Даль В.И. Биография

Владимир Иванович Даль. Родился 10 (22) ноября 1801 года - умер 22 сентября (4 октября) 1872 года. Русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Член-корреспондент Петербургской академии наук по физико-математическому отделению (избран 21 декабря 1838 года за естественно-научные труды), почётный член Академии по Отделению естественных наук (1863 год). При слиянии Петербургской академии с Российской Владимира Даля перевели в Отделение русского языка и словесности. Член Общества любителей Российской словесности (в почётные члены избран в 1868 году). Член Общества истории и древностей Российских. Один из двенадцати членов-учредителей Русского географического общества, которое присудило ему Константиновскую медаль за «Толковый словарь живого великорусского языка». Знал по меньшей мере 12 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов. Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.

Владимир Даль родился в посёлке Луганский завод (ныне Луганск) Екатеринославского наместничества 10 (22) ноября 1801 года в семье лекаря горного ведомства Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны Даль (урождённая Фрейтаг).

Его отец, обрусевший датчанин Йохан Кристиан вон Даль (дат. Johan Christian von Dahl, 1764 - 21 октября 1821), принял российское подданство вместе с русским именем Иван Матвеевич Даль в 1799 году. Он знал немецкий, английский, французский, русский, идиш, латынь, греческий и древнееврейский язык, был богословом и медиком. Известность его как лингвиста достигла императрицы Екатерины II, которая вызвала его в Петербург на должность придворного библиотекаря. Иоанн Даль позднее уехал в Йену, прошёл там курс врачебного факультета и возвратился в Россию с дипломом доктора медицины. Российская медицинская лицензия гласит: «Иван Матвеев сын Даль 1792 года марта 8 числа удостоен при экзамене в Российской империи медицинскую практику управлять».

Иван Даль в Петербурге женился на Марии Христофоровне Фрейтаг, у них родились четверо сыновей: Владимир; Карл (1802-1828), до конца жизни прослужил на флоте, проживал и похоронен в Николаеве, детей не имел; Павел (1805-1835), был болен чахоткой и по состоянию здоровья часто проживал вместе с матерью в Италии, где и похоронен в Риме, детей не имел; Лев (1807-1831), убит польскими повстанцами.

Мария Даль свободно владела пятью языками. Бабушка по материнской линии Владимира Ивановича - Мария Ивановна Фрейтаг - происходила из рода французских гугенотов де Мальи, занималась русской литературой. Известны её переводы на русский язык С. Геснера и А. В. Иффланда. Дед Христофор Фрайтаг - коллежский асессор, чиновник ломбарда. Был недоволен филологическим образованием будущего зятя и фактически вынудил его получить медицинское образование, поскольку считал профессию врача одной из немногих «доходных и практических профессий».

Когда Далю было всего четыре года, его семья переехала в Николаев. В память о писателе и учёном, жизнь и деятельность которого была тесно связана с городом, где он прожил в общей сложности около 16 лет, 28 марта 1985 улица Леккерта переименована в улицу Даля.

Мемориальные доски в честь Даля установлены на пересечении улиц Даля и Будённого и по улице Наваринской.

Получив в 1814 году дворянство, Иван Матвеевич, старший лекарь Черноморского флота, получил право на обучение своих детей в Петербургском морском кадетском корпусе за казённый счёт.

В возрасте тринадцати с половиной лет, вместе с братом Карлом, младшим его на год, поступил в петербургский Морской кадетский корпус, где обучался с 1814 по 1819 годы. Выпущен 2 марта 1819 года мичманом на Черноморский флот, двенадцатым по старшинству из восьмидесяти шести. Позднее учёбу описал в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся» (1841).

После нескольких лет службы на флоте, 20 января 1826 года Владимир Даль поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Жил он в тесной чердачной каморке, зарабатывая на жизнь уроками русского языка. Спустя два года, в январе 1828 года В. И. Даль был зачислен в число казённокоштных воспитанников. По словам одного из биографов Даля, он погрузился в атмосферу Дерпта, которая «в умственном отношении побуждала к разносторонности». Здесь ему прежде всего пришлось усиленно заниматься необходимым в то время для учёного латинским языком. За работу на тему, объявленную философским факультетом, он получил серебряную медаль.

Учёбу пришлось прервать в 1828 году с началом русско-турецкой войны, когда в связи со случаями чумы в задунайской области - действующая армия потребовала усиления военно-медицинской службы. Владимир Даль досрочно «с честью выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии». Тема его диссертации: «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек».

В 1827 году журнал А.Ф. Воейкова «Славянин» публикует первые стихотворения Даля.

В 1830-м В. И. Даль выступает уже как прозаик, его повесть «Цыганка» печатает «Московский телеграф».

Псевдоним «Казак Луганский», под которым Владимир Даль вступил в литературный мир в 1832 году, был взят им в честь своей родины - Луганска.

Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (1832 год). Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора филологии, но она была отклонена в качестве диссертации как неблагонадёжная самим министром просвещения. Это произошло из-за доноса на автора книги А. Н. Мордвинова (управляющего III отделением).

Бенкендорф докладывает императору Николаю Первому. В октябре или начале ноября 1832 года, во время своего обхода в госпитале, где работал В. И. Даль, его арестовывают и привозят к Мордвинову. Тот сразу обрушивает на доктора площадную брань, тыча ему в лицо его книжку, и отправляет в тюрьму. Даля выручил Василий Жуковский, бывший тогда наставником сына Николая Первого, будущего освободителя крестьян императора Александра Второго. Жуковский описал наследнику престола всё происшедшее в анекдотическом свете, обрисовал Даля, как человека примерной скромности и больших способностей, упомянул о двух орденах и медали, полученных на войне. Наследник престола пошёл к отцу и смог убедить того, что власти в этой ситуации выглядят нелепо. И Николай приказал освободить Даля.

Нераспроданные экземпляры данной книги были изъяты из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А. С. Пушкину. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам - без всяких рекомендаций - представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство.

В 1833-1839 вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского» .

В 1833 году В. И. Даль женился на Юлии Андре (1816-1838). Пушкин был знаком с нею в Оренбурге.Вместе они переезжают в Оренбург, где у них рождаются двое детей. Сын Лев родился в 1834-м, дочь Юлия в 1838-м (названа в честь матери). Вместе с семьёй был переведён чиновником особых поручений при военном губернаторе В. А. Перовском.

Участвовал в Хивинском походе 1839-1840 годах.

С военной деятельностью В. И. Даля связаны ряд его литературных произведений мемуарного характера, в частности: «Донская конная артиллерия» и «Письма к друзьям из похода в Хиву».

Овдовев, женился в 1840-м году на Екатерине Львовне Соколовой (1819-1872), дочери героя Отечественной войны 1812 года. У них рождаются три дочери: Мария (1841-1903), Ольга (1843-?), Екатерина (1845-?).

«Толковый словарь» - главное детище Даля, труд, по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. Когда толковый словарь живого великорусского языка был собран и обработан до буквы «П», Даль решил уйти в отставку и посвятить себя работе над словарём. В 1859 году он поселяется в Москве на Пресне в доме, построенном историографом князем Щербатовым, написавшим «Историю Российского государства». В этом доме прошёл заключительный этап работы над словарём, до сих пор непревзойдённым по своему объёму. Две цитаты, определяющие задачи, которые поставил перед собой Владимир Даль: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». «Общие определения слов и самих предметов и понятий - дело почти не исполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудрёнее, чем предмет проще, обиходнее. Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других, конечно, вразумительнее всякого определения, а примеры ещё более поясняют дело».

Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута. Вот что написал Котляревский о словаре: «…и русская наука, словесность, всё общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости».

В 1861 году за первые выпуски «Словаря» получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 году выбран в почётные члены Императорской академии наук, а по выходу в свет всего словаря удостоен Ломоносовской премии.

Осенью 1871 года с Владимиром Ивановичем случился первый лёгкий удар, после чего он пригласил православного священника для приобщения к Русской православной церкви и дарования таинства святого причащения по православному обряду. Таким образом, незадолго до кончины Даль перешёл из лютеранства в православие.

22 сентября (4 октября) 1872 года Владимир Иванович Даль скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище, вместе с супругой. Позднее, в 1878-м году, на том же кладбище был похоронен его сын Лев.

Сочинения Владимира Ивановича Даля:

Цыганка (1830)
Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый (1832)
Исследование о скопческой ереси (1844)
Картины из русского быта (1848)
Пословицы русского народа (1862)
Толковый словарь живого великорусского языка (первое издание - 1867).

Даль Владимир Иванович (10 (22) ноября 1801 - 22 сентября (4 октября) 1872) - украинский врач, известный лексикограф и автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

Владимир Даль родился в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе. Отец был датчанин (датское написание фамилии: Dahl), принявший русское подданство, человек многосторонне образованный, лингвист (знал в числе прочего древнееврейский язык), богослов и медик. Мать, Мария Даль, - немка, дочь переводчицы Марии Ивановны Фрейтаг.

В 1814-1819 гг. Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Окончив один курс, он несколько лет служил во флоте; вышел в отставку и поступил в дерптский университет, на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и позволяла накапливать материалы для будущего «Толкового Словаря». В 1831 г. Даль участвовал в походе против поляков, причём отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. За неимением инженера, Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но Николай I наградил его орденом. По окончании войны поступил ординатором в СПб. военносухопутный госпиталь. Однако медицина не удовлетворяла Даля, и он обратился к литературе, причём близко сошелся с А. С. Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Н. М. Языковым, кн. Одоевским и др. Первый опыт («Русские сказки. Пяток первый», СПб. 1832 - пересказ народн. сказок) обнаружил уже этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По донoсу Булгарина она была запрещена, и Даль взят в Третье отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог печататься под своим именем.

Семь лет он прослужил в Оренбурге, путешествовал по краю и участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г.. В 1836 он приезжал в Петербург и здесь присутствовал при трагической кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Даль не оставлял и медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: «Современник» 1838, № 12).

В 1834-1839 гг. Даль выпускает свои «Были и небылицы». В 1838 он выбран за свои естественноисторические работы в член-корреспонденты Императорской академии наук; в 1841 назначен секретарем к Л. А. Перовскому, а потом заведовал (частно) особой канцелярией его, как министра внутренних дел. Вместе с Н. Милютиным составлял и вводил «Городовое положение в СПб.». За это время им напечатаны статьи:

  • «Полтора слова о нынешнем русскoм языке» («Москвитянин», 1842, I, № 2)
  • «Недовесок» к этой статье (т. же, ч. V, № 9)
  • брошюры «О скопческой ереси» (1844, редкость (другая записка о законодательстве против скопцов напечатана в «Чтениях общ. ист. и др.» 1872, кн. IV.)
  • «Об убивании евреями христианских младенцев» (1844)
  • повесть «Похождения X. X. Виольдамура и его Аршета» (1844)
  • «Сочинения Казака Луганского» (1846).

В то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в «Библиотеке для Чтения», «Отечест. Записках», «Москвитянине» и сборнике Башуцкого «Наши», в том числе статьи:

  • «О русских пословицах» («Современник», 1847, кн. 6)
  • «О поверьях, суевериях и предрассудках рус. народа» («Иллюстр.», 1845 - 46, 2-е изд. СПб., 1880)

В 1849 назначен управляющим нижегородской удельной конторой и прослужил на этом посту, доставившем ему возможность наблюдать разнообразный этнографический материал, до 1859, когда вышел в отставку и поселился в Москве. За это время напечатаны статьи и сочинения:

  • «О наречиях русского яз.» («Вестн. Имп. Г. Общ.», 1852, кн. 6; перепечатана в «Толковом Словаре»)
  • «Матросские досуги», написанные по поручению кн. Константина Николаевича (СПб., 1853)
  • ряд статей о вреде одной грамотности без просвещения («Рус. Беседа», 1856, кн. III; «Отеч. Зап.», 1857, кн. II; «СПб. Вед.», 1857 № 245)
  • целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание «Картины из русского быта», СПб., 1861)

В Нижнем приготовил к изданию свои «Пословицы» и довел обработку словаря до буквы П. Вскоре после переселения в Москву, начал выходить в свет его «Толковый слов.» (1-е изд. 1861 - 68; второе изд. СПб. 1880 - 82) и напечатан другой капитальный труд всей жизни: «Пословицы русск. народа» (М., 1862; 2 изд. СПб., 1879). За это время появились в печати сочинения и статьи Д.;

  • «Полное собр. соч.» (СПб., 1861;:2 изд. СПб., 1878 - 1884)
  • «Повести» (Спб., 1861)
  • «Солдатские досуги» (2 изд. СПб., 1861)
  • «Два сорока бывальщинок для крестьян» (СПб., 1862)
  • записка о русск. словаре («Русск. Беседа», 1860, № 1)
  • полемика с Погодиным об иностранных словах и русск. правописании («Pyccкий», 1868, №№ 25, 31, 39, 41)

В 1861 за первые выпуски «Словаря» получил константиновскую медаль от Имп. геогр. общ., в 1868 г. выбран в почетные члены Имп. акд. наук, а по выходе в свет всего словаря удостоен ломоносовской премии.

Собранные песни отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Имп. публ. библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.

Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать Далю надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без всяких определенных научных целей. Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, помогли ему сознать свое настоящее призвание и поставили определенные цели деятельности. Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. д.), к сожалению, не всегда достоверного. Даль не мог понять (см. его полемику с А. Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на одно «русское ухо», на «дух языка», «на мир, на всю Русь», при невозможности доказать, «были ли в печати, кем и где говорились» слова в роде пособ, пособка (от пособить), колоземица, казотка, глазоем и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Даля: «с грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять её к нашему языку и чуждаясь её не столько по рассудку, сколько по какому-то тёмному чувству, чтобы она не сбила с толку» и т. д. (напутное слово к Словарю). Этот разлад с грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе «гнезд», разумной в основе, но оказавшейся не по силам Далю. Из-за этого у него «дышло» (заимствованное из нем. Deichsel) стоит в связи с дыхать, дышать, «простор» - с «простой» и т. д. Тем не менее, Слoварь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трём сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в свое время высоко ставился такими ценителями, как В. Г. Белинский, И. С. Тургенев и др.

Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошёл, и главная заслуга его и в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом. Своей этнографической ценности некоторые очерки Даля не утратили и до сих пор. ()

Биография и эпизоды жизни Владимира Даля. Когда родился и умер Владимир Даль, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты ученого, фото и видео.

Годы жизни Владимира Даля:

родился 10 ноября 1801, умер 22 сентября 1872

Эпитафия

«Увы, вошло в слепую моду
Натурой называть природу
И двести тысяч слов родных
Менять на несколько ввозных
Слов, супротивных, чужедальних.
О, как бы жили мы без Даля?
Кого бы Пушкин попросил
Поднять его, лишаясь сил?»
Из стихотворения поэта Алексея Решетова о Владимире Дале

Биография

Это удивительно, но человек, который создал самый известный словарь русского языка, на самом деле был врачом датского происхождения. Отец Владимира Даля, Йохан Кристиан вон Даль, принял российское подданство только в 35 лет и взял себе русское имя Иван. Сам же Владимир Даль всегда считал себя истинно русским человеком и посвятил жизнь своей стране.

Владимир Даль родился в Луганске (теперь это Украина). Сегодня в Луганске работает музей Даля, в честь него назван университет, напротив которого установлен памятник великому русскому ученому. Детство Даля прошло в Николаеве, но еще подростком он поступил на учебу в Морской корпус в Петербурге, после окончания которого стал офицером. Здоровье Даля не позволяло ему посвятить себя морской службе, поэтому он решил стать врачом. В качестве военного врача он участвовал в несколько военных компаниях.

Как и его родители, Даль был полиглотом. Его отец владел помимо русского и немецкого языков английским, французским, идишем, латынью и др. и даже работал библиотекарем при дворе Екатерины II. Пятью языками владела и мать Владимира, Мария Даль. Будущий составитель толкового словаря Владимира Даля говорил на русском, украинском, белорусском, немецком, французском, сербском и других языках, а во время службы в Оренбургском крае выучил даже башкирский и казахский. Неудивительно, что помимо славы блестящего врача Даль вскоре завоевал известность и как талантливый лингвист.

Считается, что к мысли составить «Толковый словарь» Даля подтолкнул Александр Пушкин, с которым Владимир Иванович познакомился в 1832 году. Пушкин был восхищен, сколько материала было собрано у Даля во время его путешествий по России, и сказал, что тот просто обязан составить словарь, которого нет, словарь живого великорусского языка. И несмотря на то, что первые литературные опыты Владимира Даля были восприняты отрицательно (исключительно по политическим причинам), ученый решил посвятить этому делу много лет своей жизни. Когда Владимир Даль вышел в отставку и поселился в Москве, он был уже на букве «П». После этого он смог полностью отдаться работе над завершением словаря. Словарь был издан впервые в 1861 году, последние выпуски вышли в 1868 г. Сегодня его художественные произведения и публицистика, за исключением словаря, составляют восемь томов.

На момент смерти Владимиру Далю было почти 72 года, словарь он закончил за пять лет до своей кончины. Даль прожил долгую, плодотворную жизнь, а причиной его смерти стал второй инсульт. Похороны Владимира Даля прошли на Ваганьковском кладбище, где теперь находится могила Даля. 4 октября - а это дата смерти Владимира Даля по новому календарю - отмечается день памяти Владимира Даля.

Слева - памятник Далю в Луганске около Восточноукраинского университета, справа - памятник Далю и Пушкину в Оренбурге

Линия жизни

10 ноября 1801 г. Дата рождения Владимира Ивановича Даля.
1814-1819 гг. Учеба в Петербургском Морском кадетском корпусе.
1826 г. Поступление в Дерптский университет на медицинский факультет.
1827 г. Публикация первых стихотворений Даля в журнале «Славянин».
1829 г. Участие в военных действиях в ходе Русско-турецкой войны в качестве военного врача.
1830 г. Первая повесть В. Даля «Цыганка» напечатана в «Московском телеграфе».
1831 г. Участие в польской кампании.
1832 г. Служба ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале, публикация книги о русских сказках, арест и освобождение Даля по протекции Василия Жуковского.
1833 г. Женитьба на Юлии Андре и переезд в Оренбург.
1833-1839 гг. Выход книги «Были и небылицы Казака Луганского».
1834 г. Рождение сына Льва.
1838 г. Рождение дочери Юлии; избрание В. Даля членом-корреспондентом Петербургской академии наук по физико-математическому отделению.
1839-1840 г. Участие в Хивинском походе русской армии в качестве военного врача.
1840 г. Женитьба на Екатерине Соколовой.
1841 г. Рождение дочери Марии.
1843 г. Рождение дочери Ольги.
1845 г. Рождение дочери Екатерины.
1849 г. Назначение управляющим нижегородской удельной конторой и переезд в Нижний Новгород.
1859 г. Уход со службы и переезд в Москву.
1861-1868 гг. Годы выхода выпусков «Толкового словаря» Владимира Даля.
1863 г. Присуждение В. Далю звания почётного члена Академии наук по естественно-научному отделению.
1868 г. Избрание В. Даля почётным членом Общества любителей Российской словесности.
1871 г. Первый удар и переход из лютеранства в православие.
22 сентября 1872 г. Дата смерти Владимира Даля.

Памятные места

1. Луганск, где родился Владимир Даль.
2. Мемориальная доска в честь Даля в Николаеве на пересечении улиц Буденного и Даля.
3. Дом Даля, сегодня дом-музей В. И. Даля в Луганске.
4. Музей Даля в Москве.
5. Памятник Далю в Луганске, около Восточноукраинского университета им. В. И. Даля.
6. Памятник Далю и Пушкину в Оренбурге.
7. Дом Даля в Москве, где он жил последние годы своей жизни.
8. Ваганьковское кладбище, где похоронен Даль.

Эпизоды жизни

В 1832 году Даль был переведен в военно-сухопутный госпиталь Петербурга. Вскоре он приобрел известность как замечательный хирург и в особенности окулист. Все его операции были успешны. Большую роль играл тот факт, что Даль одинаково хорошо владел обеими руками, и поэтому его нередко приглашали в другие больницы, когда операцию было удобнее делать левой рукой.

Когда Пушкин был ранен на дуэли, к нему приехал Владимир Даль. Поэт умер на руках у Даля - тот провел трое суток у постели умирающего друга, но так и не смог его спасти. Перед смертью Пушкин передал Далю свой перстень-талисман с изумрудом. Владимир Иванович пытался отказаться, на что Пушкин ответил: «Бери, друг, мне уж больше не писать». Уже позже Владимир Даль признавался поэту Владимиру Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное». Уже после похорон Пушкина Даль написал статью, в которой оправдывался: «Раны в живот смертельны… Может быть, когда-нибудь врачи и научаться спасать раненных в живот, но до сих пор я не видел таких чудес». Возможно, именно смерть друга так повлияла на Даля, что он почти оставил медицину, посвятив себя сначала чиновничьей службе, а затем и работе над словарем.

За несколько лет до смерти Владимир Даль и писатель Павел Мельников-Печерский, биограф Даля, прогуливались возле Ваганьковского кладбища, которое находилось недалеко от дома на Пресне, где жил Даль. Вдруг Владимир Иванович, указав на кладбище, сказал: «Вот и я здесь лягу». Мельников-Печерский заметил: «Да вас туда не пустят», имея в виду, что Даль был лютеранином. «Пустят, - ответил тот, - Я умру православным по форме, хоть с юности православен по верованиям». Этот разговор был в конце 60-х годов, а в 1871 году с Далем случился легкий удар, после которого он пригласил к себе священника и принял православие.

Заветы

«Церковь не в бревнах, а в ребрах».

«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека - вот, где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

«Я любил Отчизну свою и отдал ей должную мною крупицу по силам».


Документальный фильм «Владимир Даль - собиратель слов»

Соболезнования

«Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить».
Николай Пирогов, русский хирург, анатом

Владимир Иванович Даль (22 ноября 1801 – 4 октября 1872) – русский писатель, этнограф и военный врач, который приобрел мировую известность благодаря составлению невероятного по объему «Толкового словаря живого великорусского языка», на создание которого Даль потратил целых 53 года своей жизни.

Детство

Владимир Иванович родился 22 ноября в небольшом посёлке Луганский завод, располагавшемся на территории Екатеринославского наместничества, в многодетной семье, где помимо него было три брата и две старшие сестры. Отец будущего писателя – Йохан Кристиан Даль – родился и до подросткового периода рос в Германии.

Однако после того, как его семья стала ощущать на себе финансовые трудности из-за лишений, которые на тот момент царили в стране, Йохан решил перебраться в Российскую империю. Там он принял русское имя Иван Матвеевич и здесь же женился на Марии Христофоровне Фрейтаг – также немке по происхождению, переехавшей в Россию в раннем детстве.

Отец Владимира с детства любил литературу, поэтому первоначально библиографы ссылались на то, что писательский талант Даль-младший получил от него. Однако дед Ивана Матвеевича был абсолютно не доволен «никчемной профессией» своего сына, поэтому, переехав в Российскую империю, отец Владимира был вынужден поступать в медицинское учебное заведение для получения диплома. К слову, позже он стал очень известным врачом, услугами которого пользовались аристократы и вельможи того времени.

Талант Владимира Ивановича в писательской карьере был, скорее всего, унаследован от прадеда, который обладал филологическим образованием и, переводя различные произведения, выучил свыше шести языков, в числе которых были и совсем редкие наречия. Однако учеными были найдены его дневники, где он лично признавался в «ненужности и недоходности» такой профессии, ведь переводами на тот момент практически никто не интересовался, а значит, это скорее было хобби, чем средство существования. Именно поэтому библиографы склоняются ко мнению, что прадед учил своего сына – деда будущего писателя – не тратить жизнь на написание чего-либо из-за несостоятельности филологической профессии на тот момент.

В четыре года вся большая семья переезжает в село Николаево. На тот момент отец Даля работает военным лекарем и за заслуги перед несколькими знатными аристократами получает возможность обучать всех своих детей в Морском кадетском корпусе, причем за казённый счет. А поскольку корпус располагался в крупном городе Российской империи, где семья не смогла бы выжить из-за чрезмерно высоких налогов, они решают переехать в наиболее близкий к учебному заведению проселочный пункт.

Юность

Поскольку на момент переезда в Николаево Владимир Иванович был еще слишком мал, чтобы начинать обучение, он лишь сидел дома и читал книги (родители страстно любили чтение и прививали своим детям такую же любовь). А вот когда ребенку исполнилось 13 лет (в 1814 году), его и брата Карла наконец отдали в Морской кадетский корпус, откуда парень вышел в 1819 году, получил должность двенадцатого по старшинству (из 89) мичмана.

В этом же году начинается служба Даля на море. Сначала его зачисляют в бригаду, проходившую службу на Черном море, однако затем перекидывают ребят на Балтийское. Именно тут Даль впервые начинает сочинять стихотворения в свободное от работы время. Его первое творение (стихотворение, подшучивающее над главнокомандующим Черноморского флота и его любовницей) доводит его до невероятно большого скандала.

Спустя несколько месяцев разбирательств, несмотря на многочисленные свидетельства других мичманов о том, что стихотворение носило лишь шуточный характер и не подразумевало под собой ничего плохого, Владимира Даля переводят в Крондштат, а его историю придают огласке (чтоб впредь неповадно было).

Спустя несколько лет Владимир решает заканчивать с военно-морской службой и продолжать обучение на медика. Он поступает в Дерптский институт и едва сводит концы с концами, параллельно оплачивая собственную учебу и проживание в крупном городе. Многие его друзья, знавшие ситуацию начинающего медика и поэта, старались хоть чем-нибудь помочь парню, но тот наотрез отказывался от финансовой поддержки, заявляя, что всё в этой жизни требует жертв.

Карьера военного врача

В 1828 году, когда начинается русско-турецкая война и учащаются случаи заболевания войск чумой, действующая армия требует от местных властей выслать в место боя военных медиков, которые могли бы поддерживать здоровье солдат. Владимир Даль, будучи великолепным студентом Дерптского медицинского университета, оказывается чуть ли не первым в списке на подобное задание и, получив разрешение руководства, досрочно сдаёт экзамены по медицине и даже хирургии.

Далее начинается сложный, но весьма интересный этап в жизни молодого Даля. Его перебрасывают к действующей армии, где он несколько месяцев проводит ряд успешных операций по спасению солдат. За это время он несколько раз вылечивал и главнокомандующих, за что получил ряд благодарностей с занесением в личное дело. В это же время Даль, который относительно хорошо разбирался в инженерном деле, участвует в строительстве и последующей обороне моста при переправе Ридигера через Вислу. Он не только создаёт мост за рекордно короткие сроки, но и успешно разрушает его в момент переправы по нему противника. За это он впоследствии был награждён орденом, несмотря на тот факт, что получил несколько серьезных выговоров за невыполнение прямых приказов во время боевых действий.

В 1832 году, когда сражение было выиграно, Владимир Даль переходит в Петербургский госпиталь и долгое время работает там хирургом. Ученым стали доступны записи его коллеги – врача и заведующего отделением Мельникова, – который отзывался о Владимире Ивановиче как о прекрасном, невероятно популярном и известном специалисте своего времени, одинаково успешным не только в области хирургии, но и в офтальмологии. За время своей медицинской карьеры в госпитале Даль делал множество операций по снятию катаракты пациентам нескольких возрастных групп, а также проводил невероятно сложные офтальмологические операции по полному восстановлению зрения.

Писательская карьера

Начиная с 1832 года, Владимир Иванович начинает сочинять свои первые произведения. Дебютным становится рассказ «Русские сказки», который практически сразу же выходит в публикацию и позволяет автору прославится в своём городе. Эта же книга становится «выигрышным билетом» на пути к хорошей работе. «Русские сказки» по счастливой случайности попадают в руки ректору Дерптского университета, который, посчитав их отличным произведением для начинающего писателя, предпринимает решение о найме на кафедру филологии своего бывшего студента. Даль соглашается на приглашение, а «Русские сказки» оформляют как диссертационную работу для получения данной должности.

Но, к сожалению, серьезно и долго поработать на кафедре университета Далю так и не удаётся. Осенью того же года его обвиняют в подстрекательстве (донос приходит от управляющего Александра Мордвинова), арестовывают прямо в госпитале, где Владимир продолжал практиковать медицину, и сажают на неделю в тюрьму. Ему удаётся избежать более серьезного наказания только благодаря поэту Жуковскому, который, будучи наставником царевича, спасает его репутацию, выставив донос «нелепым бредом сумасшедшего и завистливого управляющего». Даля отпускают, тем не менее неизданные рукописи «Русских сказок» уничтожают.

К 1841 году писательская карьера Владимира Ивановича резко идёт в гору. С сатирических и комедийных очерков он переходит на психологические и социальные рассказы, которые отличаются своей яркостью и невероятной глубиной. Так, в свет выходят несколько «Физиологических очерков», каждый из которых определяют ту или иную социальную группу. Очерки тепло приветствуются литературными критиками, в частности писателем Мирским, определявшим зарисовки Даля «глубокими, реалистичными и очень детальными в своём содержании».

В 1849 году Даль переезжает в Нижний Новгород, где его приглашают на работу управляющим удельной конторой, в подчинении которой находятся свыше 40 тысяч крестьян. Благодаря данной должности Даль получает практически безграничные возможности в изучении этнографии, поэтому незадолго после вступления в новую должность он наконец издаёт законченный труд, посвященный русским народным пословицам. Вслед за ним выходит небольшой очерк под названием «Заметка о грамотности». После выхода его в публикацию Даля начинают критиковать Добролюбов и Чернышевский, ведь популярный писатель открыто выступает за обучение крестьян грамоте и письму, называя их «духовно пустыми людьми без нравственного и любого другого воспитания…». Разразившийся скандал вынуждает горе-писателя покинуть должность управляющего и переселиться в Москву.

Наиболее известным Владимир Иванович Даль становится после выхода в 1859 году «Толкового словаря живого великорусского языка», материал для которого он кропотливо и по крупицам собирал более 53 лет своей жизни. В словарь вошли не только общеупотребительные слова и выражения, которые на тот момент были обыденными, но и многие устаревшие диалекты, о которых население уже давно не помнило. Владимир Даль постарался не только донести смысл всех указанных им слов, но и постараться максимально четко и систематически правильно расположить их, чтобы человек, открывший словарь, быстро находил в нём желаемое. Надо сказать, титанический труд был оценен во всём мире, словарь разошелся миллионами экземпляров, а Даля до сих пор знают и взрослые, и дети.

Личная жизнь

В 1833 году Даль встречает свою первую любовь – дворянку Юлию Андре. Из-за разногласий с её родителями молодые люди переезжают в Оренбург, где втайне женятся. У пары рождается сын Лев и дочь Юлия. Однако долгая и семейная жизнь обрывается в 1840 году, когда супруга Владимира Ивановича скоропостижно умирает от сильнейшего воспаления легких.

Во второй раз Даль женится в этом же году на Екатерине Соколовой – дочери героя Отечественной войны. В браке рождаются три дочери: Екатерина, Ольга и Мария.

Биография

ДАЛЬ Даль, Владимир Иванович

Сын Иоганна Даля, известный этнограф, лексикограф и популярный писатель, родился 10 ноября 1801 года в Лугани, местечке Славяносербского уезда, Екатеринославской губернии, отчего впоследствии принял псевдоним «Казака Луганского», умер 22-го сентября 1872 года, в Москве. Получив первоначальное воспитание под руководством просвещенного своего отца, русского патриота, Даль четырнадцати лет был определен в Морской кадетский корпус, четырехлетнее пребывание в котором, благодаря принятой тогда своеобразной системе воспитания, не оказало почти никакого влияния на умственное развитие юноши и на всю жизнь оставило только тяжелое воспоминание о суровой школьной дисциплине и жестоких наказаниях розгами. Выпущенный из корпуса, в 1819 г., мичманом в черноморский флот, Даль вскоре перевелся из Николаева в Кронштадт, в балтийский флот, и через два года, по выслуге обязательного срока, в феврале 1826 г., вышел в отставку, переехал в Дерпт, где жила его мать, и, зачисленный на казенную стипендию, прослушал здесь курс медицинского факультета. После экзамена на степень доктора медицины и хирургии Даль был удостоен степени доктора медицины за диссертацию: «Spеcimen inangurale exhibens observationes-duas: 1) de rebratione cranii cum successu instituta, 2) de reuumo exulatione occulta». Dorpati, 1829. Еще студентом, в начале турецкой войны в 1828 г., Даль был зачислен в главную квартиру при подвижном госпитале 2-й действующей армии, причем участвовал во многих сражениях: в осаде Силистрии, под Кулевчею и Шумлою, при взятии города Сливны, занятии Адрианополя и др.; в Яссах и Каменец-Подольске энергичными мерами он воспрепятствовал распространению холеры и был награжден серебряною медалью на георгиевской ленте. В 1831 г., Даль отличился в польской кампании: спешной наводкой моста через Вислу, у местечка Иозефова, и геройской защитой его с небольшим отрядом солдат он доставил возможность переправиться через Вислу всему отряду генерал-лейтенанта Ридигера и совершить затем движение, весьма важное в стратегическом отношении; потом Даль, с опасностью для собственной жизни, лично разрушил мост и за свой подвиг получил от Государя в награду бриллиантовый перстень, орден Св. Владимира 4-ой ст. и знак отличия военного достоинства 3-й ст., а со стороны ближайшего медицинского начальства за этот подвиг подвергся выговору как за уклонение от исполнения врачебных обязанностей. Через два года Даль издал: «Описание моста, наведенного на реке Висле», М. 1833. Назначенный в 1832 г. ординатором в петербургский военно-сухопутный госпиталь, Даль вскоре приобрел репутацию выдающегося хирурга и уже был близок к славе, как окулист. В это время в Россию проникло учение Ганемана, и в Петербурге началось увлечение гомеопатией. Аллопаты встревожились, и Даль смело выступил против Ганемановой системы в целом ряде газетных статей в «Северной Пчеле», но потом, разочаровавшись в медицинской науке и сблизившись с ярым поклонником Ганемана, А. Перовским, попечителем Харьковского учебного округа, автором романа «Монастырка», Даль сам стал приверженцем гомеопатии, впоследствии, в 1838 г., написал в «Современнике», (No 12), в защиту Ганемана и его системы, статью в виде письма к кн. Одоевскому: «О гомеопатии» (отдельно, СПб. 1838 г.). Как ярый поборник-пропагандист Ганемановой системы, Даль, уже будучи удельным управляющим в Нижнем Новгороде, исходатайствовал у министра уделов разрешение выстроить в Нижнем обширный дом и открыть в нем гомеопатическую больницу, которая просуществовала до 1859 г., когда Даль вышел в отставку. Совесть не дозволила Далю заниматься тем делом, в которое он уже не верил: в 1833 году он вышел в отставку по военно-медицинскому ведомству, навсегда оставил медицинскую практику, за исключением хирургической, и, приглашенный на службу в качестве чиновника особых поручений к главному начальнику оренбургского края, В. А. Перовскому, переселился на берега Урала, где впервые и обнаружил свои блестящие административные способности. В 1837 г., Даль сопровождал Императора Николая I, обозревавшего Оренбургский край, в 1839-1840 гг., участвовал в известном хивинском походе, описание неудач которого напечатал на немецком языке отдельной брошюрой: «Bemerkungen uber Zimmermanns Entwurf des Kriegstheaters Russlands gegen Chiva», 1840, Orenburg, а более подробное описание похода, в виде писем к родным и знакомым, поместил впоследствии в «Русском Архиве» 1867 г. Когда В. А. Перовский оставил управление оренбургским краем, Даль перешел на службу в удельное ведомство секретарем к товарищу министра, Л. А. Перовскому, родному брату его прежнего начальника, (1834 г.) и затем, когда Л. А. Перовский был назначен министром внутренних дел, Даль, по поручению его, принял в свое заведование особую канцелярию министра внутренних дел и частно управлял ею с сентября 1843 года до 1849 года, во все это время числясь на службе по удельному ведомству. Сделавшись ближайшим сотрудником Л. А. Перовского, Даль принимал участие во всех важнейших начинаниях министерства внутренних дел: он выработал действующий доныне устав губернских правлений, участвовал в трудах комитетов по устройству бедных дворян и об улучшении быта помещичьих крестьян, составил карантинные правила, вместе с Н. Милютиным выработал и вводил городовое положение в С. - Петербурге; по поводу дел, возникших в Западных губерниях он написал исследование: «Об убиении евреями христианских младенцев»; в 1844 г., по поручению министра, составил чрезвычайно интересную записку о скопцах, напечатанную впоследствии в «Материалах для истории хлыстовской и скопческой ересей» («Чт. общ. ист. и древн.», 1872 г. кн. 4.), издал брошюру: «О скопческой ереси», в 1844 г., кроме того, редактировал ежегодные всеподданнейшие отчеты по министерству внутренних дел, всеподданнейшие доклады и все записки, предназначавшиеся для внесения в государственный совет и комитет министров. Посвященный в тайны государственной жизни, осведомленный насчет борьбы различных придворных влияний, Даль прекрасно знал закулисную сторону всех правительственных начинаний и все это заносил в свои записки, которые очень аккуратно вел с 1833 по 1848 год, но потом, по независящим обстоятельствам, вынужден был сжечь их, В 1849 г., благодаря настоятельным просьбам Даля, Перовский согласился расстаться с ним и назначил его управляющим удельных имений в Нижний Новгород, причем, и живя в Нижнем, Даль умел сохранить за собою значительное влияние на дела министерства внутренних дел, поддерживая дружескую переписку с министром. В 1856 году умер граф Перовский: служебные отношения Даля начали изменяться; между ним и Нижегородским губернатором, А. Муравьевым, бывшим декабристом и основателем «союза благоденствия» произошло какое-то столкновение. Даль получил замечание от министра, вышел в отставку и переехал в Москву, где почти весь свой досуг и посвящал работе над окончанием своего «Словаря».

Но не служебная деятельность создала Далю громкое имя; деятельность его, как чиновника, ничтожна в сравнении с его заслугами в области отечественной словесности. Этнографические наклонности рано обнаружились у Даля: уже в молодости он почувствовал какое-то инстинктивное влечение к народной массе, безотчетное восхищение народной песнею, обычаем, преданием, языком. «Еще в корпусе полусознательно замечал я, - писал впоследствии Даль, - что та русская грамматика, по которой учили нас с помощью розог, ни больше ни меньше как вздор на вздоре, чепуха на чепухе». Тревожимый и смущаемый несообразностью письменного языка нашего с устною речью простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством и сожалея, что живой русский язык «втиснут в латинские рамки, склеенные немецким клеем», Даль задался целью разыскать подлинную русскую народность в языке и обычаях. «Почитая народность за ядро и корень, а высшие сословия за цвет и плесень», Даль усердно искал случая сблизиться с народом, был рад поездить по Руси, знакомился с бытом народа, уже с 1819 г. начал вести заметки, записывал слова, прислушивался к говорам, собирал пословицы, сказки, песни, поверья, суеверья и т. п. Служба в Черноморском флоте, турецкий поход, польская кампания, поездки по Оренбургскому краю и Нижегородской губернии, - все это доставляло Далю обширный материал для изучения народного быта и увеличивало запасы пословиц и материалы для будущего Толкового Словаря. Уже в первых своих литературных опытах Даль обнаружил приемы и ухватки народной речи и выказал глубокое знание народного языка. В 1830 г., он напечатал в Московском Телеграфе Полевого свою первую попытку. В 1832 г., он выступил с «Русскими сказками из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенными, к быту житейскому приноровленными и поговорками ходячими разукрашенными казаком Владимиром Луганским», СПб. 1832 года, Пяток первый. Цель сказок была «познакомить земляков с народным языком и говором, дать образчик запасов народных слов, о которых мы вовсе не заботимся, между тем как рано или поздно без них не обойтись». Первый Пяток сказок Даля был встречен в литературе с восторгом. Пушкин, под свежим впечатлением от сказок Луганского, написал свою лучшую «Сказку о рыбаке и золотой рыбке» и в рукописи подарил ее Далю с надписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Луганскому сказочник Александр Пушкин». К направлению Даля, к его поискам за подлинной русской народной речью отнеслись с горячим сочувствием Киреевские, Гоголь, Хомяков, Погодин, Греч, - и только Жуковский, с которым Даль был знаком еще в Дерпте, оставался равнодушным и «как бы боялся мужичества», Сказки же ввели Даля в литературную семью: они сблизили его с Воейковым, Языковым, Анною Зонтаг, Дельвигом, Крыловым, кн. Одоевским, братьями Перовскими и др. Иначе отнесся к сказкам Даля Булгарин: он нашел их «грязными и неприличными». За некоторые выражения, ложно понятые и истолкованные, Даль был взят под арест в Третье Отделение, но, благодаря заступничеству Жуковского и Дерптского профессора Паррота, в тот же день был освобожден, хотя сказки его все-таки были изъяты из продажи и запрещены. Вслед за «Сказками», встретившими такой восторженный прием в литературных кругах, появились, с 1833 по 1839 г. «Были и небылицы казака Луганского», в четырех частях, (2-е издание вышло в 1843 г.), статьи Даля в «Северной Пчеле» (с 1833 по 1835 г.), в Лексиконе Плюшара в сборниках: «Новоселье», Смирдина, «Русская Беседа», «Наши» Исакова, статьи в «Москвитянине», в «Морском сборнике», сказки в «Библиотеке для чтения» Сенковского (с 1834 по 1839 г.), в «Современнике» и др. В «Отечественных Записках», начиная с 1839 г., Даль поместил ряд повестей из народного быта, лучшие из которых - «Бедовик», «Колбасники и бородачи», «Игривый» и др. обратили на себя внимание критики и доставили автору не только широкую популярность, но и славу. Белинский, в 1838 г. признавший Даля просто «балагуром, иногда довольно веселым, иногда приторно натянутым, иногда довольно скучным», в 1846 г., объявил Даля «после Гоголя до сих пор решительно первым талантом», а в его повести «Бедовик» нашел «много человечности, доброты, юмора, знания человеческого и преимущественно русского сердца». В 1843 г. появились «Солдатские досуги» - сборник рассказов (всего 52) Даля, приготовленный для солдатского чтения (2-е изд. 1861 г.), в 1844 г. появилась повесть: «Похождения Виольдамура и его Аршета», в 1846 г. вышли в 4-х частях его «Повести сказки и рассказы» и «Сочинения казака Луганского» в издании Смирдина. В 1849 г., по вызову главного начальника над военно-учебными заведениями, Даль написал два учебника: по ботанике (2-е изд. 1851 г.) и по зоологии, и напечатал два очерка: «Волк» и «Медведь», чрезвычайно живо написанные, свидетельствующие о тонкой наблюдательности автора. За работы по естествознанию в 1838 году Даль был избран в член-корреспонденты Академии Наук по первому физико-математическому отделению. Когда министерство Государственных Имуществ, при графе Киселеве, пожелало дать крестьянской массе полезное и занимательное чтение, князь В. Ф. Одоевский и А. П. Заблоцкий-Десятковский составили сборник «Сельское чтение», в который вошло и пять рассказов Даля. Литературная слава Даля так упрочилась, что к нему же в пятидесятых годах обратился и Великий Князь Генерал-Адмирал Константин Николаевич с приглашением написать книжку для чтения матросов. Бывший мичман Черноморского флота написал сто одиннадцать рассказов, которые изданы под названием: «Матросские досуги» в 1851 г. Даль пробовал свои силы и в драматургии. Его драма: «Ночь на распутии, или утро вечера мудренее», - попытка выставить на сцене русский сказочный мир, - в пятидесятых годах шла на сцене Александринского театра, но успеха не имела. Далевские повести, очерки, рассказы, пересказы народных преданий и сказок, если и не блещут художественным талантом, если и не отличаются глубиной чувства и широтой вгзляда на народ, представляют тем не менее целый ряд бытовых картин из крестьянской, помещичьей, заводской, военной, морской и купеческой жизни, написанных тонким наблюдателем, не без простодушного юмора, и проникнутых одним духом народно-романтической сантиментальности, сквозь которую иногда проглядывают симпатии крепостника, сторонника суровой помещичьей власти «с исправительными мерами, необходимыми для блага глупого русского мужика». В ряде статей в «Морском Сборнике», в «Русской Беседе» (1856 г. кн. III) и в «Отечественных Записках» (1857 г., кн. II и др.) Даль доказывал даже, что грамотность, без широкого просвещения, только вредна для народа, ибо распространяет в народе крючкотворство и писанье фальшивых паспортов, забывая в пылу полемики, что просвещение вовсе не мыслимо без грамотности. Статьи о вреде грамотности для народа легли пятном на репутацию Даля и обострили его отношения к друзьям просвещения.

Пропагандируя народный язык в своих беллетристических произведениях, Даль неоднократно обращался и к теоретической разработке вопроса о народном языке, его отношении к языку литературному и предстоящем ему будущем. Странно то, что первая статья Даля, осуждавшая наш «искусственный» литературный язык - «порчу языка» была написана по-немецки: «Ueber die Schriftstellerei des russischen Volks». - «О лубочных картинах» - в Dorpatischer Iahrbucher 1835 No 1. В 1842 г. в «Москвитянине» (т. I, No 2 и т. V No 9) он поместил две статьи тоже теоретического характера: «Полтора слова о нынешнем русском языке» и «Недовесок к статье Полтора слова». По предложению Второго Отделения Академии Наук, в 1852 г., по поводу изданного тогда «Опыта Областного великороссийского словаря», Даль написал статью: «О местных наречиях русского языка», напечатанную в «Известиях Второго Отделения Академии Наук», (т. I, 1852 г. 338-341) и в «Вестнике Импер. Географического Общества» (1852 г., кн. 6, 1-72). В 1860 г., Даль изложил свою филологическую исповедь в заседании Общества Любителей российской Словесности, действ. членом которого был с 1859 г., и напечатал свой доклад в «Русской Беседе», (No 1) а потом перепечатал его в Толковом Словаре; в 1862 г., в том же Обществе, читал он и свое «Напутное слово», послужившее предисловием к Словарю. В защиту своих теоретических взглядов Даль неоднократно вступал в горячую полемику: между прочим, известен его спор в газете «Русский» (1868 г. NoNo 25, 31, 39 и др.) с Погодиным об иностранных словах в русском языке, закончившийся словами Погодина: «наш спор делается смешным». Вместе с тем Даль продолжал подготавливать и обрабатывать материал для собрания пословиц и для Толкового Словаря и уже в 1847 г. появилась его статья в «Современнике» (кн. 6): «О русских пословицах»: В Нижнем Новгороде Даль окончательно выработал систему распределения пословиц - по смыслу и занялся приведением всего материала в порядок. Его «Сборнику пословиц» суждено было однако пройти ряд мытарств задолго до появления в свет, несмотря на то, что этого появления страстно желал великий князь Константин Николаевич. «Сборник» Даля в рукописи был препровожден в Академию Наук, во Второе Отделение, по которому Даль состоял корреспондентом, а разбор рукописи был поручен академику-протоиерею Кочетову, который в Сборнике нашел «щепоть мышьяку», а в желании Даля напечатать пословицы увидел только «желание дать печатный авторитет памятникам народной глупости». Только через девять лет, в 1862, «Пословицы русского народа» - обширный сборник, заключающий в себе до 30000 «пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий» и т. п. - нашли место в «Чтениях Общества Истории и Древностей Российских» (второе издание пословиц вышло в 1879 г., в двух томах). Другим капитальным трудом Даля был «Толковый Словарь живого великорусского языка». Из Нижнего Даль привез в Москву словарь уже окончательно обработанный до буквы П. Зимою, 1860 г., он прочел доклад о своем словаре в Обществе Любителей российской Словесности и напечатал в «Русской Беседе» (1860 г. No 1): «Записку о Русском Словаре». Остановка была за средствами, но, благодаря щедрому дару А. И. Киселева, Московское Общество Любителей Российской Словесности могло приступить к печатанию словаря и издало, в 1861 г., первый том его. В 1862, А. В. Головин, министр народного просвещения, доложил Государю о трудах Даля - Собрании пословиц и о составленной уже первой половине Словаря. В день празднования тысячелетия России Государь послал составителю словаря анненскую ленту при Высочайшей грамоте, в которой были изложены заслуги Даля, как «знаменитого писателя на поприще отечественной словесности». В 1864 г., министр народного просвещения представил Государю первый том Словаря Даля, и Государю угодно было принять на свой счет все издержки по изданию Словаря. В 1868 г., наконец, явился и последний, четвертый том Словаря, закончившийся на 330 печатном листе in 4°. Богатством материала сорокасемилетний труд Даля - «Толковый Словарь» превышает все, что когда-нибудь сделано у нас силами одного человека. Недостаточность научной подготовки Даля к филологическим и лингвистическим работам, конечно, не могла не сказаться как в системе словаря и некоторой непоследовательности в плане, так и в невсегда точном определении слов, но тем грандиознее труд, что он выполнен одним человеком, именно благодаря только необыкновенной его проницательности, ценою всей жизни приобретенной опытности и превосходному знанию народных говоров: по двум-трем словам Даль мог определить местожительство говорящего. Мешало немало Далю и его ложное представление об отношении литературного языка к языку народному: в своем благоговении перед народным языком он доходил до крайности, до суеверия, сам пытался иногда писать «казацким тоном» даже о чисто литературных предметах, совершенно несуществующих в народных понятиях, и требовал того от других. Вместо слова «горизонт» Даль предлагал, напрель, слова «завес, озор, закрой, глазоем», вместо «адрес» - «насылка», вместо «кокетка» - «миловидница, красовитка», вместо «атмосфера» - «колоземица, мироколица»; слово «пуристь» предлагал заменить словом «чистяк», «эгоизм» - словом «самотство» и т. д. Лучшим доказательством несостоятельности предлагаемых Далем новшеств служит, конечно, то обстоятельство, что и сам реформатор, Даль писал свои протесты против установившегося литературного языка на том же самом литературном языке, который он осуждал, и притом писал очень хорошо… Даль сам сознавался, что «с грамматикой он был искони в каком-то разладе, не умея ее применить к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству опасения, чтобы она не сбила с толку, не ошколярила, не обузила взгляды». Благодаря этому разладу с грамматикой, оказалось не по силам Далю и принятое в его словаре расположение слов по этимологической системе «гнезд». Эти недостатки словаря Даля, скорее промахи, конечно, ничтожны в сравнении с той ценностью, какою является словарь. Словарь Даля не только справочник, но и богатейшее собрание сырого лексического и этнографического материала для изучения живого великорусского языка со стороны его строения и бытового содержания и, вместе с тем, материал для истории русского языка. Даль был одним из первых, занинавшихся русской диалектологией, и, если недостаточность филологической подготовки и помешала ему использовать свои богатые знания народного языка и дать характеристику знакомых ему диалектических особенностей, тем не менее, словарь его всегда будет капитальным хранилищем лексикального богатства нашего современного живого языка и послужит важным пособием для последующих работников в той же области. Дерптский университет поднес своему бывшему воспитаннику, Далю, за труды по составлению Словаря латинский диплом и выдал премию за выдающиеся успехи в области языкознания. Императорское Русское Географическое Общество, в числе членов учредителей которого состоял и Даль, на основании отзывов ординарного академика И. Срезневского, члена Общества П. И. Савваитова и А. Н. Пыпина, увенчало труд Даля Константиновскою золотою медалью. Академия Наук единогласно избрала Даля в свои почетные члены и присудила Ломоносовскую премию на основании отзывов трех академиков: подробного разбора - Я. К. Грота, а также записки о зоологических названиях, встречающихся в Толковом Словаре, - Шренка и - о ботанических названиях - Ф. Рупрехта (все эти отзывы нап ечатаны в «Собрании статей, читанных в Отделении русского языка и словесности И. А. Н.» т. VII, 1870 г.). Закончив словарь, Даль, утомленный чрезмерной работой, почил на лаврах и, уже не чувствуя в себе достаточно силы для разработки собранного им этнографического материала, неизданные песни передал в Общество Любителей российской словесности для напечатания их вместе с песнями Киреевского, сказки предоставил в распоряжение А. Афанасьева, записки и служебные бумаги передал О. Бодянскому, напечатавшему часть их в «Чтениях Общества Ист. и Древн.», часть бумаг предоставил Погодину и Мельникову, часть - П. Бартеневу для «Русского Архива», а собрание лубочных картин, подаренное им Императорской Публичной библиотеке, послужило для издания Д. А. Ровинского: «Русские народные картинки» (т. ², IX - X). Привычка к труду брала, однако, свое, и Даль не переставал работать и на поприще беллетристики даже во время обработки словаря: в 1861 г., появились его «Повести», СПб.; в 1862 г. «Два сорока бывальщинок для крестьян», СПб., и, наконец, в «Русском Вестнике» (1867-1868 гг.) он напечатал «Картины русского быта», которые были последним печатным его произведением, появившимся при его жизни. В характере Даля было что-то мистическое: он с особенною любовью собирал предрассудки и поверья русского народа, написал даже статью: «О поверьях, суеверьях и предрассудках русского народа» («Иллюстрация», 1845 и 1876 гг., 2-е изд.-1880 г.), увлекался гомеопатией, писал «О народных врачебных средствах» («Журнал Мин. Внутр. Дел» 1843 г., ч. 3), любил беседовать о вопросах религиозных, вероисповедных и церковного раскола. Увлеченный еще в сороковых годах, в Нижнем Новгороде, учением Сведенборга, Даль, в 1852 г., переложил Апокалипсис по словарю таинственных слов шведского духовидца и даже в последние годы работал над «Бытописанием», т. е. изложением Моисеева Пятикнижия применительно к народным понятиям. Затем, он намеревался передать простонародным языком и все Евангелие, но затруднения, встреченные им для напечатания «Бытописания», заставили его отказаться от этой мысли. Утомленный чрезмерным трудом, Даль еще с большим усердием, чем прежде, занялся щипанием корпии для военного ведомства, что составляло для него обычный способ отдыха со времени турецкой войны 1853 г. Не найдя решения мучивших его вопросов ни в учении Сведенборга, ни в спиритизме, будучи лютеранином, Даль к концу жизни пришел к заключению, что «лютеранство дальше всех забрело в дичь и глушь» и, наконец, нашел для себя успокоение в учении и преданиях восточной церкви: осенью 1871 г. он принял православие, а через год его уже не стало. В 1897-1898 гг. «Собрание сочинений» Даля в 10 томах Вольф выпустил третьим изданием.

Владимир Иванович Даль – знаменитый этнограф, знаток русского языкаи создатель толкового словаря (1801-1872).

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в г. Луганск в семье врача. Первоначальное воспитание Даль получил от своего отца, который был русским патриотом. В 14 лет отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге. Четырехлетнее обучение оставило тяжелые воспоминания для Даля о суровой школьной дисциплине и жестоких наказаниях розгами на всю его последующую жизнь. После этого Владимир учился на медицинском факультете Дерптского (Тартуского) университета. Вскоре Даль получил репутацию выдающегося хирурга и был близок к славе в качестве окулиста. Выйдя в отставку и оставив медицинскую практику в 1833 году, он как большинство дворян того времени посвятил себя государственной службе. С 1819 года Даль начал собирать слова и выражения народного русского языка для создания «Толкового словаря живого великорусского языка».

В 1827 г. в печать попали первые стихи Владимира Даля. В 1832 году он выпустил сборник своих «Русских сказок». Однако сказки были изъяты из продажи в связи с присутствием в них ненормативной лексики, которая вызвала протест цензурного ведомства. В 1838 году Владимира Даля избрали членом Петербургской академии наук. В 1863 году он был удостоен звания почётного академика. Даль был консерватором и относился к инородцам с большой неприязнью. Он пропагандировал в своих беллетристических произведениях народный язык. В 1864 году начал выпускаться знаменитый толковый Словарь Даля, отличавшийся богатством материала, собранного за сорок семь лет его труда.

В 40-50-е гг. Даль нес службу в министерстве внутренних дел. На протяжении десяти лет он управлял Нижегородской удельной конторой. В 1859 году Владимир Даль ушел в отставку с этой должности и переехал в Москву. В 1848 году Владимир Даль немного занимался драматургией. Он поставил несколько драм, в которых пытался показать русский сказочный мир, но успеха они не имели.

В 1871 году Даль принял православную веру. 4 октября 1872 года в Москве Владимир Иванович Даль ушел из жизни. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!