Рынин межпланетные сообщения. Рынин николай алексеевич

рынин николай алексеевич некрасов, рынин николай алексеевич заболоцкий
Рынин Николай Алексеевич (11 декабря (23 декабря) 1877, Москва - 28 июля 1942, Казань, в эвакуации) - советский ученый и популяризатор в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД. Автор ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы.
  • 1 Биография
  • 2 Память
  • 3 Библиография
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография

После окончания в 1901 году Петербургского института инженеров путей сообщения остался работать там же, с 1921 года - профессор, в течение нескольких лет занимал должность заведующего кафедрой начертательной геометрии.

  • в 1909 году - создана одна из первых в России аэродинамическая лабораторий при непосредственном участии Рынина
  • в 1917 году - издана монография «Теория авиации».
  • в 1918 году - опубликовано его заключение на проект реактивного летательного аппарата Н. И. Кибальчича.
  • в 1920 году - организован факультет воздушных сообщений, где читал курс воздухоплавания (сам летал на воздушном шаре, дирижабле, самолете, установил несколько рекордов).
  • В 1924 году - участвовал в работе московской «Секции межпланетных сообщений» Осоавиахима СССР, в числе членов которой были Ф. Э. Дзержинский, К. Э. Циолковский, В. П. Ветчинкин, Ф. А. Цандер, Я. И. Перельман и другие.
  • В 1928 году при участии Рынина в институте была организована Секция межпланетных сообщений.
  • В 1928-32 годах издал «Межпланетные сообщения» (выпуски 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космонавтики.
  • В 1930-32 проводил опыты по воздействию ускорений на живые организмы.
  • В 1931 году - один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД, организованной 13 ноября 1931 года.

В 1932 г. в состав ЛенГИРД входило более 400 членов. Большую помощь в организации ЛенГИРД и ее работе оказывали сотрудники Газодинамической лаборатории Б. С. Петропавловский, В. А. Артемьев и другие. ЛенГИРД активно пропагандировала ракетную технику, организовывала показательные запуски небольших пороховых ракет, разработала ряд оригинальных проектов экспериментальных ракет (фоторакета, метеорологическая ракета и др.), в частности, ракету Разумова - Штерна с ротативным ЖРД. 1932 году ЛенГИРД создала курсы по теории реактивного движения.

В 1934 г. ЛенГИРД была преобразована в Секцию реактивного движения, которая под руководством М. В. Мачинского продолжала пропагандистскую работу, проводила опыты по воздействию перегрузок на животных и вплоть до начала второй мировой войны вела разработку и испытания модельных ЖРД и ракет оригинальных схем.

  • В 1937 году - опубликовал курс «Проектирование воздушных сообщений».

Память

В 1966 году, связи с 40-летием Газодинамической Лаборатории (ГДЛ) Комиссия Академии наук СССР по лунным наименованиям присвоила кратерам на обратной стороне Луны имена 10 работников ГДЛ. этом же году были присвоены имена кратерам Луны в честь других учёных и конструкторов, которые в разное время разрабатывали пороховые и жидкостные ракеты: Засядко, Константинов, Кибальчич, Фёдоров, Поморцев, Тихомиров, Кондратюк, Цандер, Петропавловский, Лангемак, Артемьев, Косберг, Рынин , Ильин,Клеймёнов.

Чертежный зал в Петербургском Государственном университете путей сообщения носит имя профессора Рынина.

Библиография

  • Учебники по начертательной геометрии.
  • «В воздушном океане» (1924), научно-фантастическая повесть.
  • «Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем» (рукоп. 1929), не издана. Первая энциклопедия по истории теории реактивного движения и космич. полетов, 9 выпусков:
  • вып. 1 - Мечты, легенды и первые фантазии;
  • вып. 2 - Космические корабли в фантазиях романистов;
  • вып. 3 - Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых;
  • вып. 4 - Ракеты и двигатели прямой реакции;
  • вып. 5 - Теория реактивного движения;
  • вып. 6 - Суперавиация и суперартиллерия;
  • вып. 7 - Русский изобретатель и ученый К. Э. Циолковский. Его биография, работы и ракеты;
  • вып. 8 - Теория космического полета;
  • вып. 9 - Астронавигация. Летопись и библиография.

См. также

  • Группа изучения реактивного движения
  • Газодинамическая лаборатория

Примечания

  1. 1 2
  2. 1 2 3 4 5 РЫНИН НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1877-1942 гг.) » » Космос информ
  3. Газодинамическая лаборатория. В. И. Прищепа. Энциклопедия КОСМОНАВТИКА, издательство «Советская энциклопедия» 1985 копия
  4. В. П. Глушко (ред.). Космонавтика энциклопедия. - Москва: Советская энциклопедия, 1985. - 585 с.

Ссылки

рынин николай алексеевич заболоцкий, рынин николай алексеевич клюев, рынин николай алексеевич некрасов, рынин николай алексеевич островский

Рынин Николаи Алексеевич , советский учёный в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, начертательной геометрии, проф. (1921). Окончил Петербург, ин-т инженеров путей сообщения (1901), где был оставлен для дальнейшей науч. и нрепо-дават. работы. При участии Р. в ин-те была создана одна из первых в России аэродинамич. лабораторий (1909) с аэродинамич. трубой для исследования летат. аппаратов. В 1910 совершил ряд полётов на свободном аэростате, установив рекорд продолжительности и высоты полёта. После Великой Окт. революции активно участвовал в подготовке сов. авиац. кадров (организация авиатехникума, Петрогр. школы лётчиков-наблюдателей). С 1920 Р.- декан фак. возд. сообщений в Ин-те путей сообщения, где читал курс воздухоплавания. В 1928-32 издал в 9 выпусках « Межпланетные сообщения» - первый энциклопедия, труд по истории и теории реакт. движения и космич. полетов; автор неоднократно переиздававшихся учебников по начертат. геометрии. С 1930 в течение 10 лет занимался педагогич. деятельностью в Ин-те Гражд. возд. флота. Был одним из организаторов (1931) Ленингр. группы изучения реакт. движения (ЛенГИРД), сыгравшей важную роль в раз витии исследований в области ракетной техники. Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7

Сочинения:

Теория авиации. Изд. 2-е. Пг., 1918;

Межпланетные сообщения. Т. 1-3. Л., 1928-32;

Проектирование воздушных сообщений. М.-Л., 1937;

Материалы к истории начертательной геометрии. Л.. 1938.

Рынин Николай Алексеевич

Ры"нин Николай Алексеевич , советский учёный в области воздухоплавания, авиации, космонавтики и начертательной геометрии. После окончания в 1901 Петербургского института инженеров путей сообщения остался работать там же (профессор с 1921). При участии Р. в институте была создана одна из первых в России аэродинамическая лаборатория (1909) и организован факультет воздушных сообщений (1920), где Р. читал курс воздухоплавания. В 1928-1932 издал «Межпланетные сообщения» (в. 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов. Автор учебников по начертательной геометрии. Именем Р. назван кратер на обратной стороне Луны.

Соч.: Теория авиации, 2 изд., П., 1918; Киноперспектива, Л, 1936; Проектирование воздушных сообщений, М. - Л., 1937; Материалы к истории начертательной геометрии. [Библиография, биографии, эпизоды, факты, хронология], Л., 1938.

Писатель-популяризатор, энциклопедист, библиограф, инженер; один из отечественных пионеров и популяризаторов воздухоплавания и космонавтики. Родился в Москве, окончил С. -Петербургский институт инженеров путей сообщения, там же преподавал инженерное дело. Увлекся воздухоплаванием, читал один из первых в России курсов на эту тему, организовал аэродинамическую лабораторию (сам летал на воздушном шаре, дирижабле, самолете, установил несколько рекордов); в 1920-х гг., увлекшись идеями К. Э. Циолковского, принял участие в создании и работе ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Во время войны был эвакуирован в Казань, где и умер.

Художественное творчество Р. ограничено НФ повестью "В воздушном океане" (1924) и оставшейся не изданной фантазией "Межпланетные сообщения: воспоминания о грядущем" (рукоп. 1929) .

Значительно более известна другая работа Р. - вышедшая в 9 выпусках энциклопедия "Межпланетные сообщения" (Вып. 1-9. 1926-1932) ; ее 2-й и 3-й т., почти полностью посвященные обзору НФ литературы, содержали богатый фактический (в том числе и библиографический) материал по ранней НФ и представляют собой, вероятно, одни из ранних образцов отечественного фантастоведения (хотя НФ Р. рассматривал исключительно с позиций популяризации науки и техники).

__________________________

Космические корабли: (Межпланетные сообщения в фантазиях романистов). Вып. 1-2. - Л.: П. П. Сойкин, 1928.

Межпланетные сообщения. Лучистая энергия в фантазиях романистов и проектах ученых: (О произведениях рус. и сов. фантастов). Вып. 3. - Л., 1930.

__________________________

Техника и фантазия // В бой за технику. - 1934. - № 8. - С. 18-22.

ЛИТ.: Тарасов В. Николай Алексеевич Рынин. - М., 1990.

Рынин Николай Алексеевич (1877, Москва - 1942, Казань) - специалист в области воздухоплавания, авиации, начертательной геометрии и строительных конструкций, доктор технических наук (1916).
Николай Алексеевич Рынин родился в г. Москве 11 декабря 1877 г. Его мать – Мария Васильевна, урожденная Маркова, была дочерью крестьянина Симбирской губернии. Отец – аудитор военного ведомства, сын штаб-лекаря. С пятилетнего возраста Николай лишился отца и со своей сестрой Ольгой находился исключительно на иждивении матери. В 1883 г. семья переехала в г. Симбирск, (ныне г. Ульяновск), где проживал дед по материнской линии. При материальной поддержке деда Н.А. Рынин поступил в классическую гимназию, которую успешно и окончил в 1896 г., пройдя полный курс 8-ми классов. Несмотря на низкий материальный достаток семьи, в том же 1896 г. Рынин отправился в С.-Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения.
За время пребывания в Институте с 1896 по 1901 гг., каждое лето Рынин работает на строительных практиках и два раза при содействии Института командируется за границу – во Францию, где работает слесарем, кочегаром и помощником машиниста. А в 1900 г. он едет на Парижскую Всемирную выставку для осмотра инженерных сооружений. По результатам поездки были написаны в виде отчетов две статьи: «Новые работы Орлеанской железной дороги в Париже» и «Симплонский туннель», которые были напечатаны в «Известиях» Собрания инженеров путей сообщения.
Ещё студентом Рынин начал специализироваться по курсу начертательной геометрии и своими способностями и потенциальными возможностями обратил на себя внимание профессора В.И. Курдюмова. Будучи уже на 5-ом курсе, Рынин исполнил по заказу Управления Оренбургско-Ташкентской железной дороги большой проект – ледореза моста каменной кладки через реку Урал.
После окончания Института инженеров путей сообщения в 1901 г. Рынин был принят на службу инженером Технического отдела Службы пути Николаевской железной дороги.
С осени 1901 г. Рынин при Институте инженеров путей сообщения начинает вести курс начертательной геометрии, строительного искусства и проектирования металлических конструкций. В 1902 г. по рекомендации своего учителя В.И. Курдюмова он был приглашен преподавать начертательную геометрию в организованный тогда в Санкт-Петербурге Политехнический институт. В 1903 г. профессор Политехнического института В.Л. Кирпичев предложил Н.А. Рынину вести курс по прикладной механике.
В период 1903-1907 гг. Рынин трижды бывает в заграничных командировках: для изучения инженерных сооружений и знакомства с постановкой преподавания в высших учебных заведениях. В 1903 г. и 1906 г. – в Европе, а в 1904 г. – в Америке.
В 1905 г. Н.А. Рынин переходит на работу в Контору по переустройству станций Николаевской железной дороги и составляет ряд проектов мостов, эстакад, водоснабжения, зданий; с 1911 г. он - начальник этой Конторы.
В 1906 г. Н.А. Рынин вступает в брак с дочерью преподавателя гимназии Дружининой Тамарой Васильевной.
Одновременно со своей инженерной службой Рынин публикует переводные и оригинальные научные работы, в том числе литографированные курсы по разным разделам начертательной геометрии, исследования по расчету инженерных сооружений и т.п.
С 1907 г., когда в стране начинается развитие воздухоплавания, Рынин принимает самое деятельное участие в пропаганде этой отрасли науки и техники. Он знакомится с особенностями развития этого направления деятельности за границей, организует совместно с другими Всероссийский Аэроклуб. А в 1909 г. Рынин начинает читать курс лекций по воздухоплаванию в Институте инженеров путей сообщения. В том же году он выдерживает экзамен по прикладной и строительной механике для получения ученой степени адъюнкта при С.-Петербургском Политехническом институте и защищает диссертацию на тему «Расчет шарнирных колец из жестких элементов».
Чувствуя настоятельную необходимость при преподавании курса воздухоплавания иметь самому практический опыт полетов, Рынин с 1910 г. сам обучается полетам при Всероссийском Аэроклубе и при Военно-воздухоплавательной школе. Он получает по правилам Международной воздухоплавательной Федерации звание пилота на аэроплане, дирижабле и воздушном шаре, с вручением удостоверения.
Дальнейшая деятельность Н.А. Рынина была связана, в основном, с изучением методов изображения, с одной стороны, и воздухоплавания, с другой. Организация при его непосредственном участии в Институте инженеров путей сообщения Аэромеханической лаборатории (1910 г.), окончательно заставила его оставить службу на Николаевской железной дороге (1913 г.). Рынин полностью переключился на научно-педагогическую деятельность, которая сосредоточена в Институте инженеров путей сообщения, Политехническом институте, а в последствии, Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.
В 1916 г. Н.А. Рынин представляет для защиты в Институт инженеров путей сообщения вторую диссертацию «Давление ветра на здания». Совет Института освобождает Рынина от вторичной защиты и избирает его адъюнктом Института. Диссертационная работа Рынина удостаивается премии имени В.Ф. Голубева.
В 1918 г. Н.А. Рынин принимает участие в организации Народного Аэротехникума и Школы летчиков-наблюдателей в Петрограде. В 1919 г. он получает должность профессора методов изображения в Институте фотографии и фототехники и в Институте инженеров путей сообщения. В 1920 г. в Институте инженеров путей сообщения создается Факультет воздушных сообщений, и Рынин избирается его деканом.
В 1920-х годах, увлекшись идеями К.Э. Циолковского, Рынин принял участие в создании и работе ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД).
Наряду с педагогической работой он принимал участие в практической разработке новых проблем авиации, реактивных снарядов и артиллерии, строительной механики, инженерных сооружений, аэрофотографии, кинематографии и др.
Уже в 20-е годы авторитет Рынина становится общепризнанным в области авиации и воздушных сообщений. С 1922 г. он включен в состав Совета по гражданской авиации при Главвоздухофлоте. В 1930 г. назначен по совместительству помощником директора Научно-исследовательского института по аэрофотосъемке. 3 ноября 1932 г. Рынин введен в состав Центральной квалификационной комиссии Аэрофлота по присуждению ученых званий, а 23 апреля 1937 г. утвержден членом президиума этой комиссии. С 1936 г. он заведует секцией истории авиации и воздухоплавания Института науки и техники АН СССР. В 1937-1940 гг. Н.А. Рынин - профессор по кафедре эксплуатации дирижаблей в Московском дирижаблестроительном учебном комбинате, член Постоянного Технического совета по спецзаданиям, член Государственной квалификационной комиссии, председатель Испытательной комиссии по начертательной геометрии и графики в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. С 1941 г. - профессор и заведующий кафедрой графики в Ленинградской Военно-воздушной академии Красной Армии и Ленинградском авиационном институте.
Рынин ведет большую пропагандистскую деятельность, выступая популяризатором ракетной техники и авиации, космических кораблей и межпланетных сообщений. Он публикует много научно-популярных статей в журналах «Вестник знания», «Человек и природа», «Наука и техника», «Самолет», «Природа», «Техника - массам». Выступает со многими публицистическими и историческими статьями на страницах газет «Известия», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», «За большевистские авиакадры», «Вечерняя красная газета», «Боевая подготовка», «Авиационная газета». Кроме того, он выступал как лектор и докладчик перед разными аудиториями. Тематика его докладов была широка и разнообразна: история науки и техники, воздухоплавание и авиация, ракетная техника и космические полеты, популяризация научных трудов и изобретений отечественных ученых, инженеров, техников, и, в первую очередь, основоположника космонавтики К.Э. Циолковского и многое другое. За 40 лет своей научной и публицистической деятельности он издал свыше 250 трудов и статей, прочитал около 300 лекций и докладов. Он автор учебников по начертательной геометрии. В 1928-1932 гг. издал книгу «Межпланетные сообщения» (выпуски 1-9) - первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космических полётов.
В августе 1941 г. Ленинградская Военно-воздушная академия Красной Армии перебазировалась из Ленинграда в столицу Марийской АССР - Йошкар-Олу. Рынин не мог выехать вместе с академией, он уже был тяжело болен (рак горла). Перенеся первую, самую тяжелую блокадную зиму в Ленинграде, он весной 1942 г. в крайне ослабленном состоянии, самолетом был вывезен в Йошкар-Олу, от­куда его отправили на лечение в госпиталь в Казань. 28 июля 1942 г. Николай Алексеевич скончался. Он был похоронен в Казани, на Арском кладбище.

Биография взята с сайта Архива РАН.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!