Расстройства мышления. Мышление и его расстройства (В.В

Изображение с сайта lori.ru

Мышление – это одна из высших психических функций, обобщенная форма восприятия и отражения познаваемых объектов. Процесс мышления происходит в результате реакции коры головного мозга на внешние раздражители. При психических расстройствах, вызванных некоторыми заболеваниями, имеет место нарушение мышления, выражающееся в разнообразных формах. Признаки таких нарушений требуют обязательной консультации психиатра.

Различают следующие виды нарушения мышления:

  • Нарушения динамики мышления.
  • Нарушения операциональной стороны мышления.
  • Нарушения мотивационного компонента мышления.

При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления

Скачка идей или ускорение мышления

Нарушение мышления протекает в форме беспрерывного потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно скачут, они бессвязны. Ассоциации, образы и умозаключения возникают спонтанно, они поверхностны и могут быть вызваны любым раздражителем. Человек разговаривает, не останавливаясь, в результате чего может даже охрипнуть и потерять голос. Однако, в отличие от бессвязности мышления, в высказываниях прослеживается определенный смысл.

При ускоренном мышлении характерны такие проявления как:

  • быстрые, хаотичные ассоциации;
  • повышенная отвлекаемость, спонтанные ответы;
  • экспрессивная жестикуляция и мимика;
  • осознанность действий, понимание ошибок и способность их исправлять;
  • способность к анализу, осмысленность действий.

Инертность мышления

Характерные признаки данного нарушения мышления – замедление ассоциативного процесса, общая заторможенность, отсутствие каких-либо самостоятельных мыслей. Человек затрудняется с ответом на вопрос, задержка речевой реакции существенно отличается от нормы, ответы кратки и односложны. Затруднено переключение мыслительного процесса на новые темы.

Инертность мышления характерна при следующих заболеваниях:

  • эпилепсия и эпилептойдная психопатия;
  • маниакально-депрессивный синдром;
  • апатические и астенические состояния;
  • помрачение сознания легкой степени.

Непоследовательность суждений

Данное отклонение характеризуется неустойчивостью суждений. При выполнении ассоциативных заданий человек может чередовать правильный и ошибочный способы. Наблюдается неустойчивость ассоциаций. В то же время сохраняется способность к обобщению, усвоению инструкций, анализу.

Подобное нарушение мышления происходит при таких заболеваниях как:

  • заболевания сосудов головного мозга;
  • травмы головного мозга;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения в период ремиссии.

Откликаемость

Данное нарушение выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему. Больные вплетают в речь предметы окружения, просто называют объекты, попадающие в их поле зрения. Наблюдается колебание умственных достижений. Возможно перенесение свойств предмета на его изображение. Характерна потеря ориентации по времени и месту. Больные не помнят имен, дат и важных событий. Имеет место нарушение или несвязность речи, несуразность поведения.

Откликаемость свойственна людям, страдающим тяжелыми формами сосудистых заболеваний головного мозга.

Соскальзывание

Данное нарушение мышления характеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации. В дальнейшем возможно возвращение к основной теме без исправления ошибок. Такие проявления отличаются эпизодичным, внезапным характером. Зачастую эти нарушения выявляются при выполнении заданий на ассоциативный ряд. Наблюдаются случайные сопоставления, ассоциации подменяются созвучиями (например, «палка-галка»).

Соскальзывание, как правило, наблюдается при шизофрении.

При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения

Снижение уровня обобщения

Для подобного нарушения характерно затрудненное обобщение признаков. Человек не в состоянии отобрать свойства и признаки, характеризующие понятия в общем. Обобщения заменяются отдельными признаками, случайными сторонами явлений, конкретными связями между предметами.

Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях:

  • олигофрения;
  • эпилепсия;
  • энцефалит.

Искажение процесса обобщения

Данное нарушение мышления проявляется как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. Человек замечает только случайные стороны явления, второстепенные связи между объектами. Для больного отсутствуют культурно принятые обобщения. Объекты могут быть объединены по цвету, материалу или форме, вне зависимости от их назначения и других основных функций.

Подобное нарушение свойственно при таких заболеваниях как:

  • шизофрения;
  • психопатия.

При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие проявления.

Разноплановость мышления

Этот вид характеризуется отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие признаки. В то же время, такие умственные операции как сравнение, обобщение, различение сохранены, инструкции воспринимаются, но не выполняются. Суждения о предметах и явлениях протекают в разных плоскостях, отличаются непоследовательностью. Классификация и отбор предметов или явлений может производиться на основе личных особенностей восприятия, вкусов, привычек. Объективность суждений отсутствует.

Резонерство

Данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием. Человек пускается в длительные бесконечные рассуждения, не имеющие определенной цели и не подкрепленные какими-либо конкретными идеями. Речь человека, страдающего резонерством, отличается разорванностью, нить рассуждения постоянно теряется. Зачастую отдельные высказывания в длительных мудрствованиях не связанны между собой, не несут какой-либо смысловой нагрузки. Как правило, объект мысли также отсутствует. Характер высказываний риторический, оратору не требуется внимание или ответная реакция собеседника.

Такая патология мышления характерна для больных шизофренией.

Некритичность

Патология, характеризующаяся поверхностностью, незавершенностью мышления. Процесс мышления перестает быть целенаправленным и не регулирует действия и поступки человека.

Бред

Данное нарушение мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные с информацией, поступившей из окружающего мира. Соответствие бредового умозаключения действительности не имеет значения для больного. Человек руководствуется такими умозаключениями и, таким образом, отстраняется от реальности, уходит от действительности в бредовое состояние. Больного невозможно разуверить в ошибочности бредовых идей, он твердо уверен в их истинности. По содержанию бред отличается огромным разнообразием.

Современная медицина описывает несколько групп бредовых состояний, объединенных общей тематикой. Наиболее характерны из них следующие группы:

  • бред преследования;
  • религиозный бред;
  • бред сутяжничества;
  • бред ревности;
  • бред отравления;
  • бред происхождения;
  • ипохондрический бред и некоторые другие фабулы.

К распространенным в настоящее время бредовым состояниям относится и анорексия – иллюзия лишнего веса, сопровождающаяся маниакальным желанием похудеть.

От свойственных здоровому человеку заблуждений бред отличается тем, что больной абсолютно убежден в своих идеях, коррекция и разубеждение невозможны, бредовые идеи имеют чрезвычайную значимость для человека и определяют характер его поведения.

Навязчивые состояния

Подобная патология характеризуется непроизвольно возникающими в сознании человека мыслями, переживаниями или фобиями. Такое состояние не поддается осмысленному контролю и характеризуется также как расстройство личности. Навязчивые мысли, как правило, ведут к определенным ритуалам (например, мысль о нечистоте окружающего мира заставляет человека мыть руки после прикосновения к любым предметам).


Мышление - это в первую очередь некая деятельность, которая опирается на систему понятий, имеет направленность на решение каких-либо задач, подчиняется целям, учитывая условия, в которых та или иная задача осуществляется.

Расстройства мышления отличаются от любых других нарушений сложностью и огромнейшим разнообразием. Исследование мышления в большинстве случаев сводится к анализу письменной и устной речи, так как мыслительный процесс очень тесно связан именно с речью. Также оценивается адекватность выполнения специальных тестов и поведение человека в той или иной ситуации.

Все расстройства мышления можно условно разделить на большие три группы:

1. Нарушения, связанные с операционной стороной мышления (расстройства процесса обобщения);

2. Нарушения, связанные с динамикой мышления (расстройства логического хода мысли);

3. Нарушения со стороны мотивационного компонента (расстройства целенаправленности мышления).

Расстройства мышления: нарушения операционной системы

Уровень процесса обобщения искажается или снижается. В суждениях больного могут преобладать непосредственные представления о явлениях и процессах. Оперирование обобщающими признаками может заменяться установлением сугубо личным, конкретным отношением к предметам. Такой больной при выполнении тестового задания не сможет из предложенных признаков выбрать те, что являются самыми обобщающими и существенными. Уровень обобщения настолько снижается что, к примеру, он не понимает, какая разница между вороной и собакой, между тарелкой и столом.

В случае искажения процесса обобщения, суждения будут отражать лишь случайную сторону явления. При выполнении тестового задания больной может выделить частные свойства и признаки, не отражающие ни смысловых отношений между явлениями, ни содержания между ними. В большинстве случаев подобные нарушения мышления отмечаются у больных шизофренией, но иногда могут возникать и при других заболеваниях.

Расстройства мышления: нарушения динамики мышления

У людей впоследствии тяжелой черепно-мозговой травмы, а также у больных эпилепсией, зачастую выявляются нарушения мыслительной деятельности, связанные непосредственно с динамикой умственных процессов. В психиатрии данные нарушения обозначают термином «вязкость». Больной не может изменить ход своих суждений и переключиться на какой-либо другой К тому же, такому больному свойственна замедленность всех интеллектуальных процессов.

При маниакально-депрессивном психозе у людей наблюдается другое нарушение динамики мышления - лабильность. Характеризуется этот тип нарушения неустойчивостью всех интеллектуальных процессов. Больной не может последовательно рассуждать длительное время, несмотря на то, что у него не снижен уровень обобщения. При всем при этом любая возникшая ассоциация, представление отражается в его речи. Происходит нарушение логичности рассуждения, проявляющееся в виде неких скачков идей - человек постоянно перескакивает на другую мысль.

У шизофреников замедление или ускорение мышления зачастую сочетается с ощущением навязанности мысли извне либо наоборот, насильственным отнятием мыслей.

Расстройства мышления: нарушения мотивационного компонента

Это нарушения связанные с регулирующей и критичностью, к которым относят:

1. Разорванность мышления - нарушение связей между разными суждениями, понятиями, в результате чего при сохранном грамматическом строе речь теряет свой смысл.

2. Резонерство - пустые рассуждения, не подкрепленные реальными фактами.

3. Патологическая обстоятельность - замедленный переход от одной мысли к другой, застревание на неважных деталях и полная потеря конечной цели всего разговора.

При подобных нарушениях у человека теряется объективность, по причине чего появляется свое собственное представление о мире в виде сверхценных идей, и разнообразных видов бреда.

Мышление

Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Мышление тесно связано с другим базисным познавательным процессом – процессом восприятия и необходимо возникло в результате его поступательного эволюционного развития. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала в каждый момент конфликтного взаимодействия конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида. На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.

Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок – переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Таким образом были расширены его временные границы и созданы предпосылки для интенсивного развития других психических функций (долговременная и кратковременная память, воображение, перспективное мышление и др. - то есть сознания и самосознания в широком смысле этого понятия). Параллельно и взаимозависимо с этими процессами возникли и развивались новые сугубо человеческие свойства – символика языка и речи, изобразительного искусства, зачатки религиозного чувства, научного сознания мира и своего места в нем.

Таким образом был осуществлен переход от системы представлений об окружающем мире, которая постепенно складывалась на основе его индивидуального и коллективного восприятия к системе понятий . Последняя отражала самые существенные, позволяющие сделать обобщения признаки явлений и предметов и складывалась в картину понимания окружающего мира. Символика языка как функция коммуникации из средства обозначения реальностей все больше превращалась в средство общения, обмена информацией, формирующее коллективное сознание популяции. Наряду с конкретными понятиями , описывающими отдельные предметы, явления (кошка, стол, пожар) возникли абстрактные, обобщающие конкретные реалии (животные, мебель, стихийные бедствия).

Способность формировать и усваивать смысловые, родообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением. Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.

Мышление нормальных людей организует картины окружающего и внутреннего мира на основе анализа причинно-следственных отношений, подвергая его результаты проверке опытом, и рано или поздно оказывается в состоянии выявить внутренние связи объектов и явлений.

Творческое, или так называемое диалектическое, мышление, являющееся основой профессионально-клинического, как наиболее продуктивная форма опирается на анализ и синтез. Анализ предполагает выяснение того, чем данный объект, предмет, явление в силу своих индивидуальных особенностей отличается от других, внешне похожих. Для того, чтобы это установить, необходимо изучить его структурно-динамическое своеобразие. Применительно к больному это означает необходимость исследования исключительности личностной феноменологии, включая изучение биологического, психического и социального статусов.

Синтез, напротив, означает стремление установить внутренние связи внешне непохожих объектов, что невозможно ни на уровне восприятия, ни на уровне конкретного формального мышления. Иногда эта связь представлена лишь одной характеристикой, которая, тем не менее, является фундаментальной. Если верить преданию, то закон всемирного тяготения открылся Ньютону в тот момент, когда ему на голову упало яблоко. Восприятие внешних признаков указывает лишь на сходство форм. Понимание внутренних связей позволяет рассмотреть в одном ряду совершенно разные объекты, обладающие лишь одним общим качеством – массой. Человеческий разум благодаря этому свойству способен также к экстраполяции известной внутренней связи за пределы опытного восприятия пространства и времени, что делает его возможности практически безграничными. Так происходит осознание человеком законов, управляющих миром, и постоянный пересмотр уже имеющихся представлений.

Так называемое формальное мышление, являющееся атавистическим или имеющее болезненные причины, идет по пути аналогий, которые устанавливаются по признакам внешнего сходства, и уже поэтому не может быть творчески продуктивным. В медицине оно называется фельдшерским, но отнюдь не является прерогативой фельдшеров. Мыслящий подобным образом врач, завершая специальное образование, имеет канонизированные представления о реестре существующих, по его мнению, форм болезней в их описательных характеристиках с соответствующим алгоритмом последующих действий. Диагностическая задача решается чаще всего на основе формальной калькуляции симптомов с отнесением их массива к известной нозологической матрице. Происходит это по принципу ответа на вопрос: на кого больше похожа летучая мышь – на птицу или на бабочку? На самом деле на лошадь (и то, и другое – млекопитающие). Познавательная деятельность, организованная подобным образом, способна лишь клишировать стандартные ситуации в рамках решения самых простых задач. Она нуждается в руководстве, контроле и может быть приемлемой только у претендующих на роль исполнителя.

Расстройства мышления выявляются либо при помощи тестовых процедур (патопсихологически), либо на основе клинического метода при анализе речевой и письменной продукции обследуемого.

Выделяют формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) и так называемые патологические идеи.

Расстройства мышления по форме (расстройства ассоциативного процесса)

Нарушения темпа мышления

Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» - крайняя степень ускоренного мышления.

Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.

Болезненно замедленное мышление. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.

Нарушения стройности мышления

Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т.п.

При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

Нарушение целенаправленности мышления

Резонерство (бесплодное мудрствование, рассуждательство). Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

Символическое мышление . Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

Персеверация мышления . Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

Расстройства мышления по содержанию

Включают в себя бредовые, сверхценные и навязчивые идеи.

Бредовые идеи .

Представляют собой ложные, ошибочные суждения (умозаключения), возникшие на болезненной основе и недоступные критике и коррекции. Заблуждающегося, но здорового человека рано или поздно можно либо разубедить, либо он сам поймет ошибочность своих взглядов. Бред же, являясь одним из проявлений расстройства психической деятельности в целом, может быть устранен только посредством специального лечения. По психопатологическим механизмам бредовые идеи делятся на первичные и вторичные.

Первичный бред, или бред толкования , интерпретации вытекает непосредственно из расстройств мышления и сводится к установлению неправильных связей, неправильному пониманию взаимоотношений между реальными объектами. Восприятие здесь обычно не страдает. Изолированно первичные бредовые идеи наблюдаются при сравнительно легких психических заболеваниях. Болезненной основой здесь чаще всего является патологический характер или личностные изменения.

Вторичный, или чувственный бред представляет собой производное от других первичных психопатологических расстройств (восприятия, памяти, эмоций, сознания). Выделяют галлюцинаторный, маниакальный, депрессивный, конфабуляторный, образный бред. Из сказанного следует, что вторичный бред возникает на более глубоком уровне расстройства психической деятельности. Этот уровень или «регистр», как и генетически связанный с ним бред, называют параноидным (в отличии от первичного – паранойяльного).

По содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи можно разделить на три основные группы: преследования, величия и самоуничижения.

К группе идей преследования относятся бред отравления, отношения, воздействия, собственно преследования, «любовного очарования».

Бредовые идеи величия также разнообразны по содержанию: бред изобретательства, реформаторства, богатства, высокого происхождения, бред величия.

К бредовым идеям самоуничижения (депрессивный бред) относят бред самообвинения, самоуничижения, греховности, виновности.

Депрессивные фабулы обычно сопровождаются подавленностью и предъявляются астенично. Параноидный бред может быть как астеничным, так и стеничным («преследуемый преследователь»).

Бредовые синдромы

Паранойяльный синдром характеризуется систематизированным бредом отношения, ревности, изобретательства. Суждения и умозаключения больных внешне производят впечатление вполне логичных, однако они исходят из неверных посылок и ведут к неверным выводам. Этот бред тесно связан с жизненной ситуацией, личностью больного, либо измененной психическим заболеванием, либо являющейся патологической от самого рождения. Галлюцинации обычно отсутствуют. Поведение больных с паранойяльным бредом характеризуется сутяжничеством, кверулянтскими тенденциями, иногда агрессивностью. Наиболее часто этот синдром наблюдается при алкогольных, пресенильных психозах, а также при шизофрении и психопатиях.

Параноидный синдром. Характеризуется вторичным бредом. К группе параноидных синдромов относятся галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, кататоно-бредовой и некоторые другие синдромы. Параноидные синдромы встречаются как при экзогенных, так и при эндогенных психозах.

При шизофрении часто наблюдается один из наиболее типичных вариантов галлюцинаторно-параноидного синдрома – синдром Кандинского-Клерамбо , который складывается из следующих симптомов: псевдогаллюцинации, психические автоматизмы, бредовые идеи воздействия. Автоматизмами называют явление утраты чувства принадлежности самому себе мыслей, эмоциональных переживаний, действий. По этой причине психические акции больных субъективно воспринимаются как автоматические. Г. Клерамбо (1920) описал три вида автоматизмов:

    Идеаторный (ассоциативный) автоматизм проявляется в чувстве построннего вмешательства в течение мыслей, их вкладывание или отнятие, обрывы (шперрунги) или наплывы (ментизм), ощущение, что мысли больного становятся известны окружающим (симптом открытости), «эхо мыслей», насильственная внутренняя речь, вербальные псевдогаллюцинации, воспринимаемые как ощущение передачи мыслей на расстояние.

    Сенсорный (сенестопатический, чувственный) автоматизм. Для него характерно восприятие различных неприятных ощущений в теле (сенестопатии), чувство жжения, скручивания, боли, полового возбуждения в качестве сделанных, специально вызванных. Вкусовые и обонятельные псевдогаллюцинации могут рассматриваться в качестве вариантов этого автоматизма.

    Моторный (кинэстетический, двигательный) автоматизм проявляется ощущением вынужденности некоторых действий, поступков больного, которые совершаются помимо его воли или вызваны воздействием извне. При этом больные часто испытывают мучительное чувство физической несвободы, называя себя «роботами, фантомами, марионетками, автоматами» и т.д. (чувство овладения).

Объяснение подобных внутренних переживаний при помощи воздействия гипнозом, космическими лучами или различных технических средств называется бредом воздействия и иногда носит достаточно нелепый (аутистический) характер. Аффективные расстройства при этом чаще всего представлены чувством тревоги, напряженности, в острых случаях – страха смерти.

Парафренный синдром . Характеризуется сочетанием фантастических, нелепых идей величия с экспансивным аффектом, явлениями психического автоматизма, бредом воздействия и псевдогаллюцинациями. Иногда бредовые высказывания больных имеют в качестве основы фантастические, вымышленные воспоминания (конфабуляторный бред). При параноидной шизофрении парафренный синдром является заключительным этапом течения психоза.

Помимо описанных выше хронических бредовых синдромов в клинической практике встречаются остро развивающиеся бредовые состояния, имеющие лучший прогноз (острая паранойя, острый параноид, острая парафрения). Они характеризуются выраженностью эмоциональных расстройств, низкой степенью систематизации бредовых идей, динамизмом клинической картины и соответствуют понятию острого чувственного бреда. На высоте этих состояний могут наблюдаться признаки грубой дезорганизации психической деятельности в целом, в том числе признаки нарушения сознания (онейроидный синдром).

Острый чувственный бред также может быть представлен синдромом Капгра (Капгра Ж., 1923), включающим помимо тревоги и идей инсценировки симптом двойников. При симптоме отрицательного двойника больной утверждает, что близкий человек, например, мать или отец, не является таковым, а представляет собой подставную фигуру, загримированную под его родителей. Симптом положительного двойника заключается в убеждении, что незнакомые лица, специально изменившие свой облик, представляются больному в качестве близких людей.

Синдром Котара (нигилистический бред, бред отрицания), (Котар Ж., 1880) выражается в ошибочных умозаключениях мегаломанического, ипохондрического характера по поводу своего здоровья. Больные убеждены в наличии у них тяжелого, смертельного заболевания (сифилиса, рака), «воспаления всех внутренностей», говорят о поражении отдельных органов или частей тела («сердце перестало работать, сгустилась кровь, кишечник сгнил, пища не перерабатывается и из желудка поступает через легкие в мозг» и т.п.). Иногда они утверждают, что умерли, превратились в гниющий труп, погибли.

Сверхценные идеи

Сверхценные идеи – суждения, возникающие на основе реальных фактов, которые эмоционально переоцениваются, гиперболизируются и занимают в сознании больных неоправданно большое место, вытесняя конкурирующие представления. Таким образом, на высоте этого процесса при сверхценных идеях, также как и при бреде, исчезает критика, что позволяет отнести их к разряду патологических.

Умозаключения возникают как на основе логической переработки понятий, представлений (рационально), так и с участием эмоций, организующих и направляющих не только сам процесс мышления, но оценивающих его результат. Для личностей художественного типа последнее может иметь решающее значение по принципу: «если нельзя, но очень хочется, то можно». Сбалансированное взаимодействие рациональной и эмоциональной составляющих называется аффективной координацией мышления. Наблюдающиеся при различных заболеваниях и аномалиях эмоциональные расстройства вызывают ее нарушения. Сверхценные идеи являются частным случаем неадекватно избыточного насыщения аффектом какой-либо отдельной группы представлений, лишающего конкурентоспособности все прочие. Этот психопатологический механизм называется механизмом кататимии . Вполне понятно, что возникающие подобным образом патологические идеи могут иметь не только личностную, болезненную, ситуационную обусловленность, но и содержательно связаны с жизненными темами, вызывающими наибольший эмоциональный резонанс.

Этими темами чаще всего являются любовь и ревность, значимость собственной деятельности и отношение окружающих, собственное благополучие, здоровье и угроза потери того и другого.

Чаще всего сверхценные идеи возникают в ситуации конфликта у психопатических личностей, в дебютных проявлениях экзогенно-органических и эндогенных заболеваниях, а также в случаях их легкого течения.

При отсутствии стойкой дезорганизации эмоционального фона они могут иметь транзиторный характер и при его упорядочивании сопровождаться критическим отношением. Стабилизация аффективных расстройств в процессе развития психического заболевания или хронизации конфликта у аномальных личностей приводит к стойкому снижению критического отношения, что некоторые авторы (А.Б. Смулевич) предлагают называть «сверхценным бредом».

Навязчивые идеи

Навязчивые идеи, или обсессии , - это возникающие спонтанно патологические идеи, носящие навязчивый характер, к которым всегда имеется критическое отношение. Субъективно они воспринимаются как болезненные и в этом смысле являются «инородными телами» психической жизни. Чаще всего навязчивые мысли наблюдаются при заболеваниях невротического круга, однако могут встречаться и у практически здоровых людей с тревожно-мнительным характером, ригидностью психических процессов. В этих случаях они, как правило, нестойкие и не причиняют значительного беспокойства. При психическом заболевании, напротив, концентрируя на себе и на борьбу с ними всю активность больного, переживаются как крайне тягостные и мучительные. В зависимости от степени эмоциональной насыщенности, во-первых, выделяют отвлеченные (абстрактные) навязчивости. Они могут быть представлены навязчивым мудрствованием («мыслительная жвачка»), навязчивым счетом (арифмомания) .

К эмоционально насыщенным навязчивостям относятся навязчивые сомнения и контрастные навязчивости. При них больные могут многократно возвращаться домой, испытывая тревожные сомнения, закрыли ли они дверь, выключили ли газ, утюг и т.п. При этом они прекрасно понимают нелепость своих переживаний, но не в силах перебороть возникающие вновь и вновь сомнения. При контрастных навязчивостях больные охвачены страхом совершить что-то недопустимое, аморальное, противозаконное. Несмотря на всю тягостность этих переживаний, больные никогда не пытаются реализовать возникшие побуждения.

Навязчивые идеи, как правило, представляют собой идеаторный компонент навязчивых состояний и редко встречаются в чистом виде. В структуре их также имеют место эмоциональная составляющая (навязчивые страхи – фобии), навязчивые влечения – компульсии , моторные расстройства – навязчивые действия, ритуалы. В наиболее полном виде эти нарушения представлены в рамках обсессивно-фобического синдрома . Навязчивые страхи (фобии) могут иметь различное содержание. При неврозах они чаще всего носят понятный характер, тесно связанный с ситуацией реальной жизни больного: страхи загрязнения и заражения (мизофобия) , закрытых помещений (клаустрофобия ), толпы и открытых пространств (агорафобия) , смерти (танатофобия ). Чаще всего встречаются навязчивые страхи возникновения тяжелого заболевания (нозофобия ), особенно в случаях, спровоцированных психогенно: кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия, спидофобия .

При шизофрении навязчивые переживания чаще имеют нелепое, непонятное, оторванное от жизни содержание – например, мысли о том, что в употребляемой пище могут присутствовать трупный яд, иголки, булавки; домашние насекомые могут заползти в ухо, нос, проникнуть в мозг и т.п.

Тревожно-напряженный аффект в этих случаях довольно часто послабляется ритуалами – своеобразными символическими защитными действиями, нелепость которых больные также могут понимать, однако их выполнение приносит больным облегчение. Например, чтобы отвлечь себя от навязчивых мыслей о заражении, больные моют руки определенное количество раз, используя при этом мыло определенного цвета. Для подавления клаустрофобических мыслей перед тем, как войти в лифт, трижды оборачиваются вокруг своей оси. Подобные действия больные вынуждены повторять по многу раз при всем понимании их бессмысленности.

Чаще всего обсессивно-фобический синдром наблюдается при неврозе навязчивых состояний. Он также может встречаться в рамках эндогенных психозов, например, при неврозоподобных дебютах шизофрении, а также при конституциональных аномалиях (психастении).

Одним из вариантов обсессивно-фобического синдрома является дисморфофобический (дисморфоманический) синдром . При этом переживания больного сосредоточены на наличии либо мнимого, либо реально существующего физического недостатка или уродства. Они могут носить как характер навязчивых страхов, так и сверхценных мыслей со снижением или отсутствием критического отношения, напряженным аффектом, вторичными идеями отношения, неправильным поведением. В этих случаях больные пытаются самостоятельно устранить имеющиеся недостатки, например, избавиться от веснушек при помощи кислоты, бороться с излишней полнотой, прибегая к изнурительному голоданию, или обращаются к специалистам с целью хирургического устранения имеющегося, по их мнению, уродства.

Синдром дисморфомании может наблюдаться у аномальных личностей в подростковом и юношеском возрасте, чаще у девушек. Также у них часто встречаются близкие к этому синдромы – синдром нервной анорексии и ипохондрический. Бредовой вариант синдрома дисмофомании наиболее типичен для дебютных проявлений параноидной шизофрении.

Мышлением считается способность человека отражать в сознании окружающий мир со всеми существующими связями и внутренними закономерностями. Отличительной особенностью процесса мышления является то, что благодаря ему человек не только наблюдает, а понимает окружающее. Однако часто процесс мышления характеризуется определенными нарушениями, последствием которых являются неверные выводы об окружающем.

Процесс мышления выражается через язык и речь. Язык, употребляемый человеком, состоит из набора понятий, являющихся элементами мышления. Понятия – выработанные категории, которые отражают существенные признаки явлений и предметов.

Понятия условно подразделяются на две группы:

  • конкретные: названия предметов явлений, действий;
  • абстрактные: характеристики и качества, общие для множества предметов и явлений.

Для процесса мышления важным моментом также являются ассоциации – установление связей между понятиями. Если в ассоциативном процессе возникают расстройства, то они непременно приводят к нарушениям способа мышления, что делает его неполноценным, хаотичным и непродуктивным.

Речь, как выражение мышления, представляет собой высказывания о предметах и явлениях, которые называются суждениями. Суждения сопоставляются друг с другом и сопровождаются логическими выводами, называемыми умозаключениями.

Суждения и умозаключения являются содержанием мышления.

Расстройства процесса ассоциаций включают ряд нарушений способов мышления, которые выражаются в изменении стройности, направленности, подвижности и темпа. Нарушения мышления проявляется в следующих формах:


Расстройства мышления по форме могут существовать самостоятельно, а могут сопровождать более грубые психические расстройства. В любом случае при их возникновении нужно обратиться за помощью к специалисту для определения точного диагноза и назначения лечения.

Нарушение мышления, обозначаемое также в качестве термина «расстройство мышления», заключается в нарушении мышления по его структуре, содержанию и темпу (нарушение динамики, мотивационного компонента и операционной стороны). Нарушение мышления может проявляться по-разному и правильнее определить под такое обобщение группу из ряда расстройств, их мы и рассмотрим ниже.

Нарушение мышления может проявляться в следующих формах:

Нарушения динамики мышления

  • Ускорение мышления, скачки идей. Здесь нарушение мышления проявляется в форме речевого выражения и нескончаемого потока различных ассоциаций. Речь, как и мыслительный процесс, характеризуются собственной скачкообразностью и бессвязностью. Любые умозаключения, образы и ассоциации проявляются спонтанным образом, спровоцировать их появление может любой раздражитель, для них характерна общая поверхностность. В таком случае пациент разговаривает без остановки, что даже может привести к охриплости голоса, вплоть до потери голоса. Отличием от бессвязного мышления является то, что в данном случае воспроизводимые высказывания имеют определенный смысл. Ускоренное мышление характеризуется хаотичными и ускоренными ассоциациями, спонтанными ответами, экспрессивной мимикой и жестикуляцией, повышенной отвлекаемостью, способностью к анализу осознанностью действий и пониманием ошибок, способностью к их исправлению.
  • Инертность мышления. В качестве характерных признаков, соответствующих данному нарушению мышления, можно обозначить замедленность ассоциаций, отсутствие у пациента любого типа самостоятельных мыслей, заторможенность. В этом случае ответы на вопросы затруднены, в целом их характер односложный и краткий, речевая реакция существенным образом отличается по степени задержки от нормы. При попытках переключения мыслительного процесса на другие темы возникают определенные затруднения. Характерно нарушение мышления этого типа для состояний помрачнения сознания (легкая форма), для астенических и апатических состояний, при маниакально-депрессивном синдроме.
  • Непоследовательность суждений. Это отклонение сопровождается неустойчивостью суждений, неустойчивостью ассоциаций при сохранении способности к анализу, усвоению и обобщению. Этот тип нарушения сознания сопровождает маниакально-депрессивный психоз, патологии сосудов головного мозга, шизофрению (в рамках этапа ремиссии), травмы головного мозга.
  • Откликаемость. Под откликаемостью как нарушением мышления понимается повышенная реакция на воздействие любого типа раздражителей, причем как имеющие к нему отношение, так и не имеющие. Здесь речь «разбавляется» теми предметами, которые окружают человека, то есть просто воспроизводятся вслух названия тех предметов, которые оказываются в поле зрения. Также пациентам свойственна потеря ориентации в пространстве и времени, они не запоминают важных событий, имен и дат. Поведение может быть несуразным, речь – бессвязной или с определенными нарушениями. Данное расстройство актуально для тех пациентов, у которых имеются тяжелые формы патологий сосудов головного мозга.
  • Соскальзывание. Нарушение проявляется в виде внезапного отклонения, отмечаемого в рамках основного направления рассуждения, при этом соскальзывание происходит к случайным ассоциациям. Впоследствии может произойти возвращение к изначальной теме. Такого рода проявления характеризуются собственной эпизодичностью и в то же время внезапностью. Нередко проявляются они во время выполнения упражнений на выявление ассоциативного ряда. Сопоставления в таком случае случайны, в ассоциациях замена происходит созвучными словами (рифма, к примеру «галка – палка» и пр.). Такого типа нарушение встречается при шизофрении.

Нарушения в рамках операционного мышления

  • Пониженный уровень обобщения. Такое нарушение характеризуется затрудненность в обобщении признаков, то есть пациент не способен к отбору признаков и свойств, которые в целом бы смогли охарактеризовать какое-либо понятие. Построение обобщений сводится к замене их отдельными признаками, специфическими связями с предметами, случайными сторонами в определенных явлениях. Такое явление характерно для эпилепсии, энцефалита, олигофрении.
  • Искажение обобщения. Такого типа нарушение мышления заключается в неспособности к установлению основной определяющей связи, применимой к конкретным предметам. Человеком выделяются только случайные стороны в конкретном явлении и связи второстепенного масштаба между объектами. Культурных и общепринятых определений для больного не существует в принципе. Объединение объектов может производиться на основании формы, материала или цвета, то есть с исключением целевого их назначения и присущих функций. Перечисленные особенности нарушения мышления присущи таким заболеваниям, как психопатия и шизофрения.

Нарушения мотивационного компонента

  • Разноплановое мышление. В данном случае речь идет о таком нарушении мышления, при котором целенаправленность действий отсутствует как таковая. Пациент не в состоянии осуществлять какую-либо классификацию для явлений и предметов, он не может выделить признаки, по которым могло бы быть произведено их обобщение. Различные умственные операции (различение, обобщение, сравнение и пр.) имеются, какие-либо инструкции могут быть восприняты, но выполнению не подлежат. О предметах человек судит в отличных друг от друга плоскостях, последовательность в этом отсутствует. Выбор предметов и их классификация может происходить на основании собственных предпочтений (привычки, вкус, особенности восприятия). В суждениях отсутствует объективность.
  • Резонерство. Нарушение мышления характеризуется пустым и бессмысленным многословием, человеку свойственны бесконечные и длительные рассуждения, причем у них не существует какой-то конкретной идеи или цели. Для речи характерна разорванность, в рассуждениях отмечается постоянная потеря связующей их нити. Достаточно часто «мудрствования», будучи довольно длительными, между собой не связаны, смысловая нагрузка в них отсутствует. Аналогично отсутствовать может и сам объект мысли. Высказывания носят риторический характер, в ответной реакции или во внимании собеседника оратор не нуждается. Рассмотренная патология мышления соответствует состоянию пациентов при шизофрении.
  • Бред. Бред заключается в таком нарушении мышления, при котором человек воспроизводит собственные умозаключения, представления или идеи, причем эта информация никак не связана с актуальной окружающей обстановкой. Ему становится не важно, соответствует воспроизводимая информация реальности или нет. Руководствуясь такого типа умозаключениями, человек, тем самым, находится в отстраненном от реальности состоянии, поглощаясь, тем самым, в бредовое состояние. Разубедить человека в том, что его бредовые идеи таковыми являются, невозможно, то есть он полностью уверен в истинности идей в основе бреда. Бред по своей специфике и содержанию может проявляться в различных формах (религиозный бред, бред отравления, бред преследования, ипохондрический бред и т.д.). В качестве одного из наиболее распространенных вариантов бредовых состояний сегодня рассматривается также состояние анорексии, при котором создается иллюзорное восприятие собственного веса, что дополняется неизменных желанием избавиться от лишнего веса.
  • Некритичность. Эта патология мышления характеризуется незавершенностью и общей поверхностностью мышления. Мышление становится нецеленаправленным, в связи с чем поступки и действия пациента не регулируются.
  • Навязчивые состояния. Патология этого типа сопровождается фобиями, переживаниями и мыслями, непроизвольным образом появляющимися в сознании. Навязчивые состояния как нарушение мышления осмысленному контролю неподвластны, их «спутником» также становится постепенное расстройство личности. Также навязчивым состояниям сопутствует реализация определенных действий (нечистота мира, окружающего человека, становится причиной постоянного мытья рук после касания любых предметов и т.д.).
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!