Признаками зпр являются. Что такое ЗПР у детей: особенности развития и коррекционное лечение

Задержка психического развития относится к нарушениям темпа психического развития. Со временем у ребенка наблюдается отставание от сверстников в психическом развитии. Задержка психического развития неоднородна по своей сути, так как имеет различные причины.

По этиологии выделяют 4 типа ЗПР:

  • конституционального происхождения;
  • психогенного характера;
  • соматогенного характера;
  • церебрально-органического характера.

Все типы ЗПР имеют свои особенности, которые проявляются в эмоциональной незрелости и нарушениях познавательной сферы. Некоторые типы ЗПР сопровождаются осложнениями в соматической и неврологической сферах. Но главное отличие типов задержек в особенностях развития психических функций.

Особенности ЗПР конституционального происхождения

Задержка психического развития конституционального происхождения в медицине называется гармоническим психофизическим инфантилизмом. При его диагностике выявляется семейная обусловленность инфантилизма, то есть он встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня.

Гармонический психофизический инфантилизм затрагивает не только психическое, но физическое развитие ребенка. Дети по росту и физической форме отстают от сверстников на 1,5-2 года.

Такие дети характеризуются проявлениями живой мимики, выразительной жестикуляции, резкими выразительными движениями. Дети имеют круг интересов, суженный до игровой деятельности. При этом, сама игра очень развитая, сюжетно-ролевая, наполненная массой мелких сюжетов и добавочных персонажей. В процессе игры ребенок проявляет творчество и выдержку.

Наряду с развитой игровой деятельностью нужно констатировать, что учебно-познавательная деятельность для этих детей мало привлекательна. Учебные задания вызывают быструю пресыщаемость.

Получается парадокс: дети неутомимы в игре, но очень быстро устают в учебной деятельности. Особенно трудно им даются однообразные задания, требующие удержания внимания на продолжительное время: чтение, рисование, письмо.

Дети эмоционально нестабильны. Они могут плакать по пустякам, но быстро переключаются на игру или другие приятные для них предметы или виды деятельности. При этом следов предыдущей «истерики» просто не наблюдается.

Дети с ЗПР конституционного происхождения любят фантазировать. Причем фантазия для них является средством психической стабилизации. Они вытесняют фантазиями и вымыслами неприятные жизненные ситуации.

Гармонический психофизический инфантилизм затрагивает эмоционально-волевую сферу, которая приводит к недостаточности произвольной регуляции деятельности, а также психических процессов: мышления, внимания, запоминания.

При правильной организации учебного процесса, с обязательным использованием методов поощрения дети с гармоническим инфантилизмом демонстрируют высокие результаты. В дальнейшем возможно максимальное приближение таких детей к уровню сверстников, благодаря классам выравнивания.

Причины инфантилизма

Причинами инфантилизма могут быть:

  • поражение центральной нервной системы в результате черепно-мозговых травм или инфекций;
  • эндокринные нарушения, хронические заболевания, поражения внутренних органов (почки, сердце, печень);
  • ментальный метаболизм.

Особого внимания заслуживает ментальный метаболизм как ситуация выявления необходимости в определенных веществах в процессе развития.

Коррекция задержки психического развития конституционного происхождения

Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизится в своем развитии к требованиям нормы.

Трудности построения коррекционных программ обусловлены многообразием проявления ЗПР. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих незрелость эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми условно подразделяется на два блока:

  1. Образовательный;
  2. Развивающий.

Начинать коррекционную работу нужно дошкольного возраста, чтобы на момент начала школьного обучения уровень развития ребенка был четко определен, и вместе с ним было принято решение о типе класса для обучения ребенка.

Индивидуальные коррекционные программы учитывают следующие особенности ребенка:

  • уровень интеллекта;
  • эмоциональное и личностное развития;
  • сенсомоторное развитие детей,
  • формирование операционной и мотивационно-потребностной сферы;
  • развитие перцептивных действий;
  • формирование структуры мыслительной деятельности.

Родителям и педагогам нужно знать, что не существует общих программ. Коррекционно-педагогические программы могут быть только индивидуальными. Для их обработки нужно обратиться к специалистам в медицинские, психологические и психиатрические центры.

Иногда учащиеся трудно поддаются обучению и воспитанию, и главной причиной тому служит особое, в отличие от нормы, состояние психического развития личности, получившее название в дефектологии «задержка психического развития» (ЗПР). У каждого второго хронически неуспевающего ребёнка — ЗПР.

Сущность заболевания

В общем виде это состояние характеризуется замедленным развитием мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевого аспекта. Из-за ограничения в психических и познавательных возможностях ребенок не способен успешно выполнить задачи и требования, предъявляемые ему обществом. Впервые эти ограничения чётко проявляются и замечаются взрослыми, когда дите приходит в школу. Он не может вести устойчивую целенаправленную деятельность, в нем преобладают игровые интересы и игровая мотивация, при этом возникают выраженные трудности при распределении и переключении внимания. Такой ребенок не способен прилагать умственные усилия и напрягаться при выполнении серьёзных заданий, что быстро приводит к школьной неуспеваемости по одному или многим предметам.

Изучение учащихся с ЗПР показало, что в основе школьных затруднений лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушенная умственная работоспособность. Это проявляется в трудностях долгого сосредоточивания на познавательных заданиях, в низкой продуктивности деятельности в период учебы, в излишней суетливости или заторможенности, в нарушениях переключения внимания. Дети с ЗПР имеют качественно иную структуру дефекта, в отличие от ребят, в их нарушении нет тотальности в недоразвитии психических функций. Дети с ЗПР лучше принимают помощь взрослых и способны осуществить перенос показанных умственных приёмов на новое, подобное задание. Таким детям нужно оказывать комплексную помощь психологов и педагогов, что включает индивидуальный подход при обучении, занятия с сурдопедагогом, психологом вместе с медикаментозной терапией.


Задержка развития имеет форму, которую определяет наследственность. Для детей с этим видом ЗПР характерна гармоничная незрелость телосложения и одновременно психики, что свидетельствует о наличии гармонического психофизического инфантилизма. Настроение такого ребенка преимущественно положительное, он быстро забывает обиды. Вместе с тем из-за незрелой эмоционально-волевой сферы не получается формирования учебной мотивации. Дети быстро осваиваются в школе, но не принимают новых правил поведения: опаздывают на уроки, на уроках играют и вовлекают в игры соседей по парте, превращают буквы в тетради в цветы. Такой ребёнок не разделяет оценки на «хорошие» и «плохие», он радуется наличию их в тетради.

С самого начала учебы ребёнок превращается в стойко неуспевающего ученика, на что есть причины. В силу незрелой эмоционально-волевой сферы он выполняет лишь то, что связано с его интересами. А из-за незрелости интеллектуального развития у детей такого возраста недостаточно сформированы мыслительные операции, память, речь, они обладают малым запасом представлений о мире и знаний.

Для конституциональной ЗПР прогноз будет благоприятным при целенаправленном педагогическом воздействии в доступной игровой форме. Работа по коррекции развития и индивидуальный подход снимут вышеописанные проблемы. Если нужно оставлять детей на второй год учебы, это их не травмирует, они легко примут новый коллектив и безболезненно привыкнут к новому учителю.

Детей этого вида заболевания рожают здоровые родители. Задержка развития случается вследствие перенесённых заболеваний, которые влияют на мозговые функции: хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия. Первично интеллект ребенка не был нарушен, но из-за своей рассеянности он становится непродуктивным в процессе учебы.

В школе дети данного вида ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. Они пассивны, бездеятельны и безынициативны. Всегда вежливы с взрослыми, адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны. У таких детей в школе большие трудности с обучением, возникающие из-за пониженной мотивации достижения, отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности при их выполнении. В состоянии утомления ответы ребёнка необдуманные и нелепы, часто возникает аффективное торможение: дети боятся ответить неверно и предпочитают молчать. Также при сильном утомлении нарастает головная боль, понижается аппетит, возникают боли возле сердца, что дети используют как повод для отказа от работы при возникновении трудностей.

Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.

Дети этого вида ЗПР отличаются нормальным физическим развитием, они соматически здоровы. Как стало ясно из исследований, многие дети имеют мозговую дисфункцию. Причина их психического инфантилизма — социально-психологический фактор – неблагоприятные условия воспитания: однообразные контакты и среда обитания, эмоциональная депривация (недостаток материнского тепла, эмоциональных отношений), обделённость, плохая индивидуальная мотивация. В результате у ребенка снижается интеллектуальная мотивация, наблюдается поверхностность эмоций, несамостоятельность в поведении, инфантильность в отношениях.

Данная детская аномалия часто формируется в неблагополучных семьях. В асоциально-попустительской семье за ребёнком нет должного надзора, здесь присутствует эмоциональное отторжение наряду с вседозволенностью. Из-за образа жизни родителей у малыша возникают импульсивные реакции, непроизвольность в поведении, его интеллектуальная активность гасится. Это состояние часто становится благоприятной почвой для появления устойчивых асоциальных установок, ребенок педагогически запущен. В авторитарно-конфликтной семье атмосфера ребёнка пропитана конфликтами между взрослыми. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания, систематически травмируя психику ребёнка. Он становится пассивным, несамостоятельным, забитым, чувствует повышенную тревожность.

не интересуются продуктивной деятельностью, имеют неустойчивое внимание. В их поведении проявляется необъективность, индивидуализм, или же чрезмерная покорность и приспособленность.

Учитель должен проявлять заинтересованность в таком ребенке, кроме того, необходимо наличие индивидуального подхода и интенсивного обучения. Тогда дети легко заполнят пробелы в познаниях в обычной школе-интернате.

ЗПР: диагноз или приговор на всю жизнь?

Аббревиатура ЗПР! Некоторым родителям она хорошо знакома. Расшифровывается ЗПР - задержка психического развития. К сожалению, можно с грустью констатировать, что в настоящее время дети с таким диагнозом встречаются все чаще. В связи с этим проблема ЗПР становится все более актуальной, так как имеет большое количество разнообразных предпосылок, а также причин и последствий. Любое отклонение в психическом развитии очень индивидуально, что требует особенно внимательного отношения и изучения.

Популярность диагноза задержка психического развития настолько возросла среди врачей, что зачастую с легкостью ставится, основываясь на минимуме информации о состоянии детей. В этом случае, для родителей и ребенка ЗПР звучит как приговор.

Данное заболевание носит промежуточный характер между серьезными патологическими отклонениями в психическом развитии и нормой. Сюда нельзя отнести детей с нарушениями речи и слуха, а также с тяжелыми отклонениями, например умственная отсталость, синдром Дауна. Речь в основном идет о детях с проблемами обучения и социальной адаптацией в коллективе.

Это объясняется торможением психического развития. Причем у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР проявляет себя по-разному и отличается по степени, времени и особенностям проявления. Однако при этом можно отметить и выделить ряд общих признаков, присущих именно деткам с задержкой психического развития.

Недостаточная эмоционально-волевая зрелость является при ЗПР основным признаком, который дает понять, что ребенку сложно выполнять действия, требующие определенных волевых усилий с его стороны. Это происходит вследствие неустойчивости внимания, повышенной отвлекаемости, не позволяющей сосредоточиться на чем-то одном. Если все эти признаки сопровождаются избыточной двигательной и речевой активностью, то это может свидетельствовать об отклонении, о котором много говорят в последнее время – о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Построение целостного образа у ребенка с ЗПР затрудняют именно проблемы в восприятии, даже если идет речь о знакомых предметах, но в другой интерпретации. Здесь свою роль играет и ограниченность знаний об окружающем мире. Соответственно низкие показатели будут иметь ориентирование в пространстве и скорость восприятия деток.

У детей с ЗПР имеется общая закономерность относительно памяти: наглядный материал ими воспринимается и запоминается гораздо легче, чем вербальный (речевой). Также, наблюдения показывают, что после применения особых технологий, развивающих память и внимание, показатели детей с ЗПР даже повышались по сравнению с результатами детей без отклонений.

Также у деток ЗПР зачастую сопровождается проблемами, связанными с речью, ее развитием. Это зависит от степени тяжести протекания заболевания: в легких случаях происходит временная задержка развития речи. В более сложных формах наблюдается нарушение лексической стороны речи, а также, грамматического строя.

Для детей с проблемой такого рода характерно отставание в формировании и развитии мышления. Особенно это становится заметным, когда ребенок достигает школьного периода, во время которого выявляется отсутствие у него мыслительной деятельности, необходимой для выполнения интеллектуальных операций, включающие в себя: анализ и синтез, сравнения и обобщение, абстрактное мышление.

Дети с ЗПР требуют к себе особого отношения. Однако все вышеперечисленные отклонения ребенка не являются препятствием для его обучения, а также освоения школьного программного материала. В этом случае необходима корректировка школьного курса в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

ЗПР: кто же эти дети?

Существуют весьма противоречивые сведения о принадлежности детей к группе с таким отклонением, как ЗПР. Условно их можно подразделить на две.

В первую группу можно отнести детей, причиной ЗПР которых являются социально-педагогические факторы . Сюда входят дети из неблагополучных семей, с неблагоприятными условиями для проживания, а также из семей, в которых родители имеют очень низкий интеллектуальный уровень, следствием которого является недостаток общения и расширения кругозора детей. Иначе таких детей называют педагогически запущенными (неприспособленных, имеющих трудности в обучении). Это понятие пришло к нам из западной психологии и получило широкое распространение. Свою роль в ЗПР играют и наследственные факторы. В связи с антисоциальным поведением родителей все чаще появляются детки с ЗПР. Таким образом, происходит постепенное вырождение генофонда, который нуждается в оздоровительных мерах.

Вторую группу составляют детки, у которых задержка психического развития связана с органическими поражениями мозга, что может произойти в период беременности или родов (например, родовая травма).

Правильным решением будет учитывать все факторы, влияющие на ЗПР ребенка, что дает возможность осуществлять комплексную помощь.

Задержку психического развития могут спровоцировать: неблагоприятное протекание беременности, патологии, возникшие у новорожденного при родах, факторы социального характера.

1. Неблагоприятное протекание беременности:

    Заболевания матери в различные сроки беременности (герпес, краснуха, паротит, грипп и т.д.)

    Хронические болезни матери (сахарный диабет, порок сердца, проблемы со щитовидной железой и др.)

    Вредные привычки матери, приводящие к интоксикации (употребление во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина и др.)

    Токсикоз, причем на разных стадиях беременности

    Токсоплазмоз

    Использование для лечения гормональных или дающих побочные эффекты препаратов

    Несовместимость резус-фактора крови плода и матери

2. Патологии, возникающие у новорожденных при родах:

    Родовая травма новорожденного (например, защемление нервов шейных позвонков)

    Механические травмы, возникающие при родовспоможении (наложение щипцов, недобросовестное отношение медицинских работников к процессу родовой деятельности)

    Асфиксия новорожденного (может быть как следствие обвития шеи пуповиной)

3. Факторы социального характера:

    Неблагополучная семья

    Педагогическая запущенность

    Ограниченный эмоциональный контакт на разных этапах своего развития

    Низкий интеллектуальный уровень членов семьи, окружающих ребенка

Задержка психического развития (ЗПР), типы

Задержка психического развития подразделяется на четыре типа, каждый из которых характеризуется определенными причинами возникновения и особенностями нарушения познавательной деятельности.

1. ЗПР конституционного генеза, предполагает наследственный инфантилизм (инфантилизм – это отставание в развитии). В этом случае эмоционально-волевая сфера детей напоминает нормальное развитие эмоционального состояния детей по возрасту помладше. Следовательно, для таких деток характерно преобладание игровой деятельности над учебными занятиями, неустойчивая эмоциональность, детская непосредственность. Дети с таким генезом часто несамостоятельны, сильно зависят от родителей, крайне тяжело адаптируются к новым условиям (сад, школьный коллектив). Внешне поведение ребенка ничем не отличается от других детей, за исключением того, что ребенок по возрасту, кажется меньше своих сверстников. Даже к школьному периоду такие дети еще не достигают эмоционально-волевой зрелости. Все это в комплексе вызывает затруднения в обучении и формировании у ребенка навыков и умений.

2. ЗПР соматогенного генеза и предполагает наличие или последствия инфекционных, соматических или хронических заболеваний как матери, так и ребенка . Также может проявиться соматогенный инфантилизм, который проявляется в капризности, боязливости, в ощущении собственной неполноценности.

К этому типу относятся детки часто болеющие, с ослабленной иммунной системой, так как в результате различных длительных заболеваний может произойти задержка психического развития. ЗПР может вызвать такие заболевания как врожденный порок сердца, хронические инфекции, аллергия различной этиологии, систематическая простуда. Ослабленный организм, повышенная утомляемость приводят к снижению внимания и познавательной деятельности и как следствие – задержке психического развития.

3. ЗПР психогенного генеза, который обусловлен неблагоприятными условиями для воспитания. Сюда относятся дети, у которых задержка психического развития происходит в силу социально-педагогических причин. Это могут быть педагогически запущенные дети, которым не уделяется должного внимания со стороны родителей. Также над такими детьми не осуществляется систематический контроль, то есть такие дети безнадзорны. Если семья социально-опасная, то ребенок просто не имеет возможности полноценно развиваться, имеет весьма ограниченное представление об окружающем мире. Родители из таких семей зачастую способствуют задержке психического развития, имея крайне низкий интеллектуальный уровень. Усугубляется положение ребенка частыми ситуациями, травмирующими его психику (агрессия и насилие), в результате чего он становится неуравновешенным или напротив нерешительным, боязливым, чрезмерно стеснительным, несамостоятельным. Также он может не иметь элементарных представлений о правилах поведения в обществе.

В противоположность бесконтрольности над ребенком задержку психического развития (ЗПР) может вызвать и гиперопека, которая характеризуется как чрезмерно повышенное внимание родителей к воспитанию ребенка. Тревожась за безопасность и здоровье малыша, родители фактически полностью лишают его самостоятельности, принимая за него наиболее удобные для себя решения. Все реально или мнимо возникающие препятствия устраняются, окружающими ребенка, домочадцами, не давая ему выбора для принятия даже самого простого решения.

Это также приводит к ограниченному восприятию окружающего мира со всеми своими проявлениями, следовательно, ребенок может стать безинициативным, эгоистичным, не способным к длительным волевым усилиям. Все это может вызвать проблемы с адаптацией ребенка в коллективе, трудности в восприятии материала. Гиперопека характерна для семей, в которых растет болезненный ребенок, испытывающий жалость со стороны родителей, оберегающих его от различных негативных ситуаций.

4. ЗПР церебрально-органического генеза. Данный тип, по сравнению с другими типами, встречается чаще и имеет меньше шансов на благоприятный результат.

Причиной такого серьезного нарушения могут стать проблемы при вынашивании ребенка или родах: родовая травма ребенка, токсикоз, асфиксия, различного рода инфекции, недоношенность. Дети церебрально-органического типа ЗПР могут быть чрезмерно подвижными и шумными, не умеющими контролировать свое поведение. Для них характерно неустойчивое поведение с окружающими, которое проявляется в желании участвовать во всех мероприятиях без соблюдения элементарных правил поведения. Это приводит к неизбежным конфликтам с детьми. Правда нужно отметить, что у таких детей чувства обиды и раскаяния кратковременны.

В других случаях дети с подобным типом ЗПР напротив, медлительны, малоподвижны, с трудом вступают во взаимоотношения с другими детьми, нерешительны, несамостоятельны. Для них адаптация в коллективе является большой проблемой. Они избегают участия в общих играх, скучают по родителям, любые замечания, а также низкие результаты деятельности любого направления вызывают у них слезы.

Одной из причин проявления задержки психического развития является ММД - минимальная мозговая дисфункция, которая проявляется как целый комплекс различных нарушений развития ребенка. Детки с таким проявлением имеют пониженный уровень эмоциональности, не заинтересованы в самооценке и оценке их окружающими, не обладают достаточным воображением.

Факторы риска возникновения минимальной мозговой деятельности:

    Первые роды, особенно с осложнениями

    Поздний репродуктивный возраст матери

    Показатели массы тела будущей матери, выходящие за пределы нормы

    Патологии предыдущих родов

    Хронические заболевания будущей матери (в частности диабет), несовместимость крови по резус-фактору, различные инфекционные заболевания в период беременности, преждевременные роды.

    Нежелательная беременность, стрессы, чрезмерная систематическая утомляемость будущей матери.

    Патологии родов (использование специальных инструментов, кесарево сечение)

Диагноз ЗПР и его профилактика

Обычно эти зловещие три буквы в качестве диагноза ребенка появляются в медицинской карте примерно к 5-6 годам, когда приходит время подготовки к школе и наступает пора приобретать специальные навыки и умения. Вот тогда и проявляются первые трудности в обучении: восприятии и осмысливании материала.

Многих проблем можно избежать, если вовремя провести диагностику ЗПР, которая имеет свои сложности. Она основана на анализе и сравнительной характеристике возрастных норм детей-сверстников. В этом случае с помощью специалиста и педагогического работника, использующего коррекционные методики можно частично или даже полностью преодолеть данное заболевание.

Таким образом, будущим молодым родителям можно дать самые обычные рекомендации, универсальность которых проверена опытом и временем: создание благоприятных условий для вынашивания ребенка, избегая при этом заболеваний и стрессов, а также внимательное отношение к развитию ребенка с первых дней появления на свет (особенно, если во время родовой деятельности были проблемы).

В любом случае, даже если нет никаких предпосылок, необходимо новорожденного показать невропатологу. Обычно это происходит в месячном возрасте. Только специалист сможет оценить состояние развития ребенка, проверив у него наличие необходимых для его возраста рефлексов. Это даст возможность вовремя распознать ЗПР и скорректировать лечение малыша.

В случае необходимости невропатолог назначит нейросонографию (УЗИ), которая поможет выявить отклонения в развитии головного мозга.

Сейчас в СМИ, в различных журналах для родителей, а также в Интернете имеется большое количество информации о возрастных особенностях детей, начиная с самого рождения. Показатели массы и роста, навыки и умения, соответствующие данному периоду времени позволят оценить родителям психологическое и физическое состояние ребенка и самостоятельно выявить некоторые отклонения от нормы. Если что-то вызовет сомнения, лучше сразу обратиться к специалисту.

Если выбранный вами врач и прописанные им методы и лекарства для лечения не вызывают доверия, то стоит обратиться к другому специалисту, который поможет развеять ваши сомнения. В любом случае важно получить максимум информации, чтобы иметь полную картину о проблеме ребенка. Необходимо проконсультироваться со специалистом о действии того или иного препарата, его побочных последствиях, результативности, длительности применения, а также о его аналогах. Часто за «неведомыми» названиями скрываются довольно безобидные лекарства, которые улучшают мозговую деятельность.

Для полноценного развития ребенку необходим не только специалист. Гораздо более ощутимую и действенную помощь малыш можно получить от собственных родителей и домочадцев.

Новорожденный ребенок на начальном этапе познает мир через тактильные ощущения, поэтому для него важен именно телесно-эмоциональный контакт, предполагающий прикосновения матери, поцелуи, поглаживания. Только забота матери может дать возможность ребенку адекватно воспринимать неведомый ему окружающий мир, помогая ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом, спокойно и защищенно. Именно такие, простые в исполнении рекомендации, как полноценное общение с малышом, тактильный и эмоциональный контакты, могут дать наиболее действенные результаты, оказывая на развитие ребенка колоссальное влияние.

Также ребенок обязательно должен контактировать с заботящимися о нем людьми зрительно. Этот способ передачи чувств хорошо знаком даже новорожденным, которым пока неизвестны другие средства общения. Ласковый и добрый взгляд снимает тревожность малыша, действуя на него успокаивающе. Ребенку постоянно нужно подтверждение своей защищенности в этом незнакомом ему мире. Поэтому все внимание матери должно быть направлено на общение со своим малышом, что придаст ему уверенности. Недостаток в детстве материнской ласки обязательно скажется впоследствии в виде психологических проявлений различного рода.

Детки с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания, усиленной заботы, ласкового отношения, теплых маминых рук. Малышам с ЗПР необходимо все это в тысячу раз больше, чем здоровым детям-сверстникам.

Часто родители, слыша в адрес своего ребенка диагноз «задержка психического развития» (ЗПР), сильно пугаются и расстраиваются. В принципе, повод для огорчения действительно есть, но, как говорят в народе, «не так страшен волк, как его рисуют». Задержка психического развития - это ни в коем случае не умственная отсталость. При должном внимании можно выявить уже на первых порах жизни малыша, а потому приложить необходимые усилия, дабы помочь ему развиваться в правильном русле.

Еще совсем недавно врачи с неоправданной легкостью ставили маленьким детям диагноз ЗПР, только лишь наблюдая какие-то не соответствующие возрасту нормы психического развития. Часто даже уговаривали родителей подождать, успокаивая их тем, что, мол, ребенок это «перерастет». На самом деле, такому ребенку очень и очень нужна помощь родителей: только они, в первую очередь, смогут переломить ситуацию и скорректировать и . Ведь каждое отклонение в психическом развитии очень условно и индивидуально, может иметь множество причин и следствий. Проанализировать, что спровоцировало задержку психического развития, и устранить ее, родителям помогут невропатологи и психологи.

Так что же такое - задержка психического развития? Это слабовыраженное отклонение в психическом развитии находиться где-то посередине между нормой и патологией. Как мы уже говорили, приравнивать такие отклонения к умственной отсталости нет никакого повода - при своевременной и принятии необходимых мер ЗПР корректируется и устраняется. Задержка психического развития объясняется медленным созреванием и формированием психики. У каждого отдельного ребенка она может проявляться по-разному, отличаться и по времени и по степени проявления.

Современная медицина утверждает: ЗПР может развиться вследствие либо биологических факторов, либо социальных.

К биологическим относят неблагоприятное течение беременности, например постоянные заболевания женщины в положении; увлечение алкоголем или наркотическими веществами в период беременности; патологические роды (кесарево сечение, роды с наложением щипцов); несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору. Также к этой группе можно добавить наличие у родственников психических или неврологических заболеваний, перенесенные малышом в раннем детстве инфекционные заболевания.

Социальные факторы, которые могут спровоцировать задержку психического развития - это гиперопека или, наоборот, отказ от ; отсутствие телесного контакта с матерью; агрессивное отношение взрослых к малышу и вообще в семье; психологические травмы, как результат неправильного воспитания ребенка.

Но для того, чтоб подобрать наиболее подходящие методы коррекции при ЗПР, только лишь выявить причину, вызвавшую нарушения, не достаточно. Обязательно нужен клинико-психологический диагноз, который в последующем определит пути и методы коррекционной работы.

Сегодня специалисты подразделяют задержку психического развития на 4 типа. Каждый из них имеет свои особенности эмоциональной незрелости.

Первый тип - это ЗПР конституционального происхождения. Это так называемый психологический инфантилизм, при котором эмоционально-волевая сфера ребенка находиться как бы на более ранней ступени развития. Такие дети часто несамостоятельны, для них характерна беспомощность, повышенный фон эмоций, которые резко могут меняться на противоположные. Таким детям сложно принимать самостоятельные решения, они нерешительны и зависимы от матери. ЗПР такого типа сложно диагностировать, малыш с ней может вести себя весело и непосредственно, но при сравнении со сверстниками становиться видно, что он ведет себя младше своего возраста.

Ко второму типу относят детей с ЗПР соматогенного происхождения. Задержка психического развития у них вызвана регулярными хроническими или инфекционными заболеваниями. В результате постоянных болезней, на фоне общей усталости, развитие психики также страдает и не развивается полноценно. Также ЗПР соматогенного типа у ребенка может вызвать гиперопека родителей. Усиленное родительское внимание не дает малышу самостоятельно развиваться, чрезмерная опека препятствует познанию ребенком окружающего мира. А это приводит к незнанию, неумению, отсутствию самостоятельности.

Третий тип ЗПР - это тип психогенного (или неврогенного) происхождения. Такой тип задержки психического развития обусловлен социальными факторами. Если ребенком не занимаются и не обращают на него внимания, в семье часты проявления агрессии, как к малышу, так и другим членам семьи, психика ребенка сразу же на это реагирует. Малыш становиться нерешительным, скованным, боязливым. Все эти проявления - явления уже гипоопеки: недостаточного внимания к ребенку. Как результат, малыш не имеет представления о морали и нравственности, не умеет контролировать свое поведение и нести ответственность за свои поступки.

Четвертый тип - ЗПР церебрально-органического происхождения, - встречается чаще остальных. К превеликому сожалению, ведь прогноз его действия наименее благоприятен. Связано это с тем, что такой тип ЗПР обусловлен органическими нарушениями нервной системы. И выражаются они в мозговой дисфункции различной степени. Причинами ЗПР такого типа могут стать недоношенность, родовая травма, различные патологии беременности, нейроинфекции. Такие дети отличаются слабостью проявления эмоций, бедностью воображения.

Самым главным и действенным способом предотвращения задержки психического развития станут профилактика и своевременный диагноз. Диагноз, к сожалению, часто ставиться только к 5-6 годам - когда ребенку уже нужно идти в школу: тут то и всплывают проблемы с обучением. Диагностирование ЗПР в раннем детстве действительно является проблематичным, а потому необходимо внимательное наблюдение за развитием ребенка. Помимо того, что новорожденного во избежание нежелательных последствий следует показать невропатологу, родителям не лишним будет лично изучить все нормы поведения малыша, присущие на каждом следующем этапе развития. Главное - уделять ребенку должное внимание, заниматься с ним, разговаривать и поддерживать постоянный контакт. Одними из главнейших видов контакта будут телесно-эмоциональный и зрительный. Телесный контакт подразумевает такие нужные малышу ласки, поглаживания по головке, укачивания на руках. Не менее важен и контакт глаз: он снижает тревожность у ребеночка, успокаивает и придает чувство защищенности.

Психологическая поддержка семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра "Школа понимания"

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Психологическую поддержку родителей мы рассматриваем как систему мер, направленных на:

    снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

    укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

    формирование у родителей адекватного отношения к ребенку;

    установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей. Работу с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ целесообразно проводить в двух направлениях :

1. Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

После проведенных диагностических мероприятий психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности. Обобщив результаты диагностической работы, а также на основании запросов родителей, психолог формирует родительские группы. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов. Работа с родительскими группами проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

2. Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.

Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.

Основными задачами являются:

    формирование положительного эмоционального настроя на занятие;

    формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.

Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.

Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.

Задачи этого этапа:

    снижение эмоционального напряжения участников группы;

    активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;

    повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.

Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.

Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Конкретные задачи:

    изменение родительских установок и позиций;

    расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;

    формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;

    обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.

Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи этапа:

    формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.

Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.

Детско-родительская игра "Школа понимания"

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».

Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап.

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

Задачи:

    определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;

    формирование группы как целое;

    формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;

    формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

1) Упражнение "Приветствие"

Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2) Игра "Давайте поздороваемся"

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап.

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

Задачи:

    создание атмосферы доброжелательности и доверия;

    сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;

    снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;

    повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

1) Игра "Найди свой лепесток"

Инструкция: "На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд). Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика".

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

2) Упражнение "Скороговорки"

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

    Все бобры добры до своих бобрят

    У маленькой Сани санки едут сами

    Не всяк умен, кто богато наряжен

    Дятел дерево долбил стуком деда разбудил

    На крыше у Шуры жил журавль Жура

    До города дорога в гору, от города – с горы

3) Игра "Новая сказка"

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап.

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Задачи:

    актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;

    расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;

    формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;

    обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;

    формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

1) Игра-сказка "Воробьиная семья"

Инструкция: "Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …"

Каждая команда получает карточки с заданиями:

    Сын подрался с другом;

    Ребенок боится отвечать у доски на уроках;

    Сын требует купить ему компьютерную игру;

    Ребенок не хочет идти в школу;

    Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;

    Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

2) Упражнение "Эмоции".

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

3) Игра "Щепки на реке"

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать "щепками".

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен "проплыть" по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…"

4) Беседа на тему "Семейный досуг"

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

4. Закрепляющий этап.

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи:

    закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;

    формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;

    актуализация позитивного опыта общения с ребенком;

    оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

1) Игра "Цветик – семицветик"

Каждая семейная команда работает со своим цветиком - семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

2) Этюд-беседа "Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком".

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

3) Завершение игры.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:

    чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);

    что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);

    Ваши пожелания.

Обратную связь мы рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания. В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.

Специфическими эффектами работы в родительской группе являются повышение их сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной и школьной ситуации ребенком, динамике его поведения в группе.

В результате проведенной работы с родителями достигнута положительная динамика в формирование межличностных отношений родителей и детей, имеющих ЗПР. О том, что игра оказала влияние на детско-родительские отношения, говорят увеличение обращаемости на консультации к психологу на одну треть от общего числа родителей. На консультациях психолога с членами семьи общение приобрело более доверительный характер. Изменилось отношение родителей и к проблемам детей, они проявляют большую готовность решать трудности своих детей, чаще обращаются к специалистам школы, стали больше поддерживать интересы детей, уважать их стремления, принимать их такими, какие они есть. Позиция родителей в отношении насущных проблем сменилась с пассивной на активную, если чаще педагоги призывали родителей обратить внимание на трудности, просили их оказать дополнительную помощь сыну или дочери, то теперь родители сами проявляют инициативу в решении коллективных и индивидуальных задач. Произошли изменения и в отношениях школьников к среде обучения, дети более комфортно чувствуют себя в школе, снизился процент тревожности на 17%, уровень эмоционально-психологического климата увеличился на 12%.

Вывод: психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Список литературы:

    Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.

    Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.

    Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.

    Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

    Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.

    Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.

Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог ()

Среди четырех типов задержек психического развития единственным типом, имеющим сохранные мозговые системы, является ЗПР психогенного происхождения. Дети с ЗПР психогенного генеза соматически здоровы и имеют сохранные психические системы. Задержка психического развития обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, которые вызвали нарушения личностного развития.

Неблагоприятные условия развития ребенка

К неблагоприятным условиям развития относятся:

  • Безнадзорность . Это явление, когда ребенок растет «как дикая травка». То есть его обеспечивают всем необходимым для физиологического развития: (еда, сон, одежда), но полностью отсутствует контроль за его психическим развитием и личностным становлением. Если при этом ребенок не посещает дошкольные образовательные учреждения, то его развитие совершенно не подчиняется никаким образовательным программам. Возникает это часто в неблагополучных семьях или при чрезмерной занятости родителей. Иногда дети отдаются на попечение старым членам семьи, которых, в основном, заботят физиологические потребности ребенка. Таким образом, с ребенком не только никто не занимается, но и часто даже не разговаривает. В сельской местности, ребенок часто бывает лишен полноценного общения и условий для развития. О проблемах развития родители узнают перед школьным обучением, когда ребенок оказывается не готов к школе.
  • Гиперопека . Эта ситуация является также крайне нежелательной для развития ребенка, так как лишает ребенка самостоятельности, усвоения бытовых навыков, проявлений волевых качеств. Дети в таких условиях часто имеют искаженную личность, характеризующуюся эгоцентризмом, недостаточной целенаправленностью, инфантилизмом.

Особенности ЗПР психогенного происхождения

Дети с ЗПР этой группы имеют нормальное физическое развитие. Они соматически здоровы. У большинства таких детей диагностируется мозговая дисфункция. Часто такие дети имеют материнскую депривацию, которая проявляется в лишении ребенка материнского тепла и заботы. По этой причине ЗПР психогенного генеза часто имеют дети, воспитанные в Доме ребенка.

Особенности воспитания, такие как: однообразная социальная среда; слабое проявление индивидуальности; обделенность ведут к снижению интеллектуальной мотивации и несамостоятельности поведения, что, в свою очередь, приводит к психическому инфантилизму.

Еще одной причиной появления ЗПР может быть семья авторитарно-конфликтного типа. В такой семье постоянно провоцируются импульсивные взрывные реакции, которые тут же подавляются. При этом возникает безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасится интеллектуальная и эмоциональная активность.

Авторитарно-конфликтное воспитание является психотравмирующим фактором, приводящим к психическому инфантилизму в неустойчивой форме. Это благоприятная среда для появления педагогической запущенности. Кроме того, подавления и наказания, как методы воспитания, накапливают в психике ребенка черты пассивности, несамостоятельности, тревожности, забитости.

Проблемы развития личности, как правило, проявляются непосредственно перед началом школьного обучения. Дети с ЗПР психогенного происхождения характеризуются психической незрелостью. Дело не только в интеллектуальной неготовности (низким уровнем развития мелкой моторики, недоразвитием мышления и памяти, неустойчивостью внимания, слаборазвитым фонематическим слухом), но и в низком уровне школьной мотивации, неспособности к волевым действиям, тревожности и страхе.

Коррекция ЗПР психогенного генеза

Задержка психического развития психогенного генеза обусловлена условиями среды, а, следовательно, поддается коррекции одновременно с изменением внешних условий воспитания и развития ребенка. Чем раньше будет выявлена задержка развития, тем полнее и эффективнее будет проведена коррекция.

Ребенок с ЗПР нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, которое проходит ряд этапов:

  1. Диагностика . Выявление особенностей развития ребенка: эмоциональной сферы, познавательной деятельности, состояния здоровья и семейного воспитания. После комплексного обследования ребенку ставится диагноз.
  2. Консультирование родителей о перспективах развития . Если ребенок школьного возраста, то необходимо сделать правильный выбор формы его обучения. Если ребенок дошкольного возраста, то разъясняется важность коррекционно-развивающего обучения для подготовки к школе и нормализации развития ребенка.
  3. Консультирование и подбор специалистов для работы с ребенком .
  4. Коррекционно-развивающая работа . Непосредственно работа по коррекции недостатков развития ребенка. Очень важно непосредственное участие родителей на этом этапе. Программа развития должна быть сугубо индивидуальной. Однако необходима организация групповых занятий для обеспечения коммуникативной деятельности ребенка.
  5. Проведение промежуточной диагностики для определения эффективности программы .
  6. Продолжение реализации программы или коррекция программы при её неэффективности .

Индивидуальную коррекционно-развивающую программу может разработать только высококвалифицированный специалист. Он же сможет оценить её эффективность и внести необходимые изменения при необходимости. При условии ранней диагностики и своевременных коррекционных мероприятий задержка психического развития психогенного происхождения легко поддается коррекции, и ребенок может поступать в школу одновременно со своими сверстниками.

Иногда учащиеся трудно поддаются обучению и воспитанию, и главной причиной тому служит особое, в отличие от нормы, состояние психического развития личности, получившее название в дефектологии «задержка психического развития» (ЗПР). У каждого второго хронически неуспевающего ребёнка - ЗПР.

Сущность заболевания

В общем виде это состояние характеризуется замедленным развитием мышления, памяти, восприятия, внимания, речи, эмоционально-волевого аспекта. Из-за ограничения в психических и познавательных возможностях ребенок не способен успешно выполнить задачи и требования, предъявляемые ему обществом. Впервые эти ограничения чётко проявляются и замечаются взрослыми, когда дите приходит в школу. Он не может вести устойчивую целенаправленную деятельность, в нем преобладают игровые интересы и игровая мотивация, при этом возникают выраженные трудности при распределении и переключении внимания. Такой ребенок не способен прилагать умственные усилия и напрягаться при выполнении серьёзных заданий, что быстро приводит к школьной неуспеваемости по одному или многим предметам.

Изучение учащихся с ЗПР показало, что в основе школьных затруднений лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушенная умственная работоспособность. Это проявляется в трудностях долгого сосредоточивания на познавательных заданиях, в низкой продуктивности деятельности в период учебы, в излишней суетливости или заторможенности, в нарушениях переключения внимания. Дети с ЗПР имеют качественно иную структуру дефекта, в отличие от умственно отсталых ребят, в их нарушении нет тотальности в недоразвитии психических функций. Дети с ЗПР лучше принимают помощь взрослых и способны осуществить перенос показанных умственных приёмов на новое, подобное задание. Таким детям нужно оказывать комплексную помощь психологов и педагогов, что включает индивидуальный подход при обучении, занятия с сурдопедагогом, психологом вместе с медикаментозной терапией.

Конституциональная ЗПР

Задержка развития имеет форму, которую определяет наследственность. Для детей с этим видом ЗПР характерна гармоничная незрелость телосложения и одновременно психики, что свидетельствует о наличии гармонического психофизического инфантилизма. Настроение такого ребенка преимущественно положительное, он быстро забывает обиды. Вместе с тем из-за незрелой эмоционально-волевой сферы не получается формирования учебной мотивации. Дети быстро осваиваются в школе, но не принимают новых правил поведения: опаздывают на уроки, на уроках играют и вовлекают в игры соседей по парте, превращают буквы в тетради в цветы. Такой ребёнок не разделяет оценки на «хорошие» и «плохие», он радуется наличию их в тетради.

С самого начала учебы ребёнок превращается в стойко неуспевающего ученика, на что есть причины. В силу незрелой эмоционально-волевой сферы он выполняет лишь то, что связано с его интересами. А из-за незрелости интеллектуального развития у детей такого возраста недостаточно сформированы мыслительные операции, память, речь, они обладают малым запасом представлений о мире и знаний.

Для конституциональной ЗПР прогноз будет благоприятным при целенаправленном педагогическом воздействии в доступной игровой форме. Работа по коррекции развития и индивидуальный подход снимут вышеописанные проблемы. Если нужно оставлять детей на второй год учебы, это их не травмирует, они легко примут новый коллектив и безболезненно привыкнут к новому учителю.

Соматогенная ЗПР

Детей этого вида заболевания рожают здоровые родители. Задержка развития случается вследствие перенесённых заболеваний, которые влияют на мозговые функции: хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия. Первично интеллект ребенка не был нарушен, но из-за своей рассеянности он становится непродуктивным в процессе учебы.

В школе дети данного вида ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. Они пассивны, бездеятельны и безынициативны. Всегда вежливы с взрослыми, адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны. У таких детей в школе большие трудности с обучением, возникающие из-за пониженной мотивации достижения, отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности при их выполнении. В состоянии утомления ответы ребёнка необдуманные и нелепы, часто возникает аффективное торможение: дети боятся ответить неверно и предпочитают молчать. Также при сильном утомлении нарастает головная боль, понижается аппетит, возникают боли возле сердца, что дети используют как повод для отказа от работы при возникновении трудностей.

Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.

Психогенная ЗПР

Дети этого вида ЗПР отличаются нормальным физическим развитием, они соматически здоровы. Как стало ясно из исследований, многие дети имеют мозговую дисфункцию. Причина их психического инфантилизма - социально-психологический фактор – неблагоприятные условия воспитания: однообразные контакты и среда обитания, эмоциональная депривация (недостаток материнского тепла, эмоциональных отношений), обделённость, плохая индивидуальная мотивация. В результате у ребенка снижается интеллектуальная мотивация, наблюдается поверхностность эмоций, несамостоятельность в поведении, инфантильность в отношениях.

Данная детская аномалия часто формируется в неблагополучных семьях. В асоциально-попустительской семье за ребёнком нет должного надзора, здесь присутствует эмоциональное отторжение наряду с вседозволенностью. Из-за образа жизни родителей у малыша возникают импульсивные реакции, непроизвольность в поведении, его интеллектуальная активность гасится. Это состояние часто становится благоприятной почвой для появления устойчивых асоциальных установок, ребенок педагогически запущен. В авторитарно-конфликтной семье атмосфера ребёнка пропитана конфликтами между взрослыми. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания, систематически травмируя психику ребёнка. Он становится пассивным, несамостоятельным, забитым, чувствует повышенную тревожность.

не интересуются продуктивной деятельностью, имеют неустойчивое внимание. В их поведении проявляется необъективность, индивидуализм, агрессия или же чрезмерная покорность и приспособленность.

Учитель должен проявлять заинтересованность в таком ребенке, кроме того, необходимо наличие индивидуального подхода и интенсивного обучения. Тогда дети легко заполнят пробелы в познаниях в обычной школе-интернате.

ЗПР церебрально-органического характера

В данном случае нарушение развития личности обусловлено локальным нарушением мозговых функций. Причины отклонений в развитии мозга: патология беременности, включая тяжёлый токсикоз, вирусный грипп, перенесённый матерью, алкоголизм и наркомания родителей, родовые патологии и травмы, асфиксия, тяжёлые заболевания на 1-м году жизни, инфекционные заболевания.

У всех детей этого вида ЗПР отмечается церебральная астения, что проявляется в чрезмерной утомляемости, пониженной работоспособности, плохой концентрации внимания и памяти. Мыслительные процессы несовершенны, а показатели продуктивности таких детей приближены к показателям детей-олигофренов. Они усваивают знания фрагментарно, и те быстро забывают, поэтому в конце учебного года учащиеся превращаются в стойко неуспевающих ребят.

Отставание в развитии интеллекта сочетается у этих детей с незрелой эмоционально-волевой сферой, проявления которой глубокие и грубые. Дети долго учат правила взаимоотношений, не соотносят свои эмоциональные реакции с определенной ситуацией, нечувствительны к промахам. Их ведет игра, поэтому постоянно возникает конфликт между «хочу» и «надо».

Обучение детей этого вида ЗПР по обычной программе бесперспективно. Они нуждаются в систематической компетентной коррекционно-педагогической поддержке.

  • Причины ЗПР
  • Симптомы
  • Лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) - медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Причины ЗПР

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

1. Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

2. Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды задержки психического развития

В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные - М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

  1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
  2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
  3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

Симптомы ЗПР

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность;
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение задержки психического развития у детей

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни - вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов.

Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей);
  • в отдельных случаях - медикаментозную терапию.

Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Причины отставания в развитии

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
  • недоношенность, симптомы желтухи;
  • гидроцефалия;
  • пороки развития и новообразования головного мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные патологии;
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
  • заболевания сердца, почек;
  • рахит;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).

К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша;
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
  • частые психотравмы в жизни ребенка.

Симптомы и признаки отставания в развитии

Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

  1. Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
  2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
  3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
  4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
  5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Психология детей с задержкой психического развития

  1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
  2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.

В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

  1. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
  2. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
  3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
  4. ЗПР церебрально-органической этиологии.

Осложнения и последствия ЗПР

Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

Диагностика ЗПР

Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

  • речевое и предречевое развитие;
  • память и мышление;
  • восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
  • внимание;
  • игровая и изобразительная деятельность;
  • уровень навыков самообслуживания;
  • коммуникабельность и самосознание;
  • школьные навыки.

Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

  • КТ и МРТ головного мозга.

Как вылечить ЗПР

Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

Основные препараты для медикаментозной коррекции:

  • Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
  • Глицин;
  • гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
  • витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
  • антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
  • общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.

Профилактика проблем с развитием

Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

  • создать благоприятные условия течения беременности и родов;
  • создать дружественную обстановку в семье;
  • пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
  • своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
  • заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.

Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

Доктор обращает внимание

  1. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
  2. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.

Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

Видео к статье

Вы еще не лайкнули?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!