Уильям макдугалл психолог. Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Сергей Есенин, великий русский поэт, литератор, драматург и фольклорист был убит в Петербурге 27 декабря 1925 года. Тело поэта убийцы перенесли в 5-й номер гостиницы «Англетер» и привязали к отопительной трубе под потолком, инсценировав самоубийство. Есть надежда, что спустя 85 лет со дня гибели Сергея Есенина, свет истины прольется, и тайна его смерти будет открыта для всего народа России, которую так любил и воспевал поэт.

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

85 лет назад, обнаруженный мертвым Сергей Есенин, был объявлен самоубийцей. Десятки лет власти не дозволяли усомниться в этом, любыми методами скрывая правду. Только в последние двадцать с лишним лет по крупице стали появляться факты, которые противоречат объявленной версии самоубийства поэта, эти факты стали обсуждать и изучать. Однако и по сей день, несмотря на то, что есть материалы, которые доказывают, что было совершено умышленное убийство, государственные органы препятствуют проведению тщательного и объективного анализа обстоятельств смерти поэта.

28 декабря 1925 года в гостиничном номере был найден повешенным Сергей Есенин. Сообщение об этом многих повергло в шок. Некоторые не удивились подобному исходу, так как у Есенина были недоброжелатели. Версию самоубийства поддержали и эмигранты-литераторы 20-х годов. Они говорили, что советская власть затравила поэта. Но были и те, кто не поверил в самоубийство поэта.

29 декабря 1925 года вечерние газеты Ленинграда, а 30 декабря газеты всей России сообщили, что в гостинице «Интернационал» покончил жизнь самоубийством поэт Сергей Есенин. Мнимые друзья, знакомые и приятели поэта в газетах, сборниках и журналах опубликовали свои воспоминания о Есенине, в которых выразили свое сожаление по поводу смерти поэта, вспоминали как он пил, хулиганил и менял женщин. Критики подогревали эти воспоминания своими «доказательствами»: в стихах Есенина многие увидели близость смерти и разочарование в жизни, расстройство психики. Было опубликовано выдаваемое за предсмертное письмо Есенина, якобы, написанное им кровью перед тем, как повеситься.

«До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».

Это стихотворение следствию предъявлено не было, а появилось оно только опубликованным в газетах. Впоследствии было установлено, что написано оно было за несколько месяцев до гибели Есенина и адресовано было его другу Алексею Ганину, находящемуся в тюрьме перед казнью. Когда журналисты встретились с матерью поэта Сергея Есенина Татьяной Федоровной, она рассказала, что Сережа написал эти строчки, когда был на родине, и были они написаны карандашом, а не кровью, и с горечью добавила, что Сережу убили плохие люди. Однако все эти годы, опубликованные восемь строк, представленные газетчиками как предсмертное, прощальное стихотворение, выдавались за доказательство его самоубийства.

Незадолго до гибели Сергей Есенин написал в статье «Россияне»: «Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством…». Именно они - «революционные фельдфебели», враги поэта, желая объяснить причину его самоубийства, стали искать ответ в его стихах. Слова о смерти в стихах Есенина они использовали как свидетельские доказательства против самого поэта.

Однако была и такая публикация. На следующий день после гибели поэта «Красная газета» опубликовала статью Бориса Лавренева «Памяти Есенина», с подзаголовком: «Казненный дегенератами» и с эпиграфом: «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь». А завершалась статья так: «И мой нравственный долг предписывает мне сказать раз в жизни обнаженную правду и назвать палачей и убийц - палачами и убийцами, черная кровь которых не смоет кровяного пятна на рубашке замученного поэта».

Литераторы, действительно хорошо знавшие Сергея Есенина и не признававшие самоубийство поэта, глубоко переживали утрату, которую понесла Россия. Они проводили свои расследования. И новые поколения вновь проводят свои расследования. Публикации этих материалов появлялись в средствах массовой информации. Большинство документов так и не были исследованы подчерковедами, и нет полной уверенности, что они подлинны и подписаны теми лицами, чьи фамилии на них указаны. Многие материалы до сих пор находятся в секретных архивах и исследователям не выдаются.

До сих пор вызывают сомнения следственные действия. Смущало то, что следствие закончилось очень быстро. Акты и несколько протоколов дознаний — и это всё. Отсутствовал протокол с описанием места происшествия, не был проведен следственный эксперимент. В январе 1926 года следствие не пополнилось ни одним документом и было прекращено.

Большую исследовательскую работу в расследовании смерти Сергея Есенина - выявления причин, повлекших убийство, заказчиков и конкретных исполнителей преступления - проделал доцент кафедры литературы Санкт-Петербургской академии культуры, член Союза писателей Российской Федерации Виктор Кузнецов.

В своей работе «Тайна гибели Есенина» автор написал:

«В истории с Есениным садисты действовали напролом. Парадоксально, но факт: нет ни одного убедительного доказательства того, что поэтом было совершено самоубийство. А вот доказательств убийства - достаточно много».

Вот как описывает происшествие Кузнецов: «Режиссером «постановки» самоубийства Сергея Есенина в 5-м номере гостиницы «Англетер», был кинорежиссер «Севзапкино» Павел Петрович Петров (Макаревич), который, доверившись громилам, перетащившим тело убитого Есенина по подвальному лабиринту из здания следственной тюрьмы ГПУ, расположенного на проспекте Майорова, 8/23, не проверил подготовленный для открытого обозрения 5-й номер гостиницы».

«В результате, возникло немало вопросов: почему веревка обвивала горло несчастного лишь полтора раза, и не было петли; как Есенин, истекающий кровью, смог с порезанными ладонями и другими ранами соорудить на столе столь сложную пирамиду и взобраться под потолок; что за страшный вдавленный след над переносицей (официальная версия — ожог); наконец, куда-то исчез пиджак покойного.

Кстати сказать, видевший его известный в то время врач-рентгенолог, член ленинградской литературной группы «Содружество» (1925-1929) И. Оксенов записал в «Дневнике»: «…вдоль лба виднелась багровая полоса (ожог — от горячей трубы парового отопления, о которую он ударился головой), рот полуоткрыт, волосы, развившиеся страшным нимбом вокруг головы». И далее: «В гробу он был уже не так страшен. Ожог замазали, подвели брови и губы».

Далее Кузнецов приводит свидетельства начинающего тогда доносчика, молодого стихотворца Павла Лукницкого: «Есенин мало был похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но все же на лбу было большое красное пятно, в верхнем углу правого глаза — желвак, на переносице — ссадина, и левый глаз — плоский: он вытек» («Встречи с Анной Ахматовой». Т. 1. 1924-1925. Paris: Ymca-Press, 1991).

Фотоматериалы - доказательства версии убийства Сергея Есенина

Все фотографии — оригиналы хранятся в музее С.А. Есенина. Здесь же представлены фотографии посмертных масок поэта, хранящихся как в музеях, так и в частных коллекциях. Обращается внимание читателей на один из рисунков знаменитого русского художника В. Сварога, выполненного им в 5-м номере гостиницы, сразу после обнаружения тела С. Есенина.

Фотоматериалы указывают не только на то, что Сергей Есенин не совершал самоповешения, но также и на то, что он перед смертью оказывал сильное сопротивление палачам, наносившим ему смертельные раны.

Все фотографии сопровождаются вопросами, в связи с несоответствием изображений официальной версии, утверждающей самоубийство поэта.

Утром 28 декабря 1925 года в одном из номеров ленинградской гостиницы Англетер был обнаружен труп Сергея Есенина. Тогда газеты в один голос заявили: поэт закончил свою жизнь самоубийством по причине тяжелой депрессии. Позже возникли версии, что самоубийство является лишь инсценировкой и на самом деле его «убрали» сотрудники ОГПУ.

Реконструкция событий

Сергей Есенин прибыл в Ленинград 24 декабря по важным делам. Впрочем, мотивы его поездки остаются спорными. Одни утверждают, что в его планах было издать новую книгу стихотворений и заняться поверенным ему журналом. Другие полагают, что он скрывался от московской милиции. Вместе с этим поэт не афишировал приезда в город. Ранее он просил своего приятеля, Вольфа Эрлиха, найти для него трехкомнатную квартиру, однако тот не сумел этого сделать. Поэтому Есенину пришлось остановиться в роскошном номере гостиницы «Англетер».

Номер в Англетере, где было совершено самоубийство. (pinterest.com)

К слову, он остановился в таком номере, который отдавался лишь партийным работникам и видным деятелям культуры. Сергей Есенин приглашал к себе близких приятелей, в числе которых были и супружеская чета Устиновых, и Вольф Эрлих. Последний вскоре рассказывал, что 27 декабря, накануне самоубийства, поэт передал ему листок, где было записано известное стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания…». Есенин, по его словам, уговаривал его прочитать стихотворение, когда тот останется один.

Вскоре все друзья разошлись. Затем Эрлих вновь зашел к товарищу, потому что забыл свой портфель. По его воспоминаниям, Есенин спокойно сидел у стола и, накинув пальто, занимался стихами. Утром, около девяти часов, Устинова и Эрлих попытались войти в номер, однако двери оказались заперты. После бесполезных попыток достучаться пришлось позвать на помощь коменданта гостиницы. Когда они зашли внутрь, то обнаружили мертвого Есенина в петле у окна.

Версия самоубийства

Многие исследователи его творчества считают, что Сергей Есенин действительно покончил жизнь самоубийством. На это указывает сама биография поэта: он имел суицидальные наклонности и часто страдал от черной меланхолии. На фоне прогрессирующего алкоголизма Есенин постоянно чувствовал приближение смерти. На последние два года его творчества приходится более ста упоминаний о ней. Он не только страшно пил, но и постоянно разводился. К тому же, все осложнялось творческим кризисом. 28 декабря он не выдержал и покончил с собой.


Посмертную фотографию поэта сделал Моисей Наппельбаум. (pinterest.com)

На основании данных вскрытия смерть Есенина наступила в результате кислородного голодания. В то же время на теле были обнаружены порезы на правой и левой руке, а на лбе широкая вмятина, которая, по заключению судмедэксперта, появилась именно от удара. И до гибели поэт попросил своего портье никого не впускать в свой номер. Почему? Хотел, чтобы ему никто не помешал в самоубийстве? Боялся, что к нему придут враги? Или же чтобы никто не отвлекал его от работы в запертом номере?

Сыщики проработали в номере несколько дней и не нашли никаких улик, указывающих на преступление. Тогда первым из милиции прибыл участковый Николай Горбов. Он оставил после себя неграмотный акт, в котором не было освящены важные детали места происшествия. Но тем не менее в нем указывается, что Есенин одной рукой держался за трубу, и что в номере были опрокинуты только тумба и канделябр.


Снимок, на котором видны повреждения. (pinterest.com)

Как установили доктора, Есенин повесился примерно в пять часов утра. А день спустя, когда самоубийство стало официальной версией, Вольф Эльрих нашел в кармане своего пиджака тот самый листок, где было начеркано стихотворение, ставшее вскоре известным.

Странное стихотворение

Для написания стихотворения «До свидания, друг мой, до свидания…» Есенин якобы пользовался собственной кровью. В своем послании «Сергею Есенину» Владимир Маяковский писал: «Может, окажись чернила в «Англетере», вены резать не было бы причины». Еще в номере поэт жаловался Устиновой, что в гостинице нет чернил, и потому он был вынужден резать руки. В подтверждении своих слов поэт продемонстрировал разрезы, что вызвало у нее гнев. Затем он передал листок Вольфу Эльриху, который совсем забыл о нем в суматохе и передал его следствию только день спустя после смерти Есенина.

Однако это стихотворение трудно назвать предсмертным, так как оно было передано Эльфу за день до гибели. И вполне возможно, что эти строки вообще написаны задолго до «Англетера» и посвящены близкому другу Алексею Ганину, который был расстрелян на Лубянке в марте 1925 года по обвинению в принадлежности «Ордену русских фашистов». Не проводилось никакой экспертизы касательно подлинности того самого листка, который был передан Вольфу Эльриху. Значит, скорее всего, поэт резал вены не для написания этого произведения. Потому трудно сказать, что подарок Есенина своему товарищу мог бы как-нибудь помочь в раскрытии этого дела.

Кто убил Есенина?

Самоубийство в самом деле могло быть инсценировано. На это указывает ряд существенных нестыковок. Один из них заключается в том, что Есенин физически не имел возможности повеситься. Он был низкого роста (168 сантиметров), а высота потолка достигала почти четырех метров. Следовательно, ему нужно было поставить под собой предмет хотя бы в два метра. А около трубы не стояло ни одной подходящей вещи, которая бы позволила завязать петлю и затем повеситься. Рядом находились только чемодан и небольшая тумба. Также не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта. На посмертной фотографии Есенина четко виден большой вдавленный шрам, пересекающий переносицу.


Посмертная маска Есенина. (pinterest.com)

Откуда он мог появиться вместе с другими царапинами? Отдельный вопрос — это раны на верхних конечностях. Возможно, он изначально пытался перерезать себе вены на руках. Тогда выходит, что эта попытка оказалась неудачной. А значит, ему пришлось с кровоточащими руками привязывать веревку и двигать предметы. К слову, в официальных документах не указано, откуда взялась веревка. Смог бы ли он это сделать, когда кровь обильно хлестала из рук?

Есенин не во всем устраивал советскую власть. Сам Николай Бухарин, обладавший на тот момент немалой властью, отзывался нелестными словами о нем. Тогда за культурной жизнью страны осуществлялся строгий контроль. Все «контрреволюционеры» нещадно карались. Причиной мести могла послужить поэма сомнительного содержания «Страна негодяев», в которой присутствует очевидная аллюзия на личность Льва Троцкого. В произведении есть герой с псевдонимом Чекистов, а его настоящей фамилией в тексте является еврей Лейбман. Лейб же — это имя, данное при рождении Троцкому.

У Есенина были сложные отношения с советской властью. Он обвинялся в «попытке контрреволюции», его часто забирали в милицию из-за драк и скандалов, вызывал открытое раздражение в верхах. После трагического самоубийства в тогдашней прессе вышло несколько статей, которые наградили его ярлыком «кулацкого поэта». Их общий смысл сводился к тому, что в идеологическом понятии от него больше вреда, нежели пользы. Однако официального документа, запрещавшего публикацию стихов Есенина, не было. Был негласный, и потому, если его и печатали, то в очень ограниченных тиражах.

В истории о гибели Сергея Есенина все еще остается много тайн, загадок и мифов. Эта тема стало плодородной почвой для большого пласта литературы. Некоторые очевидные несоответствия не объяснены до сих пор, а одно предположение исключает другое. Некоторым теориям даже посвящены целые художественные телефильмы (к примеру, сериал «Есенин»), однако единого мнения о самоубийстве (или все же убийство?) поэта Есенина еще не существует.

Рейтинг: / 2
Просмотров: 13513

Светлана Лучкина

ПЯТЫЙ УГОЛ ПЯТОГО НОМЕРА

«Войдя в комнату, я увидел граж. Есенина,
висевшего в переднем правом углу на веревке,
привязанной к входящей (написано поверх слова ВЫХОДЯЩЕЙ)
трубе центрального отопления...»

Из протокола опроса управляющего гостиницей ИНТЕРНАЦИОНАЛ
(бывш. АНГЛЕТЕР)
Василия Назарова

Декорации поставлены. Занавес, товарищи!

В Музее-заповеднике села Константиново, в Есенинском музее в Москве, во многих книгах и статьях о С.А. Есенине можно увидеть фотографию номера 5 гостиницы «Интернационал» (бывш. АНГЛЕТЕР), изображающую место происшествия, зафиксированное фотохудожником Моисеем Наппельбаумом 28 декабря 1925 года.


Перед нами мизансцена, которая по замыслу её постановщиков, символизирует полный хаос в номере. По воспоминаниям очевидцев, в номере было всё перевернуто вверх дном! Чемоданы открыты, вещи вывернуты на пол, рукописи разбросаны в полном беспорядке, на полу - мусор, окурки, обрывки бумаги, кровь. Но на фотографии Наппельбаума инсценирована умеренная степень хаоса (видимо, чтобы не сильно волновать зрителя): упавшая за столом тумба, канделябр на полу, зимнее пальто Сергея Александровича на стуле и шапка, брошенная на стол - вот и весь «погром».
Странная фотография. Сосредоточимся на следующем факте: перед нами правый угол номера . Мы видим трубы центрального отопления в правом углу и окно слева, задернутое тяжелыми вельветовыми шторами.
Именно от этих труб, по заключению Комиссии по расследованию обстоятельств гибели С.А. Есенина, образовалась глубокая рана на лбу поэта. Давление и ожог - таков вердикт специалистов Комиссии, выяснявшей обстоятельства гибели поэта с 1991 по 1993 год. Возможно, нам не потребуется три долгих года для выводов, если мы внимательно вглядимся в одну из немногих посмертных фотографий поэта - укрупненный снимок головы, сделанный в пятом номере «Англетера» кремлевским «королем ретуши» - Моисеем Соломоновичем Наппельбаумом.
Мы видим, что рана в лобной области имеет четко выраженное направление справа налево вверх :

Важно, что след от трубы одинарный, несмотря на то, что труб было две. Значит, труп висел таким образом, что лицо соприкасалось только с ОДНОЙ трубой. Возможно ли такое?.. Только в том случае, если тело висит ближе к окну. Только там есть место для того, чтобы вплотную прикоснуться к одной трубе и не задеть вторую. Смоделируем эту ситуацию:

Заметьте, снимать мертвого поэта вызвали не фотографа-криминалиста из ближайшего отделения милиции, а известного советского портретиста, известного не только своими фотографиями, но оригинальной манерой и концепцией съемки, присущей только ему. По каким-то причинам в номере «Англетера» больше понадобилась сила искусства, чем сила закона.
Обратите внимание, что на рисунке руки не висят вдоль тела. Это не ошибка. В документах официального «Дела о самоубийстве С.А. Есенина» сказано (дословно) : «труп одной рукой захватился за трубу».
При подобном расположении тела - между окном и углом - вдавленная борозда хотя бы теоретически могла располагаться «правильным образом», при условии, что голова поэта была сильно склонена к правому плечу. Оговорка «хотя бы теоретически» вызвана тем, что практическое исполнение суицида под потолком, на веревке без мертвой петли, привязанной к гладкой вертикальной трубе на высоте 3,2 м, а также получение в ходе всего процесса страшных повреждений лица, рук и тела - не кажется возможным обычному здравомыслящему человеку. А если упомянуть еще и о том, что левый глаз Есенина вытек (Причина травмы неизвестна. О вытекшем глазе сохранилось документальное свидетельство официального руководителя Комиссией похорон С.А. Есенина - Павла Лукницкого. Дневники П.Н. Лукницкого хранятся в известных частных коллекциях. По сей день живы свидетели личных бесед и рассказов П.Н. Лукницкого о ранах Есенине и в том числе о вытекшем левом глазе.) , что на предплечье правой руки была глубокая рваная рана и что этой рукой «повесившийся» поэт держался за вертикальную трубу, на которой висел (О том, что тело поэта было обнаружено в столь нехарактерной для «висельников» позе - с поднятой рукой, крепко держащейся за трубу, - свидетельствует официальный документ следствия: акт участкового надзирателя Н. Горбова. Скорее всего, этим «захватом трубы» официальная версия объясняет инстинктивный предсмертный жест поэта, пытающегося освободиться от смертельной удавки, накинутой убийцами.) - то веры в такое самоубийство хватит не у многих людей. Тем не менее, допустим, что теоретически возможно подобное положение тела… Запомним это.

Пятый номер из семейного архива

Перебирая фотографии семейного архива, Светлана Петровна Есенина, племянница С.А. Есенина, нашла фотоснимок М. Наппельбаума, обладающий небольшим, но принципиальным отличием от своих растиражированных копий. Фотография была зеркальным отражением привычной «правосторонней» обстановки, то есть все предметы и вещи были теми же, однако, изображаемый угол с трубами был не правым, а левым. Обратная сторона снимка гласила о том, что он был подарен в 1966 году младшей сестре поэта Александре Александровне Есениной.

Найденный фотодокумент точным образом совпал с воспоминаниями Светланы Петровны Есениной. В 1955 году она была в этом номере вместе со своей мамой Александрой Александровной и известным литературоведом, руководителем научной Есенинской группы ИМЛИ им. Горького Юрием Львовичем Прокушевым.

«Я прекрасно помню, - рассказывает Светлана Петровна, - что трубы центрального отопления были с левой стороны, то есть в левом углу комнаты. Запомнилось это потому, что мама стояла перед этим углом и плакала…»

Попытаемся пристальнее вглядеться в оба варианта для того, чтобы понять, где реальное изображение печально известного номера, а где его зеркальная копия. Сейчас, когда о старом «Англетере» остались одни воспоминания, эта фотография 83-летней давности - уникальное свидетельство об обстановке комнаты, ставшей последней точкой в фактической биографии великого русского поэта Сергея Есенина. Итак, какой угол хранил в себе тайну гибели поэта: правый или левый?..

Задачка для студентов, или зачем поэту женское пальто?..

Первое открытие последовало моментально! При детальном изучении фотографии М. Наппельбаума от 28 декабря 1925 года обнаруживаем удивительную вещь:

Зимнее пальто Сергея Александровича, которое мы не раз встречаем на прижизненных фотографиях поэта, на снимке М. Наппельбаума от 28 декабря 1925 года, имеет пуговицы, пришитые на… «женскую» сторону!

На увеличенном фрагменте мы явственно видим, что пуговицы расположены на левой поле. Абсурдно предполагать, что Сергей Александрович носил женское пальто! Приходит в голову единственный контраргумент: пальто могло быть двубортным. Проверим эту версию.
И все равно женское!
Увеличение фрагмента позволяет явственно разглядеть ранку − петлю для внутренней пуговицы − на левой поле в 2-х см от края.

Что это значит?..
Проконсультировавшись со специалистами по пошиву верхней одежды, мы узнали: петля у края, действительно, функциональна: она выполняет роль внутреннего фиксатора полы, поскольку пола, оказывающаяся внутри, может «съезжать вниз», собираться, принося тем самым неудобство владельцу. Таким образом, на пальто делали эти внутренние петли, для женщин − на левой поле, для мужчин − на правой.
Как ни крути - несоответствие остается: есенинское пальто на фотографии Наппельбаума застегивается «по женскому принципу». Достаточно сравнить пальто поэта с современным женским двубортным плащом. Идентичность расположения пуговиц и ранок, что называется, налицо.

Cпециалист по судебной фотографии, к которому мы обратились с просьбой прокомментировать наши находки, поколдовав с лупой над снимком, сказал, что подобные фотографии в криминалистике принято называть «хрестоматийными».

От перемены мест слагаемых сумма вдруг… разрушилась!

Итак, никуда не деться от вывода: фотография Пятого номера, висящая в музеях страны, - это всего лишь зеркальный перевертыш.
Как следует относиться к данному факту?.. Как в невинной ошибке, которую мог допустить любой нерадивый лаборант, помогавший мастеру в работе? Или как к умышленному действию, вплетенному в цепь событий, подгоняемых под заданную версию?.. Один из известных московских фотографов в ответ на наш вопрос о перевернутости снимка говорит: «Да знаете, сколько таких случаев?.. Один раз перевернули и пошло-поехало!.. В этом нет криминала, всего лишь перепутали!..»
И мы были бы готовы с ним согласиться, если бы вместе с пальто, столом, шкафом и канделябром своё расположение не поменял угол с трубами центрального отопления. Теми самыми трубами, которые якобы стали причиной этой страшной травмы - вдавленной борозды на лбу поэта, косо восходящей справа налево. Ведь если самоубийство С.А. Есенина состоялось в левом углу номера, то направление раны никак не может идти справа налево! При повешении в левом углу след ожога (по офиц. версии) на лбу может совпасть по форме и направлению с трубой только в том случае, если голова поэта оказалась между трубами и стеной, то есть в узкой щёлке расстоянием 2-5 см! Точно так, как показано на рисунке 2:

Стоит ли комментировать реальность выполнения такого трюка?!.. Не очевидна ли не только абсурдность, но и невозможность такого положения чисто с физической точки зрения?..
Судебные медики и криминалисты говорят, что в практике бывает всякое... Но можно ли просунуть голову в двухсантиметровый зазор между стеной и трубой (?!), предварительно приладив веревку на вертикальной (!!!) трубе под самым потолком. Выбрав такой нетривиальный способ суицида, поэт даже не стал затягивать веревку мертвой петлей, а просто обмотал ее вокруг шеи, как шарф… Создается объективное впечатление, что «допуски вероятности» у сторонников самоубийства поэта практически не знают границ! Тенденциозно рассматривая любые вновь открывающиеся факты, махая рукой и закрывая глаза на десятки серьезных оснований для исследования, мы все неумолимо отдаляемся от того «торжества закона и прав человека», которые декларирует сегодня наше государство.
Факты − упрямая вещь. Левый угол и самоповешение оказались несовместимы! Версия с давлением и ожогом рассыпается. Вот каков неожиданный смысл перевернутой фотографии!..

Правые и левые. Сторонники версий вчера и сегодня

Судя по дошедшим до нас документам, воспоминаниям и свидетельствам, очевидцы и участники событий 1925-26 года прекрасно понимали смысловую и тактическую нагрузку правых и левых углов в этой истории.
Первое видимое исправление мы находим в документе, который был составлен в день «официального обнаружения» тела С.А. Есенина - 28 декабря 1926 года. Это Протокол опроса управляющего гостиницей «Интернационал» Василия Назарова.

Хотя 29-летний управляющий одной из крупнейших гостиницей Ленинграда тов. Назаров и обладал «нисшим», по своему признанию, образованием, но, все же в разводке труб соображал и поспешил исправиться, когда первоначально указал, что гражданин Есенин висел на «выходящей трубе центрального отопления». В приведенном ниже фрагменте показаний Василия Назарова видно, что слово «входящей» написано поверх слова «выходящей», что говорит о старании «очевидца» не противоречить утвержденному кем-то сценарию.
Интересно заметить, что в акте участкового надзирателя Николая Горбова, который собственно является основным документом следствия, ни слова об углах не сказано. Кроме того, что он увидел в номере «мужчину, повесившегося на трубе центрального отопления», тов. Горбов ничего особо полезного не сообщил.
По городу, стране, а позже и за рубежом ползли слухи о смерти поэта, и они нашли свое отражение в воспоминаниях известного писателя Георгия Иванова, который, кстати говоря, слышал версию «левого угла»:

«Рассказали о том, что, судя по всему, Есенин поставил в левом переднем углу стол, на него столик, стул, дотянулся до изгиба до потолка у тонкой трубы отопления, зацепил за нее веревку от чемодана и в решительную минуту оттолкнул из-под ног установленную им опору».

Писатели, друзья и близкие в основной своей массе не видели реальных, незамаскированных ран на лице и теле поэта. На публичной панихиде в Москве люди прощались с поэтом, лицо которого реконструировали опытнейшие медики того времени. Достаточно посмотреть на снимок, чтобы оценить мастерство московских специалистов. Известны свидетельства очевидцев о «прекрасном румяном юноше» в гробу. Сравним фотографии с панихиды в Ленинграде и Москве.

Фото №1. Прощание с поэтом в Ленинграде.

Фото №2. Похороны. Москва.

Московские мастера превзошли не только своих питерских коллег, но и, кажется, самих себя!.. В румяном юноше с античными чертами лица близкие и друзья не узнали своего Сергея.

Но, несмотря на все старания властей, весть об убийстве Есенина передавалась из уст в уста по всей России.
В наши дни немного осталось людей, которые были в «комнате №5» и помнят, в каком углу были трубы в тогдашнем «Англетере». Обратившись к статьям и материалам главного есениноведа советских времен Ю.Л. Прокушева, не раз посещавшего «есенинский номер», понимаем, что он, без всякого сомнения, также понимал стратегическую важность «правосторонней версии». Отнюдь не случайно в его воспоминаниях находится место деталям, казалось бы, малозначительным с точки зрения непосвященного читателя:

«18 мая 1966 года. Поднимаемся на второй этаж. Идем к номеру Есенина. Александра Александровна и Екатерина Александровна здесь в первый раз. Входим в комнату. <…> Два окна номера глядят на площадь и Исаакиевский собор. <…> Войдя в номер, Екатерина Александровна, как-то очень быстро сразу подошла к правому окну, долго вместе с Александрой Александровной стояла, молча разглядывая собор…»

Главная неточность касается состава гостей Пятого номера. В мае 1966 года Юрий Львович мог посещать номер вместе с Екатериной Александровной, но младшей сестры поэта при этом не было. Александра Александровна была в «Англетере» в 1960 году, вместе с дочерью Светланой и самим Ю.Л. Прокушевым. Но не на правую сторону номера смотрела она тогда, а на левый угол с вертикально уходящими в потолок трубами центрального отопления. Соответственно, сцена молчаливого созерцания Исаакия из правого окна, если и имела место быть, то не как описано выше.
Однозначно судить о перевернутости фотографии, сделанной М. Наппельбаумом 28 декабря 1925 года, мог бы позволить анализ непосредственно оригинального негатива. Обратившись в Государственный литературный музей (ГЛМ), где постоянно хранился данный негатив, мы получили возможность прикоснуться к первоисточнику. Однако, авторитетное заключение фотографа, которому были переданы материалы на экспертизу, оказалось, мягко говоря, неожиданным…
Бережно хранимая в крупнейшем историческом и литературном архиве страны стеклянная пластинка оказалась качественной пересъемкой бумажной фотографии с изображением правого угла! А где же оригинал?! Уничтожен?.. Хранится в архивах с иной степенью секретности?.. Погряз в частных коллекциях, не менее недоступных?.. Ответа, к сожалению, нет. Но все музеи страны, книги, статьи и научные работы продолжают ссылаться на хранилище ГЛМ как на единственный «адрес проживания» негатива М. Наппельбаума с единственным официальным изображением места гибели С.А. Есенина. Невольно приходит мысль, что если негативы такого исторического масштаба заменяются сомнительными копиями и бесследно исчезают, значит, это кому-нибудь нужно.

Публичный взрыв как лучшая секретность!

Как ни страшно это осознавать, но сейчас мы лишены возможности придти в комнату, где останавливался Есенин, и своими глазами посмотреть, с какой стороны идут трубы отопления в Пятом номере «Англетера».
В 1987 году «Англетер» стал грудой камней и облаком бетонной пыли. Руинами и обломками стали те трубы, те стены и тот пол, по которому не единожды ступала нога великого русского поэта.
Сотрудники вновь возведенного здания, хотя и привыкли к расспросам туристов о Есенине, но помочь достоверной информацией не могут. По их словам, гостиница внутренне преобразована таким образом, что даже этажа, на котором находился злополучный номер, более не существует. И только постояльцы говорят, что в англетеровских коридорах до сих пор жутко!
Но народную память и любовь невозможно разрушить взрывами мемориальных мест и подлогами оригиналов документов. Простой снимок от 28 декабря 1925 года возвращает нас к вопросу, двусмысленно сформулированному на мемориальной табличке «Англетера»: каким образом «трагически оборвалась жизнь великого русского поэта С.А. Есенина»?
Ответа нет до сих пор. Но есть люди, в чьих силах пролить свет на тайну гибели Сергея Есенина. Именно к ним - государственным мужам, ученым-медикам, юристам, работникам Генпрокуратуры - обращены сейчас надежды семьи Есенина - его родных и близких. Борьба, которую они ведут уже более десяти лет, нацелена только на одно - снятие клейма самоубийцы с имени человека, чьего греха в собственной смерти нет. Установление долгожданной истины - необходимость не только для близких Сергея Александровича! Это нужно, прежде всего, для всех нас, для всего российского общества! Мы не должны убивать своих поэтов. Убивать тем, что оказываемся согласными со всем тем бредом, который предлагается нам в качестве официальной версии.

Любовь к Есенину огромна.

Неужели государству так сложно проявить, наконец, истинное уважение к памяти великого поэта и признать смерть насильственной?!

История жизни и смерти Сергея Есенина еще совсем не закончена, и мы рассчитываем вернуться к ней в следующих публикациях.

"Войдя в комнату, я увидел граж. Есенина, висевшего в переднем правом углу на веревке, привязанной к входящей (написано поверх слова ВЫХОДЯЩЕЙ, неразборчиво) трубе центрального отопления..."
Из протокола управл. гостиницей АНГЛЕТЕР В. Назарова

Правда или нет? В правом или левом? Висел или не висел? Могло или не могло быть такое?.. Результаты анализа читайте далее...

В Константиново, в Есенинском музее в Москве и в общем в любом музее, где есть уголок С.А. Есенина можно увидеть фотографию номера 5 гостиницы "Интернационал" (бывш. АНГЛЕТЕР), изображающую место происшествия, зафиксированное фотохудожником М. Наппельбаумом 28 декабря 1925 года.

Вот эта фотография:

Не обсуждая характер "беспорядка" и предметы, которые перед нами, сосредоточимся на самом факте того, что на фото изображен явно правый угол номера . Мы видим трубы парового отопления в правом углу и окно слева, задернутое тяжелыми шторами.

ТАким образом, нам показывается, что поэт повесился именно в этом правом углу комнаты.

Повесился и получил рану от вдаления о горячую трубу следующего направления:

Как мы видим, след от трубы идет справа налево вверх .

Причем след одинарный, несмотря на то, что труб было две , и находились они на расстоянии считанных сантиметров друг от друга. Значит, труп висел таким образом, что лицо задевало только ОДНУ трубу. Возможно ли такое?.. Предполагаем, что возможно, но только если тело висит ближе к окну. Только там есть место для подобного расположения. Смоделируем эту ситуацию:

При подобном расположении тела между окном и батареей с правой стороны номера вдавленная борозда идет, что называется, "правильным образом". Именно так, как это видно на посмертных снимках поэта - справа налево вверх.

И все бы хорошо, но при детальном изучении фотографии Номера 5 от 28 декабря 1925 года (М. Наппельбаум), при увеличении некоторых объектов обстановки, находим следующую вещь:

Зимнее пальто С.А. Есенина, в котором он не раз фотографировался и которое фигурирует в воспоминаиях современников, имеет пуговицы, пришитые на "женскую сторону"!

На увеличенном фрагменте мы явственно видим, что на левом "женском" борту нашиты не только пуговицы "по туловищу", но и пуговица под воротником - самая верхняя - которая фиксировала воротник в глухо-застегнутом состоянии.

Что это означает?.. Только то, что ВСЕ пуговицы на пальто "функционирующие", а не декоративные. А также то, что пальто не двубортное, а самое обычное.

Благодаря воспоминаниям Александры Есениной, опубликованными в книге "Родное и близкое", мы знаем, что ОСЕННИЕ двубортные пальто появились в Москве к осени 1925 года. Есенин приобрел себе такую новомодную обнову,чего, собственно не оценила сестра - "В нем ты похож на милиционера!" В этом двубортном осеннем пальто поэт сфотографировался последний раз в своей жизни:

Зимнее пальто с богатым воротником шалью, которое зачем-то кинули на передний план англетерской фотографии, оставалось у поэта с предыдущих сезонов.

ВЫВОД! На есенинском классическом мужском пальто пуговицы вряд ли были пришиты на женскую сторону. Мы имеем основания предполагать, что растиражированная, "официально принятая" фотография номера 5 является зеркальным отображением реального положения предметов и вещей !

Переворачиваем фотографию и видим, что трубы были в левом углу номера . Это косвенно подтерждает еще одна фотография №5, сделанная по просьбе Софьи Андреевны Толстой-Есениной в 1926 году фотографом Журавлевым. На ней тоже ЛЕВЫЙ УГОЛ ! Можно предположить, что более всего жену поэта интересовал "тот самый угол", а не противоположный.

И именно в левом углу мы видим те же трубы парового отопления.

Софья Андреевна, активно начавшая собирать материал и документы для музея Есенина в Москве, заказала несколько снимков из Англетера. БЛагодаря ей мы знаем хотя бы примерно, как выглядел номер. Пусть с уже переставленной мебелью и измененными декорациями.

Это вид на входную дверь. Фото того же Журавлева

Это вид на дверь номера со стороны коридора

И опять вроде бы все ясно. Ну, взяли негатив Наппельбаума, не стали переворачивать. Просто кто-то первый выпустил фотографию с правым углом, да так и повелось. А фотографию Журавлева стали по умолчанию считать "вторым" углом номера. "Это, товарищи, вид правого гла. Это вид левого".

Желание определить правильность угла привело нас в Московскую юридическую академию, к уважаемому профессору, специалисту по судебной фотографии. Поколдоав на снимком с лупой, он назвал случай с пальто хрестоматийным и уверенно подтвердил правильность снимка в зеркальном отражении с трубами в ЛЕВОМ углу. Вроде всё ясно. И никакого криминала и злого умысла в фотографии-перевертыше нет.

Но только как тогда быть с раной на лбу поэта, с этим "следом ожога", с этой "бороздой, образовавшейся от давления "? Получается, что она могла иметь подобное направление только если поэт умудрился повеситься между батареями и стеной.

Примерно вот так:

Судебные медики и криминалисты говорят, что в практике бывает всякое... Наверное, бывает и такое. Почему бы не поместиться в щелочке между стеной и трубой?.. Как говорилось в известном советском фильме, нет ничего невозможного для человека с интеллектом.

Жалко только, что Наппельбаум это не сфотографировал. И еще жальче, что никто из понятых этого не видел.

P.S. По объективной просьбе одного из участников сообщества добавляю сюда фрагмент протокола опроса 29-летнего управляющего гостиницей тов. Назарова, в котором есть пара занимательных моментов...

Можно обратить внимание на две вещи:

1. Исправление в направлении трубы - "выходящей " исправлено на "входящей ".

2. В первом предложении этого фрагмента "не прошло у двух минут, как гражданка Устинова и пришедший с ней гражданин... догнали меня" фамилия ЭРЛИХ явно дописана после написания основного текста.
Назаров и места не оставил под дописанную фамилию. Видимо, не собирался ничего уточнять. То ли с гражданином надо было определиться позже, то ли Эрлиха он в глаза ни разу не видел и не знал кто это. Но по этой логике можно было бы предположить, что и Устинову он не должен знать... ИЛи я ошибаюсь?...

В ночь с 27 по 28 декабря 1925 года Сергей Есенин был убит. Его тело обнаружили в пятом номере отеля «Англетер». Следствие назвало причину смерти – самоубийство. Эта притянутая версия вызвала недоверие у современников и потомков поэта…

Есенин в номере "Англетер". Рис. В. Шилов

Январь 1926 год, Ленинград

В этот вечер "помполит" К* прибыл в пятый номер гостиницы «Англетер». Отужинав, товарищ К* уселся за письменный стол, желая поработать перед сном. Ему не давал покоя его партийный коллега. Появилось опасение, что он обойдет товарища К* по партийной лестнице очень быстро. Товарищ К* решил действовать незамедлительно, судьба конкурента была решена...
Стрелки на часах показывали полночь. Товарищ К* ощутил необъяснимый пронизывающий холод… Затем за спиной послышались чьи-то тяжелые шаги, вызвавшие у «помполита» необъяснимый ужас… Постоялец хотел закричать, но голос не повиновался… Товарищ К* почувствовал, что его ноги холодеют, и он не может сдвинуться с места. Неизвестный подошёл к нему и остановился… Повинуясь неведомой силе, «помполит» медленно повернул голову…

…Товарища К* нашли утром на полу номера. Когда он пришёл в себя, то начал истерично смеяться, болтая какой-то невнятный бред. Бывалый партийный боец твердил о привидении с веревкой, намотанной на шею. Начальник гостиницы распорядился немедленно вызвать бригаду «скорой помощи» психиатрической больницы, чтобы антисоветская пропаганда мракобесия, навязчиво повторяемая товарищем К*, не смущала добропорядочных советских граждан.

Призрак отеля «Англетер»
Слухи о призраке поэта Есенина стали появляться сразу после его гибели. Разумеется, все рассказы о сверхъестесвенном официально приписывались антисоветскому мракобесию.


Фото Есенина за месяц до смерти, ноябрь 1925 года
Сейчас трудно точно утверждать, каким он был. Если судить по фото - это добрый человек

В январе 1926 года фотограф Пресняков сделал по просьбе Софьи Толстой, жены Есенина, фото гостиничного номера, где было найдено тело поэта.

На фото можно заметить, что оборки шторок пририсованы штрихами от руки. Если присмотреться, то видно, что пририсованные штрихи скрывают белый силуэт человеческой фигуры.


Штора справа с пририсованными краями

Можно, конечно, объяснять дефектом печати, но тогда зачем супруга поэта хранила именно эту некачественную фотографию (фотограф, наверняка, сделал несколько снимков)? И зачем были пририсованы края штор?

«Души людей, насильственно умерщвленных, не скоро покидают места своей гибели. На фотографии могла проявиться душа человека, погибшего здесь», - высказывала мнение одна из экстрасенсов.

Старое здание гостиницы было разрушено в 80-е годы прошлого века и построено заново. Несмотря на то, что отель «Англетер» - новодел, до сих пор встречаются рассказы постояльцев о призраке поэта, который бродит по коридорам. Призраки привязываются к месту трагической смерти, даже если дом был снесен.


Так выглядело фото без пририсованных краёв

Факты – упрямая вещь
Сам Есенин опасался убийства.
«Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!» - говорил он.

Нестыковку фактов в версии о самоубийстве подметили следователи-криминалисты, которые решили разобраться в обстоятельствах гибели поэта спустя десятилетия.

Э.А. Хлысталов, старший следователь Главного управления внутренних дел г. Москвы (с 1963 года) отмечает:
«И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлей не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение…»

«На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают, что оно причинено тупым твердым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека…».


Фото убитого Есенина на диване гостиницы. На лбу у переносицы видна вмятина от удара.
На руке порезы

Вызывает вопрос и рана на руке Есенина. Сторонники версии самоубийства утверждали, что поэт сначала перерезал себе вены, а потом передумал и решил повеситься.

Криминалист Э.А. Хлысталов пишет по этому поводу:
«Внимательно изучив всю обстановку в номере гостиницы, понял, что эта версия не выдерживает никакой критики. Судите сами. Поэт разрезает себе глубоко руку и ждет, когда начнется обильное кровотечение. Ждет. Сознание не теряет. Через - какое-то время он решает повеситься. Начинает искать веревку. Находит. Отвязывает от чемодана. Затем высоко забирается под потолок (3 метра 80 сантиметров) и начинает ее привязывать к вертикальному стояку. Чтобы дотянуться до верха, поэту необходимо было поставить предмет с точкой опоры около двух метров. (Его рост 168 сантиметров). Причем с обязательным условием, что этот предмет должен стоять рядом со стояком. Таких предметов рядом с местом предполагаемого повешения не имелось».


Посмертная маска Есена. Вмятина от удара на лбу у переносицы явно заметна

Вызывает удивление и якобы предсмертное стихотворение, написанное кровью из порезанной вены. «Пока строчку напишешь, кровью изойдешь…» - отмечает исследователь Э.А. Хлысталов.
Надо заметить, что «предсмертное письмо» экспертами не исследовалось, анализ не проводился – поэтому доказательств, что оно написано кровью Есенина - нет.

Порез на правой руке Есенина. Левшой он не был. Если бы он хотел перерезать вены, то порезал бы левую руку.

Сам текст стихотворения по смыслу не напоминает предсмертную записку, адресатом которой называл сам себя Вольф Эрлих, служивший в ОГПУ. И странно, что предсмертные строки были адресованы именно представленному партийному соглядатаю.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Спустя много лет появилась информация, что эти строки были написаны гораздо раньше декабря 1925 года. Стихотворение посвящено не Вольфу Эрлиху, а расстрелянному другу Есенина - поэту Алексею Ганину.


Есенин в гробу. Лицо сильно загримировано, но следы побоев заметны

Версия самоубийства явно притянута. Остаются только варианты:
- Есенина убили по приказу партийного руководства.
- Есенин умер при жестоком допросе от побоев – и палачам пришлось наскоро создать видимость самоубийства.




Так выглядел отель "Англетер" (здание слева) во времена Есенина.


Новый отель "Англетер" в наши дни (мои фото). Кстати, похоже на оригинал построили.

Мнение современников
О смерти Есенина шептались и недоумевали. В версию самоубийства не верилось.
Даже знаменитый поэт революции Владимир Маяковский писал:
«Почему? Зачем? Недоуменье смяло».
«Не раскроют нам причин потери ни петля, ни ножик перочинный».


Портрет Есенина. Рис. В. Скоробеев

Поэт Василий Наседкин (муж сестры Есенина, Екатерины) говорил: «На самоубийство не похоже... Мозги вытекли на лоб...»

Один из друзей поэта В. Князев заметил, что следов от веревки, который обычно остается на шее висельников, на шее Есенина не было:
В маленькой мертвецкой у окна -
Золотая голова на плахе:
Полоса на шее не видна -
Только кровь чернеет на рубахе...


Фото Есенина на паспорте (1923 год)

Друзья поэта - Николай Браун и Борис Лавренев отказались подписать протокол, в котором говорилось о самоубийстве Есенина.
Протокол был подписан сотрудником ОГПУ Вольфом Эрлихом. Что интересно, видевшим Есенина незадолго до смерти, и якобы ему были посвящены предсмертные стихи поэта.

Николай Браун упрекал Всеволода Рождественского, тоже поставившего свою подпись под протоколом: «Сева, как же ты мог под этим подписаться! Ты же не видел, как Есенин петлю на себя надевал!»
Он ответил: «Мне сказали - нужна еще одна подпись».


Есенин в образе Орфея. Рис. ormona

Борис Лавренев опубликовал статью «Памяти Есенина» с подзаголовком «Казненный дегенератами» и эпиграфом «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь».
Автор очень смело высказался: «И мой нравственный долг предписывает мне сказать раз в жизни обнаженную правду и назвать палачей и убийц палачами и убийцами, черная кровь которых не смоет кровяного пятна на рубашке замученного поэта».

«Он был умучен!» - вспоминал Николай Браун.
Возникло даже предположение, что Есенина пытали в застенках ОГПУ, а в гостиницу принесли уже мертвое тело, после чего инсценировали самоубийство.

Бывший работник ОГПУ Павел Лукницкий, эмигрировавший в Париж, писал в мемуарах: «Был изуродован, на одежде следы крови, а левого глаза «не было».
«Есенин был мало похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но все же… в верхнем углу правого глаза - желвак… и левый глаз - плоский: он вытек. Синевы в лице не было: оно было бледно, и выделялись только красные пятна и потемневшие ссадины».


На могиле Есенина сначала стоял крест

Есенина отпевали в церкви, а на могиле поэта первоначально был поставлен крест. Церковь не хоронит самоубийц по-христиански. Современники понимали истинную причину гибели, поэтому священник не отказался провести обряд и дал согласие поставить крест на могиле.

Есенин и власть большевиков
Идеологию советской власти Есенин не принял, как и все здравомыслящие люди того времени.
Стихи ясно отражают его презрение.

Пустая забава, одни разговоры.
Ну что же, ну что же вы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И законом революции всех взяли в плен.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Люди обычаи чтут как науку,
Да только какой же в том смысл и прок,
Если многие громко сморкаются в руку,
А другие обязательно в носовой платок.
Мне до дьявола противны
И те и эти.
Я потерял равновесие...
И знаю сам -
Конечно, меня подвесят
Когда-нибудь к небесам.
Ну так что ж!
Это еще лучше!
Там можно прикуривать о звезды...
. . . . . . . . . . . . . .
Я ведь не такой,
Каким представляют меня кухарки.
Я весь - кровь,
Мозг и гнев весь я.
Мой бандитизм особой марки.
Он осознание, а не профессия.
Слушай! я тоже когда-то верил
В чувства:
В любовь, геройство и радость,
Но теперь я постиг, по крайней мере,
Я понял, что все это
Сплошная гадость.
Долго валялся я в горячке адской,
Насмешкой судьбы до печенок израненный.
Но... Знаешь ли...
Мудростью своей кабацкой
Все выжигает спирт с бараниной...
Теперь, когда судорога
Душу скрючила
И лицо как потухающий фонарь в тумане,
Я не строю себе никакого чучела.
Мне только осталось -
Озорничать и хулиганить...

Всем, кто мозгами бедней и меньше,
Кто под ветром судьбы не был нищ и наг,
Оставляю прославлять города и женщин,
А сам буду славить
Преступников и бродяг.

Банды! банды!
По всей стране,
Куда ни вглядись, куда ни пойди ты -
Видишь, как в пространстве,
На конях
И без коней,
Скачут и идут закостенелые бандиты.
Это все такие же
Разуверившиеся, как я...

А когда-то, когда-то...
Веселым парнем,
До костей весь пропахший
Степной травой,
Я пришел в этот город с пустыми руками,
Но зато с полным сердцем
И не пустой головой.
Я верил... я горел...
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все во единое море сольются,
Все сонмы народов,
И рас, и племен.

Но к черту все это!
Я далек от жалоб.
Коль началось -
Так пускай начинается...


Портрет Есенина. Рис. А. Кузнецов

Литературе той эпохи Есенин тоже дал точную оценку.
«Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть перед искусством. Выработав себе точку зрения общего фронта, где всякий туман может казаться для близоруких глаз за опасное войско, эти типы развили и укрепили в литературе пришибеевские нравы… Давно стало явным фактом, как бы не хвалил и не рекомендовал Троцкий разных Безымянских, что пролетарскому искусству грош цена…»

Верно замечено, и никакие литературные потуги "помполитов" до потомков не дожили. Хотя раньше их навязывали в рамках школьной программы.


Портрет Есенина. Рис. А. Трескин

Жёстко отзывался Есенин и о трудах любимчика партии и борца с религиозным мракобесием Демьяна Бедного (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов).
…Когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна.
Мне стыдно стало так, как будто я попал
В блевотину, изверженную спьяна...
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером немало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь не хватало.
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрей, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.

Надо отметить и «героев», развернувших в свое время литературную травлю Есенина. Конечно верные «борцы за свободу народа» (бывшие уголовники), редакторы московских журналов: Лев Сосновский, один из организаторов расстрела царской семьи, и Борис Волин, организатор массовых расстрелов крестьян. Против Есенина они действовали вместе, но при этом писали доносы друг на друга в ЦК партии.
Вот такое оно типическое лицо «героев революции».


Портрет Есенина. Рис. Г. Улыбин

Мотивы убийства
Возможно решение высшего руководства партии – убрать неугодного. Есенин стал противником советской власти, стал неудобен. От таких обычно избавляются, которые «много шумят».

Или вероятно спонтанное решение партийных соглядатаев. Чекисты опасались, что Есенин из Ленинграда уедет за границу, в этом случае голову им бы снесли. Об этом мотиве говорил друг поэта Николай Браун.
Расстрелянный Алексей Ганин перед смертью успел передать Есенину свои статьи, в которых называет советскую власть властью «изуверов и садистов», и просил опубликовать их за границей.
Поэт писал другу в сентябре «Чтоб избавиться кой от каких скандалов… махну за границу. Там и мертвые львы красивей, чем наши живые медицинские собаки».

Особую роль могла сыграть и зависть коллег по перу, по совместительству сотрудников ОГПУ. Есенин был запрещен, но его стихи читали, тайно передавая книги друг другу, и романсы на его тексты распевали везде «от благонадежных гостинных до воровских тюрем». Обласканные властью поэты-соглядатаи не могли похвастать народной любовью к их творчеству. Ситуация не нова, когда гений сталкивается со злодеями.


Портрет Есенина. Рис. В. Шилов

Если скрывают, значит, есть причины
Доступ к материалам дела Есенина до сих пор остается под грифом «Секретно».
Разрешения на эксгумацию и проведение экспертизы родственники Есенина до сих пор не получили. Даже площадка вокруг могилы Есенина была забетонирована.

Возможно, эксгумация невозможна, потому что тела Есенина в могиле нет.
Шофер, работавший в ОГПУ в 20-е годы, позднее рассказывал «Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его вглубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок».


С. Безруков в роли Есенина

Документальный фильм о Есенине на основе уникальных архивных материалов «Дорогие мои! Хорошие!» режиссера Владимира Паршикова, получивший награды кинофестивалей, не принимали к показу федеральные каналы.

Эпизод передачи «Битвы экстрасенсов», посвященный Есенину, был сильно сокращен. Светлана Петровна Есенина, племянница поэта - гость передачи, говорила, что версию о насильственной смерти подтвердили семь из девяти экстрасенсов. Но при «умелом» монтаже в итоге в эфир вышло нечто невнятное.



Почтовые марки с портретом Есенина

Если до сих пор пытаются скрыть обстоятельства смерти Есенина, значит, кому-то это выгодно. Возможно, ниточки «дела Есенина» как-то дотянулись и до нашей эпохи…

Как отмечают биографы Есенина, власти приложили усилия, чтобы подчеркнуть негативный образ поэта: бабника и алкоголика. Конечно, мёртвый уже не может возразить.


Граффити с портретом Есенина

Писатель Леонид Леонов сказал:

– Крупнейший из поэтов современья…
– Его песни поют везде – от благонадежных наших гостинных до воровской тюрьмы. Потому что имел он в себе песенное дарование, великую песенную силу в себе носил…
– Он уже больше не придет и не пошумит, Есенин…
– Он вечный бунтовщик и крамольник, чудо природы, уникальная фигура в истории ХХ столетия.


"Дай, Джим, на счастье лапу мне". Авторы М. Бернацкая и К. Патов

Благодаря родственникам поэта и исследователям, мы получаем возможность получить хотя бы крупицы информации о смерти Есенина, понять, насколько притянута версия о самоубийстве.

Племянница поэта Светлана Петровна Есенина в одном из интервью отмечает:
«Мы хотим лишь снять клеймо «самоубийцы-висельника» с С. А. Есенина. Хотим его нравственной реабилитации в глазах российской и мировой общественности».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!