Сны которые происходят в реальности. Почему сновидения кажутся реальностью

В моем восприятии одна из главных хитростей психологического консультирования заключается в том, чтобы увидеть проблему клиента, как разновидность сновидения – навеянного морока, который помогает развеять сторонний специалист. В этом смысле работа толкового психолога – это такая «просветляющая» ум деятельность. Она, сокращая дурман иллюзий, отрезвляет, или в ином смысле, пробуждает от психического сна. О том, что это за сон я уже начинал говорить в , а сегодня тему раскрывать продолжаю немного с другого ракурса. Если ваш ум смущают сомнения в реальном, можно все нижеописанное воспринимать, как аллегорию.

Вы когда-нибудь задумывались о критериях реального? Что именно отличает реальность от иллюзии? Каким образом реальность становится реальной в наших глазах?

Можно сказать, что реальность сна иллюзорна, потому что она не то, чем кажется. Зыбкая и неустойчивая, она как бы дурачит нас, прикидываясь твердой реальностью дня, побуждая к серьезному отношению со всем арсеналом «взрослых» эмоций, пока мы в нее верим. Во сне мы путаем реальность физического мира с хрупкой картиной сновидения.

И все же, пока мы спим, реальность сна не вызывает подозрений, ее имидж поглощает так же всеохватывающе, как и образы привычной жизни. И лишь по пробуждению морок рассеивается – и все проблемы, возникшие во сне, уходят вместе с ним. Но до тех пор, пока сон длится, он кажется реальным и принимается всерьез.

Момент, который я здесь хочу подчеркнуть – это глубокая уверенность сновидца в происходящем. Будучи во сне, он как бы «знает», что находится в реальном мире. И вот здесь приходится констатировать, что все его твердое знание есть ни что иное, как крепкая вера.

Ночью мы верим в реальность сна, днем – в реальность повседневности. И вера эта в сущности идентична. Мы просто принимаем происходящее, как должное, словно с этим миром априори все ясно. Ни ночью, ни днем у нас к реальности нет никаких вопросов. Вплоть до пробуждения – аналогичный драматизм и накал страстей. Остается некритично-самозабвенно поглощаться грезами.

То есть, мы «знаем», что дневная реальность реальна точь-в-точь так же, как «знаем», что реальна реальность сна, пока она снится. У нас нет никаких объективных критериев «реального». Мы попросту верим в этот мир. Глубоко, бессознательно, убежденно. И называем свою твердую веру знанием.

О веревках и змеях

По сути сон отличается от повседневности лишь своей неустойчивостью. Сны – преходящи. Но и наша жизнь в контексте космических сроков не более устойчива. Все, что мы знаем, пройдет. И если устойчивость мира говорит о его подлинности, тогда, наш мир реален в такой же относительной степени, как и мир сновидения.

На сайт эту идею я уже озвучивал в статье о : «Можно убежденно «знать» все, что угодно. Но сама эта убежденность имеет мысленную структуру. По-настоящему мы ничего не знаем, потому что наша уверенность в чем бы то ни было – это только крепкая безусловная вера.».

Клиентам я часто привожу известную аналогию, где человек увидевший веревку, принимает ее за змею и переживает неподдельный страх. Он «знает» настолько твердо, насколько вообще способен, что перед ним смертельная опасность. Она для него реальна.

Роль психолога заключается как раз в том, чтобы клиента от его беспокойных снов пробудить. Задача эта непростая, потому что большую часть сновидений нам показывают в «кинотеатре» бессознательного, откуда до поверхности сознания «эхом» доносится лишь некое фоновое настроение, какая-то смутная боль за себя и свою жизнь.

И здесь почти все сводится к тому, чтобы суметь увидеть корень проблемы. Если есть опыт исследования личных психических глубин и хватает чуткости прислушиваться к собственному нутру, можно быть самому себе психологом. В каком-то смысле это равносильно тому, чтобы стать объектом собственного исследования.

Чтобы нацелить внимание на источник переживаний, могут подойти такие вопросы: «Что я сейчас чувствую?», «О чем думаю?», «Что я сейчас «знаю» о своей жизни?» Проекции рассеиваются при их прямом осознании, и реальность освобождается от той драмы, которой ее застилали, навеянные умом сновидения.

Где все эти «реальные» события?

Примеров рассеивания психических снов в жизни каждого предостаточно. В такой, навеянной грезами «реальности», расставания становятся концом света, или пустым, бессмысленным будущим. Чужая смерть принимается за собственную. За чьим-то невовлеченным спокойствием грезится холодное, предательское равнодушие. Небольшие победы навевают сны о собственном величии. Мимолетные побуждают верить в галлюцинации о личной низкосортности. И т.д., и т.п.

В таком ключе вся наша повседневность – все та же иллюзия, потому что она, подобно сновидению – не то, чем кажется. Мы принимаем химеры своего ума за реальные события. Можно сделать оговорку и сказать, что иллюзорно лишь наше отношение к жизни, а сама жизнь реальна. Но дело в том, что мы не знаем жизни за пределами собственного к ней отношения.

По пробуждению мы осознаем, что сон – иллюзия, потому что навеяли его себе сами. А чем отличается дневная повседневность? Где все эти «реальные» события? Здесь и сейчас в этот настоящий момент вся наша уверенность в событиях происходящей реальности – это все те же грезы. Мы спим наяву и нам снится наша жизнь – снятся события, отношения, мы сами себе снимся.

Разоблачать жизнь, как это делают буддийские монахи и отшельники-йоги вплоть до стадии просветления никто не обязан. Интенсивность практики каждый волен выбирать самостоятельно. Кому-то суждено нестись впереди паровоза, кому-то проще, вообще, «не заморачиваться». Но, как я это вижу, актуальная стадия проработки для каждого – те самые бытовые события и переживания, которые воспринимаются, как проблемные.

И даже тысячи отрезвляющих облегчений от взломанных иллюзий большинству из нас недостаточно, чтобы ощутить эту вопиющую шаткость личной убежденности в том, что реально, а что нет. Мы лишь меняем одно сновидение на другое – в лучшем случае более-менее реалистичное. Как-то так видимо и пролегает «местный» земной путь душевного взросления. От детских иллюзий движемся к утонченным, и далее – к «осознанным сновидениям».


Что влияет на наши сновидения? Почему образы из реальности в них так причудливо переплетаются? Исследователям удалось выявить ряд закономерностей, связанных с содержанием наших снов, и определить их причины. Оказывается, всему есть рациональные объяснения. А вещие сны, в которые многие верят, — это всего лишь совпадения, разочаровывают нас ученые.

Например, порой нам снятся так называемые "странные" сны. В них реалии нашей жизни причудливо смешиваются друг с другом. Скажем, вам может сниться, что вы сидите в ресторане со своим школьным тренером по футболу, стулья сделаны из желе, а блюда вам подает ваша собака.

Доктор Роберт Стикгольд, один из специалистов в области сновидений, считает, что такие сны — это попытка мозга сортировать различные воспоминания в поисках связей между ними. Так, воспоминание о собаке сравнивается с воспоминаниями о тренере и о походе в ресторан. Мозг ищет перекрестные связи, которые иногда совпадают с действительностью, иногда нет.

В то же время, другие исследования показали, что "странные" сновидения возникают при повышенной активности в правой миндалине, которая также отвечает за образование воспоминаний. По-видимому, чем сложнее мозгу отыскать связь между разными воспоминаниями, тем более причудливо содержание наших снов.

В 1960-х годах Медицинский центр Маймонид в Нью-Йорке решил проверить, могут ли сновидения предсказывать будущее. В ходе эксперимента участников разделили на две группы: члены одной из них бодрствовали, концентрируя внимание на определенном изображении, а члены второй в это время спали.

Разбудив добровольцев из второй группы, когда они находились в стадии быстрого сна, исследователи попросили их рассказать о содержании их сновидений. Оказалось, что большинству явились во сне образы, которые созерцали испытуемые из первой группы!

По мнению некоторых исследователей, так называемые "вещие" сны — не более чем совпадения. Мы просто видим во сне соединение различных образов, говорят они, и иногда это совпадает с реальностью.

Но, с другой стороны, очень часто количество таких совпадений превышает процент вероятности. Например, люди часто видят во сне различные трагические события, которые должны произойти.

21 октября 1966 года на горную деревушку Аберфан в Великобри-тании обрушился угольный сель, который засыпал и уничтожил множество домов и общественных зданий, в том числе, школу. За день до этого девятилетняя Эрил Джонс увидела во сне, что она идет в школу, а вместо школьного здания — какая-то чер-ная масса. Эрил погибла вместе с другими детьми, пришедшими в тот роковой день на занятия…

Но сны, предрекающие страш-ную катастрофу в Аберфане, сни-лись и другим людям за сотни километров от этих мест. Одной женщине приснилось, что по незнакомой улице бежит ребенок, а за ним катится черный поток, другой — ребенок, кричащий от ужаса в телефонной будке, кото-рую захлестывает лавина грязи. Какому-то человеку — табун черных коней, мчащихся с гор к деревне. Еще один просто ус-лышал во сне слово "Аберфан", хотя тогда даже не знал, что оно означает. Некая мисс Мильден во сне наблюдала, как землекопы вытаскивают тела погибших детей из-под завалов. Три дня спустя она увидела этот эпизод по телевизору. Житель Кента по-лучил во время сна инфор-мацию о дате предстоящей ужасной катастрофы. Правда, он не знал, что именно долж-но случиться…

В отдельных случаях можно дать таким феноменам рациональное объяснение. По мнению психологов, наше подсознание способно улавливать и "копить" различные факторы, которые не фиксируются сознанием. Так, наш мозг способен подсознательно фиксировать визуальную или аудиальную информацию и делать выводы. Во сне они могут трансформироваться в "готовые" события. Допустим, мы можем подсознательно зафиксировать неисправность у автомобиля, скажем, изменение звука мотора, но до сознания это не доходит. Зато ночью нам снится, что машина сломалась, и вскоре на самом деле следует поломка или авария…

У различных стихийных бедствий есть свои признаки, такие как атмосферные изменения, поведение животных и прочее. Особо чувствительные люди опять же воспринимают их на подсознательном уровне…

Хотя, конечно, далеко не всегда содержание "вещих" сновидений можно объяснить работой подсознания. Все-таки в нашей психике остается еще немало загадок, пока недоступных научному пониманию.

Скажите, что вам снится по ночам, и мы вам скажем, кто вы. Так примерно можно охарактеризовать значение сновидений. Потому что сны — это существенная часть нашей жизни. Они, кстати, могут лечить, указывать верный путь. Во сне происходит передача тонких материй. "Бог создал сны, чтобы указать путь спящему, глаза которого находятся во тьме".

Стык тысячелетий стал переломным в истории мира. Распад СССР, интернет, компьютеры, мобильная связь… Ныне виртуальная составляющая жизни (сны, мечты, воспоминания, проекты) — это 80 процентов, а реальная — поступки, действия — 20 процентов. Время спряталось в сны. Они, словно дворники, подметают улицы нашей души, чтобы утром она была чище.

Сны привычны как дыхание, поэтому мы их не ценим, хотя в структуре богатств человечества они занимают особое место. "Неудивительно, что в сновидениях перед людьми происходит всё то, чем они занимаются в жизни, о чём они думают, заботятся и что видят и делают и замышляют, пока бодрствуют". (Цицерон, "О гадании" I, 22). Александр Пушкин записывал свои сны, в которых он сочинял стихи. Менделеев во сне "увидел" свою знаменитую таблицу элементов.

В Интернете, на клик "Сны философов, поэтов, художников", "Бог из машины" выдает сотни тысяч страниц. Сны — концентрация творческих способностей личности. Маги считают сновидение искусством закалки энергетического тела человека. Они убеждены, что во сне некая летучая часть покидает тело, чтобы путешествовать в ноосфере, аросфере, преодолевать времена и пространства. Однажды мне снилась Англия. Там объявили международный конкурс снов.

На специальных экранах-сновизорах демонстрировали лучшие сны мира. Поэтому я предлагаю организовать конкурс снов среди читателей. Это будет иметь и терапевтическое значение. Даже те, кто страдает бессонницей, смогут сконцентрироваться и запомнить свои "сонные сериалы". В недалеком будущем в санаториях России будут предлагать лечебные сны и "сны на заказ".

Когда-то Михаил Горбачев признался, что его супруге Раисе Максимовне каждую ночь снились такие яркие сны, каждый из которых мог бы стать повестью или романом. Нельзя познать себя, не познав свои сны, ибо они — указатели божьи.

Творчество, как говорила Марина Цветаева, это управляемый сон, и поэты отличаются друг от друга лишь сюжетами своих сновидений и речевым их воплощением…Сон был для нее одним из воплощений жизни и одновременно мистической связью между жизнью и смертью. Сновидение приоткрывало дверь в потустороннее, в бессмертие. Сон — исполнение желаний.

Подражая Марине Цветаевой, многие "полеты во сне и наяву" записываю в дневник, который называется ПМ — "Парадоксальная Муза". Десятки тетрадей ПМ, исписанных за пятьдесят лет, хранят сны-испытания, сны-стройки, сны-дороги, эротические сны… ПМ — это мои космодромы для запуска ракет в "параллельный космос". Иногда вижу "оттуда" невидимые связи между людьми и явлениями. Бог создал сны, чтобы указать путь спящему, глаза которого находятся во тьме (древнеегипетский текст).

Сны хранят тайну времени! Они за минуту сжигают годы. Мир уцелел, потому что вовремя засыпал и видел сны. Сон философский: В метель пророк мне говорит таинственные слова: "Время которое ушло грядет, а которое грядет уже ушло". Я хотел узнать истину. Узнал, но забыл — проснулся, не могу вспомнить. А жаль! Сон — это строитель, учитель и врач человеческой души. Во сне мы "ремонтируем крышу" и восстанавливаем Время. Сны — это экскурсии в Прошлое, которое мы превращаем в Настоящее и в Будущее.

«Фильмы», которые люди смотрят, когда спят, называют иногда виртуальной реальностью, параллельным миром, развлечением для мозга, мини-смертью … Но вопросы остаются: откуда берет сознание сюжеты для сновидений и для чего эти выдумки ему нужны? Тем более, если это не просто выдумки, а нечто большее? Какие ещё задачи решаются организмом во сне, кроме очевидного физического отдыха?

Как оказалось, самая простая часть ответа сугубо физиологическая. Эксперименты показывают, что и потребность в сне на этом уровне определяется прежде всего высшим отделом нервной системы — корой больших полушарий головного мозга, которая контролирует все процессы, происходящие в организме. Корковые клетки довольно быстро утомляются. И в качестве средства самозащиты, предохраняющего их от истощения и разрушения, выступает торможение — нервный процесс, задерживающий их деятельность. Когда он разливается по всей коре больших полушарий возникает состояние сна. А при глубоком сне торможение спускается и на некоторые нижележащие отделы мозга.

В течение семи-восьми часов ночного сна мозг несколько раз погружается в состояние глубокого сна, каждое из которых длится от 30 до 90 минут, а десяти-пятнадцатиминутные интервалы между ними называются эпизодами быстрого сна. К концу ночи, если человека не тревожить, продолжительность медленного сна уменьшается, а количество эпизодов быстрого сна увеличивается. Сновидения во время этих эпизодов сопровождаются всплесками электрических импульсов. На этом собственно необходимые анатомические подробности заканчиваются. Ничего о связи сновидений с реальностью они нам не говорят.

Загадочный мир снов манил к себе философов со времен Древнего Китая и Древней Греции. Достаточно вспомнить известную историю о сновидении одного из основателей даосизма Чжуан-цзы, пересказанную, например, Борхесом:

Уравнение сна и реальности играет в даосизме важную философскую роль: к жизни следует относится как ко сну, но и ко сну следует тоже относиться как к реальности.

Красивые философские иллюстрации к проблеме соотношения реальности и сна придумали основатели философского волюнтаризма Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer, 1788–1860) и Фридрих Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche , 1844–1900). Первый называл историю скучным и бессвязным сном человечества, а второй считал сон отдохновением от жестокой ясности яви. Перу Шопенгауэра принадлежит множество ярких афоризмов, иллюстрирующих и его отношение ко снам, и его отношение к жизни: «Сон — это частичка смерти, которую мы занимаем заранее, сохраняя и возобновляя ею истощившуюся за день жизнь» или «Жизнь и сны — страницы одной книги, читать их по порядку — значит жить, листать как попало — значит мечтать». То есть мечтания (а значит, и само образное мышление) — это что-то вроде сна наяву, с открытыми глазами.

Зигмунд Фрейд (Sigismund Schlomo Freud , 1856–1939) стал не только рассматривать сны, как нечто, имеющее прямое отношение к работе мозга во время бодрствования, он заподозрил, что сны — это некие зашифрованные послания подсознания сознанию. Однако методы, которыми пользовался отец психоанализа для такой расшифровки, многим и не без оснований казались совершенно произвольными и заслуживающими мало доверия. Может показаться, что Карл Юнг (Carl Gustav Jung , 1875–1961) пошел ещё дальше в толковании снов, но роль, которую он им при этом приписывал, совершенно иная. У него сон является не индивидуальным, а коллективным бессознательным опытом, то есть, пользуясь привычной марксистко-ленинской дихотомией субъективного и объективного, сон, субъективный у Фрейда, оказывается объективным у Юнга.

Психоделические увлечения конца XIX века нашли свое отражение не только в учениях философов и психологов. Смыслом образов, рождаемых в воображении, когда сознание спит, стали все больше интересоваться и обычные люди. Шагнуть за грань повседневного опыта и погрузиться в неверную игру галлюцинаций призывали английские писатели-шестидесятники Колин Уилсон (Colin Wilson) и Олдос Хаксли (Aldous Huxley , 1894–1963). А с приходом в литературу Карлоса Кастанеды возник и новый мотив: грань эту можно сделать тонкой и несущественной. Для этого достаточно для начала научиться проносить с собой в сон какие-то мелкие предметы из яви — хотя бы сжатые в кулаках монеты. Все дело просто в том, чтобы во сне вспомнить о них, разжать кулаки и посмотреть на монеты…


Сейчас практика осознанных снов приобретает все новых поклонников, хотя каких-либо строгих методов их изучения или даже констатации их существования по-прежнему нет. Но они причудливо взаимодействуют с возникающими новыми культами и новыми версиями старых. Сам Кастанеда претендовал на реконструкцию традиционных мексиканских практик, существовавших во времена тольтеков. Но многие его последователи находили в них много схожего с буддизмом, в котором толкование сна лишается всякого смысла, поскольку само сновидение полностью управляется сновидцем. В соответствии с философией буддизма, сон является первичным опытом медитации и единственным способом прорыва к истинной реальности — реальности подлинного бытия.

В буддизме вопрос подлинного бытия решается неоднозначно, множеством разных способов. Так, мнению Caтпрема (Bernard Enginger , 1923–2007), буддизм предполагает бесконечную лестницу взаимно пересекающихся и существующих одновременно реальностей. Мысль эта, как ни удивительно, находит довольно неожиданную поддержку в современной физике. В одном из вариантов истолкования уравнений квантовой механики, предложенной в 1956 году Хью Эвереттом (Hugh Everett III , 1930–1982), квантовые эффекты объясняются наличием разных слоев реальности и интерференции между ними . Основную его идею можно сформулировать так: настоящее определяется не только тем прошлым, которое действительно было, но и тем, которое могло быть. А значит, и возможное прошлое тоже в известном смысле реально.

Эти идеи Эверетт высказал в своей диссертационной работе, которая была резко отрицательно воспринята современными ему физиками. Он ушел в военную инженерию и больше никогда физикой не занимался. Однако идея не умерла: со временем она была подхвачена и приобрела множество более современных вариаций. В одной из них, предложенной относительно недавно московским физиком Михаилом Борисовичем Менским , подлинное бытие — это полная волновая функция Вселенной , в которой нет различия между действительно произошедшим и тем, что только могло произойти. Такое разделение производит сознание. Когда сознание спит, это различие стирается. Психология смыкается с физикой, а сон с действительностью.


Неудивительно, что начиная с определенного времени стиранием этой грани стали заниматься уже не шаманы и этнологи, а выпускники физических вузов. Один из них, выпускник МФТИ Вадим Зеланд в своей книге «Шелест утренних звезд» отождествляет эвереттовскую множественную Вселенную (получившую в литературе название Мультиверса) с бесконечной буддистской лестницей пересекающихся реальностей . «Мозг хранит не самое информацию, а некое подобие адресов к информации в пространстве вариантов, — излагает свою теорию Зеланд. — Сны не являются иллюзиями в обычном понимании этого слова. Мы все каждую ночь отправляемся в пространство вариантов и переживаем там виртуальную жизнь».

Главную проблему этой виртуальной жизни, по его мнению, составляет её отрыв от той, что протекает осознанно. Ему, как и Кастанеде на сорок лет раньше, нужно научиться не забывать, засыпая, о том, что он хотел сделать во сне, а просыпаясь, не забывать приснившееся. Предлагаемый рецепт довольно прост: нужно приучить разум почаще спрашивать себя «А происходит ли это на самом деле?». «Самое удивительно, — пишет Зеланд, — что такой простой метод работает». Рано или поздно человек сумеет «поймать» момент сна, задав по привычке ключевой вопрос.

Очень важно научиться не забывать о технике безопасности. По уверению автора «Шелеста утренних звезд», она здесь также существует: сон — это путешествие души в пространстве вариантов, а почувствовав неограниченную свободу, душа может потерять осторожность и «залететь неведомо куда». В случае «невозвращения» констатируют смерть во сне.

Другой адепт практики осознанных снов, также выпускник московского физтеха Геннадий Яковлевич Трощенко , считает наивной веру, что во сне можно делать что угодно. Сон накладывает отпечаток на реальную жизнь, ведь в результате действий человека в мире сна, может меняться физическая и биохимическая структура его мозга — только уже в реальной жизни. Поэтому, если уж познавать Мультиверс посредством осознанных снов, то не забывая о благоразумии и о возможности проснуться совсем не в той реальности, в которой сон начинался.

Такую крайнюю «объективистскую» точку зрения разделяют далеко не все. Большинство психологов все-таки склонны к более традиционным «субъективистским» теориям. «Я думаю, что сны — это кино для нашего сознания — пояснял в своих популярных статьях британский профессор Джим Хорн (Jim Horne), многие годы изучающий сон в Центре исследований сна Лафборо (Loughborough Sleep Research Centre). — Они развлекают наш мозг, пока мы спим». Он оспаривает какую бы то ни было возможность излечения во сне или хотя бы получения во сне положительных эмоций: «Многие из нас верят в то, что сны полезны для психического здоровья, они помогают решать внутренние конфликты и в некотором роде „лечат душу“. Но в поддержку этой привлекательной теории Фрейда и других невозможно привести ни одного серьёзного доказательства. Фактически сновидения могут даже навредить человеку. Например, люди в депрессии обычно видят грустные и страшные сны, которые могут только усугубить состояние страдальца на следующий день». Так что сны вообще лучше не видеть или, по крайней мере, стараться как можно быстрее их забыть.

Конечно, всякий может возразить, что иногда люди во сне совершают важные открытия, на них нисходит что-то вроде озарения. Так, Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) во сне увидел свою периодическую таблицу, а немецкий химик Фридрих Кекуле, увидев во сне змею, кусающую собственный хвост, догадался о циклическом строении молекулы бензола. И совсем уж не перечесть всех композиторов, видевших во сне то или иное свое произведение, которое оставалось только записать на бумаге проснувшись. Но и на этот случай у Джима Хорна и его единомышленников есть возражение: проверить все эти истории практически невозможно. Более того, все перечисленные герои вспоминали в юности увиденный сон, уже будучи глубоко пожилыми людьми.

Что и говорить: перспектива построить свой Город Солнца, побывать в разных точках мира или прожить самые разные, вплоть до невообразимых, ситуации, не покидая при этом пределов собственной постели, очень заманчива. Почти каждому человеку удавалось хоть раз в жизни почувствовать «управляемость» собственного сна (а может, это только иллюзия?), но о том, что этот процесс «поставлен на поток» приходится слышать обычно только от авторов книг и методик. А пока среди философов и обывателей идет спор о том, можно ли летать во сне и как часто, другие пытаются вынести из сновидений практическую пользу.

Когда вы находитесь в сновидении, сложно понять, что происходящее иллюзорно, настолько реальным выглядит созданный воображением мир. Однако стоит присмотреться внимательнее, и признаки фантазии выдают сновидение. Чтобы понять, как отличить сон от реальности, нужно использовать многочисленные рекомендации специалистов. Со временем выдуманный и настоящий миры перестанут вас путать.

Первое, что позволяет отличить вымышленный мир от реального – осознание себя. Если человек понимает, что спит, он может видоизменять собственные сновидения. Распознать сон непросто. Как только вас накрывает чувство иллюзорности происходящего, задайтесь вопросом – не спите ли вы? Вспомните, что происходило несколько минут, секунд назад. При сновидениях воспоминания отсутствуют, человек находится только в настоящем.

Не пытайтесь ущипнуть себя. На интуитивном уровне вы помните связанные с этим ощущения. Мозг будет посылать сигналы, способные обмануть чувства осязания, обоняния и пр. Поэтому не поможет разобраться в сновидениях и попытка взлететь. Человек знает, что это невозможно в реальном мире. Подсознание не позволит полет во сне.

Проблема осознания снов в снижении концентрации внимания. Чувства, позволяющие анализировать ситуацию, притупляются. Человек не задумывается о том, спит или нет, даже если ему снится что-то невозможное. Поэтому сложно провести тесты сновидений.

Популярностью пользуется метод своеобразных маяков. Заранее обдумайте, какие предметы должны вызвать четкую ассоциацию со сном. Это может быть вещь, цвет или человек. Как только вы увидите это, мозг пошлет сигнал о необходимости анализа происходящего. Тогда попробуйте воспользоваться одним из способов осознания настоящего и вымышленного мира.

Как отличить сон от реальности

Многочисленные эксперименты со сновидениями открыли общие законы, действующие в то время, когда организм отдыхает. Ночные фантазии не могут выходить за рамки определенных физических законов. Запомните их, если хотите понять, как отличить сон от реальности:

  • проведите проверку дыхания, зажав нос и закрыв рот. Если проблем нет, и воздух поступает в легкие – вы спите;
  • найдите зеркало и взгляните на отражение. В реальности оно остается четким, не изменяясь. В сновидении отражение размывается, смазывается, постоянно деформируется;
  • вспомните, каким запомнилось место, в котором вы находитесь. Во сне предметы обстановки, расположение комнат будет отличаться от настоящего;
  • обратите внимание на руки. В иллюзорном мире они будут плыть, как изображение в зеркале, или проходить друг через друга. Не получится также пересчитать пальцы;
  • простой способ – взглянуть на нос, закрыв один глаз. В реальности это просто, но во сне невозможно;
  • найдите часы, посмотрите на стрелки. Они будут вести себя неправильно – либо начнут бешено крутиться, либо остановятся;
  • не получится прочитать одну надпись больше раза. При следующей попытке взглянуть на нее, буквы изменятся, смысл фразы или слова исказится.

Практика проверки реальности

Разделить вымысел и явь поможет практика проверки в настоящем мире. Начните работу с бодрствования. Например, с проверки надписей. Читайте любые фразы или слова, попадающиеся вам. Делайте это несколько раз подряд, доводя привычку до автоматизма. Увидев надпись во сне, вы, не задумываясь, прочтете ее пару раз. Когда придет осознание того, что буквы изменились, вы задумаетесь о нереальности происходящего.

Еще один способ тренировки – попытка взлететь. Встаньте на пол и подпрыгивайте, настраивая себя на возможность полета. Чем чаще вы будете проводить подобные испытания, тем больше шансов взлететь в сновидении.

Определяйте, в какой реальности вы пребываете, одновременно несколькими тестами. Сочетайте чтение надписей с просмотром зеркального отражения, попыткой вспомнить предыдущее место действия. С первого раза отличить вымысел от действительности не получится. Необходимы частые и регулярные тренировки. Также во сне обратите внимание на следующие моменты:

  • далекие объекты невозможно рассмотреть, они начинают ускользать от взгляда;
  • попробуйте быстро бежать. В сновидениях возможны два варианта развития событий. Либо вы не сдвинетесь с места, либо моментально переместитесь в любую, даже дальнюю точку;
  • во сне несложно проходить через стены, дышать под водой, смотреть на яркое дневное солнце без рези в глазах;
  • щелкните выключателем света. Скорее всего он не сработает.

Хотя в сновидениях чаще всего присутствуют другие люди, спящий отмечает асимметрию их лиц.

Осознанные сновидения, научные исследования

Ученые несколько столетий разрабатывали способ погружения в осознанный сон. Управлять воображением пытались, начиная с 18 века. Тогда итальянец Луиджи Гальвани провел опыт, открывший миру «животное электричество». Ученый выяснил, что организм живого существа вырабатывает электричество, а его источником служат нервные окончания.

В 19 веке развитие технологий позволило сделать шаг вперед. Ученые смогли измерить электрическую активность нейронов на любом участке нервной системы. Уже в 50-х годах 20 века наработки использовали при открытии фаз сна. После этого попытки выяснить, что управляет сновидениями, предпринимались неоднократно.

Настоящий прорыв в осознанных сновидениях произошел лишь в середине 70-х годов. Ученый английского университета Кет Херн провел эксперимент, в ходе которого изучил спланированные заранее движения глаз, находясь при этом в состоянии сна. В дальнейшем опыт повторил другой английский экспериментатор.

Пытаясь понять происхождение осознанных сновидений, исследователи неоднократно проводили различные эксперименты с участием спящих людей. Во Франкфурте опыты продемонстрировали, что состояние бодрствования и сна фиксируются в диапазоне 40 Гц в лобных долях мозга. В это время испытуемый находился в пограничном состоянии между бодрствованием и сном. В моменты осознанных видений большую активность демонстрируют участки мозга, ответственные за сознание.

Практикой осознанных снов интересовались парапсихологи. Несколько авторов выпустили книги, в которых описали собственный опыт погружения в контролируемые видения. Большое влияние оказали работы Селии Грин, Энн Фарадей, Патриции Гарфилд и даже Карлоса Кастанеды.

Американский мистик утверждал, что изложил в своих книгах отчет из области мистицизма и оккультизма. Работу, касающуюся осознанных сновидений, он опубликовал в 1993 году. В ней подробно описаны практики, которые следует выполнять во сне. Кастанеда считает свой метод способом выхода за пределы восприятия привычной действительности с тем, чтобы понять, как устроен истинный мир. В этом его мнение отличается от мнений парапсихологов, рассматривающих осознанный сон, как замкнутую область психической активности.

Практика осознанных сновидений во многом связана с бесчисленными попытками ученых объединить сознательное и подсознательное. Многие исследователи строят амбициозные планы, согласно которым человек рано или поздно сможет жить одновременно в двух мирах – вымышленном и реальном. Осознанные видения – первый шаг к реализации этого замысла.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!