Посвященный абсолютизм. Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II: реформы, события

План
Введение
1 Время
2 Основы просвещённого абсолютизма
3 Как встретили просвещённый абсолютизм
4 Страны
5 Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Введение

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

2. Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

3. Как встретили просвещённый абсолютизм

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Всё политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

5. Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

· в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)

· в Португалии - Помбал (1760-1777) при Иосифе Эмануиле

· в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV

· в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)

· в Дании - Кристиан VII (1766-1807) с министром Струэнзе (1769-1772)

· в Швеции - Густав III (1771-1792)

· в Бадене - Карл Фридрих

· в Польше - Станислав Понятовский (1764-1795)

· в России - Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцский, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом - посредник Фридриха в Германии, Гольц - его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, князь-архиепископ Иероним фон Коллоредо в Зальцбурге, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн - министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло - в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини - в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес - в Испании, барон Крейц и барон Сталь - в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма - деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

Тема №9 XVIII век в Российской истории

1.Характер политики «просвещенного абсолютизма» и ее социальна сущность.

2.Внутренняя и внешняя политика правительства Екатерины II после крестьянской войны.

1. "Просвещенный абсолютизм" - одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной, так и в духовной жизни общества. Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих "естественные права" человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители не были революционерами, они полагали, что "просвещенные монархи", проводя реформы, утверждая "разумные законы" и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал "общего блага", т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Основные факторы политики "просвещенного абсолютизма" в России . Факторы проведения политики модернизации. В России политика "просвещенного абсолютизма" была вызвана к жизни:

Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны,которая была невозможна без развития промышленности и торговли.

Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с "духом времени", социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство.

Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

Представлениями Екатерины 11 о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.

На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное - сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила крайне противоречивый характер: "просвещение" и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов. Решающую роль играла личность "великой императрицы", оказывавшая огромное влияние на проведение политики "просвещенного абсолютизма" в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи. Тем самым, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если "Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских".Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на "крещеную собственность" и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что "казанская помещица" победила в ней "философа в юбке". Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Задачи политики "просвещенного абсолютизма" в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:

· Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

· Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

· Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

· Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика "экономического либерализма").

· Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране.как обязательное условие модернизации и просвещения.

Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и "обновление" абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.

  1. правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;
  2. политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.

В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:

1) 1763 – сенатская реформа (сенат разделен на 6 департаментов)

2) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;

3) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769);

4) с 1782 г. начинает складываться система государственного образования

5) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия для кодификации законодательства

6) 1775 – губернская реформа

7) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству

Подтверждала монопольное право

Дворяне получили право в любое время уходить в отставку

Право заниматься мануфактурой

8) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам.

Освободила купечество от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.

9) при Екатерине II происходило максимальное закрепощение крестьян и расширение прав дворянства

В России было жестоко подавлено восстание Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

Главное противоречие «просвещенного абсолютизма» состояло в неразрешимом конфликте между целями и средствами их достижения – идеалом баланса интересов различных слоев общества, с одной стороны, и господством принуждения с другой.

Но у Руси была своя дорога. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.

Министерство образования и

молодежной политики

Ставропольского края

Тема 7. Просвещенный абсолютизм Екатерины II .

7.1. Просвещенный абсолютизм в России

Просвещенный абсолютизм – это политика, проводившаяся в большинстве европейских стран во второй половине XVIII в. Заключалась в проведении преобразований «сверху» и была направлена на устранение феодальных пережитков, мешающих развитию новых капиталистических отношений. В основе этой политики лежали идеи Просвещения, пользуясь популярностью которых, монархи желали показать свое правление как союз философов и государей.

Рис. 1 Екатерина II

Первые годы царствования Екатерины II, пришедшей к власти в результате дворцового переворота прошли под знаком политики «просвещенного абсолютизма». В России политика «просвещенного абсолютизма» была вызвана следующими причинами:

Стремление верховной власти продолжить модернизацию страны, а следовательно создать условия для развития промышленности, торговли, формирования третьего сословия.

Осознание необходимости привести систему управления государства, уровень культурного развития в соответствие с «духом времени».

Острота социальных противоречий и необходимость проведения мер, смягчающих недовольство низов при сохранении абсолютистского государства.

Просветительские взгляды самой Екатерины.

Вместе с тем, на пути модернизации страны существовали препятствия, определившие особенности «просвещенного абсолютизма» в России. Незрелость социальных и духовных предпосылок – отсутствие национальной буржуазии, патриархальность городских низов и крестьянства. Самодержавная власть монарха, не способного добровольно ограничит свои полномочия. Учитывая все обстоятельства, сущность политики «просвещенного абсолютизма» в России выражалась в ее направленности на обновление политического режима и феодального строя. Екатерина, используя идеи французского просветителя Монтесье о том, что природная среда государства, размеры страны, нравы и обычаи народа определяют форму государства, доказывала закономерность самодержавного строя в России. Она видела свою задачу в издании наилучших законов, удовлетворяющих потребности всех слове общества.

7.2. Реформы государственного управления

В 1767 г Екатерина созвала Уложенную комиссию, призванную разработать новый свод законов. Депутаты в комиссию избирались от представителей всех сословий, кроме помещичьих крестьян. Сама императрица подготовила Наказ, в котором в духе идей просвещения провозглашалось равенство сословий перед законом и, одновременно обосновывалась абсолютная монархия и власть помещиков над крестьянами. Работа Уложенной комиссии не достигла поставленной перед ней задачи обновления законодательства, т.к. слишком глубокими были противоречия между различными сословиями. Екатерина поняла, что согласовать интересы разных сословий, не представляется возможным и комиссия была распущена.

В 1764 г. была проведена реформа Сената, он был разделен на шесть департаментов. Сенат был лишен законодательных функций. Вся законодательная т распорядительная власть сосредоточилась в собственной канцелярии императрицы.

Следующим шагом Екатерины стало завершение, начатой еще Петром I мер по приведению церкви в полную зависимость от государства. В 1764 г была проведена секуляризация церковных земель, которая сразу подорвала основу благополучия духовенства.

Реформа местного управления была вызвана страшным потрясением, которое пережила Екатерина, в связи в восстанием по предводительством Е. Пугачева. Реформа была призвана укрепить центральную власть на местах, повысить эффективность местных органов, передав им ряд полномочий центральных органов. В 1775 г. Россия была поделена на 50 губерний, каждая губерния делилась на 10-15 уездов. Функции губернаторов расширялись: им передавались финансовые, административные и судебные полномочии из центра. Кроме того, дворяне получили право создавать дворянские собрания в губерниях и уездах, вводилась должность предводителя дворянского собрания, который мог представлять интересы дворян перед императрицей.

7.3. Политика в социальной сфере

Политика в социальной сфере была крайне противоречива. В период правления Екатерины крепостное право значительно укрепилось. Это выражалось в широкой практике раздачи государственных крестьян помещикам, помещикам разрешалось без суда отдавать крестьян на каторжные работы, а крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков, что окончательно ликвидировало остатки прав крепостных крестьян. Крепостное право распространялось на Левобережной Украине. Одновременно, принятая в 1785 г., Жалованная грамота дворянству расширяла привилегии дворян, которые получали право монопольного владения землей и крестьянами.

Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторые привилегии городским обывателям и регулировала работу органов самоуправления. Екатерина преследовала цель укрепить и поддержать третье сословие. Горожане были поделены на 6 разрядов в соответствии с родом занятий и материального положения.

7.4. Экономическое развитие

В экономике России второй половины XVIII в. продолжался процесс формирования основ капиталистического строя. Россия оставалась аграрной страной, прогресс в сельском хозяйстве достигался за счет освоения новых земель. Новым явлением было то, что появились признаки кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. Окончательно падает значение натурального оброка. Помещики переводили крестьян на денежный оброк, особенно в нечерноземных районах. Денежный оброк заставлял крестьян быть предприимчивыми, это усиливало их связь с рынком и соответственно подрывало натуральность хозяйства – основы феодально-крепостнической системы. Многие крестьяне уходили на заработки в город. В черноземных районах помещики предпочитали сохранить за собой больше земли и расширяли барскую запашку, при этом лишая земли крестьян. Получает распространение месячины – системы отработок крестьян за одежду и еду, при этом крестьяне лишались земли, и это так же свидетельствовало о разрушении основ феодальной системы землепользования.

Активнее, чем сельское хозяйство развивалась промышленность. За вторую половину XVIII в. количество мануфактур достигло 2 тыс. особенно быстро развивалась металлургия и текстильная промышленность. Быстрое развитие промышленности объяснялось потребностями государства. В промышленности так же возникали явления не свойственные феодально - крепостнической системе: росло использование вольнонаемного труда, разрешение крестьянам заниматься предпринимательством. Это подрывало монополию дворянства на торговлю и организацию производства.

Изменения в финансовой сфере коснулись таможенных сборов, которые теперь поступали только в казну. Была осуществлена переплавка серебряных и медных монет, в 1769 г. впервые в России были выпущены бумажные деньги – ассигнации.

В целом феодальные порядки тормозили экономическое развитие страны, крестьянское хозяйство, задавленное повинностями медленно включалось в товарно-денежные отношения, да и большинство помещичьих хозяйств существовали по- старинке – за счет крепостных крестьян. К концу XVIII в. потенциал феодально-крепостнической системы практически исчерпал себя, страна которая в первой половине века догнала по многим показателям ведущие европейские страны начала постепенно отставать.

Схема 1 Просвещенный абсолютизм в России

Черты Просвещенного абсолютизма

Источник – западноевропейские просветительские идеи

Стремление создать принципиально новую систему права

Попытка обеспечить социальный контроль над властью

Несоответствие идеалов от реальных условий развития общества

Конфликт между целями политики – «общее благо» и средствами достижения - принуждение

Опора на дворянство при несоблюдении интересов других сословий. Усиление крепостничества

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Томас Джефферсон

Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма . Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.

Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Российский просвещенный абсолютизм

Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.

В течение первых двух лет своего правления, императрица Екатерина 2, разрабатывала специальный Указ, в котором было изложено ее толкование просвещенного абсолютизма . Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Кроме того, Екатерина 2 широко поддержала мнение о том, что церковь должна быть лишена своих земель. Императрица не желала ссоры с духовенством и в одночасье не желала лишить их всего влияния. Однако, в своем Указе Екатерина 2 объявила о проведении «секуляризации», т.е. процесса передачи церковных земель в ведение государства. Этот указ был издан в 1764 году.

Екатерины 2 заключалась в следующем:

  1. Секуляризация церковных земель;
  2. Масштабная образованность народа, передача знаний всем сословиям;
  3. Строгое упорядочение всех повинностей крестьян;
  4. Учреждение Вольного экономического общества в 1765 году;
  5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом в 1767 году;
  6. Полный запрет продажи крестьян за долги хозяев в 1771 году;
  7. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения в 1775 году;
  8. Создание вольных топографий в 1783 году;
  9. Повсеместная реализация школьной реформы в 1786 году.

Таким образом, можно говорить о том, что политика просвещенного абсолютизма затронула все основные и важные аспекты государственной жизни России того времени.

В середине XVIII в. государи, которые до того времени всячески оберегали неприкосновенность старых отношений, стали держаться противоположной политики. Государство нового времени, сокрушив политическую силу католицизма и феодализма, сохранило за духовенством и дворянством их социальные привилегии, равно как их господство над остальными классами общества, за духовенством – господство в культурном отношении, за дворянством – в гражданском. Всередине XVIII в. борьба монархических правительств с католицизмом и феодализмом возобновилась, но на этот раз именно уже в культурном и социальном отношениях. Такой поворот в политике был дальнейшим шагом в истории абсолютной монархии, стремившейся к безусловному господству. В протестантских странах еще реформация подчинила церковь государству, а в XVIII веке к тому же самому стали стремиться равным образом и католические государи. Далее, дворянские привилегии и помещичьи поборы с крестьян были крайне невыгодны для казны, которая лучше бы пополнялась, если бы и дворяне платили налоги и если бы крестьяне были зажиточнее, не подвергаясь слишком большим поборам в пользу помещиков. Духовенство защищало свои права ссылками на закон Божий; дворянство опиралось на свое историческое право; государству оставалось только оправдывать свои притязания принципами естественного права, т.е. ссылками на тогдашнюю философию, которая в общем была одинаково враждебна и католицизму, и феодализму. Эта философия учила о равенстве всех людей, о том, что государство должно осуществлять общее благо, что выше государства нет на земле никаких учреждений, что тем не менее оно не должно навязывать подданным те или другие верования, что обязанность его просвещать народ наукой и т. п. Новое представление о государстве противоречило также и остаткам прежней феодальной раздробленности, потому что с рационалистической точки зрения – в виду того, что государство призвано осуществлять общее благо, – все провинции одного и того же государства должны были быть устроены совершенно одинаково и управляться одними и теми же законами. Раньше короли вводили централизацию, заботясь лишь о том, чтобы местные власти в отдельных провинциях были всецело подчинены центральному правительству, но оставляя за каждою областью её прежнее устройство и привилегии. Теперь правительства пошли уже дальше этого и желали привести областную жизнь, так сказать, к одному знаменателю, исходя из того часто отвлеченного понимания государства, которое они находили в философии естественного права . Так происходило сближение между абсолютизмом и «просвещением». Со своей стороны, просветители, ища, кто бы мог осуществить их идеи, останавливались на монархической власти, как на единственной силе, способной это сделать. Такова была именно точка зрения Вольтера и физиократов . Вольтер прямо проповедовал союз между монархами и философами – главным образом против властолюбия и нетерпимости католического духовенства. Он говорил, что у королей и у философов одни и те же враги, и что поэтому нужен такой союз. Наконец, подобно тому, как раньше не только общество, но и государи подвергались влиянию гуманизма , реформации и католической реакции , так и теперь они стали иногда и лично испытывать на себе влияние просветительной литературы. Прусский король Фридрих II даже сам был философом-рационалистом в религии и в политике и написал несколько трактатов в этом духе. Екатерина II составила свой «Наказ » по сочинениям Монтескье и Беккариа . Оба они искали личного знакомства с французскими писателями и вели с ними дружескую переписку. Император Иосиф II во время своего путешествия во Францию тоже познакомился со многими писателями. Если сами государи оставались равнодушными к новому направлению, то в духе последнего часто действовали их министры. Вот все это и создало просвещенный абсолютизм.

187. Деятели просвещённого абсолютизма

Эпоха просвещенного абсолютизма совпадает с веком «короля-философа» Фридриха II (1740–1786), главного представителя этой системы. Концом её следует принять французскую революцию (1789) . В эти полвека (1740–1789) в разных государствах монархи и министры правили более или менее в духе просвещения. Кроме Фридриха II и Екатерины II, а также Иосифа II, действовали в это время: в Испании Аранда , министр Карла III (1759–1788); в Португалии Помбаль , министр Иосифа-Эммануила (1750–1777); в Неаполе Тануччи , министр Карла III (царствовавшего прежде здесь, потом в Испании) и его сына Фердинанда IV (1759–1825); в Тоскане Леопольд (1765–1790), брат Иосифа II, впоследствии император под именем Леопольда II (1790–1792); в Дании Струензе министр Христиана VII (1766–1806); в Швеции Густав III (1771–1792) и др. (В Польше в это время Станислав-Август , царствовавший от 1764 до 1795, тоже стремился к реформам). Когда началась французская революция, направившаяся против самого абсолютизма, отношение правительств к «просвещению» сразу изменилось. Впрочем, некоторые направления философии XVIII в. и раньше не пользовались симпатиями государей. Фридрих II даже писал против «Системы природы» Гольбаха. Менее всего мог нравиться им Руссо со своим республиканизмом, так как правительства этой эпохи твердо держались за свою власть во всем её объеме.

188. Просвещённый абсолютизм и католицизм

Особого внимания заслуживает отношение просвещенного абсолютизма к делам религии и церкви. Главным лозунгом этой политики была веротерпимость, которой требовала и философия XVIII века. В католических странах приходилось, кроме того, устанавливать новые отношения между церковью и государством. В Испании, в Португалии, в Неаполе и в других итальянских государствах, где сильнее всего действовала с середины XVI в. религиозная реакция, правительствам пришлось выдержать особенно сильную борьбу с католическою церковью , и, например, в Португалии, при Помбале в течение десяти лет (1760–1770) были прерваны дипломатические сношения между правительством и папской курией. Меры Аранды, Помбаля, Тануччи и др. деятелей были более или менее одинаковы: папские буллы могли быть обнародываемы лишь с согласия светской власти, а прежние буллы подвергались пересмотру; права церковных судов и инквизиции уничтожались или сокращались, и духовенство подчинялось судам светским; епископам запрещалось налагать церковные наказания на людей, исполнявших королевскую волю; цензура и народное образование отнимались у духовенства; запрещалось расширять церковное землевладение и сокращалось число монашествующих, иногда же и прямо упразднялись некоторые монастыри, а их земли отбирались в казну и т. п. Особою резкостью в борьбе отличался Помбаль, который прибегал в ней к тюремным заключениям и казням, сделав из инквизиции прямое орудие светской власти. Он же и наиболее заботился о развитии в Португалии светского образования. В конце периода на тот же путь выступила и австрийская политика при Иосифе II.

189. Уничтожение ордена иезуитов

В одном случае политика, направленная против католицизма, получила даже характер международного соглашения. Орден иезуитов . поставивший своею целью подчинить государей папе, а всю образованность духовенству, был главным органом католической реакции, а потому относился одинаково враждебно как к «просвещению», так и к просвещенному абсолютизму. В середине XVIII в. учреждения ордена были уничтожены и его имущества конфискованы в Португалии (при Помбале в 1759 г.), во Франции (при Шуазеле в 1764 г.), в Испании (при Аранде), в Неаполе (при Тануччи) и в Парме (все три последние случая в 1768 г.) Главною причиною такой меры было нежелание иезуитов подчиняться законам государства. Во Франции они прямо ссылались на свои собственные уставы, и когда французское правительство потребовало у генерала ордена (Риччи) изменить кое в чем эти уставы, он ответил знаменитою фразою: «sint ut sunt aut non sint» (пусть будут, как есть, или пусть лучше их вовсе не будет). Помбаль даже вошел в соглашение с бурбонскими дворами Франции, Испании, Неаполя и Пармы, и эти правительства потребовали (1768) у папы (Климента XIII) полного упразднения ордена. Папа был защитником иезуитов и ответил отказом. Тогда после его смерти названные государства настояли на избрании такого папы, который согласился бы уничтожить орден. Этим папою был Климент XIV, который в 1773 г. своим бреве «Dominus ас Redemptor» объявил орден уничтоженным. Когда Климент XIV вскоре после этого скончался, в смерти его стали винить иезуитов. Учреждения ордена остались существовать лишь во вновь приобретенных Фридрихом II и Екатериною II провинциях (Силезии и Белоруссии), где при помощи иезуитов прусский король и русская императрица думали примирить новых своих подданных, принадлежавших к католической церкви, с подчинением иноверным государям. (Впрочем, тайно орден продолжал существовать и в других странах, пока в 1814 г. не был восстановлен для борьбы с влиянием французской революции).

190. Другие реформы

Борьба просвещенного абсолютизма с феодализмом выразилась в мерах к ограничению или отмене крепостного права, где оно существовало. Кроме того, государи и министры этой эпохи стремились к улучшению администрации и судопроизводства, к приведению в порядок законов и финансов, к поднятию народного хозяйства и народного образования, к смягчению нравов и к усиленно общественной благотворительности (новые собрания законов, школы, госпитали, воспитательные дома и т. п.). В своей экономической политике просвещенный абсолютизм держался начал меркантилизма, но в конце периода уже сказывалось и влияние физиократов. Один из немецких князей (Фридрих-Карл Баденский) даже прославился своею приверженностью к физиократическому учению.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!