Главное военно политическое управление вооруженных сил ссср. Путин приказал создать военно-политическое управление при армии

Голод 1946-1947 гг. в СССР был четвертым по счету для нашей страны. Он унес жизни более полутора миллионов человек.

До сих пор ученые-историки, экономисты анализируют причины голода в СССР 1946-1947 гг. Последствия разрухи, нанесенной Великой Отечественной Войной, два подряд неурожайных сельскохозяйственными культурами года 1945-1946 гг, вызванных засухой. И преступное нежелание государства грамотно распределить ресурсы питания.

Голод в стране начался в июле 1946 г., достиг своего апогея в феврале-августе 1947 г., и какое-то количество голодных смертей пришлось на 1948 г. Демографические потери были высоки, так как уровень рождаемости также упал из-за голода в стране.

Одна из главных причин голода в СССР 1946-1947 годов, заключалась в неравномерном распределении ресурсов питания. Основной запас зерна, который на самом деле намного превосходил минимальный уровень, необходимый для поддержания системы нормированного распределения, уходил в города для «льготников». В городах, для работников военного производства, милиции, были введены карточки, усиленный паек. Под льготные категории, несомненно, попадала и управленческая номенклатура, всем же прочим и, главное крестьянам, выделялся минимум.

Голода можно было избежать, так считают современные ученые. Излишков госзапасов было вполне достаточно, чтобы накормить всех тех, кто умер от голода и связанных с ним болезней в 1946-1947гг. Кроме того, СССР осуществлял значительный экспорт зерна за рубеж. И совершенно неуместным было оказание помощи продовольствием некоторым зарубежным странам, когда гибли свои же жители.

Безусловно, СССР вело борьбу с голодом. Региональные власти слали запросы в «центр» с просьбой открыть доступ к госрезерву, но тщетно, запросы удовлетворялись в наименьшем объеме, недостаточном для выживания людей. Только когда пик голода в СССР 1947 года спал, советское руководство ввезло из Китая 200 тыс. тонн зерна и бобов сои. На Украину и в Белоруссию поступала «помощь жертвам войны» по каналам ООН.

Экономический анализ голода в СССР 1946-1947 гг., наводит на мысль, что плохой урожай не делал голод неизбежным. Если бы политика государства в отношении налогов, хлебозаготовок и внешней торговли была грамотной, то, возможно, несмотря на низкий урожай 1946 г., голода не случилось бы, или его масштабы и последствия были бы гораздо меньшими.

Умирали те, кто в советской системе не имел права на получение продовольствия от государства. В какой-то момент крестьянству вообще было отказано в помощи.

Голодные смерти в СССР 1946-1947 гг. не напрямую вызваны природной катастрофой, они - итог советской экономической политики и советской системы доступа к продовольственным ресурсам.

Повсеместно возрастал уровень преступности. В разгар голода в СССР 1947 года была проведена очередная грабительская акция обязательного займа у населения. Высока была детская смертность, в некоторых регионах Украины и Молдавии, где голод был наиболее ощутим, отмечены случаи каннибализма.

В стране тотальных привилегий правящего строя народ, победивший фашизм, испытал на себе еще больший ужас последствий войны и экономически безграмотного управления страной.

Виктория Мальцева

После Великой Отечественной войны сельское хозяйство в СССР оказалось в труднейшем положении. На начало 1946 года численность трудоспособного населения на селе составляла 74 млн человек, что соответствовало уровню 1931 года. Но это было общее число, в действительности же численность была ещё ниже, так как многие из этих людей были работоспособны лишь частично. Техническое оснащение колхозов было в упадке. Промышленность была полностью переведена на военные рельсы и очень мало производила сельскохозяйственной техники.

И всё сельское хозяйство, много лет работающее по принципу "Всё для фронта, всё для победы" истощило все свои ресурсы и нуждалось в поддержке. Кое-что для этого делалось. В частности, осуществлялся перегон и продажа колхозам крупного рогатого скота из Германии, Польши и Румынии. Но делалось это непродуманно и никакого эффекта не имело. Советское руководство знало о сложившемся положении. 5 февраля 1946 года ряд ответственных работников ЦК ВКП (б) и Совмина СССР Ицков, Козлов, Пронин и др. направили письмо Молотову, Маленкову, Микояну и Вознесенскому с предложениями улучшить материальное положение рабочих и служащих совхозов. И это только одно обращение. На самом деле, таких обращений и писем было много, и все они подчёркивали то бедственное положение, в котором оказалась деревня.

Но у руководства СССР были другие заботы. Закончилась Великая Отечественная война и началась война холодная. Советский Союз перестал получать помощь от стран союзников и сам оказался в изоляции. Приходилось усиливать военную мощь, создавать ракетно-ядерный щит. Кроме того, разрушенное войной хозяйство нуждалось в восстановлении. На всё это нужны были средства. Эти средства, кроме как у села, было взять негде. Поэтому было принято решение на 1946 год увеличить план хлебозаготовок. Но 1946 год оказался неурожайным. Засуха на Украине, в Молдавии и в районах Центрального Черноземья, вместе с проливными дождями в Сибири, привели к падению урожайности и валовой сбор зерна составил 39,6 млн тонн, что на 7,7 млн тонн меньше чем в 1945.

Конечно, 7,7 млн тонн цифра, в принципе, не такая уж и большая, но в планы советского руководства входило повышение, а не снижение. Поэтому были приняты обычные, по тем временам меры, которые заключались, в основном, в административном нажиме. Сначала была установлена личная ответственность партийных и советских руководителей за выполнение хлебопоставок. Затем в дело вступила пропаганда.
Центральные советские газеты: "Правда", "Известия", "Комсомольская правда" и др. ежедневно печатали заявления колхозников и колхозниц, которые решили взять на себя обязательства повысить уровень хлебосдачи.

Принудительным порядком устанавливались социалистические соревнования между районами, о перевыполнении плана по хлебозаготовкам. Вот несколько передовиц из "Правды" того времени: "Выше уровень политической и организационной работы на хлебозаготовках", "Государственный план хлебозаготовок - незыблемый закон для каждого колхоза и совхоза". А вот отрывок из одной статьи: " В самом зародыше должна пресекаться всякая антигосударственная практика сдерживания хлебозаготовок. Всякий, кто проявляет беззаботное отношение к заготовкам хлеба, не оправдывает доверия партии и народа".

К тем, кто не обеспечил выполнение плана, сыпались обвинения о "намеренном сдерживании", "утаивании" и "саботаже". Были осуждены более 10 тысяч руководителей колхозов и совхозов. Для выколачивания хлебных запасов на места были посланы руководители партии: в Казахскую ССР был направлен А. И. Микоян, в Алтайский край - Г. М. Маленков, В Краснодарский край - Л.П. Берия и Л.З. Мехлис, в Курганскую область - Л.М. Каганович, на Украину - Каганович и Патоличев. И всё это привело к тому, что хлебозаготовки продолжались до конца 1946 года и весь январь 1947 года. И это привело к катастрофическим последствиям. Со второго полугодия 1946 года, обеспечение продуктами населения резко ухудшилось.

Большинство сельского населения было снято с пайкового обеспечения, а тем, кому паёк оставили, перестали выдавать на иждевенцев. А кроме того, сильно ударили по материальному положению людей два государственных денежных заёма, которые принудительно распространялись в 1946 и 1947 годах. Люди остались без средств к существованию. В разные инстанции пошёл поток жалоб и просьб. Вот что пишет в своём письме, на имя председателя Президиума Верховного Совета Н. М. Шверника, колхозница Н.И. Богачёва: " .. Моя семья состоит из 8 человек, в том числе, 6 детей. Мой муж - инвалид 2 группы. Мы выработали в колхозе 600 трудодней. В связи с засухой, на трудодни ничего не получили. В настоящее время семья голодает. Дети лежат в постели опухшие, под угрозой смерти. Обращалась в сельсовет за помощью, но ничего не получила. Прошу Вас спасти детей от гибели и разрешить заменить имеющиеся у нас облигации на наличные деньги в сумме 3 тыс рублей, чтобы купить на них продукты питания".

Но помогали единицам, и после завершения долгой бюрократической процедуры проверок. Но большинство людей никаких жалоб не писало вообще, так как не верило в оказание им помощи, а кроме того, написание жалоб всячески осуждалось и высмеивалось. А меж тем, наступал голод. Из закрытых донесений правительству видно, что в конце 1946 - начале 1947 годов заболевания алиментарной дистрофией (по причине голода) распространились на многие районы: Воронежской, Горьковской, Костромской, Курской, Ленинградской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской, Ульяновской областей, а также Краснодарского края, Башкирской и Татарской автономных республик. На 10 апреля 1947 года на Украине дистрофией болели 815 тыс. человек. В Молдавии - более 300 тысяч больных. Тяжёлое положение было таже на Урале и в Сибири.

О создавшемся положении знали местные руководители и писали в Москву письма и телеграммы с предложениями разбронировать хлебные запасы и выделить хлеб для остро нуждающихся. Но правительство СССР шло на это крайне неохотно, предпочитая ограничиваться мизерными подачками, которые не могли исправить создавшегося положения. Также шла помощь из-за рубежа, по линии Красного Креста и Организации помощи жертвам войны. Но конечно, и это также была капля в море. Только в середине 1947 года, когда стало ясно, что ослабевшие колхозники не могут провести сев для будущего урожая, стала поступать действенная помощь. Но, тем не менее, дефицит продовольствия продолжал сохраняться вплоть до 50-х годов, правда не принимая характера голода.

Общее количество зерна урожая 1946 года, заготовленного государством, составило 17,5 млн. тонн. Из них 11,6 млню тонн было потрачено на внутренние нужды 11,6 млню тонн, 1,1 млн тонн был продан на экспорт, а 4,8 млн. тонн были заложены в резерв из которого около 1 млн тонн зерна пропало в результате неправильного хранения. Количество погибших от голода сложно подсчитать из-за скрываемых данных. Некоторые исследователи приводят цифру 1,5 млн человек, а другие считают эту цифру завышенной. Что же касается ущерба здоровью, который нанёс голод, то его подсчитать невозможно. Во время голода выросла преступность. Люди стали покидать деревни и переселяться. в город, в котором можно было хоть как-то прожить.

Из всего вышесказанного ясно, что голод 1946 - 1947 годов случился не из-за засухи и неурожая. Настоящей причиной этого явления, стало преступное равнодушие к судьбам людей со стороны советского руководства и в первую очередь, со стороны И. В. Сталина, А.И. Микояна, Г.М. Маленкова и других. Также этот голод должен послужить нам всем уроком, чтобы больше такого никогода не происходило.

Воссоздание в вооруженных силах нашей страны Главного военно-политического управления, о котором сообщило 30 июля 2018 года ТАСС, вне всякого сомнения, событие не только ожидаемое, но и совершенно необходимое.

Напомним, что возглавил вновь созданную структуру бывший командующий Западным военным округом генерал-полковник Андрей Картаполов, назначенный заместителем министра обороны Российской Федерации - начальником Главного военно-политического управления. Соответствующий указ президента Российской Федерации Владимира Путина опубликован на официальном портале правовой информации.

Как мы знаем, аналогичная структура, Главное военно-политическое управление Вооруженных сил СССР, прекратила свое существование вместе с Советским Союзом. Из созданного в 1992 году на его основе Главного управления по работе с личным составом (ГУРЛС) политическая составляющая ушла, причем не только из названия.

Главными задачами ГУРЛС являлись работа с морально-психологическим состоянием личного состава, информационно-пропагандистская работа и патриотическое воспитание военнослужащих, организация военно-специальной, психологической и культурно-досуговой работы, а также создание условий для свободного вероисповедания.

В основе такой реорганизации лежал спекулятивный лозунг «Армия - вне политики», провозглашенный западными политиканами еще в ХIX столетии, чтобы минимизировать влияние армии как института по определению верноподданного и патриотичного, несущего идеалы подлинного аристократизма, на общество, которым они стремились безраздельно манипулировать.

То, что в результате подобной постановки вопроса воины демотивируются, и боевой дух армии оказывается подорванным, их не слишком заботило. Демократические временщики и в Европе позапрошлого столетия, и в России 90-х годов были готовы платить такую цену.


Данный лозунг не только спекулятивный, но еще и лживый. Ведь, как провозгласил великий прусский военный теоретик, генерал Карл фон Клаузевиц, «Война есть не что иное, как продолжение политики, с привлечением иных средств». Таковой она была при монархах, таковой остается и при демократах. Просто миф о деполитизированной армии превращает ее в слепое и безликое орудие не национальной власти, а закулисы, позволяет использовать военных втёмную и безответственно, в том числе и для сомнительной и откровенно грязной работы.

Но даже апологеты «армии вне политики» вынуждены признать, что солдат без достаточно серьезной мотивации не пойдет на смерть. Исключительно финансовая стимуляция также не может ее заменить – ведь покойнику, строго говоря, деньги ни к чему. А заработать можно и менее опасными способами. Кстати, профессиональные наемники, как правило, стараются участвовать в сравнительно безопасных миссиях – охране судов, «зеленых зон», нефтепромыслов, или связанных с обучением военных или полицейских формирований стран третьего мира. В крайнем случае, речь может идти о контрпартизанских мероприятиях.


Для участия в полномасштабных боевых действиях с высоким уровнем риска нанимают или жителей совсем нищих стран, или деклассированный элемент по принципу: «Вы будете сыты, пьяны, и обо всем позаботится король». Причем ни те, ни другие заранее не представляют уровень опасности своей будущей «работы».

Свидетельством эффективности деятельности ГУРЛС стали опросы солдат, которые военные психологи проводили в годы первой чеченской кампании. Так, наибольшая группа респондентов указывала, что причина их участие в войне связана исключительно со страхом наказания за уклонение от воинской службы. Для многих мотивом была месть за погибших товарищей. И совсем небольшая группа говорила о патриотических причинах. И практически все не доверяли высшему командованию и политическому руководству страны, полагая, что их «предают».


В этой связи можно привести весьма справедливое замечание русского военного психолога и психиатра Николая Краинского, участника Японской и Первой мировой войн. Он утверждал, что «армия и народ, лишенные воинского духа, в начале войны ставящие вопросы «зачем» или толкующие о непопулярности войн, в военном смысле уже мертвы. Они заранее побеждены».

В западных армиях пропагандистскую работу в отношении своих военнослужащих рассматривают как важную часть психологических операций, и ею занимаются соответствующие структуры. Однако такой подход едва ли можно счесть правильным, ведь психологические операции, как и пропаганда, предполагают манипулирование сознанием людей, «промывание мозгов», говоря американским сленгом, а не воспитание.


В то же время, как писал генерал Петр Ольховский, «воспитанием человек в войсках обрабатывается так, что достигается что-то столь большое и важное, что он не желая служить, служит; не желая идти в бой, идет; когда из присущего чувства страха смерти, его неудержимо тянет назад, все же идет вперед, преодолевая с огромным усилием этот страх».


В то время как, по мнению Краинского, пропаганда обыкновенно поддерживает только экстаз, она действует на психику масс при посредстве лозунгов, штампов и демагогических приемов. Поэтому пропаганда не может заменить воспитания и обучения, которыми прививаются идеи, составляющую основу идеологии.

Следует отметить, что в наше время, которое именуется «информационной эпохой», значение этих моментов усилилось еще более, как и возможности пропаганды. И если в советские времена враждебная пропаганда была представлена разве что радиоголосами и самиздатом, в основном недоступном для советских военнослужащих, то теперь ее возможности несоизмеримо выше. Сегодня откровенно антигосударственные и антироссийские материалы льются на наших граждан (в том числе и тех, что носят погоны) из некоторых отечественных СМИ и социальных сетей. Вражеские структуры ПСО активно используют кинематограф и компьютерные игры для внедрения в сознание наших людей определенных штампов и установок.

Иными словами, созданному Главному управлению работы предстоит куда больше, чем его советскому предшественнику. Но самой главной проблемой для новых политруков всех уровней станет даже не нехватка подготовленных соответствующим образом кадров, а отсутствие государственной идеологии, которая является базисом для всей системы армейского воспитания.


Между тем, если и не вся армия, то, во всяком случае, ее лучшая часть, даже в нашем «деидеологизированном» обществе является носителем государственно-политической идеи. Пусть и латентной, не сформулированной и не обозначенной официально. «Армия - это концентрированная нация, армия - военно-политический центр... Сила армии - во внутренней дисциплине. Внутренняя же дисциплина - это уже сторона идеологическая. Вне общей для всех чинов армии идеи она немыслима», - указывал еще один русский офицер, Евгений Шелль.


И это обстоятельство дает шанс (по всей видимости, не слишком большой) на то, что Главное военно-политическое управление может стать своего рода центром кристаллизации этой идеи, лабораторией по созданию государственной идеологии, а в дальнейшем и ее транслятором на все наше общество.


В противном случае речь может идти лишь о повышении статуса ГУРЛС, его переименовании и расширении штата.

В Министерстве обороны Российской Федерации создано Главное военно-политическое управление Вооруженных сил РФ. Об этом говорится в указе президента России Владимира Путина.

Согласно указу, генерал-полковник Андрей Картаполов назначен заместителем министра обороны и начальником Главного военно-политического управления ВС РФ. Кроме того, указ освобождает Картаполова от должности командующего войсками Западного военного округа, которую он ранее занимал.

В новой должности Картаполов будет отвечать за вопросы военной политики, идеологии и патриотического воспитания.

Чем будет заниматься новая структура?

Главное военно-политическое управление ВС РФ будет заниматься организацией работы с личным составом в повседневной деятельности войск и совершенствованием системы воспитания военнослужащих. Кроме того, в задачи новой структуры входит организация морально-психологического обеспечения ВС, а также организация работы по поддержанию уровня морально-психологического состояния военнослужащих, правопорядка и воинской дисциплины.

Впервые военно-политический орган управления появился в Красной армии после революции. Его название неоднократно менялось, и в 1991 году структура получила название Главного военно-политического управления Вооруженных сил СССР. Основной задачей подразделения со времени основания являлась работа с морально-психологическим состоянием личного состава.

После распада Советского Союза политическая составляющая ушла из названия главка - в 1992 году было создано Главное управление по работе с личным составом (ГУРЛС), которое также несколько раз меняло названия.

Согласно информации официального сайта Минобороны РФ, на сегодняшний день основными задачами ГУРЛС являются работа с морально-психологическим состоянием личного состава, информационно-пропагандистская работа и патриотическое воспитание военнослужащих, организация военно-специальной, психологической и культурно-досуговой работы, а также создание условий для свободного вероисповедания.

Кто такой Андрей Картаполов?

Картаполов родился в 1963 году в Германской Демократической Республике. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище (1985 год), Военную академию имени Фрунзе (1993 год), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2007 год). Службу проходил в Группе советских войск в Германии, Западной группе войск и Дальневосточном военном округе на должностях от командира взвода до командира дивизии.

В 2007-2008 годах занимал пост заместителя командующего армией в Сибирском военном округе. С 2008 по 2009 год был начальником штаба - первым заместителем командующего армией в Московском военном округе.

С 2009 по 2010 год Картаполов занимал должность начальника управления Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ. С мая 2010 по январь 2012 года был командующим 58-й армией Северо-Кавказского, затем Южного военного округов, в 2012-2013 годах - заместителем командующего войсками Южного военного округа, с февраля 2013 года по июнь 2014 года - начальником штаба Западного военного округа, с июня 2014 года по ноябрь 2015 года - начальником Главного оперативного управления - заместителем начальника Генерального Штаба ВС РФ.

В ноябре 2015 года указом президента Российской Федерации назначен командующим войсками Западного военного округа. Награжден орденом «За военные заслуги», многими медалями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!