Минимальная зп. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

В мае 2015 года Министерство труда России предложило увеличить более чем на 20%, тем самым повысив минимальную зарплату до 7189 рублей. Однако во втором полугодии стало очевидно, что экономика страны не выдержит подобного увеличения, которое еще больше усугубит проблему безработицы. Учитывая затяжной финансовый кризис, некоторые чиновники предлагали оставить МРОТ без изменений, другие же настаивали на увеличении, соответствующему уровню .

В итоге, в правительственном аппарате все-таки смогли найти компромисс, и с 1 января 2016 года минимальный размер оплаты труда увеличился на 4%. В результате этого увеличения минимальный порог заработной платы в России составил 6204 рублей в месяц, что всего на 239 рублей больше, чем в 2015 году, когда МРОТ был увеличен на 7%.

Но так как увеличение минимального размера оплаты труда оказалось явно недостаточным, учитывая уровень инфляции за прошедшее полугодие, Госдумой был принят законопроект о повышении МРОТ с 1 июля 2016 года на 20.9%. Таким образом, его размер составит во второй половине 2016 года 7500 рублей.

МРОТ и борьба с бедностью

Величина «МРОТ» определяет минимальный размер ежемесячной заработной платы в России. Данный способ регулирования зарплаты населения был принят в 1970 году на Конвенции международной организации труда. МРОТ действует во многих странах мира, включая страны Западной Европы и США. Большинство государств привязывают МРОТ к установленному . Согласно планам Правительства и Президента, к 2017 году в России минимальный размер оплаты труда также должен достигнуть прожиточного минимума, однако из-за сложившегося экономического положения вряд ли эти планы будут реализованы к намеченному сроку.

Главная цель МРОТ как института минимальной зарплаты заключается в борьбе с бедностью. С помощью этого рычага правительство пытается контролировать работодателей, заставляя их регулярно повышать зарплату. Но на практике МРОТ не всегда действует на благо работоспособного населения страны. Многие эксперты в области экономики считают, что МРОТ отрицательно влияет на рынок занятости, провоцируя безработицу. Это объясняется тем, что многим работодателям при повышении заработной платы приходится сокращать штатные единицы, оставляя часть людей без работы. Кстати, в США, где МРОТ составляет 10 в час, постепенно снижают размер его повышения, тем самым регулируя уровень безработицы в стране.

МРОТ в России в 2016 году

В 2016 году повышение МРОТ станет рекордно высоким. На федеральном заседании, прошедшем в конце октября 2015 года, правительство приняло решение увеличить социальные выплаты и МРОТ, на 4%, а затем в 2016 году с июля на 20.9%. В настоящее время соответствующий закон уже принят в Госдуме и подписан Президентом РФ. Таким образом, минимальный размер оплаты труда в России в 2016 году составит 7500 рублей.

Согласно законодательству, в процессе формирования заработной платы МРОТ не исключает использование дополнительных повышающих коэффициентов и надбавок. Соответственно, зарплаты жителей Крайнего Севера, а также отдельных категорий работников будут умножены на полагающиеся коэффициенты.

В среднем, в 2016 году под действие нового МРОТ попадут 700 000 человек. Из них более половины (53%) заняты в реальном экономическом секторе (производстве), а оставшиеся 47% являются сотрудниками государственных и муниципальных учреждений.

Нужно отметить, что в этом году МРОТ принимался под горячие правительственные споры. Многие чиновники считают, что увеличение в размере 24% приведет к инфляции. Например, в 2015 году МРОТ составлял всего лишь 60% от прожиточного минимума, а уже в 2016 году этот показатель снизится еще на несколько пунктов, и составит 53,6% от установленного прожиточного минимума. К тому же, Банк России прогнозирует, что к концу года рост потребительских цен составит 12-13%, на фоне чего МРОТ в 2 раза обгонит уровень инфляции.

Правительство надеется, что низкая индексация МРОТ будет улучшена региональными властями, которые имеют право повышать минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне. Уже известно, что самый высокий региональный МРОТ Российской Федерации установлен в Москве (16500 рублей). Также власти некоторых других субъектов страны анонсировали использование региональных надбавок. Согласно принятым нормам, наиболее высокие размеры МРОТ 2016 года, помимо Москвы, наблюдаются в следующих регионах:

Магадан и Магаданская область – 14550 рублей;

Камчатский край – 14440 рублей;

Ямало-Ненецкий АО – 12431 рублей;

Сахалин и Сахалинская область – 12400 рублей;

Якутия – 12515 рублей;

Кемеровская область – 12075 рублей;

Мурманская область – 12013 рублей;

Московская область – 12000 рублей.

Будет ли увеличен уровень МРОТ в других регионах России пока не известно.

Ситуация с экономической обстановкой в стране сегодня достаточно сложная, поэтому вопрос о повышении минимального размера оплаты труда, как говорится, давно назрел. Такому решению Госдумы, принятому совсем недавно, предшествовали такие события, как девальвация рубля и снижение его покупательской способности.
Так, ГосДума приняла закон, согласно которому МРОТ с 1-го июля текущего года будет составлять 7500 руб.

Минимальная зарплата в Москве в 2016 году с 1 января

И хотя величина МРОТ устанавливается Правительством России, ее уровень, в основном, зависит от финансовых возможностей региона. Так что размеры минимальной зарплаты в регионах могут варьироваться, причем максимальное значение она достигает в Москве, что, собственно, неудивительно.

Прошлое увеличение минимальной зарплаты в Москве было осуществлено с 1 ноября 2015 г., и с начала года еще не менялась. В данный момент ее размер составляет 17300 рублей. Очередное ее повышение должно произойти, как и в целом по стране, 1 июля, когда она опять должна повыситься. Пока еще неизвестно, каким именно будет повышение, но предварительная информация говорит о том, что процесс увеличения МРОТ будет происходить поэтапно, после чего ее размер достигнет 20000 руб.

Мрот в Москве в 2016 году с 1 апреля в Москве

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 г. № 376-ФЗ «О внесении изменения
в ст. 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”», уровень минимального размера оплаты труда с 1 января до 30 июня 2016 года составляет 6204 рубля.

С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 164-ФЗ федеральный МРОТ увеличен до 7500 рублей.

Увеличение МРОТ в 2016 году

Если работодатель выплачивает заработную плату ниже МРОТ: директор может быть оштрафован в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ и на организацию будет наложен штраф. Хуже того, проверяющие могут приостановить деятельность организации на 90 суток. Что для большинства компаний равносильно полному закрытию.

Наказание за оплату труда ниже МРОТ

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает следующие наказания:

  • Для должностных лиц – штраф от 1000 до 5000 рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей – штраф от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

МРОТ для ИП

Для индивидуальных предпринимателей МРОТ необходим, чтобы определить размер страховых взносов, которые они уплачивают во внебюджетные фонды за свое страхование.

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

02.06.2016 г. принят Федеральный закон № 164-ФЗ, устанавливающий повышение МРОТ с 1 июля 2016 года. Сколько составит новый МРОТ и на что это повлияет?

Новый МРОТ в 2016 году

Новый МРОТ составит 7 500 рублей, что более чем на 20% выше «минималки», которая действовала до этого. Напомним, что с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года МРОТ был установлен на уровне 6 204 рублей (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

Для чего нужен МРОТ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

На что повлияет новый МРОТ

Заработная плата работника, который полностью отработал месяц (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты), не может быть меньше МРОТ (ст. 133 ТК РФ). Соответственно, заработная плата работников, установленная в размере «старого» МРОТ, должна быть с 01.07.2016 повышена до 7 500 рублей. Средний заработок за время отпуска и командировки также не может быть меньше 7 500 рублей за полный календарный месяц.

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка, который не может быть меньше МРОТ на дату наступления страхового случая. Это означает, что если болезнь, отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком начались 01.07.2016 или позднее, то пособие рассчитывается с учетом следующих минимальных значений:

С 1 июля 2016 года для работников, страховой стаж которых не превышает 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с учетом нового МРОТ не может превышать за полный календарный месяц 7 500 рублей (

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рублей в месяц.

(в ред. Федерального закона 07.03.2018 № 41-ФЗ)

Начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего предыдущему году, минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Статья 2. Минимальный размер оплаты труда, установленный "статьей 1" настоящего Федерального закона, вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

(в ред. Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ)

другими организациями - за счет собственных средств.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный "закон" от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

Часть третья утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный "закон" от 20.04.2007 № 54-ФЗ.

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 "N 54-ФЗ", от 24.07.2009 "N 213-ФЗ")

Статья 4. Установить, что до "внесения изменений" в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления, выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 5. Установить, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Статья 6. Внести в пункт 2 "статьи 12" Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 22, ст. 2331) следующие изменения:

"абзац второй" исключить;

"абзац третий" изложить в следующей редакции:

"Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.".

Статья 7. Признать утратившим силу Федеральный "закон" от 9 января 1997 года № 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 3, ст. 350).

Статья 8. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!