Сколько платят стюардессам. Вакансии, где работать

В среднем по России стюардессы зарабатывают 80 000 руб. в месяц. Самая большая средняя плата была зафиксирована в Алтайском крае –150 000 руб. Авиакомпании США, Англии и Австралии славятся своими высокими окладами – они платят бортпроводникам больше 200 000 руб. в месяц.

Работа стюардессы не только опасна, но и трудна: вечные перепады давления, «сложные» пассажиры, разные часовые пояса. Об отдыхе можно только мечтать. Но есть и свои плюсы: можно познакомиться с какой-то знаменитостью или просто хорошим человеком, бесплатно путешествовать по миру. Льготы, предоставляемые компаниями, просто шикарны: бесплатный билет в любую страну, скидки на покупки билетов, до 70 дней отпуска в год. Но сколько платят за такую интересную, но сложную работу, сколько зарабатывают стюардессы? Средний доход по России – 80 000 руб. в месяц.

Период Доход
Год 960 000 руб.
Месяц 80 000 руб.
День 2 630 руб.
Час 109 руб.
Минута 1,8 руб.
Секунда 0,03 руб.

Источник: visasam

Качества, которыми должна обладать стюардесса

При приеме на должность бортпроводника руководитель смотрит не только на образование, но и на качества человека:

  • рост не выше 180 см, но и не ниже 165 см;
  • хорошие внешние данные, размер одежды не более 46;
  • терпение и быстрая реакция в экстренных ситуациях;
  • аккуратность, пунктуальность, соблюдение гигиены;
  • хорошее чувство юмора;
  • знание основ этики, корректности и дипломатии;
  • правильная речь и хорошая дикция;
  • отсутствие тату и пирсинга;
  • умение плавать.

Для работы стюардессой много требований, но и плюсов тоже достаточно:

  • большая возможность познакомиться с интересными людьми;
  • одна из самых высокооплачиваемых профессий в России;
  • красивая форма;
  • посменный график работы;
  • между рейсами достаточно большой промежуток времени, за который стюард сможет осмотреть город и познакомиться с достопримечательностями;
  • за еду и проживание в отеле платит авиакомпания;
  • покупка продукции в дьюти-фри;
  • пенсионный возраст наступает в 45 лет;
  • огромное количество доплат и социальных льгот.

Но где есть плюсы, там есть и минусы:

  • «воздушная болезнь» – последствия турбулентности;
  • длительные командировки;
  • физические нагрузки (хождение на каблуках, перепады давления, смена часовых поясов);
  • крупные авиакомпании не берут на работу людей без стажа;
  • даже если попался неприятный пассажир, настроение должно быть хорошим;
  • из-за беременности могут возникнуть неприятности с работой;
  • авиакатастрофы случаются реже, чем сходят с рельс поезда или тонут корабли, но человек умеет плавать, а летать нет;
  • могут возникнуть проблемы в семейной жизни.

Зарплата стюардесс

Заработок зависит от множества факторов:

  • популярность и востребованность авиакомпании;
  • уровень образования персонала;
  • свободное владение иностранными языками;
  • налетанные часы;
  • отношение руководства к рабочему персоналу;
  • время, проведенное в пути (чем дольше рейс, тем больше з/п.);
  • класс пассажиров;
  • стаж;
  • регион проживания;
  • маршрут полета;
  • VIP-рейсы (за 1 час перелета оплачивают 5 000 руб.);
  • процент от проданной продукции на борту самолета.

Работая на международных рейсах, о зарплате можно не беспокоиться – она всегда будет высокой. Заработная плата также зависит от обслуживаемого класса – при работе в бизнес-классе и выше сумма будет больше.

Основные этапы карьерного роста бортпроводников:

  • 3 класс;
  • 2 класс;
  • 1 класс;
  • старший бортпроводник;
  • бортпроводник бизнес-класса.

При длительных перелетах стюардессам доплачивают командировочные и суточные выплаты.

Таблица 3. Средняя зарплата стюардесс за 5 лет

Источник: russia.trud

Льготы стюардов

Авиакомпания предоставляет своим работникам скидку до 90% на покупку билетов в любую страну, с которой есть авиасообщения. Также скидка распространяется и на родственников рабочих.

Справка! Компания раз в год выдает один бесплатный билет на любой рейс.

Продолжительность отпуска зависит от самого предприятия. В небольших фирмах всего 42 отпускных дня, в то время как в больших достигает 70 суток.

Некоторые крупные компании предоставляют своим сотрудникам бесплатные служебные квартиры, бесплатную медицинскую страховку и частично компенсируют расходы на продукты питания, оплату детских садов и коммунальных услуг.

Зарплата по регионам

Московские бортпроводники получают в среднем 102 000 руб. А самый большой средний заработок был зафиксирован в Алтайском крае – 150 000 руб.

Таблица 4. Заработная плата стюардесс по регионам

Источник: russia.trud

Заработная плата в авиакомпаниях России

У каждой компании свой ценник, где-то больше, где-то меньше.

Аэрофлот

Самая высокооплачиваемая фирма, по сравнению с другими перевозчиками. Даже минимальная зарплата у стюардесс в Аэрофлоте гораздо выше, чем оклад бортпроводников других авиакомпаний.

При устройстве в Аэрофлот минимальная ставка составляет 40 000 руб. в месяц. Через некий промежуток времени, когда бортпроводница наберет достаточное время полетов, она сможет повысить квалификацию и свою зарплату до 1 800 $ в месяц.

S7

Как и в любом другом предприятии, на оклад влияют стандартные факторы: стаж, знание языков, образование. Колоссальными сумами S7 похвастаться не может, но з/п в районе 25–70 тыс. руб. устраивает большинство работников.

Utair

Перевозчик отличается от других тем, что для принятия на работу достаточно среднего образования. Последующее обучение проводится самой компанией за их же счет.

Utair специально сделал легкое принятие на работу. Здесь начинающие стюардессы могут набраться опыта и перейти в более известную авиакомпанию. Но, правда, из-за таких легких требований придется жертвовать своим окладом – он составляет всего 30 000 руб. в месяц.

Победа

Компания так же, как и Utair, обучает своих работников. По окончанию учебы выдается соответствующий сертификат с последующим устройством на работу. Заработная плата не такая высокая, как в Аэрофлоте или S7, – в среднем платят 50 000 руб., но плюсом является бесплатное обучение.

Выход на пенсию

Из-за работы в тяжелых условиях, постоянной смены атмосферного давления, разных часовых поясов и климата, бортпроводникам разрешается : женщинам в 45 лет, а мужчинам в 50. Но при условии, если они проработали 15 и 20 лет.

Сама пенсия зависит от величины страховых отчислений и рабочего стажа. В среднем сумма пенсионных выплат составляет 20–25 тыс. руб.

Сколько получают стюардессы за границей

При сравнивании зарплат отечественных стюардесс и заграничных, российские немного проигрывают.

На данный момент авиакомпании, которые выше всех оплачивают труд стюардесс, располагаются в США, Австралии и Англии – 3 000-4 000 $. в месяц. За ними идут перевозчики из Германии – 165 000 руб. Эйр Астана и Евро-Азия Эйр находятся в Казахстане и могут составить конкуренцию многим заграничным фирмам. Оклад стюардесс в среднем равен 120 000 руб.

К большому сожалению авиакомпании из Белоруссии и России могут похвастаться средним окладом в 80 000 руб. МАУ (Международные Авиалинии Украины) платят своим стюардессам только по 40 000 руб.

Интересные факты о профессии стюардесс

В каждой профессии присутствуют свои причуды, в работе стюардом их также хватает:

  • время, за которое пассажиры спускаются и поднимаются на борт, не оплачивается;
  • пассажирам не сообщают о смерти человека на самолете;
  • человек, который попытается открыть дверь, будет закован в наручники и передан охране;
  • ужин оттягивают специально, в надежде, что люди уснут, и еду не нужно будет развозить;
  • у работников свое спец. меню;
  • стюардесса обязана приходить к пилотам и смотреть, не уснули ли они;
  • запрещено жаловаться в социальных сетях на начальство или пассажиров – за такое полагается штраф.

Еще больше информации о работе бортпроводников смотрите в видео:

Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
4 октября 2018 .

Каждая профессия по-своему интересна. Но есть виды трудовой деятельности, имеющие особую привлекательность. Так, например, работа стюардессой является очень разносторонней и престижной. Но чтобы занять данную вакансию, необходимо как следует подготовиться умственно, морально и физически. В этой статье мы расскажем о том, сколько зарабатывает, где учится и что должен уметь бортпроводник. А также поговорим о плюсах и минусах такого труда.

Что входит в обязанности бортпроводницы

Профессия стюардессы – это не только обслуживание пассажиров и контроль за происходящим на борту. Авиаперелёты могут сопровождаться самыми неожиданными внештатными ситуациями. Бортпроводник – единственный человек в самолёте, который обязан уметь правильно реагировать на такие ситуации и быстро решать возникающие проблемы. Нужно быть готовым к любому повороту событий, а для этого требуются знания, навыки и опыт. Ниже изложен перечень должностных обязанностей стюардессы:


Необходимые навыки стюардессы

Выше мы рассмотрели условную должностную инструкцию бортпроводника. Для качественного исполнения своих профессиональных обязанностей необходимо обладать определенным набором личных качеств:


Все качества из списка следует понимать буквально. Так, красивое лицо и фигура действительно являются одним из критериев отбора на вакансию стюардессы. Так уж повелось, что человек, сопровождающий экипаж, должен вызывать у пассажиров исключительно положительные эмоции: физический комфорт за счёт обслуживания и эстетическое удовольствие благодаря приятной внешности.

Несмотря на то, что большинством бортпроводников являются представительницы прекрасного пола, на этой должности вполне может оказаться и мужчина. В отдельных случаях стюард будет наиболее уместен на борту, нежели стюардесса. Например, когда перелёт совершает исключительно мужской коллектив: спортивная команда, группа политиков и т.п.

Что касается роста и веса, то здесь тоже важно соответствовать стандартам. Эти требования имеют и практическое назначение. Высота бортпроводника должна быть такой, чтобы он или она смогли дотянуться до ящиков над головами сидящих людей. Так проще достать средства защиты, а также помочь пассажирам взять свой багаж. Нормальный вес облегчает перемещение по проходу самолёта.

Преимущества и недостатки профессии

В каждой профессии есть свои плюсы и минусы. Так и работу бортпроводника можно оценить как положительно, так и в отрицательно. Давайте сначала рассмотрим преимущества такого вида деятельности:

  1. У вас появится возможность увидеть весь мир совершенно бесплатно. После каждого рейса пилотам и стюардессам положен отдых продолжительностью от 12 часов до 2-3 суток. За это время можно и выспаться, и посмотреть местные достопримечательности, и пройтись по магазинам. Остановка в тёплых странах предоставляет возможность искупаться в море и позагорать.
  2. Вы будете общаться с людьми разных национальностей, а это всегда расширяет кругозор. Кроме того, новые знакомства могут оказаться очень выгодными и полезными в дальнейшем.
  3. Сотрудникам авиалиний предоставляется скидка на перелёты личной надобности в 90%. А один раз в год разрешается отправиться в поездку полностью за счёт компании.
  4. Допускается получение дополнительного дохода от реализации товаров из Duty Free. Также возможно вручение вам «чаевых» за дополнительные услуги, такие, как разрешение покурить на территории самолёта или перемещение пассажира из эконом-класса в зону «люкс».

Что касается недостатков, то они тоже присутствуют. Несмотря на то, что минусов в работе стюардессы меньше, чем плюсов, тем не менее, они считаются довольно серьёзными, поскольку отражаются на здоровье:


Зарплата стюардессы

Если вас заинтересовала профессия бортпроводника и вы хотите знать не только о сути работы, но и о том, сколько обычно зарабатывают стюардессы, то читайте дальше. В этом блоке мы расскажем о факторах, от которых зависит их оклад, а также о точных суммах в конкретных случаях.

Внешние факторы

К ним относятся:

  1. Страна трудоустройства. Заработная плата в России и странах Европы существенно отличается. Так, отечественные авиалинии платят новичкам без опыта 30 000 – 60 000 рублей в месяц. Профессионалы получают 80 000 – 120 000 рублей. А, например, в США сотруднику экипажа перечисляют примерно 2000 $ и 8000 $ соответственно (что равно 120 000 и 480 000 рублей). Разница в 2-4 раза, поэтому государство, в котором вы собираетесь работать, имеет большое значение для вашего кошелька.
  2. Престиж авиакомпании. Он определяет и уровень доходов организации, а, значит, косвенно влияет и на зарплату сотрудников. Чем крупнее и популярнее компания, тем выше зарплата у бортпроводника.
  3. Внутренняя политика организации. Компания может иметь большой доход и при этом мало платить подчинённым. Зарплата стюардессы во многом зависит от отношения к сотрудникам и корпоративной этики. Поэтому при трудоустройстве следует учитывать щедрость или жадность руководства.

Внутренние факторы

Здесь стоит отметить:

  1. Опыт бортпроводника. Новички, как правило, начинают работать за низкую оплату. Впоследствии с повышением ранга увеличивается и зарплата. Сократить этот период можно большим количеством лётных часов.
  2. Отработанное время. Каждый рабочий час имеет свою стоимость. Больше летаешь – больше получаешь. Если первое время зарплаты не хватает, то можно подрабатывать на частных или чартерных коммерческих рейсах. Совмещение стюардессам не запрещено.

Где выучиться на бортпроводника

Специальных ВУЗов и колледжей, обучающих данной профессии, не существует. Но и без начальной квалификации на борт вас не пустят. Как же быть и где учиться на стюардессу? Существует два альтернативных пути.

Путь первый. Вы самостоятельно ищете курсы бортпроводников. Их можно найти в интернете или в специализированных печатных изданиях. Срок обучения обычно составляет 2-3 месяца. Вас снабжают теоретическими знаниями и выдают документ, подтверждающий факт прохождения курса: диплом или сертификат.

Затем вы просматриваете сайты с вакансиями и ищите объявления о наборе стюардесс. Далее следует череда собеседований и конкурентная борьба. Ведь профессия бортпроводника достаточно востребована. По данным кадровых агенств конкурс на должность составляет примерно 200 человек на место. Это огромная цифра. Чтобы пробиться к работе мечты, необходимо проявить свои лучшие качества и высокий уровень профессиональных навыков.

Путь второй. Это наиболее разумный и оправданный способ. Он отличается от первого порядком действий. Сначала вы ищете работу, просматривая открытые вакансии. Затем ходите по собеседованиям и показываете себя с наилучших сторон. Если ваша кандидатура будет одобрена, то авиакомпания отправляет вас на курсы сроком на 2-3 месяца, организованные специально для данной организации. Там вы получите не только теорию, но освоите и практические навыки. По окончанию обучения необходимо пройти экзамен на проверку знаний.

После прохождения курсов вас отправят в первый полёт в качестве стажера. Сопровождение инструктора в данном случае обязательно, поскольку вам ещё не доверят бесконтрольное выполнение своих обязанностей. Если вы успешно подтвердите свою квалификацию, то будете допущены до работы на постоянной основе. Перед официальным трудоустройством проводится ещё один итоговый экзамен. Кроме того, необходимо в обязательном порядке пройти комплексное медицинское обследование, поскольку бортпроводники должны иметь отменное здоровье.

Отдельно стоит сказать о собеседованиях. Нужно быть готовыми к тому, что вам могут задать самые, казалось бы, нелогичные, неуместные, нескромные и просто очень странные вопросы. Например, руководство компании или будущий начальник может поинтересоваться о вашем весе, самооценке или детских страхах. Вероятно, прозвучат вопросы из серии:

  • Что вы будете делать, если случайно прольёте сок на пассажира?
  • Как ответите человеку, назвавшему вас глупой?
  • Что предпримите, если в салоне самолёта начнётся драка?
  • Как относитесь к служебным романам?
  • Как отреагируете на знаменитость среди пассажиров?

Профессия стюардессы очень многофункциональна и интересна. Именно поэтому так много девушек желают получить эту работу и летать по всему миру, помогая пассажирам легче перенести полёт. Если и вы хотите попробовать себя в роли бортпроводника, то хорошо подготовьтесь. Помните, что главные задачи этой работы – служение людям и строгое соблюдение правил безопасности. Шансы овладеть данной профессией есть у всех.

Вконтакте

Профессия стюардесс до сих пор считается романтической, однако, на деле это тяжелый труд с физическими и психологическими нагрузками. Несмотря на это, вакансия бортпроводника остается одной из самых конкурентных среди соискателей. Итак, сколько получают стюардессы в разных авиакомпаниях и насколько велики риски такой профессии?

Зарплата на международных рейсах

Разумеется, если сравнивать зарплаты российских бортпроводников и тех, кто работает в зарубежных авиакомпаниях, разница будет внушительной. Самые высокие зарплаты у стюардесс в следующих странах:

Зарплаты в авиакомпаниях этих государств варьируются от 3 500 до 4 000 $. При этом такие суммы не являются верхним потолком для сотрудника. Заработок некоторых бортпроводников может быть выше 10 000 $. Во многом такие большие суммы оклада определяются несколькими факторами:

  • работа на частных рейсах;
  • работа в элитных авиакомпаниях.

Конечно, вместе с большей зарплатой от стюардессы требуется больше навыков и мастерства. Новичкам рассчитывать на такую работу даже не стоит, это дело профессионалов с безупречными рекомендациями.

Если верить мировой статистике, самые высокие зарплаты у сотрудников компаний «Southwest Airlines» и «US Airways».

Что касается России, стюардессы, работающие на зарубежных рейсах, получают намного больше в отличие от тех, кто летает только внутренними маршрутами. Требования к бортпроводникам международных авиалиний зачастую намного выше и включают в себя не только безупречные профессиональные навыки и хорошее знание английского языка, но и определенные соответствия внешних данных. Стюардесса должна обладать привлекательной внешностью, не иметь видимых недостатков и носить одежду не больше 46 размера.

От чего зависит оклад стюардессы

Прежде чем переходить к более подробным цифрам, для начала необходимо выяснить критерии, из которых и складывается оклад стюардессы. Размеры зарплаты вне зависимости от авиакомпании в первую очередь зависит от:

  • рейтинга авиалинии;
  • внутренних или международных перелетов;
  • количества рейсов;
  • опыта работы по профессии;
  • образования (лингвистическое, педагогическое или психологическое будет преимуществом);
  • знания иностранных языков на разговорном уровне;
  • класса обслуживания.

Влияет на месячный заработок и уровень борта, рейсы бизнес-класса всегда дороже оплачиваются в отличие от экономических. Однако серьезные авиакомпании не берут новичков без опыта работы даже с безупречным образованием на престижные рейсы, пассажиров бизнес-класса обслуживают бортпроводники высшего уровня.

На зарплату влияет не только уровень авиакомпании, но и регион проживания. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты даже в пределах одной авиакомпании, как правило, выше, чем в других городах России.

Сколько получают стюардессы в России

Итак, какова в среднем зарплата стюардесс в российских авиакомпаниях? Начинающие бортпроводницы имеют 3 класс и статус стажера, их зарплата небольшая и составляет около 15-20 тыс. рублей. Со временем, когда навык в профессии и количество полетов повысятся, зарплата будет 50-50 тыс. Проводники 1 класса могут получать до 100 тыс. рублей в месяц. По статистике самая высокая заработная плата составила 120 000 рублей. И это не считая различных надбавок и премий за качество работы. В некоторых авиалиниях стюардессы помимо основного оклада получают проценты от продаж на борту (от 3 до 5 %).

Помимо высокой зарплаты у стюардесс могут быть различные льготы:

  • увеличенное время отпуска (до 42 дней);
  • скидки до 90% на перелеты сотрудника как пассажира на самолетах авиакомпании;
  • бесплатный перелет в любую страну мира раз в год;
  • надбавка к зарплате за оказание дополнительных услуг;
  • скидки на проживание в отеле в странах, куда прилетают самолеты по служебным рейсам и пр.

Разумеется, различные бонусы зависят только от того, как сотрудник исполняет свои обязанности. Чем больше часов, проведенных в полете, тем на большее количество надбавок и премий можно рассчитывать.

Зарплата стюардесс в Аэрофлоте

В этой компании самые высокие зарплаты для персонала по сравнению с остальными перевозчиками. Даже минимальный оклад для новичка здесь выше, чем зарплата опытного бортпроводника в других авиакомпаниях.

Устраиваясь в Аэрофлот, можно рассчитывать на зарплату от 40 000 ₽, при этом кадровики указывают эту сумму как минимальную для новичков. Со временем, когда бортпроводница налетает достаточное количество часов для повышения квалификации, возрастет и зарплата - до 1800 $ в месяц.

Смотрите

видео один день работы стюардессы Аэрофлота:

Зарплата стюардесс в S7

Заработок стюардесс, летающих рейсами S7, зависит от стандартных требований к профессии - уровня образования, стажа, класса обслуживания и пр. Однако оклад бортпроводников S7 ниже и в среднем варьируется от 25 до 70 тыс. рублей в зависимости от стажа.

Зарплата стюардесс в Utair

Требования к сотрудникам практически не отличаются от тех, что предъявляют другие компании. Однако в Ютэйр могут работать бортпроводники и без корочки ВУЗа, минимальный порог - 11 классов средней школы или аналогичное этому образование.

Обучение сотрудников проводится за счет авиакомпании. Зарплата бортпроводников в Ютэйр ниже, чем в Аэрофлоте и S7.

Как работают бортпроводники: «ужасы» и «пряники»

В среднем бортпроводница может рассчитывать на зарплату от 30 000 рублей.

Зарплата стюардесс в Победе

Бортпроводники в Победе зарабатывают чуть меньше по сравнению с тем же Аэрофлотом, в среднем около 50 тысяч рублей. Авиакомпания предлагает обучение по профессии бортпроводник с выдачей соответствующих документов по итогам учебы. При устройстве в Победу на должность стюардессы стоит учитывать, что в компанию берут девушек от 165 см, что обусловлено моделью самолетов, на которых и совершаются перелеты.

Сколько получают стюардессы в Казахстане

Как и в любой другой стране мира, зарплата стюардесс в Казахстане зависит от рейтингового статуса авиакомпании, класса перевозок, региона и пр. Требования к будущим сотрудницам стандартны:

  • возраст до 35 лет;
  • рост от 160 см;
  • миловидная внешность;
  • знание языков, включая казахский;
  • стрессоустойчивость.

Средний ежемесячный оклад стюардессы варьируется от 800 до 1600 $. Самые рейтинговые авиакомпании Казахстана, где можно рассчитывать на наиболее высокую зарплату, это Эйр Астана и Евро-Азия Эйр.

Плюсы и минусы профессии

Как бы ни были заманчивы зарплаты и перспективы, перед тем как решиться прийти на собеседование в авиакомпанию, стоит учитывать преимущества и недостатки выбранной профессии. К очевидным плюсам работы бортпроводницей относятся:

  • эффектный внешний вид;
  • гибкий рабочий график;
  • высокая зарплата;
  • длинный отпуск (в некоторых компаниях до 70 дней);
  • возможность бесплатно посетить разные города и страны;
  • льготы и премии;
  • получение дополнительного заработка на продажах и чаевых.

Что до минусов, то самым главным недостатком работы стюардессой является большая физическая нагрузка. Дело не только в том, что профессия предполагает постоянную работу на ногах, постоянная смена часовых поясов и перегрузки во время полета также не сказываются положительно на здоровье.

Заболевания, связанные с сосудами и сердцем, считаются «профессиональными» у стюардесс.

Выход на пенсию у бортпроводников ранний, в 45 лет. Считать это плюсом или минусом, каждый определяет для себя самостоятельно. Однако при желании найти новую работу после лет, проведенных на борту самолета, бывшие стюардессы сталкиваются с психологическими трудностями. После гибкого графика и относительной свободы сложно перестроиться под требования «земных» вакансий.

Минусом для женщин в работе стюардессой может стать невозможность выносить ребенка. Перегрузки на самолете приводят к выкидышам, поэтому если планируется рождение детей, от полетов нужно отказаться заранее, чтобы подготовить организм. Также гибкий график работы осложняет личную жизнь - мало кто из мужчин согласится жить с женщиной, которой постоянно нет дома.

Смотрите видео один день из жизни стюардессы:

Также смотрите видео как стать бортпроводником:

Несмотря на тяжелые физические нагрузки и риски, профессия бортпроводника по-прежнему привлекает молодых девушек и юношей, стюарды и стюардессы не считают свою профессию более опасной, чем другие. Исполнение обязанностей на высшем уровне и желание постоянно совершенствоваться в выбранной профессии откроет двери к высоким перспективам и к желанным шестизначным зарплатам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмитеCtrl+Enter .

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

C ategory: Банки

Similar articles:

Какая зарплата у стюардесс

Сколько получают стюардессы в России

Зарплата в полиции в 2018 году будет повышена

Зарплата «профессиональных казачьих дружинников» составит 25 тысяч рублей

Сколько составляет зарплата водителя троллейбуса в 2018 году

Со стороны профессия стюардессы кажется довольно легкой и весьма романтичной: полеты, прекрасные виды из иллюминаторов, новые места и люди и т.д. На самом деле работа бортпроводника (именно так официально называется профессия) довольно ответственна.

  • Во-первых, все время полета (а они бывают и довольно длительными) надо проводить на ногах.
  • Во-вторых, постоянные смены часовых поясов и климатических зон, шум, вибрация, перепады давления пользы здоровью точно не приносят.
  • В-третьих, стюардесса занимается обслуживанием большого количества пассажиров, поэтому ей приходится быть внимательной, заботливой и корректной все время в пути.

    Урок 70 Сколько зарабатывает стюардесса, работа стюардессой

    Здесь, не побоимся этого слова, нужен талант.

И все-таки, романтика в профессии есть — полеты, новые места и интересные люди, которых в самолете встретить можно достаточно часто.

Места работы

Должности стюардесс есть во всех авиакомпаниях.

История профессии

Профессия стюардессы (бортпроводника или стюарда) возникла относительно недавно — с появлением в 20 веке воздушного пассажирского транспорта — обслуживать пассажиров начали еще на дирижаблях. Сначала заботы о пассажирах лежали на помощнике пилота (или втором пилоте), но позже для этих задач появился отдельный специалист. Таким образом вырос уровень безопасности и сервиса одновременно.

Обязанности стюардессы

В должностные обязанности стюардессы входят:

  • встреча и размещение пассажиров;
  • организация питания во время полета;
  • обеспечение безопасности пассажиров и самолета;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • заполнение необходимой документации на борту.

Требования к стюардессе

Требований к стюардессе, как бы это ни было странно, довольно много:

  • Среднее образование (однако часто требуется высшее).
  • Отличное здоровье (это проверяется на медкомиссии).
  • Молодость (как правило, кандидатов старше 30 лет уже не берут).
  • Приятная внешность. Из основных требований — не берут высоких и низких, требуется человек среднего роста; без татуировок, пирсинга и крупных, заметных родинок; без избыточного или недостаточного веса. Иногда присутствуют и другие пожелания к соискателям.
  • Четкая дикция и грамотная речь.

Также желательно свободно знать английский язык (если предстоит работать на международных линиях).

Как стать стюардессой

Чтобы стать стюардессой достаточно получить среднее специальное образование, но иногда достаточно пройти курсы профессиональной подготовки. При этом некоторые авиакомпании требуют высшее образование, поэтому для карьеры и ответственных рейсов учиться нужно серьезнее.

Образец резюме стюардессы

Образец резюме

Зарплата стюардессы

Конечно, то сколько получают стюардессы зависит от категории, стажа и авиакомпании. Также это зависит от направления выполняемых рейсов. Зарплата стюардессы может составлять от 20 000 до 150 000 рублей в месяц. Разумеется, высокие доходы встречаются у представителей данной профессии редко, да и требования к работникам в этом случае предъявляются повышенные.

Средняя зарплата стюардессы составляет около 48 000 рублей в месяц и существенно превышает общероссийский уровень.

Сколько получают стюардессы в Аэрофлоте

Если вы ищете, куда пойти учиться, чтобы хорошо зарабатывать, ответ очевиден в летчики. Сегодня пилоты зарабатвают больше всех линейных наемных работников.

Инсайдер. Анонимная стюардесса - о заоблачной зарплате, профессиональных суевериях и родах на борту

Но вот незадача бесплатное обучение на пилота возможно только при идеальном здоровье и до 23 лет, а если вы девушка, все совсем плохо. Коммерческое же обучение на пилота стоит от двух миллионов рублей. Но не беда, ведь есть еще одна профессия, связанная с небом и высокими зарплатами бортпроводник, в народе стюардесса .

Итак, какая зарплата стардессы в 2013-2014 году ? Поскольку в Этой Стране всего две авиакомпании и два города, в которых есть аэропорты на 17 миллионов квадратных километров, зайдем на сайты этих перевозчиков и узнаем.

Зарплата стюардессы в Аэрофлоте

Позволю себе просто скопировать условия набора бортпроводников на работу в Аэрофлот.

Требования к кандидатам :
Образование: не ниже полного среднего;
Владение английским языком на уровне Intermediate;
Наличие документа воинского учета (для военнообязанных лиц);
Наличие свидетельства бортпроводника (для кандидатов с опытом работы в качестве бортпроводника);

Должностные обязанности :
Обеспечение безопасности пассажиров в полете;
Обслуживание пассажиров, создание атмосферы гостеприимства и комфорта
на борту воздушного судна.

Условия :
Стабильная оплата труда: при налете санитарной нормы 80 часов
зарплата бортпроводника от 50 до 80 тысяч рублей Широкая география полетов (внутренние и международные рейсы);
Режим работы: гибкий рабочий график;
Место работы: аэропорт «Шереметьево»;
Возможности для профессионального развития и карьерного роста.

Социальный пакет :
Льготные авиабилеты работникам и членам их семей на все рейсы «Аэрофлота»
и компаний партнеров (всего более 900 направлений);
Ежегодный отпуск 70 дней;
Льготные путевки на санаторно-курортное лечение;
Медицинская страховка;
Служебный транспорт и автостоянки;
Оплата детского сада ребенка;
Иногородним предоставляется общежитие.

Зарплата стюардессы в Трансаэро

Авиакомпания проводит бесплатное обучение профессии «бортпроводник» с последующим трудоустройством. Подробнее об обучении.
Краткое описание должностных обязанностей :
Обслуживание пассажиров на рейсах авиакомпании, обеспечение безопасности пассажиров на борту воздушного судна.
Требования :
образование средне-специальное/высшее/неоконченное высшее (три курса высшего учебного заведения);
отсутствие татуировок на открытых участках тела;
наличие загранпаспорта;
уверенный разговорный уровень владения английским языком;
умение плавать.

Важно: для кандидатов на позицию «бортпроводник» предусматриваются медицинское освидетельствование на основании требований Федеральных авиационных правил (ФАП МО ГА-2002) и обязательный медицинский предварительный осмотр (обследование) на основании требований Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года № 302 н.
Мы предлагаем :
заработная плата от 50 000 руб ;
место работы - аэропорты: Внуково, Домодедово, Шереметьево;
обучение и переподготовка за счет АК;
предоставление обязательного социального пакета в соответствии с ТК РФ (оплата отпусков, больничных, страхование летного состава, медицинское обеспечение);
дополнительный социальный пакет от авиакомпании (надбавки за выслугу лет, персональные пенсии, материальная помощь);
корпоративные тарифы на программы ДМС, мобильную связь, фитнес программы для сотрудников и членов их семей;
корпоративные программы кредитования (ипотечный, потребительский, авто);
курортно-оздоровительные программы для сотрудников и членов их семей;
широкая география полетов на внутренних и международных рейсах;
профессиональный и дружный коллектив, отличные возможности карьерного роста.

Итак, мы узнали, что :

Зарплата бортпроводницы в России составляет от 50 тысяч рублей. Она белая. Предоставлется отпуск 70 дней. К нему идут льготные дешевые билеты на самолет для всей семьи. А еще ДМС и прочие ништяки. Не так уж и плохо быть стюардессой, а?

Впрочем, стоит упоминуть о минусах данной должности. Постоянная смена часовых поясов ведет к сбою внутренних часов и развитию профессиональных заболеваний. Суть работы холуйская нужно быть корректной с вечно пьяным русским быдлом. Постоянное нахождение в замкнутом пространстве, ограничение передвижения. Вспомните ваш последний перелет на 12 часов вы хотя бы пытались поспать, а бортпроводник должен бодрстовавать и наблюдать за людьми. Ну и отсуствие карьерного роста пилотом стюарду не стать. Возможность погибнуть Впрочем, она ниже, чем у водителя машины. Но если вас все это не смущает

Чтобы устроиться на работу бортпроводником/стаюрдессой , посетите сайты: Аэрофлот и Трансаэро.

Подробности

Кажется, что бортпроводник – это не работа, а мечта. Но сколько зарабатывают бортпроводники? Сколько им платят? Давайте узнаем, какая зарплата у бортпроводников.

Работа бортпроводника российской авиации увлекательна и романтична, но довольно тяжела физически.

Тем не менее, многие девушки и юноши хотят освоить эту профессию и устроиться работать в солидную авиакомпанию. В связи с этим, вопрос «сколько зарабатывают бортпроводники» не праздный, а актуальный и интересный.

На первый взгляд кажется, что работа эта простая, способностей особых не требует – разноси обеды, подавай напитки, отвечай на вопросы, да улыбайся. На самом деле, конечно же, это далеко не самая простая и легкая профессия. Хотя бы уже только потому, что работает бортпроводник в условиях повышенного стресса.

Во время рейса стюардессы отвечают за жизнь и здоровье пассажиров, они обязаны оказать первую медицинскую помощь, если это понадобится. Они поддерживают чистоту и порядок в салоне, сохраняя доброжелательность.

Личные качества бортпроводников тоже должны быть незаурядными. Они должны уметь адекватно и четко ориентироваться и действовать при экстремальных обстоятельствах, должны уметь найти контакт с любым человеком, быть стрессоустойчивыми и коммуникабельными. Кроме этого, стюардессы должны знать иностранные языки и иметь крепкое здоровье.

Сколько платят бортпроводникам?

Цифра заработной платы, сколько получает бортпроводник, зависит от многих составляющих. В первую очередь, это зависит от кадровой политики авиакомпании. В разных компаниях разный уровень, разный подход к расчету и система премиальных поощрений. Не всегда самые высокие зарплаты в самых известных и крупных авиакомпаниях.

Также, на итоговую сумму влияют количество часов, проведенных в полете, количество и уровень владения иностранными языками, уровень образования, опыт и стаж работы. Репутация, насколько хорошо себя зарекомендовал бортпроводник в процессе работы, тоже может оказывать влияние на рост его доходов.

Сколько получает бортпроводник – новичок?

В первое время, после окончания обучения, размер, сколько платят бортпроводникам, невысок. Но постепенно, с получением опыта и необходимого количества летных часов, доходы растут. Месячная саннорма часов в полете в России составляет 80 часов. Опираясь на эту цифру, рассчитывается заработная плата и формируется график работы бортпроводника. В идеале каждому работнику достаются рейсы разной длины, чтобы уравновесить загрузку. Так как выполняя короткие рейсы, норму отработать гораздо сложнее.

Посмотрим пошагово, какая зарплата у бортпроводников в России.

Бортпроводники первого, начального уровня или бортпроводники третьего класса, имеют минимальное требующееся количество часов налета - 30. Такой стаж они получают, находясь в качестве стажера под руководством более опытных коллег. После достижения отметки в 30 часов стажер начинает работать самостоятельно и становится полноценным бортпроводником. На этом уровне зарплата бортпроводника, как правило, небольшая – 20-30000 рублей. Опытные работники говорят, что накопить нужный опыт и повысить свою зарплату можно достаточно быстро – за 2-3 месяца.

На следующем уровне, после достижения отметки в 2000 часов налета, у бортпроводника второго класса повышается и заработная плата.

Сколько платят бортпроводникам – профессионалам?

Третий уровень - это бортпроводник первого класса с более чем 3000 часов проведенных в полете. Он прекрасно владеет технологией обслуживания пассажиров. Далее карьерный рост возможен до получения статуса старший бортпроводник. Эти работники руководят остальными стюардами и, соответственно, получают повышенный оклад.

Так сколько зарабатывают бортпроводники, если смотреть в среднем? В таких авиакомпаниях, как Аэрофлот, средняя заработная плата при средней нагрузке составляет примерно 50-80000 рублей. Как видите, точно цифры все-таки нет и ее невозможно вычислить, так как слишком много факторов влияет на ее размер. Большой стаж работы, прекрасные рекомендации, знание нескольких иностранных языков, образование – учитывается все. Опытные стюардессы могут зарабатывать и 120-140000 рублей ежемесячно. Также, возможность обслуживать чартерные коммерческие рейсы повышает размер дохода.

Для того, чтобы зарплата была хорошей, бортпроводнику желательно проходить повышение квалификации, дополнительное обучение. В этом случае, сколько платят бортпроводникам, будет зависеть от самого работника. Пройдя обучение, он может перейти на более высокооплачиваемую работу.

Кроме зарплаты, у стюардесс есть еще различные бонусы и льготы. К примеру, работникам авиации дается хорошая скидка на все перелеты в качестве пассажира, она составляет 90%. Один раз в году бортпроводникам предоставляется бесплатный перелёт в любой город мира. Для бортпроводников существует система компенсаций, в том числе на оплату питания и жилья. Некоторые компании предоставляют своим сотрудникам жилье бесплатно.

Теперь вы можете сориентироваться, сколько получает бортпроводник и стоит ли выбирать эту профессию.

В феврале этого года несколько бортпроводниц Аэрофлота подали на авиакомпанию в суд . Причина - якобы дискриминация и ущемление трудовых прав стюардесс из-за внешнего вида. По словам бортпроводниц, Аэрофлот провел массовое фотографирование и сбор данных о размере одежды стюардесс, а после объявил о том, что на международных рейсах смогут работать «только молодые и худые». По мнению представителей авиакомпании, такие требования справедливы, ведь бортпроводники работают «на воздушном судне с ограниченным пространством» и за каждый дополнительный килограмм веса стюардесс Аэрофлоту приходится платить 759 рублей в год. «Инде» поговорил с анонимной стюардессой о том, существует ли в авиакомпаниях дискриминация по внешним данным бортпроводниц, как успокоить неадекватного пассажира, куда девается оставшаяся после полета еда и почему бортпроводникам нельзя носить бороду и зашивать одежду.

Модели против космонавтов

Мне было 19 лет. Я родом из Татарстана, но с 16 лет жила в Москве и работала моделью в небольшом агентстве, что позволяло получать неплохие деньги и путешествовать. После трех лет работы мне захотелось все бросить и уйти оттуда, не отказываясь при этом от хорошей зарплаты и путешествий. Я случайно увидела по телевизору объявление о наборе в школу бортпроводников и решила позвонить.

Я проходила учебу в Москве при Аэрофлоте - это одна из немногих российских авиакомпаний, которые самостоятельно готовят для себя сотрудников. Механизм поступления несложный: сначала подаешь заявку, затем проходишь кастинг и начинаешь учиться. Конечно, в Казани тоже существует школа бортпроводников, но я ей поначалу не доверяла из-за непонимания, будут ли действительны их сертификаты в авиакомпаниях, смогу ли я устроиться на работу, если пройду обучение здесь. Мне было спокойно от мысли о том, что после обучения я сразу устроюсь на работу в Аэрофлот. Такие удобные условия накладывают на тебя определенные ограничения: по контракту необходимо отработать в авиакомпании установленное количество времени, а если этого не происходит - выплатить неустойку. Скажу сразу: я свой контракт не отработала.

Отбор бортпроводников авиакомпания проводит два-три раза в месяц: это зависит от сезона и в целом нужды в специалистах. Первое обязательное правило кастинга - дресс-код: нужно надеть классическую одежду - строгую белую рубашку, черную юбку, желательно «карандаш», закрытые черные туфли на каблуке высотой примерно семь сантиметров. Аэрофлот также просит взять с собой красные туфли на высокой шпильке: у них есть парадная форма. Макияж должен быть умеренным: неяркая помада, небольшие стрелки, спокойный маникюр. Длинные волосы нужно собрать, а короткие волосы не должны быть ниже линии воротника из-за требований безопасности. Из украшений - только серьги-гвоздики и обручальные кольца.

Когда я проходила кастинг, претендентов было человек 70 - как девочек, так и мальчиков. Все высокие, стройные, красивые, нервничают, будто пришли на отбор в модельное агентство или на киносъемки. Ты заходишь в комнату к комиссии, отдаешь заполненную анкету и отвечаешь на самые разные вопросы - о себе и поведении в моделируемых ситуациях. Часто собеседования проходят на английском языке и тебе дают задания, основанные на летной практике. Поэтому, если вы собираетесь на отбор, изучите хотя бы терминологию - как на английском называются аварийные двери, огнетушители, кислородные маски и так далее. Если профессиональных знаний у вас нет, то, скорее всего, комиссия будет ориентироваться на внешние данные претендента. Спустя некоторое время после собеседования с тобой связываются по телефону и сообщают результат. Сколько человек тогда взяли из моего потока, я не знаю.

После кастинга ты приступаешь к обучению. Нужно ежедневно ездить в учебный центр, который, как правило, расположен вблизи аэропорта, и в течение первых двух месяцев параллельно проходить большой медосмотр. Всего нужно сдать около 20 кратко- и долгосрочных анализов. Почти все они платные, делать их приходится за свой счет. Анализы влетают в копеечку. К примеру, восемь лет назад это стоило мне 15 тысяч рублей. Зато я была рада узнать, что с моим организмом все в порядке. Многие из анализов нужно подтверждать каждые полгода и год, а это значит, что будут новые расходы. Правда, их уже несет авиакомпания, в которой вы работаете.

На каком-то этапе медосмотра начинает казаться, что ты идешь в космонавты: тебя еще заставляют бегать и плавать. Нормативов вроде выполнить 20 отжиманий за минуту или пробежать километр у нас нет. Но физическая выносливость элементарно важна для бортпроводника, чтобы хотя бы открыть дверь самолета для пассажиров и возить тяжелые тележки с едой. Если медосмотр не пройден, учиться дальше вам смысла нет: это значит, вы не подходите для работы бортпроводником по состоянию здоровья. Если медосмотр пройден, значит, на время учебы вам предоставляют общежитие рядом с аэропортом и стипендию - примерно средняя зарплата по казанским меркам.

Продолжительность учебы - в среднем полгода, но этот срок варьируется в зависимости от авиакомпании и типа самолета, на который вы учитесь. В Аэрофлоте учеба длится дольше из-за стандартов обслуживания и сервиса. Бортпроводники Трансаэро, которых готовили для класса «Империал», должны были знать все основы этикета и подачи блюд. Они могли изучать в течение месяца, какое вино подается к какой еде, как сервировать стол и так далее.

Будущих бортпроводников обучают квалификации на самолет, преподают медицину, ОБЖ, сервис и обслуживание, документооборот, грузоперевозки, этикет, профессиональный английский язык, инструкции по экстренным ситуациям и психологию - для лучшего понимания поведения людей в различных ситуациях. Это необходимо для быстрого реагирования в условиях стресса, нештатной или аварийной ситуации. Бортпроводник должен здраво рассуждать и предотвращать панику среди пассажиров. Приземление самолета на воду мы отрабатываем в тренировочном бассейне, крушение на землю - в специальном ангаре. Драться нас не учат: мы решаем конфликты словами, без применения физической силы. Моя базовая квалификация - это Boeing 737 и Airbus A320, самые распространенные модели воздушных судов. Если хочешь летать на больших самолетах, придется переучиваться. Базовой квалификации мне хватало, потому что нам давали знания еще и по другим типам судов - все-таки авиакомпания готовит сотрудников под себя. Когда я сменила авиакомпанию, мне пришлось полноценно переучиваться на Airbus и другие стандарты сервиса. Оказание первой медицинской помощи более или менее одинаковое во всех авиакомпаниях, а требования к обслуживанию разные. Каждая переквалификация стоит примерно как медосмотр. Получается, что прежде чем пойти работать и зарабатывать деньги, тебе приходится очень много вкладывать. В 19 лет мне казалось, что на потраченные деньги можно было бы давно купить машину.

Колготки как амулет

Бортпроводники разделены на отряды: кто-то летает только в Европу, кто-то - по России, кто-то - по ближнему зарубежью, кто-то - только в бизнес-классе. Это сделано для того, чтобы авиакомпании было легче формировать экипажи. В Аэрофлоте я летала на внутренних направлениях, изредка мне выпадали рейсы вроде Москва - Рим. О своих рейсах я узнавала в службе бортпроводников. Как правило, там работают бортпроводники, которые были вынуждены вернуться на землю в силу разных причин - по состоянию здоровья, возрасту. Они следят за твоим расписанием, документами, предупреждают о предстоящем медосмотре и проверяют твое состояние перед вылетом.

Бортпроводники суеверны, как и пилоты. Перед рейсом никогда нельзя шить: зашивать дырки, пришивать пуговицы - себе, семье и просить кого-то тоже. Бортпроводники никогда не говорят слова «последний» - только «крайний». Вдобавок у всех есть свои пунктики: кто-то определенным образом выходит из дома, кто-то мешает чай по часовой стрелке. Моя традиция - носить с собой много колготок, три-четыре пары. Это главный расходный материал стюардесс. Не люблю, когда на колготках есть зацепки.

Мой рабочий день начинался в аэропорту за два часа до рейса. Если ты живешь недалеко от аэропорта, до работы можно добираться сразу в форме - это не запрещено. Главное, чтобы по прибытии у тебя был чистый и аккуратный внешний вид. Ты прибываешь в службу бортпроводников и должен быть полностью готовым к брифингу (собрание перед рейсом. - Прим. «Инде») - одетым, накрашенным, с маникюром. Мало выглядеть хорошо: нужно иметь с собой все необходимые документы - пропуска, удостоверения, разрешения, паспорт. Каждый рейс ты попадаешь в новую команду и заново со всеми знакомишься. Штат сотрудников больших авиакомпаний вроде Аэрофлота огромен. За время работы ты можешь не пересечься с одним и тем же человеком в команде дважды. Коллеги рассказывали, что встречались только спустя десять лет работы, а до этого ни разу не летали с повторяющимися людьми.

«Драться нас не учат: мы решаем конфликты словами, без применения физической силы»

На брифинге экипажу рассказывают о предстоящем рейсе и распределяют обязанности. После этого вы отправляетесь приводить в порядок самолет перед приемом пассажиров. Унитазы в самолете мы, конечно, не моем: уборкой занимаются специальные службы. Мы лишь проверяем качество уборки, чтобы в салоне не было лишних предметов, фантиков в карманах впереди стоящих кресел. У каждого бортпроводника в экипаже есть своя зона ответственности. Кто-то принимает багаж, кто-то продукты питания, кто-то встречает пассажиров.

Я не хочу, чтобы люди думали, что стюардессы приносят чай, кофе, мясо или рыбу: главная обязанность бортпроводников - обеспечение безопасности пассажиров на воздушном судне. Если что-то идет не так, мы отвечаем за это головой. Когда мы приходим в самолет, проверяем наличие аптечек и огнетушителей, работу трапов и другого оборудования. Все должно быть четко, ведь ты отвечаешь за жизни людей. Если на борту возникают нештатные ситуации, то после приземления начинаются разбирательства - судебные в том числе. Даже если в произошедшем виноват сам пассажир, вина ляжет на бортпроводников. Мне повезло, и за время моей работы серьезных происшествий на борту не было. Правда, однажды пассажир покурил в туалете самолета и выбросил бычок в мусорный бак. Конечно, он получил от нас выговор и строгое предупреждение: если ситуация повторится, пассажира сдадут в полицию в аэропорту по месту прибытия. Но позже случилось небольшое возгорание. Мы успешно его потушили и не допустили возникновения опасности для пассажиров и полета. Мы долго обсуждали эту ситуацию на постполетном брифинге, думали, как впредь не допустить подобных случаев, анализировали наши ошибки и, конечно, получили от начальства строгий выговор.

Если длительность рейса меньше восьми часов, то экипаж остается в самолете. Мы провожаем пассажиров, проверяем забытые вещи, принимаем уборку, потом сразу же принимаем новых пассажиров и улетаем обратно. Если рейсы прошли хорошо, то рабочий день стюардессы завершается после команды старшего бортпроводника. Экипаж везут в здание аэропорта, где проходит постполетный брифинг: мы анализируем наши ошибки, нештатные ситуации, нам сообщают, сколько часов мы налетали, и расходимся по домам.

Если же длительность рейса превышает восемь часов, экипаж размещают в городе прибытия. Мы провожаем пассажиров, проверяем, нет ли в салоне забытых вещей, пломбируем оборудование, заполняем необходимую документацию и приводим самолет в порядок. Затем мы сдаем свои позиции старшему бортпроводнику, а самолет закрывают и оставляют на стоянке. Экипаж везут в здание аэропорта через служебный вход, где мы проходим паспортно-визовый контроль. Наши вещи просматривают, как и вещи пассажиров, просто это происходит в отдельном коридоре, обычно без очереди и чуть более лояльно - к примеру, до нас не будут докапываться, если обнаружат маникюрные ножницы в ручной клади. Но в целом для экипажа действуют те же правила, что и для всех пассажиров. Затем мы отправляемся на постполетный брифинг, а после него экипаж отвозят в отель. Как правило, нас заселяют в небольшие, чаще всего нетуристические гостиницы, где в основном живут бортпроводники нашей и иногда других авиакомпаний. Экипаж знает, сколько дней проведет в том или ином городе: возможно, мы только переночуем и улетим на следующий день, а может, у нас будет пара дней и мы сможем здесь погулять.

Выходные бортпроводников рассчитываются не по дням недели, а исходя из длительности рабочего времени. Может получиться так, что твой выходной день начинается в шесть утра и заканчивается в шесть вечера, а к 20:00 тебе нужно быть на работе. За это время тебе нужно поспать, прийти в себя и доехать до аэропорта. На отдых дают в два раза больше времени, чем длительность выполняемого рейса. Праздников у бортпроводников нет: они всегда работают.

Карьерный рост в Аэрофлоте казался для меня чем-то сложным и непонятным: нужно было налетать определенное количество часов, сдать языковой экзамен. И спустя два года я ушла работать в Трансаэро - там все было попроще. Трансаэро тогда был второй по значимости компанией, вызывающей у меня доверие. Но там моя карьера тоже не сложилась, хотя география полетов была лучше и возможностей больше. Мне хотелось чего-то большего - работать в лучшем классе, летать по лучшим направлениям. Я знала, что могу сдать языковой экзамен, пройти обучение, но поскольку я была новым сотрудником, мне нужно было налетать определенное количество часов. Я была не готова доказывать что-то работодателю и начинать все с нуля.

После Трансаэро я ушла в Nordwind Airlines - небольшую российскую чартерную авиакомпанию. У нее основной летный сезон - с мая по октябрь. Мы возили пассажиров в курортные страны вроде Турции и Таиланда. В одной из командировок про наш экипаж попросту забыли: самолет был неисправен, его отправили на ремонт, а нас в гостиницу. Мы писали, звонили в авиакомпанию, и в итоге пробултыхались в Турции в течение трех месяцев. В чартерной компании работать прикольно: ты всех знаешь, все знают тебя. Это своеобразная семья. Периодически ты летаешь с одними и теми же людьми, начинаешь дружить с ними, видишься в командировках. Но кроме плюсов есть и минусы. В большой авиакомпании ты - просто рабочая единица, в чартерной - рабочая единица, о которой все всё знают: куда ты посмотрел, сходил и так далее. Все любят поболтать и посплетничать, а мне это не нравилось. О себе можно было узнать много неожиданных подробностей.

Затем я прошла сложный кастинг в Emirates, но летать туда не пошла: по контракту ты должен долгое время жить в ОАЭ, не выезжая домой. У Emirates очень суровое собеседование: четыре этапа, и все на английском. Я переживала, готовилась, хотя у меня хороший уровень английского. Затем я решила уйти по контракту в испанскую авиакомпанию Iberia: полгода работаешь - полгода отпуск. Я жила в Испании, летала в основном в Азию, но и в Россию рейсы были. После этой работы я поняла, что окончательно устала. В первый Новый год, который я справляла не в воздухе, а на земле, я не понимала, что люди делают две недели каникул.

В принципе, мне была не нужна карьера стюардессы: я лишь хотела накопить денег на квартиру и путешествовать. Кстати, как это ни странно, за время работы бортпроводником мне лишь раз отказали на собеседовании - и это была авиакомпания «Татарстан».

Красный лак и одна форма на три года

Стюардессы стараются поддерживать себя в форме, потому что во многих авиакомпаниях существуют требования к внешнему виду. Понятно, что никто не заставляет тебя быть 90-60-90, но пожелания работодателей к комплекции есть. Это элементарно объясняется необходимостью маневрировать и порхать с тележкой в узких проходах. Вдобавок, если ты следишь за своим здоровьем, оно дольше служит. Летная профессия накладывает отпечаток с точки зрения вредности. Если не следить за питанием, не заниматься спортом, не то что поправишься - просто потеряешь здоровье, а значит, и возможность летать. Стандарты внешнего вида стюардесс Аэрофлота были вполне обычными - неяркий макияж, волосы в пучок, аккуратный маникюр. Для сравнения: в Трансаэро нужно было носить красную помаду и красный лак - неважно, идут они тебе или нет.

Парни должны быть гладко выбриты и коротко стрижены. Бородатых бортпроводников и пилотов вы не встретите: это связано с техникой безопасности. При возникновении нештатных ситуаций, связанных с горением, экипаж должен надеть специальные дымозащитные капюшоны и маски. Если у тебя борода, защита не сможет плотно прилегать к лицу и шее, что нарушит ее герметичность. Ты не сможешь потушить задымление и спасти людей от пожара.

За чистотой формы бортпроводники следят самостоятельно, отдают ее в химчистку. У каждой авиакомпании - свой комплект одежды, он бывает летним и зимним. Но в любой из них обязательно входят шарфик с символикой авиакомпании, рубашка, пилотка, пиджак, юбка, фартук для раздачи питания, где-то еще выдают брюки и жилеты. В некоторых авиакомпаниях форма состоит из платья или даже стилизованного для работы национального костюма. Европейские авиакомпании выдают своим сотрудникам еще чемоданы и сумки, а Аэрофлот - туфли под цвет формы. Заменяют комплект одежды раз в два-три года. Если форма порвалась и не подлежит восстановлению, то, конечно, в службе бортпроводников выпишут новую, но это длительный процесс: с тебя должны снять мерки, сшить, времени пройдет много.

«В одной из командировок про наш экипаж попросту забыли: самолет был неисправен, его отправили на ремонт, а нас в гостиницу. Мы писали, звонили в авиакомпанию, и в итоге пробултыхались в Турции в течение трех месяцев»

Роды на борту и массаж по требованию

Контингент пассажиров самолета различается в зависимости от рейса. Если вы летите в Турцию, то на борту будет много челноков с сумками. Если это утренний рейс из Казани в Москву, то бизнесменов, спешащих на деловую встречу. Конечно, на каждом рейсе найдутся приветливые пассажиры и пассажиры-хамы. Однажды пассажир бизнес-класса настаивал на том, чтобы я сделала ему массаж. Он считал, что раз заплатил много денег за билет, значит, мы ему должны сделать все, что он захочет. Я думала, он шутит. Мы очень долго пытались ему донести, что массаж в наши обязанности не входит, а чай, кофе, крепкие и прохладительные напитки - пожалуйста.

У бортпроводников нет наручников, усыпляющего газа или воздушного маршала, как в США, но пассажиры обязаны нас слушаться. Правда, бывали случаи, когда мне приходилось вызывать второго пилота, чтобы успокоить пассажира. Мы можем предупредить наземные службы, запросить экстренное приземление в ближайшем аэропорту, и к вам применят административное или уголовное наказание. Нарушителю это обойдется в нехилую сумму: посадить самолет и заново взлететь стоит больших денег, включая расходы на топливо, обслуживание, неустойки. Пассажиры думают, что бортпроводники шутят по поводу воздушной полиции, посадки самолета и ареста, но это реальность. Правда, в моем опыте до кляпов в рот дело не доходило.

Я на всю жизнь запомнила роды на рейсе Москва - Дубай. Весь полет беременной женщине в эконом-классе было не по себе, и мы присматривали за ней с особым трепетом. За 40 минут до посадки она сказала, что у нее отошли воды. Я сообщила об этом старшему бортпроводнику, мы предупредили наземные службы о необходимости кареты скорой помощи. Девушка кричала, у нее начались схватки. Мы пересадили ближайших пассажиров, благо самолет был свободен, сложили кресла, а потом проводили беременную на кухню, где расстелили пледы, - там побольше места.

Я никогда не принимала роды, а бригадир - к тому моменту уже раза два. Конечно, мы учились делать это на занятиях по медицине: бортпроводники не паникуют, если возникает необходимость в принятии родов. Ты помнишь, что по инструкции должен сделать сначала шаг А, потом Б и так далее. Паника начинается только после окончания нештатной ситуации. Я была в шоке. После этого случая я не понимаю, для чего женщины берут с собой на роды мужчин. Это никогда никому не стоит видеть кроме врачей.

Еще немного - и ребенок появился бы на свет. После приземления женщину вывезли на каталке из самолета. Существует практика, когда дети, рожденные на борту, получают право бесплатно летать на самолетах этой авиакомпании. Но к этой женщине это не относится. Она родила на летном поле в машине скорой помощи. Возможно, ребенку дали гражданство ОАЭ, хотя это тоже спорно: территория аэропорта считается нейтральной зоной.

Коньяк для стюардесс и феномен томатного сока

Еда поступает на борт самолета наполовину готовой, в состоянии глубокой заморозки, чтобы не испортиться. Мы разогреваем ее в мощных печках в самолете. Кстати, у капитана воздушного судна, бортпроводников и пассажиров еда различается из соображений безопасности: вдруг кого-то захотят отравить. У экипажа - иной рацион и больший размер порций, ведь мы на работе, и это наш полноценный обед. В состав питания всегда входят горячее блюдо, напитки (марки соков, чая и кофе отличаются от тех, что загружают для пассажиров), десерт, салат и обязательно фрукты - яблоко или апельсин.

Еду загружают в самолет в пропорциях, которые вычисляют исходя из маршрута полета и других факторов. Если все пассажиры закажут один и тот же вид обеда, то всем его не хватит. Больше всего мне нравилось летать из ОАЭ и Таиланда. В Арабских Эмиратах еда просто на совесть приготовлена, а в Таиланде очень вкусные фрукты - таких ананасов у нас нет.

Что до напитков, то самый популярный сок на борту - томатный, он заканчивается быстрее всех. Почему-то люди любят его больше остальных: возможно, вкусовые рецепторы на высоте 10 тысяч метров работают иначе. Теория подтверждается и на моих знакомых: в повседневной жизни они не пьют томатный сок, но во время полета выпивают по три стакана.

Есть мнение, что в полете лучше не есть, а пить: организму сложнее справляться с едой на высоте 10 тысяч метров. Работа рецепторов активизируется, еда начинает казаться вкуснее, и есть хочется больше. А желудок с трудом переваривает пищу из-за разницы давлений. Впрочем, еда в самолете сбалансирована, и поправиться от нее вы вряд ли успеете.

Объем еды, которая остается после рейса, всегда разный, но гигантского количества лишних порций нет никогда: авиакомпания старается оптимизировать свои расходы. Со всего самолета остается максимум десять порций. Люди в принципе любят поесть в полете - это, наверное, единственное развлечение. Вся неиспользованная еда отправляется в мусор. Срок годности еды истекает в момент приземления самолета. Повторно ее использовать нельзя, даже если понимаешь, что она не испорчена. По должностной инструкции, стюардессы не имеют права забирать оставшиеся напитки или еду. Но бывают случаи, когда ты наливаешь пассажиру алкоголь, бутылка остается почти целой и списывать ее жалко. Все мы люди, а коньяк хороший. Самое главное, чтобы никто и никогда не узнал, что ты забрал бутылку с собой. Потому что такое нарушение карается штрафом или увольнением.

Бодипозитив и пенсия за десять лет работы

Понятия «пенсионный возраст» у стюардесс нет. Ты можешь работать, пока каждые полгода и год проходишь медкомиссию. Если какой-то из показателей здоровья плохой и не поддается лечению, если у тебя есть патология и организм уже не справляется с нагрузками, то тебе предлагают работу в наземных службах. Для повышенной пенсии нужно налетать определенное количество часов: обычно это происходит за восемь-десять лет работы.

Я работала в Аэрофлоте со стюардессой, которой было 55 лет. Она была одним из инструкторов, вела занятия и оценивала нашу работу. Она могла выйти в салон, пообщаться с пассажирами и по старой памяти даже воды кому-нибудь принести. Если не знать ее настоящий возраст, то ей можно было дать гораздо меньшее количество лет: у нее была красивая женственная фигура, со спины вообще казалось, что она 90-60-90. Стюардессу выдавал макияж: всегда немного растекшаяся помада и «бабушкина» тушь. Она часто рассказывала, что в советское время пассажиры были культурнее и сдержаннее, и вспоминала, как во времена дефицита привезла из Чехии унитаз с плиткой для своей квартиры.

Невозможность тайм-менеджмента и профессиональные болезни

Работая бортпроводником, я начала уставать от жизни в Москве, отсутствия нормированного графика и стабильности. Я ждала наступления «пенсионного возраста», чтобы получать повышенные выплаты в будущем, и просто долетывала часы. Мне так хотелось иметь работу с графиком с понедельника по пятницу и понимать, что суббота и воскресенье - это выходные, которые можно посвятить себе. Будучи стюардессой, ты элементарно не понимаешь, когда записаться к зубному, парикмахеру, пойти на маникюр. Ты не можешь взять выходной в день рождения. Если кто-то заболел из твоих коллег, его надо заменять, и график снова рушится. Планировать невозможно. Время тебе не принадлежит.

Личная жизнь стюардесс складывается по-разному: кто-то разводится, кто-то замужем, у кого-то есть ребенок, и даже не один. Конечно, ты не видишься с родными, не можешь планировать выходные с мужем или парнем. Но если тебе суждено встретить своего человека, так оно и будет. Я знаю пары, в которых муж пилот и жена стюардесса или оба бортпроводники. Такие могли работать в разных авиакомпаниях. Для меня было непонятно, как они совмещают свои графики. Но люди как-то живут и встречаются в командировках. В одном экипаже семейные пары летают редко: чтобы ребенок не остался сиротой в случае катастрофы.

Слабое место у стюардесс - это, конечно, ноги: постоянно нужно ходить по салону, туфли на каблуках, вдобавок некоторые типы самолетов летают не горизонтально, а под углом. Оттого у многих девушек варикозное расширение вен. Бортпроводницы также страдают от болезней по женской части: разница давлений и радиация дают о себе знать. Многие девочки, уходя с работы и желая забеременеть, сталкиваются с проблемами: долго не получается это сделать, хотя организм здоровый и молодой. Что касается мужчин - бортпроводников и пилотов, то существует мнение, что из-за разрушения хромосом у них рождаются только девочки.

Еще одна проблема - это вымывание кальция из организма, зубы начинают крошиться и кости становятся ломкими. У многих коллег ухудшается слух и появляется постоянный насморк. Вероятно, это связано с тем, что в полете постоянно закладывает уши.

Прихоть и необходимость

Всего я проработала бортпроводником девять лет и получила то, за чем шла в стюардессы. Во-первых, много путешествий. Не могу сказать, что посмотрела весь мир и побывала где хотела. Но 25 стран - это тоже круто, где-то я даже успела пожить. Во-вторых, я хотела иметь свою квартиру, чего и добилась. После всех выплат за жилье у меня даже оставались деньги, которые я легко тратила на очередную пару обуви или поход в пафосный дорогущий бар. Сейчас я себе не позволю так шиковать. Я не знаю, сколько теперь зарабатывают стюардессы. Три года назад зарплаты из-за кризиса начали падать. Нас лишали бонусов, уменьшали суточные. Но если вы летали в хорошей авиакомпании, не лоукостере, много часов, то могли рассчитывать на сумму в 200 тысяч рублей.

И напоследок. Если бортпроводники просят вас что-то сделать или, наоборот, чего-то не делать, слушайте их. Не нужно кричать на весь самолет что-то в духе «эй, слышь, принеси кофейку» и щелкать пальцами, будто вызываете официанта. Не вскакивайте со своих мест, как только самолет приземлился и вышел на руление. Не доставайте сумки раньше времени. Однажды на моих глазах мужчина, который полез за ручной кладью на полке, от резкого толчка самолета упал на сидящего у прохода парня и сломал ему руку, лежавшую на подлокотнике. Все просьбы бортпроводников - не их прихоть, а ваша безопасность.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!