Как заполнить сведения о выполнении установленной квоты. Как составить отчет в центр занятости о квотировании рабочих мест

Квотирование рабочих мест — это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и некоторых других категорий.

Квоты для трудоустройства иных категорий граждан, а также сами категории лиц, нуждающихся, по мнению местных властей, в особой социальной защите, устанавливаются региональными законами.

Кто обязан отчитываться о квотировании

Ответственность

В соответствии с ч. 1 ст. 5.42 Кодекса об административных нарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Обратите внимание, что эта статья не предусматривает ответственности за непредоставление сведений о квотировании рабочих мест органам службы занятости. Поэтому если обязанности по квотированию вы выполнили, но позабыли вовремя отправить отчет, то все шансы избежать административной ответственности, по мнению Верховного Суда РФ, у вас имеются.

Однако, с учетом того, что к полномочиям региональных органов по труду и занятости относится осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов, представляется более полезным для нервной системы как руководителя, так и кадровика, отправлять отчеты в службу занятости вовремя.

Основной документ, который регулирует отношения работодателей с ЦЗН, — это Федеральный закон «О занятости населения РФ» (в ред. от 03.07.2018). В соответствии с п. 2 и 3 ст. 25 работодатели обязаны сообщать в центр занятости населения следующее:

— данные о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;

— информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;

— сведения о применении процедур о несостоятельности (банкротстве);

— сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства;

— сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации.

Зачем это нужно? Ведь во времена интернет-технологий предприятия могут сами искать себе сотрудников, объявлять о банкротстве у себя на сайте и пр., не прибегая к услугам ЦЗН. Требования призваны поддержать государственную политику в области занятости населения, которая способствует трудоустройству граждан, предупреждению массовой и сокращению длительной безработицы, поддерживает предпринимательскую инициативу и мн. др.

Отчет о вакантных местах. Точного определения, что такое вакансия, в трудовом законодательстве нет. Традиционно под этим термином подразумевается наличие незанятого рабочего места или должности, на которую может быть принят новый работник. Не важно, новая ли это штатная единица или вы ищете замену уволенному человеку. При этом должности, которые освободились из-за того, что сотрудник ушел в декрет или временно переведен на другую работу, вакантными не считаются. Сообщать о них в центр занятости не нужно.

А если речь идет о постоянном наборе сотрудников? Когда в организации «текучка» или работодатель хочет усилить состав отдела высококлассным специалистом? По таким вакансиям тоже нужно представлять сведения и следить за их своевременным обновлением.

Иногда бывает так, что в штатном расписании есть свободная единица, а потребности в таком сотруднике в настоящее время нет. Рекомендуем либо декларировать эти должности как вакантные, либо приводить внутренние документы в соответствие с актуальным состоянием штата.

На профильных форумах частенько возникает вопрос: а надо ли подавать нулевой отчет о вакансиях? Исходя из формулировки закона, сведения об отсутствии свободных рабочих мест подавать не нужно. Но работодатель должен уведомить ЦЗН о закрытии вакансии, если нашел сотрудника.

Важно! Сведения о свободных рабочих местах не должны ограничивать права или устанавливать преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.

Единой даты для сдачи статистической отчетности нет. Единственное требование — не реже одного раза в месяц. Каждый регион вправе самостоятельно утвердить крайний срок подачи сведений. Его можно узнать в региональном отделении центра занятости населения.

Отчета «Сведения о потребности в работниках, наличии вакантных мест» опубликован в приложении № 11 к Приказу Минтруда России . При этом регионы могут дорабатывать его по своему усмотрению. Актуальную форму можно запросить в своем отделении ЦЗН.

По указанным работодателем в отчете критериям ЦЗН подбирает соискателей и направляет их в организацию. Принимая в штат соискателя, работодатель в пятидневный срок возвращает его направление в ЦЗН с указанием дня оформления на работу. В случае отказа в трудоустройстве работодатель делает в направлении ЦЗН отметку о дне явки, причине отказа и возвращает направление соискателю.

Сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такие сведения работодатель должен сообщать в ЦЗН, если на предприятие распространяется требование ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Если в штате больше 100 человек, устанавливается квота для трудоустройства инвалидов — от 2 до 4 % от среднесписочной численности. Дополнительно к этому регионы могут нормативным актом определить квоту не более 3 % для организаций со штатом от 35 до 100 человек.

Игнорировать квоты и отказывать инвалидам в трудоустройстве обходится дорого — штраф от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц. Статья КоАП РФ расценивает это как нарушение прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Сведения о работающих инвалидах представляются ежемесячно. Единой утвержденной формы нет, региональные центры занятости устанавливают ее самостоятельно. Обычно в ней содержится информация о самой организации, общем количестве сотрудников, установленной квоте и фактически созданных рабочих местах. При необходимости в ней же можно указать вакансии, доступные инвалидам.

Сведения о применении процедур о несостоятельности. О применении процедуры банкротства работодатель обязан информировать службу занятости ежемесячно. И если сначала к работодателю применяется процедура наблюдения, о ней следует сообщить сразу. Если ее действие распространяется и на следующий месяц, об этом тоже требуется сообщить в ЦЗН. Сведения представляются в произвольной форме, если иное не утверждено региональным нормативным актом.

Сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства. Когда работодатель меняет организационные или технологические условия труда (производственные изменения, реорганизация компании и др.), зачастую это ведет к корректировке условий трудового договора по инициативе работодателя. ТК РФ допускает такой вариант, главное, чтобы не менялась трудовая функция сотрудника.

Однако серьезные изменения могут повлечь за собой массовое увольнение работников. В целях сохранения рабочих мест работодатель имеет право вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.

После того как решение принято, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в ЦЗН в течение трех рабочих дней. Унифицированная форма для такого сообщения не установлена, но может быть определена, например, региональными нормативными актами. В противном случае информация подается в произвольной форме. Отчет должен содержать данные о количестве простаивающих работников или тех, кому установлено неполное рабочее время, а также время, на которое работодатель установил такой режим.

Сведения о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации. Организация обязана уведомить службу занятости о сокращении штата за два месяца, а о предстоящем массовом увольнении — за три месяца (). этого отчета установлена Постановлением Правительства РФ . Она содержит сведения о каждом из сотрудников, подлежащих увольнению:

  • полные ФИО;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • средняя заработная плата.

При этом у регионов есть право дорабатывать отчетную форму по своему усмотрению.

Информация о штрафах. Непредставление, неполное или несвоевременное представление сведений в ЦЗН по любому из отчетов влечет административную ответственность. Должностные лица должны будут выплатить штраф от 300 до 500 рублей; юридические лица — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. КоАП РФ).

Вместо заключения. Не стоит забывать, что в отношении службы занятости у работодателей есть не только обязанности. Сотрудничество с региональным ЦЗН может быть полезно. Самое очевидное — это, конечно, подбор персонала согласно обозначенным требованиям. А кроме того, любая организация вправе запрашивать у органов службы занятости информацию о положении на рынке труда. Сделать это можно в любой удобной форме: по электронной почте или через МФЦ государственных и муниципальных услуг совершенно бесплатно.

Далеко не все работодатели знакомы со своими обязанностями перед службой занятости. А между тем необходимо предоставлять сведения о вакансиях, сокращениях и выполнении квоты по трудоустройству инвалидов. Кроме того, совсем недавно у работодателей появилась обязанность сдавать ежеквартальный отчет в центр занятости о работниках предпенсионного возраста.

Какие сведения нужно сообщать в службы занятости

Закон №1032-1 «О занятости населения» устанавливает, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны содействовать государственной политике по снижению уровня безработицы и помогать социально незащищенным слоям населения в трудоустройстве. Так, статья 25 Закона устанавливает, что работодатели должны информировать центры занятости населения (ЦЗН):

  • о вакантных должностях (ежемесячно);
  • о предстоящих сокращениях (организации — за 2 месяца, ИП — за 2 недели);
  • о количестве работающих инвалидов (ежемесячно);
  • о введении неполного рабочего дня/недели (в течение 3 дней);
  • о банкротстве/ликвидации организации (за 2 месяца);
  • о приостановке производства (в течение 3 дней);
  • о предпенсионерах (ежеквартально)

Отметим, что согласно Письму Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1, при установлении режима неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем на основании ст. 93 ТК РФ уведомлять органы службы занятости населения не требуется.

Отчет о кадровом составе в центр занятости подается в той форме, которая утверждена в вашем субъекте. Направляется она по почте или с помощью электронной/факсимильной связи. При этом конкретная дата отправления отчетов нигде не регламентирована, и ее следует уточнить в региональном отделении службы занятости.

За невыполнение этой обязанности статья 19.7 КоАП РФ предусматривает реальную ответственность — каждый непредоставленный доклад может обернуться штрафом:

  • для граждан — от 100 до 300 рублей;
  • для юридического лица — от 3000 до 5000 рублей;
  • для директора — от 300 до 500 рублей.

Все формы, упомянутые в материале, можно скачать в конце статьи.

Отчет о вакантных рабочих местах

Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.

Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. № 125н . Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:

  • наименование должности;
  • условия и характер работы;
  • размер заработной платы;
  • режим работы;
  • квалификационные требования;
  • льготы и гарантии.

После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ ).

Сведения о сокращении персонала

В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, организация должна уведомить ЦЗН о сокращении штата не позднее чем за два месяца, а в случае массового увольнения — за три месяца до события. Форма документа установлена в приложениях к Постановлению Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 , согласно которому в бланке необходимо указать следующую информацию о каждом сотруднике:

  • Ф.И.О.;
  • образование;
  • профессия или специальность;
  • квалификация;
  • размер и условия оплаты труда.

Критерии массового увольнения также установлены в указанном Постановлении. К ним относятся:

  1. Ликвидация предприятия с численностью работающих 15 и более человек.
  2. Сокращение штата работников в количестве:
  • 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
  • 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
  • 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

При этом в каждом регионе могут устанавливаться дополнительные критерии, направленные на защиту трудящихся, и такие условия могут быть предусмотрены в отраслевых, территориальных или региональных соглашениях.

Отчет по инвалидам в центр занятости

Обязанность предоставлять доклад о работающих инвалидах возложена законодательством только на крупные компании, численность которых превышает 100 человек. Каждым субъектом устанавливается квота для приема на работу людей с ограниченными возможностями — от 2 до 4 % от средней численности сотрудников. Для работодателей, штат которых варьируется от 35 до 100 человек, квота не может превышать 3 % (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Информацию о том, сколько таких социально защищенных работников есть в штате компании, нужно подавать в отделы квотирования по форме, установленной в вашем регионе. Обычно в бланке должны содержаться следующие сведения:

  • общее число сотрудников;
  • количество рабочих мест, подлежащих квотированию;
  • количество фактически созданных мест для инвалидов;
  • информация о вакантных должностях для людей с ограниченными возможностями.

В случае если работодатель игнорирует свои обязанности по трудоустройству этой категории населения, то ему грозит штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.42 КоАП РФ ).

Отчет по охране труда в центр занятости

В соответствии с требованиями статей и ТК РФ, работодатели обязаны предоставлять органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информацию, необходимую для осуществления ими своих полномочий. В большинстве муниципальных образований эти полномочия возложены на Центр занятости. Поскольку каждый регион разрабатывает свою форму отчетности, то ее структура может разниться, однако содержание носит однотипный характер и включает в себя следующие сведения:

  • о состоянии производственного травматизма за отчетный период;
  • о состоянии условий труда и организации работ по охране труда;
  • о наличии службы по охране труда и об обучении работников;
  • о проведении специальной оценки условий труда;
  • об обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
  • о наличии санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • об общественном контроле охраны труда;
  • об обучении и инструктажах.

Также в бланке может содержаться информация о мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, деятельности профсоюзной организации, медицинских осмотрах и другие пункты, которые предусмотрит областная власть. Периодичность отчетности также разнится от региона к региону и может быть либо ежегодной, либо ежеквартальной. Требования по оформлению документа стандартные: отчет составляется на фирменном бланке организации, заверяется печатью, подписями руководителя и исполнителя и направляется уполномоченному должностному лицу.

Как правильно сдать отчет в центр занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов форма № 1-КИ? Сдаем эти отчеты в центры занятости 2-х разных населенных пунктов, одни говорят по-одному сдавать, другие по-другому. Замучились уже одинаковый отчет по-разному заполнять.к примеру Первый вариант заполнения:1 Среднесписочная численность- 268-Вредные условия - 482 Для расчета квоты- 2203 количество подлежащее квотированию - 6- работодателю с численностью более 100 человек- 64 кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) и тд - 65 численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало - 66 на конец отчетного периода- 6И к этому заполняем информацию о наличии локальных актов.Т.е. не совсем понятен пункт 4 этого отчета. Одним мы его постоянно заполняем и создаем каждый месяц приказ (локальный акт) о создании мест для трудоустройства инвалидов. Хотя сотрудники как работали у нас так и работают- ничего мы не создаем, должности новые не вводим.Другим мы его не заполняем и не вносим информацию ни о каких актах локальных и акты не делаем. Они объясняют это тем, что если бы у нас не хватало бы инвалидов для выполнения квоты по предприятию, то нам нужно было бы вводить рабочие места, должности и создавать на это акты. А другие говорят- не важно хватает их или нет, если у вас работают инвалиды, значит вы автоматически создаете места им, значит нужны акты и по ним нужно заполнять 4 пункт.

Ответ

Ответ на вопрос:

Предполагаем, что вы используете форму отчетности № 1-КИ, утвержденную приказом Минтруда Республики Крым от 23.01.2015 № 17.

В п.4 необходимо указывать «Кол-во рабочих мест, фактически созданных (выделенных) в пределах установленной квоты на конец отчетного периода (единиц),* в т.ч.:».

В данном разделе необходимо отразить информацию о вновь созданных квотируемых рабочих местах в отчетном периоде. Это те рабочие места, на которые Вы готовы принять на работу инвалидов.

Если в Вашей организации уже работают инвалиды на квотируемых рабочих местах, заполняется пункт 5 «Численность инвалидов, работающих на квотируемых рабочих местах, на начало отчетного периода (чел.), в т.ч.:».

Поэтому, если Вы в течение отчетного периода не создаете новые квотируемые рабочие места, пункт 4 отчетности по форме 1-КИ заполнять не надо.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Как соблюдать квоты, установленные для приема на работу инвалидов

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Инвалиды относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Для них в законодательстве предусмотрены дополнительные гарантии занятости ( , ). Так, организации, численность сотрудников которых составляет не менее 35 человек, обязаны соблюдать квоты, устанавливаемые региональным законодательством для приема на работу инвалидов. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождены лишь общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты установлен в процентах к среднесписочной численности сотрудников организации и может составлять:

  • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
  • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включают сотрудников, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам .

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области утверждены и , которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

В то же время в Москве действует иной порядок. Работодатели представляют сведения по , утвержденной . Причем сведения в ней формируются по месяцам, а подаются ежеквартально - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Об этом говорится в Положения, утвержденного .

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден

М.А. Кокурина, юрист

Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько

Как правильно создать резерв рабочих мест

Читатели часто задают нам вопросы, касающиеся квотирования рабочих мест. Для кого нужно квотировать рабочие места - только для инвалидов или для кого-нибудь еще? Как правильно это делать? Кто может проверить соблюдение этого требования и какие санкции предусмотрены за его нарушение? На какие налоговые льготы можно рассчитывать при соблюдении квоты?

На все эти вопросы мы и ответим. Сразу отметим, что порядок квотирования рабочих мест регулируется региональным законодательство м. Мы приведем наиболее часто встречающиеся в регионах показатели и правила. Не забывайте, что в вашем субъекте они могут быть другими, поэтому сверьтесь со «своим» законом, который обычно так и называется - «О квотировании/о порядке квотирования рабочих мест».

Какие организации обязаны соблюдать квоту

Итак, квотирование рабочих мест - это их резервирование для приема на работу граждан, испытывающих сложности с трудоустройство мп. 1 ст. 13 Закона от 19.04.91 № 1032-1 .

Резервные рабочие места должны быть в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, если среднесписочная численность работников превышает, как правило, 100 челове к ; см., например, . Хотя, к примеру, в Якутии резервировать места для несовершеннолетних надо уже при среднесписочной численности сотрудников 50 челове кЗакон Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Среднесписочная численность работников определяется:

  • за период, указанный в региональном законе (например, в Республике Карелия фирмы отчитываются ежегодно и численность работников берется по состоянию на 1 октября текущего год аст. 2 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - ежеквартальн оч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 );
  • в порядке, предусмотренном для заполнения статистической формы № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности».

Как нам разъяснили в Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, квоту должны создавать компании, численность которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек. При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении.

Например, в компании работает всего 200 человек - 50 из них в головном офисе в Москве, 150 - на производстве в Солнечногорске. Вы должны выполнить квоту:

  • в головном офисе по московскому Закону зарезервировать два места (50 х 4%)ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ;
  • на производстве по Закону Московской области - четыре места (150 х 3% = 4,5, округляем до 4)ч. 2, 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ .

Организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (или иного показателя, предусмотренного законом вашего субъекта), а также предпринимателям независимо от количества у них работников резервировать рабочие места ни для кого не нужно.

Сколько мест нужно квотировать

Резервирование рабочих мест предусмотрено:

  • федеральным законодательством - для инвалидо вст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ ;
  • региональным законодательством, в частности, для таких категорий:

Молодежи (например, граждан в возрасте 18- 20 лет, ищущих работу впервые после получения среднего профобразовани яп. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ , детей в возрасте 16- 18 лет из семей, потерявших кормильц аподп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Курской области от 31.10.2007 № 111-ЗКО );

Граждан, уволенных с военной службы, и членов их семе й;

Женщин, имеющих детей в возрасте до 3 летп. 4 ст. 4 Закона Камчатского края от 11.06.2009 № 284 ;

Людей предпенсионного возраст аст. 4 Закона Липецкой области от 14.09.2000 № 104-ОЗ ;

Одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидо вп. 4 ст. 1 Закона Кемеровской области от 11.12.2002 № 106-ОЗ .

Размер квоты составляет, как правило, 2- 4% среднесписочной численности работников организации. Из закона своего региона вы можете узнать точный размер:

  • всей квоты (например, в Иркутской области установлены дифференцированные максимальные значения квоты - 2% для некоммерческих организаций и 3% - для коммерчески хст. 2 Закона Иркутской области от 29.05.2009 № 27-оз );
  • квоты для конкретной категории работнико вч. 1 ст. 21 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ (например, в Москве 2% - для трудоустройства инвалидов и 2% - для трудоустройства молодеж иЗакон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Кроме того, в законе может присутствовать правило о том, что если инвалидов принято больше, чем предписано законом (например, 3% от среднесписочной численности работников вместо 2%), то для других квотируемых категорий количество рабочих мест можно уменьшить на соответствующую величин уч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 .

Работодатели сами рассчитывают количество работников, которых они должны принять в счет квоты. Регионы могут разрешать округление числа таких сотрудников как в сторону уменьшени яч. 3 ст. 4 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ , так и в сторону увеличения до целого значения при показателе от 0,5 и выш еч. 3 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 690-3 № 271-IV .

Когда квотирование считается выполненным

Итак, какие действия вы должны предпринять, чтобы квота для приема работников считалась выполненной.

Заполнить квотируемые рабочие места

Заполнение проходит двумя способами:

  • <или> человек из рассмотренных категорий трудоустроен вами, то есть:
  • с ним заключен трудовой договор, по которому он проработал не менее обозначенного в региональном законе о квотировании срока. К примеру, в Карелии - не менее 3 месяцев в течение календарного год аст. 4 Закона Республики Карелия от 27.12.2004 № 841-ЗРК , а в Москве - не менее 15 дней за меся ц;

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя - федеральным законодательством это не предусмотрено.

  • соблюдены льготы и гарантии, предусмотренные законодательством для некоторых из квотируемых категорий (например, инвалиду предоставляется рабочее место с адаптацией всего оборудования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, выданной МСЭ, в его трудовом договоре прописано условие о сокращенной до 35 часов рабочей неделе, ежегодном 30-днев -ном отпуске);
  • <или> вносится ежемесячный платеж в бюджет региона за предусмотренные законом субъекта категории (например, в Москве можно платить компенсационную стоимость квотируемого рабочего места для молодежи в размере прожиточного минимума для трудоспособного москвича на день ее уплат ыч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 ).

Подать сведения

Как правило, в органы занятости надо представлять информацию о наличии вакансий для квотируемых категорий или о работающих в компании по квоте по форме:

  • <или> утвержденной региональными нормативными актами;
  • <или> произвольной, если в регионе не утверждена специальная форма.

Такой отчет надо подавать ежемесячн оп. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 , если региональным законодательством не установлено иной периодичности. В региональных законах смотрите и конкретные сроки представления отчетности по квоте.

Там же могут устанавливаться дополнительные обязанности компаний в сфере квотирования рабочих мест. Например, московские работодатели должны становиться на учет в государственное казенное учреждение «Центр квотирования» в течение месяца со дня регистрации в налоговых органах.

И именно в этот Центр нужно представлять отчет по форме № 1-кво -ти-ро-ва-ние ежеквартально - до 30-го числа месяца, следующего за отчетным квартало мп. 2.1 Положения о квотировании, утв. Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП .

Перед подачей отчета о квотах уточните в региональном центре занятости форму и срок его представления, поскольку органы власти могут устанавливать особые порядок, сроки и формы подачи сведений о выполнении квот ыст. 7.1-1 Закона от 19.04.91 № 1032-1 . Например, в Москве такие сведения подаются с учетом указаний, приведенных на сайте Департамента труда и занятости населения г. Москвы → раздел «Направления деятельности» → «Квотирование рабочих мест» → «Организационная структура системы квотирования».

После представления в орган занятости сведений о квоте уже не нужно искать потенциального работника из квотируемых категорий. Ваша обязанность - только рассмотреть кандидатуру такого сотрудника, когда его пришлет орган занятости или он обратится за трудоустройством к вам самостоятельно.

Всегда четко указывайте требования к работнику в информации о вакансии, документируйте процесс собеседования с кандидатами на квотируемую должность при помощи анкет, тестовых заданий по профессиональной тематике. Так у вас будет возможность доказать, что отказ в приеме на работу по квоте был обоснованным, если у соискателя нет, к примеру, необходимого образования, опыта работы, квалификации.

Ответственность за несоблюдение квоты

Нарушение порядка заполнения квотируемых рабочих мест и подачи информации о них может выявиться при плановой или внеплановой проверке, проводимой трудинспекцией.

Она вправе самостоятельно оштрафовать за несоблюдение гарантий и льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов и несовершеннолетних работников (например, не оборудовано специальное рабочее место для инвалида, не предусмотрена трудовым договором с несовершеннолетним работником сокращенная рабочая неделя)ст. 5.27 КоАП РФ .

Если трудинспектор выявит:

  • <или> необоснованный отказ в приеме на работу инвалид аст. 5.42 КоАП РФ (например, фирма имеет среднесписочную численность более 100 человек, у вас на собеседовании был инвалид, из его тестового задания видно, что он подходит по профессиональным качествам, но вы не приняли его на работу, указав, что «мест нет»);
  • <или> непредставление вами в службу занятости информации о выполнении квот ыст. 19.7 КоАП РФ ,

то он составит протокол об административном правонарушении и передаст его в судстатьи 28.3 , 23.1 КоАП РФ .

Региональным законодательством также предусматриваются штрафы за иные нарушения в отношении людей из квотируемых категорий. Например, если не рассчитано количество рабочих мест для квотируемых категорий в Москве или Краснодарском крае, это может обернуться штрафом как для руководителя (3000- 10 000 руб.), так и для компании (до 50 000 руб.)ст. 4.1.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ ; ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 . А отказ в приеме на работу граждан в возрасте от 14 до 18 лет в пределах установленной квоты в Кабардино-Балкарской Республике может стоить руководителю компании 500- 4000 руб.ст. 3.6-1 КоАП Кабардино-Балкарской Республики

За подобные «региональные» нарушения трудинспектор тоже не вправе штрафовать самостоятельно: он должен составить протокол и направить его в административную комисси юст. 1.6 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз или мировому судь ест. 11.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ .

Налоги и взносы

Никаких специальных налоговых преференций для работодателей, обязанных резервировать рабочие места для разных категорий работников, нет, за исключением некоторых льгот компаниям, где работают инвалиды.

Страховые взносы

На выплаты в пользу работника-инвалида организация начисляет страховые взносы на обязательное страхование по пониженным тарифам: в 2012 г. в ПФР - 16%, ФСС - 1,9%, ФОМС - 2,3%, в 2013- 2014 гг. - 21%, 2,4%, 3,7% соответственн оп. 3 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

По «несчастному» страхованию есть льгота в части выплат, начисленных в пользу работников-инвалидов независимо от группы - им взносы рассчитываются в размере 60% страхового тариф аст. 2 Закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ ; ст. 1 Закона от 08.12.2010 № 331-ФЗ .

Налог на прибыль

Льгота есть только для организаций, у которых:

  • численность работников-инвалидов - не менее 50% среднесписочной численности работников без учета инвалидов-совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам;
  • доля расходов на оплату труда инвалидов - не менее 25% всех расходов на оплату труда.

Такие компании могут учитывать траты на инвалидов (например, улучшение условий их труда, переобучение, стажировка, взносы на содержание общественных организаций инвалидов) в составе прочих расходо вподп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ .

НДФЛ

Не облагаются НДФЛ суммы:

  • <или> потраченные организацией на технические средства профилактики и реабилитации для работников-инвалидов - протезы, слуховые аппарат ы , если это чернобылец, военнослужащий, ставший инвалидом при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, человек, получивший инвалидность вследствие аварии на производственном объединении «Маяк»;
  • <или> в размере 500 руб. в меся цподп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ , если это инвалид с детства или инвалид I и II групп.

Если инвалид имеет право на оба указанных вычета, то предоставляете максимальный из них независимо от величины годового дохода работника, исчисленного нарастающим итогом с начала года.

Имейте в виду, что компенсационную стоимость квотируемого рабочего места будет сложно учесть в расходах: Минфин и ФНС прямо говорят, что этого сделать нельзя. Ведь компенсации вместо трудоустройства, к примеру, молодежи - это добровольные взносы, федеральными законами они не предусмотрен ыПисьма Минфина от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1 ; ФНС от 22.06.2010 № ШС-37-3/4638@ . Скорее всего, вам придется через суд доказывать право на включение компенсационной выплаты в налоговые расходы. При этом судебные решения в пользу налогоплательщиков имеютс я

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!