Психология - наука о душе? Понятие души в психологии.

Первый этап - наука о душе.

Общая характеристика психологии как науки. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

Психология прошла определенный путь развития, который был разделен на четыре этапа. Первый этап связан с существованием науки о душе, второй – науки о сознании, третий – науки о поведении, четвертый – науки о психике. Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о пси­хологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, ко­торый ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными на­уками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX в., но истоки психологии теряются в глубине веков.

Первый этап - наука о душе.

В данный период развития психологии психику человека рассматривали как нечто первичное, существующие независимо от материи. Это можно легко объяснить: в то время люди практически не имели никаких знаний о строении тела, поэтому считали, что душа, дух человека является чем-то сверхъестественным и дается человеку свыше, при этом душа дается человеку при рождении и покидает его при смерти, а также во время сна.Человеческий ум не в состоянии был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. Вероятно, стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некое­го неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению верования о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Таким образом, задолго до того, как психи­ческие процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Вполне вероятно, что стремление человека разобраться в самом себе привелок образованию одной из первых наук - философии. Именно в рамках этой науки рассматривался вопрос о природе души. Поэтому не случайно, что один из цен тральных вопросов любого философского направления связан с проблемой происхождения человека и его духовности. А именно - что первично: душа, дух, т. е. идеальное, или тело, материя. Второй, не менее значимый, вопрос философии - это вопрос о том, можно ли познать окружающую нас реальность и самого человеке.

В зависимости от того, как философы отвечали на эти основные вопросы, и всех можно отнести к определенным философским школам и направлениям. Принято выделять два основных направления в философии: идеалистическое и материалистическое. Философы-идеалисты полагали, что идеальное первично, а ма­терия вторична. Сначала был дух, а потом материя. Философы-материалисты, наоборот, говорили о том, что первична материя, а идеальное вторично.

Считали, что душа имеет вид тонкого тела или существа, которое живет во всех органах человека. Позже, в связи с развитием религиозных взглядов, душа стала восприниматься как двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. Именно на основе этого возникли и развивались различные идеалистические системы философии. Наиболее яркими представителями данного направления являются философы школы Пифагора с острова Самос.

Материалистическое понимание психики отличается от идеалистических воззрений тем, что с этой точки зрения психика – вторичное, производное от материи явление. Однако первые представители материализма были весьма далеки в своих толкованиях о душе от современных представлений о психике. Так, Гераклит (530–470 гг. до н. э.) вслед за философами милетской школы – Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом – говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Не только Гераклит раскрывал идею огня как основу существования мира, это встречалось и в работах древнегреческого мыслителя Демокрита (460–370 гг. до н. э.). Именно он был создателем атомистической модели мира.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением, которое долгое время являлось главным руководством по психологии. Следовательно, Аристотеля по праву можно считать основоположником психологии.

Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Второй этап – наука о сознании

На втором этапе развития психологии необходимо упомянуть об имени французского философа Рене Декарта (1569–1650). Декарт считал, что человек с рождения, как губка, впитывает различные заблуждения и принимает на веру различные утверждения. Поэтому для того, чтобы получить истинные знания, необходимо все подвергнуть сомнению, даже информацию, получаемую с помощью органов чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение – верный признак того, что мы мыслим. Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту: «Мыслю, значит, существую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, что мышление – это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в.: первое, что обнаруживает человек в самом себе, – это его сознание. Это учение получило название «дуализм». По мнению дуалистов, психические явления не являются функцией мозга, а существуют сами по себе, вне мозга, т. е. независимо от него. Основными представителями этого направления в психологии являются В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Спенсер, Т. Рибо, А. Бине и У. Джемс. Именно это время связывают с появлением нового представления о предмете психологии.

Появляется понятие «сознание»,под которым подразумевают способность жить, думать, чувствовать и т. д. Следовательно, психика встала наравне с сознанием.

Но всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь - это проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективно­го научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интро­спективной трактовки сознания.



Нельзя также не отметить роль интроспективной психологии в становлении и развитии экспериментальных методов психологического исследования. Именно в рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория.Интроспекция в буквальном смысле означает «самонаблюдение». В современ­ной психологии существует метод использования данных самонаблюдения.

Третий этап

В противовес этому направлению возник бихевиористический подход, который стал рассматривать поведение в качестве предмета психологии .

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в иссле­довании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставит­ся решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. И он был прав, потому что в ко­нечном счете наши переживания, особенности нашего сознания и мышления, т. е. наша психическая индивидуальность, в качестве внешнего проявления отражает­ся в наших поступках и поведении. Но в чем нельзя согласиться с Уотсоном, так это в том, что он, доказывая необходимость заниматься изучением поведения, от­рицал необходимость изучения сознания. Тем самым Уотсон разделил психиче­ское и его внешнее проявление - поведение.Стремление сделать психологию объективной и естественнонаучной дисципли­ной привело к бурному развитию эксперимента, основанного на отличных от интро­спективной методологии принципах, что принесло практические плоды в виде экономической заинтересованности в развитии психологической науки.

Основная идея бихевиоризма основывалась на утвержде­нии значимости поведения и полном отрицании существования сознания и необ­ходимости его изучения.

С точки зрения Уотсона, поведение - это система реакций. Реакция - это еще одно новое понятие, которое было введено в психологию в связи с развити­ем бихевиоризма. Поскольку Уотсон стремился сделать психологию естественно­научной, то с естественнонаучной позиции необходимо было объяснить причины поведения человека. Для Уотсона поведение пли поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Он считал, что нет ни одного дей­ствия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Так появилась знаменитая формула «S-R» (стимул-реакция). Для бихевиористов соотношение S-R стало единицей поведения. Поэтому с точки зрения бихевио­ризма основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов и комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончатель­ных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Решение поставленных задач осуществлялось бихевиористами в двух направ­лениях: теоретическом и экспериментальном. С конца 60-х гг. на родине бихевиоризма, в Америке, наблюдается постепенное возвращение к изучению сознания - высшей формы психического отражения объективной дей­ствительности.

Четвертый этап развития психологии психология как наука, изучающая объективные закономерности, процессы и механизмы психики. Развивается со II половины XX века.

ТЕОРИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Общее представление о методах психологии

Отрасли психологии.

История развития психологии и основные подходы к определению ее предмета.

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

Тема 1. Введение в психологию. Методы психологии.

Желаем удачи!

1. Психология- наука о душе. Особенности житейской и научной психологии.

Знать:

· специфику психологии;

· отличительные особенности житейской и научной психологии;

· этапы развития психологии, как науки;

· предмет психологии и его взаимосвязь с историей развития науки;

· многообразие психодиагностических методов, используемых в практической психологии.

· психология

· житейская психология

· научная психология

· психика

· психические процессы

· психические состояния

· психические свойства

· фундаментальные отрасли психологии

· прикладные отрасли психологии

· эксперимент

· наблюдение

· тесты интеллекта

· личностные тесты

· проективные тесты

· социометрия

Известный немецкий психолог Герман Эббингхаус сказал: «У психологии длинное прошлое, но короткая история», его слова очень хорошо отражают суть исторического становления психологии - как науки.

Появлением слова «психо-», от которого позже произошли слова «психика», «психология» мы обязаны античной греческой цивилизации. Древнеримский писатель Апулей рассказывает поэтическую историю о юной царевне Психеи в своем произведении «Метаморфозы, или Золотой Осел». В этой легенде рассказывается о том, что Психея была очень красивой девушкой. Ее красоту люди сравнивали с красотой богини Венеры. Разгневанная богиня приказала своему сыну Амуру вызвать в сердце гордой царевны любовь к самому ничтожному человеку на свете. Но Амур влюбился в Психею, это разгневало богиню Венеру еще больше. Она приказала убить девушку. Психея погибла, но то горе, которое испытывал Амура из-за потери своей любви, растопили сердце богов и они даровали Психеи бессмертие. Для греков этот миф был классическим образцов истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Таким образом, дословный перевод слова «Психология» на русский язык с древне греческого означает «наука о душе» (ψυχή - душа; λόγος - слово, знание).

В науке термин «Психология»был предложен философом Н. Гоклениус, который применил слово "психология" в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов. Это слово получило научное признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались "Рациональная психология" (1732) и "Эмпирическая психология" (1734).



Таким образом мы видим, что наука психология загадочна и неповторима, именно в этой науке мы встречаемся: во- первых с тем, что психология, как наука сформировалась чуть более 100 лет назад, но история развития ее начинается до нашей эры, во вторых с тем, что в психологии существует две «ветви» с одной стороны взаимосвязанные между собой, с другой враждующие друг с другом. Такими «ветвями» являются: «Житейская психология» и «Научная психология». «Житейская психология» - это некоторое сочетание знаний, опыта и интуиции человека на которые он опирается в процессе принятия решений в своей жизни или оценивая жизненный поступки другого. Очень часто основываясь на житейской психологии, человек допускает ошибки в восприятии, оценки собственных и чужих поступков. Это связано с тем, что во-первых: житейские психологические знания, конкретны; они связаны с определенной ситуацией, конкретным людям, конкретным задачам. Во-вторых: знания житейской психологии носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и приспособления. И как следствие первого и второго, данные знания сложно передать другому человеку, т.к. это знание связано с конкретным человеком и ситуацией. Как пример этому: общение родителей и детей. Мама или папа имеют определенные знания «житейской психологии» и пытаются их полностью передать своему ребенку, стремясь его оградить от отрицательных переживаний и травм, а он их часто не слушает и набивает свои шишки, часто приобретая бесценный личностный опыт. Родители расстраиваются, а ребенок стремится к свободе выбора и действий. И так из поколения в поколения.

Отличительными признаками «Н аучной психологии» является то, что она стремиться обобщить и конкретизировать психологические знания, уточнять и развивать их, опираясь на научные диагностические методы, а так же передавать их максимально правдиво, фиксируя в научной литературе, последующему поколению.

Отличие житейских психологических знаний от научных психологических знаний

Таблица 1.

Как было сказано выше, житейская психология и научная, очень связаны между собой, т.к. выступают друг для друга источником развития. Житейская психология черпает из научной новые знания, объясняя ими жизненные ситуации и поступки людей. А научная психология порой берет из житейской гипотезы для своих исследований, проверяет их, тем самым становясь ближе к жизни и людям.

А теперь, давайте мы посмотрим, насколько Вы являетесь хорошим «Житейским психологом» и можете ли правильно понимать себя и других людей. Для этого выполните тест: «Какой Вы психолог?»

Не слишком задумываясь, выберите один из вариантов ответа.

1. По-вашему, те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:

a) Вежливы, приятны в общении - 2балла

b) Строго воспитаны - 4 балла

c) Просто скрывают свой истинный характер - 1 балл

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По вашему:

a) Они счастливы - 2 балла

b) Равнодушны друг к другу – 1балл

c) У них нет доверия друг к другу – 4балла

3. Впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдот. Вы решите, что он:

a) Остряк - 1 балл

b) Он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния -2 балла

c) Хочет произвести на вас приятное впечатление - 4 балла

4. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что он:

a) Волнуется – 4 балла

b) Неискренен – 1 балл

5. Вы решили, получше узнать кого-либо из своих знакомых. Считаете, что надо:

a) Понаблюдать его в деле – 1 балл

b) Пригласить его в какую-либо компанию – 2 балла

6. Кто-то в ресторане дает большие чаевые. Вы убеждены:

a) Он хочет произвести впечатление -4 балла

b) Ему нужно расположение официанта- 2балла

c) Это от щедрости души – 1 балл

7. Если человек никогда не начинает разговор первым, то вы считаете:

a) Он скрытничает – 2 балла

b) Он слишком робок – 4 балла

c) Он боится быть непонятым – 1балл

8. По вашему мнению, низкий лоб человека означает:

a) Глуповатость -1 балл

b) Упрямство – 2 балла

c) Нельзя сказать о человеке, что-либо конкретное -4 балла

9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза?

a) У него комплекс неполноценности – 1 балл

b) Он неискренен - 4 балла

c) Он слишком рассеян – 2 балла

10. Человек с высоким достатком всегда покупает дешевые вещи. Вы думаете:

a) Он бережлив - 4 балла

b) Он скромен – 2 балла

c) Он скряга – 1 балл

Подсчитайте общее количество набранных Вами баллов и прочитайте интерпретацию:

· 35 баллов и более. Вам очень легко со­ставить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. Более того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как уверены, что не ошиблись. Но даже ес­ли и так, задумайтесь: следует ли так пря­молинейно делиться своим мнением?

· От 26 до 34 баллов. Вы умеете объектив­но оценить ситуации и окружающих. У вас действительно есть психологическое чутье, и для вас не составляет проблемы угадать характер человека. Из вас вышел бы отлич­ный психолог. Вы не позволяете себе при­нимать на веру чужое мнение. Предпочи­таете сами убедиться, каков человек, кото­рого вы оцениваете. И если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать это.

· От 16 до 25 баллов. Вы, как правило, не бываете уверены в своем мнении, легко принимаете чужую точку зрения. Таким образом, ваша наблюдательность притупляется. Старайтесь больше доверять себе.

· 15 баллов и менее. Вы нередко готовы поверить кому бы то ни было. О людях су­дите преимущественно по внешним при­знакам. Когда же впоследствии оказывает­ся, что ваша оценка далека от истины, вы недоумеваете и теряетесь. Ваше первое впечатление бывает поверхностным и не­точным, поэтому вам следует внимательнее присматриваться к людям и не торопиться с оценкой.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….……………3

I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ…………………….….…….. 5

1. Учение Сократа

2. Учение Платона

3. Учение Аристотеля

4. Учение Гиппократа.

5. Учение Демокрита

II. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ ……………………………………………………………………...…….11

III. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ…………………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Психология, как наука, развивалась в течение многих веков. Вначале психологические знания развивались в недрах, как философии, естествознания и других наук. Этот период в развитии психологии охватывает около 2,5 тыс. лет и продолжался с VI в. до н.э. до середины XIX в. В дальнейшем психология стала развиваться как самостоятельная наука. .
Известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Душа – предмет, казалось бы, настолько неопределенный, что вряд ли может выступать научной категорией. Однако для психологии это понятие принципиально важно, хотя бы потому, что само название науки «психология» буквально переводится как «учение о душе». .
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова "психология", образованного из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (учение, наука), то оно появилось впервые только в XVIII в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Первобытные же представления о психике возникли в первобытных религий» и верованиях людей, в мифологии, в художественном народном творчестве. Душа рассматривалась как что-то неземное, таинственное и непознанное. Душа определяет жизнь и деятельность животного и человека, а смерть или сон объясняются соответственно ее постоянным или временным отсутствием. В первобытном мире царило мифологическое понимание жизни, где тела заселяются душами, а человеческой жизнью правят боги, которые наделяются определенными стилями поведения: коварством, мудростью, мстительностью и завистью. С переходом на более высокую стадию развития общества пришло понимание себя как части окружающего мира, созданного богами.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.

I. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Учение Сократа

Сократ был самым знаменитым древнегреческими философом (469-399 до н. э.). Так же знамениты и его ученики Платон и Аристотель.

Процесс познания основан на познании не через внешнее, а через внутреннее, т. е. обращение не к вселенскому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо. Целью философских учений Сократа было стремление помочь людям найти «самих себя». Сократ, ища ответы на вопросы о природе человека, видел их не в отношении человека к природе, а в наличии некоего «внутреннего голоса», совести, который он называл даймонионом и который был гарантией постижения подлинной истины.

Сократ был мастером устного общения и анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определенные вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Такой тип диалога впоследствии стали называть сократическим методом. Этот метод ведения беседы заключается в том, чтобы с помощью специальных вопросов вначале поставить под сомнение истинность их знаний, а затем достичь этой истины обнаружением противоречий в утверждениях противника, их сталкиванием и таким образом нахождением нового, более надежного знания.

Значение идей Сократа для дальнейшего развития психологии как науки. Сократ в своем методе диалога обозначил такие идеи, которые впоследствии сыграли важнейшую роль в психологических исследованиях мышления. Во-первых, работа мысли изначально носила характер диалога. Во-вторых, она ставилась в зависимость от задач, создающих препятствие в ее привычном течении. Именно е такими задачами ставились вопросы, вынуждая собеседника обратиться к работе собственного ума. Оба признака - диалогизм, предполагающий, что познание изначально социально, и детерминирующая тенденция, создаваемая задачей, - стали в XX в. основой экспериментальной психологии мышления.

2. Учение Платона

Понятие о душе у Платона (427-347 до н. э.) неразрывно связано с учением об идеях. Есть мир идей, который первичен, истинен, неизменяем, вечен и не зависит от чувственных вещей, и мир вещей, который является не-бытием, приходящий и смертный. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи - образцы, а вещи - их подобия, несовершенные слабые копии. Душа выступает как связующее звено между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом, поэтому природа души сродни природе идей. Душа выше тела и потому может властвовать над ним. Душа - бессмертная субстанция. Она состоит из 3 частей: вожделеющая душа, разумная душа, которая противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление - к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях.

Платон сделал акцент не на внешнем диалоге, как было у Сократа, а на внутреннем, предполагающем, что душа в процессе мышления спрашивает саму себя, сама же отвечает, утверждает и отрицает. Этот феномен известен современной психологии как внутренняя речь, а процесс ее происхождения из речи внешней (социальной) получил название интериоризации (от лат. «интериор» - внутренний). Всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей, до того, как соединилась с телом, т. е. на основе ассоциаций; таким образом, изучать надо свою душу, и в ней истинное знание.

Чувственное познание отделено от рационального. Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, так как отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей. Оно дает промежуточное мнение между знанием и незнанием и является низшим видом знания. Поэтому истинным может быть только то познание, которое проникает в саму суть, в мир идей.

3. Учение Аристотеля

Аристотель (384/383 - 322/321 до н. э.) впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются через ее уровни.

1. Вегетативный уровень характерен для растений и содержит в себе способности к движению в смысле питания, роста и упадка.

2. Чувственный уровень преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства и ощущения.

3. Разумный (высший) уровень присущ лишь человеку, основными являются способности к размышлению.

Выделяются следующие познавательные способности души:

1. Восприятие - первичный источник познания, познает отдельное, частное, на основе которого человек познает общее.

2. Осязание - главнейшее ощущение, необходимое для жизни.

3. Память, которая дает сохранение и воспроизведение ощущений и делится на три вида: низшая, сохраняющая ощущения в виде представлений; собственно память - образ в соединении с временной характеристикой; высшая память - процесс воспоминания путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым, т. е. через ассоциации.

4. Воображение - образование представления, которое является энергией чувственного органа без соответствующего воздействия извне,

5. Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

4. Учение Гиппократа.

Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) – «Отец медицины». В философии выступал как представитель материализма в медицине. Заложил принципы научного знания и исследования. Самым плодотворным путем познания в медицине Гиппократ считал опыт и наблюдение. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. «И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное … удовольствия и тягость… От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, являются нам страхи и ужасы … а так же сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием – тогда человек здраво мыслит».
Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И. П. Павлов отмечал, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности. Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от лат. "гумор" – жидкость).

5. Учение Демокрита

Душа человека, по Демокриту, состоит из атомов огня, которые очень малы и шарообразны. Душа как огонь, она движет и оживляет человека. По вопросу места расположения разума в теле человека существует несколько точек зрения. По некоторым данным, атомы души концентрируются в пустотах мозга, и потому в нем центр разума. По другим, он находится в сердце. Возможно, Демокрит признавал не один центр разума, или его взгляд на этот вопрос менялся. Неразумная часть, по мнению Демокрита, души рассеяна по всему организму.

Благодаря особому составу душа способна воспринимать вещи: от них истекают частицы, образующие как бы внешнюю ее оболочку (изображения), напоминающие собой предмет в целом. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление.

Демокрит одним из первых в античной философии дал развернутое представление о процессе познания, выделив в нем чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Первое он называл познанием «по мнению», второе познанием «по истине». Познание «по мнению» неодинаково: есть цвет, запахи, звуки, вкусовые ощущения, которых нет вне души, они результат воздействия предметов на органы чувств, но вне органов чувств их нет. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувственных образов обусловлено различием форм, строением атомов. В любом случае без органов чувств, без познания «по мнению», невозможно, по Демокриту, и познание «по истине». Познание, говорил он, идет от чувств к разуму. Рациональное познание есть продолжение чувственного. Разум, как считал Демокрит, – это более тонкий зрительный орган, т.е. это своеобразное "логическое зрение".

Демокрит особое место в познании уделял дыханию. Огненные атомы содержатся в воздухе, именно он при дыхании становится источником пополнения атомов души. Огненные атомы воздуха и души Демокрит считал самыми тонкими, причем только в живом организме они сосредоточены в достаточной мере и находятся «в надлежащей пропорции» с холодными атомами. Человек жив, пока он дышит. Дыхание обеспечивает человеку равновесие: оно выравнивает количество огненных атомов, уходящих с выдохом и входящих из воздуха при вздохе.

Учение Демокрита имеет явно атеистический характер, так как души, согласно Демокриту, погибают, «ибо то, что рождается вместе с телом, с необходимостью должно погибнуть вместе с ним». Отрицание существования отдельной от тела бессмертной души было разрывом с мифологией, имевшей важное значение в Древней Греции. Отрицание «бессмертной души» имело принципиальное философское значение.

Несмотря на многочисленную критику, которую испытало на себе учение об атомном строении души, Демокрит предвосхищал современные достижения науки, открывшей сложное строение человеческого мозга и физиологические основы психики. Учение Демокрита, в том числе и правильная догадка о материальной основе сознания, было несовместимо с учением о бессмертии души в загробном мире. Согласно учению Демокрита, вся природа вместе с человеком представляет собой единство живой материи, в основе которого лежит фундаментальное единство мира: атомы и пустота. Кроме мира атомов и пустоты, нет никакого другого.

II . РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII- VI вв. до н. э., т. е., до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами. Второй, научный период, начинается на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда психология развивалась в рамках философии, а потому он получил название философского периода и условно длился до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственной психологической терминологии, примерно в конце XVIII - начале XIX в., когда психология утвердилась, как уникальная наука, имеющей свой независимый предмет, являющейся одновременно гуманитарной и естественной, изучающей и внутренние, и внешние проявления психики. Временем возникновения экспериментальной психологии считается создание первой экспериментальной лаборатории В. Вундтав 1879 г.

На протяжении длительного времени предметом психологии была душа, однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание, В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с первоосно-вой мира, и ее главной функцией считалось придание телу активности и ее направление, так как тело является инертной массой, т. е. душа руководит пове-дением человека.

В эпоху Средневековья душа изучалась в русле богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей прежде всего чувственного познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.

III . РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЕВРОПЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Период Средневековья начинается с падения в V в. Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания. Естественнонаучное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки.

Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии.

Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречии с официальной наукой. В связи c этим, представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода. После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В ХII-ХIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной особенностью психологии, отличающей ее от других наук, является то, что изучаемая ею реальность стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа и являлась прерогативой религиозных и философских рефлексий. Едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что какой-либо объект и восприятие этого объекта – совершенно разные реальности, так же как совершенно разными реальностями являются какой-либо объект или события и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит и чего желает человек, живет какой-то своей, во многом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него своеобразное влияние. Уже много позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это, между прочим, подтверждает то, что душа, психика является самостоятельной субстанцией реальности.

Однако, несмотря на то, что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания. Дело в том, что психика не имеет материальных, то есть доступных чувственному восприятию, свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть и, значит, нельзя ее наблюдать, экспериментировать с ней и измерять ее. В то же время любая наука обязательно должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, математический анализ и применять полученные знания на практике.

Ситуация изменилась в середине ХIХ в., когда Огюст Конт предложил свою классификацию наук. Вместо социальной философии он предложил создать социологию – науку об обществе, вместо философии истории – историческую науку, а вместо философской антропологии – психологию – науку о душе (хотя сам термин "психология" ввел в употребление немецкий философ ХVIII в. Христиан Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г. немецкий ученый Вильгельм Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре И. М. Сеченов организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку стало создание бельгийским математиком Адольфом Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки завершило создание в г. Лондоне Френсисом Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.

Развитие психологии привело к появлению различных школ.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А.

Общая психология: Курс лекций: .– Мн.: БГУ, 2004.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

Всем, кто хотя бы немножко интересовался наукой психологией, известно, что это – учение о душе, ведь термин построен из «психо» - душа, и «логос» - учение, наука, знание. А тем, кто не просто интересовался, но хотя бы слегка углубился в это учение, стало, наверняка, любопытно, где в психологии душа. Мы поделимся с вами развитием понятия души в психологии по эволюционному принципу.

Устранение души

Еще в начале XX века о существовании психологии, как науки о душе высказался один известный психолог. Он сказал, что когда-то прекрасное название «наука о душе» было присвоено тому, что мы имеем, абсолютно не полноправно, ибо психология – это не только не созидание новых учений о душе, это полное уничтожение понятия душа. И действительно, абитуриенты, которые идут изучать психологию в ожидании раскрытия таинств души обнаруживают много чего интересного, но слишком редко сталкиваются даже со словом «душа».

Душа в античности

Психология души человека изучалась еще в античности, и была достаточно своеобразна для современного человека. Суть заключалась в том, что душой наделены все предметы в мире – и живые, и неживые. Тем самым, делая неживые предметы одушевленными. Души были бессмертны и вечно странствовали в телах людей, животных, растений и т.д.

Душа индивида

Понятие души в психологии людей росло по мере совершенствования навыков человека - с развитием , письменности, творчества, наук. Нужно было средство, которое помогло бы отделить понятия души человека и всех остальных существ. Душа стала приближаться к более точным наукам.

Психология сегодня

Еще сто лет назад учение попытались отнести психологию к одной из отраслей науки, по сей день с этой задачей психологи не справились. Слово «логос» само по себе предполагает, что психология – это естественная наука. Именно этим и руководствуются психологи, проводя эксперименты, опыты и исследования личности и души человека. С точки зрения психологии, как естественной науки, душа – это совокупность закономерных поведенческих реакций. Именно так, наше поведение в социуме закономерно и поддается объяснению. Но как же быть со случаями, когда каждый из нас не понимает действия ближнего, когда нас удивляет спонтанность и НЕЗАКОНОМЕРНОСТЬ поведения другого человека?

Именно здесь вступают в силу приверженцы психологии, как части гуманитарной науки. Безусловно, социальность, совместная деятельность, многогранность человека свидетельствует о гуманитарности психологии. Но в то же время, психология и точная наука. А означает ли это, что и само «психо» следует разделить и исследовать под тремя разными «прицелами»? Наша душа – едина, неопозннна и неосязаема. Поэтому психологам всегда было, есть и будет над чем трудиться, ведь наши незакономерные души радо выкидывают новые коньки.

Тело материально, осязаемо, его можно потрогать, увидеть и даже заглянуть внутрь. Оно изучается врачами и анатомами на протяжении веков. Сегодня в анатомическом атласе можно найти картинки самых глубинных и потаенных мест нашего тела. Благодаря наглядности органов возможно их лечение. Например, если болит зуб, то врач сделает рентгеновский снимок, определит заболевание и решит вопрос с лечением. Душа, в отличие от тела, невидима, ее невозможно схватить руками. На первый взгляд к ней никак не подобраться - ни зарисовать, ни сфотографировать. Но, несмотря на свою эфемерность и трудность в изучении, душа привлекает к себе внимание ученых не менее, чем тело.

Со временем сложилась наука - психология, изучающая душу, нашу психику, формы поведения человека. Как самостоятельное учение она сформировалась всего чуть более ста лет назад. Своим названием психология обязана двум древнегреческим словам – "психо" и "логос", что в переводе означает душа и учение, или наука о душе.

Душа - компьютер, управляющий нашим поведением. У здорового новорожденного младенца душа чиста. При рождении она несет на себе блок генетической информации, которую передали ребенку его предки - дедушки и бабушки. В ходе его развития все сигналы, поступающие извне, также заносятся в зависимости от их нужности и важности в дальние или ближние отделы мозга, своеобразного компьютера. Собирается банк данных. Вся эта информация в дальнейшем влияет на выбор поведения человека, на его поступки. Иными словами, определяет нашу судьбу.

С самого детства мы получаем указания от родителей - не суй руку в огонь, обожжешься, или не трогай нож, порежешься. Помимо этого, нам внушаются элементарные правила поведения воспитателями в детском саду, соседями и просто прохожими. Мы запоминаем принятые в обществе формы общения - заходя, здоровайся, или уважай старших... Таких установок усваивается нами множество и, согласно им, мы автоматически совершаем поступки. Но если бы все было так просто, то все люди были бы похожи в поведении друг на друга. Все бы поступали одинаково - в школе все сидели бы ровно, внимательно слушая учителя, на работу все приходили бы пунктуально, а в кругу семьи царила бы идиллия. Что-то типа мыльной оперы: "Приятного аппетита, дорогой!", "Спасибо, любимая!", "Положить тебе еще мармелада, драгоценный!", "Спасибо, я уже сыт, родная!" Это были бы не люди, а роботы, в которых заложены одинаковые поведенческие программы.

Так почему же мы ведем себя по-разному?

В действительности одни дети не могут усидеть и пяти минут, другие не встают со своего места и на перемене. Став взрослыми, мы тоже ведем себя зачастую непредсказуемо. Вы, наверное, замечали, что иногда поступки других вам понятны, а иногда вызывают недоверие или полное непонимание. Как часто мы задаемся вопросом - почему он так сделал? Или почему она так поступила?

С чем же связано различие в поведении людей? Дело в том, что с самых первых дней нашей жизни в наш компьютер, как было сказано выше, вносятся всевозможные сигналы. Но каждый из нас получает и запоминает свой, отличный от других, набор информации. Он зависит от того, где прошло ваше детство - в городе или поселке, на юге или на севере, в какой семье (полной, неполной, без родителей и т. д.) вы воспитывались, в какой школе учились, с кем дружили и т. д. На формирование вашей психики имели влияние всевозможные установки, действующие в том районе, где вы росли, в той семье, в которой вы воспитывались, в том кругу, в котором вы общались. Все это в совокупности сознательно или бессознательно управляет вашим поведением, составляет в конечном итоге ваш характер . Так как у каждого свой опыт, то и формы поведения, и реакция на то или иное действие у всех различное. Существование двух абсолютно идентичных наборов информации, формирующих вашу личность и определяющих поведение, невозможно. Даже родные братья имеют массу различных пунктов, не соприкасающихся друг с другом. У них похожий опыт общения в семье, но в школе, например, сфера их контактов и интересов различается и, соответственно этому, формируется иное отношение к жизни и иные формы поведения.

Почему мы иногда не можем понять самого себя? Иногда мы совершаем непредвиденные даже для себя поступки. Почему такое происходит? Выходит, мы не знаем себя достаточно хорошо? Дело в том, что многие сигналы, поступающие в наш мозг-компьютер, воспринимаются нами бессознательно. Часть информации, подобно заученным правилам поведения типа: "не воруй!" или "будь вежливым!", находятся на поверхности, и мы пользуемся ими сознательно, хорошо понимая их суть. Но другая, огромная часть информации поступает бессознательно (или неосознанно) и откладывается где-то в недрах мозгового центра, выполняющего функцию компьютера. Но так как мы не помним всех моментов, заложенных в памяти, мы и сами иногда не можем понять причину того или иного своего поступка. Как говорят специалисты, это подкорковая информация, то есть то, что получено неосознанно и хранится в дальних уголках компьютера, но тем не менее влияет на наши поступки.

Популярно о психологии...

Отношения в семье

Приведем несколько примеров. Прочитав их, вы непременно вспомните, что первая ситуация напоминает вам то, что происходит с вашим братом, а вторая - история вашей лучшей подруги.

Мы живем с женой вместе много лет, чувства наши давно угасли, нас объединяет только привычка, ответственность друг за друга. Но нам еще только за сорок, и многое впереди. Как жить нам дальше? Коротать дни из чувства долга? Или развестись и пуститься в поиск новых впечатлений? А вдруг поиск принесет лишь боль, разочарования и в итоге я останусь один?

Мой муж изменяет мне. Но я люблю его и боюсь потерять. Я пытаюсь вызвать у него ревность, но все это его только раздражает. Что делать? Если бороться за него, то как? Или терпеть и делать вид, что ничего не случилось? А, может, хлопнуть дверью и уйти.

Я замужем и можно сказать удачно. Вернее, конечно, же удачно. Мы поженились по любви, у нас двое детей. Я не работаю, мой муж такой мужчина, за которым жена, как за каменной стеной. Мне ни о чем не надо думать. Все знакомые откровенно завидуют мне. Действительно, таких пар больше я не знаю. Но, знаете, я начинаю чувствовать себя страшно несчастной. Может, это называется "с жиру бесится", а может...

Я разошлась с мужем, когда мне не было и тридцати. Одна воспитывала дочь. Теперь она уже взрослая, у нее семья . Да и живет она далеко от меня. Видимся редко. Я чувствую себя одинокой, хотя есть и силы, и желания пожить, как люди. Мне уже пятьдесят восемь. Хотелось бы встретить мужчину, с которым можно было бы провести вместе старость, но, с другой, мне как-то стыдно даже думать об этом. Ведь у меня уже внуки...

Можно продолжить список ситуаций до бесконечности. У каждого своя история, своя проблема, своя боль. Каждому кажется, что никто не может помочь в решении противоречий, в которые завела его жизнь. Люди страдают, их затягивает все дальше и дальше в пучок цепляющихся одна за другую проблем и, в конце концов, с первого взгляда уже не увидеть тех отправных пунктов, откуда они появились. Порой требуется тщательный анализ ситуации, поиск истоков, приведших к плачевному состоянию. Нас не учили этому. Не объясняли в советской школе правила общения друг с другом. Не было урока психологии семейных отношений.

Семейный консультант в советской стране

В социалистическом обществе помощь психолога была не популярна. Будущих специалистов обучали всего в четырех вузах в России и в двух в республиках. Да и то психологов готовили в основном для работы на производстве, а не для решения семейных конфликтов. Службы семьи появились в восьмидесятые, но люди были абсолютно не готовы обращаться туда за советами.

Многие годы единственным органом, где решались семейные проблемы, был партком и профком. Это органы не психологического разрешения конфликта, а насильственного вмешательства в личную жизнь: будешь изменять жене - потеряешь теплое место, будешь бить детей - не получишь квартиру... Никого не интересовало, что такой путь не решает проблемы. Напугав мужчину потерей работы, не заставишь его любить жену. Вернув мужа из страха наказания, не решишь проблему семейного конфликта. Ведь он вернется номинально - это возвращение в дом, а не в семью. Мужчина телом будет находиться с женой, а душой совсем в другом месте. Для того, чтобы разобраться в ситуации, найти причины не сложившихся в семье отношений, и, соответственно, определить "лечение", то есть способ решения конфликта, нужны не меры экзекуции партийной организации, а психологический анализ.

О психологических службах Германии

Теперь мы живем в Германии, в стране иной социальной структуры, иных моральных установок. Здесь с детства детей приучают чувствовать себя личностью, ценить свою жизнь. Немцы знают, что делать, если на душе беспокойство, сомнения, предвестники депрессии. В Германии, как и во многих развитых странах Европы и в Америке, существует сеть психотерапевтических кабинетов, служб психологической помощи семье.

Многие наши люди считают, что к психологу обращаются больные, но это мнение абсолютно неверное. С психически больными людьми, чья психика перегружена и чьи действия не поддаются объяснению, работает врач-психиатр. Психолог же или, как его чаще называют в Германии, психотерапевт - это человек, работающий со здоровыми людьми. Он помогает найти причины внутреннего беспокойства, избавиться от него или, скажем, снять нервное душевное напряжение. Обращаться к психологу не стыдно, а как раз наоборот. Здесь считается престижным иметь своего психолога или психоаналитика. Немцы посещают его регулярно или по мере необходимости. Иметь семейного психолога также привычно, как иметь домашнего врача или адвоката. Почему не стоит обращаться за помощью в решении конфликтов к родным?

В основном, когда нам плохо, когда болит душа, мы бросаемся за помощью к своим близким или подругам. Но по-настоящему они помочь не могут. И это происходит не потому, что ваши родственники не специалисты в области психологии, а прежде всего потому, что они видят ситуацию вашими же глазами. Близкие вам люди не могут быть объективны, в своих решениях они руководствуются лишь любовью к вам и жалостью, если вам больно.

Поясним на примере. Вы влюбились и вам кажется, что ваш избранник лучше всех на свете. Он вас провожает до дома, дарит цветы, часто звонит... Это все на поверхности. Но вы видите только положительное, потому что хотите это видеть и не замечаете того, чего не хотите замечать. Бывают и мелкие несостыковки, непонимание, но... все это остается незамеченным за бортом отношений. Вы с восторгом рассказываете о ваших отношениях родным и, конечно, он кажется и им привлекательным. А почему же нет? Если он так любит их дочь, так заботится о ней? Потом вы выходите замуж и через некоторое время начинается повседневность со своими проблемами. Вот ваш муж задерживается на работе и приходит все позже. Выяснение вопроса о том, где он бывает, вызывает у него агрессию. Постепенно начинаются скандалы.

И вот вы уже плачете и звоните родителям. Какой совет могут они дать, когда родной ребенок рыдает в трубку? Любая любящая мать посчитает мужа дочери грубияном, недостойным ее ребенка. Во-первых, ситуация оценивается матерью с позиции рассказа дочери. Мать знает только то, что муж задерживается и не дает объяснений, скандалит. С точки зрения матери и рассуждать нечего - он виноват. Во-вторых, мать не замечает недостатков своего ребенка, потому что любит его, да и потому что имеет сходные с ним представления о семейных отношениях (яблоко - яблоня). При поддержке родителей или подруг женщина только еще больше убеждается в своей правоте. Конфликт вместо разрешения усугубляется, стоит вспомнить пресловутое: а ведь права моя мама... Это просто бомба, взрыв очередного скандала.

Психолог же объективен, он может оценить ситуацию с двух сторон, попытается выявить причину сложившейся ситуации и найти способ выхода из нее.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!