель.

Сегодня наблюдается противоположная тенденция. По каким причинам, неизвестно. Но год от года растет число людей, которые с удовольствием покупают и читают книги. Причем настоящие, бумажные, а не новомодные электронные устройства. Именно эта тенденция и дает возможность увлеченным людям начать сегодня книжный бизнес с нуля.

Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин

Книжный магазин не имеет ничего общего с различными торговыми точками. Следует учесть, что книги нельзя отнести к таким предметам первой необходимости, как продукты питания или одежда. Исходя из этого, перед тем, как начинать книжный бизнес с нуля, нужно проанализировать все «за» и «против» и выработать четкую политику ведения дел.

Основные моменты, которые необходимо учесть при открытии магазина:

1. Наиглавнейшее условие – расположение магазина. Если можно прямо в жилом доме, то с выбором места под книжную лавку следует постараться. Место должно быть проходным и находиться на виду, чтобы туда могли заходить не только завсегдатаи, но и случайные покупатели. К таким местам можно отнести вокзалы, аэропорты, метро или места, расположенные в центре города. Совсем необязательно покупать или арендовать большие площади. Можно просто подобрать интересный ассортимент литературы.

2. Второе по важности условие – ассортимент. Как понять, какие именно книги стоит продавать, и что из предлагаемой литературы будет пользоваться спросом. Для этого важно досконально изучить рынок, понять, чем интересуются разные слои населения. Лучше всего придерживаться золотого правила: иметь в продаже классику, детективы, и многочисленные, так любимые молодежью, книги в стиле фэнтези и мистику.

3. Вопрос закупки литературы почему-то никогда не возникает. Когда же владелец начинает искать и закупать нужные книги, он сталкивается с трудностями в виде довольно высоких цен. Закупать книги для вашего магазина выгоднее всего прямо у издательств. Причем в зависимости от издательства стоимость может существенно варьироваться. Кроме того, на стоимость влияют транспортные расходы, так что вопрос доставки также лучше продумать заблаговременно.

4. Различные виды услуг и продажа сопутствующих товаров помогут получить дополнительную прибыль и привлечь новых покупателей. В качестве услуг можно предложить прием на комиссию подержанных книг, а также их последующую продажу с минимальной наценкой. Многие небольшие магазинчики, собственно, с этих доходов и существуют. Причем долгие годы. Кроме этого, в магазине можно поставить копировальный аппарат, установить брошюровщик. Что касается продажи сопутствующих товаров, то здесь все зависит от вашей фантазии. Продавать можно все что угодно: пазлы, календари, настольные и развивающие игры для детей.

5. Если вы решили подойти к открытию магазина более основательно и планируете занять под него большое помещение, стоит задуматься над проведением тематических вечеров, детских праздников и презентаций книг различных писателей.

В принципе, открыть книжный бизнес с нуля не так уж сложно. Но именно в этом случае необходимо иметь некоторый стартовый капитал (например, для закупки книг или аренды помещения). Выгода в открытии подобного магазина заключается в том, что при небольших наценках, вы получаете стабильный поток клиентов. Еще хотелось бы отметить, что книжные магазины, однажды открывшись, крайне редко закрываются!

Как открыть собственное издательство

У многих понятие издательства ассоциируется с типографией, то есть местом, где печатают различные газеты, журналы и бланки. На самом деле типография является одним из подразделений издательства. Если раньше открыть издательство могли позволить себе только состоятельные люди, то сегодня все намного проще. Итак, что важно знать, чтобы открыть издательский бизнес с нуля:

1. Так как издательский бизнес в первую очередь подразумевает работу с авторами, следует заняться поисками новых авторов или заинтересовать маститых писателей. Что касается раскрученных авторов, то заинтересовать их могут только наиболее выгодные гонорары. Работа с новыми авторами, даже не очень известными, часто чревата тем, что прибыль от продаж спланировать невозможно.

2. На что ориентироваться при выборе автора? Конечно, на охват аудитории. Чем шире потенциальный круг покупателей, тем выше прибыль. Вот почему сегодня полки магазинов ломятся от определенного сорта литературы, которую покупают, чтобы один раз прочитать и поставить на полку.

3. Работа с авторами заключается не только в подписании договоров. Очень часто издательства приобретают права на то или иное произведение, которые затем перепродаются более крупным издательствам. Кроме того, произведения, поступающие в издательство, должны подвергаться вычитке и редактуре. Это даст возможность отфильтровать наиболее слабые труды соискателей. Именно поэтому сразу же необходимо заполучить в штат хорошего редактора.

4. Очень часто среди начинающих писателей попадаются действительно перспективные авторы. Удержать их можно только подписанием эксклюзивного контракта. Если писатель очень хорош, стоит попытаться заключить контракт сразу на несколько произведений в перспективе.

5. Очень часто люди, организующие издательский бизнес с нуля, пытаются охватить сразу все: продумать концепцию издательского дома, арендовать типографию, обустроить офис. На самом деле, в начале издательской деятельности собственная типография вам будет не нужна, это повлечет только лишние расходы. Самое главное – сосредоточиться на привлечении к сотрудничеству авторов.

В дополнение хотелось бы отметить, что издавать можно не только книги. Начинать издательский бизнес с нуля вполне можно и нужно, издавая различные журналы. Сюда относятся как научно-популярные издания, так и разнообразные развлекательные журналы. Начинать свой бизнес в сфере издательства нужно, имея достаточно серьезный капитал, который позволит на первых порах арендовать необходимые площади, а также оплачивать гонорары авторам и сотрудникам.

Для того чтобы ваши вложения окупились сторицей, еще до открытия книжного дела, важно четко сформировать концепцию, который вы будете придерживаться. Например, основным видом деятельности можно выбрать выпуск детской литературы или учебников для школы, дополнительными видами – выпуск научно-популярной литературы. Четкая расстановка приоритетов позволит вам избежать лишних затрат.

Пиратство, переход на электронные форматы, рост цен на бумагу и краску - это только три проблемы из того множества, с которым сталкиваются российские издательства. Кризис, начавшийся в конце прошлого года, в очередной раз проверяет российскую издательскую систему на прочность. Из-за курса доллара взлетели цены на услуги типографии, выросли суммы контрактов с зарубежными авторами. Все это ведет к неминуемому росту цен на книги на прилавках магазинов. Однако некоторые представили издательств полагают, что кризис пойдет российскому рынку только на пользу.

О том, насколько вырастут цены на книги, и о необходимости государственной поддержки сайт рассказали руководители известных российских издательств: художественную литературу представляют "Эксмо" и "Гаятри/Livebook", а нон-фикшен и деловую - "Альпина Паблишер" и "Манн, Иванов и Фербер". Ситуацию с ценами на рынке также прокомментировал генеральный директор онлайн-магазина электронных книг "ЛитРес" Сергей Анурьев.

Об издательствах

"Эксмо" - одна из крупнейших издательских компаний России, основанная в 1991 году. Издательство сотрудничает с такими писателями, как Александра Маринина, Дарья Донцова, Олег Рой и другими.

"Гаятри/Livebook" - частное книжное издательство, основанное в 2004 году издателем и общественным деятелем Марией Аксеновой и предпринимателем Григорием Ковалевым. Публикует современную российскую и зарубежную художественную прозу, неформальные научно-популярные книги и иллюстрированные концептуальные издания. Особое внимание уделяется иронической, абсурдистской и юмористической литературе.

"Альпина Паблишер" - крупное издательство, специализирующееся на выпуске деловой и профессиональной литературы, аудио- и электронных книг, а также видеокурсов. Было основано в 1998 году для выпуска финансовой литературы. Среди его крупных проектов - "Атлант расправил плечи" Айн Рэнд, "Семь навыков высокоэффективных людей" Стивена Кови, а также книги Глеба Архангельского, Филипа Котлера и других известных российских и зарубежных авторов.

"Манн, Иванов и Фербер" - московское издательство деловой литературы, начавшее свою деятельность в 2005 году. Основатели: Игорь Манн, Михаил Иванов и Михаил Фербер. Издательство выпускает книги по маркетингу и менеджменту, тайм-менеджменту, а также литературу о спорте, психологии, кулинарии и творчестве.

Есть ли кризис

Сергей Рубис

"В полном объеме кризис не пришел ни в издательство "Эксмо", ни в целом на рынок. Если судить по данным продаж за январь и февраль, то ситуация стабильная, сравнивая с прошлым годом. Можно даже сказать, что есть небольшая положительная динамика.

Цены на бумагу и другие типографские материалы выросли на 15-20 процентов за два месяца. Причем даже на отечественные сорта бумаги. Сложно сказать, как долго мы сможем сдерживать такой рост цены. Книжная отрасль – социально значимая для общества. Для отечественных производителей нужны квоты. Теоретически это сможет компенсировать рост цен на закупку импортных материалов. Этот год – Год литературы, поэтому государство, с моей точки зрения, должно уделить дополнительное внимание нашей книжной отрасли".

Ольга Лябина

"На данный момент на работу издательства влияет скорее состояние ожидания кризиса, то есть сейчас усилия предпринимаются для того, чтобы создать условия для существования в худшее время. Основной способ: сокращать издержки на печать, хранение, проводить "генеральную уборку" бюджета, максимально плотно следить за работой контрагентов, вносить коррективы в издательский портфель".

Алексей Ильин

"Думаю, что нет ни одной компании в России, на которую кризис так или иначе не влияет. Для большинства влияние негативное, но для тех, кто ориентирован на экспорт, скорее позитивное. Издательский бизнес, как и многие другие бизнесы, оказался в ситуации, когда себестоимость резко выросла, а сопоставимо повышать цены нельзя. За январь-февраль 2015 года офсетная бумага российских производителей выросла в цене на 40 процентов. Дело в том, что бумага и целлюлоза - экспортный товар. Производителям оказалось гораздо выгоднее продавать все на экспорт за доллары и евро. Импортная бумага и полиграфические материалы выросли в цене практически в два раза. Подорожали услуги типографий, отчисления иностранным авторам также выросли. В то же время продажи книг пока не упали, и это радует".

Мария Лапшина

"В нашем издательстве и в нашей работе есть три направления, которых коснулся кризис.

Во-первых, это прямая работа со СМИ. Исторически сложилось так, что в издательстве не выделяются средства на продвижение книг. Именно на безбюджетной основе мы выстраивали и выстраиваем работу со СМИ. Ежедневно мы предлагаем партнерам из медиа-среды уникальный качественный контент, созданный по мотивам выпускаемых в издательстве книг. Сейчас, в условиях кризиса, мы почувствовали, что коммерческая служба стала более придирчивой и внимательной к редакции СМИ в этом плане. Тем не менее, нам удается предложить редакторам и журналистам интересные материалы, которые набирают хорошее количество просмотров и посещений. Сейчас, к слову, у нас ежемесячно выходит порядка тысячи упоминаний книг в СМИ, блогосфере и социальных сетях. И это количество постоянно растет.

Второе направление, которого коснулся кризис, - это наполненность портфеля, особенно в МИФ.Детство. Как правило, детские книги в нашем издательстве переводные, а это значит, что роялти и гонорар авторам мы платим в валюте. Это же касается и самого производства книг, которые печатаются заграницей. Поэтому сейчас мы немного разворачиваемся в сторону российских авторов и подрядчиков.

Третье направление, на котором сказался кризис, - это рынок труда. В нашем издательстве маркетологи и пиарщики непосредственно влияют на продажи. И в отличие от многих компаний, увольняющих маркетологов в кризис, мы их нанимаем, чтобы выполнить план продаж. Но, если посмотреть на кадровый рынок в кризис, многие люди, которые потеряли работу, начинают ее активно искать. Они посылают резюме, куда только можно, а не в компании, где реально хотели бы работать. Эта ситуация порождает "кадровый шум", когда становится очень тяжело подобрать в команду подходящего именно нам человека.

По поводу заморозки проектов. Из-за кризиса мы проекты не останавливаем. Единственная возможная причина описывается фразой "хороша ложка к обеду". Если мы считаем, что проект больше будет востребован к отпускному периоду, то выпускаем его к лету, а не к осени, когда все возвращаются из отпусков".

Об электронных книгах

"Кризис на электронном книжном рынке не так ощутим, как на бумажном. Дело, конечно, в том числе и в цене на электронную копию. В поиске более бюджетных возможностей проведения досуга люди обращаются к электронной книге, как к одному из самых недорогих вариантов развлечения, получения новых знаний и даже повышения квалификации (что тоже очень важно в кризисный период).

Стоимость электронных книг, в среднем, в два раза меньше, чем бумажных. Цена зависит в первую очередь от политики конкретного издательства и направлено на получение автором и издателем дохода, сравнимого с продажей бумажной книги. В том случае, если они не получают какого-либо заметного дохода, от выпуска электронного аналога, как правило, отказываются.

Мы и наши партнеры-издательства понимаем, что курс рубля резко изменился в конце 2014 года, доходы населения при этом остались на том же уровне. Пока в связи с волатильностью курсов валют и ослаблением курса рубля мы не планируем специально повышать цены на электронные книги. Будет рост цен на уровне прошлых лет, то есть на уровне 10-20 процентов в год, в основном связанный с тем, что новинки всегда продаются чуть дороже, чем предыдущие книги автора, серии".

Сергей Анурьев

Генеральный директор онлайн-магазина электронных книг "ЛитРес"

Рост цен и спад спроса

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"Мы подняли цены на пять процентов. Это умеренно. Агрессивный рост в цене на книги тоже не планируется. Мы понимаем, что люди должны читать книги, поэтому книга должна быть доступной".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"С ростом себестоимости книг приходится повышать и цены на них. Мы корректируем цены, если растут издержки. Но при этом думаем и о конечной цене, которая не должна быть такой, что читатель не сможет позволить себе нашу книгу.

Замороженных проектов мало, но приходится править издательский портфель.

Сокращение тиражей возможно. Но при этом растет себестоимость книги, читатель увидит книгу по цене, которая легко может отпугнуть его от покупки. Поэтому с тиражами необходимо балансировать, дабы угадать спрос и не увеличить цену значительно. Электронные книги для нас пока сегмент, на который нельзя перейти издательству и существовать в нынешнем формате. Мы не будем рентабельны только с электронными книгами".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Художка в последнее время оказалась под самым сильным ударом. Доля книг жанра нон-фикшен в общих продажах постоянно растет и уже существенно превышает долю художки. Особенностью рынка художественной литературы является крайне высокая концентрация продаж на нескольких десятках наименований книг топовых авторов. Эти книги занимают первые места в рейтингах продаж, что создает ложное впечатление, что в целом жанр художественной литературы популярен. В научно-популярной и прикладной литературе продажи распределены более ровно. Зачастую тема является более важным аргументом при покупке, чем известность автора.

Большинство российских издательств уже подняли цены на 10-25 процентов. Мы пока решили поднимать цены только на новинки и переиздания, по которым наши затраты резко выросли. Что касается нашего основного портфеля, то мы пока решили цены не повышать, понимая, что наша аудитория становится все более и более чувствительной к цене".

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

"Есть небольшое повышение цен, но ничего сверхъестественного, как 200 процентов на гречку, здесь нет. У нас очень серьезная работа проделана по оптимизации расходов. И вот рост расходов мы сдерживаем".

Господдержка издательств

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"Я считаю, что имеет смысл рассмотреть вопрос изменения ставки НДС. Во Франции, например, для книг нулевая ставка НДС, а в других странах ставки сильно ниже, чем на другие товары.

Также для книжных магазинов можно сделать льготные ставки аренды. Со всем остальным мы справимся сами".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Возможно, государственные квоты или, например, ослабление налоговой нагрузки положительно скажутся на издательствах. Но не считаю, что один этот шаг кардинально изменит ситуацию, так как помимо издательств есть длинная цепочка участников книжного рынка: книжные магазины, книготорговые компании, есть библиотеки и бибколлекторы. И сложностей в каждом звене этой цепочки очень много. В Москве и регионах закрываются книжные магазины, поэтому крайне важным мне видится создание льготных условий для книжных магазинов, например применение льготной ставки аренды помещений города. Книжные магазины зачастую не могут быть рентабельными при текущих арендных ставках, сокращается доступ людей к книгам. Но в любом случае, одна отдельно взятая мера не изменит ситуацию значительно".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Думаю, что все издатели были бы рады снижению налоговой нагрузки. Во многих странах мира книги не облагаются НДС, имеют льготы по налогу на прибыль. Это понятно, так книги - важный элемент развития культуры и просвещения в обществе. Что касается квот на закупки и прочих нерыночных мер поддержки, то это принесет намного больше вреда, чем пользы. От этого выиграют не издатели качественных востребованных книг, а те, кто имеет ресурс во власти".

Новые проекты

Сергей Рубис

Директор редакции художественной литературы издательства "Эксмо"

"К изданию новых проектов в кризис мы подходим более осторожно и взвешенно. Новые проекты запускаются в меньшем объеме, однако планов по выводу новых интересных книг не снимаем. Мы по-прежнему будем вкладывать деньги в развитие рынка и в начинающих авторов.

Многие известные сейчас авторы начинали писать в кризис. Кризис – это время возможностей. Рынок очищается. Все начинают внимательнее смотреть на то, что делают, поэтому выпуск сокращается естественным образом. Когда среда на рынке менее конкурентная, пробиться легче. Поэтому для новых авторов кризис – золотое время.

Рабочие места сокращаются. У людей появляется больше свободного времени. Почему бы не попробовать написать книгу? В кризисы часто так происходило. Наша отрасль не является финансово привлекательной. Тем же сценаристам в кино платят больше, чем писателям за книги. А сейчас фильмов снимать будут меньше, поэтому есть шанс реализовать себя в другом виде творчества.

На сегодняшний день наиболее востребованными по-прежнему остаются развлекательные жанры литературы: детективы, фантастика и сентиментальная литература. Это жанры, которые традиционно востребованы во всем мире".

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Мы продолжаем работать с новыми проектами. Становится затруднительно смотреть на проекты зарубежных авторов из-за колебаний на валютном рынке. Это очень печально, но мы вынуждены реагировать тем, что отказываемся от некоторых проектов, на которые в прежней ситуации согласились бы".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Работа по запуску новых книжных проектов продолжается. Мы постоянно мониторим спрос, стараясь издавать то, что востребовано нашей аудиторией. Как следствие, сейчас мы выпускаем несколько меньше профессиональных книг по ведению бизнеса и больше книг по прикладной психологии и книг для родителей".

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

Подход к отбору рукописей не изменился, поменялся подход к формированию портфеля. Мы сейчас уходим от позиционирования МИФ как бизнес-издательства. Весь наш портфель книг разделен на семь направлений: бизнес, маркетинг, саморазвитие, творчество, ЗОЖ, МИФ.Детство, кругозор. Мы сейчас индивидуально формируем портфель книг в каждом из этих направлений.

А по поводу отбора рукописей – наши принципы не изменились. Мы отбираем книги только с сильным, качественным контентом. При этом мы всегда оставляем читателям выбор: у нас выходят книги разных точек зрения. Например, книги "Китайское исследование" и "Еда и мозг". Они предлагают разные концепции по здоровому образу жизни и питанию, но каждая из этих концепций имеет право на существование. Какой из них придерживаться, - пусть решает сам читатель".

Будущее издательств

Ольга Лябина

Исполнительный директор издательства "Гаятри/Livebook"

"Кризис не только явление отрицательное. Эти процессы неизбежны и в общем-то помогают выкристаллизировать модели бизнеса, отыскать новые возможности, быть максимально настроенным на то, чтобы выжить и идти дальше".

Алексей Ильин

Генеральный директор издательства "Альпина Паблишер"

"Издательский рынок можно разделить на рынок печатных СМИ и рынок книг. Бизнес СМИ оказался под очень сильным ударом, и я ожидаю существенного сокращения количества печатных СМИ. Что касается книжного рынка, то я думаю, что этот сектор более устойчивый. Многое сейчас зависит от финансовой устойчивости розничных каналов продаж (книготорговые сети, интернет-магазины и так далее) - именно здесь спрятан основный риск для издательского рынка. Очень возможно, что отдельные издатели уйдут с рынка, некоторые будут поглощены более крупными издательствами, но если не будет крупных банкротств в сфере книжной торговли, то ситуация на рынке будет штатной.

Мария Лапшина

Директор по маркетингу издательства "Манн, Иванов и Фербер"

"Нужно взглянуть на тренды в целом. Проблема в том, что издательский бизнес – консервативный. И одна из причин сегодняшнего кризиса в том, что ему сложно подстраиваться под новые тренды, условия. Мы это стараемся делать.

Например, есть глобальный тренд – уход в цифровые носители. Мы его подхватили, и вот уже год как на нашем сайте реализована продажа электронных книг. Причем это основной канал дистрибуции электронного формата. Недавно запустили опцию "Подарить книгу со скидкой 10 процентов", которая тоже оказалась востребованной.

Второй тренд – это клиповое мышление поколения Y. У нас сильно поменялся портфель книг саморазвития: если раньше основной акцент был на продуктивности, тайм-драйве, целеполагании, то сейчас стало больше мотивационных книг, книг о предназначении. Например, наш нашумевший проект "Важные годы", у которого тираж перевалил за 20 тысяч при среднем в две тысячи.

Следующий тренд - это книги по творчеству. Кстати, именно эти проекты вместе с проектами МИФ. Детства полностью защищены от электронного формата. Так вот, если взять книги по творчеству и тренд визуального контента в формате Instagram, то у нас появляются такие книги, в которых минимум текста, но максимум иллюстраций. Пример – книга "Кради как художник". Или творческие ежедневники, где в книге много пустых страниц, на которых читатели могут писать или рисовать все, что угодно.

Поэтому кризис ударяет по тем, кто не может подстроиться под изменения и тренды. Мы же это стараемся делать".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!