Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей. Зимующие птицы

Татьяна Котова

Цели занятия :

Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой .

Закреплять характерные особенности внешнего вида снегиря.

Развивать наблюдательность и образное восприятие мира.

Формировать изобразительную технику, умения и навыки.

Учить раскрашивать птиц в пределах контура .

Закреплять навыки рисования методом тычка.

Развивать мелкую моторику руки для подготовки к последующему обучению письму. Развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

Развивать эстетическое восприятие прекрасного и воспитывать способность к сопереживанию изображаемым образам.

Задачи :

Продолжать знакомить детей с новыми видами рисования;

Развить интерес к творческой деятельности;

Воспитывать аккуратность в работе.

Материал :

Бумага размером в альбомный лист с изображением ветки рябины,

Гуашь красная и черная, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки с водой. крышка от бутылки большая и маленькая.

Предварительная работа : чтение стихотворения «Новая столовая» .

Ход ЗАНЯТИЯ

Педагог. – Послушайте, пожалуйста, стихотворение, З. Александровой которое называется

«Новая столовая» Читает Катя.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний -

Путешественник-скворец.

Вот и песенке конец.

Дети. – Это стихотворение о птицах , о том, что птицам зимой нечего есть и поэтому им нужно помогать, кормить их.

П. – А как мы помогаем птицам зимой ?

Д. – Мы (взрослые и дети) делаем для птиц кормушки и вывешиваем их на улицу. В кормушки мы кладем разный корм.

П. – А из чего мы делаем кормушки?

Д. – Взрослые могут сделать кормушки из фанеры, дерева, а мы из коробок от сока, молока или кефира.

П. – Молодцы! А что же делать тем птицам , которые живут в лесу, ведь в лесу нет кормушек. Самое страшное для птиц – не холод . Потому что те птицы , которые остались зимовать в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой перышек. Холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать, - самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой , то как раз от голода.

И прилетают птички из леса поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют несчастных пташек и накормят их : кого крошками, кого зернышками. А кого и сальцем.

Вот и нам сегодня прилетели птицы за помощью . Посмотрите что это за птички (вешаю на доску картинки птиц :синичка, клест, сойка, воробей, голубь, сорока, ворона, щегол дети называют их.) П. -А что вы знаете про этих птиц ?

Д. – Сойки питаются желудями, которых в лесу много. Соек легко узнать по ярко-голубым с черными ободками на крыльях. П. - А еще? Д. - Клест живет в густом ельнике. Ему не страшены морозы. У них густой, теплый пух. В самую стужу клесты будут высиживать птенцов. П. - А как питается зимой синичка? Д. - Синичка питается березовыми почками и еловыми шишками. Они ловко перевертываются на веточке, вниз головой и клювом достают семечки. П. - А что вы знаете про щегла? Д. - Щеглы питаются колючими головками лопуха.

П. – А каких птиц вы знаете еще ?

Д. – Ворона, галка, голубь, воробей, синичка и т. д.

П. – Молодцы, ребята! Вы много птиц знаете

П. – Тогда внимательно послушайте загадки.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая ,

Птица говорливая ,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её.

(Cарока)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

Получается прыжок.

(Воробей)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

Д. – Это снегирь.

П. – Правильно, дети, это снегирь. А как отличить снегиря от других птиц ?

Д. – У снегиря красная грудка, черные крылья, черный хвост и черная головка.

П. – Молодцы! А сейчас каждый из вас пусть нарисует своего снегиря. Возьмите большую крышечку макните ее в красную краску и поставьте круглую печать. Потом крышку поменьше и делаем головку. Берем кисточку макаем в черную краску и дорисовываем : клев, крыло и хвост. Грудку раскрасим красным. Раскрашивать будем кисточкой и гуашевыми красками. Будьте аккуратны, за контур мы не заходим. Когда закончите, промойте кисть и положите ее на солфетку.

Самостоятельная работа.

П. – Молодцы, дети! Вы все справились с заданием. Давайте немного отдохнем. П. - Игра «Птицы » Слушаем стихи загибаем пальчики. При последних словах прячем ручки. Эта птица-соловей . Эта птица - воробей . Эта птица - совушка Сонная головушка. Эта птица- скворушка , Серенькие перышко. Эта птица-свиристель , Эта птица коростель . Это зяблик, это стриж, Это развеселый чиж. Ну а это злой орлан. Ну-ка птицы по домам !

П. – Немножко отдохнули и начинаем работать. Дети, а на ветке какого дерева сидит ваш снегирь?

Д. – Снегирь сидит на ветке рябины.

П. – Ребята, как вы думаете, зачем снегирь сел на эту веточку? Что он любит есть?

Д. – Снегирь любит семечки, ягоды.

П. – Правильно. Он очень любит ягоды рябины, а также почки деревьев и кустарника и может полакомиться мелкими орешками. А на веточках есть ягоды?

Д. – На веточках осталось мало ягод. (Осталось восемь ягод.)

П. – Давайте нарисуем на веточках много ягод, чтобы снегирю хватило на всю зиму . Рисовать ягоды мы будем тычком (ватными палочками) Тычок мы держим тремя пальцами. Откуда мы начнем рисовать?

Д. – Рисовать начнем с верхних веточек.

П. – Почему?

Д. – Чтобы не испачкать рукава (руки) и не смазать рисунок.

Помощь детям, у которых что-то не получается.

П. – Все закончили рисовать? А теперь Лера пройдет по своему ряду и выберет рисунок, который ей больше всего понравился. Почему этот рисунок тебе понравился?

Л. – Здесь аккуратно раскрашен снегирь, много красивых ягод.

Спросить по одному ребенку с каждого ряда.

П. – Мне эти рисунки очень понравились и рисунки остальных ребят тоже. Вы все молодцы!

Игра «Полетели» Слушаем стихи и машем руками. Полетим,как птица- Желтая синица . А теперь как воробей : Выше всех и всех быстрей. А теперь как голубки. Мы и быстры и легки. Можем мы махать руками Высоко, под облаками.

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе «Зимующие птицы нашего края» Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы нашего края» Задачи: познакомить детей с названиями зимующих птиц,.

Конспект НОД для детей старшей группы «Зимующие птицы Саратовской области» Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Зимующие птицы Саратовской области».

Конспект НОД О. О. «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Зимующие птицы» Цель: Создание птиц: синицу и снегиря из пластилина. Учить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Образовательные области:
«Коммуникация»,
«Познание»,
«Здоровье»,
«Физическая культура»,
«Художественная литература»,
«Художественное творчество».

Воспитатель высшей квалификационной категории
Вагина Наталья Анатольевна

Цель – обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах.

Образовательные задачи:
— уточнить и закрепить знания детей о зимующих птицах;
— продолжать учить детей распознавать птиц по внешнему признаку (окрас, размер), по издаваемым звукам;
— активизировать словарь: зимующие птицы, мигрирующие птицы, зимовать, модель, подкармливать;
— продолжать формировать навыки количественного и порядкового счета, согласовывать числительные с существительными.

Развивающие задачи:
— развивать умение детей высказывать предположения, делать простейшие выводы;
— развивать слуховую память, устойчивое внимание.

Воспитательные задачи:
— воспитывать эмоциональную отзывчивость и заботливое отношение к птицам, побуждать к самостоятельному кормлению птиц;
— воспитывать уважение к сверстникам, умение выслушивать ответ товарища.

Предварительная работа : наблюдение за птицами на участке детского сада; чтение стихотворения «Синичкин календарь»; составление описательных рассказов по картинкам; выкладывание образа птиц из геометрических фигур; отгадывание загадок; рисование «Снегирь»; оригами «Ворона»; аппликация «Птицы» путем обрывания; изготовление кормушек и подкормка птиц.

Методическое и дидактическое обеспечение: картинки с изображением зимующих птиц, модели птиц, раздаточный материал: картинки с силуэтами птиц, полоски с кружками.

Методические приемы: беседа, художественное слово — З. Александрова «Новая столовая» (загадки, стихотворения), слушание аудиозаписи (голоса птиц), рефлексия, обыгрывание стихотворения, игра малой подвижности «Перышки», закрашивание силуэтов птиц.

Здоровьесберегающие технологии: упражнения для развития мелкой моторики.

Организационный момент.
Ведущий: Ребята, посмотрите, как много родителей пришло к нам в гости. Давайте поздороваемся. (Доброе утро! Здравствуйте !) А теперь посмотрите на меня и внимательно послушайте. Сделайте, пожалуйста, большой ровный круг. Давайте пожелаем всем доброго утра.

«Добрый день» — тебе сказали.
«Добрый день» — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Теперь возьмемся за руки и передадим тепло своих ладоней тем, кто стоит рядом. Я передала тепло своих рук Насте и Максиму. (3-4 ответа детей ).

Дети садятся за столы.

Загадка: «Каждой год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. Ведь еще красней зимой ярко-красный галстук мой».
Ведущий: О ком эта загадка? (О снегире ). (На наборное полотно ставится картинка с изображением снегиря).

Ведущий: Ребята, о каких птицах мы будем говорить сегодня? (О зимующих ). Как вы догадались? (Снегирь – это зимующая птица ).

Ведущий: У меня на столе несколько моделей птиц, из них нужно выбрать одну модель, которая обозначает снегиря. (Один ребенок выполняет задание, остальные его проверяют ).
Предлагаю объяснить свой выбор. (Одна половина круга – красная, а вторая – черная, такие же цвета у снегиря: грудка – красная, а сам он – черный ). Отгадайте загадку! Какая еще птица прилетает к нам зимовать?

Непоседа, невеличка,
Жёлтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее? (Синичка ) (Ставится картинка с изображением синицы ). Аналогично находим модель, обозначающую синицу.

Ведущий: Ребята, снегирь и синица прилетают к нам из более северных мест. Для них наш край, как для перелетных птиц юг. С наступлением весны они возвращаются в свои родные места. Так как они перелетают на короткое расстояние, их еще называют «мигрирующие» птицы. Вспомните, каких еще зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, сорока, голубь ).
Эти птицы живут в наших краях круглый год и никуда не улетают.

Игровое упражнение «Счет моделей снегирей».
Ведущий: Ребята, посмотрите, какие красивые снегири к нам прилетели. Давайте сосчитаем, сколько их всего. (2-3 ответа ). Как расположились снегири? (Друг за другом, в ряд, по порядку ). Порядковый счет. (2 ответа и хором ). Игра «Угадай, какой по счету снегирь улетел?» (При правильном ответе снегирь возвращается ).

Работа с раздаточным материалом.
Ведущий: Закрасьте только ту модель, которую я назову по счету. (Закрашиваем вторую модель, пятую, восьмую ).

Физкультминутка.
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах),
Ей на месте не сидится (прыжки на месте на левой ноге),
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте на правой ноге),
Завертелась, как волчок (кружимся на месте).
Вот присела на минутку (присели),
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы влево-вправо),
И с дорожки - на плетень (прыжки на месте на левой ноге),
Тири-тири (прыжки на месте на правой ноге),
Тень-тень-тень (прыжки на месте на двух ногах)!

Слушание записи голосов зимующих птиц.
Ведущий: А умеете ли вы внимательно слушать и различать голоса птиц? (Дети слушают запись ). Голоса каких птиц вы услышали?

Чтение стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.

Ведущий: О чем вы узнали, прослушав стихотворение? Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели? Холодно и голодно зимой птицам, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают в них корм. Мы с вами тоже развесили кормушки на участке и подкармливаем птиц. Чем можно кормить птиц? (Семечками, хлебными крошками, пшеном ). А еще можно подвесить кусочек несоленого сала. Его очень любят синички.

Игра на ковре. Обыгрывание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».
Ведущий: Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите по одной картинке. Теперь вы превратились в птиц. (Дети рассказывают, в каких птиц они превратились ). Слушайте внимательно стихотворение. На кормушку «летит» только та птица, которую я позову.

Дыхательное упражнение «Подуем на перышко». Дети ловят перышко вначале правой рукой, потом левой.

Работа за столами с раздаточным материалом. Задание «Закончи картинку».
Ведущий: На ваших карточках изображен силуэт птицы, на наборном полотне картинки-подсказки. Найдите сходство и раскрасьте свою картинку.
Дети приносят законченную картинку на наборное полотно, оформляется выставка работ (анализ).

КГУ «Средняя школа №3»

ГУ «Отдел образования акимата

Житикаринского района»

воспитатель КПП

Тип занятия: Интегрированное.

Тема: «Зимующие птицы».

Виды интегрированных областей: « Коммуникация»; «Познание»; «Творчество».

Цель: закрепление и уточнение представления детей о зимующих птицах, установление связи между сезонными изменениями в природе и в жизни птиц.

Задачи: учить анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать любовь к птицам и заботу о них. Учить приёмам изображения нетрадиционной техникой, развивать умение делать звуковой анализ слова.

Методы и приёмы: наглядный, игровой, словесный, практический, индивидуально-дефференцированный.

Полиязычие: снег - кар - винтер; зима - қ ыс; воробей - торғ ай;

дятел - тоқ ылдақ ; ворона - карғ а; мороз – аяз - айс.

Оборудование: интерактивная доска, натуральный корм для птиц,

демонстрационный материал, раздаточный материал, презентация к занятию,

музыкальное сопровождение, конверты для релаксации, бумага,

клей, кисти, микрофон, выставка книг о птицах, запись голосов птиц.

Предварительная работа: чтение книг о птицах, беседы, дидактические игры, чтение стихов, загадок, подвижные игры, подборка и выставка книг о птицах, участие детей и родителей в акции «Помогите птицам!», аппликация, лепка, рисование, поделки птиц из бумаги, слушание записей голосов птиц.

Планируемый результат работы: иметь представление о жизни перелётных птиц, уметь выделять и называть характерные особенности перелётных птиц, узнавать их по голосу; уметь выделять звуки, производить звуковой анализ слова; иметь представление о жизни зимующих птиц, проявлять интерес к птицам, развивать желание помогать им в трудное время года. Развивать творческие способности, учить работать с сыпучим материалом (пшеном).

Ход занятия:

Дети под музыку входят в класс.

Ребята, сегодня наш класс превратился в радиостудию. Кто знает, что такое радиостудия и радиостанция? Сегодня разные птицы посетят нашу радиостанцию.

-Внимание, внимание!

Сегодня в пять часов

Работать будет станция

Для рощ и для лесов!

-Внимание, внимание!

Слетятся птицы разные

На радиособрание!

Стук в дверь. Воспитатель вносит письмо.

-«Беда, беда, караул, спасите, помогите, в Царстве птиц случилась беда – все птицы кого-то испугались и перепутались. Теперь никто не знает к каким птицам он относится и где живёт, какие у него повадки. В царстве полный беспорядок и неразбериха.

Ребята вы поможете навести в царстве порядок? А птицы у нас в царстве живут разные, их много. Помогите нам разобраться!!!

Ребята, поможем птицам? В письме много вопросов и заданий от птиц, которые живут в рощах и лесах.

1 задание из письма: 1.Какие виды птиц вы знаете?

2.Почему птиц называют перелётными?

3.Почему они улетают в тёплые края?

4.Назовите перелётных птиц.

5. Почему птиц называют зимующими?

6.Какие зимующие птицы остаются у нас

7. Какие птицы к нам прилетают зимовать?

8.Какие птицы выводят зимой птенцов?

2 задание: Нужно помочь птицам узнать их по описанию и повадкам.

1.Маленький, серенький, невзрачный, скромный, но драчливый, удалой.

(воробей - торғ ай).

2.Красногрудый, толстый, малоподвижный,

(снегирь - суыкторғ ай).

3.Твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый.

(дятел - тоқ ылдақ )

4.Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая.

5.Чернохвостая, чернокрылая, разбойница,

(ворона - карғ а)

6.С крестообразным клювом, зимой выводит птенцов.

7.Круглоголовая, круглоглазая, ночью летает, днём засыпает.

8.Кто на ёлке на суку целый день кричит ку-ку. (кукушка).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, помогли птицам.

(показ сопровождается показом слайдов)

3.задание: - Внимание! Внимание!

Наш приёмник в 7 часов

Сейчас начнутся прения:

И свист, и скрип, и пение,

Урчанье и пиликанье,

И щебет, и чириканье

Начнутся выступления

Скворцов, щеглов, синиц,

И всех без исключения

Других известных птиц.

Внимание! Внимание!

Узнайте птиц по пению.

Физминутка:

А теперь нужно сделать небольшую зарядку, чтобы

птички набрались сил в мороз и холод и согрелись.

«Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

Вправо-влево наклонились,

И вперёд мы опустились.

По команде приседаем

Упражненье выполняем.

Чур друзья, не отставать!

Вверх крыло – вниз крыло,

Стало птичкам всем тепло!

4 задание. Работа в тетради: рассмотрите рисунки, кто на них изображён? Подумайте кто лишний? Заштрихуйте квадратики около зимующих птиц.

А почему ласточка лишняя?

-Загадка:

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

(кормушка).

На нашу кормушку первыми прилетели птицы, в названии которых есть звуки (г - гь). Как вы думаете кто это?

(галка, снегирь, голубь)

Отгадайте загадки. Вы узнаете, какие ещё прилетели птицы на нашу кормушку. Наклейте их.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый

(воробей).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

-Синичка прислала письмо с просьбой:

«Зимой многие птицы улетают в тёплые края, на юг. А мы синицы остаёмся в сёлах и городах. Холодно и голодно нам, а еда под снегом. Вы наверное видите нас часто на своём окне. Мы стучим в окно носами, напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели разные плоды. Это мы ваши сады охраняли. Теперь ваш черёд помочь нам.»

Нужно помочь синичке. Давайте сделаем звуковой анализ слова:

СИНИЦА

Дети выполняют работу на местах, один ребёнок у доски.

(на экране изображение синицы).

Вопросы:

Сколько слогов в слове СИНИЦА?

Какие слоги?

Почему их 3? (потому что 3 гласных звука)

Какой слог ударный? Давайте позовём синичку.

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных?

Какие согласные?

А какой твёрдый?

Что вы знаете о звуке (Ц)?

Какой он всегда? (твёрдый), (добиваться полных ответов).

Как можно помочь птицам перезимовать?

Какой корм любят птицы?

Какое правило про корм мы знаем?

Почему нельзя давать чёрный хлеб?

5. Выполнение задания в тетради: «Накормим птиц».

Кого мы увидели на кормушке? А если бы их было много?

(много – голубей)…

Ребята, давайте назовём птиц ласково: (голубок).

- Давайте поможем птицам найти свой корм. Нужно соединить корм с птицей, которая их любит.

Снегирь выбрал корм со звуком (бь) во втором слоге. Что выбрал снегирь? (рябину).

Голубь выбрал корм со звуком (г) в начале слова. Это слово состоит из 3-х слогов. Найдите его (геркулес).

Галка долго думала и выбрала корм со звуком (г) в начале слова.

Это слово состоит из 2-х слогов. Найдите слово.

Воробей с удовольствием стал клевать чёрные (семечки).

Сороке достались хлебные (крошки).

А синичка занялась (колбасой).

Молодцы, вы снова помогли птичкам!

ФИЗМИНУТКА:

Внимание! Внимание!

Наша радиостанция. Приняла сигнал с просьбой помочь птицам

1. Галдят грачата на галчат, 2. Гусь Гусятам Говорит:

Галдят галчата на грачат. Где-то Грозно Гром Гремит!

Игра: «Скажи наоборот.»

Громко - тихо (песня),

Мелкая - крупная (пташка),

Голодные - сытые (вороны),

Светлые - тёмные (перья),

Чистые - грязные (клювы).

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «Птички-невелички»

Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.

(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло

(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там уютно и тепло.

Ребята, давайте вспомним, какую птицу мы разукрашивали?

Правильно: синицу. Нам нужно доделать грудку у синицы.

Показываю пшено. Что это? Да, это пшено. Какого оно цвета?

Какого цвета у синички грудка?

Сейчас делать грудку у синички мы будем пшеном.

Вспомним правила работы с сыпучим материалом, клеем.

(самостоятельная работа, индивидуальная помощь).

Предлагаю закончить занятие чтением стихотворения:

«Подкормите птиц зимой.»

1.Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

2.Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

3.Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

4.Разве можно забывать:

Улететь могли.

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5.Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Итог : Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Какие корма предпочитают зимующие птицы?

Чем нельзя кормить птиц зимой?

Назовите зимующих птиц.

Как вы помогли зимующим птицам?

(ответы детей)

Вывод: Вы молодцы, помогли птицам навести порядок в их царстве. Вы вместе с родителями участвовали в акции: «Помогите птицам.»

Вы подкармливали птиц, заботились о них, смастерили кормушки.

Теперь, когда станет теплее, к нам придёт весна с весёлым щебетом птичьих голосов, который ворвётся в раскрытые окна. И будет приятно нам слышать их неугомонный счастливый хор.

Рефлексия: Ребята наша радиостанция заканчивает свою работу. У вас на столах конвертики: в них тучки и солнышки. Если вам понравилось занятие и было интересно –поднимите солнышко.

Если было трудно и неинтересно – поднимите тучку.

Синичкам очень понравились ваши работы и они пшено превратили в угощение для вас. (пшено «превратилось» в крупное драже жёлтого цвета).

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

как воробьишко Африку искал

— Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?

А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.

Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!

Раздел 1. Введение к сказке о птицах. Знакомимся с воробышком Чиком

Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?

«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».

Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.

Про меня даже загадку сочинили».

Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.

Речевое упражнение «Назови ласково»

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами

  • Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие — … ? (Крылышки).
  • Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик).
  • Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? Глазки. У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … ? (Перышки)
  • Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).
  • Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (хвостик)
  • Я очень люблю придумывать разные сказки. Вот одна из моих сказок о нашей чик-чиричьей воробьиной жизни.

Часть 2. Перелетные птицы

2.1. Куда летят осенью перелетные птицы?

Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.

Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!

«Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:

— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?

— А зачем Вы на зиму улетаете?

— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.

— А как же мы — воробьи зимой жить будем?

Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.

«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».

Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?

«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»

«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».

— Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?

— Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.

«Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.

Кто это на ветке сидит? Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!

— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.

— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!

— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.

— А откуда кукушата узнают дорогу?

— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.

А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.

— Куда путь держите?

— В Африку.

— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?

— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.

— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?

— А ты ночью летать умеешь?

— Нет, ночью я сплю.

— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?

А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.

2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах

Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:

  • Какие птицы перелетные и почему их так называют?
  • Почему птицы улетают от нас осенью?
  • Улетают ли птенцы?
  • Есть ли у птиц своя школа с уроками?
  • Отдыхают ли птицы во время перелета?
  • Чем отличаются стая и клин?
  • Кто из птиц летит в Африку?
  • Кто чемпион среди перелетных птиц?
  • Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?

После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.

Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда:). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.

Раздел 3. Зимующие птицы

3.1. Знакомимся с зимующими птицами

Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.

— Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?

— А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!

— Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?

— Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!

— А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.

— Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?

— Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.

— Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.

— Чик-чирик. А Вы кто?

— Я рябчик.

— Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?

— А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.

— А что же Вы есть зимой будете?

— А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.

— Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.

— Дедушка Глухарь! Здравствуйте!

— Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!

— Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?

— Как не знать? Знаю, конечно.

— А мне расскажете?

— Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!

— Какая же она Африка, если снег холодный?

— Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.

— А как же Вы едите?

— Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.

— Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.

Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!

Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг -
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду -
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
- Мама, где Африка наша с тобой?
- Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)

Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»

А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».

А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.

3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра

В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.

  • Моё уютное – это дом или гнездо?
  • Мои пушистые – это перышки или хвост?
  • Моя любимая – это мама или дедушка?
  • Мой маленький – это клюв или или голова?

Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»

Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.

Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».

А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.

3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах

В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.

А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

Ход занятия

Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

Игра «Птицы»

Дети делятся на две команды - команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

1-й ребёнок.

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все… (дятел).

2-й ребёнок.

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

3-й ребёнок.

Непоседа-невеличка

Желтогрудая птичка,

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка).

Н. Губская

В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

Игра «Чем угостим» (с мячом)

Воробья - крошками.

Синицу - салом.

Голубя - пшеном.

Свиристель - семечками.

Ворону - хлебной коркой и т.д.

Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

Проведение опыта

В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую - оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

Вывод: жир отталкивает воду.

В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

Ребята, птицы - наши друзья! Берегите их.

Звучит аудиозапись пения птиц.

Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!