Коллективные игры на свежем воздухе. Подвижные детские игры на свежем воздухе

королёва
Памятка для родителей «Игры с детьми летом на свежем воздухе»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подвижные игры для детей на свежем воздухе летом .

Весной, летом и осенью очень удобно организовывать проведение различных подвижных игр и упражнений на свежем воздухе . Физические упражнения на природе чрезвычайно благоприятны для совершенствования многих движений детей, развития их двигательных качеств. Широкий простор позволяет двигаться активно, свободно, непринужденно, что способствует развитию сноровки, ловкости, выносливости ребенка. На открытых лужайках дети могут двигаться с большой скоростью, не опасаясь ни на что натолкнуться.

Каждый раз, собираясь на прогулку или планируя выезд на природу, продумайте, в какие игры будет играть ваш ребенок и возьмите все необходимое : мячи, ленты, обручи и т. д.

Некоторые из них :

1. Катаемся на велосипеде, самокате

Для развития координации, очень хорошо подходит ребенку велосипед или самокат. Он должен подходить малышу по размеру и возрасту. Катание на велосипеде укрепляет мышцы ног ребенка. Можно мелом нарисовать пешеходный переход, где будет ходить мама-пешеход, нарисовать светофор. Так ребенок интересно выучит правила дорожного движения. А если вместе с друзьями устроить гонки на велосипедах – то интересное соревнование

вам обеспечено!

2. Играем в песке

Песок не пропустит не один ребенок. И это очень полезно для моторики рук. Что только не происходит в песочнице : строятся замки, туннели, проезжают машины, лепятся пирожки, возводятся башни-великаны. Игры с песком могут развивать не только маленькие пальчики, но и логическое мышление, память , внимание. Когда лепим куличики – находим самый большой, самый маленький.

3. Играем с мячом

Возьмите с собой на прогулку мяч. Игры с мячом развивают у ребенка зрительно-моторную координацию. Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, катить по земле, бросать в цель или корзину. Покажите крохе, что мяч можно пинать ногой – может у вас вырастет будущий футболист! Учите малыша пинать мяч как правой, так и левой ногой.

4. Играем с обручем.

Обруч можно не только использовать по назначению. Поиграйте с ним в интересные игры : Положите обруч на пол и бросайте в него предметы.

Обруч может превратиться в руль – ребенок придумает веселую поездку на поезде, машине или самолете. Если положить на дорожке несколько обручей, то можно прыгать по ним, как по кочкам, изображая лягушку. Обруч может быть домиком, в который будет прятаться мышка, убегая от кошки. Поставьте несколько обручей на ребро – получился отличный тоннель для ребенка. Предложите ему проползти внутри него.

7. Играем со скакалкой.

Прыгать через скакалку ребенок научится не сразу, а уже ближе к школе. Но это вовсе не означает, что сней нельзя придумать множество интересных развивающих игр. Положите скакалку на пол, предложите ребенку перепрыгнуть через нее. Постепенно поднимайте ее выше и выше – через нее можно пролезать внизу, чтобы не задеть , перешагнуть. Из скакалки можно сложить интересные предметы – чашку, машинку, квадратик и т. д.

8. Подвижные игры на свежем воздухе .

Когда ребенку надоест лепить куличики или кататься на велосипеде, можно поиграть с ним в подвижные игры на свежем воздухе :

Казаки-разбойники.

Дети делятся на две команды. Разбойники убегают, а казаки их догоняют. Убегая и прячась, разбойники мелом рисуют стрелки в том направлении, куда они убегают. Задача казаков – по стрелкам отыскать разбойников.

Дети строятся по парам. Последняя из них проходит через

«туннель» и становится первой. Таким образом, продвигаемся вперед.

Ведущий, стоя спиной, произносит - 1-2-3-стоп. Участники

двигаются к нему быстрым шагом. На слово «стоп» останавливаются. Ведущий поворачивается и отгадывает, сколько шагов к каждому игроку.

Игра Рыбак

При помощи считалки выберите из играющих "рыбака". Завяжите ему глаза. Все остальные дети-игроки "рыбки". Они должны, хлопая в ладоши, ходить или бегать вокруг "рыбака". Тот будет стараться их поймать. Если на пути "рыбака" окажется какое-либо препятствие, стена, скамейка и т. д., дети должны предупредить "рыбака": "Мелко".

Когда "рыбак" поймает какую-либо "рыбку", то он должен угадать, кто это. Если угадает, то "рыбаком" становится невезучая "рыбка", и игра продолжается. Если не угадает, то он отпускает жертву и принимается снова ловить. В случае если "рыбак" не смог угадать три раза, вы должны определить нового "рыбака".

Игра с мячом

Эта игра на свежем воздухе для двоих детей . Для игры понадобится небольшой мяч и металлическая или пластиковая банка. Игровое поле надо расчертить, располагая линии на расстоянии примерно тридцать сантиметров одна от другой. Посередине ставится банка. Игрок, который собьет мячом банку, переставляет его на одну черту ближе к себе. Тот из детей, кто таким способом подвинет банку ближе всего к себе, становится победителем.

Вытолкни из круга

Нарисуйте на улице круг диаметром три метра. В него должны войти два ребенка и принять исходное для игры положение , стоя на одной ноге, правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу. Задача игроков заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга или заставить встать на две ноги, толкая его плечом.

Игра перетягивание

Эта игра на свежем воздухе для двух детей . Проведите на асфальте или на песке черту. С обеих сторон на равном расстоянии на полшага от нее друг против друга, взявшись за руки, должны встать двое играющих, каждый из которых старается заставить соперника наступить на черту ногой или переступить ее. Рывки в игре не разрешаются, перетягивание должно быть плавным.

Салочки или пятнашки по кругу

Эта игра подойдет для двух детей в возрасте от четырех лет. Начертите на песке или на асфальте круг диаметром полтора метра.

Два игрока должны встать с разных его сторон. По сигналу "Раз, два, три!" они начинают прыгать вокруг на правой ноге или на левой по часовой стрелке, стараясь догнать и запятнать друг друга.

Почти классики

Нарисуйте на песке или на асфальте восемь десять кругов на расстоянии тридцать-пятьдесят сантиметров один от другого, расположенные по замкнутому кругу.

Попросите ребенка прыгать из одного круга в другой на одной ноге прямо или боком. Если в игре принимают участие двое или несколько детей, то выигрывает тот , кто дольше всех продержится на одной ноге.

Игра «Идем по кругу»

Эта игра на свежем воздухе или в просторном помещении разыгрывается при большом числе игроков, потому что они должны построиться в два круга - внешний и внутренний. Внешний круг - большой, внутренний состоит всего из трех-четырех человек. Ребята, составляющие большой круг, стоят на месте. Ведущий встает в малый круг и вместе с игроками идет по кругу, приговаривая : "Мы по кругу идем и с собою несем сладкое". В ответ на это игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например, сахар. Тот, кто первым назвал нужный предмет, переходит во внутренний круг, и игра продолжается.

Ведущий и игроки малого круга произносят разные ее варианты "с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т. д. Постепенно все игроки переходят в малый круг. А тот, кто оказался в бывшем большом круге последним, становится проигравшим и должен выполнить какое-либо задание "фант".

Веселого вам отдыха и интересных игр летом !

Игры на свежем воздухе не только полезны для здоровья, они также развивают в детях коммуникабельность. Ребятишки начинают понимать, что такое взаимопомощь, как иногда важно подчинять свои желания общим интересам, а это всё им пригодится во взрослой жизни.

Активные игры на свежем воздухе насыщают организм ребёнка кислородом, а это улучшает и мышечную работу, и мозговую активность. Играть можно на детской площадке во дворе, а также в парках, зонах отдыха. Чтобы дети быстро не уставали, лучше чередовать подвижные игры с более спокойными.

1. Коснись мяча

Дети становятся в круг, их задача - передавать мяч на вытянутых руках, чтобы водящий, который стоит за кругом, не достал мяч. У кого в руках мяч «запятнан», становится вместо водящего. По правилу: мяч кидать друг другу нельзя и если кто-то мяч роняет, то выбывает из игры.

2. Паровозик

Дети становятся друг за другом, держатся за впереди стоящего. Во главе паровозика ведущий - машинист, который ведёт его по своему маршруту. Дети должны следовать за ведущим, повторять его движения. Если тот подпрыгивает, то стоящие за ним ребята, должны подпрыгивать один за другим тоже, если поворачивает вокруг дерева, то «паровоз» следует за ним. По правилу: дети не должны отцепляться друг от друга, ведущему же не разрешается бегать быстро.

3. Пчелки

Детишки становятся в линейку, перед ними метров 15-20 мелом рисуется линия. Это домик пчёлок. Два-три человека (пчёлки) становятся за линию и по команде ведущего начинают не спеша двигаться по направлению к ребятам со словами: «Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше, через кустики и кочки, через ветки и пенечки. Глянь — дупло высокой елки. Вылетают злые пчёлки!» Пчёлки начинают кружиться. В это время игроки произносят слова: «Нам не страшен пчёлок рой, убежим сейчас домой» и пытаются пробежать за линию, которая находится за спиной пчёлок. Те же пытаются поймать ребят, «ужалить». Кого «ужалила» пчела, в следующем кону становится вместо неё.

4. В лес за ягодами

Выбирается водящий - мишка. Он «спит» в обозначенном месте - берлоге. Дети выходят из дома (очертить кружок) в лес за ягодами (вместо ягод можно использовать любые лёгкие предметы). Они произносят: У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь постыл, на печи застыл». По знаку ведущего медведь внезапно просыпается и бросается ловить детей на поляне. Побеждает не только тот, кто убежал от мишки, но и принёс домой больше ягод. Кого водящий поймал первым занимает его место в следующем кону.

5. Кошки-мышки

Дети становятся в круг, берутся за руки, в центре - «мышонок». За кругом на небольшом расстоянии находится «кошка». Руки детей подняты вверх, при приближении кошки, руки опускаются - ворота закрываются. Если кошка пытается пробраться через низ, то дети приседают, не давая кошке забраться в круг. Если же ей удаётся пробежать сквозь заслон, противоположная сторона быстро выпускает мышонка из круга, закрыв затем проход для кошки. Эта игра на внимание и быструю реакцию.


6. Воробьи

Очерчивается круг - диаметром 3-4 м, внутри него стоит водящий - «сокол». Остальные дети - «воробышки». Их задача - «клевать зерна», которые находятся внутри круга. Поэтому они запрыгивают и выпрыгивают из круга таким образом, чтобы сокол не запятнал их. До кого сокол дотронется - становится водящим в следующем туре.

7. Тише едешь, дальше будешь

Рисуется две черты на расстоянии примерно 5 м. Выбирается водящий. У одной черты становится игрок, у второй - спиной к игроку водящий. Водящий произносит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп» и резко оборачивается. В это время, двигающийся в его направлении игрок должен остановиться. Если он не успел «застыть», то становится вместо водящего. В игре могут принимать участие несколько человек.

8. Львы и зебры

Выбирается место - степь, где пасутся зебры, линиями обозначается река. Дети - зебры. Выбирается водящий - лев, который становится на возвышение (его логово) и произносит: «На охоту вышел лев, очень страшен его гнев! Раз, два, три, игру начни». Лев пытается поймать «добычу», зебры убегают. Они могут «перескочить» через реку, там безопасное место, где лев их не достанет. Если лев поймал зебру, он забирает её в своё логово.

9. «Король любит»

Выбирается водящий - король. Проводится линия, на ней король становится спиной к игрокам и произносит две фразы: «Король любит…» и «Король не любит…», называя при этом два цвета. Например, если король говорит: «Король любит синий цвет», то дети в одежде синих оттенков проходят рядом с королем спокойно. Если он говорит: «Король не любит красный», то ребята в одежде с красными вставками или рисунками должны пробежать мимо короля за линию, чтобы он до них не дотронулся.

В хорошую погоду, особенно в летний период, дети любого возраста огромное количество времени проводят на улице. Собираясь большими компаниями, они устраивают и развлечения, позволяющие провести время с пользой и интересом.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию несколько занимательных игр на свежем воздухе для детей, с помощью которых ребята смогут выплеснуть свою энергию и хорошо повеселиться.

Подвижные игры на свежем воздухе для детей

Наиболее часто для детей школьного и дошкольного возраста на свежем воздухе организуют активные игры, которые позволяют ребятам немного отдохнуть и отвлечься от учебы. В частности, мальчишкам и девчонкам можно предложить следующие забавные развлечения:

  1. «Замыкая круг». Среди всех ребят выбирается один водящий, тогда как все остальные участники встают, держась за руки, и образуют собой круг. Водящий отворачивается, после чего дети начинают всеми силами запутывать круг, перелезая через других игроков любыми возможными способами, но не размыкая рук. Задача водящего – вернуть круг в исходное состояние, но не разрывать его, то есть не расцеплять руки других участников.
  2. «Забавные прыжки». Перед началом этой игры мелом или палочкой необходимо начертить окружность радиусом 1,5-2 метра. Один из ребят размещается в центре круга, а все остальные рассредоточиваются по его периметру. По сигналу все игроки начинают поочередно впрыгивать и выпрыгивать из круга. Ребенок, стоящий в центре, должен дотронуться до них рукой, после чего ребята считаются пойманными. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник.
  3. «Котенок». Среди игроков выбирают водящего, который прячется за деревом или любым другим предметом и начинает мяукать. Остальные ребята должны максимально быстро его найти. При этом «котенку» разрешается менять свое местоположение, пока никто не видит. Игра продолжается до обнаружения водящего, а затем при желании повторяется с новым игроком в его качестве.

Также для компании детей на свежем воздухе подойдут веселые игры-соревнования:

  1. «Бег наоборот». В этой забаве все ребята делятся на пары, участники каждой из которых поворачиваются спиной друг к другу и держатся за руки. В таком положении, не отцепляясь друг от друга, им необходимо добежать до заданной точки и обратно. Выигрывают участники, которым удалось добиться цели быстрее других.
  2. «Великаны и лилипуты». Для этой игры необходим ведущий, который будет отдавать команды игрокам. Он должен говорить ребятам слова «лилипуты», «великаны», а также любые другие, например, «встаньте», «сядьте», «закройте глаза» и другие. При этом в ответ на слово «лилипуты» игроки должны присесть, а на слово «великаны» - встать и вытянуть руки вверх. На все остальные команды участники игры вообще не должны реагировать. Те игроки, которые что-то перепутали, выбывают. Выигрывает тот, кто смог продержаться дольше остальных.
  3. «4 стихии». Эта игра является отличным времяпрепровождением для младших школьников и, к тому же, способствует развитию внимательности у ребят. Перед ее началом все игроки встают в круг, а один из них, держащий в руках мяч, – в его центр. Ведущий поочередно кидает мячик каждому ребенку, произнося одно из 4 слов: «земля», «огонь», «воздух» или «вода». Тот, кому бросили снаряд, должен правильно отреагировать на заданную команду – в ответ на слово «земля» назвать любое животное, которое ранее не называли другие игроки, на слово «вода» - рыбу, «воздух» - птицу, а при слове «огонь» просто помахать руками. Невнимательный игрок сразу же выбывает. Победителем становится тот участник, которому удалось продержаться дольше остальных.

Наконец, классические для детей на свежем воздухе станут превосходным развлечением для большой компании, например:

  1. «Кенгуру». Все игроки делятся на 2 шеренги, капитану каждой из которых вручается маленький теннисный мяч. Задача каждого участника – зажать снаряд между коленями и пробежать так до заданной точки, а затем вернуться и передать мячик следующему игроку. Если в процессе предмет падает на землю, ребенок должен остановиться, снова зажать его между ногами и продолжить выполнение задания. Выигрывает та команда, которой удалось справиться за минимальное время.
  2. «Баба-Яга в ступе». Ребята должны разделиться на 2 команды, капитан каждой из которых получает небольшое ведро и швабру. Игрок встает одной ногой в ведро, а другую при этом оставляет на земле. Его задача – одновременно поддерживать ведро за ручку и держать швабру так, чтобы она не упала. В таком положении участник эстафеты должен достигнуть заданной точки, вернуться к своей шеренге и передать предметы следующему игроку. Победителями становятся те ребята, которые достигли цели быстрее.

Прятки

Играют 3—10 человек. Выбранный водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету. Это место называют «коном». Водящий громко считает до 20—30 (по уговору) или произносит считалку. Тем временем остальные прячутся в разные места.

Закончив счет, водящий открывает глаза и начинает искать ребят. Увидев кого-либо, называет его по имени и бежит на кон. Найденный бежит туда же, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого тот стоял. Если он сделает это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший прибежать на кон раньше водящего.

Двенадцать палочек

Это усложненный вид пряток. На камень или сук кладется доска длиной 60—70 см, на один ее конец укладывают 12 палочек длиной 12—14 см Кто-либо из игроков или водящий ударяют ногой по поднятому свободному концу доски. Палочки разлетаются в разные стороны, и водящий начинает их собирать. За это время все прячутся. Уложив все 12 палочек на конец доски, водящий оправляется на поиски. Каждый найденный выбывает из игры. Если кто-то из спрятавшихся сумел добежать до доски и со словами «Двенадцать палочек летят» ударить по ней ногой, то водящий снова собирает их, а остальные участники игры (пойманные и непойманные) прячутся. Игрок, найденный последним, становится водящим.

Водящий стоит спиной к детям и говорит следующие слова:

Раз, два, три. Стоп!

И резко оборачивается назад. В то время, когда он произносит эти слова, все ребята бегут по направлению к нему. Как только он сказан «Стоп!», они должны замереть в неподвижном состоянии. Если водящий заметил, что ребенок двигается, он отсылает его опять за черту. Опять отворачивается и произносит эти же слова, ребята в то время продолжают бег. Это продолжается до тех пор, пока один из детей не подбежит к водящему и не дотронется до его спины. Тогда все бегут за черту. А водящий должен осалить одного ребенка. Тот становится водящим.

Бомбардиры

Участники игры перебрасывают волейбольный мяч друг другу пасом по воздуху (двумя руками сверху или снизу). В игре действуют основные правила волейбола, т. е. игрок не должен дважды подряд касаться мяча в воздухе, ронять его на землю. Допустивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно выходит из числа играющих и приседает в центре круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, могут сильным ударом послать мяч в присевших. Мяч, отскочивший от игроков, снова вводится в игру. Если мяч не задел кого-либо из сидящих игроков, тот, кто послал этот неудачный мяч, занимает место рядом с сидящими.

«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, с чьей подачи мяч был пойман.

Тарелочка по кругу

Четыре-пять человек встают по кругу на расстоянии 5—6 метров один от другого. У первого и третьего игроков в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, а к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил тарелочку или последняя пролетела выше головы.

Играют 8—10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.

Можно увеличить число игроков в кругу, оставив две тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8—10 человек, следует ввести в игру три тарелочки.

Лапта-стукалка

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия является «городом». Здесь располагаются участники игры — 8—10 человек. В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 сантиметров. Нужен мяч и лапта — круглая палка длиной 1—1,2 метра, диаметром 4 сантиметра. Ручка немного тоньше, чтобы было удобнее держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом сзади него. Другой игрок (ловец) выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и лапту. Подбросив мяч, выбивает его лаптой в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит лаптой по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», а осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди на новый удар.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий лаптой по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он встает в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.

Салка и мяч

Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если предоставится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.

Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).

Запятнай последнего

Две команды по 5—7 человек становятся друг за другом и берутся за пояс. Одна колонна стоит напротив другой.

По сигналу первый игрок каждой колонны стремится запятнать замыкающего игрока другой команды. Касание засчитывается, если игроки его команды не расцепили руки. Для этого они должны быть очень подвижными и внимательно следить за передвижением команды- гусеницы, которая пытается нанести ответный укол. За каждое правильное касание команде начисляется очко.

Игра продолжается 3—4 минуты, после чего определяется победитель — команда, набравшая больше очков.

Сбей городок

Проводят две черты на расстоянии 20 шагов. Это линии «городов», за которыми располагаются команды. Участники в них рассчитываются по порядку номеров. Посередине площадки кладут мяч или городок.

Ведущий громко называет номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, устремляются в поле, бегут до черты противоположного «города». Наступив на нее ногой, они быстро разворачиваются и на обратном пути каждый из них старается первым ударить ногой по мячу (или сбить городок). Кто сумеет это сделать, приносит своей команде очко.

Когда все игроки вызваны по одному разу, подводите итог. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Сумей догнать

На площадке очерчивают или размечают предметами (камешками, городками, флажками и пр.) круг диаметром 9—12 метров. 6—8 человек располагаются по внешней стороне круга лицом против часовой стрелки на одинаковом расстоянии друг от друга и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая.

По сигналу все бегут в одну сторону, соблюдая дистанцию. По второму сигналу начинается соревнование. Задача каждого игрока — осалить бегущего впереди и не дать запятнать себя сопернику, находящемуся сзади. Осаленные покидают круг, остальные продолжают бег по кругу. Когда последний игрок осален, игра прекращается. Проигравшей считается команда, у которой больше запятнанных игроков.

Можно не разбивать участников по парам. Тогда каждый бегущий, запятнав игрока, находящегося впереди, продолжает бег по кругу, пытаясь осалить следующего, а осаленные покидают круг (идут в его середину). Выявляются 2—3 лучших бегуна, которые остаются последними.

Наступление

Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки и выбирают себе название (например, «Космос» и «Земля»).

Игроки одной из команд берутся за руки и по сигналу начинают маршировать в сторону другой команды. Когда игроки подходят на расстояние 3—4 шагов, руководитель дает свисток. Игроки наступающей команды поворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки противоположной команды стараются догнать и осалить как можно больше ребят. Пойманных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду.

Затем по указанию ведущего наступают игроки другой команды, а стоящие напротив ловят их. Игра повторяется 4—8 раз. Выигрывает команда, на счету которой больше осаленных игроков.

Важно соблюдать главное правило: без свистка не прекращать движение и не выбегать в поле. Если это случилось, то команде нарушителя начисляется 3 штрафных очка (пойманных игрока). Один игрок может догнать и осалить до черты несколько человек.

Можно давать игрокам разные исходные положения: наступающие кладут руки друг другу на плечи, берут под руки, за руки, скрестно и т. д. Ожидающие мог стоять спиной, боком, сидеть, принять положение низко старта.

Скакуны и бегуны

Очерчивается площадка 9k 9 метров. Участвуют команды по 7—8 человек в каждой. На одной стороне площадки «дом скакунов». Игроки другой команды — «бегуны» — свободно располагаются внутри квадрата. Один из «скакунов» по вызову своего капитана на одной ноге впрыгивает в пределы площадки и, перемещаясь таким образом, старается салить игроков другой команды. По истечении 15 секунд сигналом «Домой!» капитан возвращает «скакуна» за площадку и посылает нового игрока.

Когда все игроки в поле переловлены, объявляется время, за которое «скакуны» осалили всех «бегунов». После этого команды меняются ролями, и игра повторяется. Снова отмечается время, потребовавшееся для ловли «бегунов». Побеждает команда, у которой это время оказалось меньшим.

В ходе игры команды соблюдают следующие правила: два «скакуна» в поле находиться не могут, следующий «скакун» выходит в поле после того, как предыдущий вернется домой. Любой игрок, оказавшийся в ходе игры за пределами площадки, выходит из игры. Выходит из игры и тот «скакун», который оступился на вторую ногу. За 15 секунд «скакун» может осалить любое число «бегунов», не нарушая правил. Капитан также участвует в ловле «бегунов». Пока все игроки не побывали в роли «скакунов», нельзя повторно высылать игроков в поле.

В горизонтальную мишень

Такой мишенью может быть начерченный на земле круг диаметром 30 сантиметров. Играющий становится в 5 шагах от круга и старается забросить в него шайбу (попадание на черту не засчитывается). Каждому представляется 3—5 бросков.

Меткий футболист

В начерченный на земле круг ставят мяч, в 6 шагах от него за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак, имеющий форму ведра без дна. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

Точный расчет

На земле чертят круг диаметром 40—60 сантиметров. В него с завязанными глазами становится играющий. Его задача — выйдя из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным.

Хлопни по шару

К вбитой в земле палке или к табурету привязывают хорошо надутый шарик. В 8—10 шагах от него становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без чьей-либо помощи делает поворот кругом на 360°, затем идет вперед. Его задача — остановиться перед шаром и хлопнуть по нему палкой.

Циркачи

Нелегко передвигаться, перебирая ногам по большому вращающемуся шару или круглому без сучков полену. Если добыть шар практически невозможно, то отпилить 2 кругляка от полена или добыть 2 куска (длиной 50—60 см) трубы диаметром 20—30 сантиметров в условиях двора вполне возможно. Применить их можно в соревновании на скорость и равновесие. .

Если в беге, переступая по вращающемуся предмету, оба участника оступились, им дается вторая попытка, после которой (в случае неудачи) они выбывают из соревнования.

Выбей шайбу

На земле чертят два круга диаметром 80 сантиметров. Расстояние между кругами 1 метр. В центре каждого круга лежит шайба или городок. Два соперника с клюшками (гимнастическими палками) в руках стараются выбить шайбу из кружка противника и защитить свою, не заходя при этом ни в тот, ни в другой круг. На поединок дается 2 минуты. Если игроки не добились успеха, прибавляется еще 1 минута.

Ловушка

Ребята образуют три больших круга. Всем стоящим во внутреннем круге раздают бумажные шапочки (козырьки, кокошники). Взявшись за руки, ребята с песней движутся по кругу: наружные круги в одну сторону, а внутренний — в другую. Неожиданно раздается свисток, по которому игроки двух наружных кругов попарно берутся за руки, стараясь взять в кольцо кого-нибудь из игроков внутреннего круга. Если игрок из внутреннего круга успел присесть, его не трогают. У тех же, кто попался в ловушку, отбирают шапочку. Так игра проводится несколько раз. Все ребята, которым удалось сохранить свои шапочки, считаются победителями.

Капканы

Играющие образуют круг и становятся в двух шагах друг от друга лицом к центру. Каждый 6-й или 8-й игрок (по усмотрению руководителя, в зависимости от числа играющих) берется за руки со своим соседом справа. Они поднимают руки вверх, образуя воротца-капканы, и поворачиваются так, чтобы воротца оказались над линией круга. По команде руководителя играющие поворачиваются направо и начинают бег по кругу При этом они должны пробегать через все попадающиеся по пути капканы. По свистку (или другому условному сигналу) капканы захлопываются (пары, державшиеся за руки, опускают их вниз), и игроки, оказавшиеся пойманными (застрявшие в капканах), выходят в середину круга. Из них образуются новые пары, которые, взявшись за руки, становятся в разных местах круга, увеличивая число капканов. Игра продолжается до тех пор, пока непойманными останутся 5 игроков. Они считаются победителями.

Время чтения: 8 минут

Игра – эта важнейшая часть жизни маленьких детей. Посредством активных и подвижных игр ребята развивают в себе ловкость, мышление, проворность, выносливость, смекалку, всецело познают мир, находят друзей и учатся выстраивать отношения в команде, познают силу командного духа, преодолевают стеснительность. Особо полезно для малышей подвижное времяпрепровождение на воздухе.

Мы, как родители, обязаны учить своих отпрысков, знакомить с миром, с окружающей средой, в том числе обучать их различным детским играм, которые и сами так любили в детстве. Предлагаем вам различные полезные и веселые игры на свежем воздухе для детей, которые обязательно понравятся вашему малышу.

Летние игры

В летний период дети больше всего времени проводят на воздухе, играя с друзьями и товарищами. Это время необходимо использовать с максимальной пользой для здоровья и развития детей.

Игры с мячом

Возраст 1,5-3 года

  • «Прокати мяч». Данное упражнение направлено на развитие навык отталкивания, улучшает координацию движения, способствует развитию глазомера и внимания. Детки садятся на корточках друг против друга на расстоянии не более метра. Один игрок отталкивает мяч другому, тот в свою очередь ловит снаряд и прокатывает его обратно напарнику по игре. Усложнять игру можно, попросив ребят менять положение: сначала прокатывать мяч на корточках, затем стоя на одном и двух коленях, затем стоя на ногах, наклоняясь к мячу. Предложите малышам попытаться хлопнуть в ладоши после каждого отталкивания мяча.
  • «Мяч в ворота». Цель игры – научить ребенка координировано направлять мяч к цели. С помощью палок, скакалки, кеглей­ и т.д. обозначьте условные ворота на земле. Ребенок располагается на расстоянии двух-трех метров от цели. Наклонившись к ногам, малыш должен прокатить мяч по прямой линии, чтобы попасть в ворота.
  • «Ловим отскочивший мяч». Задача данной забавы – научить ребят ловить мячик, изменивший направление. Дите становится напротив стены на ровной площадке. Затем кидает мяч, после чего отскочивший и стукнувший в землю снаряд, необходимо поймать. По мере взросления ребенка в дальнейшем его можно будет научить перепрыгивать через отскочивший мяч, а не ловить его.

Возраст от 3 лет

  • «Я знаю». Данная игра позволяет детям научиться выполнять одновременно несколько задач и концентрировать свое внимание. Особо любима такая забава девочками. Необходимо отбивать мяч рукой от земли (по принципу баскетбольных постукиваний) и при этом говорить: «Я знаю пять …». Далее надо назвать имена девочек, имена мальчиков, названия городов, стран, цветов, планет и т.д. Как только игрок не успевает назвать слово при отбивании мяча, он проигрывает, уступая ход другому участнику.
  • «Десятки». Это развлечение больше любят мальчишки, хотя и некоторые активные и подвижные девочки не отстают от них. Также понадобиться относительно ровная площадка и стена. Об стену необходимо ударить мяч сначала 10 раз по принципу волейбольного броска, затем 10 раз, ударяя по снаряду ладонями снизу. После этого по пять раз мяч необходимо бросить сначала под правую, а затем под левую ногу так, чтобы он, отскочив от земли, ударился об стену, а игрок должен его поймать. Далее необходимо стать спиной к стене и 10 раз бросать мяч между ног так, чтобы он отскакивал от земли и ударялся об стену, а игрок ловил его. И последнее упражнение в данном цикле – 5 раз выполнить отбивание мяча прямой рукой об стену, не ловя при этом снаряд.

Возраст от 5 лет

  • «Вышибала». Для этого развлечения понадобиться группа детей. Двое игроков располагаются по краям площадки, остальные – в ее центре. Задачей центральных игроков является увернуться от мяча, который поочередно будут бросать двое крайних игроков. В кого мяч попадет, то выбывает из поля. Побеждает тот, кто продержится дольше всех.
  • «Мяч под планкой». В центре игровой площадки становятся двое участников, которые держат планку (палку) на высоте 50 см от земли. Перпендикулярно планке на расстоянии 3-5 м от нее нужно провести две линии, которые будут обозначать пределы поля. Третий игрок ударом ноги отбивает мяч так, чтобы он прокатился под планкой и при этом не выкатился за пределы очерченного игрового поля. Затем ведущий игрок меняется с одним из тех, кто держал планку, и так по очереди.

  • «Квач» — самая популярная и распространенная подвижная детская игра. Одни участник назначается «квачом», его задача – поймать кого-то из убегающих игроков. Тот, кто был пойман, становится «квачом».
  • «Классики». В эту игру, если не играют все дети, то хотя бы ее знают. В летнее время асфальт во всех дворах разрисован «классиками». Мелками необходимо начертить рядом друг с другом два столбика клеток, в центре которых по кругу написать цифры от 1 до 10. Игрок бросает плоский камешек на первый классик и, прыгая на одной ноге, пытается толкать камешек перед собой так, чтобы ни нога, ни камешек не попали на линии классиков. Как только все 10 классиков были пройдены, игра повторяется, но уже начинается со второго классика. Выигрывает тот, кто безошибочно пройдет все 10 классов.
  • «Птички в клетке». Чем больше ребят будет­ принимать участие в этой забаве, тем веселее. Одна часть детей образуют круг, взявшись за руки – это будет клетка. Другие детки бегают вокруг клетки, махая ручками-крылышками. Ведущий говорит: «Открыть клетку». Ребята в кругу поднимают сомкнутые руки, а игроки-птички залетают в клетку и тут же устремляются обратно. Ведущий быстро говорит: «Закрыть клетку». Те «птички», которые не успели вылететь из клетки, встают в круг и увеличивают размеры клетки. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «птички».

Игры-соревнования

  • «Зайка попрыгайка». Дети становятся на одной линии и выполняют по три прыжка на двух ногах, какой «зайчик» прыгнет дальше всех за эти три движения, тот и победитель.
  • «Кто дольше». По команде ведущего игроки поднимают одну ногу, согнув ее в коленях, руки держат на поясе, глаза закрытые. Цель игры – простоять на одной ноге дольше всех. ­
  • «Сороконожка». Эта игра предназначена для детей младшего школьного возраста, которые уже достаточно умело могут координировать свои движения. В забаве принимает участие две команды по одинаковому количеству игроков. Дети выстраиваются в шеренгу по росту от самого низкого до самого высокого. Участники присаживаются на корточки и левую руку просовывают себе между ног, хватают ее правую руку участника, что находится позади. И так все дети должны сцепиться в «сороконожку» правой рукой за впередистоящего игрока, а левой за игрока позади. По команде ведущего обе «сороконожки» должны добраться по прямой до указанной цели, которая располагается на расстоянии 25-30 м. Участники должны передвигаться на корточках, не расцепляя руки. Если «сороконожка» распадется, игроки должны остановиться, соединиться руками и продолжить путь. Выигрывает та команда, которая первой доберется до финиша.

Конечно, осенняя слякоть и холодный ветер не способствуют активному времяпрепровождению на свежем воздухе. Но редкие теплые осенние деньки нужно обязательно ловить и выходить с детьми на прогулки, чтобы познакомить своих малышей с золотой порой и весело поиграть.

  • «Раз каштанчик, два каштанчик». Цель игры – познакомить ребенка с природой и обучить счету. В корзинку или ведерце собирайте с малышом упавшие с дерева каштаны и приговаривайте при этом: «Раз каштанчик, два каштанчик и т.д.». Подойдите к дереву и покажите дитю, в каком «домике» живут каштаны. Знакомьте ребенка с окружающей природой, собирайте различные по форме листики. Изучайте новые цвета: золотистый, багряный, темно-желтый и т.д.
  • «Поймай листочек». Взрослый поднимаем руку с листиком на вытянутой руке, а игроки должны попытаться допрыгнуть и сорвать его. Если это не получилось ни у одного ребенка, взрослый делает «листопад», отпуская лист, первый поймавший его игрок – победитель.
  • «Птички в гнездышках». На земле чертятся круги-гнезда для птичек в количестве на один меньше, чем игроков. Один ведущий игрок говорит: «Птички, в гнездышки». Все игроки сидят по кругам, после этого ведущий произносит: «Птички, на волю». Игроки «вылетают» из своих гнездышек и порхают вокруг. По команде «Птички, в гнездышки» все возвращают в очерченные круги, но при этом и ведущий занимает себе «гнездо». Игрок, оставшийся без гнезда, становится ведущим.

Зима дает огромный полет для детского уличного творчества. Конечно же, маленьким непоседам не обойтись без вашей помощи, поэтому погожим зимним днем, когда на улице выпало много-много снега, всей семьей отправляйтесь на прогулку.

  • «Катание на санках». Пожалуй, нет более увлекательного и веселого зимнего развлечения, чем катания с горки на санках. Совсем маленькие детки должны кататься в санках с кем-то из взрослых. Иначе забава может закончиться плачевными результатами.
  • «Полет ангела». Покажите своему чаду, как на снегу можно изобразить полет ангела. Ложитесь в снежный сугроб, а затем захлопайте по сторонам руками и ногами, описывая ангельскую форму.
  • «Юные следопыты». На снегу прекрасно отпечатываются различные следы, чем это не повод поиграть в маленького следопыта. Ребенок ходит ножками по снегу, исследует оставленные следы, затем сравнивает их с вашими большими и широкими. Давайте найдем следы собачки и посмотрим, чем они отличаются от человеческих. А может вам посчастливится отыскать следы белочки, кошки, различных птичек – это, несомненно, доставит ребенку массу удовольствия.
  • «Снежная лепка». Конечно же, одним из самых распространенных занятий во время зимних прогулок является лепка из снега. С детьми вы можете слепить от банального снеговика до причудливой черепахи или даже неведомой зверушки. Хотите сделать что-то более экстравагантное? – Установите снеговика вверх ногами. Также забавно смотрятся странные человечки или существа, вылепленные на скамейках.
  • «Цветное рисование по снегу». На прогулку захватите с собой пищевые красители или же краску гуашь. В пластиковый стаканчик наберите небольшое количество воды (также захваченной из дома), в воде разведите небольшое количество красителя или краски. Разбрызгивая цветную воду по снег, можно получить оригинальные и забавные рисунки. Можно также направлено рисовать цветной водой, набранной в пипетку. Таким способом можно нарисовать от простеньких цветочков и солнышек до настоящих сказочных сюжетов.
  • «Постройка снежных замков». Научите ребенка строить снежную крепость. Плотно утрамбовывайте снег в ведерке или другой форме, после чего из полученных снежных блоков выстраивайте замки, крепости и другие сооружения. Такое занятие обязательно понравиться вашему малышу и увлечет в процесс постройки всех членов семьи.

Весенние игры

Весной мы продолжаем ребенка знакомить с природой, с особенностями природных явлений, которые присущи только этому времени года.

  • «Кораблик по ручью». Находите с дитем ближайший ручеек и запускайте по нему кораблик. Конечно же, кораблик необходимо будет построить предварительно дома, к этому занятию обязательно привлеките малыша.
  • «Бобровая платина». На том же ручейке из веточек и других подручных материалов можно соорудить подобие платины, как это делают бобры. Акцентируйте внимание ребенка на том, как скапливается жидкость в месте постройки.
  • «Маленький огородник». Никто не говорит о том, чтобы идти с дитем вспахивать поле. Но даже в густозаселенном городе можно найти место, в котором можно высадить дерево или куст. Это пойдет на пользу не только окружающей среде, но и развитию вашего ребенка.

В общем, игры на свежем воздухе с детьми могут быть интересными и увлекательными не только для подрастающего поколения, но и для взрослых. Главное – это ваше желание и фантазия.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!