Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста. Причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста Поведение тревожных детей младшего школьного возраста

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темпераметра.

Е. Г. Силяева, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих .

Тревожность, с точки зрения В. В. Давыдовой, это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Похожее определение трактует А. В. Петровский, «тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Тревожность, по мнению А. Л. Венгер, - личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги.

Тревожность обычно повышена при нервнопсихических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействия личности и ее окружения.

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают, характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Причиной возникновения тревожности всегда является внутренний конфликт, противоречивость стремлений ребенка, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Противоречивое внутреннее состояние ребенка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников (или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то, позволяя, то, грубо запрещая одно и то же); неадекватными требованиями, несоответствующие возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Во всех трех случаях возникает чувство "потери опоры"; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.

В основе внутреннего конфликта ребенка может лежать внешний конфликт - между родителями. Однако смешивать внутренний и внешний конфликты совершенно недопустимо; противоречия в окружающей обстановке ребенка далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый ребенок становится тревожным, если его мать и бабушка недолюбливают друг друга и воспитывают его по-разному.

Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе стороны конфликтующего мира, когда они становятся частью его эмоциональной жизни, создаются все условия для возникновения тревоги.

Тревожность у младших школьников очень часто бывает из-за нехватки эмоциональных и общественных стимулов. Разумеется, это может сложиться с человеком в любом возрасте. Но исследования показали, что в детстве, когда закладывается фундамент человеческой личности, последствия тревожности бывают значительными и опасными. Тревожность всегда грозит тем, где ребенок семье в «тягость», где он не чувствует любви, где к нему не проявляют интереса. Грозит и тем, где воспитание в семье чрезмерно рационально, книжно, холодно, без чувства и симпатии.

Тревожность проникает в душу ребенка, лишь, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.

К этим важнейшим потребностям относятся: потребность в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы и т.д.); потребность в близости, в привязанности к человеку или к группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное "я"; потребность в самореализации, в раскрытии своих способностей, своих скрытых сил, потребность в смысле жизни и цели.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает,

что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит его в ситуацию неизбежного неуспеха.

Последствия тревожных переживаний.

Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.

Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской".

Внутренняя задача, которая стоит перед эмоционально неустойчивым ребенком: в море тревоги найти островок безопасности и постараться как можно лучше его укрепить, закрыть со всех сторон от бушующих волн окружающего мира. На начальном этапе формируется чувство страха: ребенок боится оставаться в темноте, или опоздать в школу, или отвечать у доски.

Страх - первая производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

Как мы знаем, дети 7-11 лет, в отличие от взрослых, постоянно находятся в движении. Для них движение – столь же сильная потребность, как и необходимость в еде, родительской любви. Поэтому к их стремлению двигаться нужно, относиться как к одной из физиологических функций организма. Иногда требования родителей сидеть практически неподвижным бывают столь чрезмерными, что ребенок практически лишается свободы движения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться.

Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера, и грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом. Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой – эти дети ведут себя «правильно».

Но некоторых родителей волнует поведение своих детей. «Люба очень нервная. Чуть что – в слезы. И не хочет играть с ребятами – боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке – не оттащишь. Таким образом, тревожность младших школьников может быть вызвана как внешними конфликтами, исходящими от родителей, так и внутренними – от самого ребенка. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны, невоспитаны. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать. Главным будет являться то, что формирование эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру, обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учитель начальных классов, специальный психолог

ГБОУ Гимназия №63 г. Санкт-Петербурга

Тревожность и ее особенности у детей

младшего школьного возраста

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать. Главным будет являться то, что формирова ние эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру, обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности.

  1. Тревожность, как проявление эмоциональной сферы

Эмоции и чувства отражают реальную действительность в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, настроения, стрессы и д. р.) совместно образуют эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, эстетические и интеллектуальные. По классификации, предложенной К.Э. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, гнев, радость, удивление, горе-страдание, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
"Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характер- ная низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий".
Определенный уровень тревожности - это особенность активной деятель- ности личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении, является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди ведут себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тре- вожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обсто- ятельств. Стабильные проявления свойств личности принято называть лич- ностной тревожностью и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты ("личностная тревожность"). Это устойчивая индивиду- альная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к трево- ге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "круг" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них опре- деленной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Проявления связанные с конкретной внешней ситуацией называют ситуа- тивными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, оза- боченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Категории личности, которые приняты считать высокотревожными, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоя- нием тревожности. .
Поведение повышеннотревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

Высокотревожные индивиды эмоционально острее реагируют на сообще -ния о неудаче, чем низкотревожные;

Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение какой-либо задачи;

Характерная черта высокотревожных людей- боязнь неудачи. Она домини- рует у них над стремлением к достижению успеха;

Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой является сообщение об успехе, чем о неудаче;

Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче;

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, а от наличия или отсутствия у него личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной

ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций, а также адекватной когнитивной оценки ситуации.
Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуа- ции непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, предпри- нятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

  1. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей среднего школьного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожнстью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный,беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность,что в свою оче -редь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из меха- низмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооцен кой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приво- дит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушны- ми, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования роди- телей и учителей - не нарушают дисциплину. Таких детей называют скромны ми, застенчивыми.

Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникнове- ния тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осущест-вляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и учителей, так как они вызывают ситуа- цию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождения- ми между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем дости -жений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Если у ребенка усиливается тре- вожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфан- тилен.неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет напа- дения, насмешки, обиды. Он не успешен.. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих,. но и от самого ребенка. Тем не менее в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.
Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит "угроза". Такой ребенок одинок, замк- нут, малоактивен. .Главным источником тревог младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы. Подросток испытывает переживания социального стресса, страха самовыражения, страха несоответствия ожиданиям окружающих и др. Подросток начинает комплексовать, испытывать чувство растерянности и тревоги.

  1. Особенности школьной тревожности у детей среднего школьного возраста

Тревожность как психическое свойство имеет яркую возрастную специфику. Для каждого возраста характерны области действотельности, которые вызывают тревогу у детей. Среди общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста это внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности, внутрисемейные и внутришкольные конфликты, соматические нарушения.

Можно выделить специфические причины тревожности на этом возрастном этапе. Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь собственно личностным свойством (Прихожан А.М., 1998). У подростка Я-концепция противоречива и вызывает трудности в собственной самооценке. Тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе.

Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте связано с формированием психоастенической акцентуации характера. У ребенка легко возникают опасения, страхи, волнения. Если присутствует недостаток волнения, то ребенок может отказаться от деятельности, которая ему трудна. При психастенической акцентуации затруднено принятие решений. Из-за низкой уверенности в себе наблюдаются трудности в общении.

Тревога начинает оказывать влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам тревожность можно соотнести, а после 12 лет происходит повышение тревожности у девочек. Тревога девочек отличается от тревоги мальчиков: девочек волнует взаимоотношение с другими людьми, мальчиков насилие во всех его аспектах. (Захаров А.И., 1997, Кочубей Б.И., Новиков Е.В., 1998).

Таким образом можно отметить, что детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична; тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте; в школьном возрасте уровень тревожности в среднем выше у девочек (по сравнению с мальчика -ми).

  1. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся

Школьная тревожность может проявляться в поведении разными способами. Это возможно и пассивность на уроках, и смущение при замечаниях учителя, и скованность при ответах. При наличии таких признаков, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок чаще болеет. В школе на перемене такие дети малообщительны, практически не вступают в тесные контакты с детьми, но одновременно находятся среди них.

Среди признаков школьной тревожности можно выделить типичные проявления, характерные для младшего подросткового возраста:

Ухудшение соматического здоровья проявляется в «беспричинных» головных болях, повышении температуры. Такие ухудшения случаются перед контрольными работами;

Нежелание ходить в школу возникает в связи с недостаточной школьной мотивацией. Учащиеся начальной школы, как правило, не идут дальше рассуждений на эту тему, а с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы в дни контрольных работ, «нелюбимых» предметов и учителей;

Излишняя старательность при выполнении заданий, когда ребенок по нес- колько раз переписывает одно и тоже задание. Это может быть связано со стремлением «быть лучше всех»;

Отказ от субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может перестать его выполнять;

Раздражительность и агрессивные проявления могут проявляться в связи со школьным дискомфортом. Тревожные дети огрызаются в ответ на замечания, дерутся с одноклассниками, проявляют обидчивость;

Снижение концентрации внимания на уроках. Дети пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги. Это состояние является для них комфортным;

Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, а именно различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок краснеет, испытывает дрожь в коленках, у него возникает тошнота, головокружение;

Ночные страхи, связанные со школьной жизнью и дискомфортом;

Отказ отвечать на уроке характерен, если тревожность сфокусирована вокруг ситуации проверки знаний, это проявляется в том, что ребенок отказывается принимать участие в ответах и старается быть как можно более незаметным;

Отказ от контакта с учителем или одноклассниками (или сведение их к минимуму);

-«сверхценность» школьной оценки. Школьная оценка является «внешним» мотиватором учебной деятельности и со временем теряет свой стимулирующий эффект, становясь самоцелью (Ильин Е.П., 1998).учащегося интересует не учебная деятельность, а внешняя оценка. Однако, к середине подросткового возраста ценность школьной оценки исчезает и теряет мотивирующий потенциал;

Проявление негативизма и демонстративных реакций (в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников). Некоторыми подрост- ками попытка «произвести впечатление на одноклассников» своей смелос- тью или принципиальностью расценивается как способ получить личностный ресурс совладения с состоянием тревоги.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать следующие выводы:

Школьная тревожность- это специфический вид тревожности, когда ребенок взаимодействует с окружающей средой;

Школьная тревожность вызвана различными причинами и проявляется в различных формах;

Школьная тревожность является признаком затруднения в процессе школьной адаптации. Может проявляться как личностная тревожность;

Школьная тревожность препятствует эффективности учебной деятельности.

Список литературы

1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.- М., 1996

2.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. –М.: Изд-во МГУ, 1976.

3. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.

4. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. -464с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»).

5. Журнал «Семья и школа» №9, 1988г.- Статья Б.Кочубей, Е.Новикова «Ярлыки для тревожности»

6. Журнал «Семья и школа» №11, 1988. – Статья Б.Кочубей, Е Новикова «Снимем маску с тревоги».

7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001

8. Леонтьев А.Н., Судаков К.В. Эмоции //БСЭ. – Т.30. – М., 1978.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 456с.

10.Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова. М.Н., Гордеева Н.О.-Ростов н /Д:Феникс,2004. -640с. (Серия «Словари»)

11.Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.-сост. Г.А.Шалимова. –М.:АРКТИ, 2006. -232.с. (Биб-ка психолога-практика)

12.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.

13.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.- 1998. -№2. –с.11-18.

14.Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В.М. Астапов.- СПб., 2001. –с. 143-156.

15.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб., 2006.

16.Регуш Л.А. Психология современного подростка.- М., 2006.-400с.

17.Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. –М., 1971.

18.Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия. // Ананьевские чтения.- 2003. –СПб., 2003. –с. 301-302.

19.Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема.// Вопросы психологии. 2001. №5. с. 19-35.

20.Эмоции // Философская энциклопедия. – Т.5. – М.,1990.


Тревожность и ее особенности у детей

младшего школьного возраста

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать. Главным будет являться то, что формирова ние эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру, обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности.

    Тревожность, как проявление эмоциональной сферы

Эмоции и чувства отражают реальную действительность в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, настроения, стрессы и д. р.) совместно образуют эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, эстетические и интеллектуальные. По классификации, предложенной К.Э. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: интерес-волнение, гнев, радость, удивление, горе-страдание, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Остальные - производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
"Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характер- ная низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий".
Определенный уровень тревожности - это особенность активной деятель- ности личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении, является существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди ведут себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тре- вожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обсто- ятельств. Стабильные проявления свойств личности принято называть лич- ностной тревожностью и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты ("личностная тревожность"). Это устойчивая индивиду- альная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к трево- ге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "круг" ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них опре- деленной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.
Проявления связанные с конкретной внешней ситуацией называют ситуа- тивными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как "ситуационная тревожность". Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, оза- боченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Категории личности, которые приняты считать высокотревожными, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоя- нием тревожности.
Поведение повышеннотревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

Высокотревожные индивиды эмоционально острее реагируют на сообще -ния о неудаче, чем низкотревожные;

Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение какой-либо задачи;

Характерная черта высокотревожных людей- боязнь неудачи. Она домини- рует у них над стремлением к достижению успеха;

Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой является сообщение об успехе, чем о неудаче;

Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче;

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, а от наличия или отсутствия у него личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

    Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей среднего школьного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Под тревожнстью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный,беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность,что в свою оче -редь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из меха- низмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушны- ми, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и учителей - не нарушают дисциплину. Таких детей называют скромны ми, застенчивыми.

    Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой возникнове- ния тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. формируют соответствующий характер.
    Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфан- тилен.неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет напа- дения, насмешки, обиды. Он не успешен.. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Проявление школьной тревожности в поведении учащихся

Школьная тревожность может проявляться в поведении разными способами. Это возможно и пассивность на уроках, и смущение при замечаниях учителя, и скованность при ответах. При наличии таких признаков, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок чаще болеет. В школе на перемене такие дети малообщительны, практически не вступают в тесные контакты с детьми, но одновременно находятся среди них.

Среди признаков школьной тревожности можно выделить типичные проявления, характерные для младшего подросткового возраста:

Ухудшение соматического здоровья проявляется в «беспричинных» головных болях, повышении температуры. Такие ухудшения случаются перед контрольными работами;

Нежелание ходить в школу возникает в связи с недостаточной школьной мотивацией. Учащиеся начальной школы, как правило, не идут дальше рассуждений на эту тему, а с переходом в среднюю школу могут появиться эпизодические прогулы в дни контрольных работ, «нелюбимых» предметов и учителей;

Излишняя старательность при выполнении заданий, когда ребенок по несколько раз переписывает одно и тоже задание. Это может быть связано со стремлением «быть лучше всех»;

Отказ от субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может перестать его выполнять;

Раздражительность и агрессивные проявления могут проявляться в связи со школьным дискомфортом. Тревожные дети огрызаются в ответ на замечания, дерутся с одноклассниками, проявляют обидчивость;

Снижение концентрации внимания на уроках. Дети пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги. Это состояние является для них комфортным;

Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, а именно различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок краснеет, испытывает дрожь в коленках, у него возникает тошнота, головокружение;

Ночные страхи, связанные со школьной жизнью и дискомфортом;

Отказ отвечать на уроке характерен, если тревожность сфокусирована вокруг ситуации проверки знаний, это проявляется в том, что ребенок отказывается принимать участие в ответах и старается быть как можно более незаметным;

Отказ от контакта с учителем или одноклассниками (или сведение их к минимуму);

-«сверхценность» школьной оценки. Школьная оценка является «внешним» мотиватором учебной деятельности и со временем теряет свой стимулирующий эффект, становясь самоцелью (Ильин Е.П., 1998).учащегося интересует не учебная деятельность, а внешняя оценка. Однако, к середине подросткового возраста ценность школьной оценки исчезает и теряет мотивирующий потенциал;

Проявление негативизма и демонстративных реакций (в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников).

Исходя из выше перечисленного, можно сделать следующие выводы:

Школьная тревожность- это специфический вид тревожности, когда ребенок взаимодействует с окружающей средой;

Школьная тревожность вызвана различными причинами и проявляется в различных формах;

Школьная тревожность является признаком затруднения в процессе школьной адаптации. Может проявляться как личностная тревожность;

Школьная тревожность препятствует эффективности учебной деятельности.

Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием. Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении . Например, страх темноты.

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  • неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Способен развиваться у в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  • необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  • полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  • неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • мышечное напряжение;
  • постоянное беспокойство;
  • нарушения сна;
  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
  • раздражительность.

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

Итак, признаки тревожности:

1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

3. Беспокойство вызывает любое задание

4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

5. Часто смущается

6. Говорит что напряжен

7. Краснеет в новой обстановке

8. Сетует на кошмарные сны

9. Руки зачастую влажные и холодные

10. Часто отмечается расстройство стула

11. Потеет при волнении

12. Имеет плохой аппетит

13. Беспокойно спит и долго засыпает

14. Пуглив, всего боится

15. Легко расстраивается, беспокоен

16. Зачастую не сдерживает слезы

17. Не переносит ожидание

18. Новые дела не радуют

19. Всегда не уверен в своих силах и себе

20. Боится сложностей

Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».

О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

Критерии для выявления страха разлуки:

1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

5. Страх быть и остаться одному

6. Непреодолимый страх одному засыпать

7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Профилактика и коррекция тревожности у детей

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

  • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!