Минутный объем дыхания у взрослого человека. Определение минутного объема дыхания (мод) и легочных объемов

Парез лицевого нерва представляет собой неврологическое заболевание, характеризующееся нарушением функционирования двигательного характера мимических мышц, локализованных на одной из сторон лица. Патогенез развития заболевания основывается на изменении передачи нервного импульса вследствие повреждения тройничного нерва.

Основной отличительной чертой заболевания является ассиметрия и отсутствие двигательной активности части лица. Подобные нарушения препятствуют человеку выражать свои эмоции мимикой и разговаривать в полном объеме.

Причины развития

Парез тройничного нерва может выступать в качестве самостоятельной нозологической единицы, а также как симптом сопутствующей патологии. В большей части случае выделяют главную – воспалительную природу заболевания. Причины возникновения различны, поэтому принято классифицировать заболевание:

  • первичное поражение (идиопатическое);
  • вторичное, как следствие воспалительного процесса или травмы;

Лицевой тройничный нерв может утратить свои способности проведения импульса , характеризующегося воспалением и отечностью нерва. Основным его симптомом является невралгия тройничного нерва. Кроме того неврит может быть осложнением отита и иметь инфекционное (виды герпесной инфекции) или неинфекционное происхождение (травматизация).

К причинам возникновения пареза также относят нарушение местного кровоснабжения нерва и отделов центральной нервной системы, например, из-за ишемической болезни, а также в результате появления опухолевидного новообразования или травматизации.

Факторами, которые способствуют парезу лицевого нерва, является сильное и длительное воздействие низких температур на организм, фоновые заболевания – сахарный диабет, осложнения уже имеющейся патологии – инсульт вследствие гипертонической болезни, влияние некоторых лекарственных препаратов при лечении атеросклеротического поражения сосудов, а также хирургическое вмешательство.

Не смотря на природу возникновения заболевания, лечение должно быть направлено на восстановление утраченных функций лицевого нерва и коррекции сопутствующей патологии.

Клинические проявления паралича

Функциями тройничного нерва считается обеспечение двигательной активности и чувствительного восприятия лица. Отталкиваясь от этого можно предположить о последствиях пареза данного нерва. Среди всех симптомов выделяют основные:

  • утрата движений одной из сторон лица вследствие отсутствия поступления нервных импульсов из центра регуляции головного мозга;
  • слабость мышц, отвечающих за мимику;
  • отсутствие способности прикрыть глаз, поднять или нахмурить брови, надуть щеки;
  • возникает сложность воспроизводить правильно речь и принимать жидкую пищу;
  • сухость глаз параллельно с непроизвольным слезотечением;
  • развивается отвращение к громкой музыке, изменение вкусовых предпочтений и усиленное слюноотделение.

Лечение пареза

Лечебная тактика пареза лицевого нерва должна состоять из нескольких пунктов:

  1. Удаление причинного фактора заболевания.
  2. Медикаментозная терапия.
  3. Физиотерапевтические процедуры.
  4. Массаж.

Таким образом, комплексный подход дает возможность вылечить парез лицевого нерва без наличия остаточных явлений. Однако следует помнить, что восстановление прежних функций происходит достаточно долго и занимает до полугода.

Если парез нерва развился в результате отита, тогда необходимо в лечение включить противовоспалительные и уменьшающие отечность ствола тройничного нерва препараты. Также основным направлением является обеспечение постоянного оттока гнойного содержимого из барабанной полости. С этой целью проводят парацентез. В тяжелых и запущенных случаях применяют вскрытие сосцевидного отростка.

Если не производилось своевременное лечение отита, и воспалительный процесс сохранялся более 3-х недель, тогда высокая вероятность возникновения паралича лицевого нерва из-за мастоидита или токсического поражения тройничного нерва. При наличии стойкого нарушения двигательной способности мышц проводят хирургическое вмешательство – устранение поражающего фактора нерва в полости кости.

Двигательные нарушения, в частности парез хорошо поддается интегральной терапии. Результативность напрямую зависит от времени начала и длительности использования курса, а также от степени поражения тройничного нерва. В случае своевременного начала процент выздоровления достигает 80%.

Терапевтический курс состоит из методов физио- и рефлексопроцедур. В частности широко используется электро- и акупунктура, акупрессура, электромассаж и применение лазера. В отдельных случаях применяют курсы электрофореза, магнитотерапии и грязевые процедуры.

Основные воздействия данных процедур направлены на:

  • устранение воспалительной реакции и отечности нерва и окружающих тканей;
  • активацию циркуляции крови и доставки питательных веществ нервным клеткам;
  • стимуляция восстановительных процессов в тройничном нерве;
  • повышение уровня местной иммунной защиты;
  • устранение сопутствующей патологии.

Физио- и рефлексотерапия, используемые для лечения болезни, можно применять каждому человеку. Их свойства обеспечивают безопасность в сочетании с высокой эффективностью для организма. Кроме того их регулярное применение параллельно медикаментозным препаратам оказывает положительное влияние не только на пораженный участок, но и на организм в целом. Также физиотерапии способны уменьшить побочные реакции после приема лекарственных средств.

Следствием проведенного полного курса лечения является улучшение двигательной активности мимических мышц, уменьшение или отсутствие ассиметрии лица и других проявлений заболевания, восстановление функций тройничного нерва и устранение сопутствующей патологии, которая стала причинным фактором возникновения пареза.

Парез лицевого нерва у детей

Парез лицевого нерва у детей может иметь врожденный или приобретенный характер происхождения. Как и у взрослых, главной причиной развития паралича считается неврит тройничного нерва. В тоже время необходимо отметить, что восстановление утраченных функций нерва в детском возрасте происходит намного быстрее и чаще, чем у взрослых. У новорожденных частота встречаемости заболевания находится на уровне 0,1-0,2%, которые почти все приходятся на родовую травму.

Провоцирующим фактором возникновения пареза считается использование щипцов в процессе родов и несоответствующие размеры таза женщины головке плода. Кроме того в эту группу относят избыточную массу плода (от 3,5 кг), кровоизлияние в ткани головного мозга, внутриутробные травмы, длительный безводный период родов и повреждающее действие лекарственных препаратов или радиации на организм беременной женщины. Патогномоничным признаком травматического характера развития пареза у новорожденных считается гематотимпанум и кровоизлияние за ушком.

Тактика воздействия на парез лицевого нерва у детей зависит от причины возникновения патологии. В случае врожденной аномалии шансы на выздоровление достаточно не высокие и лечение не подразумевает выполнение экстренного оперативного вмешательства. Диагностика пареза должна включать определенные методы, способные подтвердить или исключить заболевание. Начинать необходимо с оценки общего состояния малыша, выявления всей неврологической симптоматики, а также выявление сопутствующих болезней. Далее следует использовать дополнительные инструментальные методы диагностики, такие как: электронейрография, ЭМГ и томографические способы визуализации очагов.

Электронейрографию нужно проводить в первые двое суток после рождения. В случае наличия реакции дистальной части нерва в ответ на стимуляцию, тогда причиной развития пареза стала травма. Вероятность полного восстановления утраченных функций тройничного нерва достигает 100%. Если причиной возникновения паралича стали серьезные врожденные аномалии, которые не поддаются коррекции, тогда лицевой нерв не способен выполнять свои функции.

Для постановки диагноза также используют расспрос родителей на наличие черепно-лицевой патологии или аномалии развития нервной системы у родственников. В некоторых случаях возможно применение биопсии мышц.

Паралич Белла (неврит лицевого нерва) – это периферическое поражение лицевого нерва, которое возникает по неустановленной причине (идиопатическая форма паралича) и характеризуется нарушением функции мимических мышц. Развивается внезапно и проявляется в большинстве случаев на одной стороне лица.

МКБ-10 G51.0
МКБ-9 351.0
DiseasesDB 1303
MedlinePlus 000773
eMedicine emerg/56
MeSH D020330

Общие сведения

Упоминания о неврите лицевого нерва встречаются еще в трудах Авиценны, но впервые описал данный вид паралича в 1821 г. шотландский анатом и физиолог сэр Чарлз Белл.

Это наиболее распространенное поражение периферического отдела лицевого нерва.

Паралич Белла ежегодно наблюдается у 16- 25 человек на 100 000 населения, то есть в среднем проявляется один раз на протяжении 60-70 лет жизни каждого человека.

Заболевание может проявиться в любом возрасте и не зависит от пола. Чаще наблюдается у ослабленных гриппом или ОРЗ людей, при диабете или во время беременности.

Неврит лицевого нерва у детей наблюдается с одинаковой частотой у девочек и мальчиков. Распространенность заболевания — 5-7 случаев на 10 000.

Количество случаев заболевания выше в холодное время года.

Формы

Ориентируясь на наличие или отсутствие инфекции, выделяют неврит лицевого нерва:

  • Первичный. Возникает при местном переохлаждении области уха и шеи или недостаточном кровоснабжении (ишемии) нерва при наличии проблем с сосудами.
  • Вторичный. Провоцируется присутствием инфекции (вирус герпеса I типа, отит, евстахиит, паротит и др.).

В зависимости от зоны поражения паралич Белла может быть:

  • Левосторонним. При данной форме поражается лицевой нерв левой стороны.
  • Правосторонним. Затрагивает только правую сторону лица.
  • Двусторонним. Эта форма встречается при параличе Белла редко (23% случаев), поэтому двусторонний паралич лицевых нервов в большинстве случаев связан с другими заболеваниями.

В зависимости от течения заболевания выделяют:

  • острую стадию, которая длится не больше 2-х недель;
  • подострый период, длительность которого не превышает 4 недели;
  • хроническую стадию, которая длится дольше 4-х недель.

Причины развития

Причина развития паралича Белла окончательно не установлена. В настоящее время существуют аргументы в пользу нескольких теорий этиологии неврита лицевого нерва:

  • Инфекционной. Согласно этой теории, острый неврит лицевого нерва развивается как следствие общей или местной инфекции. Подтверждением теории является количество больных, у которых паралич Белла развился после перенесенной вирусной инфекции (60 % от всех случаев заболевания). Предположительно причиной заболевания является вирус простого герпеса I типа, поскольку в 77 % случаев развития паралича у больных была выявлена реактивация данного вируса в узле коленца (расположен в месте изгиба лицевого канала). Так как ВПГ-1 широко представлен в популяции и его присутствие в коленчатых ганглиях выявлено у здоровых испытуемых, а эффективность применения противовирусных препаратов не имеет достаточных доказательств, предполагают необходимость существования дополнительного фактора, провоцирующего реактивацию и размножение вируса. Как потенциальные возбудители рассматриваются также вирусы инфекционного мононуклеоза, эпидемического паротита, РНК-содержащие энтеровирусы (Коксаки), вирусы гриппа и полиомиелита.
  • Лимфогенной. Основана на уязвимости лицевого нерва, расположенного в фаллопиевом канале – находящийся в пирамиде височной кости фаллопиев канал в некоторых местах сужается, а составляющая около 70 % от площади поперечного сечения канала толщина нервного столба не уменьшается. При этом возникающие в результате воспалительных процессов шейные лимфадениты вызывают нарушения регионарного лимфообращения, препятствуют оттоку лимфы от окружающих лицевой нерв тканей и способствуют возникновению механического давления на ствол нерва. Согласно данной теории неврит лицевого нерва рассматривают как туннельный синдром.
  • Наследственной предрасположенности, основанной на описании семейных случаев неврита. Существуют единичные описания аутосомно-доминантного типа наследования семейных форм поражения лицевого нерва, но обусловливающие заболевание факторы различаются от случая к случаю (встречается анатомически узкие фаллопиев канал или шилососцевидное отверстие, аномалии сосудов, которые питают нерв, нарушения обменных процессов). Предрасполагающим фактором считаются также особенности иммунного ответа.
  • Ишемической (сосудистой). Разнообразные факторы вызывают нарушение тонуса сосудов и провоцируют наклонность к возникновению спазмов в системе позвоночной или наружной сонной артерии. Спазмы вызывают ишемию ствола нерва, его последующее набухание и повреждение в узком месте костного канала. Сдавливание лицевого нерва возникает благодаря коллагеновым волокнам, концентрически охватывающим ствол нерва. В результате сдавливания появляется отек, который способствует сдавливанию лимфатических сосудов и вен. Таким образом отек усугубляется, а в плотном костном канале развивается дегенерация нервных волокон.

К факторам, провоцирующим развитие паралича Белла, относят:

  • реактивацию вируса простого герпеса (I тип);
  • сквозняк и другие факторы, способствующие переохлаждению;
  • нарушения артериального кровообращения;
  • травмы, обычно возникающие на внешнем участке черепа (возможно и повреждение костей черепа);
  • аномалии развития;
  • нарушенный обмен веществ;
  • респираторные заболевания;
  • нарушения иммунитета;
  • лимфому или опухоль головного мозга.

Возможен неврит лицевого нерва и как результат обезболивания нижнего альвеолярного нерва.

Патогенез

Патогенез паралича Белла обсуждается медиками еще с конца XVIII в., но до сих пор механизм развития заболевания окончательно не установлен, поскольку не выяснены причины, вызывающие данный тип паралича.

Известно, что неврит лицевого нерва возникает при сдавливании в узком костном канале лицевого нерва, и это сдавливание провоцирует отек нерва, ущемление и ишемию.

Наблюдается также расширение сосудов, которые снабжают кровью лицевой нерв. Иногда в очаге поражения выявляется мононуклеарная инфильтрация и атрофия нерва.

В течение неврита лицевого нерва выделяются 4 этапа, которые отражают динамику и патогенез заболевания:

  • 1-й этап, на котором симптомы постепенно нарастают. Длится от 48 часов до 10 дней и соответствует развитию отека, острой ишемии и сдавливанию нерва.
  • 2-й этап, на котором происходит раннее восстановление. Длится около месяца и характеризуется регрессом отека и активным восстановлением функций.
  • 3-й этап, в течение которого наблюдается позднее восстановление. Длительность данного этапа (3-4 месяца) связана с неполным и медленным восстановлением миелина (при сдавливании нерва в первую очередь дегенеративные изменения касаются именно миелиновой оболочки). Может сопровождаться контрактурой (сведением) мимических мышц на пораженной стороне лица, которая свидетельствует о грубых изменениях лицевого нерва.
  • 4-й этап, для которого характерно наличие остаточных явлений паралича, контрактур и синкинезий как последствий неврита лицевого нерва. Данный этап наблюдается у больных с незначительным спонтанным или индуцированным лечением восстановлением на протяжении длительного (от 4-х месяцев) периода.

Симптомы

Паралич Белла проявляется внезапной скованностью лица с одной стороны. Напряжение и неспособность контролировать половину лица сопровождаются его асимметрией.
На пораженной стороне:

  • сглаживается носогубная складка;
  • исчезают складки на лбу (на здоровой половине они сохраняются);
  • веки широко раскрыты, отсутствует возможность плотно сомкнуть веки;
  • может наблюдаться раздражение конъюнктивы и сухость роговицы;
  • возможно слезотечение при приеме пищи.

При попытках активизировать мышцы лица характерен перекос лица в здоровую сторону благодаря резко опускающемуся углу рта и более плавному перекосу носа.

При попытке сомкнуть веки наблюдается симптом Белла (при отсутствии сомкнутых век с одной стороны глазное яблоко повернуто вверх и заметна белая полоска склеры).

Симптомы заболевания также включают:

  • Слабость мимических мышц больной стороны, которая достигает максимума спустя 48 часов после появления первых признаков неврита. Проявляется невозможностью оскалить зубы, надуть щеки, а также отсутствием мимических складок на пораженной стороне при попытке нахмуриться или поднять брови кверху.

У пациента боль при неврите лицевого нерва может ощущаться в области участка позади ушной раковины (возникает за 1-2 дня до развития паралича) или в области височной кости на месте сосцевидного отростка.

В зависимости от степени поражения нерва возможно:

  • появление болезненной чувствительности к воспринимаемым звукам вследствие повышенной слуховой чувствительности (гиперакузия);
  • появление повышенной чувствительности (гиперестезии) в области уха.

Наблюдается также утрата или пониженная вкусовая чувствительность, не затрагивающая заднюю область (1/3) языка.

Неврит лицевого нерва в некоторых случаях сопровождается незначительным увеличением числа клеток в цереброспинальной жидкости (легким плеоцитозом).

Возможны сложности с приемом пищи и дикцией, поскольку пациенты стараются пользоваться лишь здоровой стороной.

Острый период заболевания сопровождается развитием компенсаторного гипертонуса мимических мышц здоровой стороны.

Рецидивирующее течение неврита лицевого нерва, которое наблюдается в 3,3 — 13 % случаев, протекает более тяжело, лечению поддается плохо и сопровождается развитием контрактур, а полное восстановление наблюдается редко.

Двусторонний паралич Белла считается промежуточной формой между собственно двусторонним параличом лицевого нерва и рецидивирующим течением заболевания, поскольку симптомы паралича возникают обычно на каждой стороне через определенный интервал времени (перекрестно рецидивирующая форма). Данная форма заболевания сопровождается шейным лимфаденитом, наличием серьезных вегетативно-сосудистых патологий, артериальной гипертонией или гипотонией.

Неврит лицевого нерва (симптомы и лечение) во многом зависит от того, какую часть нерва затронул патологический процесс.

Диагностика

Поскольку неврит лицевого нерва отличается яркой клинической картиной, диагноз обычно основывается на данных осмотра пациента и данных анамнеза.

Во время осмотра врач просит пациента нахмуриться, надуть щеки, закрыть глаза и выполнить другие подобные действия, позволяющие определить степень поражения мимической мускулатуры. Неврит лицевого нерва сопровождается симптомом паруса (при выдохе наблюдается пассивное вздутие щеки на пораженной половине), при зажмуривании выявляется симптом Белла, наблюдается слабость всей пораженной половины лица (при инсульте и опухоли мозга наблюдается в основном слабость нижней части лица).

Для того чтобы оценить степень поражения лицевого нерва, при недавно возникшем заболевании (до 3 месяцев) часто используют шкалу К. Rosier, которая состоит из 4 степеней тяжести паралича.

Применяется также метод Ф.М. Фарбера, учитывающий изменение степени подъема бровей и их сведения, вытягивания губ в трубочку, смыкания глаз, наличия надбровного рефлекса и корнеального рефлекса до и после лечения. Этот метод позволяет оценить тяжесть заболевания и эффективность лечения при неврите любой давности.

В 1985 г. Комитет по изучению поражений лицевого нерва одобрил шестиуровневую шкалу House-Brackmann Facial Nerve Grading Scale, которая используется при неполном восстановлении лицевого нерва и позволяет оценить:

  • степень мышечной слабости;
  • симметричность;
  • наличие синкинезий;
  • наличие мимических контрактур.

Поскольку похожая симптоматика наблюдается и при других заболеваниях (надъядерные поражения лицевого нерва, переломы), для исключения таких патологий проводят рентгенографию, КТ и МРТ.

При параличе Белла по данным рентгенографии, выполненной по Шюллеру – Майеру, у 84% больных выявляется пневматический (с большим количеством ячеек) тип строения сосцевидного отростка. В половине случаев данный тип строения распространяется до вершины каменистой части височной кости и вызывает локальное сужение просвета фаллопиева канала благодаря выступающим стенкам отдельных полостей. Такое же строение помогает выявить выполненная по Стенверсу томография.

Для дифференциальной диагностики используются и лабораторные исследования, которые позволяют в 1/3 случаев выявить в спинномозговой жидкости (ликворе) незначительное увеличение количества белка.

Функции лицевого нерва оцениваются при помощи электронейромиографии (ЭМГ), которая при проведении исследования в острый период дает возможность выяснить:

  • является ли парез лицевого нерва центральным или периферическим;
  • затрагивает поражение отдельные ветви нерва или его ствол;
  • какой характер поражения наблюдается (аксонопатия, демиелинизация, смешанный процесс);
  • прогноз восстановления лицевого нерва.

Первую ЭМГ (исследование лицевого нерва и мигательного рефлекса с обеих сторон) рекомендуется проводить в первые 4 дня заболевания, вторую – спустя 10-15 дней от момента парализации, третью – через 1,5 – 2 месяца. При необходимости в индивидуальном порядке проводятся дополнительные исследования.

В процессе ЭМГ-исследования оценивают дистальную латентность (скорость, с которой импульс проводится от угла нижней челюсти), амплитуду М-ответа (зависит от синхронности и количества вызванной активации двигательных единиц мышцы) и скорость, с которой импульс проводится по нерву.

Если на 5-7 день от начала заболевания первые два показателя находятся в пределах нормы, прогноз благоприятен при поражении любой степени тяжести.

Увеличившаяся латентность свидетельствует о процессе демиелинизации, но наблюдающаяся при этом сохранность нормы амплитуды М-ответа (или наличие 30 % по сравнению со здоровой стороной) свидетельствует о возможности восстановления на протяжении 2-х месяцев.

Амплитуда М-ответа от 10 до 30 % свидетельствует о достаточно хорошем, но более длительном восстановлении (от 2 до 8 месяцев).

Амплитуда М- ответа, которая составляет менее 10% по сравнению со здоровой стороной, при скорости проведения импульса по лицевому нерву, отличающемуся на 40 % от показателей здоровой стороны, свидетельствует о неполном и длительном восстановлении функций мимических мышц.

Потенциал фибрилляций, выявленный на 2-3-й неделе, свидетельствует о наличии процесса аксональной дегенерации. В данном случае прогноз неблагоприятный – велика вероятность развития контрактур.

Неврит лицевого нерва необходимо отграничивать от инфекций среднего уха или сосцевидного отростка, хронических менингеальных инфекций, синдрома Рамсея Ханта, болезни Лайма и рассеянного склероза.

Лечение

Проводимые при параличе Белла лечебные мероприятия призваны:

  • усилить кровообращение и лимфообращение пораженной части лица;
  • улучшить проводимость лицевого нерва;
  • восстановить функции мимических мышц;
  • предотвратить развитие мышечной контрактуры.

Максимальный результат лечения наблюдается при своевременном его начале (около 72 часов после появления первых симптомов).

Неврит лицевого нерва на раннем этапе (1–10 день) рекомендуется лечить при помощи глюкокортикоидов, которые позволяют уменьшить отек в фаллопиевом канале. Чаще всего назначается преднизон, который первые 5 дней принимают по 60-80 мг в сутки, а затем дозу постепенно снижают до полной отмены через 3-5 дней. Дексаметазон при неврите лицевого нерва применяется по 8 мг в сутки на протяжении 5 дней. Отменяется препарат в течение недели. Глюкокортикоиды принимаются одновременно с препаратами калия. Гормональные препараты в большинстве случаев (от 72 до 90 %) приводят к значительному улучшению или выздоровлению, а контрактуры не развиваются.

Одновременно с гормональными препаратами рекомендуется применение:

  • противовирусных средств (эффективных при лечении герпеса зовиракса или ацикловира);
  • антиоксидантов (альфа-липоевая кислота);
  • диуретиков (глицерол, фуросемид, триампур);
  • сосудорасширяющих препаратов (компламин, никотиновая кислота, теоникол);
  • витаминов группы В.

При наличии болевого синдрома и воспалительного процесса назначаются анальгетики.

Поскольку в детском возрасте неврит часто принимает рецидивирующее течение, лечение неврита лицевого нерва у детей включает:

  • глюкокортикоидную терапию (используется преднизолон по 1 мг на кг. в сутки на протяжении 7–10 дней);
  • в остром периоде препараты низкомолекулярного декстрана и дегидратирующие препараты (L-лизина эсцинат, лазикс), которые вводятся парентерально;
  • вазоактивные препараты (актовегин, трентал);
  • нейрометаболические препараты (берлитион, эспалипон, тиогамма);
  • витамины группы В.

Неврит лицевого нерва при беременности обычно возникает в первом триместре, а также после рождения ребенка. Для лечения назначается короткий курс кортикостероидов, витамины В1 и В12, массаж, физиотерапия, возможно применение дибазола и амидопирина.

Лечение паралича Белла на начальном этапе заболевания включает лечение положением:

  • Во время сна рекомендуется лежать на стороне поражения.
  • На протяжении дня не менее 3 раз сидеть по 10 минут, наклонив голову в больную сторону с опорой на руку (рука опирается на локоть, а голова – на тыльную сторону кисти).
  • Пробовать восстановить симметрию лица при помощи подвязанного платка (мышцы на здоровой стороне подтягиваются снизу вверх по направлению к пораженной стороне).

Используется также физиотерапия при неврите лицевого нерва для ускорения регенерации нерва и восстановления его проводимости. Для этого в первую неделю используют неконтактное тепло (лампа Минина), а после 5-го дня заболевания назначаются:

  • Тепловые процедуры на обе стороны лица. Возможно применение парафиновых, озокеритовых и грязевых аппликаций.
  • Ультразвук с гидрокортизоном в области сосцевидного отростка.

Хорошим эффектом в большинстве случаев отличается иглорефлексотерпия, но иглоукалывание при неврите лицевого нерва не проводят одновременно с физиотерапевтическими процедурами. Функции начинают восстанавливаться после 2-3 процедуры, а курс составляет 10 процедур.

Со второй недели заболевания начинают массаж, ЛФК, а к концу 2-й недели применяют аппликации с галантамином, прозерином и дибазолом, фонофорез с использованием гидрокортизона. Использование антихолинэстеразных препаратов не всегда оправдано (при длительном течении неврита способствует развитию контрактуры). На более поздних этапах заболевания применяют гальванические полумаски по Бергонье.

Занятия ЛФК при неврите лицевого нерва должны включать постепенно нарастающую нагрузку.

Лечебная гимнастика при неврите лицевого нерва выполняется перед зеркалом. Ее можно выполнять после тепловых процедур. При трудностях с воспроизведением задаваемых движений на пораженной стороне возможно применение гальванизации катодом места выхода нерва – прохождение тока облегчает воспроизведение мимических движений. Упражнения при неврите лицевого нерва выполняются:

  • в сидячем положении или стоя;
  • после расслабления мышц (особенно это касается здоровой стороны);
  • для здоровой и больной стороны одновременно — так, чтобы движения были максимально симметричными.

Гимнастика при неврите лицевого нерва на здоровой стороне выполняется с ограничением амплитуды движений. На пораженной стороне движения осуществляются при помощи руки. Больной должен 5-10 раз:

  • сморщить лоб;
  • закрыть глаза;
  • нахмурить брови;
  • втянуть носом воздух;
  • подмигнуть каждым глазом по очереди;
  • сделать движение носом, изображая чувство неудовольствия;
  • оскалить зубы;
  • улыбнуться уголком рта (ухмыльнуться);
  • затянуть щеки в полость рта;
  • надуть щеки;
  • двинуть в сторону нижней челюстью;
  • сделать движения языком в ротовой полости;
  • пополоскать воздухом рот;
  • пополоскать рот теплой водой;
  • вытянуть губы в «трубочку»;
  • свистнуть;
  • произнести буквы Б, П, М, Х, Ц;
  • произнести гласные буквы.

Мимическая гимнастика при неврите лицевого нерва выполняется дважды в день между упражнениями общеукрепляющего характера. При этом внимание уделяется дыхательным упражнениям, имеющим большое значение при наличии нарушений речи.

Эффективен также массаж лица при неврите лицевого нерва, который рекомендуется делать поверхностными легкими движениями до выполнения упражнений.

Массаж при неврите лицевого нерва включает:

  • область лба;
  • область глазниц (взгляд при этом направлен вниз, здоровый глаз закрыт, а больной – слегка прикрыт ладонью);
  • крылья носа и околоушную область;
  • околоротовую область и область подбородка (движения выполняются от середины рта до угла челюсти);
  • переднюю поверхность шеи;
  • наклоны головы;
  • движения головой по кругу (не выполняются пожилыми людьми).

Спустя приблизительно 2,5 месяца при неполном восстановлении назначают лидазу и биостимуляторы, а при появлении контрактур антихолинэстеразные препараты и стимуляторы отменяют.

При врожденной патологии или полном разрыве лицевого нерва (травма) показано хирургическое лечение.

Биоуправление при неврите лицевого нерва значительных улучшений (по данным наблюдений) не дает, но и не оказывает негативного влияния.

Необходим также уход за глазами, который заключается в:

  • закапывании в глаза каждые 2 часа искусственной слезной жидкости;
  • ношении очков и накладывании влажной повязки на глаз;
  • применении специальной глазной смазочной мази на ночь.

Прогноз

Прогноз паралича Белла в большинстве случаев благоприятный — около 75 % полностью выздоравливают, а наличие осложнений связано с сопутствующей патологией (наличием герпеса, отита или паротита).

Неврит лицевого нерва сопровождается развитием контрактуры в 20 — 30 % случаев.

К неблагоприятным прогностическим признакам относится наличие:

  • полного мимического паралича;
  • проксимального уровня поражения (проявляется гиперакузией, сухостью глаза);
  • заушной боли;
  • сахарного диабета;
  • выраженной дегенерации лицевого нерва (результаты ЭМГ).

Неблагоприятен прогноз при заболевании, длящемся более 3-х недель (отсутствие заметных улучшений), и для пациентов, заболевших после 60 лет.

Для детей прогноз в целом благоприятен, но существует риск развития рецидивирующей формы заболевания при вовлечении в патологический процесс тройничного нерва на пораженной стороне и лицевого нерва на здоровой.

Возможные осложнения

Последствия неврита лицевого нерва в виде контрактур возникают спустя 4-6 недель от начала заболевания, если отсутствует своевременное и адекватное лечение и присутствуют сопутствующие патологии.

Возможные осложнения заболевания возникают при тяжелых формах неврита и включают:

  • синкинезии, возникающие при неправильном отрастании нервных волокон, которые вызывают непроизвольное движение одних мышц при попытке использовать другие;
  • необратимые повреждения лицевого нерва;
  • частичную или полную потерю зрения, которая вызывается сухостью глаза вследствие невозможности сомкнуть веки.

По некоторым данным, неврит лицевого нерва связан с повышенным риском инсульта.

Профилактика

Профилактика неврита лицевого нерва заключается в предупреждении переохлаждений и травм, адекватном лечении заболеваний уха и других инфекционных заболеваний.

В остром периоде заболевания профилактикой перерастяжения тканей и мышц является фиксация полосками лейкопластыря тканей лица.

Массаж при неврите лицевого нерва

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Версия для печати

Вентиляция легких – это газообмен между альвеолярным воздухом и легкими. Количественной характеристикой легочной вентиляции служит минутный объем дыхания (МОД) - объем воздуха, проходящий через легкие за 1 минуту. Определить МОД можно, если знать частоту дыхательных движений (в покое у взрослого человека составляет 16-20 в 1 минуту) и дыхательный объем (ДО=350 - 800 мл).

МОД=ЧД´ДО = 5000 -16000 мл/мин

Однако в легочном газообмене участвует не весь вентилируемый воздух, а лишь та его часть, которая достигает альвеол. Дело в том, что примерно 1/3 дыхательного объема покоя приходится на вентиляцию так называемого анатомического мертвого пространства (МП) , заполненного воздухом, который непосредственно не участвует в газообмене и лишь перемещается в просвете воздухоносных путей при вдохе и выдохе. Но иногда некоторые из альвеол не функционируют или функционируют частично из-за отсутствия или уменьшения кровотока в близлежащих капиллярах. С функциональной точки зрения эти альвеолы также представляют собой мертвое пространство. При включении альвеолярного мертвого пространства в общее мертвое пространство последнее называют не анатомическим, а физиологическим мертвым пространством. У здорового человека анатомическое и физиологическое пространства почти равны, но если часть альвеол не функционирует или функционирует только частично, объем физиологического мертвого пространства может оказаться больше анатомического в несколько раз.

Следовательно, вентиляция альвеолярных пространств - альвеолярная вентиляция (АВ) - представляет собой легочную вентиляцию за вычетом вентиляции мертвого пространства.

АВ= ЧД´(ДО –МП)

Интенсивность альвеолярной вентиляции зависит от глубины дыхания: чем глубже дыхание (больше ДО), тем интенсивнее вентиляция альвеол.

Максимальная вентиляция легких (МВЛ) - объем воздуха, который проходит через легкие за 1 минуту во время максимальных по частоте и глубине дыхательных движений, Максимальная вентиляция возникает во время интенсивной работы, при недостатке содержания О 2 (гипоксия) и избытке СО 2 (гиперкапния) во вдыхаемом воздухе. В этих условиях МОД может достигать 150 - 200 л в 1 минуту.

Перечисленные выше показатели являются динамическими и отражают эффективность функционирования системы дыхания во временном аспекте (обычно за 1 минуту).

Кроме динамических показателей внешнее дыхание оценивают по статическим показателям (рис.7) :

§ дыхательный объем (ДО) - это объем воздуха, вдыхаемый и выдыхаемый при спокойном дыхании (у взрослого человека составляет 350 - 800 мл);

§ резервного объема вдоха (РОвд) – дополнительный объем воздуха, который можно вдохнуть сверх спокойного вдоха при форсированном дыхании (РО вд в среднем 1500-2500 мл);


§ резервного объема выдоха (РОвыд) – максимальный дополнительный объем воздуха, который можно выдохнуть после спокойного выдоха (РО выд в среднем 1000-1500 мл);

§ остаточный объем легких (00) - объем воздуха, который остается в легких после максимального выдоха (ОО= 1000 -1500 мл)

Рис.7. Спирограмма при спокойном и форсированном дыхании

При спадении легких (при пневмотораксе) большая часть остаточного воздуха выходит (коллапсный остаточный объем = 800-1000 мл), а в легких остается минимальный остаточный объем (200-400 мл). Этот воздух задерживается в так называемых воздушных ловушках, так как часть бронхиол спадается раньше альвеол (концевые и дыхательные бронхиолы не содержат хрящей). Эти знания используются в судебной медицине для теста живым ли родился ребенок: легкое мертворожденного тонет в воде, так как не содержит воздуха.

Суммы легочных объемов называют емкостями легких.

Различают следующие емкости легких:

1. общая емкость легких (ОЕЛ) - объем воздуха, находящегося в легких после максимального вдоха – включает все четыре объема

2. жизненная емкость легких (ЖЕЛ) включает в себя дыхательный объем, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха. ЖЕЛ - это объем воздуха, выдохнутого из легких после максимального вдоха при максимальном выдохе.

ЖЕЛ = ДО + РOвд + РОвыд

ЖЕЛ составляет у мужчин 3,5 - 5,0 л, у женщин - 3,0-4,0л. Величина ЖЕЛ зависит от роста, возраста, пола, степени функциональной подготовки.

С возрастом этот показатель снижается (особенно после 40 лет). Это связано со снижением эластичности легких и подвижности грудной клетки. У женщин ЖЕЛ в среднем на 25 % меньше, чем у мужчин. ЖЕЛ зависит от роста, так как величина грудной клетки пропорциональна другим размерам тела. ЖЕЛ зависит от степени тренированности: особенно велика ЖЕЛ (до 8 л) у пловцов и гребцов, так как у этих спортсменов хорошо развиты вспомогательные мышцы (большие и малые грудные).

3. емкость вдоха (Евд) равна сумме дыхательного объема и резервного объема вдоха, составляет в среднем 2,0 - 2,5 л;

4. функциональная остаточная емкость (ФОЕ) - объем воздуха в легких после спокойного выдоха. В легких при спокойном вдохе и выдохе постоянно содержится примерно 2500 мл воздуха, заполняющего альвеолы и нижние дыхательные пути. Благодаря этому газовый состав альвеолярного воздуха сохраняется на постоянном уровне.

При обычном исследовании ОЕЛ, ОО и ФОЕ недоступны для измерения. Их определяют с помощью газоанализаторов, изучая изменение состава газовых смесей в замкнутом контуре (содержание гелия, азота).

Для оценки вентиляционной функции легких, состояния дыхательных путей, изучения паттерна (рисунка) дыхания применяются различные методы исследования: пневмография, спирометрия, спирография .

Спирография (лат. spiro дышать + греч. graphо писать, изображать) - метод графической регистрации изменений легочных объемов при выполнении естественных дыхательных движений и волевых форсированных дыхательных маневров.

Спирография позволяет получить ряд показателей, которые описывают вентиляцию легких.

В техническом выполнении все спирографы делятся на приборы открытого и закрытого типа (рис. 8).

Рис. 8. Схематическое изображение спирографа

В аппаратах открытого типа больной через клапанную коробку вдыхает атмосферный воздух, а выдыхаемый воздух поступает в мешок Дугласа или в спирометр Тисо (емкостью 100-200 л), иногда - к газовому счетчику, который непрерывно определяет его объем. Собранный таким образом воздух анализируют: в нем определяют величины поглощения кислорода и выделения углекислого газа за единицу времени. В аппаратах закрытого типа используется воздух колокола аппарата, циркулирующий в закрытом контуре без сообщения с атмосферой. Выдыхаемый углекислый газ поглощается специальным поглотителем.

В современных приборах, регистрирующих изменения объема легких при дыхании (как открытого, так и закрытого типов), имеются электронные вычислительные устройства для автоматической обработки результатов измерений.

При анализе спирограммы также определяют скоростные показатели. Вычисление скоростных показателей имеет большое значение в выявлении признаков бронхиальной обструкции.

§ Объём форсированного выдоха за 1 с (ОФВ1) - объём воздуха, изгоняемый с максимальным усилием из лёгких в течение первой секунды выдоха после глубокого вдоха, т.е. часть ФЖЕЛ, выдыхаемая за первую секунду. Прежде всего ОФВ1 отражает состояние крупных дыхательных путей и часто выражается в процентах от ЖЕЛ (нормальное значение ОФВ1 = 75% ЖЕЛ).

§ индекс Тиффно отношение ОФВ1/ФЖЕЛ , выраженное в %:

ИТ= ОФВ1 ´ 100%

ФЖЕЛ

Он определяется в тесте дыхательного «толчка» (тест Тиффно) и заключается в изучении одиночного форсированного выдоха, позволяет сделать важные диагностические заключения о функциональном состоянии дыхательного аппарата. В конце выдоха интенсивность дыхательного потока ограничивается за счет компрессии мелких дыхательных путей (рис.8).

Рис. 9. Схематическое изображение спирограммы и ее показателей

Объем форсированного выдоха за первую секунду (ОФВ1) в норме составляет не менее 70-75 %. Уменьшение индекса Тиффно и ОФВ1 является характерным признаком заболеваний, которые сопровождаются снижением бронхиальной проходимости - бронхиальной астмы, хронического обструктивного заболевания легких, бронхоэктатической болезни и пр.

По спирограмме можно определить объем кислорода , потребляемого организмом. При наличии системы компенсации кислорода в спирографе этот показатель определяют по наклону кривой поступления в него кислорода, при отсутствии такой системы - по наклону спирограммы спокойного дыхания. Разделив этот объем на число минут, в течение которых проводилась запись потребления кислорода, получают величину VО 2 (составляет 200-400 мл в покое).

Все показатели легочной вентиляции изменчивы. Они зависят от пола, возраста, веса, роста, положения тела, состояния нервной системы больного и прочих факторов. Поэтому для правильной оценки функционального состояния легочной вентиляции абсолютное значение того или иного показателя является недостаточным. Необходимо сопоставлять полученные абсолютные показатели с соответствующими величинами у здорового человека того же возраста, роста, веса и пола - так называемыми должными показателями.

для мужчин ДЖЕЛ = 5, 2xР - 0, 029xВ - 3, 2

для женщин ДЖЕЛ = 4, 9xР - 0, 019xВ - 3, 76

для девочек от 4 до 17 лет при росте от 1, 0 до 1, 75 м:

ДЖЕЛ = 3, 75xР - 3, 15

для мальчиков того же возраста при росте до 1, 65 м:

ДЖЕЛ = 4, 53xР - 3, 9, а при росте св. 1, 65 м - ДЖЕЛ = 10xР - 12, 85

где Р- рост (м), В -возраст

Такое сопоставление выражается в процентах по отношению к должному показателю. Патологическими считаются отклонения, превышающие 15-20 % от величины должного показателя.

Контрольные вопросы

1. Что такое легочная вентиляция, какой показатель ее характеризует?

2. Что такое анатомическое и физиологическое мертвое пространство?

3. Как определить альвеолярную вентиляцию?

4. Что такое МВЛ?

5. Какие статические показатели используют для оценки внешнего дыхания?

6. Какие емкости легких бывают?

7. От каких факторов зависит величина ЖЕЛ?

8. С какой целью используют спирографию?

10. Что такое должные показатели, как их определяют?

Одной из основных характеристик внешнего дыхания является минутный объем дыхания (МОД). Вентиляция легких определяется объемом воздуха вдыхаемого или выдыхаемого в единицу времени. МОД – это произведение дыхательного объема на частоту дыхательных циклов . В норме, в покое ДО равен 500 мл, частота дыхательных циклов – 12 – 16 в минуту, отсюда МОД равен 6 - 7 л/мин. Максимальная вентиляция легких – это объем воздуха, который проходит через легкие за 1 минуту во время максимальных по частоте и глубине дыхательных движений.

Альвеолярная вентиляция

Итак, внешнее дыхание, или вентиляция легких обеспечивает поступление в легкие примерно 500 мл воздуха во время каждого вдоха (ДО). Насыщение крови кислородом и удаление углекислого газа происходит при контакте крови легочных капилляров с воздухом, содержащимся в альвеолах. Альвеолярный воздух – это внутренняя газовая среда организма млекопитающих и человека. Ее параметры – содержание кислорода и углекислого газа – постоянны. Количество альвеолярного воздуха примерно соответствует функциональной остаточной емкости легких – количеству воздуха, которое остается в легких после спокойного выдоха, и в норме равно 2500 мл. Именно этот альвеолярный воздух обновляется поступающим по дыхательным путям атмосферным воздухом. Следует иметь в виду, что в легочном газообмене участвует не весь вдыхаемый воздух, а лишь та его часть, которая достигает альвеол. Поэтому для оценки эффективности легочного газообмена важна не столько легочная, сколько альвеолярная вентиляция.

Как известно, часть дыхательного объема не участвует в газообмене, заполняя анатомически мертвое пространство дыхательных путей – примерно 140 – 150 мл.

Кроме того, есть альвеолы, которые в данный момент вентилируются, но не снабжаются кровью. Эта часть альвеол является альвеолярным мертвым пространством. Сумма анатомического и альвеолярного мертвых пространств называется функциональным, или физиологическим мертвым пространством. Примерно 1/3 дыхательного объема приходится на вентиляцию мертвого пространства, заполненного воздухом, который непосредственно не участвует в газообмене и лишь перемещается в просвете воздухоносных путей при вдохе и выдохе. Следовательно, вентиляция альвеолярных пространств – альвеолярная вентиляция – представляет собой легочную вентиляцию за вычетом вентиляции мертвого пространства. В норме альвеолярная вентиляция составляет 70 - 75 % величины МОД.

Расчет альвеолярной вентиляции проводится по формуле: МАВ = (ДО - МП)  ЧД, где МАВ - минутная альвеолярная вентиляция, ДО - дыхательный объем, МП - объем мертвого пространства, ЧД - частота дыхания.

Рисунок 6. Соотношение МОД и альвеолярной вентиляции

Используем эти данные для расчета еще одной величины, характеризующей альвеолярную вентиляцию - коэффициент вентиляции альвеол. Этот коэффициент показывает, какая часть альвеолярного воздуха обновляется при каждом вдохе. В альвеолах к концу спокойного выдоха находится около 2500 мл воздуха (ФОЕ), во время вдоха в альвеолы поступает 350 мл воздуха, следовательно, обновляется лишь 1/7 часть альвеолярного воздуха (2500/350 = 7/1).

УДК 612.215+612.1 ББК Е 92 + Е 911

А.Б. Загайнова, Н.В. Турбасова. Физиология дыхания и кровообращения. Учебно-методическое пособие по курсу «Физиология человека и животных»: для студентов 3 курса ОДО и 5 курса ОЗО биологического факультета. Тюмень.: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. - 76 с.

Учебно-методическое пособие включает лабораторные работы, составленные в соответствии с программой курса «Физиология человека и животных», многие из которых иллюстрируют фундаментальные научные положения классической физиологии. Часть работ имеет прикладной характер и представляет собой методы самоконтроля здоровья и физического состояния, способы оценки физической работоспособности.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: В.С.Соловьев, д.мед.н., профессор

© Тюменский государственный университет, 2007

© Издательство Тюменского государственного университета, 2007

© А.Б. Загайнова, Н.В. Турбасова, 2007

Пояснительная записка

Предметом исследования в разделах «дыхание» и «кровообращение» являются живые организмы и их функционирующие структуры, обеспечивающие эти жизненно-важные функции, чем и определяется выбор методов физиологического исследования.

Цель курса: сформировать представления о механизмах функционирования органов дыхания и кровообращения, о регуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, об их роли в обеспечении взаимодействия организма с внешней средой.

Задачи лабораторного практикума: ознакомить студентов с методами исследования физиологических функций человека и животных; проиллюстрировать фундаментальные научные положения; представить методики самоконтроля физического состояния, оценки физической работоспособности при физических нагрузках различной интенсивности.

На проведение лабораторных занятий по курсу «Физиология человека и животных» отводится 52 часа на ОДО и 20 часов на ОЗО. Итоговая форма отчетности по курсу «Физиология человека и животных» - экзамен.

Требования к экзамену: необходимо понимание основ жизнедеятельности организма, в том числе механизмов функционирования систем органов, клеток и отдельных клеточных структур, регуляции работы физиологических систем, а также закономерности взаимодействия организма с внешней средой.

Учебно-методическое пособие разработано в рамках программы общего курса «Физиология человека и животных» для студентов биологического факультета.

ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

Сущность процесса дыхания заключается в доставке к тканям орга­низма кислорода, обеспечивающего протекание окислительных реакций, что приводит к освобождению энергии и выделению из организма диоксида углерода, образующегося в результате обмена веществ.

Процесс, протекающий в легких и заключающийся в обмене газов между кровью и окружающей средой (воздухом, поступающим в альвеолы, называют внешним, легочным дыханием, или вентиляцией легких .

В результате газообмена в легких кровь насыщается кислородом, теряет углекислоту, т.е. вновь становится способной переносить кислород к тканям.

Обновление газового состава внутренней среды организма происходит вследствие циркуляции крови. Транспортная функция осуществляется кровью благодаря физическому растворению в ней СО 2 и О 2 и связыванию их с компонентами крови. Так, гемоглобин способен вступать в обратимую реакцию с кислородом, а связывание СО 2 происходит в результате образования в плазме крови обратимых бикарбонатных соединений.

Потребление кислорода клетками и осуществление окислительных реакций с образованием углекислого газа составляет сущность процессов внутреннего , или тканевого дыхания .

Таким образом, лишь последовательное изучение всех трех звеньев дыхания может дать представление об одном из самых сложных физиологических процессов.

Для изучения внешнего дыхания (вентиляция легких), газообмена в легких и тканях, а также транспорта газов кровью используют различные методы, позволяющие оценивать дыхательную функцию в состоянии покоя, при физической нагрузке и различных воздействиях на организм.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ПНЕВМОГРАФИЯ

Пневмография - это регистрация дыхательных движений. Она позволяет определить частоту и глубину дыхания, а также соотношение продолжительности вдоха и выдоха. У взрослого человека число дыхательных движений составляет 12-18 в минуту, у детей дыхание более частое. При физической работе оно увеличивается вдвое и более. При мышечной работе изменяется и частота, и глубина дыхания. Изменение ритма дыхания и его глубины наблюдаются во время глотания, разговора, после задержки дыхания и т. п.

Между двумя фазами дыхания нет пауз: вдох непосредственно переходит в выдох и выдох во вдох.

Как правило, вдох несколько короче выдоха. Время вдоха относится ко времени выдоха, как 11:12 или даже как 10:14.

Кроме ритмических дыхательных движений, обеспечивающих вентиляцию легких, по времени могут наблюдаться особые дыхательные движения. Некоторые из них возникают рефлекторно (защитные дыхательные движения: кашель, чихание), другие произвольно, в связи с фонацией (речью, пением, декламацией и др.).

Регистрация дыхательных движений грудной клетки осуществляется при помощи специального прибора - пневмографа. Получаемая запись – пневмограмма – позволяет судить: о продолжительности фаз дыхания - вдоха и выдоха, частоте дыхания, относительной глубине, зависимости частоты и глубины дыхания от физиологического состояния организма - покоя, работы и т.д.

Пневмография основана на принципе воздушной передачи дыхательных движений грудной клетки пишущему рычажку.

Наиболее употребительный в настоящее время пневмограф представляет собой продолговатую резиновую камеру, помещенную в матерчатый чехол, герметически соединенный резиновой трубочкой с капсулой Марэ. При каждом вдохе грудная клетка расширяется и сдавливает воздух в пневмографе. Это давление передается в полость капсулы Марэ, ее упругая резиновая крышечка поднимается, и опирающийся на нее рычажок пишет пневмограмму.

В зависимости от применяемых датчиков пневмографию можно осуществлять различными способами. Наиболее простым и доступным для регистрации дыхательных движений является пневмодатчик с капсулой Марэ. Для пневмографии можно применять реостатные, тензометрические и емкостные датчики, но в этом случае необходимы электронные усилительные и регистрирующие устройства.

Для работы необходимы: кимограф, манжетка от сфигмоманометра, капсула Марэ, штатив, тройник, резиновые трубки, отметчик времени, раствор аммиака. Объект исследования - человек.

Проведение работы. Собирают установку для регистрации ды­хательных движений, как показано на рис. 1, А. Манжетку от сфигмоманометра укрепляют на самой подвижной части грудной клетки испытуемого (при брюшном типе дыхания это будет нижняя треть, при грудном - средняя треть грудной клетки) и соединяют ее с помощью тройника и резиновых трубок с капсулой Марэ. Через тройник, открыв зажим, в регистрирующую систему вводят небольшое количество воздуха, следя за тем, чтобы слишком высокое давление неразорвало резиновую перепонку капсулы. Убедившись, что пневмограф укреплен правильно и движения грудной клетки передаются рычажку капсулы Марэ, подсчитывают число дыхательных движений в минуту, а затем устанавливают писчик по касательной к кимографу. Включают кимограф и отметчик времени и приступают к записи пневмограммы (испытуемый при этом не должен смотреть на пневмограмму).

Рис. 1. Пневмография.

А - графическая регистрация дыхания с помощью капсулы Марэ; Б - пневмограммы, записанные при действии различных факторов, вызывающих изменение дыхания: 1 - широкая манжетка; 2 - резиновая трубка; 3 – тройник; 4 - капсула Марэ; 5 – кимограф; 6 -отметчик времени; 7 - универсальный штатив; а - спокойное дыхание; б - при вдыхании паров аммиака; в - во время разговора; г - после гипервентиляции; д - после произвольной задержки дыхания; е - при физической нагрузке; б"-е" - отметки применяемого воздействия.

Регистрируют на кимографе следующие типы дыхания:

1) спокойное дыхание;

2) глубокое дыхание (испытуемый произвольно делает несколько глубоких вдохов и выдохов – жизненная емкость легких);

3) дыхание после физической нагрузки. Для этого испытуемого просят, не сни­мая пневмографа, сделать 10-12 приседаний. При этом, чтобы в результате резких толчков воздуха не разорвалась покрышка капсулы Марея, зажимом Пеана пережимают резиновую трубочку соединяющую пневмограф с капсулой. Тотчас после окончания приседаний зажим снимают и записывают дыхательные движения);

4) дыхание во время декламации, разговорной речи, смеха (обращают внимание, как изменяется продолжительность вдоха и выдоха);

5) дыхание при кашле. Для этого испытуемый делает несколько произвольных выдыхательных кашлевых движений;

6) одышку - диспноэ, вызванную задержкой дыхания. Опыт произво­дят в следующем порядке. Записав нормальное дыхание (эйпноэ) в положении испытуемого сидя, просят его задержать дыхание на выдохе. Обычно через 20-30 секунд происходит непро­извольное восстановление дыхания, причём частота и глубина дыхательных движений становятся значительно больше, наблю­дается одышка;

7) изменение дыхания при уменьшении углекислого газа в аль­веолярном воздухе и крови, что достигается гипервентиляци­ей лёгких. Испытуемый делает глубокие и частые дыхательные движения до лёгкого головокружения, после чего наступает естественная задержка дыхания (апноэ);

8) при глотании;

9) при вдыхании паров аммиака (к носу испытуемого подносят вату, смоченную раствором аммиака).

Некоторые пневмограммы представлены на рис. 1,Б.

Полученные пневмограммы наклейте в тетрадь. Рассчитайте количество дыхательных движений в 1 минуту при разных условиях регистрации пневмограммы. Определите, в какую фазу дыхания осуществляется глотание и речь. Сравните характер изменения дыхания под влиянием различных факторов воздействия.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

СПИРОМЕТРИЯ

Спирометрия - метод определения жизненной емкости легких и составляющих ее объемов воздуха. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после максимального вдоха. На рис. 2 показаны легочные объемы и емкости, характеризующие функциональное состояние легких, а также пневмограмма, поясняющая связь объемов и емкостей легких с дыхательными движениями. Функциональное состояние легких зависит от возраста, роста, пола, физического развития и ряда, других факторов. Для оценки функции дыхания у данного лица, измеренные у него легочные объемы следует сравнивать с должными величинами. Должные величины рассчитывают по формулам или определяют по номограммам (рис. 3), отклонения на ± 15% расцениваются как несущественные. Для измерения ЖЕЛ и составляющих ее объемов используют сухой спирометр (рис. 4).

Рис. 2. Спирограмма. Легочные объёмы и ёмкости:

РОвд - резервный объем вдоха; ДО - дыхательный объем; РОвыд - резервный объем выдоха; ОО - остаточный объем; Евд - емкость вдоха; ФОЕ - функциональная остаточная емкость; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; ОЕЛ - общая емкость легких.

Легочные объемы:

Резервный объем вдоха (РОвд) – максимальный объем воздуха, который человек может вдохнуть после спокойного вдоха.

Резервный объем выдоха (РОвыд) – максимальный объем воздуха, который человек может выдохнуть после спокойного выдоха.

Остаточный объем (ОО) – объем газа в легких после максимального выдоха.

Емкость вдоха (Евд) – максимальный объем воздуха, который человек может вдохнуть после спокойного выдоха.

Функциональная остаточная емкость (ФОЕ) – объем газа в легких, остающийся после спокойного вдоха.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха.

Общая емкость легких (ОЕл) – объем газов в легких после максимального вдоха.

Для работы необходимы: сухой спирометр, носовой зажим, загубник, спирт, вата. Объект исследования - человек.

Преимущество сухого спирометра заключается в том, что он портативен и удобен в работе. Сухой спирометр представляет собой воздушную турбинку, вращаемую струей выдыхаемого воздуха. Вращение турбинки через кинематическую цепь передается стрелке прибора. Для остановки стрелки по оконча­нии выдоха спирометр снабжен тормозным устройством. Величину измеряемого объема воздуха определяют по шкале прибора. Шкалу можно поворачивать, что позволяет устанавливать стрелку на нуль перед каждым измерением. Выдох воздуха из легких производят через мундштук.

Проведение работы. Мундштук спирометра протирают ватой, смоченной спиртом. Испытуемый после максимального вдоха делает максимально глубокий выдох в спирометр. По шкале спирометра определяют ЖЕЛ. Точность результатов повышается, если измерение ЖЕЛ производят несколько раз и вычисляют среднюю величину. При многократных измерениях необходимо каждый раз устанавливать исходное положение шкалы спирометра. Для этого у сухого спирометра поворачивают из­мерительную шкалу и нулевое деление шкалы совмещают со стрелкой.

ЖЕЛ определяют в положении испытуемого стоя, сидя и лежа, а также после физической нагрузки (20 приседаний за 30 секунд). Отмечают разницу в результатах измерений.

Затем испытуемый осуществляет несколько спокойных выдохов в спирометр. При этом подсчитывают количество дыхательных движений. Разделив показания спирометра на число выдохов, сделанных в спирометр, определяют дыхательный объем воздуха.

Рис. 3. Номограмма для определения долж­ной величины ЖЕЛ.

Рис. 4. Суховоздушный спиро­метр.

Для определения резервного объема выдоха испытуемый делает после очередного спокойного выдоха максимальный выдох в спирометр. По шкале спирометра определяют резервный объем выдоха. Повторяют измерения несколько раз и вычисляют среднюю величину.

Резервный объем вдоха можно определить двумя способами: вычислить и измерить спирометром. Для его вычисления необходимо из величины ЖЕЛ вычесть сумму дыхательного и резервного (выдоха) объемов воздуха. При измерении резервного объема вдоха спирометром в него набирают определённый объем воздуха и испытуемый после спокойного вдоха делает максимальный вдох из спирометра. Разность между первоначальным объемом воздуха в спирометре и объемом, оставшимся там после глубокого вдоха, соответствует резервному объему вдоха.

Для определения остаточного объема воздуха не существует прямых методов, поэтому используют косвенные. Они могут быть основаны на разных принципах. Для этих целей применяют, например, плетизмографию, оксигемометрию и измерение концентрации индикаторных газов (гелий, азот). Считают, что в норме остаточный объем составляет 25-30% от величины ЖЕЛ.

Спирометр дает возможность установить и ряд других характеристик дыхательной деятельности. Одной из них являет величина легочной вентиляции. Для ее определения число циклов дыхательных движений в минуту умножают на дыхательный объем. Так, за одну минуту между организмом и средой в норме обменивается около 6000 мл воздуха.

Альвеолярная вентиляция = частота дыхания х (дыхательный объем - объем «мертвого» пространства).

Установив параметры дыхания, можно оценить интенсивность обмена веществ в организме, определив потребление кислорода.

В ходе работы важно выяснить, находятся ли величины, полученные для конкретного человека, в пределах нормы. С этой целью были разработаны специальные номограммы и формулы, где учитывается корреляция отдельных характеристик функции внешнего дыхания и таких факторов как: пол, рост, возраст и др.

Должная величина жизненной емкости легких рассчитывается по формулам (Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., 1990):

для мужчин -

ЖЕЛ = {(рост (см) х 0,052) – (возраст (лет) х 0,022)} - 3,60;

для женщин –

ЖЕЛ = {(рост (см) х 0,041)- (возраст (лет) х 0,018)} - 2,68.

для мальчиков 8 -12 лет -

ЖЕЛ = {(рост (см) х 0,052) - (возраст (лет) х 0,022)} - 4,6;

для мальчиков 13 -16 лет-

ЖЕЛ = {(рост (см) х 0,052) - (возраст (лет) х 0,022)} - 4,2;

для девочек 8 - 16 лет -

ЖЕЛ = {(рост (см) х 0,041) - (возраст (лет) х 0,018)} - 3,7.

К 16-17 годам жизненная емкость легких достигает величин, характерных для взрослого человека.

Результаты работы и их оформление. 1. Занесите в таблицу 1 результаты измерений, вычислите среднее значение ЖЕЛ.

Таблица 1

Номер измерения

ЖЕЛ (покой)

стоя сидя
1 2 3 Среднее

2. Сравните результаты измерений ЖЕЛ (покой) стоя и сидя. 3. Сравните результаты измерений ЖЕЛ стоя (покой) с результатами, полученными после физической нагрузки. 4. Рассчитайте % от должной величины, зная показатель ЖЕЛ, полученный при измерении стоя (покой) и должной ЖЕЛ (рассчитанной по формуле):

ЖЕЛфакт. х 100 (%).

5. Сравните величину ЖЕЛ, измеренную спирометром, с должной ЖЕЛ, найденной по номограмме. Рассчитайте остаточный объем, а также емкости легких: общую емкость легких, емкость вдоха и функциональную остаточную емкость. 6. Сделайте выводы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНУТНОГО ОБЪЕМА ДЫХАНИЯ (МОД) И ЛЕГОЧНЫХ ОБЪЕМОВ

(ДЫХАТЕЛЬНОГО, РЕЗЕРВНОГО ОБЪЕМА ВДОХА

И РЕЗЕРВНОГО ОБЪЕМА ВЫДОХА)

Вентиляция легких определяется объемом воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого в единицу времени. Обычно измеряют минутный объем дыхания (МОД). Его величина при спокойном дыхании 6-9 л. Вентиляция легких зависит от глубины и частоты дыхания, которая в состоянии покоя составляет 16 в 1 мин (от 12 до 18). Минутный объем дыхания равен:

МОД = ДО х ЧД,

где ДО - дыхательный объем; ЧД - частота дыхания.

Для работы необходимы: сухой спирометр, носовой зажим, спирт, вата. Объект исследования - человек.

Проведение работы. Для определения объема дыхательного воздуха испытуемый должен сделать спокойный выдох в спирометр после спокойного вдоха и определить дыхательный объем (ДО). Для определения резервного объема выдоха (РОвыд) после спокойного обычного выдоха в окружающее пространство сделать глубокий выдох в спирометр. Для определения резервного объема вдоха (РОвд) установить внутренний цилиндр спирометра на каком-либо уровне (3000-5000), а затем, сделав спокойный вдох из атмосферы, зажав нос, сделать максимальный вдох из спирометра. Все измерения повторить три раза. Резервный объем вдоха можно определить по разнице:

РОвд = ЖЕЛ – (ДО – РОвыд)

Расчетным методом определить сумму ДО, РОвд и РОвыд, составляющую жизненную емкость легких (ЖЕЛ).

Результаты работы и их оформление. 1. Полученные данные оформите в виде таблицы 2.

2. Рассчитайте минутный объем дыхания.

Таблица 2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!