Как хорошо уметь читать.doc - мастер-класс "Как хорошо уметь читать". Как хорошо читать

ТВОРЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПРОЕКТА «НАШИ ДЕТИ»

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Эти строчки такого знакомого стихотворения Валентина Берестова приходят на ум (а иногда и озвучиваются вслух) каждый раз, когда мои дети просят меня прочитать книжку, где «много букв», но которую они вполне могли бы уже прочитать сами. В детстве я как-то не очень понимала, почему мама так назидательно произносит эти слова. Но вот пришло время и мне цитировать эти строки моим детям.

И все-таки сначала было… нет, не слово.

Сначала были картинки!

Когда дети были совсем малышами, мы познакомились с необычной книгой с непривычным для русского слуха названием – виммельбух. Это немецкое слово переводится как «мельтешащая книга» и как нельзя лучше описывает то, что происходит на ее страницах. По-русски такую книгу называют по-разному: и книга-гляделка, и большая книга картинок, и книга для разглядывания, и книга со спрятанными рисунками – но смысл всегда один.

Практически полное отсутствие текста и наличие больших, подробных и очень красивых картинок. Многочисленные герои становятся участниками разнообразных ситуаций, город открывает свои тайники для внимательного наблюдателя, а природа демонстрирует феерическое разнообразие флоры и фауны. Конечно, для нашего восприятия больше походит название книга – гляделка.

Чаще всего формат такой книги превышает стандартный – встречались мне и книги-гиганты в метр высотой – тут даже и не знаю, что приводит в восторг в первую очередь. Это настоящее сокровище: все страницы просто усыпаны героями, деталями и секретиками! Иллюстрации и впрямь захватывают – недаром их придумывают и создают талантливейшие художники. Благодаря детальным рисункам такую книгу можно «читать» много раз, но все равно каждый раз открывать ее заново, находя что-то, что не увидел или пропустил в прошлый раз. Очень часто такие книжки выходят целыми сериями – каждая посвящена своей теме и герои путешествуют с вами по всем страницам книг.

Герои мультфильмов – отличные спутники в книгах такого формата. Малышу приятно узнавать на страницах книги персонажей, знакомых ему по любимым мультикам, и наблюдать за тем, что происходит в их игрушечной жизни.

Не так давно я познакомилась с первой книгой-гляделкой с героями известного российского мультфильма. Издательский дом «Комсомольская правда» выпустил серию книг про Лунтика , который, без сомнения, полюбился многим детям.

Трогательный фиолетовый Лунтик и его многочисленные друзья – главные участники книг для разглядывания и творческого общения с детьми «Как Лунтик знакомился с праздниками» и «Как Лунтик ходил в гости».


Книга для разглядывания «Как Лунтик знакомился с праздниками» знакомит читателя с традиционными русскими праздниками. Тут и день рождения с хороводом, и День знаний с букварем и осенними цветами, и Новый год с «Письмом Деду Морозу» и шариками-хлопушками на елке, и Масленица со скоморохами и Масленой. Это те праздники, которые любим мы сами и про которые так хочется рассказать детям. Блины, масленица и новогодняя ночь, катание на коньках и санках… Сколько душевных воспоминаний приходит с этими образами!

Книга про Лунтика – хорошая возможность погрузиться с малышами в «праздничную» тему. Эта серия будет пополняться новыми книгами. Думаю, дети с радостью встретят старых знакомых!

Самое удивительное то, что книга, в которой нет текста, может обучать и воспитывать. Для детей, которые только начинают говорить, пополнение словарного запаса – задача трудная, но первостепенная. Новые понятия и слова, ситуации и их описания – все это отлично стимулирует речевые навыки.

Одна книга дает множество вариантов обучающих игр – недаром в ее названии упоминается творческое общение с детьми. С самыми маленькими можно учить цвета, изучать цифры и счет – например, сосчитать гостей за столом или количество шариков. С теми, кто осваивает азбуку, легко закреплять пройденные буквы и расширять словарный запас, играя в игру «Найди все слова на букву А (или любую другую)».

Развивать фантазию лучше всего, придумывая необычные истории про героев: скажем, куда бежит муравей с мешком муки, что рассказывает Генерал Шер про грибы и кто отправлен на поиски морковки, которой так не хватает снеговику. Каждый разворот книги может стать мотивом отдельной истории, а можно выбрать одного героя и рассматривать, чем он занимается на разных разворотах. Дайте малышу подсказку – и вы будете удивлены полетом его фантазии. Кстати, такая книга – отличное занятие в долгой дороге.

Но, пожалуй, самое главное умение, которое тренирует книга для разглядывания, – это умение замечать нюансы и скрытые от беглого взгляда подробности.

Со временем это внимание к деталям и наблюдательность обязательно проявятся и в обычной жизни: и вот уже среди городского шума и «мельтешения» ваш малыш сможет заметить маленького жука, ползущего по своим делам в трещине здания…


Разворот книги «Как Лунтик знакомился с праздниками»

Как только глаз ребенка научится выискивать самые маленькие детали, его мир наполнится множеством интересных открытий.

«Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать», - учили мы в детстве и даже не подозревали того, что овладеваем навыком, который отличает человека от всех других представителей живой природы. Только вот незадача. В детстве мы читаем очень много, упиваемся приключениями, детективами, романами, пьесами… А потом времени становится меньше, но тяга к чтению не ослабевает. Поэтому надо знать, как хорошо читать книги, чтобы за меньшее время можно было прочитывать большее количество книг, и чтобы качество чтения не снижалось.

Техника быстрого чтения

Техника быстрого и качественного чтения отличается от обычного чтения степенью восприятия текста. К примеру, при обычном чтении мы читаем слова, предложения, не спеша проговариваем его внутри себя, одновременно представляем его образ, если образов несколько, соединяем их в единую мысль и единую картинку, словно просматривая в своем воображении кинофильм. Это очень верное и качественное восприятие информации. Но если вам интересно, как читать лучше, быстрее, чтобы все прочитанное запоминалось, то надо будет освоить совершенно другую технику. При чтении книги, газетной статьи, документального материала, параграфа учебника, не проговаривайте слова текста про себя, старайтесь просто представить образ того, что описано в тексте. Окидывайте взглядом текст, скользите им сверху вниз по странице. Увидите, как по отдельным словам в вашем воображении начнет складываться картинка. В начале таких упражнений далеко не весь смысл прочитанного будет понято вами досконально, не ожидайте мгновенных результатов. Если вы будете упорно заниматься, то вы поймете, как лучше читать книги, чтобы делать это быстро и понимать весь смысл прочитанного.

Чтение стихов

Чтобы понять, как хорошо читать стихи, надо опять вспомнить про внутреннее видение того, о чем вы читаете. Прочитайте одно четверостишие, представьте его сюжет, действие, которое в нем происходит. Выстройте видеоряд этого действия в своем воображения. Точно так же надо сделать со всеми четверостишиями. После того, как вы полностью «увидите» стихотворение, его намного легче можно будет выучить. Если вы все-таки переживаете за то, что вы забудете текст стиха, видеоряд, выстроенный вами, поможет вспомнить слова из любого места произведения. Кстати, этот прием, рассказывающий, как научиться хорошо читать стихи, поможет вам сделать это очень красиво с актерской точки зрения, ведь именно на нем основано искусство художественного чтения. Обязательно уловите ритм стихотворения, чередование ударный и безударных слогов в словах. Ритмичность дает возможность не только выразительно читать стихи, но и запоминать их довольно легко.

Удобство при чтении

Очень важно при чтении находиться именно в том состоянии, в тех условиях, когда чтение становится очень продуктивным. Во-первых, должна быть тишина, хотя бы относительная. Во-вторых, поза читающего должна быть удобной. Лучше всего, если при чтении сидеть на стуле или в кресле. Лежа читать очень вредно для зрения, утверждают врачи. Книга должна находиться на расстоянии 30-40 см от глаз. Освещение должно быть достаточно ярким. В этих условиях смысл прочитанного будет понятен и максимально зафиксирован в памяти. А если еще и книга попадется интересная, тогда вы очень хорошо поймете, как хорошо уметь читать!

Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. А сейчас появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка, как привить ребенку интерес и любовь к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Валентин Берестов

Книги всегда рядом с нами. Книгу называют «аптекой души». О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят нам на любой вопрос. Книги – это верные надежные друзья. Еще несколько лет назад родители с трудом могли приобрести хорошую детскую книгу в магазине. А сейчас появилась другая проблема: как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка, как привить ребенку интерес и любовь к чтению. Как не ошибиться и выбрать книгу, которая будет интересна и полезна для ребенка? Выбирая для ребенка книги, помните, что они должны быть с красочными, четкими, реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Книга должна соответствовать возрасту ребенка. Желательно, чтобы сюжет ее был простым. С четкой последовательностью событий. Лучше если это будут книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд детской литературы. Информация, содержащаяся в книге, должна соответствовать уровню развития ребенка, доставлять ребенку эстетическое удовольствие. Шрифт для чтения ребенком должен быть простым и соответствовать возрасту. Для начинающих читать шрифт должен быть высотой 6-8 мм с достаточными интервалами между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста. Не старайтесь хитростью, а тем более, силой заставить ребенка читать или слушать чтение. Ваши действия могут стать причиной снижения у него интереса к книге. Всегда хвалите ребенка, если он/она читает. И конечно, разрешите самому выбирать книгу для чтения. Читать вместе со своим ребенком рекомендуется не менее 10 минут в день. Читайте каждый день, попеременно по одному предложению, абзацу, странице. И никогда не отговаривайте ребенка от чтения, читать что-то лучше, чем ничего не читать.

Сделайте чтение приятным времяпровождением, когда вы читаете со своим ребенком, то:

*Найдите спокойное место

*Ребенок должен сидеть рядом и видеть книгу

*Если ребенку трудно прочесть слово, подскажите ему

*Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения

*Обсудите прочитанное, пусть ребенок расскажет своими словами, о чем он прочитал

Развивая интерес ребенка к книге, позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг. Старайтесь посещать с ребенком книжный магазин или библиотеку. Правильно поступают родители, которые читают детям вслух с самого раннего возраста, которые сами относятся к чтению книг, как к удовольствию: цитируют отрывки, делятся о прочитанном. Очень ценно показать детям, как вы цените книгу, радуясь ей как подарку. Обратите внимание, Дом книги и книжные магазины часто проводят праздники детских книг, обычно они бывают в дни школьных каникул. Это и захватывающие путешествия по сказкам, викторины и смешные конкурсы, а также живые встречи с писателями. Не забудьте посетить с детьми это увлекательное и очень полезное место. Прививая любовь к книге, учите ребенка бережному отношению к ней. И пусть общение с книгой доставляет ребенку радость!

Итак, давайте подведем итог. Хотите, чтобы Ваш ребенок
много и с удовольствием читал? Тогда попробуйте:

* использовать каждую свободную минутку для общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном;

* разрешать ребенку свободно пользоваться карандашами, красками, пластилином, что бы ребенок мог нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению;

* записывать истории, которые Ваш малыш будет рассказывать, сочинять их вместе с ним, делать маленькие книжки, авторами которых будете Вы и Ваш ребенок;

* устраивать своему ребенку походы в цирк, театр, зоопарк и т.д. Обязательно обменивайтесь с ним своими впечатлениями;

* создать в семье доброжелательную обстановку ко всем творческим начинаниям Вашего ребенка;

* всегда иметь дома достаточно «материала» для чтения;

* подавать ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.

* отвечая на вопросы малыша, делайте ссылку на прочитанное, чтобы показать ему, что книга - источник знаний;

* познакомьте малыша с библиотекой задолго до школы;

* берите его время от времени с собой в библиотеку, чтобы он видел огромное количество книг, мог брать их с полки и рассматривать, сам выбрать несколько книг домой;

* сделайте чтение приятным времяпрепровождением;

* дарите ребенку книги.


Цели : расширение кругозора учащихся, приобщение к изучению исторического и культурного наследия, привитие чуткого и бережного отношения к книгам, любви к чтению, сплочение классного коллектива.

Оснащение : выставка книг, необходимый инвентарь для сценки, иллюстрации к сказкам, плакаты с названием классного часа и кроссвордом, магнитофон, аудиокассета с записью песни.

Вступительное слово учителя.

С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с книгами. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины, бабушкины сказки или прибаутки. А сказки и прибаутки – из книг. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, и целое море знаний, которое мы черпаем из книг, подхватывает нас. Через книги мы узнаём о том, чего еще никогда не видели (и, возможно, никогда не увидим). Через книги мы узнаём, какие мысли были у наших предков. Через книги мы имеем возможность обратиться к нишам правнукам, которые будут жить спустя века после нас. И всё это благодаря книгам.

Книги играют очень важную роль в нашей жизни, и поэтому к ним нужно относиться бережно, с любовью. Для хранения книг человечество придумало библиотеки. Именно о них я сейчас вам и расскажу, ведь 22 октября вся планета празднует Всемирный день библиотек.

Об истории появления библиотек в нашем государстве.

В переводе с греческого слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от « biblion » - книга и « teke » - хранилище).

Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В летописи сказано. Что в 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые « списаша книги многи». Часть этих книг князь «положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Сам Ярослав очень любил книги и грамоту. Вообще в XI веке Русь была одной из самых грамотных стран Европы. Лишь во время татаро-монгольского нашествия число школ и библиотек сократилось, но совсем они не исчезли. На одной из миниатюр, посвящённых жизни Сергия Радонежского, изображён школьный класс: на скамье рядышком сидят пять учеников с книгами, за ними и сбоку сидят ещё несколько человек, а учитель объясняет Сергию урок.

Девушки обычно учились дома, особенно дочери князей или знатных бояр. Например, о дочери полоцкого князя Георгия Евфросинье писали, что, не учась в Афинах, она достигла афинской мудрости.

Славились образованностью и дочери великого князя Ярослава Мудрого. Одна из них, Анна, вышла замуж за французского короля Генриха I , который не знал грамоты. Именно Анна подписывала государственные документы, так как король ставил вместо подписи крестик. Широко образован был и брат Анны Всеволод – он знал пять иностранных языков. Сам же Ярослав Мудрый «книгам прилежа, и почитая часто в нощи и в дне», то есть любил книги и читал часто и ночью, и днём. Летописцы, давая характеристику князьям, никогда не забывали подчёркивать их образованность.

Высоко ценил книги и князь Владимир Мономах. Он не только много читал, но и сам писал книги. В знаменитом «Поучении детям» он даёт наставления, которые пригодятся и современному молодому человеку: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков…».

Многие русские библиотеки не пережили монголо-татарского нашествия. Со временем главными хранителями «книжной премудрости» становятся крупные монастыри – Киево-Печерский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиевский…

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой Геннадиевской библии, переведённой и переписанной в Новгороде в конце XV века. На полях возле незнакого читателю слова «библиотека» переводчик сделал пояснение – «книжный дом». До этого в разных городах помещения для книг называли по-разному: «книгохранилица», «хранительная казна», «книжная клеть», «книжная палата».

Одна из самых загадочных библиотек того времени – библиотека Ивана Грозного. Её привезла с собой из Византии его бабка – греческая царевна Софья Палеолог, которая вышла замуж за Ивана III . По рассказам, в библиотеке, которая хранилась в Кремле в тайных подвалах, находились многие бесценные, ныне утраченные книги. По приказу царевны Софьи в 1862 году Дьяк Василий Макарьев прошёл подземным ходом от Тайницкой башни до Арсенальной. По пути он видел две палаты, заставленные сундуками до самых сводов. Предполагают, что именно в них хранилясь библиотека Ивана Грозного. Эти сундуки искали князь Щербатов в конце XIX века. Игнатий Стеллецкий в начале XX века… работы в Арсенальной башне археологи проводили и в 1975 году. Тогда был окончательно расчищен родник в подземелье башни, но катакомбы Московского кремля так и остались загадкой. До сих пор учёные надеются, что библиотека эта не пропала, а ждётсвоего часа в таинственных кремлевских подземельях. Возможно, кто-то из клепоманов сумеет разгадать тайну царской библиотеки.

Другой царь – Петр I – основал Академию наук и при ней библиотеку. Для неё книги закупались на родине и за границей, много книг поступало в подарок от частных лиц. Очень много для библиотеки Академии наук сделал М.В. Ломоносов.

Простые же люди – не цари, не академики и не монархи – могли брать книги в библиотеках для чтения при книжных магазинах. За небольшую плату книги для чтения выдавались всем желающим.

По высочайшему поведению Екатерины II от 16 мая 1795 года была основана публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Для неё построили специальное здание, в котором библиотека находится и сегодня. Первый директор, А.Н. Оленин, создавал библиотеку почти с нуля – в его собрании были всего 4 русские книги. Для читателей библиотека открылась в январе 1814 года. Знаменитые библиотекари Публички так активно собирали книги, что сегодня она славится крупнейшим фондом именно русских книг, в том числе изданных за границей. В Российской национальной библиотеке, как она называется сейчас, находится 32 млн. книг.

В настоящее время самой крупной библиотекой в России и Европе является Российская государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн. единиц.

Это интересно и необычно!

    Лучше поздно, чем никогда! Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлекалась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета: книгу туда вернули через … 300 лет!

    Живая библиотека. Принадлежала богатому римскому торговцу Ицелу. Она состояла из … рабов. Каждому из них он приказал быть говорящей книгой. Однажды после пышного обеда речь зашла об учёных предметах. «Приведите-ка ко мне «Илиаду», - приказал Ицел управляющему. «Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться», - с ужасом признался управляющий, ожидая сурового наказания.

    На службе Её Величества. Известна приверженность англичан к традициям. Одна из них соблюдается в библиотеке Британского музея: для защиты книг от мышей в штате сотрудников состоят кошки!

    Драгоценный узник. В средние века книги были очень дороги. Именно поэтому особо ценные экземпляры приковывали к стене или специальным пюпитрам – чтобы никто из читателей не прихватил «по рассеянности» книгу с собой.

И действительно, сколько интересного можно узнать из книг! Как хорошо уметь читать!

Ученик читает наизусть стихотворение Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать…» :

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Группа учеников разыгрывает сценку «Милое дело – книжка» :

Действующие лица: дед, бабка, внучка.

Д е д (зевает в кресле) . А-а! Ну вот и чудненько, поспал чуток, и будет. Зарядочку сделаем: ать, два, ать, два. Теперь и делом заняться можно. Вот только чем? (Оглядывается.) А погода-то, погода! Снег так и сыплет, так и сыплет. Белым-бело. Пум – пуру – рум – пу – рум. Чем заняться, а? Вот незедача (поёт) : «Жили у бабуси два весёлых гуся…» Их… Ох (сгибается от боли) . Старость – не радость. Посижу теперь так (играет на губах). «дедка, дедка, съешь конфетку». - «Нет зубов! Нет зубов!» - «Дедка, дедка, вот газетка.» - «Нет очков! Нет очков!» Эхе-хе-х! Ну и скукотища! А-а-а! Покличу-ка я бабку с внучкой. Авось веселее будет. Бабка! Внучка! Куда-то они запропостилися! Ау! Бабка! Ау! Внучка! А? Не слышу! А, вот вы где, сердешные. Эй, вы, что уткнулись в столы и молчите? А?

В н у ч к а. Дедушка, не мешай, пожалуйста.

Д е д. А?

В н у ч к а. Не мешай, пожалуйста.

Д е д. Ишь ты: не мешай! Буду мешать! Скучно мне. Бабка, а бабка, пойди, что ль, чугуны да кастрюли почисть!

Б а б к а. Что ты, старый? Сказано тебе: не мешай. Сегодня выходной, а тебе всё чугуны.

Д е д. Ишь, скажите, пожалуйста! Некогда им! А мне, думаете, есть охота с вами лясы точить?

В н у ч к а. Не сердись, дорогой дедушка. Лучше садись с нами, почитай что-нибудь.

Д е д. Я читал уже газету «Стрекоза»…

Б а б к а. Скажешь тоже – газету. Не смеши кур. От газеты лишь беспокойство. То тебе конец света насулят, то колорадского жука, то саранчу, то террористов накличут… Век прожила, а ничего такого, слава богу, не видела. Солнце как всходило – так и всходит. Ну, про что там пишут-то в твоей «Стрекозе»?

Д е д. Про многое пишут. Про кризисы там разные, указы…

Б а б к а. Скукота-скукотища!

Б а б к а. Как что? Книжку. Вот она – друг и помощница.

Д е д. Какую такую книжку? Отродясь у нас их в доме не водилось.

В н у ч к а. А теперь будут водиться, дедушка! Вот посмотри, сколько их здесь, самых разных, на любой вкус.

Д е д. Да откуда, внученька?

В н у ч к а. Из детской библиотеки, дедушка. Возьми, какую захочешь, почитай. Я вот русские народные сказки читаю.

Д е д. Хм… Сказки. Это про Колобка и про куриные окорочка?

Б а б к а. Ты что, старый, какие окорочка?

Д е д. Не серчай, бабка. Это я шучу. (Рассматривает книжки.) Так… Это не по моему характеру, это сказки. Бабка, а бабка, ты чего читаешь? Дай гляну. «Ку – ли – на – ри – я». Ой, какие картинки, слюнки потекли. Неужто, бабка, ты это будешь стряпать?

В н у ч к а. Дедуля, выбери себе книжечку и садись с нами.

Д е д. Ишь ты, выбери… «Незнай – ка». Гм, какая-то незнайка. Внучка, а внучка, что за незнайка тут такая?

В н у ч к а. Не такая, а такой. Незнайка – это мальчик, который ничего не знал, книг не читал и попадал в самые невероятные истории. Почитай, дедушка, тебе понравится.

Д е д. Так это для маленьких! Мне бы посолиднее книжку. Ишь, какая красивая – «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна. Скажи, пожалуйста, в пятнадцать лет, а капитан! Так! Что тут ещё? Энциклопедия «Сделай сам». Сделай сам! Хм. Хорошая книжка, незаменимая вещь в хозяйстве! «Как прибить вешалку». «Как починить стул». О! Это то, что надо. Теперь скучать некогда. Ай да внучка, ай да умница.

В н у ч к а. Это не мне спасибо, а тем, кто эти книжки пишет, печатает, оформляет…

Д е д. И то правда, внучка, спасибо и школьной библиотеке! Ну ладно, я пошёл табуретку чинить!

Б а б к а. А я пойду пироги с яблоками печь. Шарлотка называется!

В н у ч к а. А я отнесу подружке вот эту книжку. Она давно хотела её почитать. (Уходит.) Дедушка! Бабушка! Я скоро!

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним о сказках, ведь сказки – ваши первые прочитанные книги. И все вы, конечно же, их любите. Читая сказки, вы проникаете в загадочный, чудесный мир. В сказках совершается необыкновенное: то Змей Горыныч уносит красавицу в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблоками, то хитрющая лиса обманывает всех. Сейчас мы с вами проведем конрусрс, посвящённый сказкам.

Учащиеся делятся на две команды, придумывают им сказочные названия, выбирают командиров команд. В это время звучит песня «В мире много сказок» в исполнении К. Румяновой (слова Ю.Энтина, музыка В.Шаинского.)

Конкурс – разминка «Кто здесь живёт?»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые они должны ответить. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    Это жилище изготовлено из древесины дуба. А рыжая нахалка-лиса выгнала хозяина избушки, когда её собственная ледяная растаяла. Назовите хозяина-горемыку. (Заяц.)

    У одного из них домик сделан по-быстрому из соломы, у другого более прочен – из веток и прутиков, а вот у третьего каменный дом с крепкой дверью. Назовите всех троих. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)

    Это пристанище расположено на крыше стокгольмского дома. И в нём есть что посмотреть: на полу вишнёвые косточки, ореховая скорлупа и обёртки от конфет. Кто хозяин? (Карлсон.)

    Это строение по команде поворачивается к лесу задом, к гостю передом, а его хозяйка чует «русский дух». (Баба Яга.)

    Очень тесное и бедное обиталище, однако, на стене висит холст, за которым маленькая дверца, отпирающаяся волшебным ключом, который получен от черепахи Тортилы. (Буратино.)

    В доме восемь, дробь один

На заставе Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью Каланча. (Дядя Стёпа.)

Конкурс «Почтовый адрес»

Команды должны правильно написать адреса сказочных героев. Каждый правильный ответ приносит один балл команде.

    Кот Матроскин (Простоквашино.)

    Гулливер (Лилипутия.)

    Василиса Премудрая (Тридевятое Царство.)

    Незнайка (Цветочный город.)

    Рассеянный (улица Бассейная.)

    Великий Гудвин (Изумрудный город.)

    Капитан Врунгель (Яхта «Беда».)

    Алиса (Зазеркалье.)

Конкурс «Нарисуем Буратино»

По одному человеку от каждой команды должны нарисовать с закрытыми глазами Буратино.

Конкурс «Доска объявлений»

По тексту объявления командам предлагается угадать, кто его написал. За каждый верный ответ – 1 балл.

    Предлагаю услуги гувернантки. Научу невоспитанных мальчиков читать, считать, писать, также хорошим манерам. (Мальвина.)

    Всем принцам! Ближайшие сто лет не беспокоить своими поцелуями – очень спать хочется. (Спящая красавица.)

    Опытный столяр из материала заказчика настрогает вам детишек, причём одних мальчишек. (Папа Карло.)

    Напишу за вас мемуары, научу сочинять пыхтелки, сопелки, ворчалки и т. п. (Вини – Пух.)

    Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино.)

    Продаю окорочка куриные, оставшиеся после перепланировки избушки. (Баба Яга.)

    Обучаю художественному свисту. (Соловей – разбойник.)

    Туристическое агентство предлагает исключительное путешествие на Сером Волке. (Иван Царевич.)

    Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит.)

    Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения . (Черномор.)

    Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями . (Карлсон.)

    Золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба.)

    Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная Шапочка.)

    Отмою всё! (Мойдодыр.)

    Развлечение для Вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка.)

Конкурс капитанов «Ромашка»

Капитанам команд предлагается выбрать лепесток из ромашки, на обратной стороне которого написаны различные вопросы. За каждый правильный ответ капитан получает два балла.

Вопросы:

    Где баба взяла муку на Колобок? (По сусекам поскребла, по амбарам помела.)

    О ком идёт речь? Появилась девочкав чаще цветка, и была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

    Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы.)

    Назовите три сказки с главным героем Иваном.

    Кто одолел Тараканище из сказки Корнея Чуковского «Тараканище»? (Воробей.)

    Назовите имя девочки, спасшей брата Кая. (Герда.)

    Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубого цвета.)

    О ком речь? Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. (Колобок.)

Конкурс «Сказочный кроссворд»

На доску вывешивается плакат с кроссвордом. Учащиеся разгадывают его, при этом в выделенных клеточках получается фамилия известного сказочника (Андерсен). Командам вопросы зачитываются по очереди. Член команды, давший правильный ответ, выходит к доске и заполняет клеточки кроссворда, команда при этом получает один балл.

Вопросы:

    Как звали мальчика, чьё сердце чуть было не превратилось в лёд? (Кай.)

    Кто смог смастерить волшебный кувшинчик, который рассказывал. Что говорят в каждом доме? (Свинопас.)

    Каким был утёнок, пока не стал лебедем? (Гадкий.)

    Как звали девочку, которая в сказке совершает далёкое путешествие? (Герда.)

    Что помогло принцессе стать женой принца? (Горошина.)

    Кто хотел поменять хвост на ноги? (Русалочка.)

    Кто улетел осенью зимовать в тёплые страны? (Лебеди.)

    Что было нужно старой ведьме в дупле? (Огниво.)

Подведение итогов.

Учитель подводит итоги конкурса, вручает необходимые для чтения книг призы командам (закладки), благодарит учащихся за активную работу.

Ребята, я вижу, что все вы читаете много, и владеете большим количеством информации. Я желаю вам никогда не обижать книги и не забывать о них. Читайте больше и узнавайте много нового!

Альфия Кадырова
Конспект занятия по заучиванию стихотворения «Как хорошо уметь читать»

1) Вводная часть 3 мин.

Организационный момент

Создание мотива для деятельности детей

2) Основная часть 23 мин.

Беседа на тему «Школа» .

Чтение стихотворения воспитателем В . Берестова «Как хорошо уметь

Игра «Что лишнее?» .

Беседа с детьми о школьных принадлежностях.

Придумывание загадок с детьми по схеме.

Заучивание стихотворения .

Игра «Вопрос – Ответ» .

Рассказывание стихотворения детьми .

Физминутка «Переменка» .

Беседа с детьми о первой книги первоклассника.

Продуктивная деятельность, аппликация.

Заключительная часть 3 мин.

3) Оценка деятельности детей

Подведение итогов НОД

Длительность НОД 30 мин.

Тема : «Заучивание стихотворения В . Берестова «Как хорошо уметь

Цель : заучивание стихотворения детьми наизусть и выразительное его

Задачи :

Образовательные :

Систематизировать знания детей о школе.

Продолжать учить детей слушать поэтическое произведение, понимать его.

Добиваться хорошего запоминания стихотворения , используя различные

Развивающие :

Развивать поэтический слух.

Развитие мышления, памяти.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к поэзии.

Воспитывать желание заучивать стихи .

Оборудование : портрет В. Берестова; схема загадок; букварь; закладка;

цветные полоски; геометрические фигуры; клей; клеенки; салфетки.

Предварительная работа : разучивание стихотворений , составление загадок

по схеме.

Ход образовательной деятельности

Здравствуйте, дети!

Придумано кем – то мудро и просто

При встречи здороваться : «Доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро – длиться до вечера!

Улыбнемся друг другу, чтоб у нас с вами было хорошее настроение .

Присаживайтесь на стульчики.

Скажите ребята, чем вам нравится заниматься?

Играть, танцевать, петь, рисовать.

Вы сказали, что любите играть, предлагаю вам поиграть в игру «Что

1) Букварь – резинка – машина Почему?

2) Тетрадь – фиалка – ручка – портфель

3) Ручка – альбом – линейка – ласточка

4) Дневник – книга – яблоко

Правильно ребята, я перечислила школьные принадлежности. Кому нужны

школьные принадлежности?

Ученикам.

Скажите для чего нужен букварь?

Алина, а тетрадь для чего нужна?

Чтобы писать в ней, заниматься.

Ребята, а портфель зачем?

Чтобы школьные принадлежности складывать, носить.

Володя, а альбом нужен ученикам?

Чтобы рисовать в нем.

Ребята, а дневник зачем?

Чтобы записывать домашнее задание, чтоб оценки ставили.

Молодцы! Мы с вами умеем хорошо отгадывать загадки и еще умеем и

составлять их. Я вам сейчас буду загадывать загадки по схеме.

Например :

По цвету он бывает разноцветный, НО не радуга;

По форме он квадратный или прямоугольный, НО не стол;

Его носят в школу, НО не книга;

Он кожаный, НО не обувь. Что это? «Портфель»

Молодцы, ребята, а теперь вы попробуйте составить загадку по схеме, а мы

с ребятами отгадаем. (Дети составляют загадки о школьных

принадлежностях).

Осталось совсем мало времени и вы пойдете в школу. Для чего нужно

ходить в школу?

Чтобы учиться, получать знания, быть умным.

Молодцы, в школе вы узнаете много интересного. Чему вы научились,

ребята в детском саду?

Правильно вы научились многому и конечно же ЧИТАТЬ ! Недаром

говорят : Чтение - лучшее учение. Я вам сейчас прочитаю стихотворение

Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать » .

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти :

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу :

«Ну, почитай ещё страницу » .

Не надо звать,

Не надо ждать,

Кто написал стихотворение ?

Валентин Берестов

Как называется стихотворение ?

О чем стихотворение ?

Молодцы, а сейчас мы поиграем в игру «Вопрос – Ответ» . Я вам задаю

вопросы, а вы мне отвечаете предложениями стихотворения .

Надо к маме приставать? (не надо к маме приставать)

Надо бабушку трясти? (не надо бабушку трясти, прочти, пожалуйста!

Надо умолять сестрицу? (не надо умолять сестрицу, ну, почитай еще

страницу)

Надо звать? (не надо звать)

Надо ждать? (не надо ждать)

Молодцы. Я еще раз вам прочитаю стихотворение , а вы постарайтесь

запомнить его. В. Берестов «Как хорошо уметь читать » .

закончит. (2 раза)

Молодцы! 2 – 3 человека читают полностью .

Спасибо. Ребята, а как называется то время, когда ученики занимаются в

А время, когда ученики отдыхают?

Переменка.

Правильно, и у нас с вами сейчас переменка.

Переменка! Переменка! – идут по кругу др за др

Отдохните хорошенько : - выполняют поскоки

Можно бегать и шуметь , - бегут по кругу

Танцевать и песни петь – танцевальные движения

Можно сесть и помолчать – приседают

Только – чур! Нельзя скучать! – выполняют прыжки на носочках.

Ребята, вы когда пойдете в первый класс, у вас там будет ваша первая книга

Букварь. А вы знаете, что с книгами надо пользоваться аккуратно, не пачкать,

не мять их, для этого пользоваться закладкой.

Я – красивая закладка.

Я – нужна вам для порядка.

Зря страницы не листай.

Где закладка, там читай .

И сегодня мы с вами сделаем закладку для нашей первой книги.

Чтобы сделать закладку нам нужно будет : взять длинные полоски и

украсить их узором из геометрических фигур. Скажите, а какие

геометрические фигуры вы видите на столах?

Треугольники, овалы, круги, прямоугольники.

(Дети выполняют аппликацию – закладку) .

Молодцы, какие сегодня у всех получились красивые закладки. Посмотрите

какое интересное сочетание цветов, как аккуратно выполнена работа. Все

ребята молодцы. А чем мы сегодня с вами занимались?

Говорили о школе; делали закладки, учили стихотворение .

Валентин Берестов

А как называется стихотворение ?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!