Соотношение талии и плеч у мужчин. Смотреть что такое "Пропорции тела" в других словарях

История развития изобразительного искусства и архитектуры знает много правил и канонов размеров человеческого тела. Из всех предложенных историей самой убедительной, простой и верной мерой для измерения тела человека является голова. В качестве ориентира приведем только основные сведения о размерах человеческого тела и его частей.

При соотношении головы к фигуре и ее частям используются следующие меры:

  • высота головы;
  • высота головы с шеей;
  • диагональ головы;
  • длина и ширина кисти.
Соотношение головы к росту взрослого человека колеблется приблизительно от 1:7,2 до 1:8. У людей пропорции головы по отношению к телу имеют свои индивидуальные размерные характеристики. Это связано с их ростом. Так, у людей с невысоким ростом голова, как правило, имеет большую величину, чем у высоких. Наблюдения подтверждают наличие такой пропорциональной динамики, связанной с ростом. К примеру, у людей с ростом 165 см отношение составляет 1:7,2-7,4; с ростом 170 см - 1:7,5; при росте 175 см - 1:7,7-7,8. При высоком росте - около 180 см и выше - 1:8. Рост фигуры человека с руками, поднятыми вверх составляет 1:9-10 голов (в зависимости от роста).

На рис.25 фигура человека с размахом рук в стороны вписана в квадрат. При этом голова, руки, ноги касаются сторон квадрата. Это значит, что рост человека соответствует расстоянию размаха руки.

На этом же рисунке показаны пропорции человеческого тела с возрастными особенностями. У детей голова значительно крупнее по отношению телу, чем у взрослых. Причем, туловище у детей длиннее, чем верхние и нижние конечности. У новорожденного голова укладывается в длину тела три с половиной-четыре раза, у трехлетнего ребенка - 4,5-5 раз, у семилетнего - 6 раз. В четырнадцать лет - 7 раз. Что касается пропорции головы ребенка, то отношение лицевой части к черепной, в отличие от го-ловы взрослого, составит: у ребенка до года - 4 раза; до двух лет - 3,5 раза. По мере взросления ребенка пропорции тела принимают положение взрослого человека.

Рост человека делится на две равные части. Точкой деления роста пополам является лонное сочленение таза или точка пересечения диагоналей квадрата и центр окружностей, вписанных в квадрат (рис.25,26).

Грудная клетка - одна из основных формообразующих частей туловища человека, ее высота определяется размером головы с шеей и плечевой костью. Она напоминает перевернутую яйцевидную форму, где нижнее основание шире верхнего с отношением 1:2, или ее нижнее основание равно размеру диагонали головы. При виде сбоку форма грудной клетки уплощена в объеме по отношению к виду спереди в пропорции 1:1,5. Расстояние между сосками груди равняется высоте лицевой части головы (от основания кончика подбородка до лобных бугров) или длине кисти рук. Ширина плеч соответствует двум высотам головы. Между яремной вырезкой и пупком, приблизительно посередине, располагается нижнее основание грудных мышц. Расстояние от пупка до лобкового сочленения соответствует высоте лицевой части головы или длине кисти руки.

Форма таза - вторая составляющая часть в нижней области туловища. Она имеет следующие характеристики: верхнее основание равно размеру головы по диагонали; нижнее основание - ширине головы; высота таза - высоте головы. Женский таз шире и ниже и имеет увеличенное лонное отверстие в отличие от мужского. Расстояние между основаниями грудной клетки и таза составляет примерно половину высоты головы.

Ширина тазобедренного сустава по отношению к ширине плеча у мужчин - 1:1,8; у женщин - 1:1.

Длина руки соответствует трем высотам головы. При этом концы среднего пальца при опущенной руке доходят до середины бедра. Плечо, если иметь в виду расстояние от плечевого отростка лопатки до локтя, составляет полтора размера высоты головы.

Предплечье, стопа и диагональ головы имеют одинаковые размеры (рис.26, 27). Длина кисти руки, высота лицевой части головы, длина грудины, расстояние от лобка до пупка и длина части предплечья при согнутом положении руки спереди (до сгиба переднего края плеча) имеют одинаковые величины. Длина кисти руки делится пополам дистальными концами пястных костей (на уровне сгиба). Измерение длины фаланг пальцев с первого по пятый производят по уровню сгиба межфаланговых соединений. Таким образом, .длины проксимальных фаланг и длины вместе взятых средних и дистальных фаланг вторых и пятых пальцев имеют равные величины.

На уровне середины проксимальных фаланг имеются межфаланговые соединения, называемые перепонками. Что касается большого пальца, то его пястная кость по отношению к двум частям фаланги имеет меньшую величину и составляет примерно 1:1,8. Длина проксимальной и дистальной фаланг большого пальца при выпрямленной кисти чуть не доходит до сгиба указательного пальца.

Размеры бедра равняются длине голени, включая высоту стопы, и соответствуют двум размерам высоты головы. На рис. 27 показаны размеры головы и шеи, плеча, предплечья, кисти и стопы и их соотношения друг с другом. Длина бедра равняется расстоянию от сосков до лобкового сочленения, выступающая снаружи кость бедра - большой вертел - располагается на уровне лобкового бугорка.

Данные сведения о пропорции человеческого тела имеют среднепро-порциональные величины, за основу измерения и изучения взят пропорционально сложенный человек лет 30 с ростом 172-175 см. Эти данные могут помочь находить индивидуальные и характерные особенности в каждом человеке при рисовании его головы и фигуры.

Важно понимать, что спортивная фигура - это прежде всего пропорциональность, а не размер мышц. Излишне широкие плечи визуально уменьшают рост человека, ровно как «высота» прически и наличие/отсутствие растительности на лице могут сделать корпус более мощным.

Секрет в том, что согласно каноническим пропорциям Да Винчи, идеал ширины плеч мужчины составляет ¼ его высоты, равняясь расстоянию от макушки до линии сосков - именно здесь и играет роль высота волос на голове. Обхват бицепса должен равняться обхвату шеи и икр.

Греческие статуи

Интересно, но древнегреческие статуи, изображающие богов и атлетов, хотя и соблюдают правила идеальных пропорций, все же выполнены с определенными нарушениями анатомии человека - к примеру, напряженные мышцы спины невозможны при расслабленных грудных.

Древние скульпторы улучшали не только пропорции тел атлетов, им позировавших, но и изменяли реальность, придавая легкость неудобным позам и создавая неповторимую в жизни композицию из напряженных мышц. Видимо, секрет идеала в том, что его невозможно достичь.

Канонические пропорции Да Винчи

Рисунок, созданный Леонардо Да Винчи и изображающий фигуру обнаженного мужчины в двух наложенных друг на друга проекциях, служил иллюстрацией к книге о жизни римского архитектора Витрувия, впервые описавшего на бумаге пропорции идеального человека.

Поза с разведенными руками и сведенными вместе ногами вписана в квадрат, а поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. Центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата - половые органы. Некоторые пояснения к картинке (1) :

  • размах человеческих рук равен его росту
  • рост человека – четыре локтя от кончиков пальцев
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты

Пропорции фигур для художников

Начинающих художников учат правильно рисовать человека, начиная с выбора размеров головы. Общая высота фигуры должна составлять восемь голов (см. 4 пункт правил Да Винчи). Следующий шаг - вписывание окружности в голову (см. заглавную иллюстрацию).

Высота головы с шеей должна составить две таких окружности, ровно как и расстояние от пупка до нижней границы шеи, тогда как максимальная ширина плеч - три. Ширина талии - не более, чем полтора таких круга, иначе пропорции фигуры существенно исказятся.

Фигуры мускулистых людей

Одним из главнейших правил пропорциональности мускулистого человека является соотношение обхвата плеч и ширины талии (см. иллюстрацию 3). Если принять ширину талии за «а», а обхват плеч за «b», то идеальным отношением будет (а+b)/a = a/b = 1,618.

Увеличение дельт, грудных мышц, излишне развитый пресс - все это способно разрушить хрупкую симметрию, делая фигуру человека визуально непропорциональной. Однако понимание этих правил может изменить изначально неспортивную фигуру до неузнаваемости.

Классические пропорции бодибилдеров

В тридцатых годах прошлого века американский антрополог Дэвид Уилугби (David P. Willoughby) провел множество измерений атлетов, пытаясь определить идеальные размеры мускулатуры, кажущиеся человеческому глазу максимально правильными. Его результаты (3) :

  • Размер бицепса - 1.2 размера предплечья
  • Предплечье от ширины груди - 0.300
  • Бицепс от обхвату каждой икры - 1
  • Шея от обхвата груди - 0.383
  • Грудь - 1.33 размера талии
  • Грудь - 1.11 размера бедер
  • Бедра - 1.5 размера икр

Как измерить свои пропорции?

Во-первых, измерьте обхват предплечья в самом широком месте; затем просчитайте размер бицепса - 1.2 размера запястья. Сравните с измерением бицепса и каждой икры. Рассчитайте обхват груди - умножьте обхват предплечья на 3,33; сравните с реальным значением.

Затем измерьте талию (см. иллюстрацию 4) и бедра. Согласноидеальным атлетическим пропорциям обхват груди должен составлять 1.33 обхвата талии и 1.11 обхвата бедер. Делайте подобные измерения раз в месяц, чтобы отслеживать прогресс тренировок.

Создание спортивной фигуры заключается скорее в контроле над пропорциями мышц, а не просто в увеличении их объема. Существует как классическая школа пропорций, известная со времен древнегреческих статуй, так и современные измерения, подходящие для бодибилдеров.

Научные источники:

  1. Vitruvian Man,
  2. Golden Ratio,
  3. The Superior Physique,

Еще в древние времена заметили, что человек – интереснейшая загадка природы. Разгадать эту загадку пытались многие, и каждый применял свои методы. Древних индусов и египтян, например, заинтересовали пропорции тела человека. Они взяли за единицу измерения кисть руки и пытались просчитать идеальное соотношение различных частей.

Также много сил и времени на изучение потратили греки и итальянцы. Но эти, скульпторы и художники пытались разобраться в том, чем различаются пропорции человеческого тела. Они изучали разницу в пропорциях мужских и женских тел, сравнивали пропорции тел детей разных возрастов. Все это было нужно для того, чтобы максимально точно отражать человеческую красоту.

Разве можно было ожидать, что великий Леонардо да Винчи останется в стороне от этой темы? Конечно же, нет. Он провел множество измерений, изучая рост, вес, длину конечностей. Проявив себя и как ученый, и как гениальный художник и скульптор, он создал эталонный рисунок, состоящий из наложения двух позиций человеческого тела. Для художников многих поколений он служил примером, изображающим идеальные пропорции тела.

Согласно определению Леонардо да Винчи, тело пропорционально сложенного мужчины с разведенными руками и ногами вписывается в круг, а с разведенными руками, но сведенными ногами – в квадрат.

Подробное описание параметров и таблица значений была составлена несколько позже Марком Витрувием Поллионом. Для многих художников эти значения были и остаются эталонными в процессе рисования пропорциональног о тела.

Теория золотого сечения

Учение о пропорциях берет начало еще во времена античности. Первые официально дошедшие до нас упоминания присутствуют в работах Евклида. Золотая пропорция лежит в основе пирамиды Хеопса и барельефов гробницы Тутанхамона. А в эпоху Возрождения гениальные скульпторы и художники часто пытались проверить гармонию своих творений с помощью алгебры и геометрии.

Замечательным примером многократного применения золотого сечения является картина Антонеллы да Мессины «Святой Себастьян». Математики, вооружившись линейками, обнаружили, что золотая пропорция лежит не только в основе построения тела центрального персонажа, но и в основе рисования предметов заднего плана картины. И все вместе это создает уникальное ощущение равновесия изображения.

Также знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи уникальна не только своей загадочной улыбкой, но и пропорциями построения. Математики определили, что композиция рисунка, включающая в себя фигуру женщины, идеально вписывается в золотые треугольники, составляющие правильную звезду. У многих художников, последователей великого да Винчи, золотое сечение ассоциируется именно с пропорцией, описывающей математическое соотношение «закона звезды».

Соблюдение пропорций

Пропорции тела человека, учитывающие пол, рост и вес насчитывают более ста канонов. Учеными и художниками составлена не одна таблица, и начерчены множество графиков, в попытке систематизироват ь эти соотношения. Начинающий художник может потратить многие годы, пытаясь соблюсти их все в процессе рисования, но вряд ли добьется хорошего результата. Именно поэтому за основу берут рисунок, содержащий в себе один или два канона с разбивкой фигуры на 8 или 10 частей.

Каждый их этих способов по-своему удобен. Если разделить тело на 8 частей, то единицей измерения послужит размер головы.

В результате получается 8 основных точек, разделяющих тело на равные части, независимо от того, какой рост или вес у изображенного на рисунке человека:

  • голова;
  • грудная клетка (соски);
  • пупок и линия локтя;
  • промежность и линия запястья;
  • пальцы рук и бедра;
  • нижняя линия коленного сустава;
  • нижняя линия икроножных мышц;
  • ступни.

Однако создавая рисунок необходимо учитывать, что это идеальная модель. А люди редко бывают идеальными. Так, например, монументальный труд профессора Цейлинга, по изучению пропорций тела, был объявлен «математической эстетикой». Золотая точка тела по цейлингу – пуп, так сказать это самая важная точка золотого сечения.

Учителя рисования, для объяснений пропорции тела, часто делят рисунок человека на 10 частей. При этом может быть составлена схема, показывающая, что величина от макушки до нижней границы носа, вписывается в идеальную фигуру 10 раз. Условная линия проходит через уровень плеча, нижнюю границу грудных мышц, пупок, верхнюю часть лона и так далее.

Значение пропорций в бодибилдинге

Соблюдение пропорций фигуры имеет огромное значение не только в процессе рисования, но и в бодибилдинге. Однако здесь большую роль играют такие показатели, как рост и вес. Речь идет об очень красивом виде спорта, позволяющем человеку, построить идеальное тело. Здесь также применимы стандарты золотого сечения – 1:1,62.

Так, например, при измерении бедра, его отношение к длине всей ноги должно быть равно 1:1,62 (за единицу здесь принята длина бедра, а под длиной ноги подразумевается длина бедра и голени вместе взятые). Большую роль в бодибилдинге играет соотношение «вес/рост». От этого коэффициента отталкиваются при построении тела.

Если вес человека равен 70 кг, а рост при этом – 180 см, то коэффициент равен 0,39, а идеальные пропорции для него должны быть следующие:

  • шея – 38,1;
  • предплечье – 30,0;
  • бицепс – 35,8;
  • грудная клетка – 99,8;
  • талия – 74,7;
  • таз – 89,7;
  • бедро – 53,8;
  • голень – 35,8.

Естественно, что приведенное соотношение справедливо для мужчин. В бодибилдинге существует целая таблица соотношений, на основании которой делаются замеры и во время тренировок, и во время соревнований.

Итак, совершенно понятно, что соблюдение пропорций позволяют создать и идеальный рисунок, и развить идеальное тело в жизни. Гармония тела, культивируемая в бодибилдинге и фитнесе, приводят в тренажерные залы все больше и больше народу. Упорный труд позволяет создавать художникам гениальные картины, а спортсменам – идеальные тела. Когда вес и рост человека находятся в правильном соотношении, то он морально готов к покорению мира, и к достижению высот не только в спорте, но и в карьере, и в личной жизни.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!