Интернет зависимость у детей — Как рождается интернет-зависимость? Компьютерная зависимость у детей: основные признаки и методы борьбы.

Использование интернета, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет зависимость у подростков часто искажает реальную действительность, полностью заменяя онлайн просторами.

Стадии развития

Подростковая интернет зависимость имеет ряд первопричин и может выражаться в разнообразных формах. По времени, проведенному за компьютером, различают три стадии развития зависимости. На первом этапе человек изучает возможности интернет сети с дальнейшим подстраиванием виртуальной реальности под себя, восполняя нехватку внимания и информации в реальной жизни. Второй этап захватывает своими возможностями подростка, он начинает больше времени проводить за монитором.

Поиск друзей во всемирной паутине для малообщительного подростка становится единственным источником информации и поддержки связи. Так формируется зависимость от интернета среди подростков, когда человек полностью опровергает реальный мир и реальное общение. Третья фаза зависимости становится видна окружающим людям, когда тинейджер круглосуточно проводит в сети, на любое замечание реагирует агрессивно. Последняя стадия является формирующей, так как переходит в хроническую.

Выключая компьютер от сети, зависимые подростки испытывают раздражение, их не интересуют проблемы окружения. Со временем пребывание за компьютером ослабевает, но человек не испытывает радости в жизни, становится замкнутым и депрессивным. Интерес оживает, когда в сети он находит интересную тему или новых собеседников.

К сведению:

Чрезмерное увлечение интернетом и компьютерными играми постепенно нарушает физическое и интеллектуальное развитие подростка.

Причины интернет зависимости у подростков

Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики.

Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.

Признаки интернет зависимости у подростков

Признаки у детей и подростков выражаются в следующем:

Все вышеперечисленные признаки интернет зависимости часто подростки опровергают, реагируя на замечания бурно.

К сведению:

Основной причиной развития зависимости детей от интернета является нехватка родительской опеки, внимания и любви.

Последствия интернет зависимости у подростков

Не каждый человек попадает в зависимость от компьютерных технологий. Следует отметить несколько факторов, провоцирующих компьютерную зависимость, которые аналогичны алкогольной или наркотической зависимости: это семейные проблемы и когда ребенку недостаточно заботы и внимания родителей. Поддержку и отвлеченность от повседневной жизни он ищет в виртуале.

Последствия интернет зависимости у детей и подростков выражаются в таких психологических проявлениях:

  • все свободное от учебы время тинейджер проводит за монитором, отказываясь от живого общения, активного образа жизни;
  • теряется интерес к происходящим вокруг событиям;
  • снижается аппетит;
  • нарушаются фазы сна;
  • возникает эмоциональная нестабильность;
  • появляется раздражительность и гнев при принудительном отключении компьютера.

У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Часто такому состоянию подвластны лица, склонные с психической неуравновешенности, мнительные и эмоционально слабые личности. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.

Профилактика интернет зависимости

Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.

Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.

Лечение интернет зависимости

Снизить тягу к интернету можно при соблюдении таких пунктов:

  1. В свободное время заняться физическими упражнениями: прогулка, бег, тренажеры.
  2. Устраивать себе несколько дней нахождения в оффлайне. Это могут быть недалекие поездки, посещение интересных мест.
  3. Путешествия и знакомство с новыми людьми могут повлиять на пересмотр своей зависимой от всемирной сети жизни.
  4. Нужно больше уделять внимания учебе, книгам. Можно предложить ребенку интересную литературу или книги по его вкусу.

Интернет сегодня — один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

Интернет – источник получения различного рода информации, кладезь разных советов, отзывов, рекомендаций. Всемирная сеть стала повседневным элементом жизни современного человека. Однако ежегодно растет количество детей и подростков, которые увлеченно проводят все свое свободное время в виртуальном мире. Согласно данным психологов, сегодня среди детей подросткового возраста прослеживается нездоровое влечение Всемирной паутиной. В некоторых странах мира (в частности, в Китае и США) ученые призывают признать Интернет-зависимость серьезным заболеванием. Например, в США есть специальное медицинское учреждение, где детям-подросткам помогают справиться с различными психическими расстройствами, которые возникли в результате длительного «пребывания» в виртуальном пространстве.
Конечно же, нет необходимо тотального контроля каждого ребенка, который имеет доступ к Интернет-пространству. Введите определенные правила (четкое ограничение по времени пользования Интернетом, запреты на использование ряда ресурсов, цель пребывания в виртуальном пространстве и прочее). Современные дети растут и развиваются в мире информационных технологий, соответственно, они много времени посвящают Всемирной сети.
С раннего возраста детей необходимо обучать правилам и культуре пользования Интернет-ресурсами и мобильными девайсами. Если своевременно и грамотно обучить ребенка тонкостям такого «общения», вы можете предотвратить возникновение ряда проблем в будущем.

Как определить, что ребенок слишком увлекся виртуальным миром?

Не нужно устанавливать тотальный контроль за своим чадом, отслеживать все страницы, которые он просматривает в Интернете, чтобы определить уровень зависимости подростка от Всемирной паутины. Есть ряд признаков, которые характерны для всех Интернет-зависимых людей (могут применяться не только для детей, но и для взрослых): - отсутствие интереса к общению со сверстниками в реальной жизни; - низкая успеваемость в школе; - постоянное пребывание во Всемирной сети; - резкая смена настроения, проявление агрессии, недовольства, возможны истерики и скандалы, если по какой-то причине отсутствует подключение к Интернету;
- перемещение от одного девайса к другому (например, дома ребенок все время проводит возле компьютера/ноутбука, если нужно куда-то идти, то в руках обязательно включенный планшет или телефон с открытым доступом к Всемирной паутине); - раздражительность, неадекватная реакция на требование выйти из сети или отложить технику; - прослеживается нарушение сна, отсутствует аппетит, значительно изменился привычный ритм и распорядок жизни. Среди детей подросткового возраста прослеживаются три основные формы зависимости Интернет-пространством:

Игровая зависимость

Обилие различных игр, действие которых в большинстве случаев происходит в режиме онлайн, влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Он буквально не может оторваться от игры, так как действие происходит в данную минуту. Ребенок теряет связь с реальностью, не замечает, как улетает время, не обращает никакого внимания на происходящее вокруг него.

Виртуальное общение

Простота общения в виртуальном мире, легкость доступа к социальным сетям и различным форумам позволяет ребенку найти «новых» друзей. Постепенно такое общение становится нормой, подросток перестает интересоваться жизнью, успехами и достижениями настоящих друзей (одноклассников, лучшего друга из соседнего дома и т.д.).

Веб-серфинг

Переход от одного гаджета к другому, бесцельные и хаотические переходы с одного сайта на другой.

Компьютер и интернет стали частью нашей жизни. К Всемирной паутине мы обращаемся в поисках информации и организуя свой досуг. Много полезного и интересного в интернете находят не только взрослые, но и дети. Но для сохранения психического здоровья ребенка целесообразна профилактика интернет-зависимости.

От интернет-зависимости страдает около 10% пользователей во всем мире. Для благополучного избавления от зависимости необходимо осознание проблемы. То, с чем взрослый человек может справиться самостоятельно или обратившись , встает неразрешимой задачей перед подростком, испытывающим сложности периода взросления и социальной адаптации.

Проблема интернет зависимости у детей

Внимательное отношение к ребенку, понимание его потребностей и принятие проблем способствует гармоничному развитию личности, не подверженной пагубному влиянию современных соблазнов. позволит вашему ребенку избежать «болезненных отношений» с интернетом. Свободный от зависимостей человек имеет более широкие горизонты для развития, менее подвержен серьезным и опасным зависимостям в более зрелом возрасте.

Анализируя деятельность детей в интернете, можно разделить ее на познавательную, развлекательную и социальную. Нет ничего плохого в том, что ребенок приятно проводит досуг на любимых игровых порталах или увлеченно общается с друзьями в чатах. Однако все хорошо в меру. Взрослые должны контролировать ребенка, пользующегося интернетом, ограничивая его во времени и отслеживая посещаемые ресурсы.

Интернет не должен перерасти в увлечение, занимающее все свободное время ребенка и вытесняющее его реальные интересы и реальных друзей.

Интернет зависимость проявляется в том, что ребенку сложно завершить занятия за компьютером, он с нетерпением ждет времени выхода в интернет, реже общается с друзьями, теряет интерес к хобби, может снизиться успеваемость в школе, начаться бессонница. В идеале, профилактика интернет зависимости должна проводиться даже в отсутствии перечисленных симптомов.

Профилактика интернет зависимости

Для проанализируйте, все ли у ребенка благополучно в общении со сверстниками, есть ли у него любимое занятие, много ли свободного времени и как он его проводит.

Ребенок, имеющий свободный доступ к интернету и привыкший проводить свободное время за компьютерными играми, более подвержен интернет-зависимости. Профилактику следует начать с организации досуга. Если ребенок занят интересным делом, общается с друзьями, имеет здоровые увлечения, у него не останется времени на нездоровую зависимость.

При борьбе с интернет зависимостью правильным будет комплексный подход

1. Если интернет - средство общения с миром для застенчивого или закомплексованного ребенка, помогите ему завести интересные ему знакомства вне сети, поощряйте встречи с друзьями.

2. Разнообразьте детский досуг. Проводите с ребенком больше времени, беседуйте, играйте, гуляйте. Пусть ему будет интересней быть с семьей, чем с компьютером. Запишите его в кружок или секцию. Там он будет проводить время с пользой и удовольствием, общаясь с товарищами.

3. Подайте ребенку пример: сделайте ваш интернет-серфинг открытым для него. Пусть он на вашем примере поймет, что каким бы приятным времяпрепровождение в интернете не было, использование его должно быть рациональным и ограниченным во времени.

4. Структурируйте время, проводимое вашим ребенком за компьютером. Обговорите с ним, сколько минут выделяете ему на познавательную деятельность, а сколько на игры, как долго он может общаться в соцсетях и чатах. И конечно, контролируйте исполнение им договоренности.

5. Отслеживайте, какие ресурсы посещает ребенок в интернете. Поставьте защиту, регулярно проверяйте историю посещений. Ребенок должен посещать сайты, одобренные вами.

Регулярная профилактика позволит избежать зависимости от интернета у ребенка. Научите его рациональному подходу к пользованию глобальной сетью. Пусть интернет обогатит жизнь ребенка новыми знаниями, но не крадет у него драгоценное время для развития, отдыха и общения.

С каждым днем Всемирная паутина все больше затягивает детей и взрослых. И если взрослые в состоянии понять, что это настоящая зависимость, от которой необходимо избавляться, то ребенок этого не поймет, поэтому важно разобраться, как проявляется интернет-зависимость у детей, чтобы помочь им на ранних сроках избавиться от подобной проблемы.

Определение понятия

Интернет-зависимость с каждым годом набирает обороты. В некоторых развитых странах такая проблема перерастает в болезнь нервной системы. Для ликвидации патологии у было создано несколько клиник на территории США. Учреждения созданы для тех, кто чувствует тягу к компьютерным играм и социальным сетям. В большинстве случаев подобное наблюдается в подростковом возрасте.

Специалисты часто называют это явление аддикцией. Такой человек теряет чувство реальности, у него нарушается режим сна и бодрствования . Пропадает детская активность, любознательность, Эти признаки указывают на то, что ребенок находится в плену Всемирной паутины и не сможет выбраться оттуда без помощи профессионалов.

Формирование отклонения

Механизм формирования интернет-зависимости немного перекликается с процедурой формирования никотиновой зависимости. С каждым днем человек все больше времени проводит в сети, не видя в этом ничего плохого. Это начинается в подростковом возрасте, но нередко даже маленькие дети имеют доступ к устройствам, и с ранних лет у них формируется эта зависимость. Аддикция - это психическая проблема, которая лечится без лекарственных препаратов. Единственное, что можно принять – успокоительное средство.

Любой родитель обязан следить за поведением своего подростка, чтобы на ранних стадиях пресечь подобную проблему. Она может говорить о многом:

  • проблемы во взаимоотношениях с друзьями и одноклассниками;
  • неразделенная любовь (в подростковом возрасте и старшем);
  • проблемы на учебе;
  • недостаток общения с родителями и т. д.

Симптоматика

Если подросток любит проводить время в интернете, но хорошо учится в школе, имеет много друзей и проводит много времени на свежем воздухе, то причин для паники быть не должно. Это не зависимость.

Если же с вышеуказанным есть проблема, следует внимательнее присмотреться к поведению. Симптомы возникновения зависимости у детей:

  • Постепенно увеличивается временя, проводимое у компьютера.
  • Резкое снижается успеваемости в школе.
  • Теряется интерес прежним увлечениям.
  • Ухудшается сон.
  • Наблюдаются резкие перепады настроения.
  • подросток становится раздражительным.

Если вы наблюдаете эти признаки у своего ребенка, скорее обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут вылечить вашего ребенка.

Способы лечения

Возникает и проявляется интернет-зависимость в подростковом возрасте, т. к. в эти годы ребенок начинает тесно общаться со своими сверстниками в социальных сетях. У подростков сложнее всего вылечить такую зависимость.

  • Необходимо наладить контакт с ребенком. Он должен чувствовать, что рядом с ним лучший друг, от которого можно получить ответы на многие интересующие его вопросы.
  • Родитель должен стать проводником своего ребенка. Он обязан показать, что лучше владеет интернетом и отлично знает, как все там работает. Взрослый человек обязан наглядно демонстрировать главное назначение сети, чтобы детская психика воспринимала интернет, как источник информации, а не как среду для общения и удачного места для проведения досуга.
  • Родители должны знать, чем занимается подросток в сети. Естественно, читать переписки не нужно, но следить за социальными сетями, поведением в них ребенка нужно.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у подростка оставалось минимальное количество времени для интернета. Заинтересуйте его каким-то занятием, запищите в музыкальную школу, на танцы или на спортивные секции. Это помогает оторвать дитя от монитора компьютера. Очень важно делать все это с самого начала, а не тогда, когда ему уже необходима врачебная помощь.

К лечению обычно прибегают родители детей в подростковом возрасте. Эти способы помогут на ранних этапах развития аддикции. На запущенных стадиях этого недостаточно. В таких случаях обращаются в специальные учреждения, где психотерапевты проводят специальный курс, после которого ребенок ставит виртуальную жизнь на второй план.

Заключение

Зависимость от интернета - проблема, с которой сталкивается каждый пятый современный родитель. Проанализируйте ситуацию, выявите причину такого поведения, затем приступайте к ликвидации проблемы. Отыскав правильный подход, можно вернуть ребенка к нормальной жизни.

(17 голосов : 4.18 из 5 )

Кажется, компьютеры заполонили все свободное пространство в нашем окружении. Мало того, они еще и покушаются на целостность нашего мира, втягивая в себя целые поколения.

Это явление получило название компьютерной зависимости. Сродни наркотической. Человек не может обойтись без того, чтобы не включить компьютер, и делает он это не ради своих деловых задач или познавательных — просто ради того, чтобы сидеть за ним.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

— Игровую, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

— Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реале. Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества. Такой человек шныряет из одной сети в другую, постит в своем блоге бесконечных котиков и демотиваторы, ставит лайки и повышает репутацию — в этом вся его жизнь.

— Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый сёрфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места природы.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами. Компьютер это удобно. Более того, без него сейчас никуда. Он заменил нам массу других предметов: будильник, навигатор, радио, телевизор, книгу, музеи и галереи. Человек, не дружащий с компьютером, не сможет устроиться на хорошую работу. Если раньше в школах дети писали свои доклады на альбомных листочках и от руки, то сейчас такую работу даже не примет учитель: она должна быть распечатана на компьютере. Поэтому вполне понятно стремление родителей как можно раньше познакомить детей с этим чудом техники. Однако благое желание родителей порой приносит чудовищные плоды.

Небольшое отступление

Для того чтобы вы поняли, что такое компьютерная зависимость в ее крайнем проявлении, я хочу рассказать об одной семье.

Недавно мне пришлось разговаривать с женщиной, вдовой. Ее муж погиб, когда старшему сыну было 17 лет, а младшему 10. Именно тогда кто-то из знакомых сделал детям подарок — компьютер. Начиналось все с обычного любопытства, но затем старший сын с головой ушел в игры. Он бросил учебу в медицинском институте, устроился работать санитаром в психиатрическую больницу, но потом бросил и эту работу. Сейчас ему 27 лет и он полностью на шее матери. Он не спит, не ест, не ходит гулять, у него нет девушки. Все его питание — несколько чашек кофе или бутылка кока-колы в день, которые он выпивает, не выходя из-за компьютера. Он может отбежать на пару минут в туалет, но иной раз может справить нужду и в пустую бутылку от газировки. Мать пыталась прятать шнуры, отключать компьютер — он уходил к каким-то друзьям и играл у них. «Несколько его друзей уже умерло прямо за компьютером. Я боюсь, что и он скоро умрет. Сколько он так протянет на кофе? И ведь самое страшное в том, что он считает, что ничего такого не происходит, что у него все под контролем», — завершила свой горестный рассказ мать.

Этот тяжелый рассказ — классическое описание компьютерной зависимости. Такой путь ожидает любого, кто не сможет совладать с собой и преклонит голову перед электронным монстром. Бороться с владычеством компьютера очень тяжело!

В сети компьютерной зависимости чаще всего попадают несчастные дети. Или у них нет взаимопонимания с родителями, или их терроризируют одноклассники, или они чувствуют себя ущербными из-за своей внешности, либо у них нет возможности реализовать свои способности в жизни. Компьютер это побег из гнетущей реальности в другой мир, где слабак и ботаник, затравленный однокашниками, превращается во всесильного космического владыку, а одинокий Малыш встречает своего Карлсона. В виртуальном мире дети находят то, чего их лишил мир реальный. Но это не единственная причина зависимости. Нередко родители, сами того не желая, толкают детей на гибельный путь.

Сотовый телефон, компьютер или планшет такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но маме некогда — она с обеда еще не заходила на «вконтакте», у нее самой свербит глянуть — ну что там ей ответили на ее сногсшибательный рассказ о вчерашнем походе по магазинам. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

Ребенок лет четырех достал отца нытьем, но тому жизненно необходимо досмотреть футбольный матч. И после пятой или шестой атаки раздраженный отец сунет ему планшет: На, поиграй! И свершилось чудо: ребенок умолк. У папы появились заветные полтора часа свободы. И ему в голову не приходит, что эти полтора часа сидения за планшетом украли у них друг друга и продвинули ребенка еще ближе к зависимости.

В этом раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. А кто бы спорил? Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают диковинные рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже «поют». И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Между прочим, все обстоит гораздо серьезнее. Наши предки были очень мудрыми людьми. Не зная тонкостей детской моторики и психики, они своим чутьем дошли до того, что те дети, с которыми мамы и бабушки играли в примитивные игры, задействуя ручки малыша, вырастали более умными и смышлеными. Такие игры как «Сорока-ворона» или «Этот пальчик в лес пошел» не просто бестолковое подергивание ребенка за пальчики. Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Более того, ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит при «помощи» родителей. Ребенку захотелось пообщаться с мамой, прижаться к ней, обнять, а она, занятая чем-то, сует ему свой айфон. Происходит подмена объектов любви: захотелось ласки — выйди в интернет. Захотелось общения с близкими по духу людьми — интернет наше все. Дети не учатся делиться своими переживаниями с близкими, отвыкают видеть глаза собеседника, понимать его без слов. Происходит эмоциональное обеднение поколения, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций. Пик переживаний — это «Вау!», произнесенное совершенно равнодушным тоном. Все наши «Ух, ты!», «Здорово!», в конце концов «Потрясно!» канули в Лету. Зато в повседневную речь стремительно проникает компьютерно-сетевой жаргон, лексикон молодежи сокращается до лексикона Элочки-людоедки, происходит взаимная интеграция виртуальной и реальной жизни, когда люди перестают понимать, где они находятся. Как в той шутке — зашел в лифт и ищу кнопку «Enter».

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет. А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый-мягкий/теплый-холодный, но и текстуру, форму, объем, массу. Почему многие детские игрушки для раннего возраста сочетают в себе разные материалы — чтобы ребенок научился чувствовать текстуру, понимать, как ведут себя дерево, ткань, пластик, чего от них можно ждать. Компьютер не дает такой возможности.

Но было бы несправедливо возлагать всю вину на отцов и матерей. Родители, правильно понимающие суть проблемы и стремящиеся ограничить своих детей, неизменно сталкиваются с другой проблемой: влиянием общества. Это влияние нельзя недооценивать, поскольку общественное мнение имеет очень большой вес и обычно оказывается более значимым, чем мнение близких. Не все родители понимают губительность компьютерной зависимости. Не все родители горят желанием заниматься своими детьми. Эта категория отцов и матерей поступает по схеме, описанной в первой части статьи. В отношении детей они следуют принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не доставало». Надо сказать, что число таких родителей растет из года в год. Гораздо легче зарабатывать, чем воспитывать своего ребенка. У их детей своевременно появляются все технические новинки. Последняя модель айфона, самый крутой планшетник, самая новая версия игры. Эти дети в школах кучкуются в свои компании, обсуждают понятные только им вопросы. А те мальчики и девочки, у которых этого нет, чувствую себя ущербными, принадлежащими ко второму сорту, выброшенными из круга общения. Естественно, они хотят войти в этот круг и начинают атаковать родителей просьбами купить заветный планшет. Для них это не каприз, а вопрос престижа и самоуважения, и родителям придется считаться с этим, такова реальность наших дней.

Чувства детей, конечно, надо уважать, но так, чтобы вопрос приобретения игры или телефона не стал вопросом жизни и смерти. Ведь далеко не каждая семья способна сделать ребенку подарок стоимостью в 35 тысяч рублей. А если в семье трое, четверо, пятеро детей? В таких случаях очень многое зависит от того, какие понятия морали привили родители своим детям. Смогли ли они донести до них мысль, что не в деньгах и не в вещах счастье, научили ли жертвовать своим «хочу» ради папы, мамы, братишек и сестренок? Другими словами — христианский ли дух царит в этой семье. Детям, воспитанным в евангельской традиции, проще понять, почему родители прямо сейчас не могут купить айфон и почему они его вообще не могут купить.

Как выходить из положения? Детям надо предоставлять возможность знакомиться с играми, но для этого необязательно покупать дорогие айфоны и планшеты. Все эти же игры могут быть установлены на обычном компьютере. В большинстве случаев детям важнее знать игру, а не владеть техникой, поэтому пусть ребенок поиграет в популярную в классе игру на обычном компьютере. Теперь ему будет, о чем поговорить с товарищами, он, что называется, будет «в теме».

Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

1. Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов. Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.

2. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

3. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.

4. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.

5. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

6. Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

7. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Азбука воспитания

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!