Можно ли во сне видеть сон. Что значит видеть себя со стороны во сне? Что означает сон во сне

Двенадцатая пиктограмма представляет собой интересное расположение традиционных триграмм Неба и Земли, которые приводят к неудаче.

Гексаграмма 12 — толкование бесконечного отдаления, оппозиции и упадка, поскольку единства противоположностей здесь нет, как и необходимого мира. Небо и Земля совершенно не согласованы друг с другом по китайской книге, поэтому Инь или мягкость внутри, а Ян или твёрдость — снаружи.

Гексаграмма 12, Пи, Упадок.

  • Цянь (Небо) сверху. Напряжённость. Отец. Северо-запад. Голова.
  • Кунь (Земля) снизу. Послушность. Мать. Юго-запад. Живот.

Неудача. Потерпевший неудачу грабитель. Неблагоприятное гадание благородному человеку. Большое уходит, малое приходит.

В системе данного символа выдержка и разумность не играют никакой роли в условиях разрушенной структуры и отсутствия порядка. Пара из 11 и 12 гексаграмм — самая противоположная в книге. Совершенная разница заключается в динамике развития, поскольку Свет и Тьмы не имеют никакой связи, они стремятся в разные стороны. Великое отходит, а малое появляется.

Этот символ рассказывает нам о наступлении осени. Деятельность не останавливается совсем, но активность набирают только силы низшего уровня. На данном этапе по книге Ицзин очень активны негодные люди, т.е. предатели и ничтожества. Если в момент Расцвета отрицательные элементы принимались творческим процессом, то сегодня силы творчества слишком слабые, а это укрепляет самостоятельность негатива.

После высот познания наступил срыв, и ему уже не подчиняются тормозящие силы. А происходит это потому, что иллюзия признана действительностью и истиной из-за недостаточно ясных мыслей. Расшифровка пиктограммы говорит, что заблуждение нарастает, а самостоятельное развитие личности подходит к завершению. Теперь она будем проявлять себя в дальнейшем только в рамках коллективной работы.

Характеристика Яо по Чжоу-гуну

  • Шестерка вначале. Алчные и вредные личности предлагают возможности по зарабатыванию денег. Лучше быть бедным и мечтать о высоком. Следуйте благой природе. Помните, что у людей отличные от ваших желания. Они не хотят быть кем-то, кто нравится вам.
  • Вторая шестерка . Люди принимают хорошего человека и остаются с ним. Наступает период удачи для личностей низшего порядка. Самое время для уединения. К великому человеку тянутся дурные, чтобы осуществить свои планы. Конечно, хороший человек хочет помочь, но он должен решить идти собственным путём. Не нужно ввязываться в тяжбы.
  • Третья шестерка . Люди стыдятся себя, но не показывают этого. Человек низкого сорта получает большой пост, но он понимает, что является обманщиком. Даже самые порочные и распущенные личности осознают свою глупость и испорченность. Плохое предзнаменование для пациента.
  • Девятка четвертая. По книге судеб это Яо говорит о безупречности человека, действующего согласно командам. Личность воплощает в реальность свои мечты и не ошибается. Так же поступают и коллеги. Не обязательно следовать разработанному плану, надо подстраиваться под ситуацию. Заслуживший похвалы человек ведет себя скромно.
  • Девятка пятая. Застой заканчивается. Успех надо сохранить. Необходимо накопить сильный резерв. Если наступила неудача, можно начать всё заново. Главное, быть проницательным. Великий человек должен беспокоиться, как можно связать свою работу.
  • Девятка верхняя . Многомерное изучение гексаграммы говорит о наступлении мёртвой точки, за которой следует удача. Если выстоять в трудные времена, можно сохранить мечты и увидеть результаты работы. Отличное время для больших усилий, которые помогут избавиться от дальнейших затруднений.

Подробное значение гексаграммы

  1. Начинается процесс упадка. Его можно преодолеть без труда. Индивидуальная обособленность сторон не слишком выражена, а значит, есть шансы на совместную деятельность. Коллективная работа единомышленников спасёт ситуацию, которую можно будет сохранить. В процессе познания совместными усилиями можно осознать, насколько опасна ложная истина.
  2. Книга перемен толкование гексаграммы 12 сводит не только к самому упадку, но и к описанию его преодоления. Дельные советы встречаются именно на этой стадии. Центральная позиция занята слабой чертой. Это значит, что все ничтожества могут примкнуть к великому человеку, если он разрешит. Идущий вперёд должен принять такие силы, чтобы подарить им счастье и возможности правильного роста. Подлинный искатель истины сталкивается с серьезными трудностями, но они побуждают к преодолению препятствий.
  3. Кризис достигает максимальной точки. Человек попадает в самое плохое положение из-за активности сил Тьмы. Процесс познания характеризуется тем, что человек снова уверовал не в ту истину. Положение нельзя изменить и активное вмешательство невозможно. Если личность осознает своё положение, она будет смущена и пристыжена. Всю свою деятельность надо направить на мужественное перенесение этих ощущений.
  4. В книге Ицзин толкование этой черты снова связано с отсутствием шансов на самостоятельное спасение. Помощь от человека с более благоприятным положением возможно только в качестве милости. Иными словами, силы Света действуют в одной триграмме, а это позволяет улучшить ситуацию. На этом этапе можно избавиться от ложных убеждений и уменьшить ущерб от них. Главное, чтобы возможность исходила от прогрессивных познавательных элементов или от впереди идущего человека.
  5. Можно осуществить некоторые шаги, которые приостановят упадок. Это доступно благодаря максимальному развитию творческих сил. Автоматических улучшений не произойдет, поэтому нужно энергично вмешиваться и проявлять бдительность. Бездеятельность с положительным исходом здесь невозможна. Надо следить, чтобы начало ликвидации упадка не исчезло бесследно. Так, укрепляется сознание в процессе очищения от иллюзия.
  6. Упадок заканчивается. Подмена истины все равно чувствуется, ощущается радость преодоления. Начинается переход к следующей стадии коллективной работы.

Расширенное толкование знака

Китайская книга перемен значение данной гексаграммы связывает с обетом молчания и скромности. Не следует показывать свои материальные блага, таланты и ум. Льстецы, хитрецы и завистники постараются выведать секреты и загубить авторитет, отняв должность. В этой ситуации не стоит рисковать деньгами в бизнесе.

Напряжение остается даже при благоприятных условиях. Не вмешивайтесь в конфликты, если хотите сохранить свою правду. Проявляйте терпение и благородство души. Лучше не стремиться к обществу избранных, потому что там не все в порядке с моральной точки зрения. Просто занимайтесь любимым делом, и прибыль увеличится.

Символ говорит о проверке человека судьбой. Ему необходимо проявить стойкость к соблазнам жизни и погасить излишнюю эмоциональность. Только зрелая и опытная личность сможет мудро поступить с глупцами и суровыми законами. Лучше во всем сохранять дистанцию.

Возможно разочарование и в сфере личных взаимоотношений. Новые люди и чувства появляются, но доверять им не нужно. Со временем все откроется в истинном свете. Даже у друзей и воздыхателей могут быть корыстные намерения. Общение с такими людьми ведет к беде.

Сложно положиться на кого-либо, потому что ссоры возникают даже с близкими друзьями. Однако и в такой ситуации можно получить дельный совет от подчиненного или юного человека. Не стоит начинать новые проекты в период неопределенности. Скоро все изменится в лучшую сторону.

Ассоциативное чтение гексаграммы

  • Зеркало разбито. Образ невозможного восстановления.
  • Болезнь приковала человека к кровати. Символ сильного честолюбия.
  • Сидящий силуэт у дороги. По книге перемен это выражение долгого предстоящего пути.
  • Стрела упала перед выстрелом. Нет возможности оказаться у цели.
  • Рот с языком. Образ поцелуя или свежей сплетни.
  • Человек смеется и хлопает в ладоши. Полное рассмотрение пиктограммы подсказывает, что за огромным счастьем всегда идет печаль.
  • Центральный образ — люди не могут жить вместе.

Трактовка знака Вэнь-ваном

  1. Символ рассказывает об успехе злых людей. У хорошего человека нет поддержки.
  2. Это время для всего второстепенного и обыденного. Снизу поднимаются слабые черты и вытесняют сильные линии.
  3. Гексаграмма июля. Подходит для весны, но плоха зимой и летом.
  4. Не хватает силы, чтобы предотвратить разрушения. Пережидайте плохие времена в сторонке.
  5. Если эксплуататор предлагает помощь, лучше улыбнуться и отказаться.

Как интерпретировать символ при гадании

  • Политическая деятельность сопряжена с провалом. Правда, неудачи могут быть случайными, а препятствия — временными. Общественное продвижение невозможно по причине слабости и недостаточной силы воли. Дела не спешат решаться.
  • В бизнесе следует уделить внимание переговорам, как советует Ицзин. Книга перемен толкование этой сферы сводит к небольшим неудачам определенным кармой. Не нужно начинать большие проекты. Лучше выстраивать отношения с конкурентами.
  • Любовная сфера в стадии торможения. У партнеров нет понимания. Есть вероятность полного финиша отношений. Такая же ситуация в общении с родственниками и коллегами. нужно пересмотреть свою позицию, проявить больше дипломатии и такта.
  • В области здоровья наблюдается дисбаланс. Велика вероятность венерических и инфекционных болезней.

Затаиться и подстроиться под общее настроение ситуации советует именно гексаграмма 12. Толкование её не слишком тревожное, поскольку любые неудачи заканчиваются, а иногда из них можно извлечь жизненный опыт.

Эта гексаграмма символизирует нарастающий застой. Верхняя триграмма, Небо, необычайно стремится вверх, а нижняя, Земля, склонна продвигаться вниз. Тем самым, нет никакой тенденции к взаимному сближению. Небо и Земля разделены, точно так же, как человек и его окружение. Трудности, проблемы и тревоги возникнут у вас на пути. В этот период вы не получите ни помощи, ни сотрудничества со стороны. Есть возможность столкнуться с недоброжелательными и злыми людьми; возможны убытки, потери, травмы, вы можете страдать из-за расставания или ухода из дома.

В сущности, гексаграмма «Упадок» символизирует любую из бесчисленных жизненных ситуаций, где, в определенный момент времени, невозможно достичь какого-либо продвижения. Что же делать? Ни в коем случае нельзя идти на компромисс со своими моральными принципами. Поскольку их любое открытое проявление может на вас пагубно отразиться, затаитесь, оставьте при себе ваши убеждения, удалитесь из ситуации, которая может породить конфликт внутри вас или втянет в споры с вашим окружением, до тех пор, пока не закончится период застоя. Другими словами, чем меньше вы себя проявляете, тем лучше. Сохраняйте существующее положение.

Желание

Чрезвычайно трудно осуществить.

Любовь

Другая сторона не разделяет ваших чувств.

Брак

Вы друг другу не пара. Грядет расставание.

Беременность, роды

много тревожных мыслей будут крутиться у вас в голове, посещайте регулярно врача. Помощь мужа может быть решающей. Скорее всего, родится девочка.

Состояние здоровья

Заболевания кровеносных сосудов и органов дыхания, кровоизлияние в мозг и рак. Довольно серьезно. Есть шанс, что пациент не пойдет на поправку.

Переговоры, споры, судебный процесс

Поражение.

Путешествие

Вы не достигнете пункта назначения. Отмените поездку.

Экзамен, испытание

Плохая оценка.

Работа, бизнес, специализация

Откажитесь от планов.

Погода

Ненастная.

Счастливый цвет

Алый и иссиня-черный.

Счастливые числа

1, 4, 9

Изменяющиеся черты

Шестая

Все меняется, в том числе и тяжелые времена. Когда они достигают своего пика, на горизонте появляется удача. Благодаря благородным творческим усилиям вы сможете улучшить положение, как для себя, так и для мира.

Пятая (доминирующая)

Есть шанс на улучшение - выход из проблем. Так или иначе, вам нужно быть довольно осторожными. Сохранение такого отношения на протяжении длительного периода приведет к неизменному успеху.

Четвертая

Искренность будет способствовать продвижению вперед. Но если мы будем идти вразрез с нашими действиями, то в итоге получим лишь новые проблемы. Очевидно, что выход из застоя и хаоса полностью зависит от вас. Не пытайтесь надевать шкуру лидера, потакая тем самым своему эго, иначе вы вернетесь к разногласию и замешательству.

Третья

Ошибочно полагать, что у вас есть право поучать и решать за других, как им себя вести. Нам кажется, что мы в выигрышном положении, хотя на самом деле оно довольно шаткое, и наши планы не осуществятся. Вследствие такого заблуждения мы будем чувствовать вину, которая, возможно, заставит нас исправить поведение.

Вторая

Отдалитесь от этой новой ситуации как физически, так и морально. Не пытайтесь ее изменить! Если кто-то прыгает с крыши, не стремитесь прыгать за ним. Чтобы разрешить проблему, нужно не терять самообладание. Если вам это под силу, результат обернется успехом.

Первая

Не идите на компромисс с вашими моральными принципами. Если это цена, которую нужно заплатить, чтобы остаться в игре, - откажитесь от нее! Спустя некоторое время такое разумное поведение принесет неожиданный успех.

Свежие записи

Мы в Instagram

    2 недели ago by amore_bazi 17 апреля 2019 Не подходит для тех, кто родился в год ТИГРА Активация Бога Богатства 07:00-09:00 Юго-Восток Налейте чашку зеленого чая, подсластите его, добавьте меда или джема, и поставьте в

    5 месяцев ago by amore_bazi ЗАРЯДИСЬ счастьем, удачей, вдохновением и любовью на весь 2019 год! А самое главное, ЗАЩИТИ себя и свои близких от негативных влияний зловещих духов: «5-ки желтой», «несчастий 3-ша», «тай-суй» и прочих

    6 месяцев ago by amore_bazi Отдохнули немного? А теперь за работу АКТИВАЦИИ НА 1 ноября! Зима, однако P.S. Кролики продолжают отдыхать

    3 месяца ago by amore_bazi Крутим карусельку ➡и вливаемся в Новый поток! АкТиВаЦиЯ на 6 февраля! ▫◽◻⬜⬜◻◽▫ Бога Богатства и Счастья в каждый дом!

    2 недели ago by amore_bazi 1. При выборе дома для проживания, выбирайте здания на правом берегу реки, по направлению движения воды. 2. Избегайте жить рядом с высоковольтными электроподстанциями, свалками мусора, кладбищами, заводами, церквями, больницами, тюрьмами,

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №12

Пи. Упадок

Пожалуй, ни в одной паре гексаграмм их противоположность не выступает столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось всегда настолько, что их названия создали идиоматическое выражение в китайском языке, соответствующее нашему "как небо и земля", т.е. "совершенно не схожи". Это выражение засвидетельствовано уже в поэме "О жене Цзяо Чжун-цина", крупнейшем китайском эпосе, который сложился на рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что эта идиома существовала и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике, а в динамике развития, где Расцвет и Упадок – наибольшая противоположность. Там – единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь – полное отсутствие связи между ними: Небо (триграмма Творчество) – наверху и стремится все выше, Земля (триграмма Исполнение) – внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет. Свет – великое – отходит, а тьма – малое – приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне, то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но они – низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет "негодными людьми". Чтобы понять закономерность возникновения данной ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных элементов, тогда при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от истины. Так сказать, "почти истина" бывает причиной величайшего падения познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д., необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь самое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм данной гексаграммы – следующий:

Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости
благородного человека. Великое отходит, малое приходит.

1. Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред "почти истины" и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что вполне истинно. В тексте это выражено так:

В начале слабая черта.
[Когда] рвут тростник, [другие] стебли [тянутся за ним],
так как он [растет] пучком.
Стойкость – к счастью. Развитие.

2. Данная ситуация – ситуация упадка. Но текст не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще "ничтожества", символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущего за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к "почти истине" здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может называться искателем истины, т.е. человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:

Слабая черта на втором [месте].
Охвати примыкающих [к тебе].
Ничтожным людям – счастье.
Великому человеку – развитие в упадке.

3. Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение, в ситуации упадка становится особенно острым. В постепенном обострении упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его, ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от упадка. В символике "Книги" это выражено тем, что они заняты триграммой Творчество, полной активности для преодоления упадка. Здесь же максимальное развитие сил тьмы. В познании они приводят человека к тому, что он принимает подобие истины за саму истину. Такое положение здесь приобретает наибольшую силу. Ничто его не может изменить, никакое активное вмешательство самого человека невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и "Книга перемен" указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту сторону процесса:

Слабая черта на третьем [месте].
[Будешь] полон стыда.

4. Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный характеристикой триграммы Исполнение, уже миновал и наступает другой период, отличенный триграммой Творчество. Она символизирует также и небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим воззрениям (отраженным в самом языке), воля неба и судьба совпадают. Вступление в период данной триграммы Творчество обозначает "наличие воли неба", благодаря которой ситуация улучшается и положение становится безупречным. Это еще находит поддержку и в том, что все силы света здесь действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было принято за истину. Эта возможность исправления должна быть импульсирована со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека, ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:

Сильная черта на четвертом [месте].
Будет веление [свыше], – и хулы не будет.
Все, кто с тобою, придут к благословению [неба].

5. Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен. Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и бдительного вмешательства самого человека. Подобная энергия выражена и в том, что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной) чертой, средней (кульминирующей) в триграмме Творчество. Такая сила здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет правильное соответствие – резонанс во второй слабой, податливой черте. Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека, который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще не таково, чтобы в нем была допустима благополучная бездеятельность. Упадок ведь все еще присутствует, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом укрепить – словно привязать к бурно растущей шелковице, которую невозможно вырвать с корнем. Так, познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий, должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка. В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами прозой):

Сильная черта на пятом [месте].
Приостанови упадок.
Великому человеку – счастье. Не погибло бы, не погибло бы [оно]!
Укрепи [его] у буйно растущей шелковицы.

6. На этой последней позиции кончается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к его ликвидации. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть не только приостановлен, как на предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины "почти истиной" и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется упадком. Но все же дело обстоит так лишь вначале. После этого наступает радость преодоления упадка. Она ведет к следующей ситуации, для которой характерна коллективность работы. Окончание процесса упадка выражено следующими словами:

Наверху сильная черта.
Низвергнутый упадок.
Сначала упадок, [а] потом радость.

Канонический текcт

Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости. Не благоприятна благородному человеку стойкость. Великое отходит, малое приходит.

  1. (Когда) рвут тростник, (другие) стебли (тянутся за ним) , так как он (растет) пучком. — Стойкость — к счастью. Развитие.
  2. Охвати примыкающих (к тебе) . — Ничтожным людям — счастье. Великому человеку — упадок. (И дальнейшее) развитие (этого) .
  3. (Будешь) охвачен стыдом.
  4. Будет веление свыше — хулы не будет. — Во всех, кто с тобою, появится благословение (неба) .
  5. Останови упадок. — Великому человеку — счастье. Да погибнет, да погибнет (упадок) ! (И это укрепи, точно) привяжи к буйно растущей шелковице.
  6. Низвержение упадка. — Сначала упадок, (а) потом веселье.

Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля», т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме «О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике, а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними. Небо (триграмма «творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма «исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое — приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне, то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет «негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных элементов. Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от истины. Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д., необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм данной гексаграммы следующий: Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека. Великое отходит; малое приходит.

1

Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред «почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что вполне истинно. В тексте это выражено так: В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то (другие) тянутся за ним, так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.

2

Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества», символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так: Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям — счастье. Великому человеку — развитие в упадке.

3

Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его, ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой «творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту сторону процесса: Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.

4

Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более благоприятную позицию. Это возможно потому, что период, охваченный характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают. Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека, ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова: Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет. Все, кто с тобою, придут к благословению (неба).

5

Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен. Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том, что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной) чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте. Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека, который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность. Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий, должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка. В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами прозой): Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку — счастье. Не погибло бы, не погибло бы (оно)! Укрепи (его) у буйно растущей шелковицы.

6

На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предыдущая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации, охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка выражено следующими словами: Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом радость.

Во внешнем Творчество, во внутреннем самоотдача. Ничтожные люди неприспособленны к творчеству. Им действительно лучше следовать творческим проявлениям во внешнем, когда от них будет требоваться лишь исполнение и самоотдача, к чему они лучше всего приспособлены. Но для благородного человека — это упадок. Для него подобная ситуация означает, что неопределенные изменения внешнего таковы, что не позволяют проявится творчеству, что все силы уходят на ответные действия, которые заранее предопределены. Но для великого человека граница между внешним и внутренним по мере развития сознания все более и более размывается: великому человеку — счастье.

Интерпретация Хейслип

Вы неравнодушны к тому, что происходит вокруг, многое вам неясно. К вам тянутся люди, недостойные вас. Старайтесь быть бдительными и предусмотрительными, не стоит начинать сейчас каких-либо серьезных дел. Вас часто не понимают; возможна ссора с одним из ваших друзей, причем даже без достаточных на то оснований. Желания ваши в большинстве своем исполнятся, но не сразу. Положение дел скоро изменится; старайтесь прислушиваться к советам начальства, но решения принимайте по собственному усмотрению.

Вам многое неясно, волнуют проблемы общественной жизни. К вам тянутся люди, недостойные вас. Будьте бдительны и предусмотрительны, не принимайтесь ни за что существенное. Ваше окружение не понимает вас; вы без достаточных на то оснований ссоритесь с одним из друзей. Желания ваши исполнятся процентов на восемьдесят, но и то не сразу. В эти дни следите за своими кошельком. Прислушивайтесь к советам начальства, но решение принимайте по собственному усмотрению. Положение скоро изменится.

Пожалуй, ни в одной паре гаксаграмм их противоположность не выступает столь заметно, как в данной гексаграмме и в предшествующей. Это ощущалось всегда настолько, что названия данных гкесаграмм создали идиоматическое выражение в китайском языке, соответствующее нашему «как небо и земля», т.е. «совершенно несхожи». Это выражение засвидетельствовано уже в поэме «О жене Цзяо Чжун-цина», крупнейшем китайском эпосе, который сложился на рубеже II и III вв. н.э. Но, конечно, возможно, что этот идиом существовал и раньше. Полное несходство выражено здесь не в пространственной статике, а в динамике развития, где Расцвет и Упадок — наибольшая противоположность. Там — единение и взаимодействие сил Света и Тьмы, Неба и Земли. Здесь — полное отсутствие связи между ними.

Небо (триграмма «творчество») здесь наверху и стремится все выше; земля (триграмма «исполнение») здесь внизу и не может подняться вверх. Между ними взаимодействия здесь нет. Свет — великое — здесь отходит, а тьма — малое — приходит: картина, противоположная предыдущей. Если там речь шла о весне, то здесь она может идти лишь об осени. Это, конечно, не значит, что здесь приостанавливается всякая деятельность. Наоборот, здесь могут быть весьма активны некоторые силы, но это силы низшего порядка. Выражаясь языком комментаторов, здесь действуют ничтожества, которых сам текст называет «негодными людьми». Чтобы понять закономерность возникновения данной ситуации после предыдущей, надо лишь принять во внимание, что там в содержание понятия Расцвет входило полное принятие отрицательных элементов.

Когда же силы творчества в конце предыдущей ситуации начинают иссякать и повышается укрепление самостоятельности этих отрицательных элементов, то при логическом развитии данного процесса ситуация необходимо приходит к той, которая выражена в настоящей гексаграмме. В ней выражается то положение, при котором после достижения высот познания происходит срыв и все тормозящие силы, все реакционное начинает действовать, не подчиняясь активному познанию. Причиной тому то, что часто случается в практике познания: во время высшего напряжения познания при недостаточной ясности мысли действительностью признается иллюзия, весьма мало отличная от истины.

Так сказать, «почти истина» бывает причиной величайшего падения познания. Этот процесс нарастающего заблуждения выражен в данной гексаграмме. Он протекает, как и все другие процессы, двумя последовательными волнами. Но в афоризмах отдельных черт не столько указывается характеристика ситуации, сколько действия, качества и т.д., необходимые для преодоления данной ситуации. На этой гексаграмме заканчивается процесс самостоятельного развития личности. Для дальнейшего плодотворного развития ей необходимо погрузиться в общество, прийти к ей подобным личностям для совместной деятельности. Это выражено в названии следующей гексаграммы: Единомышленники. Афоризм настоящей гексаграммы отражает лишь свое существенное из приведенных мыслей, но они находят свое подтверждение и в афоризмах отдельных черт, и в общей системе. Афоризм данной гексаграммы следующий:

Негодные люди упадка не благоприятствуют стойкости благородного человека. Великое отходит; малое приходит.

Здесь процесс упадка лишь в самом начале. Он еще легко преодолим. Еще не дает себя почувствовать индивидуальная обособленность, и возможна совместная деятельность единомышленников. Именно такая коллективность может здесь спасти положение. Нужно только стойкое сохранение ее. Тогда еще возможно развитие, ибо совместными усилиями еще можно понять вред «почти истины» и вовремя прекратить его, сразу же устремившись к тому, что вполне истинно. В тексте это выражено так:

В начале слабая черта. Когда рвут тростник, то [другие] тянутся за ним, так как он растет пучком. Стойкость — к счастью. Развитие.

Данная ситуация — ситуация упадка. Но текст — не только описание, здесь дается совет, как преодолеть упадок. Именно здесь это возможно, ибо данная позиция, как центральная, занятая слабой чертой, нормально имеет правильное соответствие в активной пятой позиции. Здесь еще «ничтожества», символизирующие все реакционное, могут примкнуть к идущему вперед человеку. Именно ему указывается на необходимость принять их. Для них это счастье, ибо в таком принятии намечается возможность их правильного роста. Но для такого великого человека, ведущая за собой меньших, все же ситуация остается ситуацией упадка. Однако из нее он в состоянии найти выход в том, что с полной активностью принимает к себе тех, кто примыкает к нему. Если он решается на это, то никто уже не может смутить его в его развитии. Однако, с другой стороны, приверженность к «почти истине» здесь усиливается настолько, что ситуация благоприятствует деятельности одних ничтожеств. Деятельность подлинного искателя истины здесь испытывает громадные ограничения. Однако они лишь служат импульсами к их преодолению для того, кто по праву может, называется искателем истины, т.е. человеком, живущим познавательной жизнью. Текст выражает это так:

Слабая черта на втором месте. Охвати примыкающих к тебе. Ничтожным людям — счастье. Великому человеку — развитие в упадке.

Кризис, представляющий собой всегда крайне затруднительное положение в ситуации упадка, становится особенно острым. В постепенном обострении упадка именно третья позиция представляет собой наибольшую глубину его, ибо следующие за ней позиции уже выражают известное освобождение от упадка. В символике Книги это выражено тем, что они заняты триграммой «творчество», полной активности для преодоления упадка. Здесь же максимальное развитие сил Тьмы. В познании они приводят человека к тому, что он принимает подобие истины за самую истину. Ничто здесь не может изменить положение, никакое активное вмешательство самого человека невозможно. При осознании этого положения человека охватит чувство стыда, и оно может целиком смутить его. И активность его может быть направлена лишь на то, чтобы мужественно перенести это чувство. В этом самое важное, и «Книга Перемен» указывает здесь в предельно лаконичной формуле лишь эту сторону процесса:

Слабая черта на третьем месте. Будешь полон стыда.

Самостоятельное спасение положения недостижимо еще и здесь. Только как милость может быть оказана помощь от того, кто занимает следующую, более благоприятную позицию.

Это возможно потому, что период, охваченный характеристикой триграммы «исполнение», уже миновал и наступает другой период, отличенный триграммой «творчество». Она символизирует также и небо, которое мыслилось в древнем Китае как инспиратор судьбы. По этим воззрениям (отраженным в самом языке) воля неба и судьбы совпадают. Вступление в период данной триграммы «творчество» обозначает «наличие неба», благодаря которой ситуация улучшается и положение становится безупречным. Это еще находит, поддержу и в том, что все силы Света здесь действуют совместно, как объединенные в одну триграмму. Так же совместно они действовали и на первой позиции предыдущей гексаграммы. Все это характеризует положение, в котором дается впервые возможность исправить ущерб от ложных убеждений, от убеждений, в которых подобие истины было принято за истину. Это возможность исправления должна быть импульсирована со стороны наиболее прогрессивных элементов познания или от человека, ушедшего в своем развитии вперед. Текст облекает это в такие слова:

Сильная черта на четвертом месте. Будет веление свыше, — и хулы не будет. Все, кто с тобою, придут к благословению [неба].

Максимальное развитие сил творчества, наступающее на данной позиции, дает возможность, несмотря на общую ситуацию упадка, проявить такую деятельность, благодаря которой процесс упадка может быть приостановлен. Но это не совершается автоматически, само собою, а требует энергичного и бдительного вмешательства самого человека. Это энергия выражена и в том, что это пятая (активная) позиция и что занята она световой (деятельной) чертой, средней (кульминирующей) в триграмме «творчество». Такая сила здесь в согласии с нормой занимает позицию великого человека и имеет правильное соответствие — резонанс во второй слабой, податливой черте. Поэтому и в афоризме выражено счастье, ожидающее такого великого человека, который в состоянии приостановить процесс упадка. Однако это положение еще не таково, чтобы на нем была допустима благополучная бездеятельность. Упадок ведь все еще наличен, и непрерывно надо следить за тем, чтобы не погибло это начало ликвидации упадка. Его следует сильнейшим образом укрепить — словно привязать к буйно растущей шелковице, которую невозможно вырвать с корнем. Так познание, постепенно очищаясь от господства иллюзий, должно быть бдительно укреплено для того, чтобы избежать состояния упадка. В тексте это облечено в стихи (ради точности содержания переводимые нами прозой):

Сильная черта на пятом месте. Приостанови упадок. Великому человеку — счастье. Не погибло бы, не погибло бы [оно]! Укрепи [его] у буйно растущей шелковицы.

На этой последней позиции заканчивается ситуация упадка. Вся предстоящая деятельность была направлена к ликвидации его. Вот почему наступает момент, когда процесс упадка должен быть, не только приостановлен, как на предыдущей ступени, но и низвергнут. Однако даже здесь он дает себя чувствовать со всеми присущими ему чертами, с его подменой истины «почти истиной» и т.п., так что на первых порах и данная позиция характеризуется упадком. Но все же дело обстоит так лишь в начале. После этого наступает радость преодоления упадка. Это радость ведет к следующей ситуации, охарактеризованной коллективностью работы. Так, окончание процесса упадка выражено следующими словами:

Наверху сильная черта. Низвергнутый упадок. Сначала упадок, а потом радость.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!