Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей. Что делать родителям гиперактивного ребенка: советы психолога

В этой статье:

Гиперактивный ребенок – так называют детей, которые ни минуты не сидят на месте. Что в таких случаях делать родителям, какие можно дать советы по воспитанию неугомонных малышей? Быть может, по этому вопросу необходимо получить рекомендации психолога?

Если рассматривать понятие гиперактивности с медицинской точки зрения, то это состояние не требует медицинского вмешательства. Если у вас гиперактивный малыш, то в его воспитании помогут только советы опытного психолога. Он расскажет, как правильно направить, а не уничтожить или погасить этот комок энергии. Потому что это состояние, проявляемое в раннем дошкольном возрасте, при отсутствии верного направляющего вектора станет причиной больших неприятностей в младшей школе, а впоследствии и в старших классах. Оно может негативно отразиться на отношениях с детьми и преподавателями и сформировать комплекс неполноценности. Поэтому родителям лучше не медлить и следовать рекомендациям специалиста.

Как распознать гиперактивного ребенка

Основными признаками наличия гиперактивности являются спонтанные реакции, которые ребенок не может подавить в себе самостоятельно. Они негативно воздействуют на речь, внимание, подвижность крохи. Все вокруг называют этого живчика чрезмерно эмоциональным.

Также к негативным проявлениям гиперактивности относятся:


На практике это проявляется в следующих действиях. Для гиперактивного малыша является сущей пыткой стоять в очереди или слушать, сидя на одном месте, воспитателя или учителя. Сверхактивный карапуз очень много двигается, при коллективных ответах на вопросы всегда перебивает других и стремится сказать первым, плохо запоминает поручения и, как следствие, не выполняет их или выполняет некачественно.

Из-за бьющей ключом энергии такие дети не могут долго сконцентрировать свое внимание на чем-то, а потому часто не являются прилежными учениками, оставляя работу незаконченной. Они не могут дослушивать вопрос до конца, часто отвечают невпопад, не задумываются над ответом. Еще такие дети устраивают беспричинные истерики или проявляют гнев в неподходящее время. Они не могут понять чужих потребностей и вникнуть в желания других людей, согласовывая их со своими.

Признаки гиперактивного ребенка можно заметить в возрасте до семи лет. В дошкольном возрасте легче начать справляться с этой проблемой. Нужно понимать, что сверхактивные дети не могут сами справиться со своими состояниями, а потому родителям нужно им помочь.

Гиперактивные малыши требуют к себе большего внимания и участия в их жизни, чем более уравновешенные и спокойные. Но родителям нужно
помнить, что их усилия, потраченные на воспитание карапуза, потом окупятся сторицей. И станут примером для их чада, когда он сам будет взрослым.

Если ребенок гиперактивный, то очень важно знать, что делать родителям, чтобы эта активность стала максимально безопасной и полезной для ребенка, не причиняя беспокойства окружающим. Советы опытного психолога или мам, бабушек, переживших эти трудные периоды воспитания и становления личности, помогут молодым родителям справиться с этой проблемой.

Причины гиперактивности

Есть несколько причин, способных вызвать в детях состояние гиперактивности. К ним относятся:


Для того чтобы определить, является ли чадо гиперактивным, необходим не только совет психолога, но и семейного врача, чтобы исключить или подтвердить причину такого состояния.

Если причиной является состояние здоровья, то необходимо укрепить ребенка и не дать гиперактивности перерасти в психологическую проблему и стать негативной чертой характера.Если же ваш ребенок гиперактивный везде: дома, в детских коллективах, на прогулках, в детских учреждениях, – то пришло время узнать, что делать, и получить практические советы психолога.

Гиперактивность или недостаток внимания?

Иногда синдром гиперактивности путают с синдромом недостатка внимания. Как их отличить? Очень просто. Если вышеперечисленные признаки проявляются у ребенка и дома, и вне дома, то можно говорить о том, что сверхактивность имеет место быть. Если же они проявляются только в стенах дома, то обратите внимание на ваше отношение к ребенку, начните больше общаться с малышом, ходить с ним на прогулки, читать книжки, смотреть мультики и т.п.

Есть место еще и соединению этих двух синдромов. Медики называют его сокращенно СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Этот сидром может определить только врач. На основании исследований он сделает вывод, какое лечение необходимо ребенку, нужна ли помощь психолога, психотерапевта или другого детского врача.

На сегодняшний день существует много медицинских препаратов, способных помочь ребенку и совершенно прекратить подобные состояния. Они направлены на успокоение нервной системы, уравновешивание поведения ребенка, помогают сосредоточить внимание, улучшить память.

Прием лекарств назначается на утро, перед посещением ребенком детского сада или школы. Препараты выпускаются в форме конфет, капсул, жевательных пластинок, сладких сиропов. Назначает лечение только врач после беседы с родителями, поскольку лечение должно быть комплексным и включать в себя не только прием лекарственных препаратов, но и изменение образа жизни ребенка.

Для того чтобы вывести малыша из этого состояния, необходима помощь не только врача-терапевта, психотерапевта, но и психолога. Что же делать психологу с гиперактивным ребенком?

Для таких деток разрабатывается индивидуальный план по изменению образа жизни, в котором есть четкие рекомендации, что можно и что нельзя делать карапузу. План может включать в себя занятия с психологом по релаксации и поведенческой терапии, на которых ребенка учат расслабляться, успокаиваться, правильно дышать, делать глубокие дыхательные упражнения. Проводят психологические занятия, в ходе которых детей учат ставить цели и достигать их.

Если поставлен диагноз «гиперактивность», то о нем должны знать не только родители и врачи, но и учителя в школе, чтобы разработать индивидуальный план помощи ребенку: позволить выполнять задания более длительное время, сидеть на самом спокойном месте в классе.
При правильном подходе этот недуг может быть полностью устранен.

Положительные стороны гиперактивности

Ученым удалось выяснить, что синдром СДВГ имеет и положительные стороны. Гиперактивный ребенок является:


Многие гиперактивные дети – это очень талантливые и художественно одаренные личности!

Советы психологов по воспитанию гиперактивных детей

Прежде всего, дети с обнаруженными симптомами гиперактивности и синдромом СДВГ должны принять квалифицированную помощь психотерапевта и психолога. Для устранения неблагоприятных проявлений родителям не нужно пренебрегать и медикаментозным курсом лечения. Также необходимо наладить распорядок дня ребенка, прием витаминов и правильный
рацион. Необходимо проводить с ребенком физкультуру, совместные прогулки на свежем воздухе, занять его посещением интересных кружков, неагрессивных спортивных секций.

Эти занятия должны способствовать развитию в крохе систематичности, структурности, правильного и четкого взаимодействия с окружающим миром. Они нуждаются в поощрениях, наградах за выполненные до конца задания и в большом проявлении родительской любви, ласки и внимания к своей жизни.

Несколько правил, выполнение которых поможет воспитывать гиперактивного ребенка

Выполняя все эти нехитрые действия, прислушиваясь к советам, вы сможете из непоседы, кипящего энергией, не умеющего усидеть на месте ни минуты, постоянно задающего немыслимое количество вопросов, вырастить гения или настоящего мастера в какой-либо важной отрасли жизни. Главное с такими детками – терпение и любовь. Все остальное – это ряд регулярно выполняемых действий, которые для вас определит специалист. Ваша задача – просто их делать.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Гиперактивный школьник

Особенно трудная ситуация с гиперактивным ребенком складывается в учебном заведении. Неусидчивость, эмоциональность, сложности в концентрации внимания и восприятии потока информации могут поспособствовать тому, что ребенок будет отставать в учебе, с трудом найдет общий язык со сверстниками.

Тут нужны постоянные консультации психолога, терпение и понимание со стороны учителей, поддержка родителей. Помните, что ваш отпрыск не виноват в том, что имеет определенное поведенческое расстройство.

Хотите лучше понимать ваших детей? Вам поможет видео, где дает советы знаменитый отечественный педиатр доктор Комаровский, для которого гиперактивный ребенок - это полноценный член общества со своими особенностями психического развития. Нужно быть терпеливыми и спокойными в общении с ним, выделять и развивать таланты, творческие наклонности. Пусть малыш не замыкается, а прогрессирует, ведь гиперактивность не должна тормозить развитие человека. Она представляет собой не серьезное отклонение, а специфическую индивидуальность.

Гиперактивный ребенок.

Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть спокойно и минуты? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у Вас гиперактивный ребенок.

Симптомы гиперактивности. Как же проявляется гиперактивное поведение? Гиперактивный ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного крохи плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов. Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.

Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных.

Некоторые исследователи предполагают, что гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую гиперактивные детки рождаются в семьях, в которых такой диагноз ставили маме или папе, или другому близкому родственнику. Существуют предположения, что такой диагноз является следствием преперенательных осложнений, тяжелых патологических родов.

Первые признаки гиперактивности, как правило, проявляются еще в раннем дошкольном возрасте. Чаще гиперактивность встречается среди мальчиков.
При неблагоприятном взаимодействии с гиперактивным ребенком, такие нарушения становятся долговременными и могут проявляться вплоть до позднего подросткового периода. У таких подростков повышается степень риска развития антисоциального и агрессивного поведения, более серьезного употребления алкоголя и наркотиков, беспокойства, более частой смены мест работы, супружеских проблем, а также повышенной опасности суицида. Поэтому очень важно как можно раньше диагностировать гиперактивность ребенка и проводить необходимый ряд мероприятий.

Почему это могло произойти?

Осложнения во время беременности и родов (резус – конфликт, инфекционные заболевания, внутриутробная гипоксия, длительные или стремительные роды); болезни самого ребенка (патологии сердца, энцефалит, менингит); генетическая предрасположенность; социальные причины (малообеспеченные семьи, неполные семьи).

Как помочь ребенку?

Работа с такими детьми должна проводиться в комплексе. Необходимо привлекать психологов, психотерапевтов, невропатологов, педагогов и родителей.

Назвать общие конкретные пункты помощи весьма затруднительно.

1. Для начала надо очень внимательно присматреться к гиперактивному ребенку и постараться максимально полно понять его характер, увлечения, привычки. Нет одинаковых детей и нет одинаковых гиперактивных детей. К каждому такому ребенку надо подбирать индивидуальную линию поведения. Например, если у ребенка, который доставляет массу хлопот окружающим своей гиперактивностью, имеются определенные способности, талант, стремления к какому то роду деятельности - надо активно развивать это направление. У ребенка есть слух, хороший голос - отправьте его заниматься пением. Он почувствует, что может себя реализовать и начнет постепенно меняться.

2. Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Находите побольше причин для похвалы такого ребенка. Он должен почувствовать, что он нужен и любим.

3. Практика работы с гиперактивными детьми показывает, что демократические методы воспитания и жесткие методы воспитания, вплоть до физических наказаний, применяемые по отдельности не приносят эффекта. Запреты и замечания должны быть категоричными, но должно быть предложено такому ребенку возможность альтернативная форма поведения. Например: "Нельзя рисовать на парте, но если ты хочешь рисовать, давай дадим тебе лист бумаги". Запретов не должно быть очень много, иначе они потеряют свою эффективность.

4. Надо чаще применять тактильный контакт, например, когда ребенок ложится спать, надо садиться рядом с ним, поглаживать его, произнося при этом тихие и ласковые слова. Это понизит мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка и сделает его менее импульсивным. Тактильный контакт возможно применять и в школьных условиях: посадить гиперактивного ребенка за первую парту, а проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это включает внимание ребенка.

5. Борясь с импульсивностью ребенка, нельзя действовать только жестко и непреклонно. Нельзя требовать невыполнимой для него задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Такой ребенок просто физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Вы хотите, чтобы такой ребенок был и внимательным и усидчивым и сдержанным? Надо тренировать все эти функции постепенно и по очереди (а не одновременно!). Например, тренируя навык усидчивости, поощряйте ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

6. Не подавляйте у ребенка потребность в двигательной активности, лучше направьте её в нужное русло: занятие плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.

7. Не забывайте, что гиперактивный ребенок легче работает в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце. Постарайтесь находить возможность для индивидуальных занятий, т.к. находясь один на один со взрослым, ребенок не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

8. Для гиперактивного ребенка надо создавать возможность делить школьный урок на несколько периодов. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Понятно, что в условиях обычной средней школы, это сделать очень сложно. Надо, по возможности, находить пути индивидуального обучения, в группах с меньшим количеством учеников и с учителями, которые понимали бы проблемы данного ребенка.

9. Школьные программы сейчас очень усложнены и за время урока ученикам приходится сменить род деятельности по нескольку раз. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому преподователь в школе может за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить класс: "Осталось столько-то минут" или использовать не словесные сигналы, а например сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. Это позволит гиперактивному ребенку успеть перестроится.

10. Сделайте так, чтобы гиперактивный ребенок написал сам для себя свод необходиых правил или инструкций и поместил бы его на видном месте. Но не забывайте, что любое правило или инструкция должно быть конкретным и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. Родитель или педагог должен четко предупредить о последствиях несоблюдения правил или инструкций, но при этом давать возможность исправить не преднамеренное нарушение данных правил.

11. Необходимо разработать система поощрений и наказаний для такого ребенка. Она должна быть гибкой, но последовательной. Учитывя гиперактивность ребенка, поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15- 20 минут. Например, за правильное поведение можно давать жетоны, а потом обменивать их на приз (конфету, игрушку и т.д.).

12. Одно из главных правил поведения взрослого по отношению к гиперактивному ребенку: при любом неожиданном действие ребенка (даже носящим провокационный характер) - оставайтесь спокойными и хладнокровными, как бы это не было трудно. Прежде чем среагировать на неприятную ситуацию, попрубуйте сосчитать до десяти. И избежав эмоциональной вспышки, Вы сможете лучше понять ребенка.

13. Родители гиперактивного ребенка не должны впадать в отчаяние, уидев поведение своего чада. Они не должны винить ребенка или себя. Он такой какой есть. Надо без паники стараться выработать модель поведения с ребенком, посоветовавшись с педагогами, детскими психологами. Встречать ребенка из школы надо в любом случае, не упреками, а нежностью и улыбкой.

14. Родители должны хорошо продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

15. Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора, постоянно открывающихся дверей. При выполнении домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

16. Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

17. Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания.

18. Для гиперактивного ребенка надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество. Если Ваш малыш напакостил, поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить причины его поступка. Дайте возможность малышу осознать свою неправоту, попросить прощения и разработать дальнейший план действий. В этот план будут входить способы ликвидации последствий «плохого» поступка (если это возможно). Например, если ребенок разбросал вещи или игрушки по квартире, то помогите ему разработать план уборки и т.д. Так же в этот план будут входить меры наказания в случае повтора рецидива. При этом разработкой плана вы должны заниматься вместе, и он обязательно должен быть согласован и утвержден и Вами и ребенком.

Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности. Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите, и как он Вам дорог.

При взаимодействии с таким ребенком необходимо помнить о том, что ему сложно концентрировать внимание на чем-то одном. Его интерес постоянно «скачет» с одного объекта на другой, он не может закончить начатое дело. Поэтому одной из Ваших первых задач стоит задача обучения ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любых занятий с одной стороны следите за тем, чтобы в каждом элементе игры или действия было логическое завершение, а с другой – следите за вниманием ребенка. При этом Вы должны быть готовы переключаться вслед за интересами ребенка. Но обязательно возвращайтесь к предыдущему занятию и заканчивайте его. Например, Вы рисовали с малышом картинку, и вдруг он вскочил и подбежал к окну. Подойдите к нему, обнимите. Рассмотрите то, что сейчас есть за окном. Обсудите те моменты, которые заинтересовали малыша. После того, как интерес к окну у ребенка пропадет, вернитесь к окончанию недоделанного рисунка и обязательно завершите его.

У ребенка с такими сложностями, как гиперактивность, обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической «разрядки». Такому ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно реагировать. Задача взрослых, которые окружают такого кроху – дать ему возможность такой разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у Вашего малыша было выделено место и время для таких «разгрузок». Это могут быть более частые прогулки, особенно перед сном или любой спокойной деятельностью; личное место в квартире, которое оснащено всевозможными лесенками и горками или посещение активных кружков, например активный спорт или танцы. При этом главное, чтобы выбранное Вами занятие ребенку нравилось и было интересно.

Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?

Что такое синдром гиперактивности?

Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6-8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.

Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность , сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.

На сегодняшний день выделяют :

    Гиперактивность без нарушения внимания;

    Нарушение внимания без гиперактивности;

    Гиперактивность с нарушением внимания.

Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

    Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.

    На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.

    Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.

    Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.

    После 7-8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.

Почему возникает эта проблема?

Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:

Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.

Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка. Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости , постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.

Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.

Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.

«Вечный двигатель», – так отзываются уставшие родители, измученные воспитатели и учителя о гиперактивном чаде. Именно он в младенчестве периодически выпадает из кроватки, а в пять лет его невозможно увлечь интересной сказкой или любимым мультфильмом хотя бы на 20 минут. В начальной школе все проблемы только усугубляются. Откуда же берется чрезмерная активность у детей и как с ней бороться?

Что такое гиперактивность?

По утверждениям специалистов, это состояние проявляется у малышей в виде избыточной активности, непоседливости и множестве лишних движений. Больше всего такое поведение характерно для дошкольников, так как их нервная система еще слишком неустойчива.

Мальчишки страдают от гиперактивности в несколько раз чаще, чем девочки. Медики объясняют это тем, что они обычно крупнее деток женского пола при рождении, что чревато различными повреждениями. Также отделы головного мозга, ответственные за регулирование и контроль, созревают у мальчиков гораздо позже.

В настоящее время количество ребятишек с данным нарушением центральной нервной системы значительно увеличилось. Статистика врачей неутешительна – признаки заболевания наблюдаются примерно у 40 % детей дошкольного возраста и у половины учеников начальных классов. Что, согласитесь, немало!

Проявления гиперактивности

Синдром излишней активности имеет множество симптомов. Перечислим основные:

  • Недостаток внимания

Малыш не в состоянии долго концентрироваться на одном занятии, которое требует от него определенных усилий: раскрашивание, чтение, просмотр телевизора, решение примеров. Именно из-за невнимательности такие детки часто испытывают сложности с учебой.

  • Импульсивность

Гиперактивные дети часто ведут себя необдуманно, постоянно торопятся, отвечают прежде, чем был задан вопрос. Им сложно дождаться своей очереди и спланировать что-то заранее. Поэтому зачастую отношения с одногруппниками и одноклассниками портятся, а родители посещают школу с той же периодичностью, что и работу.

  • Чрезмерная подвижность

Такого ребенка практически невозможно застать в полном покое – он или бегает, или скачет, или дрыгает ногами, если его попросили присесть на стул. Также гиперактивное чадо можно узнать по богатейшим мимическим проявлениям, бегающим глазам и беспокойным пальчикам. Передвигается он обычно вприпрыжку, вынуждая маму за ним бегать.

  • Перепады настроения

Родителям сложно разобраться в эмоциональном состоянии своих детей. У них непредсказуемое поведение, причем эмоциональные всплески возникают без какой-либо очевидной причины. Кроха может стать агрессивной и даже жестокой в один момент, а через четверть часа уже мило беседовать с мамочкой или сверстниками.

  • Плохая память

Из-за низкой концентрации внимания, импульсивности поступков и чрезмерной отвлекаемости детки, как правило, плохо запоминают и усваивают информацию.

Причины появления гиперактивности

В основе этого заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция, которая нарушает протекание психических процессов и вызывает все вышеперечисленные особенности у ребенка. А вот провоцирующими факторами такого расстройства являются:

  • Протекание беременности

Сильные токсикозы, повышенное давление, гипоксия плода, употребление матерью алкоголя, никотина или наркотиков, воздействие токсических веществ повышают вероятность рождения гиперактивного малыша.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Неблагоприятные роды

К гиперактивности могут привести недоношенность, затяжные или, наоборот, стремительные роды, их искусственная стимуляция, а также применение различных средств родовспоможения (в частности, щипцов).

  • Генетическая предрасположенность

Не стоит удивляться наличию у своего отпрыска подобного заболевания, если вы сами страдали в юном возрасте от импульсивного и расторможенного поведения.

Как помочь ребенку?

Некоторые взрослые, воспитывающие гиперактивных ребятишек, зачастую теряют самообладание и срываются на них, несмотря на всю любовь и заботу. Другие матери и отцы опускают руки, считая, что из их крохи уже ничего хорошего не получится. Третьи же стараются взять малыша в «ежовые рукавицы», вводя самые строгие дисциплинарные меры воздействия.

Конечно, каждый излишне активный ребенок – яркая индивидуальность, а значит, нуждается в особом подходе. Однако знание общих психологических особенностей таких детей позволяет специалистам дать несколько рекомендаций, которые помогут вам найти ключик к своему отпрыску.

  • Четко формулируйте задания

Из-за трудностей с сосредоточенностью и высокой отвлекаемости ставьте перед малышом конкретные задачи. Ваши фразы должны быть короткими, четкими, без лишних подробностей. Постарайтесь избегать перегруженных конструкций.

  • Соблюдайте последовательность

Никогда не выдавайте своему гиперактивному чаду сразу несколько поручений. Как часто вы говорите деткам: «Ну-ка, убери машинки, помой ручки и садись за стол»? Ребенок не сможет сразу воспринять такой объем информации и, пожалуй, не выполнит ни одного задания, а увлечется чем-нибудь другим. Давайте следующие указания по мере выполнения.

  • Корректно формулируйте запреты

Такие детки крайне негативно относятся к слову «нет», поэтому постарайтесь не употреблять его. К примеру, вместо категорического табу «Не ходи по луже» скажите: «Давай лучше гулять по сухой дорожке». И, конечно, в любой конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие.

  • Устанавливайте временные границы

Маленькие дети вообще имеют слабые представления о времени, так что вам нужно будет самим следить за выполнением вашего задания. Если вы планируете уложить кроху спать, отвлечь его от игры, позвать на ужин, необходимо заранее его предупредить: «Через пять минут мы будем ужинать».

  • Направьте энергию в «мирное русло»

Чтобы ребенок стал более спокойным, постарайтесь гулять с ним на свежем воздухе, запишите его в спортивный кружок, почаще ходите на аттракционы, катайтесь на велосипеде, коньках или играйте в мяч. В общем, найдите тот вид деятельности, который доставит ему искреннее удовольствие.

  • Обеспечьте медикаментозное лечение

Обязательно обратитесь за помощью к невропатологу, который не только поставит верный диагноз, но и сможет подобрать правильный фармакологический препарат. Врачебная статистика говорит, что воздействие лекарств эффективно в 80 % случаях гиперактивности: улучшается поведение, повышается самоконтроль.

Если в вашей семье растет неугомонный ребенок-ураган и вы не понимаете, как поступить, прежде всего, постарайтесь набраться терпения и знайте, что он ни в коем случае не хочет вам досадить. Не бойтесь обращаться за квалифицированной поддержкой к неврологу или психологу, следуйте их рекомендациям и нашим советам. И не забывайте, что ваше чадо ничем не хуже других детишек, и также нуждается в вашей любви и понимании. При соблюдении этих условий у вас получится вырастить из маленького баловника собранного и спокойного подростка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!